Первые успехи индустриализации - Sogetsu-Mf.ru

Первые успехи индустриализации

История России Первые успехи социалистической индустриализации С большим воодушевлением приняли трудящиеся массы призыв Коммунистической партии к борьбе за превращение Советского Союза в

Первые успехи индустриализации

История России

Первые успехи социалистической индустриализации

С большим воодушевлением приняли трудящиеся массы призыв Коммунистической партии к борьбе за превращение Советского Союза в могучую индустриальную социалистическую державу. Они отдавали на дело индустриализации промышленности не только свой героический труд, но и денежные средства, необходимые для укрепления бюджета и финансирования строительства.

Благодаря займам индустриализации, на которые подписывались трудящиеся, капиталовложения в промышленность увеличивались из года в год. В 1925/26 г. они составили 830 млн. рублей, из них в тяжелую промышленность — 609 млн.; в 1928/29 г. — соответственно 2073 млн. и 1616 млн. рублей. Это обеспечивало ускоренные темпы роста социалистической промышленности — намного более быстрые, чем темпы роста промышленности главных капиталистических стран. Например, в Соединенных Штатах Америки среднегодовой прирост промышленности за 29 лет (1901—1929 гг.) не превышал 4%, а в СССР в 1926/27 г. прирост промышленной продукции составил 18%. Все более ярко проявлялись преимущества социалистической системы хозяйства, ее огромная творческая, жизненная сила.

Особенно значительные успехи были достигнуты в развитии машиностроения. В 1926/27 г. продукция этой важнейшей отрасли уже на одну треть превысила продукцию 1913 г.

Базой для осуществления социалистической индустриализации были старые русские промышленные центры. В то же время Советское правительство всемерно заботилось о развитии индустрии во всех национальных республиках и областях. На Украине в 1926/27 г. началась реконструкция Луганского паровозостроительного завода, развернулось строительство Днепродзержинского вагоностроительного завода, продолжались реконструкция и строительство шахт в Донбассе, началось строительство Днепрогэса.

В Белоруссии приступили к сооружению Осиповичской электростанции, Гомельского завода сельскохозяйственного машиностроения, Бобруйского деревообрабатывающего комбината, Минского кожевенного завода и других крупных предприятий.

В 1927 г. было начато строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, которое имело огромное значение для индустриального развития Советского Востока, для создания национальных кадров рабочего класса в Казахстане и Средней Азии.

Социалистический характер индустриализации страны находил выражение в росте социалистического сектора и падении удельного веса частнокапиталистического сектора. В промышленности удельный вес частного сектора сократился с 19% в 1924 г. до 14% в 1928 г.

Улучшалось материальное положение рабочего класса и трудового крестьянства. Резко сократилась безработица. За два года (1926—1927 гг.) число рабочих в СССР увеличилось на 7,5%. Росла номинальная и реальная заработная плата. Правда, продолжала ощущаться нехватка товаров широкого потребления, но трудящиеся сознавали необходимость ускоренного развития тяжелой индустрии и добровольно шли на известные ограничения и лишения.

Появились новые формы трудовой активности рабочего класса: производственные смотры, переклички. В 1926 г. в железнодорожных ремонтных мастерских станции Москва Казанской железной дороги и на ленинградском заводе «Красный треугольник» возникли первые ударные бригады. Повысилась активность производственных совещаний.

Коммунистическая партия направила на важнейшие участки социалистического строительства видных партийных работников: Ф. Э. Дзержинского, В. В. Куйбышева, Г. К. Орджоникидзе, С. М. Кирова, С. В. Косиора, Г. И. Петровского, А. И. Микояна, П. П. Постышева, Я. Э. Рудзутака, В. Я. Чубаря и других.

На работу в государственные органы выдвигалось все большее число рабочих от станка и трудовых крестьян. Выполнялись ленинские указания об «орабочении аппарата» и борьбе с бюрократизмом.

Вокруг Советов создавался широкий беспартийный актив. Работа Советов, профессиональных союзов и других организаций трудящихся была перестроена в соответствии с выдвинутым Коммунистической партией лозунгом: «Лицом к производству!» Политическая сознательность трудящихся проявилась на выборах в Советы в 1926 и 1927 гг.; особенно знаменательным было широкое участие в них трудового крестьянства.

Быстрый рост тяжелой индустрии укреплял производственную смычку между городом и деревней. Заводы сельскохозяйственного машиностроения непрерывно увеличивали выпуск машин и орудий. Государство продавало их крестьянам по низким ценам и в кредит.

Претворялся в жизнь ленинский кооперативный план. На 1 октября 1927 г. потребительская кооперация объединяла 38% крестьянских хозяйств. В сельскохозяйственной кредитной кооперации число членов за период с 1925 по 1927 г. увеличилось с 3 млн. до 6 млн. человек. Через систему сельскохозяйственного кредита в 1927/28 г. трудящиеся крестьяне получили в качестве ссуд 770 млн. рублей.

Опорой партии в деревне были профсоюзные объединения сельскохозяйственных рабочих, а также группы бедноты, работа которых значительно улучшилась.

Все более активно участвовала в социалистическом строительстве интеллигенция. В 1928 г. по инициативе А. Н. Баха, а также А. И. Абрикосова, И. Г. Александрова, Н. Ф. Гамалея, Н. С. Курнакова, А. И. Опарина и других видных советских ученых была создана Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству в СССР (ВАРНИТСО), сыгравшая крупную роль в сплочении научных кадров для участия в борьбе за социализм.

Индустриализация в СССР — причины, цели и итоги

Причины индустриализации

В 30-е года СССР пытался оправиться после революции и других внутренних потрясений. Необходимо было в кратчайшие сроки развить технологическое производство, которое не будет уступать конкурентам в Германии, Франции, США и других странах.

Причины индустриализации в СССР:

  • Серьезное отставание от западных держав.
  • Высокий уровень безработицы, который мог спровоцировать людей на проведение новых бунтов.
  • Желание сделать Советский Союз конкурентоспособным в военной сфере.

Партийное руководство хорошо понимало, что для дальнейшего развития страны нужны подготовленные кадры и современные технологии. Без этого невозможно было конкурировать с развитыми державами, и страна всегда бы находилась под угрозой нападения.

Основная цель индустриализации в СССР — это смена курса на научно-технический прогресс. Необходимо было сделать серьезный рывок, который бы ликвидировал отставание в основных сферах деятельности. Дополнительно развивалась оборонная промышленность, которая обеспечила бы военных необходимым оружием и боевыми машинами.

Основные этапы

Сталинская индустриализация проводилась в несколько этапов, каждый из которых занимал пять лет. Рабочим внушалась идея о необходимости перевыполнения плана, который бы позволил перегнать западные страны.

Первая пятилетка была реализована в 1928—1932 годах. За это время было развернуто большое количество строек — УралМАШ, ЗИС и другие. Ее удалось реализовать за четыре года, и такой успех вдохновлял рабочих. План предусматривал опережающее развитие электроэнергии, и поэтому необходимо было за 15 лет построить 30 электростанций.

Начало второй пятилетки — 1933 год, закончилась она в 1937 году. Люди часто работали по три смены, и ими двигало стремление реализовать общую идею. В этот период сменилась модель индустриализации. Упор делался не на результат, а на качество. Стали известны такие личности, как Стаханов, Бусыгин, Чкалов и другие.

Третья пятилетка была начата в 1938 году, и она прервалась в 1941 году из-за начала войны. Суть этого этапа заключалась в необходимости догнать и перегнать западные страны по производству на душу населения. Это предполагалось достичь за счет снижения затрат на военно-промышленный комплекс.

В третьей пятилетке делался упор на химическую и электрическую промышленность. Даже с учетом того, что она была прервана войной, СССР удалось добиться полной независимости от западных стран.

Важные особенности

До начала индустриализации сельское хозяйство находилось в частной собственности. Поэтому было принято решение ввести коллективизацию. Определение этого явления можно изложить кратко — политика принудительного объединения мелких крестьянских хозяйств в крупные. Это позволило добиться улучшения показателей и дало возможность использовать технику.

Источником индустриализации были внутренние ресурсы государства:

  • лес;
  • драгоценные металлы;
  • зерно и прочая сельскохозяйственная продукция.

Темпы индустриализации зависели от нескольких факторов. Первый — это денежное обеспечение энтузиазма рабочих и их руководителей. Привлекались иностранные специалисты, которые помогали наладить производство. Тот факт, что первая пятилетка была осуществлена за рекордные сроки, показал, что социалистические страны могут конкурировать с западными.

Активно велась работа с населением. Людям объясняли, почему важно развивать промышленность, и как обычный человек может помочь в этом деле. Многие вдохновлялись этой информацией и начинали осознанно трудиться.

Основной упор делался на развитие тяжелой промышленности. Создавали огромные заводские комплексы, которые обеспечивали работой большое количество людей. Каждый этап индустриализации сопровождался тем, что стремительно развивалась экономика и формировался внутренний рынок.

В процессе развития был задействованы и иностранные компании. Многие западные производства помогали руководству СССР, продавали оборудование и присылали опытных кадров, которые помогали настроить его.

В 30-е годы хорошо жила интеллигенция, особенно инженеры. У них было жилье, домработницы и высокий уровень зарплаты. Власть стремилась обеспечить специалистам условия, которые стимулировали бы их работать на благо режима.

Пропаганда позволила ликвидировать почти полностью безграмотность. Ученикам школы и простым рабочим внушали мысль о необходимости приобретения специальности. Образование позволяло работать не только для улучшения экономики, но и для получения более высокого уровня жизни.

СССР провозгласил курс на индустриализацию, и это позволило превратить государство из аграрного в промышленное.

Итоги процесса

Для того чтобы лучше понимать особенности индустриализации, лучше составить таблицу. В ней кратко указывают предпосылки процесса, цели, этапы и итоги. В результате работы СССР смог достигнуть создания мощнейших производств, которые впечатляли размерами. Благодаря этому произошел стремительный рост ВВП.

Читайте также  Финал крестьянской войны под предводительством степана разина

Важный итог индустриализации — это выведение СССР в мировые лидеры. Население стало грамотным, и у него появилась мотивация учиться. Была почти полностью ликвидирована безграмотность. В сельском хозяйстве произошла механизация, и это позволило улучшить его производительность.

Историки не имеют единого мнения о том, когда закончилась индустриализация. Некоторые придерживаются точки зрения, что это произошло за год до смерти Сталина (1952 год). Более популярна версия с окончанием в 1941 году.

Среди плюсов индустриализации выделяют быстрое наращивание промышленного потенциала, который позволил получить преимущество во время Великой Отечественной войны. Вместе с этим у процесса было немало минусов. Реформа позволила развивать только определенные отрасли. Отставали в развитии легкая и пищевая промышленность.

Изменения не привели к улучшению качества жизни населения. Рабочий класс часто жил в экстремальных условиях — в землянках или бараках. Стремительное экономическое развитие обеспечивалось за счет того, что перед людьми ставились задачи. Реализовать их нужно было в кратчайшие сроки. Поэтому рабочим внушали пропагандистские идеи.

Долго время люди трудились без выходных и без права выбора места работы. Многих принудительно мобилизовывали на строительство нового объекта. Сохранилось немало фактов, свидетельствующих о том, что порой работа шла с нарушением техники безопасности.

В истории особенности индустриализации в СССР рассматриваются с разных точек зрения. Многие воспринимают процесс как нечто принудительное, где людей заставляли работать на стройке и производстве. Другие специалисты придерживаются иного мнения. Страна нуждалась в фундаментальных изменениях, и без них она бы серьезно отстала от других.

Последствия индустриализации были как положительными, так и отрицательными. В процессе удалось создать множество крупных предприятий, ликвидирована безработица. В то же время произошла изоляция советской экономики от мировой, игнорировались экономические законы, производительные силы распределялись нерационально.

Среди историков России часто идут дискуссии о том, стоила ли индустриализация таких жертв. Экономика всех постсоветских государств до сих пор функционирует на индустриальной базе советского периода. Поэтому нельзя отрицать значение этого процесса для страны.

Сталинская индустриализация СССР

После гражданской войны экономика России, выражаясь современным «Обамовским» языком, «была разорвана в клочья». По настоящему разорвана и развалена. И НЭП лишь несколько стабилизовал проблему обеспечения населения страны продовольственными товарами и товарами народного потребления, но зато вызвал резкое усиление классовых противоречий на селе в связи с ростом численности кулаков и обострил классовую борьбу на селе до от открытых кулацких восстаний.

Поэтому партия ВКП(б) взяла курс на развитие промышленного производства страны с целью получения возможности для самостоятельного решения народно хозяйственных задач, стоящих перед разрушенной многолетней войной Россией. Причем, ускоренного решения. То есть, партия взяла курс на индустриализацию страны.

«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут. Вот что диктуют нам наши обязательства перед рабочими и крестьянами СССР»

Индустриализация, это социально-экономическая политика партии большевиков в СССР, начиная с 1927 и до конца 30-х годов, основными целями которой являлись следующие:

1. Ликвидация технико-экономической отсталости страны;

2. Достижение экономической независимости;

3. Создание мощной оборонной промышленности;
4. Первоочередное развитие комплекса базовых отраслей промышленности: оборонная, топливная, энергетическая, металлургическая, машиностроительная.

Какие пути проведения индустриализации существовали к тому времени и какие были выбраны большевиками?

Из высказываний Сталина по поводу индустриализации:

1.«История знает различные способы индустриализации.

Англия индустриализировалась благодаря тому, что она грабила десятки и сотни лет колонии, собирала там «добавочные» капиталы, вкладывала их в свою промышленность и ускоряла темп своей индустриализации. Это один способ индустриализации.

Германия ускорила свою индустриализацию в результате победоносной войны с Францией в 70-х годах прошлого столетия, когда она, взяв пять миллиардов франков контрибуции у французов, влила их в свою промышленность. Это второй способ индустриализации.

Оба эти способа для нас закрыты, ибо мы — страна Советов, ибо колониальные грабежи и военные захваты в целях грабежа несовместимы с природой Советской власти.

Россия, старая Россия, сдавала кабальные концессии и получала кабальные займы, стараясь таким образом выбраться постепенно на путь индустриализации. Это есть третий способ. Но это — путь кабалы или полукабалы, путь превращения России в полуколонию. Этот путь тоже закрыт для нас, ибо не для того мы вели трехлетнюю гражданскую войну, отражая всех и всяких интервенционистов, чтобы потом, после победы над интервенционистами, добровольно пойти в кабалу к империалистам.

Остается четвертый путь индустриализации, путь собственных сбережений для дела промышленности, путь социалистического накопления, на который неоднократно указывал тов. Ленин, как на единственный путь индустриализации нашей страны.

(«О хозяйственном положении и политике партии» т.8 стр.123.)

2. «Что значит индустриализовать нашу страну? Это значит превратить страну аграрную в страну промышленную. Это значит поставить и развить нашу индустрию на новой технической основе.

Нигде еще в мире не бывало, чтобы громадная отсталая аграрная страна превратилась в страну индустриальную без ограбления колоний, без ограбления чужих стран или без больших займов и долгосрочных кредитов извне. Вспомните историю промышленного развития Англии, Германии, Америки, и вы поймете, что это именно так. Даже Америка, самая могущественная из всех капиталистических стран, вынуждена была после гражданской войны провозиться целых 30-40 лет для того, чтобы поставить свою промышленность за счет займов и долгосрочных кредитов извне и ограбления прилегающих к ней государств и островов.

Можем ли мы стать на этот «испытанный» путь? Нет, не можем, ибо природа Советской власти не терпит колониальных грабежей, а на большие займы и долгосрочные кредиты нет оснований рассчитывать.

Старая Россия, царская Россия, шла к индустриализации другим путем — путем заключения кабальных займов и отдачи кабальных концессий на основные отрасли нашей промышленности. Вы знаете, что почти весь Донбасс, большая половина петербургской промышленности, бакинская нефть и целый ряд железных дорог, не говоря уже об электрической промышленности, находились в руках иностранных капиталистов. Это был путь индустриализации за счет народов СССР и против интересов рабочего класса. Ясно, что мы не можем стать на этот путь: не для того мы боролись с игом капитализма, не для того мы свергли капитализм, чтобы пойти потом добровольно под ярмо капитализма.

Остается один путь, путь собственных накоплений, путь экономии, путь расчетливого ведения хозяйства для того, чтобы накопить необходимые средства для индустриализации нашей страны. Нет слов, задача эта трудная. Но, несмотря на трудности, мы ее уже разрешаем. Да, товарищи, через четыре года после гражданской войны мы эту задачу уже разрешаем.

(«Речь на собрании рабочих Сталинских ж.-д. Мастерских Октябрьской дороги» т.9 стр.172.)

3. «Существует ряд каналов накопления, из которых следовало бы отметить, по крайней мере, главные.

Во-первых. Необходимо, чтобы излишки накопления в стране не распылялись, а собирались в наших кредитных учреждениях, кооперативных и государственных, а также в порядке внутренних займов, на предмет их использования для нужд прежде всего промышленности. Понятно, что вкладчики должны получать за это известный процент. Нельзя сказать, чтобы в этой области дело обстояло у нас сколько-нибудь удовлетворительно. Но задача улучшения нашей кредитной сети, задача поднятия авторитета кредитных учреждений в глазах населения, задача организации дела внутренних займов несомненно стоит перед нами, как очередная задача, и мы ее должны разрешить во что бы то ни стало.

Во-вторых. Необходимо тщательно закрывать все те дорожки и щели, по которым утекает часть излишков накопления в стране в карманы частного капитала в ущерб социалистическому накоплению. Для этого необходимо вести такую политику цен, которая бы не создавала провала между ценами оптовыми и ценами розничными. Нужно принять все меры к снижению розничных цен на продукты промышленности и на продукты сельского хозяйства для того, чтобы приостановить или, по крайней мере, довести до минимума утечку излишков накопления в карманы частника. Это один из важнейших вопросов нашей хозяйственной политики. Отсюда идет одна из серьезных опасностей как для дела нашего накопления, так и для червонца.

В-третьих. Необходимо, чтобы внутри самой промышленности, в каждой ее отрасли откладывались известные запасы на предмет амортизации предприятий, на предмет их расширения, на предмет их дальнейшего развития. Это дело необходимое, абсолютно нужное, его надо двинуть вперед во что бы то ни стало.

В-четвертых. Нужно, чтобы в руках государства скапливались известные резервы, необходимые для страховки страны от всякого рода случайностей (недород), для питания промышленности, для поддержания сельского хозяйства, для развития культуры и т. д. Жить и работать теперь без резервов нельзя. Даже крестьянин с его маленьким хозяйством не может теперь обходиться без известных запасов. Тем более не может обойтись без резервов государство великой страны.

Читайте также  Молдавия под властью турции и польши и её присоединение к россии

(«О хозяйственном положении и политике партии» т.8 стр.126.)

Средства для индустриализации:
Откуда брали большевики средства на индустриализацию?

1.Средства изымались из сельского хозяйства и легкой промышленности;

2. Средства шли от продажи сырья (Нефть, золото, лес, зерно и т.д.);

3. Продавались некоторых сокровища музеев и церквей;

4. Облагался налогами частный сектор вплоть до полной конфискации имущества.
5. Путем снижения уровня жизни населения, вследствие роста цен, введение карточной системой распределения, индивидуальных государственных займов и т.д.

6. Путем энтузиазма трудящихся, строящих для себя новый мир без эксплуатации человека человеком.

7. Путем мощнейшей пропаганды и агитации новых форм и новых, коллективистических методов организации труда.

8. Путем организации передового стахановского движения как в промышленном производстве, так и в сельском хозяйстве.

9. Путем введение государственных наград за трудовые достижения.

10.Путем развитие системы бесплатных социальных льгот и гарантий государства для человека труда: бесплатное образование и бесплатная медицина для всех групп населения, бесплатные детские ясли, детские сады, пионерлагеря, санатории и так далее и тому подобное.
И опять слова Сталина по поводу основ индустриализации в СССР:

«Итак, возможна ли индустриализация нашей страны на основе социалистического накопления?

Есть ли у нас источники такого накопления, достаточные для того, чтобы обеспечить индустриализацию?

Да, возможна. Да, есть у нас такие источники.

Я мог бы сослаться на такой факт, как экспроприация помещиков и капиталистов в нашей стране в результате Октябрьской революции, уничтожение частной собственности на землю, фабрики, заводы и т. д. и передача их в общенародную собственность. Едва ли нужно доказывать, что этот факт представляет довольно солидный источник накопления.

Я мог бы сослаться, далее, на такой факт, как аннулирование царских долгов, снявшее с плеч нашего народного хозяйства миллиарды рублей долгов. Не следует забывать, что при оставлении этих долгов нам пришлось выплатить ежегодно несколько сот миллионов одних лишь процентов, в ущерб промышленности, в ущерб всему нашему народному хозяйству. Нечего и говорить, что это обстоятельство внесло большое облегчение в дело нашего накопления.

Я мог бы указать на нашу национализированную промышленность, которая восстановилась, которая развивается и которая дает некоторые прибыли, необходимые для дальнейшего развития промышленности. Это тоже источник накопления.

Я мог бы указать на нашу национализированную внешнюю торговлю, дающую некоторую прибыль и представляющую, стало быть, некий источник накопления.

Можно было бы сослаться на нашу более или менее организованную государственную внутреннюю торговлю, тоже дающую известную прибыль и представляющую, таким образом, некий источник накопления.

Можно было бы указать на такой рычаг накопления, как наша национализированная банковская система, дающая известную прибыль и питающая по мере сил нашу промышленность.

Наконец, мы имеем такое оружие, как государственная власть, которая распоряжается государственным бюджетом и которая собирает малую толику денег для дальнейшего развития народного хозяйства вообще, нашей индустрии в особенности.

Таковы в основном главные источники нашего внутреннего накопления.

Они интересны в том отношении, что дают нам возможность создавать те необходимые резервы, без которых невозможна индустриализация нашей страны.»

(«О хозяйственном положении и политике партии» т.8 стр.124.)

Ибо, по словам Сталина, быстрый темп развития индустрии вообще и производства средств производства в особенности, представляет основное начало и ключ индустриального развития страны, основное начало и ключ преобразования всего нашего народного хозяйства на базе передового социалистического развития.

При этом мы не можем и не должны свертывать тяжелую индустрию ради всемерного развития легкой промышленности. Да и легкую промышленность невозможно развивать в достаточной степени без ускоренного развития тяжелой индустрии.

(«XV съезд ВКП(б)» т.10 стр.310.)

Результатом индустриализации стало:

1. Создание мощной промышленности в стране;
С 1927 по 1937 год в СССР было построено свыше 7 тысяч крупных промышленных предприятий;
2. СССР вышел на 2е место в мире по объему промышленного производства после США.

3. СССР создал свою мощную оборонную промышленность, новую для России.

4. В СССР на базе мощного промышленного производства стала также мощно развиваться отраслевая наука, определяя технический уровень разрабатываемых и используемых в промышленном производстве технологий.

5. СССР стал родиной технической космонавтики, создав в стране новую, мировую отрасль производства, космическую, значительно опередив в этом направлении США.

Результаты индустриализации СССР оказались ошеломляющими не только для жителей СССР, но и для всего мира. Ведь бывшая царская Россия в необычайно короткий срок стала мощной, промышленно и научно развитой страной, державой мирового значения.

Как видите, Сталин оказался прав, делая из вконец развалившейся России, из России сохи и лаптей, передовую промышленную державу с самым коротким в мире рабочим днем, лучшим в мире бесплатным образованием, передовой наукой, бесплатной медициной, национальной культурой и мощнейшей социальной гарантией прав трудящихся страны

Однако в нынешней России все делается не так, как делал Сталин в СССР, и мы имеем Россию с едва теплящимся промышленным производством, вконец разваленным сельским хозяйством, умершей наукой, нищим, едва сводящим концы населением, но зато с бесчисленным множеством своих собственных миллиардеров.

Так кто был прав в выборе путей развития России, большевики или нынешние демократы? По моему, большевики! Ведь ни одно слово Сталина про индустриализацию России до сих пор не устарело.

Осуществление индустриализации в СССР

Начальный этап

Для ликвидации тяжелых последствий гражданской войны в СССР с 1921 года проводился НЭП, то есть новая экономическая политика. Результатом стало быстрое восстановление сельского хозяйства, населения и промышленности к 1927 году.

Рис. 1. Индустриализация в СССР.

Однако НЭП имела восстановительный характер. На XIV съезде ВКП (б) в 1925 году речь шла о необходимости превращения Советского государства из аграрного в индустриальное. Впрочем, без указания конкретных методов, форм и темпов.

Экономист Евгений Преображенский разработал в 1925 году концепцию о форсированной индустриализации, которая предполагала использование средств из деревни, так как других источников не было. Противником такой концепции был Николай Бухарин. Он предлагал продолжать НЭП. В 1937–1938 они оба были расстреляны. Пост генерального секретаря ВКП (б) в 1927 году занимал И. В. Сталин. Ухудшение внешнеполитической обстановки и кризис хлебозаготовок осенью 1927 стали причинами решительных действий власти.

На XV съезде ВКП (б) в конце 1927 года были приняты директивы по первому пятилетнему плану развития народного хозяйства. Его осуществление предполагалось в период с 1 октября 1928 по 1 октября 1933 года. Именно поэтому 1929 год Сталин назвал «годом великого перелома». Индустриализация проходила одновременно с ликвидацией неграмотности и коллективизацией сельского хозяйства.

Рис. 2. Первые пятилетки.

Особенности и результаты

Главная особенность индустриализации — ставка на развитие государством плановой экономики и промышленной продукции группы «А», то есть производство станков и других товаров промышленного назначения.

В ходе первой пятилетки в 1930 году началось строительство 1500 индустриальных объектов. В 1931 году официально была ликвидирована и безработица. Несмотря на отсутствие до 1933 года дипломатических отношений с США, в СССР активно использовали американских специалистов и импортировали оттуда современное оборудование. Связано это в том числе и с Великой депрессией в США, то есть с кризисом перепроизводства.

В годы первой пятилетки удалось в основном провести коллективизацию и создать ряд отраслей промышленности, например, производство танков, тракторов, станков, а также построить множество важных объектов энергетики и металлургии, в том числе «ДнепроГЭС» и «Азовсталь».

Одним из следствий поспешного проведения первой пятилетки и индустриализации в СССР стал голод 1932–1933 годов.

К содержанию второй пятилетки 1933–1937 годов стоит отнести не только множество построенных индустриальных объектов, но и начало в 1935 году стахановского движения, а также строительство метро и троллейбусных линий в Москве. В 1935 появилось и такое необычное новшество, как детская железная дорога.

Третья пятилетка началась в 1938 года. Развитие народного хозяйства шло с учетом подготовки к большей войне. В 1939 году Красной армии пришлось воевать с Японией, Польшей и Финляндией. Росло производство военной техники, в том числе новых образцов, например, танков Т-34. В 1939–1941 в СССР, с одной стороны, росла численность армии, а с другой, строилось не только много заводов и фабрик, но и санаториев для трудящихся и даже жилья и объектов социального назначения.

Читайте также  Стрелецкий «розыск» 1698 года

Количество городского населения в СССР было невелико. В 1928 году оно составляло около 20 % и уровня в 50 % достигло уже после смерти Сталина, во время Семилетнего плана 1959–1965 годов. Тогда же индустриализация охватила и западные окраины страны, которые вошли в ее состав в 1939–1940 годах.

Рис. 3. Индустриализация СССР карта.

Что мы узнали?

Кратко осуществление индустриализации в СССР изучают в школьном курсе истории 9 и 11 классов. Она пришлась в основном на годы первых пятилеток, то есть 1928–1941 гг. В целом, индустриализацию завершили к 1960 году, когда городское население достигло планки в 50 %.

Первые успехи индустриализации

Технико-экономическая отсталость страны к концу восстановительного периода
В 1921-1925 годах хозяйство, разрушенное мировой и гражданской войнами, было восстановлено, но технико-экономическая отсталость страны не была и не могла быть в то время ликвидирована. Социальная структура экономики изменилась за эти годы, однако сохранилась технико-экономическая структура, доставшаяся Советской стране в наследство от старой России. Главная диспропорция заключалась в отставании сельского хозяйства, где полностью господствовал ручной труд, от промышленности.
Отсталой была и структура самой промышленности. Совершенно недостаточно были развиты машиностроение, добыча топлива, металлургия, производство стройматериалов. Транспорт серьезно отставал от развития народного хозяйства в целом. С запада ввозились не только машины, но и некоторые виды промышленного сырья. Эти диспропорции можно было ликвидировать только путем индустриализации.
Необходимость социалистической индустриализации страны
В декабре 1925 года XIV съезд ВКП(б) провозгласил курс на социалистическую индустриализацию страны. Нужно было фактически заново создать тяжелую промышленность. В кратчайший срок предстояло подготовить многочисленные кадры квалифицированных рабочих, инженеров и техников.
В отличие от капиталистических стран, в которых индустриализация начиналась обычно с развития легкой промышленности, СССР вынужден был развивать, прежде всего, тяжелую индустрию. Только такой путь индустриализации обеспечивал экономическую независимость страны.
Где было взять средства для огромного капитального строительства? В те годы наша страна могла проводить индустриализацию только за счет внутренних источников. Стало возможным использовать для дела индустриализации те средства, которые до революции шли на обогащение отечественных и иностранных капиталистов, а именно, прибыли нашей промышленности, внешней и внутренней торговли. Решение грандиозных задач индустриализации, расширение, прежде всего, тяжелой промышленности — постройка зданий, закупка оборудования и машин — требовало использовать доходы всех других отраслей народного хозяйства, сбережения населения. Важное значение имело введение строжайшего режима экономии. Нужно было максимально использовать скудные тогдашние ресурсы, вести упорную повседневную борьбу за ликвидацию непроизводительных расходов, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции.
Строительство новых промышленных предприятий и железных дорог
Уже в 1926 — 1928 годах государство смогло резко увеличить капитальные вложения в индустриальное строительство. Если в 1924-25 хозяйственном году в государственную промышленность было вложено 429,9 млн. руб., то в 1927 — 1928 годах — уже 1467,4 млн руб. За счет этих ассигнований строились новые мощные индустриальные объекты, реконструировались и расширялись старые предприятия.
Новое капитальное строительство коснулось, прежде всего, электроэнергетики. В эти годы в строй вступили электростанции, строительство которых началось еще в восстановительный период: Штеровская (Донбасс), Волховская, Шатурская (Подмосковье), Нижегородская, Земо- Авчальская (близ Тбилиси) и др. Началось сооружение еще 11 крупных электростанций. Были построены три новые большие шахты в Донбассе: «Американка», Горловская № 19/20, Рутченковская № 29 и до десятка менее значительных.
Началось строительство Керченского и Златоустовского металлургических заводов; вошли в строй гигантский Красноуральский медеплавильный завод и Ридцерский свинцово-цинковый. Однако недостаток черных металлов по стране продолжал ощущаться весьма остро.
Были сделаны первые шаги в области химизации производства. Громадное значение в этом деле имело открытие в 1926 году крупного месторождения апатитов на Кольском полуострове. Подверглись реконструкции содовые заводы, развернулось строительство Московского тукового и Березниковского заводов.
В этот период вступил в строй гигант машиностроения — Московский электрозавод, началось строительство Сталинградского тракторного, Ростовского и Саратовского заводов сельскохозяйственных машин. Многие машиностроительные заводы были реконструированы. Это дало возможность советской промышленности освоить производство некоторых видов продукции, которые ранее приходилось ввозить из-за границы. Если в 1925 году наша промышленность только приблизилась к довоенному уровню, то уже в 1926 году крупная промышленность увеличила за год объем производства на 43,2%. В области железнодорожного строительства наибольшее значение имело начатое в 1926 году сооружение Туркестано-Сибирской железной дороги протяженностью в 1500 км.
Страна получила запланированные 1500 заводов и фабрик. Это были настоящие гиганты индустрии, оснащенные новейшей по тому времени техникой. Вступил в строй первенец советского тракторостроения Сталинградский тракторный завод. По мощности (150 тыс. машин в год) он не имел себе равных в мире. Вслед за ним был построен другой гигант тракторостроения в Харькове. Ряд крупных машиностроительных предприятий вошел в строй в столице. Среди них шарикоподшипниковый завод «Калибр» — первое в СССР предприятие контрольноизмерительных приборов и др. Много предприятий подверглось коренной реконструкции.
Успешно решались задачи капитального строительства в области электроэнергетики. Особенно важное значение имело сооружение гигантских электростанций: Днепровская, Зуевская и Челябинская.
В период первой пятилетки в стране были созданы целые отрасли промышленности, совершенно или почти отсутствовавшие до этого: тракторная, автомобильная, станкостроительная, химическая, тяжелое машиностроение, производство самолетов и авиамоторов, многие виды оборонного производства.
К концу пятилетки технический уровень, организация производства и производительность всех отраслей промышленности СССР поднялись на новый, гораздо более высокий уровень. Особенно разительные перемены произошли в машиностроении — сердцевине тяжелой индустрии. Основные фонды машиностроения обновились за годы пятилетки на 67,1%, в том числе парк металлорежущих станков — на 46%.
В годы первой пятилетки отчасти было преодолено отставание черной металлургии. Производственные фонды этой отрасли выросли более чем вдвое. Сырьевая база металлургии расширилась за счет ряда новых месторождений и коренной реконструкции старых (Кривой Рог, Урал).
Заметные успехи сделала топливная промышленность. Угольная база страны за годы пятилетки была расширена за счет Кузбасса, Караганды, Печорского бассейна; повысилась техническая оснащенность угледобычи, шире стали использоваться тяжелые врубовые машины и отбойные молотки. В нефтедобыче начал применяться передовой метод вращательного бурения. Было освоено производство новых продуктов переработки нефти, увеличился выпуск бензина.
Страна избавилась от необходимости импортировать некоторые химические продукты. В Советском Союзе была создана мощная коксохимия, азотная, калийная, апатитовая, химико-фармацевтическая промышленность, было налажено производство искусственного волокна, синтетического каучука, пластических масс.
В пищевой промышленности были созданы мясокомбинаты современного типа, мощные консервные заводы с автоматическими линиями, рыбные хозяйства, оснащенные передовыми средствами лова. Швейные, обувные и другие предприятия, которые советское машиностроение оснастило новыми машинами.
Советский Союз из страны аграрной превратился в передовую индустриальную державу.
В качестве главных форм социалистического соревнования в период первой пятилетки выступали ударничество, встречное планирование и т. п.
Движение ударников, возникшее в первые годы индустриализации, сделало новые успехи в период первой пятилетки. Ударники работали передовыми для своего времени методами.
Встречное планирование было основано на использовании резервов производства, на рационализации.
В 1931 году коллективы ленинградских заводов им. В. И. Ленина и Балтийского выступили инициаторами новой формы соревнования — создания хозрасчетных бригад.
В народное хозяйство СССР за годы пятилетки пришли 284 тыс. инженерно-технических работников, выпущенных советскими вузами и техникумами, 450 тыс. квалифицированных рабочих подготовили школы ФЗУ.
Индустриализация национальных республик представляла собой чрезвычайно сложное дело. В 1932 году было проведено разукрупнение ВСНХ и созданы отраслевые наркоматы: тяжелой, легкой и лесной промышленности в связи с возникновением новых отраслей промышленности.
Одним из важнейших пунктов плана пятилетки являлось железнодорожное строительство: создание новых линий, развитие станций и узлов, сооружение вторых путей. Всего было построено 5,3 тыс. км. железных дорог. Более половины всех построенных в пятилетке дорог приходилось на восточные районы страны. Здесь важнейшее Народнохозяйственное значение имела Туркестано-Сибирская магистраль (Тур- ксиб). Была построена линия Боровая — Акмолинск — Караганда; Троицк — Орск; Карталы — Магнитогорск; Урал с Сибирью дополнительно соединила железная дорога Шадринск — Курган.
С созданием отечественного автомобилестроения и развитием дорожного строительства повысилась роль автомобильных перевозок. За годы первой пятилетки автомобильный парк увеличился почти в 4 раза, при этом 70% машин были отечественного производства. Значительно повысилась техническая оснащенность Аэрофлота.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: