Направления внутренней политики xviii-xix веков

История нашего мира начиная с каменного века и заканчивая современным временем.

Направления внутренней политики xviii-xix веков

Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века

Дворцовый переворот 1801г.

Начало XIX столетия ознаменовалось в истории царского самодержавия новым дворцовым переворотом.

Недолгое царствование Павла I имело тяжелые последствия для Русского государства. Павел был жестоким правителем, деспотичным, болезненно мнительным и своевольным. В своей внутренней и внешней политике он действовал по личной прихоти, неразумно. Ненавидя свою мать Екатерину II, он стремился переделать все, что сделала она, отменял изданные ею законы и распоряжения и заменял их своими. Это внесло путаницу и хаос в управление государством.

Внешняя политика была также неустойчива. Павел непродуманно заключал и расторгал договоры с иностранными государствами, объявлял войны. Это приводило к большим конфликтам с крупнейшими государствами того времени — Англией, Австрией и Пруссией.

Жестокость и деспотизм царя не знали границ. Иногда разгневанный царь за малейшую провинность отправлял в ссылку целые.полки. Сотнями высылал из столицы неугодных ему дворян и офицеров, заключал в тюрьмы и ссылал в Сибирь.

Большая группа дворян — гвардейских офицеров, придворных, чиновников — составила заговор, чтобы устранить царя и заменить его другим, более умным и послушным. Заговорщиков поддерживал наследник царя, его старший сын Александр.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. заговорщики проникли во дворец, ворвались в спальню царя и убили его. На престол вступил Александр I (1801 — 1825).

Александр I

Основными чертами характера нового царя были хитрость, лицемерие и ханжество. С раннего детства ему приходилось угождать то бабке, то отцу, которые ненавидели друг друга, постоянно враждовали между собой. Новый царь был человеком слабовольным и ленивым. Воспитатели говорили, что он не прочитал до конца ни одной книги. Впоследствии А. С. Пушкин нарисовал незабываемый по глубине характеристики и яркости портрет царя Александра I:

  • Властитель слабый и лукавый,
  • Плешивый щеголь, враг труда,
  • Нечаянно пригретый славой,
  • Над нами царствовал тогда.

Александр I был таким же самодержцем и крепостником, выразителем и защитником интересов дворянства, как и его предшественники. Но в начале своего царствования он стремился завоевать популярность и поэтому действовал более тонкими методами, чем его отец. Чтобы привлечь на свою сторону широкие круги дворянства, он в своем манифесте обещал править «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II. Прежде всего он ликвидировал некоторые наиболее тяжелые последствия павловского царствования: были амнистированы опальные при Павле I дворяне, облегчен въезд в Россию и выезд из нее, несколько смягчена цензура, удалены от двора павловские любимцы. Эти меры не затрагивали основ самодержавного строя, но создавали видимость либерализма и заботы царя о своих подданных. Крупнейшим событием начала XIX в. явилось добровольное присоединение Грузии к России в 1801 г., которое имело огромное положительное значение для грузинского народа. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Реформы государственного управления и просвещения

Наиболее важное значение имели преобразования в области государственного управления. Значительной перестройке подвергся центральный аппарат власти. Вместо старых петровских коллегий вводились министерства, в которых министр являлся единоличным руководителем.

В отличие от коллегий министерства имели подчиненные им органы на местах. Это позволяло лучше руководить той или иной отраслью государственного управления. Деятельность каждого министерства была четко определена. Были образованы министерства:

  1. военное,
  2. морское,
  3. иностранных дел,
  4. просвещения,
  5. финансов и др.

Высшим учреждением в стране становился созданный в это время Государственный совет. В его состав входили министры и другие крупные чиновники. Он являлся совещательным органом при царе.

Положительное значение имели мероприятия в области просвещения. Для подготовки образованных специалистов и чиновников было увеличено число средних и высших учебных заведений (правда доступных преимущественно дворянам), открыты университеты в Казани, Харькове, Петербурге, Дерпте (Тарту). Было создано несколько близких к ним по своим учебным программам лицеев, в том числе Царскосельский, в котором учился А. С. Пушкин. Гораздо меньше внимания уделялось начальной школе. Это и понятно — крепостническое государство препятствовало распространению образования среди «низших» сословий.

Все эти преобразования лишь подкрашивали фасад «безобразного здания российского самодержавия», но оставляли незыблемыми царскую монархию и крепостное право. Они призваны были укрепить самодержавный строй и крепостнические порядки, отсрочить их падение.

Международное положение России в начале 19в

Международное положение России в начале XIX в. было чрезвычайно сложным. В 1804 г. Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором Франции. Он задушил французскую революцию и начал вести захватническую внешнюю политику в интересах крупной французской буржуазии. Наполеон стремился завоевать мировое господство, подчинить себе все европейские государства. Создание французской империи, указывал Ленин, сопровождалось порабощением ряда крупных народов Европы; наполеоновские войны с этого времени носят захватнический характер и порождают «национально-освободительные войны».

Уже в начале века России пришлось вести войны с наполеоновской Францией в союзе сначала с Австрией, а затем с Пруссией. Эти войны оказались неудачными для союзников.

Тильзитский мир

Царское правительство вынуждено было пойти на заключение мира, который был подписан в местечке Тильзит и поэтому получил название Тильзитского мира (1807). По этому договору Россия не понесла каких-либо территориальных потерь. Императоры договорились о том, что Наполеон получает свободу действий в Западной Европе, а Александр — на севере и востоке Европы. Таким образом, императоры обещали не мешать друг другу.

Но в целом этот договор был невыгодным для России.

  1. Во-первых, из отторгнутых от Пруссии польских земель Наполеон создал герцогство Варшавское, чтобы иметь удобный плацдарм для нападения на Россию;
  2. во-вторых, Россия обязывалась присоединиться к континентальной блокаде.

Сущность ее заключалась в следующем. Наполеон не мог нанести Англии сокрушительного военного поражения, так как Францию и Англию разделяло море, а на море господствовал английский флот. Тогда Наполеон попытался нанести удар по экономической мощи Англии. Чтобы полностью отрезать ее от континента, он запретил всем европейским государствам вести с ней торговлю, т. е. установил континентальную блокаду. Теперь Россия тоже была вынуждена порвать все торговые связи с Англией.

Тильзитский мир был непрочным. Им недовольны были обе стороны. Наполеон был недоволен тем, что ему не удалось установить полную гегемонию Франции в Европе. Россия по-прежнему стояла на его пути к мировому господству. Поэтому Наполеон рассматривал Тильзитский мир лишь как передышку для подготовки новой большой войны с Россией.

Тильзитским миром были недовольны широкие круги русского дворянства и купечества, заинтересованные в торговле с Англией: в сбыте сырья и получении необходимых промышленных товаров. Прекращение торговли с Англией наносило ущерб экономике России, расстраивало торговлю и некоторые отрасли промышленности, вело к резкому падению цен на товары — подрывало финансы страны.

Укрепив свое положение в Европе, Наполеон начал готовить войну против России. Французский император стремился расчленить Россию, превратить ее в третьестепенную державу или даже полностью поработить ее. «Я буду властелином мира,- говорил он, -остается одна Россия, но я раздавлю ее». Обстановка благоприятствовала Наполеону. На его стороне были Австрия, Пруссия, Испания, итальянские государства и другие европейские страны, разгромленные Наполеоном в предыдущих войнах. Положение России осложнялось тем, что ей в это время пришлось вести продолжительные и тяжелые войны с Турцией, Ираном, Швецией.

  • В результате войны с Турцией (1806- 1812 гг.) была освобождена от турецкого ига значительная часть Молдавии — Бессарабия, которая вошла в состав России.
  • В результате войны с Ираном (1804-1813 гг.) к России отошла значительная часть Азербайджана.
  • Война со Швецией (1808- 1809 гг.) завершилась присоединением Финляндии — было создано автономное Великое княжество Финляндское в составе России.
Читайте также  Современная украинская историография

Хотя эти войны и были успешными для России, но они требовали больших средств и сопровождались значительными людскими потерями. России пришлось одной бороться с Наполеоном и его сателлитами — зависимыми от него государствами. Единственный ее союзник — Англия не оказала существенной военной помощи.

Внутренняя политика России в XIX веке

Главная цель внутренней политики царского правительства в XIX в. со­стояла в том, чтобы усилить Россию как великую державу. С одной стороны, на­блюдалось стремление укрепить существующую экономическую и социально-политическую систему, а с другой — усовершенствовать ее в соответствии с по­требностями времени. Поэтому в методах проведения внутренней политики не­которые нововведения сочетались с мероприятиями, консервировавшими преж­нее социально-политическое устройство России. В целом же во внутренней по­литике доминировала тенденция, направленная на сохранение абсолютизма, привилегированного положения дворянства, подавление инакомыслия и анти­правительственных действий.

Александр I (1801-1825) до 1815г. проводил политику просвещенного аб­солютизма. В это время были проведены незначительные реформы государст­венного управления: в 1802г. устаревшие коллегии были заменены министерст­вами, реформирован Сенат, в 1810г. учрежден Государственный совет, которому были приданы совещательные функции при разработке важнейших законов. Наиболее активным сторонником реформирования системы государственного управления был М.М. Сперанский. Однако против реформаторов выступили кон­сервативные дворяне во главе с Н.М. Карамзиным. В практическом плане реак­ционную политику стал проводить граф А.А. Аракчеев. В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике доминировала консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина». Эта политика была нацелена на упрочение абсолютизма и крепостного права. Наи­более ярким проявлением «аракчеевщины» стали военные поселения — особая форма комплектования и содержания армии. В царствование Николая I (1825-1855) консервативно-охранительная тенденция во внутренней политике еще бо­лее усилилась. Была уменьшена роль Государственного совета, система мини­стерств подменялась канцелярией императора, особое место занимало 3-е отде­ление канцелярии и приданный ему корпус жандармов, осуществлявшие полити­ческий сыск в России и за ее пределами.

Важнейшей проблемой внутренней политики России являлись взаимоот­ношения помещиков и крестьян. В решении крестьянского вопроса Россия значи­тельно отставала от европейских государств. Крепостное право и не заинтересо­ванность крестьян в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным, а отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие про­мышленности. Александр I и Николай I понимали необходимость изменения су­ществующего положения. По их поручению государственные деятели и Секрет­ные комитеты разрабатывали проекты освобождения или хотя бы улучшения по­ложения крестьян. Однако практического воплощения они не получили. Ряд при­нятых законов по крестьянскому вопросу привел к частичным изменениям, не ме­нявшим сути крепостнических отношений в деревне.

К середине XIX века явственно проявилось отставание России от передо­вых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах, а самой острой проблемой в стране стал аграрно-крестьянский вопрос. Модернизацией России занялся император Александр II (1855-1881). Им были проведены реформы, которые приспосабливали самодержавие к развитию капи­талистических отношений и направляли страну в русло европейского типа развития.

Отмена крепостного права (1861г.)

Реформа «почвы» касалась трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей, выкупная сделка. Крестьянам предоставлялась личная свобода и общегражданские права, они могли владеть имуществом, вы­ступать как юридическое лицо, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась со­хранением общины и общинного землевладения, а также круговой порукой. Кре­стьяне получали наделы земли, размеры которых зависели от плодородия почвы. При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно уреза­ны. В целом по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем они обра­батывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян, за возвращение которых они боролись до 1917г. Получая землю, кре­стьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Она была завышена по сравнению с рыночной ценой земли в 1,5 раза. Для выкупа земли крестьяне взяли у государст­ва ссуду на 49 лет под 6 % годовых. К 1906 г. крестьяне выплатили государству около 2 млрд. рублей, т.е. почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861г.

Отмена крепостного права принесла свободу многим миллионам крепост­ных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений. Одна­ко она сохранила помещичье землевладение и сделала крестьян малоземельны­ми, что постоянно революционизировало крестьянство и усиливало социальную напряженность.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

Земская реформа (1864г.) Реформа изменила местное управление: в гу­берниях и уездах создавались земские учреждения — земства. Это были выбор­ные органы из представителей всех сословий, они решали вопросы местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, развитие торговли и промышленности.

Городская реформа (1870г.) привела к созданию в городах всесословных органов — городских дум. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, развитием просвещения и здравоохранения.

Судебная реформа (1864г.) вводила в России новые принципы судопро­изводства: всесословность суда, его независимость от администрации, несме­няемость судей, гласность и состязательность судебного процесса, вердикт вы­носился присяжными заседателями.

Военная реформа (1874г.) была призвана сократить численность армии и вместе с тем поднять ее боеспособность. Отменялась рекрутская повинность и вводилась всесословная воинская повинность с 21 года. Осуществлялось пере­вооружение армии, улучшалась подготовка офицерских кадров, совершенство­валась система управления армией и флотом.

Проведенные Александром I реформы имели прогрессивный характер и закладывали основу для эволюционного пути развития страны. Россия в опреде­ленной степени приблизилась к передовой для того времени европейской соци­ально-политической модели. Александр II был близок к принятию умеренной кон­ституции, но его убийство I марта 1881 г. народовольцами изменило общее на­правление правительственного курса. Александр III (1881-1894), глубоко консер­вативный по своим взглядам человек, пришел к выводу, что волна терроризма, прокатившаяся по стране и уничтожившая, в частности, его отца, была следстви­ем либерализации страны и реформ Александра II. Происходит усиление реак­ционной тенденции во внутренней политике, осуществляются контрреформы. Но контрреформы наблюдались только в общественно-политической сфере, в соци­ально-экономической области реформы продолжались ускоренными темпами, что обеспечило продвижение России к индустриальному обществу.

Конспект урока по истории на тему Внутренняя политика России во второй половине XVIII века. 10 класс

3. Конспект урока

Тема урока: Внутренняя политика России во второй половине XVIII века.

Тип урока: Комбинированный.

1. Охарактеризовать внутреннюю политику (реформы) Екатерины II, сущность политики «просвещенного абсолютизма».

1. Развивать умение работать с историческими материалами, сравнивать и анализировать данный материал, делать выводы.

2. Воспитать на примере Екатерины II желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам, патриотизм, гордость за свою Родину.

Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут:

— Давать определение термину «Просвещенный абсолютизм»;

— Перечислить основные мероприятия, проведенные Екатериной II ;

— Перечислить причины и итоги крестьянского восстания под предводительством Е.Пугачева;

Оборудование: Журавлёва О.Н., Пашкова Т.И., Кузин Д.В. История России 10 класс. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 368 с., атлас по Истории России 10 класс.

Читайте также  Первые киевские князья (ix — середина x в.)

1. Политика Просвещенного абсолютизма.

2. Восстание под предводительством Е. Пугачева.

3. Реформы Екатерины II .

4. Переход к консервативной политике.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Прочитайте документ, выданный вам (Приложение 1). И скажите, о ком пойдёт на уроке речь?

Почему вы так решили? Докажите, используя документ.

Как вы считаете, почему мы уделяем политике Екатерины целый урок?

Сегодня на уроке мы рассмотрим более подробно направления её деятельности.

На уроке речь пойдет об императрице Екатерине II .

У неё был ум гибкий и осторожный, сообразительный, так при дворе царили интриги, было время Дворцовых переворотов, и она могла стать жертвой очередного переворота; ум, который знал своё место и время и не колол глаз другим, она определить стратегические и тактические задачи; она обладала даром внимания к человеку – умела приблизить талантливых и преданных людей, разбирающихся в вопросах государственной политики.

Была целая эпоха её правления, которая оказала влияние на все сферы жизни. Она завоевала выход в Чёрное море, огромные территории вошли в состав России. Россия стала могущественной империей, с которой считались европейские монархи

2.Изучение нового материала

1)Политика Просвещен-ного абсолютизма.

2)Восстание под предводительством Е.Пугачева.

3)Реформы Екатерины II

4)Переход к консерватив-ной политике

Деятельность императрицы связана с европейским явлением 18 века – Просвещенным абсолютизмом. Под ним понимаются идеология и политический курс ряда европейских монархов, направленные на улучшение жизнедеятельности общества и государства.

Екатерина II полагала, что Россия нуждается в преобразованиях, затрагивающих аппарат государственного управления, законы и сословия, крепостное право.

Изучите пункт 1 параграфа 34 и назовите основные мероприятия, проведенные Екатериной II

На время правления Екатерины II приходится крупнейшее выступление социальных низов. Как вы думаете, каковы причины данного выступления?

С помощью карты и текста учебника (пункт 2 параграфа 34) проследите ход восстания и назовите последствия восстания. Запишите их в тетрадь.

В 70-80 годы императрица проводит реформы, которые на долгое время определили развитие русского общества.

Ваша задача изучить пункт 3 параграфа 34, вспомнить пункт 1 данного параграфа и заполнить таблицу Реформы Екатерины II (Приложение 2).

В последние годы жизни, после Французской революции, Екатерина II продолжала разрабатывать новые законы, но осуществление реформ прекратилось: царица опасалась вызвать нежелательные последствия.

Значительно ужесточилось отношение к отечественным вольнодумцам. Просветитель и издатель Н.И. Новиков, с которым в прежние годы императрица вела длительную полемику в печати (она анонимно издавала свой журнал), теперь был отправлен в крепость.

Прочитав книгу А.Н. Радищева «Путешествия из Петербурга в Москву», вышедшую в мае 1790 г., Екатерина в сердцах назвала ее автора «бунтовщиком хуже Пугачева». Страстное обличение крепостного права не могло вызвать гнев Екатерины: в этом ее взгляды не так уж сильно отличались от высказанных Радищевым. Но если Екатерина всегда стремилась к постепенности преобразований, то Радищев, угрожая помещикам и монархам, призывал к насилию. И это — когда во Франции уже развернулась революция. Суд приговорил Радищева к смерти. Однако казнить человека за книгу, за высказанное мнение, Екатерине, ценившей свою репутацию просвещенной монархини, все же было неудобно. Она заменила смертный приговор 10-летней ссылкой в Сибирь.

Ссылку Радищева нередко рассматривают как свидетельство перехода Екатерины к консервативной внутренней политике и отказу от либерализма. Но есть и иное мнение, согласно которому императрица до конца дней оставалась сторонницей либерализма и просветительских идеалов, но категорически отвергала радикальные призывы к насильственному свержению власти.

Записывают определение «просвещенный абсолютизм».

1)Разделение Сената на 6 департаментов и снижение его значения в целом. 2)Секуляризация церковного землевладения. 3)Отменено гетманство на Украине, создана Малороссийская коллегия. 4)Для принятия новых законов была Уложенная комиссия. В качестве руководства Екатериной был создан «Наказ» комиссии. Комиссия распущена из-за разногласий при принятии решений. Но, благодаря ей, императрица укрепила свое положение на троне.

Причины восстания Пугачева:

1)Тяжелейшее положение народа, крепостных крестьян, рабочих уральских заводов

2)Злоупотребление властью государственных чиновников

3)Отдаленность территории восстания от столиц, что рождало вседозволенность местных властей

4)Глубоко укоренившееся в русском обществе недоверие между государством и населением

5)Вера народа в «доброго царя-заступника»

Итоги: Восстание подавлено. Не сумело изменить государственные устои, но послужило предостережением для образованной части общества.

Ознакомление с текстом и заполнение таблицы (Приложение 2).

Направления внутренней политики xviii-xix веков

Подробное решение параграф § 41 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013

1. Чем объяснить тот факт, что, узнав о смерти императора Павла I, петербургское дворянство пировало несколько дней?

Потому что император Павел I в противовес своей матери Екатерине II, отменил многие дворянские привилегии. Так, был запрещен свободный переход из армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената, утверждаемого царем, вводилось обложение дворян налогами, была ограничена деятельность дворянских сословных учреждений.

Павел I стремился превратить русских дворян в дисциплинированное сословие, полностью подчиненное воле императора. Чтобы избежать влияния идей революционной Европы, царь запретил выезд за границу, деятельность частных типографий и даже некоторые фасоны одежды, модные во Франции.

Военные уставы, введенные в русской армии поклонником прусской военной системы Павлом I, имели целью воспитать в войсках исполнительность, механическую слаженность в противовес духу инициативы и самостоятельности.

Такое поведении царя вызывали недовольство дворян и его смерть вызвала бурную радость в их кругах.

2. Почему А.С. Пушкин характеризовал первые годы царствования Александра I как «дней александровых прекрасное начало»? Какие из нововведений этого периода были наиболее важными?

Потому что в первые годы правления Александра І провел ряд либеральных реформ и обсуждались наиболее острые проблемы российского общества: перестройка аппарата управления, направленная на введение в России основ конституционной монархии, решение крестьянского вопроса.

Наиболее важными из нововведений можно назвать разрешение деятельности частных типографий, восстановление статуса Сената, введение министерств, создание Государственного совета – законосовещательного органа при царе, дарование конституции царству Польскому, принятие Указа о «вольных хлебопашацах».

3. Какой принцип положил М.М. Сперанский в основу будущего государственного устройства России?

В основу будущего государственного устройства М.М. Сперанский положил принцип равенства сословий перед государством и постепенного предоставления подданным политических и гражданских прав, а также создание стройной системы законодательных, исполнительных и судебных учреждений во главе с императором.

4. Какую форму государственного устройства прибрела бы Россия в случае реализации проекта Сперанского?

Форму конституционной монархии.

5. Охарактеризуйте цели внутренней политики Николая I. Какими средствами он их добивался?

Целью деятельности Николая I было восстановление незыблемых начал самодержавия, которые были подорваны обветшалым государственным аппаратом, взяточничеством чиновников.

Свою цель Николай I реализовывал с помощью Тайной канцелярии и Третьего отделения. Второе отделение канцелярии занималось кодификацией законов, что прямо отвечало интересам «регулярного» государства. Третье отделение пресекало любое инакомыслие в обществе и преследовало всех недовольных.

1. Начните составление таблицы «Основные направления внутренней политики России в конце XVIII – XIX в.».

Читайте также  Культура имперской россии

2. Прочитайте выдержку из речи Александра I: «Устройство, уже существовавшее в вашем крае, дозволило мне ввести немедленно то, которое я даровал вам, руководясь правилами свободных учреждений, не перестававших быть предметом моих забот и которых благодетельное влияние надеюсь я с помощью Божьей распространить на все страны, попечению моему вверенные. Таким образом вы мне подали средство явить моему Отечеству то, что уже издавна я ему готовлю и чем оно воспользуется, как только начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости. »

Когда и где была произнесена данная речь? При каких условиях, как полагал Александр I, могли быть распространены «правила свободных учреждений» по всей стране?

Данная речь была произнесена Александром I в 1815 году при даровании конституции Польскому царству. Александр I полагал ввести конституцию в Российской империи, когда она достигнет надлежащей зрелости.

3. Отечественный историк Ю.В. Готье писал, что Николай I «любил Россию тяжелою любовью, которую она долго не могла забыть». Как вы понимаете эти слова?

Николай был глубоко и религиозно убежден в том, что всю жизнь он посвящает благу родины, он проводил за работой восемнадцать часов в сутки, трудился до поздней ночи, вставал на заре и т.д. Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии все видеть своими глазами, все слышать своими ушами, все регламентировать по своему разумению, все преобразовать волею своею. Но средства, с помощью которых он надеялся принести благополучие Родине, были жесткими и карающими всех вольнодумцев и либералов.

Внутренняя политики России во второй половине XIX в.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Направления и этапы внутренней политики

В середине $XIX$ в. явно обозначились основные трудности Российского государства – социальное и политическое отставание и глубокий разрыв с экономиками капиталистических государств. Исходя из этих проблем, обозначились главные цели внутренней политики правительства, к которым добавлялось сохранение незыблемости самодержавия. Внутреннюю политику второй половины $XIX$ в. можно разделить на $3$ этапа:

  1. До и во время проведения крестьянской реформы
  2. Реформы $60-70$-х гг.
  3. Поворот к реакции в $80-90$-е гг.

Крестьянская реформа

Сохранение крепостного права стало самой острой социальной проблемой в $XIX$ в. Это был мощнейший негативный фактор для экономики, социально-политического развития. Среди общественных деятелей крепло убеждение в том, что крепостное право – позорный анахронизм. Неоднократно, с $XVIII$ в. появлялись различные проекты по крестьянскому вопросу, но ни один не претворили в жизнь.

В правительстве также понимали, что крестьянский вопрос должен быть решен, однако попытки улучшения жизни крестьян оказались малоэффективными, полумерами проблему было уже не решить.

Кроме того, совершенно естественно, что само крестьянство протестовало против крепостной зависимости, хотя в $XIX$ в. не было широких восстаний в связи с развитием полицейской системы. Неудача Крымской войны подтолкнула к развязке крестьянский вопрос. Уже и консервативные деятели выступали резко против крепостного права.

Александр II взошел на престол хорошо подготовленным и взялся за крестьянский вопрос сразу. В $1858$ г. начал работу Главный комитет по крестьянскому вопросу, он разрабатывал проект реформы. Важно, что в обсуждении участвовали помещики, но, разумеется, не крестьяне. Проект реформы Александр II подписал $19$ февраля $1861$ г., отмену крепостного права ознаменовал Манифест императора. Условия были описаны в Положении.

По Манифесту крестьяне получали личную свободу, общегражданские права. Но личную свободу ограничивала община. Сохранялась подушная подать, рекрутская повинность.

Готовые работы на аналогичную тему

Крестьяне наделялись наделами, которые в целом оказались меньше тех, что обрабатывались до реформы. Землю нужно было выкупать по сильно завышенной цене, но т.к. крестьяне не имели денег, государство давало ссуду в $80$% от необходимой к выплате суммы, остальное платила община. За $49$ лет крестьяне должны были вернуть государству деньги в виде выкупных платежей с процентами.

Фактически крестьяне попали во временно-обязанное состояние, когда приходилось платить оброк и по-прежнему выполнять некоторые повинности. Оно было ликвидировано законом в $1881$ г.

Реформа $1861$ г. по праву считается Великой, но и после ее проведения осталось много проблем.

Великие реформы

После освобождения крестьян продолжались реформы правительства Александра II. В $1864$ г. прошла Земская реформа, организовавшая в губерниях и уездах учреждения для самоуправления из представителей всех сословий. Земства решали хозяйственные вопросы и строго контролировались властями. Городская реформа в $1870$ г. ввела думы для решения вопросов благоустройства, медицины и просвещения, а также торговли в городах.

Изменилась и судебная система. Суд стал всесословным, процесс – независимым и состязательным. Появились присяжные заседатели. Крымская война показала необходимость военной реформы, что и было проведено правительством Александра II, в результате армия повысила боеспособность и догнала по уровню европейские страны.

Великие реформы не обошли и образование. Образование стало доступным для всех сословий. Появились земские школы, церковно-приходские и воскресные, а также частные. Университеты вернули автономию.

Итоги

Реформы Александра II имели прогрессивное значение, но расцвет революционных настроений, террора и убийство императора вернули реакционную жесткую политику. Александр III был ярым консерватором. После убийства Александра II был издан Манифест «О незыблемости самодержавия».

Таким образом, вторая половина$ XIX$ в. после либерального расцвета вернулась к реакционной внутренней политике контрреформ Александра III.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: