Основные направления общественно-политической мысли xix века
ШАГ #66-68: Общественная мысль XIX века
- ШАГ ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ: Общественная мысль XIX века. Часть 1
- КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
- ШАГ ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ: Общественная мысль XIX века. Часть 2
- ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
- ШАГ ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ: Общественная мысль XIX века. Часть 3
- ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ШАГ ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ: Общественная мысль XIX века. Часть 1
Начнем с общей характеристики:
Общественная мысль в России получила активное развитие во второй половине XIX века.
Это не значит, что до этого все жили спокойно и ни о чем не думали: вспомним наших декабристов, которые первыми собрали крупное выступление, создали систему тайных обществ с уставами и собственной идеологией. Общественная мысль обитала в России в основном среди дворянской молодежи, которая проецировала ее через университетские кружки.
Но именно во второй половине XIX века выделяются 3 основные купные направления общественной мысли:
Консервативное
Либеральное
Демократическое
Поговорим о каждом подробнее.
КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Что такое консерватизм?
Консерватизм можно ассоциировать с такой старенькой тетенькой, которое не нравится молодежь, которая «шастает у подъезда». Примерно так и выглядели консерваторы.
Консерватизм проецирует:
• Приверженность традициям.
• Стабильность и чуждость к изменения.
• Социальное неравенство.
• Сильную государственную власть.
• Изменения только через постепенные реформы.
Социальной основной консерватизма выступали зажиточные слои общества: помещики, чиновники, духовенство – те, кто был заинтересован в сохранении общества в прежнем состоянии.
Ярыми консерваторами были и многие правители Российского государства. Ярчайший пример – Александр III, который провел ряд действий для упразднения довольно прогрессивных реформ своего отца.
Источником идей российских консерваторов выступала Теория «официальной народности», созданная Уваровым во время правления Николая I (помним про самодержавие – православие – народность).
Основной целью консерваторов являлось сохранение самодержавной власти и составляющих, приклеенных к ней: крепостное право, цензура, привилегии дворянства. Все это достигалось с помощью усиления царской власти, ужесточение цензуры, возрастания роли полиции в обществе.
В завершении рассмотрим несколько представителей консервативного направления, о каждом из которых, при желании, вы можете узнать побольше:
• М. П. Погодин
• С. П. Шевырев
• К. П. Победоносцев
• Ф. В. Булгарин
ШАГ ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ: Общественная мысль XIX века. Часть 2
ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Либерализм характеризуется:
• Индивидуализмом (высокая роль личности).
• Обширным перечнем прав и свобод.
• Господством частной собственности.
• Равенством всех перед законом.
Социальной основной движения либерализма в России выступала образованная дворянская молодежь и интеллигенция.
Да-да, те самые ребята, которые в своих университетах всякие пакости придумывали.
Свои идеи либералы черпали из европейской философии XVIII – XIX вв. (чаще всего – от немцев).
Своей целью либералы ставили изменение российского общества, которое заключалось в ограничение монархии и развитии института буржуазии. Также ребята выступали за отмену крепостного права (да еще и землю крестьянам нужно было давать), за равенство всех граждан перед законом, за отмену цензуры.
Либералы были не особенно активны в своих действиях: они не выходили на улицы и не убивали царей. Они пытались достучаться до власти, донести свои идеи мирным путем, выступали за проведение постепенных реформ, которые в итоге привели бы к созданию того самого общества.
В развитие либерализма в России очень важно рассмотреть два течения: это «западники» и «славянофилы».
Что это за фрукты и с чем их едят?
И западники, и славянофилы представляли собой образованную дворянскую молодежь, которая жаждала изменений в обществе. Основной своей целью они ставили развитие России, ее процветание в будущем. Выступали за умеренные реформы, которые должны были проводиться непосредственно правительством (никаких революций).
За что боролись:
• Отмена крепостного права (освобождение крестьян с землей)
• Модернизация государственного аппарата
• Введение широких прав и свобод граждан
На этом сходства заканчиваются, пора искать отличия.
ЗАПАДНИКИ
Выступали за установление КОНСТИТУЦИОННОЙ монархии и парламентского строя (как в Англии).
Считали, что Россия и Европа (Запад) имеют единый путь развития /питали особую любовь к достижениям западной цивилизации/
Считали, что петровские реформы исключительно положительно сказались на развитии России.
Ну и парочка фамилий на закуску:
• С. М. Соловьев
• И. С. Тургенев (тот самый)
• Б. Н. Чичерин
• Т. Н. Грановский
СЛАВЯНОФИЛЫ
Выступали за сохранения монархии (вся полнота власти у императора), но при этом был необходим созыв сословно-представительного совещательного органа – Земского собора.
Считали, что между Россией и Западом нет ничего общего: у России свой собственный путь развития.
Категорически отрицали важность и прогрессивность петровских реформ.
Представители:
• А. С. Хомяков
• Братья Киреевские
• Братья Аксаковы
ШАГ ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ: Общественная мысль XIX века. Часть 3
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Демократия у нас представляет собой:
Равноправие граждан.
• Народ – источник власти.
• Гарантия прав и свобод человека.
• Право на существование оппозиции.
Социальной основой демократии являлись все те же родовитые молодые дворяне из уже знакомых университетов и интеллигенция. Только вот настроены они были более радикально, чем либералы.
Вспомнили декабристов, улыбнулись.
В своих действиях демократы опирались на идеи социалистических теорий.
Основной целью, как и у либералов, являлось преобразование государства, только вот носить оно должно было демократический характер. Введение народовластия, все дела. Крепостное право все так же пытались отменить, крестьян отпустить с землей и без выкупа.
Демократы были несколько «живее», чем либералы, поэтому рассчитывали на углубленные реформы, но в то же время были не прочь устроить маленькую революцию /если власть будет сильно ломаться/.
Демократы проводили активную деятельность по распространению своих идей в образованное окружение: организовывались крупные кружки, создавались публицистические и философские работы.
Особенно важно разобрать три основных идейных лидера демократического течения и их проекты по поводу преобразования государства.
В. Г. БЕЛИНСКИЙ
Продвигал умеренные требования, которые включали в себя:
• Права и свободы личности.
• Право на частную собственность.
• Отмену жесткого полицейского контроля и телесных наказаний.
• Строгое исполнение законов.
А. И. ГЕРЦЕН
Данный товарищ разработал так называемую теорию «русского социализма», которая содержала следующие компоненты:
• Перевод крестьян на самоуправление.
• Ликвидация помещичьего землевладения.
• Раздача земли крестьянам.
М. В. БУТАШЕВИЧ-ПЕТРАШЕВСКИЙ
Самый радикальный демократ из представленных. Он требовал:
• Ликвидацию самодержавия.
• Введение республики + однопалатный парламент.
• Выборность органов власти.
• Равенство всех граждан.
• Свобода слова.
1253,Общественная мысль XIX века в России
Возникшее в XIX веке индустриальное общество подняло острейшие проблемы социального бытия. Ни просветители, ни революционные потрясения предыдущего века, не сумели разрешить противоречия в обществе, углубившиеся на заре индустриальной эры. В новых условиях свои способы решения проблемы предложили сформировавшиеся в разных слоях общества течения, воплощенные в общественно-политической мысли.
ШАГ ШЕСТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ: Общественная мысль XIX века. Часть 1
Начнем с общей характеристики:
Общественная мысль в России получила активное развитие во второй половине XIX века.
Это не значит, что до этого все жили спокойно и ни о чем не думали: вспомним наших декабристов, которые первыми собрали крупное выступление, создали систему тайных обществ с уставами и собственной идеологией. Общественная мысль обитала в России в основном среди дворянской молодежи, которая проецировала ее через университетские кружки.
Но именно во второй половине XIX века выделяются 3 основные купные направления общественной мысли:
?Консервативное
?Либеральное
?Демократическое
Поговорим о каждом подробнее.
КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
?Что такое консерватизм?
Консерватизм можно ассоциировать с такой старенькой тетенькой, которое не нравится молодежь, которая «шастает у подъезда». Примерно так и выглядели консерваторы.
?Консерватизм проецирует:
• Приверженность традициям.
• Стабильность и чуждость к изменения.
• Социальное неравенство.
• Сильную государственную власть.
• Изменения только через постепенные реформы.
?Социальной основной консерватизма выступали зажиточные слои общества: помещики, чиновники, духовенство – те, кто был заинтересован в сохранении общества в прежнем состоянии.
Ярыми консерваторами были и многие правители Российского государства. Ярчайший пример – Александр III, который провел ряд действий для упразднения довольно прогрессивных реформ своего отца.
?Источником идей российских консерваторов выступала Теория «официальной народности», созданная Уваровым во время правления Николая I (помним про самодержавие – православие – народность).
?Основной целью консерваторов являлось сохранение самодержавной власти и составляющих, приклеенных к ней: крепостное право, цензура, привилегии дворянства. Все это достигалось с помощью усиления царской власти, ужесточение цензуры, возрастания роли полиции в обществе.
?В завершении рассмотрим несколько представителей консервативного направления, о каждом из которых, при желании, вы можете узнать побольше:
• М. П. Погодин
• С. П. Шевырев
• К. П. Победоносцев
• Ф. В. Булгарин
Радикальная эволюция общественно-политической мысли
Таким образом, на протяжении всего XIX века в российском общественно-политическом движении происходила поляризация сил. Правительство, проводя реформы в социально-экономической сфере, уходило от преобразования средневекового самодержавия в феодальную монархию. Слабая и неоформленная либеральная оппозиция не была востребована властью, что дало возможность революционным элементам овладеть сознанием масс.
Революционное народничество, перейдя к тактике террора, спровоцировали контрреформы, покончившие с народничеством. Царское правительство, само того не желая расчистило путь марксистам, которые вначале следующего века поставили на дыбы Российскую империю.
ШАГ ШЕСТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ: Общественная мысль XIX века. Часть 2
ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
?Либерализм характеризуется:
• Индивидуализмом (высокая роль личности).
• Обширным перечнем прав и свобод.
• Господством частной собственности.
• Равенством всех перед законом.
?Социальной основной движения либерализма в России выступала образованная дворянская молодежь и интеллигенция.
Да-да, те самые ребята, которые в своих университетах всякие пакости придумывали.
?Свои идеи либералы черпали из европейской философии XVIII – XIX вв. (чаще всего – от немцев).
?Своей целью либералы ставили изменение российского общества, которое заключалось в ограничение монархии и развитии института буржуазии. Также ребята выступали за отмену крепостного права (да еще и землю крестьянам нужно было давать), за равенство всех граждан перед законом, за отмену цензуры.
?Либералы были не особенно активны в своих действиях: они не выходили на улицы и не убивали царей. Они пытались достучаться до власти, донести свои идеи мирным путем, выступали за проведение постепенных реформ, которые в итоге привели бы к созданию того самого общества.
В развитие либерализма в России очень важно рассмотреть два течения: это «западники» и «славянофилы».
Что это за фрукты и с чем их едят?
?И западники, и славянофилы представляли собой образованную дворянскую молодежь, которая жаждала изменений в обществе. Основной своей целью они ставили развитие России, ее процветание в будущем. Выступали за умеренные реформы, которые должны были проводиться непосредственно правительством (никаких революций).
?За что боролись:
• Отмена крепостного права (освобождение крестьян с землей)
• Модернизация государственного аппарата
• Введение широких прав и свобод граждан
На этом сходства заканчиваются, пора искать отличия.
ЗАПАДНИКИ
?Выступали за установление КОНСТИТУЦИОННОЙ монархии и парламентского строя (как в Англии).
?Считали, что Россия и Европа (Запад) имеют единый путь развития /питали особую любовь к достижениям западной цивилизации/
?Считали, что петровские реформы исключительно положительно сказались на развитии России.
?Ну и парочка фамилий на закуску:
• С. М. Соловьев
• И. С. Тургенев (тот самый)
• Б. Н. Чичерин
• Т. Н. Грановский
СЛАВЯНОФИЛЫ
?Выступали за сохранения монархии (вся полнота власти у императора), но при этом был необходим созыв сословно-представительного совещательного органа – Земского собора.
?Считали, что между Россией и Западом нет ничего общего: у России свой собственный путь развития.
?Категорически отрицали важность и прогрессивность петровских реформ.
Представители:
• А. С. Хомяков
• Братья Киреевские
• Братья Аксаковы
Социально-политические движения продукт промышленной революции
В Западноевропейских странах сложился запрос от социальных групп на воплощение своих чаяний в конкретные программы преобразования государства и общества. Откликнувшиеся на запрос мыслители развили общественно-политические учения по пяти основным направлениям. Каждое из этих течений имело особый взгляд на пути общественного развития и обеспечение личности правами.
Способы добиться целей
Бёрк, Гоббс, де Местр
Аристократии и духовенства
Отстаивание традиционных ценностей и порядков. Верность социальным или религиозным доктринам. Главная ценность — сохранение традиций социума, его институтов и ценностей
Локк, Юм, Кант, Руссо
Права и свободы любого человека – это высшая ценность, государственные и церковные средства влияния на жизнь граждан и социума ограничиваются конституцией.
Принципы — незыблемость частной собственности, свободные торговля и предпринимательство.
Сен-Симон, Фурье, Оуэн
буржуазии, наемных рабочих, крестьян
Социальная справедливость, свобода и равенство. Общественная собственность или всеобщий контроль над природными ресурсами.
Природный выбор граждан, выборы, реформы.
Маркс и Энгельс
Рабочего класса (пролетариата)
Неотвратимость борьбы между классами и социалистической революции. Главная роль пролетариата в революции. Удаление товарного производства и ликвидация частной собственности. Коммунистическое общество всестороннее развивает каждого социального индивида.
Прудон, Кропоткин, Бакунин
Уничтожение обязывающего управления и власти человека над человеком, социальные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого.
Глубинная трансформация мировоззрения европейцев стала следствием промышленной революции XIX века. Все оформившиеся в этот период направления общественно-политической мысли отражали существенные изменения во взглядах на государство, политику и роль личности в истории.
ШАГ ШЕСТЬДЕСЯТ ВОСЬМОЙ: Общественная мысль XIX века. Часть 3
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
?Демократия у нас представляет собой:
Равноправие граждан.
• Народ – источник власти.
• Гарантия прав и свобод человека.
• Право на существование оппозиции.
?Социальной основой демократии являлись все те же родовитые молодые дворяне из уже знакомых университетов и интеллигенция. Только вот настроены они были более радикально, чем либералы.
Вспомнили декабристов, улыбнулись.
?В своих действиях демократы опирались на идеи социалистических теорий.
?Основной целью, как и у либералов, являлось преобразование государства, только вот носить оно должно было демократический характер. Введение народовластия, все дела. Крепостное право все так же пытались отменить, крестьян отпустить с землей и без выкупа.
?Демократы были несколько «живее», чем либералы, поэтому рассчитывали на углубленные реформы, но в то же время были не прочь устроить маленькую революцию /если власть будет сильно ломаться/.
?Демократы проводили активную деятельность по распространению своих идей в образованное окружение: организовывались крупные кружки, создавались публицистические и философские работы.
Особенно важно разобрать три основных идейных лидера демократического течения и их проекты по поводу преобразования государства.
?В. Г. БЕЛИНСКИЙ
Продвигал умеренные требования, которые включали в себя:
• Права и свободы личности.
• Право на частную собственность.
• Отмену жесткого полицейского контроля и телесных наказаний.
• Строгое исполнение законов.
?А. И. ГЕРЦЕН
Данный товарищ разработал так называемую теорию «русского социализма», которая содержала следующие компоненты:
• Перевод крестьян на самоуправление.
• Ликвидация помещичьего землевладения.
• Раздача земли крестьянам.
?М. В. БУТАШЕВИЧ-ПЕТРАШЕВСКИЙ
Самый радикальный демократ из представленных. Он требовал:
• Ликвидацию самодержавия.
• Введение республики + однопалатный парламент.
• Выборность органов власти.
• Равенство всех граждан.
• Свобода слова.
Больше теории в следующих шагах.
Особенности развития социально-политической мысли в России
На протяжении XIX века в Российской империи предпринимались попытки сначала подправить, а потом и полноценно реформировать социальный порядок и вековые устои общества. В первую четверть столетия зародились общественные движения и начали формироваться главные направления отечественной общественно-политической мысли.
Общественное движение России конца 19 века
Общественно-политическое движение в конце 19 века в России имело следующие направления:
- Традиционализм (консерватизм). Всесторонняя поддержка действующей власти по принципу «жить, как жили всегда».
- Либерализм. Реформирование страны на западный лад.
- Народничество. Хотели изменений в стране, но часто действовали радикально, выступая за убийство чиновников (революции).
- Анархизм. Выступали против эксплуатации человека человеком.
- Марксизм (социал-демократизм). Говорили о гибели капиталистического уклада мира, заменить который должен был социализм.
Остановимся более подробно на каждом из этих течений, поскольку в совокупности они формировали социальный и политический фон страны.
Направление | Разветвления | Представители |
---|---|---|
Традиционализм | Государственный консерватизм | Константин Победоносцев, Михаил Катков, Владимир Мещерский |
Религиозно-философский | Константин Леонтьев, Лев Тихомиров | |
Новое славянофильство | Николай Данилевский, Николай Страхов | |
Либерализм | Земский | Иван Петрункевич |
Интеллектуальный (профессорский) | Петр Шереметьев, князья Трубецкие, князья Долгорукие | |
Народничество | Революционное | П.Ф.Якубович, П.В.Шевырев, |
Либеральное | Николай Михайловский, Василий Воронцов, Сергей Кривенко, Сергей Южаков | |
Неореволюционное | Виктор Чернов | |
Анархизм | Революционный | Петр Кропоткин, Михаил Бакунин |
Мирный | Лев Толстой | |
Марксизм (социал-демократы) | Легальные | Петр Струве, Николай Бердяев, Сергей Булгаков |
Революционные | Владимир Ленин, Георгий Плеханов, Вера Зусилич |
Традиционализм
Традиционализм пережил свою высшую точку в период правления императора Александра 3. Во многом это стало реакцией на предыдущие годы правления, когда излишний либерализм привел к росту революционного движения в России. Особенно сильным оно было в 70-ые годы 19 века.
Представители традиционного общественного движения характеризовались строгой приверженность идеалам власти, политическим консерватизмом, сохранением текущих духовных и моральных ценностей общества. Основная задача традиционных партий и учреждений заключалась в том, чтобы создать в России такую социальную базу, которая защитит страну от любых политических потрясений, а также от любых попыток изменения социальной структуры общества. Иными словами речь идет о сохранении стабильности любой ценой, даже когда это запрещает логичное и необходимое развитие определенных отраслей и направлений.
Выделяются 3 основные течения традиционализма в российском общественно-политическом движении конца 19 века:
- Государственный консерватизм. Ярчайшим представителем этого направления являлся обер-прокурор святейшего Синода Константин Победоносцев. Основные задачи государственного консерватизма были изложены в «Московском сборнике», изданном в 1896 году. Этот трактат в основном критиковал демократию, отмечая: власть народу может принадлежать только в небольшом обществе, власть народа в России является фикцией, свободной прессы существовать не может, поскольку так или иначе она будет зависеть от частного капитала, процветание России возможно только при укреплении власти императора и при укреплении православной веры.
- Религиозно-философский традиционализм. Представители этого общественного движения были убеждены, что современные цивилизации обречены, и что единственный путь к созданию лучшего мира заключается в создании новой славяно-византийской цивилизации, которая будет основываться на принципах православия и консерватизма пролетариата. Величайший представитель этого направления: Константин Леонтьев, издавший в 1875 году трактат «Византизм и славянство».
- Новое славянофильство. Представители этого направления были в основном философы и литературы. Они говорили о полном отрицании западной цивилизации, как в виде социализма, так и виде капитализма. Кроме того новые славянофилы говорили о том, что Россия обладает уникальной историей и культурой, а также уникальными религиозно-нравственными ценностями, которые являются благом для всех, и которые позволят создать новый лучший мир, или, как говорили представители новых славянофилов, «царство Божье на Земле».
Несмотря на то, что идеи традиционализма достаточно хорошо воспринимаются обществом, данные общественные организации успеха не достигли, поскольку были гораздо менее организованы, чем, например, либеральные организации. Представители традиционализма несколько раз пытались создать политические организации, но каждый раз это заканчивалась неудачей.
Священная дружина
В марте 1881 года была создана тайная традиционная монархическая организация под названием «Священная дружина». Деятельность данной организации до сих пор мало изучена историей. Считается, что ее руководителями были Граф Шувалов, министр императорского двора Воронцов-Дашков, генерал губернатора Москвы князь Долгоруков, Витте, министр внутренних дел граф Игнатьев, обер прокурор святейшего Синода Победоносцев. По некоторым данным членами организации были Владимир и Алексей Александровичи, великие князья династии Романовых.
«Священная дружина» это классический пример того, как ограниченность мышления традиционного течения не позволяет донести эти идеи до широких масс. Одна из причин, почему традиционные организации не смогли проявить себя, заключается в том, что согласно манифесту «Священной дружины» организация должна была решать следующие задачи:
- Создание крестового похода против врагов России и текущего порядка. Это был ответ народничеству. Для достижения этих целей использовались те же методы что и у народников — террор.
- Стремление натравить революционные организации друг на друга.
Эти цели показывают, что «Священная дружина» не стремилась что-либо созидать, а только стремилась мешать другим. Это одна из причин, почему деятельность традиционной организации провалилась. Важно отметить еще один факт — именно с этой организации началась головокружительная карьера Витте.
Либеральные организации конца 19 века
Либерализм, как общественно-политическое движение в конце 19 века в России, развивался в двух основных направлениях:
- Интеллектуальный
- Земский
Изначально наибольшую власть имели земские либеральные движения, пик могущества которых пришелся на период с 1878 по 1882 годы. В этот период было создано общество «Земского союза и самоуправления», а также направленно 50 ходатайств на имя императора, в которых предлагалось при земствах создать дополнительный народный орган контроля. После убийства Александра 2 земский либерализм практически полностью исчез.
Ему на смену пришел либерализм интеллектуальный. Его представителями были видные историки, юристы, экономисты, философы своего времени. Основное направление деятельности этого движения заключалась в создании независимой и демократичной судебной системы, а также эффективной работе органов городского и земского самоуправления.
Интеллектуальный либерализм в основном функционировал вокруг Вольного экономического общества и Русского юридического общества. Организации пытались донести свою идею до масс, в частности публикуя различные газеты и журналы, среди которых можно выделить «Вестник Европы», «Русская мысль» и «Русские ведомости». К концу 19 века либеральные организации создали кружок «Беседа», который состоял из 50 видных дворян Российской Империи, среди которых было 9 князей, 8 графов и 2 барона.
Народничество
Народничество, как элемент общественно-политической мысли России в конце 19 века подразделялся на 3 направления:
- Революционное народничество.
- Либеральное народничество.
- Революционное народничество.
Изначально наибольшей властью пользовались организации революционного народничества. Однако, после убийства Александра 2 эти организации либо начали распадаться, либо значительно утрачивали свою власть. Им на смену пришло либеральное народничество. Внутри них шла борьба между, так называемыми, «западниками» и «почвенниками». Однако, несмотря на эту борьбу, народники были едины с тем, кто является их главным политическим оппонентом — либералы. Отличие либерального народничества от революционного заключается в стремлении отказаться от террора. В истории либеральное народничество известно как «теория малых дел». Они вели каждодневную работу для того, чтобы донести свои идеи до простых людей, то есть до крестьян.
Анархисты
В общественных движениях России конца 19 века можно выделить 2 основные группы анархистов: революционные и мирные. Лидером революционного анархизма выступал Пётр Алексеевич Кропоткин. Основная идея революционного анархизма заключалась в уничтожение государства как структуры, а также в уничтожении любой системы, практикующей эксплуатацию человека. Князь Кропоткин полагал, что уничтожить государство возможно только социальной революцией. После нее должны были сформироваться федерации трудовых коллективов, а также объединения людей с общей целью и идеей. Эта идеология в дальнейшем трансформировалась в 4 направления:
- Анархизм «коммунизм». Выступали за активную стадию народной революции. Представитель — Кропоткин.
- Анархизм «синдикализм». Пытались совместить идеи уничтожения государства с идеями создания кооперативов и коопераций. Представитель: Кирилловский.
- Анархисты «индивидуалисты». Выступали за свободу личности, которая никем и ничем не ограничена. Представители: Городецкий и Паровой.
- Анархисты «безначальщины». Предполагали наличие террора важнейшим фактором при образовании государства. Представители: Махно, Романов.
Идейным вдохновителем мирного анархизма был Лев Николаевич Толстой. Он говорил о том, что власть и государство должны трансформироваться с точки зрения принципов религии раннего христианства, а также на принципе русских духоборов. Духоборы ранее проповедовали принципы равенства, полного отсутствия насилия, а также отречения личности ради достижения духовного идеала. Идеи выражены в знаменитом произведении «Учение о непротивлении злу насилием».
Марксисты или социал-демократы
Идейным лидером марксизма считается Карл Маркс, который в 1867 году издал свой знаменитый труд «Капитал». В этом труде с точки зрения теории описывается гибель капиталистической системы мира, а также создание новой социалистической или пролетарской системы. В марксизме Российской Империи принято выделять следующие основные течения:
- Легальные марксисты. Они пересмотрели труды Маркса и отвергли идею диктатуры пролетариата, а также идеи обреченности капиталистической системы уклада мира.
- Революционные марксисты. У них принято выделять 2 крыла: умеренные марксисты и радикальные марксисты. Первые считали социалистическую форму правления в России возможной, но в отдаленной перспективе, поэтому радикальных шагов здесь и сейчас, по их мнению, предпринимать не стоило. Вторые были уверены, что социалистическую форму правления в России можно создать достаточно быстро, поэтому нужно действовать здесь и сейчас. Активно продвигал эту идею Владимир Ильич Ленин.
В последней четверти 19 века активно формируются марксистские общественные движения России, которые сыграли значительную роль в последующих событиях 1917 года.
Общественно-политические течения 19 века
Консерватизм, либерализм и социализм — общественно-политические течения, сложившиеся в 19 веке, которые пытались объяснить и обосновать изменения, происходившие во время перехода от традиционного общества к индустриальному, также называемого промышленным переворотом.
Консерватизм
В исторической литературе существует несколько вариантов объяснения термина «консерватизм». Вот некоторые из них:
- консерватизм (от лат. conservo — «охраняю», «храню») — теория, практика, которая пытается совместить прогресс в обществе с сохранением традиционных ценностей — семьи, правопорядка, труда, морали, патриотизма, закона и тому подобное. В экономике консерватизм защищает принцип протекционизма;
- консерватизм — совокупность различных идейно-политических течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Для консерватизма характерны: приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и норм, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного органического развития;
- консерватизм является философией стабильности как условия нормального функционирования общества, уважения традиций, связи поколений (поколений), подражания традиционным добродетелям и ценностям бытия;
- консерватизм, в отличие от либеральной или социалистической идеологии, никогда не был политическим учением, скорее, это склад ума, чувств, образ жизни.
Эдмунд Берк
Идеология консерватизма сформировалась как реакция на ужасы Французской революции (знаменитый памфлет Эдмунда Берка, 1790 г.). Кроме Берка, вклад в становление консерватизма сделали французский иезуит Жозеф де Местр (1753-1821), английский философ Томас Гоббс (1588-1679) и австрийский канцлер Элемент Меттерних (1773-1859).
Консерваторы стремились сохранить существующие традиционные формы власти, основы правления. При этом следует отметить и тот факт, что они не отрицали необходимости реформ, но не радикальных, а умеренных и постепенных. В целом консерватизм характеризовался следующими чертами: то, что можно не менять, менять не надо; мудрости предков и мудрости обычая нужно отдавать предпочтение перед индивидуальным самовольным решением и суждением; любые действия должны оцениваться не по немедленными последствиями, а с отдаленной перспективой.
Человек, по мнению консерваторов, несовершеннен, и поэтому существование идеального общественного порядка невозможно. Однако в правлении, опирающемся на традицию, всегда возможны, даже в несовершенном обществе, улучшение. Консервативные партии выступали за неизменность и укрепление главных «основ общества» — семьи, правопорядка. Они имели поддержку наиболее обеспеченных слоев общества — предпринимателей, землевладельцев, высшего чиновничества, а также части крестьянства.
Либерализм
Либерализм (от лат. либер — «свободный») — это общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя и свободы предпринимательства. Либерализм предпочитает конституционный порядок, а не абсолютизм; местное самоуправление, а не централизацию власти; свободу личности, а не полицейский надзор. Провозглашает отмену сословных привилегий, равномерное распределение налогов. Либерализм является противником ограничений свободы торговли и свободы труда. Главный принцип либерализма: никто не может быть выше другого по своим правам. Личная свобода базируется на экономической независимости, которую обеспечивают неприкосновенность частной собственности, свободный рынок и конкуренция.
Либералы выступали в защиту прав и свобод личности, права частной собственности, частного предпринимательства, свободы совести и политической деятельности. Одной из основных доктрин либералов было осуждения государственного вмешательства в сферу бизнеса и торговли. По их мнению, государство должно ограничиваться функциями обеспечения правопорядка, обороноспособности и защиты страны, но не вмешиваться в ее экономическую жизнь.
Либералы стали влиятельной политической силой в США, Великобритании и некоторых европейских странах. Их социальной опорой, прежде всего, были предприниматели, часть интеллигенции, рабочих, служащих. Они стали последовательными сторонниками социальных реформ, направленных на улучшение жизненного уровня населения, ликвидации угрозы революционных потрясений. Такую политику, получившая название либерального реформизма, поддерживали довольно широкие круги общественности как в европейских странах, так и в США.
Главными политическими ценностями либерализма были и остаются идеи правового равенства граждан, договорной природы государства, политического плюрализма (от лат. «Множественный») и конституционализма.
К видным представителям либерализма относились: британский философ Джереми Бентам (1748-1832), французский публицист Бенжамен Констан (1767-1830), британский философ Джон Стюарт Милль (1806-1873).
Социализм
Промышленный переворот привел к коренному изменению в социальной структуре европейского общества. Одной из самых многочисленных слоев общества становятся наемные рабочие, которые, в отличие от ремесленников и крестьян, не обладали средствами производства. Существуя только за счет продажи своей рабочей силы на рынке труда, наемные рабочие были постоянной жертвой цикличности рыночной экономики. Потеря работы означала потерю любых средств к существованию как для них самих, так и для их семей. Поэтому стремление обеспечить относительные гарантии своей социальной стабильности породило массовое рабочее движение, идеологией которого стал социализм (от франц. — «общественный») — учение о модели справедливого общества (термин «социализм» употреблялся с 1830-х годов.). Первые теоретические обоснования построения такого общества сделали британский философ Роберт Оуэн (1771-1858) и французские философы Шарль Фурье (1772-1837) и Клод Сен-Симон (1760-1825).
Социализм представлял собой совокупность теорий, которые утверждали не только желательность, но и возможность ликвидации буржуазных порядков и установления нового общества, где будет достигнуто социальное равенство людей. По вопросу о формах установления нового общества социалисты делились на сторонников мирного (реформаторского) и сторонников насильственного (революционного) путей. Несмотря на эти различия, общим для создателей социализма было глубокое идейное убеждение, незыблемая вера в светлое будущее человечества.
Социалисты стремились к замене буржуазного общества новым обществом социальной справедливости — социализмом, в котором будет ликвидирована частная собственность на средства производства и его результаты, где власть будет принадлежать трудящимся и будет действовать принцип «от каждого по способностям и каждому — по труду». Социальной опорой социалистов были наемные рабочие, сельский пролетариат, радикально настроенная молодежь и интеллигенция, часть служащих.
Социал-демократическое движение
Социал-демократия — общее название социалистических партий, возникших во второй половине XIX в. в разных странах; идеологическая и политическое течение, которое выступает за внедрение идей социализма во всех сферах жизни.
Эдуард Бернштейн
В 1899 г. немецкий социал-демократ Э. Бернштейн (1850-1932) опубликовал книгу «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии», в которой подверг критике некоторые принципиальные положения марксистской доктрины. Анализируя новые тенденции индустриального развития, он пришел к выводу о ложности марксистского положения о дальнейшем обеднение пролетариата и наличии предпосылок для построения социалистического общества, а также недооценки марксистами возможностей государственного регулирования товарно-рыночной экономики и значение реформ для прогрессивного развития общества. Бернштейн одним из первых дал развернутое обоснование социал-демократической идеи.
Карл Маркс
В отличие от К. Маркса он считал невозможным завоевания политической власти пролетариатом, который не достиг уровня политической и нравственной зрелости, чтобы управлять общественными процессами, взять на себя всю полноту государственной власти. Переход к социализму может произойти не в результате революции, которую Бернштейн считал «признаком варварства», а только через социализацию капитализма. Ближайшими целями рабочего класса он считал борьбу за экономические и политические права.
Бернштейн предпочитал общество, в основе развития которого является потребительская и производственная кооперация, при которой ни один класс не имеет привилегий. Чтобы достичь такого положения в обществе, нужен определенный уровень сознания граждан — умение жить по законам, контролируя свои страсти. Ведь демократическая форма правления предполагает высокую степень не только свободы, но и ответственности всех. Для социализма как движения характерно гуманистическое отношение к человеку труда, его потребностей и интересов. Бернштейн считал, что между социализмом и демократией нет противоречий. Отсюда и название его концепции — «демократический социализм».
Социал-демократия выступала за права человека, свободу слова, печати, самостоятельность профсоюзного движения, существования правового государства. Со временем лозунги дополнились требованиями улучшения качества жизни, экономической демократии, самоуправляющегося социализма.
Социал-демократы выступали за участие в парламентской деятельности. Основным методом своей политики считали реформу.
Общественная мысль XIX века в России.
В первой четверти XIX столетия, в Российском государстве сохранялась монархия, страной правил император Александр I , известный своим либеральным настроением и создавший в государстве военную монархию. Начинает зарождаться национальное сознание и появляются различные политические силы и движения.
Дворянское восстание.
После вторжения Наполеоновской армии в Россию, русская армия победоносно прошла по европейским странам. Русские солдаты видели, насколько страна отстает в своем экономическом развитии. Вернувшись домой, солдаты и дворяне понимают, что родному государству необходимо еще много времени, чтобы догнать европейские страны. Некоторые наиболее передовые мыслители и экономисты понимали, что необходимы перемены. В народе начинаются волнения, связанные с неудовлетворенностью вернувшихся с войны солдат, экономическая ситуация после войны не изменилась, крепостничество тормозило развитие страны.
Еще в 1811 году, в гвардейских частях армии появляется дворянское тайное общество «Союз спасения», которое состояло всего лишь из 30 заговорщиков. Основной задачей заговорщиков являлось свержение монархии, упразднение крепостного права и введение новой формы правления.
В 1818 году, «Союз спасения» реформировался в «Союз благоденствия», теперь имевшего Устав, но главная задача тайного общества заключалась в просвещении народных масс и донесении главной мысли, необходимости проведения реформ в России. В 1821 году, союз распался, а вместо него появились тайные общества Северное и Южное, объединявшие сторонников военного переворота. В программе Северного общества существовало две программы дальнейшего развития России. По программе П. Пестеля «Русская правда» в государстве требовалось установление новой формы государственного правления, республики, а по форме унии. По программе Н. Муравьева «Конституция» следовало установить конституционную монархию. Планировалось начинать активные действия летом 1826 года, но непредвиденные обстоятельства внесли коррективы. В ноябре 1825 года умер император Александр I , и переворот назначили на день, когда войска должны были присягать новому царю Николаю. Переворот был подавлен, и все организаторы и участники тайного общества арестованы, после суда, казнены или высланы на каторгу в Сибирь.
Появление новых политических течений.
После разгрома декабрьского переворота, общественная мысль стала продвигаться в совершенно разных направлениях. Самыми массовыми были:
- консервативно-монархическое, активисты провозглашали идею дальнейшего развития по старому пути в традициях монархического строя, без каких-либо реформ,
- либеральное, делилось на два течения, славянофильское, по которому русское общество должно развиваться в своих традициях, править будет царь, но Земские соборы могут выражать мнение народа. Западное течение ратовало за развитие русского общества по пути Западной Европы,
- революционно демократическое, представителями были Герцен, Огарев, студенческая молодежь, провозглашали необходимость свержения царизма и упразднения крепостного строя, установления народной власти,
- марксизм, представители Плеханов, Маркс, Энгельс и затем Ленин, провозглашали свержение самодержавия и установление власти рабочего класса,
- анархизм, отрицавший государство вообще, провозглашавшее безвластие и свободу.
К середине XIX столетия, общественно-политические течения совершенно оформились и достигли наибольшего развития. Промышленная революция вносила свои изменения в социальное и экономическое развитие общества. Основная задача тайных обществ теперь состояла в просветительской работе.
Вторая половина XIX столетия.
К концу, третьей и началу четвертой четверти XIX столетия, в России существовало три политических течения. Это либералы, консерваторы и радикалы.
Консерватизм представляли все, или большая часть слои духовенства, знати, купеческой прослойки. Даже крестьяне воспитывались на устоявшихся истинах православной веры и самодержавном правлении.
Либерализм проповедовали представители прогрессивной интеллигенции, а также представления новой буржуазии. Задачей либералов было достижение демократической свободы, изменение государственного и конституционного порядка.
Радикалы проповедовали быстрое изменение государственного строя при применении оружия и насилия, и отстаивали права рабочих и крестьян.
К концу XIX столетия борьба за влияние над общественным и национальным сознанием очень обострилась.