Политика царского правительства

Политика царизма в Белоруссии в первой половине ХIХ в. была направлена на консервацию феодальной системы и усиление зависимости крестьян от помещиков.

Политика царского правительства

Политика царского правительства

Царское правительство проводило в Белоруссии и Литве политику национального угнетения. Делопроизводство в канцеляриях и в судах велось на русском языке. Дворянство и чиновничество с презрением относились к белорусскому языку и к белорусской культуре.

Сложная международная обстановка начала XIX в. заставляла правительство Александра I проводить очень осторожную политику в отношении польского дворянства, в руках которого фактически находилось управление Белоруссией. Польский язык в делопроизводстве, старые земские и подкоморские (земельные) суды, восстановленные ещё Павлом I, и старошляхетское феодальное законодательство в виде Литовского статута были оставлены в неприкосновенности для дворянства. Стремясь отсеять мелкое шляхетство, правительство продолжало начатую ещё при Екатерине II политику «разбора шляхетского сословия» путём исключения из его состава лиц, не доказавших своих прав на дворянство.

В связи с пожеланием польского дворянства в 1803 г. Виленская академия была преобразована в университет, ставший в дальнейшем центром польской культуры. Университет сыграл большую роль и в польском революционном движении.

По соображениям политического характера правительство было очень умеренно в своей политике в вопросах католичества и греко-униатской церкви. Оно сначала поддерживало иезуитов, надеясь найти в них опору своим мероприятиям. Убедившись в ошибочности своих предположений, оно закрыло Полоцкую академию иезуитского ордена и подведомственные ему училища и в 1820 г. особым указом выслало иезуитов из России.

Непрерывные крестьянские волнения в Белоруссии и на Украине очень беспокоили правительство Николая I. Крестьянский вопрос имел здесь особое политическое значение. Правительство использовало во время польского восстания 1830— 1831 гг. классовую ненависть крестьянства к польским помещикам, но после подавления восстания жестоко расправилось с волновавшимися белорусскими крестьянами. 29 мая 1835 г. были утверждены «Правила об отдаче крестьян по найму в земельные и другие чёрные работы», согласно которым помещики могли отдавать по контрактам из каждого многосемейного двора не более половины работников. Указом 8 декабря 1835 г. правительство воспретило духовенству неправославного вероисповедания приобретать в крепостное владение православных крестьян.

Инвентарные правила были также введены в Литве и Белоруссии. И тут они стремились консервировать крепостные от­ношения, фиксировать их основные формы.

Инвентари в Белоруссии были введены в течение 1845— 1847 гг. Указом 1855 г. инвентарные правила в Витебской и Могилёвской губерниях распространялись только на крестьян, отбывавших барщину.

Под давлением массового движения государственных крестьян и в связи с многочисленными жалобами арендаторов на устарелые нормы поборов и неправильные описи правительство в 1839 г. издало закон о «люстрации», т. е. о составлении точной описи всех земельных угодий казённых имений, распределении земли и определении крестьянских повинностей. К 1857 г. была закончена люстрация по всем девяти западным губерниям. Барщина в казённых имениях была уничтожена, и крестьяне переводились на оброк.

Был принят ряд мер и по отношению к местному дворянству. Правительство Николая I расправилось с участниками польского восстания 1830—1831 гг., конфисковав у них земли; были также конфискованы недвижимые имения римско-католического духовенства (1841 г.), что значительно увеличило правительственный земельный фонд. На основе закона 1831 г. правительство приступило «к разбору» шляхты. В 1857 г. был опубликован закон о принудительном устройстве бедной шляхты, не утверждённой в дворянском звании, с обязательной припиской её в сословие государственных крестьян или в состояние городских обывателей.

Продолжая прежнюю политику царизма, Николай I распространял в Литве и Белоруссии русское дворянское землевладе­ние, чтобы иметь в нём опору своей власти и ослабить влияние польского дворянства. Правительство привлекало русских дворян к управлению казёнными имениями, давая им в первые 12 лет 10% чистого дохода, а в последующее двенадцатилетние — 30%. Но эта политика не дала результатов — на должности управителей не находилось желающих среди русских дворян, и управляющими оставались по-прежнему поляки.

В 1840 г. Николай I отменил действие Литовского статута в украинских и литовско-белорусских губерниях и распространил на них общерусское законодательство.

Желая подорвать в корне польско-католическое влияние на украинское и белорусское население, Николай I решил одним ударом уничтожить церковную унию. Правительство созвало в Полоцке церковный собор и при поддержке униатского митрополита Иосифа Семашко и других епископов 12 февраля 1839 г. огласило соборное постановление о воссоединении униатской и православной церквей. Не доверяя «бывшим униатским служителям культа», правительство вызывало священников из внутренних губерний.

Социально-экономическое развитие страны и экономическая политика царского правительства

а) Развитие сельского хозяйства

В первой половине XIX в. Россия по-прежнему оставалась аграрной страной, где земледелие развивалось экстенсивным путем, а крестьяне составляли подавляющую часть населения страны. Господствующей системой земледелия было традиционное трехполье — яровые, озимые и пар. В северных губерниях страны (Архангельская, Новгородская, Псковская, Вологодская) при обилии лесных угодий и при недостатке пахотных земель существовала еще и подсечно-огневая система. А в южных степных губерниях страны (Екатеринославская, Харьковская, Херсонская, Таврическая, Область войска Донского), где было много целинных земель, применялась старинная залежно-переложная система. По мнению ряда крупных и авторитетных исследователей (Н. Дружинин, И. Ковальченко, Л. Милов), само сельское хозяйство страны сильно зависело от неблагоприятных природно-климатических факторов.

Среди сельскохозяйственных культур преобладали «серые» хлеба: рожь, ячмень и овес. В центральночерноземных и средневолжских губерниях страны (Курская, Воронежская, Самарская, Саратовская) значительный удельный вес составляли посевы пшеницы, которая шла, в основном, не на внутреннее потребление, а на рынок. Кроме того, в этот период в ряде регионов страны значительно увеличились посевы картофеля и сахарной свеклы, а также таких технических культур, как лен, конопля и табак.

Важной отраслью сельского хозяйства по-прежнему оставалось мясо-молочное животноводство, которое носило, в основном, натуральный характер, и его продукция использовалась главным образом для внутреннего потребления. Товарное животноводство, центрами которого были верхневолжские и северо-западные губернии страны (Ярославская, Костромская, Вологодская, Новгородская, Псковская), было развито еще довольно слабо. Новая отрасль сельского хозяйства — товарное свиноводство, центром которого стали южные губернии страны (Екатеринославская, Харьковская, Полтавская, Херсонская), напротив, стало уверенно набирать обороты.

Вторая четверть XIX в. стала временем всеобщего кризиса феодально-крепостнической системы, который зримо проявился в разрушении главных черт прежней барщинной (крепостной) системы хозяйства и формировании новых буржуазных отношений, как в промышленности, так и сельском хозяйстве.

1) Под разложением феодально-крепостнической системы, прежде всего, имелась в виду утрата такой характерной для барщинного (феодального) хозяйства черты, как натуральная замкнутость. То есть впервые в многовековой истории феодального производства наступает такой период, когда крестьянское и помещичье хозяйства устанавливают более-менее прочные связи с рынком.

2) Вторым признаком разложения барщинной системы хозяйства является появление знаменитой «месячины». Если раньше в сельском хозяйстве преобладали помещичьи хозяйства со смешанной, то есть натуральной, отработочной и денежной рентой, то теперь в ряде губерний страны помещики стали насильно захватывать многие крестьянские наделы и переводить своих же крепостных крестьян в разряд батраков — наемных сельскохозяйственных рабочих, которые за работу на земле феодала стали получать «месячину» в виде продовольственных и промышленных товаров. Связано это было с тем, что в условиях развития товарно-денежных отношений многие помещики южных плодородных губерний Российской империи (Харьковской, Полтавской, Екатеринославской) гораздо больше были заинтересованы в производстве товарного зерна, нежели в традиционных крестьянских повинностях. «Месячина» отрицала такую базовую черту барщинного хозяйства, как наличие у крепостного крестьянина земельной собственности, то есть основного средства производства.

3) По-иному шло приспособление помещичьего хозяйства к товарно-денежным отношениям в центральных и нечерноземных губерниях Российской империи. Здесь помещик считал невыгодным заниматься барщинным хозяйством и переводил своих крестьян на денежный оброк, который подтачивал основы феодального хозяйства, ибо нарушалась его натуральная замкнутость.

4) Разложение феодально-крепостнической системы затронуло и крестьянское хозяйство, что, прежде всего, проявилось в развитии местных и отхожих крестьянских промыслов. По данным крупных русских историков (Н. Дружинин, И. Ковальченко, Л. Милов), в некоторых селах уровень развития местных промыслов был настолько велик, что их жители лишь номинально числились в сословии крестьян.

5) К важнейшему признаку разложения феодально-крепостнической системы относится подрыв феодальной собственности на землю. По данным тех же историков, во второй четверти XIX в. в центральных уездах Российской империи, которые традиционно являлись цитаделью крепостничества, все чаще собственниками земли становились купцы и даже государственные и крепостные крестьяне.

6) Претерпело значительные изменения и еще одно условие существования крепостного хозяйства — внеэкономическое принуждение, поскольку многие крестьяне, уходя на заработки в города и промысловые села, на целые месяцы выпадали из сферы непосредственного контроля со стороны помещика или его вотчинной администрации, ограничиваясь посылкой помещику денежного оброка.

7) Наконец, развитие агротехнической науки, создание новых сельскохозяйственных орудий производства и техники также серьезно подорвали четвертый признак барщиной системы хозяйства, поскольку эти новшества позволили существенно повысить производительность сельского труда.

Как верно отметил профессор Б.Н. Миронов, кризис феодальных отношений и крепостной системы хозяйства не следует рассматривать, как проявление кризиса и регресса всей экономики, поскольку, чем быстрее разлагалась феодально-крепостническая система хозяйства, тем быстрее шло становление новых капиталистических производственных отношений.

Ряд современных авторов (И. Фроянов, Н. Проскурякова) утверждает, что в первой половине XIX в. не было никакого кризиса крепостнической системы хозяйства, поскольку она еще не исчерпала своих возможностей. В тот период изжили себя лишь рабские элементы крепостного правопорядка, которые ошибочно приняли за крах всей феодальной системы.

б) Развитие промышленного производства

Несмотря на острейший кризис феодально-крепостнической системы в сельском хозяйстве страны, новый капиталистический способ производства гораздо более быстрыми темпами формировался в отечественной промышленности. В первой половине XIX в. основными формами развития промышленного производства по-прежнему оставались:

1) Мелкая крестьянская (промысловая) промышленность, которая, по мнению большинства историков, окончательно превратилась в мелкотоварное производство и сохранила господствующее положение на общероссийском рынке вплоть до 1880-х гг.

Читайте также  Воссоединение с украиной, освоение сибири и дальнего востока

2) Мануфактурное производство, существовавшее в виде казенной, вотчинной, частновладельческой посессионной и крестьянской мануфактуры. Вотчинная, казенная и посессионная мануфактуры, основанные на принудительном труде крепостных и приписных крестьян, как и вся феодально-крепостническая система, переживали острейший кризис и упадок, а крестьянская и частновладельческая капиталистические мануфактуры, основанные на применении наемного труда, напротив, постепенно заняли лидирующее положение. Это обстоятельство заставило владельцев посессионных мануфактур неоднократно обращаться с прошениями к императору об отмене посессионного права, что было, в конце концов, реализовано в указе 1840 г.

Необходимо отметить, что если первая треть XIX в. характеризовалась дальнейшим развитием капиталистической мануфактуры, то вторая треть XIX в. ― началом промышленного переворота.

По мнению большинства историков, для промышленного переворота обязательны две главных составляющих черты:

1) техническая сторона, то есть переход от мануфактуры к фабрике, как целостной системе машин;

2) социальная сторона — формирование двух новых классов капиталистического общества — промышленной буржуазии и наемных рабочих (промышленного пролетариата).

Справедливости ради необходимо сказать, что данные критерии промышленного переворота утвердились в отечественной исторической науке относительно недавно. Например, в 1940―1960-х гг. главным критерием промышленного переворота традиционно считали опережающий рост производительности труда в крупном промышленном производстве по сравнению с другими отраслями народного хозяйства страны (С. Струмилин). Начиная с 1970-х гг. акценты в изучении этой проблемы несколько сместились: одни историки (П. Рындзюнский) стали утверждать, что основным критерием промышленного переворота следует считать преобладание капиталистических производственных отношений в крупном промышленном производстве, а их оппоненты (Н. Дружинин) полагали, что таковым критерием являются производительные силы, т. е. уровень технического оснащения крупных промышленных предприятий и производств, и т. д.

В отечественной исторической науке до сих пор нет единства взглядов о самих хронологических рамках промышленного переворота в России. Одни историки и экономисты (С. Струмилин, В. Яцунский) до сих пор датируют его концом 1820-х — концом 1850-х гг., а их многочисленные оппоненты (Н. Дружинин, П. Рындзюнский, И. Ковальченко) утверждают, что начало этого процесса следует датировать концом 1850-х гг., а его фактическое завершение — только концом 1880-х гг.

в) Развитие торговли и транспорта

Говоря о развитии отечественной промышленности в николаевский период, необходимо особо подчеркнуть, что экономическая политика самодержавия по-прежнему носила ярко выраженный протекционистский характер, т. е. русское правительство активно защищало отечественную промышленность от конкуренции со стороны иностранных товаров. Протекционистская политика была типичной для начальной стадии развития капитализма вообще, поскольку она ускоряла переход от феодализма к капитализму. Поэтому не случайно К. Маркс прямо называл протекционизм «искусственным средством фабриковать фабрикантов».

Главным инструментом протекционистской политики традиционно служил особый таможенный тариф — обложение ввозимых из-за границы товаров высокими охранительными пошлинами. Например, в 1822―1850 гг. в России действовал рекордно высокий таможенный тариф, в соответствии с которым таможенная пошлина на основные промышленные товары составляла сотни процентов. Таможенный тариф на сталь составлял 250 %, на чугун — 600 % и т. д. Помимо таможенной политики для поддержки отечественных промышленников правительство использовало и другие меры. В частности, в 1828 г. при министерстве финансов был учрежден специальный Мануфактурный совет, который оказывал информационную и научно-техническую помощь российским заводчикам и фабрикантам.

Самодержавие покровительствовало промышленникам лишь настолько и до тех пор, пока это не ущемляло интересов дворянского сословия. Например, государственную кредитную систему царизм использовал главным образом для того, чтобы поддержать разоряющиеся помещичьи хозяйства. Все кредитные учреждения империи были ориентированы преимущественно на выдачу ссуд российскому дворянству под залог их имений, причем практически всегда эти ссуды оказывались безвозвратными.

Развитие отечественной промышленности стимулировало дальнейший рост внутренней торговли. Во второй четверти XIX в. в стране насчитывалось более четырех тысяч ярмарок, среди которых особо выделялись Нижегородская, Ирбитская, Ростовская, Коренная и ряд других. В наиболее крупных городах и промышленных центрах империи, в частности в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и Ярославле, стала быстро развиваться постоянная (магазинная) торговля и воздвигаться богатые гостиные дворы.

В этот же период дальнейшее развитие получила внешняя торговля, для которой были характерны следующие основные черты:

1) активный торговый баланс, т. е. превышение вывоза отечественных товаров за рубеж над ввозом импортных товаров в Россию;

2) на долю европейских стран приходилось 90 % всего внешнеторгового оборота России, причем главным внешнеторговым партнером России традиционно оставалась Англия, поглощавшая до 60 % всего российского экспорта;

3) для европейских государств Россия традиционно выступала в качестве поставщика сырья (лес, пенька, поташ, пушнина) и покупателя промышленных товаров (машин, оборудования), а для азиатских стран (Турция, Персия, Китай) она, наоборот, была поставщиком промышленных товаров и импортером сырья (хлопок, шелк, шерсть) и пряностей.

В дореформенной России основными видами транспорта были водный и гужевой (санный). Первый действовал в период навигации, а второй — только зимой, когда реки покрывались мощным слоем льда. Главной транспортной артерией страны являлась Волга, которая не только связывала воедино многие российские губернии, но и играла большую роль во внешней торговле России с государствами Средней Азии и Персией. Большое транспортное значение имели также Неман, Днепр, Дон, Северная Двина и другие судоходные реки европейской части России, по которым шел основной поток внутри- и внешнеторговых грузов. В первой половине XIX в. начинается строительство первых отечественных пароходов, количество которых к 1850 г. составило более 300 единиц.

Во второй четверти XIX в. начинается строительство первых шоссейных и железных дорог, которые имели не только огромное экономическое, но и военно-стратегическое значение. В частности, в 1837―1859 гг. было построено более девяти тысяч километров шоссейных и около двух тысяч километров железных дорог, в частности Царскосельская (1837), Николаевская (1843―1851) и Варшавско-Венская (1850―1859) железные дороги.

Внутренняя политика царизма в 19 в.

Чем сильнее подрывались основы самодержавно-крепостнического строя, тем яснее становилась реакционность политики царизма. Николай I упорно охранял господство дворян хозяйственной, общественной и политической жизни страны на всем протяжении своего 30-летнего царствования (1825-1855). Это был убежденный и властный крепостник, «самодовольная посредственность, с кругозором ротного командира, человек, принимавший жестокость за энергию и капризное упрямство за силу воли. ».

Важнейшим карательным органом царской власти стало учрежденное в 1826 г. III отделение собственной канцелярии царя. Оно ведало политическим сыском и надзором, располагало особым корпусом жандармских войск и непосредственно подчинялось самому Николаю I.

Казарменно-полицейский режим душил в царской России малейшие признаки сопротивления самодержавной власти. Суровые удары правительственных репрессий обрушились на печать и образование. Министр просвещения А. С. Шишков писал царю: «Французская революция подготовлена была и произошла от слабого смотрения правительства за свободою книгопечатания». Уже весной 1826 г. был введен суровый («чугунный») цензурный устав. Вслед за тем было опубликовано положение о школе, которое придало образованию сословный характер и ограничило прием разночинцев в гимназии и университеты.

В начале 30-х годов министр просвещения С. Уваров сформулировал основы крепостнической идеологии — теорию «официальной народности». Он утверждал, что началами общественно-политического строя России являются «самодержавие, православие, народность». Заявляя, что самодержавие составляет «главное условие политического существования России», Уваров приписывал русскому народу якобы искони присущую религиозность и неизменную покорность самодержавно-крепостническому строю.

Реакционная теория «официальной народности» возникла под непосредственным впечатлением обострившейся в 1830-1831 гг. классовой борьбы в России и в связи с подъемом революционного движения в Западной Европе. Она была призвана обосновать и оправдать отживающий самодержавный режим. Правительственная система образования имела целью широкое распространение этой теории. Её пропагандировала также официальная печать и полуофициальные издания во главе с газетой «Северная пчела», которую редактировал связанный с III отделением реакционный журналист Ф. Булгарин. Видными пропагандистами правительственной идеологии были профессора Московского университета М. П. Погодин и С. П. Шевырев.

На протяжении 30-40-х годов, в зависимости от остроты политического положения внутри России и за рубежом, правительство Николая I то усиливало репрессии, то пыталось законодательным путем несколько смягчить в интересах помещиков-дворян наиболее жесткие крепостные порядки. Сущность политики царизма при этом оставалась неизменной. Учреждая для рассмотрения проектов правительственных реформ так называемые секретные комитеты (всего их было создано около десятка), Николай I добивался сохранения и упрочения самодержавно-крепостнического строя. Подлинный замысел царизма выдал постоянный участник этих комитетов барон Корф, который признался, что было бы лучше «не трогать ни части, ни целого», и цинично добавил: «Так мы, может быть, долее проживем». Царское правительство последовательно укрепляло материальную базу дворян-крепостников — помещичье землевладение. За 1826 — 1836 гг. дворянам было передано более 300 тыс. десятин казенных земель. Казна щедро раздавала им сотни миллионов рублей под залог имений. В 1845 г. был введен закон о майорате, запрещавший дробить при наследовании крупные дворянские поместья.

Не меньшую заботу Николай I проявлял при охране сословно-классовых привилегий дворян. В 1836 г. было еще раз подтверждено их монопольное право владеть крепостными крестьянами. Ограничен был также доступ в ряды привилегированного дворянства из других сословий, для чего создано было особое звание «почетных граждан», которое давалось видным мануфактуристам, крупнейшим купцам, некоторым ученым и деятелям искусства, до того иногда получавшим дворянство. Затруднен был переход в ряды дворян и для чиновников: дворянами становились лишь дослужившиеся до чина V класса, в то время как по табели о рангах дворянство получали начиная с VIII класса.

Дворянско-помещичьми интересами определялась политика царского правительства и по отношению к крестьянству. В связи с частыми волнениями крестьян крестьянский вопрос систематически обсуждался при Николае I почти во всех секретных комитетах. Но результаты этого обсуждения сводились к предупреждению лишь наиболее вопиющих злоупотреблений крепостников. Так, было запрещено дробление крестьянских семей при продаже, ограничено приобретение крестьян беспоместными дворянами — они могли покупать крепостных только с землей. В конце 40-х годов в юго-западных губерниях, где было много польских пощиков, начали вводиться «инвентари», в которых определялся размер феодальных повинностей крестьян.

Читайте также  Битва на калке – грозный сигнал и невыученные уроки

Иногда делался шаг назад даже по сравнению с законодательством о крестьянах начала XIX в. В 1842 г. закон об «обязанных крестьянах» подтвердил право помещиков освобождать крестьян по соглашению с ними за выкуп, но при условии, что надельные земли остаются собственностью помещиков. «Обязанные крестьяне» в отличие от «свободных хлебопашцев» (по закону 1803 г.) получали свои прежние наделы не в собственность, а только во временное пользование.

В 1837 -1841 гг. правительство провело реформу управления крестьянами, принадлежавшими казне. Они были переданы в ведение учрежденного для этой цели министерства государственных имуществ с многочисленным штатом чиновников в центре и на местах. Глава министерства граф П. Д. Киселев наметил широкую программу деятельности. Предполагалось улучшить землепользование крестьян, упорядочить взимание с них оброка, ввести новейшую агротехнику, организовать больницы, школы и т. д. Это была типично крепостническая реформа, проводившаяся бюрократическим путем. Она сохраняла за казной право собственности на землю и подчиняла государственных крестьян стеснительной и мелочной опеке чиновников. В 1841-1845 гг. в ряде губерний произошли крупные волнения против бюрократического произвола в государственной деревне.

Замысел крепостников-реформаторов потерпел неудачу. Но реформа способствовала созданию условий для более быстрого развития капиталистического производства у государственных крестьян. После перехода казенных земель в особое министерство захват их помещиками стал ограничиваться. Была уничтожена барщинная эксплуатация крестьян в имениях, сдававшихся в аренду. Укреплялось подворное землепользование зажиточной прослойки крестьян, получавших от казны кредит и агрономическую помощь.

В правительственных кругах рисовали себе Россию и в будущем аграрной страной, так как правительство Николая I опасалось социальных последствий развития фабричной промышленности. Но, несмотря на это, оно само вынуждено было в ряде случаев поощрять развитие капиталистического производства. Правительство стало устраивать выставки промышленных изделий, открыло в столице Технологический институт, создало Мануфактурный и Коммерческий советы с совещательным представительством мануфактуристов и купцов, в 1839-1843 гг. путем введения твердой серебряной валюты оно укрепило денежное обращение.

По ходатайствам фабрикантов было даже узаконено более широкое применение наемного труда в промышленности. В 1835 г. помещикам запретили отзывать оброчных крепостных с работы по найму на мануфактурах и фабриках до истечения договорного срока найма. В 1840 г. владельцы посессионных предприятий добились права отпускать на волю своих крестьян, чтобы шире использовать труд наемных рабочих.

Желая предотвратить рост рабочих волнений, правительство в 1835 г. предложило фабрикантам вести регулярные записи всех расчетов с рабочими и предупреждать их об увольнении не позднее как за две недели. Широкая эксплуатация детского труда на русских бумагопрядильнях вызвала запрещение в 1845 г. ночной работы для детей в возрасте до 12 лет. Одновременно для подавления стачечного рабочего движения было введено суровое наказание за участие в стачках (до ссылки на каторгу включительно). При этом в Уложении о наказаниях было сказано, что такая мера борьбы со стачками «заимствована из законодательства иностранного». Официальное утверждение крепостников, что «язва пролетариатства чужда России», опровергалось законодательной практикой самого царизма.

Таким образом, переходный период социально-экономического развития России во второй четверти XIX в. наложил на политику правительства Николая I отпечаток некоторой противоречивости. В целом эта политика являлась реакционной и была направлена на укрепление самодержавно-крепостнического строя. Вместе с тем правительство вынуждено было считаться с развитием в стране буржуазных отношений и частично отражало их в законодательных мероприятиях, которые, однако, непосредственно не угрожали господствующему положению дворян-крепостников.

Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы . Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский . 1956—1565 .

  • Внутренняя политика Павла I
  • Военная техника

Смотреть что такое «Внутренняя политика царизма в 19 в.» в других словарях:

Дякин, Валентин Семёнович — Валентин Семёнович Дякин Дата рождения: 24 июля 1930(1930 07 24) Место рождения: Харьков, Украинская ССР, СССР Дата смерти: 10 января 1994 … Википедия

Дамешек, Лев Михайлович — Лев Михайлович Дамешек (родился 2 апреля 1948 в селе Мишелёвка Усольского района Иркутской области[ссылка 1]) ректор Иркутского института повышения квалификации работников образования, заведующий кафедрой истории России Иркутского… … Википедия

Дворянство — сословие светских землевладельцев, обладавших наследственными привилегиями; вместе с Духовенством составляло господствующий класс в феодальном обществе; в ряде стран в той или иной степени сохранило свои привилегии и при капитализме.… … Большая советская энциклопедия

Плец, Михаил Александрович — Михаил Александрович Плец … Википедия

Плец — Плец, Михаил Александрович Михаил Александрович Плец (27 февраля 1842 года 22 января 1911 года) тайный советник, губернатор Енисейской губернии, член Правительствующего сената. Окончил юридический факультет Санкт Петербургского университета по… … Википедия

Посольский Спасо-Преображенский монастырь — Монастырь Посольский Спасо Преображенский … Википедия

СССР. Библиография — Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия

Грузинская Советская Социалистическая республика — (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика) Грузия (Сакартвело). I. Общие сведения Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 входила в состав Закавказской федерации (См. Закавказская… … Большая советская энциклопедия

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

СССР. Феодальный строй — В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

13.1. Внутренняя политика царизма и контрреформы

13.1. Внутренняя политика царизма и контрреформы

Период царствования Александра III (1881–1894) часто называют временем народного самодержавия и контрреформ.[12]

Решающую роль в разработке основ контрреформ и их последующей практической реализации сыграл воспитатель Александра III обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев (1827–1907). Другими идеологами контрреформ были М.Н. Катков, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский. Их взгляды оказали решающее влияние как на обоснование внешнеполитической доктрины, так и на выработку внутренней политики.

Основу внешнеполитического курса составляли идеи панславизма и поддержка освободительного движения славян, укрепление русского влияния в Азии и экспансия на окраинах империи, сближение с Францией.

В сфере внутренней политики идеологи контрреформ предлагали на основе сильной самодержавной власти консервацию и усечение преобразований, усиление дворянского представительства во властных структурах на местах и роли феодальных институтов типа общины.

Экономическая программа Каткова—Победоносцева также содержала идею укрепления самодержавной власти на основе развития национальной промышленности. Эта программа предусматривала строгий контроль со стороны государства над биржевыми операциями и частным предпринимательством, использование государственной винной и табачной монополии как средства налогообложения, поддержку помещичьего хозяйства, укрепление общинного землевладения в деревне.

Партия контрреформ разработала реальную программу самобытного развития России, старалась реализовать ее и вела борьбу со сторонниками реформ в государственном аппарате. Главные контрреформаторские меры были осуществлены в социально-политической и культурной сферах.

14 августа 1881 г. был принят специальный Закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Он был принят как чрезвычайная мера для борьбы с террором народовольцев и революционным движением. Согласно этому закону увеличивался штат жандармов, создавались охранные отделения, вводился политический сыск и поощрялось провокаторство, ограничивалась гласность судопроизводства по политическим делам. Закон просуществовал вплоть до 1917 г.

27 августа 1882 г. вступили в действие новые «Временные правила о печати», согласно которым любой печатный орган мог быть закрыт, если его деятельность признавалась вредной для общества. Например, таким образом было прекращено издание с января 1884 г. известного журнала либерального направления «Отечественные записки».

23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, упразднивший внутреннюю автономию университетов.

12 июля 1889 г. был введен институт земских участковых начальников. Они обладали полномочиями контроля за общинным самоуправлением крестьян и правом решения земельных вопросов. Они назначались из дворян, что означало определенный возврат административной власти бывших помещиков над сельскими крестьянскими обществами.

12 июня 1890 г. было утверждено новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Главная цель этого документа заключалась в усилении позиции дворянства как самой благонадежной категории населения в земствах за счет изменения земской избирательной системы. Увеличивалось число депутатов от дворян и сокращалось их число от других сословий. Из числа избирателей исключались священники, владельцы торговых заведений и лица, имевшие купеческие свидетельства. К 1890-м гг. царскому правительству удалось добиться нужных для себя сословных изменений в земских учреждениях: дворяне составляли 55,2 % гласных в уездах и 89,5 % в губернских земских собраниях.

11 июня 1892 г. было принято новое Городовое положение, которое произвело изменения в городской избирательной системе. Были отстранены от выборов мелкие и средние собственники ввиду повышения имущественного ценза, необходимого для участия в выборном процессе. Существенно ограничивались права и независимость органов городского самоуправления.

Сторонники контрреформ пытались также серьезно изменить и судебные уставы 1864 г. Но их попытки практически не удавались, за исключением изменения ценза присяжных заседателей в пользу дворянского сословия (1887) и изъятия части дел из ведения суда присяжных (1889).

Важным элементом контрреформаторской политики властей был курс на укрепление крестьянской общины не только через контроль над ней при помощи земских участковых начальников, но и за счет консервации основ патриархального строя в деревне.

Читайте также  Крушение золотой орды

18 марта 1886 г. правительство издало закон, в соответствии с которым затруднялись крестьянские семейные разделы, так как для этого требовалось получение согласия главы семьи и 2/3 сельского схода. В 1893 г. были приняты законы, ограничивающие права общины на передел земли и закрепление наделов за крестьянами. Интервал между переделами не мог быть меньше 12 лет. Передел разрешался, если за него проголосовало не менее 2/3 крестьянской общины. Эти меры были направлены на защиту интересов зажиточной части крестьянства. Более того, в том же году был принят закон, запрещавший закладывать надельные земли, ограничивавший залог и продажу крестьянских земель.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2. Внутренняя политика

2. Внутренняя политика Экономика. Главной задачей внутренней политики СССР в первые послевоенные годы было восстановление экономики. Война причинила колоссальный материальный ущерб. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тыс. сел и деревень,

1. Внутренняя политика

1. Внутренняя политика Экономика. С лета 1953 г. руководство СССР взяло курс на реформирование экономики, который благотворно отразился как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ, вошедших в историю как

§ 27. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

§ 27. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Промышленность. Советский народ победоносно завершил Великую Отечественную войну. Перед ним встала сложнейшая задача – восстановление страны. Фашисты превратили в руины 1710 городов, более 70 тыс. сёл и деревень, тысячи заводов, шахт, больниц, школ.

§ 27. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

§ 27. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Промышленность. Советский народ победоносно завершил Великую Отечественную войну. Перед ним встала сложнейшая задача – восстановление страны. Фашисты превратили в руины 1710 городов, более 70 тыс. сёл и деревень, тысячи заводов, шахт, больниц, школ.

§ 29. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

§ 29. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Экономическое развитие страны. Во второй половине XVIII в. в состав Российской империи вошли Правобережная Украина, Северное Причерноморье, Приазовье, Крым, а также территория между Бугом и Днестром. За 1745 – 1795 гг. количество жителей страны

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Внутренняя политика Екатерины по своим задачам не была проще внешней. В последней надобно было показать силу империи и удовлетворить национальное чувство; в первой предстояло проявить блеск власти, упрочить положение ее носительницы и согласить

Внутренняя политика царизма в 60-70-х годов XIX в. Буржуазные реформы

Внутренняя политика царизма в 60-70-х годов XIX в. Буржуазные реформы Крестьянская реформа 1861 г. привела к изменениям в экономической структуре общества, что вызвало необходимость трансформации политической системы. Новые буржуазные реформы, вырванные у правительства в

§ 4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

§ 4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Организационной и идеологической основой самодержавного государства являлся монарх. Политика определялась его собственными представлениями о значимости для страны очередной проблемы и ориентацией на те или иные способы ее решения. Эти

§ 4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

§ 4. ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА Монархи и бюрократия. Россия оставалась абсолютной монархией. Управление страной русские монархи осуществляли путем участия в заседаниях высших государственных органов и регулярного просмотра докладов министров и губернаторов.В практику

Внутренняя политика

Внутренняя политика «Захватив власть, аристократия постаралась прежде всего обезопасить себя от того, чего она опасалась более всего, а именно от установления личной власти в результате сговора дожа с народом, т. е. от установления режима, именуемого тиранией, в отличие

Внутренняя политика

Внутренняя политика Из самых благодетельных учреждений императора Николая Павловича на первом месте стоит Третье отделение.О возникновении этого отделения существует следующее предание.Однажды царь Николай сидел грустный в своем дворце. Никто не понимал причины его

1. Внутренняя политика

1. Внутренняя политика 1.1. Причины Февральской революции Обычно принято отделять в исторических событиях внешние поводы от внутренних причин, но само историческое действие представляет собой сложный сплав, в котором трудно вычленить случайное и закономерное. В

Внутренняя политика

Внутренняя политика Отличительной чертой политической системы Третьей республики была министерская нестабильность. С начала XX в. и до Первой мировой войны во Франции четыре раза проводились выборы в Палату депутатов (1902, 1906, 1910 и 1914). За это время у власти сменилось

XII. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

XII. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. В национальной политике, проводимой в эту эпоху царским правительством в Крыму, отчетливо видны начала осознанного и позднее, в годы Крымской войны, и после нее теоретически «обоснованного» шовинизма и

Украинские громады и официальная политика царизма

Украинские громады и официальная политика царизма Во второй половине 50-х годов XIX столетия в Петербурге проживала большая группа патриотически настроенных украинцев. При поддержке помещиков-меценатов Тарковских и Г. Галагана они создали типографию, где печатали

4. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА И ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ КРЕСТЬЯНСТВА

4. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА И ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ КРЕСТЬЯНСТВА Столыпинское аграрное законодательство. Революция 1905–1907 гг., в ходе которой крестьянство не только решительно выступило с требованием конфискации помещичьей и национализации всей земли, по и развернуло

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Островский Зиновий Григорьевич

Книга «Кому нужна вражда к евреям?»

Оглавление

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • »
  • Перейти

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЦАРИЗМА

При власти капиталистов не может быть национального равенства и мирного сожительства разных народов внутри государства. Почему не может быть? Потому что эксплуататорским классам нужна национальная вражда, мешающая сплочению трудящихся. При помощи национальной вражды можно легче разъединить трудящихся разных национальностей, затемнить у них сознание своих классовых интересов и ослабить или подавить революционное движение. При помощи национальной вражды можно легче переманить к себе покупателя, заказчика, вкладчика. А в то же время сами капиталисты разных наций объединяются, чтобы сообща эксплуатировать трудящихся.

«Посмотрите на капиталистов, — писал Ленин, — они стараются разжечь национальную вражду в простом народе. А сами отлично обделывают свои делишки; в одном и том же акционерном обществе — и русские, и украинцы, и поляки, и немцы. Против рабочих объединены капиталисты всех наций и религий, а рабочих стараются разъединить и ослабить национальной враждой».

Как пример можно взять Румынию. В Румынии капиталисты и их правительство часто организовывают еврейские погромы в ряде городов. Румынская буржуазия натравливает румынских рабочих и крестьян на евреев. Еврейская же буржуазия восстанавливает еврейских трудящихся против румынских. В то же самое время еврейская буржуазия полностью поддерживает румынских капиталистов, прямых организаторов погромов, на выборах в парламент. Еврейская и румынская буржуазия совместно владеют банками, заводами, землей и эксплуатируют румынских и еврейских трудящихся.

Буржуазия господствующей нации создает для других национальностей разные ограничения в политическом, хозяйственном и культурном отношениях. Этим она облегчает себе конкуренцию на рынке и укрепляет свое положение. В капиталистических странах травят и преследуют национальные меньшинства. Например в Чехо-Словакии преследуют и угнетают немцев и словаков. В Польше свирепо угнетают украинцев, белоруссов и евреев. В Америке преследуют негров.

В царской России больше половины населения (57 процентов) составляли народы нерусских национальностей. Они находились в неравном положении по сравнению с русским населением. Они подвергались разного рода угнетениям и преследованиям со стороны царского правительства, русских помещиков, капиталистов и кулаков, захватывавших лучшие земли у ингушей, чеченцев, киргизов, бурят, калмыков и других народов.

Десятый съезд коммунистической партии в 1921 году отметил, что «Политика царизма, политика помещиков и буржуазии по отношению к этим народам состояла в том, чтобы убить среди них зачатки всякой государственности, калечить их культуру, стеснять язык, держать их в неравенстве и наконец по возможности руссифицировать (то-есть насильственно навязать им русский язык и русскую культуру)». Царское правительство разжигало национальную вражду между народами России, чтобы отвлечь рабочих от классовой борьбы. Например в 1905 году полиция и жандармы организовали в Баку армяно-татарскую резню, во время которой погибло много трудящихся с обеих сторон. Царская власть натравливала украинцев на поляков, русских — на украинцев, а все народы в отдельности возбуждала против евреев. Евреев притесняли, мучили, пытали и громили.

Притеснения и ограничения в правах вынуждали евреев приспособляться, повышать свои знания. Русские помещики, кулаки, купцы, фабриканты, крупные ремесленники и часть буржуазной интеллигенции крепко ненавидели евреев как своих конкурентов. Но они прикрывали свои корыстные цели воплями о «жидовском засилии» и «защите православной веры» от богом проклятого племени, о защите мужика от «жидовского обмана» и так далее.

Такой способ борьбы с конкурентом был самый легкий и самый выгодный для буржуазии. Когда русскому фабриканту, купцу или ремесленнику приходилось бороться со своим же русским конкурентом, то он мог его одолеть только в том случае, если он предлагал товар лучшего качества или уступал его по более сходной цене. Если же конкурент был еврей, то русский фабрикант, купец, ремесленник мог заводить с покупателем или заказчиком такую примерно речь:

«Ты русский, и я русский, мы оба люди одной веры, одной крови. Еврей нам обоим одинаково чужой. Он нехристь, он враг всего русского; поэтому мы не должны иметь с ним дела, а ты должен договориться со мной».

Конечно далеко не все поддавались на эту хитрость. Буржуазия не смогла своими злостными выдумками затуманить сознание всех трудящихся. Но эта агитация имела успех среди самых отсталых слоев населения.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: