Положение в стране к началу 1880-х гг. народнический террор

Народнические организации 1880 годов — итоги народнического движения

Мы продолжаем с вами знакомиться с народническими организациями, которые существовали в России во второй половине 19 века. Давайте поговорим с вами о деятельности террористической группы, которая возникла на основе «Земли и воли», о деятельности организации «Народная воля».

Покушения на императора

Члены «Народной воли» покинули «Землю и волю» именно из-за того, что считали террор главным методом решения политических проблем. Мы уже говорили об обстоятельствах покушения на Александра ІІ, совершенного в 1866 году Дмитрием Каракузовом. Были и другие покушения, ведь император был главной мишенью народников. В 1867 году, в Париже, в Александра ІІ стрелял польский эмигрант Антон Березовский, но он так неудачно зарядил свой пистолет, что он попросту разорвался у него в руках.

А в 1879 году некто Александр Соловьев четырежды стрелял в императора, когда он прогуливался по улицам Петербурга. Однако каждый раз промахивался.

В конце лета 1879 года члены «Народной воли» приняли решение об убийстве императора. Ими было подготовлено несколько террористических актов. Так, уже в ноябре 79-го года было решено взорвать императорский поезд неподалеку от Москвы. Но судьба императора хранила, террористы перепутали и вместо императорского взорвали светский поезд, в котором ехали приближенные Александра ІІ.

Не смотря на то, что обошлось без жертв, императорская семья и ее приближенные были очень сильно напуганы.

В феврале 1880 года в отношении императора был совершен еще один теракт. Народник Степан Халтурин устроился работать в зимний дворец плотником. Ему удалось за несколько недель пронести в свою комнатку в Зимнем дворце около тридцати килограммов динамита. Он заложил бомбу с таким расчетом, чтобы она взорвалась в тот момент, когда император будет обедать в столовой на третьем этаже, практически над его коморкой.

Взрыв действительно произошёл, но судьба и на этот раз императору помогла. Он опоздал к обеду и в момент взрыва находился совершенно в другом месте в Зимнем дворце. Тем не менее, дворец получил серьезные разрушения. В столовой на третьем этаже упала люстра прямо на накрытый стол, а на втором этаже погибли 11 солдат, которые, как раз, несли охрану Зимнего дворца.

Главные участники «Народной воли»

Главными участниками «Народной воли» были Андрей Желябов и Софья Перовская. На них полицией была практически объявлена охота, были предприняты повышенные меры безопасности. 28 февраля 1881 года Желябов был арестован. Арестован он был практически случайно. Желябов пришел в гостиницу к одному из лидеров региональных отделений «Народной воли» и там его задержала полиция. Императору сообщили о том, что самый опасный для него человек арестован.

Александр ІІ даже отменил какие-то меры безопасности в связи с этим и решил отправиться на прогулку в Михайловский манеж. Потом стало ясно, что это решение было опрометчивым. Софья Перовская, гражданская жена и соратница Желябова, совершенно не собиралась отказываться от революционной борьбы. Покушение было намечено на 1 марта.

Ждали, что император, как обычно поедет по Малой садовой улице. Там и стояли метатели бомб. Однако Александр ІІ по какой-то странной, совершенно необъяснимой причине, поехал к манежу другим маршрутом. Покушение наверняка бы сорвалось, если бы не Софья Перовская. Она пришла туда, где намечалось покушение на императора, и переставила метальщика бомб в другое место. Когда император возвращался обратно по набережной Екатерининского канала, там его уже ждали.

Народоволец Николай Рысаков подбежал к экипажу императора и бросил свою бомбу под ноги лошадям. Погибли несколько казаков, охранявших императора, 14-летний подросток, проходивший по улице, карета получила серьезные повреждения, но сам император не пострадал. Тем не менее, он вышел из кареты для того, чтобы узнать, что случилось, да и продолжать путь в этой ситуации было невозможно. Тут к императору подбежал народоволец Игнатий Гриневицкий и взорвал бомбу прямо под ногами императора.

И Гриневецкий и Александр ІІ получили смертельные ранения. Императора удалось довести до Зимнего дворца, но врачи не сумели его спасти. Через несколько часов, после этого покушения император Александр ІІ скончался. Гриневицкий тоже был жив еще несколько часов, но показания давать категорически отказывался. Он был опознан только какое-то время спустя.

Аресты и казнь членов организации

Все члены организации — Желябов, Перовская, Кибальчич и другие были арестованы. Пятеро из них, в том числе Желябов и Перовская, были повешены в начале апреля 1881 года. Удивительно, но два человека нашли возможным обратиться к императору Александру ІІІ с просьбой о помиловании. Уже известный тогда и очень популярный писатель Лев Толстой и философ Владимир Соловьев обратились к новому императору с просьбой проявить христианское милосердие и помиловать убийц отца. Наверное, не стоит удивляться тому, что Александр ІІІ на это обращение не ответил.

Несмотря на то, что члены «Народной воли» все-таки достигли реализации своей главной задачи — убийства Александра ІІ, деятельность этой организации назвать успешной было довольно трудно. Желябов, Перовская и их соратники считали, что сразу после убийства императора по всей стране вспыхнет народное восстание, рабочие и крестьяне свергнут власть Романовых и создадут собственное народное государство. И этого разумеется не произошло.

Любым восстанием нужно руководить, а кто будет руководить народным подъемом, если все лидеры «Народной воли» оказались в заключении, и даже были казнены.

Вообще, Желябов и Перовская видимо рассчитывали, что революция произойдет каким-то чудом. Но чудес в политике, наверное, не бывает. На что рассчитывали они, неужели действительно думали, что после убийства императора они останутся незамеченными и смогут управлять страной. Да и подготовки соответствующей политической у народников разумеется не было.

Перемены в отношении к народникам

Убийство Александра ІІ серьезно изменило общественное мнение в отношении народников. Если до этого им многие сочувствовали, то теперь люди поняли, что террористические акты в принципе ничего не меняют не во внутренней политике государства, ни в отношениях между государством и обществом. Политический режим при Александре ІІІ, что было вполне предсказуемо, стал даже более жестким.

Именно поэтому многие народники отказались впоследствии от ведения террористических акций, как главного методы политической борьбы.

Правда, в 1886 году все-таки была создана организация, члены которой называли ее террористической фракцией Партии «Народная воля», но она была довольно быстро раскрыта. Одним из создателей этой организации был старший брат Владимира Ильича Ленина Александр Ульянов.

Хождение в народ

Многие народники в середине 80-х годов вернулись к старой доброй идее хождения в народ. Сторонники радикальных идей уезжали в сельскую местность, становились там врачами и учителями, выписывали агрономические журналы и всячески старались помочь крестьянам. Одним из идеологов такого хождения в народ, таких малых дел был Лев Николаевич Толстой, который некогда создал в своем имении в Ясной поляне школу и даже написал азбуку специально для крестьянских детей.

Когда в 1902 году в России возникла Партия эсеров, то есть социалистов-революционеров, основную массу ее организаторов составляли, как раз, бывшие народники. Именно поэтому Партия эсеров стала так популярна среди российского крестьянства и пользовалась значительной поддержкой именно этой социальной группы.

Причины поражения народников

Если рассмотреть народническое движения, в целом, то мы увидим с вами, что за 20 с лишним лет существования народники так и не создали единой организации, которая могла бы объединить все революционные силы в стране. Это была одной из главных причин поражения, в конечном счете, народнического движения.

Второй причиной поражения движения народников, безусловно, следует считать терроризм, как политический метод. Практически все народнические группы распадались или уничтожались властями после совершения тех или иных террористических актов. Да и раскол во второй организации «Народная воля» тоже произошел из-за того, что ее члены не могли договориться о том нормальной ли практикой считать терроризм или все-таки эту меру следует из политической борьбы исключить.

Оценка действий народников

А вот теперь мы подходим с вами к очень сложной проблеме, как оценить действие народников. Если обратиться к началу 1860-х годов, то народнические идеи выглядят действительно здравыми. Ведь крестьяне на самом деле, были недовольны ходом реформы 1861 года. Их интересы действительно нужно было защищать. Да и стремление народников к большей политической свободе вряд ли следует считать неправильной целью.

Однако, после начала террористических актов в середине 60-х годов отношение к народникам изменилось. Террор, как метод политической борьбы, по сути, показал свою несостоятельность. Даже убийство Александра ІІ не достигло своей цели. Даже если в стране воцарила столь любимая Бакуниным и его сторонниками анархия, привело ли бы это к построению в России социалистического общества.

Наверняка нужно было искать какие-то иные методы политической борьбы, но народнические организации, по сути, оказались на это не способны.

Но были и другие, те, кто не разочаровался в мирных способах построения нового общества. Эти люди уезжали в сельскую местность, становились там земскими учителями и врачами. Их хождение в народ удалось.

В 1877 году Николай Алексеевич Некрасов написал стихотворение Сеятелям:

«Сеятель знаний на ниву народную,

Почву ты что ли находишь бесплодную,

Худо твои семена, робок ли сердцем ты,

Слаб ли ты силами,

Труд награждаются всходами хилыми,

Доброго мало зерна, где швы умелые,

С бодрыми лицами,

Где же вы с полными жита кошницами,

Труд засевающий робко крупицами,

Двиньте вперед, сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте, спасибо вам скажет сердечное русский народ».

Это о народниках, о тех, кто уезжал в деревню, работал с крестьянами и из крестьянских детей, благодаря их усилиям, выходили новые учителя, новые врачи, новые ученые. Именно поэтому движение народников останется в памяти русского народа.

В. П. Воронцов и возрождение народнического аполитизма в начале 1880-х гг Текст научной статьи по специальности « СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пеньков А.И.

Текст научной работы на тему «В. П. Воронцов и возрождение народнического аполитизма в начале 1880-х гг»

Основным преимуществом дистанционного обучения на базе коммуникационных технологий является самостоятельное планирование времени и темпа занятий; возможность учиться дома и посредством любого компьютера, подключенного к Интернету; доступ к мировым ресурсам, виртуальным библиотекам и базам данных.

В целях более эффективной подготовки профессиональных кадров для пожарной службы в регионах, и в связи с развитием дистанционных технологий появилась потребность в переходе заочного образования в ведомственных вузах МЧС России на дистанционную форму обучения.

Дистанционное образование позволяет создать ряд методов адаптации обучения к потребностям трудовой деятельности обучаемых. При данной форме обучения им не нужно покидать регион, в котором они проживают, и нести связанные с этим расходы на дорогу и проживание.

Очевидно, что дистанционное образование в ведомственных вузах имеет ряд преимуществ, однако в настоящий момент полный переход на такую форму обучения в полном объеме является затруднительным. Отсутствие доступа в Интернет, компьютерная безграмотность, как у студентов, так и у ряда преподавателей, делает для многих дистанционное обучение затруднительным. На наш взгляд, данная форма обучения может успешно использоваться только людьми с хорошими знаниями компьютерных технологий и программ, а также обладающими высокой самоорганизацией и самодисциплиной.

Читайте также  Русь в начале удельного периода

Учебным заведениям, переходящим на дистанционные формы обучения, также придется оперативно решать проблемы, связанные с подбором профессорско-преподавательского состава, оптимизацией их учебной нагрузки и расписания занятий.

Список использованной литературы

1. Парахонский А. П., Венглинская Е. А. Перспективы дистанционных форм обучения // Фундаментальные исследования. — 2008. — № 6 — стр. 35-36.

В. П. ВОРОНЦОВ И ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНИЧЕСКОГО АПОЛИТИЗМА В НАЧАЛЕ 1880-Х ГГ.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Развитие «теории малых дел» В. П. Воронцовым по материалам статьи «Капитализм и русская интеллигенция».

Реформы, проводимые в России в 60-70 годы XIX столетия и затронувшие все стороны общественной жизни, имели целью приближение России к образцу буржуазной Европы. Назревшая необходимость коренных преобразований социально-политической системы посредством освобождения народа и развития демократии выразилась в широких масштабах законотворчества. Однако в

практической реализации декларируемые задачи имели ограниченные успехи, реформы носили половинчатый и непоследовательный характер. Преобразования, проведенные «сверху», способствовали сохранению многочисленных пережитков старого порядка. Провозглашение буржуазных принципов сокращало сословные преимущества дворянства, при этом сохранялось почти бесправное положение податных сословий. Создавались новые органы управления, но царская администрация сохраняла всю полноту власти. Искусственные попытки стремительной капитализации привели к экономической депрессии. Народным ответом великим реформам стали всплеск крестьянских бунтов и активизация террористической деятельности революционеров.

Убийство Александра II остановило процесс либерализации и стало началом контрреформ, возвращающих прежние позиции дворянства как опоры самодержавия. Цареубийство вызвало непонимание в обществе. Революционно-террористическая деятельность, оказавшаяся без народной поддержки и теперь строго пресекаемая властью, зашла в тупик. Масштабные репрессии 80-90-х и разочарования в перспективах революционного потенциала общества вызвали идейный и организационный кризис в рядах сторонников насильственных методов в борьбе за власть и политические свободы. В тоже время либеральное народничество, идеологи которого призывали к культурнической работе с народом, еще не готовым к революционному подъему, испытывает рост популярности в обществе и получает все большую возможность донести идеи мирной модернизации социально-политической системы.

В 1879 г. Н. К. Михайловский приглашает Воронцова к постоянному сотрудничеству в журнале «Отечественные записки». В этот период (до запрещения журнала в 1884 г. по причине связей его сотрудников с революционными организациями) основное внимание публикаций обращено к хозяйственной деятельности и общинной жизни народа, утверждаются преимущества крестьянского владения землей над помещичьим. Одновременно с этим Воронцов публикуется в «Вестнике Европы» и «Русском богатстве». На фоне кризиса революционно-политической деятельности народников в 1880-е посредствам этих изданий интенсивно развивается культурническая работа и «теория малых дел», где Воронцов играет роль одного из главных идеологов.

В статье «Капитализм и русская интеллигенция», опубликованной в «Отечественных записках» в 1884 году, Воронцов первым поднял вопрос о сложном положении представителей интеллигентных профессий, на которое их обрекают капиталистические преобразования в стране. По прошествии нескольких последних лет ситуация нехватки образованных специалистов (врачей, учителей, агрономов и др.) изменилась на обратную. Представители интеллигентных профессий месяцами не могут найти работу, участвуют в конкурсах на замещение должностей, соревнуясь с десятками-сотнями таких же несчастных, берутся за неквалифицированный труд и соглашаются на сокращение жалованья ради выживания [1, с. 307-320].

Наблюдаемый рост предложения интеллигентного труда над его спросом подсказывает простое решение проблемы путем сокращения образовательной

системы, плодящей невостребованных работников, однако Воронцов его не принимает. Отсутствие спроса на «высший труд» вскрывает противоречие между интересами рынка и потребностями народа. Отсутствие возможности заработка для врачей, учителей, юристов и пр. специалистов указывает не на высокую степень удовлетворения потребностей населения в различных квалифицированных услугах, а на неспособность их оплатить. Так в сравнении с другими европейскими государствами в России в 2-4 раза меньше врачей. При этом их большая часть сосредоточена в крупных городах. Ссылаясь на публикации в журналах «Врач» и «Медицинский вестник», Воронцов приводит в пример ситуацию в Екатеринославской губернии: один врач приходится на 2421 горожанина, и только один — на 47000 сельских жителей (в Воронежской губернии это отношение составляет 1 к 50000). Там же, куда еще не дошла земская реформа, врачебное дело находится в худшем положении [1, с. 325-327].

Исходя из того, что подобная ситуация складывается и в других отраслях высшего труда, оказывается, главным потребителем, определяющим спрос на интеллигенцию, является буржуазия. И она ответственна за то, что неудовлетворенность общественных потребностей сочетается с невозможностью для интеллигенции служить интересам народа, чем и обеспечивать свое существование и культурное развитие страны. И здесь Воронцов вскрывает то коренное отличие нашей буржуазии, что мешает прогрессивному развитию общества. Если на западе капитализм выступает «общенародным культурным агентом» -способствует просвещению, повышает производительность труда, защищает интересы личности, то в России он имеет обратное влияние: «он отмежевал себе уголок в миллион-полтора рабочих и не выходит из него, оставив десятки миллионов трудящихся на произвол судьбы. вместо оздоровления обстановки народной жизни он поставил свой миллион рабочих в такие гигиенические условия, каким, разумеется, не позавидует крестьянин, оставшийся в стороне от его цивилизующего влияния» [1, с. 328-329].

Как и при оценке кризисных явлений в хозяйственной сфере общества причиной сложного положения образовательной системы и рабочей интеллигенции Воронцов видит мертворожденность русского капитализма: сокращение национальной производительности, обеднение государства и земств не позволяют оплатить труд необходимой в народе доли образованных специалистов [1, с. 333].

Таким образом Воронцов доказал прямую зависимость спроса на интеллигентный труд от благосостояния народа. В заключении статьи «Капитализм и русская интеллигенция» он призвал представителей высшего труда «принять горячее участие» в общественно-политической борьбе против капитализма по причине его отрицательного влияния на рост народного благосостояния, а значит на их личное благополучие и выполнение культурной роли, предписанной законами истории.

По мнению исследователей именно с выходом этой статьи связано развитие «теории малых дел», ставшей основной идеей народничества в 1880-х годах. Необходимо отметить, что идея служения народу провозглашалась еще А. И. Герценом, Н. Г. Чернышевским и П. Л. Лавровым. В 1870-1880-е различ-

ные аспекты этой популярной теории разрабатывали И. И. Каблиц (Юзов), В. С. Пругавин, Г. П. Сазонов, С. Я. Капустин, С. Н. Южаков, Я. В. Абрамов [2, с. 195-197]. Традиционно исследователи истолковывают идеологию малых дел как отказ от политических задач и революционной деятельности. В этом контексте понятны обвинения в адрес Воронцова со стороны русских марксистов в реакционности и монархизме. Однако такая оценка выглядит несправедливой. Воронцов в своих публикациях на фактических данных доказывает пагубное влияние правительственных реформ на социально-хозяйственную жизнь населения с тем, чтобы инициировать «горячее участие» в общественно-политической борьбе.

Список использованной литературы

1. Воронцов В. П. Капитализм и русская интеллигенция / Воронцов В. П. Интеллигенция и культура. М.: Астрель, 2008. С. 307-337.

2. Мокшин Г. Н. Эволюция идеологии легального народничества в последней трети XIX — начале XX вв.: монография / Г. Н. Мокшин. — Воронеж: Научная книга, 2010. — 299 с.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж,

Воронежский филиал Московского гуманитарно-экономического института,

Влияние глобализации на современное общество в России не вызывает сомнения. Это влияние сказывается по-разному на различные слои общества. Особый интерес представляет то, как глобализация влияет на молодежь. Понятно, что результаты этих процессов будут определяющими для развития нашего общества, нашей страны. Последствия этого влияния весьма наглядным образом проявляют себя в сфере виртуальной коммуникации. Речь идет о популярном в рунете явлении — никнеймах, анализ которых выявляет множество достаточно поучительных и характерных примеров влияния глобализации на культуру нашего общества.

Нами было проведено исследование с целью выявить отдельные аспекты тех изменений, которые проходят в молодежной среде под воздействием глобализирующейся культуры. Объектом исследования стали неофициальные личные наименования, используемые в виртуальной коммуникации — сетевые имена (или никнеймы), а также игровые имена, прозвища. Под сетевым именем [1, с. 15] мы понимаем любое неофициальное личное наименование в сети интернет и других сетях, включая логин, указываемый при регистрации электрон-

§ 29. Народничество. Убийство Александра II

Рост народного недовольства и возникновение народничества. Реформы, проводимые в России с начала 1860-х годов, ускорили экономическое развитие страны, раскрепостили частную инициативу и оказали заметное влияние на общественную жизнь.

Политика государства была направлена на то, чтобы постепенно превратить Россию в современное, правовое государство с развитой экономикой. Однако политическое устройство государства оставалось неизменным. Любые посягательства на самодержавную власть государя беспощадно пресекались.

Несмотря на вынужденное осуществление ряда реформ в аграрной области, судо-производстве и местном управлении, Александр II болезненно воспринимал даже малейшие намеки на необходимость ограничения абсолютной власти монарха. И в правительстве, и среди мелкого и среднего чиновничества находилось немало людей, которые хотели сохранения жесткого административного контроля над всеми областями человеческой деятельности. Они нередко трактовали интересы государства в свою пользу.

Жесткая административная власть устраивала и значительную часть дворянства, поскольку по мере экономического развития страны оно теряло свои привилегии, раньше законодательно строго защищенные. Представители этих социальных групп тормозили проведение дальнейших преобразований. Архаичность, отсталость политической системы в России оставались мощным препятствием на пути ее дальнейшего развития. Народ и власть по-прежнему были далеки друг от друга.

С другой стороны, крестьянство выражало неудовлетворенность реформой 1861 года, и в первую очередь небольшим размером полученных земельных наделов. Недовольство крестьян разделялось народниками — революционно настроенными представителями общества, считавшими Великие реформы половинчатыми, мало учитывающими интересы народа.

Большинство народников происходило из разночинцев, т.е. это были выходцы из малообеспеченных семей священников, чиновников, мелких дворян, зарождающейся городской интеллигенции. Тайные союзы народников стали вырабатывать стратегию и тактику борьбы с существовавшим общественным строем.

Общая численность народников была небольшой: в период расцвета народничества, в 1870-е годы, их было около двух тысяч человек. Народникам было присуще решительное неприятие российских государственных порядков. Их целью было радикальное изменение существующего политического строя.

Идеология народничества. К началу 1870-х годов среди русских социалистов-народников существовали три наиболее популярные теории, пропагандируемые известными деятелями революционной среды — Михаилом Александровичем Бакуниным (1814 —1876), Петром Лавровичем Лавровым (1823—1900) и Петром Никитичем Ткачевым (1844—1886).

М. А. Бакунин в 1871 году основал свою революционную группу, став теоретиком анархизма (греческое слово anarchia значит «безвластие»). Он являлся проповедником теории разрушения государства, полностью отрицал возможности использования в «целях трудящихся» парламентаризма, свободы печати, избирательной процедуры. Не принимал он и теорию ведущей роли пролетариата в революции, возлагая надежды на крестьянство, ремесленников и люмпенов. В 1873 году за границей появилась самая известная работа Бакунина — книга «Государственность и анархия», где русский крестьянин назывался прирожденным социалистом, склонность которого к бунту не подлежала сомнению. Задача революционеров, по мнению Бакунина, состояла в том, чтобы «разжечь пожар» революции.

П. Л. Лавров считал, что в Западной Европе действительно существуют непримиримые классовые противоречия и что там исполнителем революционного переворота будет рабочий класс. В более же отсталых странах, таких, как Россия, социальную революцию предстоит осуществить крестьянству. Однако эту революцию надо готовить путем распространения научной социальной мысли в рядах интеллигенции и путем пропаганды социалистических идей в народе.

Свою собственную теорию революции разработал видный представитель революционного течения русской общественной мысли П. Н. Ткачев. Он полностью отвергал концепцию русской экономической самобытности, считал, что в пореформенной России капитализм медленно, но неуклонно утверждается. Однако «сидеть сложа руки революционеры не имеют права», общественный процесс необходимо ускорить, т.к. народ не способен на самостоятельное революционное творчество. В отличие от Лаврова, Ткачев утверждал, что не просвещение и революционная пропаганда создадут условия для революции, а сама революция явится мощным фактором революционного просвещения. Необходимо создать строго законспирированную организацию, захватить власть и использовать силу государства для подавления и уничтожения эксплуататоров, — считал Ткачев.

Читайте также  Предгородские центры подесенья в x – начале xi в.

И Бакунин, и Лавров, и Ткачев развивали свои идеи и взгляды в далеком от России зарубежье. Их труды публиковались в эмигрантских газетах, в малотиражных книгах и брошюрах.

«Хождение в народ». Еще в 1861 году А. И. Герцен в основанном им журнале «Колокол» призвал революционеров идти в народ, вести там революционную пропаганду. На этом же настаивал и П. Л. Лавров, чьи идеи были чрезвычайно популярны среди народников в начале 1870-х годов. В 1874—1875 годах сотни молодых людей устремились в деревню. Началось «хождение в народ». Народники работали фельдшерами, землемерами, ветеринарами. При каждом удобном случае они вели беседы с крестьянами, разъясняя им, что, для того чтобы ликвидировать притеснения властей, добиться благополучия и достатка, им надо свергнуть существующий порядок вещей и устроить «народную республику». Народники призывали крестьян готовиться к восстанию.

Зачастую эти беседы заканчивались тем, что крестьяне или сдавали пропагандистов полиции, или сами с ними расправлялись. «Хождение в народ» продолжалось несколько лет и окончилось полным провалом.

Народнический террор. После неудачи «хождения в народ» руководители народничества решили, что необходимо развернуть террор (латинское слово terror означает «страх») против власти. Таким путем им хотелось пробудить у нее страх, растерянность. Они рассчитывали, что это ослабит государственный порядок и облегчит их главную задачу — свержение самодержавия.

В 1876 году возникла организация «Земля и воля». В ее программе уже было открыто записано, что нужны действия, направленные на дезорганизацию государства, уничтожение наиболее выдающихся лиц из правительства. Организация объединила около 200 человек, вынашивались планы различных террористических актов. Самым известным делом рук террористов стало убийство в 1878 году шефа полиции генерала Н. В. Мезенцева.

В среде народников не все одобряли террор. Некоторые, например Г. В. Плеханов, считали, что надо продолжать «политическую пропаганду». Они выступали против террора как единственного средства решения политических задач.

В 1879 году «Земля и воля» раскололась на две организации — «Народная воля» и «Черный передел».

Большая часть народников — «непримиримые» — объединились в «Народной воле», ставившей своей целью свергнуть монархию, обеспечить созыв Учредительного собрания, ликвидировать постоянную армию, ввести общинное самоуправление. Одним из основных средств борьбы они считали террор, а убийства представителей власти называли революционным правосудием. Вместе с тем народовольцы продолжали пропагандистскую работу среди рабочих, студенчества, в армии.

Главной мишенью народников стал император. Первое покушение на него организовали в апреле 1866 года, когда недоучившийся студент Д. Каракозов стрелял в Александра II. Затем были другие покушения. Пятая попытка, в 1880 году, гулким эхом отозвалась по всей России.

Это был взрыв в главной императорской резиденции в Петербурге — Зимнем дворце. По счастливой случайности никто из семьи императора не пострадал. Но погибло 13 солдат караула и 45 было ранено.

Цареубийство. Александр II был глубоко возмущен этим террористическим актом, совершенным в самой царской резиденции. Он решил навести в стране порядок и сосредоточить власть в руках доверенного человека. Выбор пал на графа Михаила Тариеловича Лорис-Меликова (1825—1888), прославившегося смелыми и решительными действиями в годы русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Граф получил большие полномочия. Он действовал не только при помощи репрессий, но и разумных уступок общественному мнению, разработав программу реформ. Было упразднено Третье отделение Императорской канцелярии и сняты с должностей высшие сановники империи, пользовавшиеся дурной репутацией в либеральных кругах. Лорис-Меликов выдвинул предложение привлечь к выработке новых законов выборных от народа.

М. Т. Лорис-Меликов

Между тем народники продолжали вынашивать идею убийства царя. Руководители «Народной воли», студент А. И. Желябов и дочь генерала С. Л. Перовская, составили план покушения. Оно намечалось на 1 марта 1881 года. Накануне полиции удалось напасть на след заговорщиков и арестовать Желябова, но это не изменило планы террористов.

1 марта 1881 года на берегу Екатерининского канала в карету царя была брошена бомба, но он не пострадал. Следующим взрывом бомбы, которую швырнул второй злоумышленник, Александра II тяжело ранило. В тот же день он скончался.

Покушение на жизнь Александра II

На престол вступил его сын, ставший императором России Александром III. Вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте взгляды и идеи народников. Каких крупных идеологов народничества вы знаете?
  2. Назовите народнические организации, возникшие в России в 1860—1880-е гг. Что сближало и что отличало их друг от друга?
  3. Раскройте содержание терминов, названий, понятий: радикалы, террор, «хождение в народ».
  4. Дайте оценку следующим фактам:
    • 1866 г. — выстрел Д. В. Каракозова в царя;
    • 1878 г. — В. И. Засулич стреляла в петербургского обер-полицмейстера Ф. Ф. Трепова;
    • 1878 г. — убийство шефа жандармов Н. В. Мезенцева;
    • 1879—1881 гг. — неоднократные покушения на Александра II; 1 марта 1881 г. — убийство Александра II.

Выскажите свое отношение к политическому террору, взглядам, идеалам, поступкам народовольцев.

  • Каковы итоги царствования Александра II? Каким остался в памяти народа этот царь-освободитель? Дайте политическую и нравственную оценку реформаторской деятельности Александра II.
  • Социальный состав и численность участников революционного движения в 1870—1879 гг.

    • Какие выводы можно сделать на основе этих данных? Чем объяснить преобладание студенчества среди участников революционного движения?

    Из программы организации «Земля и воля»:

    • Задачи, на которые должно быть устремлено все внимание революционной партии:
    1. помочь организоваться революционным элементам в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера;
    2. ослабить, расшатать, то есть дезорганизовать, силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания.
    • К чему призывали народники? Каковы были, согласно их убеждениям, пути достижения поставленных целей?

    Из воспоминаний известного общественного деятеля Б. Н. Чичерина о реакции населения на известие о покушении на императора 1 марта 1881 года:

    Это известие всех страшно поразило, огорчило, ошеломило. Подробности о совершенном злодеянии исполнили всех ужасом. Во всех слоях народа грусть, страх и изумление овладели людьми. Где и чего тогда не говорили! По селам стали распространять слухи о том, что дворяне убили царя за лишение их крепостных людей. В городах — пугали смутами по деревням. Даже в войсках не было совершенно спокойно.

    Целые два месяца Россия была в каком-то странном смущении и оцепенении; не только руки отпадали от всякого дела, но даже ум и чувства как будто омертвели.

    Покойного государя любили, обожали освобожденные крестьяне и бывшие дворовые люди; душевно были к нему расположены и преданы в обществе все лично его знавшие и те, которые много слышали о его сердечной доброте, о его всегдашнем расположении ко всякому доброму делу.

    Едва ли кто из русских самодержцев был вообще так любим, как Александр II. Всякий русский с чувством от души говорил: вечная тебе память!

    1. Как эти воспоминания характеризуют автора, его позиции, убеждения?
    2. Какое представление об атмосфере в обществе после убийства царя можно составить на основе этого документа? О чем говорят приведенные факты?
    3. Как объясняет Б. Н. Чичерин «оцепенение общества»? Чем, по мнению автора, Александр II заслужил любовь народа?

    Революционная борьба народников

    «Хождение в народ»

    Народническое движение получило в 70-х годах большой размах. Оно охватило не только великорусские губернии, но и Белоруссию, Украину, Грузию и другие национальные районы страны. Революционная молодежь ринулась в бой за свободу и счастье своего народа. Это была героическая, неравная борьба горстки революционеров против вооруженного до зубов царизма. Она вызывала восхищение свободолюбивых народов всего мира.

    В начале 70-х годов в России действовали многочисленные революционные кружки, которые вели просветительную и пропагандистскую работу среди интеллигенции и рабочих города.

    В 1874 г. народники предприняли «хождение в народ». Это одна из самых героических страниц русского революционного движения. Более тысячи молодых революционеров, готовых в любую минуту отдать свою жизнь за свободу народа, пошли в деревню. Там они, чтобы сблизиться с народом, стали работать плотниками, кузнецами, грузчиками, коробейниками и одновременно развернули революционную агитацию. В этом полустихийном движении приняли участие народники разных направлений. Среди них были талантливые пропагандисты, такие, как будущий писатель

    • С. М. Степняк-Кравчинский,
    • Д. М. Рогачев,
    • С. Ф. Ковалик и другие.

    Народники переходили из одного селения в другое, стремясь охватить как можно больше сел и деревень.

    Крестьяне слушали беседы народников, особенно когда речь заходила о непосредственных крестьянских нуждах. Но беседы о социализме были непонятны крестьянам, среди которых оставались сильными надежды на царскую «милость». Расчеты народников на то, что русский мужик по своей природе социалист и уже готов к революции, оказались ошибочными. Богатые крестьяне нередко доносили на пропагандистов полиции.

    Поднять крестьян на восстание не удалось нигде. Задавленное нуждой, темное, забитое крестьянство не откликнулось на призывы народников. «Хождение в народ» кончилось провалом. Около 800 человек было арестовано, многие из них осуждены на длительные сроки ссылки, тюремного заключения или каторжных работ. Однако подавить революционное движение правительство не смогло.

    «Земля и воля»

    В 1876 г. народники создали тайную революционную организацию «Земля и воля». Это была сплоченная централизованная боевая организация со строгой дисциплиной и взаимным товарищеским контролем. Ее конспирацию Ленин считал превосходной. В состав «Земли и воли» входили такие выдающиеся революционеры, как

    • С. Л. Перовская,
    • С. М. Мтепняк-Кравчинский,
    • А. Д. Михайлов,
    • Г. В. Плеханов и другие.

    «Земля и воля» ставила перед собой задачу — подготовить и осуществить социалистическую революцию в России. Но чтобы привлечь на свою сторону крестьянство и поднять его на революцию, она выставила понятные и близкие для крестьян требования:

    • передача земли крестьянам,
    • равномерное ее распределение между земледельцами,
    • облегчение налогового гнета.

    Члены «Земли и воли» вели пропаганду среди рабочих и интеллигенции.

    Многие из землевольцев вновь пошли в деревню, но это уже не было прежнее «хождение в народ», когда революционеры вели пропаганду среди крестьян, переходя из деревни в деревню. Тeперь народники поселялись в деревне на более длительный срок — в качестве

    • учителей,
    • писарей,
    • фельдшеров,
    • мастеровых.

    В ряде губерний были созданы поселения народников (фельдшерские пункты, мастерские) для ведения пропагандистской работы. Народникам удалось больше сблизиться с крестьянами, однако и на этот раз их пропаганда большого успеха не имела. Большинство поселений народников были разгромлены полицией. Некоторые народники стали ограничивать свою деятельность только просветительной работой. Среди революционеров росло недовольство ограничением практической деятельности только мирными средствами борьбы с царизмом — пропагандой. Часть кружков, сначала на Украине, а затем и в центре, начала террористическую борьбу с царизмом. Народники совершили ряд покушений на наиболее ненавистных царских чиновников. На это толкала и политика самого правительства, которое жестоко расправлялось с народниками. Сотни молодых отважных революционеров царское правительство заточило в тюрьмы, отправило на каторгу и в ссылку.

    Переход к террору

    Начало массовому переходу народников к террору т. е. к организации убийств представителей власти положил выстрел Веры Засулич. В 1878 г. по приказу петербургского градоначальника Трепова был зверски избит в тюрьме политический заключенный. В ответ на это молодая революционерка Вера Засулич стреляла в Трепова и ранила его. Суд присяжных оправдал Засулич. Решение суда было с восторгом встречено революционной молодежью, которая устроила манифестацию около здания суда. Покушение В. Засулич произвело огромное впечатление на революционеров. В этом же году Степняк-Кравчинский в ответ на казнь революционера Ковальского убил кинжалом шефа жандармов Мезенцева.

    «Народная воля»

    В 1879 г. з «Земле и воле» произошел раскол. Часть народников, видя безуспешность попыток поднять крестьян на восстание, окончательно перешла к заговорщической тактике и к индивидуальному террору. Они надеялись убийством царя и ненавистных сановников вызвать панику в правительстве и облегчить революционерам захват власти. Этим самым народники признали политическую борьбу за завоевание власти первостепенной задачей революционеров. Эта группа вышла из организации «земля и воля» и создала самостоятельную организацию — «Народная воля». Она выдвинула широкую программу демократических преобразований, требуя ликвидации самодержавия, введения всеобщего избирательного права, свободы слова, печати и др.

    Часть народников осталась на старых позициях отрицания политической борьбы. Они создали организацию под названием «Черный передел», которая продолжала считать пропаганду среди крестьян с целью подготовки социальной революции основной задачей революционеров. Однако эта организация просуществовала недолго. Большинство народников поддерживало террористическую тактику. Свою главную задачу «Народная воля» видела в убийстве царя, считая, что это послужит сигналом к революции. Руководили этой организацией выдающиеся революционеры — А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, В. Н. Фигнер и другие.

    Народовольцы вступали в ожесточенную схватку с царизмом. Они совершили ряд террористических актов, но желаемых результатов не достигли и не могли достигнуть. Сломить самодержавие такими методами было невозможно. Тактика индивидуального террора была не только неправильной, но и вредной, так как отвлекала революционеров и народные массы от настоящей массовой революционной борьбы. Отвечая на террор репрессиями, царское правительство вырывало из рядов революционеров лучших представителей. Увлечение террором привело к отказу от всех других видов революционной деятельности, к отрыву от масс и в конечном счете к поражению.

    Положительными моментами в деятельности народовольцев были признание ими необходимости политической борьбы за власть, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию во имя свободы народа.

    Народнический террор

    Женщины вызывали меньшее подозрение у полицейско-сыскных органов, поэтому руководство террористических организаций стремилось вербовать их и привлекать к участию в ответственных

    Народнический террор

    Другие дипломы по предмету

    Одновременно с его построениями свое мнение о перспективах развитие России высказывали П.П. Червинский и И.И. Каблиц, чьи труды связывают с началом отхода от доктрины социалистической направленности. Критически осмыслив идеалы революционности, они выдвинули на первый план не моральный долг просвещенного меньшинства страны, а осознание нужд и запросов народа. Отказ от социалистических идей сопровождался новой расстановкой акцентов, повышениям внимания к «культурнической деятельности». Продолжатель идей Червинского и Каблиц, сотрудник газеты «Неделя» Я.В. Абрамов в 1890-х определил характер деятельности интеллигенции как помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики; при этом он указал на возможную форму такой практики — деятельность в земствах. Сильной стороной пропагандистских работ Абрамова была ее четкая адресность — обращенность к врачам, учителям, агрономам с призывом помочь собственным трудом положению русского мужика. По существу, Абрамов выдвинул идею деполитизированного «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел, из которых слагается жизнь миллионов. Для многих земских служащих «теория малых дел» стала идеологией полезности.

    В других народнических теориях 1880-1890-х, получивших наименование «экономического романтизма», предлагалось «спасение общины», выдвигались программы государственного регулирования экономики, при осуществлении которых крестьянское хозяйство могло бы приспособиться к товарно-денежным отношениям. Все отчетливей становилась принадлежность последователей землевольцев к двум направлениям — тех, кто разделял идею «приспособления» к новым условиям существования и тех, кто призывал к политическому реформированию страны с переориентацией на социалистический идеал. Однако объединяющим элементом для тех и других оставалось признание необходимости мирной эволюции России, отказ от насилия, борьбы за свободу личности и солидарность, артельно-общинный метод организации хозяйства. Будучи в целом ошибочной мелкобуржуазной теорией, «экономический романтизм» привлекал внимание общественной мысли к особенностям экономического развития России.

    С середины 1880-х главным печатным органов либеральных народников стал журнал «Русское богатство», издававшийся с 1880 артелью писателей.

    С 1893 новая редакция журнала сделала его центром общественных дискуссий по вопросам, близким теоретикам либерального народничества.

    С середины 1880-х в России наметились тенденции к децентрализации революционного подполья, к усилению работы в провинции. Такие задачи ставила, в частности, «Молодая партия Народной воли».

    В 1885 в Екатеринославе собрался съезд южных народовольцев, пытавшийся объединить революционные силы региона. В конце декабря 1886 в Петербурге возникла «Террористическая фракция партии «Народная воля»». Программа последней, наряду с утверждением террористической борьбы, содержала элементы марксистских оценок ситуации. Среди них — признание факта существования капитализма в России, ориентация на рабочих — «ядро социалистической партии». Народовольческие и идейно близкие к ним организации продолжали действовать и в 1890-е в Костроме, Владимире, Ярославле. В 1891 в Петербурге работала «Группа народовольцев», в Киеве — «Южнорусская группа народовольцев».

    В 1893-1894 «Социально-революционная партия Народного права» поставила задачей объединить антиправительственные силы страны, но это ей не удалось. По мере распространения в России марксизма народнические организации утрачивали господствующее положение и влияние.

    Возрождение революционного направления в народничестве, начавшееся в конце 1890-х оказалось связанным с деятельностью партии социалистов-революционеров. Она сформировалась через объединение народнических групп в виде левого крыла демократии. Во второй половине 1890-х небольшие, преимущественно интеллигентские по составу, народнические группы и кружки, существовавшие в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе объединились в Южную партию социалистов-революционеров, другие — в «Союз эсеров». Их организаторами выступили М.Р. Гоц, О.С. Минор и др. — бывшие народники.

    2.6 «Охота» на Александра II. Цареубийство 1 марта 1881 года

    В ноябре 1879 г. народовольцы пытались подорвать царский поезд, следовавший из Крыма в Петербург. Группа Михаила Фроленко, устроившегося сторожем на железную дорогу, готовила взрыв близ Одессы, но Александр II поехал другим маршрутом — через Александровск. Народовольцы были готовы и к этому. Желябов под видом купца приобрел участок земли близ железнодорожной насыпи и заложил мину. Однако взрыв по какой-то причине не произошел. Но близ Москвы, у Рогожско-Симоновской заставы, был подготовлен еще один взрыв. Группа народовольцев под руководством Софьи Перовской устроила подкоп под железнодорожное полотно и заминировала пути. Но народовольцы по ошибке пропустили царский поезд и взорвали шедший позади поезд свиты. В феврале 1880 г. народовольцы устроили взрыв в Зимнем дворце. Степан Халтурин устроился туда столяром. Его каморка находилась прямо под царской столовой. Несколько месяцев подряд Халтурин копил динамит. Взрыв должен был произойти во время торжественного обеда.

    Но именно в тот день обед задержался: опоздал поезд, которым прибыли из Германии родственники Александра II. Царь вновь остался невредим, зато в комнате охраны, находившейся перед столовой, погибли 10 и были ранены более 50 солдат.

    В 1879-1881 гг. «Народная воля» понесла потери. Одесский прокурор А.Ф. Добржинский убедил арестованного Г.Д. Гольденберга, которому грозила смертная казнь, что правительство перестанет преследовать революционеров, если убедится в благородстве и чистоте помыслов партии. В результате Гольденберг дал подробные показания о деятельности «Народной воли», назвав имена почти полутора сотен ее членов. Вскоре после этого, в июне 1880 г., осознав, что невольно стал предателем, Гольденберг повесился в тюремной камере. В январе 1880 г. была захвачена полицией типография «Народной воли». Правда, вскоре А.Д. Михайлов сумел организовать новую типографию. Но в ноябре 1880 г. сам Михайлов был схвачен полицией, когда отправился получать заказанные им фотографии казненных народовольцев А.А. Квятковского и А.К. Преснякова. Несмотря на это, «Народная воля» упрямо не оставляла попыток уничтожить царя. Весной 1880 г. народовольцы неудачно пытались организовать новый взрыв на железной дороге, летом собирались заминировать мост через Екатерининский канал, по которому нередко проезжал Александр II. Фактически вся деятельность «Народной воли» свелась к попыткам цареубийства. Исполнительный комитет отказался даже развернуть подготовку крестьянского восстания, хотя Желябов осенью 1880 г. убеждал товарищей: «Я сам отправлюсь в Приволжские губернии и встану во главе крестьянского восстания, я чувствую в себе достаточно сил для такой задачи и надеюсь достигнуть того, что права народа на безбедное существование будут признаны правительством».

    Зимой 1881 г. народовольцы решили предпринять еще одно покушение на императора. На Малой Садовой улице, по которой регулярно ездил Александр II, был сделан заминированный подкоп, на улицах столицы расставлены группы метальщиков с ручными бомбами, изготовленными выдающимся инженером-народовольцем Н.И. Кибальчичем. Подготовка покушения ускорилась после того, как 27 февраля был арестован Желябов. Руководство покушением взяла на себя С.Л. Перовская. 1 марта на набережной Екатерининского канала метальщик Н.И. Рысаков по сигналу Перовской бросил бомбу в царскую карету. Взрывом была повреждена карета, но царь остался невредим. «Слава Богу, я не ранен», — ответил он подбежавшему полицмейстеру. «Еще слава ли Богу!» — саркастически заметил схваченный конвойными казаками Рысаков. Через несколько секунд второй метальщик, И.И. Гриневицкий, бросил бомбу прямо под ноги императору. Взрывом царю раздробило ноги. Превозмогая боль, он произнес последние слова: «Во дворец… там умереть…». Спустя несколько часов царь-освободитель Александр II скончался от ран. Гриневицкий умер в тюремном госпитале практически одновременно с императором. От взрыва пострадало еще около 20 человек, двое из них умерли.

    3. Народные социалисты

    В конце XIX в. в народничестве постепенно обозначились программные и тактические расхождения, что привело к появлению трех течений, оформившихся в начале XX в. в политические партии эсеров-максималистов, эсеров и народных социалистов. Партия народных социалистов была единственной партией народнического типа, исключившей из своей тактики политический террор.

    Народные социалисты ведут свое начало от кружка публицистов, связанных с влиятельным легальным народническим журналом «Русское богатство», среди сотрудников которого были Н.К. Михайловский и В.Г. Короленко. С конца 90-х гг. XIX в. в журнале сотрудничали А.В. Пешехонов, Н.Ф. Анненский, В.А. Мякотин, С.Я. Елпатьевский — именно они в 1906 г. основали Народно-социалистическую партию.

    Отношение народных социалистов к террору было не всегда однозначным и в своем развитии прошло ряд этапов. Кроме того, существовали и определенные нюансы во взглядах энесов по данному вопросу.

    До образования Народно-социалистической партии некоторые будущие ее деятели не только признавали террор как способ революционной борьбы, но и лично были причастны к террористической деятельности. Революционный путь некоторые из них начинали в партии «Народная воля», созданной в 1879 г. Важным элементом революционной тактики н

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: