Рюрик – державный родоначальник - Sogetsu-Mf.ru

Рюрик – державный родоначальник

1150 лет назад в 862 году по древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет» Рюрик с братьями Синеусом и Трувором был призван править на севере русской земли. Рюрика пригл

Рюрик – державный родоначальник

Рюрик — создание державы Сокола. К 1150-летию призвания варягов

1150 лет назад в 862 году по древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет» Рюрик с братьями Синеусом и Трувором был призван править на севере русской земли. Рюрика пригласили несколько «земель» (племён) славянского и финно-угорского происхождения, и он стал основателем династии, которая непрерывно правила Русью вплоть до конца 16 столетия. Последними её представителями на престоле Руси были Фёдор Иванович и Василий Шуйский.

К сожалению, мы очень мало знаем о внутренних причинах этого важного события. Но всё же можно высказать вполне логичное мнение, что призвание Рюрика было вызвано не только внутренней предпосылкой – остановить междоусобицу племён, но и геополитической. Управлявшие северными русскими землями старейшины (среди них был и Гостомысл, которого некоторые историки считают представителем древней княжеской династии, идущей от мифических князей Словена и Руса – сыновей Скифа) и, видимо, жреческие круги приняли решение преобразовать союз автономных земель в централизованное государство. Причина этого судьбоносного решения ясна – Руси угрожала страшная участь, гибель под натиском внешних врагов. Историкам известно, что т. н. «Новгородская Русь» имела теснейшие связи с землями славян в Центральной Европе. Этот факт подтверждают антропологические данные, однотипность археологических культур, торговые и культурные связи Новгорода с будущей Северной Германией. И управленческая, жреческая элита Руси знала о натиске «крестоносцев» на земли славян в Европе. Славяне Центральной Европы проигрывали эту битву, Рим и его «инструменты» умело использовали стратегию «разделяй и властвуй», сталкивая воинственные славянские союзы между собой, уничтожая и порабощая земли по очереди, одну за другой. Западные славянорусские племена не смогли создать единой державы и отразить натиск врага. Итог был страшен, после многовековой кровавой битвы славянская цивилизация Центральной Европы фактически была уничтожена.

Кроме того, учитывался и тот факт, что на юге Русь подверглась экспансии Хазарского каганата («змея» русских былин), который подчинил себе ряд славянских земель. Это было страшное, паразитическое образование, продававшее славян десятками тысяч на рабские рынки Востока и постоянно расширявшее свою сферу влияния. На юге Русской земле угрожала также Византийская империя (она уничтожит славян на юге Балканского полуострова и подчинит себе Болгарию) и экспансия арабов, ислама.

Русь не могла противостоять этой внешней угрозе и рано или поздно пала бы в схватке с развитыми державами того времени. Именно поэтому было принято решение создать державу – единое государство, где есть единый центр управления. Подтверждают эту мысль и действия первых Рюриковичей – они объединяли славян, финно-угров в единую державу и одновременно бились с внешними врагами – Хазарией, Византией. С Хазарским каганатом как с наиболее страшной и близкой угрозой, врагами, уже оккупировавшими часть русских земель, бились Рюрик, Олег и Игорь. Смертельный удар Хазарии нанёс блистательный Святослав. Олег, Игорь и Святослав наносили удары по Византийской империи. Святослав должен был завершить дело – объединить с Русью прародину славян, Балканы, твердо встать на Дунае-батюшке (именно там, по мнению ряда историков, располагался первый «Киев»). В результате решения неизвестных нам старейшин и жрецов была создана держава, которая выстояла в борьбе с сильными и агрессивными государствами Востока и Запада.

Естественно, что на роль фигуры, которая должна была начать масштабное строительство Русской державы, могли пригласить только человека, который отвечал определённым критериям. Во-первых, он должен быть «своим» для славян севера. Не зря летопись прямо говорит, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни англом, ни шведом, ни готландцем. А варяги его рода говорили на языке славянском. Иоакимовская летопись, сохранившаяся в передаче В. Н. Татищева, утверждает, что Рюрик был сыном Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Чужаку нельзя было поручать Дело столь глобальной значимости.

Во-вторых, князь должен был обладать стратегическим видением ситуации и огромным боевым опытом, как и его ближний круг. Дальнейшие события подтвердили это. Рюрик навел порядок на севере, объединил северные земли, начал борьбу с Хазарией. Олег Вещий объединил два главных центра Русской земли – Новгород и Киев, продолжил борьбу с Хазарией, нанес удар по Византии. Игорь успешно продолжал дело объединения славянорусских земель, боролся с хазарами, разбил печенегов. Святослав разгромил хазарский Каганат, раздвинул пределы русской державы до Северного Кавказа, Волги и Дона, завоевал Болгарию. Мы видим, что несколько поколений правителей Руси настойчиво выполняли Великий Замысел.

Что мы знаем о Рюрике

Сторонники норманнской версии призвания варягов на Русь, считают, что Рюрик был Рёриком (Рориком) Ютландским. Это был датский конунг, который служил франкской династии Каролингов. Он упоминается во франкских хрониках как правитель Дорестада и ряда фризских земель в 841 — 873 годах. Впервые эта версия была выдвинута священником Х. Холлманом, издавшим в 1816 году в Бремене труд «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт». О Рёрике известно немногое. Считается, что он был из рода Скьёльдунгов (легендарная королевская династия данов), которые правили в Хедебю. Его дядей (или братом) был ютландский правитель Харальд Клак. В молодости их обоих изгнали из Ютландии, и они служили Лотарю, участвуя в междоусобной борьбе потомков Карла Великого. Лотарь их вознаградил уделами во фризской земле. Но счастье не долго сопутствовало братьям – в 843 году Фрисланд по Верденскому соглашению был включён в состав империи. Норманские наёмники стали не нужны Лотарю. Рёрика и Харальда по обвинению в измене арестовали и бросили в тюрьму. Харальд скончался в тюрьме (по другой версии был убит в более позднее время), Рёрик смог сбежать и стал бездомным искателем приключений. Он был участником набегов норманнов на Англию и побережье державы франков. Рёрик получил довольно широкую известность в пиратских кругах – в 845 году сделал рейд вверх по реке Эльбе и атаковал Северную Францию. В 850 году под его началом был флот в 350 кораблей, с которым он нападал на берега Англии. Его прозвали «язвой христианства». В этом же году Рёрик отвоевал у Лотаря Дорестад и Утрехт. Лотарь даже был вынужден пойти на мир с Рёриком, с условием, что конунг будет защищать его северные земли от набегов данов, чем он довольно успешно и занимался.

В 854 году Лотарь опять отнял у своего вассала Фрисланд с помощью данов, но даровал новый лен в Ютландии. Рёрик сталкивается с Годфридом за главенство в Ютландии. В 869 году Рёрик после смерти Лотаря провел переговоры с наследовавшим ему Карлом. Последнее сообщение о Рёрике относится к 873 году — он принёс присягу на верность Людовику Немецкому. О том, что Рёрик умер до 882 года можно судить по тому факту, что в этом году Фризия была передана под управление Годфрида Фризского.

В результате, кроме созвучного имени и одной эпохи, эта историческая личность явно не связана с основателем русской княжеской династии. Во-первых, Рёрик вёл активную деятельность, практически всю свою жизнь, борясь за клочок земли — Фрисланд. Ему просто некогда было править в Ладоге и решать внутренние и внешние проблемы огромного государства. Во-вторых, зачем владыке Северной Руси, под которым была Ладога, Изборск, Белоозеро, чьи наместники сидели в Полоцке, Ростове, Муроме, Суздале и других градах, небольшое владение на севере Европы. В-третьих, варяги даже небольшими силами наводили ужас на Западную Европу, а Рюрик мог выставить войско, которое бы лёгко захватило Фрисландию. В-четвёртых, зачем Рюрику становиться вассалом ряда представителей династии Каролингов, если он был владыкой огромной земли.

Есть и другие серьёзные нестыковки. Рёрик является даном (предки современных датчан), который не мог говорить на одном языке со славянами. У конунга данов был только один брат, причём старший (или дядя). У Рюрика было два брата, и он был старшим. Нельзя сбрасывать со счетов и то соображение, что северные славяне и финно-угры хотели найти князя, который бы «владел нами и рядил ны по праву». Это очень важно, изгой, наёмный воин Рёрик не имел никаких прав на Северную Русь.

Ещё одна группа исследователей выдвигает мнение, что его вообще не было. Мол, раз не можем доказать, что Рюрик скандинав, так заявим, что это вообще миф, легенда. К примеру, Д. С. Лихачёв предположил, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были, по замыслу монаха-летописца, стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева. Но если следовать по пути таких исследователей, то на месте истории вообще камня на камне не останется. Можно значительное число летописных сообщений времён раннего средневековья объявить мифом, не говоря уж об истории античности, Древнего мира.

Имя Рюрика явно славянского происхождения. Так называли на славянских языках сокола: польск. «raróg», чешск. «rarašek», словацк. «raroh», укр. «раріг». Подобные имена встречались в Польше, Чехии, Словакии, в землях союза племён ободритов. Интересен и тот факт, что средневековый союз славянских племен ободритов-бодричей, который проживал по нижнему течению реки Лабы-Эльбы, также называли рарогами или реригами. Именем сокола (сокол в представлении славянорусов был животным-символом общеславянского бога, создателя всего живого и сущего – Рода) был назван и центр ободритов – город Рерик. Соколиная символика вообще характерна для славян, так называли города, замки, речки. Былины называют славных витязей и князей соколами. Герб Рюриковичей и современной Украины, которая «приватизировала» общую историю, изображает охотящегося сокола. Соколиной символикой наполнено «Слово о полку Игореве». Игорь идёт походом по степи в Тмутаракань: «Уже далече залетел сокол…». Бояре говорят Святославу Киевскому о двух братьях Игоре и Всеволоде: «два сокола слетеста с отня злата стола поискати града Тьмутораканя». Игорь из половецкого плена «соколомъ полете». Половецкие ханы, преследуя князя, говорят о нём как о «соколе», а о его сыне как о «сокольце». Таким образом, понятно, что соколом называют князя, потомка Сокола-Рюрика.

Поэтому, вполне логичной выглядит западнославянская гипотеза о том, что Рюрик и его братья были выходцами из среды западнославянских племён – вагров или руян, которые входили в союз ободритов (рарогов). Об этом писал ещё М. В. Ломоносов. Подтверждают эту версию общность языка варягов-руси с ильменскими славянами, культурные, археологические, антропологические связи ободритов с «новгородцами». К тому же родовые предания и родословные немецкой аристократии сохранили сведения о том, что сыновья Годлиба-Годлава (представителя княжеской династии ободритов), Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор, отправились в 840 году в Новгород. Правда, датировка событий не совпадает, но историкам известно, что датировка древнерусских летописей примерно до середины 10 столетия приблизительна. Сохранилось и народное предание о Рюрике и его двух братьях, которое было опубликовано в 30-х годах 19 столетия французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Французский писатель записал предание в Северной Германии у мекленбургских крестьян, которые жили на бывших землях славян-бодричей, к тому времени уже почти полностью онемеченных. По преданию, в 8 столетии в земле ободритов-рериков правил князь Годлав. У него было три сына: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный, Трувар Верный. Братья отправились в поисках славы на Восток, где отличились во многих битвах. В Руссии они свергли «тиранию» и восстановили мир и порядок в стране. Когда они решили вернуться домой, благодарный народ уговорил их остаться и править ими. Рюрик получил в управление Новгородскую землю (Nowoghorod), Сивар — Псковскую землю (Pleskow), Трувар — Белозерскую (Bile-Jezoro). После смерти Сивара и Трувара их земли вошли в состав единой державы, и Рюрик стал основателем княжеской династии.

Читайте также  Провозглашение советской власти. 2 всероссийский съезд советов

Понятно, что легенда во многом приукрасила настоящие события. Братья были не благородными рыцарями, борющимися со злом, а беженцами, ищущими нового дома. Их дед — король ободритов Витслав и отец погибли в бою, дом был захвачен врагами. Но интересно сообщение о «тирании», которая господствовала над землями восточных славян. Письменные источники — ибн Фадлан, Масуди, «Письмо царя Иосифа», «Кембриджский документ», данные археологии, былины, исследования М. И. Артамонова («История хазар») и других историков сообщают о страшном иге хазар. Многие славянские земли попали под власть «чуда-юда», которое истребляло княжеские роды, обескровливало славянорусские земли. Князья-соколы начали борьбу с хазарским каганатом и в итоге его уничтожили.

Надо упомянуть и о матери Сокола-Рюрика. Согласно данным Иоакимовской летописи, матерью князя была дочь новгородского старейшины-князя Гостомысла – Умила. По новгородскому преданию Гостомыслу приснилось, что из чрева его дочери выросла большая яблоня, осенившая ветвями все славянские земли, и люди отовсюду приходили укрыться в её тени, вкусить сладких плодов. Волхвы-ведуны предрекли, что потомки дочери Гостомысла будут владеть севером Руси и многими другими землями, став основателями могучей державы. Тут мы видим, что в «призвании» князей-соколов приняло участие и русское жречество.

История государства России. Рюрик

Незаконченная режиссерская версия Иллюстрированной Истории Российского государства. Фильм никогда не выйдет на экраны. Сохранены несколько режиссерских серий.

Князь Рюрик
исторический портрет

Краткая биография

Прибыв на княжение в Новгород вместе с братьями Трувором и Синеусом, Рюрик через два года после смерти братьев остался единоличным правителем и расставил своих людей на княжение в города-центры племенных объединений: Полоцк (кривичи), Ростов (меря), Муром (мурома) и Белоозерск (весь).

Согласно Никоновской летописи, в определенный момент новгородцы возмутились порядками Рюрика, но он подавил бунт и убил их предводителя князя Вадима Храброго.

Повесть Временных Лет указывает среди прочих деяний Рюрика разрешение Аскольду и Диру совершить поход на Царьград (Константинополь) в 866 году, однако позже историками датировка была перенесена под 860 год, что ставит под вопрос как причастность Рюрика к походу, так и принадлежность Аскольда с Диром к его дружине. Дополнительно, Никоновская летопись сообщает под 865 годом о походе Аскольда и Дира против жителей Полоцка, который контролировался Рюриком.

В 879 году Рюрик умер, оставив малолетнего сына Игоря под опекой Олега Вещего (по разным версиям приходившимся Рюрику либо родственником, либо соратником).

Правление князя Рюрика на Руси
862-879 годы

Начало княжения — призвание Рюрика и варягов в Новгород

Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались конфликты, для прекращения которых представители племён решили пригласить князя со стороны.

„Поищем сами себе князя, иже бы володели нами и рядили по ряду, по праву.“

…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске.» [1] Повесть Временных Лет

Таким образом, приглашённые варяги должны были исполнять роль судей, не заинтересованных в выгоде какой-либо из спорящих сторон, соблюдать т.н. ряд — свод законов и правил, который они признавали и обещали соблюдать заступая на княжение.

Версия о том, что Рюрик сразу стал князем Новгорода, оспаривается некоторыми историками. По данным археологии, более достоверным выглядит предположение, что первой столицей Рюрика стало поселение Ладога, ныне известное как Старая Ладога. Во времена появления Рюрика там строится первая деревянная крепость.

Краткая характеристика внешней и внутренней политики

Предметно говорить о конкретных направлениях политики Рюрика невозможно ввиду слишком малого количества дошедших до нас сведений, к тому же часть из них противоречат друг другу. Как и для прочих основателей правящих династий, Рюрику было необходимо удержать собственную власть, создать условия для комфортной передачи своих прав на княжение и по возможности расширить границы владений.

Удержание власти и распространение влияния на соседние города

Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго в 864 году вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. В изложении В. Н. Татищева Вадимом был местный словенский князь.

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель, прежде всего за счёт перехода под его управление Изборска и Белозерска, когда в 865 году Синеус и Трувор умерли. Летописи указывают, что Рюрик, сам находясь в Новгороде, своим соратникам начал раздавать в управление города Полоцк, Ростов, Муром — варяжский князь внимательно следил как за собственными владениями, так и за близлежащими территориями, не позволяя перехватить управление конкурентам и раздвигая, по возможности, границы зарождающегося государства.

Рюрик и его отношения с Аскольдом и Диром

Относительно взаимодействия между князем Рюриком, Аскольдом и Диром летописи не согласуются между собой. Повесть Временных Лет утверждает, что Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика («И бяста у него два мужа, не племени его, но боярина»), отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам. В то же время в «Повести…» говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян:

«И по сихъ братьи держати. почаша родъ ихъ княженьє в Поляхъ».

При этом следует помнить, что Повесть Временных Лет, согласно записям в ней же, подвергалась неоднократным правкам во время правления Владимира Мономаха, принадлежащего к роду Рюриковичей и имеющего непосредственную заинтересованность в подтверждение изначально новгородской династии на владение Киевом.

Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград. Радзивилловская летопись. Миниатюра.

Примечательно, что при этом в Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград.

В Псковской 2-й летописи (XV век) сказано:

«А князи в та лета бяху на Рускои земли; От Варяговъ 3 князя, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а дроугому Дир, а третьему Рюрик…»

— т.е. Аскольд и Дир не связываются с Рюриком никак, кроме того факта, что они тоже были варягами.

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, походах Аскольда на полочан и кривичей в 865 году (т.е. на территорию Полоцка, где Рюрик посадил своих наместников). Поход же на Царьград, отнесённый Повестью временных лет к 866 году, датирован 874-875 годами.

В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хронику [2] Брюссельский кодекс Cod. Brux. gr. 11376 был переписан
в Константинополе между 1280 и 1300 гг. Содержит в
том числе краткую императорскую хронику. , в которой содержалось упоминание о походе русов и называлась точная дата — 18 июня 860, что либо ставит под вопрос точность датировок ПВЛ, либо правдивость приводимых в ней сведений по данному событию.

Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша [3] Ioannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regni
Poloniae. Liber 1-2. — Warszawa, 1964. — P. 121. (не исключалось, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам). В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия, легендарного основателя Киева.

Итоги и результаты правления

  • Рюрик смог удержаться у власти в Новгороде подавив восстание Вадима Храброго
  • Распространил влияние на города Муром, Ростов, Белозерск, Полоцк, Изборск
  • Правил 17 лет, оставив после себя сына Игоря и в качестве регента при нём — Олега Вещего.

События на Руси после смерти князя Рюрика

Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика, Олег продолжил расширение подконтрольных Рюриковичам территорий, захватил Киев (убив Аскольда и Дира) и перенёс туда столицу, объединив тем самым два главных центра восточных славян. Кроме того, Олегу удалось объединить под своей властью окружающие славянские племена, ранее платившие дань хазарам. Поэтому нередко именно он, а не Рюрик, зачастую объявляется основателем Древнерусского государства.

Теории о происхождении Рюрика и его этнической принадлежности

Спор норманнистов и антинорманнистов относительно этнического происхождения основателя династии Рюриковичей не затихает уже почти три столетия. Описание каждой отдельной теории занимает достаточно много места, поэтому ниже они перечислены кратко:

  • Норманская теория — исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманнской концепции считают Рюрика варягом-викингом из Скандинавии. По одной из версий, Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский из династии Скьёльдунгов.

Славянские теории:

  • М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы».
  • Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Великом княжестве Московском в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и связал название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров.
  • Историк XIX века С. А. Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк правящей династии ободритов (онемеченное западнославянское племя).
  • В 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма» было упомянуто народное предание о Рюрике и его братьях. Также, в начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, в которых упоминается Рюрик, как сын одного из вождей ободритов.
  • Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла.
  • Д. И. Иловайский летописный рассказ о призвании варягов считал полностью легендарным, и на основании этого отвергал всё связанное с Рюриком. Являясь сторонником южного происхождения Руси, он возводил русских к упоминаемому в античных источника племени роксалан, проживавших в среднем Поднепровье
Читайте также  Возрождение россии при елизавете i петровне в 1741 - 1761 гг.

Семья и личная жизнь

Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре. По Иоакимовской летописи, Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» княжна Ефанда. Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись и, возможно, используя какие-то поздние несохранившиеся источники, рассказывает о женитьбе Рюрика на Ефанде, дочери новгородского посадника Гостомысла, инициатора приглашения Рюрика.

Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун. Есть версия, что Игорь Младший был от сына Рюрика, а Акун — от дочери.

Образ в культуре и памяти поколений

Личность князя Рюрика оставила значительный след в истории современной России, Украины и Белоруси. За прошедшие столетия были созданы картины, фильмы и памятники, посвященных князю.

Кто Вы, князь Рюрик?

Отпрыск знатного датского рода, сын полабского князя или обычный варяжский авантюрист?

«…И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля…», — так сообщает Нестор в «Повести временных лет» о событиях далёкого 862 года. Рюрика принято считать родоначальником княжеской и царской династии, правившей в Древней Руси, Московском, а затем и Русском царстве на протяжении семи столетий. Однако историчность Рюрика и его происхождение до сих пор вызывают вопросы. Существовал ли легендарный родоначальник царской династии, и, если да, откуда он прибыл?

Норманисты и антинорманисты

Споры о происхождении Рюрика появились из-за крайне скудных письменных свидетельств о родоначальнике русской княжеской династии. В «Повести временных лет» имя князя встречается лишь дважды — в сообщениях о его прибытии и смерти. Очевидно, что такой информационный вакуум рождает возможности всевозможных дискуссий, зачастую переходящих в откровенные спекуляции.

Проблема Рюрика, столетия волнующая исследователей и общественных деятелей России, стала не только научным, но и политическим вопросом. Обсуждение происхождения первого русского князя является частью фундаментального спора «норманистов» и «антинорманистов», начавшегося в 18-м веке и связанного с именами крупнейших учёных, работавших в России: Михаила Ломоносова, Готлиба Байера, Герхарда Миллера и других.

Зачастую баталии на историческом фронте носили ярко выраженную политическую окраску: «норманистов» обвиняли в антипатриотизме, а «антинорманистов» — в излишней фанатичности. В последние десятилетия историки благодаря применению междисциплинарных подходов выдвинули более логичные гипотезы, касающиеся проблемы возникновения древнерусской государственности в целом и личности Рюрика в частности. Однако в непрофессиональном сообществе до сих пор существуют зачастую диаметрально противоположные мнения о том, кем же был первый русский князь и был ли он вообще.

Викинг, обосновавшийся во Фризии

Самая ранняя гипотеза, связанная с происхождением Рюрика, появилась в начале 19-го века и представляла «норманистские» позиции. Немецкие историки Герман Хольман и Фридрих Крузе заявили, что первый русский князь — не кто иной, как Рёрик Ютландский. Происходивший из знатного датского рода, этот викинг в молодости промышлял набегами на фризское побережье империи Карла Великого, а затем участвовал в междоусобной борьбе потомков легендарного короля франков.

Рёрик стал вассалом сына Людовика Благочестивого, короля Срединно-Франкского королевства Лотаря. В обмен на земли и положение викинг должен был оборонять побережье Фризии (современные Нидерланды) от набегов своих сородичей. Влиятельный феодал, он организовывал походы на свою родину, Ютландию, и даже какое-то время контролировал некоторые тамошние поселения. Не позднее 863 года Рёрик принял христианство, став, таким образом, полноправным участником сложившейся франкской государственной системы.

Почему же некоторые исследователи отождествляют фризского Рёрика и русского Рюрика? Есть несколько аргументов в пользу этой теории. Первый основывается на тождественности имён Рёрика и Рюрика. Кроме того, в истории Скандинавии деятелей, о которых сохранились сведения в письменных источниках, можно пересчитать по пальцам. Второй аргумент касается отсутствия сведений о Рёрике Ютландском в тот промежуток времени, когда на Северо-Западе ещё не существовавшей Руси появился Рюрик. Вполне возможно, что ленник франкского короля в 862 году волею судеб оказался в Старой Ладоге — в пользу этого говорят, в частности, и археологические находки, которые показывают существование торговых связей ильменских словен и Фрисландии.

«Датскую» теорию происхождения Рюрика поддерживали и поддерживают крупные отечественные учёные, среди которых — Анатолий Кирпичников и Евгений Пчелов. В пользу варяжского происхождения Рюрика высказывался и известный отечественный историк и археолог Лев Клейн. В то же время многие обвиняют сторонников этой гипотезы в «норманизме», а иногда и «антипатриотизме», придерживаясь других концепций.

Знатный западный славянин

Одной из самых распространённых у «антинорманистов» является версия славянского происхождения князя Рюрика. В раннее Средневековье на балтийском побережье современной Германии проживали западнославянские племена, «полабы», которые соперничали с немцами и викингами. Ещё в 16-м веке Сигизмунд фон Герберштейн, немецкий дипломат, долгое время проживший в Москве, выдвинул версию о том, что Рюрик был полабом на основе созвучности слов «варяг» и «варг» (одно из полабских племён), что, конечно, аргументом считать нельзя.

Развитие «полабской» версии продолжилось уже в 18-м веке, а причиной послужило сближение Мекленбурга и России. В то время несколько немецких историков основывали эту версию на легенде, якобы ходившей среди местных крестьян, о том, что в 8-м веке в землях ободритов (ещё одно полабское славянское племя) правил князь Годлав, у которого было три сына: Рюрик, Сивар и Трувор. Якобы именно они пришли на русскую землю и стали княжить в Ладоге, Белоозере и Изборске соответственно.

В.П. Верещагин. Рюрик, Синеус и Трувор. Источник: Альбом «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом», 1896 г.

Ещё одним аргументом в пользу «полабской» теории принято считать созвучие имени Рюрика со столицей ободритского княжества — Рериком. Помимо этого на идею о прибытии летописного Рюрика именно из Померании некоторых исследователей наталкивает слово «сокол» в западнославянских языках: так, по-чешски эту птицу называют «raroh», а по-польски — «rarog». В 19-м веке русский историк Степан Гедеонов предположил, что «соколы» было родовым прозвищем предков Рюрика, с этой же птицей он отождествлял и фамильные знаки уже русского княжеского рода.

«Полабская теория» нашла многочисленных сторонников из околонаучных кругов и почти не встречается среди современных академических исследователей. Лингвисты и археологи, занимающиеся проблемами генезиса Древней Руси, говорят о несостоятельности аргументов оппонентов. О происхождении Рюрика из полабских славян часто говорят сторонники подлинности «Велесовой книги».

Рюрика не существовало

Существует точка зрения, отрицающая существование Рюрика. Её чаще всего отстаивают филологи и текстологи, а автором этой гипотезы является известный русский учёный Алексей Шахматов, выдвинувший своё предположение в начале 20-го века. По его мнению, «рукою летописца управляли мирские страсти и политические интересы», а сообщение о призвании варягов учёный считал поздней вставкой.

Тезис Шахматова уже в советское время развил выдающийся отечественный учёный-филолог Дмитрий Лихачёв. В целом ленинградский исследователь не отрицал возможность происхождения великокняжеской династии «извне», однако он справедливо отмечал, что приглашение правителей «из-за моря» не оказало значительного влияния на складывания государственности на территории Древней Руси — местное население уже было готово к новому этапу своей истории. Тем не менее легенды о призвании чужеземцев для управления страной — сюжет не исключительный. Как отмечал Лихачёв, «династии большинства западноевропейских государств имели иноземное происхождение, но это не побуждало историков сомневаться в том, что государственные образования Западной Европы имели автохтонное происхождение».

Несмотря на многочисленные споры, само существование Рюрика не подвергается сомнению большинством исследователей. Кем бы ни был родоначальник великокняжеской династии, он действительно с отрядом сторонников действовал на северном отрезке «пути из варяг в греки» и стал лидером протогосударственного образования с центром в Ладоге, а позднее — и Новгороде. Споры же о происхождении Рюрика имеют зачастую политический характер и весьма косвенно связаны с серьёзными научными дискуссиямм.

РЮРИК

Рюрик. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.

Рюрик (+ 879), первый русский князь, родоначальник правившей в России до конца XVI века династии.

Год и место рождения Рюрика неизвестны.

Историки спорят был ли Рюрик:

  • скандинавом (т.н. «норманская теория» Байера, Миллера)
  • финном (В.Н. Татищев)
  • выходцем из южной Прибалтики (указания «Повести временных лет»; также это представление сохранялось на протяжении веков не только на землях бывшей Киевской Руси, оно широко бытовало в Западной Европе).

Одни исследователи объясняют имя Рюрик из древненорманнского языка, другие находят аналогичные ему и в славянском языке.

Отец (по некоторым средневековым генеалогиям) — Годослав (Годлав, Готлиб) (+ 808), князь бодричей (ободритов).

В некоторых поздних летописях встречается сообщение, что братья Рюрик, Синеус и Трувор не были совсем чужими для пригласивших их племен, так как являлись внуками легендарного князя-старейшины Гостомысла от его средней дочери Умилы, отданной замуж за варяжского князя.

В «Сказании о князьях владимирских» приводится легенда о происхождении Рюрика от Пруса, брата императора Августа.

Одной из жен Рюрика была Ефанда, дочь князя урманского, из рода норвежских королей, которая родила ему сына Игоря [1]. По некоторым сведениям у Рюрика была еще дочь и пасынок Аскольд [2].

Легенда о призвании варягов

Легенда о призвании варягов неизменно вызывала и вызывает дискуссии в научном мире, является одной из самых больших проблем отечественной истории. Остаются спорными вопросы:

  • куда был призван Рюрик — в Новгород или Ладогу;
  • был ли Рюрик призван на княжение добровольно или захватил власть силой.

Согласно «Повести временных лет», уставшие от междоусобных войн, племена ильменских словен, мери, чуди и кривичей решили пригласить себе общего князя-варяга из-за моря, надеясь, что общая и в равной степени всем им чужая власть сумеет примирить их между собой: » Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами«.

На этот зов в 862 году собрались три князя варяго-русских [3], три брата — Рюрик, Синеус и Трувор [4] и пришли с родными своими.

Ключевский пишет, что «князья-братья, по видимому, не совсем охотно, не тотчас, а с раздумьем приняли предложение славянофинских послов, «едва избрашась, — как записано в одном из летописных сводов, — боясь звериного их обычая и нрава». Рюрик не прямо уселся в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, как будто с расчётом быть поближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды. В Ладоге же он поспешил «срубить город», построить крепость тоже на всякий случай, для защиты туземцев от земляков-пиратов или же для своей защиты от самих туземцев, если бы не удалось с ними поладить«. [5]

Правление Русью

Рюриково Городище. Нач. XXI века

Рюрик утвердился в Новгороде, у славян, живших по Ильменю; Синеус — среди финского племени на Белоозере; Трувор — у славян, живших в городе Изборске.

Скоро Синеус и Трувор умерли, и Рюрик, присоединив области их к своему княжеству, стал править один, владения его стали называться Русью.

Основал город над Волховом (ныне Рюриково Городище), где впоследствии жили новгородские князья. В другие города (по летописи — Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром) он послал «своих мужей».

В 862 году отпустил к Царьграду двух своих бояр Аскольда и Дира, которые по дороге осели в Киеве, «собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян» [6].

Таким образом, варяги основали две самодержавные области в России: Рюрик на севере, Аскольд и Дир на юге [7].

В 864 году новгородцы подняли восстание против власти Рюрика, которое возглавил некий Вадим Храбрый [8]. Рюрик убил Вадима и жестоко подавил восстание. Репрессии, проведенные Рюриком против своих врагов, привели к массовому бегству новгородцев в Киев в 867 году [9].

Скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына своего Игоря своему родственнику Олегу.

«Главным действием его княжения, — пишет Н.М. Карамзин, — было твердое присоединение некоторых финских племен к народу славянскому в России, так что весь, меря, мурома наконец обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру» [10].

Князь Рюрик. Гравюра 1805 г.

Литература

  • П.С.Р.Л., VII том (под 6367 г.)
  • Повесть временных лет, нач. XII века

Интересно, что из других, внелетописных, источников следует, что жители Древнего Киева вообще ничего не знали о Рюрике до конца XI века. Так, в «Слове о Законе и Благодати», написанном киевским митрополитом Иларионом в середине XI века, родоначальником династии русских князей называется Игорь, а о Рюрике нет никакого упоминания.

До конца XI века имени Рюрика не было и в княжеском именослове, т.е. русские князья не назвали своих детей Рюриками, потому что ничего не знали об этом своем предке. Не знает Рюрика и легенды о призвании варягов и «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII века.

  • Забелин И.Е., История Русской жизни с древнейших времен
  • Карамзин H.М., История Государства Российского
  • Ключевский В.О., Курс русской истории
  • Костомаров Н.И., Начало Руси
  • Погодин M.П., О происхождении Руси
  • Татищев В.Н. История Российская

Использованные материалы

  • Повесть временных лет (в переводе Д.С.Лихачева):
    • http://old-russian.chat.ru/01povest.htm
  • Статья Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:
    • http://gatchina3000.ru/big/089/89423_brockhaus-efron.htm
  • Перевезенцев С. В., Рюрик:
    • http://www.portal-slovo.ru/history/35597.php
  • Карамзин H.М., История Государства Российского. Том I. Глава IV. Рюрик, Синеус и Трувор. Г. 862-879:
    • http://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar01_04.htm
  • Ключевский В.О. Курс русской истории.Лекция IX. Сказание о призвании князей:
    • http://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch09.htm

[1] Согласно Иоакимовской летописи. См. Татищев, История Российская, глава 4. Об истории Иоакима, епископа новогородского: http://www.spsl.nsc.ru/history/tatisch/tatis004.htm

[2] См. статью словаря Брокгауза и Ефрона

[3] Двойное именование переселенцев употребляется в «Повести временных лет»: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти«. (перевод Д.С. Лихачева), см.: http://old-russian.chat.ru/01povest.htm

[4] Существует версия, что факт наличия у Рюрика братьев, является плодом неверного перевода слов летописи «sine hus» — родственники и «thru voring» — дружинники. (См., напр., Л.Н. Гумилев, От Руси до России)

Князь Рюрик


Рюрик Варяжский
Основатель Государства Русского. Новгородский князь.
Годы жизни: около 817-879
Годы правления: 862-879

Предполагается от древне-исландского Hroerikr (Hroðrekr), буквально «славный могуществом». По другой версии — Рюрик — родовое славянское имя, означающее «сокол», который у славян также назывался рарогом.

О происхождении князя Рюрика существует много версий, основными из которых являются норманнская и западно-славянская.

Рожден предположительно в 817 (по другим сведениям в 806-807) году, в семье представителя датского королевского рода Скьольдунгов Хальвдана (князя славян-рарогов) и средней дочери новгородского старейшины Гостомысла Умилы. До рождения Рюрика Хальвдан был изгнан из Ютландии и нашел приют у императора Карла Великого. Наследник Карла император Людовик I Благочестивый в 826 стал крестным отцом Рюрику и подарил ему провинцию в Нидерландах (земля в Фрисландии).

Повзрослевший Рюрик отомстил за отца. Покорил почти всю Данию и завоевал Ютландию, но после смерти Людовика I потерял права на Фрисландию. С этого момента он со своей дружиной и другими норманнскими племенами стали совершать набеги на многие европейские государства. Его полководческий талант сделал его некоронованным королем норманнов.


До сих пор образ князя Рюрика служит источником вдохновения для писателей и художников.

Во времена начала Российской Государственности на Руси среди славянских племен особо выделялось два племенных союза: во главе с Новгородом – Северный, и под главенством Киева – Южный. Жили славяне в племенах и общинах по законам народного правления. Правителя у них не было и управлялись старейшинами, что приводило к разногласиям и частым войнам. Двум союзам, которых разделяли торговые интересы, приходилось между собой соперничать. Это ослабило славян и у них не оставалось сил бороться с внешними врагами. Враги этим пользовались. В 859 году «какие-то храбрые завоеватели, пришедшие из-за Балтийского моря» наложили дань на славян. Через два года славяне изгнали варягов, но между собой не смогли жить в мире. Опять начались разногласия, раздоры и войны.

ПРИЗВАНИЕ РЮРИКА

Славяне долго думали, как спасти Отечество от гибели и по совету новгородского старейшины Гостомысла решили отказаться от народного правления и назначить над собой единого князя, надежный страж своих границ, вершивший по всей строгости суд и расправу. А чтобы была дисциплина, и не было обид стали искать князя в чужих краях. И пошли славяне за море к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами».

В 862 году первыми Правителями в Древнем Отечестве согласились стать братья Рюрик, Синеус и Трувор. Страна, в которой они поселились, стала зваться Русь и с этого времени берет начало Российская Государственность. Братья со своей дружиной расселились: Синеус — между чудью и весью на Белоозере; Трувор – у кривичей в Изборске; Рюрик у славян ильменских. Хотя относительно конкретного города поселения Рюрика у историков нет согласия. Одни утверждают в Ладоге, другие в Новгороде. Так начиналось правление Рюриков на Руси.

Вскоре славяне пожалели о «вхождении» варягов в славянский мир и некий Вадим «Храбрый» поднял против чужеродных правителей своих соплеменников. Существует версия что в этой схватке погибли братья Рюрика, но ему удалось казнить Вадима и подавить мятеж. Земли принадлежавшие братьям он присоединил к своим и установил единовластие. К славянскому народу присоединились и некоторые финские племена, приняв их язык, веру и обычаи.

Были у Рюрика недовольные и в своем окружении Аскольд и Дир. Недовольные князем, в поисках счастьях отправились они из Новгорода в Константинополь и основали свою самодержавную область на Руси. Аскольд и Дир на юге, Рюрик на севере.

Собрав многочисленную дружину Аскольд и Дир решили напасть на Византию. Греческий император с войском был в Азии, нападение было неожиданным. По словам византийцев ужас охватил всех, такого не видел еще никто. Пощады не было никому – ни старым, ни малым. Константинополь был в критическом положении, но греков спасло чудо: «опущенная в воду патриархом Фотием риза Богоматери вызвала бурю, рассеявшую русские лодки». Оставшиеся из дружины со своими князьями вернулись в Киев. Русские язычники, напуганные Небесным гневом, обратились с просьбой о святом крещении к духовенству Константинополя. По данным историков, случаи принятия христианства были известны и до нападения Аскольда и Дира.
Согласно обычаям язычников, кем был Рюрик, он мог иметь несколько жен и наложниц. По преданию одна из его жен Эфанда родила сына Игоря, но также известно, что у Рюрика была дочь и пасынок Аскольд.

ПРАВЛЕНИЕ РЮРИКОВ

Согласно летописи «Повесть Временных лет» Рюрик после смерти своих братьев в Новгороде княжил еще 15 лет и скончался в 879 году, оставив правление и сына Игоря своему родственнику Олегу.

Более 600 лет продолжалась на Руси эпоха правления потомков новгородского князя Рюрика. Последним представителем династии первым русским царем стал Иван Грозный.

К нашему времени мало что известно о жизни Рюрика, но память о правителе-основоположнике великой династии Рюриковичей, поднявшей достоинство и авторитет державной России, осталась бессмертной.

И не даром Галерею барельефов великих Россиян, на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде открывает фигура князя Рюрика, «от которого есть пошла Русь Великая».

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: