Мистика и реальность личности князя олега

Вещий Олег. Мифы и реальность

Сегодня, 3 февраля, отмечается День памяти великого князя Олега. Человека, чьи подвиги пережили его более чем на тысячелетия, а благодаря Пушкину – «И примешь ты смерть от коня своего», продлившему свое «долголетие» еще на несколько веков…

Какой была жизнь великого князя? Все ли то, о чем говорят является правдой? Вещий ли он на самом деле?

Рождение

Существует по крайней мере два источника, на которые опираются историки. Традиционная – «Повесть временных лет», а также более ранняя – Новгородская Первая летопись. Сторонники обоих источников не очень щадят друг друга. Первые говорят, что Новгородская летопись изобилует множеством хронологических ошибок, вторые обвиняют первых в плагиате, мол, переписывать историю по готовым текстам всегда проще.

ПВЛ сообщает нам лишь о том, что Олег был родичем Рюрика (иначе бы он как минимум не стал бы князем). Новгородцы подчеркивают, что Олег был регентом при малолетнем сыне Рюрика Игоре, так что после смерти Рюрика власть сама упала ему в руки.

Однозначно известно только одно: поскольку Олег жил в новгородской земле, скорее всего он там и родился. Если, конечно, не последовал за Рюриком из «варягов». Такой версии тоже нельзя исключать. Сегодня на то, чтобы признать Олега «своим», помимо славян претендуют датчане с норвежцами.

Киевский престол

По обоим источникам Олег начал княжить в Новгороде в 879 году. Но очень скоро ему стало тесно на этом престоле. Уже спустя три года он отправляет часть своих дружин в Смоленск и Любеч, где воинствующие «северяне» легко сломили сопротивление местных жителей. И только после того Олег решил атаковать Киев, где княжили варяги Аскольд и Дир.

И здесь нет единого мнения о том, как будущий великий князь захватил мать городов русских. Одни настаивают на том, что Аскольд и Дир не захотели кровавой бойни и сдали Киев без боя. Другие – уверены, что город был захвачен обманом, мол, Олег часто прибегал к подобным трюкам и в дальнейшем. Но как бы там ни было оба варяга были схвачены и по приказу Олега убиты.

Никоновская летопись сообщает о том, что Олег пригласил Аскольда и Дира в качестве послов на переговоры на свою ладью, обвинил их в том, что они не являются княжеского роду, после чего оба посла были убиты. А город сдался без боя.

А править Киевом по замыслу Олега должен был представитель княжеского рода – Игорь. Кстати, самому Олегу в Киеве очень понравилось, и возвращаться в Новгород он не собирался. Более того «навесил» на Новгород дань – новгородцы должны были платить 300 гривен варягам.

Воссоединение земель

В чем едины представители нескольких ветвей истории – в том, что последующие четверть века Олег занялся «собиранием» земель. Обычная его практика была следующей: он посылал в очередной «стольный град» того или иного племени свою дружину с предложением присоединиться к Киевскому княжеству. В случае отказа ослушников ждала смерть.

Разобщенные племена не могли сопротивляться такому напору, чаще всего они признавали главенство киевского князя, откупаясь от него щедрыми дарами. Но были и «отказники». Вот только расправлялись с ними жестоко, и ни одного имени безумно храбрых история не сохранила.

Примечательно, что тактику великого князя Олега по объединению земель во второй половине XIX в. с успехом применили «собиратели прусских земель» Бисмарк и Мольтке. О Бисмарке, полагаю, слышали многие, а вот Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке являлся одновременно германским генерал-фельдмаршалом и русским генерал-фельдмаршалом. Фигура очень интересная.

Мольтке и Бисмарк объединили несколько десятков германских княжеств путем «выкручивания рук». Слышали ли они о вещем Олеге? Полагаю, что несомненно.

Смерть Олега

В обоих источниках – ПВЛ и НПЛ – есть упоминание о том, что Олег погиб от укуса ядовитой змеи. Выползла ли она при этом из черепа любимого коня – доподлинно неизвестно. Лично я сомневаюсь в такой интерпретации. Олегу были чужды какие-либо сантименты, со своими врагами он расправлялся безжалостно. И вряд ли бы «лил слезы» над останками коня.

А вот по дате есть расхождения. ПВЛ утверждает, что это случилось в 912 году, НПЛ «возвращает» Олега на княжение в Новгород и называет другую дату – 922 год.

Кроме того, место захоронения великого князя фактически не установлено. Киевляне полагают, что он похоронен в Киеве, новгородцы уверены, что именно в Новгороде. А вот скандинавы утверждают, что нашли указание о том, что Олег похоронен «за морями».

Но не суть важно: есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – главное Олегу удалось собрать русские земли под своим началом. И это главные итог его жизни.

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 30
18 +

Пятница 13-ое. Вся правда о разгроме Ордена тамплиеров
alternativehistory

Подписывайтесь на нас в социальных сетях:

  • Аномальные зоны
  • Болезни и мутации
  • Городские легенды
  • Древний человек
  • Загадочные существа
  • Загадки цивилизаций
  • Загадки планеты Земля
  • Загадки человека
  • Загадочные сооружения
  • Загробный мир
  • Круги на полях
  • Мамонты и динозавры
  • Мистика и тайны религий
  • НЛО и пришельцы
  • Параллельные миры
  • Полтергейст
  • Предсказания
  • Привидения
  • Путешествия во времени
  • Снежный человек
  • Чупакабра
  • Стихийные бедствия
  • Тайны истории
  • Тайны пирамид
  • Тайны космоса
  • Теории заговоров
  • Футуристика
  • Чудеса науки
  • Чудо-люди
  • Искусственный интеллект
  • Альтернативная история
  • Разное
  • Авторские статьи

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Тайны истории
  • Вещий Олег: самые сильные факты

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Вещий Олег: самые сильные факты

Вещий Олег – одна из самых загадочных фигур в русской истории. Кем он приходился Рюрику, ходил ли на Царьград и, наконец, о какой его смерти «за морем» упоминают русские летописи – на все эти вопросы еще только предстоит ответить.

Основатель Древнерусского государства

Князь Олег, который будучи то ли родственником Рюрика (точнее, братом его жены Ефанды), то ли его воеводой, во время своего правления сделал для образования Древнерусского государства намного больше, нежели его легендарный основатель. При малолетстве Игоря (сына Рюрика) он захватил Смоленск и Любеч, обманом выманил и убил киевских князей Аскольда и Дира, узурпировавшими там власть. При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусского государства. Суверенитет Олега признали поляне, северяне, древляне, ильменские словены, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить государственное управление молодой страной.

Немалыми были его успехи и во внешней политике. Воюя с хазарами, Олег заставил последних позабыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с восточнославянских земель. Перед его воинством склонил голову великий Царьград (Константинополь), а русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.

Учитывая все вышеперечисленные заслуги, некоторые историки склонны видеть основателя Древнерусского государства именно в Олеге, а не в его предшественнике и родоначальника княжеской династии – Рюрике. Условной датой основания, в данном случае, считается 882 год, а точнее объединение «Славии» (Новгорода) и «Куябы» (Киева).

Поход, которого не было

Отдельного упоминания заслуживает знаменитый поход Олега на Константинополь, после которого он получил свое историческое прозвище – «Вещий». Согласно «Повести временных лет», князь снарядил войско в 2000 ладей, по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев VI Философ, в страхе перед многочисленным врагом приказал закрыть ворота города, оставив на разорение пригороды Царьграда.

Однако Олег пошел на хитрость: «он приказал своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». После этого якобы до смерти перепуганные греки предложили завоевателям мир и дань. Согласно мирному договору от 907 года, русские купцы получили право беспошлинной торговли и прочие привилегии.

Несмотря на то, что упоминание об этом походе можно встретить в любом пособии по истории средневековой Руси, многие историки считают его легендой. О нем не встречается ни одного упоминания у византийских авторов, которые подробно описывали похожие набеги в 860-м и 941-м годах. Сомнения вызывает и сам договор от 907 года, который, по мнению исследователей, является компиляцией схожих соглашений от 911-го, когда Олег направил посольство дабы подтвердить мир.

Более того, описание возвращения русов с богатой добычей: даже паруса на их ладьях были из золотого шелка, сравнивают с возвращением из Царьграда воеводы Владимира, а после норвежского короля – Олафа Трюггвасона, описанным в норвежской саге XII века: «Говорят, после одной великой победы повернул он домой в Гарды (Русь); они плыли тогда с такой большой пышностью и великолепием, что у них были паруса на их кораблях из драгоценных материй, и такими же были и их шатры».

А была ли змея?

По преданию, описанному в «Повести временных лет», князю была предсказана смерть от любимого коня. Олег приказал увести его и вспомнил о зловещем пророчестве лишь через несколько лет, когда тот давно умер. Смеясь над волхвами, он захотел посмотреть на кости коня, и, встав одной ногой на череп, произнес: «Его ли мне бояться?». В тот же миг, из черепа выползла змея, смертельно ужалившая князя.

Читайте также  Итоги революции 1905 — 1907 гг.

Разумеется, это всего лишь легенда, записанная спустя несколько веков после смерти Олега. Легендарному князю-воеводе – легендарная смерть. Подобный прием, который частенько применялся и в других странах средневековой Европы, придавал исторической фигуре еще большее значение в глазах потомков. Причем, зачастую разные авторы использовали одну и ту же историю. Так, в одной исландской саге рассказывается о викинге Орварде Одде, которому еще в молодые годы была предсказана смерть от его коня. Чтобы не дать судьбе свершиться, Одд убил животное, бросил в яму, а труп завалил камнями. В результате, смерть в лице ядовитой змеи настигла его, как и Олега, на могиле убитой лошади: «И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки. Яд сразу подействовал, распухла вся нога и бедро».

На сегодняшний день не установлено, кто у кого позаимствовал оригинальную идею. Точную дату истории смерти Олега в «Повести временных лет» установить достаточно сложно, поскольку летописный свод не раз переписывался. Известно лишь то, что Орвард Одд, в отличие от Олега – вымышленный герой приключенческой саги, созданной на основе устных преданий позднее XIII века. Возможно, печальная кончина в лице змеи – изначально скандинавский сюжет, попавший на Русь вместе с варягами и получивший свое новое воплощение в местных преданиях об Олеге. Хотя, некоторые исследователи полагают, что герой скандинавских саг Орвард Одд и Олег – одно и то же лицо.

Персидская эпопея

«Повесть временных лет» является не единственным источником по его биографии. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, еще более древняя, нежели произведение Нестора, называет Олега воеводой при молодом князе Игоре, который сопровождал его в походах. При этом именно князь Игорь расправился с Аскольдом в Киеве, а потом предпринял поход на Царьград. Но самое интересное – конец истории. Помимо общепринятой версии с укусом змеи, летопись упоминает еще один вариант гибели Олега – «за морем».

Более подробные сведения о неизвестном, «заморском» походе Олега, где он, возможно, и встретил свою кончину, стоит искать в сочинениях арабского автора Аль-Масуди, который сообщал о флоте русов из 500 кораблей, вторгшемся в Керченский пролив приблизительно после 912 года. Аль-Масуди упоминает двух великих правителей русов во главе – Ал-дира и некоего Олванга. Последнего принято ассоциировать с Аскольдом, но это имя с равным успехом может иметь сходство с Олегом, победителем Аскольда и Дира.

Хазарский царь, которому пообещали половину добычи за лояльность, якобы позволил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. Конечной целью русов была Персия. Итогом похода стало разорение персидского Азербайджана. Часть добычи, как и было положено по договору, доставили в Хазарию. Но гвардия хазарского царя, состоявшая в основном из наемников мусульман, взбунтовалась и потребовала мести за гибель единоверцев. Правитель не стал им перечить, равно, как и не предупредил русов об опасности. Они вступили в неравный бой, в результате которого погибло около 30 тысяч славян, а остальные отступили вверх по Волге, где были перебиты булгарами.

Вместе с войском погиб и их предводитель. Некоторые историки считают, что «гибель за морем», упоминаемая в Новгородском версии – смутное, но верное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе, а не на территории городища Ладоги от «от коня своего».

Мистика и реальность личности князя олега

Годы правления: 879 – 912

Из биографии.

  • Князь Новгородский, с 882-Киевский князь.
  • Правил около 30 лет, родственник или дружинник Рюрика (нет единого мнения). Его называли Вещим, т.е.знающим будущее, за военную удачу, ум и проницательность. Был предприимчивым, воинственным, решительным, коварным (хитростью захватил Киев, убив Аскольда и Дира).
  • Неутомимый воин, он много времени проводил в походах. После образования единого государства изменился и характер военных походов. Олег стал решать и политические задачи: расширение и защита границ государства, упрочение внешнеполитического положения Руси.
  • Олег обманом заманил к своим ладьям правителей Киева Аскольда и Дира и сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика». После этого он убил Аскольда и Дира, а Киев сделал столицей Руси, назвав « матерью городов русских».
  • В 907 году Олег совершил первый поход на Византию. Он впервые применил психологическую атаку: поставил ладьи на колёса, когда подул ветер, они поехали к городу. Греки были испуганы этим и поспешили заключить мир. После успешного похода в 911 году был подписан с Византией выгодный торговый договор, по которому русские купцы могли полгода жить в столичном предместье, получать продовольствие и даже ремонтировать свои ладьи за счёт византийской стороны, а главное- беспошлинно торговать.
  • До Олега в течение двух веков славянские племена платили дань хазарам. Олег первым нанёс им удар Хазарскому каганату, освободив Киев и ряд других городов и племён от дани хазарам.

Существует легенда, что Олег узнал предсказание волхвов, что умрёт он от коня своего. Тогда он велел увести коня, но приказал продолжать кормить и холить его. Через несколько лет Олег вспомнил о коне, однако конь уже умер. Тогда Олег захотел проститься с ним, посмотреть на кости коня. Но из черепа коня выползла змея, от укуса которой Олег скончался. Этот эпизод описал А.С. Пушкин в знаменитом произведении, которое называется « Песнь о вещем Олеге».

Картины В.М. Васнецова:

Олег у костей коня
В.М.Васнецов, 1899г.

Исторической портрет Олега Вещего: направления деятельности

1. Внутренняя политика Олега Вещего

Направления деятельности. Результаты.
1.Укрепление положения князя. Наложил дань на племена. Полюдье. Установил по всей территории общие налоги.Посадил своих посадников в города.Принял титул великого князя, все остальные — его данники.
2.Образование единого государства. 882-образование государства, Киев- столица( « матерь городов русских». Объединение двух центров — Киева и Новгорода. Объединение восточных племён.Подчинил племена славян, кривичей (Смоленск), древлян в 883, радимичей в 885, северян в 883 (Любече), покорил вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, уличей.
3.Защита Киева- столицы Руси. Вокруг города построил новые укрепления.
4.Обеспечение безопасности государства . Строит окраинные города. «Нача города строити».

2. Внешняя политика Олега Вещего

Итоги деятельности Олега Вещего:

1.образование государства — в 882г. Первый правитель Руси, объединивший славянские племена вдоль пути « из варяг в греки».

2.придание княжеской власти авторитета и международного престижа

3.принятие титула великого князя, все остальные князья — его данники, вассалы.

4.создание благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, формирование социальной структуры, развитие древнерусской культуры.

5.упрочение внешнеполитического положение Руси.

Значение князя Олега в истории Руси огромно. Его помнят и чтят как основателя государства, который укрепил его, а также упрочил свою власть, поднял международный авторитет Руси. Однако, к сожалению, на постаменте памятника Микешина «Тысячелетие Руси» в 1862 году князю Олегу Вещему не нашлось места.

История России Олег (Вещий). (879 (882) – 912 гг.) Всё о князе Олеге.

Олег (Вещий). (879 (882) – 912 гг.)

Всё о князе Олеге.

Князь Олег. Гравюра неизвестного художника.

Внутренняя политика. Даты.

Создание и укрепление государства Киевская Русь.

  • 882г. — поход на Киев, убийство правящих там князей Дира и Аскольда, объединение Киева и Новгорода, создание единого государства – Киевская Русь. «Да будет Киев матерью городов русских».
  • Объединение восточных племён. Подчинил племена славян, кривичей (Смоленск), древлян в 883, радимичей в 885, северян в 883 (Любече), покорил вятичей, хорватов, дулебов, тиверцев, уличей.
  • Из-за контроля над северянами и радимичами вступил в конфликт с Хазарией и одержал победу, сохранив эти племена под влиянием Руси.
  • Принятие титула великого князя, признание его верховной власти остальными племенными князьями.
  • Киев стал центром Руси, через него проходили важнейшие торговые пути.
  • Собирал дань – полюдье, установил по всей территории общие налоги.
  • В города посадил своих посадников.
  • Вокруг Киева построил новые укрепления.
  • Обеспечивал безопасность южных границ, строил там города. «Нача города строити».

Внешняя политика.

Защита Киевской Руси от набегов соседей.

Урегулирование отношений с варягами, выплата им 300 гривен, после чего те перестали вмешиваться во внутренние дела Руси.

Урегулирование отношений с венграми, создание русско-венгерского союза, направленного, в первую очередь, против Византии.

Вел успешную борьбу с хазарами. Освободил от дани Хазарии древлян, северян, радимичей. («Не дайте хазарам, а мне дайте.») Прекратил зависимость славян от хазар.

907 г., 911г. – возглавил два похода на Византию, одержал победу (прикрепил «щит на вратах Царьграда»), Византия вынуждена платить дань Руси и предоставить льготы для русских купцов (беспошлинная торговля, могли жить месяц за счёт греков, получали месячину — месячное содержание в течение 6 месяцев и др.).

Значение правления Олеге.

  • Основатель государства по антинорманнской теории
  • Придал княжеской власти авторитет и престиж.
  • Объединил земли славян вдоль пути «из варяг в греки».
  • Сделал Киев столицей.
  • Подчинил ряд племён (древлян, славян, радимичей и др.)
  • Упрочил внешнеполитическое положение государства.
  • Совершал успешные походы на Византию
  • Подписал ПЕРВЫЙ международный договор.
  • Создал благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, формирование социальной структуры, развитие древнерусской культуры.
  • Упрочил внешнеполитическое положение Руси.
Читайте также  Трагический пленум 1937 г.

Значение князя Олега в истории Руси огромно. Его помнят и чтят как основателя государства, который укрепил его, а также упрочил свою власть, поднял международный авторитет Руси. Однако, к сожалению, на постаменте памятника Микешина «Тысячелетие Руси» в 1862 году князю Олегу Вещему не нашлось места.

ТЕРМИНЫ.

Антинорманнская теория (М.В. Ломоносов, Б.А. Рыбаков), согласно которой государство образовалось в 882 году.

Бортничество— сбор дикого мёда.

Великий князь – глава великого княжества на Руси в 10-15 веке, Русского государства в 15- середине 16 в.

Вече – народное собрание на Руси в 10-14 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими государствами.

Византия – государство, возникшее в 4 веке в восточной части Восточной империи в результате её распада. Существовало до 15 в. Столица- Константинополь, на Руси именовался Царьградом. В 1453 захвачена Византия Османской империей, столица переименована в Стамбул.

Военная демократия – общественное устройство, при котором выделяется военная знать, (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть.

Древняя Русь — первое название государства в 11-13 вв.

Дружина –вооружённые отряды при князе , участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.

Дым — единица налогообложения с двора.

Закупы — крестьяне, бравшие у землевладельцев ссуду («купу»), скотом, зерном, орудиями труда и вынужденные отрабатывать долг.

Князь – сначала это был вождь племени, глава дружины. С развитием феодального общества — глава княжества. Старший назывался великим, остальные — удельными.

Летописи — исторические хроники в 11-18 вв. Запись событий по годам.

Оброк — ежегодный сбор дани – денег, продуктов, ремесленных изделий — с крестьян.

Вервь- мир — община.

Переложное земледелие— способ обработки земли, при котором вырубались и сжигались кустарники, удобрение использовалось в течение 5-7 лет.

Подсечно- огневое земледелие— выкорчёвывались леса, сжигались. Такого удобрения хватало до 15-3-20 лет.

Полюдье – объезд князем с дружиной всех своих земель для сбора дани.

Путь «из варяг в греки» — водный путь, связывающий Северную Русь с Югом. Шёл от Варяжского (Балтийского) моря по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, Ильменскому озеру, реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Чёрного моря , затем вдоль морского побережья до Византии.

Раннефеодальная монархия – государство переходного периода от первобытно- общинного строя к феодальному. В 8-11 вв. происходил на Руси процесс формирования феодальных отношений при сохранении элементов первобытно-общинного строя ( вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи).

Рядовичи – смерды (крестьяне), заключавшие с землевладельцами договор( ряд) об условиях работы на него или пользования его землёй или орудиями труда.

Смерды — свободные крестьяне- общинники, имевшие своё хозяйство и пашню.

Удел — доля члена княжеского рода в родовом владении.

Феодализм — ступень развития человечества, пришедшая на смену первобытно- общинному строю. При феодализме земля принадлежит феодалам- крупным землевладельцам («феод»- земля), передававшим права по наследству .Крестьяне имели своё хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты.

Феодальная рента – плата за пользование землёй феодалов в виде отработки (барщина), натурального продуктового оброка или денежного оброка.

Хазары — кочевники, тюрко-язычный народ. Государство- Хазарский каганат, столица- Итиль. Победил их окончательно Святослав в 965 г.

Холопы — феодально-зависимое население, по правовому положению близкое к рабам. Источники формирования этого сословия: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой и др.

Центристская теория — государство Русь было образовано в результате внутреннего общеславянского развития, но при участии варягов (А.Л. Юрганов, Л.А. Ковца и большинство современных историков).

Челядь – в 9-12 вв.- рабы, позже — широкий круг феодально-зависимых людей.

ЛИЧНОСТИ.

Кий, Щек, Хорив, Лыбедь – легендарные три брата и сестра, которые, по преданию, основали город Киев и назвали его в честь старшего брата.

Аскольд и Дир— легендарные князья, которые в конце IX века правили в Киеве. Были дружинниками Рюрика, отправленными им в поход на Царьград. Но они обосновались в Киеве. Подчинив полян, стали там править. В 860- они совершили первый поход на Византию (по другим источникам- в 866 г.) Были убиты Олегом в 882 г.

Лев VI Философ — император Византии (886-912). Это был человек незаурядный. Воспитанник ученейшего Фотия, он писал проповеди, оракулы, под его именем известна «Тактика» — сочинение о воинском искусстве, и не случайно потомки дали Льву прозвище Философа или Мудрого. При Льве VI особенно расцвели торговля и ремесла, были изданы специальные постановления (например, «Книга эпарха» — 911 г.), регламентирующие сложные отношения между производителем и государством, создан новый свод законов — «Василики».

Именно при Льве VI Византия заключила в 907 и 911 г. союз с Киевской Русью, договоры о мире и торговле. Дипломатия империи тогда вообще переживала пору расцвета, ибо таким путем многие вопросы решались без вооруженных конфликтов — войны в тот период держава ромеев вела хотя и не без отдельных успехов, в целом неудачно.

Это интересно.

Из биографии князя Олега.

  • Олег — Князь Новгородский, с 882-Киевский князь.
  • Правил около 30 лет, родственник или дружинник Рюрика (нет единого мнения). Одна из точек зрения: Вещий Олег родился в 850 году на территории Западной Норвегии. Мальчик вырос в богатой семье бондов, и назван Оддом, затем получил прозвище Орвар: «Стрела». Его сестра Ефанда впоследствии вышла замуж за правителя варягов Рюрика. Благодаря этому Олег стал его главным полководцем. Прибыл с Рюриком в Ладогу и Приильменье между 858 и 862 годами.
  • Его называли Вещим, т.е. знающим будущее, за военную удачу, ум и проницательность. Был предприимчивым, воинственным, решительным, коварным (хитростью захватил Киев, убив Аскольда и Дира).
  • Неутомимый воин, он много времени проводил в походах. После образования единого государства изменился и характер военных походов. Олег стал решать и политические задачи: расширение и защита границ государства, упрочение внешнеполитического положения Руси.
  • Олег обманом заманил к своим ладьям правителей Киева Аскольда и Дира и сказал: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода. А это сын Рюрика». После этого он убил Аскольда и Дира, а Киев сделал столицей Руси, назвав «матерью городов русских».
  • До Олега в течение двух веков славянские племена платили дань хазарам. Олег первым нанёс им удар Хазарскому каганату, освободив Киев и ряд других городов и племён от дани хазарам.
  • В 907 году Олег совершил первый поход на Византию. Его войско плыло на 2000 ладей по 40 воинов в каждой, а по берегу шла еще и конница. Византийский император приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.
  • Он впервые применил психологическую атаку: поставил ладьи на колёса, когда подул ветер, они поехали к городу. Греки были испуганы этим и поспешили заключить мир. После успешного похода в 911 году был подписан с Византией выгодный торговый договор, по которому русские купцы могли полгода жить в столичном предместье, получать продовольствие и даже ремонтировать свои ладьи за счёт византийской стороны, а главное- беспошлинно торговать. Кроме торговли, греки нанимали русских воинов к себе на службу. Вместе с купцами из Константинополя всякий раз приезжали на Русь христианские священники и проповедники. Все больше славян обращались в православную веру, но сам князь так и не принял христианство.
  • Существует легенда, что Олег узнал предсказание волхвов, что умрёт он от коня своего. Тогда он велел увести коня, но приказал продолжать кормить и холить его. Через несколько лет Олег вспомнил о коне, однако конь уже умер. Тогда Олег захотел проститься с ним, посмотреть на кости коня. Но из черепа коня выползла змея, от укуса которой Олег скончался. Этот эпизод описал А.С. Пушкин в знаменитом произведении, которое называется «Песнь о вещем Олеге».

КАРТЫ.

Образование Руси.

Поход Олега на Византию. 907 г.

Вещий Олег – князь или воевода? Часть третья.

Договор 911 года охватывает широкий круг взаимоотношений руси и греков. Он утверждает мир, определяет судопроизводство в спорных вопросах, правила возмещения убытков обеих сторон, выдачу преступников, спасение имущества при кораблекрушениях, говорит о наследстве и службе русов в Византии. Но для нас особенно важен тот факт, что договор 911 года является копией документа, представляющего Олега историкам, так сказать, «де юре». То есть мы впервые видим его не литературным героем, а реальной исторической личностью. Он выступает здесь в качестве «великого князя руского» с титулом «наша светлость» и в зависимости от него («под рукой его») находятся другие «светлые великие князья» и «бояре».

Деталь эта в высшей степени интересна и загадочна. Как известно из той же «Повести…», киевские князья получают титул «великих» сравнительно поздно, уже к концу XI века, когда вокруг Киева начинают плодиться зависимые от него княжества. И больше нигде титул «светлости» к киевским и прочим князьям русским не применяется. Вот почему при взгляде на такую «княжескую пирамиду» возникает вопрос; может быть, речь идет не о киевском князе? Может быть, Олегу приписан автором «Сказания…» чей-то чужой договор, трактующий о мире, заключенном гренами с другим, гораздо более грозным и мощным властителем.

Читайте также  Петр как политик и военачальник

Но прежде чем разбираться в старых и новых загадках, попытаемся проследить до конца жизненный путь нашего героя, как его рисует «Повесть временных лет».

Мои предшественники, занимавшиеся фигурой Олега, не раз отмечали, что текст договора 911 года разрывает о нем повествование, разделяя поход на Царьград и последующий сюжет: смерть от укуса змеи, выползшей из конского черепа. Как известно, волхвы предсказали Олегу смерть от его любимого коня, и князь, не желая подвергать свою жизнь опасности, отправил коня подальше от себя. Однако, вернувшись из похода на греков, когда «подошла осень», он вспомнил о предсказании, услышал, что конь давно умер, посмеялся над волхвами и захотел взглянуть на его кости. Все это, конечно же, чистейшей воды выдумка, имеющая такое же отношение к исторической действительности, как переложение этого сюжета А. С. Пушкиным («Песнь о вещем Олеге»).

Олег мог умереть от укуса змеи, пусть даже выползшей из конского черепа. Но где и когда? Здесь исследователя ждет не одна, а целых три версии. Если южнорусские летописные своды, повторяя друг друга, помещают могилу князя в Киеве на горе, «называемой Щековицею» (вспомним легенду о Кие, Щеке и Хориве, якобы основавших Киев!), то Новгородская первая летопись колеблется между двумя версиями ухода Олега с исторической сцены.

Согласно одной, после возвращения в Киев к Игорю с добычей, состоящей из золота, парчи, вина и фруктов, Олег ушел в Новгород, а потом в Ладогу — там он умер, там и его могила; согласно второй — ушел вообще «за море», где его «уклюнула в ногу» змея. Где же истина? И есть ли надежда ее найти? Уже все предшествующее повествование об Олеге сплетено как бы из двух струй — документальной (вернее, квазидокументальной), которой приданы черты исторической достоверности, и эпической, мало обращающей внимания на историческую реальность. Не случайно рассказ о его походе и возвращении в Киев заканчивается фразой: «И жил Олег в мире со всеми народами, княжа в Киеве». В ней гораздо больше надмирного и вневременного, чем конкретного. Она создает впечатление, что, вернувшись с победой и славой, Олег, подобно Всевышнему после шести дней творения, отошел от дел. Рассказ о нем закончен, он мог жить еще много лет, но и все последующее автора не интересует, хотя как раз здесь читателя и ждет очередная неожиданность, ибо «приспе осень…»

Какая осень? Смена времен года или осень человеческой жизни? Пожалуй, именно теперь, проникшись пророчествами и неясностью слухов о гибели Олега, мы начинаем ощущать его эпический характер, сюрреальность его образа, сотканного из многих, по-видимому реальных исторических личностей. Но именно в этот момент оказывается, что у «нашего» древнерусского героя, новгородского воеводы и киевского князя, есть двойник, окруженный в северных сагах не меньшим ореолом геройства и таинственности — «Одд со стрелами».

Происхождение, место рождения и юные годы Одда, в отличие от Олега, хорошо известны, потому что описаны в посвященной ему саге. Его отец был богатым жителем острова Рафниста, человеком известным и за пределами Халогаланда, округа на севере Норвегии. Одд родился во время поездки его родителей на юг, в Вив, где умер его дед и требовалось распорядиться наследством. Он появился на свет в Беруриоде, между Эрикзундом и Ставангером, в доме владетеля этой местности бонда Ингиальда, человека тоже богатого и известного. Когда спустя некоторое время родители Одда решили продолжить свое путешествие, Ингиальд попросил оставить ему Одда на воспитание, что было обычным в те времена, поскольку связывало священными узами и тесной дружбой обе семьи.

Одд рос в семье Ингиальда вместе с его детьми, и сын Ингиальда, Асмунд, стал его побратимом и спутником в дальнейших путешествиях. Когда Одду исполнилось двенадцать лет, дом Ингиальда посетила прорицательница Гейда, предсказывавшая погоду, будущее, удачу или неудачу в предприятиях. По всей стране бонды приглашали ее на пиршества, чтобы услышать прорицания. Ее сопровождали пятнадцать юношей и пятнадцать девушек, и они пели во время ее ворожбы. Одд категорически отказался встретиться с вещуньей, поэтому Ингиальд послал за ней Асмунда. Когда все легли спать, Гейда вышла во двор со своей свитой и занялась тайнодействием, а утром ответила каждому в доме на то, что они хотели у нее узнать.

Ингиальду она предсказала почет и долголетие, Асмунду — дальние странствия, подвиги, но не глубокую старость… Так она ответила всем, а потом сказала, что в доме есть еще один человек, который не подошел к ней, но она его хочет видеть, чтобы и ему предсказать будущее. Разыскали Одда. Тот отказался ее слушать, угрожая даже разбить ей голову палкой, но Гейда ответила, что не боится его угроз. Она запела, и в песне говорилось, что Одд проживет много больше других, сто лет, станет воином, слава о нем пойдет далеко по всем землям, но как бы далеко он ни ушел, умереть ему суждено здесь, в Беруриоде, и причиной смерти станет его любимый конь.

Для викинга, мечтавшего погибнуть в бою, быть сожженным на своем корабле, такая смерть представлялась мало почетной… Одд ударил прорицательницу до крови, Ингиальду пришлось за это ей много платить, и Гейда уехала. На следующий день Одд с Асмундом вывели из конюшни любимого коня Одда, Флакси, отвели его далеко от дома, и там Одд его убил и навалил над ним высокий курган из песка и камней. Так он решил освободиться от судьбы и тотчас же навсегда уехал из Беруриода вместе с Асмундом. Сага рассказывает о бесконечных приключениях Одда, посетившего сначала своих родителей, потом о его поездке в Биармию, похождениях в «стране великанов», очень похожих на приключения Одиссея и его спутников у Полифема и, вероятнее всего, навеянных какими-то средневековыми переделками Гомера; об участии Одда в «Самсейском бое», где погибло двенадцать знаменитых воинов, и о многом другом.

После того, как Одд побывал в Святой земле, куда авторы саг часто отправляли прославленных викингов и авантюристов северных морей (впрочем, те могли там бывать и в действительности), Одд оказывается в «Хуналанде», «стране гуннов». Одни исследователи считают ее Венгрией, другие — связывают с территорией теперешней Болгарии и Румынии, а третьи, находя в имени ее столицы «Хуниград», «Куниград» сходство с Киевом на Днепре, прямо считают, что Одд попал в Киевскую Русь.

Похоже, именно здесь и пересеклись пути Олега и Одда. И хотя сказочно-биографическая часть саги об Одде мало напоминает рассказ «Повести временных лет», кое-что в ней любопытно и для нас. Так, Одд женится на Силькисиф — «Шелковой деве» — дочери короля Хуналанда и после его смерти становится правителем страны. Не королем — всего только правителем страны своей жены. Право наследования принадлежит не ему, а детям от этого брака — Геррауду и Асмунду, при которых он по-прежнему исполняет роль военачальника. Он — принц-регент, как сказали бы мы сейчас, и этим положение Одда весьма похоже на положение Олега при Игоре, как его в ряде случаев рисуют летописи.

Под старость Одду понадобилось побывать на родине, посетить остров Рафниста, где ему следовало привести в порядок какие-то наследственные дела. Несмотря на сопротивление жены, он все же поехал, сделал все, что от него требовалось, и отправился обратно. Проплывая мимо Беруриода, Одд сказал своим спутникам, что хочет взглянуть на место, где находилось имение его приемного отца. Они пристали к берегу, он провел их по прибрежным холмам, показал, где стояли дома, рассказал об их играх с Асмундом, о том, как его испугала прорицательница. Закончив прогулку, Одд обратился к спутникам: «Отправимся снова в путь, здесь уже нечего смотреть. Я ушел от судьбы и мой труп уже не сожгут в Беруриоде», Они направились к кораблям, но, проходя по долине, Одд споткнулся.

Пошевелив в песке копьем, он обнаружил конский череп, из которого выскользнула змея и ужалила его в ногу под щиколоткой. Нога тотчас же стала распухать, причиняя Одду страшную боль.

На берегу Одд понял, что умирает. Он приказал приготовить ему могилу, и пока ее рыли и складывали камни, он слагал песнь о своей жизни, которая заканчивалась словами: «Многое можно рассказать еще о том, где я был и что совершил, но вот уже начинается мое последнее странствие. Вы же, живые, садитесь на корабли, чтобы отвезти Силькисиф и нашим сыновьям мой привет, потому что из этого путешествия я уже к ним не вернусь…»

Автор: Андрей Никитин.

P. S. Старинные летописи рассказывают: Подумалось, а ведь про приключения легендарного князя Олега, прозванного Вещим, можно было бы снять отличный исторический сериал ничуть не хуже, скажем, чем короли игры смотреть онлайн здесь которые любят много людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: