Международные отношения во второй половине xx — начале xxi века

Международные отношения в конце ХХ начале XXI В. Тема: Международные отношения во 2 половине 20 века. Военно – политические блоки Стремление западных стран и СССР укрепить

Международные отношения во второй половине xx — начале xxi века

Международные отношения в конце ХХ начале XXI В.

Тема: Международные отношения во 2 половине 20 века.

Военно – политические блоки

Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Наибольшее число их было создано по инициативе и под главенством США. В 1949 г. возник блок НАТО. В 1951 г. образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США.)В 1955 г. был заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран), после выхода Ирака названный СЕНТО.

НАТО НАТО, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO) — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, с целью защиты Европы от советского влияния. Тогда государствами — членами НАТО стали 12 стран: США, Канада, Исландия, Великобритания,Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства — члена НАТО или защиту от неё. В настоящее время членами НАТО являются 28 стран. Военные расходы всех членов НАТО в совокупности составляют более 70 процентов от общемирового объёма

В 1955 г. была образована Организация Варшавского договора (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

ОВД Варшавский договор (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей ролиСССР — Организации Варшавского договора (ОВД) и закрепивший биполярность мира на 36 лет. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО. Договор подписан НСРА, НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Численность Вооруженных Сил Организации Варшавского Договора на 1985 год составила 7 562 987 военнослужащих. В 1990 году численность Организации уменьшилась до 6 960 700 военнослужащих. Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет. В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы 25 февраля 1991 годагосударства-участники ОВД упразднили её военные структуры, а 1 июля 1991 года в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.Источник

Основные обязательства участников блоков заключались во вза­имной помощи друг другу в случае нападения на одно из госу­дарств-союзников. Главное военное противостояние развернулось между НАТО и ОВД. Практическая деятельность внутри блоков выражалась, прежде всего, в военно-техническом сотрудничестве, а также в создании США и СССР военных баз и развертывании своих войск на территории союзных государств на линии проти­востояния блоков. Особенно значительные силы сторон были со­средоточены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое количество американского и советского атомного оружия.

«Холодная война» вызвала ускоренную гонку вооружений, ко­торая была важнейшей сферой противостояния и потенциального конфликта двух великих держав и их союзников.

Разрядка.

С середины50-х гг. ХХ в. СССР выступал с инициати­вами всеобщего и полного разоружения. Крупным шагом был до­гoвop о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Однако важнейшие шаги по смягчению международной обстановки были сде­ланыB 70-e гг. ХХ в. и в США, и в СССР росло понимание, что дальнейшая гонка вооружений становится бессмысленной что во­енные расходы могут подорвать экономику. Улучшение отношений между СССР и Западом получило название «разрядка между­народной напряженности» или «разрядка».

Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация от­ношении СССР с Францией и ФРГ. Важным пунктом договора между СССР и ФРГ было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ. Во время визита в СССР в мае 1972 г. президента США Р. Никсона были подписаны соглашения об ог­раничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-l). В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который был подписан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокраще­ние баллистических ракет.

В августе 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопас­ности и сотрудничеству глав 33 европейских стран, США и Кана­ды. Его итогом стал Заключительный акт совещания, в котором были зафиксированы принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной цело­стности государств, отказ от применения силы и угрозы ее при­менения.

В конце 70-х гг.ХХ в. снизилась напряженность в Азии. Прекра­тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях света в начале 80-х г. ХХ в. вновь привели к усилению гонки вооружений и росту напряженности.

Международные отношения в конце ХХ начале XXI В.

Пере­стройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказы­вать все более существенное влияние на развитие международных отношении. Обострение напряженности в отношениях между Во­стоком и Западом на рубеже 70 — 80-х гг. ХХ в. сменилось их нор­мализацией. В середине 80-х гг. ХХ в. глава Советского Союза М.С.Горбачев выдвинул идею нового политического мышления в международных отношениях. Он заявлял, что главной проблемой является проблема выживания человечества, решению которой должна быть подчинена вся внешнеполитическая деятельность. Ре­шающую роль сыграли встречи и переговоры на высшем уровне между М. С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом, а за­тем Дж. Бушем. Они привели к подписанию двусторонних дого­воров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-l) в 1991 г.

Благоприятно сказал ось на нормализации международных от­ношений завершение вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.

После распада СССР Россия продолжила политику поддержа­ния нормальных отношений с США и другими ведущими западны­ми государствами. Был заключен ряд важных договоров по дальней­шему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2). Резко снизилась угроза новой войны с использованием оружия массо­вого поражения. Однако к концу90-х п. хх в. осталась только одна сверхдержава — США, которая предъявляет претензии на особую роль в мире.

Серьезные перемены произошли на рубеже80 — 90-х гг. ХХв. В Европе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию германского вопроса и объединении Германии. СССР выводил из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного герман­ского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.

В начале90-х гг.ХХ в. изменилась политическая карта Европы. Возникла единая Германия. На шесть государств распалась Юго­славия, появились самостоятельные Чехия и Словакия. Распался СССР.

В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском простран­стве. Вспыхнули вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе, в Югославии. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Войны, массовые эт­нические чистки, потоки беженцев сопровождали процессы ста­новления самостоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии. НАТО активно вмешивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В Боснии. И Герцеговине, а затем в Косове (автономном крае в составе Сербии) они оказа­ли этим силам военную и дипломатическую поддержку. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны. В результате, несмотря на военные победы, сербы в Боснии и Косово были вынуждены согласиться на урегулирование на ус­ловиях противника.

Читайте также  Итоги боевых действий красной армии в зимней кампании 1943/44 года

Международные отношения в конце 20 — начале 21 века

Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие между­народных отношений на рубеже 20-21 веков стал процесс расширения НАТО. Военно-политический блок, созданный когда-то для противостояния СССР и его союзникам, не прекратил сво­его существования после окончания «холодной войны», как ожида­ли многие. Оставшись единственной сверхдержавой после распада СССР и советского блока, США стали доминировать во многих во­просах мировой политики. Одним из ключевых направлений аме­риканской политики стала идея расширения своей зоны влияния. Ведомая ими организация НАТО начала уверенное продвижение на восток, в бывшую советскую «зону влияния». Блок включил в свой состав многих прежних участников Организации Варшавско­го Договора, а также страны Прибалтики, ведёт переговоры о при­соединении Украины и Грузии.

Временно оказавшаяся в руках США ведущая роль в международ­ных отношениях пришлась не по нраву многим государствам. В на­чале XXI столетия мир начал возвращаться к многополярности. Окончание «холодной войны», распад бывшего советского блока, увеличение количества государств третьего мира и усиление их влияния сделали неизбежной дискуссию вокруг будущего развития Организации Объединённых Наций, созданной по окончании Вто­рой мировой войны. Первоначально прекращение межблоковой конфронтации привело к росту влияния ООН, стремившейся иг­рать активную роль в разрешении ряда конфликтов. В какой-то момент казалось, что Совет Безопасности ООН приобретает функции «мирового правительства», решая вопрос о санкциях, учреждая временные администрации на различных территориях и т. п. Но довольно быстро выяснилось, что этого недостаточно. Многие страны не видят возможности повлиять на решения ООН и тре­буют реформы. В то же время постоянные члены Совета Безопас­ности, пользуясь правом вето, регулярно блокируют принятие решений по ключевым вопросам, по которым им не удалось дого­вориться. Это даёт многим экономически влиятельным государст­вам — Японии, Германии, Индии, Бразилии, Мексике, Италии и др. — новые аргументы в пользу идеи расширения Совета Безопас­ности за счёт «новичков».

Прежнее соревнование между двумя супердержавами (СССР и США) ушло в прошлое, ему на смену пришло стремление единст­венной оставшейся сверхдержавы — США — «навести порядок» в мире, ставшем более сложным и хаотичным. Исчезла страшная уг­роза глобальных кризисов типа Карибского, но один за другим сле­дуют локальные кризисы в Персидском заливе, Сомали, Гаити, Ру­анде, Боснии, Тайване, Косово.

Усилился конфликт «Север — Юг», где друг другу фактически противостоят блок развитых государств Запада, с одной стороны, и бедные страны третьего мира — с другой. Страдающие от огром­ного числа экономических проблем и политических неурядиц жи­тели африканских, азиатских и латиноамериканских государств нередко винят «цивилизованный капитализм» в своих бедах, ука­зывают на неоднократное вмешательство в их внутренние дела. Открытых военных столкновений между странами в этом кон­фликте нет, но он не избавляет от растущей неприязни к США, ев­ропейским государствам. В странах «Юга» немалым влиянием пользуются экстремистски настроенные силы, нередко прибегаю­щие к террористическим методам. Среди стран третьего мира поя­вились новые лидеры, в частности Иран и Венесуэла, публично критикующие «американский империализм». Особую роль в этом конфликте может сыграть Россия, оказавшаяся в сложной пози­ции: часть государств «Юга» рассчитывает на её помощь в борьбе с «Севером», другие же считают её одним из представителей враж­дебной цивилизации. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

На рубеже тысячелетий серьёзно возросло число миротворче­ских операций, осуществляющихся ООН. Особенно активную роль в них играют Пакистан, Бангладеш, Индия, Иордания и Гана. Участ­вуют в деятельности миротворцев и ряд основателей ООН, в том числе Россия и Франция. «Голубые каски» помогли частично восстановить мир на Восточном Тиморе и в Ливане. Не всегда ми­ротворцам сопутствует успех. В 1993 г. полным провалом заверши­лась миссия ООН в Сомали, не сумевшая остановить гражданскую войну, в 1994 г. миротворцы оказались не в состоянии предотвра­тить геноцид в Руанде, они не справились с вооружённым конфлик­том на Балканах и в Конго. Главная слабость миротворцев — их чрезмерная неповоротливость (они обязаны дожидаться решений ООН и не могут активно применять оружие) и излишняя зависи­мость от политических соображений. В то же время ряд стран, пре­жде всего США и их союзники по НАТО, не раз демонстрировали готовность действовать в обход ООН (например, в Ираке и в Косо­во). Это вызвало недовольство как многих стран третьего мира, так и России.

Презентация по истории «Международные отношения во второй половине ХХ века – начале XXI века»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок всемирной истории 11 класс

Международные отношения во второй половине ХХ века – начале XXI века Возникновение и разворачивание «холодной войны»

Холодная война – формирование двух полюсов на международ-ной арене, которое происходило в виде жёсткой конфронтации между СССР и США

Основные предпосылки (причины) возникновения «холодной войны»: Превращение СССР и США в «сверхдержавы» и возникновение между ними острых разногласий по вопросам послевоенного устройства мира. Резкое обострение борьбы между СССР и Западом за сферы влияния в странах «третьего мира». Утверждение советской модели тоталитарного общества в Восточной Европе и противодействие США распространению коммунизма в мире.

Периодизация «холодной войны» Начало: 1945 г., окончание: 1991 г. 1946 – 1953: начало противостояния; 1953 – 1962: на грани ядерной войны; 1962 – 1979: «Разрядка»; 1979 – 1987: новый виток противостояния.

Основные события: 1945 год В странах Восточной Европы про-исходило установление советского господства. Лидеры западных держав были крайне встревожены таким разви-тием событий. Президент Гарри Трумэн открыто заявил, что США «ответственны за дальнейшее руководство миром».

Основные события: 1946 год Уинстон Черчилль провозгласил, что над Восточной Европой опустился «железный занавес», и потому, по его мнению, необходимо «объединение всей силы англо-саксонского мира в борьбе с международным коммунизмом во главе с СССР». Иосиф Сталин обвинил «американский империализм в подготовке новой войны» и в стремлении «установить господство над всем миром».

Основные события: 1947 год Гарри Трумэн сформулировал задачи политики США, нацеленной на помощь «свободным народам, сопротивляющимся попыткам закабаления». Соперничество США и СССР определено как конфликт демократии и тоталитаризма. По настоянию СССР социалистические страны отказались от участия в «плане Маршалла».

Основные события: 1949 год Образована Организация Североатлан-тического договора (North Atlantic Treaty Organization), военно-политический блок, объединяющий большинство европейских стран, США и Канаду. НАТО основано 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния», что в свою очередь еще больше обострило противостояние между двумя сторонами.

Основные события: 1955 год Подписан Варшавский договор (ОВД), документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли СССР. Противостояние приобрело блочный характер. ОВД создана 14 мая 1955 года в Варшаве. Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО.

Военные конфликты эпохи «холодной войны»

Корейская война (1950 – 1953 г.) Конфликт между Северной Кореей и Южной Кореей. Часто этот конфликт времён «холодной войны» рассматривается как опосредованная война между США c их союзниками и силами КНР и СССР.

Читайте также  Отечественная война 1812 года

Берлинский кризис (1953 г., 1961 г.) Берлинский кризис 16-17 июня 1953 г. – массовые антиправительственные народные выступления в ГДР. Берлинский кризис 1961 г. – один из наиболее напряжённых моментов «холодной войны» в Центральной Европе.

Карибский кризис (1962 г.) Термин, определяющий чрезвычайно напряжённое политическое, дипломатическое и военное противосто-яние между СССР и США, которое было вызвано тайной переброской и размещением на Кубе военных частей и подразделений Вооруженных Сил СССР, техники и вооружения, включая ядерное оружие.

Вьетнамская война (конец 1950-х гг. – 1975 г.) Вооруженное столкновение, начавшееся в Южном Вьетнаме и переросшее в международный конфликт с участием США и Северного Вьетнама.

Афганская война (1979 – 1989 гг.) Военный конфликт правительственных сил Афганистана и Ограниченного контингента советских войск, с одной стороны, и многочисленных вооружённых формирований афганских моджахедов, пользующихся политической, финансовой, материальной и военной поддержкой ведущих государств НАТО и исламского мира, с другой стороны.

Мир в 1980-е годы ХХ века

Предпосылки разрядки международной напряженности Достижение военно-стратегического паритета между СССР и США сделали невозможным проведение ими внешней политики с позиции силы. Осознание мировой общественностью, руководителями государств катастрофических последствий ядерного конфликта. Усиление взаимозависимости и взаимосвязи стран мира, невозможность поодиночке разрешать глобальные проблемы человечества.

Венская встреча 1961 г. (США и СССР)

Московский договор 1970 г. (ФРГ и СССР)

Московская встреча 1972 г. (США и СССР)

Венская встреча 1979 г. (США и СССР)

Женевская встреча 1985 г. (США и СССР)

Ежегодные встречи 1985–1989 гг. (США и СССР)

Московская встреча 1991 г. (США и СССР)

ОБСЕ В 1975 г. создана организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности.

уважение суверенитета; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; . равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение международных обязательств.

Уроки «холодной войны» кровопролитие как средство урегулирования глобальных или региональных конфликтов не является неизбежным; существенную сдерживающую роль сыграло наличие у противоборствующих сторон ядерного оружия и понимание того, каким может стать мир после ядерного конфликта; ход развития конфликтов тесно связан с личными качествами конкретных лидеров; военная мощь имеет существенное, но не решающее значение (США не достигли своих целей во Вьетнаме, а СССР — в Афганистане); в эпоху национализма и третьей индустриальной (информационной) революции управлять враждебно настроенным населением оккупированной страны невозможно; в этих условиях гораздо большую роль приобретает экономическая мощь государства и способность экономической системы приспосабливаться к требованиям современности, способность к постоянным инновациям. значительную роль играет использование мягких форм влияния, или soft power, то есть способности добиться от других желаемого, не принуждая (запугивая) их и не покупая их согласие, а привлекая на свою сторону.

Плюсы и минусы «холодной войны» Плюсы: Стимулировало развитие научно-технической мысли Открывались новые производства, создавались хорошо оплачиваемые рабочие места В связи с потребностью технических специалистов многие получили образование Освоение космоса Минусы: Происходили огромные траты государственного бюджета Оставались в небрежении другие жизненно важные для экономики отрасли народного хозяйства

Памятники надо ставить тем, кто предотвратил войну, а не полководцам. Аркадий Давидович

Международные отношения во второй половине XX в. и в начале XXI в. Всеобщая история, Новейшая история, 9 класс.

Международные отношения во второй половине XX в. и в начале XXI в. Всеобщая история, Новейшая история, 9 класс.

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Международные отношения в конце 20 — начале 21 века

Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие между­народных отношений на рубеже 20-21 веков стал процесс расширения НАТО. Военно-политический блок, созданный когда-то для противостояния СССР и его союзникам, не прекратил сво­его существования после окончания «холодной войны», как ожида­ли многие. Оставшись единственной сверхдержавой после распада СССР и советского блока, США стали доминировать во многих во­просах мировой политики. Одним из ключевых направлений аме­риканской политики стала идея расширения своей зоны влияния. Ведомая ими организация НАТО начала уверенное продвижение на восток, в бывшую советскую «зону влияния». Блок включил в свой состав многих прежних участников Организации Варшавско­го Договора, а также страны Прибалтики, ведёт переговоры о при­соединении Украины и Грузии.

Временно оказавшаяся в руках США ведущая роль в международ­ных отношениях пришлась не по нраву многим государствам. В на­чале XXI столетия мир начал возвращаться к многополярности. Окончание «холодной войны», распад бывшего советского блока, увеличение количества государств третьего мира и усиление их влияния сделали неизбежной дискуссию вокруг будущего развития Организации Объединённых Наций, созданной по окончании Вто­рой мировой войны. Первоначально прекращение межблоковой конфронтации привело к росту влияния ООН, стремившейся иг­рать активную роль в разрешении ряда конфликтов. В какой-то момент казалось, что Совет Безопасности ООН приобретает функции «мирового правительства», решая вопрос о санкциях, учреждая временные администрации на различных территориях и т. п. Но довольно быстро выяснилось, что этого недостаточно. Многие страны не видят возможности повлиять на решения ООН и тре­буют реформы. В то же время постоянные члены Совета Безопас­ности, пользуясь правом вето, регулярно блокируют принятие решений по ключевым вопросам, по которым им не удалось дого­вориться. Это даёт многим экономически влиятельным государст­вам — Японии, Германии, Индии, Бразилии, Мексике, Италии и др. — новые аргументы в пользу идеи расширения Совета Безопас­ности за счёт «новичков».

Миротворческие силы ООН

Прежнее соревнование между двумя супердержавами (СССР и США) ушло в прошлое, ему на смену пришло стремление единст­венной оставшейся сверхдержавы — США — «навести порядок» в мире, ставшем более сложным и хаотичным. Исчезла страшная уг­роза глобальных кризисов типа Карибского, но один за другим сле­дуют локальные кризисы в Персидском заливе, Сомали, Гаити, Ру­анде, Боснии, Тайване, Косово.

Усилился конфликт «Север — Юг», где друг другу фактически противостоят блок развитых государств Запада, с одной стороны, и бедные страны третьего мира — с другой. Страдающие от огром­ного числа экономических проблем и политических неурядиц жи­тели африканских, азиатских и латиноамериканских государств нередко винят «цивилизованный капитализм» в своих бедах, ука­зывают на неоднократное вмешательство в их внутренние дела. Открытых военных столкновений между странами в этом кон­фликте нет, но он не избавляет от растущей неприязни к США, ев­ропейским государствам. В странах «Юга» немалым влиянием пользуются экстремистски настроенные силы, нередко прибегаю­щие к террористическим методам. Среди стран третьего мира поя­вились новые лидеры, в частности Иран и Венесуэла, публично критикующие «американский империализм». Особую роль в этом конфликте может сыграть Россия, оказавшаяся в сложной пози­ции: часть государств «Юга» рассчитывает на её помощь в борьбе с «Севером», другие же считают её одним из представителей враж­дебной цивилизации.

На рубеже тысячелетий серьёзно возросло число миротворче­ских операций, осуществляющихся ООН. Особенно активную роль в них играют Пакистан, Бангладеш, Индия, Иордания и Гана. Участ­вуют в деятельности миротворцев и ряд основателей ООН, в том числе Россия и Франция. «Голубые каски» помогли частично восстановить мир на Восточном Тиморе и в Ливане. Не всегда ми­ротворцам сопутствует успех. В 1993 г. полным провалом заверши­лась миссия ООН в Сомали, не сумевшая остановить гражданскую войну, в 1994 г. миротворцы оказались не в состоянии предотвра­тить геноцид в Руанде, они не справились с вооружённым конфлик­том на Балканах и в Конго. Главная слабость миротворцев — их чрезмерная неповоротливость (они обязаны дожидаться решений ООН и не могут активно применять оружие) и излишняя зависи­мость от политических соображений. В то же время ряд стран, пре­жде всего США и их союзники по НАТО, не раз демонстрировали готовность действовать в обход ООН (например, в Ираке и в Косо­во). Это вызвало недовольство как многих стран третьего мира, так и России.

Читайте также  Ссср к лету 1944 года

Конспект урока «Международные отношения во второй половине XXвека»
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Развитие двухполюсной системы международных отношений

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_v_9_klassemezhdunarodnye_otnosheniya.docx 23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе. МОУ«Изобильненская школа»

Международные отношения во второй половине XX века.

Цели :формировать у ребят целостное и образное представление о развитии международных отношений в 60-90-е гг.; способствовать развитию познавательных умений учащихся:проводить поиск необходимой информации в нескольких источниках ,сравнивать их данные, выявлять характерные черты событий; учить анализировать историческую точку зрения; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов.

Оборудование : « Политическая карта мира »;схема « Циклы мировой политики» ; перфокарты.

Учитель.Познакомившись с политическими и социально-экономическими процессами ,которые происходили во второй половине XXвека в странах мира, мы подошли к еще более широкому понятию:биполярный мир.Наша задача на уроке-проследить развитие двухполюсной системы международных отношений, выяснить причины локальных обострений и последствия напряженности в мире и проследить роль ООН в данный период.

II.Актуализация опорных знаний по теме.

1.На доске выписываются понятия, которые надо объяснить.

“xолодная война”, биполярный мир”, железный занавес” ,доктрина Трумэна, гонка вооружений, НАТО, ОВД, доктрина Эйзенхауэра, раскол мира.

2.Беседа по вопросам.

-Какой период в новейшей истории называется холодной войной?

-Почему антигитлеровская коалиция совместными усилиями победившая фашизм распалась и превратила бывших союзников в непримиримых врагов?

-Покажите на карте раскол мира и Европы на две враждебные общественно-политические системы.

-Покажите на карте очаги военных конфликтов в первое послевоенное десятилетие(1945-1955гг.)

-Почему по мнению историков в конце 1940-х-начале 1950-хгг.сверхдержавам удалось избежать открытых военных столкновений?

III.Изучение нового материала.

1.Работа с перфокартой.

Задание.Опираясь на материал учебника(параграф 32 п.1,2,5) и на схему «Циклы мировой политики»заполнить перфокарту:

1.Резкое обострение отношений

2.Противоборство двух держав(СССР и США)

3.Противостояние двух блоков(НАТО и ОВД)

4.Обладание ядерным оружием

7. Соглашения об ограничении вооружений

1.Рост гонки вооружения

3.Размещение ракет в Европе

4.Революции в странах Азии Африки Латинской Америки

5.Соглашения об ограничении вооружений

Карибский кризис 1962г.-конфликт между СССР и США ,который поставил две страны на грань ракетно-ядерной войны.

В годы холодной войны Советский Союз был со всех сторон окружен американскими военными базами, на которых находилось ядерное оружие.Отдыхая в Крыму, Хрущев был возмущен тем, что даже его дача находится в пределах прямой досягаемости американских ракет в Турции.Советский лидер решил поставить Америку в такое же положение.Пользуясь тем что кубинские лидеры неоднократно просили СССР защитить их от возможного нападения США,советское руководство приняло решение установить на Кубе ядерные ракеты среднего радиуса действия.Теперь южные города США могли быть стерты с лица земли в считанные минуты.

Кеннеди узнал об установке ракет на Кубе в октябре 1962г. из данных воздушной разведки.Его реакция на известие была решительной-США заявили об установлении морской блокады Кубы в Карибском море.Никакие военные грузы не могли поступать на остров.Это было грубым нарушением международного права,но Кеннеди был готов вступить даже в военное столкновение, лишь бы не допустить создания ракетно-ядерной базы противника в 90 милях от американского побережья.

24 октября советские корабли вплотную подошли к границе блокады.Если бы они пересекли ее,то

американцы могли бы попытаться захватить суда.Это неминуемо вызвало бы военное столкновение,которое в мгновение ока могло перерасти в третью мировую войну.Ракетно-ядерные и военно-воздушные силы СССР и США были приведены в боевую готовность.Круизный корабль, принадлежащий ГДР,пересек зону блокады,но американцы не решились атаковать его,понимая,что на туристическом лайнере нет военных материалов.Однако стало ясно,что американцы не готовы жестко поддерживать блокаду.26 октября после серии закулисных консультаций,Хрущев предложил Кеннеди компромисс:СССР убирает ракеты с Кубы ,а США гарантируют,что не будут атаковать Кубу и выведут из Турции свои ракеты.Через два дня соответствующее соглашение было заключено.СССР получил выгоду от этого соглашения.Но и Кеннеди мог считать себя победителем, так как заставил Хрущева сделать первый шаг к примирению и вывести ракеты с Кубы.Мир отошел от грани ракетно-ядерной войны.

3.Вопросы для обсуждения:

-Почему Карибский кризис не перерос в вооруженное столкновение СССР и США?

-Какие субъективные и объективные причины этому воспрепятствовали?( Обладание ядерным оружием создавало угрозу для обеих сверхдержав;в достижении компромисса сыграли роль

взаимоотношения двух лидеров:Хрущева и Кеннеди.)

-Чем заканчивались периоды мировой политики 60-70-х гг. и в конце 80-х гг.?( Соглашениями об ограничении вооружений.)

4.Работа с материалом учебника.

Задание.Опираясь на материал параграфа 32,составьте хронологическую таблицу переговоров и соглашений по ограничению гонки вооружений и укреплению доверия и безопасности в годы «холодной войны» и после распада СССР.

Подписание Московского договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере,в космосе и под водой

Все страны,кроме Франции и Китая

Договор о нераспространении ядерных вооружений

Соглашение ОСВ-1 об ограничении стратегических наступательных вооружений;Договор о противоракетной обороне(ПРО)

Подписание акта СБСЕ

США ,Канада, 33 европейских государства

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2)

СССР и США(не был ратифицирован США)

Встреча глав государств-М.С.Горбачева и Р.Рейгана в Рейкьявике

Соглашение об уничтожении ракет малой и средней дальности

Соглашение о сокращении на одну треть стратегических наступательных вооружений(СНВ-1)

Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений(СНВ-2)

Создание антитеррористической коалиции

Россия, страны НАТО

Встреча президента США Дж.Буша и президента РФ В.В.Путина в Вашингтоне

Договор о сокращении наступательных потенциалов(СНП)

5.Работа по группам.

а)группа выступает с сообщением по теме «Международные и региональные конфликты»,опираясь на подготовленный материал и на « Политическую карту мира»;

б)на основании сообщения заполняется таблица:

в)каждая группа предоставляет текущую международную информацию,опираясь на материалы СМИ.

6.Работа с понятиями и аббревиатурами.

-Что означают следующие понятия?

Движение неприсоединения -международное объединение стран,отказывавшихся примкнуть к одному из военно-политических союзов времен «холодной войны».

Интеграция -процесс сближения стран,который приводит к образованию надгосударственных структур управления,общего социально-экономического и политического пространства.

ЕОУС -Европейского объединение угля и стали,ядро будущего Европейского союза.

ЕС (Европейский Союз)-сообщество европейских стран,объединившее все формы сотрудничества(единая валюта,общие социальные стандарты,свободное движение капитала и рабочей силы.)

ЕЭС (Европейское экономическое сообщество)-международный союз,целью которого было создание общего рынка шести стран,основавших сообщество и установивших совместное регулирование использования атомной энергетики.

СБСЕ(ОБСЕ) (Совещание (или Организация) по безопасности и сотрудничеству в Европе)-общеевропейское совещание с участием Канады и США.

ОАЕ (Организация Африканского единства)-региональная организация африканских стран,созданная в 1963г. для совместной борьбы за окончательную деколонизацию Африки,против апартеида в ЮАР.

ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти)-международный картель,созданный странами-экспортерами нефти в 1960г. с целью стабилизации цен на нефть на мировом рынке.

1.Что является лишним в ряду и почему?

Международные кризисы второй половины 50-60гг.XXвека.

д) вьетнамский.(Кризисов с таким названием не было)

2.В 1999г.в НАТО вступили следующие страны Восточной Европы:

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: