Литература и искусство

Пролеткульт Цензура Горький А.М. Есенин С.А. Мандельштам О.Э. Маяковский В.В. Платонов А. П.

Литература и искусство

5. Литература и искусство

Гражданская война нанесла тяжёлый ущерб культуре России, привела к уничтожению бесценных памятников архитектуры и живописи, библиотек и частных архивов. Значительная часть художественной интеллигенции, не приняв Советскую власть, эмигрировала из России. В то же время в годы революции и Гражданской войны страна пережила невиданный культурный подъём, вызванный революционной ломкой старого мира.

Многие писатели, даже далёкие от революции, сочли возможным сотрудничество с большевиками. С особым энтузиазмом восприняли революцию сторонники «левых«, авангардистских литературно-художественных направлений, напр. футуристы. Для них революция означала разрыв с опостылевшими классическими канонами и возможность свободного художественного творчества. В годы Гражданской войны «левое» искусство претендовало на статус государственного, откровенно третируя реализм.

Государство в первые послереволюционные годы и в 1920-х постепенно усиливало вмешательство в литературно-художественные вопросы. Всё более ощутимым становилось давление цензуры, распространявшейся не только на современные произведения, но и на русскую и зарубежную классику. И всё же до к.1920-х власть следила за тем, что пишут литераторы и художники, но не предписывала им, как писать.

Нарком просвещения Луначарский А. В. говорил: «Во всем, что касается форм искусства, правительство придерживается полного нейтралитета». Такая позиция позволила 1920-м стать временем борьбы художественных школ и творческого разнообразия. В эти годы существовало немало литературно-художественных группировок: «Серапионовы братья», Левый фронт искусств (ЛЕФ), «Перевал», Всероссийский союз поэтов и др.

В 1920-х продолжали работать Ахматова А. А., Мандельштам О.Э., Пастернак Б. Л. Достигли расцвета «крестьянские поэты»: Есенин С. А., Клычков С. А., Клюев Н. А. Появились и новые замечательные поэтические имена: Багрицкий Э. Г., Тихонов Н. С., Уткин И. П. Вышли из печати новые произведения Горького М.: «Мои университеты» и «Дело Артамоновых». О героизме красногвардейцев в годы Гражданской войны писали Фурманов Д. А. («Чапаев»), Бабель И.Э. («Конармия«), Иванов Вс.В. («Бронепоезд 14-69»).

С иных позиций рассматривал Гражданскую войну Булгаков М.А. в романе «Белая гвардия«, опубликованном из-за цензуры лишь частично. Булгаков М.А. работал также в жанре социальной фантастики. В 1920-х он издал повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Неопубликованной осталась повесть «Собачье сердце». В том же жанре социальной фантастики Замятин Е. И. создал антиутопию «Мы»15 сатирически изображающую сверхтоталитарное общество.

В то же время часть литераторов и критиков, фанатично увлечённых революционными лозунгами, считала необходимым отбросить все прежние культурные достижения и создать новую пролетарскую культуру. Сторонники этой идеи создали в 1918 общество пролетарской культуры (Пролеткульт). Пролеткульт пытался сосредоточить в своих руках руководство культурой, подчинить себе Наркомат просвещения.

Ленин В.И. отнёсся к пролеткультовским идеям крайне отрицательно, считая попытку обособления пролетарской культуры и стремление Пролеткульта к самостоятельности по отношению к партии и государству вредными. Однако пролеткультовская идеология оказалась устойчивой. Наследником Пролеткульта явилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Члены РАППа во главе с критикам Авербахом Л. вели борьбу против так называемых попутчиков, которых они считали мелкобуржуазными литераторами: Толстого А. Н., Платонова А.П., Булгакова М.А., Есенина С.А. и даже Маяковского В.В. К н.1930-х РАПП занял в литературе практически монопольное положение.

В 1932 ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций«. Было принято решение об объединении всех писателей в союз. Дальнейшее существование особых пролетарских писательских организаций признавалось нецелесообразным.

Т.о., РАПП был ликвидирован. Деление литераторов на пролетарских и попутчиков прекращалось. Утверждалось единое понятие «советский писатель». К этому времени РАПП уже выполнил свою задачу, добился роспуска большинства литературных группировок. К тому же РАПП вызывал дружную ненависть художественной интеллигенции, и его уничтожение способствовало росту популярности Сталина И.В. Наконец, Сталина И.В., вероятно, раздражали претензии рапповцев на самостоятельную роль. В 1934 прошёл I Всесоюзный съезд советских писателей. На съезде было завершено создание Союза писателей СССР. Первым его председателем стал Горький А.М., после его смерти Союз возглавил Фадеев А.А. В уставе Союза писателей говорилось, что основным методом советской литературы является социалистический реализм, требующий от художника «правдивого, историко-конкретного изображения действительности в её революционном развитии».

Это означало отказ от авангардистских художественных приёмов и форм. Но главное заключалось в ином — теперь вопрос о том, какое изображение действительности считать правдивым, решали партийные инстанции.

Итоги ликвидации неграмотности в СССР (1920-1930-е гг.)

В 1930-х советские писатели продолжали разрабатывать историко-революционную тему. Наиболее заметными произведениями этого направления стали «Тихий Дон» Шолохова М.А., «Хождение по мукам» Толстого А. Н. и «Как закалялась сталь» Островского Н. А. Важное место в литературе 1930-х занял производственный роман, прославлявший индустриализацию. Главным героем здесь был не конкретный человек, а обобщенный образ технического прогресса и героического труда. Таковы произведения Шагинян М.С. «Гидроцентраль», Гладкова Ф.В. «Цемент», Панфёрова Ф.И. «Бруски», Катаева В.П. «Время, вперёд!».

Прославлению коллективизации был посвящен роман Шолохова М.А. «Поднятая целина». Ещё большее внимание, нежели в 1920-х, уделялось исторической тематике. Появились роман Толстого А. Н. «Пётр Первый», произведения Тынянова Ю. Н. «Пушкин«, «Восковая персона» и «Малолетней Витушишников». В 1927-1941 был создан выдающийся образец советской сатиры — дилогия Ильфа И. и Петрова Е. «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Во второй пол.1930-х в обстановке репрессий уровень советской прозы заметно снизился. Многие писатели были репрессированы или отлучены от литературы, как, напр., Платонов А.П. и Булгаков М.А.

Литература и искусство

Ведущим направлением в художественной литературе второй половины XIX в. стал критический реализм. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России — эти и другие проблемы волновали героев произведений И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н, Толстого, И. А. Гончарова, А. Н. Островского. Тема народной жизни пронизывала творчество Н. А. Некрасова. Тонкие лирические произведения создавали поэты А. А. Фет и Ф. И. Тютчев. В 80-90-е гг. усиливается социальная и философская направленность творчества патриарха русской литературы Л. Н. Толстого (роман «Воскресение», повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», пьеса «Власть тьмы» и др.). В полную силу разворачивается талант гениального беллетриста и драматурга А. П. Чехова («Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6»). Широкую известность приобретают произведения В. Г. Короленко, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Г. И. Успенского. В начале 90-х гг. вступает в литературу А. М. Горький. Реализм, который нашел отражение в творчестве этих писателей, был не единственным направлением в русской литературе. Традиции русского романтизма продолжают поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский. Начинает оформляться русский символизм (Д. С. Мережковский и 3. Н. Гиппиус).
В театральном искусстве утверждение реалистического направления неразрывно связано с драматургией А. Н. Островского. Ведущую роль в его развитии играл московский Малый театр, на сцене которого выступали талантливые актеры, современники и ученики Щепкина — П. М. Садовский, С. В. Шумский, а с 70-х гг. — выдающаяся русская актриса М. Н. Ермолова. Другим важнейшим центром театральной культуры оставался петербургский Александрийский театр, добившийся заметных успехов, несмотря на тяготевшее над ним (благодаря столичному положению театра) пристальное внимание властей. В его труппе выдвинулся целый ряд замечательных актеров — В. В. Самойлов, К. А. Варламов, Н. Г. Савина, П. А. Стрепетова, В. Н. Давыдов. В конце 70-х гг. началась театральная деятельность К. С. Станиславского. Наряду с главными драматическими театрами страны — Малым и Александрийским возникает множество провинциальных театров — в Киеве, Одессе, Саратове, Казани, Иркутске и других городах. Театральный репертуар составляют пьесы А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, а также произведения, принадлежащие мировой классике — пьесы Шекспира, Мольера, Шиллера и Гюго.
В пореформенный период огромных успехов достигла в России музыкальная культура. Заложенный М. И. Глинкой русский национальный стиль в музыке продолжает его ученик А. С. Даргомыжский и композиторы «Могучей кучки» — так назвал группу молодых композиторов музыкальный критик В. В. Стасов. К их числу принадлежали А. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, позднее — А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. Особое место в русской, да и в мировой музыкальной культуре занимает творчество П. И. Чайковского, который создал высочайшие образцы опер, балетов, симфонических и камерных произведений, главной темой которых стала красота и поэзия человеческих чувств и переживаний, любовь к родной природе. «Кириллом и Мефодием» русского музыкального просвещения называли современники братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов. По инициативе композитора и исполнителя А. Г. Рубинштейна в 1862 г. открылась первая русская консерватория в Петербурге, а в 1866 г. — Московская консерватория, душой которой был замечательный пианист и дирижер Н. Г. Рубинштейн. В 80-х — начале 90-х гг. появляется целая плеяда новых талантливых композиторов — С. И. Танеев, А. К. Лядов, А. К. Глазунов, А. С. Аренский, В. С. Калинников.
Деятельность выдающихся русских композиторов оказала непосредственное влияние на подъем музыкального театра. Все большее место в репертуаре Большого и Мариинского театров занимали русские оперы и балеты. Огромную роль в возвышении балета как музыкального жанра сыграло творчество балетмейстеров М. И. Петипа и Л. И. Иванова. К 1893 г. относится начало выступлений на оперной сцене великого русского певца Ф. И. Шаляпина.
В изобразительном искусстве пореформенного периода также отмечается заметный подъем, принесший русскому искусству мировую славу. Виднейшим идеологом и организатором молодого поколения художников был И. Н. Крамской, а его теоретиком — В. В. Стасов. Новое направление, провозгласившее своими идеалами «реализм и национализм», «силу негодования и обличения», объявило о разрыве с официальным искусством, в котором господствовал академический классицизм. В 1863 г. четырнадцать наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств отказались от участия в обязательном конкурсе произведений на мифологическую тему и демонстративно покинули стены академии. Они образовали Артель петербургских художников, которую в 1870 г. сменило «Товарищество передвижных художественных выставок». Участниками этих объединений были И. Н. Крамской, братья В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н..А. Ярошенко и др. В произведениях «передвижников», отразилась любовь к России, ее народу и истории. Среди 108 членов «Товарищества» и более 400 участников выставок (всего было устроено 48 выставок «передвижников») были мастера бытового жанра (Перов, Мясоедов, Маковский), крупнейшие пейзажисты (Куинджи, Саврасов, Васильев), баталист В. В. Верещагин, выдающийся представитель русской исторической живописи В. И. Суриков, в картинах которого народ предстает как действенная сила, богатая яркими хаоактерами и индивидуальностями. Расцвет русской живописи связан -е именем И. Е. Репина, стремившегося! запечатлеть сдау и духовную красоту народа («Бурлак» на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»).-Его кисти .принадлежат также замечательные портреты современников — нетолько деятелей культуры (Мусоргского, Стрепетовой), но и политики (Победоносцева, Витте) и др.
Большую роль в развитии русского изобразительного искусства сыграло создание первой национальной художественной галереи. С 1856 г. московский купец П. М. Третьяков увлекся коллекционированием выдающихся произведений русского искусства. Его частное собрание, переданное в дар Москве в 1892 г., стало ядром одного из богатейших национальных музеев мира — Третьяковской галереи.
Значительный вклад в мировое искусство внесли русские скульпторы А. М. Опекушин (памятники А. С. Пушкину, К. М. Бэру и М. Ю. Лермонтову), М. О. Микешин (памятники «Тысячелетие России», Екатерине II, Богдану Хмельницкому), М. М. Антокольский (серия скульптурных исторических портретов).
В пореформенный период в городах России началось активное строительство общественных зданий, фабрик, заводов, жилых домов. В архитектуре начал формироваться «национальный стиль» в духе традиционного русского зодчества. Он наиболее ярко выразился в облике зданий Городской думы в Москве (Д. Н. Чичагов), Верхних торговых рядов — современный Торговый дом «ГУМ» (А. Н. Померанцев), дом Игумнова на Якиманке — ныне здание посольства Франции (Н. Поздеев). В постройке жилых домов в столичных и крупных губернских городах преобладал ренессансно-барочный стиль, отличавшийся богатством форм и отделка. Декоративные мотивы использовали в своих проектах архитекторы И. П. Ропет (И. Н. Петров), В. О. Шервуд — автор проекта здания Исторического музея.

Читайте также  Экономическая география россии в xvii столетии

Другие записи

к задачам из плаката
«Выбери свой университет»
в школах Москвы

Эссе «Литература и искусство»

Литература и искусство

( размышления о связи литературы и кино)

Всегда ли кино хуже книги?

Теория литературы относит художественную литературу к простому или односоставному искусству, опирающемуся на материальный носитель образности — письменное слово. Но чем образованнее становится общество , чем развитее технический прогресс, тем больше литература переплетается с искусствами синтетическими (многосоставными) — соединяющими в себе несколько разных носителей образности :

симбиоз лирики и музыки подарил нам романсы и оперу, эстраду и мюзиклы;

прозы и театра – драму, комедию ;

художественного произведения и танца – балет.

Кто-то скажет, что это все классика, что современная литература изживает себя и никогда не сможет породить новые жанры.

Действительно, в наш технически загруженный век с его бешеными скоростями и калейдоскопом сменяющихся событий мы часто не в состоянии уследить за развитием литературы, и многие замечательные произведения проходят мимо нас. Конечно, любое гениальное произведение пробьет себе дорогу , но долго ли оно останется «гениальным», если не будет находить своего читателя изо дня в день, из года в год?

Да и наше человеческое «я» не может существовать без героя , на которого мы хотели бы быть похожими, без героинь, которыми бы мы восхищались, с которыми бы вместе плакали, которых бы жалели или осуждали.

Природа не терпит пустоты , и в нашу жизнь вошел новый симбиоз литературы и искусства — кинематограф. Появление кинематографа вдохнуло в литературу новую жизнь, помогло многим произведениям раскрыться, заиграть по-новому.

Литература сейчас просто немыслима без экранизаций, сериалов , блокбастеров ( крайне доходных популярных книг и фильмов – бестселлеров) . Работники библиотек отмечают такой феномен – стоит выйти на экраны экранизации какого-нибудь литературного произведения, как с книжных полок сметаются все книги этого автора:

— Мария Семенова стала массово читаема после экранизации «Волкодава»;

-Джоан Ролинг могла вообще не стать известной, если бы не экранизация первой книги «Гарри Поттера» ;

— экранизация саги Стефани Майер вообще создала новое направление в литературе – вампирологию. Теперь о вампирах простой обыватель знает больше, чем о своих соседях.

Пусть эти книги и не станут «великими» в классическом понимании этого слова, но они создают для нас новые миры, в которых мы проживаем незабываемые часы, в которые нас тянет вернуться и в которых побывает еще не одно поколение.

И пускай об «Одиссее» и «Илиаде» Гомера многие знают лишь по сериалу Андрея Кончаловского и по фильму «Троя» с Брэдом Питом, но ведь знают же!

Гениальное произведение в симбиозе с любым другим видом искусства часто рождает новое гениальное произведение:

Л.Толстой «Война и мир» — экранизация С.Бондарчука ; стихотворения А.С.Пушкина – романсы Глинки, Чайковского, Римского – Корсакова; русские народные сказки – картины Васнецова; сказка Гофмана – балет «Щелкунчик» Чайковского — и этот список можно продолжать бесконечно.

Но самый впечатляющий феномен литературы – это когда литературные герои не просто покоряют нас своей харизмой, они выходят со страниц книг и начинают жить своей самостоятельной жизнью. Помните у Пушкина: « Вот что наделала моя Татьяна — она вышла замуж !». Я не говорю про памятники литературным героям, которые , как грибы, стали появляться в разных городах ( главное чтобы город был упомянут в произведении). Нет, я говорю о литературных героях, известность которых проверена веками и годами.

Одной из таких героинь стала Джульетта Капуллетти — в Вероне вам покажут дома Ромео и Джульетты, могилу Джульетты, существует даже адрес Джульетты , на который влюбленные всего мира присылают свои истории любви или просят совета, есть стена , куда вы можете приклеить записку с именами влюбленных.

Стена влюбленных.

Статуя Джульетты – чудотворная ( по мнению посетителей музея) , если потереть ее правую грудь, то ты встретишь свою настоящую любовь. Вера в это так велика, что на месте правой груди героини образовалась дыра , и статую пришлось заменять. У Джульетты , стоящей на пьедестале сегодня, правая грудь уже практически стерта – сколько же любящих рук касалось ее! Преклоняясь перед величием настоящей любви , пары со всего мира едут в Верону, чтобы сыграть здесь свадьбу.

Вот так выглядят дом Джульетты , легендарный балкон, описанный в трагедии, и ее комната.

Влюбленные со всего мира считают, что такая трагическая любовь не может быть выдуманной, а Ромео и Джульетта — реальные жители Вероны, иначе почему приходят ответы на письма, присылаемые на адрес героини.

Как у любого человека у Джульетты есть день рождения ( 16 сентября 1284 года) и имеется могила, которая тоже является местом паломничества туристов. В этом году Джульетте исполнилось 730 лет. Какой еще литературный герой может похвастаться такой многовековой известностью!

История , рассказанная В.Шекспиром, вдохновляла многие века художников, композиторов, скульпторов, балетмейстеров на создание замечательных произведений.

Но большинство представляют себе героев Шекспира такими, какими нам показали их Дзеффирелли и Лурманн.

Именно кинематограф формирует в нашем сознании визуализацию литературного образа. Он закрепляется после первого просмотра фильма и очень часто отвергает все последующие , вновь создаваемые. Автор произведения может сколько угодно описывать своего героя , но для большей части населения мира Эркюль Пуаро будет выглядеть таким, каким его создал Девид Суше, а Шерлок Холмс – как Василий Ливанов.

Необходимо отметить, что Конан Дойл не любил своего героя – сыщика Шерлока Холмса, он даже не потрудился обеспечить своего персонажа точной датой рождения, и среди поклонников британского сыщика до сих пор идут ожесточенные споры – какого числа и в каком году Холмс появился на свет. В настоящее время принято считать, что Шерлок родился 6 января 1854 года. И, судя по рассказу «Человек на четвереньках» , и Холмс, и Уотсон вполне здравствовали в 1923 году. О дальнейшей их судьбе ничего не известно, ведь читатели не позволили автору убить своего любимого героя на страницах рассказов, хотя он не раз пытался это сделать.

Работа детектива не принесла Холмсу богатства, финансовые трудности заставили его искать соседа по квартире, которым и стал доктор Уотсон. В этот момент читатель и знакомится с ними обоими. Холмс и Уотсон живут в Лондоне, на Бейкер-стрит, 221Б – когда Конан Дойл писал свои рассказы, дома с таким номером не существовало. Потом улицу специально продлили, и одному из домов официально присвоили почтовый адрес 221Б – именно в нем и разместился музей Шерлока Холмса, в котором до мельчайших подробностей воспроизведен описанный писателем интерьер.

О семье Холмса тоже почти не говорится. Одна из бабушек Шерлока была француженкой, сестрой художника, а о прочих предках Холмс отзывается как о сельских помещиках, которые вели обычную для своего сословия жизнь. Что еще мы знаем о Холмсе? Он эксцентричен, курит трубку, играет на скрипке, отлично боксирует, владеет револьвером, шпагой и хлыстом, разбирается в ядах, видах почвы и табачного пепла, довольно равнодушно относится к деньгам – Уотсону часто приходится брать на себя функции не только биографа, но и казначея.

Читайте также  14 пунктов вудро вильсона

Спросите, откуда мы все это знаем? Да, конечно, из фильмов про Шерлока Холмса.

Многие вообще считают, что именно Конан Дойл создал детективный жанр, может это и не так, но Шерлок Холмс один из немногих литературных героев, о приключениях которого читают люди всех возрастов, и почти у всех этот интерес связан с многочисленными экранизациями детективных историй.

Дом сыщика на Бейкер- стрит, 221Б — один из самых необычных музеев литературному герою ( правда, многие его посетители считают, что это музей реального человека):

— в нем можно фотографироваться с экспонатами;

— все предметы, собранные в нем упоминались в рассказах Конан Дойла, а потом воспроизводились в фильмах;

— все вещи реальные, в музее нет имитаций;

— сервировка стола и местоположение многих вещей часто меняются, поэтому создается впечатление, что Холмс ненадолго вышел по делам.

И вдвойне приятнее, что образ Шерлока Холмса, созданный Василием Ливановым , признан лучшим воплощением героя Конан Дойла. Сама Елизавета II вручила русскому «Шерлоку» орден Британской империи, в честь этого события была выпущена памятная монета.

Можно спорить бесконечно , что нужнее — книга или фильм, но разве это так важно- главное, что они доносят до нас разными выразительными средствами одинаковую информацию , заставляют переживать одинаковые эмоции .

Любая удачная экранизация приоткрывает для зрителя дверцу в мир литературы, а вот войдет ли он в нее, воспользуется ли предоставленной возможностью, зависит уже от самого человека.

Литература и искусство

Литература в Wikipedia

Не покаялись, не отреклись ни от самоубийственного сталинизма, ни от брежневской апатичности и застоя. И пришли в итоге к деградации — в экономике, политике, юстиции, культуре. Причём литература — в первых рядах деградантов.

Россия стойко держится за свой литературоцентризм. Территория литературы тем временем сжимается, как шагреневая кожа. Словесность сделалась провинцией и в общественно-политическом, и в глобально-эстетическом смысле. Поэзия и проза как таковые неактуальны.

Но, может быть, у искусства слова особый путь и литература, обогнув современность по таинственной параболе, снова сделается столицей и для общества, и для искусства в целом?

Владимир: Есть в языке устойчивое сочетание «литература и искусство». В былые времена некоторые эстеты придирались к нему: почему «и»? Разве литература не искусство?

Ольга: И были по-своему правы: литература — искусство в высшей степени. Она вбирает в себя все остальные виды. В «Мастере и Маргарите», в «Сандро из Чегема» есть и музыкальность, и театральность, и живописность, и даже архитектурность.

Владимир: Так было, но — прошло. Из империи литература превратилась в провинцию. Бедную, отсталую, ужасно закомплексованную и потому кичащуюся своим провинциализмом.

Ольга: Провинциализация литературы — нормальный ход. «В эпоху разложения какого-нибудь жанра он из центра перемещается в периферию, а на его место из мелочей литературы, из её задворков и низин вплывает в центр новое явление».

Думаю, этот тыняновский закон действует не только внутри литературы, но и в системе «литература — музыка — живопись — театр — кино».

Владимир: Но, в отличие от других видов искусства, современная литература по сути выпала из общественно-информационного пространства.

Какое произведение последних лет люди вспоминают в разговорах, приватных или публичных? Какого литературного персонажа запомнили?

Какую фразочку 2000-х годов, стихотворную или прозаическую, сможет Константин Душенко включить в «Словарь современных цитат»?

Ольга: Да, трудные вопросы. Постараюсь ответить…

Читательский народ, приходя в магазин, берёт очередные издания Улицкой, Рубиной, Веллера. О «Даниэле Штайне» говорили, спорили…

А крылатые слова — это во все времена редкость. И вообще, это всё внешние критерии, а литература, может быть, ушла внутрь, в глубину, сделалась самодостаточной.

Владимир: Вот и остаётся всего-навсего литературой. В то время как остальные виды искусства экстравертны, ищут новые способы коммуникации, стремятся расширить пространство своего функционирования.

То, что раньше именовалось изобразительным искусством, теперь называется просто искусством, иногда с добавлением «актуальное». Оно вбирает в свои композиции и дизайн, и видеоряд, и музыку, и буковки-словеса.

Раньше, чтобы к этому приобщиться, надо было добраться хотя бы до гамбургского Кунстхалле, а теперь эстетический синтез демонстрируют в «Гараже», на «Винзаводе», в небольших галереях типа «М’АРС».

Когда же эпитет «актуальный» пытается напялить на себя наша убогая словесность, он идёт ей как корове седло. Сегодня поэзия и проза в принципе неактуальны. Недейственны, недействительны, если буквально перевести латинскую основу термина.

Ольга: Так ли уж обогатила актуальное искусство его коммуникативная назойливость? Разве мы с тобой не скучаем, взирая на внешне дерзкие инсталляции и перформансы?

Может быть, это мутация, затянувшаяся на «смехотворно ничтожный срок» лет в сто, а потом люди снова научатся рисовать нормальные картины маслом?

Например, прерафаэлиты появились не до, а почти на четыре века после эпохи Рафаэля. Движение вперёд идёт по спирали, с неизбежными возвращениями к прошлому.

Пойдём дальше. Театр в своём стремлении охватить широкую (и прежде всего материально обеспеченную) аудиторию впустил в залы толстосумов, не выключающих мобильники во время зрелищного таинства, и потерял благородно-бедных, но талантливых зрителей-соучастников.

Кинематограф превратился в развлекательную индустрию, в партнёра производителей попкорна. Нужно ли литературе, задрав штаны, бежать за сёстрами-музами, пошедшими по рукам?

Владимир: А целомудрие так и так не сохранить. Если литература — природная часть искусства, то уже нельзя жить по старым эстетическим законам.

Океан искусства штормит, там всё переворачивается и начинает после бури жить иначе. А наш литературный «мейнстрим» — никакой не stream, не поток, а стоячее болото. Которое хвалят исключительно обитающие на нём кулики.

И я в том числе — по долгу профессионального литератора, по долгу университетского профессора, из уст которого юношество впервые слышит те странные современные имена, которые наш литературный бомонд невесть почему считает громкими.

Но сколько можно быть донором, отдавать свою кровь малокровному и неблагодарному существу? Замалчивая страшную правду: современная русская литература в целом глубоко архаистична и эстетически реакционна.

Ольга: Так в любой стране в любую эпоху валовой литературный продукт архаистичен, а большинство критиков эстетически реакционны. Новаторы везде и всегда в меньшинстве. На съезд советских писателей не приглашали ни Платонова, ни Булгакова, ни обэриутов.

Владимир: Где у нас эти меньшевики? Их число — в пределах статистической погрешности. То есть либо вообще их нет, либо никакой роли они не играют.

Все сплошь сделались стихотворцами, а где открытия в области стихового слова? «Я живу в такой стране, где четверть века центрит Надсон, а я и Мирра — в стороне», — жаловался Игорь Северянин в 1912 году.

У нас же более полувека «центрит» Евтушенко, критики обожают своих Надсонов-традиционалистов, а вся армия молодых поэтов не в состоянии родить одного свежего словечка вроде «центрить».

И в прозе творческие взоры устремлены в прошлое. Не ретроспективных Личутина и Алексея Иванова имею в виду, а прогрессивных и благородных романистов.

Читайте также  Рюрик – державный родоначальник

И если Михаила Шишкина с его аккуратной многоплановостью, Александра Иличевского с его буйством красок разместить в бинарной системе «архаисты и новаторы», то они всё-таки угодят в архаисты. Слишком вкус хороший, слишком берегут русский язык от неприятных экстралингвистических сюрпризов.

Ольга: Каллиграфическая тенденция замешена на доброкачественных дрожжах, на эстетике 20-х годов ХХ века.

Мастера поэтичной прозы полагают, что если пойдёшь за тогдашними новаторами, то и сам новатором станешь. Главное для них — форму держать. Отчаянная же новизна о форме не заботится, она ощущает себя содержанием, новой вестью о человеческой природе.

И Шишкин, и Иличевский, по-моему, свои задачи добротно решают. А новатором нашего времени окажется тот, кто прозрит новые задачи. Кто осуществит сдвиг сознания.

Вот возможное поле для вспашки: мы привыкли плохо думать о других — о власти, о начальниках, о своих ближних — и слишком хорошо думать о себе самих.

Новая поэтика появится, если писатель сумеет повернуть души зрачками внутрь, чтобы в себе самом читатель увидел частицу мирового зла.

Владимир: Пока получается, что высокий уровень письма снижает читабельность прозы: громоздкий синтаксис, пышные сравнения, пространные монологи — это всё авторский эгоизм, равнодушие к партнёру-читателю.

Ольга: А я верю, что отточенное мастерство может не тормозить прозу, а усиливать её динамику, а главное — вести к ясности.

Владимир: Ясности-то наша словесность чурается как чёрт ладана. Четверть века назад народ и страну призывали к всеобщему покаянию. Фильм даже был с таким названием, ныне забытый.

Не покаялись, не отреклись ни от самоубийственного сталинизма, ни от брежневской апатичности и застоя. И пришли в итоге к деградации — в экономике, политике, юстиции, культуре. Причём литература — в первых рядах деградантов.

Братья литераторы, не пришла ли пора для последней попытки честного раскаяния? Для начала — эстетического. Мы живём неправильно, инерционно, нетворчески. Мы погрязли в мелком самодовольстве. Мы отстали и от жизни, и от искусства.

Скажем так все хором — и, глядишь, зашевелится, заиграет креативное начало…

Ольга: Нет уж, спасибо. Самоистязанием занимайся в индивидуальном порядке. А поэзию и прозу вытянут позитивно настроенные мастера.

Может быть, мы присутствуем в самом начале плодотворной канонизации и литература, обойдя стороной сиюминутные конъюнктурно-коммерческие «тренды», снова переместится в центр, снова станет столицей творческого царства.

Литература и искусство

Прежде чем говорить об особенностях литературы как вида искусства, следует разобраться в значении самого слова «литература». Слово это происходит от латинского Слова Litterа, что означает «буква». В буквальном переводе «литература» значит «то, что написано буквами, письменность». С появлением книгопечатания литературой стали называть не только то, что написано, но и то, что напечатано в книгах, журналах, газетах и т. д. Виды литературы разнообразны: учебная литература, техническая, медицинская, спортивная литература и т. д.

Особым видом литературы является художественная литература. Это область художественного» творчества, результат которого реализуется в виде словесных (литературных) произведений: романов, повестей, пьес, поэм, стихотворений. Предметом литературоведения является именно художественная литература. Значит, кроме своего общего значения, слово «литература» имеет и более узкое значение особого вида искусства. Термин этот не совсем точен, так как, помимо произведений, созданных на основе письменности, в художественную литературу входят также произведения устного народного творчества — сказки, былины, устные рассказы и т.д.

Наряду с4термином «литература» для обозначения произведений искусства слова существует термин «поэзия» в широком смысле. В более узком смысле к поэзии относят стихотворные произведения. В старых учебниках и научных работах наряду с терминами «литература», «поэзия» употребляется термин «изящная словесность».

В книгах и статьях нередко встречается выражение «литература и искусство», что может дать повод думать, будто литература есть нечто отличное от искусства. На самом деле это словосочетание обозначает лишь то, что литература является важнейшим видом искусства.

Слово «искусство» употребляется в двух основных ■ значениях. Искусством называют высокое умение, мастерство в овладении каким-либо сложным делом. В этом смысле говорят об искусстве ^рача, педагога, инженера, сталевара и т. д. Искусством называют также особую область человеческой деятельности — художественное творчество.

В процессе общественно-трудовой практики челове-, чество научилось не только извлекать практическую пользу из окружающих его явлений и созданных им предметов, но и ценить их к р а с о т у.

Красота есть мера целесообразности и совершенства предмета или существа. Красивым называется такой предмет, который совершенен как по назначению, так и по форме. В природе красота возникает стихийно как выражение биологического закона сохранения и развития видов: выживают наиболее совершенные виды растений и животных, а в пределах вида — наиболее совершенные экземпляры. В отличие от природы люди сознательно стремятся к тому, чтобы сделать красивыми и самих себя, и предметы своего труда. Это стремление к совершенству помогает людям соперничать с природой, творить новую красоту, более совершенную, чем красота стихийно-природных предметов и существ.

Восприятие и, еще более, творчество красоты доставляет людям особую радость, называемую эстетическим наслаждением. Это радость переживания людьми их творческих сил и замечательных способностей, радость осознания себя творцами, перед волей и трудом которых первобытный хаос превращается в стройную гармонию и красоту. В очерке «В. И. Ленин» М. Горький приводит такие слова Владимира Ильича о прекрасной музыке Бетховена: «Ничего не знаю лучше «Apassionata». Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!»

Потребности людей в красоте, в прекрасном называют эстетическими потребностями. А наука о проявлениях прекрасного в жизни и в искусстве называется эстетикой. Потребность’ в прекрасном заложена в самой природе человека, ибо человек в отличие от животных, по словам Маркса, «производит универсально», «воспроизводит всю природу», «умеет производить по меркам любого вида и всюду. умеет прилагать к предмету соответствующую-мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты».

Наиболее полно возможность творить «по законам красоты» проявляется в художественном творчестве, в искусстве. Происходит это по следующим причинам.

В повседневной жизни, на производстве люди вынуждены пользоваться вещами, не всегда отвечающими их эстетическим потребностям и запросам. Это объясняется, во-первых, тем, что пока еще не все вещи и предметы удается делать удобными и красивыми, хотя в последнее время на фабриках и заводах все больше внимания уделяется технической эстетике. Во-вторых, в обычной жизни требования к эстетическим качествам вещей, как правило, отступают перед практическим назначением этих вещей. В большой мороз мы охотней наденем малопривлекательную на вид, но теплую шубу, чем модное, но плохо греющее пальто. Точно так же в дождь мы предпочтем грубую, однако прочную обувь изящным, но пропускающим воду туфлям.

Другое дело искусство. В его произведениях эстетический момент выступает как основной и определяющий. Художественное творчество прежде всего и существует для того, чтобы удовлетворять потребность людей в прекрасном, доставлять им эстетическое наслаждение. Искусство раскрывает людям глаза на красоту материального мира, показывает физическую и духовную красоту человека и творений его рук и ума. Творцы искусства вдохновляют своих современников эстетическими идеалами, т. е. живыми представлениями о высших и наиболее совершенных проявлениях прекрасного во всех сферах человеческой жизни. Так, идеал советского человека, активного борца за социализм и коммунизм, воплощен и в монументальной скульптуре В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», и в картине художника Б. В. Иогансона «Допрос коммунистов», и в. романе Н. А. Островского «Как закалялась сталь», и во . многих других замечательных произведениях советского искусства. Воспроизводя действительность во всем многообразии ее явлений, показывая становление прекрасного в человеке и в человеческих отношениях, искусство не только доставляет людям эстетическое наслаждение, но и выступает также могучим орудием познания жизни и ничем не заменимым средством воспитания. Искусство формирует идеалы людей, их убеждения, мысли и чувства, пробуждает в людях художников и творцов.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: