Направленность городских востаний

Бунташный век: почему 17-ый век называется бунташными, народные восстания эпохи, причины народного недовольства, отношение церкви и государства, позиции боярства.

Направленность городских востаний

Бунташный век

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Бунташный век — так называется 17-ое столетие в российской истории. Чаще всего говорится, что название века связано с большим количеством восстаний и бунтов в том время. Но это только одна сторона медали. Другая же сторона кроется в бунташном отображении церкви и сословий общества.

Причины

Причины, в результате которых Бунташный век стал возможным:

  1. Увеличение налогов. Государство после Смуты пыталось всеми средствами привлечь деньги в казну.
  2. Укрепление крепостничества и завершение процесса закрепощения крестьян.
  3. Войны. В это время были войны внутри страны (Смута), а также противостояние главным образом с Польшей и Швецией. Народ, устал от войн, которые, как известно, истощают общество (демографически, финансово).
  4. Церковный раскол. В церковном укладе менялось практически все, поэтому естественно простым людям это не нравилось. Ситуация усугублялась тем, что власть преследовала старообрядцев.

Народные восстания

17 век называют «Бунташным» во многом из-за народных движений (бунтов и восстаний), которые возникали с большой регулярностью и отличались размахом. В Бунташный век было 6 крупных восстаний (одно называется крестьянской войной) и огромное количество мелких восстаний, которые даже сосчитать невозможно. Основные народные движения той эпохи представлены в таблице ниже.

Таблица: Народные движения в Бунташном, 17–ом веке

Событие и дата Охваченные регионы Последствия
Соляной бунт. 1648 год. Москва, Воронеж, Курск, Козлов Принято Соборное уложение 1649 года.
Восставшие убили множество бояр.
Городские восстания 1650 года Новгород и Псков Восстание было подавлено царской армией. Порядок восстановлен.
Медный бунт. 1662 год. Москва Государство перестало чеканить медные деньги.
Восстание В. Р. Уса. 1666 год. Дон Расстрел восставших.
Восстание Разина. 1667 — 1671 гг. Дон, Поволжье Восстание подавлено царской армией. Разин казнен.
Соловецкое восстание. 1667-1671 гг. Соловецкий монастырь Обострение противоречий между церковью и староверами. Преследование старообрядцев.

Обратите внимание — для подавления большинства восстаний применялась регулярная армия. Причем не мелкие подразделения, а самые, что ни на есть, боевые. Считается, что если на век приходится 2-3 крупных народных волнения, значит в стране есть проблема. В 17 веке в России было 6 крупных волнений и более десятка мелких, причем все они произошли чуть больше чем за 20 лет (1648-1671), что говорит о критической точке народного терпения, которая была преодолена в это время. Не забывайте также и о том, что Россия к началу всех этих движений только-только преодолела Смутное время, которые также накладывается на 17 век.

Народные выступления 17 века отчетливо показывают, что страна нуждалась в изменениях. Старый порядок себя изжил, и нужно было что-то новое. В результате в начале 18 века совпало настроение русского общества и желания Петра 1 — в России начались масштабные реформы.

Карта восстаний

Карта народных восстаний в России в 17 веке.

Международные конфликты

Одна из причин народного недовольства властью и положением в стране заключалась в войнах. Россия в 17 веке вела следующие международные войны:

Церковь в 17 веке

Отдельно следует отметить, что Бунташный век относится не только к народным выступлениям, но и к церковной жизни. Там также назрел серьезный кризис, апогеем которого стал церковный раскол. Его еще называют реформой Никона.

Справедливости ради следует отметить, что необходимость церковных реформ в России 17 века объективно назрела. Но вот методы их реализации оставляли желать лучшего. В определенном смысле Никон был очень похож с Петром 1. Никон переделывал православную церковь на греческий лад, а Петр переделывал саму Россию на голландский лад. Но главное, что роднит этих людей — они очень легко разрывали с прошлым. И эти разрывы шли с таким перегибом, что Россия очень долго приходила в себя духовно и физически после Никона и после Петра 1.

Бунташный век практически полностью изменил русскую церковь: менялись обычаи, обряды, иконы, книги и так далее. Представьте насколько сильно это влияло на людей. Даже сегодня если церковь решит полностью изменить свои обряды — это приведет к народным волнениям. В 17 веке, когда люди были более набожными, это вызывало неизбежную и неотвратимую реакцию населения.

Бояре

Главные жертвы Бунташного века — бояре. Бояре были привилегированным сословием, но с каждым годом их положение становилось все тяжелее. 17 век в итоге стал временем заката боярства: их власть сокращалась, привилегии ограничивались, народ выступал против них. Закончилось все тем, что Петр 1 официально запретил боярство, а последний боярин в России умер в 1752 году.

На смену боярам приходило дворянство и здесь кроется очень важный момент. Многие историки говорят, что Бунташный век позволяет разделить историю России на «до» Петра и «после» него. Но стало это возможно только благодаря тому, что к концу 17 века бояре практически полностью были уничтожены (задвинуты), а дворянство еще не успело встать на ноги. Произошла своеобразная опричнина, при которой Россия осталась без элиты, и Петр 1 мог делать из страны все, чего ему хотелось — сопротивляться было некому, элиты в стране нет.

Правители эпохи

Бунташный век в истории России пришелся на период правления следующих царей:

Городские восстания середины XVII века. Война под руководством С.Т. Разина

Городские восстания середины XVII века. XVII век вошел в историю России как «бунташное время. «Соляной бунт» 1648 г. в Москве. Участники: посадские люди, стрельцы, дворяне, недовольные пробоярской политикой правительства Б.И. Морозова. Поводом для выступления послужил разгон стрельцами делегации москвичей, пытавшихся подать челобитную царю на произвол приказных чиновников, которые, по их мнению, были повинны во введении налога на соль. Восстание было подавлено стрельцами, которым правительство вынуждено было выдать повышенное жалование.

Восстание в Москве получило широкий резонанс — волна движений летом 1648 г. охватила многие города: Козлов, Соль Вычегодскую, Курск, Устюг Великий и др. Всего в 1648-1650 гг. произошло 21 восстание. Самые значительные из них были в Пскове и Новгороде. Они были вызваны резким повышением цен на хлеб в результате обязательства правительства поставить Швеции зерно. В обоих городах власть перешла в руки земских старост. Новгородское восстание было подавлено войском под предводительством князя Хованского. Псков же оказал успешное вооруженное сопротивление правительственным войскам в ходе трехмесячной осады города (июнь-август 1650 г.). Полновластным хозяином города стала земская изба во главе с Гавриилом Демидовым, распределявшая среди горожан хлеб и имущество, конфискованное у богатеев. На экстренном Земском соборе был утвержден состав делегации для уговора псковичей. Сопротивление прекратилось после того, как все участники восстания были прощены.

В 1662 г. в Москве Медный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (чеканка обесцененных медных денег) привела к резкому падению курса рубля, что прежде всего отразилось на получавших денежное жалование солдатах и стрельцах, а также ремесленниках и мелких торговцах. 25 июля по городу были разбросаны «воровские письма» с воззванием к выступлению. Возбужденная толпа двинулась искать справедливость в Коломенское, где находился царь. В самой Москве восставшие громили дворы бояр и богатых купцов. Пока царь уговаривал толпу, к Коломенскому подошли верные правительству стрелецкие полки. В результате жестокой расправы погибло несколько сотен человек, а 18 публично повешены. «Медный бунт» вынудил правительство отказаться от выпуска медной монеты. Но еще осенью 1662 г. стрелецкий налог хлебом был удвоен. Это ставило посадское население в особенно тяжелое положение, поскольку оно практически не занималось земледелием. Начались массовые бега на Дон — бежали люди с посадов, бежали крестьяне.

Читайте также  Киевская русь после ярослава мудрого

Крестьянская война под предводительством Степана Разина.К ульминацией народных выступлений в XVII в. стало восстание казаков и крестьян под предводительством С.Т.Разина.

Причины войны: усиление крепостного гнета и общее ухудшение жизни народа. Участники: крестьяне, беднейшее казачество, городская беднота. Восстание Разина 2 периода.

1-й период нач. с разбойного похода казаков на Каспий в 1667 г. Разинцы захватили Яицкий городок. Летом 1668 г. уже почти 2-тысячное разинское войско успешно действовало во владениях Персии (Ирана) на Каспийском побережье. Захваченные ценности разинцы обменивали на русских пленных, пополнявших их ряды. Зимой 1668 г. казаки разгромили посланный против них персидский флот. Это сильно осложнило русско-иранские отношения и изменило отношение правительства к казакам.

Затем Разин подошел к Астрахани. Местный воевода предпочел мирно впустить его в Астрахань при условии уступки части добычи и оружия. В сентябре 1669 г. отряды Разина поплыли вверх по Волге и заняли Царицын, после чего отбыли на Дон. Окрыленный удачей, Разин занялся подготовкой нового похода, на этот раз «за доброго царя» против «изменников бояр».

2-й период. Второй поход Разина с Дона на Волгу начался в апреле 1670 г. Военным ядром оставались казаки, а с притоком в состав отряда огромного количества беглых крестьян, народов Поволжья — мордвы, татар, чувашей, социальная направленность движения резко изменилась.

В мае 1670 г. 7-тысячный отряд Разина вновь овладел Царицыном. В это же время были разгромлены посланные из Москвы и Астрахани отряды стрельцов. Утвердив в Астрахани казачье управление, повстанцы направились вверх по Волге. Без боя сдались Самара и Саратов. На протяжении всего второго периода Разин рассылал «прелестные письма», в которых звал народ на борьбу. Крестьянская война достигла наивысшего предела и охватила огромную территорию, на которой действовали многочисленные отряды во главе с атаманами М.Осиповым, М.Харитоновым, В.Федоровым, монахиней Аленой. Восставшие громили монастыри и имения.

В сентябре войско Разина подступило к Симбирску и месяц упорно осаждало его. Напуганное правительство объявило мобилизацию дворянства — в августе 1670 г. 60-тысячное войско направилось в Среднее Поволжье. В начале октября правительственный отряд под началом Ю.Барятинского нанес поражение основным силам Разина и присоединился к симбирскому гарнизону под началом воеводы И.Милославского. Разин, раненный, с небольшим отрядом ушел на Дон, где надеялся набрать новое войско, но был предан верхушкой казачества и выдан правительству. 6 июня 1671 г. Разина казнили на Красной площади в Москве. В ноябре 1671 г. пала Астрахань — последний оплот восставших. Участники восстания подверглись жестоким репрессиям.

Причины поражения восстания: стихийный характер; отсутствие четкого плана действий; слабая дисциплина и плохое вооружение повстанцев; отсутствие четкой политической программы; противоречия между различными социальными группами в лагере восставших.Восстание Разина потерпело поражение. Но это было одно из крупнейших антифеодальных выступлений в истории России.

История России

Городские восстания в XVII веке

Современники называли XVII век «бунташным» временем и действительно, в предшествовавшей истории феодально крепостнической России не было такого количества антифеодальных выступлении, как в XVII столетии.

Крупнейшими из них в середине и второй половине этого века были городские восстания 1648—1650 гг., «медный бунт» 1662 г., крестьянская война под предводительством Степана Разина 1670 — 1671 гг. Особое место занимает «раскол». Он начался как религиозное движение, нашедшее позже отклик в народных массах.

Городские восстания 1648—1650 гг. были направлены против бояр и правительственной администрации, а также против верхушки посадских людей. Общественное недовольство усиливалось крайней продажностью государственного аппарата. Посадские люди вынуждены были давать воеводам и приказным людям взятки, «посулы». Ремесленников в городах заставляли бесплатно работать на воевод и дьяков.

Главными движущими силами этих восстаний были молодшие посадские люди и стрельцы. Восстания были городскими по преимуществу, но в некоторых районах охватили и деревню.

Волнения в городах начались уже в последние годы царствования Михаила Романова, но вылились в форму восстаний при его сыне и преемнике Алексее Михайловиче. В первые годы его царствования фактическим правителем государства был царский воспитатель («дядька») — боярин Борис Иванович Морозов. В своей финансовой политике Морозов опирался на купцов, с которыми был тесно связан общими торговыми операциями, так как его обширные вотчины поставляли поташ, смолу и другие продукты для экспорта за границу. В поисках новых средств для пополнения царской казны правительство по совету думного дьяка Н. Чистого в 1646 г. заменило прямые налоги налогом на соль, подорожавшую тотчас же почти втрое. Известно, что подобный налог (габель) и во Франции вызывал в том же XVII в. большие народные волнения.

Ненавистный соляной налог был отменен в декабре 1647 г., но вместо доходов, поступавших в казну от продажи соли, правительство возобновило сбор прямых налогов — стрелецких и ямских денег, требуя уплаты их за два года.

Волнения начались в Москве в первых числах июня 1648 г. Во время крестного хода большая толпа посадских людей окружила царя и пыталась передать ему челобитье с жалобой на насилия бояр и приказных людей. Стража разогнала челобитчиков. Но на следующий день к посадским людям примкнули стрельцы и другие ратные люди. Восставшие ворвались в Кремль, кроме того, они разгромили дворы некоторых бояр, стрелецких начальников, купцов и приказных людей. Думный дьяк Чистой был убит в своем доме. Восставшие вынудили правительство выдать Л. Плещеева, ведавшего московским городским управлением, и Плещеев был всенародно казнен на площади как преступник. Восставшие требовали выдачи и Морозова, но царь тайно отправил его в почетную ссылку в один из северных монастырей. «Посадские люди всею Москвою», поддержанные стрельцами и холопами, заставили царя выйти на площадь перед Кремлевским дворцом и дать клятвенное обещание выполнить их требования.

Московское восстание нашло широкий отклик в других городах. Там ходили слухи, что в Москве «сильных побивают ослопьем да каменьем». Восстания охватили ряд северных и южных городов —Великий Устюг, Чердынь, Козлов, Курск, Воронеж и др. В южных городах, где посадское население было немногочисленным, восстания возглавили стрельцы. К ним иногда присоединялись крестьяне близлежащих деревень. На Севере главная роль принадлежала посадским людям и черносошным крестьянам. Таким образом, уже городские восстания 1648 г. были тесно связаны с движением крестьян. На это указывает и челобитье посадских людей, поданное царю Алексею во время московского восстания: «Весь народ во всем Московском государстве и в его порубежных областях от такой неправды в шатость приходит, вследствие чего большая буря подымается в твоем царском стольном городе Москве и в иных многих местах, в городах и в уездах».

Ссылка на восстание в порубежных местах позволяет предположить, что восставшие, возможно, были осведомлены об успехах освободительного движения на Украине под предводительством Богдана Хмельницкого, которое началось весною того же 1648 г.

Городские восстания (1648-1662), их движущие силы и программа

В 1645 г. после смерти Михаила царем стал его сын Алексей Михайлович (до 1676). В начале правления молодой царь находился под сильным влиянием своего бывшего воспитателя боярина Бориса Морозова. По его совету в 1648 г. царь женился на Марии Милославской, а сам Морозов взял в жены ее сестру. Новые царские родственники, пользуясь своим положением, принялись с жадностью брать взятки. Особенно отличился глава Земского приказа Леонтий Плещеев, который за взятки освобождал людей от тюрьмы.

Читайте также  Печать и журналистика

2. В 1646 г. правительство во главе с Морозовым увеличило в 4 раза налог на соль, тяжесть которого непосильным бременем легла на трудовые массы города и деревни. Соль была консервантом, сохранявшим долгое время солонину и рыбу. Эффект от введения соляного налога получился самый неожиданный: народ перестал покупать соль, гнила рыба, портилось мясо, выросла контрабандная продажа соли. Доходы казны существенно сократились. Соляной налог отменили, но при этом сократили жалованье стрельцам, пушкарям, приказньм. Купцы требовали отмены льгот для иностранцев. Посадские люди выступали против существования «белых» слобод, не плативших налоги. Недовольство было всеобщим, восстания прокатились по городам Козлов, Воронеж, Курск и др. Но самым крупным было восстание в Москве.

3. 1 июня 1648 г. на окраине Москвы царь был остановлен большой толпой москвичей и челобитчиков, собравшихся с разных концов страны. Они жаловались на несправедливость судей (Плещеева и Морозова), требовали ликвидации «белых» слобод и снижения тягла. Народ был разогнан. На следующий день восставшие разгромили 30 домов московской знати: боярина Морозова, Плещеева, а инициатора налога на соль Никиту Чистого изрубили на куски, бросив останки в кучу навоза. Царь пошел на «жертву». По его приказанию палач вывел Плещеева из Кремля, и он был растерзан толпой. Боярин Морозов пытался бежать из Москвы, но его вернули и вскоре сослали (царь заступился за родственника перед народом).

4. Соляной бунт был необычен тем, что правительство, видя широкий размах городских восстаний, пошло на уступки:

> было прекращено взимание недоимок по налогам;

> стрельцам выдано повышенное жалованье;

> сменены судьи в приказах;

> дано согласие на созыв Земского собора, который 1 сентября 1648 г. начал свою работу и в январе 1649 г. принял Соборное уложение. По своему содержанию оно было крепостническим и отражало победу дворянства. Были отменены «урочные лета» и установлен бессрочный сыск беглых крестьян. Собственностью феодала становились не только крестьянин и его семья, но и его имущество. Было признано право передачи поместья по наследству, если сыновья будут служить так же, как и отец. Оно закрепляло крепостное право, ликвидировало «белые» слободы, была ограничена пошлиной торговля иностранных купцов.

5. Принятие Соборного уложения обострило борьбу трудового люда города и деревни. Основные социальные противоречия не были решены. В 1650 г. произошли восстания в Новгороде и Пскове.

6. В 1662 г. вновь произошло восстание в Москве, получившее название «медного бунта». Его участники — московские посадские люди, стрельцы, солдаты. Причина была в следующем. В 60—70-х годах XVII в. Россия вела войны с Польшей и Швецией. На содержание войска тратилось до 67% государственных средств. Правительство стало выпускать медные деньги, приказав употреблять их по курсу серебряных. Но налоги собирались только серебряными. Медных денег было выпущено столько, что они сильно обесценились, стали расти цены, появились фальшивые деньги. В 1663 г. за один серебряный рубль давали 15 медных (в 1662 г. — 8 медных). Служилые люди отказывались брать медные деньги, солдаты и стрельцы бежали из полков, из-за неурожая начался голод. Все это привело к «медному бунту».

7. 25 июля 1662 г. в Москве на Лобном месте читали «воровские» (анонимные) письма, в которых перечислялись изменники, причастные к чеканке «преступных денег». Называли боярина Милославского, князя Ртищева, купца Шорина. Огромная толпа бунтовщиков направилась в Коломенское, где находился царь. Алексей Михайлович пообещал разобраться, толпа двинулась в Москву, где грабила дома ненавистных бояр. К вечеру народ вновь потребовал встречи с царем, требуя расправы с изменниками. Но к этому моменту в Коломенское прибыли стрельцы, царь уже не разговаривал с повстанцами, а приказал «рубить их до смерти». Безоружную толпу погнали к берегу Москвы-реки. Было убито до тысячи человек, многих утопили в реке, около 2 тысяч человек были арестованы, 150 — повешены, а остальных заклеймили. В 1663 г. медные деньги отменили и вернулись к серебряным.

Положение социальных ни.зов в обстановке тяжелых поборов и повинностей послесмутной поры было очень нелегким, их недовольство вырвалось наружу в годы Смоленской войны (1632—1634), когда они громили дворянские имения в районе военных действий и в соседних уездах. Наиболее мощные народные движения на.чались в середине столетия.

История России

§ 25. Особенности социальных движений в России в XVII в.

Давайте вспомним

С каких народных выступлений начался «бунташный» XVII век

Попробуйте

Выявить общие и особенные черты социальных движений в России и в Западной Европе в XVII в.

Социальная политика властей. Причины социальных движений

Социальная политика властей в XVII—XVIII вв. имела один важнейший вектор — она была направлена на формирование и укрепление социально-экономической и политической опоры самодержавия, а затем и абсолютизма. С этой целью формировался и разбухал административно-управленческий аппарат, расширялись привилегии дворянства и закрепощались крестьяне, усиливалось налоговое бремя, ограничивались свободы и привилегии казачества, велась борьба со старообрядцами. Итогом такой социальной политики становилось не только укрепление мощи государства и власти монарха, но и усиление социального неравенства, увеличение разрыва между «верхами» и «низами» общества.

Подобная ситуация не могла не вызывать социального протеста «низов», их стремления вернуть прежние порядки. Социальные движения особенно активизировались под влиянием Смуты и ослабления государственной власти в начале XVII в., который современники называли «бунташным».

Таким образом, главными причинами народных выступлений были:

— закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;

— усиление налогового гнёта, ведение почти непрерывных войн, что сказывалось на благосостоянии населения;

— усиление приказной волокиты и бюрократизма;

— попытки ограничения казачьей вольности;

— церковный раскол и жестокое подавление инакомыслия.

Всё это объясняло участие в выступлениях против власти представителей не только крестьянства, но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоёв духовенства.

Участие в борьбе с властью казаков и стрельцов, имевших не только оружие, но и военный опыт, придавало народным выступлениям характер ожесточённой вооружённой борьбы, вызывавшей большие человеческие жертвы.

Крестьянские волнения

Самыми массовыми и страшными для власти были крестьянские выступления, хотя в них участвовали наряду с крестьянами холопы, посадский люд, казаки, служилые люди по прибору и др. Их масштаб и кровопролитие в XVII—XVIII вв. были беспрецедентны. В отечественной литературе со второй половины XIX в. утвердился термин «крестьянская война», который встречался и в документах XVII в. В советское время этим термином определяли четыре массовых народных выступления. Первым была Крестьянская война начала XVII в.

Русские крестьяне на жатве. Деталь фрески XVII в. церкви Ильи Пророка в Ярославле.

(восстание Хлопка 1603 г., восстание Илейки Муромца 1605—1607 гг., восстание Ивана Болотникова 1606—1607 гг.), вторым — Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина 1670—1671 гг., третьим — Крестьянская война под предводительством К.А. Булавина 1707—1708 гг., четвёртым — Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва 1773—1775 гг. Считалось, что крестьянская война отличалась от других народных выступлений относительной сплочённостью восставших, наличием общих лозунгов и единого центра движения.

В настоящее время историки не рассматривают массовые движения начала XVII в. и восстание под руководством Булавина как крестьянские войны, так как в них участвовали самые широкие слои населения. Не подвергается сомнению определение «крестьянская война» в отношении движений Разина и Пугачёва. Однако характеристику этих массовых движений как антифеодальных большинство историков сегодня не поддерживают. Они считают, что это были стихийные выступления, вызванные последствиями войн, ослаблением центральной власти, падением жизненного уровня населения, неурожаями и т. д.

Читайте также  Подписание акта о капитуляции германии и её осуществление

Массовые выступления крестьян, безусловно, влияли на внутреннюю политику, изменение законодательства и т. д. Но к расшатыванию основ феодального строя они не вели.

Выступления казаков

Мобильной, динамичной и имеющей большой военный опыт категорией населения было казачество. Оно складывалось ещё с XIV в. на окраинах русских княжеств из служилых людей, нёсших сторожевую и пограничную службу. У казаков сохранялись их выборные атаманы. Впервые организационное оформление статуса казачества в России произошло в 1571 г. с принятием Устава сторожевой станичной службы.

Однако, кроме служилого казачества, со второй половины XV в. за линией сторожевых укреплений на юге и юго-востоке стали оседать беглые крестьяне и посадские люди, которые называли себя «вольными людьми» — казаками. Борьба с кочевниками, другими врагами привела к формированию казачьих общин. Возникли большие общины донских, волжских, запорожских казаков. В первой половине XVI в. была основана Запорожская Сечь, а во второй возникли общины терских и яицких казаков. Важными источниками существования казаков были жалованье от государства (однако оно было нерегулярным), охота, рыболовство, бортничество, скотоводство. Важнейшей статьёй дохода была военная добыча.

Власти Речи Посполитой и Московского государства пытались взять под контроль казачьи общины, привлекая их на государственную службу. Вместе с этим со стороны властей принимались меры по ограничению прав и свобод казаков. Это, в свою очередь, вызывало волнения казачества.

Участие казаков в восстаниях против власти заметно усилилось в XVII в. Казаки сыграли важную роль в воцарении Лжедмитрия I, они были едва ли не главной движущей силой в массовом народном движении под руководством И.И. Болотникова. Выходец из казаков, Илейка Муромец снискал себе славу одного из наиболее успешных и беспощадных казацких вождей. А казацкий атаман И.М. Заруцкий стал одной из ключевых фигур Смуты, дослужившись до боярского чина в Тушинском лагере, стал при Лжедмитрии II руководителем приказа, а затем занял руководящие позиции в земском правительстве Первого ополчения.

Роль казачества в значительной степени возросла после присоединения к России Левобережной Украины, так как на казаков царь Алексей Михайлович во многом опирался в деле освоения украинских земель. Восстание под предводительством Степана Разина, несмотря на участие в нём значительного числа крестьян, посадских людей, стрельцов, во многом было прежде всего самым массовым выступлением казачества в XVII в., рассчитывавшего серьёзно потеснить позиции дворянства на царской службе. Недовольны были казаки и введением полков иноземного строя, в которых они увидели угрозу своему привилегированному положению. Их опасения были небеспочвенны: уже к концу 1680-х гг. казаки исчезли сначала из полковой, а затем и из гарнизонной службы.

Казаки. Рисунок XVIII в.

Городские восстания

Массовые и частые выступления городского населения были характерны преимущественно для XVII в. Попытки власти быстро восстановить страну после Смуты были связаны в основном с увеличением налогов и повинностей в отношении населения городов.

Основной причиной городских восстаний служила неупорядоченность налогов, служебных повинностей и форм их распределения среди горожан. Участники городских восстаний требовали ликвидации привилегий «белых слобод» (районов города, принадлежавших знатным лицам, с которых не взимались налоги), ограничения произвола чиновников и расширения местного самоуправления.

Наиболее сильные восстания имели место в 1648 г. Кроме Москвы (Соляной бунт), они прокатились по сорока городам страны, заставив власти принять экстренные меры для наведения порядка. Соборное уложение 1649 г. зафиксировало значительные уступки центральной власти дворянству и верхушке городского посада, однако совсем устранить социальные противоречия, конечно, не могло. Об этом свидетельствовали восстания в Новгороде и Пскове (1650), новое восстание в Москве (Медный бунт в 1662 г.) и в ряде других городов страны, в том числе и Сибири.

Несмотря на то что каждое из городских восстаний имело свою специфику, все они имели общие черты: стихийный характер, разрозненность выступлений, расправы с зажиточными людьми, уничтожение резиденций воевод и дворов знати.

Размах городских выступлений ослаб в условиях формирования городского сословия после принятия Соборного уложения 1649 г.

Движения старообрядцев

Раскол в Русской православной церкви впервые в истории России привёл к массовым религиозным выступлениям. Движение старообрядцев объединяло представителей самых разных социальных слоёв, понимавших по-своему приверженность традициям православной веры. Разнообразными были и формы протеста: от самосожжения и голодной смерти, отказа признавать никоновскую реформу, уклонения от повинностей и неподчинения властям до вооружённого сопротивления царским воеводам.

Только за 20 лет (1675—1695) в массовых самосожжениях погибло до 20 тыс. старообрядцев.

Крупнейшими вооружёнными выступлениями борцов за старую веру были Соловецкое восстание 1668—1676 гг., движение раскольников во время Московского восстания 1682 г., выступление на Дону в 70—80-е гг. XVI! в.

Особо жестоко было подавлено восстание монахов Соловецкого монастыря. Кровавая расправа, учинённая воеводами над его защитниками, стала последним событием царствования Алексея Михайловича.

Однако выступления старообрядцев проходили вплоть до конца XVII столетия, уже при Петре I. Продолжались они и позже. Но размах их был намного меньше.

Проверяем себя

1. Что составляло основу социальной политики властей России в XVII в.?

2. Какие объективные и субъективные факторы определяли направленность социальной политики?

3. Какие народные выступления XVII в. вы считаете наиболее крупными?

4. Что нового появилось в народных выступлениях населения России в XVII в.?

5. Кого из лидеров восставших вы помните? Кого из них вы считаете наиболее яркой исторической фигурой? Почему?

6. Соберите информацию и напишите авторский текст на тему «Биографический портрет С.Т. Разина» (или иного руководителя восставших).

Думаем, обсуждаем

1. Какие слои населения были участниками социальных движений в XVII в.? Изменились ли они по сравнению с XVI в.? Результаты отразите в сравнительной таблице.

2. Какие категории населения были наиболее активны в социальных движениях в России в XVII в. и почему?

3. Что такое крестьянская война? Чем она отличается от крестьянского восстания? К каким событиям истории России применим этот термин?

4. Чем отличаются городские восстания XVII в. от аналогичных выступлений в предыдущий период?

5. Составьте групповой проект-презентацию на тему «Народные движения в XVII в.: традиции и новации».

6. По данным параграфа и дополнительным материалам отразите на контурной карте очаги народных восстаний в XVII в. Проанализируйте полученные данные письменно.

Работаем с источниками, выполняем задания

1. «Бунташным» назвал В.О. Ключевский XVII в. Какие для этого были основания? Назовите крупнейшие народные выступления. Что вы видите в них общего? В чём разница? Согласны ли вы с приведённым выше утверждением? Составьте таблицу по полученным в ходе исследования данным.

2. Найдите в рекомендованной литературе разные точки зрения историков на оценку народных движений XVII в. Выпишите два-три различных взгляда на этот вопрос.

3. Согласны ли вы с точкой зрения, что выступление под предводительством С.Т. Разина являлось крестьянской войной? Обоснуйте своё мнение.

4. Соберите информацию и напишите авторский текст на тему «Биографический портрет И.И. Болотникова». Особое внимание обратите на его программу. Чьи интересы она выражала?

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: