Любечский съезд князей 1097 года
Любечский съезд
Любечский съезд
(1097) — съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на реке Днепр) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Любечском съезде (согласно «Повести временных лет») присутствовало 6 князей.
Любечский съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси, основой которого было сложившееся крупное феодальное землевладение. Каждый из князей правил самостоятельно на земле, доставшейся ему от отца — «каждый да держит отчину свою». Однако Любечские решения не могли полностью предотвратить междоусобные столкновения. Практически сразу же они были нарушены Давыдом Игоревичем и Святополком, которые попытались отобрать владения у Василько Ростиславича, причём последний был вероломно взят в плен и ослеплён. Такой поступок вызвал возмущение остальных князей и для урегулирования конфликта потребовался новый съезд, состоявшийся в 1100 году в Уветичах. В итоге князьям удалось примириться и добиться важного перелома в борьбе с половецкими набегами. В 1103 г. объединенные дружины Святополка киевского, Владимира Мономаха и других князей в сражении при Сутени разгромили орды кочевников. Погибли 20 половецких ханов. В 1111 г. в верховьях Северного Донца Владимир Мономах с союзниками нанес новое тяжелое поражение половцам. В результате наступательный порыв половецких ханов стал иссякать. Стороны все чаще строили свои взаимоотношения на договорных началах, нередко скрепляя их династическими браками.
См.также
- Съезд в Уветичах
- Русско-половецкие войны
- Феодальная раздробленность
- Рюриковичи
- Ольговичи
Примечания
- ↑ Примечательно, что «Повесть временных лет» называет и эти города отчиной Всеволода Ярославича, а Владимира Всеволодовича называет прежде сыновей Святослава Ярославича.
Литература
- Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953;
- Рыбаков Б. А., Первые века русской истории, М., 1964.
Киевская Русь | |
---|---|
Русь · русь (народ) · Рюрик · Рюриковичи | |
Переломные события | Призвание варягов · Крещение Руси · Съезд князей в Любече · Монголо-татарское нашествие |
Летописные племена | славянские: белые хорваты · болоховцы · древляне · дреговичи · дулебы (волыняне) · вятичи · кривичи · поляне · радимичи · северяне · ильменские словене · тиверцы · уличи · финно-угорские: весь · меря · мурома · чудь заволочская · балтские: голядь · литва |
Киевские правители до распада Киевского государства (1132) |
Аскольд и Дир · Олег Вещий · Игорь Рюрикович · Ольга · Святослав Игоревич · Ярополк Святославич · Владимир Великий · Святополк Окаянный · Ярослав Мудрый · Изяслав Ярославич · Всеслав Брячиславич · Святослав Ярославич · Всеволод Ярославич · Святополк Изяславич · Владимир Мономах · Мстислав Великий |
Значимые войны и битвы |
Походы Руси против Византии · Каспийские походы русов · Битва под Любечем · Битва на реке Буге · Битва на реке Альте (1019) · Битва на реке Немиге · Битва на реке Альте (1068) · Битва на реке Стугне · Битва на реке Калке · Битва на реке Сити |
Основные княжества в XII—XIII веках |
Владимиро-Суздальское · Галицко-Волынское · Киевское · Муромское · Новгородская земля · Новгород-Северское · Переяславское · Полоцкое · Рязанское · Смоленское · Туровское · Черниговское |
Общество и культура | Язычество славян · Христианство на Руси · Вече · Дружина · Русская Правда · Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Слово о погибели Русской земли |
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Нидда, Фридрих Альберт Франц Круг фон
- Круглевский, Николай Александрович
Смотреть что такое «Любечский съезд» в других словарях:
Любечский съезд 1097 — съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Л. с. (по «Повести временных лет») присутствовало 6… … Большая советская энциклопедия
ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД 1097 — съезд рус. князей, состоявшийся в г. Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Л. с. присутствовало 6 князей. Святополку Изяславичу, как старшему,… … Советская историческая энциклопедия
Съезды русских князей — Съезды русских князей личные встречи Рюриковичей, предпринимаемые для урегулирования разногласий и совместного решения вопросов внутренней и внешней политики. Проводились в Киевской Руси и отдельных русских княжествах с XI по XIV век.… … Википедия
Святополк II Изяславич — Святополк (Михаил) Изяславич Князь полоцкий … Википедия
Святополк Изяславович — Святополк (Михаил) Изяславич Князь полоцкий … Википедия
1090-е годы — XI век: 1090 1099 годы 1090 • 1091 • 1092 • 1093 • 1094 • 1095 • 1096 • 1097 • 1098 • … Википедия
ДРЕВНЯЯ РУСЬ — (Древнерусское гос во), древнейшее гос во вост. славян, сложившееся в IX X вв. и простиравшееся от Балтийского побережья на севере до причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Ср. Поволжья на востоке. Его образование и развитие… … Православная энциклопедия
Киевская Русь — раннефеодальное государство 9 начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8 9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. К. Р.… … Большая советская энциклопедия
Святополк Изяславич — (1050 1113) князь полоцкий (1069 70), новгородский (1078 88), туровский (1088 1093), великий князь киевский (1093 1113), сын великого князя Изяслава Ярославича. Участвовал в Любечском съезде 1097 (См. Любечский съезд 1097) князей, после… … Большая советская энциклопедия
Россия. История: Хронология русской истории — Годы княжений и царствований здесь не помечены, так как их удобнее найти в родословных таблицах (Рюриковичей и дома Романовых). | IX век. | … … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Любечский съезд князей 1097 года
Древнерусское государство в XI – XII веках проходило болезненный этап раннего европейского средневековья – феодальную раздробленность. Сопровождающие ее междоусобные войны несли многие беды народу и помогали лихим соседям совершать опустошающие Русскую землю набеги. Положение страны становилось критическим, но знаменитый князь – Владимир Мономах придумал политический ход, чтобы положить конец распрям. В 1097 году он позвал удельных князей в свой замок Любеч на прямой разговор между собой. Первый съезд князей вселил во всех надежды, но в итоге, не изменил ситуацию в целом.
Причины для первого съезда князей
Правление Ярослава Мудрого, правившего Русью строго, но справедливо завершилось разделом страны между пятью Ярославичами. Старший Изяслав сел в Киеве, другие наследники получили уделы в управление в других крупных городах. Чадолюбивый Ярослав дал наказ сыновьям: блюсти мир и согласие, а так же слушаться во всем старшего брата, который, случись что, передаст власть следующему за ним брату. Такой порядок передачи центральной власти в государстве назывался «лествичным».
В первом поколении Ярославичей путаницы не было и все были довольны, запутались и возмутились уже внуки и правнуки Мудрого князя. Начиналась смута с 1093 по 1097 годы, когда Олег Святославович (Гориславич) Тмутараканский отобрал у Владимира Мономаха Чернигов, взял Рязань, Суздаль и Ростов. Это было неслыханное преступление, все были возмущены нарушением установившегося порядка, а тут еще и половцы, с подачи того же Олега сильно активизировались на границе. Надо было меж собой решить проблемы миром и ополчиться на степняков.
Участники, цели и задачи съезда князей
Инициировал съезд, как известно, князь Владимир Мономах, лишившийся к тому времени Чернигова. Его приглашение на совет приняли:
- Святополк Изяславич;
- Давыд и Олег, Святославичи;
- Давыд Игоревич;
- Василько Ростиславич.
Всеслав Брячиславич Полоцкий от участия во встрече отказался, заявив, что ему делить нечего и делиться нечем.
Главная цель съезда: уберечь Русское государство от внутренних и внешних угроз, тем самым заслужить любовь народа.
Задачами форума в Любече были:
- Закрепление «отчины» за собравшимися князьями.
- Осуждение князя Олега – зачинщика междоусобной войны.
- Выработать меры по недопущению усобиц в будущем.
- Объединить силы для противостояния половцам.
Надо понимать, что такое собрание князей во времена былинные, равнялось современному форуму по вопросам внутренней и внешней политики государства. Кроме князей в работе съезда участвовали знатные люди некняжеского рода, правда, в принятии решений они не участвовали. Усевшись в круг на одном ковре, шестеро князей разумно рассуждали про:
- Ущерб Отечеству от их несогласия.
- Необходимость прекращения междоусобий.
- Возрождение славы предков.
- Воссоединение братьев душой и сердцем в мире и согласии.
- Необходимость совместно унять половцев.
В целом съезд прошел успешно, князьям удалось договориться о главном: «каждый да держит вотчину свою». Это была гарантия суверенности княжеского удела и прямая констатация политической раздробленности.
Конкретные соглашения и договоренности
Помимо общих фраз: о вечном мире и нерушимой дружбе между князьями-братьями был оформлен конкретный раздел сфер территорий между владетельными князьями:
Княжество, город, территория
Правящий князь
Примечание
Плюс титул Великого князя
Смоленск, Белозерск, Переяслявль, а также Суздальская и Ростовская земли
Добровольно отказался от Чернигова
Чернигов, Муром, Разань и Тмутаракань
Олег Святославич и Давид Святослвич
Уделы получили по общему решению
На съезде не показывал недовольства решениями съезда
Теребовль, Перемышль, а также Червень
Кроме Василько, права на княжение в этих уделах получили Володарь и Рюрик Ростиславичи
Кроме того, на съезде оговорили и утвердили принцип наследования закрепленных земель по прямой линии, от отца к сыну. Решения: не посягать на чужие владения, а того, кто это нарушит, настигнет кара от других участников съезда, князья подтвердили клятвами и целованием креста.
Политические перспективы и реальные итоги съезда
Решения съезда вырисовывали заманчивые перспективы принципиально нового государственного устройства на Руси. Решения форума князей в Любече могли стать основой мощного государства с элементами федерализма. Но, констатации наличия крупного феодального землевладения, как новой политической системы оказалось мало, чтобы унять усобицы. Почти сразу, двое участников съезда, Великий князь Святополк Изяславич и Давыд Игоревич, нарушили клятву. Они захватили в плен князя теребовльского Василько, ослепили его и попытались отобрать удел. Другие князья высказали свое возмущение подлым поступком на новом съезде в Уветичах (1100 г.). Там удалось на время примириться, сосредоточившись на борьбе с половцами.
ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД 1097
ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД 1097 года — один из важнейших княжеских съездов, оформивший раздел территории Древнеруссого государства между князьями Рюриковичами.
Состоялся в октябре в городе Любеч. Непосредственными причинами Любеческого съезда 1097 года стали: во-первых, краткое (май 1096 — март 1097 года), но крайне кровопролитное междоусобие между киевским князем Святополком Изяславичем и переяславским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, с одной стороны, и вернувшим себе в 1094 году Чернигов князем Олегом Святославичем, с другой; во-вторых, разорительный набег половцев на предместья Киева в июне 1096 года. Неслучайно в «Повести временных лет» решения Любечевского съезда представлены как установление мира между князьями для отпора половцам. Основой этого династического мира был провозглашён принцип «каждый да держит отчину свою», согласно которому закреплялось то распределение волостей, которое сложилось после 1094 года (когда Владимир Мономах уступил Олегу Святославичу Чернигов) за одним исключением — князь Давид Святославич утрачивал Смоленск.
По решениям Любеческого съезда 1097 года за Святополком Изяславичем закреплялся Киев (включая Туровскую и Берестейскую волости), за Владимиром Мономахом — Переяславль (Южный) с рядом других волостей (Ростовом, Смоленском, Новгородом). Олег и Давид Святославичи удерживали за собой Черниговское княжество, Давид Игоревич — принадлежавший его отцу Владимир-Волынский, Володарь Ростиславич и Василько Ростиславич — земли на юго- западной окраине Древнерусского государства (Перемышль и Теребовль соответственно), которые, вполне вероятно, в своё время принадлежали их отцу Ростиславу Владимировичу, старшему внуку Ярослава Владимировича Мудрого. Состоявшийся раздел фиксировал ведущее положение Владимира Мономаха (который, судя по всему, и был идейным вдохновителем съезда и его решений) и только косвенно восходил к разделу по завещанию Ярослава Мудрого (1054): сверх владений своего отца Всеволода Ярославича Владимир Мономах получал Смоленск и, что особенно показательно, сохранял за собой Новгород, ранее всегда владельчески связанный с Киевом. По всей вероятности, именно на Любеческом съезде из числа наследников киевского стола были исключены черниговские Святославичи, причиной чего, вероятно, послужила династическая нелигитимность киевского княжения их отца — князя Святослава Ярославича.
Степень исторической значимости решений Любеческого съезда в историографии оценивается по-разному. В советской историографии господствовало убеждение, что провозглашение принципа отчинности являлось началом периода т. н. феодальной раздробленности; династическое значение этих решений было ничтожно (они оказались немедленно нарушены выступлением Святополка Изяславича и Давида Игоревича против Ростиславичей), тогда как государственно- политическое — эпохально: с Любеческим съездом связывали и рывок в формировании феодального законодательства (этап в кодификации Русской правды), и создание летописного Начального свода 1090-х годов (Б. Д. Греков, Л. В. Черепнин, В. Т. Пашуто). Другое истолкование исторического содержания Любеческого съезда идёт от дореволюционных исследователей (С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский, А. Е. Пресняков и др.), подчёркивавших собственно династическую природу программы Любеческого съезда, хотя конкретные реконструкции этой программы историками разнятся.
Любеческий съезд 1097 года не поколебал и не оттеснил на второй план, как иногда считается, принцип генеалогического старейшинства. Установленный на Любеческом съезде династический строй выглядит не радикальным новаторством, а усовершенствованной модификацией возникшего в 1054 году киевского старейшинства, рассчитанной на поколение внуков (и старших правнуков) Ярослава Мудрого и призванной сохранить систему киевского старейшинства в новых политических условиях. Апелляция к исконно присущей династически-родовому сознанию идее отчинности всего лишь была призвана сделать его решения понятными и удовлетворительными для всех.
Совет князей в Любече в 1097 г: соглашение о взаимопомощи и разделении власти
К концу XI века положение Киевской Руси становилось критическим. С одной стороны, ее раздирали междоусобные свары князей, не желающих признавать легитимность и территориальную независимость друг друга. Второй проблемой стала активизация набегов степняков — половцев на Южную Русь, разорявших все города без разбору.
Киевский престол великого князя передавался от отца к старшему сыну, затем от брата к брату и далее по-старшинству следующему поколению. Земли также меняли своих правителей по мере передвижки князей на «старший стол». В результате княжеский род разрастался, владения дробились, а отношения между родичами становились все более сложными и напряженными. После смерти Ярослава Мудрого его сыновья (Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав, Игорь) и их дети развязали междоусобную войну, не сумев поделить власть и земли. Споры разрешались с помощью оружия и переговоров.
Предшествующие события
Хронология событий, предшествующих заключению в 1097 году единого договора между князьями, была примерно следующей:
- Май 1093 г. — поражение Владимира Мономаха, Святополка Изяславича и Ростислава Всеволодовича (погиб) в сражении с половцами на реке Стугне. После этого для кочевников оказалась открыта дорога к русским поселениям, например, они разграбили и сожгли город Торческ. В дальнейшем русские князья потерпели еще два поражения — у Желани и Халепа.
- 1094 год — осада Чернигова, где правил Владимир Мономах, половцами в союзе с Олегом. Последний был сыном киевского князя Святослава и внуком Ярослава Мудрого, но после смерти отца он и его братья лишились почти всех земель. Считая это несправедливым, Олег не терял надежды вернуть себе хотя бы часть потерянных территорий. На помощь Владимиру планировал отправиться киевский князь Святополк Изяславич, но в это время на южные пределы Руси совершили очередной набег половцы. Владимир Мономах добровольно покинул город и осел в Переяславле. Чернигов подвергся разграблению, так как половцы требовали платы за поход.
- 1095 год — Владимир с помощью Святополка Изяславича выбивает Олега из Чернигова, одерживает победу над половецким ханом Тугорканом. Олег Святославович и его брат Ярослав потеряли сначала Ростов и Суздаль, а затем с согласия горожан был сдан Муром.
- 1096 год — Владимир и Святополк осадили Олега в Стародубе, пока его положение не стало безвыходным. За него вступился Мстислав, сын Владимира Мономаха, уговоривший отца пойти на предложенный Олегом мир и написать ему послание со словами о необходимости покончить с раздорами.
Таким образом, в течение нескольких лет Русь была в состоянии постоянной войны с внутренними и внешними врагами. Созвав князей в город Любеч в 1097 году, Владимир Мономах сделал попытку исправить ситуацию путем переговоров и поиска компромисса между ними.
Основной целью собрания князей в черниговском городе Любече было создание единой оборонной системы в борьбе с половцами и заключение мира на условиях, приемлемых для всех правителей. Участники съезда признавали, что из-за внутренних распрей половцы безнаказанно разоряют поселения и тысячами угоняют людей в плен, а сельское хозяйство и торговые отношения приходят в упадок.
Принятые решения
Согласно принятому соглашению провозглашался родовой принцип деления земель, то есть территории переходили от отца к сыну. Это упрощало наследование наделов и позволяло избежать многочисленных раздоров, связанных с тем, что на земли иногда претендовали не только прямые преемники, но и многочисленные дальние родственники.
Важным итогом собрания был передел территорий. Собравшиеся были двоюродными братьями, потомками Ярослава Мудрого, но многие из них к 1097 году потеряли земли и стали изгоями. Во избежание дальнейших свар князья поделили между собой существующие владения исходя из того, какие земли принадлежали отцу претендующего на надел князя:
- Владимир Мономах — Смоленск, Переяславль, Суздаль с Ростовом, Белоозеро;
- Святополк Изяславович — Киев, Туров, Пинск, а также титул великого князя;
- Василько и Володарь Ростиславичи — Теребовль, Червень, Перемышль;
- Олег Святославович с братом Давыдом — Чернигов, Северск, Муром, Рязань, Муром, Тмутаракань;
- Давыд Игоревич — Владимир-Волынский и Луцк.
Итоги и последствия
Принятые принципы отчинности в наследовании земель имели большое и принципиальное значение в устранении междоусобиц, но с вопросом текущего раздела территорий дело обстояло сложнее.
Фактически принятые договоренности нанесли удар по тенденциям собирания русских земель, а раздоры между князьями процветали по-прежнему, потому что благородные принципы согласия и взаимопомощи не имели гарантий. В частности, принятый передел территорий не устроил Давыда Игоревича, вознамерившегося получить еще и Теребовль. Он сговорился со Святополком, рассказав ему о тайном союзе Владимира и Василько, которые якобы хотели захватить единоличную власть над всеми княжествами. Существовал ли сговор на самом деле — неизвестно, но Святополк пригласил Василько в Киев и ослепил, а затем бросил в темницу.
Святополк в данной ситуации тоже имел свой интерес — он также планировал увеличить свой надел за счет Василько с помощью войска, но под давлением общественного мнения и угрозы со стороны остальных князей вынужден был отступиться.
Для устранения вновь возникших конфликтов В 1110 князья собрались вновь. Итогом нового съезда стал новый мирный договор и прощение Давыда Игоревича.
Еще одним важным следствием съезда стало образование новых политических альянсов. Так, союз Владимира Мономаха и Святополка продержался еще полтора десятка лет.
Что касается борьбы с половцами, то благодаря достигнутым договоренностям князья теперь могли собирать многочисленной и сильное войско, способное противостоять кочевникам. Так, объединенные дружины союзников разбили половцев в 1103 году на реке Сутени и в 1111 году в верховьях Северного Донца.
Любечский съезд князей: причины и последствия
- 9 Октября, 2019
- События
- Yulia Sahine
Среди пяти сыновей Ярослава Мудрого ведущее положение занимали трое старших – Изяслав, Святослав и Всеволод. В 1054 году Ярослав оставил завещание, согласно которому Изяслав по праву первородства становился князем Киевским, Святослав – князем Черниговским, а Всеволод – князем Переяславским. Каждый из этих регионов, крупных и быстро развивающихся, мог бы стать отдельным государством, но Киев все равно оставался наиболее желанным местом правления.
Борьба за киевский престол и изгнание Изяслава
Внутренние междоусобицы только набирали обороты, когда в 1068 году Ярославичи, не подготовившись и не договорившись, проиграли битву с половцами на реке Альте. Народ справедливо обвинил в поражении князей, и особенно плохо пришлось Изяславу, которого киевляне изгнали из города. В ходе восстания Изяслав бежал в Польшу, где правил его родственник Болеслав II Смелый, а на киевский престол взошел плененный ранее Ярославичами Всеслав Полоцкий. Правление его было недолгим, и спустя год, в 1069-м, Изяслав вернулся в Киев с польской поддержкой, казнил всех, кто был причастен к заговору против него, и продолжил править.
В 1073 году Святослав и Всеволод вновь изгнали Изяслава из Киева. Тот предпринял попытку опять получить поддержку в Польше, но на тот момент польские власти уже заключили союз с младшими братьями Изяслава, и ему пришлось просить помощи у Германии, что тоже не увенчалось успехом.
Новая волна междоусобицы
Неизвестно, как долго Изяслав пытался бы вернуть себе киевский престол, если бы не смерть Святослава в 1076 году. Последние три года именно он правил Киевом, при этом его сыновья и племянники занимали все руководящие должности. Все это время Святослав вел активную внешнюю политику: принимал немецкое посольство, помогал полякам в войне с чехами, а также пытался заключить военный союз с Византией. К сожалению, внутренние дела по-прежнему оставляли желать лучшего. После смерти Святослава началась ожесточенная борьба между родственниками. Формально на киевском троне вновь восседал Изяслав, но положение его было шатким, и в 1078 году Изяслав погиб от руки своего племянника Олега Святославича в битве на Нежатиной Ниве.
По лествичному праву князем Киевским становится младший брат – Всеволод Ярославич, ранее правивший в Переяславле. Княжение его было долгим – до смерти Всеволода в 1093 году. На киевский престол восходит сын Изяслава — Святополк. Междоусобицы обостряются: на востоке Руси происходят серьезные схватки между Олегом Святославичем и Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. Постоянные набеги половцев и неорганизованность в боевых действиях приносят одно поражение за другим. К 1097 году ситуация обострилась настолько, что князья приняли решение встретиться и все обсудить.
Любечский съезд князей
В результате феодальной раздробленности и полного несогласия родственников друг с другом назрела необходимость в объединении усилий против общего врага и установлении некоего общего режима. На Любечском съезде присутствовали: Святополк Изяславич, Владимир Всеволодович, Давыд, Олег и Ярослав Святославичи — прямые наследники трех братьев, а также Давыд Игоревич Волынский, Володарь Перемышльский и Василько Теребовльский — их дед Владимир, сын Ярослава, умер еще в 1052 году и не мог участвовать в междоусобицах. Таким образом, все князья на Любечском съезде в той или иной мере претендовали на земли и престол.
На съезде князья договорились примириться и объединить усилия в борьбе с половцами. По итогам Любечского съезда князья договорились, кто и где правит:
- Святополк Изяславич — Киев.
- Владимир Всеволодович Мономах — Переяславль.
- Давыд, Олег и Ярослав Святославичи — Чернигов.
- Давыд Игоревич — Владимир-Волынский (там же, где правил его отец).
- Володарь Ростиславич — Перемышль.
- Василько Ростиславич — Теребовль.
Юридически съезд князей в Любече закрепил сложившееся между князьями соотношение сил: с одной стороны, отдельными федерациями и волостями Руси, а с другой: «Кождо да держить отчину свою», — решили князья.
Нарушенные договоренности
Договоренности князей объединиться «въ едино сердце» были нарушены сразу же. Если верить «Повести временных лет», то в Киеве Давыд Игоревич сообщил Святополку, что его брат Владимир и Василько Ростиславич сговорились и собираются захватить власть в Киеве. Святополк не сразу, но все же поверил Давыду, в результате чего Василько был схвачен, ослеплен и брошен в темницу.
Ужаснувшись содеянному, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи отправились в Киев узнать у Святополка, почему он так поступил с Васильком после съезда в Любече. Святополк пытался переложить вину на Давыда Игоревича и в итоге хотел бежать из Киева, но был остановлен горожанами. Киевляне сдали Святополка братьям и принудили их к примирению. Братья велели найти и наказать Давыда, начавшего строить козни сразу после Любечского съезда. Давыд уже успел сбежать в Польшу, однако вернулся и был наказан лишением княжения во Владимире.
Кроме того, пока Святополк ждал возвращения Давыда, он также решил отнять земли у Володаря и Василька, решив, что они все равно должны принадлежать ему. Святополк испытывал обиду: он был самым старшим из внуков Ярослава Мудрого и вынужден был делиться с младшими или более дальними родственниками (Володаль и Василько были правнуками Ярослава). Те смогли постоять за себя, но побежденный Святополк не унимался: посадив во Владимире своего сына, он решил договориться с венграми напасть на земли Ростиславичей (Перемышль и Теребовль).
Эти нападения друг на друга показали наглядно, что старшие общины не могли противостоять сепаратизму оформлявшихся городов-государств. Диктату Киева был нанесен серьезный удар. Это побудило князей встретиться повторно в 1100 году в Уветичах.
Последующие съезды
В 1100 году, спустя три года после Любечского съезда, в Уветичах князья осудили Давыда и лишили его Владимира, хотя и дали ему три города поменьше взамен. Василька также лишили Теребовля, решив, что он, ослепший, стал недееспособным. Впрочем, Василько правил Теребовлем до самой смерти, несмотря на решение, принятое на съезде.
Заключив мир, князья впервые после долгого времени смогли дать отпор половцам. Впоследствии перед каждым серьезным походом на врага князья собирались, и это положительно повлияло на их успехи в борьбе с половцами. В 1103, 1106, 1107, 1109 и особенно в 1111 году князья одержали знаменательные победы, объединившись и помогая друг другу.