Россия в xviii века

Читать книгу онлайн "Россия в XVIII веке" - Каменский Александр Борисович - бесплатно, без регистрации.

Россия в xviii века

Россия в xviii века

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 275 761
  • КНИГИ 649 049
  • СЕРИИ 24 721
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 607 627

В данной книге представлен краткий очерк истории России XVIII столетия, отражающий современные представления ученых об этой важнейшей эпохе отечественной истории и соответствующий программе курса высших учебных заведений. Очевидно, что книга любого объема не способна охватить все события и явления в политической, социальной, экономической и духовной сфере, происходившие в стране на протяжении века. Поэтому автор ставил перед собой цель по возможности сформировать у читателя целостное представление об этой эпохе и ее месте в русской истории, делая акцепт на сложных, спорных или недостаточно изученных проблемах историографии. Особое внимание в книге уделяется событиям и явлениям рассматриваемого периода, оказавшим наибольшее влияние на дальнейшую историческую судьбу России. Одновременно показаны основные тенденции развития страны в XVIII веке, противоречия и неоднозначность происходивших в ней процессов.

Представленный в книге взгляд на историю России XVIII столетия несомненно субъективен и отражает авторское видение и понимание этого времени. Автор исходит при этом из убеждения, что ни одна из существующих в науке концепций и трактовок, как отдельной исторической эпохи, так и конкретного исторического события, не может претендовать на абсолютную истинность, на формирование первого нормативного, единственно верного знания. Это связано с самой природой истории, ее вариативностью, многоаспектностью: всякое новое время высвечивает в прошлом иные, прежде не замеченные или представлявшиеся малозначительными аспекты, которые сегодня оказываются важными и актуальными. В свою очередь историки, будучи людьми своего времени, задают прошлому все новые вопросы и формулируют новые научные проблемы, одновременно разрабатывая новые подходы к изучению прошлого и апробируя их в своих эмпирических исследованиях. Собственно, так и происходит развитие науки.

Ситуация же в исторической науке рубежа XX–XXI веков характеризуется, с одной стороны, признанием в принципе относительности исторического знания, т. с. существования значительного разрыва между тем, что было «на самом деле», и тем, что знают об этом историки, а с другой — закреплением равноправного статуса различных научных школ и связанных с ними методологических принципов, подходов к исследованию прошлого и исследовательских парадигм. Вместе с тем автор данной книги придерживается мнения, что, несмотря на неоднозначность и многообразие существующих трактовок, наше знание о прошлом, в том числе и о России XVIII столетия, достаточно полно и достоверно. Причем применительно к этому времени мы вправе полагать, что не только наше знание, но и понимание этого периода русской истории более адекватно, чем, например, более отдаленных, поскольку речь идет о времени, составляющем часть той культурно-исторической эпохи, которая лишь сегодня на наших глазах постепенно уходит в прошлое.

Изложение исторического материала в книге построено по хронологическому принципу. Курсивом в тексте выделены личные имена и понятия, толкование которых дано в комментарии в конце книги. В отдельные разделы в книге выделены сведения по истории русской науки XVIII в. Это связано как со значением этой проблематики, так и с тем, что в отличие от, например, истории русской литературы и культуры этого времени специальные работы обобщающего характера по истории науки практически отсутствуют. В библиографический список (далеко не исчерпывающий) включено большинство документальных источников и работ отечественных историков, опубликованных за последние четверть века и дающих представление о современном состоянии историографии России XVIII века.

ПРОБЛЕМЫ РУССКОГО XVIII ВЕКА КАК ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Современный мир рубежа XX–XXI веков характеризуется процессом смены исторических эпох, который связывают обычно с явлениями глобализации, так называемым постинформационным, постиндустриальным миром и т. д. Мы являемся свидетелями и участниками процесса изменения культурно-цивилизационного кода, что выражается в переосмыслении базовых принципов и систем приоритетов в сферах экономики, международных отношений, политики, образования, повседневной жизни и пр. В прошлое уходит историческая эпоха, восходящая к XVIII столетию — веку Просвещения, когда сформировались важнейшие представления о ценности человеческой личности и ее правах, о правовом государстве и разделении властей; был сформулирован принцип презумпции невиновности и соразмерности наказания преступлению; сложились понятия общественной, государственной и национальной безопасности. Именно в XVIII веке основополагающим принципом международных отношений стал все более подвергающийся сомнению в наши дни принцип национально-государственного суверенитета; с XVIII века начинается завершающаяся сейчас эпоха национальных государств, и тогда же возник национализм как течение общественной мысли, с тех пор играющее важнейшую роль в мировой истории. В XVIII столетии сложились также современная дисциплинарная структура научного знания и представления об образованности; оформились как самостоятельные основные виды литературы и искусства.

Все эти и многие другие явления и процессы, восходящие к XVIII столетию, отразились и в истории России. Но в ней, по мнению абсолютного большинства отечественных и зарубежных историков, эта эпоха занимает особое место еще и потому, что именно события XVIII века явились определяющими для судеб страны на длительную историческую перспективу. При этом начало XVIII века стало для России рубежом, важнейшей гранью, с которой начался собственно новый период ее истории. В результате осуществленных в первой четверти XVIII в. радикальных преобразований Петра Великого Россия окончательно оформилась как имперская держава и обрела то место в мировой системе государств, которое занимала на протяжении последующих столетий. Именно тогда были заложены основы великой русской культуры, уже в следующем веке приобретшей мировое значение; сложились многие культурно-исторические стереотипы общественного поведения и сознания русских людей и впервые заявили о себе важнейшие проблемы русской общественной и политической мысли. Петровские реформы надолго предопределили вектор развития страны, а их противоречивость в значительной мере заложила основу противоречивости этого развития, ибо именно в XVIII веке завязались многие узелки социальных, политических и иных проблем, отразившихся в последующих эпохах.

В отечественной и зарубежной исторической науке существует множество разнообразных оценок и характеристик событий русской истории XVIII столетия, и, в частности, петровских реформ, что, в свою очередь, нашло свое выражение и в различных подходах к проблемам периодизации русской истории. Официальная советская историография, основывавшаяся на формационном подходе, относила XVIII век преимущественно к феодальной эпохе, хотя одновременно высказывалась и точка зрения, согласно которой уже с XVII в. начинается «новый» период русской истории, связанный с развитием капиталистических отношений. Расцвет в России XVIII в. мануфактурного производства позволял некоторым историкам считать именно это столетие точкой отсчета «эпохи капитализма» русской истории.

В современной отечественной историографии преобладает точка зрения, согласно которой с XVIII в. Россия вступает в Новое время. Вместе с тем в современной науке существует и понятие «раннее новое время», связанное с попытками соотнести употребляемые в отечественной историографии понятия, а в данном случае и периодизацию русской истории, с общепринятыми в мировой науке. Помимо этого, в научной литературе высказывается мнение, согласно которому отнесение истории России XVIII века к средневековью, раннему новому времени или к Новому времени зависит от выбора объекта исследования. Так, например, модернизация в результате петровских реформ политической и административной системы страны в соответствии с западноевропейскими образцами действительно позволяет делать вывод о вступлении России в Новое время. Однако сохранение, по крайней мере до 1860-х гг., многих традиционных особенностей социальной структуры российского общества и социальных отношений, прежде всего крепостного права, — это аргумент в пользу отнесения всего этого периода к эпохе средневековья.

Россия в 18 веке — основные события, реформы и правитиели

Эпоха правления Петра I

Биография будущего великого императора России началась в Москве 30 мая 1672 года. Отцом его был царь Алексей Михайлович, находившийся у власти 31 год. С Натальей Нарышкиной у него был второй брак, от первой жены он имел еще 13 детей. Когда умер его отец, престол занял старший сын Федор III. Петр с 6 лет обучался разным наукам. Дьячки, занимавшиеся с ним, сами не обладали глубокими знаниями, поэтому обучение нельзя было назвать качественным. Многое впоследствии пришлось наверстывать путем самообразования.

Через несколько лет Федор III умер и престол должен был занять его сын Иван. Пользуясь болезненностью и слабостью царского отпрыска, Нарышкины, родственники по матери, при поддержке патриарха Иоакима на другой же день передали власть Петру, которому исполнилось 10 лет. Милославские не согласились с незаконным решением, устроив с помощью стрельцов бунт. Так в России оказалось два царя. До совершеннолетия преемников править страной с 1682 года стала сестра Ивана Софья Милославская.

Заняв трон, она первым делом отправила Петра с матерью в ссылку в Преображенское, где он из своих ровесников организовал два «потешных» батальона, которые впоследствии были преобразованы в Семеновский и Преображенский полки и верно служили Петру. Там он и подружился с Александром Меншиковым, который стал ему лучшим другом до конца жизни. Юный царь ценил не богатство и знатное происхождение человека, а его ум, преданность и практические умения.

Читайте также  Культура башкирского народа в 19 веке

В 1686 году была создана целая «потешная» артиллерия, тяжелыми орудиями в которой управляли взрослые. Петр, готовясь управлять государством, начал изучать корабельное дело, долгими зимними вечерами штудировал геометрию, военные науки. Его заинтересовала жизнь Немецкой слободы, нравилось наблюдать за порядком и обычаями иностранцев. Когда подошло время занять свое законное место на троне, он со своими потешными полками хотел войти в Кремль и убить Софью и ее сына.

Однако, узнав об этом, царевна послала своих стрельцов в Преображенское, чтобы опередить Петра. Он успел спрятаться в Троице-Сергиевском монастыре, а утром (это было 27 августа 1689 года) издал приказ явиться туда войскам. Софья признала поражение и была заключена в Новодевичий монастырь под строгое наблюдение. Иван до конца своей жизни оставался соправителем Петра, но в государственные дела не вмешивался.

После смерти соправителя Ивана в 1696 году Петр Романов I стал полноправным царем Всея Руси. Первое, что сделал молодой царь, придя к власти, — решил завоевать Азов, который в то время был занят турками. Начало было неудачным, но в итоге крепость была покорена, и эта победа укрепила позиции страны на юге.

Россия в условиях военного времени

После заключения в 1700 году мирного договора с Турцией Петр объявил войну Швеции и двинул свои полки на Нарву, осада которой потерпела неудачу. Северная война также началась с поражения русской армии. Были предприняты срочные меры для ее укрепления:

  • набраны новые полки;
  • в Архангельске началось активное строительство кораблей;
  • на уральских заводах начали лить пушки. Вскоре здесь начали производить железо, которое по качеству было лучше европейского.

В 1701—1703 годах русская армия, совершив несколько походов на шведские территории в Прибалтике, завоевала Неву, на которой в мае 1703 года был заложен город Санкт-Петербург. Эта дата стала знаменательной для всех россиян еще и потому, что при строительстве города погибло большое количество людей.

Основание Северной столицы стало важнейшим событием 18 века. Со временем Петербург стал символом новой России, центром развития и распространения новой русской культуры.

Продолжение войны требовало притока новых сил в войска, и в 1705 году была проведена реформа армии, за основу которой была взята рекрутская повинность, которая затем существовала в России еще более 150 лет. Ни одно сословие, кроме духовенства, не было от нее освобождено. Рекрутство было не единственной повинностью, которые легли на плечи народа, что вызывало дух сопротивления. В стране начались восстания, но они жестоко подавлялись.

Петр I не мог не знать, что войны ослабляют могущество государства, и им была предпринята попытка к перемирию со шведами. Карл XII, не желая слышать о мире, начал наступление и был разбит под Полтавой в 1709 году. Эта победа стала величайшим событием в истории 18 века, выведя Россию на мировую арену. В 1719 году, после смерти Карла XII, Россия вновь активизировала военные действия, используя не только наземные силы, но и флот.

Швеция окончательно была разгромлена и весной 1721 года был заключен Ништадтский договор, согласно которому во владение России отошло несколько территорий и города Выборг и Кексгольм. Изменения позднее были нанесены на карту России 18 века. В честь окончания более чем 20-летней войны царю Петру I был присвоен титул императора, первый в русской истории, а государство стало называться Российской империей.

Итоги царских преобразований

Петр, вступив на престол, получил отсталую во всех отношениях Россию. У нее не было выходов к морю, если не считать Белого, сильной обороноспособной армии, кораблестроение вообще не развивалось, о промышленности и внешней торговле и речи не велось. Что касается культуры и образования, то, кроме Славяно-греко-латинской академии, высших учебных заведений не было. Не развивались книгопечатание, театр, живопись, народ в большинстве своем был неграмотным. Даже многие бояре и дворяне не умели читать.

Если говорить кратко, следуя исторической хронологии, то Петр сделал следующее:

  • Произвел реформу государственного управления, заменив приказы коллегиями.
  • Упразднил патриаршество, создав Святейший Синод.
  • Страна была разделена на губернии, губернии — на волости, волости — на уезды.
  • Создал регулярную армию, которая набиралась из всех сословий, построил сильный военный флот.
  • Было создано мощное промышленное производство. К концу царского правления в стране работало более 200 заводов и фабрик, было построено около 400 кораблей, по выплавке чугуна Россия в 1725 году догнала Англию.
  • Открылись школы, готовившие специалистов по всем отраслям: горные, медицинские, морские и т. д. , а также духовные и начальные школы для детей. Уже после смерти императора открылась Академия наук, о которой он мечтал.
  • Стала издаваться первая в стране газета, появились типографии, открылись музеи и библиотеки, дворянам предписывалось носить модную европейскую одежду.

Список можно продолжать и продолжать, судя по хронологической таблице его биографии. Вызывает удивление, как он все успевал. Дискуссии по поводу необходимости преобразований и войн 18 века начались в обществе еще в XIX веке среди западников и славянофилов.

Многие современные историки придерживаются мнения, что многие реформы Петра обошлись слишком дорого для простого народа, что Россия и без них пришла бы к этим изменениям. Научных доказательств этим малопродуктивным высказываниям нет.

Россия после смерти императора

Время после смерти Петра и до прихода на престол его младшей дочери Елизаветы нельзя назвать благоприятным, так как за короткий срок сменилось пять правителей и произошло несколько дворцовых переворотов. Елизавета, приняв власть, старалась возобновить все, что было заброшено из преобразований отца.

Главное, она вернула права Сенату, но при ее правлении этот орган не проявлял особой активности и крупных преобразований не совершил, направляя свою деятельность на насущные проблемы. Царица возобновила работу магистрата, мануфактур и коллегий. Вся дальнейшая деятельность правительницы еще больше укрепила самодержавие и улучшила жизнь дворян. Крестьяне были еще больше закабалены и бесправны. Из 90% крестьянского населения половина была закрепощена.

Участились побеги крепостных, наблюдались разбои и поджоги помещичьих усадеб. Тут и там вспыхивали восстания. Елизавета провела экономическую реформу, отменив таможенную пошлину. Оживилась торговля с другими странами. При Елизавете были созданы Купеческий и Дворянский банки, начало развиваться предпринимательство. Стоит заметить, что именно с ее правления в стране началась эпоха Просвещения.

Знаменитым архитектором Расстрелли выстроены Екатерининский дворец в Царском селе и Большой в Петергофе. Открылись новые школы и гимназии, военные училища, университеты.

Это период деятельности известных ученых и просветителей М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова, развития оперы и хорового пения и зарождения русского театра.

Время Екатерины II можно назвать временем расцвета русской национальной литературы и языка, живописи, музыки, архитектуры. Она основала Публичную библиотеку в Петербурге, вела переписку с французскими просветителями, собирала репродукции известных художников, которые позднее послужили основанием Государственного Эрмитажа. При ее правлении вполне привычным стало обучение молодых дворян за границей.

ГЛАВА X Россия в XVIII веке

Россия в XVIII веке

XVIII столетие стало переломным в истории России. Сложный и весьма противоречивый процесс развития России к началу XVIII в. поставил перед страной неотложные задачи в экономической, социальной, политической и культурной сферах жизни, которые требовали своего решения.

На протяжении всего XVII в. нарастало экономическое, политическое и культурное отставание России от развитых европейских стран. Россия, как и любая страна, не могла развиваться без взаимодействия с другими странами, в первую очередь европейскими. Образовавшееся в начале XVI в. единое Российское государство вошло в систему европейских государств. Но не всегда оно встречало взаимопонимание целого ряда европейских стран, видевших в России восточную страну и желавших расширить свои территории за счет русских земель. Нежелание европейских стран допустить усиление огромной России привело к тому, что на протяжении XVI–XVII вв. она находилась в политической и культурной изоляции, долго и трудно боролась за выход к Балтийскому и Черному морям, за прорыв и снятие блокады русских границ. Это, безусловно, затрудняло развитие России. С другой стороны, природно-климатические условия страны, малый совокупный продукт, который производился в России, фактор постоянной опасности внешних вторжений с Запада и Восток привели к созданию в России самодержавного государства, государственной системы крепостного права, к сохранению крестьянской общины, развитию православно-общинного сознания русских людей. А это способствовало консервированию в стране феодальных отношений, идей изоляционизма и мессианства в сознании русских людей, что обрекало Россию на отсталость и застой в экономическом и общественно-политическом развитии в не меньшей степени, чем враждебные отношения ряда европейских стран.

Читайте также  Предпосылки, последствия и характер февральской революции 1917 года

На рубеже XVII–XVIII вв. Россия стояла перед альтернативой. Либо развиваться в том же ключе, что и раньше, и оказаться на положении европейской провинции, еще больше усилить свою международную и культурную изоляцию, либо добиваться соответствующего общеевропейскому уровню развития хозяйства, торговли, политической, военной организации и культуры. Достичь этого страна могла путем мобилизации всех сил, на основе тех резервов, которые сохраняла в себе существующая феодально-крепостническая система.

Попытки реформ в этом направлении были предприняты уже в конце XVII в. (первые мануфактуры, усиление централизации в управлении в центре и на местах, создание полков «иноземного строя», реформы церкви и др.). Но они не привели к желаемому результату – преодолению отсталости страны. Проведение глобальных реформ стало для России первостепенной задачей.

Силой, способной осуществить их и взять на себя миссию обеспечения общественного прогресса, было консолидированное дворянство, организованное в форме абсолютной монархии. XVIII век в истории России – это время становления и развития абсолютизма. Проблема генезиса абсолютизма в России остается по сей день одной из острых дискуссионных проблем в отечественной историографии (см. например, дискуссию, которая проходила на страницах журнала «История СССР» в 1969–1971 гг.). В Западной Европе абсолютизм возникал тогда, когда между дворянством и духовенством, привилегированными феодальными сословиями и развивающейся буржуазией, входившей в непривилегированное третье сословие, устанавливалось равновесие, и равнодействующей силой между ними становилась власть абсолютного монарха, который мог проводить относительно самостоятельную политику в интересах привилегированных сословий и феодального государства.

В XVIII в. такого равновесия в России не было и быть не могло из-за слабого развития буржуазных отношений и неоформленности социальных сил, бывших их носителями.

Абсолютизм в России был диктатурой дворян, он консолидировал это сословие, противопоставил друг другу остальные социальные силы, направляя их деятельность на решение государственных и национальных задач. Абсолютизм в России был своеобразным фактором равновесия между социальными силами, имевшими разные интересы и в силу этого боровшихся друг с другом. Абсолютная монархия решала важные государственные задачи и заставляла все слои населения страны действовать в этом направлении, не останавливаясь ни перед какими жертвами. Русский абсолютизм подчинил и поставил себе на службу новые явления в экономике, развитие которых в перспективе вело к буржуазным отношениям. Однако он мог использовать буржуазные явления и способствовать их развитию лишь до той степени, пока они не вступали в противоречие с существующим феодальным строем. Иными словами, абсолютизм обеспечивал прогресс в развитии страны только в рамках существующей феодально-крепостнической системы.

Развитие абсолютистского государства в России проходило в условиях крепнувшего крепостничества и оформления сословного строя. Абсолютистское государство, крепостное право и сословный строй – неразрывно связанные между собой части российской истории XVIII в.

Идеология абсолютизма, будучи по сути феодальной, в основе своей отрицала феодальный сепаратизм и была направлена на усиление государственной централизации. Для нее было характерно признание абсолютистского государства таким этапом общественного развития, на котором возможно обеспечение благоденствия всех и каждого в отдельности независимо от сословной принадлежности («общее благо»). В идеологии абсолютизма понятие «общее благо» отождествлялось с понятием «государственная польза».

Верховная власть абсолютного монарха была идентична государству. Он обособлялся от иерархии феодального общества. Власть монарха никем и ничем не могла быть ограничена. Он был непогрешим и своими законами обеспечивал благо всего общества в целом и каждого подданного в отдельности. Вера в справедливость законодательной деятельности монарха и его всемогущество утверждалась в сознании подданных как не подлежащая сомнению истина.

В России XVIII в. было создано промышленное производство, первоклассная армия и военно-морской флот, бюрократическая система государственного управления в центре и на местах, оформился сословный строй и была создана сословная система судебных учреждений, развивалась светская культура, способная обеспечить потребности общества и государства в ускорении темпов развития. Россия в XVIII в. превратилась в мощную европейскую державу. В Европе была неоспорима ее военная мощь, значительно расширилась ее территория. Именно в XVIII в. были выполнены все те внешнеполитические задачи, которые встали перед образовавшимся Российским государством в конце XV – начале XVI вв.

У истоков мощной Российской империи, образовавшейся в XVIII в., стоял Петр I, с гением которого мужала «Россия молодая, в бореньях силы напрягая». Он энергично провел в первой четверти XVIII в. реформы, после которых Россия вихрем ворвалась в Европу, заставив примолкнуть, удивиться и восхититься даже самых больших ее недоброжелателей.

Но блеск Российской империи XVIII в. не должен заслонять и того факта, что он находился в резком противоречии с крепостной действительностью.

Реформы Петра I совершались на базе государственной системы крепостного права, которая позволила России совершить рывок вперед. Но эта система подрывала возможность дальнейшего прогресса, сохраняла отсталые общественные формы, насильственно втискивала зарождавшиеся буржуазные отношения в феодальные рамки. Ее сохранение и упрочение обрекало народные массы на еще большее угнетение, отрицало возможность развития свободной человеческой личности.

Во второй половине XVIII в. в России началось складывание капиталистического уклада, но он не достиг своей зрелости и не мог прочно утвердиться. На его пути стал абсолютистский строй, который консервировал крепостничество.

Самодержавие усиливало крепостническую эксплуатацию, расширяло и укрепляло права и привилегии дворянства, его экономическое и политическое господство. Крепостное право приняло в России жестокие и грубые формы. Самодержавие во второй половине XVIII в., стремясь сохранить существующий строй, становилось консервативной силой и уже препятствовало прогрессивному развитию страны как в социально-политическом, так и в культурном плане. Это обостряло социальные противоречия. Рост капиталистических отношений повысил значение купечества, но самодержавие лишало его возможности роста капитала, рынка свободной рабочей силы, тормозило развитие городов и торговли. А это вызывало усиление противоречий между купечеством и дворянством. Втягивание последнего в товарно-денежные отношения, укрепление связей помещичьего хозяйства с рынком, зависимости от него вело к ужесточению эксплуатации крепостных крестьян, что, в свою очередь, вызвало рост крестьянских волнений и протестов, вылившихся в последней трети XVIII в. в самую мощную в истории России крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачева.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Российская империя в 18 веке (кратко)

История Российской империи 18 века.

Одним из самых жестоких и беспощадных веков считается 18. Кратко о том, что пережила Российская империя в это время. В 18 веке Петр I решает кардинально изменить ход событий в Российской империи. Крестьяне организуют множество бунтов против Екатерины Великой.

В 1676 году умирает Алексей Михайлович и сын занимает его место на троне. В 1682 году императором становится Петр Алексеевич. Спустя 7 лет он венчается с Евдокией Лопухиной. Софья поднимает бунт против Петра, за это её отправляют в монастырь.

Как только Петр занимает место императора, он создает реформы, которые окончательно меняют Российскую империю.
Реформирует войско. Все солдаты вынуждены носить европейскую форму, главой войск становятся офицеры-иностранцы.
Меняет календарь. Впервые в 1700 году отпраздновали Новый год.
Обязует дворян заняться постройкой кораблей, в результате получает большой флот.
Городскую реформу меняет на самоуправление. А в главу городов Пётр ставит Бурмистов.
Так же в 1700 году начинает войну против Швеции. Чтобы одержать победу войску требовались новые пушки, поэтому Пётр дал указ плавить колокола церквей. После чего началась стройка металлургических заводов, уже ко второй половине века их было около 80, к этому моменту они обеспечивали Россию чугуном. Начались развиваться также и другие производства. По приказу Петра были построены заводы производящие оружие.

Для развития знаний в России, решил отправлять дворян учиться за границу, к западным профессорам. Чтобы получить дворянство, учением занялись и простые люди.

Кражи остановить помог новый указ, в котором было сказано, что повесят не только вора, но и его семью. Указом императора мужчины платили за ношение бороды, а женщины за платье.
Экономика страны развивалась быстро благодаря вывозам и ввозам торговли.
Петр установил минимальную пошлину на вывозимый товар и максимальный на ввозимый.

Административные реформы
• В стране появились губернии, которые стал возглавлять генерал-губернатор. Для него любая оплошность каралась смертью.
• Приказную систему сменил на образовательную, теперь знатность рода не имела никакого значения
• Установил сенат, чтобы тот выполнял функции императора в его отсутствие.
• Присвоил себе титул императора в 1721 году.

В 1703 году сделал столицей России Санкт-Петербург. Отправил в Петроград более 1000 людей. Таким образом распадается множество семей и народ становится не рад своему правителю.
Петр I умирает в 1725 году. После его смерти начинаются дворцовые перевороты. Престол занимает Екатерина I начиная с 1725 и заканчивая по 1727, после Пётр II до конца 1730 года. В момент правления Иоана Антоновича и Анны Иоановны у власти появляются немецкие авантюристы. За это их трон занимает Елизавета Петровна. Далее престол передаётся её сыну Петру Федоровичу, но вскоре его убивают, как говорит его супруга Екатерина II «по случайности»

Читайте также  Послевоенное экономическое развитие, научно-технический прогресс и общественные движения

В течение 34 лет (1762 — 1796) престол занимала Екатерина II . Эти годы в истории описываются, как «Золотой век дворянства». Но золотым он считался для дворян, которым она за хорошую работу подарила около 600 тысяч крестьян. В последствии крестьяне организовали «Пугачёвский бунт», который начался в 1773 году и закончился только спустя 2 года. Поражение потерпели крестьяне. Поэтому Екатерина II усилила крепостное право.
Екатерина II скончалась в 1796 году, трон занял её сын Павел I. Против него устроили заговор так, как он разорвал отношения с Англией и это ударило по доходам помещиков. К концу 18 века его убивают и престол занимает сын Александр.

2.1.5 Русское просвещение

Лекция: Русское просвещение

Идеи Просвещения

XVIII век вошел в мировую историю как Эпоха Просвещения, знаменующая переход от феодализма к капитализму. Этот период имел очень важное значение для истории и связан с развитием научной, философской и общественной жизни. Впервые зародившись в Англии (у её истоков стоял Дж. Локк), идеи просвещения распространились и на другие европейские государства и, конечно, не могли обойти и петровскую Россию, находившуюся под сильным воздействием Европы. На умы россиян особое влияние оказали французские мыслители Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, К.А. Гельвеций, П. Бейль.

Главная идея Просвещения заключалась в том, что невозможно реализовать общественный прогресс без использования человеческого разума. Поэтому в Европе произошел своего рода конфликт образованной власти и активного, благодаря чтению книг, населения с малообразованной частью населения. Таким образом, главными лозунгами эпохи стали наука и прогресс, обращенные именно к общественному устройству. Просветители считали что нужно познавать законы общественной жизни, так же как познаются законы природы. Кроме разумности, среди идей Просвещения свободомыслие, светский характер культуры, критика феодализма.

Просвещение в России имело свои особенности. Основной его чертой было «вольтерьянство», то есть опора на труды Вольтера, в которых критиковалась старина и был призыв к срочным реформам. Но характерного для вольтерьянства в Европе радикализма (атеизм, гедонизм) в России не было. Ключевыми идеями вольтерьянского мировоззрения были свобода человека, равенство всех перед законом, право собственности. Но после Великой французской революции данная идеология стала пониматься как вредное «вольнодумство» и приобрела репутацию аморального учения.

Просвещение в России в первой половине XVIII века

Начало преобразований общественного устройства в России в духе Просвещения связано с правлением Петра Великого. «Великое посольство» в Европу оказало сильнейшее влияние на мировоззрение молодого императора. Получив за полтора года важные уроки, Пётр приступил к модернизации общества. Было необходимо повысить образованность и грамотность населения. Поэтому в первые годы XVIII века широко открывались школы, печатались книги, газеты и журналы. Несмотря на то, что всеобщая образованность приветствовалась, реформы образования носили выраженный сословный характер и проводились больше в интересах дворян. Но тем не менее, для того, чтобы подтолкнуть людей к обучению Петр I издал указ об учебной повинности всех сословий, согласно которому запрещалось жениться без свидетельства об образовании.

В 1701 году в Москве открыли школу Пушкарского приказа, в которой обучали математическим и навигацким наукам и готовили специалистов флота. В эту школу принимали мальчиков от 12 лет из разных чинов, но в высших классах учились только дети дворян. В 1715 году школу преобразовали по французскому образцу и назвали Морской академией. Также открывались школы, обучавшие будущих артиллеристов, инженеров, медиков, канцелярских служащих (подьячих), переводчиков. Начала формироваться сеть государственных начальных школ, в которых людей учили чтению, письму, счёту. В провинциях открылись четыре типа школ:

  • цифирные или арифметические для детей всех чинов, за исключением разночинцев,
  • епархиальные для детей священников и дьяконов,
  • гарнизонные для детей солдат,
  • адмиралтейские для детей матросов.

В 1703 году появилась первая публичная печатная газета «Ведомости», Пётр I поначалу называл «Вести – Куранты». Изготавливалась газета для царя и бояр.

Широкое открытие школ оживило и педагогическую мысль. В крупных городах открывались типографии. Самым известным учебным изданием был букварь Феофана Прокоповича, под названием «Первое учение отроком». Первое издание букваря произошло в Петербурге в 1720 году. Появилось еще очень много букварей, учебников по различным отраслям знаний, словарей.

Приоритет отдавался развитию светского мышления в противовес церковной консервативности. Поэтому в 1721 году император утвердил «Духовный регламент» и полностью подчинил церковь государству.

Для проведения реформ Петра требовалось активное развитие науки и техники. А ждать пока в России появятся свои научные кадры времени не было. Поэтому Петр I приглашал иностранных профессоров, создавал все условия для их научных исследований. Император рассчитывал, что они обучат и будущих русских ученых. Для этого он и задумал создать Академию наук в 1725 году в Петербурге. Но присутствовать на ее открытии Петру было не суждено, так как он умер. Академия наук должна была распространять научные знания в русском обществе, но в этом встретила противостояние со стороны церкви и государства. Церковь запрещала издавать книги, в которых говорилось об учении Николая Коперника, называя её ересью. Государство в свою очередь не желало распространения вредных для него политических идей. Поэтому наука в России развивалась в очень противоречивых условиях. Тем не менее были достигнуты большие успехи в геодезии, гидрографии, химии, физике, механике, математике. Велико значение развития картографии, были составлены карты Каспийского, Балтийского, Азовского и других морей. На Урале и В Сибири начались поиски железной руды, на западных и восточных землях страны искали каменный уголь и нефть. Изучались и другие полезные ископаемые. Среди имен замечательных русских изобретателей А.К. Нартов, который изобрел токарный станок, Я.Т. Батищев, создавший совершенные металлообрабатывающие станки, Е.П. Никонов, создавший первую боевую подводную лодку и др.

В первой половине XVIII века было проведено несколько научных экспедиций.

Открыт американский берег. Обследован пролив между Азией и Америкой и др.

Просвещение в России во второй половине XVIII века

В правление Елизаветы Петровны в 1755 году открылся Московский университет, состоявший из философского, медицинского и юридического факультетов. Одним из основателей был известный М.В. Ломоносов, имя которого носит университет с 1940 года.
Наибольший вклад в развитие просвещения в указанный период внесла Екатерина II. В её правление развернулось широкое открытие училищ, воспитательных домов, обществ. Так, в 1764 году было создано общество благородных девиц. Это событие положило начало женскому образованию в России. С 1782 г. по 1786 г. была проведена масштабная школьная реформа. В результате была создана система единообразных школ с едиными учебными планами и методикой преподавания. В 1783 году Екатерина II и её подруга княгиня Е.Р. Дашкова открыли Российскую академию для изучения русского языка. В результате был выпущен словарь, объяснявший значение 43 000 слов.

Важную роль в развитии науки продолжала играть Академия наук. Наиболее плодотворные годы в Академии провели математик и механик Леонард Эйлер; физик, математик и механик Даниил Бернулли; астроном и картограф Жозеф Делиль; великий естествоиспытатель, энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. Академия наук продолжила проведение научных экспедиций, в результате которых развивались различные науки. Большой вклад в развитие истории внёс М.В. Ломоносов, который в работе «История Российская» сделал первую попытку по – научному осветить историю Отечества. С развитием промышленности развивалась и научная техника. Так, И.П. Кулибиным была усовершенствована техника шлифовки стёкол для оптических приборов. Он же придумал новый часовой механизм. И.И. Ползунов создал проект универсального парового двигателя и построил паровую машину в 1765 году.

Крупнейшим деятелем русского Просвещения был журналист Н.И. Новиков, издававший журналы «Живописец», «Трутень». В них проявлялось отвращение к произволу помещиков и неприятие крепостничества. Он считал, что путь к уничтожению крепостного права лежит через просвещение народа.

Ещё одной особенностью русского просвещения стал возросший интерес к крестьянской культуре. О жизни и достоинстве крестьян писали стихи, ставили спектакли, создавали живопись.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: