Москва в xvi веке

Москва в XVI веке Территориальное значениеТерриториально Москва XVI века сильно уступала современной. Центром столицы был Кремль и часть Китай-города. На протяжении века к Москве примкнули Белый город (нынешнее Садовое кольцо) и Земляной город (нынешнее Бульварное кольцо), ранее находящиеся за

Москва в xvi веке

Москва в XVI веке

Территориальное значение

Территориально Москва XVI века сильно уступала современной. Центром столицы был Кремль и часть Китай-города. На протяжении века к Москве примкнули Белый город (нынешнее Садовое кольцо) и Земляной город (нынешнее Бульварное кольцо), ранее находящиеся за чертой города. Главной водной магистралью города была Москва-река, по ней проходили столичные и зарубежные суда.

Большую часть 16 столетия Москва находилась под управлением Ивана Грозного и его преемника Федора Иоанновича. При Иване IV Москва становится не просто центром княжества, она приобретает значение столицы всего Русского царства. Она является сосредоточием основных событий в сфере религии, культуры и конечно торговли. Сюда приезжало много иностранных гостей и мало кто оставался равнодушным к национальному колориту Москвы.

Политика и управление

Главой столицы Российского государства считался царь. За XVI век в Москве сменилось три правителя: Василий III, Иван IV, и Федор I Иоаннович. Иван Грозный, как первый самодержец, все решения принимал самостоятельно, иногда спрашивая совета у приближенных, членов «Избранной Рады». Позднее Иван IV отменил «Избранную Раду», а тех, кто был в ее составе подверг гонениям и казням.

Действовала приказная система, распространяющая свои решения на все государство. Приказами называли специальные органы власти в определенной сфере жизни государства или отдельного территориального сегмента. Печатный приказ к примеру, проверял подлинность документов, с проставлением государственной печати.

В Москве проводились знаменитые Земские соборы, где решались вопросы общегосударственной важности, принимались новые законы. На соборе были приняты: знаменитый свод законов «Судебник» и сборник общественных норм «Стоглав».

Торговля, ремесла, промышленность

XVI век отмечен для Москвы успешно развивающейся торговлей – город становится крупнейшим торговым центром. В Москве можно приобрести не только продукцию местных ремесленников, но и множество товаров из-за рубежа. Городское управление старалось поддерживать строгий порядок организации торговли. Для этой цели торговые ряды были распределены и названы по видам продукции, например, Коровий ряд, Свечной ряд. Купцы, торговцы и ремесленники создавали собственные областные объединения. Во многих слободах занимались исключительно производством сукна, гончарного дела и прочего. Примечательно, что мукой город обеспечивали соседние земли, в самой Москве не было территорий пригодных для хлебопашества.

Наиболее дорогая продукция выставлялась в лавках Китай-города, соответственно в пригородах продавались более дешевые товары.

Промышленность сильно зависела от государственной казны, то есть служила исключительно в интересах государства. Было развито артиллерийское дело, кузнечное и оружейное производство, изготовление брони. Москва славилась своим огнестрельным и стрелковым оружием, колоколами и пушками. В XVI веке столица еще не могла похвастаться совершенной системой производства, но работа подобных предприятий была хорошо отлажена. Благодаря им в Москве появились Оружейная палата и Пушечный двор.

Царь лично заведовал государственной казной, она пополнялась деньгами благодаря различным налогам и пошлинам. Например, в связи с активной коммерческой деятельностью в Москве существовал специальный налог на соль. Существовал столичный Монетный двор, где чеканили монеты с символом Русского царства – всадником, убивающим змея. Бумажных денег в ходу тогда еще не было.

Жизнь населения

В столице XVI века кипела ключом государственная и земская жизнь, привлекая массы населения из других городов. К тому же, власти Москвы способствовали переселению купцов, военных и ремесленников из разных регионов на благо столицы. Население Москвы в этот период достигло отметки 100 тысяч человек. В основной массе население составляли торговцы и ремесленники, так называемые «черные люди». Духовенство, бояре и крупные купцы составляли малую часть. Поэтому ежедневный быт москвича напрямую зависел от его сословной принадлежности.

Средневековая Москва еще не обладала такой масштабностью архитектуры как сейчас. И без того узкие улицы наполнялись основным транспортом того времени – колесной телегой летом, или санями зимой.

По мере того, как Москва разрасталась, в городе наступила острая нехватка специалистов – инженеров, врачей, строителей. Царь Иван Грозный и сам был образованным человеком – он организовал книгопечатание и обучение грамоте в столице. Он старался привлечь в Москву больше образованных людей. С той поры Москва стала тем местом, где можно было получить хорошее образование. Процесс получения образования тогда был еще не организован, чаще обучение происходило на дому. Ремесленники же передавали свои знания от отца к сыну.

Особенности столицы

В средневековый период Москва часто страдала от пожаров, неоднократно выгорала дотла. Ведь московские здания были полностью сделаны из дерева. Для того, чтобы уберечь Москву от пожаров, Иван Грозный положил начало строительству из кирпича и камня. Царь сформировал Каменный приказ, занимающийся подготовкой нужных материалов для строительства, его транспортировкой, и организацией рабочей силы.

Интересной особенностью Москвы XVI века являлся послеобеденный сон. На время сна закрывались торговые лавки, приостанавливалась деятельность купцов и ремесленников. Москвичи много работали, и этот небольшой перерыв для сна был им необходим.

Москва XVI века была местом красочных ярмарочных гуляний и праздников, славящихся особым размахом. В дни знаменитых московских гуляний прибывало много жителей из соседних городов. Праздники проводили на больших площадях, где особой популярностью пользовались скоморохи, спортивные состязания и уличные кукольные театры.

На протяжении 16 столетия город оставался главной точкой политической и экономической жизни страны. Москва была крупнейшим городом, важного значения не только для Русского государства, но и для Европы.

—> Детская Энциклопедия —>

Москва в XV-XVI веках

Кто не видел, хотя бы на фотографии, ка­менных стен Московского Кремля? Мощные укрепления, высокие башни. Более 470 лет стоят они у Москвы-реки. В 1495 г. был поло­жен последний кирпич в эти стены. Тогда, при великом князе московском Иване Васильевиче (Иване III), Москва была уже столицей боль­шого сильного государства. Послы из Герма­нии и от папы римского, от шведского короля и магистра Ливонского ордена, от крымского хана и турецкого султана бывали частыми го­стями в палатах государя всея Руси.

Вновь построенный Кремль имел куда более суровый, «крепостной» вид, чем в наше время. На башнях не было высоких остроконечных шатровых верхушек: они появились только в XVII в., когда Кремль уже потерял свое боевое значение. Вместо них были невысокие деревян­ные навесы над площадками.

Со всех сторон крепость была окружена во­дой: Москва-река, Неглинная, а со стороны Красной площади — ров шириной 30 м, глу­биной от 9 до 12 ж, там мог свободно поместиться трех,-четырехэтажный дом. С обеих сторон рва высились дополнительные укрепления. Кремль стоял как бы на острове.

В каждой кремлевской башне — три ряда бойниц. Высоко в карнизе — бойницы навесно­го боя, так называемые машикули, направлен­ные прямо вниз. Если враг подойдет вплотную к башне, его нельзя будет поразить из других бойниц, вот тут-то на его голову обрушится огонь из машикулей.

Кое-где кремлевские стены устремляются вверх на 29 м, высота самых низких участков стен — 5 м, а ширина стен — 6,5 м. При неко­торой ловкости можно по их верху проехать и на тройке. С боевых площадок во время оса­ды воины лили на головы штурмующих кипяток и расплавленную смолу, стреляли по врагу из пищалей, осыпали градом стрел, камней.

Кремль — центр всего города. Город — центр всей Русской земли. Здесь жил великий князь, а потом царь, заседала Боярская дума, созывались начиная с середины XVI в. земские соборы, здесь принимали иностранных послов. Рядом с дворцом — палаты родственников царя и некоторых самых знатных бояр. Здесь же покои митрополита Московского и всея Руси — главы русской церкви.

Пройти Москву из конца в конец нетороп­ливой походкой можно было за полтора-два часа — всего 6—7 км. Но для того времени это был очень большой город, самый большой на Руси. Не каждая европейская столица могла соперничать с Москвой по размерам. «Я счи­таю, что город больше, чем Лондон с предме­стьями»,— писал о Москве английский моряк Ричард Ченслер, побывавший здесь в 1553 — 1554 гг. «Город этот преобширный»,— вторит ему итальянец Барберини, приехавший сюда через десять с небольшим лет. А польский историк Матвей Меховский еще в 20-х годах XVI в. писал, что Москва вдвое больше Праги и Фло­ренции.

Нельзя точно сказать, сколько жителей было тогда в Москве: переписей населения еще не было, да и документов той поры сохрани­лось немного.

За стенами Кремля раскинулся посад. При осаде города жители посада укрывались в кре­пости. Но город рос быстро. Кремль уже не мог вместить всех жителей во время осады. Стали возникать новые линии укреплений. В 30-х годах XVI в. воздвигли каменную стену вокруг Великого посада — он непосредственно при­мыкал к Кремлю возле нынешней Красной пло­щади. Эту стену назвали китай-городской, а сам посад — Китай-городом 1 .

В 1585—1591 гг. под руководством москов­ского мастера Федора Коня была построена ка­менная стена длиной около 9 км. Так возник Белый город, оборонявший московские слобо­ды (по линии нынешнего Бульварного кольца). Затем в конце XVI в. за Белым городом была построена деревянная крепость на Земляном валу (по линии нынешнего Садового кольца). Каждая линия городских укреплений имела башни и про­ездные ворота. И теперь еще некоторые площа­ди Москвы называют воротами, например Ильинские ворота (в Китай-городе), Никитские ворота (в Белом городе); москвичи помнят еще старое название улицы Чкалова — Земляной вал.

Пройдемся по московским улицам XVI в. Московские улицы. Их немного. Это дороги, которые ведут в разные города страны. В улицы они превращаются в пределах Москвы. Твер­ская (ныне ул. Горького) — дорога на Тверь, Дмитровская (ныне ул. Пушкина и Чехова) — на Дмитров, Арбатская и Смоленская — на запад, к Смоленску. Некоторые улицы замо­щены, но не камнем, а бревнами. На остальных же — пыль, грязь. Улицы сходятся пучками к воротам городских стен, а между улицами дома и усадьбы стоят в беспорядке: где кто сумел построиться, там и стоит дом. Между дво­рами небольшие проходы — будущие переулки.

Перед Кремлем большая площадь. Сейчас ее называют Красной. В те времена она назы­валась Полое (т. е. пустое) место, а иногда — По­жар. Ведь возникла она, когда по приказу Ива­на III очистили от деревянных построек все пространство перед Кремлем: если на посаде вспыхнет пожар, то огонь не перекинется в Кремль. В левой части площади — собор Покро­ва, что на рву. Сейчас его чаще называют храмом Василия Блаженного. Этот причудли­во красивый, напоминающий яркую народную игрушку собор построен в 1556—1560 гг. рус­скими мастерами в память взятия Казани рус­скими войсками в 1552 г.

Читайте также  Семен Буденный – советский военачальник и известный стратег

На площади широко раскинулся торг. Еще в конце XVI в. там, где сейчас стоит ГУМ, построили каменное здание торговых рядов.

В каждом ряду торговали особым товаром. В Сурожском — привозными изделиями. Здесь часто сидели в лавках купцы из Англии, Гер­мании, из Средней Азии. Почему Сурожский? На Руси купцов, торгующих с зарубеж­ными странами, называли сурожанами, от наз­вания крымского города Сурожа — Судака, где издавна русские купцы встречались на торжищах с генуэзцами. Были суконный, са­пожный, рукавичный, кафтанный ряды. Га­лантереей торговали в завязочном и в женском рядах, старье продавали в ветошном ряду, из­делия из металла — в железном и в серебряном.

А как аппетитно звучат названия рядов, где продавали еду: житный, медовый, солодовый, масляный, ветчинный, хлебный, калашный.

Здесь можно было купить не только еду или одежду. Возле Спасских (тогда Фроловских) во­рот Кремля продавались книги, а в иконном ряду. нет, не продавались, так говорить счита­лось грехом, обменивались на деньги иконы.

На главном торжище возле Кремля и на уличных торжках можно было купить не толь­ко изделия москвичей. Сюда привозили товары из разных областей страны. Москвичи тоже вы­возили свои товары в другие города. Так раз­растались экономические, торговые связи меж­ду различными районами Руси и подготавли­валось создание единого всероссийского рынка. Москва была в то время важнейшим экономиче­ским и торговым центром страны.

Основное население столицы составляли не знатные и богатые, а трудовой люд, искусные ремесленники. Московские плотники строили просторные хоромы без единого гвоздя, оконичники вставляли слюдяные окна. Великолепные изразцы — покрытые узорами кирпичи, кото­рые украшали стены каменных палат и печи в домах,— делали московские гончары. Там, где когда-то была Гончарная слобода, сейчас на­ходятся Гончарная набережная, Гончарный проезд и два Гончарных переулка. Возле моста через Неглинную стояли кузницы (там сейчас улица Кузнецкий мост). Замечательные кольчу­ги и панцири выделывали бронники (москвичи знают Бронные улицы). Сбруи, замки и оружие, полотна и другие ткани, книги и иконы — самые разнообразные вещи выходили из умелых рук москвичей.

Как и все города России, Москва была деревянным городом. Из кирпича или белого камня строили обычно только церкви, монасты­ри, крепости да дворцы царя и самых знатных вельмож. И то не всегда. Считалось, что жить в деревянном доме полезнее для здоровья. В Мо­скве даже у царя только часть дворца была ка­менной — та, где торжественно принимали ино­странных послов и устраивали званые пиры. Это знаменитая Грановитая палата, получившая свое название от граненых камней, покрываю­щих часть ее фасада. Царь жил в деревянных хоромах. Богатые купцы часто строили дере­вянные палаты на каменном подклете — полу­подвальном, цокольном этаже. В подклете хра­нили товары, казну, документы, там им был не страшен пожар. А ночевали в деревянной по­стройке.

Поставить свой двор в Москве стремился, и каждый из бояр и близких к царю дворян. Бояр­ская усадьба совсем не похожа на скромное жилище посадского человека. Кроме самого боярина и его семьи, здесь живет многочислен­ная дворня. Все боярские холопы заняты делом: одни прислуживают боярину за столом, другие следят за порядком в усадьбе, третьи ходят с ним на военную службу. Среди таких военных холопов немало обедневших дворян: в холопах у богатого боярина им иной раз живется сытнее, чем на государевой службе. Есть у боярина и свои портные, сапожники, ткачи, кузнецы. Боярская усадьба — это особый, замкнутый мирок. Дома богатых горожан украшены резь­бой, в них множество комнат с бесчисленными переходами. Но таких домов было немного.

Большинство москвичей жило в маленьких избах. Срубы готовыми продавались на рын­ке. Поставят сруб, пристроят сени — вот и го­тов дом из одной комнаты — клети. Человек побогаче купит второй сруб — вот и дом «о двух клетях».

Каждый дом стоит на усадьбе. При доме — сад, хозяйственные постройки. Овощи на рын­ке не покупали — у каждого свой огород; у многих — коровы, овцы и другие домашние жи­вотные. Усадьба огорожена высоким забором: прохожему не видно, что делают хозяева.

Рано, на рассвете, встают с постели посад­ские. Помолившись перед иконами, посадский дает жене распоряжения по хозяйству, а сам отправляется в ряды, отпирает лавку — начи­нается трудовой день. Обычно ремесленник ра­ботал при лавке и сам продавал свои изделия.

Спать, особенно зимой, ложатся рано: ведь на улицах нет никакого освещения, по ночам простор для «лихих людей». Правда, стрелецкие караулы иногда по ночам объезжают город, но их маловато, да и службу они несут без особого рвения.

Часты были в Москве пожары. Бывало, за несколько часов выгорало полгорода. Вот что произошло в 1547 г.

Все лето не было дождя, стояла жара. Утром 21 июня загорелась церковь недалеко от Арба­та; занялись соседние дома. Внезапно налетела буря. Ветер вырывал с корнем большие деревья, сносил горящие крыши и разметывал их по городу. Языки пламени вздымались до неба, по словам современника, «великия яко горы». Только поздно вечером, через 10 с лишним часов, пожар начал утихать.

Несколько тысяч человек сгорело, 25 тыс. дворов уничтожил огонь, все население Москвы осталось без крова, погибло все имущество.

В это время страна была истощена хозяй­ничаньем жадных и жестоких бояр. Посадские люди ненавидели бояр, на них и возложили от­ветственность за пожар. Обвиняли тех, кто тогда стоял у власти,— родственников царя Глинских.

На пятый день после пожара москвичи соб­рались на площади в Кремле, убили одного из Глинских, выбрали руководителей. А через несколько дней с утра отправились в под­московное село Воробьево (ныне Ленинские горы), где прятался царь,— пусть выдаст Глин­ских! Толпы шли по дороге в Воробьево с ору­жием в руках, с ними был и палач: он должен был казнить Глинских. Напуганный царь обе­щал расследовать дело, наказать виновных. Но стоило успокоенным горожанам разойтись по домам, как по приказу царя были схвачены вожди восставших. Так было подавлено это восстание.

Еще не раз москвичи с оружием в руках поднимались на борьбу с боярами и вельможа­ми, с богатыми купцами, со всеми, кто жил за счет людей труда.

1 Есть несколько версий происхождения слова «Китай-город». Наиболее вероятно, что это название происходит от слова «кита» — связка тонких жердей, из которых здесь в 1534 г. были построены временные укрепления.

Возвышение Москвы

Объективные и субъективные факторы привели к тому, что в конце 14- начале 15 века Москва стала не только политическим, но и духовным центром Руси.

Возвышение Москвы — политический процесс, который проходил в 14-15 веках. Этот процесс интересен тем, что в результате борьбы между удельными княжествами победу одержала Москва — город, который буквально за 100 лет до этого был провинциальным, а в момент возвышения не отличался ни богатством, ни условиями. Но благодаря симбиозу Москвы, Орды и церкви этот процесс стал возможным.

Этапы объединения русских земель вокруг Москвы

Весь процесс возвышение Московского княжества и объединения русских земель можно свести к 3-м основным этапам:

Первый этап — до 80-х годов 14 века

Этот этап характеризуется борьбой между Москвой, Тверью и частично Литвой. Главный процесс, который происходил в это время — борьба отдельных княжеств северо-восточной Руси за главенствующее положение. В результате Москве удалось закрепить ярлык на Великое княжение за собой. Важный момент — московский князь получил ярлык на Великое княжение, но назывался он князем владимирским.

Таблица: первый этап объединения русских земель и возвышения Москвы
Князья Рост Московского княжества Важнейшие события
Даниил Александрович (1276 — 1303) Присоединение Коломны и Переяславля в 1300 и 1302 годах соответственно. Образование Московского княжества
Юрий Данилович (1303 — 1325) Присоединение Можайска (1303) и Переяславль-Залесского княжества (1304)
Иван Калита (1325 — 1340) Начало противостояния с Тверью. Присоединены Галич, Углич и Белоозеро. Подавление антиордынского восстания в Твери (1327)
Симеон Гордый (1340 — 1353)
Иван Красный (1353 — 1359)
Дмитрий Донской (1359 — 1389) Присоединены: княжество Угличское, Галич, Кострома, Стародуб, Дмитров, Калуга. Куликовская битва (1380). Разграбление Москвы Тохтамышем (1382)

Противостояние с Тверью

Первый этап объединения русских земель вокруг Москвы связан с борьбой между московским и тверским княжествами. Противостояние было серьезным, поскольку по соседству находилась два княжества, каждое из которых стремилось стать главенствующим на Руси, и у каждого из которых было очень хорошее географическое положение. При этом Тверь была более развитым княжеством и ее положение было более привлекательным. Поэтому Москва долгое время находилась на второстепенных ролях, но пользуясь своей дружбой с Ордой московские князья добились своего. В основном возвышение Москвы на первом этапе, противостояния с Тверью и победа в этом противостоянии связывается с именем Ивана Калиты.

В 1327 году в Тверь прибыл Чолхан с целью сбора дани. В Твери возникло антиордынское восстание, в результате которого Чолхан и все ордынцы были перебиты. Хан Узбек в наказание организовал карательный поход на Тверь, в котором принял участие и Московский князь Иван Калита. Поход был успешным: Тверь вновь признала власть Орды, многие тверские города были разграблены, часть уничтожена Тверской князь Александр Михайлович был вынужден бежать в Литву. После этого Москва фактически победила в противостоянии с Тверью и получила ярлык на великое княжеское правление.

Второй этап (конец 14 века — 1492)

На втором этапе борьба продолжалась между Москвой, Тверью и Литвой. Именно на этом этапе у Литовского княжества появилась возможность захвата не только Москвы, но и остальных удельных княжеств Руси. Это стало возможным из-за ослабления позиций Орды, которая в 1395 году потерпела крупное поражение от Тамерлана. Тверь на этом этапе начала отходить на второстепенный план, и к началу третьего этапа возвышения Москвы Тверь утратила свой статус, подчинившись никогда более скромному соседу.

Читайте также  Великая греческая колонизация: общий характер и особенности
Таблица: второй этап объединения русских земель и возвышения Москвы
Князья Рост Московского княжества Важнейшие события
Василий 1 Дмитриевич (1389 — 1425) Нижний Новгород (1392), Козельск, Муром, Вологда, двинские Земли, Таруса (1408) Поражение литовских войск на реке Ворскла 1399
Василий 2 Темный (1425 — 1462) Можайск (1454), протекция над Рязанью (1456), контроль над Вяткой (1459) Закрепление нового порядка наследования Московского престола — старшему сыну

Карта осковского княжества в 14-15 веках

Возвышение москвы в 14 веке — карта основных событий, географических расширений территорий и сфер влияния.

Устранение Литвы и Орды — шанс на возвышение Москвы

Возвышение Москвы очень интересный момент, в котором большую роль сыграли случайные факторы. После того, как в 1382 году хан Тохтамыш разграбил в Москву в наказание за Куликовскую битву, ни у кого не оставалось сомнений, что Московское княжество останется только в истории и никто его уже всерьез не воспринимал. Но история рассудила иначе. Ключевую роль в этом сыграли два событий:

  1. 1395 — поражение ордынцев от Тимура (Тамерлана) на реке Терек
  2. 1399 — поражение литовских войск во главе с князем Витовтом от ордынцев на реке Ворскла.

В 1382 году сложилась ситуация, когда возвышение Москвы было уже невозможно. Казалось, что предпосылки для этого уничтожены походом хана Тохтамыша. Всё изменили события 1395 года, когда Тамерлан на реке Терек нанес ордынцам страшное поражение, после которого Орда приходила в себя примерно 15-20 лет. Следовательно Московское княжество избавилось от серьезной проблемы на Востоке, но была другая, не менее серьезная проблема, на Западе — Великое княжество Литовское. Князь Витовт, после победы Тамерлана, решил, что настало идеальное время для разгрома Орды, подчинения всех русских земель и расширения Великого княжества Литовского вплоть до Урала. Но Витовт потерпел поражение от ордынцев 1399 году. При этом на стороне литовцев выступало большое количество полководцев, которые принимали участие в Куликовской битве.

В результате Москва, которая находилась на грани краха, получила безопасность и стабильность на 20-25 лет. Сильные враги на Западе и на Востоке друг друга нейтрализовали. Следствием этих событий, например, можно назвать факт того, что Москва перестала платить дань Орде. Дань не платили до 1408 года. Это никак не связано с событиями Куликовской битвы, поскольку ордынские послы приезжали и ПРОСИЛИ дань, но не требовали ее.

Только благодаря этим событиям у Москвы появился шанс на возвышение, и в Московском княжестве этим шансом воспользовались на 100%.

Третий этап (14962-1533)

На третьем этапе возвышения Москвы основная борьба шла между Москвой и Великим княжеством Литовским. Остальные удельные княжества Руси уже практически полностью признали власть Москвы, и оставался только один альтернативный путь развития — Литовское княжество. В конечном итоге победу Москвы предопределили политические системы двух центров. Москва пошла по пути централизации власти, когда основное управление строилась вокруг князя. В великом княжестве литовском фактически была олигархия, где 7% населения, знать, имели куда более весомую власть, чем князь. В результате это привело к нагноению системы управления и дальнейшего позитивного политического развития у данного княжества не было. Собственно в этом и кроются причины того же поражение Новгорода от Москвы.

Таблица: третий этап объединения русских земель и возвышения Москвы
Князья Рост Московского княжества Важнейшие события
Иван 3 Васильевич Грозный (1462 — 1505) Пермь (1472), Ростовское княжество (1474), Великий Новгород (1471-1478), Тверь (1485), Вятка со всеми землями (1489), Ярославль, Брянск, Гомель, Чернигов, Луцк, Стародуб, Мценск, Гомель Новгород-Северский (1503) Стояние на реке Угре и свержение ига (1480). Русско Литовская война (1500 — 1503)
Василий 3 Иванович (1505 — 1533) Псков (1510), Смоленск (1514), Рязань (1517) Процесс объединения русских земель окончательно завершён.

Основные центры объединение

Начиная с 13 века на Руси образовалось 3 крупных центра объединения земель, которые претендовали на главенство:

  • Московское княжество.
  • Тверское княжество.
  • Великое княжество Литовское.

В конечном итоге возвышение Московского княжества стало возможным благодаря деятельности местных князей, которые вели правильную политику в отношении Орды и других княжеств. Более же важная причина — у Москвы была система управления, где князь и бояре выступали единым фронтом. Именно благодаря этому княжеству и удалось подняться. Тем более, что для Москвы (бедного города) это был реально вопрос выживания. если рассматривать причины процесса подъема Москвы, то все историки говорят о выгодном положении, экономической мощи и так далее. Все это ложь. географическое положение был намного лучше у той же Твери. Торговый статус был намного выше у Новгорода, Твери, Смоленска и целого ряда других городов. Достаточно сказать, что к 14 веку Москва была бедным городом, который обеспечивал себя только тем, что собирал дань для Орды и “излишки” собранного оставляли себе. Поэтому и был выбор — либо подчинить себе Русь и за счет этого хорошо жить, либо кануть в лету… именно поэтому князь и бояре с таким остервенением стояли друг за друга — от них зависела судьба каждого.

Великое княжество Литовское

Когда сегодня говоришь людям о Великом княжестве Литовском, то приходится слышать, что это абсолютно другое государство и княжество, которое никакого отношения к Руси не имеет. И это огромная ошибка. Достаточно сказать, что вплоть до конца 15 века официальный языком княжества Литовского был русский язык. Только после 15 века под влиянием католической церкви, когда княжество стало менять православие на католицизм, официальный язык изменился, но опять же, новым языком стал не литовский, а польский. При этом князь Витовт, которого сегодня очень сильно почитают, прежде всего в Прибалтике, одной из своих целей ставил объединение русских земель.

Здесь очень важно понимать, что Великое княжество Литовское это альтернативный путь развития Киевской Руси. Апогей противостояние Литвы и Руси пришелся на период правления Ивана Грозного. Поэтому если бы Иван 4 не проводил ту политику, за которую его сегодня сильно критикуют, то русские земли оказались бы под властью Великого княжества Литовского, и у нее была точно такая же судьба как у княжества — второстепенные роли и пресмыкание перед папой Римским и западными странами.

Роль церкви

Возвышение Москвы абсолютно уникальный процесс с точки зрения взаимодействия князей и церкви. В частности после того, как Владимирский митрополит переехал в Москву, православная епархия так же перебазировалась в этот город. Почему именно Москва? Я уже говорил, что Москва долгое время поддерживала Орду и только благодаря этой поддержке и взаимной помощи от Орды смогла укрепить свои позиции. То же самое можно сказать и в отношении церкви. Для церкви ордынское иго было идеальным временем, когда позиции Русской православной церкви были максимально сильными. После того как ордынское иго было свергнуто, все русские правители проводили политику притеснения церкви. Достаточно подчеркнуть, что в период ордынской зависимости в русских православных церквях служили молебны о здравии ордынского хана. Тоже продолжалась даже после того, когда Орда официально приняла ислам.

То есть концу 13 века возникла удивительная ситуация, когда интересы Орды, Москвы и православной церкви совпали. В результате получился союз политической Москвы и православной церкви. И только когда стало понятно, что идеи объединения русских земель достигли своего пика, православная церковь выступила против Орды и поддержала Дмитрия Донского (московского князя) в Куликовской битве. Поэтому можно говорить, что политика Москвы и православной церкви, начиная с 13 века совпадают.

Князья

Процесс объединения русских земель и возвышения Москвы проходил начиная с 14 века и до окончания правления Василия 3. Именно при Василие 3 собирание русских земель было завешено. После этого Иван Грозный и последующие правители включали в состав Руси и России другие, не исконно русские, земли.

Возвышение Москвы это процесс, в котором приняли участие следующие князья:

  • Даниил Александрович
  • Юрий Даниилович
  • Иван Калита
  • Дмитрий Донской
  • Василий 1
  • Василий 2
  • Иван 3 (Грозный)
  • Василий 3

Численность населения средневековой Москвы.

Численность населения средневековой Москвы.

«Летописные источники и актовые материалы представляют нам Москву XIV-XV вв. как большой городской центр Северо-Восточной Руси, уступаю­щий только Новгороду и, может быть, Пскову. В собственной Залесской земле, под которой наши источники понимают в основном междуречье Волги и Оки с примыкающими к нему района­ми, Москва была и в эти столетия, без сомнения, крупнейшим горо­дом.

Однако прямых указаний на числен­ность населения в Москве очень немно­го. Наибольшее значение имеет летописное свидетельство о количестве тру­пов, погребенных в Москве после ее разорения Тохтамышем в 1382 г. Обычно приводится заметка Воскресенской ле­тописи, согласно которой за уборку 80 трупов платили по 1 рублю, всего же выдано 300 рублей. По этому счету выходит, что в Москве было убито 24 тыс. человек.

Но показание Воскре­сенской летописи несогласно с более древними известиями, по которым истра­чено было всего 150 рублей 129). Наи­более же точные сведения дает так на­зываемый «Рогожский летописец», осо­бенно ценный для московской истории XIV в. Он сообщает, что давали за 40 мертвецов по полтине, а от 70 — по рублю, и сочли, что всего раздали 150 рублей 130). Таким образом, надо признать, что убрано было около 10 тыс.

трупов. Повышение оплаты в зависимо­сти от количества убранных трупов, отмеченное «Рогожским летописцем»,- такая деталь, какая была уже неинте­ресна позднейшим сводчикам, всегда склонным округлять и увеличивать циф­ры погибших во время битв, осад и сти­хийных бедствий. Поэтому мы имеем полное право рассматривать показание «Рогожского летописца» как самое достоверное.

Приведенная нами цифра в 10 тыс. погибших москвичей только косвенно говорит о количестве населения в 1382 г. В это число входили не одни горожане, но и беглецы из окрестных сел и де­ревень. В то же время нельзя забывать о многочисленных пленных, уведенных татарами, ведь Тохтамыш «. полона поведе в Орду множество бещисленое». Кроме того, многие москвичи, особен­но бояре и купцы, со своими семьями покинули город до прихода татар. Циф­ра в 10 тыс. жителей для Москвы кажет­ся скорее преуменьшенной, чем пре­увеличенной. Напрашивается вывод, что московское население в 1382 г. мож­но исчислять примерно вдвое против названной цифры, в 15-20 тыс. человек. Такая цифра очень высока, как пока­зывают исследования о численности населения в крупных западноевропей­ских городах.

Читайте также  Xvii век - век упущенных возможностей

Наши предположения подтвержда­ются другими летописными известиями о Москве конца XIV столетия. В пожар 1390 г. на посаде сгорело несколько тысяч дворов . Хотя количество унич­тоженных дворов измерялось тысячами, пострадала только часть городского по­сада. Более точные сведения дает нам летописное известие о пожаре 1488 г., охватившем примерно полгорода, без Кремля и значительной части Великого посада. Пожар начался от церкви Бла­говещения на Болоте, и погорели «. дво­ры всех богатых гостей и людей всех с пять тысячь» . Значит, на посаде находилось не менее 5 тыс. дворов. По­лагая на каждый двор минимальную цифру в 2 человека, получим до 10 тыс. жителей. Прибавив население Кремля и уцелевших дворов на посаде, смело можно говорить о том, что Москва в целом насчитывала 8-10 тыс. дворов, т. е. имела никак не менее 20 тыс. жи­телей, а вероятно, значительно больше, так как обычно во дворах жило не по 2, а по 3-4 человека.

Конечно, численность московского населения не оставалась неизменной на протяжении двух столетий и имела тенденцию к непрерывному росту. Осо­бенно большой скачок в увеличении населения, по-видимому, произошел в Москве за тот короткий период време­ни, который отделяет княжение Ивана Калиты от княжения Дмитрия Дон­ского. Это обстоятельство еще хорошо помнили в XV в., когда епископ Питирим написал житие Петра-митрополита. По словам Питирима, град Москва при Калите был еще малонаселенным. А сказания о нашествии Тохтамыша, наоборот, рисуют Москву богатой и многолюдной. Новый период роста мос­ковского населения начинается со вто­рой половины XV в., после окончания феодальной войны между Василием Темным и Шемякой, когда Москва пе­реживала относительно спокойный пе­риод.

Наши соображения о численности московского населения в XIV-XV вв. можно проверить и путем наблюдения над топографией города. Москва вре­мен Калиты занимала, как мы видели выше, только территорию Кремля и По­дол Китайгородского холма. Самый Китайгородский холм, Заречье и Занеглименье заселены были очень слабо. Во второй половине XIV в. Китайгород­ский холм уже заселили, а поселения в Заречье и в Занеглименье сильно рас­ширились. Спустя столетие (в конце XV в.) поселения на северном берегу Москвы-реки дошли примерно до линии позднейшего Белого города. Это расши­рение границ города соответствовало непрерывному росту численности город­ского населения, жившего на обширных пространствах Белого города и отчасти Замоскворечья.»

Цитата из работы Тихомирова М.Н. Древняя Москва XII — XV вв.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Московская орда

Мусульмане в Москве появились в XVI веке, первая каменная мечеть — в середине XIX века, а сейчас их в городе всего шесть. МОСЛЕНТА исследует историю московских мусульман, первыми из которых были татары.

Первый татарин на Москве

Ордынка, Татарские улицы, Балчуг (болото) — в Москве много мест так или иначе связанных с татарским миром. Но, как выясняется, названия эти не самые древние. А первое связанное с Ордой название на карте российской столицы — Черкизово.

Первые достоверные известия о проживающих в Москве татарах относятся к середине XIV века. Конечно, появлялись они тут и раньше, но все больше по собственной инициативе, как незваные гости, о чем напоминает известная пословица. А вот когда в Орде началась «великая замятня» (1359 – 1380 годы) и за двадцать лет на троне сменилось 25 ханов, тут-то и потянулись на Русь политэмигранты с Волги. Первым достоверно известным татарином на службе московского князя стал ордынский царевич Серкиз-бей (или Черкиз), который спасаясь от преследования Мамая, со своим родом и слугами оказался в Москве где-то в 60-70 годы. Из письменных источников известно, что в вотчину ему князем Дмитрием были отведены четыре деревни на северо-востоке от города, объединенные под названием Черкизово. Царевич принял христианство и был в крещении наречен Иваном, а сын его, князь Андрей Черкизович, был одним из воевод на Куликовом поле и сложил там голову. От внука Черкиза — Федора Андреевича по прозвищу Старко, пошел род князей Старковых.

В следующем, XV столетии подобное явление стало гораздо более частым. Орда пребывала в раздробленности и катилась к упадку, Русь становилась все сильнее. К тому же середина века на нашей земле прошла в перманентных междоусобных войнах между московскими и звенигородскими князьями, и сильные воины были в цене.

Однако, попадая на Русь, серьезного влияния на культуру страны выходцы с востока не оказывали и очень быстро растворялись в русской среде. Прежде всего, это связно с тем, что все они принимали христианство — крещение было непреложным условием поступления на службу. Многие из знаменитых русских дворянских семей сохранили татарские фамилии или память о них: Мансуровы, Сабуровы, Юсуповы, Кутузовы (от имени Кутдус), Шереметевы (от имени Шир-Ахмет), Аксаковы (от клички Аксак — хромой), Алябьевы (от Али-бей), Ахматовы, Барановы (род идет от мурзы Ждана по прозвищу Баран, вышедшего в 1430-е годы из Крыма на службу к Великому князю Василию Васильевичу), Карамзины (от Кара-Мурзы), Бутурлины, Ермоловы (предок этого рода — Арслан мурза Ермола) и так далее. Естественно, в жизни этих семей не было места мусульманским традициям и татарскому языку, только память о происхождении предков.

Редкие исключения были лишь в тех местах, где пришедшие на Русь татары компактно селились большими группами — Касимовское ханство (сейчас — Рязанская область), Наровчатовское и Темниковское княжества (на Средней Волге и Оке). Там татары продолжали исповедовать ислам и сохраняли свои традиции. Впрочем, от Москвы это было сравнительно далеко.

«Казань брал, Астрахань брал…»

С 1742 по 1744 годы из 536 мечетей в Казанском уезде было разрушено 418

Изображение: РИА Новости

Ситуация изменилась в XVI столетии, когда Казанское и Астраханское ханства были завоеваны войсками Ивана Грозного и, после череды жестоко подавленных восстаний, вошли в состав Московского царства. Естественно, татарские, башкирские и ногайские вельможи теперь служили государю, в столице стали появляться их дворы-ставки, да и торговля с Поволжьем оживилась. В основном, гости селились в Замоскворечье, которое тогда активно обживалось москвичами. В ту сторону шла дорога на Орду — Ордынка. Известно, что именно там, где-то в районе нынешнего Павелецкого вокзала и улицы Зацепа, находился Ногайский двор, где проходили конские торги — степняки пригоняли табуны на продажу. Там же за рекой и заливными лугами стала формироваться татарская слобода. Первое упоминание о ней относится к началу XVII века (1619 год), но тогда она уже существовала, и мы можем допустить, что она появилась чуть ранее. Татары не только торговали, но и занимались традиционными ремеслами, что также нашло отражение в столичной топонимике: Кожевенный переулок, Стремянной переулок, Конный переулок. Тогда же на карте Москвы появляются название Ордынка, Крымский брод, чуть позже Балчуг — по-татарски «болото». Видимо, к этому же времени (конец XVI – начало XVII веков) относится и появление первых мусульманских молельных домов, а возможно, даже скромных мечетей в Татарской слободе. Но точных данных, к сожалению, мы не имеем.

Но даже если мечеть в Москве была, то лишь до середины XVII века: в 1649 году царь Алексей Михайлович специальным указом упразднил все иноверческие (то есть неправославные) храмы и выселил большинство жителей Татарской слободы на дальние московские земли. Случилось это после печально известного Соляного бунта, здорово напугавшего власти. Видимо, свою роль сыграл и суровый патриарх Никон, имевший в это время на Алексея большое влияние.

Новокрещеные иноверцы освобождались на три года от уплаты налогов, вместо них подати должны были платить их односельчане-«нехристи». Крестившимся крестьянам выделялись лучшие посевные земли. Если уличенный в воровстве или в другом преступлении инородец принимал христианскую веру, его прощали. Христиане платили налогов вдвое меньше, чем их соседи-мусульмане

Впрочем, подобные меры вписывались в общую политическую линию, которую Москва тогда проводила по отношению к покоренным народам — сделать все для максимальной христианизации новых территорий. В российской историографии об этом вспоминают редко, но факты — вещь упрямая: политика по отношению к поволжским и сибирским мусульманам, а также к сибирякам-язычникам была жесткая. Еще в 1628 году был издан Указ, запрещающий мусульманским мурзам в Поволжье владеть крепостными-христианами. А если помещик крестится — пожалуйста, что было подтверждено в 1648 году. Апогеем колониального гнета стал Указ от 16 мая 1681 года, который фактически вводил «добровольно-принудительную» христианизацию: за отказ креститься нерусские феодалы могли вообще потерять свои земли, а рядовые массы «иноверцев» превращались в крепостных. Ответом стала череда серьезных восстаний татар и башкир, после кровавого подавления которых, скандальный Указ был отменен.

В XVIII веке к мусульманам Поволжья стали относиться немного мягче. При этом общая линия осталась прежней, изменились лишь форма — принуждение к христианизации строилось теперь в основном на экономических стимулах. По специальному Указу Анны Иоанновны новокрещеные иноверцы из государственных (живших на землях, принадлежавших казне) крестьян освобождались на три года от уплаты налогов, вместо них подати должны были платить их односельчане-«нехристи». Крестившимся крестьянам выделялись лучшие посевные земли. Если уличенный в воровстве или в другом преступлении инородец принимал христианскую веру, его прощали. Да и платили налогов христиане вдвое меньше, чем их соседи-мусульмане.

Попутно проводилась политика вытеснения мусульманских институтов. Мечети можно было строить лишь с позволения губернских властей, медресе закрывались. В 40-е годы, уже при Елизавете Петровне, политика властей снова стала более жесткой. В течение двух лет — с 1742 по 1744 годы — из 536 мечетей в Казанском уезде было разрушено 418.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: