Крупная промышленность и стахановцы. организация народного хозяйства

Стахановцы рыночной экономики В поисках потерянного качества стоит вернуться в СССР В плановой советской экономике законы неуклонного повышения качества и экономии времени не

Крупная промышленность и стахановцы. организация народного хозяйства

Стахановцы рыночной экономики

В поисках потерянного качества стоит вернуться в СССР

В плановой советской экономике законы неуклонного повышения качества и экономии времени не действовали, утверждают современные СМИ, – не было конкуренции. Так же часто говорится о низком уровне жизни населения СССР (надо полагать, сейчас он на порядок выше).

Основными причинами отставания авторы полагают коммунистическую идеологию, основанную на жестком госрегулировании и всеобщем контроле, на отсутствии свободы слова, предпринимательства и прочих вольностей, приоритет государственной собственности, централизованное планирование деятельности на всех уровнях управления, исключающее инициативу работника и гражданина как движущую силу развития общества.

Рыночная же экономика характеризуется либеральными авторами самым восторженным образом. Дескать, ее эффективность в два-три раза выше плановой, а движущей силой развития служит конкуренция, регулируемая государством. И потому на всемирной доске почета – Скандинавия, Канада, Япония, Австрия, Швейцария и, конечно, США. Страны с отлаженным механизмом регулируемой рыночной экономики.

После развала СССР прошло почти 30 лет. Есть смысл оценить «достижения» рыночного этапа развития России, унаследовавшей основной потенциал великой страны.

Качественное бесправие

Повседневная жизнь и состояние отечественной промышленности, конкурентоспособность продукции, даже оборонной, говорят о том, что гордиться достижениями рыночной экономики пока не приходится, а советский опыт руководства и управления народным хозяйством с его плановым характером становится все более привлекательным и, что самое главное, понятным и эффективным. А перенимаемое с Запада, как оказалось, слабо приживается на нашей почве.

“ Зарплата 10–12 тысяч рублей в месяц считается хорошей, притом что цены на продукты как в Москве ”

Продукция военного назначения, которая ныне преподносится как достижение современной России, создавалась еще в 80-х при плановой централизованной экономике. Мне довелось бывать на международных выставках авиакосмической техники в Жуковском в 1993 и 1995 годах. Там представляли перспективные модели, которые пошли в массовое производство. Далось это благодаря громадным трудам руководителей и коллективов предприятий, уцелевших после развала ОПК, и продаже наших передовых ВВТ за рубеж. То есть плавного перехода от экономики советского периода к рыночной не случилось, зато были созданы невыносимые условия для деятельности оборонпрома в надежде на то, что заводы окончательно разорятся и развалятся.

Эти проблемы не преодолены, в стране по-прежнему нет программы перехода экономики к рыночным механизмам с участием государства. Власти в это дело не вмешиваются.

А стоило бы проанализировать деятельность после 1991 года и сделать выводы, провести коррекцию, дабы не повторять ошибок и окончательно вытянуть из трясины и ОПК, и предприятия, нацеленные на выпуск гражданской продукции. Почему в капиталистической России граждане в большинстве своем спустя 28 лет после начала рыночных реформ не видят реальных улучшений в качестве жизни, балансируют на грани выживания?

В моем родном Ейске в результате не осталось ни одного реально работающего и прибыльного предприятия. Закрыты не только крупные с численностью от одной до трех тысяч человек (для города с населением 80 тысяч жителей), но и мясоперерабатывающий, молочный заводы, исчезли плодоовощные хозяйства. Остались курортный сектор (эффективно работающий только летом) и морской порт. Зарплата 10–12 тысяч рублей в месяц считается хорошей, а цены на продукты в супермаркетах как в Москве.

При разборе высказываний ученых мужей о низкой эффективности хозяйствования в СССР сразу бросается в глаза поверхностный анализ причин экономических проблем и то, что все мажется черной краской.

Сейчас модно упоминать по поводу и без него стратегический и инновационный менеджмент, менеджмент качества. Анализ уровня руководства и управления в СССР соответствовал требованиям, принципам и методам международных стандартов ИСО 9000, ЕН 9100. Да и эти требования к СМК были разработаны на основе советского опыта: КС УКП, КАНАРСПИ, НОТ.

В СССР наряду с плановой экономикой существовала и рыночная – в форме полного и неполного хозрасчета. И заводы имели больше свободы, нежели нынешние, входящие в интегрированные структуры, такие как «Вертолеты России», ОАК, КРЭТ, «Технодинамика» и, конечно же, Ростех.

Фактически предприятия ОПК, вошедшие в госкорпорацию, теряют всякую экономическую самостоятельность, утрачивают возможность принимать стратегические и оперативные решения. Такие процессы, как маркетинг, закупки, продажи, инвестиции, инновации и бюджетирование, целиком находятся под силовым регулированием управляющих структур госкорпораций.

Если на советских предприятиях первый руководитель был полновластным хозяином, а администраторы среднего звена отчитывались только основными результатами деятельности (имея возможность самостоятельно организовывать работу цеха, использовать выделенные денежные фонды), то сегодня даже генеральный директор производственной компании, включенной в ИС, всего этого лишен. Стратегические вопросы решаются наверху. Заявки предприятий на обеспечение ресурсами удовлетворяются не более чем на 50 процентов. Даже выбор поставщиков или смежников идет через специализированные подразделения управляющих организаций. Но отвечать за закупаемую продукцию, качество и количество приходится самим предприятиям.

В советский период не только руководители имели большую возможность управлять производственными процессами (но с них и спрашивали соответственно). Трудовые коллективы гораздо активнее и глубже вовлекались в деятельность предприятия, были заинтересованы в результатах (не являясь акционерами или совладельцами). Любой тогдашний работник имел намного больше прав, чем нынешний. Каждый мог выдвигать предложения, претензии и отстаивать их в любой инстанции. Сейчас же несогласного, недовольного не составляет труда уволить или создать ему такие условия, что сам уйдет. Это наблюдается повсеместно. Обращаться в судебные инстанции затратно, чаще всего и бесполезно.

Запад упрекал СССР в нарушении прав человека, что имело место в отношении отдельных граждан, несогласных с политикой властей. Однако в целом она была направлена на удовлетворение потребностей широких масс трудящихся. В нынешней России большинство граждан лишены прав в части здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, трудоустройства, волеизъявления, объективного судопроизводства.

Свою недостаточную компетентность нынешние топ-менеджеры во власти и государственных интегрированных структурах скрывают за ширмой из силовых и охранных инстанций, строгим пропускным режимом, правилами корпоративной этики, ограничением доступа рядовых работников к высшему руководству, плотными рядами секретарей и референтов. Фактически исчезли дни и часы приемы руководителей УО ИС, а обращаться с жалобами – непозволительная роскошь (такой процедуры в ИС в принципе нет, как и профсоюзов).

Призрак конкуренции

Если коротко, то конкуренции в современной России нет ни в каких формах. Правда, в этом преуспевает шоу-бизнес, но он не влияет на экономическое развитие страны. Взаимоотношения между государственными и коммерческими структурами заключаются в коррупции.

В СССР была регулируемая государством конкуренция в форме соревнований между предприятиями, отраслями и, конечно, работниками в трудовых коллективах. Стахановское движение подхватили во всем народном хозяйстве. Это была эффективная форма вовлечения граждан страны в развитие общества, увеличение его производительных сил и потенциала. Конечно, мог присутствовать элемент формализма, но то, что соревнование давало существенное увеличение производительности труда, бесспорно.

“ Созданный Советским Союзом запас мирного времени, судя по всему, заканчивается ”

Можно вспомнить, сколько в ОПК СССР создавалось опытных конструкторских бюро по каждой тематике. Так, техзадания на разработку новых самолетов получали, как правило, два-три ОКБ. Даже после разработки и запуска в серию осваивалось не менее двух моделей ЛА, чтобы исключить риски отсутствия передового вооружения. Не все получалось оперативно и гладко, но это уже другой вопрос.

Нынче налицо планомерное недофинансирование ОКБ и их сокращение. МВЗ им. Миля и «Камов» под лозунгом «оптимизации» фактически объединены. При этом ликвидирована большая производственная площадка в Люберцах. Ее теперь застраивают жилыми домами. Возникает вопрос: что для нынешней России важнее – экономический потенциал и оборонная мощь или доходы генералов от стройиндустрии?

В 2008 году продано историческое для вертолетной авиации здание ОКБ на Сокольническом Валу, которое создавал выдающийся генконструктор Михаил Миль, само ОКБ переселено на территорию опытного производства. А на производственной площадке АО «МВЗ им. Миля», все там же, в Люберцах (станция Панки), очень хорошо расположилась итало-российская компания, уже 10 лет поставляющая на наш рынок вертолеты AW-139. Совместная деятельность заключается, вероятно, не столько в обмене опытом и знаниями, сколько в распределении доходов. Под крылом «Вертолетов России» пригрелись явные конкуренты. В перспективе надо ожидать, что ОКБ покинут исторические места, будут ликвидированы или переведены в филиалы на серийных предприятиях отрасли (например в кластер вертолетостроения в Батайске).

Сейчас стала очень популярной тема конкурентного качества, в том числе в ОПК. Но продукция отечественной «оборонки» может конкурировать только с иностранными изделиями, в интегрированных отраслевых структурах состязательность исключена по определению.

Даже в малом бизнесе, на рынках сельхозпродуктов фактически отсутствует конкуренция, что мы ежедневно наблюдаем, вступая в товарно-денежные отношения с «независимыми» продавцами и производителями. «Невидимая рука рынка» делает цены на однотипные товары строго равными вне зависимости от места их производства, закупочной оптовой цены и даже от качества. Конкуренция здесь, безусловно, существует, но, к сожалению, криминального характера, а это уже другая история, из которой наше общество и государство не извлекают ровным счетом ничего. Не получит денег на развитие и фермер, вынужденный продавать перекупщикам свой товар по бросовой цене, не будет удовлетворен и потребитель, переплативший за продукт, стоимость которого включает административную ренту и содержание охранных структур. Почти такие же схемы действуют и в других секторах российской экономики.

Не лучше обстоят дела в промышленности, в практике закупок материалов и комплектующих, хоть там на каждом шагу существует контроль со стороны заказчика в виде ВП МО РФ. Особенности здесь заключаются в зарегулированности процедур и невозможности выбрать нужную конкретному предприятию продукцию с оптимальным соотношением цены и качества. Так называемые тендеры и конкурсы при всей их сложности создают больше возможностей для победы неэффективных компаний с более низкой ценой (так называемой начальной максимальной ценой) и соответствующим качеством.

Характерный пример – «российский» лайнер SSJ 100. О нем на этапе создания говорили как об инновационном изделии, государство вбухало кучу денег, хотя работы выполняла коммерческая фирма под руководством ОАК. Более 80 процентов комплектующих лайнера от зарубежных фирм (вся авионика, топливная система, управление и жизнеобеспечение ЛА, электроснабжение и противопожарное оборудование). Отечественные компании не смогли пробиться в поставщики. Если назвать вещи просто, то это полное овладение российским рынком иностранными производителями при лоббировании их интересов прежним руководством ОАК и курировавшими отрасль чиновниками.

Теперь после ряда авиационных происшествий с «Суперджетом» выясняется еще более неприглядная картина: самолет имеет существенные конструктивно-производственные недостатки.

Возникают естественные и достаточно неприятные вопросы. Откуда в таком случае возьмется конкурентное качество у отечественных товаров, тем более для зарубежных покупателей? Есть ли у российских производителей средства для инновационного развития?

Ответ напрашивается однозначный – нет. Вывод: в нынешней России отсутствует то, ради чего разваливали СССР, – рыночная экономика с элементами в том числе конкуренции товаров и услуг, что должно было бы на 28-м году реформ существенно повысить уровень жизни в стране. Люди это понимают, и поэтому в обществе все охотнее вспоминают о советском периоде. При всех отрицательных факторах, свойственных первой в мире стране социализма, находившейся в окружении высокоразвитых государств с передовым капиталистическим укладом экономики и готовившейся постоянно к войне, чтобы защищать свои рубежи от «передовых цивилизаций», в том числе гитлеровской Германии, империалистической Японии.

Читайте также  Общественный строй населения в период образования централизованного русского государства.

А результаты достижений СССР и сейчас налицо: с 1945 года и по сию пору страна живет в мире, если не считать грубой и некомпетентной политики в отношении своих же регионов и соседних дружественных государств в 80 и 90-х годах ХХ столетия. Но этот запас мирного времени, судя по симптомам, заканчивается, или его уже совсем не осталось. Очень не хочется, чтобы для современников повторился 1941-й год и нынешнее поколение молодежи, наши дети и внуки, жизнью ответили за последствия «рыночных» реформ.

Заголовок газетной версии – «Потерянный «Знак качества».

Сергей Дорохов, директор Центра научных исследований АНО «Военный регистр»

Газета «Военно-промышленный курьер», опубликовано в выпуске № 30 (793) за 6 августа 2019 года

Кто был первым стахановцем: Алексей Стаханов или Петр Кривонос?

Вождь предложил отыскать главного «маяка» непосредственно во Всесоюзной кочегарке, от которой, по его глубокому убеждению, зависел успех второй пятилетки. Сталину очень хотелось, чтобы новому движению, в начальной его стадии, через средства массовой информации был дан мощный всесоюзный трудовой толчок, основанный на почине новаторов. «Будет почин, а последователей партия всегда найдет!» – таков был итог совещания, подведенный Сталиным.

Нарком путей сообщения Л.М. Каганович, получив весте с остальными руководителями отраслей народного хозяйства задание вождя, по прибытию в наркомат вызвал к себе корреспондента «Гудка» Ефима Баткина, который еще совсем недавно работал у него референтом. Задание, которое получил Баткин от наркома, особой сложностью не отличалось, – найти на Донбассе машиниста, умеющего резво водить тяжеловесные поезда, организовать в газетной статье всесоюзный рекорд, обеспечив, таким образом, стальные артерии страны взбадривающим адреналином в виде новаторского почина. Но написать необходимо так, чтоб соревновательный мотив дал заметный экономический эффект в отрасли – существующим парком паровозов обеспечить динамично развивающуюся индустрию страны в народнохозяйственных перевозках.

По рекомендации паровозной службы Донецкой железной дороги Баткин направился в Славянск и с бригадой машиниста Петра Кривоноса съездил в Лозовую. Знаменитая поездка состоялась 1 июля 1935 года. Ночью десятистраничный очерк был готов и железнодорожным телеграфом отправлен в редакцию. Ближе к вечеру главный редактор «Гудка» устроил Баткину телефонный разнос – фамилия машиниста «Кривонос» очень не понравилась Кагановичу: «Нашли бы еще Перешибиноса, – негодовал нарком, – вся страна будет хохотать, поддерживая почин Перешибиноса! Очерк переделать, машиниста найти с простой, звучной фамилией!».

Казалось, череда непредсказуемых исторических событий и фортуна от вернулась от машиниста паровоза Петра Кривонос а . Железнодорожному транспорту в период завершения реконструкции страны отводилась важная, но не главная роль – на данном этапе исторического развития СССР первостепенную роль играла угольная промышленность, обеспечивающая динамичное развитие металлургии и соответственно других отраслей тяжелой промышленности.

На очередном совещании, где присутствовали Сталин, Каганович, Орджоникидзе и некоторые другие члены Политбюро, вождь неожиданно вернулся к вопросу «маяков», проявив интерес к организации выполнения его задания. Каганович доложил, что нашли рекордсмена-машиниста, но фамилия подводит. Орджоникидзе, курирующий тяжелую промышленность проинформировал, что ищут лучшего забойщика-шахтера со звучной фамилией. Сталин повторно высказал твердое пожелание, чтобы первым «маяком» был именно шахтер.

Ждать и быть вторым Каганович не хотел, но и перечить вождю — смерти подобно. Поэтому трудовая слава машиниста Петра Кривоноса начинает «раскручиваться» на региональном уровне. В дорожной газете «Железнодорожник Донбасса» 14 июля 1935 г. опубликовано его обращение ко всем машинистам депо Славянск и Донецкой дороги: «За последние четыре месяца погрузка выросла более чем на 20%. А, на сколько мы улучшили использование нашего мощного паровоза, чтобы обеспечить перевозку грузов? В этом отношении мы нечего не сделали. Разве можно молчать, когда паровоз, как машина используется только на три четверти, а то и наполовину? Кто из нас показал такой класс? В каком депо добились самого лучшего использования паровоза? Довольно топтаться на местах!» – восклицал П.Ф. Кривонос. «Правильно топить, форсировать котел, умело использовать пар, хорошо изучить профиль пути, быть каждую секунду на чеку, ездить сознательно, без ухарства – это мои законы» – констатировал новатор.

«Гудок» откликнулся передовой статьей, переделанной из статьи Баткина, тщательно отредактированной, усредненной и отполированной. Нарком Каганович в первых числах августа прислал приветственную телеграмму Кривоносу: «Приветствую тов. Кривоноса показавшего своей ударной безаварийной работой образец овладения техникой и сознательным социалистическим отношением к труду. С удовольствием принимаю Ваше обещание полностью и безаварийно использовать паровоз. Наркомпуть Л. Каганович».

И у же 5 августа 1935 г. Постановлением ЦИК «О награждении работников железнодорожного транспорта» Петр Кривонос был награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина за образцовую и успешную работу по подъему железнодорожного транспорта, за активную и энергичную борьбу с крушениями и авариями.

Только через два месяца в центральной прессе и на радио стала греметь фамилия забойщика шахты «Центральная – Ирмино» Алексея Стаханова, поставившего всесоюзный рекорд в ночь с 30 на 31 августа 1935 года: при норме 7 тонн сменное задание он перевыполнил в 14 раз! (на 1350%), вырубив 102 т. угля, что намного превосходило мыслимо допустимые пределы возможного одного человека (при перерасчете на крепильщиков, коногонов и других подсобных рабочих рекордная цифра значительно уменьшалась). О том, что этот рекорд носит чисто пропагандистский характер свидетельствует тот факт, что уже в шесть часов утра, 31 августа 1935 года , прямо на шахте состоялся пленум шахтпарткома. Чувствуя перегиб, инициатор и вдохновитель рекорда партком шахты в своем решении счел необходимым «заранее указать и предупредить всех тех, кто попытается клеветать на тов. Стаханова и его рекорд…». Среди прочего, пленум парткома шахты постановил, считать, что Стаханов А.Г. в ночь с 30 на 31 августа за свои рабочие шесть часов установил мировой рекорд производительности отбойного молотка, дав 102 тонны угля. Этим же решением было предусмотрено выделение Стаханову квартиры в доме ИТР с мебелью и телефоном, постоянные места в кинотеатре, семейную путёвку на курорт и обеспечить другими материальными благами.

Петр Кривонос и Алексей Стаханов

11 сентября 1935 г. впервые в «Правде» появились слова «стахановцы» и «стахановское движение», ставшие крылатыми на всех необъятных просторах СССР для новаторов социалистического производства, многократно превышавших установленные нормы.

А 28 сентября 1935 года на третьей странице в «Правде» была размещена скромная заметка: «Машинист Кривонос и составитель Кожухарь». «На родине стахановского движения развернулась борьба за скорость паровоза, за рекордное формирование товарных поездов … В июле текущего года произошло событие, заставившее произвести переоценку ценностей. Молодой машинист Петр Кривонос провел тяжелый угольный состав на участке Славянск-Лозовая со скоростью 31,9 км/час. …. Нарком тов. Л.М. Каганович приветствовал почин Кривоноса и его последователей – лучших паровозников Донецкой железной дороги».

Только после признания Стаханова зачинателем движения масс и маяком всесоюзного масштаба «Правда» – главный печатный орган ЦК ВКП (б) 3 октября 1935 г. в статье «Рекорд машиниста Кривоноса» впервые по называет новый производственный успех машиниста-орденоносца (Каганович постарался, молодец!) рекордом. Сам Кривонос свой парадный рекорд вспоминал так: «1 октября на транспорте был введен новый график, поезда пошли по расписанию. Честь вести первый поезд по новому графику депо предоставило мне. Я разукрасил свою машину красными полотнищами и лозунгами. Впереди на паровозе был портрет Лазаря Кагановича».

Но, после массы рекордов шахтеров, помпезно представленных в прессе и на радио это событие воспринялось как обычное, обыденное дело, не заслуживающее особого внимания. Все, что должно было произойти, уже произошло – стереотипы взломаны, движение масс за рекордные показатели во всех наркоматах набрало курьерскую скорость! В каждой отрасли народного хозяйства стали появляться свои маяки и Кривонос стал одним из многих. Первым его оставили только на железнодорожном транспорте. Общепризнанным знаменоносцем всесоюзного движения коммунистическая партия утвердила Стаханова. Все другие маяки были рядом, но оставались в тени его славы.

14 ноября 1935 года в Москве, Центральный Комитет ВКП(б) провел первое (и последнее) Всесоюзное совещание стахановцев в промышленности и на транспорте с участием самого Сталина. Открывая совещание, Серго Орджоникидзе сказал: «30 августа на шахте «Центральная-Ирмино» рядовой забойщик Алексей Стаханов ударом отбойного молотка вместо семи тонн по норме вырубил 102 тонны угля. Через пару дней, 3 сентября, парторг-организатор Дюканов – 115. 19 сентября на Горьковском автозавода кузнец Бусыгин отковал 1050 коленвалов вместо 675».

И далее уже о Кривоносе: «Примерно в то же время машинист паровоза товарищ Кривонос в Донбассе подхватил почин Алексея Стаханова дает блестящий образец скорости движения паровоза: вместо нормы 30 километров час дает 53. ». Первым слово для выступления, после доклада, было предоставлено Стаханову, вторым Бусыгину, третьим Кривоносу. Придавая большое значение новому движению, на совещании выступил Сталин, назвав его «высшим этапом социалистического соревнования».

Выступление Сталина на первом всесоюзном совещании стахановцев промышленности и транспорта. В первом ряду делегатов активно рукоплещут Кривонос и Стаханов.

Постановлением ЦИК СССР 140 лучших ударников были награждены орденами (43 человека орденом Ленина, 97 орденом Трудового Красного Знамени). Открывал список награжденных орденом Ленина Стаханов А.Г., вторым был Дюканов М.Д., третьим организатор и вдохновитель рекорда парторг шахты «Центральная-Ирмино» Петров К.Г.

Фамилия П.Ф. Кривоноса открывала список награжденных орденом Трудового Красного Знамени, причем с примечанием, похожим на оправдание ЦИК перед Кривоносом: «ранее награжденного орденом Ленина». Возможно, Сталин и Каганович решили таким способом компенсировать возможные моральные переживания Кривоноса за всесоюзное стахановское, а не кривоносовское движение передовиков, менее чем за полгода наградив его двумя орденами.

Так железнодорожники под руководством Лазаря Кагановича опередили по «маяку» тяжелую промышленность, курирующую Серго Орджоникидзе, но, четко следуя пожеланиям Сталина на историческом пьедестале советской трудовой славы, остались вторыми, отдав славу первопроходцев ударного труда смежникам-шахтерам. Так возникло всесоюзное движение передовиков, названное коммунистической пропагандой движением стахановцев.

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Смотреть что такое ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА в других словарях:

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

(ВСНХ) учреждён при СНК декретом ВЦИК и СНК от 2 (15) декабря 1917 [опубликован 5 (18) декабря 1917] для организации всего народного хозяйства и. смотреть

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ), учреждён при СНК декретом ВЦИК и СНК от 2(15) дек. 1917 [опубл. 5(18) дек. 1917] для организации всего нар. . смотреть

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ), 1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, гл. образом промышленностью, в 1917-32. Создан. смотреть

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ), . 1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-32. Создан при Совете Народных Комиссаров РСФСР. С образованием СССР — объединенный (союзно-республиканский) наркомат (1923-32). ВСНХ СССР руководил промышленными предприятиями союзного значения, ВСНХ союзных республик — остальными. Местные органы: губернские, окружные совнархозы; в 1920-29 — также областное Промбюро (объединяло несколько губерний). ВСНХ СССР реорганизован в 3 наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. 2) Высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством при Совете Министров СССР в 1963-65. Местные органы — совнархозы.

Читайте также  Политический строй древнерусского государства

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ) -. 1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-32. Создан при Совете Народных Комиссаров РСФСР. С образованием СССР — объединенный (союзно-республиканский) наркомат (1923-32). ВСНХ СССР руководил промышленными предприятиями союзного значения, ВСНХ союзных республик — остальными. Местные органы: губернские, окружные совнархозы; в 1920-29 — также областное Промбюро (объединяло несколько губерний). ВСНХ СССР реорганизован в 3 наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности.

2)] Высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством при Совете Министров СССР в 1963-65. Местные органы — совнархозы.

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСНХ — центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью в Советском государстве в 1917 — 1932 гг. Создан при Совнаркоме РСФСР. С образованием СССР — объединенный союзно-республиканский наркомат — 1923—1932 гг. Руководил всеми предприятиями союзного значения. ВСНХ союзных республик — остальными. Местные органы: губернские, областные совнархозы, в 1920—1929 гг. — также областные Промбюро (объединяло несколько губерний). ВСНХ СССР реорганизовалось в 3 наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. Так же назывался высший орган по руководству промышленностью и строительством при Совете Министров СССР в 1963 — 1965 гг. Местные органы — совнархозы. смотреть

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-32. Создан при Совнаркоме РСФСР. С образованием СССР — объединенный (союзно-республиканский) наркомат (1923-32). ВСНХ СССР руководил промышленными предприятиями союзного значения, ВСНХ союзных республик -остальными. Местные органы: губернские, окружные совнархозы; в 1920-29 -также областные Промбюро (объединяли несколько губернии). ВСНХ СССР реорганизован в 3 наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. 2) Высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством при Совете Министров СССР в 1963-65. Местные органы — совнархозы. смотреть

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

ВСНХ1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-1932 гг. Создан при СНК РСФСР. С образование. смотреть

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ) — 1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-1932 гг. Создан при СНК РСФСР. С образованием СССР — объединенный (союзно-республиканский) наркомат (1923-1932 гг.). ВСНХ СССР руководил промышленными предприятиями союзного значения, ВСНХ союзных республик — остальными; 2) высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством при Совете Министров СССР в 1963-1965 гг. Местные органы — совнархозы.

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ) — 1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-1932 гг. Создан при СНК РСФСР. С образованием СССР — объединенный (союзно-республиканский) наркомат (1923-1932 гг.). ВСНХ СССР руководил промышленными предприятиями союзного значения, ВСНХ союзных республик — остальными; 2) высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством при Совете Министров СССР в 1963-1965 гг. Местные органы — совнархозы.
. смотреть

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

(ВСНХ), 1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в Советском государстве в 1917 — 32. Создан пр. смотреть

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ), 1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в Советском государстве в 1917 — 32. Создан при Совете Народных Комиссаров РСФСР. 2) Высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством при Совете Министров СССР в 1963 — 65. Местные органы — совнархозы.
. смотреть

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

первый центральный советский орган по регулированию и управлению основными отраслями народного хозяйства в государственном секторе экономики. Учрежден 2 (25) декабря 1917 г. при СНК в период «красногвардейской атаки на капитал». С 1922 г. в связи с образованием СССР получил права объединенного наркомата и осуществлял регулирующие функции до 1932 г. смотреть

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

(ВСНХ)жоғары халық шаруашылығы кеңесі

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ)

1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-32. Создан при Совнаркоме РСФСР. С образованием СССР объединенный (союзно-республиканский) наркомат (1923-32). ВСНХ СССР руководил промышленными предприятиями союзного значения, ВСНХ союзных республик -остальными. Местные органы: губернские, окружные совнархозы; в 1920-29 -также областные Промбюро (объединяли несколько губернии). ВСНХ СССР реорганизован в 3 наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. 2) Высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством при Совете Министров СССР в 1963-65. Местные органы совнархозы. смотреть

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ)

— высший центральный орган поуправлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в1917-32. Создан при Совете Народных Комиссаров РСФСР. С образованием СССР- объединенный (союзно-республиканский) наркомат (1923-32). ВСНХ СССРруководил промышленными предприятиями союзного значения, ВСНХ союзныхреспублик — остальными. Местные органы: губернские, окружные совнархозы; в1920-29 — также областное Промбюро (объединяло несколько губерний). ВСНХСССР реорганизован в 3 наркомата: тяжелой, легкой и леснойпромышленности. 2) Высший государственный орган по руководствупромышленностью и строительством при Совете Министров СССР в 1963-65.Местные органы — совнархозы. смотреть

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ)

1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-1932 гг. Создан при СНК РСФСР. С образованием СССР — объединенный (союзно-республиканский) наркомат (1923-1932 гг.). ВСНХ СССР руководил промышленными предприятиями союзного значения, ВСНХ союзных республик — остальными; 2) высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством при Совете Министров СССР в 1963-1965 гг. Местные органы — совнархозы.
. смотреть

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ)

— 1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-1932 гг. Создан при СНК РСФСР. С образованием СССР — объединенный (союзно-республиканский) наркомат (1923-1932 гг.). ВСНХ СССР руководил промышленными предприятиями союзного значения, ВСНХ союзных республик — остальными; 2) высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством при Совете Министров СССР в 1963-1965 гг. Местные органы — совнархозы.

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ)

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ). 1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-32. Создан при Совете Народных Комиссаров РСФСР. С образованием СССР — объединенный (союзно-республиканский) наркомат (1923-32). ВСНХ СССР руководил промышленными предприятиями союзного значения, ВСНХ союзных республик — остальными. Местные органы: губернские, окружные совнархозы; в 1920-29 — также областное Промбюро (объединяло несколько губерний). ВСНХ СССР реорганизован в 3 наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. 2) Высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством при Совете Министров СССР в 1963-65. Местные органы — совнархозы. смотреть

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ)

ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (ВСНХ) . 1) высший центральный орган по управлению народным хозяйством, главным образом промышленностью, в 1917-32. Создан при Совете Народных Комиссаров РСФСР. С образованием СССР — объединенный (союзно-республиканский) наркомат (1923-32). ВСНХ СССР руководил промышленными предприятиями союзного значения, ВСНХ союзных республик — остальными. Местные органы: губернские, окружные совнархозы; в 1920-29 — также областное Промбюро (объединяло несколько губерний). ВСНХ СССР реорганизован в 3 наркомата: тяжелой, легкой и лесной промышленности. 2) Высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством при Совете Министров СССР в 1963-65. Местные органы — совнархозы. смотреть

Обзор промышленности Туркмении

Туркменистан – одна из самых закрытых, но в то же время, – самых преуспевающих стран мира. Входящих в тройку мировых лидеров по темпам экономического роста согласно итогам 2018 года. Государство бесплатных коммунальных услуг и ограниченной приватизации, с населением свыше 6,2 млн. человек по данным января 2020 года.

  • Экономика
    • Топливно-энергетический комплекс
    • Тяжёлая промышленность
    • Лёгкая промышленность
  • Итоги
  • обладает 69% равнинной территории,
  • имеет выход к Каспийскому морю,
  • располагает крупными пресноводными ресурсами: рекой Амударьёй и Сарыкамышским озером.

В экономике современной Туркмении на долю промышленности, в которой задействованы 14% трудоспособного населения страны, приходится 34% экономики страны. Однако, несмотря на противодействие трудовой миграции в соседние страны, 400-500 тыс. человек покидали Туркменистан в поисках заработка на протяжении 2015-2018 годов.

Располагая гигантскими запасами углеводородов, государство занимает 4-ое место в мире по экспорту топливных ресурсов, приносящих 70% валового национального продукта. По заявлению главы государства ГурбангулыБердымухамедова, рост ВВП в 2019 году составил 6,3% (2018 год он дошёл до 42,76 млрд. долларов); в промышленности – 4,1%, торговле – 14,2%, транспорте и коммуникациях – 10,1%. Увеличение экспорта – на 4,6%, что превышает 2,5714 млрд. долларов или 9 млрд. манат. Основными торговыми партнёрами Туркменистана (всего их более 120), обеспечивающими свыше ¾ внешнеторгового баланса, являются: Китай, Турция, ОАЭ, Иран, Афганистан, Италия, Россия.

Экономика

Основной вклад в развитие экономики страны вносит экспорт углеводородов, в основном – природного газа. Второй важной составляющей является хлопководство. На базе этих ресурсов развивается химическая и текстильная промышленность, закладываются основы металлургии, судостроения, развивается индустрия производства строительных материалов.

Сырьевая база Туркменистана в основном представлена следующими полезными ископаемыми:

  • природный газ, нефть;
  • бром, йод, свинец, сера, мирабилит;
  • гипс, гравий, гранит, песок.

Топливно-энергетический комплекс

Основа экономики страны, обеспечивающая её финансовое благосостояние.

Газовый сегмент

Запасы природного газа на территории республики оценивают от 10 до 50 млрд. м 3 . Согласно данных Мирового энергетического совета от 2019 года этот показатель составляет 688,1 трлн. куб футов =» 19,4847 трлн. м 3 .

Недра Туркменистана содержат 65 только газовых (не считая 19 нефтегазовых) месторождений. Причём эта цифра далеко не окончательная и продолжает расти по мере проведения новых геологических изысканий. Крупнейшим добытчиком этого вида топлива является государственный концерн «Туркменгаз», эксплуатирующий свыше 30 газовых и газоконденсатных месторождений, таких как:

  • Багаджа,
  • супергигантскийГалкыныш,
  • Газлыдепе,
  • Гарабил,
  • Гарашсызлыгын 10 йыллыгы,
  • Гуррукбил,
  • Довлетабад,
  • Керпичли,
  • Малай,
  • Шатлык,
  • группа кладовых центрального района пустыни Каракумы.

Кроме него в газовом сегменте работают крупнейшие государственные корпорации «Туркменнефть» и «Туркменгеология». Освоение шельфовых месторождений отдано на откуп иностранным компаниям. В 2019 году на территории государства было добыто 63,2 млрд. м 3 природного газа, что означает рост на 2,8% по сравнению с аналогичным показателем 2018 года.

Нефтяной сегмент

Доказанные залежи нефти в Туркмении на 2019 год, согласно информации Мирового энергетического совета, достигают 0,1 млрд. т. Ежегодная добыча держится на уровне 12,5 млн. т.

Ведущими операторами на рынке голубого топлива республики являются:

  • ГК «Туркменефть», эксплуатирующий месторождения:
  • Акпатлавук – предполагаемые запасы 50 млн. т,
  • Барсагельмез – 150 млн. т,
  • Восточный Челекен,
  • Небитлидже – 50 млн. т,
  • Северный Готурделе – 20 млн. т,
  • Челекен – 200 млн. т,
  • Шатут – 50 млн. т.
  • Eni. Месторождения: Бурун – 50 млн. т, Кумдаг – 30 млн. т, Небитдаг – 50 млн. т.
  • Petronas. Месторождения: Диярбекир – 150 млн. т, Магтымкулы – 50 млн. т.
  • DragonOil. Месторождение Джигалыбек – 30 млн. т.
  • Консорциум: BP, ChevronTexaco, SOCAR, Azerbaijan, INPEX, Statoil, ExxonMobil, TRAO, Devon Energy, Itochu, Delta Hess. Месторождение Осман – 930 млн. т.

Транспортировка углеводородов

Располагая значительными запасами углеводородов, Туркменистан осуществляет их экспорт. Нефти – железнодорожным и морским транспортом, а также до 1,5 млн. т в год – по нефтепроводу «Баку – Тбилиси – Джейхан».

Для поставок газа за рубеж, используются газопроводы: «Средняя Азия – Центр», «Довлетабад – Серахс – Хангеран». Кроме того экспорт голубого топлива развёрнут в Россию, на Украину и в Иран. С целью обеспечения собственных нужд потребителей, в республике проложены газопроводы протяжённостью в 8 тыс. км, в расчёте на одну нитку трубы.

Читайте также  Декабристы: 14 декабря 1825 г.

Энергетика

В настоящее время в Туркменистане эксплуатируются 13 электрических станций, суммарная мощность которых составляет 5432,4 МВт. Эксплуатацию и обслуживание объектов энергетики осуществляет государственная энергетическая корпорация «Туркменэнерго», в составе которой находятся тепловые электростанции:

  • Марыйская государственная электростанция, мощностью в 1685 МВт,
  • Туркменбашинская ТЭЦ – 420 МВт,
  • Абаданская ГЭС – 321 МВт,
  • Ашхабадская ГЭС – 254,2 МВт,
  • Балканабадская ГЭС – 380,2 МВт,
  • Дашогузская ГЭС – 254,2 МВт,
  • Авазинская ГЭС – 254,2 МВт,
  • Алахская ГЭС – 254,2 МВт,
  • Сейдинская ТЭЦ – 160 МВт,
  • Лебапская ГЭС – 149,2 МВт,
  • Дервезинская ГЭС – 504,5 Мвт,
  • ГЭС «Ватан» – 254 МВт,

и гидроэлектростанция Гиндукушская – 1,2 МВт.

Благодаря значительной энергетической мощности, имеется возможность экспорта электроэнергии в Афганистан, Иран, Таджикистан, Турцию.

Тяжёлая промышленность

Горнодобывающая промышленность

Помимо извлечения нефти и газа, ведётся добыча угля в Туаркирськом месторождении, позволяющая производить минеральные удобрения. Весной 2017 года состоялось открытие Гарлыкского горно-обогатительного комбината, призванного полностью обеспечить аграрную отрасль калийными удобрениями в количестве 7,8 млн. т руды ежегодно.

Кроме него в список наиболее крупных горнодобывающих предприятий входят:

  • «Кара-Богаз-Гол», осуществляющий добычу мирабилита из 5 месторождений.
  • «Гаурдак» и «Чарджоу», эксплуатирующие залежи брома и йода.

Нефтеперерабатывающая и газоперерабатывающая отрасли

Основными видами продукции отрасли, лидирующую роль в которой играет «Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов», выступают авиационные керосины, автомобильные бензины, дизельное топливо, нефтяной кокс, смазочные масла, полипропилен. Кроме этого, крупнейшего в Центральной Азии конгломерата, перерабатывающей мощности 10 млн. т ежегодно, в республике производится переработка газа на «Багаджинском» и «Наипском» комбинатах.

Металлургия

Первый металлургический завод Туркменистана был открыт в Овадан-депе одиннадцать лет назад. В составе производства, призванного выпускать металлоизделия для строительной индустрии из лома или привозного сырья, имеются сталелитейный, арматурно-прокатный и профильно-прокатные цеха. Мощность завода оценивается в 160 тыс. тонн продукции каждый год.

Машиностроение

Одиннадцать предприятий машиностроительного и металлообрабатывающего профиля расположены в крупнейших городах страны: Ашхабад, Балканабат, Дашогуз, Мары, Туркменабат. В основном они производят оборудование для нефтегазовой отрасли, строительства, легкой и пищевой промышленности, нужд сельского хозяйства. Среди продукции отрасли можно отметить насосы, вентиляторы, кабели, светотехническую арматуру, культиваторы.

Кроме того имеются мощности по ремонту вагонов и судов. Благодаря содействию немецких и турецких компаний ведётся сборка малотоннажных и пассажирских судов.

Химическая индустрия

Туркменистан располагает значительными запасами солей, мирабелита, озокерита, брома, йода, сульфата натрия. Что позволило организовать работу флагманов отрасли:

  • Туркменобадского химического завода.
  • Комплекса заводов мощностью 400 тыс. т аммиака и 640 тыс. т карбамида ежегодно в Марах.
  • Завода минеральных удобрений в городе Мары.
  • Серного завода в Гаурдаге.
  • Химического комбината в городе Бекдаш.
  • Химического завода в Хазаре.
  • Балканабатского йодного завода.

Индустрия строительных материалов

Стройиндустрия Туркмении имеет в своём составе:

  • Производственные объединения «Туркменкирпич», «Туркменцемент», «Туркмендашлары», «Туркмендемирчигмал», «Туркмендемирбетононумлери». Последнее включает в себя 9 производственных предприятий выпускающих товарный бетон, стеновые панели, сборный железобетон.
  • Комбинаты, занимающиеся деревообработкой в Ашхабаде и Туркменабате, изготовлением нерудных и строительных материалов в Туркменбаши, выпуском стекла в поселке ОвадандепеАхалскоговелаята, а также комбинат «Стройматериалы».
  • Заводы:
  • По производству мрамора; крупнопанельного домостроения в Абадане, Ашхабаде, Туркменабате; «Стройконструкция», занимающееся обработкой гранита и мрамора, опять же в Туркменабате;
  • Железобетонных изделий в Дашогузе; «Демирбетононумлери» в Векиль-Базаре; газобетонных изделий в Овадандепе, выпускающий плиты и перекрытия, фундаментные блоки, сборные железобетонные конструкции, бордюрные камни; завод по производству керамзита в Яшлыке;
  • «Туркментурба», выпускающий пластмассовые и стекловолокнистые трубы.
  • Цементные в поселке ГарлыкЛебапскоговелаята мощностью 1,4 млн. тонн продукции, в поселке Джебел Балканского велаята, в поселках Келят и БахарлыАхалскоговелаята.

Благодаря использованию местного сырья – гипса, камня-гюша, аргиллита, доломита, базальта, известняка, галечника и гравия, строительного и силикатного песка, каолиновой и бентонитовой глин, постепенно расширяется ассортимент продукции нерудного и строительного профиля.

Лёгкая промышленность

Текстильная отрасль – одна из приоритетных отраслей экономики страны, перерабатывающая 135 тыс. т хлопка-волокна. Лидирующие позиции в ней занимают:

  • Государственная корпорация «Туркменхалы», насчитывающая в своём составе 10 заводов по изготовлению художественных ковров, располагающих более 100 цехов и производственных участков. Также в ассортименте объединения жаккардовые, портьерные, плательные ткани; батист, бархат, вельвет, миткаль. Вся выпускаемая продукция отличается очень высоким уровнем конкурентоспособности и высоко котируется на мировом рынке.
  • Крупнейшее в Центральной Азии текстильное предприятие «Туркменбаши текстиль комплекси» в столице республики, оснащённое самым современным оборудованием и производящее в год 25 видов тканей.
  • Джинсовый комплекс имени Туркменбаши расположенный в РухабатскомэтрапеАхалскоговелаята.
  • ЗАО «Олимп-Текстайл» в городе Худжанд, производительностью 5 тыс. т хлопчатобумажной пряжи в год.
  • Кипчакский текстильный комплекс.
  • Бахарденская, Дашогузская, Каахкинская хлопкопрядильные фабрики.

В республике функционируют порядка 70 предприятий, выпускающие:

  • 118 тыс. т хлопчатобумажной пряжи,
  • 178 млн. квадратных метров тканей,
  • 11 тыс. т трикотажного полотна,
  • 7,2 тыс. т махрового полотна
  • 100 млн. штук швейных и трикотажных изделий.

Кроме этого имеются заводы шёлковой промышленности в Ашхабаде и Туркменабате, фабрика по обработке шерсти в городе Мары, завод по выделке каракуля.

Итоги

В целом экономика Туркмении имеет очень хорошую динамику роста. Темпы её подъёма сегодня в несколько раз превосходят рост ВВП России. Хотя «Газовая республика», располагающая равнинным ландшафтом и благоприятным климатом, оказывающая широкую государственную поддержку собственной промышленности, испытывает множество проблем. В основном – политического характера.

Сказывается закрытость экономики, отсутствие класса предпринимателей и бизнесменов, высокий уровень инфляции, зависимость от экспорта углеводородов – прежде всего природного газа.

Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов занимается переработкой нефти и газового конденсата, производством различной нефти и нефтехимической продукции.

Государственная электроэнергетическая корпорация.

Осуществляет разработку комплексной стратегии геолого-геофизического изучения путем проведения геологоразведочных работ и открытия новых месторождений природных ресурсов на территории Туркменистана.

Туркменская национальная нефтяная компания.

РОЛЬ И МЕСТО ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

Народное хозяйство России представляет собой совокупность отраслей и сфер экономики нашей страны, взаимосвязанных обще­ственным разделением труда. Оно включает отрасли материально­го производства и непроизводственные отрасли (или сферы дея­тельности).

К числу отраслей народного хозяйства, занятых материальным производством, относят: промышленность, сельское хозяйство, гру­зовой транспорт, связь, строительство, торговлю, общественное питание, заготовки, материально-техническое снабжение.

К непроизводственной сфере деятельности относят: жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, здраво­охранение, просвещение, науку, искусство, органы управления и др.

В 2000 г. население нашей страны составило 146 млн чел., из числа которых в экономике страны было занято 65 млн чел. Из об­щего числа занятых в народном хозяйстве 66,2 % работает в отрас­лях материального производства и 33,8 % — в непроизводственной сфере. В промышленности занято 22,2 % экономически активного населения.

Структура распределения трудовых ресурсов по отраслям и сферам деятельности представлена в табл. 2.1.

Стоимость основных фондов в стране на 1 января 2000 г. соста­вила 14 286 млрд руб., в том числе основных фондов отраслей, про­изводящих товары, — 5483 млрд руб. и отраслей, оказывающих рыночные, и нерыночные услуги, — 8803 млрд руб.

Стоимость основных фондов промышленности на 1 января 2000 г. составила 3987 млрд руб.; сельского хозяйства — 1147 млрд руб.; строительства — 331,2 млрд руб.; прочих — 17,6 млрд руб. Структу­ра стоимости основных фондов промышленности в разрезе форми­рующих ее отраслей представлена в табл. 2.2.

Структура распределения трудовых ресурсов России*

Отрасль и сфера деятельности

Занято трудовых ресурсов, %

А. Материальные отрасли производства

Оптовая и розничная торговля, общественное питание

Б. Сферы непроизводственной деятельности

Жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные

виды бытового обслуживания

Здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение

Культура и искусство

Наука и научное обслуживание

Финансы, кредит, страхование

Структура основных фондов промышленности России по отраслям

В 1999 г. произведено промышленной продукции на сумму 2995 млрд руб.

Здесь и далее приведены данные Российского статистического ежегодника.

Структура стоимости производимой продукции

Отрасль промышленного производства

Структура стоимости продук­ции, %, по годам

химия и нефтехимия

машиностроение и металлообработка

лесная, деревообрабатывающая и целлюлоз

Структура стоимости производимой промышленностью продук­ции, в разрезе отдельных ее отраслей, представлена в табл. 2.3.

Роль промышленности и ее место в народном хозяйстве страны определяются тем, что это главная, ведущая и крупнейшая его от­расль. Промышленность является главной отраслью народного хо­зяйства, так как она обеспечивает добычу всех необходимых сырь­евых и топливных ресурсов и дальнейшую переработку всего про­мышленного, сельскохозяйственного и лесного сырья.

Она является главной отраслью и потому, что в ней создается основная часть валового общественного продукта (66 %), который служит источником развития народного хозяйства и базой роста материального благосостояния населения страны.

Промышленность — не только главная, но и ведущая отрасль на­родного хозяйства. Это проявляется в том, что она непрерывно воспроизводит материально-технические средства для всех отрас­лей народного хозяйства, обеспечивает расширенное воспроизвод­ство и является материальной основой для роста экономической эффективности производства.

От уровня прогрессивности и качества производимых промыш­ленностью средств производства и материалов в значительной мере зависит уровень эффективности работы всех других отраслей на­родного хозяйства страны.

Промышленность — не только главная, но и крупнейшая отрасль народного хозяйства. В ней трудится 22 % работников, занятых в народном хозяйстве страны, и в ней сосредоточено 30 % стоимости всех основных фондов страны.

Промышленность — весьма сложная отрасль народного хозяйст­ва и, в свою очередь, состоит из целого ряда своих отраслей — от­раслей промышленного производства. Она объединяет большое число отраслей, в которых осуществляется добыча и переработка природных сырьевых ресурсов, создаются новые средства труда, предметы труда, предметы народного потребления.

По характеру воздействия на предмет труда промышленность можно подразделить на добывающую и обрабатывающую. В этой связи необходимо подчеркнуть роль горно-добывающей промыш­ленности, являющейся основной минерально-сырьевой и топлив­ной базой для всего народного хозяйства страны. Деятельность та­ких отраслей, как черная и цветная металлургия, энергетика, хими­ческая, в решающей мере зависит от работы горной промышленно­сти. Например, на производство 1 т олова расходуется свыше 300 т руды, 1 т никеля — 200 т руды, 1 т меди — 100 т руды. В суммарных затратах на производство цветных металлов затраты на добычу ру­ды составляют до 50 %. На производство 1 т чугуна требуется 2-3 т сырой руды и 1,5 т угля. На выпуск 1 т химического волокна затра­чивается до 20 т угля. При производстве электроэнергии 60-70 % всех затрат — это затраты на топливо. Только металлургическая промышленность и тепловые электростанции потребляют до 60 % добываемого в стране угля. Доля затрат на энергию и топливо в общих затратах промышленного производства России составляет 10-12%.

Учитывая изложенное, следует отметить, что эффективность работы предприятий горно-добывающей промышленности обу­словливает не только возможности и перспективы дальнейшего развития отраслей народного хозяйства, но и величину их затрат на производство продукции.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: