Манифест 17 октября 1905 г.

Манифест 17 октября 1905 года спровоцировал дальнейшую смуту

Манифест 1905 г. был издан императором Николаем II под давлением нарастающей революционной ситуации: массовых забастовок и вооруженных восстаний. Этот манифест удовлетворил либеральную общественность, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии. Либералы получили возможность оказать влияние на власть через парламент. Этот манифест считается началом российской монархии и парламентаризма.

Манифест закреплял свободу совести, слова, собраний и сходов; привлечение к выборам широких слоев населения; обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов.

Надо сказать, что идея «демократизировать» Российскую империю уже давно витала в обществе. Уже не раз рождались конституционные проекты, которые должны были реформировать Россию «сверху». Среди западников (ведущей части российского образованного общества) «конституционные мечтания» были ведущей идеей и постепенно они радикализировались.

Таким образом, в Российской империи периода XIX — начала XX вв. было две основных идеи «демократизации» России. «Сверху» изменить существующий строй хотели некоторые императоры, представители правящей династии и высшие сановники. Они хотели эволюционным путем устроить в Россию конституционную монархию по образцу Англии. То есть они также следовали примеру Запада и были западниками, но не хотели волнений и смуты. В то время как представители прозападной общественности мечтали о том, что главной ветвью власти в России будет законодательная — парламент. Они желали ликвидировать самодержавие. Об этом мечтали, как декабристы и разночинцы, так либералы и социалисты конца XIX — начала XX вв. Это расхождение в видении будущего России, причём на основе западных концепций, в итоге и привело к катастрофе Российской империи и всей русской цивилизации, которую спас только новый, советский проект.

Первым задумался о реформе Александр I. Ещё будучи наследником престола, Александр критически относился к деспотическим и патерналистским методам правления своего отца. Реформаторский настрой Александра выразился в привлечении к государственной деятельности М. М. Сперанского, который подготовил несколько собственных политических записок: «О коренных законах государства», «Размышления о государственном устройстве империи», «О постепенности усовершения общественного» и т. д. В 1803 году по поручению императора Сперанский составил «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». При её разработке проявил себя активным сторонником конституционной монархии. Однако дальше этого дело не пошло. Кроме того, Александр отменил крепостное право в прибалтийских губерниях, даровал конституционное устройство Великому княжеству Финляндскому, а затем и Царству Польскому. Александр принял участие в разработке Конституционной хартии Франции, превратившей ее в конституционную монархию. В самой России, кроме Сперанского над конституционными проектами работали Воронцов и Новосильцев, но все их проекты были положены под сукно.

К концу своего правления Александр явно разочаровался в реформаторской деятельности, видя, что она ведёт к росту революционных настроений в обществе, а не стабилизирует его. Так, выступая в 1818 г. в Варшаве на открытии первого Польского сейма, Александр I еще раз вернулся к конституционным проектам и подчеркнул, что остальная Россия еще не созрела, как Польша, для конституционного переустройства. Интересно, что Александр знал о возникновении течения «декабристов», замешанного на западничестве и масонстве. Когда в 1821 г. князь А. В. Васильчиков ознакомил царя с материалами о заговоре и о программах заговорщиков, Александр I бросил список заговорщиков в огонь, заметив, что не может их карать, так как «в молодости разделял их взгляды». Радикальная программа декабристов (особенно Пестеля) ознаменовала собой радикальный, революционный вызов колеблющемуся в своих конституционных планах правительству. Причем вызов правительству бросала наиболее образованная часть общества, основой воспитания которого была западная культура.

Таким образом, заигрывания правительства Александра с либеральной общественностью закончились плохо. Выступление декабристов могло привести к кровавой смуте и только решительные действия Николая спасли империю от весьма тяжелых последствий.

Император Николай, подавив выступление декабристов, был холоден к конституционным проектам и «заморозил» Россию. Следующий опыт на конституционном поле был предпринят царем-реформатором Александром II и закончился не менее трагически. 11 апреля 1880 г. М. Т. Лорис-Меликов, харьковский генерал-губернатор, назначенный председателем Верховной распорядительной комиссии России, подал императору Александру II доклад «О привлечении представителей населения к законосовещательной деятельности». Речь шла об учреждении в Петербурге двух подготовительных комиссий от представителей земств и крупнейших городов России, по аналогии с редакционными комиссиями 1859 г. относительно решения крестьянского вопроса. По существу, в империи планировали ввести законосовещательную деятельность представительных учреждений. Государь наложил на проекте резолюцию: «Исполнить». Однако 1 мата государь был смертельно ранен. Покушение на царя организовали революционеры-террористы, борцы за «народную свободу» и конституционную республику из «Народной воли». Текст «Конституции» так и остался лежать на столе императора.

Восшедший на престол император Александр III, противник преобразований и консерватор, поручил обсудить проект в Совете министров. Он снова был одобрен. А 29 апреля новый император издал свой знаменитый манифест, возвещающий о незыблемости принципов самодержавия. На первой же странице доклада М. Т. Лорис-Меликова царь написал: «Слава Богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан». Новый государь взял курс на неограниченное самодержавие. Эту линию после смерти отца продолжал Николай II, объявивший при вступлении на престол в 1894 г. незыблемость принципов самодержавия.

Александр III и Николай II, в начале своего правления, снова «заморозили» ситуацию. Однако противоречия в Российской империи были коренными и рано или поздно вели к краху здания империи. Империю могла спасти решительная модернизация «сверху», но не по либеральному (западному) пути, а по своему, самобытному. По сути, Николай II должен был сделать то, что уже после крушения Российской империи сделали Сталин и его «железные наркомы».

Когда же Николай поддался влиянию прозападной части правительства (Витте был типичным западником и агентом влияния «мировой закулисы»), он сделал только хуже. Уступки либеральной общественности не могли спасти старую Россию. Они только раззадорили западников и разного рода революционеров, увеличили их возможности по разрушению устоев империи. Так, большая часть прессы в Российской империи, подконтрольной либеральным партиям и движениям, работала на разрушение империи. Столыпин смог неимоверными усилиями отсрочить крушение империи, но когда империя ввязалась в войну, её было уже не спасти.

В первый же год (1906 г.) прожитый Россией в условиях «гражданской свободы» в результате террористических актов было убито 768 и ранено 820 представителей власти. 19 августа 1906 г. Столыпин подписал указ о введении военно-полевых судов, но представил его на рассмотрение Думы только весной 1907 г. За восемь месяцев действия указа было казнено 1100 человек. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии, начались репрессии против печати. Премьер-министру Петру Столыпину пришлось распустить две Думы, прежде чем он получил Думу такого состава, с которой мог сотрудничать. Столыпин жесткой рукой наводил порядок в стране.

В результате Манифест 17 октября нельзя считать счастливым приобретением для России начала ХХ в., оппозиция использовала его для того, чтобы усилить борьбу с самодержавием, что привело к новой крови, а власти не знали и не понимали, что такое парламентаризм, политические партии и общественное мнение в условиях свободы печати. Российская империя вошла в качественно иное государственное состояние, будучи абсолютно к этому неготовой. Бюрократия, подчиненная только царю, была абсолютно неспособна к парламентаризму европейского типа. Европейские идеи на русской почве вели к извращениям и только ухудшали ситуацию (это полностью подтверждается и в современной России).

Таким образом, в этот период мы очень четко наблюдаем особенность исторического развития России. Как только власть в лице ее верховного носителя практически берется за демократизацию государства и общества на западный лад и «развинчивает гайки» централизованной имперской системы, либеральное общество немедленно воспринимает это как свидетельство её слабости и использует свои новые возможности не для действий во благо народа, а для того, чтобы политически (или физически) уничтожить верховную власть (недостаточно, по её мнению, демократичную), и форсировать смуту.

Октябрьский манифест

Манифест 17 октября 1905 г. (Октябрьский манифест) — законодательный акт, разработанный верховной властью Российской империи с целью положить конец беспорядкам и забастовкам в стране.

Манифест был разработан по приказу Николая 2-го в кратчайшие сроки и стал ответной реакцией на непрекращающиеся забастовки, проходящие по всей стране с 12 октября. Автором Манифеста выступил С. Витте, полное название документа — Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка.

Основная суть и цель Манифеста 17 октября 1905 г. — дать бастовавшим рабочим гражданские права и выполнять ряд их требований с целью прекращения восстания. Манифест стал вынужденной мерой.

Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября

Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции (1905-1907). К началу 20-го в. страна находилась в довольно плачевном состоянии: произошел промышленный спад, экономика находилась в состоянии кризиса, государственный долг продолжал расти, а неурожайные годы вызвали в стране массовый голод. Отмена крепостного права во второй половине 19-го в. сильно повлияла на экономику, однако действующая система управления в стране не могла адекватно реагировать на изменения.

Читайте также  Культура и быт во второй половине xviii века в россии

Находящиеся в трудном положении крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и к тому же обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ. Недоверие к действиям императора Николая 2-го привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «Долой самодержавие».

Спусковым крючком в началу революции стали события «Кровавого воскресенья», когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих 9 января 1905 г. По всей стране начались массовые беспорядки, забастовки и бунты — люди требовали отнять единоличную власть у императора и дать ее народу.

В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.

Реакция правительства и процесс создания Манифеста 17 октября

Правительство пыталось справиться с бунтами, выпуская различные указы. В феврале 1905 г. вышли одновременно два документа, которые противоречили друг другу по содержанию:

  • Указ, разрешающий населению подавать на рассмотрение документы об изменении и совершенствовании государственного строя;
  • Указ, провозглашающий незыблемость самодержавия.

Правительство давало гражданам свободу в выражении своей воли, но на самом деле эта свобода была фиктивной, так как право принимать решение все равно оставалось за императором, а власть монархии в России не могла быть уменьшена законным способом. Демонстрации продолжались.

В мае 1905 г. на рассмотрение в Думу поступил новый проект, который предусматривал создание в России единого законосовещательного органа, который позволял бы учитывать интересы народа в принятии важных для страны решений. Правительство не поддержало проект и пыталось изменить его содержание в пользу самодержавия.

В октябре бунты достигли своего пика, и Николай 2-й вынужден был пойти на примирение с народом. Итогом этого решения и стал Манифест 1905 г., который положил начало новому государственному устройству — буржуазной конституционной монархии.

Основные положения Манифеста 17 октября 1905 г.

Основные положения Октябрьского манифеста:

  • Манифест даровал свободу слова, свободу собраний и создания союзов и общественных организаций;
  • в выборах теперь могли участвовать более широкие слои населения — избирательное право появилось у тех сословий, которые им никогда до этого не обладали. Таким образом, голосовать теперь могли практически все граждане;
  • Манифест обязывал заранее рассматривать и утверждать все законопроекты через Государственную думу. Отныне единоличная власть императора ослабла, начал формироваться новый, более совершенный законодательный орган.

Итоги и значение октябрьского Манифеста

Принятие подобного документа было первой в истории России попыткой государства дать народу больше гражданских прав и свобод. Фактически Манифест не только давал избирательное право всем гражданам, он провозглашал определенные демократические свободы, которые были необходимы для перехода России на новый тип государственного устройства.

С введением Манифеста законодательное право из единоличного (его имел только император) теперь распределялось между императором и законодательным органом — Государственной думой. Был учрежден парламент, без решения которого ни один указ не мог вступить в силу. Однако Николай не хотел так просто упускать власть, поэтому самодержавец оставлял за собой право в любой момент распустить Государственную думу, воспользовавшись правом вето.

Изменения, внесенные Манифестом в основные законы Российской империи, фактически стали началом первой российской конституции.

Право свободы слова и собраний привело к стремительному росту различных организаций и союзов по всей стране.

К сожалению, Манифест был лишь временной договоренностью между крестьянством и императором и прослужил недолго. В 1917 г. вспыхнула новая революция — самодержавие было свергнуто.

Манифест 17 октября 1905 года: новые условия для прессы

Архаичная государственная структура Российской империи не смогла долго уживаться с новыми – общемировыми – политическими тенденциями. Противоречия, накопившиеся во всех сферах жизни империи, вылились в революцию 1905-1907 гг.

Попытки правительства контролировать ситуацию быстро провалились, поэтому к концу 1905 года все силы были брошены на её стабилизацию. Примером одной из «успокоительных» мер стал известный Манифест 17 октября – частичная уступка требованиям Первой русской революции.

В рамках этого курса стоит рассмотреть один из пунктов Манифеста, а именно – провозглашение свободы слова. Населению Российской империи «даровались незыблемые свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов»[1]. Весьма важным следствием этого положения Манифеста было то, что печатные издания по всей стране освобождались от предварительной цензуры. Однако в ходе столь бурных и устрашающих правительство событий полностью цензура исчезнуть не могла, из-за чего и возникли новые формы государственного контроля печати.

[1] Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка // Ведомости Санкт-Петербургского Градоначальства и Столичной полиции. 1905. 18 октября. № 221.

Предыстория Манифеста: Цензура XIX века

Формальной основой цензурной политики до 1905 г. был еще николаевский Цензурный Устав 1828 года. В ходе реформ Александра II 1860-х гг. цензурное управление перешло от Министерства народного просвещения к Министерству внутренних дел, что повлекло значительные изменения законодательстве, отражённые во «Временных правилах о печати» от 6 апреля 1865 года. С одной стороны, это было смягчение старого Устава, соответствовавшее либеральному духу александровской эпохи – от предварительной цензуры освобождалась столичная научная литература и периодика, а судебные разбирательства по делам цензуры переходили в ведомство Министерства юстиции – наиболее либерального органа власти вследствие реформ[1]. Однако при этом цензурное управление полностью оказалось во власти бюрократического аппарата. Ушла эпоха хорошо образованных цензоров, часто – писателей и поэтов, которые стремились не столько ограничить печать, сколько минимизировать нападки правительства на литературу и выступали в роли редакторов (в их числе были, например, известные русские писатели Федор Иванович Тютчев, Иван Александрович Гончаров).

Постепенно снизился и приоритет суда, закрепленный во «Временных правилах»: вереница дополнительных указов в 60-70-е годы наделила цензурный аппарат рядом возможностей административных взысканий (право министра внутренних дел на запрет розничной продажи от 1868 г., необходимость предоставлять в цензурный комитет книги, печатаемые без предварительной проверки, после выпуска от 1874 г. и т.д.[2]).

Все эти меры сформировали крайне запутанный механизм цензурного управления к началу XX века. Неповоротливость бюрократической машины была обусловлена не только сумбурностью законов, но и включением в ход цензурного регулирования множества различных инстанций (Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства народного просвещения и даже Священного Синода), которые должны были согласовать друг с другом свои действия – что, конечно, в разы увеличивало срок рассмотрения дел.

При этом штат цензоров и их финансирование не росли, в отличие от объёма печати. Тем временем техническая сторона издательского дела переживала новый подъём: изобретение американским инженером Отмаром Мергенталером в 1884 году нового полиграфического оборудования – линотипа – в четыре раза увеличило скорость печати и сделало её значительно выгоднее, поэтому, наряду с литераторами, в борьбу с цензурными ограничениями активно включились предприниматели.

[1] Жирков, Г.В. История цензуры в России XIX-XX веке. М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 80.

[2] Патрушева, Н.Г. Цензурное ведомство в государственной системе Российской империи во второй половине XIX – начале XX века. СПб: Северная звезда, 2013. С. 136.

Новые методы цензуры

Расстрел демонстрации рабочих в воскресенье 9 января 1905 года повлек за собой социальный и политический взрыв, известный нам как Первая русская революция. Попытки реформировать цензурное законодательство, чтобы усмирить революционную печать, начались с 21 января 1905 года, с созыва особого совещания под руководительством директора Императорской публичной библиотеки Дмитрия Фомича Кобеко.

Компромиссные реформы, разрабатываемые комиссией, оказались несвоевременными, что подтверждается словами Николая II:

«Печать за последнее время ведет себя всё хуже и хуже. В столичных газетах появляются статьи, равноценные прокламациям с осуждением действий высшего Правительства»[1].

Вынужденная публикация Манифеста 17 октября вызвала лавину бесцензурной периодики, однако новые «Временные правила» от 24 ноября и дополнения к ним 1906 года свели на нет ликование издателей.

[1] Жирков, Г.В. Указ. соч. С. 105.

Основными результатами Временных правил 1905-1906 гг. стали:

  • явочный порядок (без необходимости предварительного разрешения) издания периодики;
  • повсеместная замена предварительной цензуры карательной (предоставление материала цензору не до, а одновременно с его публикацией);
  • отмена административных наказаний и полный перевод разбирательств по поводу нарушения цензурного законодательства в судебное ведомство.

Тем не менее, прежние законы о «сохранении основ самодержавия» оставались в силе, что легитимизировало масштабную кампанию 1905-1906 гг. против оппозиционной журналистики. В конце 1905 года начались уголовные преследования редакторов оппозиционных изданий, сами издания запрещались и конфисковывались. Также распространилась практика наложения штрафов. В 1906 году было создано Осведомительное бюро, работники которого ежедневно наблюдали за новой печатью и оповещали Министерство внутренних дел о нарушениях закона.

Читайте также  Возрождение россии при елизавете i петровне в 1741 - 1761 гг.

Манифест 17 октября, скорректированный Временными правилами 1905-1906 гг., не решил многих проблем в отношениях власти и печати. Несмотря на снятие важных ограничений, возможность ввести чрезвычайное положение позволила сохранить репрессивный механизм в отношении оппозиционных печатных изданий. Однако и частичных послаблений хватило для появления огромного количества новых изданий, отвечавших на современные экономические, социальные и культурные запросы.

Манифест 17 октября 1905 года: текст, причины, последствия

Манифест 17 октября 1905 года открывает одну из важнейших страниц в истории России. Это важнейший документ конституционного характера. В этой статье мы его кратко охарактеризуем, а также в конце мы привели полный текст документа. Выдержки его могут встречаться ЕГЭ по истории.

Собрание рабочих Путиловского завода в Петербурге во время Первой Русской революции

Предпосылки

Важно понимать, что в истории ничто не происходит просто так. У любого события есть предпосылки, причины, повод, ход событий и последствия. Подробнее об этом узнайте здесь.

Принятию Манифеста предшествовало начала Первая русская революция 1905 — 1907 годов, которая началась в январе 1905 года. Также важно помнить ее причины, чтобы сформировалась целостная картина.

Непосредственно принятию документа предшествовала Всероссийская политическая стачка, которая началась в сентябре и продолжалась весь октябрь. Это был пик стихийного этапа революции. 19 сентября стачка подобралась к Москве: начали бастовать печатники, затем все остальные.

Николай II (Кровавый) 1968 — 1918. Русский самодержец с 1894 по 1917 год

Для тех, кто не понимает — стачка — это такая форма протеста, когда рабочие прекращают работать и выдвигают чисто экономические требования: повышение зарплаты, нормальный 8-часовой рабочий день и пр. Так вот особенность этих стачек в том, что вслед за экономическими требованиями люди стали выдвигать политические, которые были провозглашены еще в январской петиции царю.

Самое интересное и примечательное то, что верхи понимали, что надо проводить преобразования, чтобы выйти из кризиса, но какие конкретно — тут никто ничего предложить не мог, кроме одного человека.

Вот, например, современник А.А. Маслов писал:

«Все признавали необходимость реформ, но почти никто не отдавал себе отчета в том, в высказывались за введение либеральной конституции, другие – за создание совещательного органа, третьи – за диктату-ру по назначению, а четвертые считали, что порядок и умиротворение должны быть водворены государем диктаторскими приемами»

Только один человек — граф Сергей Юльевич Витте — прекрасно понимал, что нужно народу. Да, это понятно — землю и волю, но в данной конкретной ситуации, он представил царю записку. В ней было четко написано, что народу надо представительство, чтобы оно принимало участие управлении страной. Нужны демократические свободы. Нужно такое правительство, чтобы народ знал, что оно знает о его нуждах и стремится их реализовать.

Граф Сергей Юльевич Витте (1849 — 1915). Министр финансов, дипломат, государственный деятель, председатель Совета Министров

Кстати, напомню, что вам надо знать Витте и по его реформам в ходе индустриализации, особенно про денежную реформу.

Вот слова С.Ю. Витте:

«Идея гражданской свободы восторжествует, если не путем реформы, то путем революции… Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, все повергнет в прах. Какою выйдет Россия из беспримерного испытания – ум отказывается себе представить; ужасы русского бунта могут превзойти все то, что было в истории… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма – они будут неудачны, но они будут несомненно – разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права. Как в 50-х гг. правительство объявило освобождение крестьян своим лозунгом, так и в настоящий, несоизмеримо более опасный момент государственная власть не имеет выбора: ей надлежит смело и открыто стать во главе освободительного движения»

Таким образом, именно Витте и являлся подлинным составителем текста Манифеста. Кстати, Витте также был тем самым дипломатом, который заключил Портсмутский мир с Японией в том же 1905 году.

Суть документа

Вот его основные положения:

  1. Манифест провозглашал в России демократические свободы: право на свободу слова, собраний, печати, союзов, неприкосновенность личности. Это было актуально ввиду, например, еврейских погромов, которые устраивали черносотенцы.
  2. Документ заложил основы (хоть и зыбкие) российского парламентаризма — предусматривал введение Государственной думы, которая бы имела права принимать законы, и без чьей бы воли ни один закон империи не был принят.
  3. Вместе с тем, документ заложил основы и российского конституционализма, поскольку декларирование законодательной власти парламента — есть ограничение власти монарха. Конечно, в реальности, этого не произошло из-за Третьеиюньского переворота 1907 года.

Последствия

В России, благодаря Манифесту, открылась историческая альтернатива реального ограничения царской власти и превращения России в парламентскую монархию. Это бы вызвало начало диалогу между властью и обществом, и кто знает, может быть и не было бы Февральской революции, а затем и Октябрьской в 1917 году.

А значит не было бы и фашизма, который был реакцией на победы коммунизма в России. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Манифест — в России был дан сверху властью, которая сама себя никогда и ни при каких обстоятельствах не ограничит.

Вместе с тем, сразу после издания документа, в России стали появляться легальные политические партии: Союз 17 октября (октябристы), Партия народной свободы (кадеты) и пр. Таким образом, Манифест заложил основы российской партийной системы — изначально как многопартийную.

Манифест изменил саму структуру органов власти в России, введя в России Государственную думу как законодательный орган власти. Плюс в России изменилась и форма власти: сформировалась дуалистическая монархия, для которой характерно сосуществование власти монарха и парламента, при лидерстве первой.

Такого значение документа и его последствия. Жаль, что эта историческая альтернатива так и не реализовалась.

Текст

17 октября 1905 г.
Манифест об усовершенствовании государственного порядка Смуты и волнения в столицах и во многих

местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы
нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те
классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного
участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1994. С.41. Источник

Манифест 17 октября 1905 года

Октябрьский манифест (Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка) – российский законодательный акт изданный императором Николаем II и обнародованный 17 октября 1905 года. Разработчиком документа стал С. Витте по личному распоряжению царя из-за непрекращающихся революционных выступлений народа.

Ситуация в стране

XX век в Российской империи начался бурно из-за серьёзных перемен в государстве и обществе. Несмотря на экономическую осталось страны, наметился постепенный рост экономики, который замедлялся из-за неустойчивости внутреннего рынка и низкой покупательной способности населения.

Прогрессивно настроенные члены правительства убеждали царя в необходимости проведения последовательной реформы промышленности для усиления роли государства в экономике, только так можно было стабилизировать экономику страны и улучшить качество жизни населения.

Вначале 1900-х гг. в стране наблюдается рост революционного движения из-за нерешенности и остроты рабочего вопроса. Все чаще в стране возникают стачки и забастовки. Основными требованиями оставались экономические и социальные вопросы, которые на начало 1905 года так и остались не решенными.

Читайте также  Живопись, скульптура и архитектура xix века

Предпосылки манифеста

В 1900-1905 гг. в России оставалось большое количество не только экономических, но и политических проблем, требовавших высочайшего урегулирования. Страна остро нуждалась в изменении существующего политического строя.

Предпосылками для манифеста стали:

  • отмена крепостного права лишила сельское хозяйство и промышленность дешевой рабочей силы,
  • самодержавная система не смогла быстро перестроиться на новый тип экономики,
  • увеличение внутреннего долга страны,
  • плохой урожай зерновых,
  • неудачи России в военной сфере,
  • подрыв авторитета монархии.

Активизировалась работа партий и общественных организаций с революционными взглядами. Их умелая агитационная деятельность стала фактором, провоцирующим многочисленные забастовочные движения. Самыми яркими проявлениями народного негодования 1905 года стали:

  • Демонстрация 9 декабря года известная как «Кровавое воскресенье».
  • Май – всеобщая стачка иваново-вознесенских текстильщиков, длившаяся несколько месяцев;
  • 14 июня бунт на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»;
  • Октябрь — в Москве начинается Всероссийская октябрьская политическая стачка, главный лозунг – свержение самодержавия.

Острая ситуация в стране требовала решительных действий императора Николая II.

Булыгинская дума

Первым проектом, целью которого было остановка революционных движений в стране, был проект министра внутренних дел Александра Булыгина, разработанный в августе 1905 года о созыве Государственной думы. Новый государственный орган должен был ликвидировать революционные выступления народа, основными положениями были:

  • от выборов отстранялись рабочие, бедное крестьянство, женщины, военнослужащие, студенты,
  • для крестьян предусматривались 4–х ступенчатые, для дворян 2-х ступенчатые выборы,
  • Дума имела лишь совещательный характер при царском правительстве.

Проект Думы вызвал возмущение в обществе и созвана она так и не была.

Разработка манифеста

Видя напряженную обстановку вызванную Всероссийской политической стачкой император поручил графу Сергею Юльевичу Витте проанализировать и разработать документ который бы смог урегулировать сложную политическую обстановку в стране и удовлетворить обе стороны конфликта.

Витте представил государю документ, где было изложено не только положение дел в стране, но и разработана программа реформ. Основные советы Витте были:

  • ликвидация самодержавия,
  • дарование народы основных прав и свобод,
  • принятие Конституции.

Принятие Манифеста

Понимая, что возвращения к единоличному правлению в сложившейся обстановке невозможно, Николай согласился на подписание «Высочайшего манифеста об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 года.

Манифест включал в себя три пункта:

Населению России даровались все основные гражданские свободы — неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

К выборам в учреждённую Государственную думы теперь привлекались слои населения, которые ранее были лишены избирательного права (по проекту Государственной Думы от августа 1905 года) главным образом рабочие и городская интеллигенция.

С этого момент ни один закон в стране не может вступить в силу без одобрения Государственной думы.

Новое правительство, созданное после принятия манифеста — Совет министров возглавил Витте.

Последствия Манифеста

Манифест стал первой попыткой в истории России расширить права и свободы граждан. Отныне законодательным правом обладал не только император, но и Государственная дума. Однако Император оставил путь к отступлению — за монархом оставалось право любой момент распускать дума, воспользовавшись правом вето.

После принятия Манифеста в империи активизировалось образование различных политических партий, самыми влиятельными стали:

  • Конституционные демократы (кадеты),
  • Партия 17 октября или октябристы,
  • Партия социалистов-революционеров или эссеры,
  • Союз русского народа,
  • Союз Михаила Архангела,
  • большевики,
  • меньшевики.

Дальнейшие преобразования

Государственные преобразования не ограничивались манифестом от 17.10, так 20 февраля был обнародован новый Манифест, который определял правила взаимодействия органов высшей власти, то есть преобразовывал Государственный совет Российской империи в верхнюю палату парламента.

Свободы, дарованные манифестом, требовали пересмотра избирательного закона, который был принят 11 декабря 1905 и предусматривал выборы в Думу по 4 куриям:

  1. Земледельческой.
  2. Городской.
  3. Рабочей.
  4. Крестьянской.

Для первых двух курий выборы были двухстепенные, для 3 – трехстепенные, для 4 – четырехстепенные.

Для дальнейшего преобразования государства 23 апреля были приняты «Основные государственные законы Российской империи», суть которых сводилась к следующему:

  • верховная власть и управление государства принадлежала монарху;
  • законодательная власть осуществлялась императором в единстве с Государственным советом и Государственной думой, и законы не могли быть приняты без одобрения двух палат парламента и утверждения царя;
  • у императора оставалось право назначать и увольнять министров, руководить внешней политикой, объявлять войну;
  • всем гражданам гарантировались все демократические права и свободы.

Таким образом, этот документ стал фундаментом для законодательных актов регулирующих разделения полномочий между императором и парламентом.

Судьба первой государственной думы

Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26.03 по 20.04 1906 года, причем практически половина избирателей были крестьяне. Первое заседание Думы состоялось 27.04 1906 года в Санкт-Петербурге, в составе Законодательного органа было 448 депутатов. Председателем стал Сергей Муромцев, проработала Дума всего 72 дня.

За недолгий период существования Дума начала рассматривать два аграрных законопроекта, однако единство среди депутатов так и не было найдено и 8 июля царь под предлогом, что Дума не успокаивает народ, а наоборот разжигает агрессию, распустил законодательный орган.

Второй созыв Думы

Дума второго созыва смогла проработать немногим больше 3 месяцев с 20.08 по 03.06 1907 года. Было избрано 518 депутатов, председателем стал Федор Головин. На заседаниях думы вновь рассматривались аграрные вопросы, причем именно этот созыв депутат отказался одобрить Столыпинскую реформу. Дума была распущена по приказу царя – Столыпин обвинил 55 депутатов в заговоре против императора.

Третья Дума

Вместе с указом о роспуске II Думы было опубликовано и Положение о выборах в Думу третьего созыва, которое стало новым избирательным законом.

Выборы произошли осенью 1907 года, по их результатам было выбрано 441 депутат, председателями в разное время стали Николай Хомяков, Александр Гучков, Михаил Родзянко. Эта Дума поработала с 01.10.1907 по 9.06. 1912 года – всего состоялось 5 сессий. За время работы была принята Столыпинская аграрная реформа, рабочее законодательство, ограничена автономия Финляндии.

IV Дума

Последняя Государственная Дума империи проработала с октября 1912 по февраль 1917 года, всего состоялось пять сессий, из них 3 в период Первой мировой войны, работало 442 депутата. Основным решением органа стало поддержка участия России в Мировой войне. Была распущена Временным правительством в октябре 1917 года.

Итоги преобразований

Итогом государственных преобразований после манифеста 1905 года стали:

Создание Государственной Думы как законодательного органа государства.

Роспуск Второй Думы в июне 1907 — и введение нового избирательного закона без одобрения Думой, то есть нарушение октябрьского манифеста.

1907-1914 Третьеиюньская монархия – усиление преследования революционных выступлений, стремление восстановить полное самодержавие.

Союз царской власти с дворянами и крупной буржуазии.

Несмотря на то, что октябрьский манифест 1905 не принес никаких реальных изменений в сложной обстановке внутри страны, он впервые ограничил самодержавие и внес изменения в Основные государственные законы Российской империи и стал фактически первой Конституцией России.

Историческое значение манифеста

Октябрьский манифест стал прообразом первой российской Конституции, однако назвать его окончательным положительным приобретением для страны сложно. Документ гражданскими свободами развязал руки оппозиции для усиления борьбы с самодержавием, что привело к новым кровавым выступлениям. Кроме того и сама власть толком не понимала, какие возможности открывает перед страной парламентаризм, образование политических партий и свободное волеизъявление в условиях свободы слова.

Бюрократия оставалась в полном подчинении царю, и не была готова к открытым обсуждениям экономических и политических вопросов с народными представителями в парламенте. Манифест стал роковым для Российской империи, страна не готовая к изменениям стала на шаг ближе к революции.

  • О характере государственном строе империи после 17 октября 1905 г.
  • Причины революции 1905 года
  • «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года

Никогда бы не подумал, что Госдума сто лет назад обладала полномочиями по контролю за действиями государя. Вот это демократия!

Николай второй своим манифестом отсрочил революцию на 12 лет. Его главная ошибка — не захотел делиться властью. Он дал право создать Госдуму, но в этом же Манифесте оставил за собой право распустить ее в любой момент без объяснения причин. Вот тебе и демократия. Народ не был удовлетворен парой подачек в виде свободы совести и собраний. Нужны были кардинальные перемены. Царь на них не смог пойти. Результат известен всем.

Октябрьский манифест открыл России дорогу к созданию стойкой политической системы, основанной на поддержке гражданского общества и на выборности законодателей. Но события 1907 года отбросили страну на десятилетия назад. Действенной системы сдержек и противовесов в российской политике не появилось до сих пор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: