Правление дария i, продвижение в европу и поход против скифов

Одной из страниц славной истории предков наших скифов была война с персами. Это народ, который является предком современных жителей Ирана. Вроде как родственник ираноязычных скифов. Так нет же, тоже

Правление дария i, продвижение в европу и поход против скифов

Как царь Дарий на скифов пошел воевать

Одной из страниц славной истории предков наших скифов была война с персами. Это народ, который является предком современных жителей Ирана. Вроде как родственник ираноязычных скифов. Так нет же, тоже ухитрился стать его врагом. А во всем виновата необычайная гордынь правителей персов.

Персидские цари завоевали полмира, покорили десятки народов, захватили сотни городов, с имеющимся в них золотом, драгоценностями, тканями. Угнали табуны чистокровных скакунов и круторогих быков, наложили дань на покоренные народы – богатства текли рекой в Персию. Но захотелось им покорить еще и степной народ – скифов, достоянием которых, в первую очередь, были беспримерная смелость и любовь к свободе.

Послушай женщину и поступи наоборот

Царь Дарий взошел на престол в 28-летнем возрасте в результате переворота, устроенного персидской знатью. Год за годом он укреплял свои личные позиции во власти, успешно расширяя границы персидского государства. Не забывал он и о семейной жизни, найдя себе в спутницы дочь еще одного великого перса, своего предшественника царя Кира по имени Атосса.

В один из вечеров Дарий отдыхал на семейном ложе и делился со своей супругой радостью от даров, поступающих в казну из завоеванных стран: от Средиземного моря до реки Ганг в Индии. Терпеливо выслушав очередной многочасовой отчет о доблести своего венценосного супруга, Атосса сделала саркастическое замечание, суть которого была в том, что не гоже молодому царю почивать на лаврах. «Царь! При всем твоем великом могуществе ты бездействуешь. Человеку молодому, как ты, властителю великих сокровищ, следует прославить себя великими подвигами, дабы персы знали, что над ними властвует муж. Пока ты еще молод, ты можешь совершить великий подвиг. Ведь с ростом тела растут и духовные силы, а когда тело начинает стареть, то с ним вместе дряхлеет и дух и уже неспособен к великим свершениям», – говорила Атоса, нежно прижимаясь к телу своего супруга. На что Дарий с энтузиазмом ответил: «Жена! Все, о чем ты говоришь, я и сам думаю совершить. Я ведь собираюсь идти на скифов».

Правда, это направление мысли царя не понравилось его супруге, она настаивала, чтобы тот завоевывал не скифские степи, а богатую Грецию, где можно было бы добыть много рабынь-гречанок, искусных в макияже и умении делать красивые женские прически. Однако Дарий, как истинный мужчина, предпочел победить воинственных скифов, а не покорять изнеженных греков.

Как бы то ни было, к 512 году до на шей эры Дарий собрал 700 тысячное вой ско и направился в Причерноморье, где в это время обитали европейские скифы. Сухопутную часть пути войско преодолело без проблем, но вот переправиться через реку Истр (Дунай) было непросто. Тут им на помощь пришли мастера из подвластных Дарию греческих городов. Они навели мост из соединенных друг с другом кораблей, и персы начали переправу. Три дня экспедиционный корпус переходил с одного берега на другой, и все три дня Дарий сидел на возвышенности на троне и наблюдал, как пехота и конница, с многочисленным обозом, пыля, уходят в глубь скифских земель.

Персидское огромное войско ползло широкой нескончаемой волной по скифской степи. Еще не видели бескрайние степные просторы, буйные травы, полноводные реки такого нашествия людей. Размеренно шагала, глотая пыль, пехота, не спеша передвигалась конница, скрипели телеги, ржали лошади, ревели быки и ослы, кричали погонщики. Убегали с насиженных мест звери, улетали птицы. Тревожной была степь. Великая беда надвигалась.

Вторгаясь в Скифию, Дарий не застал врасплох местное население. Вероятно, скифы неплохо организовали разведку и заранее узнали о надвигающейся угрозе. Они сознавали, что одни не смогут противостоять персидскому войску и потому собрали совет предводителей своих соседей тавров, агафирсов, невров, андрофагов, меланхленов, гелонов, будинов и савроматов. Последние трое племен согласились участвовать в отпоре персам, а остальные уклонились, считая, что война их не затронет.

Тут надо отметить, что скифы может и не обладали пышностью быта персов и философскими воззрениями греков, но военными тактиками были непревзойденными. Понимая, что в прямом столкновении с персидским войском у них нет шансов, они избрали партизанскую тактику. Снявшись с мест проживания, скифы стали отступать в глубь страны, а после и на территории племен, которые отказались их поддерживать. Персидская армия, преследуя отступавших скифов, вторгалась на земли упомянутых выше отказников. Поэтому и этим племенам пришлось волей-неволей участвовать в битвах.

Каждый раз, когда отряды персов отправлялись добывать продовольствие, скифы нападали на них. Нередко вступали они в сражение и с персидской конницей, не раз обращая ее в бегство и преследуя до самого лагеря. Потом они поворачивали назад и снова уходили в степи.

Единственное, что создавало трудности для летучих отрядов скифов, так это ослы из состава персидской армии. Когда скифы нападали на вражеские обозы, ослы начинали в страхе реветь. Их крик пугал не привыкших к таким звукам лошадей скифов, и те порой отказывались идти вперед.

Скифы впервые применили тактику выжженной земли. На всем пути движения персидской армии степь поджигалась, дома и постройки пылали, колодцы засыпались землей. Провиант находить становилось все сложнее, в день по несколько раз происходили нападения скифов, армия падала духом и таяла с каждым днем.

Однако решающей битвы так и не происходило. Скифы блестяще справились с разработанным ими планом действий против превосходящего в силе противника – они диктовали ему такие условия, при которых преимущество в численности нельзя реализовать в открытых крупных сражениях. Тактика скифов сравнима с сожжением Москвы в 1812 г. и действиями против немецких войск в 1941 году.

Утомленный Дарий послал к скифскому предводителю Идантирсу парламентариев с обращением: либо покориться как рабам, либо принять открытую битву. На что последний предложил венценосному персу просто найти могилы предков скифов и осквернить их, и тогда тот узнает весь гнев его народа. И добавил: «А за то, что ты предложил нам рабство, ты еще будешь плакать!». Совсем как говорят и сегодня осетины: «Дæ сæр кæуинаг фæуыдзæнис!».

…Второй эпизод относится к заключительному этапу войны. Вот как он изложен у историка древности Геродота: «Дарий, наконец, очутился в безвыходном положении, и предводители скифов, узнав об этом, послали вестника, принесшего в дар царю птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Персы спрашивали принесшего дары о значении подарков. Он сказал, что ему было приказано только, отдав дары, как можно скорее удалиться. Он предложил, чтобы персы, если они мудры, сами поняли, что означают эти дары. Персы стали совещаться. Дарий высказал мнение, что скифы отдают и самих себя, и землю, и воду. Он предположил это на том основании, что мышь живет в земле, лягушка – в воде, птица более всего походит на лошадь; стрелы же означают, что скифы отдают свою военную мощь. Вот какое мнение было высказано Дарием. Этому мнению противостояло мнение советника царя Гобрия. Он предположил, что эти дары означают: «Если только вы, персы, не улетите в небо, обратившись в птиц, не укроетесь в земле, став мышами, или не прыгнете в болото, обратившись в лягушек, вы не вернетесь назад, поражаемые вот этими стрелами».

Два месяца продолжался бесплодный поход Дария по скифским степям. Наконец, и скифам надоело все время отступать, и они решили дать решающее сражение. Тем более, что и войско персов значительно поредело и утратило свежесть.

Для Дария наступил столь долго ожидаемый момент. В непосредственной близости от его лагеря пешие и конные скифы стали выстраиваться в боевой порядок. Казалось, настал час решающего сражения. В это время через ряды скифов пронесся заяц. Тотчас скифы нарушили свой строй и с громкими криками и шумом понеслись за зайцем. Недоумевающий Дарий спросил окружающих о причинах тревоги и шума в рядах неприятеля. Когда ему донесли, что виновником всего явился заяц, он задумался, а потом сказал: «Эти люди смотрят на нас с полным пренебрежением, заяц оказался для них важнее, чем тысячи неприятельских воинов, наше положение представляется мне сейчас таким, что следует серьезно обдумать, каким образом обеспечить возвращение на родину».

…Битва так и не состоялась. Ночью персы, оставив в лагере раненых и больных, спешно стали отступать и не остановились до самой переправы через Истр. Еще раньше туда прибыли скифы и потребовали от греческих мастеров разрушить мост через водную преграду. Греки не рискнули отклонить требование скифов, так как было ясно, что хозяева степи не остановятся перед тем, чтобы силой заставить их выполнить свое требование. Поэтому для вида они разобрали часть моста, прилегавшую к скифскому берегу, на протяжении полета стрелы и заверили скифов, что разберут и остальную часть.

Так как Дария с его войсками все еще не было, скифы снялись с места и отправились его разыскивать. Дария спасло то, что скифы искали его преимущественно у дорог, вблизи которых были хорошие пастбища для лошадей. Скифы были уверены, что Дарий выберет именно этот путь для возвращения к Дунаю. В действительности же персы шли обратно по своим, прежде проложенным следам, через выжженные степи. Ночью подошли они к переправе. Когда выяснилось, что прилегающая к берегу часть моста разобрана, в войске распространилась паника. Каждую минуту можно было ожидать нападения скифов.

В свите Дария находился один египтянин, обладавший исключительно громким голосом. По приказанию царя он вышел к реке и позвал начальника греков. Те, услышав его голос, подплыли на кораблях к берегу и быстро навели мост.

Персы успокоились лишь когда очутились на другом берегу. Так, великий персидский царь Дарий, завоевавший полмира, был повержен скифами, фактически без основного боя. Более того, данный поход мог закончиться еще плачевнее. А ведь ничего могло бы и не произойти, и Дарий остался бы в истории человечества непобежденным завоевателем, если бы попросту послушав свою жену Атоссу, поступил бы, судя по народной мудрости, с точностью до наоборот, продолжив почивать на лаврах, наслаждаться роскошью и не думать о землях вольнолюбивых скифов…

Правление дария i, продвижение в европу и поход против скифов

Внешняя политика Дария I

Продолжая политику своих предшественников, Кира и Камбиза, Дарий I поставил своей целью превратить Персию в самое могущественное государство, которое могло, опираясь на силу своего оружия, господствовать над всеми другими странами. Ещё Кир покорил индийские племена, жившие у Гиндукуша и в долине Кабула, в частности племя гандхара. Это племя упоминает и Дарий в своей большой Бехистунской надписи среди племён и областей, входивших в состав Персидской державы. Очевидно, Дарий превратил в особую сатрапию равнину, расположенную у подножья Соломоновых гор, вплоть до Инда. Стремясь в погоне за индийским золотом, о котором были хорошо осведомлены даже греческие историки, проникнуть дальше в Индию, Дарий послал особый флот под командованием карийца Скилака для обследования течения Инда и морского пути от устья Инда до Красного моря. В этом сказывается стремление Дария укрепить персидское влияние на восточных границах своего государства и даже проникнуть в пределы Северной Индии.

Проблема морских коммуникаций занимала важное место во внешней политике Дария. Для того чтобы теснее связать Египет с Месопотамией и с Ираном при помощи прямого морского пути, Дарий закончил большие работы, начатые фараоном Нехо по прорытию канала от Нила к Красному морю. В надписи, поставленной у Суэцкого канала, Дарий с гордостью писал: «Я перс из Персии. Египет завоевал, постановил этот канал прорыть из реки по названию Пирава (т. е. Нил. — В. А.), которая в Египте течёт, до моря, которое из Персии идёт. Затем этот канал был прорыт так, как я постановил, и корабли пошли по этому каналу из Египта в Персию так, как моя воля была».

Особенное внимание Дария привлекали страны, расположенные к северу от Ирана. Возможно, что ещё Кир вёл борьбу с северо-восточными племенами, воевал с бактрийцами и саками, и, наконец, погиб во время упорной войны с массагетскими племенами Средней Азии где-то в районе реки Яксарта (Сыр-Дарьи). Во всяком случае, некоторые области, населённые саками, были завоёваны персами ещё до воцарения Дария I. А в перечне областей, входивших в состав Персидского государства при Дарий I, упоминаются Хорезм, Бактрия, Согдиана и несколько племён саков. Для того чтобы окончательно укрепить власть Персии в областях Средней Азии, населённых саками, Дарий I совершил, очевидно, уже в 517 г. до н. э. большой поход против саков, описанный им в последней части Бехистунской надписи в следующих словах: «Говорит Дарий царь: вместе с войском саков я пошёл к стране саков, которая за морем, эта шапку острой носит. Затем я корабельный мост близко к морю восстановил на его месте. От этого корабельного моста прошёл в страну, и я саков сильно разбил, одну часть я схватил, другая часть была приведена ко мне связанной и их первого, наибольшего из них, Скунха по имени, его они захватили и привели ко мне. Там другого наибольшим сделал я, как моя воля была. Затем страна моей стала». Можно предполагать, что во время этого похода против саков Дарий достиг нижнего междуречья рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, а также области, населённой племенем апасиаков, Хотя Дарию и удалось одержать несколько побед над племенами саков и даже взять в плен одного из их вождей, Скунху, изображение которого впоследствии было добавлено к изображениям самозванцев на Бехистунской скале, всё же Дарию не удалось полностью подчинить себе племена среднеазиатских саков. Именно поэтому Дарий I предпринял грандиозный поход против европейских скифов, живших в областях южного Причерноморья (около 512 г. до н. э.). Дарий, очевидно, предполагал, покорив европейских скифов, продвинуться далее на восток и ударить в тыл массагетским племенам, чтобы окончательно подчинить своей власти сакские племена Средней Азии, всегда оказывавшие упорное сопротивление персидским завоевателям. Однако этот план не удался Дарию. Персидские войска, углубившись в территорию, занятую европейскими скифами, чрезмерно растянули свои коммуникации и оторвались от своих баз. После ряда неудач Дарий был принуждён отвести назад персидские войска и тем открыто признать свою неудачу.

Читайте также  Состав временного правительства в 1917 году


Воины из племён саков. Рельеф из Персеполя

Значительно больших успехов добился Дарий во время своих завоевательных походов на запад. Вплотную подойдя к району Эгейского моря, населённому греческими племенами, Дарий начал систематическую подготовку дальнейшего продвижения на запад с целью полного завоевания всех греческих областей. Дарий отправил в Грецию экспедицию во главе с Демокедом, которая объехала всю Грецию и даже добралась до Тарента. Для того чтобы укрепить свой южный фланг, Дарий завоевал Барку, тем самым укрепившись на ливийском берегу Северной Африки. На северном фланге Дарий начал борьбу со скифами и проник во Фракию. Начав борьбу с греками, Дарий завоевал Фракию, Византию, Самос и ряд греческих островов, достигнув побережья Эгейского моря и непосредственно столкнувшись с греческими племенами и государствами.

Беспочвенную мечту о господстве Персии над всем миром пытался осуществить в своей внешней политике и преемник Дария I, Ксеркс (486—465 гг. до н. э.), задумавший покорить все греческие племена и установить своё полное господство во всём районе Средиземного моря. Эту мысль Геродот прекрасно сформулировал в той речи, которую он вкладывает в уста Ксеркса: «если мы завоюем афинян и соседний с ними народ, занимающий землю фригиянина Пелопа, то пределы Персидской земли раздвинем до эфира Зевса. Солнце не будет взирать больше ни на какую страну за пределами нашей: я вместе с вами пройду всю Европу и все земли превращу в одну. Если мы покорим названные здесь народы, то, как говорят, не останется больше ни одного города, ни одного народа, которые дерзнули бы на бой с нами. Итак, мы наложим иго рабства как на виновных перед нами, так и на невинных». Военно-захватническая политика персидской рабовладельческой деспотии, главной целью которой был захват рабов, выражена в этих словах Ксеркса с предельной чёткостью.

Однако эта политика борьбы за мировое господство привела Персию к неминуемой катастрофе. Греческий мир объединился и сумел дать отпор персидскому завоевателю. Древневосточная деспотия оказалась слабее более развитых и более прогрессивных античных обществ и античных государств, объединившихся в своей борьбе против персов.

Реакционные, в частности фашистские, фальсификаторы истории, извращая содержание древнеперсидских надписей, объявили древнеперсидский народ «арийско-нордическим народом Азии», который в силу каких-то особых «расовых свойств» создал величайшее государство древнего Востока, распавшееся якобы лишь по той причине, что «мужественный героизм» «нордической расы» ослабел под влиянием смешения персов и персидской культуры с исконными племенами и культурами Передней Азии, в частности семитской Месопотамии. Однако всё это тенденциозное, реакционное и надуманное построение не выдерживает научной критики. Современная наука не имеет в своём распоряжении каких-либо данных, которые могли бы установить хотя бы отдельные элементы так называемой и явно мифической «арийско-нордической расы Азии», поскольку даже персы уже в древнейшие времена представляли собой в этническом и в культурно-историческом отношении крайне смешанную группу племён.

Столь же антинаучно и утверждение реакционных историков, что скрещение древнеперсидской культуры с культурным творчеством народов Месопотамии привело к упадку самобытной персидской культуры и к ослаблению могущественного Персидского государства. Наоборот, мы знаем, что иранские племена заимствовали у ассиро-вавилонян клинообразную письменность и многие элементы их материальной и духовной культуры, а также государственности. Так, например, персы заимствовали у вавилонян технику изготовления многокрасочной поливной глазури кирпичей (изразцов), при помощи которых создавалась роскошная орнаментация зданий, пережиточно сохранившаяся в Средней Азии. Достижения дорожного строительства и финансовая организация государства были заимствованы персами у вавилонян, ассирийцев и других древних народов Передней Азии. Наконец, формы юридической документации и имущественного права были заимствованы у древних вавилонян. Поэтому нет никаких оснований утверждать, что скотоводческие племена Ирана что-либо потеряли во время своего общения с высокоразвитыми и древнекультурными земледельческими и оседлыми народами Передней Азии. На основе широкого использования богатейшего культурного наследства древних народов Передней и Средней Азии не погибла, а, наоборот, расцвела культура персидского рабовладельческого государства Ахеменидов.

urazof

  • Add to friends
  • RSS

Познайте Истину и Истина сделает вас свободными!

Записки провинциального миссионера

Поход против причерноморских скифов

Продвижение к Дунаю

Предполагаемый маршрут похода Дария I против причерноморских скифов
Дарий восстановив спокойствие и порядок в своём государстве, ощутил необходимость в большой и, конечно, победоносной войне, которая должна была сблизить разнородные племена его царства и вместе с тем послужить испытанием твёрдости этого союза. На одной из надписей ему прямо влагаются в уста слова: «Копьё персидского воина должно под моей властью проникнуть далее пределов царства». Диодор Сицилийский так характеризует политическую программу этого царя:
«После того как Дарий овладел практически всей Азией, он желал покорить Европу. Его безграничное желание основывалось на уверенности в силах персов; он желал в своих замыслах захватить весь обитаемый мир, думая, что будет позором, если цари, его предшественники, победили наиболее сильные нации, а он, располагающий могущественными армиями, каких никто до него не имел, не совершит поступок, достойный упоминания».[19]
Около 512 года до н. э.[20] Дарий решил совершить поход против причерноморских скифов. Ещё до этого сатрап Каппадокии Ариарамн с небольшим флотом в 30 кораблей пересёк Чёрное море и захватил пленников, чтобы получить у них необходимые сведения для предстоящего похода.[21] Дарий собрал большой флот из кораблей греческих городов Малой Азии и огромную армию и направился к берегам Чёрного моря. Искусный греческий инженер Мандрокл соорудил мост из судов в самом узком месте пролива Босфор. Огромная персидская армия переправилась по нему на европейское побережье. Ионянам Дарий повелел плыть в Чёрное море до устья реки Дунай (древнегреческое название Истр), а затем по прибытии к Дунаю построить мост через реку и ожидать его там. Сам же Дарий со своим войском двинулся вдоль западного побережья моря. Местные фракийские народы, обитавшие там, подчинились персам, не оказав никакого сопротивления. Только воины племени гетов попытались сопротивляться, но были разбиты и вынуждены присоединиться к войску Дария[22].

Вступление в Скифию

Через Дунай был сооружён понтонный мост из судов и, перейдя его, многочисленная[23] армия Дария начала продвигаться на север. Для охраны моста был оставлен греческий контингент из ионийцев с приказом ждать 60 дней, после чего разрушить мост. Видно, Дарий задумал обогнуть Чёрное море и вернуться в Персию через Кавказ, но на всякий случай решил сохранить переправу, если придётся отступить. Скифы не отважились вступить в решающую битву с огромным войском противника и прибегли к своей излюбленной тактике «выжженной земли». Они стали отступать, угоняя с собой скот, уничтожая траву и засыпая источники. При этом скифская конница постоянно нападала на отдельные отряды персидской пехоты и истребляла их. Скифы, понимая, что они одни не в состоянии отразить полчища Дария в открытом бою, отправили послов к соседним племенам с призывом о помощи. На прошедшем межплеменном совещании присутствовали цари тавров, агафирсов, нёвров, андрофагов, меланхленов, гелонов, будинов и савроматов. Цари гелонов, будинов и савроматов пришли к согласию и обещали помочь скифам. Цари же агафирсов, невров, андрофагов, а также меланхленов и тавров отказались.[24]

Преследование скифов

Между тем персы напали на одну из частей скифского войска и преследовали её в восточном направлении к реке Танаис (Дон). Скифы перешли реку Танаис, а непосредственно за ними переправились и персы и начали дальнейшее преследование, пока через землю савроматов не прибыли в область будинов. Пока путь персов шёл через Скифию и Савроматию, они не могли опустошать местность, так как она была бесплодной. Проникнув в землю будинов, персы нашли там город, окружённый деревянной стеной. Будины бежали, город опустел и персы предали его огню.[25]
После этого персы продолжали следовать всё дальше за отступающим противником, пока, пройдя через эту страну, не достигли пустыни. Пустыня эта совершенно необитаема, расположена она севернее страны будинов и тянется в длину на семь дней пути. Севернее этой пустыни жили фиссагеты. Дойдя до пустыни, Дарий с войском остановился станом на реке Оаре. Затем царь приказал построить восемь больших укреплений на равном расстоянии — около 60 стадий друг от друга. Пока Дарий занимался этим сооружением, преследуемые им скифы обошли его с севера и возвратились в Скифию. При внезапном исчезновении скифов Дарий велел оставить наполовину завершённые постройки и, так как скифы больше не появлялись, повернул на запад. Отступая далее, скифы решили заманить персов в земли тех племён, которые отказались от союза со скифами, и так как Дарий не прекращал преследования, то скифы, согласно своему военному плану, решили отступать во владения тех племён, которые отказали им в помощи, чтобы вовлечь и их в войну с персами. Прежде всего — в страну меланхленов. Вторжение персов и скифов устрашило меланхленов и они в страхе бежали на север. Затем скифы начали завлекать врага в область андрофагов. Устрашив и этих, они стали отступать в землю нёвров. После этого, наведя страх и на нёвров, скифы отступили к агафирсам. Агафирсы услышав, как их соседи бежали в страхе перед скифами и послали глашатая, прежде чем те проникли в их землю, с запрещением вступать в их пределы. Агафирсы заявили скифам, что если те всё же посмеют вторгнуться в их страну, то им придётся сначала выдержать смертельный бой с ними — агафирсами. После этого агафирсы выступили с войском к своим границам, чтобы отразить нападение. Скифы же не пошли в страну агафирсов, так как те не желали их пропускать, а стали заманивать персов из страны нёвров в свою землю.[26]

Отступление армии Дария

Долгое преследование скифов вглубь их территории истощило армию Дария. Тогда персидский царь послал к скифам послов, которые обратились к скифскому вождю — могучему старцу Иданфирсу:
— Зачем вы убегаете от нас, скифы? Если вы считаете себя сильнее — вступайте с нами в бой. А если вы слабее — пришлите нашему владыке «землю и воду» и покоритесь.
— Мы не убегаем от вас, персы. Мы просто кочуем по своим степям, как привыкли с давних пор, — насмешливо улыбнулся Иданфирс.
Не имея достаточных запасов продовольствия и возможности вступить в открытый бой со скифами, Дарий решил отступить. Постыдно бросив больных и раненых воинов и часть обоза, и оставив свой стан с зажжёнными кострами, чтобы скрыть от скифов внезапное отступление, персы ночью скрытно двинулись в обратный путь.[27] Отступление проходило по той же дороге, что и вторжение и это отчасти спасло оставшуюся часть войска. Когда скифы поняли, что их провели и бросились преследовать Дария, то они и подумать не могли, что персы пойдут по уже выжженной земле и начали их искать в других местах. Между тем скифы послали своих представителей к мосту на Дунае с заданием уговорить ионян и других греков, оставленных там для охраны, изменить Дарию и разрушить мост. Многие греческие военачальники уже были готовы последовать совету скифов, но тиран Милета Гистией напомнил им, что они правят своими городами только благодаря поддержке Дария и что без него они вряд ли сохранят свою власть. Это возымело действие и мост был сохранён. Через некоторое время утомлённое и значительно поредевшее персидское войско благополучно переправились через Дунай во Фракию.

Читайте также  История россии середины xx-го века

Правление дария i, продвижение в европу и поход против скифов

Подавив восстания и упрочив свою власть, Дарий решил приступить к новым завоеваниям. По видимому, в 517 г. персы покорили северо-западную часть Индии, где в это время было много небольших государственных объединений 89 . Завоеванию этой территории предшествовала совершенная по распоряжению Дария экспедиция карийского морехода Скилака в Индию и оттуда через Индийский океан к Аравийскому морю, которая дала необходимые сведения о племенах этих районов.

Новая сатрапия, получившая название Индия (Хинду), охватывала долину по среднему и нижнему течению Инда. Она была самой дальней восточной провинцией Ахеменидской державы, а по представлениям Геродота (III, 106 и IV, 40) и его современников, и самой дальней на востоке страной, за которой начиналась необитаемая и никому не ведомая пустыня. Да и представления об Индии у Геродота были довольно туманные, он упоминает лишь крупных животных и говорит о хлопке, из которого индийцы изготовляли одежду, и о несметном количестве золотого песка, который якобы добывался там. Тем не менее теперь географический горизонт подданных Ахеменидской державы значительно расширился. Страбон (XV, 1, 10) со ссылкой на Эратосфена пишет, что ко времени похода Александра Македонского в Индию река Инд служила границей между Индией и лежащей к западу от нее Арианой, которая принадлежала персам. Вероятно, к тому времени часть территории Индии была потеряна Ахеменидами.

Одновременно продолжались завоевания и в бассейне Эгейского моря, где остров Самос был последним крупным независимым государством с сильным военным флотом. Знаменитый тиран Самоса Поликрат около 522 г. был предательски убит персидским сатрапом Лидии Оройтом, а островом стал править секретарь последнего Меандр. Около 517 г. персидская армия во главе с Отаной, одним из семи заговорщиков, участвовавших в убийстве Гауматы, после внезапного нападения захватила Самос. Остров был опустошен и включен в состав Персидской державы, а его вассальным правителем назначен Силосонт, брат Поликрата, который еще до возвышения Дария был знаком с ним, сумев оказать ему небольшую услугу. Один из братьев Силосонта, Литократ, также перешел на персидскую службу и вскоре был назначен наместником только что завоеванного острова Лемнос. Приблизительно в том же, 517 г. Хиос признал персидскую власть.

Около 516 г. Дарий собрал большой флот из кораблей греческих городов Малой Азии и направился к берегам Черного моря. Местные племена, обитавшие там, и греческое население подчинились персам, не оказав никакого сопротивления. Искусный греческий инженер Мандрокл соорудил мост из судов в самом узком месте Геллеспонта (Боспор), в результате чего впервые Европа и Азия были соединены друг с другом. На берегу Боспора были поставлены две мраморные памятные стелы на греческом языке и, согласно Геродоту (IV, 87), «ассирийскими письменами», т. е., по-видимому, на древнеперсидском, эламском и аккадском языках. Геродот (IV, 87), ахиллесовой пятой труда которого почти всегда бывают цифровые данные, пишет, что у моста было сосредоточено 700 000 пеших и конных всадников (что является заведомо фантастической цифрой) и 600 кораблей. Персидская армия прошла по мосту на южный берег Фракии и, не встретив там сопротивления, прибыла к низовью Истра (Дунай).

Теперь Дарий решил совершить поход против причерноморских скифов, стремясь предотвратить расширение их влияния в сторону Фракии. Еще до этого сатрап Каппадокии Ариарамна с небольшим флотом пересек Черное море и захватил пленников, чтобы получить у них необходимые сведения для предстоящего похода. Через Дунай был сооружен понтонный мост из судов, и, перейдя его, армия Дария начала продвигаться по южнорусским степям. Для охраны моста был оставлен греческий контингент из ионийцев, сопровождавших до этого Дария. Эти греки по распоряжению Дария должны были охранять мост в течение 60 дней и, если к тому времени персидская армия не вернется, разрушить его и отправиться домой.

Точная дата скифского похода неизвестна, но его можно более или менее уверенно отнести ко времени между 516 и 512 гг. [90, т. II, ч. 2, с. 60 и сл.; 92, с. 136; 126, с. 313; 194, с. 19 и сл.]. Основным источником об этом, походе является четвертая книга труда Геродота.

Скифы не отважились вступить в решающую битву с огромным войском противника и прибегли к своей излюбленной тактике выжженной земли. Они стали отступать, угоняя с собой скот, уничтожая траву и засыпая источники. При этом скифская конница постоянно нападала на отдельные отряды персидской пехоты и уничтожала их. Долгое преследование скифов в глубь их территории истощило армию Дария, и, пока он обдумывал выход из своего затруднительного положения, скифские вожди в ответ на его требование либо вступить в открытую битву, либо заявить о своей покорности, послали в персидский стан вестника. Последний, если верить Геродоту, передал Дарию птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Дарий считал, что таким образом скифы выражают свою покорность, но Гобрий, один из семи убийц мага Смердиса, дал совершенно противоположное истолкование загадке: если персы не улетят в небо, как птицы, не зароются в землю, как мыши, их ждет гибель от стрел.

Тем временем отряд скифов, обойдя персов, прибыл к мосту через Дунай и обратился с призывом к охранявшим мост ионийцам разрушить его, выждав положенные 60 дней, и вернуться к себе домой, ибо они тем самым не совершат провинности перед Дарием, который сам так распорядился, и приобретут свободу. Ионийцы обещали выполнить эту просьбу, и скифы вернулись к своим основным силам.

Не имея достаточных запасов продовольствия или возможности вступить в открытый бой со скифами, Дарий решил отступить. Бросив больных воинов и часть обоза и оставив свой стан с зажженными огнями, чтобы скрытьот скифов внезапное отступление, персы ночью, скрытно двинулись в обратный путь 90 . На следующий день скифы пустились вдогонку за персами, но, разойдясь с ними, прибыли к мосту через Дунай. Найдя мост целым, они снова обратились к ионийцам с требованием разрушить его. Вожди ионийцев собрались на совет. Некоторые участники совета склонялись к тому, чтобы последовать призыву скифов и тем самым освободить Ионию от порабощения. Но тиран Милета Гистией выступил против такого мнения, напомнив, что все присутствовавшие на совете тираны правят своими городами благодаря милости Дария и в случае гибели последнего потеряют власть, так как народ не будет терпеть их. Уже намеревавшиеся разрушить мост ионийцы последовали этому совету. Чтобы успокоить скифов, Гистией сказал им, что с благодарностью выполнит их просьбу, и для виду ионийцы начали разрушать мост со стороны скифов, которые затем удалились. Через некоторое время персидское войско подошло к переправе и благополучно переправилось во Фракию [см. подробно у Е. В. Черненко: 70а; см. также 35а, с. 106 и сл.].

Этот поход, который окончился явной неудачей, не следует рассматривать изолированно от внешней политики Ахеменидов по отношению к племенам, окружавшим Персидскую державу с севера и северо-востока. Дарий, как и Кир, стремился ликвидировать опасность грабительских набегов скифских племен в пределы Персидского государства. Как когда-то Кир, уже в преклонном возрасте возглавивший поход против массагетов, Дарий лично участвовал в двух походах против скифов, что свидетельствует о том значении, которое Ахемениды придавали покорению своих северных и восточных соседей. Приказав ионийцам разобрать мост через два месяца, Дарий, возможно, намеревался пройти по всей скифской территории от Северного Причерноморья до Кавказа или даже Средней Азии и вернуться в Персию через какую-либо из этих областей [294, т. IV, с. 104 и сл.; 50, с. 41; ср., однако 122, с. 131, где высказывается сомнение, что Дарий мог поставить перед собой такую цель]. Вряд ли Дарий представлял себе, сколь велико расстояние между Причерноморьем и Средней Азией, каковы трудности перехода через большие реки и необозримые степи.

Хотя скифский поход Дария окончился безрезультатно, Дарий проник в глубь скифской территории вслед за отступавшим противником. Это дало основание Дарию включить причерноморских скифов в список подвластных ему народов 91 под названием «заморские саки» (сака парадрайя), но уже в надписях Ксеркса они совершенно не упоминаются.

Из Фракии Дарий вернулся в Иран, оставив своего полководца Мегабиза завершить покорение областей Геллеспонта и Фракии [см. подробно 84]. Вскоре персидская власть была установлена по обе стороны Геллеспонта, лишив греков (прежде всего афинян) возможности получать хлеб с берегов Черного моря и корабельный лес из Фракии. Мегабиз завоевал также греческие города на северном побережье Эгейского моря, жители которых упоминаются в персидских надписях среди покоренных народов под названием «щитоносные ионийцы».

Фракия, в которой обитали многочисленные, но постоянно враждовавшие друг с другом племена, стала легкой добычей персов. Были захвачены золотые и серебряные рудники, плодородные земли в бассейне реки Стримон, несколько тысяч обитателей которых из числа племени пеонов насильственно переселены в Малую Азию. Причиной такой крайней меры, по-видимому, являлось сопротивление пеонов, хотя Геродот утверждает, что Дарий велел переселить пеонов, будучи удивлен прилежанием их женщин в работе.

Когда персидская армия подошла к границам Македонии, царь этой страны Александр поспешил заявить о своей покорности и выдал свою сестру замуж за персидского вельможу. Правда, Геродот рассказывает, что Александр убил персидских послов, но эта версия была сочинена позднее, когда персы во время войны с греками начали терпеть поражение [122, с. 134]. В Македонии и Фракии были оставлены персидские гарнизоны, около 512 г. обе эти страны образовали сатрапию под названием Скудра [ср., однако, 379, где О. Семереньи полагает, что Skudra обозначает скифские племена, которые, по его мнению, жили в Македонии или Фракии].

Приблизительно в это же время Дарий назначил сатрапом Лидии своего сводного брата Артафрена (др. перс. Артафарна — «обладающий праведной благодатью»). Командование морскими силами в северной части Малой Азии было передан в руки перса Отаны, сына Сисамна. Резиденция его находилась в Даскилее, и он, по-видимому, был подчинен Артафрену [122, с. 136].

Тиран Милета Гистией, который оказал важную услугу Дарию во время скифского похода, получил в награду обширные земли во Фракии, где он начал сооружать укрепления. Это показалось опасным Мегабизу, и он пожаловался Дарию. Последний вызвал Гистиея к себе и задержал его в Сузах под предлогом, что желает иметь доверенного советника. Правителем Милета был назначен по рекомендации Гистиея его зять и двоюродный брат Аристагор. Грек Кой, также оказавший услугу Дарию, стал тираном в своем родном городе Митилена на острове Лесбос.

Конец VI в. был временем наивысшего могущества Ахеменидской державы, в которую входило более 80 народов и границы которой простирались от реки Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до Эфиопии на юге. Дарий послал на трех кораблях своих соглядатаев даже в Италию и Сицилию, где назревала война между греческими и финикийскими колонистами. Последние были естественными союзниками персов в их предстоящей войне с Грецией, и Дарий внимательно следил за ходом развития событий во всем Средиземноморье, восточная часть которого принадлежала персам. Теперь они имели мощный флот из кораблей финикийцев, карийцев, ионийцев и других морских народов.

В надписях Дария из Персеполя и Экбатан этот период персидского могущества характеризуется в следующих словах: «Дарий, царь великий, царь царей, царь стран, сын Виштаспы, Ахеменид. Говорит Дарий царь: „Вот царство, которым я владею: от скифов, которые за Согдом, до Эфиопии, от Индии до Лидии. (Это царство) даровал мне величайший из богов Ахурамазда. Да хранит Ахурамазда 92 меня и мой дом»» fDPh/DH].

89 Э. Херцфельд относил это завоевание к 519—-518 гг., А. Т. Олмстед — к 513 г. [201, с. 2; 312, с. 145].
90 Согласно Полиэну (VII, 11), некий скиф по имени Сирак нанес себе увечье и, отправившись в лагерь Дария, сказал ему, что это скифские вожди так обезобразили его. Обещав персам показать дорогу, Сирак завел их в совершенно бесплодную пустыню. Тогда Дарий, сложив на высоком холме свои, тиару, жезл и корону, обратился к богу с мольбой послать дождь. Просьба Дария была выполнена, и тем самым персидская армия спасена. Рассказ этот носит явно легендарный характер, как и многие детали в повествовании Геродота. Однако возможно, что рассказ Полиэна имеет в виду поход Дария против среднеазиатских саков. Да и само имя Сирак характерно для восточноиранской ономастики (указано В. А. Лившицем).
91 Ф. X. Вейссбах полагал, что, поскольку описанный Геродотом поход на скифов потерпел провал, а в надписях Дария они упомянуты как покоренные, он вторично — и на этот раз успешно — напал на них [405, с. 80]. В пользу такого предположения приводилось сообщение Ктесия о приказе Дария сатрапу Каппадокии Ариарамне совершить набег на северное побережье Черного моря с целью разведки. Однако, как отмечалось выше, набег этот предшествовал известному нам походу Дария (см. Ctes., Pers. XIII; Strabo XIV, 1, 17; Athen. XII, 522).
92 В аккадском варианте: «Ахурамазда вместе с богами».

Читайте также  Провозглашение рсфср и диктатуры пролетариата в январе 1918 года

Поход персидского царя Дария против скифов.

#1 Оффлайн Алексей Майский

  • Пользователи
  • 542 сообщений
    • Имя: Алексей

    Награды

    Однажды персидский царь Дарий Первый решил пойти войной на Скифию. К концу 5 века д.н.э., Персия была могущественным государством того времени и протянулась от Египта до Индии.

    persia01.jpg 77,89К 0 Количество загрузок:

    Хотя точная дата скифского похода неизвестна, но его можно более или менее уверенно отнести ко времени между 516 и 512 г.г.д.н.э. Геродот утверждал, что у Дария бала 700 000-ная армия. Многие сходятся во мнении, что не более 600 000. Но и эту цифру можно поставить под сомнение. По численности это как две шестые армии вермахта под Сталинградом. Также был собран большой флот из кораблей греческих городов Малой Азии. Как пишет Геродот это примерно 600 кораблей. Посути это была одна из самых мощных армий античности.

    Официальны лозунгом похода была месть скифам за то, что они в седьмом веке что то набедакурили в Азии. Но истинной причиной могло быть не столько желание персов отомстить скифам и обезопасить себя от их вторжений, сколько стремление расширить персидскую державу новыми завоеваниями и закрепить за ней северный берег Черного моря. А также было желание отрезать Грецию, в свете надвигающиеся войны, от хлебородных и богатых скотом и рыбой областей Балкан и Скифии.

    Перед началом похода Дарий решил провести, своего рода, рекогносцировку местности и разведку которая ставила своей задачей получение языков, которые могли бы дать информацию о характере и протяженности той страны, куда предполагалось повести войска. Геродот пишет, что Дарий приказал своему каппадокийскому сатрапу Ариарамну переправиться в Европу и устроить там маленькую войну с целью взятия пленных. Каппадокия, теперь это часть Турции, имела выход к Черному морю между устьями рек Галиса и Ириса, находившимися напротив Боспора Фракийского. Боспор, в переводе означает «бычий брод». Что тот и сделал, переправившись через пролив на тридцати судах и повоевав с крымскими скифами. Даже как то умудрился захватить брата скифского царя Марсагета. Скифский царь Скифарб в гневе, после набега Ариарамна, написал Дарию дерзкое письмо; ему был дан такой же ответ.

    Выйдя из Суз и продвигались из глубин Перси, пройдя малую Азию Дарий дошел до зоны Боспора Фракийского (Стамбульский пролив). Граница между Азией и Европой. Дарий продвигался к Боспору по знаметий «царской дороге». Это примерно 2500 км. Мощеная дорога построенная тем же Дарием Первым, соединившая восточные и западные сатрапии Державы Ахеменидов.

    Via-Reale.jpg 70,69К 0 Количество загрузок:

    К этому времени греки построили понтомный мост через Боспор. Понтоны были просто корабли со снимаемыми мачтами. Ставились по течению реки и связывались между собой. Это самое узкое место шириной 660 метров. Инженер грек Мандрокл, который построил этот мост, получил огромную благодарность от Дария. Когда Дарий готовился к походу против скифов, то рассылал гонцов к подвластным народам. Одни предоставили воинов, другие дали корабли, а трети строили мосты.

    09.jpg.2f6c84984532c3cc7df4077d2fce3730.jpg 96,78К 0 Количество загрузок: 6.jpg 61,87К 0 Количество загрузок:

    Переправившись на территорию Европы он продолжал продвигаться по территории Фракии. Это теперь земли Болгарии и Румынии. Огромное войско быстро сломило фракийское сопротивление. После переправления, Ионянам, одному из греческих племен, было приказано плыть в Понт (Черное море) до устья реки Истр (Дунай). Подняться по реке до шеи реки, где Истр разделялся на два гирла (разветвления) и начать строить мост. Ждать подхода основных частей. А сам пошел сухим путем.

    0_dc886_ae6215a7_XL.jpg 268,91К 0 Количество загрузок: i_008.jpg 29,9К 0 Количество загрузок:

    Войско Дария, без особых проблем, достигло великой реки и переправилась на другой берег. Дарий приказал грекам разрушить мост через Истр (Дунай) и следовать за ним в походе. Но дальновидные греки стали уговаривать царя не ломать мост. Что бы сохранить путь к отступлению. Дарий отменил свой приказ. Один из греков сказал, что победить скифов и возможно, остается только их найти.

    Оставив союзных греков охранять дунайский мост, «царь завязал на ремне 60 узлов, позвал на совещание к себе ионийских тиранов и сказал им…: начиная как раз с того времени, когда я пойду на скифов, развязывайте на ремне каждый день по одному узлу. Если за этот промежуток времени я не явлюсь назад и минует число дней, обозначенное узлами, — плывите обратно на родину, а до той поры оберегайте мост…»

    Скифы узнали о поражении фракийцев и о том, что Дарий переправился через Дунай. Они отправили свои стада и кибитки с женами и детьми на север и начали переговоры с соседними племенами. Савроматы, гелоны и будины вошли в скифский союз. Земледельческие племена скифов, вероятно, тоже вошли в антиперсидский союз.

    Скифская армия состояла из трех частей. Главные силы под командованием царя Иданфирса. Иданфирс выступает как глава всех скифских войск и ведет пересылку с самим Дарием. Вероятно Иданфирс был царем царственных, нижнеднепровских скифов. Вторую часть, соединившуюся с гелонами и будинами, возглавлял царь Таксакис. Возможно, что в эту часть входили и другие лесостепные племена, например борисфениты. Третьей частью командовал царь Скопасис, к которому присоединились савроматы. Судя по включению савроматов, Скопасис, очевидно, был царем приазовских скифов кочевников, непосредственных соседей савроматов.

    Скифы решили не вступать в открытое столкновение с персами. Персов решили заманивать в глубь своей территории до реки Танаис (Дон) вдоль берегов Меотиды (Азовское море). По пути наступлении а потом и отступления персов, скифы засыпают колодцы и истребляют растительность. Делать ночные диверсии. Угоняют скот и всячески вредят неприятелю. Скифский лук был мощнее, чем персидский. Лучник на скаку в течении минуты мог выстрелить порядка десяти стрел. А в колчанах скифа могло быть более 200 стрел. Поэтому скифская конница на безопасном расстоянии могла спокойно накрывать стрелами персов. Тем более что нормы ГТО у скифов были обязательны. Даже женщина была обязана уметь ездить на коне, стрелять из лука и метать дротики. В ближний бой скифы практически не вступали.

    Персы преследовали отступающих скифов вдоль берега черного моря примерно на расстоянии 30-50 километров от побережья моря. Не желая потерять греческую эскадру, Дарий не трогал греческие города на землях скифов. Хоть греки и считали скифов варварами. Это не мешало вести с ними торговлю и жить в мире.

    Через две недели пути войска Дария подошли к Борисфену (Днепр), а скифы все не выходят на бой. Потому что движение персидских войск не определялось замыслом Дария, а стратегией скифов, которые заманивали персов в пустынные места Приазовья. Вероятно, здесь и были проведены переговоры, о которых пишет Геродот.

    Дарий — Иданфирсу. «Зачем ты, чудак, все убегаешь, хотя можешь выбрать

    одно из двух: если ты полагаешь, что в силах противостоять моему войску, —

    остановись, не блуждай более и сражайся! Если же ты чувствуешь себя слабее

    меня, то также приостанови твое бегство и ступай для переговоров к твоему

    владыке с землею и водою в руках»

    Иданфирс — Дарию. «…Я объясню тебе, почему я не тороплюсь сразиться с

    тобою: у нас нет ни городов, ни обработанной земли. Мы не боимся их разоре-

    ния и опустошения и поэтому не вступили с вами в бой немедленно. Если же

    вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то вот у нас есть могилы

    предков. Разыщите их, попробуйте разрушить — тогда узнаете, станем ли мы

    сражаться с вами из-за этих могил или нет. »

    На самом деле Иданфирс дразнил Дария. До священных курганов оставалось не так много пути. Между персами и курганами стояла вся конница скифов, готовая к бою.

    Главная масса скифских курганов сосредоточена в излучине Днепра, Росью и Россавой. Это полоса шириной 15 км., и длиной 25-30 км., вдоль Днепра. В глубине этого района самым защищенным местом является внутреннее пространство днепровской луки. Но скифы продолжали навязывать персам свой план похода на восток к Меотиде. До Меотского озера (Азовского моя) оставалось 5-6 дней пути.

    Известна одна история. Когда скифы все таки решились на открытое сражение и выставили свои отряды перед персидским войском. В это время между войсками пробежал заяц и все скифское воинство под улюлюканье рвануло его догонять. Персидский царь был очень оскорблен этим актом неуважения. Скифы этот поступок объясняли просто, умереть мы всегда успеем, а вот пожрать не всегда получается. Естественно это была скифская пиар акция.

    00001258.jpg.ee4d0512e2d24f4624db47322c7dda9b.jpg 128,45К 0 Количество загрузок:

    Оказавшись в пустынных местах Приазовья Дарий наконец то осознал, что дело дрянь и приостановив поход, расположился с войском у реки Оар, а затем начал строить оборонительную базу, это восемь громадных укреплений на одинаковом расстоянии одно от другого. К этому времени персидские войска за 21 день пути прошли 600 километров по Скифии.

    gipakiris.jpg 89,83К 0 Количество загрузок:

    Если верить Геродоту, то перейдя Танаис (Дон), персы, преследуя скифов, вторглись в земли сарматов. Потом персы вторглись на земли будинов и сожгли деревянное сооружение, покинутое жителями. Преследование скифов в основном велось персидской конницей. Есть предположение, что деревянным сооружение будинов являлся Гелон. Бельское городище на границе Харьковской и Полтавской области рядом исследователей отождествляется с летописным городом Гелоном.

    BelskMap02.jpg 78,29К 0 Количество загрузок: hqdefault.jpg 28,27К 0 Количество загрузок:

    От лагеря Дария у р. Оар до Танаиса-Северского Донца ближе всего в направлении современных Краматорска и Славянска. В днях пути это расстояние будет равно семи дням. Через три дня пути на северо-запад по савроматским землям за Донцом всадники могли достигнуть пограничных городищ будино-гелонов в верховьях Донца (городища Водяное, Люботинское, Яковлевка и др.) и, пройдя по южной кромке будино-гелонской земли, через 8–9 дней могли уже возвратиться к пустынным берегам Приазовья.

    pohod-dariya.jpg.2e4a82b1dbda4e6dc6d3477a169055fc.jpg 116,82К 0 Количество загрузок:

    От моста через Истр (Дунай) ло лагеря на Меотеде (Азовске море) – 21 день.

    Персы преследовали скифов за Танаис — 7 дней пути.

    Персы прошли по земле савроматов — 3 дня пути.

    Персы разорили деревянное укрепление «будинов» и возвратились к Дарию 8-9 дней пути. В итоге 40 дней. А еще до моста надо успеть…..

    Персы решили начать отступление ночью. В лагере персов были оставлены слабые и раненые воины, а к столбами привязали ослов, для отвлечения, чтобы они постоянно голосили.

    Скифы не раз наведывались на Дунайский мост и уговаривали греческую стражу его разрушить. И даже когда прошли 60 дней и а персы еще были в пути к Истру, греки отказались рушить мост. Скифы говорили грекам, охранявшим мост, что они хуже, чем собаки. Они могли бы приобрести свободу, избавившись от тирана чужими руками. Но захотели остаться рабами. Поэтому персидскому войску удалось спастись.

    Сообщение отредактировал Алексей Майский: 30 Ноябрь 2017 — 19:37

    Что бы получить то, что никогда не имел. Нужно стать тем, кем ты никогда не был.

    Ольга Уварова/ автор статьи

    Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Sogetsu-Mf.ru
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: