Племена сибири и дальнего востока в 4 тысячелетии до н. э.

Кто жил в Сибири до нашей эры

Кто жил в Сибири до нашей эры

История Сибири в представлении большинства начинается с истории «русской Сибири», то есть со времени походов казаков и Ермака, но в Сибири и до нашей эры жили люди. Ученые даже считают Сибирь одним из главных центров антропогенеза.

Читайте также

ОТКРЫТИЕ СИБИРИ

ОТКРЫТИЕ СИБИРИ Вторая дата хуннской предыстории, нащупанная археологами, — приблизительно 1200 г. до н. э. Около этой даты, как уже отмечалось, совершился первый переход южных кочевников через пустыню Гоби; с того времени пустыня стала проходимой, и хунны освоили оба ее

Ливия (58 год до нашей эры — 29 год нашей эры)

Ливия (58 год до нашей эры — 29 год нашей эры) Ливия Друзилла происходила из знатного рода, который придерживался старинных республиканских традиций. И потому, как ни странно, родственники будущей жены Октавиана Августа (которая станет матерью императора Тиберия, бабкой,

Агриппина старшая (14 год до нашей эры — 33 год нашей эры)

Агриппина старшая (14 год до нашей эры — 33 год нашей эры) Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов

8. Разгром Сибири

8. Разгром Сибири Но и под Уралом у красных не остановка; Ленин хочет уничтожить Колчака. Тухачевский предлагает: форсировать с 5-й армией Уральский хребет. В штабе главкома Вацетиса, в Реввоенсовете у Троцкого снова шум и склока. Сам любитель биографии Наполеона,

9. Побег из Сибири

9. Побег из Сибири Скупой на слова, мрачный, раздраженный, уже больной туберкулезом Дзержинский дальше шел по Сибири, задумав еще в централе бежать с пути по реке Лене на лодке. И когда в июне партия тронулась вглубь Якутской области, Дзержинский вместе с эс-эром

9. Побег из Сибири

9. Побег из Сибири Скупой на слова, мрачный, раздраженный, уже больной туберкулезом Дзержинский дальше шел по Сибири, задумав еще в централе бежать с пути по pеке Лене на лодке. И когда в июне партия тронулась вглубь Якутской области, Дзержинский вместе с эс-эром

16.4. Почему в азиатской Сибири до сих пор не могут найти следы остякской столицы Искера-Сибири? Ответ: потому, что она находилась в Америке — это ацтекский город Мешико = Мехико

16.4. Почему в азиатской Сибири до сих пор не могут найти следы остякской столицы Искера-Сибири? Ответ: потому, что она находилась в Америке — это ацтекский город Мешико = Мехико Значительная часть повествования Кунгурской Летописи вращается вокруг остякской столицы

ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ

Племена Казахстана и Сибири в VI–I веках до нашей эры

Племена Казахстана и Сибири в VI–I веках до нашей эры В I тысячелетии до нашей эры к востоку от Уральского хребта и реки Урала жили многочисленные племена, которые значительно различались между собой уровнем материальной культуры, хозяйственным укладом и общественным

Ермак в Сибири

Ермак в Сибири Поход Ермака и завоевание горсткой казаков громадных пространств Западной Сибири произвело большое впечатление на современников. Подвиги Ермака «как все необыкновенное, чрезвычайное, сильно действуя на воображение людей, произвели многие басни,

Мессершмидт в Сибири

Мессершмидт в Сибири В 1716 г. немецкий натуралист Даниил Готлиб Мессершмидт был приглашен в Россию Петром I для изучения «всех трех царств естества» Сибири и в 1720 г. отправился в путешествие по далеким окраинам Российской империи. В марте 1721 г. он выехал на санях из

Покорение Сибири

Покорение Сибири В то время как неудачи на западе сильно огорчали царя, неожиданно его порадовало завоевание огромной области на востоке.Еще в 1558 г. царь подарил богатому промышленнику Григорию Строганову большие незаселенные земли по обе стороны реки Камы до Чусовой

Раскулачивание в Сибири

Раскулачивание в Сибири В Сибири «кулачество» в условиях нэпа имело более устойчивые позиции, чем в центре страны, что определялось совокупностью причин: дореволюционное «наследство»; наличие земельных просторов и существование вплоть до сплошной коллективизации

5. Освоение Сибири

5. Освоение Сибири Начавшееся в конце XVI в. освоение Сибири продолжалось и в следующем столетии. По инициативе правительства, купцов, предпринимателей в Сибирь отправлялись различные экспедиции с целью овладения пушными богатствами и поиска руд благородных

VI. ПО СИБИРИ

VI. ПО СИБИРИ Главное затруднение для морского судоходства между Евро­пой и северным побережьем Азии представляют льды Карского моря. Попытки использовать этот путь для торговых сношений между Западом и Востоком начиная с 1876 года неоднократно предпринимались Англией,

Появление древних людей на Дальнем Востоке

1. Появление древних людей на территории Дальнего Востока: расселение, основные занятия. Образование союзов племен.

2. Памятники первобытной культуры на территории Дальнего Востока. Центры наскального рисунка.

1. Появление древних людей на территории Дальнего Востока: расселение, основные занятия. Образование союзов племен

Обнаружение на Дальнем Востоке и в Южной Сибири ранних следов обитания человека рассматривается в археологической литературе в связи с данными науки о начальных этапах заселения окружающих территорий Восточной, Центральной и Северной Азии. В настоящее время достаточно надежно аргументированным является выделение памятников нижнего палеолита на территории Китая, сконцентрированных главным образом на севере страны, в бассейне р. Хуанхэ. Археологические местонахождения с архаичным каменным инвентарем обнаружены на юге Корейского полуострова (Чонгокни, Сокдянни 2, Кульпхо I). Датировки, предложенные на основании типологических особенностей орудий, указывают на время, предшествующее верхнему палеолиту.

Большое число ранних памятников открыто в 60-70-х годах в Монголии. Среди них есть галечные комплексы, относимые к нижнему палеолиту (мастерская у горы Ярх, два местонахождения в районе Мандох сомона). Как полагают, древний человек заселял в нижнем палеолите значительную часть Монголии, включая ее северные районы. Оттуда люди могли продвигаться далее на север, в том числе и на Алтай, где обнаружена ранняя Улалинская стоянка. Интересные памятники с инвентарем раннепалеолитического облика открыты на юге Восточной Сибири, в верхнем Приангарье. Точный возраст их еще не совсем ясен, но отдельные местонахождения можно датировать, согласно геологической ситуации залегания орудий, временем зырянского оледенения, т. е. около 80—70 тыс. лет назад.

Процесс обживания огромных материковых пространств Восточной, Центральной и Северной Азии был очень длительным, постепенным. Первые люди, появившиеся в этих районах, по своему физическому типу относились к архантропам и палеоантропам. С увеличением численности и плотности населения шло дальнейшее распространение его в новые области. Поскольку основу существования палеолитического человека составляла охота на диких животных, мигрировавших нередко на значительные расстояния, в том числе и на север, становится вполне очевидной возможность появления в ранне- и среднеплейстоценовое время первых популяций на юге Дальнего Востока. Предположение о раннем освоении этой зоны учитывает и специфику физико-географических условий в нижне- и среднечетвертичное время: отсутствие в ледниковое время резких климатических колебаний. Не слишком суровый, относительно устойчивый климат создавал здесь благоприятную обстановку для расселения первых человеческих сообществ.

Однако проблема нижнего палеолита юга Дальнего Востока СССР и первоначального заселения этого региона не является окончательно решенной. Имеющиеся сейчас материалы весьма интересны, но немногочисленны и недостаточно представительны, чтобы служить бесспорным доказательством постоянного обитания человека на юге Дальнего Востока в нижнепалеолитическое время. Археология не располагает пока точными датировками самих древних местонахождений в бассейне Амура. Вопрос о раннем появлении человека в Приамурье и на других дальневосточных территориях может быть поставлен в рамках рабочей гипотезы. Перспективы его решения зависят от дальнейших археологических поисков и изучения новых, надежно датированных памятников.

Читайте также  Русские правители всей истории россии - таблица

Интересные материалы к характеристике образа жизни палеолитического человека на юге Дальнего Востока добавляет замечательный памятник этого времени, обнаруженный на юге Приморья, в пещере Географического общества. Пещера расположена в известняковом массиве на правом берегу р. Партизанская. По геологическому строению пещера простая, одноэтажная; ее доступная протяженность 26 м, высота входа 1,6 м, ширина — 0,6—0,7 м.

Изучение костей животных из пещеры Географического общества позволило установить, что современниками древнего человека на юге Дальнего Востока были мамонт, лошадь, носорог, бизон, косуля, олень, изюбр, лось, бурый медведь, пещерный тигр, барс. Установлено, что палеофаунистические остатки, обнаруженные в пещере, относятся к первой половине сартанского оледенения, т. е. имеют возраст около 20 тыс. лет.

Разнообразие животного мира в лесах Приморья и соседнего Приамурья в конце верхнего плейстоцена создавало условия для развития охотничьего промысла. Исследователи считают, что добыча этих зверей отнюдь не была случайной. Древние приморцы, очевидно, владели как активными, так и самоловными орудиями охотничьего промысла. Их охотничье искусство, по всей видимости, не уступало искусству верхнепалеолитических охотников Западной и Восточной Европы, как известно регулярно добывавших мамонтов, пещерных и бурых медведей, пещерных львов, лошадей, северных оленей, бизонов.

Активные занятия охотой предполагают кочевой и полукочевой образ жизни, многокилометровые переходы вслед за стадами диких животных. Помимо охоты, древние племена Приморья и Приамурья могли заниматься собирательством, добывая и заготавливая съедобные растения.

Охота и рыболовство в период мезолита по-прежнему продолжали оставаться основными занятиями древних амурцев и приморцев. В это время человек пока только брал от природы все в готовом виде: убивал зверей, ловил рыбу, собирал съедобные растения. Такое хозяйство получило название присваивающего.

Новый этап каменного века на юге Дальнего Востока начался приблизительно в VII—VI тысячелетиях до н. э. В Приморье, Приамурье, на Северо-Востоке Азии, островах северной части Тихого океана на основе предшествующих позднепалеолитических и мезолитических традиций складываются и развиваются самостоятельные культуры. Как и другие племена сопредельных территорий, неолитические обитатели Приморья и Приамурья научились изготовлять шлифованные каменные изделия и глиняную посуду и т. д. Специфическим отличием образа жизни населения Приморья и Приамурья от их соседей — охотников и рыболовов Восточной Сибири, Якутии, Забайкалья — было то, что уже на ранних, стадиях неолита здесь наблюдается переход к оседлости как к системе существования.

В южной части Дальнего Востока в неолите выделялись три обширные зоны, где развитие культур шло своеобразными путями,— Приморье, Нижний Амур и Средний Амур. Внутри этих зон, в свою очередь, можно вычленить более мелкие локальные культуры.

Неолит — это время широкого заселения древним человеком территории Приморья: именно в этот период происходит активное освоение морского побережья и речных долин с их богатейшими промысловыми ресурсами. Отличительная черта многих неолитических поселков — долговременные жилища, свидетельствующие об оседлом образе жизни их обитателей. Неолит — период сложения и развития ярких археологических культур, своеобразие которых определяется традициями материального производства и хозяйственного уклада. Неолитические комплексы Приморья явились той основой, на которой впоследствии в этой зоне формируются культуры эпохи металла — бронзового и железного веков.

Отличный от Приморья этнический мир существовал в неолитическое время на соседней территории Приамурья. Археологические исследования выявили здесь следы культур каменного века с самобытными традициями. В неолите Приамурья выделяются две крупные культурные зоны — Нижний Амур и Средний Амур.

Жизнь древних обитателей Нижнего Амура была самым тесным образом связана с рекой и рыболовством. Это были настоящие ихтиофаги каменного века. Существовавший на Нижнем Амуре в эпоху неолита этнокультурный центр не был изолирован от соседних территорий. Особенно убедительны свидетельства активных контактов с древним населением Среднего Амура. В конце III тысячелетия до н. э. происходит инфильтрация части племен с Нижнего Амура на Средний Амур, вплоть до г. Благовещенска. Поселения, оставленные носителями нижнеамурских неолитических традиций, исследовались на Среднем Амуре у сел Новопокровка, Новопетровка и в других местах. Результатом сближения культур сопредельных областей явилось их взаимное обогащение новыми элементами в сферах хозяйства и материальной культуры.

Таким образом, в неолитическое время Средний Амур являлся регионом, где происходили сложные исторические процессы, формировались и развивались самобытные культурные общности. Древнее население Среднего Амура активно контактировало с обитателями сопредельных территорий, распространяя свое влияние и традиции далеко за пределы Приамурья. Вместе с тем племена Среднего Амура испытали воздействие мощного культурного центра, каким являлась в неолите область Нижнего Амура.

Одна из основных особенностей, отличавших племена Приморья и Приамурья, — оседлость. Как правило, поселения расположены на некотором удалении от реки или при впадении в нее небольшого ручья.

Экономическую основу оседлого образа жизни племен, обитавших в Приморье и в бассейне Амура, составляло рыболовство. В таежных районах Приамурья у племен громатухинской культуры охота, особенно на ранних этапах, была основным источником получения пищи. Собирательство у неолитических племен Приморья и Приамурья имело, видимо, подсобное значение. В связи с характеристикой хозяйства неолитических культур юга Дальнего Востока представляет большой интерес гипотеза о зарождении в этом регионе в III тысячелетии до н. э. земледелия. В качестве основного аргумента в пользу данного предположения рассматривается присутствие в инвентаре ряда приамурских и приморских памятников (Осиновое озеро, Новопокровка, Рудная (поздний комплекс), Кировское (верхний слой)) таких орудий, как мотыги, терочники, песты. Появление этого инструментария, по мнению исследователей, свидетельствует о развитии новой отрасли экономики — культивации и обработки злаковых растений.

В памятниках I тысячелетия н. э. выявлено большое количество следов металлургического производства, резкое возрастание количества изделий из металла и их ассортимента. В керамическом производстве появляется гончарный круг. К этому же времени относится коренной перелом в хозяйстве, связанный с возрастанием в стаде домашних животных роли коневодства и разведения крупного рогатого скота, сложением основ для пашенного земледелия. Идет процесс развития ремесленных промыслов. Большое значение имеет взаимная связь этих явлений, развитие которых явилось фундаментом для классообразовательных процессов. Эти процессы хорошо вписываются в обстановку, складывающуюся в I тысячелетии н. э. в странах Восточной и Центральной Азии. В степных областях Центральной Азии формируются крупные племенные объединения гуннов, сяньбийцев, Первый и Восточно-Тюркский каганаты, государство киданей, уйгуров и др. Классообразовательные процессы на Корейском полуострове выливаются в сложение государств Пэкче, Силла, Когуре, Коре и др., на Японских островах они привели к сложению государства в VII в. н. э.

I тысячелетие нашей эры — время появления на исторической арене серии новых государственных образований в Восточной и Центральной Азии. В долине р. Сунгари в конце VII в. в результате консолидации мохэских племен формируется государство Чжэнь, впоследствии известное как государство Бохай. В силу неравномерности исторического развития у племен, населявших территорию Приморья и более северные районы бассейна Амура, процесс классообразования продолжался в более позднее время 82 . Большое значение имеют выявленные в результате археологических исследований глубоко местные корни этих явлений на юге Дальнего Востока страны. Археологические исследования позволили выявить, что если ранние этапы культур, например, ольгинской формировались в период первобытнообщинного строя, то поздние этапы приходятся на время существования государственности: ольгинская культура получила дальнейшее развитие в бохайских памятниках типа городища Круглая сопка. Другие же бохайские памятники на территории Приморья типа Марьяновского городища продолжают в керамическом материале традиции мохэской культуры.

Читайте также  Приказы в xvii веке в россии

rama909

rama909

  • Recent Entries
  • Friends
  • Profile
  • Archive
  • Tags
  • Memories

Какие народы населяли Сибирь до нашей эры?

Сибирский костюм для охоты на медведя

История Сибири в представлении большинства начинается с истории «русской Сибири», то есть со времени походов казаков и Ермака, но в Сибири и до нашей эры жили люди. Ученые даже считают Сибирь одним из главных центров антропогенеза.

Когда разговор заходит об истории Древнего мира, то обычно вспоминают древние государства Ближнего Востока. Понятно, что такое видение весьма ограничено, поскольку на территории той же Сибири люди жили задолго до времени строительства египетских пирамид. Возраст раннепалеолитической стоянки Карама на Алтае оценивается археологами в 600-800 тысяч лет.

Советский академик Алексей Петрович Окладников считал Сибирь одним из первых центров антропогенеза. Находки последних десятилетий полностью подтверждают мнение академика. В 1993 году новосибирскими археологами на плато Укок (Горный Алтай) было найдено захоронение женщины, датируемое V-III веками до нашей эры. В прессе сенсационную находку назвали «Принцессой Укока». В погребальной камере были найдены шесть коней под седлами и со сбруей, колода из лиственницы с бронзовыми гвоздями. Мумия молодой девушки (на момент смерти ей было около 25 лет) хорошо сохранилась. Она была в парике и одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки и шубу.

В Денисовой пещере на Алтае также были найдены останки так называемого «денисовского человека». Исследователи провели анализ ДНК и выяснили, что остатки кости датируются периодом 40 тысяч лет назад. Проведенные исследования показали, что «денисовский человек» оказался вымершим типом человека, чей геном значительно отличается от нашего. Эволюционное расхождение такого человека и неандертальца произошло около 640 тыс. лет назад. Позже эти люди вымерли или частично смешались с Homo sapiens.

Эпоха бронзового века связана в Сибири в первую очередь с Афанасьевской культурой. Многочисленные следы деятельности её представителей были сначала найдены в Саянах и на Алтае. В III тысячелетии до нашей эры носители Афанасьевской культуры занимались на территории своего обитания земледелием и скотоводчеством. Позже следы этой культуры были найдены не только в Сибири, но и на территории современного Восточного Казахстана, Западной Монголии и Северного Китая.
Этнически «афанасьевцы» не были монголоидами. Историки полагают, что Афанасьевская культура была создана мигрантами из Восточной Европы, в частности, носителями древнеямной культуры, которые ассимилировали местное население.
На смену Афанасьевской археологической культуре приходит Андроновская культура XVII—IX веков до н. э. «Андроновцы» на юге занимали территорию до современных Киргизии, Туркмении и Таджикистана, на востоке – Южный Урал, Западную Сибирь.

Несколько веков до нашей эры на территории нынешней Монголии и Южной Сибири существовала мощная держава Хунну. В китайской историографии хунну появляются не ранее V века до н. эры. Набеги хуннских воинов на оседлое население Северного Китая побудили китайцев начать строительство отдельных укреплений, которые впоследствии были объединены в Великую китайскую стену.
Около 51 г до н. э. держава Хунну раскололась на две части: восточные хунну признали верховенство китайского императора, а западные хунну были вытеснены в Среднюю Азию.
Хуннская держава рухнула, и ее разрозненные части разбрелись по Азии и Европе. Часть самых отчаянных или, по словам Гумилева – пассионарии, двинулись на Запад, где прошли через Казахстан в 50-х годах II века нашей эры и вышли к берегам Волги.

Сибирь до нашей эры представляла из себя настоящий «котел народов». Здесь проживали юэчжи, динлины, предположительно скифы. Для этой эпохи характерны волны миграции, переход от оседлости к кочевому образу жизни. Большинство генетиков уже согласилось с тем, что те же индейцы, коренные жители Америки, произошли от сибиряков, которые от 18 до 26 веков назад перешли по перешейку из Чукотки на Аляску. Генетический анализ останков скелета девочки-подростка, возраст которого 12-13 тысяч лет, который был найден на полуострове Юкатан в 2014 году, подтвердил догадки ученых на этот счет. О результатах исследований писал журнал Science.

Сибирь с древнейших времен

Первобытнообщинный строй на территории Сибири. Древнейшие следы деятельности человека к Востоку от Урала обнаружены на противоположных концах Сибири и Дальнего Востока: в Горном Алтае (в городе Горноалтайске и на реке Улалинке) и на реке Зее (в поселке Филимошки), а также в Кумарах на Верхнем Амуре. Находки дают основание предполагать, что первые люди появились здесь на уровне архантропов (питекантропов) с галечной техникой еще в нижнем плейстоцене или в начале среднего плейстоцена, 500-300 тысяч лет тому назад. К среднему плейстоцену относятся находки у деревни Бобково Рубцовского района Алтайского края, представляющие мустьерскую культуру древнего палеолита Центральной Азии и Сибири (около 100-50 тысяч лет тому назад). Находками в Усть-Канской пещере в Горном Алтае документировано дальнейшее развитие леваллуа-мустьерской культуры (около 50-40 тысяч лет тому назад). Культура последующего верхнепалеолитического времени представлена многочисленными поселениями в бассейнах рек Оби, Среднего Енисея, Ангары, Лены и Селенги, а также в долине Ингоды у Читы. В Мальте и Бурети обнаружены полуподземные жилища, богатое реалистическое искусство.

В Сибири палеолит плавно эволюционировал в неолитическую культуру. Памятники эпохи неолита открыты во всех районах Сибири. Находки в бассейнах Ангары и Енисея свидетельствуют, что экономика остается в основном неизменной. Последующее неолитическое время (4-2-е тысячелетия до н. э.) характеризуется появлением шлифованных каменных орудий, двусторонне обработанных наконечников стрел, глиняной посуды. Складываются локальные культурно-этнические ареалы: на Западе, от Урала до Енисея, — обская культура, во многом близкая к уральской; к Востоку от Енисея по Ангаре и на Верхней Лене — байкальские неолитические культуры. В низовьях Лены, а также на Средней Лене, в континентальной части Чукотки и на Западе, вплоть до Таймыра — субарктическая якутская культура. Наиболее характерна для восточно-сибирской тайги культура байкальских племен, представленная богатыми материалами могильников и многочисленными поселениями таежных охотников и рыболовов.

По-своему шло развитие культуры дальневосточных неолитических племен. На Среднем Амуре обнаружены памятники двух наиболее ранних культур — новопетровской и громотухинской. На Нижнем Амуре наиболее ранней неолитической культурой, известной сейчас, является малышевская; более поздняя кондонская культура представлена поселениями типа Сучу I и Кондон. Она принадлежала оседлым рыболовам, строившим обширные поселки. Неолит Приморья имел свою особенность — раннее развитие земледелия.

Крупнейшим событием в развитии производительных сил древнего населения Сибири явилось распространение металлургии меди и бронзы. Самая ранняя металлическая культура — афанасьевская культура (3 — начало 2-го тысячелетия до н. э.). За ней следует окуневская. Окуневцы и афанасьевцы были первыми скотоводами и, возможно, первыми земледельцами Сибири. В дальнейшем в степях по Енисею и на Алтае земледелие и особенно скотоводство продолжают развиваться, оказывая все более глубокое влияние на социальные отношения и культуру местного населения. Здесь распространяются памятники сначала андроновской культуры, за ней — карасукской культуры. Последняя на Енисее сменяется тагарской культурой со своеобразным скотоводческо-земледельческих комплексным хозяйством. Алтайские племена сооружали курганы, в которых уцелели памятники их быта и культуры, принадлежавшие аристократической верхушке (см. Пазырык). Современниками тагарцев и пазырыкцев за Байкалом были скотоводческие племена. На Енисее тагарская культура переходит в таштыкскую культуру, когда железо окончательно становится основным индустриальным металлом. Древнее, очевидно, ираноязычное и европеоидное в основе население теперь смешивается с тюркоязычным, монголоидным по его физическому типу. Минусинская котловина, страна гяньгуней, включается на грани 3 и 2 веков до н. э. в орбиту гуннской державы. Гунны овладевают и Забайкальем, где они, в частности, строят свой опорный центр в долине реки Иволги (Иволгинское городище). Господство гуннов в Южной Сибири кончилось в начале 1-го тысячелетия н. э. Во 2-м и 1-м тысячелетиях до н. э. металл, сначала медь и бронза, а затем и железо, распространяется среди многочисленных племен сибирской тайги и даже тундры вплоть до Чукотки и низовьев Оби. Эти племена продолжают жить прежней жизнью пеших охотников и рыболовов, пока не происходит распространения оленеводства.

Читайте также  Расширение и укрепление древнерусского государства

1-е тысячелетие н. э. в Сибири отмечено широким расселением тюркских племен. На территории Алтая и Семиречья сложился Тюркский каганат (6-8 века). За Байкалом жили уйгуры, тоже создавшие в 9 веке н. э. могущественное государство. На Енисее обитали древние кыргызы — одно из наиболее культурных тюркских племен того времени. На Ангаре, на Верхней Лене и около Байкала находилась коалиция 3 уйгурских племен.

В 8 веке на Дальнем Востоке в среде местных мохэских (см. Мохэ) племен возникает первое государство тунгусо-маньчжуров — Бохай, которое пало в 10 веке под ударами киданей. Могущество киданей было уничтожено в 1125 году чжурчжэнями, которые образовали новое тунгусо-маньчжурское государство – «Золотую империю» (Цзинь). В эпоху расцвета цзиньское государство вело победоносные войны с сунской династией, правившей в Китае, владело Маньчжурией, значительной частью Приморья и Приамурья, Восточной Монголии, а также Северным Китаем. Государство чжурчженей было в 13 веке уничтожено монголами. В середине 13 века вся Сибирь, кроме крайних северных областей, стала частью Монгольской империи. Восточная Сибирь, включая Саяны, вошла в Джагатайский (Чагатайский) улус, а Западная Сибирь, включая Алтай, — в состав Золотой Орды. После распада Золотой Орды в 15 веке в Западной Сибири образовалось Сибирское ханство. С середине 15 века до конца 16 века (до присоединения к Русскому государству) существовало объединение племен манси — Пелым.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ — СЛАВЯНЕ. 1969.

Племена сибири и дальнего востока в 4 тысячелетии до н. э.

Палеоиндейцы в Сибири и на Дальнем Востоке

Предки современных индейцев оставили многочисленные следы своего пребывания на территории восточной России — в Сибири и на Дальнем Востоке. Прежде всего, это знаменитая Дюктайская пещера в Якутии, Ушковское озеро на Камчатке, где был найден древний прообраз индейских вампумов, различные места севера Якутии и Чукотки. Находки в земле Сибири и Дальнего Востока позволили русскому археологу Ю.А. Мачанову проследить путь древних людей из района Прибайкалья и Южной Якутии через Чукотку на Американский материк. Предположительно, это переселение происходило 35000-30000 лет назад, а может быть, еще раньше. Некоторые современные археологические находки в Америке отодвигают время появления первых людей на этом континенте до 40000 лет назад. Возможно, если существовал древний материк Арктида, то часть палеоиндейцев переселилась с него прямо на Американский материк, минуя Сибирь и Дальний Восток.

Так предполагал ученый Герман Вирт (подробнее см. «Первые Американцы», 1996 /N1). Возможно, что основная часть переселенцев попала в Америку после этой первой волны, спустившись сначала из Арктиды в район Южной Сибири и, передвигаясь через Дальний Восток и Берингийский перешеек, попала в Новый Свет.

Бросается в глаза сходство во многих элементах материальной и духовной культуры народов Сибири и Северной Америки — близкие мотивы в одеждах, формах жилищ, и даже в мифологии, но при этом явное различие языков и антропологических типов. При известной степени похожести на сибиряков, американские индейцы обладают своими, ярко выраженными антропологическими и физиологическими особенностями. Все попытки провести параллели между языковыми семьями Евразии и Нового Света пока выглядят натянутыми. Это говорит о том, что древние обитатели Сибири не были типичными монголоидами и не были похожи на современные сибирские народы. Например, найденные на берегах Ангары человеческие черепа эпохи неолита напомнили знаменитому американскому археологу и антропологу Алешу Хрдличке черепа народа шошонов, обитающего на западе Северной Америки.

Однако, вряд ли все население, принадлежавшее к этому расовому типу, покинуло Сибирь, не оставив следов в антропологическом облике позднего населения. Нет, такие следы есть. Возможно, они обнаруживаются в антропологическом типе народа кетов, живущих ныне на нижнем Енисее. Своим обликом они весьма отличаются от более монголоидных соседей. Высокорослые, сухопарые, с удлиненными лицами и орлиными носами, кеты всем своим видом напоминают североамериканских индейцев. На это уже давно обратили внимание ученые-антропологи: вокруг кетов существует масса различных теорий, одна из которых говорит о расовом родстве кетов и индейцев. Иногда подобные типажи можно встретить и среди других народов Сибири, например у эвенков и якутов. Это можно объяснить смешением остатков древнего палеоиндейского населения с пришедшими позднее предками современных сибирских народов.

В эпических сказаниях коренных американцев иногда встречаются странные мотивы. Это туманные воспоминания о каких-то переселениях через Большую Воду, через лед и т.д. Может быть, это память о древнем пути переселения через Берингов пролив. В этом отношении особенно интересен «Красный перечень»(«Валам Олум») — эпические сказания ленапов. «Валам Олум» можно считать общеалгонкинскими преданиями, наиболее полно сохранившимися у народа ленапов. Вот что пишет А.В.Ващенко в своей книге «Историко-эпический фольклор североамериканских индейцев»:

«Необычно из-за мифологической конкретики содержание песни III «Красного Перечня» — в ней рассказывается о начале древнего исхода ленапов из земли Черепахи в землю Змеев (или на остров Змеев). Основной мифологический мотив песни IV — мотив «перехода по льду»; как показывают разыскания ученых, он тоже является общеалгонкинским и был, в частности, зарегистрирован Скулкрафтом в связи с миграциями племен шауни и кикапу: «Среди множества знаков божественного расположения, которым они в прошлом пользовались, был дар передвигаться по поверхности океана. Благодаря ему, они перебрались в Америку. » Скулкрафт интерпритирует этот фольклорный мотив в духе концепции исхода ленапов непосредственно через Берингию, что было модным непосредственно до конца прошлого века и даже отозвалось в рассуждениях некоторых авторов последнего юбилейного издания «Красного Перечня». В общем, можно сказать, что в области индейских эпических сказаний исследователя ждет еще много интересного.

Вероятно, имели место и обратные передвижения населения. Например, Л.Н.Гумилев высказывал мнение, что в III-II тысячелетиях до нашей эры индейцы пересекали Берингов пролив и, попадая в Сибирь, добирались до Минусинской котловины. Об этом свидетельствуют американоидные черты в сибирских могильниках того времени. В 1967 году на западном Урале было обнаружено захоронение типичного палеоиндейца, относящееся ко II тысячелетию до нашей эры.

Это говорит о том, что возможно в Северной Америке происходили какие-то процессы, заставившие часть населения перебраться через Берингов пролив в Евразию. Может, это был голод, межплеменные войны, природные катаклизмы, изменение климата и т.п. Чтобы окончательно прояснить эти вопросы, потребуется глубокое изучение древней истории Сибири и Дальнего Востока.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: