Культура во второй половине 60-х—конце 90-х годах

Русская культура 60-90-х годов XIX в. Русская культура 60-90-х годов XIX в. Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазные реформы, рост экономики и становление

Культура во второй половине 60-х—конце 90-х годах

Русская культура 60-90-х годов XIX в.

Русская культура 60-90-х годов XIX в.

Отмена крепостного права в России и последовавшие за ней буржуазные реформы, рост экономики и становление капиталистических отношений в стране создали качественно новые условия для быстрого поступательного развития русской национальной культуры.

Русская культура второй половины XIX в. отражала сложные противоречивые процессы, происходившие в обществе. Общественное движение, достигшее в это время невиданных ранее масштабов, стимулировало развитие демократических тенденций в просвещении, литературе, искусстве. Народное хозяйство страны настоятельно требовало широкого притока квалифицированных специалистов, развития научных исследований и технических разработок. Все эти новые явления вызывали глубокую озабоченность правительства, жестко контролировавшего все сферы культурной жизни, которое пыталось задержать распространение демократических идей, реально угрожавших прочности самодержавия. Борьба прогрессивной и консервативной тенденций пронизывала в эти годы весь процесс формирования и развития русской культуры.

Читайте также

Русская литература 60-90-х годов

Русская литература 60-90-х годов В пореформенные годы в русской литературе наступает расцвет критического реализма. Наша страна дала миру целую плеяду гениальных писателей, принесших славу национальной культуре. В это время писали Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский,

IV Русская Церковь и русская культура

IV Русская Церковь и русская культура Православие не признает рационалистического разъединения веры и дел, зная только веру, любовью споспешествуемую, «веру живую», т. е. с органической необходимостью выражающуюся во всей полноте жизнедеятельности. Поэтому ни богословие,

15. Русская культура XVIII в

15. Русская культура XVIII в В XVIII в. развитие русской культуры было обусловлено коренными социально-экономическими реформами Петра I.В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней университет и гимназия. В 1755 г. И. И. Шувалов и М. В. Ломоносов основали Московский

§ 3. Русская культура в XVII в.

§ 3. Русская культура в XVII в. XVII в. — своеобразный период в истории русской культуры. Он завершает собой развитие культуры на протяжении предшествующих столетий. Мы часто говорим: «древнерусская культура IX–XVII веков», но никогда не продлим это определение на следующий

Раздел XV. Русская культура

Раздел XV. Русская культура Культура Киевской Руси Для Киевской Руси был характерен высокий, по средневековым меркам, уровень развития культуры.Славянская письменность, алфавит, созданные Кириллом и Мефодием во второй половине IХ в., уже в Х в. распространяются на Руси.

Советская культура второй половины 50—80-х годов

Советская культура второй половины 50—80-х годов После ХХ съезда КПСС начался период либерализации внутренней политики, что сказалось на отношениях власти и культуры. Вновь стали собираться съезды художественной интеллигенции. Многие функции управления культурой

43. Русская культура в XIX в.

43. Русская культура в XIX в. XIX век в русской культуре называют «золотым». А 1880–1920 гг. принято называть «серебряным веком».1. Происходила постепенная демократизация культуры. В 1802 г. было создано Министерство просвещения. Возрастал уровень грамотности населения. В годы

§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60–70-х ГОДОВ

§ 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60–70-х ГОДОВ Характерной особенностью русской литературы второй половины XIX века явилась демократизация художественного сознания, чему способствовали как характер общественного движения, так и появление в общественно-политической и культурной

§ 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80–90-х ГОДОВ XIX ВЕКА

§ 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80–90-х ГОДОВ XIX ВЕКА Последние десятилетия XIX века были обозначены серьезными переменами в общественной и литературной жизни России.Утверждение капитализма в экономике повлекло изменения в социальной, культурной, духовной сферах русской жизни.

ЛЕКЦИЯ № 11. Русская культура 20-30-х гг. XX в

ЛЕКЦИЯ № 11. Русская культура 20-30-х гг. XX в 1. Общая характеристика эпохи Культурная жизнь Советского Союза в 1920—30-е гг. противоречива: ликвидация неграмотности взрослого населения, приобщение к достижениям культуры, идеологический пресс, борьба с любыми проявлениями

Часть первая Русская литература 50-х годов. Об искренности в литературе

Часть первая Русская литература 50-х годов. Об искренности в литературе После смерти Сталина начались перемены в политике и культуре, в литературе и искусстве. А в начале 1953 года русская литература продолжала своё существование в острой борьбе между различными

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПЕРИОДА ПОЗДНЕГО СССР

Культура СССР в 1964-1984 годах.

Со второй половины 60-х гг. значительно возрос идеологический контроль над культурной сферой. Все чаще под запрет могли попасть различные художественные произведения, до проката мог не дойти уже снятый фильм. Театральные постановки даже классических пьес проходили предварительный просмотр со стороны специальных комиссий. Ограничивался доступ к зарубежным книгам и фильмам.

Гонения на деятелей культуры

В 1964 г. проходил процесс над И.А. Бродским, в 1965 г. за издание работ за рубежом были арестованы писатели А.Д. Синявский и Ю.М.Даниэль. С середины 70-х гг. в культурной сфере была введена система государственных заказов: писателей, кинематографистов, деятелей театрального искусства призывали сосредоточиться на произведениях историко-революционной, военно-патриотической и производственной тематики. Творчество многих деятелей искусства не вписывалось в рамки «социалистического реализма», призванного воспевать современные достижения советского строя, и они были вынуждены выехать из страны. В 70-х – начале 80-х гг. за границей оказались писатели А.И. Солженицын, В.П. Аксенов, В.Н. Войнович, С.Д. Довлатов, поэт И.А. Бродский, кинорежиссер А.А. Тарковский. Виолончелист М.Л. Ростропович и оперная певица Г.П. Вишневская с 1974 г. жили за границей и были лишены советского гражданства.

Развитие литературы, кино, театра

Несмотря на цензурные препоны, общество интересовалось культурной жизнью, большой популярностью пользовались литературные журналы «Новый мир», «Иностранная литература», «Юность». На рубеже 60-70-х гг. в СССР продолжало развиваться литературное течение, получившее название «деревенская проза» (В.М. Шукшин, Б.А. Можаев, В.Г. Распутин), в которой ставились неудобные вопросы развития деревни, колхозной жизни и бытовой неурядицы простых крестьян. В тоже время попытка группы писателей уже в конце 1970-х гг. наладить открытый выпуск независимого альманаха «Метрополь» натолкнулась на жесткое сопротивление власти.

Советский театр переживал одну из лучших своих эпох. Новым явлением в культурной жизни стали спектакли режиссеров Ю.П. Любимова, М.А. Захарова, Г.А. Товстоногова и многих других. На сцене Ленкома (Московского театра им. Ленинского комсомола) в 1970-е гг. появились обращенные к молодежной аудитории мюзиклы, а в 1981 г. первая советская рок-опера «Юнона» и «Авось», что стало настоящим вызовом для советского зрителя.

Огромной популярностью пользовались сатирические монологи и фельетоны артиста А.И. Райкина, в которых высмеивались и советские чиновники и некоторые черты повседневной жизни. В записях нередко ходили и сатирические выступления М.М. Жванецкого. На советском экране появился «КВН» («Клуб веселых и находчивых»). Передачу закрыли в 1971 г. На эстраде, по радио и телевидению выступали дуэты сатириков — Тарапунька и Штепсель (Ю.Т. Тимошенко и Е.И. Березин), Р.А. Карцев и В.Л. Ильченко.

Мировую известность приобрел Большой театр с балетом «Лебединое озеро», «Кармен», «Спартак» и т.д. В историю мирового балета вошли прославленные мастера Г.С. Ульянова, М.М. Плисецкая, В.В. Васильев, Е.С. Максимова.

Читайте также  Краткий курс по истории государства и права россии

В 1971 г. появился советский телевизионный музыкальный фестиваль «Песня года». Первоначально участники и тексты песен проходили строгий художественный и идеологический контроль. Неоднократными участниками были София Ротару, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев.

Специфической чертой этого периода стала так называемая «магнитофонная революция», когда широкое распространение среди населения получили полулегальные записи бардовских песен таких исполнителей, как Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, А.А. Галич, Ю.И. Визбор и др.

В конце 1970-х–начале 1980-х сформировалось полноценное альтернативное музыкальное направление, получившее название «русского рока». Рок-фестивали прошли в молодом городе физиков Черноголовке под Москвой (1978) и в Тбилиси (1980), но в основном музыканты выступали от случая к случаю в школах, клубах, на квартирах. В 1981 г. с согласия властей, стремившихся взять под контроль новое направление в музыке, был открыт Ленинградский рок-клуб. Но в 1984 г. последовал запрет на деятельность многих рок-коллективов, а на следующий год рок-жанр вообще был удален из официального реестра Министерства культуры. Участники подвергались преследованиям и арестам за незаконное предпринимательство и по обвинению в тунеядстве.

В советском кино продолжались традиции фильмов о Великой Отечественной войне, но крайне плодотворно развивались и другие жанры. Новым явлением стало т.н. авторское или интеллектуальное кино. Направление было представлено кинорежиссерами А.А. Тарковским («Андрей Рублев», 1966-1971, «Солярис», 1972, «Зеркало», 1974, «Сталкер», 1979), А.Ю. Германом и К.Г. Муратовой, чьи ленты стали популярны и за пределами СССР.

В среде художников и скульпторов произошло разделение на официальное и андерграундное искусство, воплотившееся в школе московского концептуализма (В.А. Сидур, Э.И. Неизвестный, О.Я. Рабин). Резонансным событием стала выставка художников-нонконформистов, проведенная в Москве в сентябре 1974 г., но разогнанная при помощи поливочной техники и бульдозеров, за что получила название «Бульдозерная выставка». Власти пошли на уступки, и через две недели разрешили провести выставку в Измайловском парке, которая привлекла тысячи посетителей.

Оттепель и шестидесятые: рождение андеграунда

Как Хрущев дал жизнь неофициальному искусству, а потом сам загнал его в подполье — и что в этом подполье водилось

Шестидесятые как культурная эпоха начинаются гораздо раньше шестидеся­тых календарных. Смерть Сталина, разоблачение культа личности, реабили­тация — все это происходит еще в пятидесятые годы. Именем эпохи стало сло­во «оттепель» — название повести Ильи Эренбурга, вышедшей еще в 1954-м, а через два года о больших переменах объявят с трибуны XX съезда. Закончи­лось все — если говорить конкретно об искусстве — в декабре 1962-го, после того, как Хрущев разгромил выставку в Манеже и все надежды на свободу твор­чества иссякли. Шесть лет оттепели, с 1956-го по 1962-й, — это очень неболь­шой период. Внутри него все тоже было неоднозначно: на те же годы прихо­дятся, например, преследования писателей Бориса Пастернака и Василия Грос­смана. Эта свобода была очень неустойчивой и шаткой — но она была. А инер­ция этой ненадолго случившейся легкости длилась долго, на всем протяжении 60-х.

Сталинское искусство казалось огромным замерзшим монолитом. И неожи­данно этот монолит подвергся оттепельному таянию и стал распадаться. Пер­вая свобода, которая появилась у художников, — свобода поиска художествен­ных ориентиров. Поиски шли в двух направлениях. И по временной шкале — художники заново открывали прошлые достижения отечественного искусства, прежде всего авангарда, — и по шкале пространственной, через освоение того, что вот сейчас происходило на Западе. В обоих направлениях возможности у ищущих были, мягко говоря, не безграничны.

Еще были живы художники, которые застали авангард, и к ним активно «ходи­ли» — такие были своего рода паломничества; особенной популярностью поль­зовались «три Ф» — Фаворский, Фонвизин, Фальк. Одновременно устраивались первые квартирные выставки — например, у коллекционера Георгия Костаки, который собирал русский авангард. О том, что происходило на Западе, узнава­ли из журнала «Америка»: в 1956 году советские власти вновь разрешили его выпускать. В том же году случилась первая выставка Пикассо в Москве — поскольку Пикассо был коммунистом, — и она произвела ошеломительное впе­чатление. В 1957-м прошел Фестиваль молодежи и студентов, в рамках кото­рого проходили выставки абстракций. В 1959 году на Американскую выставку в парке «Сокольники» привезут абстрактных импрессионистов Джексона Пол­лока, Марка Ротко, Виллема де Кунинга и сюрреалиста Ива Танги. Два года спу­стя на аналогичную Французскую выставку привезут Ива Кляйна. Таким обра­зом, все-таки было из чего выбирать.

Эта свобода закончилась резко — в декабре 1962 года, когда генсек Никита Хру­щев отправился в Манеж на выставку к 30-летию Московского союза художни­ков. Помимо соцреалистов, он увидел там и новый советский модернизм — и пришел в бешенство. Сообщил художникам, что их живопись — «говно» и «мазня», а сами они «пидорасы проклятые». После этого началось закручива­ние гаек по всем художественным фронтам. Иллюзия, что в Советском Союзе искусство может быть одновременно и независимым, и публичным, умерла.

Никита Хрущев на выставке «30 лет МОСХа» в Манеже. 1 декабря 1962 года © Фотография Александра Устинова / Cоюз фотохудожников России

И тут художественное поле разделяется. На одной стороне оказываются те, кто на публичность рассчитывает и готов на компромиссы. На дру­гой — те, кто хочет быть совсем свободным и вынужден уйти в подполье. Фор­мируется понятие художественного андеграунда — его еще будут называть нонконформизмом, или «другим искусством», или «вторым авангардом». Пока что разделение довольно условно и не чревато личными конфронтациями, но оно уже есть. Понемногу пространство андеграунда начнет структуриро­ваться, художники станут разделяться на группы.

Принципы объединения в группы поначалу никак не были связаны с художе­ственным выбором, а были связаны с жизненными обстоятельствами. Такими обстоятельствами оказывались общая служба, соседство или родство. Род­ство — это, например, Лианозовская группа: большая семья и друзья семьи. Старшие — Евгений Леонидович Кропивницкий и его жена Ольга Потапова, их дочь Валентина Кропивницкая, их сын Лев Кропивницкий. И зять, муж Валентины, Оскар Рабин, который становится главной фигурой этого круга. И близкие друзья — художники Владимир Немухин и Лидия Мастеркова, поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский, Всеволод Некрасов.

А группа Сретенского бульвара (она сформировалась примерно в 1969−1970 го­дах) — соседи. Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов, Иван Чуйков — у них у всех были мастерские поблизости друг от друга. Это один из очагов за­рождения концептуализма в России, и мы поговорим о нем отдельно. Но важ­но, что здесь первоначальный принцип соседского объединения перерос в принцип настоящей школы.

А вот еще круг журнала «Знание — сила», круг, так сказать, сослуживцев: в 1968 году там Юрий Нолев-Соболев оказался главным художником, то есть человеком с небольшим, но все-таки административным ресурсом. И он при­влек к работе в журнале всех художников андеграунда. Ну не всех, но многих, всех, кого смог: Соболев был художник не партийный, он не делил коллег на своих и чужих. Так что с ним работали и Владимир Янкилевский, и Эрнст Неизвестный, и Виктор Пивоваров, и Илья Кабаков, и Борис Жутовский, и Ана­толий Брусиловский, и Юло Соостер, и много кто еще. А поскольку журнал назывался «Знание — сила», то у него был важный вектор — технократический, да еще и с выходами в научную фантастику. И поэтому сама природа этого журнала поощряла всяческую условность отчасти сюрреалистического толка — не про жизнь как она есть, с натуры, а сочинительство, футурология. В общем, многое там было можно себе позволять.

Читайте также  Декабрьское вооруженное восстание в москве

Культура во второй половине 60-х—конце 90-х годах

Код элемента ЕГЭ: 3.2.16. Особенности развития советской культуры в 1950-1980-х гг.

В 1950—1980-х гг. в развитии культуры СССР можно выделить несколько условных этапов. Следует отметить значительное влияние идеологической и внутриполитической обстановки в стране на процесс культурного развития.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1950-х -ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1960-х гг.

Существовали две тенденции в развитии культурной и научной жизни страны, отмеченные характерными событиями.

1. Оттепель, открытие театра «Современник» под руководством О. Н. Ефремова, публикации в журнале «Новый мир» (А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», произведения Ч. Айтматова), VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Реабилитация генетики как науки, развитие ракетостроения.

1958 г. Введено обязательное восьмилетнее образование, срок обучения в средней школе был повышен до 11 лет.

2. Ужесточение контроля, травля поэта Б. Л. Пастернака по поводу получения им Нобелевской премии, гонения на церковь, осуждение художников-абстракционистов и некоторых писателей.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1980-х -ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1980-х гг.

Характерными чертами этого периода стали атеизм, жёсткое давление идеологии на культуру, активная борьба с инакомыслием.

1962—1985 гг. Развивалось диссидентское движение. Высылка поэта И. А. Бродского под предлогом «тунеядства».

1970-е гг. Страну покинули А. И. Солженицын, М. Л. Ростропович и др. Многие деятели культуры создавали произведения высокого уровня: В. В. быков («Обелиск», «Сотников»), В. М. Шукшин («Я пришёл дать вам волю»), кинорежиссёры С. Ф. Бондарчук («Они сражались за Родину», «Степь»), Л. И. Гайдай («Кавказская пленница»), Т. М. Лиознова («Семнадцать мгновений весны») и многие другие. В жанре фантастики работали писатели А. Н. и Б. И. Стругацкие. На этот период приходится взлёт театрального искусства, которое приобретает невероятную популярность.

Появилась неформальная культура — самиздат. Большой спрос на книги вызывал дефицит детской, учебной и художественной литературы. Развивалась эстрадная песня, появилось множество вокально-инструментальных ансамблей.

Специфической чертой культуры 1960-х — начала 1980-х гг. была «магнитофонная революция». Широкое распространение получили записи бардовских песен. Всеобщий интерес вызывало творчество В. С. Высоцкого, А. А. Галича, Ю. И. Визбора, Б. Ш. Окуджавы и др.

Значительным событием было проведение Олимпиады-80 в Москве.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1980-х -НАЧАЛО 1990-х гг.

Период перестройки отмечен появлением гласности в печати, началом публикации произведений М. А. Булгакова, В. В. Набокова, легализацией рок-культуры. В это время сказалось большое влияние Запада на процесс развития страны в целом.

В СССР перестали глушить западные радиостанции («Голос Америки»). Журналисты начали работать в прямом эфире, что явилось следствием отмены цензуры. Опубликованы произведения, раскрывающие сущность тоталитаризма («1984» Дж. Оруэлла и др.). Значительным событием стал выход книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Зрителям стали доступны запрещённые ранее фильмы («Комиссар» А. Я. Аскольдова) и театральные постановки («Брестский мир» М. Ф. Шатрова). Литература, кинематограф и театр значительно повлияли на подготовку общества к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

1987 г. Создана Комиссия политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Возобновлено сотрудничество государства с церковью.

Конспект урока по истории «Развитие советской культуры в 1950-1980-х гг.». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

Культура СССР в 1960-1980-е годы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Оттепель – это период в истории СССР (середина 1950-х — середина 1960-х годов), для которого характерна относительная либерализация общественной и политической жизни.

Особенности развития культуры

В 1960–1980-х годах развитие культуры носило достаточно противоречивый характер. «Оттепель» сменилась «заморозками». Внешне руководство культурой имело демократические формы: проводились регулярные съезды союзов интеллигенции, научные конференции, однако эти мероприятия имели показной характер, их решения были заранее согласованы с партийными органами.

В дальнейшем усилились идеологическое давление и цензура, контроль над деятельностью советской интеллигенции. Запрещались признанные в мире фильмы, театральные спектакли.

Стихла критика культа личности Сталина. Цензура вычеркивала из мемуаров полководцев критические отзывы о нем. В фильмах сформировался положительный образ Сталина-победителя. Руководство партии одобряло работы на «производственные» темы, в которых рабочий-новатор с помощью партии борется за технический прогресс.

Получили широкое распространение средства массовой информации: телевидение и радио, аудио- и видеокассеты. Это расширило возможности народа по доступу к достижениям западной культуры. В 1970–1985 годах расходы на культуру выросли вдвое, однако она продолжала финансироваться по остаточному принципу. Объекты социально-культурной сферы в результате становились «долгостроем», не реставрировались архитектурные памятники, приходили в упадок музеи и библиотеки.

Образование и наука

В 70-е годы в СССР развернулась работа по подготовке введения всеобщего среднего образования. В городах и селах строились новые школы, число которых превысило 140 тысяч. Выросла численность учительских кадров. Для улучшения общеобразовательной подготовки учащихся в учебные программы были внесены изменения. С четвертого класса вводилось изучение основ наук. В десятую пятилетку был завершен переход к всеобщему среднему образованию. Однако выпускники школ были плохо подготовлены к самостоятельному труду. Поэтому в 1984 году был принят Закон о перестройке школы. Он предусматривал меры, дополняющие всеобщее среднее образование всеобщим профессиональным. По замыслу инициаторов реформа приближала учащихся к физическому труду и к будущей работе на заводах. Намеченное не было осуществлено полностью из-за слабости материально-технической школьной базы. Также против реформ выступили работники образования, опасавшиеся понижения уровня общеобразовательной подготовки.

Готовые работы на аналогичную тему

Высшая школа развивалась сложными путями. Многие институты преобразовывались в университеты. Для оказания помощи работающей молодежи при поступлении в вузы воссоздавались рабфаки. Расширилась сеть заочного и вечернего образования. С ростом численности выпускников вузов возникли сложности с трудоустройством. Молодые специалисты часто работали не по специальности. В перестройку в практику вошли договорные обязательства вузов и предприятий на подготовку специалистов, имеющих определенный профиль.

Непростым было развитие отечественной науки. В конце 1960-х годов в отдельных отраслях наметилось отставание. На это в письме Л. И. Брежневу обратила внимание группа ученых. Причиной отставания называлось отсутствие свободы творчества и получения информации, необходимых для деятельности ученых. Также развитие науки сдерживалось слабой материальной базой, неразвитостью приборостроения. В 1970-е годы капиталовложения в научную сферу были увеличены, что помогло в некоторых областях преодолеть отставание. Продолжилась разработка начатых ранее научных программ. Например, активно шли космические исследования. В практику вошли длительные полеты в космос. Результаты космических достижений применялись в народном хозяйстве, в геологии и рыболовстве. Были построены атомные реакторы. Велись исследования в сфере лазерной техники и электроники. Получили широкое признание труды советских ученых в области радиотехники, термодинамики, прикладной механики и автоматики. В 1978 году за открытия в области физики Нобелевской премии был удостоен академик П. Л. Капица. Решение задач народного хозяйства требовало тесного взаимодействия науки с производством. Основной формой слияния стали научно-производственные объединения, которые создавались как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. НПО в едином межхозяйственном комплексе соединяли исследовательские организации, конструкторские бюро, промышленные предприятия, экспериментальные хозяйства.

Читайте также  Причины и характер первой мировой войны. роль россии в коалиции атланты

Литература и искусство

В искусстве и литературе 1960-х — 80-х годов видны две линии развития:

  • Официально признанная была представлена издаваемыми литературными произведениями, экспонируемыми художественными полотнами, исполняемыми на сценах музыкальными и драматическими произведениями;
  • Малоизвестное большинству творчество деятелей культуры, созданное не в рамках социалистического реализма.

Некоторые произведения официального искусства, положительно оцененные органами культуры, со временем оказались «однодневками». Напротив, многие работы второго направления заняли в отечественной культуре видное место.

В литературе и искусстве в данный период особое место занимала Великая Отечественная война. В кинотеатрах демонстрировались фильмы о войне. В населенных пунктах сооружались памятники участникам и жертвам войны. В конце 1960-х годов в литературу вошла группа прозаиков, главной темой творчества которых была современная деревня:

  • В. П. Астафьев;
  • Б. П. Можаев;
  • В. Г. Распутин;
  • В. М. Шукшин;
  • В.И. Белов.

Центральное место в их работах заняли судьбы крестьянства, взаимоотношения города и деревни. В жанре научной фантастики писали братья А. и Б. Стругацкие. Возрос писательский интерес к историческому прошлому. Жанр мемуарной литературы пополнился воспоминаниями военачальников Отечественной войны. Однако многие произведения этого периода не сумели преодолеть цензурные запреты и вышли в свет только через длительное время. Идеологизация тяжело отражалась на развитии киноискусства и живописи. Большие трудности преодолевали организаторы выставок талантливейшего художника И. С. Глазунова. В запасниках музеев пылились полотна авангардистов 1930-х годов.

Литературные произведения и картины на исторические темы могли увидеть свет только в случае, если они соответствовали официальным взглядам на прошлое.

Одновременно «зеленая улица» была открыта для публикации заведомо слабых произведений, но соответствующих идеологической основе социалистической культуры.

Запрещенные литературные произведения печатались в самиздате. Этим путем пришли к читателю книги А. И. Солженицына, А. П. Платонова, Б. Л. Пастернака.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: