О характере государственном строе империи после 17 октября 1905 г.

Манифест 17 октября 1905 года

О характере государственном строе империи после 17 октября 1905 г.

Манифест 17 октября 1905 года

Высочайший манифест 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» — закон, который создавал в России законодательный орган — Государственную Думу. Она создавалась на основе выборов, а также наделялась законодательным правом. По решению Манифеста, главная задача Думы заключалась в «контроле» за правовым полем страны, поскольку любой закон вступал в силу только после одобрения его большинством в Думе.

Предыстория

Начиная с января 1905 года, в России началась первая русская революция. С каждым месяцем революция становилась всё сильнее, и власть была вынуждена идти на уступки населению, чтобы сдержать натиск. Первая попытка удовлетворить народные массы — попытка создания Булыгинской Государственной Думы. Фактически это было копия манифеста от 17 октября за одним только исключением: Государственная Дума была не законодательной, а законосовещательной. Население это не устроило и выборы были проигнорированы, после чего началась новая волна революции в конце сентября начале октября 1905 года. Под давлением новых обстоятельств премьер-министр Витте убедил Николая 2 создать новый закон, по которому Государственная Дума будет не просто создана, а будет наделены законодательной властью.

Положения манифеста

Манифест 17 октября 1905 года является отправной точкой в создании российского парламентаризма и политических партий. Однако основные положения манифеста были следующие:

  • Дарование России политических прав и свобод.
  • Учреждение Государственной Думы, которая наделялась законодательной властью. Напомним, что несколько месяцами ранее провалилось создание Булыгинской Думы только из-за того, что тогда предполагалось создание законосовещательного органа.
  • Все законы страны требовали обязательного их одобрения Думой

Манифест был дополнен законом о выборах в Государственную Думу от 11 декабря 1905 года. Закон также крайне важен, поскольку он наделил правом голоса всех жителей России старше 25 лет. Голосование было непрямым. Оно шло для избрания выборщиков, которые в свою очередь выбирали депутатов в Государственной Думы.

Всего создавалось 4 курии:

  • Городская. 1 выборщик на 4 тыс человек. Выборы одноступенчатые.
  • Землевладельческая. 1 выборщик на 2 тыс человек. Выборы одноступенчатые.
  • Рабочая. 1 выборщик на 90 тыс человек. Выборы трехступенчатые.
  • Крестьянская. 1 выборщик на 30 тыс человек. Выборы четырехступенчатые.

Даже беглый взгляд на систему выборов, которая сложилась в России к декабрю 1905 года, показывает, что наименьшее представительство в Думе была у рабочих. Это была осознанная реакция властей на революцию, где рабочие сыграли одну из ключевых ролей. Император такой системой голосования пытался исключить активную часть населения из деятельности Государственной Думы.

Завершая логические преобразования манифеста 17 октября, в феврале 1906 года Государственный Совет Российской Империи был преобразован в Верховную Палату Парламента. В этот орган власти 50% депутатов избирались, а 50% назначались Императором. При этом не менее 2/3 состава Верховной Палаты должны были быть помещиками.

Реакция общественности

Главный итог и главная позитивная реакция от Манифеста 17 октября 1905 года связаны с расколом антиправительственного лагеря на 3 группы:

  • Либеральная буржуазия — «Цели революции достигнуты, а значит, революция должна быть закончена».
  • Меньшевики — «Локальные задачи революции решены, но Россия еще не готова к построению социализма, а значит революцию нужно останавливать».
  • Большевики — «Правительство показало, что оно колеблется, а значит настало время его добить и изменить форму власть в стране».

Раскол в антиправительственного лагере получился достаточно сильным, поэтому дальнейшее развитие революции было хаотичным и малоэффективным, и после Манифеста октября 1905 революция пошла на спад.

Можно ли считать Манифест от 17 октября первой Конституцией России?

Очень часто Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от октября 1905 года называют первой русской Конституцией. Действительно ли это так? Ответ скорее отрицательный, чем положительный. Достаточно взглянуть на сам текст Манифеста, который был опубликован в Петербургских Ведомостях. Манифест представлял собой документ всего из 4 пунктов. Сложно представить, что полноценная Конституция может состоять всего из 4 пунктов. Поэтому гораздо правильнее говорить о Манифесте 17 октября 1905 года не как о полноценной Конституции России, а как о ее предшественнике. Такая трактовка обуславливается социальным положением Манифеста. Ведь, несмотря на то, что он создавал Государственную Думу и выбранную систему, в которой принимали участие все сословия, выборы всё же были неравными. Это были непрямые выборы и неравные, поскольку Император осознанно отдал рабочим минимальное количество мест в Думе. Кроме того Император всегда мог Думу распустить в любой момент по своему усмотрению.

Вопрос Конституции в европейских государствах является достаточно важным. Многие западные страны пришли к этому намного раньше 1905 года. Например, если мы возьмем Францию, то сразу же после победы над Наполеоном, в 1814 году Бурбоны даровали Франции Конституцию. Примерно в это же время и другие западноевропейские страны начали вводить Конституцию. Это отступление сделано, чтобы подойти к важнейшему вопросу — 1905 году в Европе было только 2 государства без Конституции и с абсолютной монархией: Российская империя и Османская империя. Обе стороны закончили не лучшим образом. Османскую Империю подробно рассматривать не будем, а касательно России нужно отметить, что отсутствие Конституции и основные гражданских свобод стало главным мотивом революции 1905-1907 годов. После подавления революции власти только сделали видимость наличии свобод и создания Конституции. На самом деле изменений не было. В результате возникла революция 1917 года, которая смела Российскую империю и династию Романовых. Николай 2 цеплялся за самодержавие, отказывался принимать реалии современного мира такими какими они были, и в результате потерял страну.

Произошло ли ограничение власти монарха?

Одно из заблуждения о Манифесте 17 октября 1905 года заключается в том, что этот документ ограничил власть императора, и в результате в России произошло ограничение самодержавия. Сама постановка такого вопроса является абсурдной, поскольку еще задолго до 1905 года власть Императора в России была ограничена и не была всеобъемлющей. Единственное время, когда можно говорить о неограниченности монархии это эпоха от Петра 1 до эпохи Павла 1. Чтобы это понять нужно знать, что неограниченная монархия это система управления, когда император грубо говоря может делать всё что захочет. Именно такая система была, например, при Петре 2. Однако, напомним, что Павел 1 издал манифест, согласно которому царь обязан передавать свою власть старшему наследнику по мужской линии. Этот манифест и был ограничением самодержавия. Если при Петре 1 Император мог делать всё что угодно, в том числе и отдать власть бывшей куртизанке, то после манифеста Павла 1 император был обязан передать власть конкретному человеку. Что это, если не ограничение? Именно поэтому мы и говорим что в России не было абсолютной монархии в 1905 году, о значит говорить о Манифесте октября 1905 года как об ограничении монархии нельзя.

Говоря о Манифесте 17 октября нужно отметить, что ограничение власти императора было иллюзорным, поскольку:

  • У императора было право наложить вето на любое решение Государственной Думы.
  • Любой закон мог появиться только после одобрения его Императором.
  • У Императора было право в любой момент по собственному усмотрению и без каких-либо ограничений распустить Думу.

Именно из-за этих ограничений некоторые историки говорят, что Манифест октября 1905 года это не ограничение власти монарха, а создание органов, которые только немного мешал в осуществлении всей полноты власти царя.

Иллюзорность касается всего Манифеста, поскольку даже положение о создании незыблемых гражданских прав и свобод для населения оставался таковым только на бумаге. Свобода слова, собраний и прочего осталось свободой только на бумаге.

2. Изменения в государственном строе в результате издания Манифеста от 17 октября 1905г. И последующих законодательных актов.

Развернувшиеся с начала 1905 года революционные события («кровавое воскресенье», стачечное движение, к лету – соц.база революции расширилась за счет крестьянства, армии и флота) вынудили царизм идти на отдельные уступки с тем, чтобы ослабить размах в силу революции и спасти самодержавный строй. 18 февраля 1905г. рескриптом царя на имя министра ВД – А.Г.Булыгина было предписано приступить к разработке закона о создании выборного представительного учреждения. В начале мая проект поступил в Совет министров, а в июле в Петергофе – секретные совещания по данному проекту (во гл.с царем).

6 августа 1905 года были приняты: «Манифест об учреждении Государственной думы (получивший название Булыгинской) и «Положение о выборах в Государственную Думу.

По этим законам Дума должна была собираться на обсуждения законодательных проектов, вносимых Государственным Советом на утверждение царю. Она имела право законодательной инициативы (исключая основные законы государства) и обсуждения бюджета.

Выборы Думы были задуманы как многостепенные, по 3 куриям:

уездных землевладельцев — (34% выборщиков);

городских избирателей — (24% —«—);

уполномоченных от волостей (42% —«—).

Из участия в выборах исключались женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие, горожане, не имевшие недвижимой собственности и не снимавшие отдельных квартир, кочевники.

Однако эта «булыгинская дума» не была созвана, она была бойкотирована.

Прокатилась новая волна стачек, охватившая национальные окраины. 12 мая всеобщая стачка в Иваново-Вознесенске, 14 июля восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический» + крестьянские бунты, образован Всероссийский крестьянский союз (эсер Чернов).

Осенью – Всероссийская октябрьская политическая стачка и вооруженное восстание в декабре 1905г.

В разгар всеобщей забастовки в октябре 1905 года царь издал Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка», который утверждал следующее:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе. те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав.

Читайте также  Декабристы: тайные общества

3. «Установить, как незыблемое правило, чтобы ни какой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей».

Дальнейшее развитие революции заставило царизм принять 11 декабря 1905 года Указ «Об изменении положения о выборах в государственную думу» и изданных в дополнение к нему узаконений.

Общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 года, были сохранены. Однако V раздел указа представлял очень ограниченные избирательные права рабочим. I и II разделы увеличили круг избирателей по городской курии.

Порядок организации и деятельности Государственной Думы и Государственного совета были определены в следующих законах:

«Манифест об изменении учреждения Государственного совета» и «О переустройстве учреждения Государственной Думы» от 20 февраля 1906 года.

Указ «Учреждение Государственной Думы» 20 февраля 1906 года.

«Основные государственные законы» от 23 апреля 1906 года.

11 глав и 124 статьи, охватившие все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке (император мог только выступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без согласия Государственной думы).

Государственный совет состоял из членов по назначению царя и членов по выборам в равном количестве. Первую половину состава царь единолично назначал ежегодно. Члены по выборам избирались сроком на 9 лет с таким расчетом, чтобы каждые 3 года 1/3 их выбывала и избирались новые.

Выборы производились не населением, а высшими дворянскими обществами, промышленниками и торговцами, синодом, Академией наук и университетами.

Председатель и вице-председатель назначались императором. При совете сохранялась канцелярия.

Государственный совет получил в области законодательства права, одинаковые с думой. Он имел право законодательной инициативы, без утверждения Совета законопроект не передавался царю на утверждение. Реорганизация Государственного Совета, придания ему значения верхней палаты, существенно ограничивало право Думы (законопроекты на утверждение представлялись председателем Государственного Совета).

В соответствии с Манифестом 19 октября 1905 года «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» был преобразован Совет Министров. По Указу Совет министров создавался как правительственный орган во главе с председателем, назначаемым царем. Царь сохранял существенные прерогативы в непосредственном руководстве внешней политикой и военными вопросами, минуя парламент (Государственный Совет и Думу). До этого Совет министров был совещательным органом при императоре и органом, координирующим работу министерств.

Совет Министров превращался в высшее правительственное исполнительное учреждение. Но вместе с тем, только в период между I и II Думами (июль 1906 — февраль 1907 г.) через Совет Министров было проведено 59 законов, важнейшие из которых были направлены на борьбу с революционным движением.

Эти законы не колебали царской власти, которая по-прежнему объявлялась носителем верховной самодержавной власти (ст.ст. 4-22 Свода Основных государственных законов).

Законодательную власть он осуществлял совместно с Государственным советом и Государственной Думой (ст.ст. 86-87 «Свода законов»).

При этом только император имел право законодательной инициативы в отношении пересмотра основных законов, за ним оставалось право утверждать законы, он мог издавать законы и без Государственной Думы (в перерывах заседаний Совет министров мог представить проекты законов непосредственно императору). Вопросы внешней политики не являлись прерогативой Думы.

Формально компетенция Государственной Думы была обширной: издание законов, утверждение бюджета, верховный надзор за государственным контролем, дела о строительстве железных дорог, об учреждении компаний на акциях и т.д. (ст. 31 «Учреждение Государственной Думы», от 20 февраля 1906 года).

Хотя Думе было предоставлено утверждение гос.бюджета, однако многие важнейшие его пункты были изъяты (расходы Синода и основных министерств), ведомства могли не приостанавливать исполнение бюджета, даже если дума отказывала в его утверждении и т.д.

Принятие ею проектов законов могли быть отклонены Государственным советом и царем.

Дума внешне напоминала буржуазно-парламентский орган (избираемость членов, право запросов, право Законодательной инициативы и т.д.), но фактически была лишь законосовещательным органом.

Положения о выборах в Думу обеспечивали недемократический ее состав. Хотя срок деятельности Думы был определен 5 лет, царь мог распустить ее досрочно.

Первая Государственная Дума начала работать 24 апреля 1906 года и была распущена Манифестом Царя от 9 июля 1906 года. (72 дня). Председатель – кадет С.А.Муромцев.

Вторая Государственная Дума начала работать 20 февраля 1907 года и была распущена Манифестом от 3 июня 1907 года. (102 дня). Председатель – кадет Ф.А. Головин. Левая по своему составу (только социалисты имели в ней более 100 мест) Дума противодействовала начатым аграрным преобразованиям П. А. Столыпина, оказывала яростное сопротивление мерам борьбы с ширившимся в стране терроризмом и «экспроприациями» (только при взрыве бомбы на даче Столыпина, тогдашнего министра внутренних дел, 12 августа 1906 г. погибло 33 и было ранено более 20 человек, в том числе дети министра).

Последний избирательный закон был принят 3 июня 1907 г., после роспуска II Думы. О нарушал Основные государственные законы, тем самым совершен акт государственного переворота.

Новый избирательный закон сократил, во-первых, число депутатов (с 524 в первых двух Думах до 442) за счет сокращения представительства национальных окраин. Во-вторых, он уменьшил с 43 до 22 % число губернских выборщиков-крестьян. Увеличивалось, в-третьих, до 51 % число выборщиков от землевладельческой курии. Первая курия (съезд земледельцев) получила 49% выборщиков (против 34% по положению 1905 года).

Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Крестьянская курия, таким образом, имела лишь 22% от общего числа выборщиков (против 41,4% по избирательному праву Положения о выборах в Государственную Думу 1905 года).

Число выборщиков от рабочих составляло 2,3% от общего числа выборщиков.

Значительные изменения были внесены в порядок выборов от Городской курии, которая была разделена на 2 разряда:

а) первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия) получил 15% всех выборщиков;

б) второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия) получил лишь 11%.

По новому закону были избраны III (1907-1912 гг.) и IV Государственные Думы (1912-1917гг.). В 3 Думе председатели – Н.А.Хомяков, А.И.Гучков, М.В.Родзянко. 4 Дума — М.В.Родзянко.

Манифест 17 октября 1905 года спровоцировал дальнейшую смуту

Манифест 1905 г. был издан императором Николаем II под давлением нарастающей революционной ситуации: массовых забастовок и вооруженных восстаний. Этот манифест удовлетворил либеральную общественность, так как это был реальный шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии. Либералы получили возможность оказать влияние на власть через парламент. Этот манифест считается началом российской монархии и парламентаризма.

Манифест закреплял свободу совести, слова, собраний и сходов; привлечение к выборам широких слоев населения; обязательный порядок утверждения Государственной Думой всех издаваемых законов.

Надо сказать, что идея «демократизировать» Российскую империю уже давно витала в обществе. Уже не раз рождались конституционные проекты, которые должны были реформировать Россию «сверху». Среди западников (ведущей части российского образованного общества) «конституционные мечтания» были ведущей идеей и постепенно они радикализировались.

Таким образом, в Российской империи периода XIX — начала XX вв. было две основных идеи «демократизации» России. «Сверху» изменить существующий строй хотели некоторые императоры, представители правящей династии и высшие сановники. Они хотели эволюционным путем устроить в Россию конституционную монархию по образцу Англии. То есть они также следовали примеру Запада и были западниками, но не хотели волнений и смуты. В то время как представители прозападной общественности мечтали о том, что главной ветвью власти в России будет законодательная — парламент. Они желали ликвидировать самодержавие. Об этом мечтали, как декабристы и разночинцы, так либералы и социалисты конца XIX — начала XX вв. Это расхождение в видении будущего России, причём на основе западных концепций, в итоге и привело к катастрофе Российской империи и всей русской цивилизации, которую спас только новый, советский проект.

Первым задумался о реформе Александр I. Ещё будучи наследником престола, Александр критически относился к деспотическим и патерналистским методам правления своего отца. Реформаторский настрой Александра выразился в привлечении к государственной деятельности М. М. Сперанского, который подготовил несколько собственных политических записок: «О коренных законах государства», «Размышления о государственном устройстве империи», «О постепенности усовершения общественного» и т. д. В 1803 году по поручению императора Сперанский составил «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». При её разработке проявил себя активным сторонником конституционной монархии. Однако дальше этого дело не пошло. Кроме того, Александр отменил крепостное право в прибалтийских губерниях, даровал конституционное устройство Великому княжеству Финляндскому, а затем и Царству Польскому. Александр принял участие в разработке Конституционной хартии Франции, превратившей ее в конституционную монархию. В самой России, кроме Сперанского над конституционными проектами работали Воронцов и Новосильцев, но все их проекты были положены под сукно.

К концу своего правления Александр явно разочаровался в реформаторской деятельности, видя, что она ведёт к росту революционных настроений в обществе, а не стабилизирует его. Так, выступая в 1818 г. в Варшаве на открытии первого Польского сейма, Александр I еще раз вернулся к конституционным проектам и подчеркнул, что остальная Россия еще не созрела, как Польша, для конституционного переустройства. Интересно, что Александр знал о возникновении течения «декабристов», замешанного на западничестве и масонстве. Когда в 1821 г. князь А. В. Васильчиков ознакомил царя с материалами о заговоре и о программах заговорщиков, Александр I бросил список заговорщиков в огонь, заметив, что не может их карать, так как «в молодости разделял их взгляды». Радикальная программа декабристов (особенно Пестеля) ознаменовала собой радикальный, революционный вызов колеблющемуся в своих конституционных планах правительству. Причем вызов правительству бросала наиболее образованная часть общества, основой воспитания которого была западная культура.

Читайте также  Советы рабочих депутатов. восстание в севастополе. крестьянское движение.

Таким образом, заигрывания правительства Александра с либеральной общественностью закончились плохо. Выступление декабристов могло привести к кровавой смуте и только решительные действия Николая спасли империю от весьма тяжелых последствий.

Император Николай, подавив выступление декабристов, был холоден к конституционным проектам и «заморозил» Россию. Следующий опыт на конституционном поле был предпринят царем-реформатором Александром II и закончился не менее трагически. 11 апреля 1880 г. М. Т. Лорис-Меликов, харьковский генерал-губернатор, назначенный председателем Верховной распорядительной комиссии России, подал императору Александру II доклад «О привлечении представителей населения к законосовещательной деятельности». Речь шла об учреждении в Петербурге двух подготовительных комиссий от представителей земств и крупнейших городов России, по аналогии с редакционными комиссиями 1859 г. относительно решения крестьянского вопроса. По существу, в империи планировали ввести законосовещательную деятельность представительных учреждений. Государь наложил на проекте резолюцию: «Исполнить». Однако 1 мата государь был смертельно ранен. Покушение на царя организовали революционеры-террористы, борцы за «народную свободу» и конституционную республику из «Народной воли». Текст «Конституции» так и остался лежать на столе императора.

Восшедший на престол император Александр III, противник преобразований и консерватор, поручил обсудить проект в Совете министров. Он снова был одобрен. А 29 апреля новый император издал свой знаменитый манифест, возвещающий о незыблемости принципов самодержавия. На первой же странице доклада М. Т. Лорис-Меликова царь написал: «Слава Богу, этот преступный и спешный шаг к конституции не был сделан». Новый государь взял курс на неограниченное самодержавие. Эту линию после смерти отца продолжал Николай II, объявивший при вступлении на престол в 1894 г. незыблемость принципов самодержавия.

Александр III и Николай II, в начале своего правления, снова «заморозили» ситуацию. Однако противоречия в Российской империи были коренными и рано или поздно вели к краху здания империи. Империю могла спасти решительная модернизация «сверху», но не по либеральному (западному) пути, а по своему, самобытному. По сути, Николай II должен был сделать то, что уже после крушения Российской империи сделали Сталин и его «железные наркомы».

Когда же Николай поддался влиянию прозападной части правительства (Витте был типичным западником и агентом влияния «мировой закулисы»), он сделал только хуже. Уступки либеральной общественности не могли спасти старую Россию. Они только раззадорили западников и разного рода революционеров, увеличили их возможности по разрушению устоев империи. Так, большая часть прессы в Российской империи, подконтрольной либеральным партиям и движениям, работала на разрушение империи. Столыпин смог неимоверными усилиями отсрочить крушение империи, но когда империя ввязалась в войну, её было уже не спасти.

В первый же год (1906 г.) прожитый Россией в условиях «гражданской свободы» в результате террористических актов было убито 768 и ранено 820 представителей власти. 19 августа 1906 г. Столыпин подписал указ о введении военно-полевых судов, но представил его на рассмотрение Думы только весной 1907 г. За восемь месяцев действия указа было казнено 1100 человек. Закрывались профсоюзы, преследовались революционные партии, начались репрессии против печати. Премьер-министру Петру Столыпину пришлось распустить две Думы, прежде чем он получил Думу такого состава, с которой мог сотрудничать. Столыпин жесткой рукой наводил порядок в стране.

В результате Манифест 17 октября нельзя считать счастливым приобретением для России начала ХХ в., оппозиция использовала его для того, чтобы усилить борьбу с самодержавием, что привело к новой крови, а власти не знали и не понимали, что такое парламентаризм, политические партии и общественное мнение в условиях свободы печати. Российская империя вошла в качественно иное государственное состояние, будучи абсолютно к этому неготовой. Бюрократия, подчиненная только царю, была абсолютно неспособна к парламентаризму европейского типа. Европейские идеи на русской почве вели к извращениям и только ухудшали ситуацию (это полностью подтверждается и в современной России).

Таким образом, в этот период мы очень четко наблюдаем особенность исторического развития России. Как только власть в лице ее верховного носителя практически берется за демократизацию государства и общества на западный лад и «развинчивает гайки» централизованной имперской системы, либеральное общество немедленно воспринимает это как свидетельство её слабости и использует свои новые возможности не для действий во благо народа, а для того, чтобы политически (или физически) уничтожить верховную власть (недостаточно, по её мнению, демократичную), и форсировать смуту.

Манифест 17 октября 1905 года: текст, причины, последствия

Манифест 17 октября 1905 года открывает одну из важнейших страниц в истории России. Это важнейший документ конституционного характера. В этой статье мы его кратко охарактеризуем, а также в конце мы привели полный текст документа. Выдержки его могут встречаться ЕГЭ по истории.

Собрание рабочих Путиловского завода в Петербурге во время Первой Русской революции

Предпосылки

Важно понимать, что в истории ничто не происходит просто так. У любого события есть предпосылки, причины, повод, ход событий и последствия. Подробнее об этом узнайте здесь.

Принятию Манифеста предшествовало начала Первая русская революция 1905 — 1907 годов, которая началась в январе 1905 года. Также важно помнить ее причины, чтобы сформировалась целостная картина.

Непосредственно принятию документа предшествовала Всероссийская политическая стачка, которая началась в сентябре и продолжалась весь октябрь. Это был пик стихийного этапа революции. 19 сентября стачка подобралась к Москве: начали бастовать печатники, затем все остальные.

Николай II (Кровавый) 1968 — 1918. Русский самодержец с 1894 по 1917 год

Для тех, кто не понимает — стачка — это такая форма протеста, когда рабочие прекращают работать и выдвигают чисто экономические требования: повышение зарплаты, нормальный 8-часовой рабочий день и пр. Так вот особенность этих стачек в том, что вслед за экономическими требованиями люди стали выдвигать политические, которые были провозглашены еще в январской петиции царю.

Самое интересное и примечательное то, что верхи понимали, что надо проводить преобразования, чтобы выйти из кризиса, но какие конкретно — тут никто ничего предложить не мог, кроме одного человека.

Вот, например, современник А.А. Маслов писал:

«Все признавали необходимость реформ, но почти никто не отдавал себе отчета в том, в высказывались за введение либеральной конституции, другие – за создание совещательного органа, третьи – за диктату-ру по назначению, а четвертые считали, что порядок и умиротворение должны быть водворены государем диктаторскими приемами»

Только один человек — граф Сергей Юльевич Витте — прекрасно понимал, что нужно народу. Да, это понятно — землю и волю, но в данной конкретной ситуации, он представил царю записку. В ней было четко написано, что народу надо представительство, чтобы оно принимало участие управлении страной. Нужны демократические свободы. Нужно такое правительство, чтобы народ знал, что оно знает о его нуждах и стремится их реализовать.

Граф Сергей Юльевич Витте (1849 — 1915). Министр финансов, дипломат, государственный деятель, председатель Совета Министров

Кстати, напомню, что вам надо знать Витте и по его реформам в ходе индустриализации, особенно про денежную реформу.

Вот слова С.Ю. Витте:

«Идея гражданской свободы восторжествует, если не путем реформы, то путем революции… Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, все повергнет в прах. Какою выйдет Россия из беспримерного испытания – ум отказывается себе представить; ужасы русского бунта могут превзойти все то, что было в истории… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма – они будут неудачны, но они будут несомненно – разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права. Как в 50-х гг. правительство объявило освобождение крестьян своим лозунгом, так и в настоящий, несоизмеримо более опасный момент государственная власть не имеет выбора: ей надлежит смело и открыто стать во главе освободительного движения»

Таким образом, именно Витте и являлся подлинным составителем текста Манифеста. Кстати, Витте также был тем самым дипломатом, который заключил Портсмутский мир с Японией в том же 1905 году.

Суть документа

Вот его основные положения:

  1. Манифест провозглашал в России демократические свободы: право на свободу слова, собраний, печати, союзов, неприкосновенность личности. Это было актуально ввиду, например, еврейских погромов, которые устраивали черносотенцы.
  2. Документ заложил основы (хоть и зыбкие) российского парламентаризма — предусматривал введение Государственной думы, которая бы имела права принимать законы, и без чьей бы воли ни один закон империи не был принят.
  3. Вместе с тем, документ заложил основы и российского конституционализма, поскольку декларирование законодательной власти парламента — есть ограничение власти монарха. Конечно, в реальности, этого не произошло из-за Третьеиюньского переворота 1907 года.

Последствия

В России, благодаря Манифесту, открылась историческая альтернатива реального ограничения царской власти и превращения России в парламентскую монархию. Это бы вызвало начало диалогу между властью и обществом, и кто знает, может быть и не было бы Февральской революции, а затем и Октябрьской в 1917 году.

А значит не было бы и фашизма, который был реакцией на победы коммунизма в России. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Манифест — в России был дан сверху властью, которая сама себя никогда и ни при каких обстоятельствах не ограничит.

Вместе с тем, сразу после издания документа, в России стали появляться легальные политические партии: Союз 17 октября (октябристы), Партия народной свободы (кадеты) и пр. Таким образом, Манифест заложил основы российской партийной системы — изначально как многопартийную.

Манифест изменил саму структуру органов власти в России, введя в России Государственную думу как законодательный орган власти. Плюс в России изменилась и форма власти: сформировалась дуалистическая монархия, для которой характерно сосуществование власти монарха и парламента, при лидерстве первой.

Читайте также  Советский союз и фашистская германия к январю 1944 года

Такого значение документа и его последствия. Жаль, что эта историческая альтернатива так и не реализовалась.

Текст

17 октября 1905 г.
Манифест об усовершенствовании государственного порядка Смуты и волнения в столицах и во многих

местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы
нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те
классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного
участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1994. С.41. Источник

Изменение государственного строя

Исполняя положения Манифеста 17 октября 1905 г., правительство приступило к реформе государственного строя России. В декабре 1905 г., в разгар московского восстания, был одобрен законопроект о порядке выборов в Государственную думу.

Законодательная власть была разделена на паритетных началах между императором, Государственной думой и реформированным Государственным советом (половина членов Совета по-прежнему назначалась царем, другая половина стала выборной — от православного духовенства, дворянских и земских собраний, Академии наук и университетов, орга-

низаций торговли и промышленности).

Споры в историографии вызывает содержание статьи 87-й Основных законов. Некоторые исследователи, ссылаясь на эту статью, отвергают конституционный характер Российского государства в 1906—1917 гг. Статья предоставляла императору право издавать, по представлению Совета министров, указы, имеющие силу закона. Но это право монарха было ограничено больше, чем у многих глав государств даже с республиканской формой правления. Указ мог быть издан только в перерыве работы Думы; он не мог вносить изменения в Основные законы, учреждения Госсовета и Думы, избирательное законодательство. Указ терял силу, если он не был внесен в Думу через два месяца после возобновления ее работы (так было с указом о военно-полевых судах от 20 августа 1906 г.) или если он отвергнут Думой или Госсоветом.

23 апреля 1906 г. Основные законы были утверждены и 26 апреля, в канун открытия сессии I Думы, опубликованы. Россия становилась конституционной или Думской монархией.

Существенные изменения произошли в системе высших органов исполнительной власти. 19 октября 1905 г. было создано объединенное коллегиальное правительство — Совет министров. Никакая общая мера управления не могла быть принята министрами «помимо Совета министров». Совет министров наделялся правом законодательной инициативы — разработки законопроектов и внесения их в Думу. Вводилась должность председателя Совета министров, который должен был руководить правительственной деятельностью и был подотчетен лично императору.

В 1905 г. были образованы новые ведомства: Министерство торговли и промышленности и Главное управление землеустройства и земледелия (ГУЗиЗ) — на правах министерства.

ГУЗиЗ было создано вместо существовавшего с 1894 г. Министерства земледелия и госимуществ специально для проведения аграрной реформы. В ГУЗиЗ из МВД было передано Переселенческое управление, а неземледельческие госимущества передавались в Министерство торговли и промышленности. Новые министерства пополнили блок экономических ведомств (финансов, путей сообщения), значение которого возрастало.

В правовой системе Думской монархии Сенат фактически наделялся функциями конституционного надзора и должен был не допускать публикацию актов, нарушающих Основные законы империи.

Государственный аппарат России не претерпел особых изменений, он оставался самым малочисленным пропорционально численности населения передовых стран. К 1913 г. число госслужащих в России достигало 575—580 тыс. человек. В расчете на 1 тыс. человек это составляло 62 человека (в Англии — 73, в США — 113, в Германии и Австро-Венгрии — по 125, во Франции — 176). В госаппарате России в 1913 г. насчитывалось 252,8 тыс. человек, из них чинов всех ведомств — 53 тыс., остальные были служащими по найму. Самое крупное ведомство — МВД, насчитывало 83,8 тыс. чиновников. Такой сравнительно малочисленный госаппарат испытывал серьезные трудности в условиях подъема массового социального движения. При этом оплата большинства госслужащих была низкой, они не имели также права участвовать в политической деятельности. Чиновники, занимавшие штатные должности, лишались пассивного избирательного права при выборах в Думу, а военные и чины полиции — полностью теряли избирательные права.

Относительная малочисленность госаппарата и его территориальная раздробленность не давали ему возможности активно противодействовать широкомасштабным антиправительственным акциям в 1905 и 1917 гг., а слабое материальное обеспечение и политическое бесправие вовлекли его значительную часть в либерально-оппозиционный лагерь.

После издания Манифеста 17 октября возникло более 50 общероссийских и более 100 национальных политических партий. По своей политической направленности партии делились на три основных блока. В первый входили партии правительственного лагеря, условно называемые консервативными; во второй — либеральные, а в третий — социалистические. Национальные и региональные партии в основном примыкали к двум последним блокам.

Наиболее крупными консервативно-монархическими организациями были Союз русского народа, из которого в 1907 г. выделился Русский народный союз имени Михаила Архангела, а также Партия правового порядка и Русская монархическая партия. Всего насчитывалось около 30 партий и союзов этого направления. Правые силы отстаивали самобытные основы российской государственности, соборности, православия и исторического самодержавия. Большинство из них выступало за аграрные преобразования в пользу крестьянства, за улучшение социальных условий рабочих и мелких производителей, за ограничение всевластия бюрократии.

Крупнейшими партиями либерального блока были кадеты (Конституционно-демократическая партия или Партия народной свободы) и октябристы (Союз 17 октября). К обеим партиям примыкало множество организаций близкого толка — около 40 партий и мелкие национальные группы. Либералы отрицали историческую самобытность России и считали, что страна развивается по западному пути, но находится на более низкой стадии. Для преодоления «отсталости» они считали необходимыми реформу государственного строя и модернизацию экономики по европейскому образцу. Кадеты и другие партии либерально-радикального толка декларировали сохранение унитарного государства с предоставлением автономных прав Польше и Финляндии и культурно-национальной автономии для всех народностей России. Программы этих партий содержали идеи реформ в аграрном и рабочем вопросах, в социально-экономической и культурной сферах по примеру Европы и Северной Америки. Кадеты и октябристы возглавляли соответственно левое и правое крыло легальной оппозиции.

Ведущими силами социалистического лагеря были социал- демократы (РСДРП) и социалисты-революционеры (эсеры). В 1903 г. РСДРП раскололась на два крыла: большевиков и меньшевиков. Среди социал-демократов существовали острые разногласия по вопросу об отношении к системе Думской монархии. Одна часть («отзовисты») предлагала бойкотировать новую политическую систему и объявить Думу обманом народа. Другая («ликвидаторы») выступала за отказ от нелегальных методов борьбы и создание мощной авторитетной легальной партии, использующей исключительно парламентские формы деятельности. Лидер большевиков В. Ленин выступал за рациональное сочетание легальной и нелегальной работы с сохранением всех нелегальных структур и железной внутренней дисциплины. Эсеры также разделились на левых и правых. Правые настаивали на отходе от террора и от форм нелегальной

работы, на отказе от лозунга вооруженного восстания. Левые ратовали за продолжение террора, за подготовку социальной революции и выдвигали требование социализации земли (передачи ее крестьянским общинам). Возникла также более радикальная группа эсеров-максималистов.

Социальный состав всех политических партий был довольно пестрым, но создателями и руководителями всех без исключения партий и союзов были интеллигенты. Численность партий в 1905—1907 гг. была невелика. Самые крупные из них — Союз русского народа и кадеты — насчитывали сотни тысяч членов, самые мелкие — по нескольку десятков. Общий состав партий не превышал 0,5% населения, а в 1908—1914 гг. снизился вдвое. Таким образом, заимствованная у «передовых» стран система политических партий с самого начала отражала интересы лишь политически активной части общества, составлявшей ничтожную часть населения.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: