Армения в составе мидии и ахеменидского государства

Новое в блогах

Сообщество «Мифы и факты истории народов Южного Кавказа»

Вымышленная история Армении

Армения как государство просуществовало в Малой Азии около 40 лет в I веке до н.э. Изначально оно не имело отношения к хайскому народу поселившемуся здесь значительно позже. Название страны Arminiya встречается в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486гг. до н. э. Согласно одной из гипотез современной науки, армины, называемые у Геродота арменами, были индоевропейским народом, переселившимся из Европы. Примерно в XII веке до н.э. индоевропейские предки современных армян вместе с родственными им фрако-фригийскими племенами переселились из Фракии в Малую Азию и около 600 лет жили здесь рядом с хеттскими народами. Затем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях территории, которая сегодня называется Армянским нагорьем.
Интересно проследить, как армянские историки интерпретируют и историю существовавшей в Восточной Анатолии Армении.
Согласно армянской науке, первые сведения об Армянском нагорье восходят к XIV в. до н.э. Но этот тезис не имеет никакой доказательной базы. Там существовали государства Наири в бассейне озера Ван, Хайаса и Аззи в близлежащих горах. В IX в. до н.э. был образован союз с самоназванием Биайнили, или Биайнеле (ассирийцы называли его Урарту, а древние евреи — Арарат). Первое армянское государство возникло в результате гибели союза государств Урарту сразу после падения Ассирийской империи в 612 до н.э. Сразу возникает вопрос, а как же называлось это первое армянское государство? Этого армянские историки еще не придумали.
Сначала Армения находилась под господством Мидии, а в 550 г. до н.э. вошла в состав Персидской империи Ахеменидов. После завоевания Персии Александром Македонским Арменией правили представители династии Оронтидов (арм. Ервандуни). После смерти Александра в 323 до н.э. Армения оказалась в вассальной зависимости от сирийских Селевкидов. Когда последние потерпели поражение от римлян в битве у Магнесии (190 до н.э.), возникли три армянских государства — Малая Армения западнее Евфрата, Софена — восточнее этой реки и Великая Армения с центром в районе Араратской равнины.

Обратите внимание на следующий тезис армянских ученых : «При правлении династии Арташесидов Великая Армения расширила свою территорию вплоть до Каспийского моря.» Сразу подчеркнем, что арташесиды не имели отношения к армянам и были парфянами. Что касается расширения границ до Каспийского моря, то достаточно заметить, что на всех достоверных картах граница Великой Армении очерчивается у Аракса, но никак не у Каспия.

В 387 н.э. Рим и Персия поделили между собой Великую Армению. На территории Персидской Армении сохранилось внутреннее самоуправление. Появившиеся здесь в 640 арабы разгромили Персидскую империю и превратили Армению в вассальное царство с арабским наместником.
Средневековье
С ослаблением арабского господства в Армении возникло несколько локальных царств (9-11 вв.). Самым крупным из них было царство Багратидов (Багратуни) со столицей в Ани (884-1045), однако вскоре оно распалось, и на его землях образовались еще два царства: одно западнее горы Арарат с центром в Карсе (962-1064), а другое — на севере Армении, в Лори (982-1090). В это же время возникло независимое Васпураканское царство в бассейне оз. Ван. Сюниды образовали царство в Сюнике (совр. Зангезур) южнее оз. Севан (970-1166).
Одновременно возникло несколько княжеств. Несмотря на многочисленные войны, в это время происходил подъем экономики и расцвет культуры. Однако затем в страну вторглись византийцы, за которыми последовали тюрки-сельджуки. В долинах Киликии в северо-восточном Средиземноморье, куда ранее переселилось много армян, главным образом земледельцев, сформировалась «Армения в изгнании».
Сначала это было княжество, а позднее (с 1090) — царство (Киликийское армянское государство), возглавляемое династиями Рубенов и Лусинянов. Оно просуществовало до завоевания его египетскими мамелюками в 1375.
Собственно территория Армении находилась отчасти под управлением Грузии, а отчасти — под управлением монголов (13 в.). В 14 в. Армения была завоевана и разорена ордами Тамерлана.
В последующие два столетия она стала объектом ожесточенной борьбы сначала между туркменскими племенами, а позднее между Османской империей и Персией.
Тезисы, изложенные в последних абзацах, аргументировано развенчивают американские арменисты армянского происхождения и их ученики. В частности, профессор Роберт Томсон категорически отрицает географический термин Армения и называет эту территорию Восточной Анатолией.
Вот что пишет относительно прсевдонаучных доводов армянских источников профессор Колумбийского университета Нина Гарсоян: «Данные армянских и классических источников часто резко противоречат друг другу и по разному освещают одни и те же факты. Наконец, тон самих армянских источников существенно меняется на протяжении этого периода.
В частности, чрезвычайно интересна явная «ненависть» армянских источников к армянскому же (Аршакидскому) царствующему дому, в особенности к Аршаку II и Папу — факт совершенно необъяснимый, если читать эти труды как национальную историю. Вольно или невольно, картина, нарисованная Повстосом Бюзандом или Мовсесом Хоренаци, отражает их собственные идеалы — единую, объединенную Армению, противостоящий угрозе зороастрийской Персии. Они игнорируют глубокое иранское влияние на армянское общество и институты.
В 1971г В «Известиях АН Армении» появилась статья Нины .Гарсоян «Армения в IV веке» (К вопросу уточнения терминов «Армения» и «Верность»). Буквально на следующий день после выхода она была предана анафеме, изъята из печати и сожжена(Гарсоян Н.Г.Армения в IV в. (К вопросу уточнения терминов «Армения» и «верность».-ВОН АН Арм.ССР, 1971, №3).
Доводы Н.Гарсоян нанесли беспощадный удар по армянским «древним хроникам», на которые ссылаются обычно армянские сочинители истории. Американский историк, анализируя период IV в. н.э., убедительно доказала, что в Армении отсутствовали государственность и независимость на протяжении 1,5 тыс. лет, Лжива датировка христианизации, т.е. надуман и армянский миф о первохристианстве, а все древнеармянские и последующие хроники проникнуты духом исторической фальши, вызваны стремлением выделиться среди других народов.
Автор также доказала тенденциозность отцов армянской истории Фавстоса Бузанда и Мовсеса Хоренаци, которые вопреки исторической правде представляют Армению как политическое единство. На основе достоверного исторического материала она обосновала нахождение Армении далеко за пределами Кавказа, а именно в Малой Азии, на двух берегах р.Евфрат. В доказательную базу входит также факт о крещение армянского народа во главе с царем Трдатом в 314 г. в р. Евфрат.
Ученый поясняет, что армяне стали создавать «Историю Армении» с V в., после упразднения армянской государственности. Это значит, что древние историки были связаны с отдельными нахарарскими [княжескими] домами, продвигали их интересы и поэтому их работы нельзя читать как работы по «Истории» Армении, «вкладывая географический и национальный смысл в этникон». Тем более, как отмечает автор, «. понятие нации в настоящем смысле не существовало в средние века ни на Востоке, ни Западе».
В статье доказано, что единой Армении не было, а те образования, из которых она состояла, находились вне Южного Кавказа на территории современных Турции, Ирана и Ирака, причем в сфере политического влияния могущественных римской и персидской империй.
Что же представляла собой Армения того периода, которая в хрониках и последующих исторических опусах представляется как единое государственное образование?
«. в начале IV века «Армения» состояла из отдельных политических образований на севере-царство Аршакидов, столица которого была перенесена из Арташата в Двин, на юге — автономные сатрапии, которые вошли в орбиту римского влияния в результате договора 298г. и приевфратская провинция Armenia Minor, которая уже давно входила в империю. Позже, после раздела 387г., эта картина еще более усложняется появлением Armenia Interior, состоящей из северных заевфратских гаваров, которые стали частью империи по условиям нового договора».
«Все то, что мы знаем об Армении, свидетельствует о том, что Армению I-IV веков, вопреки ретивым сторонникам величия «Великой Армении», никак нельзя представлять «как религиозное и политическое единство, как топоним с неизменным содержанием, отождествляемый с северным Аршакидским царством» /т.е. Албанией/. В политическом отношении зона Нагорного Карабаха в I-IV вв. совершенно бесспорно была подвластна албанским Аршакидам, в VII-VIII вв. великим князьям Михранидам. В результате арабского завоевания Албанское царство пало. Албанская церковь была подчинена армянской. Это положило начало постепенной дээтнизации албанского этноса».(цит.по И.Алиеву, указ. соч., с.49. .И.Алиев. Нагорный Карабах. Баку, 1989 г.)
«Прежде всего хронология этого периода [IVв. и начало V в.], в какой-то мере опирающаяся на дату официальной христианизации страны, нуждается в пересмотре. Данные армянских и классических источников часто резко противоречат друг другу и по разному освещают одни и те же факты. Наконец, тон самих армянских источников существенно меняется на протяжении этого периода.
В частности, чрезвычайно интересна явная «ненависть» армянских источников к армянскому же (Аршакидскому) царствующему дому, в особенности к Аршаку II и Папу — факт совершенно необъяснимый, если читать эти труды как национальную историю. Вольно или невольно, картина, нарисованная Повстосом Бюзандом или Мовсесом Хоренаци, отражает их собственные идеалы — единую, объединенную Армению, противостоящий угрозе зороастрийской Персии. Они говорят о едином царстве, часто предаваемом отдельными вероломными нахарарами. Они игнорируют глубокое иранское влияние на армянское общество и институты. предпочитают забыть, что армянские Аршакиды были последними и самыми яркими представителями парфянского легитимизма, противостоящего Сасанидским узурпаторам».

«Для нас важно только то, что она [историческая картина] искажает действительность IV века, когда Армения не была единой, не была объединенной и не была чужда персидскому миру»
«Евфратские сатрапии армян представляются как сателлиты Аршакидского царства. Такова версия армянских источников, которые никогда не признавали их [сатрапий] существования, в то время как классические источники — как литературные, так и юридические — на это ясно указывают».
«. В то время автономными были армянские евфратские сатрапии и пользовались они большей политической самостоятельностью,чем само Армянское Аршакидское государство». (Гарсоян Н.Г.Армения в IV в. (К вопросу уточнения терминов «Армения» и «верность».-ВОН АН Арм.ССР, 1971, №3).
«Армянские сатрапии, включенные в римский мир, имели большую автономию, не платили налогов и податей, а наследственные сатрапы даже возглавляли собственные воинские контингенты. А в Аршакидском армянском царстве все было несколько иначе. «Трдат I [царь] получил свою власть из рук римского императора. В отличие от сатрапий, в северной Армении до 185 года стояли римские войска, а magister militum Траян и другие имперские офицеры находились при дворе армянских царей даже во времена Папа [армянского царя]. И, наконец, самое важное то, что по свидетельству двух источников — армянского и классического, Армянское царство продолжало платить подати Римской империи до 358г., в то время как сатрапии более чем на полстолетия раньше получили полный иммунитет. В глазах Рима, во всяком случае, неравенство их положения совершенно очевидно».
«. признание важной роли сатрапий с необходимостью влечет за собой и признание сложной политической картины в Армении IV столетия, упрощаемой в более поздних источниках».

История Армении

Армения — это древнейшее государство. Впервые название страны Армения встречаются в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486гг. до н. э. Армины этих надписей, называемые у Геродота арменами, были, как полагает одна из гипотез современной науки, индоевропейским народом, переселившемся на свою родину из Европы через Малую Азию. Примерно в XII веке до н.э. индоевропейские предки современных армян, вместе с родственными им франко-фригийскими племенами, переселились из Фракции в Малую Азию и около шести сот лет жили здесь рядом с хеттскими народами. Затем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья. Первые сведения об Армянском нагорье восходят к 14 в. до н.э. Там существовали государства Наири в бассейне оз. Ван и государства Хайаса и Алзи в близлежащих горах. В 9 в. до н.э. был образован союз с самоназванием Биайнили, или Биайнеле (ассирийцы называли его Урарту, а древние евреи – Арарат). Первое армянское государство возникло в результате гибели союза государств Урарту сразу после падения Ассирийской империи в 612 до н.э. Сначала Армения находилась под господством Мидии, а в 550 до н.э. вошла в состав Персидской империи Ахеменидов.После завоевания Персии Александром Македонским Арменией правили представители династии Оронтидов (арм. Ервандуни). После смерти Александра в 323 до н.э. Армения оказалась в вассальной зависимости от сирийских Селевкидов. Когда последние потерпели поражение от римлян в битве у Магнесии (190 до н.э.), возникли три армянских государства – Малая Армения западнее Евфрата, Софена – восточнее этой реки и Великая Армения с центром в районе Араратской равнины.При правлении династии Арташесидов Великая Армения расширила свою территорию вплоть до Каспийского моря. Позднее Тигран II Великий (95–56 до н.э.) завоевал Софену и, воспользовавшись затяжной войной между Римом и Парфией,создал огромную по площади, но недолговечную империю,которая простиралась от Малого Кавказа до границ Палестины.Быстрая экспансия Армении при Тигране Великом ясно показала, насколько велико стратегическое значение Армянского нагорья. По этой причине в более поздние эпохи Армения стала яблоком раздора в борьбе между сопредельным и государствами и империями (Римом и Парфией, Римом и Персией, Византией и Персией, Византией и арабами, Византией и турками-сельджуками, Аюбидами и Грузией, Османской империей и Персией, Персией и Россией, Россией и Османской империей).В 387 н.э. Рим и Персия поделили между собой Великую Армению. На территории Персидской Армении сохранилось внутреннее самоуправление. Появившиеся здесь в 640 арабы разгромили Персидскую империю и превратили Армению в вассальное царство с арабским наместником.

Читайте также  О характере государственном строе империи после 17 октября 1905 г.

История Средневековой Армении

С ослаблением арабского господства в Армении возникло несколько локальных царств (9–11 вв.). Самым крупным из них было царство Багратидов (Багратуни) со столицей в Ани (884–1045), однако вскоре оно распалось, и на его землях образовались еще два царства: одно западнее горы Арарат с центром в Карсе (962–1064), а другое – на севере Армении, в Лори (982–1090). В это же время возникло независимое Васпураканское царство в бассейне оз. Ван. Сюниды образовали царство в Сюнике (совр. Зангезур) южнее оз. Севан (970–1166). Одновременно возникло несколько княжеств. Несмотря на многочисленные войны, в это время происходил подъем экономики и расцвет культуры. Однако затем в страну вторглись византийцы, за которыми последовали тюрки-сельджуки. В долинах Киликии в северо-восточном Средиземноморье, куда ранее переселилось много армян, главным образом земледельцев, сформировалась «Армения в изгнании». Сначала это было княжество, а позднее (с 1090) – царство (Киликийское армянское государство), возглавляемое династиями Рубенов и Лусинянов. Оно просуществовало до завоевания его египетскими мамелюками в 1375.Собственно, территория Армении находилась отчасти под управлением Грузии, а отчасти – под управлением монголов (13 в.). В 14 в. Армения была завоевана и разорена ордами Тамерлана. В последующие два столетия она стала объектом ожесточенной борьбы сначала между туркменскими племенами, а позднее между Османской империей и Персией.

ЭПОХА НАЦИОНАЛЬНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Разделенная в 1639 между Османской империей (Западная Армения) и Персией (Восточная Армения), Армения вплоть до падения династии Сефевидов в 1722 оставалась относительно стабильной страной.В результате русско-иранских войн, по Гюлистанскому мирному договору 1813, Россия присоединила к себе район Карабаха, а по Туркманчайскому договору 1828 – Ереванское и Нахичеванское ханства. В результате русско-турецкой войны 1877–1878 Россия освободила северную часть турецкой Армении. Вскоре после начала Первой мировой войны турки приступили к решению «армянского вопроса» путем насильственного изгнания всех армян из Малой Азии. Солдаты-армяне, служившие в турецкой армии, были демобилизованы и расстреляны, женщины, дети и старики насильственно переселены в пустыни Сирии. При этом погибли от 600 тыс. до 1 млн. человек. Многие из тех армян, которые выжили благодаря помощи турок и курдов, бежали в Российскую Армению или в другие страны Ближнего Востока.28 мая 1918 Российская Армения была провозглашена независимой республикой. В сентябре 1920 Турция развязала войну против Армении и захватила две трети ее территории. В ноябре в Армению вошли части Красной Армии, и 29 ноября 1920 была провозглашена Армянская Советская Социалистическая Республика.

История Советской Армении

12 марта 1922 Армения заключила с Азербайджаном и Грузией договор, в соответствии с которым они образовали Федеративный Союз Социалистических Советских Республик Закавказья, преобразованный 13 декабря 1922 в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). При этом каждая республика сохраняла свою самостоятельность. 30 декабря федерация вошла в состав СССР. При Сталине в стране была установлена диктатура, сопровождавшаяся коллективизацией сельского хозяйства, индустриализацией (с упором на тяжелую индустрию и на военную промышленность), урбанизацией, жестоким преследованием религии и установлением официальной «партийной линии» во всех областях жизни.В 1936 ок. 25 тыс. армян, противившихся политике коллективизации, были депортированы в Среднюю Азию. В ходе сталинских чисток погибли первый секретарь компартии Армении Агаси Ханджян, католикос Хорен Мурадбекян, ряд министров правительства, видные армянские писатели и поэты (Егише Чаренц, Аксель Бакунц и др.). В 1936 ЗСФСР была упразднена, а входившие в ее состав Армения, Грузия и Азербайджан были провозглашены самостоятельными союзными республиками в составе СССР. По окончании войны Сталин, учитывая, что армянская диаспора за рубежом располагает большими средствами и высококвалифицированными специалистами, предложил католикосу обратиться к зарубежным армянам с призывом о репатриации в Советскую Армению. За период с 1945 по 1948 на родину вернулись ок. 150 тыс. армян, в основном из стран Ближнего Востока. Впоследствии многие из них подверглись репрессиям. В июле 1949 была проведена массовая депортация армянской интеллигенции вместе с семьями в Среднюю Азию, где большинство из них погибло.

История Независимой Армении

В мае 1990г. состоялись выборы в Верховный Совет (ВС) Армении, в который вошли как коммунисты, так и представители оппозиции – Армянского общенационального движения (АОД). В августе председателем ВС был избран председатель правления АОД Левон Тер-Петросян. 23 августа 1990 на первой сессии ВС была принята «Декларация о независимости Армении», согласно которой упразднялась Армянская ССР и провозглашалась независимая Республика Армения.

М идия – краткая история мидийского царства

Где находилась Мидия

В конце II — начале I тысячелетия до н.э. на территории Северного Ирана расселяются ираноязычные племена, которые на протяжении тысячелетия мирно проникали в остальные части Ирана и ассимилировались местным населением. С IX в. до н.э., согласно ассирийским клинописным историческим текстам, все население Ирана упоминается под общим названием мидян.

Мидия как историческая область охватывала в древности территорию, ограниченную на севере рекой Араксом и хребтом Эльбрус к югу от Каспийского моря, на востоке пустыней Дешт и Кевир, на западе и на юге черными цепями Загроса.

Письменные источники свидетельствуют о пестроте населения Мидии, которое было неоднородным и в культурном отношении. Если среди ираноязычных племен главным занятием было скотоводство, что обусловлено территорией проживания, то в земледельческих областях Северо-Западной Мидии отмечен относительно высокий уровень развития производительных сил.

Начиная с IX в. до н.э., ассирийцы, граничившие с Мидией, стали совершать на ее территорию многочисленные грабительские походы. В течение VIII в. до н.э. мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им регулярные подати, основу которых составляли изделия ремесла и скот. Эта экспансия с запада ускорила консолидацию мидийских племен и появление государственных образований.

Территория занимаемая Мидийским царством на пике могущества

Борьба за независимость и возвышение Мидии

С VIII в. до н.э. на территории Мидии начинают образовываться первые мелкие государства-области, среди которых на первое место выдвинулось государство Мана, впоследствии ставшее культурным и экономическим ядром Мидийской державы VI в. до н.э. Государство Мана нередко вступало в борьбу с Ассирией и Урарту и не было по-настоящему побеждено ни одной из этих держав.

Наряду с Маной и более мелкими царствами существовал союз мидийских племен, длительное сохранение которого объясняется необходимостью солидарности мидийских племен в борьбе с внешней агрессией. Согласно сообщениям древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) большую объединительную роль среди мидийских племен играл некий Дейок.

К началу I тысячелетия мидийское общество вступает в новую эпоху — начинается период классообразования и создания рабовладельческого общества, хотя племенные связи еще длительное время продолжают сохранять свое значение.

VIII в. до н.э. в истории Мидии отмечен двумя периодами ассирийских нашествий, первый — с 834 по 788 г. и второй — с 744 по 678 гг., которые сильно разрушили и опустошили страну на определенное время. Ассирия формально подчинила себе всю Мидию, хотя удерживать ее территорию в составе своего государства было для ассирийцев чрезвычайно трудной задачей. В различных мидийских областях вспыхивали частые восстания, так как сборы дани наталкивались на ожесточенное сопротивление мидян.

На рубеже VIII и VII вв. до н.э. в Передней Азии возник новый политический фактор, в значительной мере изменивший соотношение сил. Это были кочующие племена: киммерийцы, треры и скифы, проникавшие из Причерноморья в Западную Азию.

В 673 г. до н.э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли большое восстание против Ассирии. Руководил восстанием один из мидийских вождей — Каштарити. Восстание охватило значительную территорию — всю Центральную Мидию, причем повстанцы действовали наступательно и угрожали осадой и взятием сразу многим ассирийским крепостям. Восстание имело полный успех.

Каштарити — один из вождей мидийского восстания — объединяет все мидийские племена и ликвидирует мелкие областные государственные образования. К середине VII в. до н.э. царство Мидия становится крупным государством Древнего Востока, оно упоминается в качестве независимого наряду с Урарту, Хабушкией, Ассирией.

Скифское завоевание Мидии и изгнание скифов

Ассирия не смогла примириться с поражением, нашла себе союзника против мидян в лице скифов и вновь напала на Мидию, после чего над страной в 653 — 625 гг. до н.э. установилось скифское господство.

Для мидян скифское господство имело определенное значение. С одной стороны, они учились конно-стрелковой тактике скифов, с другой стороны, господство скифов содействовало выработке межплеменного языка не только на территории собственно Мидийского царства, но и на всей территории Мидии в целом: иранский язык мидян и иранский язык скифов были настолько близки, что взаимопонимание между обитателями Скифского и Мидийского царств было полным. Вместе с тем скифское господство не затрагивало основ мидийской государственности, а выражалось только в откупе от скифских набегов определенной данью.

В 625 г. до н.э. царем Мидии стал Киаксар (по-ирански Хувахштра), сын Каштарити. Он разгромил скифов, объединил все мидийские племена, подчинил, в частности, персов и создал единую державу со столицей в Экбатанах (ныне Хамадан). Мидийское царство вновь представляло значительную политическую и военную силу.

Читайте также  Боевые действия партизан

Киаксар, следуя примеру своих соседей — ассирийцев, у которых армейская структура была тщательным образом разработана, впервые создал регулярную армию, делящуюся на стратегические и тактические единицы и соединения, исходя не из племенных связей, а из военной необходимости государства в целом. Он также упорядочил деление войска по родам оружия. Это было последним шагом на пути оформления государственности в Мидии.

Период наивысшего могущества Мидии

После изгнания скифов начинаются основные завоевания мидийцев на Иранском нагорье. Заключив союз с Вавилонией, главный удар Мидия направляет против своего исконного врага Ассирии. Киаксар даже породнился с вавилонским царствующим домом, отдав свою дочь замуж за царевича Навуходоносора. Эта антиассирийская коалиция оказалась настолько мощной, что в 605 г. до н.э. ей удалось полностью разгромить Ассирию.

Покончив с Ассирией, Мидия завоевывает Урарту, Парфию, Гирканию, Каппадокию, подчиняет себе племена Восточного Ирана, ставит в зависимость Персию и приходит в соприкосновение с кочевыми сакскими племенами в пределах Средней Азии.

Конец VII и начало VI в. до н.э. были на всем протяжении от Черного до Каспийского моря периодом серьезных политических и этнических сдвигов, перегруппировок сил, выступавших вместе с Мидией и против нее; в эти сдвиги были вовлечены скифы, урарты, армяне, остатки хурритов и предки иберов, жители Малой Азии и т.д. Итогом этих перегруппировок стала война Мидии и Лидии 590 и 585 гг.

Этой войне предшествовал период натянутых отношений между Мидией и Вавилонией после завершения раздела ассирийского наследства. Обе великие державы вступили в соперничество, и столкновение между ними было неизбежно. Однако Мидия увязла в событиях на севере, а затем в Малой Азии.

К этому времени отмечается территориальный рост Лидийского царства, его владения подошли вплотную к урартским границам. И здесь интересы Лидии сталкивались с интересами Мидии. Пятилетняя мидийско-лидийская война закончилась 28 мая 585 г. до н.э. Во время битвы произошло солнечное затмение, предсказанное греческим ученым Фалесом. Обе стороны усмотрели в солнечном затмении плохое для себя предзнаменование и заключили мирный договор, скрепленный династическим браком между детьми обоих государств. Граница между Лидией и Мидийской державой была проведена по реке Галис (сов. Кызыл-Ырмак).

Киаксар, расширив Мидийскую державу до ее крайних пределов, умер в том же году. Большая и могущественная держава осталась по наследству сыну Киаксара Астиагу (584 — 550 гг. до н.э.), который был последним царем Мидии. Он подчинил своей власти Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отношений между Вавилонией и Мидией, и обе стороны начали готовиться к войне.

Кир Великий – внук последнего властителя Мидии и по совместительству – завоеватель этой страны

Гибель Мидийского царства

Государственная структура Мидийской державы, по сравнению со структурой Ассирии VII в. до н.э. была довольно рыхлой. Были непрочные военно-административные объединения, существование которых в значительной мере зависело от случайности военных успехов или поражений. Ядром державы была Мидия. Это была территория, управлявшаяся непосредственно из Экбатаны, с населением, имевшим все обязанности и преимущества граждан Мидии и подданных мидийского царя.

В результате территориального роста колоссально возросло богатство мидийской знати и размах ее рабовладельческих хозяйств. Имущественное расслоение среди свободных зашло далеко, однако черты патриархальности в обществе еще сохранялись. В VII — начале VI в. до н.э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение. В Мидии существовал закон, согласно которому бедные представители общества могли отдать себя зажиточному человеку, который обязался их кормить. Бедные переходили в положение, подобное рабскому, однако, с той разницей, что они могли в любое время уйти от своего хозяина, если были неудовлетворенны своим пропитанием.

В целом в Мидии VI в. до н.э. основную массу составляли свободные общинники-землевладельцы, непосредственные производители материальных благ, их руками в основном и было создано могущество Мидийской державы. Захват колоссальных богатств путем грабительских войн и тяжелых податей вызвал стремительное обогащение мидийской знати, резкого имущественного расслоения общества и быстрого нагнетания противоречий.

В период правления Астиага в государстве значительную роль играла племенная аристократия — потомки мидийских вождей. Она сильно ограничивала царскую власть, проводившую в тот момент прогрессивную политику объединения страны.

Все эти быстро нарастающие противоречия, продолжительные войны, а также конфликты с Вавилонией осложнили положение Мидии и привели Мидийскую державу к гибели.

В 550 г. персы, во главе которых стоял царь Кир II Великий (558 — 529 гг. до н.э.) из рода Ахеменидов (не чужой, кстати, человек – с большой вероятностью, Кир был внуком Астиага – прим.), покоряют Мидию и присоединяют ее к своему государству.

maximus101

  • Add to friends
  • RSS

maximus101

Впервые Армения (др. перс. Армина), как название определенной территории, была упомянута в знаменитой Бехистунской надписи персидского царя Дария I, высеченной в 523—521 гг. до н. э. При этом, надпись не определяла точного расположения этой области. В вавилонской версии надписи вместо термина «Армина» было употреблено название уже давно исчезнувшего к этому времени гос-ва Урарту (Урашту).

Бехистунская надпись персидского царя Дария I (520 г. до н.э.).

Казалось бы, что эти термины для персов (или для вавилонян) были взаимозаменяемы, ведь как мы увидим ниже, территория Древней Армении когда-то действительно входила в состав государства Урарту. Но по факту, в Персидской империи хорошо различали эти сопредельные области, так как Армения и жители гос-ва Урарту — алародии, по описанию Геродота, входили в разные округа (сатрапии) Персидского гос-ва. Армения — в XIII сатрапию (более западную), а алародии были приписаны к XVIII сатрапии, видимо соответствующей старой территории Урарту в районе озера Ван. К тому же, по мнению И.М. Дьяконова, вавилонским писцам было известно и еще одно название, скорее всего тождественное термину Армения — это Мелид, старое наименование древнего гос-ва к западу от Евфрата. Вполне возможно, вавилонские писцы употребляли название Урарту для новой области (Армении) по уже давно сложившейся традиции, но при этом они могли и конкретизировать, если в этом была необходимость, называя армянскую территорию именем Мелид (ныне это турецкий город Малатья).

Каменный ново-хеттский лев из древнего Мелида, ныне археологический объект Арслантепе в Турции, 10-7 вв. до н.э. Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре.

В Бехистунской надписи два действующих лица, названых армянами, носили имена разных этносов — одного звали по-персидски Дадаршиш — «Армянин, по имени Дадаршиш», а второго по-урартски «Арха, армянин, сын Халдита». С учетом того, что сами армяне себя так никогда не называли (самоназвание армян — хай, народ хай), то напрашивается вывод, что древняя Армения была полиэтничной областью, и сам термин «армянин» тогда не нес какого-либо этнического смысла.

Между тем как большинству народов армяне известны под названием арменов, сами они называют себя не арменами, а Хайя-ами.
Я. А. Манандян «О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен»

Соответственно, любые упоминания наименований «Армения» и «армяне» древними авторами не должны восприниматься буквально. Большее значение имеет контекст этих упоминаний. И важно осознавать, что история Армении и армян может быть совсем не тождественна истории народа хай, т.е. предков современных армян.

Река Арацани — важнейшая река Древней Армении.

Далее, мы рассмотрим самые ранние упоминания античными авторами термина «Армения» и попробует определить местоположение и границы этой территории.

В V веке до н.э. отец истории Геродот писал, что Армения — это небольшая область восточнее реки Евфрат в районе гор Тавра. Начиналась она от Евфрата и тянулась на 300-320 км к востоку. Но исходя из того, что вавилонские писцы часто называли земли XIII (Армянской) сатрапии Мелидом, нужно думать, что его территория тоже входила в понятие «Армения» (Армина).

Геродот
Границу Киликии и Армении образует судоходная река по имени Евфрат. В Армении находится 15 стоянок с заезжими домами и сторожевым укреплением на протяжении 56 1/2 парасангов (300-320 км). Из этой [Армении] путь ведет в Матиену; [здесь] 34 стоянки на расстоянии 136 парасангов.

Юго-восточная граница Древней Армении на реке Кентрит (ныне Бохтан).

Как писал Б.Б.Пиотровский Древняя Армения находилась в месте слияния рек Евфрат и Арацани, район озера Ван тогда еще не входил в состав этой области. Как известно из текста Страбона Басорепиду (озеро Ван, средневековый Васпуракан) присоединил во II веке до н.э. создатель гос-ва Большая (или Великая) Армения селевкидский полководец Арташес (иран. Артаксеркс).

Надо заметить, что центр Армении в VI и V вв. до н. э. был в западных районах бывшей урартской территории, примерно в районе слияния р. Мурад (древней Арзани) с р. Евфратом, где находилась древняя область Алзи.
Ксенофонт указывает и восточную границу Армении, проходившую по р. Бохтан. Восточное побережье оз. Ван, по видимому, в это время еще не входило в состав Армении, и возможно, что там в лице алародов сохранялось еще в чистом виде древнее население центральной части Урарту.

Пиотровский Б.Б. Припонтийские халдеи и урарты

На карте из книги Я. А. Манандяна «О торговле и городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен» ее территория занимала самый север Месопотамии между рекой Евфратом и притоками Тигра в районе нынешних турецких городов Малатья (древние Мелитена, Мелид), Диярбакыр (Амид) и Битлис. 320 км — это как раз расстояние между Мелидом (Мелитеной) и городом Битлис. Стрелками отмечена персидская Царская дорога, проходившая через Древнюю Армению.

Такое, южное, расположение ранней Армении перекликается с рассказом Страбона о легендарном происхождении названия этой области. Он писал о том, что Армения получила свое имя от одного из аргонавтов — Армена, который приплыл вместе со своими людьми из северной Греции (из Фессалии). Часть его спутников, т.е. в сущности предков древних армян, осела в области Акилисена (арм. Экелеац, Верхний Евфрат), а другие в Сиспиритиде вплоть до Кала­хе­ны и Адиа­бе­ны.

Страбон
Армен из фес­са­лий­ско­го горо­да Арме­ния, рас­по­ло­жен­но­го меж­ду Фера­ми и Лари­сой на озе­ре Беба, отпра­вил­ся похо­дом в Арме­нию вме­сте с Иасо­ном. Кир­сил из Фар­са­ла и Мидий из Лари­сы, участ­ни­ки похо­да Алек­сандра, утвер­жда­ют, что Арме­ния полу­чи­ла от него свое имя. Часть спут­ни­ков Арме­на посе­ли­лась в Аки­ли­сене (кото­рая в преж­ние вре­ме­на была под­власт­на софе­нам), тогда как дру­гие — в Сис­пи­ри­ти­де вплоть до Кала­хе­ны и Адиа­бе­ны за Армян­ски­ми гора­ми.

Несомненно, людей героя Армена можно отождествить с предками нынешних армян (народом хай), так как армянский индоевропейский язык близок языкам народов северных Балкан — грекам, фригийцам и фракийцам. Геродот считал, что армяне пришли из Фригии, а до этого с Балканского п-ва. Страбон дает схожую историю, только вместо фригийцев у него предками армян становятся северобалканские греки из области Фессалия. И.М. Дьяконов отождествил предков армян (народ хай) с фрако-фригийскими племена мушков, пришедших с Балкан на восток Анатолии.

Расселение мушков в верховьях рек Тигра и Евфрата показано на карте ниже. Эта область закрашена частой штриховкой в районе древних стран Алзи и Шубрия. Эта территория и стала впоследствии самой ранней Арменией. Всю карту древней Передней Азии можно посмотреть по ссылке.
История Древнего Мира т.2. Расцвет Древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И.М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой

Читайте также  Русская культура xvii века

Области Алзи (впоследствии арм. Алдзник) и Шубрия — это изначально территории расселения хурритов и семитов арамейцев (арамеев). До прихода мушков-протоармян эти народы уже имели здесь свои гос-ва — хуррито-лувийское Алзи и арамейское Бит-Замани со столицей в Амиде на Тигре (ныне Диярбакыр). В ассирийских текстах этот регион также назывался Арме-Шубрия. По версии академика Я.А.Манандяна название «Арме» появилось именно под влиянием самоназвания арамейцев — «Арам», это известный еще по Библии эпоним этого семитского народа. Отец армянской истории Мовсес Хоренаци также упоминал некоего могущественного армянского царя — первопредка Арама, а самих армян он называл — «Арамовым племенем».
По версии Манандяна многочисленные названия переднеазиатских кочевых племен — аримы, урумы, арамы, это все названия арамеоязычных народов, которые вместе с мушками часто противостояли Ассирийской империи в регионе Верхнего Евфрата и Тигра.

Гора Маратук в Сасунских горах в древнем армянском регионе Алдзник.

Вполне вероятно, что сам термин «Армина» (Армения) произошел именно от названия области Арме, в которой поселились сначала арамейцы, а затем предки нынешних армян. Считается, что в персидский текст Бехистунской надписи термин «Армина» попал из арамейского языка.

Вызывает интерес то, что по легенде изложенной Страбоном спутники аргонавта Армена расселились с севера на юг в районе Северного Междуречья, причем на юг они ушли достаточно глубоко — вплоть до Кала­хе­ны и Адиа­бе­ны за Армян­ски­ми гора­ми. Адиобена — историческая область на севере Ирака, ее столицей был город Арбелы- нынешний Эрбиль. Калахена — это область с центром в Кальху (Нимруд) рядом с нынешним иракским городом Мосулом. В связи с этим, есть серьезные основания полагать, что для Страбона имя Армена (создателя Армении) связывается не только с одноименным городом в Северной Греции, но и с областями Северного Ирака. Термин Сиспиритида у Страбона в данном контексте может обозначать искаженное аккадское наименование севера Месопотамии — Субарту или Субрия/Шубрия.

Цитадель города Эрбиль, древней Арбелы столицы Адиобены.

Это наблюдение подкрепляется и другими абзацами из «Географиии» Страбона (I век н.э.), где он прямо сближает армян с семитскими народами — сирийцами (потомками арамеев и арабами). Цитируя слова Посидония Страбон утверждал, что северные арабы назывались «армянами».

Страбон
Ведь армяне, сирий­цы и ара­бы обна­ру­жи­ва­ют тес­ное род­ство не толь­ко в отно­ше­нии язы­ка, но и в обра­зе жиз­ни, сход­ства тело­сло­же­ния осо­бен­но пото­му, что они живут в бли­жай­шем сосед­стве. Месо­пота­мия, насе­лен­ная эти­ми тре­мя наро­да­ми, под­твер­жда­ет это; так как у этих наро­дов сход­ство осо­бен­но замет­но.

По сло­вам Посидо­ния, ара­бы состав­ля­ли 3 пле­ме­ни, (чьи зем­ли) рас­по­ло­же­ны под­ряд друг за дру­гом, что ука­зы­ва­ет на их общее про­ис­хож­де­ние; поэто­му их назы­ва­ли похожи­ми име­на­ми; так, одно пле­мя носи­ло имя «армян», дру­гое — «ара­ме­ев», третье — «арам­бов».

Это еще одно доказательство того, что термины «армяне» и «Армения» для античных авторов не несли этнического смысла. Прежде всего, это были названия территориальных общностей, т.е. армянином был любой человек живущий в области Армения. Но, видимо, сирийцев (потомков древних арамейцев) древние авторы считали наиболее близким к армянам народом, так как прародина армян находилась во многом на арамейских территориях Северной Месопотамии. Это обстоятельство раскрывает смысл предания записанного отцом армянской истории Мовсесом Хоренаци о том, что первопредок армян богатырь Хайк пришел в Армению с юга — из Вавилона. Видимо, в этой легенде сохранился отзвук истории древних арамейцев, пришедших на Армянское нагорье тоже с юга — с территорий нынешних Сирии и Ирака.

ИСТОРИЯ АРМЕНИЯ

Краткая история Армении

Армения — это древнейшее государство. Впервые название страны Arminiya встречаются в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486гг. до н. э. Армины этих надписей, называемые у Геродота арменами, были, как полагает одна из гипотез современной науки, индоевропейским народом, переселившемся на свою родину из Европы через Малую Азию. Примерно в XII веке до н.э. индоевропейские предки современных армян, вместе с родственными им франко-фригийскими племенами, переселились из Фракции в Малую Азию и около шести сот лет жили здесь рядом с хеттскими народами. Затем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья

Первые сведения об Армянском нагорье восходят к 14 в. до н.э. Там существовали государства Наири в бассейне оз. Ван и государства Хайаса и Алзи в близлежащих горах. В 9 в. до н.э. был образован союз с самоназванием Биайнили, или Биайнеле (ассирийцы называли его Урарту, а древние евреи – Арарат). Первое армянское государство возникло в результате гибели союза государств Урарту сразу после падения Ассирийской империи в 612 до н.э. Сначала Армения находилась под господством Мидии, а в 550 до н.э. вошла в состав Персидской империи Ахеменидов.

После завоевания Персии Александром Македонским Арменией правили представители династии Оронтидов (арм. Ервандуни). После смерти Александра в 323 до н.э. Армения оказалась в вассальной зависимости от сирийских Селевкидов. Когда последние потерпели поражение от римлян в битве у Магнесии (190 до н.э.), возникли три армянских государства – Малая Армения западнее Евфрата, Софена – восточнее этой реки и Великая Армения с центром в районе Араратской равнины. При правлении династии Арташесидов Великая Армения расширила свою территорию вплоть до Каспийского моря. Позднее Тигран II Великий (95–56 до н.э.) завоевал Софену и, воспользовавшись затяжной войной между Римом и Парфией, создал огромную по площади, но недолговечную империю, которая простиралась от Малого Кавказа до границ Палестины.

Быстрая экспансия Армении при Тигране Великом ясно показала, насколько велико стратегическое значение Армянского нагорья. По этой причине в более поздние эпохи Армения стала яблоком раздора в борьбе между сопредельными государствами и империями (Римом и Парфией, Римом и Персией, Византией и Персией, Византией и арабами, Византией и турками-сельджуками, Аюбидами и Грузией, Османской империей и Персией, Персией и Россией, Россией и Османской империей).

В 387 н.э. Рим и Персия поделили между собой Великую Армению. На территории Персидской Армении сохранилось внутреннее самоуправление. Появившиеся здесь в 640 арабы разгромили Персидскую империю и превратили Армению в вассальное царство с арабским наместником.

Средневековье

С ослаблением арабского господства в Армении возникло несколько локальных царств (9–11 вв.). Самым крупным из них было царство Багратидов (Багратуни) со столицей в Ани (884–1045), однако вскоре оно распалось, и на его землях образовались еще два царства: одно западнее горы Арарат с центром в Карсе (962–1064), а другое – на севере Армении, в Лори (982–1090). В это же время возникло независимое Васпураканское царство в бассейне оз. Ван. Сюниды образовали царство в Сюнике (совр. Зангезур) южнее оз. Севан (970–1166).

Одновременно возникло несколько княжеств. Несмотря на многочисленные войны, в это время происходил подъем экономики и расцвет культуры. Однако затем в страну вторглись византийцы, за которыми последовали тюрки-сельджуки. В долинах Киликии в северо-восточном Средиземноморье, куда ранее переселилось много армян, главным образом земледельцев, сформировалась «Армения в изгнании».

Сначала это было княжество, а позднее (с 1090) – царство (Киликийское армянское государство), возглавляемое династиями Рубенов и Лусинянов. Оно просуществовало до завоевания его египетскими мамелюками в 1375.

Собственно территория Армении находилась отчасти под управлением Грузии, а отчасти – под управлением монголов (13 в.). В 14 в. Армения была завоевана и разорена ордами Тамерлана.

В последующие два столетия она стала объектом ожесточенной борьбы сначала между туркменскими племенами, а позднее между Османской империей и Персией.

Эпоха национального возрождения

Разделенная в 1639 между Османской империей (Западная Армения) и Персией (Восточная Армения), Армения вплоть до падения династии Сефевидов в 1722 оставалась относительно стабильной страной.

В результате русско-иранских войн, по Гюлистанскому мирному договору 1813, Россия присоединила к себе район Карабаха, а по Туркманчайскому договору 1828 – Ереванское и Нахичеванское ханства. В результате русско-турецкой войны 1877–1878 Россия освободила северную часть турецкой Армении.

Вскоре после начала Первой мировой войны турки приступили к решению «армянского вопроса» путем насильственного изгнания всех армян из Малой Азии. Солдаты-армяне, служившие в турецкой армии, были демобилизованы и расстреляны, женщины, дети и старики насильственно переселены в пустыни Сирии. При этом погибли от 600 тыс. до 1 млн. человек. Многие из тех армян, которые выжили благодаря помощи турок и курдов, бежали в Российскую Армению или в другие страны Ближнего Востока.

28 мая 1918 Российская Армения была провозглашена независимой республикой. В сентябре 1920 Турция развязала войну против Армении и захватила две трети ее территории. В ноябре в Армению вошли части Красной Армии, и 29 ноября 1920 была провозглашена Армянская Советская Социалистическая Республика.

Советская Армения

12 марта 1922 Армения заключила с Азербайджаном и Грузией договор, в соответствии с которым они образовали Федеративный Союз Социалистических Советских Республик Закавказья, преобразованный 13 декабря 1922 в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). При этом каждая республика сохраняла свою самостоятельность. 30 декабря федерация вошла в состав СССР.

При Сталине в стране была установлена диктатура, сопровождавшаяся коллективизацией сельского хозяйства, индустриализацией (с упором на тяжелую индустрию и на военную промышленность), урбанизацией, жестоким преследованием религии и установлением официальной «партийной линии» во всех областях жизни.

В 1936 ок. 25 тыс. армян, противившихся политике коллективизации, были депортированы в Среднюю Азию. В ходе сталинских чисток погибли первый секретарь компартии Армении Агаси Ханджян, католикос Хорен Мурадбекян, ряд министров правительства, видные армянские писатели и поэты (Егише Чаренц, Аксель Бакунц и др.). В 1936 ЗСФСР была упразднена, а входившие в ее состав Армения, Грузия и Азербайджан были провозглашены самостоятельными союзными республиками в составе СССР.

По окончании войны Сталин, учитывая что армянская диаспора за рубежом располагает большими средствами и высококвалифицированными специалистами, предложил католикосу обратиться к зарубежным армянам с призывом о репатриации в Советскую Армению.

За период с 1945 по 1948 на родину вернулись ок. 150 тыс. армян, в основном из стран Ближнего Востока. Впоследствии многие из них подверглись репрессиям. В июле 1949 была проведена массовая депортация армянской интеллигенции вместе с семьями в Среднюю Азию, где большинство из них погибло.

Независимая Армения

В мае 1990г. состоялись выборы в Верховный Совет (ВС) Армении, в который вошли как коммунисты, так и представители оппозиции – Армянского общенационального движения (АОД). В августе председателем ВС был избран председатель правления АОД Левон Тер-Петросян.

23 августа 1990 на первой сессии ВС была принята «Декларация о независимости Армении», согласно которой упразднялась Армянская ССР и провозглашалась независимая Республика Армения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: