Печать и журналистика
Виды журналистики: функции, особенности работы, примеры
На сегодняшний день существует 5 основных направлений журналистики. Ни для кого не секрет, что в этот перечень входят: периодическая печать, фотожурналистика, радиожурналистика, тележурналистика и Интернет-журналистика. С развитием современных технологий эти виды все чаще переплетаются друг с другом. К примеру, печатные новости нередко дополняют фотоотчетами, контент телевизионных каналов можно встретить на Интернет-площадках, а также создаются виртуальные радиостанции, которые выкладывают на Интернет-ресурсы, так называемые, подкасты. Далее мы рассмотрим каждое направление более подробно и приведем примеры различных изданий.
Периодическая печать
Традиционным и самым первым из всех направлений является периодическая печать. Это газеты, журналы, издания научных сообществ, ежегодники, информационные бюллетени и другое. Свое название подобные издания получили в силу того, что они выходят с определенной периодичностью.
Основная функция – идеологическая, то есть формирование общественного мнения. Также периодическая печать выполняет информационную функцию, как и все остальные виды журналистики.
Примерами могут послужить американская ежедневная газета The New York Times, американский финансово-экономический журнал Forbes, российская общественно-политическая газета «Новая газета» и так далее.
Фотожурналистика
Фотожурналистика – особое направление, основным средством которого является фотография. Обязательными критериями работ являются:
- объективность (фотоснимки должны передавать все ключевые моменты и детали),
- хронология (тема должна оставаться злободневной)
- повествовательность (фотографии способны передавать аудитории информацию без помощи слов).
В работе фотокорреспондента есть свои тонкости: разрешены к использованию только кадрирование, цветокоррекция и настройка резкости, остальные уровни обработки фото могут нарушить этику журналиста и исказить иформацию.
Среди самых известных фотожурналистов находятся Уильям Смит, Эдди Адамс, Джеймс Нахтвей, Александр Земляниченко, Юрий Козырев и многие другие.
Радиожурналистика
Вторая по возрасту отрасль – радиожурналистика. Долгое время радио было единственной альтернативой газетам и журналам. С появлением телевидения радиожурналисты стараются разнообразить контент различными обсуждениями, интервью и музыкой.
Помимо хорошей дикции и правильной речи, профессионал своего дела должен уметь эмоционально влиять на аудиторию, а также работать в прямом эфире.
Примерами могут послужить такие радиостанции, как «Эхо Москвы», «Вести ФМ», «Серебряный Дождь» и другие.
Тележурналистика
Тележурналистика – самый массовый способ распространения информации, но в последнее время конкурирует с Интернет-изданиями. В зависимости от формата, варьируются необходимые навыки и умения. К примеру, для документальных и научных проектов важно умение подавать факты, в развлекательных – эпатаж, умение заявить о себе и высокие рейтинги, для новостных – оперативность.
Телевидение, конечно же, открывает перед журналистом больше возможностей:
- одновременная трансляция видеоряда, авторских комментариев, музыкального сопровождения
- использование различных графических, визуальных, аудиоэффектов.
Это также значит, что в тележурналистике большой спектр профессий: редакторы, ведущие, сценаристы, монтажеры, специалисты по рекламе и пиару.
Примеры: BBC, CNN, Первый канал, Россия-1 и так далее.
Интернет-журналистика
Самым новым видом журналистики является Интернет-журналистика. Именно она открыла эру конвергентиной журналистики, которая имеет практически неограниченные возможности в передаче любой информации. Охват Интернет-СМИ, действительно, очень большой. Здесь любой может встретить и новостные порталы, и развлекательный контент, и любительские передачи, и блоги.
Среди отличительных черт Интернет-изданий: доступность, большой территориальный охват и децентрализованность.
Урок 2. Жанры, типология и направления журналистики. Интернет-журналистика и Web 2.0
Классификацию жанров журналистики можно сравнить с классификацией жанров литературы. Еще в IV веке до н. э. древнегреческий философ Аристотель в своих работах «Риторика» и «Поэтика» разделял литературу на разные виды, исходя из способа, посредством которого отражается реальная действительность (например, в драме это диалог, в поэзии – особый тип лирики и т.д.)
Следуя традициям искусствоведения и литературоведения, теория журналистики исследует жанры и виды журналистских произведений. Основа же такого деления зиждется на огромном количестве видов социальной деятельности человека, великом многообразии окружающей действительности и творческого потенциала ее отражения.
Содержание:
Любое журналистское произведение основывается на факте, т.е. на свершившемся событии. Факты составляют базу информации и обладают такими свойствами как общественная значимость, правдивость, свежесть, достоверность и небанальность.
Исследователи классифицируют журналистские жанры разными способами. В наиболее распространенном из них жанры делятся на художественно-публицистические, аналитические и информационные. Однако есть и другие способы: к примеру, известный литературовед и педагог Лев Кройчик выделяет следующие виды журналистских текстов:
- Исследовательско-образные (к ним относятся эссе и фельетоны).
- Исследовательско-новостные (к ним относятся комментарии, корреспонденции и рецензии).
- Исследовательские (к ним относятся письма и статьи).
- Оперативно-исследовательские (к ним относятся интервью, репортажи и отчеты).
- Оперативно-новостные (к ним относятся любые заметки).
Согласно Кройчику, жанр представляет собой особую организационную форму жизненного материала, наделенную различными структурно-композиционными признаками. В то же время несколько иначе рассматривает данный вопрос советский и российский историк Семен Гуревич. Жанр как таковой он считает рядом устойчивых особенностей содержательно-тематических характеристик, типом отображаемой реальности, стилистики и композиции. Исходя из этого, отличается и его разделение жанров журналистики. Гуревич выделяет:
A | Сатирические жанры |
B | Художественно-публицистические жанры |
C | Эпистолярные жанры |
D | Ситуативно-аналитические жанры |
E | Диалогические жанры |
F | Жанры новостной информации |
Но вернемся к наиболее распространенному разделению на жанры. Самыми востребованными в журналистике считаются художественно-публицистические, аналитические и информационные. К художественно-публицистическим относятся памфлеты, фельетоны, пасквили, очерки, эссе и зарисовки. В категории аналитических можно назвать обзоры, мемуары, рейтинги, беседы, рецензии, письма, статьи, комментарии. А среди информационных отметим отчеты, некрологи, хроники, репортажи, событийные интервью, заметки и расширенную информацию на ту или иную тему.
Информационные жанры передают объективную информацию о явлениях, людях и событиях до общественности. Журналист здесь является фиксатором протекания событий, источником данных, которые не могут быть получены аудиторией из первых рук, посредником, передающим сведения в режиме реального времени. Но критический анализ и оценка информации в этом случае отходят на второй план, т.к. эту задачу выполняют аналитические жанры. А художественно-публицистические жанры позволяют журналисту в полной мере проявить свое творческое мышление, представить свою картину мира.
Не будет ошибкой добавить и то, что три упомянутых выше жанра и ассоциируются сегодня с журналистикой у большинства людей. Но этим ее многогранность вовсе не ограничивается – жанры журналистики тесно переплетаются с ее типологией, поэтому и ей тоже необходимо уделить некоторое внимание.
Типология журналистики
Разграничить журналистику по типам можно лишь условно, ведь ее опорой служит общественное объективно-истинное знание, попадающее под влияние ценностных социальных норм. Но и эти нормы в каждом конкретном социуме могут отличаться. Чтобы провести полноценный анализ типологии журналистики, нужно выявить ее исторически сложившиеся разделы, их взаимовлияние и периодизацию. У нашего курса нет такой задачи (при желании вы можете провести собственное исследование), поэтому мы просто перечислим основные типы, на которые подразделяется на сегодняшний день журналистика.
Журналистика бывает:
- Религиозной
- Экономической
- Гражданской (непрофессиональная журналистика)
- Мультимедийной
- Ресторанной
- Научной
- Спортивной
- Музыкальной
- Бульварной («желтая пресса»)
- Корпоративной
- Деловой
- Международной
- Политической
При этом выделяют также журналистские расследования, трэвел- и гонзо-журналистику, а также интернет-журналистику.
Любой из типов предполагает использование специальных методов. Беря во внимание то, что предметом журналистики является общественная жизнь во всем ее многообразии, а обязанность представителя журналистской профессии – это донесение до людей правды и поиск истины в спорных вопросах, достигать поставленных целей помогают:
1 | Диалоги, в которых обсуждаются актуальные и важные проблемы. |
2 | Дискуссии, позволяющие узнавать различные точки зрения на одни и те же вопросы и приближаться к истинному пониманию вещей. |
3 | Сомнения, заставляющие искать аргументы, трезво рассуждать и отыскивать правду. |
4 | Критика, посредством которой исследуется внутренняя природа вещей и достигается объективная интерпретация сведений. |
5 | Проблематизация, при помощи которой ставятся конкретные проблемы и ищутся их решения. |
Когда речь идет о журналистике, автоматически подразумевается сбор и творческая обработка полученной информации о социальной жизни, тенденциях, новостях и т.д. Эти сведения впоследствии будут распространены при помощи СМИ. И уже в зависимости от того, какие для распространения данных будут использоваться технические средства, определяется направление журналистики.
Направления журналистки
Всего на данный момент можно выделить пять основных направлений:
- Фотожурналистика
- Тележурналистика
- Радиожурналистика
- Периодическая печать
- Интернет-журналистика
Рассмотрим основные отличия этих направлений.
Фотожурналистика
Фотожурналистика является особым направлением журналистики, где главным средством выражений информации служат фотографии. Среди обязательных условий этого направления можно выделить объективность (фото должны точно воспроизводить события), хронологию и последовательность (фото должны передавать зрителю смысл изображенных на них событий).
Тележурналистика
Тележурналистика признана сегодня самым массовым и самым мощным способом распространения информации. На общественность она оказывает максимальное воздействие. Отличается наличием возможности параллельной передачи видеоряда, музыкального сопровождения, комментариев авторов, а также возможностью применения аудио- и видеоэффектов. Для журналистского творчества здесь кроются неисчерпаемые возможности.
Радиожурналистика
Радиожурналистика предполагает применения средств радиовещания для распространения информации. Характерные черты данного направления состоят в высокой оперативности и специфическом характере эмоционального воздействия на аудиторию.
Периодическая печать
Периодическая печать считается самым старым направлением журналистики. Сведения распространятся в этом случае посредством печатной продукции, такой как журналы, газеты, специализированные издания каких-либо организаций, информационные бюллетени и т.п. Задача любого подобного издания – это информирование (литературно-художественное, научное, общественно-политическое и т.д.) общества. Также периодическая печать формирует общественное мнение на тему того или иного вопроса.
Интернет-журналистика
Интернет-журналистика – это новейшее направление, начавшее распространяться около 20 лет назад. Ее специфика заключается в практически неограниченном потенциале для любого человека, который хочет испытать свои силы на поприще журналиста, и максимально высокой степени оперативности.
Названные нами направления могут быть как вполне самостоятельными, так и дополнять друг друга, переплетаться между собой. К примеру, в периодических печатных изданиях часто помещаются фотографии, а на интернет-ресурсах запросто транслируются телевизионные каналы и радиостанции и т.п.
Немаловажен и тот факт, что каждая эпоха характеризуется своими собственными тенденциями, а это значит, что со временем одни жанры и направления журналистики начинают преобладать над прочими. Если, например, в 90-х годах прошлого столетия отмечался бум тележурналистики с ее громкими скандалами и расследованиями, то сейчас все большие обороты набирает интернет-журналистика. И дабы не идти вразрез с тенденциями нашего времени, мы хотим посвятить отдельный блок урока именно ей.
Интернет-журналистика
Интернет-журналистика, как мы уже и сказали, представляет собой новое направление журналистики. Она появилась в самом конце 1990-х годов, что связано с бурным развитием и повсеместным распространением интернета. Благодаря специфике Всемирной паутины начало организовываться систематическое информационное вещание на широкие массы, не требующее развертывания специальной технической базы. Это позволило практически любому человеку иметь возможность создавать СМИ.
Онлайн-издания бывают и официальными, и неофициальными. А интернет-журналист, работающий на одно из таких изданий, в большинстве случаев не сталкивается в своей деятельности с множеством атрибутов журналистики традиционной формы, например, с полиграфией, звукозаписывающим или телевизионным оборудованием и т.д. Однако правовой аспект для интернет-журналиста все так же важен, т.к. по факту он всегда несет ответственность за то, что публикует.
Тесно связана с интернет-журналистикой и индивидуализация журналистского дела. Личность стала выступать в качестве производителя и распространителя информации, работающего вне какого бы то ни было внешнего контроля. Так, широкое распространение получила блогосфера (совокупность всех блогов как сообщества), по причине чего даже в научных кругах и прессе стал подниматься вопрос о том, не вытеснят ли блоги традиционные СМИ.
Интернет-журналистику как совершенно неординарное и необычное явление в области журналистики вообще вполне можно расценивать как новую ступень в ее эволюции. Это отчетливо прослеживается по таким ее признакам как децентрализация СМИ, интерактивность, отказ от монолога и переход к диалогу и т.д. И если продолжить рассматривать развитие журналистики в этом ключе, в глаза бросается еще одно новое направление, именуемое Web 2.0. Собственно, говоря об интернет-журналистике, не упомянуть о нем в принципе было бы неверно.
Web 2.0
Понятие «Web 2.0» означает методику проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем большее количество людей их использует. Важным нюансом Web 2.0 считается принцип привлечения интернет-пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала (информация из свободной энциклопедии «Википедии»).
Представленное словосочетание впервые употребило в 2004 году издательство O’Reilly Media, специализирующееся в сфере информационных технологий. Но вышеназванная трактовка должна быть уточнена: «становятся лучше» нужно понимать как «становятся плотнее», т.к. имеется в виду наполнение систем сведениями, но вопросы их объективности и достоверности не поднимаются. По большому счету под Web 2.0 подразумеваются сервисы и проекты, которые активно развиваются и улучшаются самими пользователями, а это и есть те самые блоги, соцсети, вики-проекты и т.п.
Для определения сути Web 2.0 вполне подходит определение комплексного подхода, дающего возможность организовывать, реализовывать и поддерживать веб-ресурсы. Предлагаем вам ознакомиться лишь с несколькими успешными проектами, где Web 2.0 прекрасно себя проявила (наверняка вы и сами чуть ли не ежедневно сталкиваетесь с ними):
- ←
- Кафедры
- Кафедра журналистики и массовых коммуникаций
Сведения о направлениях научной деятельности
Один из важнейших показателей научной деятельности преподавателей – число публикаций в научной прессе. За период с 2006 по 2012 гг. преподавателями кафедры периодической печати были опубликованы и подготовлены к печати 3 монографии, 93 статьи в центральных журналах и сборниках научных трудов, 1 учебник, 6 учебных и учебно-методических пособий.
Монографии
№ п/п | Автор (соавторы) | Название | Издательство | Объем |
Ненашев М.Ф. | Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен 1985-2009гг. – М., 2010 | Логос | 15п.л. | |
Перевалова Е.В. | Журнал М.Н. Каткова «Русский вестник» в первые годы издания (в печати) | Издательство МГУП | 20п.л. | |
Синдинская М.В. | Изменения экономической теории СМИ. Макро и микроуровень (в печати) | Издательство МГУП | 10п.л. |
Кафедра периодической печати подготовила сборник научных трудов «Современные СМИ России: теория и практика» / Под общ.ред. С.В. Коновченко, науч.ред. М.Ф. Ненашева, куда также вошли статьи ведущих учёных из МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУ Высшая школа экономики, а также специалистов-практиков.
В отчетном периоде преподаватели кафедры участвовали в 23 конференциях. Также преподаватели кафедры принимали участие в съездах журналистов, профессиональных форумах российских издателей, национальных информационных и медиафорумах, международных выставках «Пресса».
Силами преподавателей кафедры и без привлечения финансирования были проведены две научно-практические конференции:
- «Журналистика и журналисты: вчера, сегодня, завтра», ноябрь 2009г.
- «Периодические издания в информационном обществе», апрель 2010г.
Сведения об участии в конференциях
Название конференции | Место проведения, год | Количество докладов | Объем опубликованных докладов |
Третий Евразийский форум «Инфофорум – Евразия». «Международные аспекты информационной безопасности» | г.Москва, Центр международной торговли, июнь 2007г. | 4 | 1,2 п.л. |
Первый Межрегиональный форум «Инфофорум – Поволжье» | г.Нижний Новгород, Нижегородский Кремль, октябрь 2007г. | 1 | 0,6 п.л. |
Научно-практическая конференция «Проблемы информационного обеспечения актуальных направлений современной миграционной политики РФ» | г. Москва, Правительство Москвы, октябрь, 2007г. | 2 | 0,6 п.л. |
Научно-практическая конференция «Ценностные ориентиры, приоритеты и основные направления информационного обеспечения деятельности органов власти в Российской Федерации» | г. Москва, Правительство Москвы, ноябрь 2007г. | 1 | 0,5 п.л. |
VIIмеждународная конференция «Через библиотеки – к будущему» | г. Анапа, сентябрь 2007г. | 3 | 1,2 п.л. |
IVмеждународная конференция «Высшее образование для XXI века» | г.Москва, октябрь 2007г. | 1 | 0,4 п.л. |
Международная научно-практическая конференция «Социальная миссия прессы в современном обществе» | г.Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского март 2007г. | 3 | 0,8 п.л. |
Межвузовская научная конференция, посвященная 80-летию профессора Н.С. Валгиной, «Язык и стиль современных СМИ» | г.Москва, МГУП, апрель 2007г. | 4 | 1,2 п.л. |
Международная научная конференция «Язык и межкультурные коммуникации» | Республика Беларусь, г.Минск, апрель 2007г. | 1 | 0,1 п.л. |
XIVМеждународная лингвистическая конференция «Язык и мир» | г.Ялта, октябрь 2007г. | 2 | 0,8 п.л. |
Международная конференция «Русская словесность в контексте мировой культуры» | г.Нижний Новгород, октябрь 2007г. | 1 | 0,4 п.л. |
Научно-практическая конференция «Медийные стратегии современного мира» | г.Сочи, октябрь 2007г. | 1 | 0,1 п.л. |
Научно-практическая конференция «Высшее образование: доступность, качество, связь с производством» | г. Москва, Российская академия труда и социальных отношений, апрель, 2008г. | 1 | 0,5 п.л. |
Научно-методическая конференция ППС «Инновационные направления в практической подготовке специалистов: формы прохождения практики и ее содержание» | г. Москва, МГУПечати, март 2008г. | 1 | 0,5 п.л. |
VIIIмеждународная конференция «Через библиотеки – к будущему» | г. Анапа, сентябрь 2007г. | 3 | 0,6 п.л. |
Межвузовская научно-практическая конференция «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения» | г. Санкт-Петербург, апрель 2008г. | 1 | 0,4 п.л. |
IIМеждународная научная конференция «Язык и межкультурные коммуникации» | г.г. Минск-Вильнюс, май 2009г. | 1 | 0,4п.л. |
Межвузовская научно-практическая конференция «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения» | г. Санкт-Петербург, апрель 2009г. | 2 | 0,5 п.л. |
IXмеждународная конференция «Через библиотеки – к будущему» | г. Анапа, сентябрь 2009г. | 3 | 0,6 п.л. |
VI Тверской социально-экономический форум «Информационное общество» | г.Тверь, июль 2009г. | 1 | 0,5п.л. |
XXXVIIМеждународная научная конференция «Болдинские чтения» | г.Москва, Государствен- ный музей А.С.Пушкина «Болдино», сентябрь 2009г. | 1 | 0,7п.л. |
VII Международная научно-практическая конференция «Информационное поле современной России: политики и эффекты» | г.Казань, Приволжский федеральный университет, сентябрь 2010г. | 1 | 1,1п.л. |
IIIМеждународная научная конференция «Экология русского языка» | г.Пенза, сентябрь 2010г. | 1 | 0,3п.л. |
Кутаисская международная очно-заочная научная конференция «Язык и культура» | Грузия, г. Кутаиси, ноябрь 2010г. | 1 | 0,2п.л. |
В мае 2012 года под научно-методическим руководством кафедры в МГУП создана новая хозрасчётная структура – Научно-исследовательская Лаборатория Интернет-СМИ. Основными сотрудниками-исследователями Лаборатории являются члены кафедры. В настоящее время Лаборатория проводит исследования, направленные на совершенствование работы Интернет-сайта «Российской газеты», а также осуществляет ряд иных научных и научно-практических исследований по заказу иных СМИ.
В ответе за тех, кого наградили
В бытность моего отчима, Юрия Вениаминовича Егина, замечательного камчатского журналиста, День печати в профессиональной среде был главным праздником, поважнее даже Нового года. Собирался коллектив «Камчатской правды», где каждый блистал остроумием и талантом.
А еще в этот день всегда была так называемая официальная часть, когда на сцену поднимались представители самых разных ведомств и торжественно награждали лучших журналистов почетными грамотами, дипломами и даже памятными подарками.
Тот День печати отмечался 5 мая — именно в этот день в 1912 году в свет вышел первый номер партийной газеты «Правда». «Правда» была сильна тем, что не скрывала свою принадлежность к учредителю — ЦК КПСС. Никому в голову не приходило сомневаться, что именно она пишет, и с какой позиции пишет, тоже было прозрачно понятно.
Но грянула перестройка и пришла гласность. Когда уже можно было говорить не только то, что говорить можно. Кардинально менялась система. Перестройка коснулась и главного праздника журналистов: в декабре 1991 года День печати перенесли с 5 мая на 13 января, ведь отечественная журналистика началась далеко не с «Правды», а гораздо раньше — с первой российской печатной газеты «Ведомости».
Указ о ее создании издал 16 декабря 1702 года сам государь Петр I, обозначивший цель газеты — для «извещения оной о заграничных и внутренних происшествиях. «. И 13 января 1703 года вышел первый номер новой газеты — в честь этого и новая дата праздника.
Но что сегодня означает этот день? Торжественные собрания трансформировались в балы прессы. А суть та же — журналистам раздают награды и осыпают почестями. Говорят слова о справедливости, о мужестве и о честности. О профессионализме и мастерстве. И все бы хорошо. Только на следующий день некоторые чиновники почему-то об этих словах забывают.
У Елены Пивоваровой, снятой без объяснения причин с должности главного редактора маленькой городской газеты «Вперед», таких грамот не счесть.
Буквально в канун нынешнего Дня печати на заседании суда, где Елена пытается восстановить себя на прежнем месте работы, свое имя и репутацию, судья минут пять перебирала всю стопку наград.
Здесь и «Благодарность» бывшего главы Батайска Валерия Путилина, и диплом «За значительный вклад в социально-экономическое развитие города» нынешнего главы администрации Геннадия Павлятенко, благодарности практически всех органов власти Батайска, и благодарственное письмо «За значительный вклад в развитие средств массовой информации Ростовской области, формирование единого медиапространства региона и многолетний добросовестный труд» от губернатора, и диплом победителя конкурса «Главный редактор года», и Знак отличия «Золотого фонда прессы-2020» от Совета Федерации — все не перечислить.
Но как только журналист попадает в опалу, становится неудобным, все его заслуги мгновенно забываются, и никто из «благодарных» не то что руки не подаст — даже разобраться не пытается, чем же «проштрафился» лауреат, недавно отмеченный за профессионализм и принципиальность.
Поэтому нельзя превращать праздник в дежурную раздачу призов. Потому что мы в ответе за тех, кого наградили.
Отказ от празднования дня рождения партийной «Правды» символизировал собой свободу, возможность СМИ выражать то, что думают граждане и что их волнует. Газета как зеркало отражает то, что происходит в обществе, нравится это иным чиновникам или нет.
Но что мы видим в батайской истории? Мы видим попытку местных чиновников вернуть прессу в положение винтика партийной машины. Более того, им даже кажется, что городская пресса становится их собственностью.
Пандемия чиновничьей суеты и бюрократического зуда приобретает все более массовый характер — особенно в регионах, с их маленькими удельными княжествами-ханжествами.
Когда маленькие начальники разной масти, оказавшиеся волею судьбы у государственной казны, с правом распределения денег, начинают забывать, что эти средства взяты из скромных бюджетов обычных горожан; и начинает им казаться, что это их собственные деньги, собственная газета, а слово «учредитель» волшебным образом делает их единоличным собственником газеты.
Основные виды печати
3. Основные виды печати
В зависимости от рода материала и способа нанесения изображения получаются различные печатные формы, но все они относятся к четырем основным видам печати – высокой, глубокой, плоской и трафаретной. В основе того или иного вида печати лежит характер поверхности печатной формы, с которой изображение оттискивается на бумагу.
Печатная форма — это носитель графической информации (текста и изображений), предназначенный для полиграфического размножения. Печатная форма представляет собой пластину (или цилиндр), на поверхности которой находятся печатающие и не печатающие элементы (пробельные). Печатающие элементы — это участки формы, на которые в процессе печатания наносится краска. Пробельные элементы — это соответственно, не принимающие на себя краску участки.
1. В результате высокой печати изображение на печатной форме рельефно, а пробелы между элементами изображения углублены. При печатании краска наносится на рельефные формы (на рисунок) и не попадает в прорезанные или протравленные углубления. Поэтому при соприкосновении с бумагой оттиск дадут лишь накатанные краской рельефные места формы, а углубленные места оставят бумагу чистой. Флексография — вид высокой печати, широко использующийся в рекламной полиграфии. С помощью флексографии очень часто «запечатывают» бумажную и пластиковую упаковку, наклейки и, прежде всего, полиэтиленовые пакеты. Печатная форма представляет собой эластичную резиновую пластину, в которой химическим путем «выгравирован» рисунок. Поднятие элементы принимают краску и оставляют ее на бумаге (картоне пленке).
2. В глубокой печати печатающие элементы углублены. Краска наносится на форму, потом по ней прокатывается нож-ракель, полностью очищающий от краски всю поверхность, кроме углублений. Прикладывается к форме бумага, и краска из углублений переходит на нее. Здесь используя одну краску можно получить полутона.
3. Плоская печать принципиально отличается от двух предыдущих. В плоской печати рельеф и углубления на форме почти отсутствуют (вернее, не играют никакой роли). Здесь печатающие части формы (рисунок) и непечатающие (пробельные элементы) лежат в одной плоскости.
Основой плоской печати являются не только физические явления, но и результат физико-химических процессов, происходящих между материалом формы и теми веществами, которыми эта форма обрабатывается. Печатающие элементы делятся на падрафобные (отталкивающие воду) и гидрофобные (удерживающие воду). Увлажняющий водный раствор смачивает пробельные элементы, а краска ложится на печатающие элементы. Литография – одна из разновидностей плоской печати. Основана на том, что вода и жир, покрывающие печатные формы, не смешиваются между собой. В то время литография была печатным процессом, который подвергся значительным усовершенствованиям.
Алоиз Зенефельдер, студент, исследовал свойства известняка. Он обнаружил, что если на его поверхность нанести изображение краской на масляной основе, затем смочить камень водой, а после этого покрыть его обычной краской, получается что краска останется лишь в тех местах, куда до этого был нанесен жир. Таким образом, формировали нужное изображение, которое можно было воспроизвести на бумаге, прижав под давлением лист к поверхности известняка.
К началу XX века литография была значительно усовершенствована. После создания первого механического печатного пресса данный метод печати развивался по двум направлениям. Первым направлением была печать на тонких металлических листах, это было, прежде всего, на жести, из которой делались консервные банки с использованием процесса переноса, который был изобретен в 1878 году. Он заключался в том, что печатный цилиндр, который несет на себе лист жести, соприкасался не с литографским камнем, а с промежуточным покрытым резиной цилиндром, который называется печатным полотном. Этот элемент печатного процесса принимал на себя краску с камня и переносил ее на лист жести.
Не очень актуальным и поэтому вторым направлением, приблизительно к концу XIX века, была печать на бумаге, которая осуществлялась посредством цилиндровых или ротационных машин.
4. Трафаретная печать — это способ воспроизведения изображения по принципу продавливания краски через сетчатую шелковую ткань, которая является трафаретом. Определенные области трафарета закрыты маской-шаблоном. Данный метод печати использовался в Древнем Китае и Японии еще задолго до изобретения печатного пресса. Только лишь в XIX веке лионские текстильщики стали использовать данную технологию для печати на ткани.
Затем с 30-х годов прошлого века, шелкография или трафаретная печать широко используется для печати на огромном ряде запечатываемых материалов — стекло, дерево, пластик и даже на различных по форме поверхностях.
Во Франции в 1855 году под названием «фотоколлотипия» был запатентован еще один метод печати. Механизм данного способа основан на фоточувствительном веществе, которым покрывают формы для печати. Эта технология получила широкое распространение между 1880 и 1914 годами под названием «коллотипия».