Культурная жизнь на заре истории древней руси

Культурная жизнь на заре истории древней руси 1. Особенности культуры Древней Руси. Люди Древней Руси не только выращивали хлеб, торгова­ли, воевали, но и строили величественные

Культурная жизнь на заре истории древней руси

Культурная жизнь на заре истории древней руси

1. Особенности культуры Древней Руси.

Люди Древней Руси не только выращивали хлеб, торгова­ли, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготав­ливали прекрасные ювелирные изделия, слагали по­эмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги, накапливали знания о природе и окружаю­щем мире, т. е. они создавали культурные ценности. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, тради­ции резьбы по дереву и камню, искусство кузнецов и т. д. Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения проживавших на Руси и соседних народов — угро-финнов, балтов, хазар, печенегов, половцев, западных славян. Большое влия­ние на русскую культуру оказывала Византия, осо­бенно после принятия христианства. Из Византии приглашались мастера для строительства храмов, на­писания икон, привозились богословские книги. Благодаря тесным связям с Византией Русь позна­комилась с многовековой христианской культурой. Но древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Создавая свои тво­рения, они стремились отразить в них думы и чая­ния русского народа.

Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.

2. Устное народное творчество.

С незапамятных времён развивалось на Руси устное народное твор­чество — песни, сказки, былины. Былины — это поэ­тические сказания о прошлом, в которых прославля­лись подвиги русских богатырей.

Любимыми былинными героями стали крестьян­ский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муро­мец, рассудительный и справедливый Добрыня Ни­китич, весёлый и сметливый Алёша Попович.

В отличие от западноевропейских рыцарских хроник, главной идеей которых была идея завоева­ния, крещения иноверцев, русские былины проник­нуты идеей освобождения своей земли, её защиты от врагов.

Вы постойте-тко за веру, за отечество,

Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град.

Народ воспевал не только ратные подвиги бога­тырей, но и нелёгкий труд пахаря-земледельца, ко­торый воплотился в образе Микулы Селяниновича.

3. Письменность и грамотность.

Письменность у восточных славян зародилась ещё до принятия ими христианства. Славянскую азбуку создали ви­зантийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине IX века и в X ве­ке проникла на Русь.

Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности, грамотности. На Русь со времён Вла­димира стали приезжать церковные грамотеи, пере­водчики из Византии и Болгарии. При церквях и мо­настырях были открыты школы. Обучение велось на родном языке; учили чтению, письму, основам хрис­тианского вероучения и счёту. Появились, особенно в правление Ярослава Мудрого и его сыновей, мно­гочисленные переводы греческих и болгарских книг. В основном переводились византийские церковные книги, жизнеописания христианских святых, истори­ческие сочинения. В XI веке многие грамотные рус­ские люди с удовольствием читали популярное в те времена сочинение «Александрия», в котором были собраны легенды и предания о подвигах Александра Македонского.

Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них бы­ла тщательно выписана по строгим правилам — ус­таву. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, — миниатю­рами. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди.

На Руси было много грамотных людей, особен­но среди городского населения. С XI века, после ос­нования женского монастыря в Киеве и школы при нём, гра­моте стали учить и девочек. Лю­ди обменивались деловой ин­формацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользо­вались берёзовой корой — бе­рестой.

4. Литература.

В XI веке на Руси появились письменные познавательные произведения, т. е. зарождается древнерусская литература. Первыми литера­турными произведениями бы­ли летописи.

Древнейшая дошедшая до нас летопись «Повесть времен­ных лет» была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Используя летописи, написан­ные его предшественниками, различные документы, в том числе, например, договоры Ру­си с Византией, Нестор вос­создал широкую картину исто­рических событий. В первых строках своей летописи он по­ставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить?»

Отвечая на этот вопрос, летописец повествует о становлении Древнерусского государства с цент­ром в Киеве, о деятельности первых его князей, об отношениях с другими государствами и народами.

Нестор был одним из первых создателей житий — литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах, со­вершённых святыми при жизни и после смерти. Нес­тор написал одно из первых житий Бориса и Глеба.

Ещё до Нестора жил другой крупный литератор Древней Руси — Иларион, первый киевский митро­полит — уроженец Руси, а не византиец. Он создал целый ряд произведений в жанре слова — торжест­венного и поучающего обращения. Наиболее извест­ным является его «Слово о Законе и Благодати», впервые произнесённое в 1049 году в честь заверше­ния строительства оборонительных сооружений Кие­ва. В первой части своего произведения Иларион восхваляет идеи христианства. Во второй части — «Похвала князю Владимиру» — он славит Владими­ра, крестителя Руси. Третья часть посвящена Яросла­ву Мудрому, которого Иларион изображает как до­стойного продолжателя дела Владимира. При этом через всё произведение красной нитью проходит идея величия Руси, её особой роли в христианском мире.

5. Зодчество и изобразительное искусство.

Издав­на на Руси было развито деревянное зодчество — ис­кусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зод­чество имело свои традиции. Для него была харак­терна многоярусность строений, увенчание их башен­ками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву непременно украшала деревянные строения.

После принятия христианства византийские мас­тера стали строить на Руси каменные храмы. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы). На строительство и содер­жание храма он отдал десятую часть княжеских до­ходов — отсюда и его название. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природ­ного камня, богато украшенное резным мрамором.

Первые русские храмы, в том числе и Десятинная церковь, были выстроены в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. По­строенный же в Киеве при Ярославе Мудром Со­фийский собор сочетал в себе славянские и визан­тийские традиции. Центральный купол окружали размещённые чуть ниже четыре средних купола, за которыми ещё ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в традиционную для русского зодчества многоку­польную пирамиду. Внутреннее убранство Софий­ского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками — картина­ми, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Центральный купол переливался раз­ноцветной мозаикой — картинами из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков. Фрески и мозаика отличались яркостью, искусным подбором тонов. На них, помимо церковных сюже­тов, были изображены картины повседневной жизни людей — пляски ряженых, охота на медведя и т.д. Особый интерес представляют фрески с изображе­нием семьи Ярослава Мудрого.

В XI—XII веках были построены большие камен­ные храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде и Нов­городе. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде — единственное сооружение то­го времени, дошедшее до наших дней почти без из­менений. Этот храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в чётком сим­метричном порядке. Мощные стены сложены из из­вестняка. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. София стала симво­лом Великого Новгорода. После строительства Со­фийского собора новгородская архитектура начина­ет приобретать своё неповторимое лицо — скупость украшений, строгость и величественность форм.

Храм в Древней Руси был средоточием несколь­ких видов искусства. Иконы, фрески и мозаика, тор­жественное богослужение, церковное пение состав­ляли в нём удивительное единство.

6. Художественное ремесло.

Русь славилась свои­ми искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами-оружейниками, — копья, мечи, щиты, защитные рубахи из металлических колец — кольчуги.

Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров — мастеров по тонкой обработке драгоцен­ных металлов и камней, делавших дорогие украше­ния, золотую и серебряную посуду. Для изготовле­ния украшений — серёжек, браслетов, подвесок, ко­лец, ожерелий — использовалась очень сложная техника. Например, зернь, когда на изделие напаи­вался узор, состоящий из множества мельчайших шариков-зёрнышек.

Применяли также скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволо­кой, которую также напаивали на металлическую поверхность. Скань сочеталась с эмалью: промежут­ки между перегородками заполняли разноцветной эмалью, получалась так называемая перегородчатая эмаль.

Таким образом, Древнерусское государство от­личалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески пе­реработала культурные достижения Византии и других соседей-государств, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

Культура Киевской Руси

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример — масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.
Читайте также  Система государственного управления

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Начиная с 11 века, на Руси происходит формирование древнерусской литературы. Каждый, наверное, слышал, что древнейшим литературным произведением на Руси является «Повестью временных лет», которая была написана монахом Нестором. Примерно в это же время создается Остромирово Евангелие, которое было написано монахом Григорием примерно в 1056 году. Однако наибольшее внимание историки выделяют летописям, которые писались в основном в монастырях. Передовым монастырем в этом плане был Киево-Печерский. В дальнейшем летописи велись практически во всех крупных монастырях Руси. Закрывая вопрос летописей и «Повести временных лет», нужно отметить, что древнейший вариант этого произведения находится в Лаврентьевской летописи, которая ведется с 1377 года.

Отдельное внимание в литературе Киевской Руси уделялось жизнеописанию святых. Широко известного, например, «Сказание о Борисе и Глебе». Также известным памятником культуры эпохи является «Поучение Владимира Мономаха детям», в котором князь рассуждает о том, как надо жить.

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность — центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Истоки древнерусской культуры: предпосылки становления, византивизм и евразийство

Предыстория древнерусской культуры связана с историей формирования русского народа в качестве самостоятельной этнической общности в семье славянских народов.

Начало культуры Древней Руси

По своему происхождению славяне относятся к индоевропейской этнической группе древних народов, в число которых входят германцы, кельты, галлы, индо-иранцы, греки и другие. С середины IX в. начинается процесс формирования древнерусского государства, в состав которого вошли как изначально славянские, так и неславянские земли. История периода формирования русского народа и древнерусской государственности богата очень важными эпохальными событиями, детали которых, к сожалению, не до конца известны. Праславяне составляли часть общего этнического массива индоевропейских племен, населявших северо-восток Балкан и Малую Азию 4-5 тысяч лет назад. Постепенно кочевые племена расселились по всей Восточной Европе и дошли до Днепра. К середине 2 тыс. до н. э. территорию от Северных Карпат до Припяти заняли племена праслявян, основным занятием которых стало пашенное земледелие, а к 1 тыс. до н. э. праслявяне начали использовать железо. Археологические памятники этого периода (X-VII вв. до н. э.) относятся к чернолесской культуре.

С тех далеких времен до нас дошли образы, запечатленные в эпических народных сказаниях, — это кузнецы, кующие огромный плуг, которые побеждают огненного Змея, прилетающего на их землю с юга. Огненный Змей – это образ киммерийцев и скифов — воинственных кочевых племен, противостоящих древним праславянам.

Упоминание славян под их собственным именем относится к более позднему периоду – к VI веку н. э., когда началось Великое переселение народов.

К этому времени славяне заселили почти половину территории Византийской империи и постепенно становились самостоятельной силой на политической арене Европы в период Раннего Средневековья.

С IX-Х вв н. э. начинается формирование древнерусской этнической общности и появляются понятия “Русь” и “Земля русская”.

Этногенез русского народа — сложный процесс, длящийся веками. В основном, этногенез древнерусской народности включал в себя процесс ассимиляции славянских, финно-угорских и балтийских племен. Под понятием “Русь” в широком смысле подразумевались все восточнославянские земли, находящиеся под властью Киева. В узком, географическом смысле, Русь – это территория, расположенная южнее Киева, ограниченная реками Росава, Рось и Днепр.

Первое древнерусское государство сформировалось и объединилось под властью Киева во второй половине IX в. Киевская Русь была раннефеодальным государством, экономической основой которого стало пашенное земледелие.

В раннем древнерусском государстве были прочны культурные традиции, перенятые от скифских и праславянских земледельческих племен, ставших прямыми предками древних русичей. В дальнейшем материально- культурная и духовная близость Древней Руси к праславянскому этносу обусловила византийскую ориентацию развития древнерусской культуры и выбор Древней Русью православия.

Становление культурной жизни Древней Руси

Развитии и становление культуры Древней Руси связано с достижениями материальной культуры. По уровню развития материально-культурной среды Киевская Русь не уступала европейским государствам раннего Средневековья. Пашенное земледелие являлось хозяйственной основой древнерусского государства, и оно предполагало развитие ремесел и производство орудий труда. Бурное развитие получили разнообразные ремесла – на Руси славились искусные ткачи, гончары и ювелиры, переписчики книг и иконописцы. Широкое распространение получили обработка металлов и дерева, кожи и камня. Искусные мастера-оружейники производили различные виды оружия и доспехи из железа. Во времена Киевской Руси было развито стекольное производство – со времен монголо-татарского нашествия секреты этого ремесла на Руси были полностью утеряны вплоть до XVII в, когда в России, благодаря иностранным мастерам, возродились традиции стекольного дела. Высокое общественное положение на Руси занимали строители- «древоделы», возводившие из дерева церкви и дома, башни и мосты.

Вместе с развитием ремесел в Древней Руси бурно развивались города, недаром Русь именовалась страной городов – “Гар-дарикой”. К Х веку в Древней Руси городская жизнь процветала в 25 городских поселениях, а накануне нашествия монголо-татар на Руси насчитывалось уже около 300 городов.

Читайте также  Ютландское морское сражение

Древний город Ладога в северной Руси считается одним из самых ранних городских поселений. Этот город, ставший, согласно легенде, столицей Рюрика в 862-865 гг., играл важную роль в налаживании евразийских торгово-культурных связей. Именно здесь проходил организованный в IX веке путь «из варяг в арабы», который предшествовал известному торговому пути «из варяг в греки».

Торгово-экономические, политические и культурные связи Древней Руси определялись наличием на ее территории двух великих восточноевропейских рек — Волги и Днепра. Через эти водные пути лежал путь к Византии и дальше – на Восток.

Поэтому, несмотря на географически близкое расположение к Западу, сильное влияние на Русь оказала также греко-византийская культура. Вместе с товарами, перевозимыми по Волге, в русскую среду продвигалась также культура и религия арабского Востока.

Наибольшее воздействие на формирование русской государственности и культуры имели в основном три исторические силы:

  • Это Византия – оплот восточного христианства,
  • Хазарский каганат – исламское государство, через которое на Древнюю Русь распространялось влияние Арабского халифата,
  • а также норманны – викинги – язычники, которых древние русичи звали варягами.

В результате взаимодействия этих трех типов совершенно разных этнических культур возникла уникальная евразийская культурно-цивилизационная структура, центр которой находился в Древней Руси на протяжении 4,5 веков – вплоть до нашествия монголо-татар.

Византивизм и евразийство в древнерусской культуре

Однако среди всех культурных веяний наиболее подходящими к образу жизни, чувствам и образу мышления русского человека оказались традиции греко-византийской культуры.

Именно византийские культурные традиции были восприняты Киевской Русью, которая из нескольких религий выбрала православие.

Принятие христианства на Руси в 988 году стало закономерным и естественным продолжением процесса взаимодействия Византийской империи со славянским миром. Христианизация славянских народов была обусловлена территорией их расселения на Балканах и Малой Азии, которые входили в состав Восточно-Римской империи. С V — VI вв. на этих территориях образуется оригинальный культурный сплав славянских и греко-римских культурных традиций.

С принятием христианства в X в. культура Древней Руси обогатилась естественнонаучными, историческими, религиозно-философскими и эстетическими знаниями византийских ученых и богословов.

Феномен византивизма представлял собой слияние культурных традиций античной Греции и латинского Запада, Ближнего Востока и Египта.

К началу IX в. в Византийской империи сформировалась особая, своеобразная культура, впитавшая в себя древнюю культуру всех народов, населявших империю — коптов, сирийцев, греков, армян, а также культуру славянских народов. Феномен византивизма как сплава различных культур нашел свое продолжение в культуре Древней Руси.

Здесь на основе славянских культурных традиций, под влиянием трех совершенно разных культур — византийской, арабской и норманнской, появился новый культурный феномен – евразийство, который ознаменовал собой образование новой цивилизационной системы на территории Древней Руси

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Культура древней Руси. Христианская культура и языческие традици

Содержание:

Культура Древнерусского государства формировалась под влиянием внешних экономических связей, военных действий, христианизации в Х веке. Основным фактором развития культуры Руси были связи с Византией – могущественной империей, главным экономическим и политическим партнером.

Развитие письменности

Письменность на территории Руси появилась в дохристианский период, что подтверждается рядом источников и археологических памятников. Создателями первого алфавита считаются византийские миссионеры Кирилл и Мефодий. Памятники глаголической письменности: «Киевские листки», множество рукописей-палимпсестов.

  • Глаголица – первый алфавит ранних славян, использованный для перевода текстов для богослужений, создан в IX веке. Территория создания – Древняя Русь, Хорватия, Болгария. Древнейшая запись при помощи глаголического письма датируется 893 годом – найдена в церкви царя Симеона в болгарском городе Преславе.

Глаголическое письмо

  • Кириллица – еще один древний вариант письменности, который существенно отличается от глаголицы. Этот алфавит стал базой более чем для 100 языков, включая белорусский, украинский, русский, сербский, болгарский и другие славянские языки.

Создателем кириллицы традиционно считают Кирилла (он же создатель глаголицы), но это мнение не находит прямого подтверждения в источниках. Более вероятная версия: автор кириллицы – ученик Кирилла, Климент Охридский, что подтверждает житие этого святого. Говорится, что новая (кириллическая) письменность была создана после Кирилла и Мефодия. Дополнительное подтверждение более позднего периода создания кириллицы – при повторном использовании пергамента с него соскабливали старый текст – не встречается случаев, когда соскабливалась кириллица, она всегда идет вторым слоем.

Основной толчок к развитию письменности дало принятие христианства Древнерусским государством во время правления Владимира Великого. Богослужебные книги массово переписывались монахами с латинского и греческого языков.

Грамоте обучали при церквях, при Ярославе Мудром активно открывали библиотеки, мастерские для переписывания книг при монастырях. Владимир Великий положил начало практике открытия школ – изначально, это были учебные заведения для детей бояр, знатных лиц.

Основными целями активного использования письменности были:

  • Необходимость в получении богослужебной литературы;
  • Летописание

Развитие литературы

Археологи обнаруживали берестяные грамоты, которые говорят об активном использовании письменности. Места находок: Новгород, Псков, Полоцк.

Берестяные грамоты

Книжное дело активно развивалось после христианизации Руси. Наиболее ярко наблюдаются заимствования византийской и болгарской традиций. Но создавались и оригинальные, «местные» литературные памятники, которые не имеют аналогов.

Оригинальные литературные памятники:

  • Поучения, послания

Наиболее известное произведение — «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Иларион стал первым русичем-митрополитом, другом и советником князя Ярослава Мудрого. Датируется произведение 1038 годом.

Суть: «Слово…» — описание официальной идеологии государства, изложены догматы веры, понимание канонов, в конце помещено описание идеального правителя-христианина – похвала князю Владимиру.

Другие произведения: «Поучение к братии» (Лука Жидята, около 1035 г.), «Об опресноках» (митрополит Леонтий, первое полемическое произведение), сочинения Феодосия Печерского (вторая половина XI века), «Стязания с латиною» (важный полемический источник, митрополита Георгия).

Полемическая литература – литературные источники, написанные в форме «вопрос-ответ», относительно раскола христианской веры на православие и католицизм. Содержат размышления автора произведения по поводу слияния церквей, права верховенства одного ответвления христианства над другим, осуждения латинской (католической) веры.

Из поучений наиболее яркое – «Поучение» Владимира Мономаха (около 1117 г.). Содержится автобиография, поучение – морально-этические нормы, письмо князю Олегу.

  • Жития святых

Жития – жизнеописания святых, пример оригинальных литературных источников времен Древнерусского государства.

  1. «Служба святым мученикам Борису и Глебу» — наиболее ранний известный памятник оригинальной литературы этого типа. Датируется приблизительно 1021 годом, автор – митрополит Иоанн.
  2. «Житие князя Владимира» Иакова – описание деяний князя Владимира, крестителя Руси.
  3. Жития Феодосия Печерского, Бориса и Глеба, авторства Нестора – первая является примером идеального литературного произведения в этом жанре.

Собрание житий, созданных за несколько веков, стали основой для «Киево-Печерского патерика» — сборника жизнеописаний святых.

  • Хождения (хожения)

Изложения историй о паломничествах на святые земли. Первое известное произведение датировано началом XII века. Основные цели паломничеств – Константинополь и Афон. Кроме литературной ценности, эти описания представляют историческую ценность. Например, Антоний изложил уникальные данные о реликвиях, которые до нашествия крестоносцев хранились в Константинополе (Царьграде).

  • Сказания о военных походах

Средние века в Западной Европе – время создания рыцарских романов. Своеобразный аналог по сути, но не по форме – былины и воинские повести. Повествование не документальное, а художественное, со свойственной времени стилистикой.

Наиболее известное произведение – «Слово о полку Игореве», в которой рассказывается о походе 1185 года на половцев.

Неоригинальные памятники литературы

Первые известные книги: Остромирово Евангелие, Новгородский кодекс. Книги писали на пергаменте.

Пергамент – ценный материал для книгописания, созданный из недубленой кожи животных. Для получения пергамента подходила не любая кожа, ее нужно было немало, поэтому стоимость книги была такой, что позволить себе эту роскошь мог только очень богатый и знатный человек.

Особое место в литературе Руси принадлежит «Изборнику» 1073 и 1076 годов, написаны для Святослава Ярославича. Считается первой на Руси энциклопедией, но оригинальным произведением не является – оригиналом был сборник более раннего периода, составленный для болгарского царя. Содержал статьи о философии, природе сущего.

  • Летописи

Летописи – наиболее ценные с исторической точки зрения литературные памятники, изложение вели в хронологическом порядке. Наиболее известное литературное творение – «Повесть временных лет». Авторство приписывают Нестору, но анализ текста позволил установить, что автор не был один. Выделяют трех авторов: Нестор, Никон Печерский и монах Сильвестр.

Летописный свод рассказывает о древнейшей истории, расселении ранних славян, развитии и становлении Руси, особое внимание удаляется крещению Руси.

Древнерусская живопись

Основные виды живописи на Руси и их активное развитие – следствие христианизации государства. Живопись, в определенной мере, была однонаправленной: создавались фрески, мозаики и иконы. Канон в иконописи – византийский. Именно в этой культурной области византийское влияние задержалось намного дольше, чем в архитектуре.

Наиболее яркий пример следования византийскому образцу – Оранта в Софийском соборе, который также – образец византийского стиля, но в зодчестве. Редкой для Руси является светская живопись – примером служит София Киевская, на стенах башни изображены сцены охоты, фантастические существа, музыканты. На одной из фресок – портреты семьи Ярослава Мудрого.

Региональные особенности и местные школы живописи появились только в XII веке. Выделились Новгородская и Владимиро-Суздальская школы. Пример новгородского стиля – росписи в храме Георгия в Старой Ладоге. Особенность стиля – упрощение изображений.

Владимиро-Суздальская школа – частично сохранившиеся фрески в Успенском и Дмитриевском соборах в Кидекше.

Алипий (Алимпий) – святой, иконописец, ювелир, мозаичист, обучался у греческих мастеров. Он первый известный истории живописец.

Архитектура и монументальное зодчество

В языческие времена развитие архитектуры базировалось на применении наиболее распространенных материалов, которые можно было найти. Для большей части территории Руси – это дерево. Ранние славяне строили наземные и подземные дома, полуземлянки.

Читайте также  Трагический пленум 1937 г.

До принятия христианства знать строила крепости, терема тоже из дерева. Но с принятием христианства на территорию государства пришло монументальное каменное зодчество в характерном византийском стиле. Известно, что наиболее ранние христианские храмы были деревянными, они не сохранились до наших дней.

Первая каменная церковь – Десятинная, располагалась в Киеве, построена приблизительно в 989-996 гг. За время функционирования пережил ремонт и перестройку. Есть гипотеза, что храм был частично разрушен в следствие землетрясения. Во время захвата Киева татаро-монголами церковь была полностью разрушена.

Уникальный архитектурный памятник – Софиевская церковь, построена в первой половине XI века, во время княжества Ярослава Мудрого. Храм перенес перестройки в XVII-XVIII веках, но сохранил изначальный облик. На данный момент, входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

К XII-XIII векам сложилось несколько архитектурных школ:

  • Галицко-Волынская: Церковь св. Пантелеймона
  • Владимирская: Успенский собор, Владимир; Золотые Ворота Владимира; Дмитровский собор во Владимире
  • Московская: Собор Спаса Нерукотворного
  • Киевская: Софийский собор; Десятинная церковь (не сохранилась); Золотые Ворота
  • Черниговская: Пятницкая церковь (отстроена после прямого попадания бомбы во время Великой Отечественной войны); Борисоглебский собор

Также выделяют школы: псковскую, полоцкую, новгородскую,

Наиболее известные памятники древнерусского зодчества:

Культура древней Руси

Успехи славян в развитии хозяйства, их объединение в едином государстве, героическая борьба за независимость способствовали развитию культуры. Большие достижения были в различных видах искусства: в устном народном творчестве, литературе, зодчестве, живописи, художественном ремесле.

1. Развитие ремесла.

Древняя Русь славилась своими искусными ремесленниками. Ремесло развивалось и в деревнях — там были свои кузнецы,»строители, гончары, специалисты по кожевенному делу. Но больше всего ремесленников проживало в городах. Городов же в древнерусском государстве уже в XI в. было больше сотни. Недаром Киевскую Русь часто называли «страной городов».

В древней Руси насчитывались десятки ремесленных специальностей. Гончары выделывали на гончарном кругу множество разнообразной глиняной посуды совершенной формы и красивой отделки с цветной глазурью — кувшины, блюда, миски — и детские игрушки.

В древней Руси в ручных домницах варилось немало металла. Из него кузнецы выделывали множество сошников, серпов, ножей, гвоздей, подков, замков.

Особенно славились мастера по оружию. Выделывались обоюдоострые мечи (т. е. острые с двух сторон) и боевые щиты, крепкие брони и кольчуги — боевые защитные рубахи из металлических колец. О русском оружии шла громкая слава.

Славились киевские ювелиры — мастера по тонкой обработке драгоценных металлов, делавшие украшения, посуду. Славились мастера чеканки, гравировки, золочения.

Существовало много способов тонкой отделки вещей, например способ украшения зернью. Он состоял в том, что на поверхность предмета по линиям заранее нанесенного рисунка припаивали множество крохотных металлических шариков. Их требовалось тысячи, и каждый надо было припаять отдельно. На некоторых изделиях изображали сложные сцены, например на турьем роге, отделанном серебром, мастер изобразил сцену из русской былины.

Художники-мастера иногда расписывались на своем произведении: на дне великолепной чеканной чаши, найденной в Новгороде, есть надпись: «Братила делал», а на другой: «Коста делал».

Мастера подолгу учили подмастерьев и молодых учеников, передавая им секреты своего искусства.

2. Зодчество и живопись.

Русские мастера-умельцы с большим искусством возводили сложные деревянные и каменные постройки: оборонительные стены на высоких земляных валах, богатые хоромы и терема знати, красивые храмы.

Многие дома знати были ярко расписаны, имели затейливые кровли, сложные резные украшения.

Каменные храмы поражали своими огромными размерами, строгостью и соразмерностью внешней формы и исключительной красотой внутренней отделки.

Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда».

Житель древней Руси или иноземный купец («гость», как его тогда называли), подъезжая к Киеву, издалека видел его высокие стены, сверкавшие золотой отделкой главные ворота, названные Золотыми, возвышавшийся в центре города Софийский собор.

Софийский собор был построен на месте победы воинов Ярослава Мудрого над печенегами и стал символом расцвета Киевской Руси.

Стены Софийского собора были сложены из рядов плитообразного розового кирпича — плинфы, чередующихся с толстым слоем светлой извести. Центральный купол окружали четыре средних купола, за которыми стояли восемь малых. Фасад разрезали глубокие ниши. Вокруг храма шла открытая галерея. Храм увенчивали так называемые закомары — полукруглые арки, на которых лежала крыша храма.

Внутри храма стены снизу доверху украшали фрески — живопись водяными красками, нанесенная художником по сырой штукатурке. Центральный купол и арки покрывала мозаика — красочные изображения из смальты (стекловидных камешков) различных цветов. Древние мастера использовали здесь до 130 оттенков мозаики: синего, голубого, фиолетового, золотого тонов. Этим определяется особый, неповторимый колорит мозаики Софийского собора. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под различным углом друг к другу, и, когда сквозь

Скань. Украшения из тонкой скрученной серебряной и золотой проволоки неширокие проемы окон на них падал свет, все изображение искрилось, переливалось разными цветами, поражая воображение каждого, кто входил в храм.

Прекрасные храмы и дворцы возводились в Новгороде и других городах древней Руси. И везде они свидетельствовали о силе и богатстве феодалов. Расположенные рядом с низкими хижинами городской бедноты, они поражали всех своим величием и красотой и утверждали в сознании людей того времени идею покорности князю и авторитет церкви.

3. Устное народное творчество.

Богато было народное устное творчество в древней Руси. Народ создавал песни — веселые, грустные, боевые, колыбельные. Рассказывалось множество сказок. В речи сверкали меткие поговорки и пословицы. Народ сложил былины — величественные поэмы о могучих богатырях Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о веселом и сметливом Алеше Поповиче. Крепко стояли они на границах Руси. Не пропускали врага к Киеву.

  • Ко тому ко стольному ко городу
  • ко Киеву
  • На той ли на дороге на широкой
  • Была застава великая.
  • Крепость была крепкая,
  • Ни конник не проезживал,
  • Ни зверь не прорыскивал,
  • Ни птица не пролетывала.

И бились они храбро за «землю Русскую» да «за вдов, за сирот, за бедных людей».

В былинах, сказках, пословицах виден ум народа, его богатая художественная фантазия, его размышления о прошлом и мечты о будущем. Трудовые люди того времени отражали в творчестве не только свою жизнь с ее радостями и печалями, но и свои надежды, мысли о будущем. В ту пору, когда лошадь была самым быстрым средством передвижения, народ уже мечтал в сказках о ковре-самолете, который нес бы человека по воздуху, быстрый как ветер.

Мечтал человек о великой мудрости, о покорении сил природы. «Похотелося Вольге много мудрости»,- говорит былина о своем герое Вольге Святославиче. Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».

4. Письменность. Летописи.

Древняя Русь знала письменность еще до принятия христианства. Существовали древнейшие рукописи, написанные «русскими письменами».

Позже русские буквы были усовершенствованы и утвердилась славянская азбука, которой написано большинство дошедших до нас древних русских документов. Эти буквы не совсем походили на теперешние. Буква А называлась «аз», буква Б — «буки». От названия этих букв и произошло слово «азбука».

Все книги были тогда рукописными: печатать книги еще не умели. Бумаги тогда не было, и писали на тонко обработанной телячьей коже (пергаменте) гусиными перьями или палочками. Книги создавались медленно и стоили дорого. Русские люди очень ценили книги. Писали и на бересте, выдавливая или прорезывая буквы. При раскопках в Новгороде нашли несколько сотен писем древних русских людей друг к другу, писанных на бересте.

В монастырях возникали первые исторические труды, в которых по порядку, год за годом, записывались важнейшие события. Год назывался «лето», поэтому погодную запись стали именовать летописью. Одна из древнейших русских летописей — «Повесть временных лет» — составлена в Киево-Печерском монастыре монахом Нестором. Она рассказывает о том, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Многочисленные летописцы продолжали эту летопись в разных городах древней Руси.

Летописи — замечательный памятник, которым мы гордимся. Они запечатлели множество событий прошлого. Летописи рассказывают нам о нашей истории.

5. Школа и просвещение.

В древней Руси существовали школы. В них обучали чтению, письму, богословию, пению.

Князь Владимир Святославич повелел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». При князе Ярославе Мудром было велено собирать в школу и детей простого народа — «по городам и иным местам».

Внучка Ярослава Мудрого при одном из монастырей основала первую в Европе школу для девочек.

Многие матери не хотели отдавать своих детей в школу и плакали «по них. аки по мертвых». Как бы уговаривая их, древний летописец писал: «Свет дневной — есть слово книжное, его же лишився безумный, аки во тьме ходит и погибнет вовек».

В древней Руси было немало грамотных людей, и не только среди знати и духовенства, но и из простого народа.

В XI в. стала создаваться первая библиотека — при Софийском соборе в Киеве. Возникали библиотеки и в других русских городах и при монастырях.

Высокая культура древней Руси явилась основой развития культуры русского, украинского и белорусского народов.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: