В 40-х годах волна крестьянского движения поднялась ещё выше

Персональный сайт Ильи Винштейна. Журналистика, наука и метеорология

В 40-х годах волна крестьянского движения поднялась ещё выше

В 40-х годах волна крестьянского движения поднялась ещё выше

Революционно-демократическое движение. Крестьянское движение

Революционно-демократическое движение в условиях реакции 80-х годов проявлялось в стихийных, подчас весьма бурных крестьянских волнениях, отдельных выступлениях революционной части студенчества, в деятельности народовольческих и народнических кружков, переживавших идейный кризис и дезорганизованных преследованиями.

Резкое оскудение деревни и массовое разорение крестьянства, продолжавшего оставаться «низшим» бесправным сословием, служило неизменной почвой для непрекращавшегося крестьянского движения. Лишенные наиболее ценных участков надельной земли, задавленные непосильными налогами и выкупными платежами, опутанные помещичьей кабалой и отработками, крестьяне не переставали выражать свое недовольство.

Наиболее высоко волна крестьянского движения поднялась в годы, следовавшие непосредственно за второй революционной ситуацией, являясь как бы последним ее всплеском. За четырехлетие 1881—1884 гг. происходило в среднем 77 крестьянских выступлений в год. 1884 год был высшей точкой подъема — 110 крестьянских выступлений. В последующее десятилетие их число сокращается, а в конце века заметно новое оживление движения.

В 1896 г., когда число выступлений достигло самого высокого уровня за последнее пятилетие (114 выступлений), была несколько превзойдена высшая точка крестьянского движения начала 80-х годов.

С наибольшей силой крестьянское движение проявилось в западных и юго-западных губерниях (в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине), а также в губерниях Черноземного центра (Орловской, Воронежской, Курской и др.). При этом крестьянские «беспорядки», по свидетельству властей, отличались двумя чертами. Во-первых, своей «заразительностью»: «возникнув первоначально в одном уезде, легко переходят в соседние и последовательно обходят почти всю губернию, нередко заражая и соседнюю». Во-вторых,— устойчивостью: захватив новые местности, они «более или менее упрочиваются в них» * 2.

Наличие в России громадных помещичьих латифундий и крепостнических пережитков придавало крестьянскому движению ярко выраженный аграрный характер. Борьба за землю была основным его содержанием. «Самовольное нарушение межевых знаков, захват помещичьих земель и самоуправное пользование ими повторяются так часто в разных уездах, что становятся положительно хроническим недугом»,— писал в 1896 г. исполняющий должность витебского губернатора в своем отчете царю.

В числе поводов для крестьянских выступлений первое место занимало требование возвращения земель, отрезанных помещиками во время реформы.

С не меньшим ожесточением крестьяне сопротивлялись попыткам помещиков лишить их права пользоваться лесньтми И пастбищными угодьями в неразмежеванных дачах.

Недостаток земли, отсутствие необходимых угодий, помещичий произвол породили у крестьян стремление к переселению в Западную Сибирь, на Амур и в другие места, манившие к себе земельным привольем. Переселенческая лихорадка не раз охватывала десятки тысяч крестьян западных и юго-западных губерний. При этом крестьяне говорили: «Если нас не пустят, мы сделаем мятеж, как в 1863 г.,— тогда паны желали подушить нас, а теперь мы их подушим и будем жить свободнее».

В 1890 г. жители многих волостей Чериковского и Клнмо-вического уездов Могилевской губернии, распродав за бесценок все свое имущество и переуступив соседям земельные наделы, снялись с насиженных мест и стали стекаться к условленным пунктам, чтобы всей массой двинуться на восток. Лишь экстренные меры, принятые властями, остановили поток переселенцев и вынудили их вернуться на прежние места жительства.

Волнения на аграрной почве составляли в конце XIX в. около 3/s общего числа всех крестьянских выступлений.

Другой распространенной причиной крестьянских волнений были чрезмерные налоговые тяготы и повинности, вконец разорявшие крестьян. Взимание податей и недоимок по ним с крестьянской бедноты, сопровождавшееся продажей имущества и уводом скота, подчас вызывало стихийный взрыв недовольства всей деревни, нападения на приставов, урядников, сборщиков податей. Примерно пятая часть всех крестьянских выступлений представляла собой сопротивление крестьян налоговому гнету, в особенности выколачиванию недоимок, взысканию по суду или в административном порядке «долгов» и штрафов в пользу помещиков.

Поводы для остальных крестьянских выступлений были самые различные. На первое место здесь выдвигается протест крестьян против сословной неполноправности и полицейской опеки. Резкое противодействие вызвало введение в 1889 г. института земских начальников, этой якобы «близкой к крестьянам» власти. «Известен,— писал В. И. Ленин,— факт растущего возмущения в крестьянстве (в котором даже убогие обрывки образования начали уже пробуждать чувства человеческого достоинства) против дикого произьола той шайки благородных оборванцев, которую напустили на крестьян под именем земских начальников» ’. Крестьяне, как признавали сами царскио власти, в законе 1889 г. усмотрели возвращение к «панщине» и «крепостной зависимости». К концу XIX в. не только помещичий и самодержавный гнет поднимал массы крестьян на борьбу, которую В. И. Ленин называл первой социальной войной. Наряду с ней в недрах деревни стала разгораться вторая социальная война, война крестьянской бедноты и сельскохозяйственных рабочих против новых землевладельцев — купцов-предиринима-телей, капиталистических фермеров, субарендатороз-кулаков и т. п.

В 1884 г. черниговский вице-губернатор, рассматривавший дело о захвате крестьянами нескольких селений Нежинского уезда помещичьих пастбищ, перепродававшихся крестьянам втридорога посредниками-ареидаторами, писал: «Очевидно, что ныне возникла серьезная экономическая борьба между собственниками земли и крестьянами и систематический поход крестьян против арендаторов, или, лучше сказать, против всякого рода посредников между ними и собственниками земли, безразлично, к какой бы вере, званию, состоянию и сословию эти посредники ни принадлежали. Подобные личности не одиноки, их целый многочисленный класс. »

Участились забастовки сельскохозяйственных рабочих, главным образом на юге России и на Украине. В некоторых экономиях имели место «учиненные скопом» поломки сельскохозяйственных машин.

По своему характеру крестьянское движение, в силу раздробленности земледельческого производства, разбросанности сел и деревень, темноты и забитости крестьян, являлось по преимуществу локальным и стихийным. При этом численно преобладали пассивные формы выражения недовольства крестьян — подача жалоб и прошений властям, отказ от выполнения повинностей и уплаты штрафов за потравы и пр., неявка в суд и отказ от составления сходами разного рода приговоров по требованию властей.

Недовольство крестьян выливалось и в насильственные действия против помещичьей и казенной собственности (запашка помещичьей земли, порубки леса, выгон скота на господские луга, поджоги помещичьего имущества и т. п.).

Воронежский помещик Станкевич в 1884 г. жаловался министру внутренних дел, что «поджоги, порубки и потравы в помещичьих имениях сделались заурядным явлением в Острогожском уезде». Помещик просил министра поставить в имении «небольшую воинскую команду, преимущественно из казаков. »

Имели место и иные формы противодействия помещикам и властям. Крестьяне уничтожали межевые знаки и прогоняли землемеров, избивали лесную стражу и помещичьих служащих, решительно противились аресту вожаков. Средством, к которому неизменно прибегали власти, чтобы подавить разраставшееся крестьянское движение, был вызов регулярных войск и казаков. Наиболее частыми вызовы войск были при подъеме крестьянского движения в начале 80-х годов: до 10—15 раз в отдельные годы и непосредственно после объявления закона о земских начальниках (1890 г.) —до семивосьми раз в год.

Случалось, что вызванные для усмирения крестьян войска встречали вооруженное сопротивление. Прибывший с отрядом казаков в слободу Должик Харьковского уезда губернатор приказал окружить собравшуюся на площади толпу крестьян, протестовавших против закона о земских начальниках. «Увидя себя окруженными,— говорилось в жандармском донесении об этом выступлении,— крестьяне оцепенели. В этот момент совершенно неожиданно из-за углов домов и построек выскочили жены и подростки крестьян с кольями, палками, вилами и другими орудиями, бросились к казакам, нанося им и их лошадям удары, передавая вместе с тем дреколья окруженным крестьянам, которые также вступили в драку с казаками. » Казаки дрогнули и готовы были отступить; только голос командира заставил их снова построиться, чтобы очистить площадь от сопротивлявшихся крестьян.

Одновременно с некоторым подъемом крестьянского движения в нем все чаще наблюдаются признаки организованности. В качестве вожаков крестьян наряду с отставными солдатами и пользующимися уважением «мира» деревенскими стариками выступают и высланные из города за революционную деятельность промышленные пролетарии или поддерживавшие связь с деревней рабочие.

В среде крестьянства все заметнее проявляются чувство человеческого достоинства и вера в силу общего отпора. Власти реже осмеливаются прибегать к розге. Спустя 40 лет после отмены крепостного права помещик имел перед собой уже иного крестьянина. «. Времена изменились, и вместо избитых, раздавленных рабов он встретил бодрое молодое поколение, готовое постоять за свои права человека и гражданина»,— должен был признать в своем донесении (в 1899 г.) один из жандармских начальников.

Таким образом, все более подготовлялась почва для того мощного подъема крестьянского движения в России, которым было отмечено наступление нового века.

Читайте также  Третьеиюньская монархия и столыпинская аграрная реформа

Общественное движение 40-х годов XIX века

Западники и славянофилы

В 40-х годах XIX в. в русском общественном движении складывается буржуазно-либеральное течение, выражавшее интересы буржуазии и передовых помещиков. Представителями этого течения были западники. К ним относились

  • ученые-историки С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин;
  • писатели И. И. Панаев, В. П. Боткин и другие.

Западники критиковали крепостничество, высказывались за отмену крепостного права, свободу слова, печати, конституционный строй. Но западники идеализировали капиталистические порядки, преклонялись перед буржуазным государственным строем. Они были противниками революции и социализма. Достигнуть буржуазного устройства они хотели путем мирных реформ, добиваясь отдельных уступок со стороны царизма. К западникам некоторое время примыкали Белинский и Герцен, составляя левое крыло этого течения.

Другим общественным течением этого времени было славянофильство. Идейным вождем славянофилов

  • был А. С. Хомяков,
  • а наиболее активными представителями — два сына известного писателя С. Т. Аксакова, Иван и Константин Аксаковы, и другие.

Это были дворяне-помещики, понимавшие, что крепостное право изжило себя. Но, критикуя крепостнические порядки и предлагая отменить крепостное право, славянофилы боялись буржуазного развития, так как считали, что оно ведет к революции.

Недостатки существующего строя они связывали с тем, что Россия отступила от «самобытного пути» развития. Виновником этого они считали Петра Великого, который будто бы насильственно повернул Россию на путь Запада и ввел чуждые русскому народу западные порядки. Славянофилы призывали восстановить патриархальные обычаи и порядки допетровской Руси. Это был реакционный призыв.

Славянофилы отражали интересы тех помещиков, которые перед угрозой крестьянской революции в стране готовы были пойти на отмену крепостного права «сверху», царским самодержавием, но при этом они отстаивали право сохранить в руках помещиков землю и возможность эксплуатировать «свободных» крестьян. Между западниками и славянофилами происходили в 40-х годах ожесточенные споры, которые имели большое общественное значение, так как речь шла о путях дальнейшего развития России. Эти споры находили отражение и в литературе, и в искусстве, и в науке.

Славянофилам и западникам, выражавшим взгляды дворянства и буржуазии, противостояли Белинский и Герцен. Они представляли формирующийся лагерь революционной демократии, защищавший интересы народных масс.

Петрашевцы

В 40-х годах XIX в. в России наступил некоторый подъем общественного движения. Вслед за Белинским и Герценом на борьбу с самодержавием поднималось новое поколение революционной молодежи. Наибольшее значение имела деятельность кружка петрашевцев, получившего свое название по фамилии его руководителя Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского (1821-1866). Этот кружок возник в 1845 г. Члены кружка (студенты, учителя, чиновники, литераторы) собирались по пятницам на квартире Петрашевского. Здесь разгорались жаркие споры, обсуждались политические новости, прочитанные книги. «Пятницы» Петрашевско-го приобрели большую популярность. На них бывали писатели

  1. М. Е. Салтыков-Щедрин,
  2. Ф. М. Достоевский,
  3. поэты А. Н. Плещеев,
  4. А. Н. Майков и многие другие.

Члены кружка создали коллективную библиотеку революционных книг. Они пропагандировали социалистические идеи, прибегая при этом к эзоповскому (иносказательному) языку, который, однако, был понятен современникам.

Петрашевцы осуждали самодержавие и крепостной строй и мечтали о социалистическом устройстве будущего русского общества. Будучи социалистами-утопистами и не понимая законов общественного развития, они надеялись, что Россия может миновать стадию капитализма и сразу после революции прийти к социализму. В отличие от западноевропейских социалистов-утопистов петрашевцы призывали к революционным действиям против царизма.

Кружки петрашевцев возникали также в Москве, Тамбове, Казани, Киеве и других городах. В общей сложности они охватывали несколько сот человек.

Большой отклик в России получила революция 1848 г. во Франции, Германии, Венгрии и других европейских странах. Она вызвала страх в стане крепостников. Напугала она и русских либералов, которые поторопились заявить о своей преданности правительству. Напротив, народ и революционные круги встретили ее с горячим сочувствием. В 1848-1849 гг. усилились крестьянские волнения. Петрашевцы попытались создать на основе своих кружков тайное общество для непосредственной подготовки революции в России. Они разрабатывали планы крестьянского восстания и начали пропаганду революционных идей в народе.

Правительство, узнавшее о деятельности петрашевцев из доноса агента III отделения, жестоко расправилось с ними. К следствию было привлечено более 100 человек; 21 человек был приговорен к смертной казни, остальные — к различным срокам каторги и ссылки. Приговоренные к смертной казни пережили весь ужас ожидания смерти: их привезли на площадь, троих из них (в том числе Петрашевского) привязали к столбам, на головы им надели мешки. Однако Петрашевский сорвал мешок, заявив, что он не боится смерти, может смотреть ей в глаза. Забили барабаны, раздалась команда. и только после этого была объявлена царская «милость» — смертную казнь заменили каторгой.

Т. Г. Шевченко.

Под благотворным влиянием передовых идей Белинского и Герцена развивались общественное движение и общественная мысль. Выдающийся и великий поэт и художник, выразитель дум и чаяний народа Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861), будучи сыном крепостного крестьянина, он испытал всю тяжесть крепостнического рабства. На волю его выкупили передовые русские люди. Произведения Шевченко (сборник стихов «Кобзарь», поэма «Гайдамаки») звали на борьбу с поработителями народа. Творчество Шевченко имело огромное значение не только в освободительной борьбе народа, но и в общероссийском революционном движении. Освобождение украинского народа он мыслил только в союзе с русским народом и призывал их объединить усилия в борьбе за свободу.

Царизм жестоко наказал Т. Г. Шевченко. Его отдали в солдаты на 10 лет и отправили отбывать солдатскую каторгу в отдаленных гарнизонах Оренбургской степи. Расправа над Т. Г. Шевченко и петрашевцами вырвала из рядов русского общества ее лучших, наиболее энергичных революционных деятелей.

Общественное и революционное движение 30-50-х годов XIX в. имело важное историческое значение. Революционеры — последователи декабристов нанесли новые удары по самодержавию и крепостничеству. Осознав ошибки декабристов, они вплотную подошли к признанию народной революции как основного средства борьбы за освобождение народа.

ВЛИЯНИЕ В. Г. БЕЛИНСКОГО НА ПЕРЕДОВУЮ МОЛОДЕЖЬ 40—50-х ГОДОВ (Извлечение из письма И. С. Аксакова)

Много я ездил по России: «имя Белинского известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше, всякому, жаждущему свежего воздуха среди вонючего болота провинциальной жизни. Нет ни одного учителя гимназии в губернских городах, который бы не знал наизусть письма Белинского к Гоголю, в отдельных краях России только теперь еще проникает это влияние и увеличивает число прозелитов. Тут нет ничего странного. Всякое резкое отрицание нравится молодости, всякое негодование, всякое требование простора, правды принимаются с восторгом там, где сплошная мерзость, гнет, рабство, подлость . грозят поглотить человека, осадить, убить в нем все человеческое. «Мы Белинскому обязаны своим спасением»,- говорят мне везде молодые честные люди в провинции. И в самом деле, в провинции вы можете видеть два класса людей: с одной стороны, взяточников, чиновников в полном смысле этого слова, жаждущих лент, крестов и чинов, помещиков, презирающих идеологов, привязанных к своему барскому достоинству и крепостному праву, вообще довольно гнусных. Вы отворачиваетесь от них, обращаетесь к другой стороне, где видите людей молодых, честных, возмущающихся злом и гнетом, поборников эманципации и всякого простора с идеями гуманными. И если вам нужно честного человека, способного сострадать болезням и несчастиям угнетенных, честного доктора, честного следователя, который полез бы на борьбу,- ищите таковых в провинции между последователями Белинского.

А. И. ГЕРЦЕН О РЕВОЛЮЦИИ

(Извлечение из посвящения книги «С того берега» своему сыну)

Я посвящаю тебе эту книгу.

Я нисколько не боюсь дать в твои отроческие руки этот, местами дерзкий, протест независимой личности против миросозерцания устарелого, рабского и полного лжи, против нелепых идолов, принадлежащих иному времени и бессмысленно доживающих свой век между нами, мешая одним, пугая других.

Я не хочу тебя обманывать: знай истину, как» я ее знаю; тебе эта истина пусть достанется не мучительными ошибками, не мертвящими разочарованиями, а просто по праву наследства.

. В твоей жизни придут иные вопросы, иные столкновения. в страданиях, в труде недостатка не будет.

Мы не строим, мы ломаем; мы не возвещаем нового откровения, а устраняем старую ложь. Современный человек. ставит только мост,- иной, неизвестный, будущий пройдет по нем. Ты, может, увидишь его. не останься на этом берегу. Лучше с революцией погибнуть, нежели спастись в богадельне реакции.

Религия революции, великого общественного пересоздания — одна религия, которую я завещаю тебе. Она без рая, без вознаграждения, кроме собственного сознания, кроме совести . Иди в свое время проповедовать ее к нам, домой: там любили когда-то мой язык и, может, вспомнят меня.

Читайте также  Народы и древнейшие государства на территории нашей страны

Я благословляю тебя на этот путь во имя человеческого разума, личной свободы и братской любви!

Ответ крестьян на реформу

Обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной 1861 г. За первые пять месяцев 1861 г. произошло 1340 массовых крестьянских волнений, всего же за год — 1859 волнений. Более половины их (937) было усмирено военной силой. Фактически не было ни одной губернии, в которой в большей или меньшей степени не проявился бы протест крестьян против невыгодных для них условий дарованной «воли». Продолжая уповать на «доброго» царя, крестьяне никак не могли поверить, что от него исходят такие законы, которые на два года оставляют их фактически в прежнем подчинении у помещика, вынуждают исполнять ненавистную барщину и платить оброки, лишают их значительной части прежних наделов, а предоставленные им земли объявляют дворянской собственностью. Одни считали обнародованные «Положения» поддельным документом, который был составлен помещиками и договорившимися с ними заодно чиновниками, скрывшими настоящую, «царскую волю», другие же пытались отыскать эту «волю» в некоторых непонятных, потому по-разному толкуемых, статьях царского закона. Появлялись и подложные манифесты о «воле».

Наибольший размах крестьянское движение приняло в центрально-черноземных губерниях, в Поволжье и на Украине, где основная масса помещичьих крестьян находилась на барщине и аграрный вопрос был наиболее острым. Большой общественный резонанс в стране вызвали восстания в начале апреля 1861 г. в селах Бездна (Казанская губерния) и Кандеевка (Пензенская губерния), в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Требования крестьян сводились к ликвидации феодальных повинностей и помещичьего землевладения («на барщину не пойдем и оброков платить не будем», «земля вся наша»). Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами крестьян: сотни их были убиты и ранены. Руководитель восстания в с. Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.

Весна 1861 г. — высшая точка крестьянского движения в начале проведения реформы. Недаром министр внутренних дел П. А. Валуев в своем отчете царю назвал эти весенние месяцы «самым критическим моментом дела». К лету 1861 г. правительству с помощью крупных воинских сил (в подавлении крестьянских волнений участвовали 64 пехотных, 16 кавалерийских полков и 7 отдельных батальонов), путем расстрелов и массовых сечений розгами удалось сбить волну крестьянских выступлений.

Хотя летом 1861 г. и наметился некоторый спад крестьянского движения, число волнений еще было достаточно велико: 519 в течение второй половины 1861 г. — значительно больше, чем в любом из предреформенных годов. Кроме того, осенью 1861 г. крестьянская борьба приняла и иные формы: массовый характер приняли порубки крестьянами помещичьего леса, участились отказы от уплаты оброка, но особенно широкие размеры принял крестьянский саботаж барщинных работ: из губерний поступали донесения о «повсеместном неисполнении барщинных работ», так что в ряде губерний до трети и даже половины помещичьей земли остаюсь в тот год необработанной.

В 1862 г. поднялась новая волна крестьянского протеста, связанная с введением уставных грамот. Более половины уставных грамот, не подписанных крестьянами, были навязаны им силой. Отказ от принятия уставных грамот часто выливался в крупные волнения, численность которых в 1862 г. составила 844. Из них 450 выступлений были усмирены с помощью военных команд. Упорный отказ от принятия уставных грамот был вызван не только невыгодными для крестьян условиями освобождения, но и распространившимися слухами о том, что в ближайшее время будет дарована царем новая, «настоящая» воля. Срок наступления этой воли («срочный» или «слушный час») большинство крестьян приурочивало к 19 февраля 1863 г. -ко времени окончания введения в действие «Положений» 19 февраля 1861 г. Сами эти «Положения» крестьяне рассматривали как временные (как «первую волю»), которые по истечении двух лет будут заменены другими, предоставляющими крестьянам безвозмездно «неурезанные» наделы и полностью избавляющими их от опеки помещиков и местных властей. Среди крестьян распространилось убеждение о «незаконности» уставных грамот, которые они считали «выдумкой бар», «новой кабалой», «новым крепостным правом». Вследствие этого Александр II дважды выступал перед представителями крестьянства, чтобы рассеять эти иллюзии. Во время своей поездки в Крым осенью 1862 г. он заявил крестьянам, что «иной воли не будет, кроме той, какая дана». 25 ноября 1862 г. в речи, обращенной к собранным перед ним волостным старшинам и сельским старостам Московской губернии, он говорил: «После 19 февраля будущего года не ожидать никакой новой воли и никаких новых льгот. Не слушайте толков, которые между вами ходят, и не верьте тем, которые вас будут уверять в другом, а верьте одним моим словам». Характерно, что в крестьянской массе продолжала сохраняться надежда на «новую волю с переделом земли». Спустя 20 лет эта надежда вновь возродилась в виде слухов о «черном переделе» земель.

Крестьянское движение 1861—1862 гг., несмотря на его размах и массовость, выливалось в стихийные и разрозненные бунты, легко подавляемые правительством. В 1863 г. произошло 509 волнений, причем, большинство из них — в западных губерниях. С 1863 г. крестьянское движение резко идет на убыль. В 1864 г. произошло 156 волнений, в 1865 г. — 135* в 1866 г. — 91, в 1867 г. — 68, в 1868 г. — 60, в 1869 г. — 65 и в 1870 г. — 56. Изменился и их характер. Если сразу после обнародования «Положений» 19 февраля 1861 г. крестьяне с немалым единодушием заявили протест против освобождения «по-дворянски», то теперь они больше внимания сосредоточили на частных интересах своей общины, на использовании возможностей легальных и мирных форм борьбы, чтобы добиться наилучших условий для организации хозяйства.

История России

Подъем революционного движения масс

Распространение газеты Правда в Петрограде. Фотография 1917 года.

Недовольство рабочих, трудящихся крестьян, солдат антинародной, империалистической политикой Временного правительства непрерывно росло. Усиливалась революционная активность трудящихся. Большевистская партия помогала им правильно оценивать происходящие события, сплачиваться на борьбу за власть Советов.

Большевики вели смелую революционную пропаганду на фабриках и заводах, в казармах, окопах, среди крестьян. В острых диспутах с представителями буржуазных партий и соглашателями они страстно и умело убеждали слушателей в правоте своих идей.

На собраниях и митингах трудящихся часто выступал В. И. Ленин. Его слушали рабочие Путиловского, Обуховского, Трубочного заводов, солдаты Измайловского полка и других воинских частей. О выступлении Ленина перед солдатами броневого дивизиона газета «Солдатская правда» писала: «Эта речь была сказана с такой силой, дышала такой правдой, что собрание после ее окончания долго не могло успокоиться, солдаты подняли тов. Ленина на руки…»

Огромную роль в завоевании масс играла большевистская печать. К лету 1917 г. число Большевистских газет превысило 40, с ежедневным тиражом в 320 тыс. экземпляров. Особенной популярностью пользовалась «Правда», в которой почти ежедневно печатались статьи В. И. Ленина.

Депутация солдат приветствует Всероссийский съезд крестьянских депутатов. Петроград. Май 1917 года. Фотография.

С каждым днем росла организованность рабочего класса. В ходе революционной борьбы создались фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы), объединяющие всех рабочих и служащих предприятия. Фабзавкомы удаляли наиболее ненавистных представителей старой администрации с предприятий, в ряде случаев устанавливая рабочий контроль над производством, организовывали выступления рабочих на митингах и демонстрациях, вели большую политическую и культурно-просветительную работу.

Рабочие восстанавливали старые профессиональные союзы и создавали новые. Только за март — апрель 1917 г. в Петрограде и Москве возникло свыше 130 профессиональных союзов, а по всей России около двух тысяч. На III Всероссийской конференции профессиональных союзов (в конце июня) было представлено около 1,5 млн. их членов. Большевики к этому времени вели за собой многие союзы Петрограда и Москвы — металлистов, текстильщиков, кожевников. Однако в других профессиональных союзах еще преобладало влияние меньшевиков и эсеров.

Ширилась борьба за 8-часовой рабочий день, за повышение заработной платы, улучшение условий труда. Летом 1917 г. мощные экономические забастовки прокатились по всей стране: на Московском и Петроградском железнодорожных узлах, в Сормове, Баку, Донбассе, на Урале, и т. д.

Поднималась новая волна крестьянского движения. Со всех концов страны поступали сведения об отказе крестьян выполнять кабальные повинности в пользу помещиков, о порубках леса, о захватах лугов, покосов, урожая, инвентаря, о запашках помещичьих участков, разгромах и поджогах имений. Захваты помещичьих владений и имущества, составлявшие в марте — мае немногим более трети общего числа крестьянских выступлений, приобрели в июне — августе гораздо больший размах, составив уже около 70% всех выступлений. Наиболее сильным крестьянское движение было в Центральном земледельческом районе, Поволжье, на Украине и в Белоруссии.

Читайте также  Либерализация внешнеполитического курса

По примеру и под влиянием Советов рабочих и солдатских депутатов возникали крестьянские Советы: губернские и уездные избирались на съездах крестьян, волостные и сельские — на собраниях граждан данной волости или села. Эсеры и меньшевики, захватившие командные позиции в губернских и уездных Советах, всячески тормозили революционный почин крестьянства. На состоявшемся в мае 1917 г. I Всероссийском съезде крестьянских депутатов эсеровское большинство провело резолюцию доверия Временному правительству, одобрило политику продолжения войны.

Выступление делегата балтийских моряков на митинге в Севастополе. Фотография 1917 года.

Большевики использовали трибуну съезда для пропаганды своей аграрной программы и завоевания крестьянских масс. Ленин обратился с открытым письмом к делегатам съезда, а 22 мая выступил на съезде с большой речью. Внесенная большевиками резолюция содержала требование немедленного перехода всей земли без всякого выкупа в руки народа, в распоряжение созданных крестьянами Советов и комитетов. Однако эсерам и меньшевикам удалось добиться отклонения этой резолюции и провести свою, которая хотя и признавала необходимость передачи земли народу, но по-прежнему откладывала решение этого вопроса до созыва Учредительного собрания.

В центре политической жизни страны стоял вопрос о войне. Оборонческие иллюзии еще не были преодолены широкими массами, но стремление покончить с войной становилось все более сильным. Росло революционное брожение в армии и флоте. Большевики направляли в армию свои лучшие кадры. Доверие солдатских масс к большевистской партии неуклонно укреплялось. Командованию приходилось считаться с выборными солдатскими и матросскими комитетами. Еще весной 1917 г. руководство всей политической жизнью Балтийского флота перешло к созданному революционными матросами выборному демократическому органу — Центробалту, в котором решающим влиянием пользовались большевики. На Всероссийской конференции военных организаций большевистской партии в июне 1917 г. были представлены делегаты от 60 фронтовых и тыловых организаций, объединявших 26 тыс. членов партии. Конференция избрала Всероссийское бюро военной организации большевиков (председатель Н. И. Подвойский). Большевистские газеты — «Правда», «Солдатская правда», «Окопная правда» и др. завоевали большой авторитет в солдатских массах.

Крестьянское движение

Заметным явлением истории России второй половины XIX в. было крестьянское движение. Судя по данным многотомной серии сборников под общим названием «Крестьянское движение в России», в 1857-1900 гг. в стране произошло 6210 крестьянских выступлений. Однако эти сведения почерпнуты в результате изучения составителями серии исключительно документов Исторического архива России (в Петербурге). Изучение документов местных (губернских) архивов, естественно, увеличивает количество крестьянских выступлений (далеко не о всех фактах крестьянских волнений губернаторы доносили в Петербург), но не меняет коренным образом общей картины основных направлений крестьянского движения по стране в эти годы.

Отечественная историография выделяет в крупном плане два периода в истории крестьянского движения в России в пореформенное время. Первый период охватывает 60-е годы, когда крестьянское движение было направлено на достижение лучших условий выхода из крепостной зависимости в связи с реформой 19 февраля 1861 г., второй приходится на 70-90-е годы, когда оно приобрело четко выраженную аграрную направленность.

Основные мотивы и цели крестьянской борьбы в 60-е годы заключались в следующем: ликвидация (или значительное сокращение) помещичьего землевладения, отказ подчиняться помещичьей власти на местах, отказ выполнять барщину и платить оброк, предусмотренные их временнообязанным состоянием в течение первых двух лет со дня принятия реформы 19 февраля 1861 г. Наиболее драматические события в эти годы произошли в с.Бездна Спасского уезда Казанской губернии и в селах Черногай и Кандеевка Пензенской губернии.

Когда в начале апреля 1861 г. крестьяне с.Бездна обратились к своему грамотному односельчанину Антону Петрову с просьбой растолковать им смысл «Положения» 19 февраля, он стал объяснять, что теперь «кресть­яне вольные», а потому могут не подчиняться помещикам и властям, не ходить на барщину и не платить оброки, что отныне вся земля принадлежит крестьянам, а помещикам остается только одна треть. Эти слова всколых­нули массы крепостных крестьян. Село Бездна стало центром крестьян­ско­го протеста, охватившего только в Спасском уезде 75 населенных пунктов. Слух об Антоне Петрове достиг Самарской, Симбирской и Саратовской губерний, вызвав здесь выступления крестьян. Тем временем в с.Бездна стекались тысячи крестьян, кругом раздавались толки: «резать, вешать, рубить дворян топорами. ».

Все это вызвало панику среди казанского дворянства, которое требовало от властей применения срочных карательных мер для подавления неповиновения крестьян. В Спасский уезд было направлено 12 рот пехоты во главе с генералом Апраксиным, который 12 апреля картечью солдатских ружей подавил сопротивление безоружных крестьян. Антон Петров был расстрелян недалеко от своего села.

Казанские дворяне отметили это событие «морем» шампанского. Пе­редовая молодежь провела 16 апреля панихиду в кладбищенской церкви «по невинно-убиенным крестьянам», на которой с волнующей речью выс­тупил профессор А.П.Щапов. Свое выступление он закончил требованием демократической конституции.

В это же время в Пензенской губернии дело дошло до крестьянского восстания, центрами которого стали села Черногай и Кандеевка. В Черногае крестьяне, вооружившись вилами, дубинами и пешнями, вступили в сражение с ротой пехоты и, несмотря на ружейную пальбу, заставили ее отступить, преследуя на расстоянии 10 верст, захватили в «плен» исправника, управляющего, юнкера и двух солдат. В Кандеевке ежедневно собирались до 10 тысяч крестьян, которые категорически отказывались по-прежнему отбывать на помещиков барщину и платить оброки. Восстание за считанные часы и дни охватило более 40 сел и деревень, в которых проживало более 17 тысяч временнообязанных крестьян. Среди восставших выделились влиятельные люди: Леонтий Егорцев и 72-летний отставной солдат Елизаров, который называл себя графом Толстым. Генерал Дренякин с помощью пяти рот пехоты жестоко подавил выступление крестьян. Так завершилась единственная, но ярко выраженная попытка помещичьих крестьян великорусских губерний силой утвердить свое понимание «воли».

Однако наиболее широкое распространение получили гораздо менее острые формы крестьянского протеста. Можно полагать, что в великорусских губерниях количество крестьянских выступлений в марте-мае 1861 г. колебалось между 950 и 1240.

Одной из форм крестьянской борьбы за лучшие условия хозяйствования стало неподписание уставных грамот. Следует отметить, что при сколько-нибудь сравнительно благоприятных для крестьян условиях выхо­да из крепостной зависимости уставные грамоты подписывались. И все же в давнем крепостническом Черноземном центре 1,2 млн. крестьян (70,4%) в 1861-1863 гг. отвергли предложенные им уставные грамоты. Потребова­лись неимоверные усилия мировых посредников, чтобы устранять конфликты, возникавшие между помещиками и крестьянами.

В 70-90-е годы борьба крестьян приобретает аграрную окраску, сосредоточиваясь главным образом на двух требованиях: получить больше земли и как можно меньше за нее платить. Причем постепенно, где-то в 90-х годах, ведущим направлением крестьянского движения стала именно острая борьба за землю. Крестьяне все чаще совершали самовольные захваты помещичьих земель, порубки помещичьего и государственного леса и т.п. В авангарде борьбы за землю и против податного гнета шли бывшие помещичьи крестьяне, затем – бывшие государственные и, наконец, бывшие удельные. Немало было столкновений бывших государственных крестьян с казной и бывших удель­ных с удельным ведомством при размежевании и оформлении выкупных документов и владенных записей.

И все же нет оснований преувеличивать силу и размах крестьянского движения в пореформенный период, что было характерно для советской исторической науки. Так, после довольно сильного всплеска крестьянских выступлений в 60-х годах, связанного с рефор­мирова­нием помещичьей, удельной и государственной деревни, в последую­щие годы произошел их резкий спад (почти в 4 раза). Крестьянское движение в последние тридцать лет XIX в. уже не представляло опасности ни для правительства, ни для социальной стабильности в государстве.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: