Реформы и контрреформы в россии второй половины xix века - Sogetsu-Mf.ru

Реформы и контрреформы в россии второй половины xix века

Вся внутренняя политика России второй половины XIX века сводится к либеральным реформам Александра II и контрреформам Александра III.

Реформы и контрреформы в россии второй половины xix века

Реформы и контрреформы в России второй половины XIX века

Реформы

Вторая половина XIX столетия — время правления двух российских императоров: Александра II и Александра III. С именем Александра II связано проведение крупномасштабных либеральных реформ, последствия которых попытался ликвидировать его сын своими контрреформами.

Причины реформ

Главной причиной преобразовательной деятельности Александра II стала отсталость страны, ярко проявившаяся в неудачной Крымской войне. Существенно тормозило дальнейшее развитие страны крепостное право, поэтому его отмена стала первоочередной задачей императора.

Манифест 1861 г.

«Положения» Манифеста были направлены на постепенную отмену крепостного права. До окончательного выкупа на волю крестьяне получали статус «временнообязанных». Они по-прежнему продолжали нести повинности перед помещиками (оброк и барщину).

Государство устанавливало норму для крестьянского надела при выкупе. В случае превышения нормы помещик мог «отрезать» землю в свою пользу. Земля давалась не в личную, а в общинную собственность. Крестьяне не имели права самостоятельно распоряжаться своим наделом.

Сумма выкупа делилась на две части:

  • 75-80% платило помещику государство в виде ссуды крестьянину;
  • 20-25% крестьянин выплачивал самостоятельно.

Ссуда крестьянам (6% в год) называлась выкупными платежами. Эти платежи растянулись на полвека и принесли казне большую прибыль.

При сохранении экономической зависимости крестьяне становились лично свободными и получали права:

  • выступать в суде;
  • заключать сделки;
  • открывать собственное дело;
  • переходить в другие сословия и т. д.

Реформа самоуправления

В 1864 г. вводился институт земского самоуправления. Выборы в новые органы проводились по трем куриям: землевладельцев, горожан и выборных от крестьян. Преимущественными правами пользовались дворяне.

Земства занимались только местными вопросами:

  • путями сообщения;
  • почтами, больницами и школами;
  • местными экономическими делами и т. д.

В 1870 г. учреждались органы самоуправления в городах — городские думы. В их компетенции также находились только местные проблемы:

  • благоустройство;
  • городская торговля и промышленность;
  • здравоохранение и т. д.

Любое решение земств и городских дум могло быть приостановлено распоряжением губернатора.

Судебная реформа

В 1864 г. в России вводились новые судебные уставы, которые вобрали в себя самые передовые достижения западного судопроизводства:

  • бессословность;
  • несменяемость судей;
  • состязательность процессов;
  • учреждение институтов присяжных заседателей и адвокатов.

Реформы образования и печати

В 1864 г. частным лицам было разрешено открывать начальные школы. Вместе с этим вводился принцип сословного равенства в среднем образовании.

Большое значение имело учреждение нового Университетского устава (1863 г.), который даровал широкую автономию университетам:

  • самостоятельное решение научных, финансовых и других вопросов;
  • выборность учебных должностей.

В 1865 г. были значительно смягчены цензурные требования для московских и петербургских изданий.

Реформы в армии

Масштабные военные преобразования начались в 1862 г. и выразились в следующим мерах:

  • сокращении службы с 25 до 15 лет;
  • запрете физических наказаний;
  • учреждении нового военно-административного деления (15 округов).

Одновременно шло активное перевооружение российской армии.

Давно назревшей, основополагающей военной реформой явилась замена рекрутского сбора на всеобщую воинскую повинность (1874 г.).

Контрреформы

Манифест Александра III «О незыблемости самодержавия» (1881 г.) означал, что с либеральным курсом покончено. Внутренняя политика нового императора приняла ярко выраженный характер контрреформ.

Просвещение

В 1882 г. появились новые «Временные правила» для печати, устанавливающие жесткий надзор за периодическими изданиями.

В 1887 г. специальный циркуляр запретил принимать в средние учебные заведения (гимназии) детей низших сословий.

В 1884 г. была практически ликвидирована университетская автономия.

Аграрный вопрос

Для смягчения аграрного вопроса были приняты некоторые положительные меры:

  • перевод всех крестьян на обязательный выкуп;
  • снижение выкупных платежей.

При этом правительство больше заботилось о поддержке помещиков и стремилось сохранить общину в деревне.

Вернуть господство дворян в деревне был призван институт земских начальников (1889 г.), которые назначались правительством из дворян. Фактически земские начальники получили неограниченные полномочия.

Контрреформы местного управления и суда

В начале 90-х гг. были урезан бессословный принцип в земствах и существенно ограничены избирательные права горожан на выборах в думы. Благодаря этому резко возросло число помещиков в органах местного самоуправления.

В 1881 г. политические дела были изъяты из общего судопроизводства. В 1889 г. присяжные заседатели исключались из рассмотрения целого ряда дел.

Александр III намеревался полностью пересмотреть судебные уставы 1864 г., но под давлением общественности отказался от этой идеи.

Реформы Александра II, несмотря на всю их ограниченность, дали мощный толчок развитию России. При этом они не затрагивали дворянских привилегий и не нарушали общий сословный принцип.

Сохранение многих пережитков создавало условия для «шага назад». Это проявилось в контрреформах Александра III. Полностью реализовать реакционные планы все же не удалось, так как правительству приходилось считаться с изменившейся социально-политической ситуацией в стране.

  • Реформы Александра II и исправления Александра III — контрреформы
  • Изменения в жизни чиновников второй половины XIX — начала XX века
  • Дипломатические договоры и соглашения России второй половины XVIII века

Обстановка в стране конца 19 века описана четко и конкретно. Великая страна, ведущий импортер сырья, а в глубинке практически аборигены живут. И чем ситуация в России конца 19 века отличается от ситуации России начала 21 века?

Высоко ценимая либералами Крестьянская реформа хромала на «обе ноги». Она не закрыла феодализм в деревне, не решила социальные проблемы крестьян и не привела к мощному росту сельского хозяйства. Если бы не разгрузили перенаселенный центр и Черноземье в Новороссию и Сибирь, то взрыв был бы неизбежен.

Проблема пореформенной России, кажется, состояла в том, что приоритеты развития капиталистической экономики вытеснялись на окраины, оставляя крупнейшим русским землевладельцам возможности получать сверхдоходы по старой схеме. Особенные преференции давались на западном направлении.

А какие возможности для прорыва были. Такое большое количество земли на огромных просторах России! Государство могло жить в достатке и других кормить. Не было мудрой, продуманной политики в этом вопросе.

Государственная поддержка крестьянства — вот мера, которая могла бы сделать прорыв в Крестьянском вопросе. А в Росси все пускается на самотек: выживайте, как хотите.

Очень трудно вылезать из долгов. Нужно было в этом помочь крестьянам: дать какие-то подъемные, простить долги, раздать пустующие земли. Крестьянский вопрос нужно решать комплексно, а инициатива должна исходить от властей,

Да, ничего удивительного, что заработок из-за штрафов был меньше установленного. Тогда в России не существовало профсоюзов. Рабочие не были защищены нисколько. Прямо напоминает 90 годы в нашей стране. Главная беда была еще не только в маленькой зарплате и ненормированном рабочем дне, а еще и в полнейшей социальной незащищенности рабочих. Ведь если рабочий на предприятии получал травму или увечье, то он практически обрекался на голодное существование. Если же он был одинок, то его ждала очень незавидная участь и возможно короткий срок жизни. Хотя в то время милостыню подавали более щедро, и вера в Боги и Христа была не столько на словах, а больше в сердце народа.

Впечатлило то, что в 1890 году добывали около 4 млн. тонн нефти, а в 2013 уже аж 523 млн. тонн! Ну, сейчас ясно, куда все добывается-девается, а вот в позапрошлом веке, те же 4 млн. куда уходили. Топливо и смазка для чего в таких количествах, когда еще и смазывать-то нечего было, не говоря уже про топливо – для какого транспорта.

Слово « буржуазия » в советскую эпоху было чуть ли не ругательным. Но если посмотреть без влияния какой бы то ни было идеологии, именно буржуазия способствовала общественному прогрессу, развитию городов, промышленности, науки.

Характерная особенность русской экономики — долгое доминирование»дворянского» капитала. Купцы из «низов», каким бы капиталом они не обладали, всегда оставались «вторым сортом» и на одну планку с дворянами. Перелом начался в эпоху либеральных реформ 60-х. Лишь в 20 веке буржуины)) дорвались до власти: результат печален. Свалив монархию, они были сожраны еще большим хищником.

Вопрос 28. Реформы и контрреформы второй половины XIX в.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.
Реорганизация местного управления. После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. была проведена земская. реформа. В губерниях и уездах создавались земские учреждения (земства). Это были выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз обеспечивал преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения: устройство и содержание путей сообщения, земских школ и больниц, забота о торговле и промышленности. Земства находились под контролем центральной и местной властей, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания. Несмотря на это, земства сыграли особую роль в развитии просвещения и здравоохранения. Кроме того, они стали центрами формирования либеральной дворянской и буржуазной оппозиции.
Следующим шагом была городская реформа. «Городовое положение» 1870 г. создало в городах всесословные органы — городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды. В городских думах, в связи с высоким имущественным избирательным цензом, главенствующая роль принадлежала крупной буржуазии. Как и земства, они находились под строгим контролем правительственной администрации.
Судебная реформа. «Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. Вопрос о виновности обвиняемого решался присяжными заседателями. Была строго разграничена компетенция разных судебных инстанций. Мелкие гражданские дела разбирались в мировом суде, уголовные и тяжкие — в окружном. Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебное палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат. Созданная система отражала самые прогрессивные тенденции в мировой судебной практике. Однако, проводя реформу, правительство оставило множество лазеек для вмешательства в судопроизводство. Некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду. Для политических процессов создавались особые суды, в ходе заседания которых часто нарушался принцип гласности.
Военная реформа. Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте — до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование, служили всего полгода.
В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота.
Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Улучшилась система управления вооруженными силами.
Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.
Реформы в сфере образования и печати. Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение.
В 1863 г. новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливалась самостоятельностъ решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.
В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий: книг, рассчитанных на состоятельную и образованную часть общества, а также центральных периодических изданий. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры.
Значение реформ. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он, прежде всего, обусловливался традиционной слабостью российской буржуазии и политической инертностью народных масс. Радикалам (шестидесятники и революционные народники) не хватало сил коренным образом переустроить общество. Их выступления лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления правительства. Поэтому инициаторами реформ были некоторые высшие государственные чиновники, «либеральная бюрократия». Этим объяснялась непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ.
Логическим продолжением реформ 60-70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений, разработанных в конце 70-х годов министром внутренних дел генералом М.Т. Лорис-Меликовым. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 г. изменило общее направление правительственного курса.
Александр III. Новый император, как и его предшественник, рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошел в историю как царь — «Миротворец», так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя, насаждение православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А. Толстой и публицист М.Н. Катков.
Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М.Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». «Либеральные бюрократы» были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.
Изменения в системе местного управления. Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они назначались из потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. «Городовое положение» 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.
Изменения в области образования и печати. Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о «кухаркиных детях», не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д.
В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.
«Временные правила о печати» 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку «правым» изданиям, среди которых выделялись «Московские ведомости» М.Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.
В целом во внутренней политике второй половины XIX в. проявлялись и прогрессивные, и реакционные тенденции. Несмотря на контрреформы, правительству Александра III все-таки не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязанное состояние крестьян. Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако главным образом социальная направленность внутренней политики 80-90-х годов состояла в усилении позиций дворянства, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.

Читайте также  Объединение русских земель в xiv-xv веках

РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

19 февраля 1861 года Александр II (1855-1881) подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». По этим документам крепостные крестьяне получили личную свободу и большинство общегражданских прав, учреждалось крестьянское самоуправление, крестьянам предоставлялись наделы земли. Однако крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялась община и общинное землевладение, крестьянские наделы оказались в среднем на 20% меньше тех, которыми они пользовались при крепостном праве. Величина крестьянского выкупа земли у помещиков в 1.5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупной суммы помещикам выплачивало, государство, а крестьяне выплачивали ему долг с процентами в течение 49 лет.

Итоги крестьянской реформы неоднозначны. С одной стороны, она дала толчок развитию капитализма в сельском хозяйстве и промышленности. С другой стороны, реформа законсервировала крепостнические отношения, возложив на крестьян всю тяжесть выкупной операции, обрекая их на малоземелье и истощение хозяйства. В результате создать слой мелких собственников в России не удалось.

Поскольку крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления, судопроизводства, принцип комплектования армии и многое другое, отмена крепостного права диктовала необходимость продолжения реформ. Земская реформа (1864 г.) вводила всесословное выборное представительство в масштабах уезда и губернии. Земства ведали хозяйственными вопросами, школами, медициной, благотворительностью, получили право собирать налог для своих нужд и нанимать служащих. Аналогичные преобразования былипроведены в городском самоуправлении (Городские думы, 1870 г.). Школьная реформа (1864 г.) утвердила положение о начальных народных училищах и доступность среднего образования для всех сословий.

Судебная реформа (1864 г.) дала России новый суд: бессословный, гласный, с адвокатурой, выборностью мирового судьи, с присяжными заседателями. Университетская реформа (1863 г.) увеличила административную и хозяйственную самостоятельность учебных заведений, способствовала объединению преподавателей и студентов в кружки, ассоциации, повышая уровень общественной активности. Реформа печати (1865 г.) отменила предварительную цензуру. Военная реформа (1874 г.) вводила всеобщую воинскую повинность вместо рекрутчины, сократила сроки службы в зависимости от образовательного ценза.

Реформы 60-70-х гг. XIX в. означали важный шаг в трудном становлении в самодержавной России демократических норм жизни, в появлении ростков правого государства и гражданского общества. Они создали социально-политические и правовые условия для модернизации, именно на их основе на рубеже XIX-XX веков проводил реформы С.Ю. Витте. Однако реформы быливнутренне противоречивы. Так, крестьянская реформа обрекала крестьян на десятилетия экономической зависимости, земства, в которых преобладали дворяне, не имели завершенной структуры в масштабе всей страны и права ставить на обсуждение вопросы общегосударственного характера. В российских судебных уставах отсутствовал один из важнейших принципов правового государства – ответственность чиновников перед судом. Университетская реформа включала повышение платы за обучение, увеличение прав министров и попечителей в университетах, обязательность богословия.

Кроме этого, в ходе проведения реформ в жизнь они подвергались корректировке «вправо» и оказались незавершенными. В обществе не оказалось сил, способных оказать давление на правительство и довести реформы до логического конца – создать общероссийское представительство. Более того, процесс преобразований был прерван в результате контрреформ 80-90-х XIX в. Это затруднило дальнейшую модернизацию страны и усилило социальную напряженность в обществе.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 7 | Нарушение авторских прав

Контрреформы Александра III

Контрреформы Александра III – это комплекс мероприятий правительства, направленных на изменение (консервацию) социально-политической жизни страны после либеральных реформ предыдущего императора. Главная миссия по претворению этих контрреформ в жизнь была возложена на министра внутренних дел графа Дмитрия Андреевича Толстого.

Причины контрреформ

Поводом для введения контрреформ стало убийство царя Александра II. Вступивший на престол Александр III озаботился усилением со стороны революционных сил и очень осторожно выбирал пути своего нового курса. Выбор помогли сделать сторонники реакционной идеологии К. Победоносцев и Д. Толстой. Приоритетами стали сохранение самодержавия, укрепление сословного строя, традиций и основ российского общества и неприятие либеральных преобразований.

Еще одной причиной контрреформ стало то, что власть не была готова к быстрому развитию и изменениям. А эти изменения уже начались: усилилось имущественное неравенство в деревне, возросло количество пролетариата. Власть не всегда понимала проходящие процессы и мыслила старыми понятиями.

Император прислушался к рекомендациям Победоносцева и отправил в отставку главного либерала М. Лорис-Меликова, поскольку не согласился с его планом преобразований.

В результате была создана программа нового царствования, которая была изложена 29 апреля 1881 года в Манифесте о незыблемости самодержавия. Автором манифеста стал К. Победоносцев.

К.П. Победоносцев

Контрреформы

Крестьянский вопрос

Были приняты меры по поддержке дворянского сословия. В 1885 году создан Дворянский банк, задачей которого стало субсидирование помещиков.

Принимались меры для сохранения патриархального строя на селе. Более сложными стали земельные переделы и разделы. Были отменены подушная подать и общинное земледелие, но выкупные платежи были снижены. В 1882 году был учрежден Крестьянский банк, который должен был выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.

Изменения в судебной системе

Претерпела изменения судебная реформа 1864 года. Судоустройство усложнялось и бюрократизировалось, сокращалась компетенция суда присяжных. На селе мировой суд практически заменился произволом чиновников. Служащие из поместных дворян стали во главе всей административной и судебной власти. Они были вправе отменять решения сельских и волостных сходов. Управы на местах на них было не найти, а подчинялись они только предводителю дворянства.

Пересмотр образовательной реформы

Изменения в образовательной системе ставили своей задачей усиление контроля над средней школой. Принятый циркуляр о «кухаркиных детях» не допускал до учебы в гимназиях детей простолюдинов. Начальная школа полностью контролировалась Святейшим синодом. В 1884 году был принят Университетский устав, который окончательно отменял университетскую автономию. Выросшая цена на образование также отсекла от учебы многих молодых людей.

Изменения в земствах

В 1890 году были внесены изменения в земскую реформу, в соответствии с ними был узаконен контроль правительства над земствами. Изменение имущественного ценза лишало избирательных прав ремесленников и местных торговцев.

И.Е. Репин. Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца

Полицейские меры

В 1881 году было принято «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», которое усилило полицейско-административное давление. Областные и губернские власти получили право на любой срок вводить чрезвычайное управление и, соответственно, могли высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения и средства массовой информации. Особое совещание при Министерстве внутренних дел могло без суда и следствия ссылать подозрительных личностей и держать их под арестом до пяти лет.

Итоги контрреформ

Действительно, контрреформы Александра III немного затормозили развитие революционного движения и «заморозили» социальные противоречия, но не сделали их менее взрывоопасными. Протестных движений стало меньше, а террористических актов практически не было до начала XX века. Контрреформы должны были укрепить класс помещиков, положение которых в последнее время заметно пошатнулось.

Читайте также  Крестьянская война 1773—1775 гг. под предводительством е. и. пугачева

Властям не удалось выполнить программу контрреформ в полном объеме. Уже с середины 1890-х годов начался подъем революционного движения. Лидирующее место в революционной борьбе занял пролетариат.

Тема 5. Реформы и контрреформы в россии во второй половине хix в.

Предпосылки реформ Александра II.

Отмена крепостного права.

Земская, городская, судебная, военная и другие реформы.

Итоги и значение реформ.

Контрреформы: причины, идеология, последствия.

Уясните содержание следующих понятий: земство, конституция, курия, модернизация, реформа, контрреформы в России.

Земство (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914-1918гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918г. декретом Советского правительства.

Конституция (от лат. constitutio — устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

Избирательные курии — особые разряды, на которые делятся избиратели по национальному, профессиональному и другим признакам, а так же сами избиратели, составляющие эти разряды.

Модернизация — усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами; взаимообусловленные общественные процессы и изменения во всех социальных институтах, сопровождающие процесс индустриализации и характеризующиеся: ростом специализации и дифференциации труда, ростом бюрократии, формированием политических институтов современного типа и т.д.

Реформа (лат. reformo ) — преобразование, вводимое законодательным путем.

Контрреформы в России — принятое в литературе название мероприятий правительства Александра III в 1880-х гг., означавших пересмотр основных положений реформ 1860-х гг., а именно: восстановление предварительной цензуры (1882г.), введение сословных принципов в начальной и средней школе, отмена автономии университетов (1884г.), введение института земских начальников (1889г.), установление бюрократической опеки над земским (1890г.) и городским (1892г.) самоуправлением.

Хронология

Запомните следующие даты:

1855-1881гг. – время правления Александра II

1861г. 19 февраля – отмена крепостного права в России

1864г. – судебная, земская, городская реформы

1877-1878гг. – русско-турецкая война

1881-1894гг. – время правления Александра III. Политика контрреформ

Литература к первому вопросу

Захарова, Л.Г. Самодержавие и реформы в России 1861 – 1874. К вопросу о выборе пути / Л.Г. Захарова // Великие реформы в России 1856 – 1874. – М.: МГУ, 1992.

Заичкин, И.А. Русская история: от Екатерины Великой до Александра Второго / И.А. Заичкин. – М.: Мысль, 1994.

Крымская война: 1853 – 1856 (неизвестные страницы) // Родина. – 1995. – № 3, 4.

Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий – М.: Высшая школа, 2003.

Шестопалов, А.П. Николай Алексеевич Милютин / А.П. Шестопалов // Вопросы истории. – 2004. – №12.

Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

Толмачев, Е.П. Военная политика и реформы Александра II / Е.П. Толмачев. – М.: Воениздат, 2006. – 368 с.

Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с.

Шестопалов, А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в. / А.П. Шестопалов // Отечественная история. –2008. – №5.

Пантин, В.И. Волны политической модернизации в истории России / В.И. Пантин, В.В. Лапкин – http://ss.xsp.ru/st/003/

Реформаторские преобразования 60 – 70-х годов ХIX в. изменили облик России. В чем состояли созревшие уже в 1-й половине ХIX в. объективные причины либеральных реформ в России? Назовите основные мотивы, побудившие Александра II начать социально-экономические реформы. Почему верховная власть, либеральное чиновничество и передовое общество вступили в этот период во временный союз? Кто из государственных и общественных деятелей помогал императору разрабатывать реформаторскую политику? Уясните, как готовились реформы?

Литература ко второму вопросу

Великие реформы в России. 1856 — 1874. / под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. – М.: МГУ, 1992. – 336с.

Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2003.

Крепостное право и его отмена. История и современность / Serfdom in Russia and Its Abolition: History and Present-Day Issues. – М.: Эйдос, 2005. – 164 с.

Шестопалов, А.П. Лица и дела крестьянского комитета по крестьянскому делу. 1857-1858гг. / А.П. Шестопалов // Вопросы истории. – 2005. – №4.

Тимошина, Т.М. Экономическая история России / Т.М. Тимошина. – М.: Юстицинформ, 2007.- 416 с.

Какие точки зрения существуют по вопросу причин и последствий отмены крепостного права в отечественной и зарубежной историографии?

Манифест 19 февраля 1861 года. Какими были условия выхода крестьян из крепостной зависимости? Как решался вопрос о земле? Каковы отличия отмены крепостного права в России от европейских стран? Каким было отношение к реформе в российском обществе?

Литература к третьему вопросу

Абрамов, В.Ф. Земство, народное образование и просвещение / В.Ф. Абрамов // Вопросы истории. – 1998. – № 8.

Сигиферова, Е.Л. Министерство народного просвещения и печать при А.В.Головине (60-е годы ХIX в.) / Е.Л. Сигиферова // Отечественная история. – 1995. – № 5.

Хрестоматия по истории Отечества. – Челябинск: ЧГТУ, 1995.

Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий – М.: Высшая школа, 2003.

Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

Толмачев, Е.П. Военная политика и реформы Александра II / Е.П. Толмачев. – М.: Воениздат, 2006. – 368 с.

Андреев, С.А. Экономическая деятельность земств Поволжья в середине XIX-начале XX в. / С.А. Андреев // Вопросы истории. – 2009. – №.4.

Снятие с деревни крепостнических оков неизбежно вело к изменению всех общественных отношений. Поэтому следовало изменить административное управление деревней характер, судебных учреждений, принципы формирования армии, систему образования. Раскройте цель, структуру и задачи земских учреждений. Почему правительство стремилось ограничить полномочия гласных и свернуть их деятельность? Почему традиционно считается, что в кругу реформ 1860 – 70-х годов наиболее демократичный характер обрело преобразование суда и судебных учреждений? В чем состояли изменения судебной системы?

Как изменился порядок организации армии и военной повинности? В чем состояли демократические преобразования народного образования? Чем можно объяснить непоследовательность, половинчатость «Великих реформ»?

Литература к четвертому вопросу

Искандеров, А.А. Российская монархия, реформы и революция / А.А. Искандеров // Вопросы истории. – 1999. – № 11, 12.

Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий – М.: Высшая школа, 2003.

Захарова, Л.Г. Александр II и польский вопрос / Л.Г. Захарова // Новая и новейшая история. – 2005. –№4-5.

Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

Королева, Н.Г. Некоторые проблемы истории земского самоуправления в России в современной отечественной историографии / Н.Г. Королева // Отечественная история. – 2007. – №4.

Читайте также  Три основных княжества и их направления

Шестопалов, А.П. Верховная власть и российское общество в 60-80-е годы XIX в. / А.П. Шестопалова // Отечественная история. – 2008. – №5.

Шуляк, Е.В. Земства и земская медицина в Уфимской губернии в конце XIX — начале ХХ в. / Е.В. Шуляк // Вопросы истории. – 2009. – №2.

Захарова, Л.Г. Великие реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова – http://www.perspektivy.info/ hisrory/velik_ reform_1860-1870.htm

Известный писатель и историк Н.Я.Эйдельман назвал реформы 60-х годов ХIX века в России «революцией сверху». Но ряд виднейших специалистов по истории России не поддерживает это мнение. Каковы их аргументы? Каким было состояние сельского хозяйства в 70 – 90-х годах ХIX в.? Как это отражалось на экономике в целом? В чем выразился политический кризис конца 1870-х годов? Раскройте процесс разрушения традиционной структуры общества, появление новых слоев и групп населения. Как формировались и что собой представляли российская буржуазия и пролетариат? Каким образом происходила постепенная утрата дворянством экономического могущества и монополии на власть?

Литература к пятому вопросу

Собко, Е.М. Государственный совет и контрреформы / Е.М. Собко // Вопросы истории. – 1995. – № 11.

Троицкий, Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций / Н.А. Троицкий. – М.: Высшая школа, 2003.

Захарова, Л.Г. Реформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? / Л.Г. Захарова //Отечественная история. – 2005. – №4.

Толмачев, Е.П. Александр III и его время / Е.П. Толмачев. – М.: Терра, 2007. – 720 с.

Пантин, В.И. Волны политической модернизации в истории России / В.И. Пантин, В.В. Лапкин – http://ss.xsp.ru/st/003/

Итогом реформ 60 – 70-х годов в России стало складывание парадоксальной ситуации, чреватой серьезными социальными потрясениями. Расскажите о политической реакции после гибели Александра II. Назовите главные причины контрреформ Александра III: экономические, политические, идеологические. Кто был главным идеологом контрреформ? По каким направлениям развивалось контрреформаторское движение и каковы его основные результаты?

1. Политический портрет Александра II.

Долбилов, М.А. Александр II и отмена крепостного права / М.А. Долбилов // Вопросы истории. – 1998. – № 10.

Степанова, А.В. Князь А.И. Урусов — личный враг Александра II / А.В. Степанова // Вопросы истории. – 2008. – №11.

Ляшенко, Л.М. Александр II, или История трёх одиночеств / Л.М. Лященко — М.: Молодая гвардия, 2002.

Сафонов, А.П. Александр II. Имя Россия. Исторический выбор 2008. / А.П. Сафонов. — М.: АСТ, 2009.

Татищев, С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование / С.С. Татищев — М.: Эксмо, 2009.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: