Развитие торговли и промышленности - Sogetsu-Mf.ru

Развитие торговли и промышленности

Первые фабрики появились в Российской империи на рубеже 18-19-го вв.

Развитие торговли и промышленности

Промышленный переворот в России

Первые фабрики появились в Российской империи на рубеже 18-19-го вв.

Экономическое развитие России в начале 19-го в. свидетельствовало о глубоком кризисе феодально-крепостнической системы, которая по-прежнему сохранялась в империи. Это имело свои объективные показатели. С одной стороны, в стране уже начали появляться черты капиталистического уклада. Но была и оборотная сторона медали: разорялись помещичьи хозяйства, мануфактуры, основанные на труде крепостных крестьян. Всё это приводило к усилению крепостного гнёта, сокращению рынка наёмных рабочих, упадку внутренней торговли. Иными словами, политическая система России негативно влияла на её экономику.

Юрьев день. Иванов С. В. 1908 г. Источник: smallbay.ru

Хронологические рамки промышленного переворота в Российской империи — вопрос дискуссионный. И всё же большинство исследователей сходится во мнении, что начало этому процессу было положено в 1830—1840-е гг. Развитие индустрии в нашей стране имело ряд особенностей. Во-первых, промышленная революция в Российской империи началась и закончилась значительно позднее, чем в странах Западной Европы. В России этот процесс протекал в условиях сохранения крепостничества, что, безусловно, его тормозило. И, наконец, в-третьих, в России до отмены крепостного права главным образом развивалась техническая сторона промышленного переворота. Изменения в социальной сфере осуществлялись медленно. С большими трудностями формировались такие классы, как буржуазия и пролетариат.

Тем не менее к концу правления Николая I в России уже существовало свыше 14 тыс. промышленных предприятий, на которых было задействовано около 800 тыс. рабочих. В стране появились новейшие технические разработки в таких отраслях, как хлопчатобумажная промышленность, металлургия. В 1820-е разработаны первые аппараты российского производства: машины, сеялки и многое другое.

В 1837-м введена в эксплуатацию первая российская железная дорога, которая соединила Петербург и Царское Село. Вслед за ней были открыты Варшаво-Венская (1848 г.) и Николаевская (1851 г.) железные дороги. Не менее активно развивалось пароходство, как морское, на Чёрном и Балтийском морях, так и речное, на Волге и Днепре.

Поезд Царскосельской железной дороги, 1840-е. К. П. Беггров. Источник: Государственный Эрмитаж

Важным этапом в развитии российской экономики начала — середины 19-го в. стали преобразования, предпринятые министром финансов Егором Францевичем Канкриным. Благодаря его денежной реформе 1839−1843 гг. в России появилась твёрдая валюта — серебряный рубль. В стране удалось создать государственные запасы драгоценных металлов, серебра и золота, что, безусловно, стабилизировало экономику и привлекло в неё иностранные инвестиции.

Что касается торговли, то за время промышленной революции её обороты увеличились с 60 млн руб. в год до 90 млн. Изменился список ввозимых в Россию товаров. Теперь акцент делался на машины и промышленное оборудование. Перемены коснулись и списка вывозимой из страны продукции. Во-первых, Россия увеличила экспорт зерна. Во-вторых, российская промышленная продукция стала пользоваться значительно большим спросом, главным образом на азиатских рынках. Развивалась и внутренняя торговля. Платёжеспособность населения выросла, что, как следствие, увеличило спрос на самые разнообразные товары внутри страны. При этом спрос на промышленные товары рос очень медленно.

В первой половине 19-го в. активно развивались российские города. Если в начале века их насчитывалось 600, то в конце столетия — уже 1 тыс. Появлялись новые поселения, в основном на границах империи: Николаевск-на-Амуре, Махачкала, Нальчик, Анапа и многие другие. Складывался также новый тип фабричных городов.

Николаевск-на-Амуре, конец 19-го в. Источник: ru. wikipedia.org

В целом развитие промышленности в России шло довольно успешно, однако сельское хозяйство страны по-прежнему было отсталым. Разница в развитии сельского хозяйства и промышленности тормозила общее развитие Российской империи и не позволяла ей догнать западные державы.

Развитие промышленности и торговли

Преодоление технологической отсталости упиралось в отсталость социальную. Начало перестройки крепостного хозяйства требовало сильного толчка. И таким толчком стало поражение в «Крымской войне».

3.1. Этапы развития российской промышленности

Российская промышленность в своем развитии прошла несколько этапов:

  1. Домашняя промышленность
  2. Капиталистическая мануфактура.
  3. Фабрика.

3.2.Начало промышленного переворота в России

Промышленный переворот в России начался в 40ые гг.XIX века и закончился в 80-ые гг. XIX века.

Первойотраслью в России – текстильная(хлопчатобумажная, шерстяное, камвольное, суконное, шелковое и др.) –Петербург, Москва, Польша, Прибалтийский регион.

Факторы, способствующие быстрому росту этой отрасли:

— расширение использования наемного труда,

— широкий спрос продукции со стороны населения,

— быстрая оборачиваемость вложения капиталов,

Механизация данной промышленности и др.отраслей вызывала необходимость создания отечественного машиностроения. Уровень становления этой отрасли являлся важнейшим показателем развития промышленного переворота.

Первые машиностроительные заводы появились незадолго до аграрной реформы 1861г. в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, имели широкую специализацию и выпускали различные виды машиностроительной продукции: паровые машины, котлы, конструкции для ЖД мостов, рельсовые крепления и др.

В первые 10-летия после реформы происходит рост машиностроения, усложняется его отраслевая структура. Рост выплавки металла после реформы был очень медленным, и поэтому стал остро ощущаться разрыв между потребностями в металле и возможностями металлургического производства.

Подъему отечественного машиностроения и металлургии страны способствовали следующие факторы:

  1. Возрос спрос на продукцию этих производств со стороны предприятий других отраслей и населения (например, ЖД строительство);
  2. Увеличился приток капитала как отечественного, так и иностранного (англ., бельг., франц.);
  3. Государственная поддержка развития отрасли;
  4. Новые предприятия имели новый уровень технической оснащенности;
  5. Изменялась организация машиностроительного и металлургического производства.

3.3. Особенности развития капиталистической промышленности в конце XIX века.

Хоть промышленный переворот в России и произошел позже чем в других странах (Англия, Франция, Германия, США), но в то же время страна использовала накопленный положительный опыт в организации промышленного производства, внедрение новой техники и новой технологии, опираясь на иностранный капитал. Темпы роста промышленности превышал темп роста в Англии, Франции, Германии.

Структура промышленного производства представляла собой определенный взаимосвязанный состав отраслей, производящих средства производства и предметы потребления (группа «А» и «Б»). К группе «А» относились: горно-металлургическое производство, угле и нефтедобыча, машиностроение; к группе «Б» относились: текстильная, сахарная, мукомольная и др. Эти группы развивались неравномерно, скачкообразно.

Россия позже других стран вступила в капиталистическую экономику.Первые монополистические объединения имели форму картелей и синдикатов

3.4.Промышленное развитие в начале XX века (1900-1913 гг.)

В 1913г. Россия производила 5,3% мировой промышленной продукции и занимала 2 место по производству нефти, 4 –по производству машиностроения, 5 –по производству чугуна, 8 – по производству электроэнергии.

Несмотря на большие успехи Россия оставалась аграрной страной, где 80% населения заняты в С/Х и только 7% -в промышленности.

3.5. Промышленность в годы первой мировой войны.

Первая мировая война нарушила динамический процесс развития российской промышленности. Милитаризация экономики потребовала перестройки промышленности на военный лад.

За годы войны произошли большие изменения в структуре промышленного производства. Появились производства, работающие только на войну:

— изготовление орудий, лафетов, оружия, боеприпасов;

-изготовление брони, судовых машин, военной техники;

-изготовление военной формы для солдат и предметов первой необходимости, приспособленных для солдат;

— изготовление обуви для солдат и офицеров;

Минпромторг разработал стратегию развития торговли до 2025 года

Минпромторг России разработал проект стратегии развития торговли на 2019–2025 годы. Документ, копия которого есть у РБК, состоит из семи глав и насчитывает 90 страниц.

В пресс-службе Минпромторга подтвердили подлинность документа, уточнив, что он должен быть направлен на согласование в профильные ведомства.

Цель стратегии — создать комфортную потребительскую среду, передал РБК министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Для этого, по словам министра, государство должно «сохранять баланс между торговыми сетями и малым торговым бизнесом, устраняя административные барьеры и бюрократические препятствия».

Состояние торговой отрасли в России

  • В торговле работают порядка 18% всего занятого населения России.
  • Доля торговли в налоговых платежах составляет более 11%.
  • В 2017–2018 годах оборот розничной торговли начал расти после снижения в 2015–2016 годах. Рост составил 1,3% в 2017 году и 2,8% — в 2018-м.
  • Продажа непродовольственных товаров в 2018 году выросла на 3,5%, продовольственных — только на 2,2%.
  • Доля рынков снизилась за последние 10 лет более чем в два раза.
  • Доля торговых сетей в общем обороте составила по итогам 2018 года 32,6%, в продовольственном сегменте — 38,6%.
  • Обеспеченность населения торговыми площадями примерно вдвое ниже, чем в ведущих странах Европы
Читайте также  История византийской и османской цивилизации

Многоформатность и взаимодействие

Создавать «комфортную потребительскую среду», по замыслу Минпромторга, следует через развитие торговых сетей и их взаимодействие с производителями и малым бизнесом, развитие несетевых магазинов (например, семейных и фермерских), распространение вендинговых автоматов, следует из проекта стратегии.

Уровень консолидации российского продуктового сетевого ретейла существенно отстает от показателей иных развитых стран, признает Минпромторг. Поэтому, полагают в министерстве, сети продолжат увеличивать свой товарооборот и будут дальше консолидироваться. Государство, указывают авторы стратегии, не должно искусственно вмешиваться в естественные рыночные процессы, подавляя развитие сетевых форматов, так как сами по себе сети не являются препятствием для развития малого торгового бизнеса.

Форматы могут нормально сосуществовать если государство обеспечит всем право на свободное и равное существование, отмечают в Минпромторге. Малый бизнес может использовать трафик крупных сетей и торговых центров — для этого на прилегающих территориях целесообразно устраивать ярмарки и размещать нестационарные объекты.

Возрождение стрит-ретейла

Одной из своих задач министерство называет возрождение уличной торговли, или стрит-ретейла. Под этим форматом подразумевается торговля вдоль пешеходных улиц — небольшие магазины и кафе, расположенные на первых этажах зданий.

Этот формат почти отсутствует в российских городах из-за особенностей советской и постсоветской застройки, отмечают в Минпромторге. Требованиям частично соответствует лишь застройка периода до 1940–1950-х годов, но в целом дома, построенные в 1950–2000-х годах, не подходят для создания оживленной торговой улицы. Также в городах ощущается дефицит небольших качественных торговых помещений площадью 10–30 кв. м.

Дефицит стрит-ретейла ощущается во всех российских городах, признают авторы стратегии. В качестве решения проблемы предлагается возведение капитальных торговых галерей — объектов недвижимости с переустройством тротуаров, что потребует значительных частных инвестиций. В то же время это позволит увеличить поступление налогов и сборов. Другой возможный вариант — это возведение некапитальных торговых галерей по правилам нестационарных объектов. Но временный характер сооружений и отсутствие капитальных инвестиций не всегда гарантируют твердые права предпринимателям, отмечают авторы стратегии.

Развитие промышленности и торговли

В результате преобразований Петра I стало активно развиваться мануфактурное производство, создаваться промышленность. К концу XVII в. в стране насчитывалось около 30 мануфактур. В годы петровского правления их стало более 100. Начинается движение в сторону преодоления технико-экономической отсталости России. В стране вырастает крупная промышленность, особенно металлургическая (на Урале), текстильная и кожевенная (в центре страны), возникают новые отрасли производства: судостроение (Петербург, Воронеж, Архангельск), стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги (Петербург, Москва).

Русская промышленность создавалась в условиях крепостничества. На заводах работали посессионные(купленные заводчиками) и приписные (платившие государству подати не деньгами, а работой на заводе) крестьяне. Русская мануфактура была фактически как крепостная вотчина.

Развитие промышленного и ремесленного производства способствовало развитию торговли. В стране шел процесс создания общероссийского рынка. В целях поощрения купечества в 1724 г. был введен первый торговый тариф, облагавший вывоз за границу русских товаров.

10.Социально-экономические и политические преобразования в России в эпоху Екатерины II. Просвещенный абсолютизм

· 1764 г. Указ о секуляризации церковных земель.

· 1765 г. Указ о разрешении помещикам ссылать крепостных крестьян на каторгу.

· 1768 — 1774 гг. I Русско-турецкая война.

· 1772, 1793, 1795 гг. Три раздела Польши между Россией, Австрией и Пруссией.

· 1773 — 1775 гг. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.

· 1774 г. Подписание Кючук-Кайнаджирского мирного договора России с Турцией.

· 1775 г. Губернская реформа.

· 1785 г. Жалованные грамоты дворянству и городам.

· 1787 — 1791 гг. II Русско-турецкая война.

· 1796 — 1801 гг. Царствование Павла I.

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

«Имей мужество пользоваться своим умом,» — так немецкий философ Иммануил Кант определил умонастроение эпохи, которую называли веком Просвещения. Во второй половине XVIII в. в связи с общим экономическим подъемом в правящих кругах европейских стран нарастает осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это общеевропейское явление традиционно именуется Просвещенным абсолютизмом. Не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм монархи проводили реформы в различных отраслях.

Идеи французских просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, Дидро выдвигали на первый план общество, конкретного человека, его личное преуспевание, что являлось отражением нарождающейся идеологии нового класса — буржуазии. Руссо предлагал создать демократическое государство, в котором бы каждый мог принимать участие в управлении. Вольтер активно проповедовал гуманность и справедливость, настаивал на отмене средневековых форм судопроизводства. Дидро призывал к уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян.

Екатерина II познакомилась с трудами французских просветителей, будучи еще княжной. Взойдя на престол, она предприняла попытку реализовать эти идеи на русской почве. Ключевым словом для нее стало “закон”.

В 1767 г. Екатерина созвала в Москве специальную комиссию для составления нового свода законов Российской империивзамен устаревшего Соборного уложения 1649 г. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявших дворянство, духовенство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие половину населения страны, в работе комиссии не участвовали.

Екатерина подготовила специальный “Наказ” Комиссии по составлению проекта нового Уложения — теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма.“Наказ” состоял из 20 глав и 655 статей, из которых 294 Екатерина позаимствовала у Монтескье. «Мне принадлежит лишь расположение материала, да кое-где строчка, другая» — писала она Фридриху II. Главным положением этого документа было обоснование самодержавной формы правления и крепостного права, а черты просвещения просматривались в создании судов, отделенных от административных учреждений, признании прав людей делать то, “что законы позволяют”. Заслуживают положительной оценки статьи, предохранявшие общество от деспотизма, произвола монарха. Учреждениям дано было право обращать внимание государя на то, «что такой-то указ противен Уложению, что он вреден, темен, что нельзя по оному исполнять». Прогрессивное значение имели статьи, определявшие экономическую политику правительства, включавшую заботу о строительстве новых городов, развитии торговли, промышленности и земледелия. Комиссия, проработав чуть более года, была распущена под предлогом начала войны с Турцией, но, главным образом потому, что Екатерина, узнав позиции различных групп населения, считала задачу выполненной, хотя ни один закон не был принят.

Основной социальной опорой самодержавия в России оставалось дворянство. Оно противостояло огромной массе крестьянства и слабому третьему сословию. Самодержавие было сильно и опиралось в проведении своей политики на армию и чиновничье-бюрократический аппарат.

Важно подчеркнуть, что в отличие от откровенной продворянской и прокрепостнической политики самодержавия предшествующего периода, политика “просвещенного абсолютизма” осуществлялась в новых формах.

В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация церковного землевладения, в результате у церкви было отнято более млн. душ крестьян, и для управления ими создана специальная коллегия — Коллегия экономики. Много бывшей церковной земли перешло дворянам в виде пожалования.

Серия указов 60-х годов венчает крепостническое законодательство, превратившее крепостных крестьян в людей, совершенно беззащитных от произвола помещиков, обязанных безропотно подчиняться их воле. В пользу крепостников в 1765 г. был издан указ, предусматривающий закрепление за дворянами всех земель, захваченных ими у различных категорий крестьян. По Указу 17 января 1765 г. помещик мог отправить крестьянина не только на ссылку, но и на каторгу. В августе 1767 г. Екатерина II издала самый крепостнический указ за всю историю существования крепостничества. Этим указом любая жалоба крестьянина на помещика объявлялась тягчайшим государственным преступлением. Юридически помещики были лишены лишь одного права — лишить своих крепостных жизни.

Читайте также  Положение крестьянства и крестьянское движение в белоруссии

В “просвещенный век” Екатерины огромных размеров достигла торговля крестьянами.Принятые в эти годы указы свидетельствовали о развитии крепостничества вглубь. Но крепостное право развивалось и вширь, включая в сферу своего влияния новые категории населения. Указ 3 мая 1783 г. запрещал крестьянам Левобережной Украины переход от одного владельца к другому. Этот указ царского правительства юридически оформил крепостное право на Левобережной и Слободской Украине.

Проявлением «просвещенного абсолютизма» явилась попытка императрицы сформировать общественное мнение с помощью журналистской деятельности. 1769 г. она стала издавать сатирический журнал “Всякая всячина”, где критиковались человеческие пороки и суеверия, открыла типографию Московского университета, во главе которой встал Н.И. Новиков — русский просветитель, публицист и писатель. Пушкин называл его “одним из тех, кто распространял первые лучи просвещения”. Он сделал доступными широкому кругу читателей произведения В. Шекспира, Ж.Б. Мольера, М. Сервантеса, труды французских просветителей, русских историков. Новиков издавал много журналов, где впервые для России звучала критика крепостничества. Таким образом, именно в век Екатерины с одной стороны крепостнический строй достиг своего апогея, а с другой — зародился протест против него не только со стороны угнетенного класса (крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва), но и со стороны формировавшейся российской интеллигенции.

10. Административные преобразования в начале XIX в России и их влияние на развитие капитализма. Александр I. Реформы М.М. Сперанского и их последствия.

В начале XIX в. Российская империя представляла собой огромную континентальную страну, включавшую обширную территорию от Балтийского моря до Тихого океана, на которой проживало 43,7 млн. чел. Одна из первых держав Европы вступила в новый век как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства.

Вместе с тем на протяжении первых десятилетий XIX в. постепенно проступали новые черты в экономическом развитии страны. Экономика приобретала многоукладный характер, а социальные отношения стали более сложными, чем в XVIII веке и более противоречивыми. Растет новый класс: буржуазия. Это арендаторы земель, владельцы постоялых дворов, мельниц, строительных подрядов, мануфактур, купечество. Появились признаки ослабления монополии дворянства на землю.В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа незаселенной земли. В 1803 г. помещикам было дано право на освобождение крестьян за выкуп. В 1818 г. крестьянам было разрешено устраивать фабрики и заводы.

Развитию экономики препятствовало плохое состояние дорог. Поволжский хлеб, например, доставлялся в Петербург лишь на второй год после уборки. Первый пароход “Елизавета” появился в России только в 1815 г., а железная дорога, связывавшая Петербург и Царское Село, — в 1837 г.

К реформе 1861 г. в России было только 1500 верст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем в Англии, а число пароходов едва достигло 400, что при масштабах страны было крайне мало.

Но даже в этих условиях в начале XIX в. в России наблюдался рост промышленности. Число рабочих — также новый для России класс — уже приближалось к 1 млн.

В возрастающей торговле преобладал внутренний оборот, но внутренний рынок был узок и тормозил промышленное производство. Расширялась внутренняя торговля особенно с национальными окраинами империи, в также внешняя торговля. Русские купцы осваивали новые территории: Камчатку, Чукотку, Курильские острова, Сахалин и Среднюю Азию.

Однако, не смотря на элементы капиталистического уклада,Россия оставалась аграрной страной, 90 % населения которой составляли крестьяне. Восьмая ревизия (1836 г.) показала, что в России насчитывается 127 тысяч помещиков, причем большинство из них были мелкопоместными (т.е. имели до 21 души крестьян мужского пола), крупные поместья принадлежали 3 % помещиков, но именно эти 3 % владели половиной крепостных в России (Шереметевы, Юсуповы, Гагарины, Голицыны имели десятки тысяч крестьян).

К середине XIX в. в собственности дворянства находилось 32 % земельных угодий европейской части России.

Лишь 5 % помещичьих хозяйств применяли рациональные формы хозяйствования: монопольный севооборот, машины и т.д. Даже стремление увеличить денежные доходы за счет выросшей в первой четверти века внутренней и внешней торговли зерном в условиях крепостничества толкало помещиков не к модернизации своего хозяйства на основе передовых образцов, а к усилению крепостнических форм хозяйства: увеличению барщины и оброка. Во многом это объяснялось позицией царского правительства. Отказывая в средствах промышленникам, оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных, употребляя на это часть бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян.

Личная зависимость крестьян от помещиков и их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство все менее эффективным.

Кризис крепостного хозяйства — главная черта экономического положения России в первой половине XIX в.

Самая многочисленная категория российского крестьянства — 23 млн. чел. — это помещичьи крестьяне. Государственные крестьяне (объединенные в общины и платившие подати государству) составляли 19 млн. чел.Незначительную по сравнению с первыми двумя составляла категория удельных крестьян (принадлежавшим императорской фамилии) — 1,7 млн. чел.

В условиях зарождавшихся капиталистических отношений большей дифференциации (расслоению) подвергались государственные крестьяне.

Первые предприятия мелкой кустарной промышленности создавались выходцами из крестьян. Династии известных русских фабрикантов Морозовых, Гучковых, Рябушинских вышли из крепостных крестьян-кустарей.

Развитие крупной промышленности происходило за счет распространения мануфактуры и последующего перерастания ее в фабрику. Наибольший рост промышленных предприятий наблюдается к середине XIX в. В 1799 г. в России было 2094 предприятия, в 1825 г. — 5261, а в 1860-е гг. — 15338. Во второй трети XIX в. происходит упадок посессионных предприятий (это предприятия, построенные частными лицами, получившие от казны золото, рудники и крепостных крестьян для работы), и набирает рост промышленное производство.

Противоречия между новым капиталистическим способом производства и феодально-крепостнической системой приводят к глубочайшему кризису всей экономики самодержавной России. Показателем внутреннего кризиса и социально-экономической отсталости страны от передовых европейских стран стало поражение России в Крымской войне (1853 — 1856 гг.).

Что ждет малоформатную торговлю в ближайшие 5 лет?

В начале 2020 года Минпромторг намерен представить на утверждение Правительству «Стратегию развития торговли до 2025 года». В ней особое внимание уделяется малому бизнесу и торговле разнообразных, в том числе уличных, форматов. Что сегодня мешает развитию малого бизнеса и как его регулировать, предприниматели и чиновники обсудили на форуме «Малый и средний ритейл», проведенном Министерством промышленности и торговли РФ и Ассоциацией малоформатной торговли в Москве 3 декабря.

Как Минпромторг планирует развивать малые торговые форматы?

Проект стратегии был опубликован Минпромторгом в сентябре этого года. В целом стратегия развития торговли до 2025 года направлена на создание комфортной среды для граждан и предпринимателей через развитие торговли разных форматов. В проекте рассматриваются возможности для развития малого бизнеса, нестационарной, мобильной торговли, рынков, ярмарок, интернет-торговли и прочих.

Презентуя стратегию, директор департамента внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов отметил, что 60% малого бизнеса в России занято в торговле, а если прибавить к нему бытовые услуги и общепит, то можно сказать, что малый бизнес — это и есть торговля:

«Если мы стремимся развивать малый бизнес, нужно поддерживать развитие торговли разных форматов. Сейчас необходимо максимально освободить торговлю от административного гнета. Малый бизнес — ключевой элемент комфортной потребительской среды — просто «погребен» под административным давлением. Понятно, что у торговли всех форматов общие проблемы, но для малого бизнеса они стоят особенно остро».

В числе прочего стратегия предусматривает возрождение уличной торговли или стрит-ритейла. Поскольку жилая застройка в российских городах плохо для этого подходит, в стратегии предлагается создание пешеходных торговых улиц и возведение торговых галерей. Мипромторг выпустил на этот счет специальные методические рекомендации для региональных властей о том, как наполнить торговлей улицы городов и как регулировать этот сектор.

Читайте также  Реформы в россии второй половины xix века

«Малый бизнес — важнейшее звено нашей экономики. Хочется, чтобы наконец, был принят многострадальный закон о регулировании нестационарной и развозной торговли, но нам еще предстоит вести работу в этом направлении, — прокомментировал стратегию Виктор Евтухов, замминистра торговли и промышленности РФ. — Однако благодаря тому, что мы много «раскачиваем» эту тему, проблема была сдвинута с мертвой точки, ситуация с малой торговлей и мелкой неформатной розницей меняется. Во многих регионах были приняты новые законы, которые способствуют развитию предпринимательства».

Также замминистра подчеркнул, что одно из важных направлений стратегии — развитие ярмарочной торговли. Так, правительство уже поддержало проект компании «Русские ярмарки» по созданию сети ярмарочных комплексов по всей стране и готово поддержать любые рабочие проекты по развитию ярмарок.

Представители Минпромторга на форуме отметили, что крупные розничные сети поддерживают проекты по развитию малоформатной розницы, понимая, что это формирует здоровую конкурентную среду и готовы оказывать посильную поддержку. «Да, крупным компаниям легче справляться с регуляторной нагрузкой, чем мелким, но все предприятия торговли очень зависят от законодательных изменений, мы все в одной лодке — отметил Сергей Беляков, председатель президиума Ассоциаций компаний розничной торговли (АКОРТ), выступая на форуме. — Стратегия развития торговли до 2025 года нам нравится, но хочется, чтобы в документе были отражены конкретные меры по снижению регуляторной нагрузки. И важно, чтобы в дальнейшем законодательные акты принимались в соответствии со стратегией, а не наоборот. Чтобы через два года стратегия не стала неактуальной, повторив судьбу многих других аналогичных стратегий».

Запретов стало слишком много

Пока же мелкий и средний бизнес сталкивается с огромным количеством сложностей. На форуме представители бизнеса, региональных властей и эксперты обсуждали целый пласт проблем, которые приходится решать предпринимателям: от массового сноса торговых объектов в регионах, избыточных регуляторных требований, проверок до ассортиментных ограничений и угрозы новых ограничительных законопроектов.

«Иногда может показаться, что каждое отдельное требование или нововведение несущественно. Например, насколько сильно может повлиять на бизнес запрет на продажу безалкогольных энергетиков несовершеннолетним, который сегодня уже действует в половине регионов России? Их доля в обороте невелика, — прокомментировал модератор форума Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП «ОПОРА». — Но если мы сложим все ограничения — запрет на торговлю алкоголем и табаком в малых точках, маркировку, новые требования по выкладке молочной продукции и многое другое, — то на фоне многолетнего падения доходов населения картина формируется довольно депрессивная».

Ситуация с энергетиками привлекла внимание Минпромторга, потому что научных оснований для запрета оборота этой продукции не существует (это подтверждает в официальном письме в московскую ТПП главный психиатр-нарколог Минздрава России Е. А. Брюн.) Эксперты министерства считают историю с энергетиками опасной, поскольку это первое вторжение государства в розничную торговлю за пределами регулирования оборота подакцизных товаров.

А вот про подакцизные товары разговор получился подробный. Василий Груздев, директор по работе с органами государственной власти крупнейшего табачного производителя «Дж.Т.И. Россия» напомнил о том , что сигареты в России это крупнейшая категория товаров повседневного спроса, а табачная отрасль — вторая (после нефти и газа) по объему налоговых платежей в федеральный бюджет.

Самая острая проблема — рост нелегальной торговли табаком в стране, доля которой уже превышает 15% от всего рынка. Это означает выпадение доходов федерального бюджета минимум на 100 млрд рублей, удар по легальной рознице, и беспрепятственный доступ несовершеннолетних к табачной продукции.

«Многолетний рост ставок акцизов в России привел к значительному разрыву в уровнях ставок акцизов и, соответственно, цен на табачную продукцию в странах-членах ЕАЭС, с которыми нет таможенных границ. Это является ключевым фактором роста нелегальной торговли табаком, борьба с которой пока носит несистемный характер и не приносит весомых результатов», — добавил спикер. При этом Груздев положительно оценил законопроекты, направленные на борьбу с нелегальным табаком: увеличение штрафов за незаконное производство и сбыт табачной продукции, введение единой минимальной цены табачной продукции, установление ограничений на перемещение немаркированной табачной продукции физлицами для личного потребления.

Константин Райнот, управляющий по взаимодействию с органами власти «Филип Моррис» предупредил, что розница мало готова к запрету оборота немаркированной продукции, который вступит в силу 1 июля 2020 года.

И пока легальная розница инвестирует в подготовку к работе с маркированной продукцией (покупает оборудование, устанавливает программное обеспечение), нелегальные торговцы наращивают оборот контрафакта, а проблема нелегальных сигарет только усугубляется.

Участники форума сошлись во мнении, что победить проблему контрафакта при помощи только одной системы цифровой маркировки, призванной стать действенным инструментом против черного рынка, нельзя. Ее позитивный эффект на ситуацию с оборотом нелегального табака может проявиться гораздо позже запланированных сроков. Именно поэтому необходимо волевое решение властей разобраться с проблемой нелегальных сигарет в России: активная борьба с производителями, складами и распространителями нелегальной продукции.

Обратная сторона регулирования

В то же время некоторые законодательные инициативы, направленные на борьбу с нелегальным бизнесом, вполне могут нанести сокрушительный удар по честному малому бизнесу. Так, в первом чтении уже принят законопроект об ограничении продаж алкогольной продукции в точках общепита, расположенных в многоквартирных жилых домах (МКЖД). Его цель — избавить граждан от псевдо-общепита, так называемых «наливаек», в которых по ночам продают алкоголь. Однако положения законопроекта могут затронуть огромное число легальных предпринимателей, работающих в тех же жилых домах, а значит, спровоцировать еще большее развитие нелегальной торговли. Участников рынка также очень обеспокоило предложение наделить региональные власти правом вводить ограничения на продажи в объектах общепита в МКЖД, которое может повлечь избыточные ограничения и коррупционные риски.

Присутствующие на форуме представители региональных властей, кстати, согласились, что иногда в регионах тема торговли, особенно алкоголем, приобретает популистский характер и спекулируется политическими движениями в ущерб интересам бизнеса.

» onmouseover=»metrikaGoal(‘view_term_popup’)»> АКОРТ Евгений Адашев призвал участников форума совместно работать над оценкой фактического воздействия этих инициатив и делиться информацией, которая поможет привлечь внимание к возникающим проблемам и изменить ситуацию.

«Устранять барьеры и не создавать новые — вот, что нужно для развития торговли, малого и среднего бизнеса в стране, это должно стать приоритетом в работе общественных организаций и власти» — резюме форума, конечно, звучит оптимистично, но насколько реально могут помочь публичные обсуждения и стратегии?

«Через стратегии происходит продвижение нужных подходов. Это очень важно, — подытожил Владлен Максимов, президент Ассоциации малоформатной торговли, вице-президент «НП „ОПОРА“. — Начиная с 2014 года, когда проблемами малого бизнеса начала заниматься команда замминистра Виктора Евтухова, многое изменилось. Раньше на встречах в рамках Недели российского ритейла вставали руководители из регионов и отчитывались о том, как они «душили, душили» мелкую торговлю. Теперь таких уже нет, пришли люди с другим взглядом и пониманием. И все больше появляется руководителей в регионах, которые понимают, что малую торговлю нужно развивать. Это все результат в том числе разработки, обсуждений и продвижения таких стратегий. Главное — не останавливаться».

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: