Промышленность россии в первые послереволюционные годы

Государственная промышленность СССР за 10 лет Государственная промышленность СССР за 10 лет Развертывание производства В течение тех десяти лет, которые отделяют нас от Октябрьской

Промышленность россии в первые послереволюционные годы

Государственная промышленность СССР за 10 лет

Государственная промышленность СССР за 10 лет

Развертывание производства

В течение тех десяти лет, которые отделяют нас от Октябрьской революции, наша промышленность пережила две эпохи, из которых первая была периодом упадка и разложения старой, капиталистически организованной промышленности, а вторая — периодом восстановления и реорганизации промышленности на новых социально-экономических основаниях.

К моменту падения временного правительства промышленность находилась в состоянии полного развала, вызванного военным истощением и внутренним разложением всего старого хозяйственного организма. Этот развал быстро прогрессировал в течение всего 1917 года.

Новый период революции, отмеченный гражданской войной и оккупацией страны иностранными армиями, естественно, вызвал дальнейшее падение промышленного производства. Фронты гражданской войны отрезали страну от источников угля и нефти, разъединили Центрально-Промышленный район от уральских и донецких заводов. Наконец, оккупация окраин белыми и иностранными армиями преградила подвоз продовольствия и сырья в промышленные центры.

Последствия гражданской войны сказались, прежде всего, на состоянии топливоснабжения страны. Добыча угля, которая в 1916 году дала 1 994 тыс. пуд., систематически падая из года в год, дошла в 1920 году до 466 млн. пуд валовой добычи, из которой большая часть шла на поддержание водоотлива и элементарных нужд самих копей.

Поступление угля на рынок упало до крайних пределов, а в некоторые периоды даже совершенно прекратилось: так, вывоз угля из Донецкого бассейна, который в 1916 г. находился на уровне 1 661 млн. пуд., упал в 1917 г. до 1 150 млн. пуд., в 1918 г. — до 325 млн. пуд., в 1919 г. вывоз угля на внутренние рынки совершенно прекратился, а в 1920 г. после освобождения Донбасса от белых войск, из Донецкого бассейна было вывезено всего только 174 млн. пуд.

Добыча нефти за эти годы точно так же весьма значительно пострадала, хотя и не в такой степени, как добыча каменного угля. Во всех пяти районах она упала с 602 млн. пуд. в 1916 году до 233 млн. пуд. в 1920 г. На ряду с падением добычи еще больше упал вывоз нефти во внутрь страны; так, вывоз из Астрахани вверх по Волге упал с 259,8 млн. пуд. в 1917 г. до 69,7 млн. пуд. в 1918 г., до 0,7 млн. пуд. в 1919 г. и до 74,9 млн. пуд. в 1920 г.

Главная тяжесть удовлетворения минимальной потребности в топливе легла на дрова: в сезон 1918—19 г. было заготовлено 4,2 млн. пуд. и вывезено — 3,2 млн. пуд., а в 1919‑20 гг. заготовка достигла 9,4 млн. пуд., вывезено — 7,1 млн. пуд.

Крове того, на высоком уровне поддерживалась добыча торфа, которая в 1918 г. несколько упала по сравнению с довоенным уровнем и дошла до 61,9 млн. пуд., но в течение следующих двух лет вновь поднялась: до 67 млн. пуд. в 1919 г. и до 82 млн. пуд. — в 1920 г.

Однако, дрова, торф и подмосковный уголь, добыча которого возросла, не могли компенсировать недостатка в донецком угле и нефти, и топливный кризис стал хронической болезнью первого периода революции; в 32 внутренних губерниях Советской России потребление топлива главнейшей группой потребителей упало (в переводе на дрова) с 15 560 тыс. куб. сажен в 1916 г. до 7 115 тыс. куб. сажен в 1919 г.

При таких условиях работа промышленных предприятий не могла поддерживаться на сколько-нибудь значительной высоте; больше всего от этого топливного кризиса должны были пострадать и действительно пострадали те промышленные предприятия, работа которых основана на печном хозяйстве, которое пожирает особенно много топлива и которое нуждается в коксе. К числу таких отраслей, в первую очередь, относится тяжелая металлургическая промышленность, которая событиями революционных лет была доведена почти до полного прекращения деятельности: в 1920 г. выплавка чугуна дала всего 7 млн. пуд., т. е. всего только 3 проц. от выплавки 1916 г.

Приблизительно в таком же состоянии находились цементные, химические, стекольно-фарфоровые и тому подобные фабрики.

Наряду с падением производства топлива и основных полуфабрикатов для промышленности, первый период революции внес полное расстройство в снабжение промышленности с.-х. сырьем.

В условиях, когда в стране в течение нескольких лет оказалось совершенно дезорганизованным нормальное снабжение промышленных предприятий и топливом и сырьем, деятельность большинства промышленных предприятий естественно должна была замереть: по данным ЦСУ, общая стоимость продукции всей крупной промышленности, которая в 1913 г. исчислялась в размере 5 165,9 млн. руб., упала в 1917 г. до 3 833,8 млн. руб. и до 652,71 млн. руб. в 1920 г.

Накануне новой экономической политики старая промышленность была потрясена до основания.

После ликвидации гражданской войны и введения новой экономической политики промышленность начинает быстро возрождаться и до настоящего времени находится в состоянии непрерывного роста, восстановления и реорганизации на новых социалистических началах.

Добыча угля, которая с такой стремительностью падала в 1917—1918—1919 гг., быстро возрождается в течение последующих лет, как это видно из следующей таблицы:

Промышленный переворот в России

Первые фабрики появились в Российской империи на рубеже 18-19-го вв.

Экономическое развитие России в начале 19-го в. свидетельствовало о глубоком кризисе феодально-крепостнической системы, которая по-прежнему сохранялась в империи. Это имело свои объективные показатели. С одной стороны, в стране уже начали появляться черты капиталистического уклада. Но была и оборотная сторона медали: разорялись помещичьи хозяйства, мануфактуры, основанные на труде крепостных крестьян. Всё это приводило к усилению крепостного гнёта, сокращению рынка наёмных рабочих, упадку внутренней торговли. Иными словами, политическая система России негативно влияла на её экономику.

Юрьев день. Иванов С. В. 1908 г. Источник: smallbay.ru

Хронологические рамки промышленного переворота в Российской империи — вопрос дискуссионный. И всё же большинство исследователей сходится во мнении, что начало этому процессу было положено в 1830—1840-е гг. Развитие индустрии в нашей стране имело ряд особенностей. Во-первых, промышленная революция в Российской империи началась и закончилась значительно позднее, чем в странах Западной Европы. В России этот процесс протекал в условиях сохранения крепостничества, что, безусловно, его тормозило. И, наконец, в-третьих, в России до отмены крепостного права главным образом развивалась техническая сторона промышленного переворота. Изменения в социальной сфере осуществлялись медленно. С большими трудностями формировались такие классы, как буржуазия и пролетариат.

Тем не менее к концу правления Николая I в России уже существовало свыше 14 тыс. промышленных предприятий, на которых было задействовано около 800 тыс. рабочих. В стране появились новейшие технические разработки в таких отраслях, как хлопчатобумажная промышленность, металлургия. В 1820-е разработаны первые аппараты российского производства: машины, сеялки и многое другое.

В 1837-м введена в эксплуатацию первая российская железная дорога, которая соединила Петербург и Царское Село. Вслед за ней были открыты Варшаво-Венская (1848 г.) и Николаевская (1851 г.) железные дороги. Не менее активно развивалось пароходство, как морское, на Чёрном и Балтийском морях, так и речное, на Волге и Днепре.

Читайте также  Массовое движение в 30 - 40-х годах xix века

Поезд Царскосельской железной дороги, 1840-е. К. П. Беггров. Источник: Государственный Эрмитаж

Важным этапом в развитии российской экономики начала — середины 19-го в. стали преобразования, предпринятые министром финансов Егором Францевичем Канкриным. Благодаря его денежной реформе 1839−1843 гг. в России появилась твёрдая валюта — серебряный рубль. В стране удалось создать государственные запасы драгоценных металлов, серебра и золота, что, безусловно, стабилизировало экономику и привлекло в неё иностранные инвестиции.

Что касается торговли, то за время промышленной революции её обороты увеличились с 60 млн руб. в год до 90 млн. Изменился список ввозимых в Россию товаров. Теперь акцент делался на машины и промышленное оборудование. Перемены коснулись и списка вывозимой из страны продукции. Во-первых, Россия увеличила экспорт зерна. Во-вторых, российская промышленная продукция стала пользоваться значительно большим спросом, главным образом на азиатских рынках. Развивалась и внутренняя торговля. Платёжеспособность населения выросла, что, как следствие, увеличило спрос на самые разнообразные товары внутри страны. При этом спрос на промышленные товары рос очень медленно.

В первой половине 19-го в. активно развивались российские города. Если в начале века их насчитывалось 600, то в конце столетия — уже 1 тыс. Появлялись новые поселения, в основном на границах империи: Николаевск-на-Амуре, Махачкала, Нальчик, Анапа и многие другие. Складывался также новый тип фабричных городов.

Николаевск-на-Амуре, конец 19-го в. Источник: ru. wikipedia.org

В целом развитие промышленности в России шло довольно успешно, однако сельское хозяйство страны по-прежнему было отсталым. Разница в развитии сельского хозяйства и промышленности тормозила общее развитие Российской империи и не позволяла ей догнать западные державы.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ — система экономических и социально-политических изменений в России, в которых нашёл выражение переход от основанной на ручном труде мануфактуры к крупной машинной индустрии.

Со­сто­ял­ся в конце 1820-х — 1880-е годах, ко­гда основная мас­са про­дук­ции ста­ла из­готав­ли­вать­ся пред­при­ятия­ми, обо­ру­до­ван­ны­ми сис­те­мой ма­шин, при­во­ди­мых в дви­же­ние си­лой па­ра (или си­лой во­ды, как на круп­нейшей в тек­стиль­ной от­рас­ли Крен­гольм­ской ма­ну­фак­ту­ре близ Нар­вы).

Про­изо­шёл пре­ж­де все­го в от­рас­лях с пре­об­ла­да­ни­ем ча­ст­но­го ка­пи­та­ла, про­из­во­див­ших про­дук­цию мас­со­во­го спро­са. Как и в других стра­нах, на­чал­ся с круп­ней­шей от­рас­ли промышленности — тек­стиль­ной (36% от об­ще­го объ­ё­ма промышленного производства в 1880 году), рань­ше все­го в хлоп­ча­то­бу­маж­ной промышленности, ко­то­рая бы­стро ста­ла пе­ре­до­вой и за­ня­ла пер­вое ме­сто по объ­ё­му промышленного производства. Для ме­ха­ни­за­ции хлоп­ча­то­бу­маж­ных пред­при­ятий боль­шое зна­че­ние име­ло ис­поль­зова­ние тех­нических дос­ти­же­ний ма­шин­ной ин­ду­ст­рии Ве­ли­ко­бри­та­нии, где в 1842 году был снят за­прет на вы­воз ма­шин за гра­ни­цу (важ­ней­шую роль в обес­пе­че­нии отечественных тек­стиль­ных пред­при­ятий обо­ру­до­ва­ни­ем сыг­рал Л.Г. Кноп).

Вско­ре промышленный переворот рас­про­стра­нил­ся на пи­ще­вую промышленность, здесь он на­чал­ся в свек­ло­са­хар­ном производстве (пер­вый за­вод от­крыт в 1840 году, к 1861 году уже 85% са­ха­ра про­из­во­ди­лось ме­ха­ническим спо­со­бом). В круп­ных ла­ти­фун­ди­ях на­ча­лось при­ме­не­ние сельскохозяйственных ма­шин, сна­ча­ла — кон­ных, с 1860-1880-х годов — па­ро­вых. Од­но из пер­вых в Рос­сии пред­при­ятий по производству зем­ле­дельческих ору­дий и сельскохозяйственных ма­шин от­кры­то брать­я­ми Бу­те­но­па­ми в Мо­ск­ве в 1830-х годах промышленный переворот про­дол­жил­ся в гор­но­за­вод­ской промышленности и ме­тал­ло­об­ра­бот­ке, где пе­ре­ход к ма­шин­ной ин­ду­ст­рии в зна­чительной сте­пе­ни был вы­зван уча­сти­ем пра­ви­тель­ст­ва в раз­вёр­ты­ва­нии ря­да про­из­водств, фор­си­ро­ван­ным ка­зён­ным железнодорожным строи­тель­ст­вом, при­вле­че­ни­ем иностранного ка­пи­та­ла. Про­изош­ло тех­ническое пе­ре­воо­ру­же­ние реч­но­го транс­пор­та, пре­об­ла­дав­ше­го в первой половины XIX века по объ­ё­му пе­ре­во­зок. Па­ро­хо­ды (пер­вый по­стро­ен ещё в 1815 году на за­во­де К.Н. Бер­да в Санкт-Пе­тер­бур­ге; на этом же пред­при­ятии в 1800 году по­строе­на пер­вая в Рос­сии па­ро­вая ма­ши­на) по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на ре­ках Ев­ропейской Рос­сии (1840-е годы), Западной Си­бири (1860-е годы), в бас­сей­нах Ени­сея и Аму­ра (1870-е годы), вы­тес­няя су­да на руч­ной и кон­ной тя­ге, а так­же в морском со­об­ще­нии, где час­тич­но за­ме­ни­ли па­рус­ный флот. С 1860-х годах ве­ду­щую роль в гру­зо­обо­ро­те на­ча­ли иг­рать железнодорожные пе­ре­воз­ки (в 1870-х годах на их до­лю при­хо­ди­лось свыше 4/5 пе­ре­ве­зён­ных гру­зов), и таким образом за­вер­шил­ся промышленный переворот на транс­пор­те. Бы­ст­ры­ми тем­па­ми раз­ви­ва­лось ма­ши­но­строе­ние. К 1874 году отечественная промышленность удов­ле­тво­ря­ла 4/5 по­треб­но­сти стра­ны в гру­зо­вых ва­го­нах и 1/2 по­треб­но­сти в пас­са­жир­ских. Важ­ным сти­му­лом в раз­ви­тии российского ва­го­но- и па­ро­во­зо­строе­ния стал за­прет пра­ви­тель­ст­ва на за­куп­ку ва­го­нов и па­ро­во­зов за гра­ни­цей (1866 год). Транс­порт­ное ма­ши­но­строе­ние раз­ви­ва­лось так­же бла­го­да­ря соз­да­нию российского бро­не­нос­но­го фло­та в 1860-1870-е годы (круп­ней­шие за­во­ды в Санкт-Пе­тер­бур­ге и Ни­ко­лае­ве).

В ба­зо­вых от­рас­лях до­бы­ваю­щей промышленности, на­ря­ду с уголь­ной, с 1870-х годов ста­ла раз­ви­вать­ся и неф­тя­ная, при этом до­ля неф­ти по объ­ё­му до­бы­чи бы­ла вы­ше, чем до­ля уг­ля (Рос­сия бы­ла един­ствен­ной стра­ной с та­ким то­п­лив­ным ба­лан­сом; вско­ре она ста­ла од­ним из ми­ро­вых ли­де­ров по экс­пор­ту неф­те­про­дук­тов — в до­ре­во­люционной Рос­сии про­да­жа за ру­беж сы­рой неф­ти бы­ла за­пре­ще­на).

В про­цес­се промышленного переворота воз­ник­ло и ста­ло гос­под­ствую­щим круп­ное промышленное производство (в 1879 году в от­рас­лях об­ра­ба­ты­ваю­щей промышленности пред­при­ятия с чис­лом ра­бо­чих свыше 100, со­став­ляя все­го 4,4% всех пред­при­ятий, про­из­во­ди­ли 54,8% про­дук­ции).

С 1820-1840-х годах вслед­ст­вие промышленный переворот за­мет­но по­вы­ша­лось ка­че­ст­во поч­то­вой свя­зи главным образом за счёт пе­ре­во­зок кор­рес­пон­ден­ции па­ро­хо­да­ми и по же­лез­ным до­ро­гам, в середине. 1850-х — начале 1870-х годах те­ле­граф свя­зал во­еди­но все час­ти стра­ны (в 1863-1883 годах дли­на ли­ний уве­ли­чи­лась с 28,1 тысяч до 97 тысяч км, не счи­тая ли­ний железнодорожного те­ле­гра­фа), а так­же Рос­сию с со­сед­ни­ми го­су­дар­ст­ва­ми; в 1880-е годы соз­да­ны пер­вые городские те­ле­фон­ные се­ти. Рос­сия ре­гу­ляр­но уча­ст­во­ва­ла во Все­мир­ных вы­став­ках, боль­шой ре­зо­нанс име­ли Всероссийские про­мыш­лен­ные вы­став­ки и сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные вы­став­ки. От­кры­ты пер­вые специальные учеб­ные за­ве­де­ния для под­го­тов­ки тех­ни­ков и ин­же­не­ров в промышленности (Санкт-Пе­тербургский прак­ти­че­ский тех­но­ло­гический институт, 1828 год; Риж­ский по­ли­тех­нический институт, 1862 год; Императорское Московское тех­ническое училище, 1868; тех­нические железнодорожные учи­ли­ща, с 1869 года; и другие).

Не­об­хо­ди­мость мо­би­ли­за­ции зна­чительного ка­пи­та­ла для соз­да­ния круп­ных про­из­водств, желехнодорожных и па­ро­ход­ных пред­при­ятий при­ве­ла к рас­про­стра­не­нию ак­цио­нер­ных об­ществ (10 ком­па­ний в 1836 году, 128 — в 1861 году) и тор­го­вых до­мов. В то же вре­мя мел­кие про­из­во­ди­те­ли с 1860-х годах раз­ви­ва­ли коо­пе­ра­цию, что­бы за­щи­тить се­бя от кон­ку­рен­ции со сто­ро­ны круп­ных фаб­рич­но-за­во­дских и тор­го­вых ком­па­ний. В свя­зи с рос­том объ­ё­мов производства про­ис­хо­дил пе­ре­ход от яр­ма­роч­ной (всем объ­ё­мом на­лич­ных то­ва­ров) к бир­же­вой (по об­раз­цам) тор­гов­ле. С 1830-х годов раз­ви­вал­ся фон­до­вый ры­нок (его цен­тром ста­ла Санкт-Пе­тер­бург­ская бир­жа). В 1860-1870-е годы за­вер­ши­лось ста­нов­ле­ние сис­те­мы уч­ре­ж­де­ний крат­ко­сроч­но­го ком­мерческого кре­ди­та. С середины 1860-х годов по­яв­ля­лись выс­шие фор­мы кре­дит­ных ин­сти­ту­тов — об­ще­ст­ва вза­им­но­го кре­ди­та и ак­цио­нер­ные бан­ки (смотрите Бан­ки в Рос­сии).

С 1840-х годов раз­ви­тие промышленности ос­но­вы­ва­лось на воль­но­на­ём­ном тру­де. Ос­во­бо­ж­де­ние по­ме­щичь­их кре­сть­ян от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти в ре­зуль­та­те Кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861 года и пре­дос­тав­ле­ние пол­ной гражданской са­мо­стоя­тель­но­сти государственным, удель­ным и двор­цо­вым кре­сть­я­нам, с од­ной сто­ро­ны, обес­пе­чи­ло соз­да­ние до­воль­но гиб­ко­го рын­ка на­ём­ных ра­бо­чих (в ча­ст­но­сти, за счёт от­ход­ни­че­ст­ва; смотрите «Ра­бо­чий класс»), с дру­гой — во­вле­ка­ло в пред­при­ни­ма­тель­скую дея­тель­ность наи­бо­лее ак­тив­ные слои де­рев­ни, на­ряду с дво­рян­ст­вом по­пол­няв­шие ря­ды бур­жу­а­зии. Воз­ник­ли не­за­ви­си­мые от пра­ви­тель­ст­ва пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ни­за­ции бур­жуа­зии (конец 1860-х годов), мно­го­численные об­щественные ор­га­ни­за­ции, в том числе на­уч­но-тех­ни­че­ские (Русское тех­ническое общество, 1866 года; и другие). Воз­рос­шая со­ци­аль­ная мо­биль­ность и кон­цен­тра­ция промышленности при­ве­ли к ус­ко­рен­ной ур­ба­ни­за­ции (в 1847-1885 годах городское на­се­ле­ние вы­рос­ло с 4,6 миллионов человек до 13,8 миллионов человек) и уси­ле­нию со­ци­аль­ной на­пря­жён­но­сти, осо­бен­но в пе­ри­од эко­но­мического кри­зи­са, впер­вые по­ра­зив­ше­го народное хо­зяй­ст­во Рос­сии в 1873 году. Во­про­сы со­ци­аль­но-эко­но­мического раз­ви­тия и свя­зан­ные с ним про­бле­мы при­влек­ли к се­бе вни­ма­ние зна­чительной час­ти об­щест­ва и за­ня­ли су­ще­ст­вен­ное ме­сто на стра­ни­цах пе­рио­дической пе­ча­ти (её но­мен­к­ла­ту­ра и ти­ра­жи бур­но рос­ли по­сле от­ме­ны пред­ва­рительной цен­зу­ры для боль­шин­ст­ва из­да­ний в 1865 году). Бо­лее ра­ди­каль­ный ха­рак­тер при­об­ре­та­ли оп­по­зи­ци­он­ные на­строе­ния, поя­ви­лись пер­вые ре­во­люционные и тер­ро­ристические ор­га­ни­за­ции (смотрите На­род­ни­че­ст­во). Стре­ми­тель­но ме­нял­ся ук­лад городской жиз­ни, раз­мы­ва­лись цен­но­сти тра­диционного об­ще­ст­ва. Тен­ден­ции и яв­ле­ния, сфор­ми­ро­вав­шие­ся в пе­ри­од промышленный переворот, при­об­ре­ли мас­штаб­ный ха­рак­тер в хо­де даль­ней­шей ин­ду­ст­риа­ли­за­ции.

Читайте также  Правление иван iv грозного

Промышленность россии в первые послереволюционные годы

Начало промышленного переворота в России (1830-1860 гг.): развитие промышленности, развитие торговли, особенности промышленного переворота в России. Обратите внимание также на конспект «Промышленный переворот в Европе»

Развитие промышленности

Русская промышленность в первой половине XIX в. была представлена несколькими типами мануфактур: казенной, вотчинной, посессионной и частнокапиталистической. Первые три типа основывались на крепостном труде, собственник мануфактуры был хозяином работников. Вольнонаемные рабочие составляли в конце XVIII в. примерно 41 % работников, к середине XIX в. — 54 %, а к 1860 г. — 82 %.

Важным фактором экономического развития страны явилось начало промышленного переворота. 1830—1840 гг. считаются временем начала промышленного переворота в России.

Промышленный переворот — совокупность экономических, социальных и политических преобразований, вызванных переходом от мануфактуры, основанной на ручном труде, к фабрике, базирующейся на машинной технике. Предпосылками для промышленного переворота были технические изобретения.

Начало промышленного переворота привело к широкому применению машин и формированию двух классов — буржуазии и наемных рабочих (пролетариата).

Так, на металлургических и железоделательных мануфактурах применяли водяное колесо (энергию воды). В мукомольном производстве использовали ветряные и водяные мельницы (энергию ветра и воды). Новые машины и технологии создали М. В. Ломоносов, И. И. Ползунов, А. К. Нартов, И. П. Кулибин и др. В 1809 г. на Александровской мануфактуре (Петербург) впервые были установлены прядильные машины. Александровская мануфактура считается первой фабрикой в России. В 1828 г. на ней действовали три паровые машины общей мощностью 170 лошадиных сил.

Промышленный переворот в России начался в текстильном производстве. Успешно работали фабрика в Шуйском уезде, Никольское предприятие Саввы Морозова и др. Если в 1846 г. в текстильном производстве России функционировало 70 тыс. веретен, то в 1859 г. — 1 млн 600 тыс. Все они приводились в действие паром от парового котла.

Появились новые виды транспорта. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый в России пароход, а в 1833 г. семья Черепановых в Нижнем Тагиле создала первый паровоз, который передвигался по узкоколейной железной дороге и обслуживал одну из бывших мануфактур Демидовых.

Промышленными центрами страны были Москва, Уральский горнопромышленный район и Петербург. Половина рабочих России была занята в ткацком и обрабатывающем производстве Москвы, Тулы, Иваново-Вознесенска, Ярославля, Нижнего Новгорода. Объяснялось это высокой плотностью населения в этих губерниях, удобным местоположением на пересечении старых торговых путей (сухопутных и речных), наличием сырья и топлива, малоземельем крестьян, из-за чего они издавна занимались промыслами, приобретая опыт и квалификацию. К середине XIX в. на Урале производили 71 % чугуна, в Москве и Петербурге — 15 %, в Польше — 7 %, на севере европейской части России — 2 %, в Сибири — 1 %, в прочих районах — 4 %.

Традиционными для России были водный и гужевой транспорт. Грузы переправляли по Волге, Северной и Западной Двине, Днепру, Днестру, Дону.

В 1815 г. начал курсировать первый пароход по Неве, а в начале 1820-х гг. — по Волге и Каме. В 1850 г. на внутренних водных путях насчитывалось почти 100 пароходов. В 1849 г. начал действовать Сормовский судостроительный завод (Нижний Новгород). Первая железная дорога длиной 25 верст была проложена в 1837 г. между Царским Селом и Петербургом. В 1839—1848 гг. была построена Варшавско-Венская железная дорога. В 1859 г. начала функционировать железная дорога сообщением Варшава — Петербург. В 1861 г. в стране было проложено всего 1,5 тыс. верст железных дорог. Слабое развитие транспортных путей в России сдерживало хозяйственный подъем.

Развитие торговли

В первой половине XIX в. активно развивались различные формы торговли. В Москве и других крупных городах велась постоянная торговля в магазинах, гостиных дворах, лавках, рядах. Некоторые села и городки превратились в постоянные торговые центры (Балахна, Моршанск и др.). Получила развитие биржевая (оптовая) торговля (Петербургская, Одесская, Варшавская, Московская биржи). В провинции и на окраинах расширялись старые и возникали новые ярмарки (Тифлис, Тюмень, Кишинев), число которых к середине XIX в. превышало 4 тыс.

Внешняя торговля к середине XIX в. составляла около 20 % внутреннего товарооборота. В основном экспорт был направлен в страны Азии — Иран (Персию), Китай, Турцию. Большое значение приобретал экспорт сельскохозяйственной продукции и сырья (льна, сала, леса, пеньки, зерна). Импортировались товары, необходимые для промышленности (хлопок, пряжа, ткани, машины). Чтобы защитить российских предпринимателей от иностранной конкуренции, правительство использовало таможенный протекционизм (защита отечественного производителя от конкуренции с иностранными товарами). В первой половине XIX в. был запрещен ввоз многих товаров.

Российская буржуазия первой половины XIX в. была преимущественно торговой (купцы и торгующие крестьяне). Промышленная буржуазия формировалась медленно и была немногочисленной. Династии крупных фабрикантов (Морозовы, Гучковы, Рябушинские, Гарелины) вышли из крепостных и государственных крестьян.

Особенности промышленного переворота в России

  1. Начался позже, чем в передовых странах Европы.
  2. Проходил очень быстро.
  3. Характеризовался использованием технических изобретений и организационного опыта стран Запада.
  4. Начался в условиях крепостного права, в то время как в Западной Европе промышленный переворот начался после отмены крепостного права.
  5. Экономика России первой половины XIX в. была переходной — от крепостничества к зарождающемуся капитализму. Крепостное право сдерживало формирование рынка вольнонаемного труда.

Конспект урока по Истории России «Начало промышленного переворота».

Промышленность 20 века в России

Вы будете перенаправлены на Автор24

Промышленность и ее роль в экономике

Базисом развития человеческого общества во все времена было хозяйство. Хозяйство представляет собой сложный комплекс по производству различных материальных и духовных благ. С развитием капиталистических отношений в хозяйственном комплексе приоритетную роль стала играть промышленность.

Промышленность – это система взаимосвязанных предприятий, которые занимаются добычей и переработкой природных ресурсов, производством энергии и материалов, дальнейшей обработкой ранее произведенных изделий (полуфабрикатов), изготовление средств производства и предметов потребления.

По специфике произведенной продукции и выполняемых операций все предприятия группируются по отраслям и формируется отраслевая структура промышленности.

Отраслевой структурой промышленности называется деление ее на составляющие отрасли. Размещение предприятий по территории страны или региона образует территориальную структуру промышленности.

В состав промышленного комплекса входят следующие отрасли:

  • добывающие (нефте-, газо-, горнодобывающие производства);
  • энергетику;
  • черную и цветную металлургию;
  • металлообработку и машиностроение;
  • химическую промышленность;
  • лесную и деревообрабатывающую промышленность;
  • нефте- и лесохимию;
  • целлюлозно-бумажную промышленность;
  • легкую промышленность;
  • промышленность строительных материалов;
  • пищевую промышленность.

Каждая из названных отраслей имеет свою структуру и более детальное деление. Кроме того в настоящее время производства различных отраслей могут комбинироваться на одном предприятии и формировать межотраслевые комплексы. Уровень развития промышленности тесно взаимосвязан с развитием науки и техники и определяет развитие научно-технического прогресса.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие промышленности России в начале ХХ века

К концу ХІХ века на Россия переживала экономический подъем. В этот период окончательно сформировалась система капиталистических отношений в России. Это проявилось в:

  • окончательной оформленности отраслевой структуры промышленности;
  • ее технологическом перевооружении;
  • росте предпринимательства;
  • росте численности наемных рабочих во всех отраслях экономики;
  • ускорении производства средств производства;
  • внедрение в промышленности электричества и других достижений науки и техники.
Читайте также  Литература 30 - 60-х годов

Благодаря развитию промышленности, Россия превратилась из аграрной экономически отсталой страны в аграрно-индустриальную. Она к началу ХХ века наряду с такими государствами, как Великобритания По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Великобритания подробнее , Франция, Германия и США стала одной из самых развитых стран мира. Характерной чертой российского капитализма было активное вмешательство государства в формирование системы государственно-монополистического капитализма. Это объяснялось относительной слабостью российской буржуазии и мощным бюрократическим аппаратом российского самодержавия.

Ускорение индустриализации России в этот период было связано с экономической программой, проводимой С. Ю.Витте. Он занимал в ту пору пост министра финансов и путей сообщения. Предложенная им программа предполагала следующие меры:

  • концентрация значительных средств на железнодорожном строительстве и приоритетных отраслях промышленности (металлургии и машиностроении);
  • таможенная защита российской промышленности от иностранных конкурентов;
  • привлечение иностранных инвестиций;
  • проведение жесткой налоговой политики внутри страны;
  • введение государственной монополии на производство и продажу водки;
  • стабилизация рубля и введение золотого денежного обращения;
  • контроль за эмиссией денег и ценных бумаг;
  • усиление государственного регулирования хозяйства.

Но чрезмерное форсирование индустриализации и развитие крупного монополизма в промышленности привело к снижению уровня жизни широких масс населения. Обострение социальных противоречий, поражение в русско-японской войне, некоторые перекосы в экономической политике привели к экономическому и политическому кризису 1905 года. Он перерос в социальные выступления – революцию 1905-1907 годов.

К концу первого десятилетия ХХ века наметился экономический подъем. Пика он достиг в 1913 году. Но первая мировая война и последующие революция и гражданская война привели к затяжному экономическому кризису в России.

Промышленность России после Октябрьской революции

В период гражданской войны правительством молодой Советской республики проводилась политика военного коммунизма. Но с наступлением мира она оказалась неэффективной. Поэтому в 20-е годы проводилась Новая экономическая политика (НЭП). Она способствовала восстановлению экономики, развитию предпринимательства.

Благодаря политике НЭПа были подготовлены предпосылки для глобальной индустриализации молодой Страны Советов. Уже 30-е годы ознаменовались успехами первых пятилеток. Была сформирована отраслевая структура промышленности. Приоритетными отраслями стали металлургия, энергетика и машиностроение. Началось освоение районов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Развивалась промышленность на национальных окраинах России.

Период Великой Отечественной войны и послевоенные годы

В годы Великой Отечественной войны значительная часть промышленных предприятий европейской части СССР была демонтирована и эвакуирована в восточные регионы страны. Другая часть предприятий была разрушена в ходе боевых действий. На Урале и в Сибири эвакуированные машиностроительные предприятия сформировали новую производственную базу страны.

После войны часть предприятий остались на новых местах. Они послужили базисом для развития новой территориальной структуры промышленности. Переход оборонных заводов на мирные рельсы способствовал восстановлению разрушенного хозяйства.

К средине 60-х годов в промышленности назрела необходимость проведения экономических реформ. Директивная система управления промышленностью себя не оправдывала. Но реформы 1965 года («косыгинская реформа») носили половинчатый характер. Это объяснялось засильем бюрократического аппарата и консервативными взглядами руководства страны.

Промышленность России в конце ХХ века

К началу 90-х годов в Советском Союзе была сформирована современная отраслевая структура промышленности. Политический и экономический кризис привел к краху социалистической системы хозяйствования и развалу Советского Союза. Эти процессы сопровождались разрывами традиционных экономических связей.

Экономика России начала свои преобразования на пути к рыночной системе хозяйствования. Но внешнеэкономические отношения носило однобокую направленность. В экспорте России преобладало сырье и энергоносители, а в импорте – готовая продукция. К концу ХХ века удалось добиться определенной стабилизации в промышленности. На сегодня Россия имеет многоотраслевую прормышленность. В ней развиты практически все отрасли. базой развития отечесвтенной промышленности являются собственные ресурсы.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: