В конце 18 в. процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.
Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах — малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий.
Главным центром научной деятельности была академия наук. 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями. Образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов — разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.
Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки.
В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г.Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И.Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.
Во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. И.И.Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя. И.П.Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов.
Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П.Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И.Фонвизиным (комедии «бригадир» и «Недоросль»).
В архитектуре господствовал стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций.
Крупнейшими зодчими этого направления были В.В.Растрелли в Петербурге и Д.В.Ухтомский в Москве.
М.Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи — С.Ф.Щедрин и Ф.Я.Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П.Лосенко.
Замечательные творения создают скульпторы Ф.И.Шубин — мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.
Начало 19 в. стало временем подъема русской культуры. В его основе лежали факторы сближения России с Европой, рост национального самосознания, связанный с событиями 1812 г., возникновение оппозиционных течений в обществе.
В 1802 г. образовано Министерство народного просвещения. Основаны университеты в Петербурге, Казани, Харькове и Киеве. Открылись высшие специальные учебные заведения, технические инженерные институты и лицеи, в которых готовились государственные чиновники. В России была создана 4-ступенчатая система образования, предусматривающая преемственность между учебными заведениями различных уровней.
Начало века характеризуется развитием книгопечатания и издательства периодической литературы. В 1850 г. в России издавались общественно-политические и литературные журналы: «Вестник Европы», Чизд. Н.М.Карамзин), «Северный вестник» (изд. Н.С.Глинка), «Телескоп» (изд. Н.И.Надеждин), «Московский телеграф» (изд. Н.А.Полевой), «Отечественные записки» (изд. А.А.Краевский), «Современник» (изд. А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов).
Мировое признание получили научные труды русских ученых. В.В.Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии. Н.И.Пирогов впервые применил эфирный наркоз в хирургии.
Признанным стилем в русском изобразительном искусстве долгое время оставался классицизм. Однако в 19 в. традиции классицизма стали сочетаться с романтизмом.
В музыке произошла смена идейно-эстетических направлений, шел процесс внедрения народных мелодий и русской национальной тематики. Путь через романтику к реализму прослеживается в произведениях А.С.Даргомыжского. А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева, М.И.Глинки.
В архитектуре наступила пора позднего классицизма, проповедующего монументальность, строгость и простоту — Адмиралтейство (А.Д.Захаров), Большой театр (А.А.Михайлов, О.И.Бове). Архитектор К.А.Тон стал родоначальником русско-византийского стиля (Б.Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя).
Основные черты и сообенности культуры России 18-19 веков
Основные черты и сообенности культуры России 18-19 веков
Министерство образования Российской Федерации
Новгородский государственный университет
имени Ярослава Мудрого
Контрольная работа
по «Культурологии»
на тему:
«Основные черты и особенности культуры России XVIII-XIX веков»
Выполнила:
студентка гр. 2221-ЗО
Кириллова И.Ю.
Великий Новгород
2003
Содержание
Введение
1. Русская культура на рубеже XVIII-XIX – первой половине XIX веков
1.1. Наука и образование
1.2. Литература
1.3. Искусство
2. Пореформенные годы
2.1. Образование и наука
2.2. Литература
2.3. Искусство
Заключение
Список использованной литературы
3
3
3
6
10
11
11
13
18
24
26
Введение
В XVII в. в истории России завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности — первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия.
Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.
Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык.
Русская культура на рубеже XVIII-XIX – первой половине XIX веков
1.1. Наука и образование
В XVIII в. развиваются внешние экономические и культурные связи России с западными странами, способствующие вхождению ее в мировой историка- культурный процесс. Во второй половине XVIII в. в недрах феодальной экономики формируется капиталистический уклад. К концу XVIII в. завершается процесс складывания русской нации на базе уже сложившейся русской народности с высоким уровнем культуры и чувством национального единства.
Основным содержанием историко-культурного процесса в этот-период были формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры — наука, художественная литература, светская живопись, общедоступный театр и др.
Культурно-исторический процесс этого периода характеризуется начавшимся разрушением средневекового религиозного мировоззрения. Падает духовный авторитет церкви, что приводит к росту демократических традиций. Происходит так называемое обмирщение культуры, т. е. ее отход от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера (секуляризация’). Секуляризация — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви.
На развитие культуры и общественной мысли XIX в. огромное воздействие оказала Отечественная война 1812 г., вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Другими событиями и явлениями, влиявшими на формирование культуры золотого века и ее особенности, были восстание декабристов и европейские буржуазные революции.
Образование. Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на достижения предшествующего времени. Проникновение капиталистических элементов в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. В общественно- политические процессы втягивались новые социальные слои общества. Царское правительство, провозгласившее «теорию официальной народности», основанную на триаде — самодержавие, православие и народность, активно боролось с проявлениями передовой мысли в литературе, театре, живописи, философии. Политика просвещения имела отчетливо классовый характер. Крепостной строй тормозил широкое просвещение народа и не давал возможности пользоваться культурными достижениями всему населению. Культурные потребности дворянства были иными, чем крестьянства, которое формировало собственные культурные традиции. Свободный доступ к образованию в начале XIX в. имели лишь привилегированные слои населения. Однако самодержавие в условиях становления капиталистического уклада вынуждено было расширять сферу образования. В начале XIX в. в России функционировало лишь одно высшее учебное заведение — Московский университет. Затем были открыты университеты в Петербурге, Дерите, Вильно, Казани и Харькове. Открылись привилегированные учебные заведения в Царском Селе, Ярославле и Пежине.
Культура Российской империи в XVIII в.
Особенности русского Просвещения
XVIII в. вошёл в историю как эпоха русского Просвещения, которое стало неотъемлемой частью эпохи Просвещения в целом. Имперская власть всячески поощряла развитие образования, науки, искусства. Ещё при Петре I начала свою деятельность Российская академия наук (1725). Большое влияние на Просвещение в России оказало французское Просвещение.
Изменения в повседневной жизни людей требовали повышения их культурного уровня. Элементарной грамотности было уже недостаточно, возникла необходимость в более серьёзных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Поэтому для эпохи русского Просвещения было характерно развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.
В годы правления императрицы Елизаветы Петровны одним из главных носителей идей просвещённого абсолютизма был её фаворит И. Шувалов. По мнению историков, он идеально подходил на роль просвещённого придворного. При его непосредственном участии основывались первые российские университеты. Так, в 1755 г. был основан Московский университет, а спустя два года открыла свои двери Императорская академия художеств в Петербурге. Открывались библиотеки, театры, публичные музеи, начала печататься периодическая пресса. Среди других выдающихся деятелей русского Просвещения стоит отметить М. Ломоносова, А. Радищева, Н. Новикова. Весомую роль в русском Просвещении сыграла сама императрица Екатерина II, принимавшая активное участие в развитии искусства, наук и образования. По её инициативе в 1764 г. был создан Смольный институт благородных девиц.
Вопреки многим своим начинаниям в духе просвещённого абсолютизма и увлечению французской «Энциклопедией. » («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — французская энциклопедия эпохи Просвещения), Екатерина не могла допустить и мысли, что эти идеи могут повлиять на устои абсолютизма в Российской империи. События войны за независимость североамериканских колоний и Великой французской революции заставили её во многом пересмотреть своё отношение к Просвещению как идеологии и её носителям. Так, среди репрессированных вскоре оказались Н. Новиков и А. Радищев, работы просветителей, в том числе и Вольтера, запрещались и сжигались. Принятие в 1791 г. Конституции Речи Посполитой было воспринято императрицей как прямая угроза абсолютизму в России, что привело к участию Российской империи во втором и третьем разделах Польши. Эти метаморфозы в политике Екатерины II получили название контрпросвещения.
Отличием русского Просвещения от западного было достаточно прохладное отношение общественного мнения, в первую очередь дворянской элиты, к либеральным идеям, столь популярным в Европе того времени.
Русская культура XVIII в
Временем подъёма русской культуры стал XVIII в. Всё большее значение приобретает светское начало в культуре, ощущается проникновение европейского влияния. Имело место постоянное вмешательство власти в духовно-культурную сферу. Как правило, культурные новшества затрагивали, прежде всего, дворянство, отрывая его от традиционной народной культуры.
В развитии российской науки ключевую роль сыграли М. Ломоносов, В. Татищев, который стал автором первого обобщающего труда по истории России — «История Российская с самых древнейших времён».
Ярким примером развития архитектуры 1-й половины XVIII в. стала застройка новой столицы — Петербурга (Петропавловский собор, Летний дворец Петра). Преобладающими стилями были барокко и классицизм. Представитель барокко — Б. Растрелли, спроектировавший ряд впечатляющих дворцовых ансамблей (Зимний дворец, Большой дворец в Петергофе и др.). В стиле классицизма выполняли свои постройки В. Баженов, М. Казаков, И. Старов. В Москве была построена Меншикова башня (архитектор И. Зарудный), по своей высоте ненадолго превзошедшая колокольню Ивана Великого. Наивысшим достижением деревянного зодчества стало возведение архитектурного ансамбля в Кижах на одном из островов Онежского озера.
Во 2-й половине XVIII в. традиционная русская иконопись уже не была доминирующим направлением в изобразительном искусстве. Ощущается возрастающее влияние зарубежной масляной живописи, прошедшей на тот момент впечатляющий путь развития от эпохи Ренессанса до барокко. Ряд живописцев (Шлютера, Каравака) приглашали из-за рубежа, нанимая их в качестве придворных художников. Им принадлежит существенный вклад в становление отечественной школы живописи (И. Вишняков, А. Антропов, А. Бельский).
В отечественном изобразительном искусстве преобладает портретная живопись, появляется гравюра (А. Ростовцев, братья Зубовы). Первопроходцами портрета были И. Никитин, А. Матвеев, получившие художественное образование за границей. Во 2-й половине XVIII в. выдающимися представителями портретного жанра стали Д. Левицкий, В. Боровиковский, которые стремились в своих работах как можно полнее раскрыть внутренний мир человека. В конце XVIII в., на основе ряда частных коллекций, был основан крупнейший художественный музей России — Эрмитаж.
Появляются предпосылки для образования русского национального языка. Литературный язык сближается с разговорным, что способствовало складыванию русского общенародного разговорного языка. За основу был взят московский диалект.
В литературе начала XVIII в. набирают популярность такие жанры, как история, повесть. Ведущим публицистом того времени был священник Феофан Прокопович («История императора Петра Великого», «Слово о власти и чести царской»). Со 2-й половины столетия ведущими направлениями становятся классицизм (А. Сумароков), реализм (Д. Фонвизин «Недоросль») и сентиментализм (Н. Карамзин «Бедная Лиза»).
Н. Карамзин в 1790-х гг. реформировал литературный язык, что способствовало расширению круга читателей. Большое влияние как на литературу, так и на общественную мысль в целом оказало произведение А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), изобличавшее пороки власти и ущербность крепостничества.
Театральное искусство 1-й половины XVIII в. имело преимущественно аматорский характер, театры оставались развлечением дворянской верхушки. Актёрами в них были крепостные. В 1750 г. в Ярославле открыт первый профессиональный театр. У его истоков стоял Ф. Волков.
Развитию скульптуры способствовало творчество Э. Фальконе («Медный всадник» в Санкт-Петербурге), Ф. Шубина, создавшего целую галерею скульптурных портретов выдающихся деятелей (Екатерины II, Павла I и др.).
Ключевые даты
- 1725 — открытие Российской академии наук.
- 1750 — открытие первого профессионального театра.
- 1755 — открытие Московского университета — первого в России.
- 1757 — открытие Императорской академии художеств.
- 1764 — создание Смольного института благородных девиц.
- 1790-е — языковые реформы Н. Карамзина.
Основные понятия
- Эпоха Просвещения — период в истории европейской культуры, характеризовавшийся бурным развитием науки, образования, философскими дискуссиями. Основой Просвещения были идеи рационализма и свободомыслия.
- Барокко — художественный стиль, характеризующийся стремлением к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.
- Классицизм — художественный стиль, в основе которого лежали идеи рационализма. В классицизме художественное произведение создаётся по строгим канонам. Для классицизма имеют значение только существенные, типологические черты. Он игнорирует случайные индивидуальные признаки. Истоки этого стиля следует искать в античном искусстве.
- Сентиментализм — литературное направление, произведения которого ориентированы на восприятие текстов читателем, иными словами, на чувства, возникающие в процессе чтения.
- «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» — французская энциклопедия эпохи Просвещения. Издавалась в период с 1751 по 1780 гг. Было издано 35 томов, что сделало её одним из наиболее полных справочных изданий XVIII в.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
В чём состояло влияние идей Просвещения на развитие российской культуры XVIII века?
Ответ. Для эпохи русского Просвещения было характерным развитие народного образования, открытие первых высших учебных заведений, формирование системы технических и различных культурно-просветительских учреждений.
Культура России 18 века: развитие, достижения
XVIII столетие в мировой истории – это время больших изменений в социально-общественном устройстве и мировоззрении. Неслучайно его называют «веком просвещения». Идеи Дидро, Руссо, Радищева и Вольтера способствовали утверждению духа свободолюбия, побуждали к борьбе с религиозной косностью и догматизмом.
Новые веяния стали ощутимы в культурной жизни всех европейских стран. Образование, наука, философия, искусство несли на себе отпечаток идей просветителей. Культура России 18 века также переживала небывалый подъем, обусловленный несколькими факторами.
Этапы развития
В исторической науке культуру Московского царства принято называть «древней» или «средневековой». Петровские реформы и создание Российской империи коренным образом изменили не только общественно-политическое устройство русского государства, но и его культурную жизнь.
На рубеже XVII-XVIII веков ослабло влияние православной церкви, до этого старавшейся оградить страну от «еретического» воздействия Запада. Поэтому развитие культуры 18 века в России шло уже по общеевропейскому пути. Одним из самых больших достижение этого периода стало появление светского искусства, никак не связанного с церковным мировоззрением.
В целом же можно выделить три этапа развития культурной сферы Российского государства:
- Первая четверть XVIII столетия (время Петровских реформ).
- 30-60 годы (достижения в области искусства, литературы и науки).
- Последняя четверть века (рост демократизации культуры и просветительства).
Таким образом, реформы Петра Великого имели двоякие последствия. С одной стороны, они заложили фундамент для обновляющих перемен в русском искусстве, а с другой, способствовали разрушению культурных традиций и ценностей Московской Руси.
Достижения в сфере просвещения
На развитие культуры России в 18 веке огромное влияние оказали перемены в области образования, заботу о котором Петр I возвел в ранг государственной политики. С этой целью в годы его правления были открыты новые учебные заведения:
- навигацкая школа;
- артиллерийская;
- медицинская;
- инженерная;
- горнозаводские училища на Урале;
- цифирные школы, где обучались дети подьячих и дворян.
Приемники царя-реформатора продолжили его дело, учредив таким образом Шляхетский и Пажеский корпуса, Смольный институт, Академию наук и Московский университет. К концу столетия в России уже насчитывалось 550 учебных заведений. Свой вклад в дело просвещения внесла и первая газета «Куранты», а затем «Ведомости». Кроме того, в стране возникло книгоиздательское дело, и благодаря просветителю Новикову Н. появились первые библиотеки и книжные лавки.
Научная деятельность и изобретательство
Среди российских ученых поначалу преобладали приглашенные из-за рубежа специалисты. Однако уже в 1745 г. на должность профессора Академии наук был избран Ломоносов, а в последующие годы ряды русских академиков пополнили Крашенинников С., Лепехин И., Румовский С. и др. Эти ученые оставили заметный след в развитии:
- химии;
- географии;
- биологии;
- истории;
- картографии;
- физики и других отраслей научных знаний.
Изобретатели также внесли огромный вклад в историю культуры России 18 века. Например, Никонов Е. создал водолазный костюм и примитивную подводную лодку. Нартов А. разработал новую технологию чеканки монет и изобрел токарный станок, а также машину для сверления пушечных дул.
От барокко до реализма
В произведениях русских авторов XVIII века сохранились старые формы изложения. Тем не менее в их содержании заметно уже влияние гуманистических идей. Так, популярные «истории» о героях учили читателей тому, что успех в жизни зависит не от происхождения, а от личных качеств и добродетелей.
Литература, как часть культуры России 18 века, находилась под влиянием сначала стиля барокко, а затем классицизма. Первый из них особенно заметен в поэзии, переводных пьесах, любовной лирике. Классицизм, воспевающий национальную государственность и абсолютную монархию, достиг апогея в одах Ломоносова. Помимо него, тот же литературный стиль характерен для творчества Княжнина Я., Сумарокова А., Хераскова М., Майкова В. и других авторов.
К достижениям в области литературы следует отнести:
- появление нового стихосложения, ставшего основой современной русской поэзии (Тредиаковский В.);
- упорядочивание лексических языковых норм (Ломоносов М.);
- написание первых русских трагедий и комедий (Сумароков А.).
В конце столетия на смену классицизму в литературе пришел сентиментализм, присущий творчеству Карамзина Н. В написанной им «Бедой Лизе» отражены глубокие переживания и чувства простой девушки, которая умеет так же горячо любить, как и выросшая в неге благородная девица.
Фонвизин Д. и Радищев А. в своих произведениях затрагивали острые социальные проблемы, по этой причине литературоведы усматривают в них черты реализма – стиля, получившего развитие в следующем столетии.
На смену иконописи
До XVIII в. главными и, по сути, единственными живописцами в России были богомазы, писавшие иконы. С развитием светского искусства появляются новые жанры. Основоположником русской живописи считается Лосенко А. Хотя его полотна были всего лишь подражанием западноевропейским образцам, все же они ознаменовали разрыв культуры России в первой половине 18 века с церковным искусством, диктовавшим как формы, так и сюжеты.
В последующие десятилетия в русской живописи стал лидировать портретный жанр. Камерные, парадные и интимные полотна на долгое время затмили создание бытовых сценок. Самыми известными художниками-портретистами той поры были:
- Левицкий Д.
- Боровиковский В.
- Антропов А.
- Рокотов Ф.
В конце века картины западноевропейских живописцев, приобретенные императрицей Екатериной, легли в основу художественной коллекции Эрмитажа.
В камне и металле
Отход изобразительного искусства от церковного догматизма дал невероятный толчок развитию ваяния. В этой области культура России 18-19 веков достигла высот мирового уровня. Античные статуи украшали парки и сады Петербурга, фонтаны – дворцовые комплексы, лепнины и рельефы – рациональную простоту фасадов.
Именно в России полностью проявился многогранный талант Растрелли К. Среди его творений, дошедших до нас, стоит упомянуть парадные бюсты, статую Анны Иоанновны и памятник Петру Первому, установленный перед Михайловским замком. Наряду с Растрелли творил и русский скульптор Зарудный Иван.
Со второй половины 18 столетия ваяние в России стало еще более востребованным, как того и требовал стиль барокко. Скульптурами изобиловали фасады дворцов, общественных зданий, а рельефы активно использовались для украшения их интерьеров. Как и в живописи, в ваянии того периода активно развивался портретный жанр, в который внесли большой вклад почти все талантливые русские скульпторы:
- Шубин Ф.
- Гордеев Ф.
- Прокофьев И.
- Козловский М.
- Щедрин Ф.
- Мартос И.
Разумеется, одним из самых выдающихся достижений русской скульптуры 18 века стало создание «Медного всадника» по поручению императрицы Екатерины Второй.
Театральные подмостки
Культура России 18 века немыслима без театра и музыки. В это время были заложены основания, позволившие в следующем столетии ярко проявиться национальным дарованиям в этих областях искусства.
При Петре впервые стали проводиться музыкальные вечера – ассамблеи, на которых придворные и дворяне могли танцевать. Тогда же вошло в моду обучение игре на виоле, клавесине, флейте, арфе, а также обучение салонному пению.
С музыкой связано появление театра и русской оперы, первая из которых «Цефал и Прокрис» была поставлена в 1755 г. Но самым выдающимся произведением той эпохи искусствоведы считают оперу «Орфей и Эвридика» композитора Фомина Е. Кроме него, музыку сочиняли:
- Березовский М.
- Хандошкин И.
- Бортнянский Д.
- Пашкевич В. и др.
В царствование Екатерины особенной популярностью пользовался крепостной театр, в котором был собственный оркестр. Эти коллективы нередко активно гастролировали, пробуждая тем самым интерес к данному виду искусства. Говоря о культурных достижениях той поры, нельзя обойти стороной открытие в 1776 г. в Москве Петровского театра – предшественника известного на весь мир Большого театра.
Русское барокко и классицизм
В архитектуре России XVIII века господствовали два стиля. До середины столетия это было русское барокко, сменившееся классицизмом. Для первого стиля были характерны черты, заимствованные у голландских, немецких и шведских архитекторов. Примером тому может служить Петропавловский собор.
Однако, невзирая на приглашенных в Россию иностранных зодчих, вскоре в рамках барокко стали формироваться национальные архитектурные особенности. Русский стиль уже заметен в творениях Ухтомского Д., Земцова М., Мичурина И. Ну а бесспорными достижениями барокко были и остаются архитектурные шедевры Растрелли Б.: Петергоф, Екатерининский и Зимний дворцы.
Во второй половине 18 века в культуре России стали появляться черты нового стиля – классицизма, окончательно сложившегося в 80-х годах. Типичным примером архитектуры этого периода можно считать Таврический дворец, возведенный в Петербурге Старовым И. По его же проектам были созданы:
- Троицкий и Князь-Владимирский соборы.
- Здания Академии наук и Смольного института.
- Александровский и Пеллинский дворцы.
Итоги
Конечно, кратко о культуре России в 18 веке и ее достижениях очень сложно говорить, настолько они многогранны и многочисленны. Но все-таки невозможно спорить с тем, что это было время великого перелома, чему в немалой степени способствовали петровские реформы. Влияние западного искусства, позволившего русской культуре стать светской, расширив сферу духовной деятельности, предопределило направления ее развития в следующем веке.
История русской культуры в таблицах
История русской культуры в таблицах
Таблица может понадобиться для подготовки к ЕГЭ и решения многих вопросов.
Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)
чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.
Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом
скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки
2.Узелково – иероглифическая письменность;
4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.
(Глаголица и кириллица)
- Летопись;
- Житие;
- Слово (поучение);
- Хождения;
- Исторические повести.
Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского
монастыря, около 1113 года.
Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.
-торжественное – «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит Илларион;
-нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание).
Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину».
- Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
- Собор Святой Софии в Новгороде;
- Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
- Золотые ворота в Киеве.
Памятники Владимиро-Суздальской земли:
Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.
Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем
Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура
Литература | Архитектура | Живопись | Церковь |
— влияние ига на темпы и ход развития. | Жанры: Летописи; Исторические повести; |
«Повесть о разорении Рязани»;
«Повесть о Щелкане»
(о восстании в Твери в 1327г.);
«Житие Александра Невского» (О Невской битве);
Белый камень Красный кирпич
1367-1369гг. Иван III
- Успенский собор
- Благовещенский собор(1484-1489гг.);
- Церковь Ризоположения
Создатели: псковские мастера;
- Грановитая палата;
1487г.- Марко Фрязин,
1491г. – Пьетро Антонио Солари;
- Троице-Сергиева Лавра,
- Феофан Грек (1340-1410),
использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде.
- Андрей Рублёв
(конец 14в.- первая треть 15в.),
возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие.
Иконы: «Спас», «Троица».
Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.
- Дионисий (1440-1505гг.),
предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета.
Нил Сорский Иосиф Волоцкий
Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела.
Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.
Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура
1 .«Степенная книга» (описание правлений русских князей от Владимира Святого до);
2.«Лицевой летописный свод».
- Исторические повести:
1. «Казанское взятие»;.
1.«Сказание о князьях Владимирских»; концепции наследственной связи
русских государей с византийскими императорами.
2.И.Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете – Салтане»: идеал государственного устройства — сильная самодержавная власть.
3.А.Курбский: «История о великом князе Московском »; идея- ограничение царской власти. Переписка с царём о путях развития Руси, об отношении монарха с подданными.
4. Сильвестр «Домострой»- энциклопедия домашнего хозяйства и моральных норм, правила поведения в семье.
Максим Грек выступал против обогащения церкви.
Матвей Башкин — против официальной церкви, осуждал холопство.
- Церковь Вознесения
в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.
- Покровский собор
(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.
- Архангельский собор,
Архитектор — Алевиз Новый , 1506-1508гг.
Фёдор Конь – Белый город
Русская культура XVII века.
наука | литература | публицистика | архитектура | живопись | театр |
География: |
В. Поярков: экспедиция на Амур;
2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой;
3.1649г.- Е. Хабаров:
4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова;
1. « Сказание Авраама Палицына»
2. «Повесть об Азовском осадном сидении»
( победа над турками 1641г.)
1. «Повесть о Ерше Ершовиче»;
2. «Повесть о Шемякином суде»;
3. «Калязинская челобитная» (высмеивается монастырь)
основатель Симеон Полоцкий.
1. «О Навуходоносоре царе»;
(идея: социальный мир и смягчение угнетения);
2. С. Полоцкий:
«Политика». Идея: цель самодержавного
1. начало- 30-ые годы XVII века – шатровый стиль;
2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко:
г) сочетание красного и белого кирпича.
Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков,
1.Кремлёвский Теремной дворец;
2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве;
3. Церковь Покрова в Филях (барокко);
4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов).
(стремился «выписать» детали, придать объём).
3.картина «Насаждение древа государства»
XVII век: появляются парсуны – портреты
Русская культура первой половины XVIII века
образование | наука | театр | литература | быт | архитектура | живопись |
1. «Арифметика» Магницкого; |
2. «Грамматика» Смотрицкого;
3. «Букварь» Поликарпова;
4. «Первое учение отрокам» Прокоповича.
1708-1710 г.- реформа алфавита, гражданский шрифт.
1714г.- указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.
2.Навигацкая школа (1701г.),
3.Морская школа (1715г.);
2.1706г.- аптекарский огород- основа ботанического сада;
3. 1707г.- первый госпиталь;
1718г. – отечественные хирургические инструменты;
4.1724г.- подводная лодка (Никонов)
5.1714г. – Кунсткамера-первый естественно-научный музей.
6.В Сухаревской башне Я. Брюс открыл обсерваторию.
«К уму своему» (защита петровских преобразований);
2.1703г.- газета «Ведомости»;
4. «Юности честное зерцало» (правила хорошего тона).
«Правда воли монаршей»,
«Слово о власти и чести царской».
Идея: право монарха на неограниченную власть.
изогнутость линий фасада;-обилие колонн, статуй.Памятники:
-Собор Петропавловской крепости (Трезини, Земцов);
-здание 12 коллегий
( проект Трезини, Земцова);
(началось строительство при Петре);
Русская культура второй половины XVIII века
Наука. | Изобретения. | Литература. | Образование. | Живопись. Скульптура. | Архитектура. | Театр. | |
1.Ломоносов – развитие молекулярной теории строения веществ; закон сохранения материи, доказал общность природы молнии и электричества, создал рецепт изготовления смальты, исследование Венеры, действующая модель вертолёта. |
Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана.
Татищев- «История Российская»;
шлифовка оптических стёкол;
-одноарочный неразводной мост;
-суда, двигавшиеся против течения;
-протезы для инвалидов.
Фонвизин – «Недоросль», «Бригадир».
Карамзин «Бедная Лиза»,
журналы «Трутень» и «Живописец».
1757г. – академия художеств (по плану Шувалова)
1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой).
(бюсты Ломоносова, Екатерины II);
-Дом Пашкова (Баженов);
Жемчугова – крепостная актриса;
Русская культура первой половины XIX века
Наука и образование. | Литература. | Архитектура. | Живопись, скульптура. | Театр | Музыка. |
1811г.- Царскосельский лицей; |
Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества;
-1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан;
доказал, что Сахалин-остров.
Зинин- синтез анилина;
-Шиллинг – электромагнитный телеграф;
Черепановы – первая ж/д
-реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь.
-«Отечественные записки»: Некрасов
-ампир- опора на художественное наследие Греции и Рима;
обилие декоративных украшений и военной эмблематики.
-эклектика – произвольное сочетание разных стилей.
Росси: Сенат, Дворцовая площадь,
Бове: Манеж, Большой театр (ампир);
Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир);
Захаров: Адмиралтейство (ампир);
Жилярди: здание Опекунского совета (ампир);
Тон: Большой Кремлёвский дворец,
Храм Христа Спасителя
Монферран: Иссакиевский собор,
Брюллов: «Последний день Помпеи», «Всадница»;
Иванов: «Явление Христа народу»;
Венецианов: «Жатва», «На пашне», «Гумно»,«Пастушок»;
Федотов «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Анкор, ещё анкор!», «Завтрак аристократа»
Клодт – «Укрощение коня» на Аничковом мосту;
Русская культура второй половины XIX века
Наука. | Живопись | Скульптура. | Архитектура. | Музыка. | Театр. |
География. Этнография. |
Математика. Чебышев, Ковалевская;
Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио),
Химия .Менделеев – (периодическая система),
Бутлеров (основы органической химии).
Жуковский, Можайский, Циолковский
Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию,
Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин.
Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.
Перов: «Чаепитие в Мытищах», «Тройка»,
Мясоедов: «Земство обедает», Пейзажи.
Шишкин: «Утро в сосновом бору»,
Репин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван IV и его сын», «Запорожцы пишут письмо», «Арест пропагандиста»
Серов: «Девочка с персикамиСуриков: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Покорение Сибири Ермаком» Поленов: « Московский дворик»,
Левитан: «Март», «Золотая осень»,
Саврасов: «Грачи прилетели»,
Васнецов: «Богатыри», «Алёнушка», Верещагин: «Апофеоз войны».
Микешин, Опекушин «Тысячелетие России»
Антокольский: «Иван Грозный», «Ермак»,
Шервуд, Семёнов: Исторический музей,
1866г.- Московская консерватория
Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев
Бородин: «Князь Игорь»,
«Борис Годунов», «Хованщина»;
Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже.
Скачать можно, нажав Ctrl+S.
Рекомендуем:
Главная » Подготовка к ЕГЭ по истории » История русской культуры в таблицах