Модернизация российской экономики во второй половине xix века

Вторая половина XIX века – это период, когда Россия вступила на путь капиталистической модернизации. Начало этому процессу положили реформы 60 – 70-х гг. Реформы 60 – 70-х гг. принято связывать с именем императора Александра II.

Модернизация российской экономики во второй половине xix века

Учебные материалы

Вторая половина XIX века – это период, когда Россия вступила на путь капиталистической модернизации. Начало этому процессу положили реформы 60 – 70-х гг. Реформы 60 – 70-х гг. принято связывать с именем императора Александра II.

Начало им было положено крестьянской реформой 1861 г. Крестьяне получали личную свободу и могли теперь свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, покупать и подавать недвижимость, поступать на службу, получать образование, вести свои семейные дела.

В собственности у помещика оставалась вся земля. Крестьяне могли выкупить в собственность усадьбу и, по соглашению с помещиком, надел, после чего становились крестьянамн-собственниками. До этого времени устанавливалось «временнообязанное положение».

«Временнообязанное» положение крестьян прекращалось после перевода на выкуп, который стал обязательным только через 20 лет (с 1883 г.). Выкуп проводился при содействии правительства. При заключении сделки крестьяне выплачивали 20% от суммы, а остальные 80% платило помещикам государство. Предоставленную государством ссуду крестьяне должны были выплачивать ежегодно в виде выкупных платежей в течение 49 лет. Выкупные платежи тяжелым бременем ложились на крестьянские хозяйства.

Вслед за крестьянской реформой 1861 г. последовали другие преобразования. Задачи организации местного самоуправления должны были решить земская и городская реформы. В соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» (1864) в уездах и губерниях вводились выборные органы местного управления – земства.

Земства не имели политических функций и не обладали исполнительной властью, решали в основном хозяйственные вопросы. Земства в России сыграли заметную роль в решении вопросов как хозяйственного, так и культурного плана (просвещение, медицина, земская статистика и т.д.).

Новая система учреждений городского самоуправления (городские думы и управы), созданная на основании «Городового положения» (1870), была основана на буржуазном принципе единого имущественного ценза. Органы городского самоуправления также находились под неослабным контролем правительства и в основном решали вопросы, связанные с ведением городского хозяйства.

В ходе судебной реформы были приняты новые судебные уставы, в основу которых были положены главные принципы буржуазного права: бессословность суда, состязательный характер процесса, гласность и независимость судей. Результатом судебной реформы стало введение в России двух систем: коронного и мирового судов. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд и судебную палату.
Убийство Александра II
В ходе судебного заседания обвинение выдвигал прокурор, а защиту вели адвокаты (присяжные поверенные). Решение о виновности обвиняемого принимали выборные присяжные заседатели. Меру наказания устанавливали судья и два члена суда. Мировые суды рассматривали мелкие преступления, судопроизводство здесь вели мировые судьи, избираемые земскими собраниями или городскими думами.

Под руководством военного министра Д. А.Милютина была проведена военная реформа. В 1874 г. в России была введена всесословная воинская повинность с ограниченным сроком воинской службы. Воинская служба вместо 25 лет устанавливалась сроком 6 лет (на действительной службе) и 9 лет в запасе.

На флоте служили 7 лет и 3 года в запасе. Эти сроки существенно сокращались для лиц, имевших образование. В итоге в стране была создана массовая армия буржуазного типа, имеющая ограниченный кадровый состав в мирное время и крупные людские ресурсы на случай войны.

Таким образом, в России в 60 – 70-е годы был реализован целый комплекс буржуазных реформ. Многие из них были противоречивыми и непоследовательными, однако в целом они были шагом вперед по пути превращения русской феодальной монархии в монархию буржуазную, способствовали развитию в стране капиталистических отношений, росту экономики и культуры, подняли престиж России в сфере международных отношений.

На рубеже 60 – 70-х годов главным направлениям в русском революционно-демократическом движении стало народничество. Народники в российском крестьянстве видели главную силу, способную осуществить в более или менее близком по времени будущем революционный переворот, который разрушит монархию и весь существовавший в стране экономический и социальный порядок.

Народники не понимали исторического значения капитализма, считали, что Россия может и должна пойти по иному, некапиталистическому пути развития. В 70-е годы идеологами народников были М. А.Бакунин, П. Л.Лавров и П. Н.Ткачев.

«Бунтарское» (анархистское) направление возглавлял М. А.Бакунин. Призывая к революционному свержению существующего строя, Бакунин видел главное «исторически необходимое зло» в государственной власти, любые формы которой должны быть уничтожены. Решающую роль в этом, по его мнению, должны играть народные массы, которые толкает на борьбу инстинкт свободы. В России такой революционной силой может стать постоянно готовое к выступлению крестьянство.

Его нужно только объединить и поднять практическим, боевым бунтарским путем. Основной целью революции, по его мнению, должно было стать установление равенства между людьми. При этом в новом безгосударственном обществе возникнет «свободная федерация» рабочих ассоциаций, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных.

Другое теоретическое направление в народничестве («пропагандистское») возглавлял П. Л. Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к выступлению. Только систематическая пропаганда, воспитание руководителей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления.

Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции, считая «критически мыслящую личность» двигателем общественного прогресса. При этом Лавров полагал, что интеллигенция в долгу перед народом, так как свое развитие «цивилизованное меньшинство» приобрело за счет труда, страданий и крови народа.

Еще одним направлением в революционном движении 70-х годов явилась деятельность народников-бланкистов («заговорщическое» направление) во главе с П. Н. Ткачевым. Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов – «революционного меньшинства».

По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, «висит в воздухе» не имея опоры и поддержки. Несколько ударов по «всеми покинутому правительству» должны привести к его падению, после чего захваченный государственный аппарат будет использован революционерами. Сторонники Ткачева думали, что коммунистические инстинкты, присущие русскому крестьянству, позволят затем реализовать в стране социалистические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую страну.

Практическая деятельность народников в период нового революционного подъема 70-х годов была направлена на реализацию задачи подготовки и совершения революции. В этой связи важным событием стало «хождение в народ» в 1874 г. Это движение, находившееся под влиянием теории Бакунина, не было ни достаточно подготовленным, ни централизованным. Народники ходили по деревням, вели беседы с крестьянами, старались вызвать волнения и неповиновение властям. Однако скоро стало ясно, что поднять крестьянство таким образом не удастся. Не давала результатов и более длительная пропаганда в деревнях, которую вела часть народников.

«Хождение в народ» показало, что народ не готов к немедленному революционному выступлению, и стимулировало поиск новых организационных форм борьбы. В результате было создано тайное общество «Земля и воля», ставшее крупнейшей организацией народников 70-х годов. В дальнейшем «Земля и воля» раскололась на две организации: «Черный передел» и «Народную волю».

«Черный передел» не сыграл существенной роли в народническом движении. «Народная воля» была хорошо законспирированной организацией. В 1880 – 1881 гг. народовольцы осуществили ряд покушений на Александра II, завершившиеся убийством Александра II (1 марта 1881 г.).

Со вступлением на престол в 1881 году Александра III в истории страны открылась новая эпоха. Историки характеризуют его время как период контрреформ. Во время царствования этого императора были предприняты меры, направленные на укрепление существующего строя, изменения в системе местного управления, в области образования и печати.

В деревне была сделана ставка на сохранение «патриархальных» отношений, ограничение законодательным путем семейных разделов и переделов земли (с 1893 г. их разрешалось проводить не чаще, чем раз в 12 лет), сохранение общины, ограничение переселения крестьян. Особенно реакционным было введение в деревне института так называемых «земских начальников» (1889), когда в 40 российских губерниях было создано несколько тысяч «земских участков», возглавляемых назначаемыми министром внутренних дел потомственными дворянами.

Последние, получившие название «земских начальников», обладали правом вмешиваться в жизнь крестьянских обществ, выполняли административные и судебно-полицейские функции. Фактически это восстанавливало позиции помещиков, утраченные было в ходе проведения реформы 19 февраля 1861 г.

Заметному ограничению подверглась и деятельность земств. В новом «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» было обеспечено заметное преобладание дворян в органах местного самоуправления, а сами эти органы попадали под жесткий контроль со стороны губернаторов.

В городах правительство стремилось расширить вмешательство администрации в дела городского самоуправления. В соответствии с законом 1892 г. основными избирателями в городские думы становились теперь владельцы недвижимого имущества. Мелкая буржуазия фактически устранялась от участия в городском самоуправлении.

Контрреформами были затронуты также печать (в 1882 г. вводились новые жесткие «временные правила о печати») и система просвещения. В годы реакции были закрыты многие демократические и либеральные издания, из высших учебных заведений были вынуждены уйти прогрессивно настроенные профессора. В 1887 г. был опубликован так называемый циркуляр о «кухаркиных детях», по которому была закрыта дорога в гимназии детям простолюдинов.

В университетах была поднята плата за обучение, а новый университетский устав 1884 г. фактически ликвидировал университетскую автономию.

Читайте также  Русско-турецкая война 1806-1812 гг

Однако последовательно провести контрреформы, уничтожив буржуазные преобразования 60 – 70-х годов, правительству не удалось. Курс на консервацию полуфеодальных отношений в условиях развивающегося капитализма не только не мог укрепить самодержавие, но приводил к его ослаблению.

Великие реформы 1860-1870 г. Модернизация российской экономики во второй половине 19 века.

Проведение буржуазных реформ 1860–1870-х гг. было вызвано социально-экономическими и политическими изменениями, происходившими в стране. По мере того как разрушались экономические и сословные отношения, основанные на крепостном праве, неэффективность старого административно-хозяйственного механизма управления становилась все очевиднее.

Отмена крепостного права вызвала общественный резонанс. Дворянство стремилось компенсировать потерю прав над крестьянами, настаивая на усилении своей роли в политической жизни страны.

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 Г.

После отмены крепостного прав вопрос о системе местного управления был решен в пользу организации новых органов − земств. 17 марта 1859 г. царь учредил особую комиссию при Министерстве внутренних дел под началом Н. А. Милютина для разработки проекта земской реформы.Председателями уездного и губернского земских собраний являлись предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, затем председателя уездной земской управы утверждал губернатор, а губернской управы − министр внутренних дел.В составе земств преобладали дворяне. В уездных земских собраниях они составляли 42 %, в то время как крестьяне − 38 %, купцы − 10 %, духовенство − 6,5 %, прочие − 3 %. В уездных земских управах дворян было 55,5 %, крестьян − 31 %, купцов, духовенства и прочих − 13,6 %. В губернских земских собраниях дворяне составляли 74 %, крестьяне − 10,6 %, прочие − 15 %. В губернских земских управах дворян было 89,5 %, крестьян − 1,5 %, прочих − 9 % .

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА 1870 Г.

Городская реформа стала продолжением земской. Подготовка к ней началась в 1862 г. в губернских и уездных комиссиях, созданных для выработки предложений. В 1864 г. «Городовое положение», составленное в Министерстве внутренних дел под началом П. А. Валуева, поступило на рассмотрение в Государственный совет. Спустя два года Александр II был вынужден дать ход новому законопроекту с принципом «всесословности» (выдаче избирательных прав всем сословиям). 16 июня 1870 г. проект был утвержден и обрел силу закона.В 509 из 1130 городов вводилось выборное самоуправление − городские думы. Число гласных членов думы зависело от численности избирателей в городе − от 30 до 72 человек. Дума избиралась на 4 года. Она являлась распорядительным органом и имела свой постоянно действующий исполнительный орган − городскую управу. В состав управы входили городской голова, который избирался на 4 года и также являлся председателем городской думы, и несколько членов. Городские думы были поставлены под контроль правительственных чиновников.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 1864 Г.

Вопрос о соблюдении гражданских прав населения после 1861 г. решила судебная реформа. В апреле 1862 г. группа юристов завершила составление проекта «Основные положения преобразования судебной части в России». 20 ноября 1864 г. царь утвердил новые судебные уставы, составленные под руководством статс-секретаря Государственного совета С. И. Зарудного.В апреле 1862 г. группа юристов завершила составление проекта «Основные положения преобразования судебной части в России». 20 ноября 1864 г. царь утвердил новые судебные уставы, составленные под руководством статс-секретаря Государственного совета С. И. Зарудного.

Поражение России в Крымской войне вскрыло военно-техническую отсталость царской армии. Для ее преодоления требовалась коренная реорганизация военного дела в стране. В 1860–1870-х гг. с этой целью была проведена серия преобразований.

Подготовка к ним началась в 1861 г., когда Военное министерство возглавил Д. А. Милютин, участник Кавказской войны, бывший профессор Императорской военной академии, один из основоположников русской военной науки.С 1862 г. осуществлялось постепенное сокращение армии. В 1864 г. была введена военно-окружная система управления: образовано 15 военных округов. Состоялась реорганизация Военного министерства. В середине 60-х гг. была проведена реформа военного образования: учреждались военные училища (Константиновское, Павловское, Александровское, 1863 г.), затем юнкерские училища (Московское, Виленское, Гельсингфорсское и Варшавское, 1864 г.), открылся ряд специальных академий (Военно-юридическая, 1867 г.). В 1867 г. была осуществлена военно-судебная реформа, в 1868 г. отменены телесные наВ 1874 г. указ о реорганизации армии ввел всеобщую воинскую повинность, распространявшуюся на мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий.казания в армии.

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТИ

Задача модернизации ускорила проведение реформ в области образования. 18 июня 1863 г. был утвержден университетский устав, который вернул университетам автономию, расширил права совета вуза, ввел выборность ректора, деканов, профессоров.

Начало школьной реформы положил «Проект устава низших и средних училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения» 1860 г. В окончательной редакции положение о начальных школах и устав о средних учебных заведениях были утверждены 14 июля и 19 ноября 1864 г. «Положение о начальных народных училищах» разрешало открывать и содержать начальные школы государственным органам, общественным учреждениям (земствам) и частным лицам

Реформы 1860–1870-х гг. расширили границы гражданского общества и правового государства в России. Они получили неоднозначную оценку исследователей. Современники называли 1860–1870-е гг. «эпохой Великих реформ».

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 628 ; Мы поможем в написании вашей работы!

ЛЕКЦИЯ по курсу истории России: «Экономическое развитие во второй половине XIX в.» (ССУЗ)

ЛЕКЦИЯ № 14 § 60. Экономическое развитие во второй половине XIX в.

Сельское хозяйство . Абсолютное большинство населения России в начале XX в. занималось сельским хозяйством. Но постепенно доля городского населения увеличивалась.

После отмены крепостного права помещики могли перейти к капиталистической организации хозяйства. Но в стране не было широкого слоя наемных рабочих и парка сельскохозяйственных машин. Помещики сдавали землю крестьянам не за деньги, которых у тех не было, а на условиях обработки хозяйской земли. Такая система получила название отработок . Видом отработка была издольщина — аренда земли за часть урожая. Отработки, являясь пережитком барщины, в то же время были шагом к капитализму, так как в их основе лежал наем, хотя и не за деньги, а за работу. При отработках получение урожая обходилось в полтора раза дешевле, чем при вольном найме, однако сам урожай при найме был в полтора раза выше (на урожайности отражался тот факт, что при отработках крестьяне были мало заинтересованы в качестве производимых ими работ).

Крестьяне имели надельные земли , до выкупа считавшиеся неполной собственностью. Наделами можно было пользоваться, передавать по наследству, но нельзя было продавать. Кроме того, крестьянин не мог отказаться от надела. Крестьяне могли арендовать землю у помещиков, других крестьян или купить ее.

Зажиточные крестьяне вели хозяйство с целью получения прибыли. Они нередко выступали и как ростовщики для своих односельчан. И то и другое свидетельствовало о развитии капитализма в сельском хозяйстве.

Крестьянские хозяйства к концу XIX в. давали около половины товарного хлеба страны. Но в то же время более половины крестьянских дворов были бедны. Основными при- чинами бедности являлись малоземелье, тяжелые подати, в том числе выкупные платежи, и кабальная эксплуатация. Рост налогов увеличивал и без того огромные недоимки. Даже отмена подушной подати в 1887 г. и уменьшение поземельного налога в 1896 г. не улучшили положения основной массы крестьянства, так как одновременно увеличились земские и мирские сборы.

Развитие капитализма в земледелии вело к общему росту производительных сил страны. За период с 1864 по 1894 г. выросли среднегодовые чистые (т.е. не считая семян) сборы зерновых и картофеля. Повышение сборов зерновых сопровождалось увеличением экспорта. Перед реформой за границу вывозилось 5% собранного хлеба, в 70-х гг. XIX в. — 10 %, а в 80 —90-х гг. XIX в. — 20 % .

Развитие промышленности . Реформы стимулировали также и рост промышленности. Развитие сельского хозяйства высвобождало рабочие руки и создавало спрос на промышленную продукцию.

Некоторые отрасли промышленности (например, хлопчатобумажная) довольно быстро перешли к использованию паровых машин, т.е. на фабричную стадию . Но большинство отраслей промышленности все еще находилось на уровне мануфактуры. Это было характерно для тех отраслей, в которых затруднялась механизация работ или были сильны традиции крепостничества. Например, горнозаводчики Урала, одновременно являвшиеся и крупнейшими землевладельцами, широко применяли отработки. Предоставляя рабочим участки земли, владелец завода снижал им заработную плату.

В ряде отраслей наряду с ручным применялся машинный труд. Например, в шахтах угольные пласты еще долго разрабатывались при помощи примитивных кайла и лопаты, а подъем и транспортировка угля осуществлялись паровыми двигателями.

К 80-м гг. XIX столетия в большинстве отраслей круп- ной промышленности промышленный переворот, начавшийся еще в 30 — 40-е гг. XIX в., был завершен.

Переход к фабрике способствовал ускорению промышленного развития. Темпы роста добывающей и тяжелой промышленности в 90-е гг. XIX в. были самыми высокими в мире. Добыча угля в 1867 —1897 гг. увеличилась в 25 раз. Добыча нефти в 1870 —1895 гг. возросла также в 25 раз. Быстро росла добыча угля в Донбассе, железной руды — в Кривом Роге, нефти — в Баку. Донбасский уголь и криворожская руда стали базой стремительного развития металлургии юга России.

Читайте также  Отражение контрнаступления немецко-фашистских войск в районе озера балатон

Несколько ниже были темпы роста легкой промышленности и машиностроения. В целом Россия стремительно догоняла развитые страны, но отставание России к 1861 г. было так велико, что достичь уровня передовых стран к концу XIX в. она не смогла. Страна превращалась из аграрной в аграрно-индустриальную . Однако отсутствие достаточной материально-технической базы и пережитки крепостничества тормозили завершение процесса индустриализации.

В Россию усиленно привлекался иностранный капитал . Высокие прибыли для иностранцев обеспечивались наличием дешевой рабочей силы и обилием запасов полезных ископаемых. Правительство, постоянно повышая пошлины на ввоз товаров, также способствовало ввозу капиталов в Россию.

Помимо иностранных капиталов в российскую промышленность вкладывались и отечественные капиталы, причем они были намного значительнее иностранных. Ввоз иностранных капиталов способствовал росту российской промышленности, но имел и отрицательные последствия. Так, Франция, активно предоставлявшая займы русскому правительству, добилась ряда уступок в торговом договоре с Россией.

Развитие транспорта . Огромное значение для развития экономики имел транспорт. В первую очередь это были железные дороги и пароходное сообщение. В 1865 —1890 гг. железнодорожная сеть возросла в семь раз. В 1891 г. началась прокладка Транссибирской магистрали . К строительству железных дорог правительство привлекло и частные капиталы. В 60 — 70-х гг. XIX в. железные дороги принадлежали частным лицам, поэтому начался выкуп в казну частных дорог и прокладка новых, государственных. В результате к середине 90-х гг. XIX в. казне принадлежало уже 60 % железнодорожной сети.

Финансовая политика . Промышленность и транспорт после отмены крепостного права остро нуждались в кредитах. Огромных средств требовало и проведение реформы 1861 г. Бюджет России испытывал хронический дефицит, который приходилось покрывать за счет различных финансовых ухищрений, иностранных займов, выпуска казначейских билетов, не обеспеченных товарами.

Через год после отмены крепостного права правительство было вынуждено приступить к проведению финансовых реформ, растянувшихся до конца XIX в. Уступая давлению общественности и международных финансовых организаций, оно стало публиковать государственный бюджет и отчеты государственного контроля. Форсированное развитие промышленности и реформирование финансов были связаны с деятельностью Н.Х. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте, последовательно сменявших друг друга на посту министра финансов.

В 1880 —1886 гг. Н.Х. Бунге расширил государственное железнодорожное строительство, начал выкуп частных железных дорог в казну, проводил государственное финансирование машиностроения и металлургии, добивался спасения от банкротства крупных предприятий и банков. Он был инициатором учреждения Крестьянского банка для помощи крестьянским хозяйствам.

И.А. Вышнеградский стал министром финансов в 1888 г. В этот период значительно снизились мировые цены на сельскохозяйственные продукты, к тому же начался застой в промышленности и торговле. Однако Государственный банк располагал огромной наличностью, что позволило приступить к созданию бездефицитного бюджета. Господствующим стало стремление поддержать промышленность путем роста таможенных пошлин.

С 1892 г. министром финансов стал С. Ю. Витте , бывший до того министром путей сообщения. По его инициативе широко велось железнодорожное строительство. В 1895 — 1897 гг. на основе золотого обращения была проведена денежная реформа.

B результате реформ 60 — 70-х гг. XIX в. модернизация в России пошла ускоренными темпами. За несколько десятилетий страна преодолела путь, который другие прошли за века.

Экономическая модернизация России. Чему нас учат уроки начала ХХ века?

Рубеж XIX-XX вв. можно назвать наиболее удачным в экономическом плане периодом в истории Российской империи. Либералы-рыночники даже называют его «золотым веком» России. Наблюдался бурный экономический рост: строились промышленные предприятия, железные дороги, города застраивались новыми современными зданиями. Но в действительности экономическая модернизация Российской империи сталкивалась с целым рядом препятствий. Уроки тех лет не мешало бы вспомнить и сегодня.

Два премьера

В Российской империи до определенного времени военное и дипломатическое направления в работе правительства являлись доминирующими, финансово-экономические вопросы, при всей их важности, находились как бы на втором плане. Ситуация стала меняться как раз на рубеже XIX-XX вв., когда бурное экономическое развитие и мира в целом, и Российской империи в частности не оставило перед императором и его окружением иного выхода. Значительно повысилась роль главы правительства как человека, отвечающего за проведение экономической политики.

Именно в этот период российское правительство возглавляли, пожалуй, два самых ярких премьер-министра в истории империи – Сергей Юльевич Витте и Петр Аркадьевич Столыпин. Оба имели свои взгляды на экономическую политику страны и пытались претворить их в жизнь – настолько, насколько им позволяли сложившаяся к тому времени бюрократическая система империи, а также ближайшее окружение императора Николая II.

Сергей Юльевич Витте находился на важнейших должностях в Российской империи с начала 1890-х годов. Профессиональный железнодорожник, Витте в 1889 году возглавил Департамент железнодорожных дел при Министерстве финансов, в феврале 1892 года стал министром путей сообщения, а в августе 1892 года возглавил Министерство финансов Российской империи.

Во главе Минфина Витте пробыл более десяти лет, пока в 1903 году не приступил к исполнению обязанностей главы Комитета министров (с 1905 г. – Совета министров). Витте действительно внес очень существенный вклад в модернизацию. Во-первых, это железнодорожное строительство, без которого индустриализация в Российской империи была бы невозможна. Во-вторых, это стандарт золотого рубля. В-третьих – реформа налогообложения промышленности. Все это – Витте.

Петр Аркадьевич Столыпин, возглавивший российское правительство в 1906 году, несмотря на очень непростые взаимоотношения с Сергеем Юльевичем Витте, также продолжал курс на модернизацию страны. Учитывая, что Столыпин возглавил правительство в период Первой русской революции 1905-1907 гг., политические вопросы в его работе доминировали, но и об экономике Петр Аркадьевич не забывал – он предпринял знаменитую аграрную реформу, приступил к масштабному заселению Сибири переселенцами из Центральной России. В Сибирь переселилось около 3 млн человек.

Социальная модернизация против англосаксонского пути

В 1860-е – 1870-е годы, когда у власти находился император Александр II, экономический блок правительства пытался копировать и насаждать на российской земле англосаксонскую модель модернизации, которая мало подходила для нашей страны ввиду и историко-культурной, и географической, и социальной специфики. В конечном итоге, курс на модернизацию по англосаксонскому образцу, который, кстати, очень напоминает то, что происходило в 1990-е годы, провалился. При императоре Александре III был произведен консервативный поворот в идеологии, но экономика стала приобретать социальные черты. В чем они заключались?

Российский историк, профессор МГПУ Александр Пыжиков – автор книги «Взлет над пропастью. 1890–1917 годы», которая как раз и посвящена, в том числе, анализу экономической политики российского государства на рубеже веков. По мнению Пыжикова, в рассматриваемый период экономическая модернизация приобрела социальную направленность.

Во-первых, именно в период 1890-х – 1910-х гг. были заложены основы принципиально иного отношения к трудящемуся человеку. Конечно, здесь играло очень большую роль и появление революционного движения, распространение социалистических идей среди рабочих, но все же и правительство предпринимало свои инициативы. Впервые в российской истории задумались о защите прав и интересов рабочего человека на законодательном уровне.

Во-вторых, большое значение уделялось повышению материального и социального уровня населения. В это время значительно повысилась доступность образования, в высшие учебные заведения стали поступать выходцы из самой простой среды, что прежде было практически невозможно. Конечно, сравнивать с советским институтом образования нельзя, но если сравнить с тем, что было в России за несколько десятилетий до реформ начала ХХ века, то разница будет колоссальная.

В-третьих, власть пришла к пониманию того, что в такой огромной стране как Россия необходимо государственное регулирование экономических процессов, контроль над развитием как промышленности, так и сельского хозяйства.

Лицом к Востоку

Александр Пыжиков отмечает и важность геополитической направленности экономической модернизации России на рубеже веков. Именно в этот период началось централизованное и стремительное освоение восточных областей государства российского, продолжившееся уже в советское время. В Российской империи осознали необходимость развития отношений, в том числе и экономических, не только с Западной Европой, но и с Восточной Азией, прежде всего с Китаем. Во второй половине XIX века Россия начала строить железные дороги, ориентируясь, в первую очередь, на развитие экономических связей с Европой. Но к началу ХХ века ситуация изменилась. И если Россия прежде 80% железных дорог строила в западной части империи, то теперь настал черед Сибири и Дальнего Востока.

Так, в 1891 году началось строительство Транссибирской магистрали, которая пошла через всю Сибирь и связала Миасс (Челябинская область) с Владивостоком. Этот отрезок Транссиба был построен в 1891-1916 гг. Поезда по Транссибу пошли 21 октября (3 ноября) 1901 года. 16 (29) октября 1905 года началась эксплуатация Кругобайкальской дороги, позволившая организовать прямое железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Владивостоком без паромной переправы через Байкал.

Особое внимание уделялось КВЖД – Китайско-Восточной железной дороге. Ее строительство осуществлялось в 1897—1903 годах, фактически КВЖД представляла собой южную ветку Транссибирской магистрали. Российская империя, приступая к строительству КВЖД, рассчитывала усилить свое влияние в Восточной Азии, прежде всего в северо-восточных районах Китая, что натолкнулось на активное противодействие Японии, превратившейся в главного конкурента России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Читайте также  Либеральные реформы александра ii (60-70 гг. xix в.)

Концепцию КВЖД поддерживал Сергей Юльевич Витте, в то время занимавший пост министра финансов. Витте полагал, что если КВЖД пойдет через территорию Маньчжурии, то это повлечет за собой усиление российского влияния в Китае. Именно в то время закладывались основы ориентации России на Восток, на евразийское пространство, которые затем, в 1990-е годы, пытались отвергнуть либералы-западники. Но все, как мы видим, вернулось на круги своя.

Сегодня Китай является стратегически важным партнером России, многие важнейшие экономические проекты правительства «завязаны» на Китае. Но теперь мы видим другую ситуацию – уже Китай, а не Россия, конкурирует на международном рынке с Соединенным Штатами, давно превратившись в «мировую фабрику».

Западный импорт и Первая мировая война

До Октябрьской революции и последовавших за ней событий Россия находилась в серьезнейшей зависимости от импорта из западных, более развитых в экономическом и технологическом отношении государств. Несмотря на то, что множество инноваций имели российское происхождение, сравнивать промышленность России и Германии, Великобритании или даже Франции было нельзя. Немецкие компании активно занимались строительством в России, с другой стороны Россию постоянно кредитовала Франция – главный противник и конкурент Германии в континентальной Европе.

Как ни странно, именно Первая мировая война стала той «встряской», которая была необходима Российской империи для модернизации ее экономики. При всех проблемах, с которыми Россия столкнулась в годы Первой мировой войны, нельзя не отметить тот факт, что война «поломала» традиционную зависимость России от немецких технологий. Поскольку 46% российского зерна – тогдашнего главного сырьевого ресурса страны – поставлялось в Германию, и оттуда же шло 50% импортных товаров, России пришлось искать новые направления для внешней торговли. И во властных кругах постепенно стала укрепляться точка зрения, что без немецкого импорта в общем можно и обойтись.

После Первой мировой войны в императорском окружении рассчитывали и далее бойкотировать Германию и Австро-Венгрию в экономическом плане. Одновременно стремительными темпами развивалась отечественная промышленность. Война не означала прекращения строительства новых заводов и фабрик, прокладки железнодорожных магистралей. Можно сказать, что Россия постепенно переходила к политике импортозамещения, которая в перспективе могла сделать ее полностью самодостаточной державой в экономическом и технологическом отношении. Собственно, так и произошло, но уже в советское время – после сталинской индустриализации, которая до сих пор оценивается многими неоднозначно.

С другой стороны, в России до Первой мировой войны стремительными темпами росло и население. Именно потому Столыпин и начинал освоение Сибири, что Центральная Россия была перенаселенной. Это сейчас на Рязанщине – пустующие деревни. Тогда все было наоборот – в крестьянских семьях рожали по десять детей и, даже несмотря на высокую смертность и крайне низкую продолжительность жизни, население страны росло.

Многочисленное и молодое население при общей бедности – это дешевые трудовые ресурсы. Именно они во второй половине ХХ века позволили Китаю превратиться из отсталой аграрной страны в одну из самых передовых в экономическом отношении держав. И такой же путь мог ожидать и Российскую империю, не случись в жизни нашей страны целая вереница трагических катаклизмов. заканчивавшихся большой кровью.

Надо отметить, что и российские политики, министры, отвечавшие за финансы и экономику, прекрасно понимали перспективы превращения Российской империи в «мировую фабрику». Стратегия замещения импорта начала реализовываться в канун Первой мировой войны и практически сразу стала давать «всходы». Освоение бескрайних просторов Сибири и Дальнего Востока, торговля с Восточной Азией, которая неизбежно шла бы через территорию России – все эти факторы сулили нашей стране превращение в экономически развитую державу.

Пора учить историю

К сожалению, уроки прошло не были восприняты данным образом современным российским руководством, точнее – той его частью, которая занимается разработкой и реализацией экономической политики страны. Если внешняя и оборонная политика, находящиеся под контролем как лично президента, так и министров Сергея Лаврова, Сергея Шойгу, направлена на утверждение позиций России как великой державы, на защиту наших интересов не только непосредственно у российских границ, но и в других регионах мира – от Ближнего Востока до Латинской Америки, то про экономическую политику страны столь оптимистично не скажешь.

В экономическом плане в России по-прежнему «рулят» последователи либерализма «гайдаровской школы», которые не мыслят развитие страны вне привычной им схемы преклонения перед Западом, его экономической моделью, сотрудничеством и торговлей с западными странами. Хотя ситуация очень напоминает вековую давность — с тем лишь отличием, что мир стал куда более многополярным и не сводится к Великобритании, Франции и Германии. Переориентировавшись на Восток, приступив к настоящему, а не бутафорскому импортозамещению, развивая промышленность и технологии, наша страна может довольно быстро вернуть утраченные позиции.

Экономическая модернизация конца XIX в.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Три министра

Бунге Н.Х. стал министром финансов в $1881$ г. Он считал, что для развития отечественной промышленности необходимо грамотное регулирующее законодательство и разработал фабричное законодательство.

В $1886$ г. была отменена подушная подать. Министр полагал, что это повысит уровень жизни крестьян. Казна должна была пополнить убытки косвенными налогами, а также акцизными сборами с алкоголя, табака и сахара.

Но Бунге ошибался. Государственный долг был огромным, рубль обесценивался, а в $1883$ и $1886$ гг. случились неурожаи. Финансовая система истощилась, резко вырос дефицит бюджета. Все это означало отставку министра.

Его место занял Вышнеградский И.А., ученый и успешный предприниматель. Целью нового министра была «реанимация» бюджета. Вышнеградский стремился устранить дефицит, сокращая расходы, в особенности военные.

Программа Вышнеградского включала повышение пошлин на ввозимые товары (чугун, сталь, руду, паровые суда, машины для сельского хозяйства и др.).

Была разработана новая тарифная система, «Менделеевская» (Д.И. Менделеев принимал участие в работе над ней). Поднялись таможенные ставки, в некоторых случаях до полного запрета на ввоз.

Протекционистская политика привела к ускоренному развитию тяжелой индустрии (черной металлургии, машиностроения, химической промышленности, металлообрабатывающей промышленности).

В программе Вышнеградского было усиление экспорта хлеба, льна, семян и дерева. Основой экспорта был хлеб, Россия обеспечивала треть пшеничного импорта Западной Европы. Производители имели льготы.

Деятельность Вышнеградского имела реальные результаты. Россия удержала европейский рынок хлеба в условиях Аграрного кризиса и даже увеличила вывоз. А главное – сальдо баланса экономики был выведен в плюс.

Готовые работы на аналогичную тему

Однако в $1891$ г. разразился страшный голод в восточных степных районах, от которого умерло до полумиллиона человек. Это показало, что программа Вышнеградского не учитывала интересы людей – хлеб продолжали вывозить, хотя сами голодали. Вышнеградский жестко требовал недоимки, но убедился и сам, что его программа не решала проблем модернизации на селе. В результате, в $1892$ г. Вышнеградский покинул пост министра финансов.

Новым министром стал Витте С.Ю. Он нацелился на привлечение иностранного капитала. В горной, машиностроительной и металлообрабатывающей отраслях иностранный капитал превышал российский. Зарубежные финансы развивали и новые отрасли (электротехническую, электрохимическую и др.).

Привлечение капиталов было необходимо, т.к. своих было мало. Иностранный капитал не влиял (пока) на самостоятельность политики государства. Витте ввел винную монополию – на торговлю (оптовую и розничную) крепким алкоголем, очистку спирта. Это стало давать казне $10$ % доходов.

Завершилась конверсия внешних займов, что привело к увеличению внешней задолженности. Временно это решило проблемы, позволив стабилизировать рубль и провести денежную реформу $1897$ г. Денежная реформа установила золотой монометаллизм. Рубль укрепился на внешнем и внутреннем курсе.

Особенности экономической модернизации

С $1893$ г. промышленность развивалась очень быстро. Основные отрасли при этом проходили техническое перевооружение. Наиболее быстро развивались отрасли тяжелой промышленности.

Таким образом, экономическая модернизация имела явные успехи. Доля России в мировой экономике росла.

Тем не менее, аграрную сферу модернизация почти не затронула. Положение крестьянства и дворянства оставалось таким же. Земельный вопрос так и не был решен.

Кроме того, успехи были одержаны государственными монополиями, а не частными предпринимателями. Это обстоятельство наиболее ярко проявлялось в рабочих отношениях: предприниматели «с разрешения» государства выжимали соки из своих рабочих, извлекая сверхприбыль. А рабочие получали меньше, чем в любой другой развитой стране того времени. Это привело к обострению социальных проблем.

В $1900$ г. разразился мировой хозяйственный кризис, который для России стал особенно тяжелым и длительным. Он обнажил все недостатки экономической модернизации.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: