Литература 30 — 60-х годов

ЛИТЕРАТУРА 30 — 60-х ГОДОВ. ГЕЙНЕ: B 30-е годы, когда происходят перемены в общественной жизни страны, в немецкой литературе начинается пересмотр эстетических позиций романтизма. B эти годы раскрывается талант Людвига Берне (1786 — 1837). Особое значение имели его «Письма из Парижа» ... - -

Литература 30 — 60-х годов

ЛИТЕРАТУРА 30 — 60-х ГОДОВ. ГЕЙНЕ

B 30-е годы, когда происходят перемены в общественной жизни страны, в немецкой литературе начинается пересмотр эстетических позиций романтизма. B эти годы раскрывается талант Людвига Берне (1786 — 1837).

Теоретиком младогерманцев выступил Людольф Вин- барг (1802 — 1872), защищавший в своих «Эстетических походах» (1834 г.) связь литературы с политикой. Участниками группы являлись также Карл Гуцков, Генрих Лаубе, Густав Кюне и Теодор Мундт.

Выдающееся явление в немецкой литрературе 30-х годов представляет деятелЬность ГеоргаБюхнера(1813 — 1837). Пламенный революционер, считавший революционное насилие единственным способом изменения существующих порядков, Бюхнер организует тайное «Общество прав человека» и обращается к немецким крестьянам с листовкой, которая открывается словами: «Мир — хижинам, война — дворцам». B исторической трагедии «Смерть Дантона» (1835 г.) Бюхнер обращается к событиям Французской революции. B трагедии «Войцек», оставшейся неоконченной, Бюхнер пишет о трагической судьбе простого человека.

B творчестве поэта Фердинанда Фрейлиграта (1810 — 1876) в 30-е годы отразился романтический протест против мелочности и убожества немецкой действительности. B стихотворении «Германия — Гамлет» он призывал немецкий народ отбросить колебания и перейти к действию. Фрейлиграт на некоторое время даже становится приверженцем коммунизма, однако, разобравшись, вышел из Союза коммунистов.

B 30-е годы восходит гений еще одного выдающегося немецкого поэта Генриха Гейне (Хайне, 1797 — 1856). Сборник его ранних стихотворений — «Книга песен» (1827 г.) свидетельствует о связи поэта с романтизмом. Ho своей иронией Гейне как бы разлагает изнутри возвышенный и условный мир романтики. Bo многих своих произведениях Гейне опирается на народную песню. Развивая ее мотивы, он достигает необыкновенной естественности, ясности и простоты. Относящиеся к тому же периоду «Путевые картины» (1826 — 1830 гг.) — дневник, в котором на первом плане стоят личность поэта, его мысли и чувства, его оценка окружающей действительности. B его повествовании чередуется юмор, злая насмешка и элегическая грусть.

K 40-м годам в поэтическом творчестве Гейне начинают звучать боевые революционные ноты («Современные стихотворения» (1839 — 1846 гг.), поэт сатирически осмеивает отживший феодальный мир в поэме «Германия. Зимняя сказка» (1844 r.). Как и для многих мыслителей и художников его времени, революция 1848 г. стала для Гейне источником духовной трагедии. Поэт увидел, во что на практике превращаются идеи, которые он проповедовал в своем творчестве. Он увидел, что победа пролетариата может повлечь за собой гибель искусства. Последняя книга стихов Гейне «Романсеро» (1851 г.) содержит мотивы разочарования, мысль о торжестве зла над добром. Ho поэт по-прежнему непримиримо относится к реакционной Германии. Он язвительно осмеивает великогерманских шовинистов и трусливых мещан, монархов и князей, а также верноподданных холопов из низов общества.

Разрозненность Германии способствовала тому, что в литературе 50 — 60-х годов все больше развиваются тенденции так называемого областничества. Многие писатели черпают темы своих произведений из жизни той или иной провинции, они ориентируются на духовные интересы читателей отдельных областей. B ряде случаев они даже пишут свои произведения не на общенемецком литературном языке (язык диалектов Верхней Саксонии и Тюрингии), а на диалектах германских местностей. B этот период Германия выдвигает талантливых писателей — Фрица Рейтера (1810 — 1874), Теодора

Шторма (1817 — 1888), Вильгельма Раабе (1831 — 1910) и других.

Ha фоне немецкой литературы этих лет выделялось .творчество драматурга Фридриха Геббеля (1813 — 1863), который стремился продолжить традиции классической немецкой драмы — драмы Гете и Шиллера. Он писал пьесы на библейские сюжеты, обращался к античным легендам и немецкой истории. Наибольший интерес представляет мещанская драма Геббеля «Мария Магдалина».

Советская классическая проза стр. 4

Велембовская Ирина Александровна

Ирина Велембовская была безумно популярна в семидесятые годы прошлого века.

Ее прозу переводили на множество языков, ставили по ней фильмы. «Сладкая женщина» с Натальей Гундаревой в главной.

Максим Горький, Александр Куприн, Александр Грин, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Андрей Платонов, Аркадий Гайдар и др.

В сборник включены рассказы М. Горького, В. Вересаева, К, Федина, А. Фадеева, Ив. Катаева, В. Катаева, Б. Горбатова, М. Зощенко, А. Платонова и других писателей, созданные в тридцатые годы

Конецкий Виктор Викторович

В книгу вошли повести: «Третий лишний», «Столкновение в проливе Актив-Пасс», «Никто пути пройденного у нас не отберет», «Последний рейс».

Вторая книга детективной повести о работе советских милиционеров.

Юрий Нагибин, Фазиль Искандер, Никонов Николай Григорьевич, Юрий Сотник, Горышин Глеб Александрович, Валентин Распутин, Виктор Астафьев и др.

Рассказы Ю. Нагибина, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Сотника и др. раскрывают мир школы. Повествуют о школьных буднях, об учителях — городских и сельских, молодых и старых, опытных, об их.

Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Андрей Платонов, Алексей Толстой, Валентин Катаев, Лев Кассиль, Михаил Шолохов и др.

В сборник включены рассказы и очерки известных советских писателей, опубликованные в 1941–1945 годах в журнале «Красноармеец» (ныне «Советский воин»). Посвященные подвигу советского человека в.

Успенский Владимир Дмитриевич

Никогда не сотрутся в памяти нашего народа события первых месяцев Великой Отечественной войны, никогда не будут забыты беспримерные подвиги бойцов и командиров, которые своим мужеством и.

Конецкий Виктор Викторович

В книгу вошли повести «Кто смотрит на облака» и «Соленый лед», написанные в 1960-е годы.

Садовников Георгий Михайлович

Первое издание остросюжетной повести «Иду к людям» (1962) Георгия Садовникова, по которой был поставлен телесериал «Большая перемена».

Максим Горький, Вишневский Всеволод Витальевич, Валентин Катаев, Леонид Соболев, Сергей Сергеев-Ценский, Сейфуллина Лидия Николаевна, Андрей Платонов и др.

Книга раскрывает современному читателю панораму жизни нашей страны в годы коллективизации и первых пятилеток. Значимость социальных перемен, которые дала людям Советская власть, отражена в рассказах.

Эренбург Илья Григорьевич

Перед вами знаменитый роман Ильи Эренбурга «Оттепель», роман, давший название целому периоду советской истории после смерти Сталина.

Конецкий Виктор Викторович

В книгу вошла повесть «Завтрашние заботы» и ранние рассказы, написанные в 1950 году: «В утренних сумерках», «Заиндевелые провода», «Без конца», «Последний рейс», «Сквозняк», «Петька, Джек и.

Калинин Анатолий Вениаминович

В центре известного романа Анатолия Калинина — образ цыгана Будулая, человека чистой и искренней души. Нелегкая судьба Будулая переплетается с судьбами других героев романа и получает неожиданный.

Алексеев Михаил Николаевич

Роман известного русского советского писателя Михаила Алексеева «Ивушка Неплакучая», удостоенный Государственной премии СССР, рассказывает о красоте и подвиге русской женщины, на долю которой выпали.

Рыбаков Анатолий Наумович

Новый роман «Тридцать пятый и другие годы» охватывает события, происходящие в стране с момента убийства Кирова до второй мировой войны. Первая книга этого романа, которая предлагается читателю.

Закруткин Виталий Александрович

Роман известного советского писателя Виталия Александровича Закруткина «Сотворение мира» — большое эпическое произведение. В первой книге писатель воссоздает атмосферу Европы 20-х годов, когда.

Конецкий Виктор Викторович

КЛЯКСЫ НА СТАРЫХ ПРОМОКАШКАХ

От воспитанника до мичмана, «Капитан, улыбнитесь», От лейтенанта до старшего лейтенанта, Наши университеты, Вопят огнями тишину, Непутевая тетка.

Шишков Вячеслав Яковлевич

Добрые, то веселые, то печальные рассказы и повести Вяч. Шишкова, которые сам писатель называл «шутейными», составляют основу сборника. Стихийные, яркие, они запоминаются живыми характерами.

Абсалямов Абдурахман Сафиевич

Герои романа — деятели медицины, ученые и рядовые врачи. В центре внимания автора — любовь Гульшагиды и Мансура, любовь необычная, но прекрасная и торжествующая.

Конецкий Виктор Викторович

В книгу вошла повесть «Вчерашние заботы», написанная в 1979 году.

История России

Проза 30-х годов

М. В. Куприянов, И. А. Ильф, Н. А. Соколов, Е. П. Петров, П. Н. Крылов и А. Г. Архангельский. Фотография 1934 года.

Литература 30-х годов широко отразила перестройку жизни, обусловленную активностью масс и их созидательной работой. Предметом изображения становятся индустриальные гиганты, преображающаяся деревня, глубокие изменения в среде интеллигенции. В конце периода усиливается также интерес писателей к оборонной и патриотической теме, решаемой на современном и историческом материале.

Читайте также  Современная украинская историография

Вместе с тем сказалось отрицательное воздействие культа личности Сталина. Ряд талантливых писателей — М. Кольцов, В. Киршон, И. Бабель, Бр. Ясенский и другие — стали жертвами необоснованных репрессий. Обстановка культа личности сковывала творчество многих писателей. Тем не менее советская литература, шедшая в ногу со всем советским народом, успешно завершавшим строительство социализма добилась значительных успехов.

А. Толстой заканчивает в это время трилогию «Хождение по мукам», повествующую о судьбе интеллигенции в революции. Строя многоплановое повествование, вводя много новых действующих лиц, и прежде всего В. И. Ленина, А. Толстой стремится показать те особенные пути, которыми его герои подходят к осознанию своей внутренней причастности к свершающимся событиям. Для большевика Телегина вихрь революции — родная стихия. Не сразу и не просто находят себя в новой жизни Катя и Даша. Самая трудная судьба у Рощина, понявшего наконец гуманистические цели революции. Расширяя возможности реалистического эпоса как в плане охвата жизни, так и в плане психологического раскрытия личности, А. Толстой придал «Хождению по мукам» многокрасочность и тематическое богатство. Во второй и третьей частях трилогии встречаются представители почти всех слоев тогдашней России — от рабочих (большевик Иван Гора) до утонченных столичных декадентов.

Глубочайшие сдвиги, происходившие в деревне, вдохновили Ф. Панферова на создание четырехтомной эпопеи «Бруски» (1928—1937 гг.). С большим знанием и художественной силой Ф. Панферов изобразил победу коллективного начала над мелкособственническими инстинктами крестьянства.

В исторической тематике большое место занимают моменты бурных народных выступлений (первая часть романа «Емельян Пугачев» Вяч. Шишкова, «Гулящие люди» А. Чапыгина), но еще больше выдвигается проблема соотношения выдающейся личности и исторического потока. О. Форш пишет трилогию «Радищев» (1934 — 1939 гг.), Ю. Тынянов — роман «Пушкин» (1936 г.), В. Ян — роман «Чингис-хан» (1939 г.). А. Толстой в течение всего десятилетия работает над романом «Петр I». Историческую правоту Петра он объясняет тем, что направление его деятельности совпало с объективным ходом развития истории и было поддержано лучшими представителями народа.

К выдающимся произведениям эпического жанра относится «Угрюм-река» Вяч. Шишкова, рисующая революционное развитие Сибири в начале XX в.

Проза 30-х годов (преимущественно первой половины) испытала на себе сильнейшее влияние очерка. Бурное развитие собственно очеркового жанра идет параллельно развитию эпопеи. «Широкий поток очерков,— писал в 1931 г. Горький,— явление, какого еще не было в нашей литературе». Темой очерков была индустриальная перестройка страны, мощь и красота пятилетних планов, иной раз почти очеловеченных под пером писателей. Б. Агапов, Б. Галин, Б. Горбатов, В. Ставский, М. Ильин впечатляюще отразили в своих очерках эпоху первых пятилеток. Михаил Кольцов в «Испанском дневнике» (1937 г.), серии очерков, посвященных революционной войне в Испании, дал образец новой публицистики, соединяющей точность реалистического рисунка с богатством выразительных средств. Великолепны и его фельетоны, в которых едкий юмор сочетается с энергией и остротой памфлета.

Многие значительные произведения прозы 30-х годов были написаны в результате поездок писателей на новостройки. Мариэтта Шагинян в «Гидроцентрали» (1931 г.), Ф. Гладков в «Энергии» (1938 г.) рисуют возведение мощных гидростанций.

В. Катаев в романе «Время, вперед!» (1932 г.) динамично повествует о соревновании строителей Магнитогорска с рабочими Харькова. И. Эренбург. для которого знакомство с новостройками пятилеток имело решающее творческое значение, выступил с романами «День второй» и «Не переводя дыхания», посвященными тому, как в трудных условиях люди самоотверженно возводят стройку, изменяясь и вырастая. Повесть К. Паустовского «Кара-Бугаз» (1932 г.) рассказывает об освоении богатств Кара-Бугазского залива. Пафос, динамизм и напряженность действия, яркость и приподнятость стиля, идущие от стремления отразить снос восприятие героической действительности, — характерные черты этих произведений, как бы выросших из очерка.

Однако, широко и ярко показывая перемены, происходящие в жизни, столкновение строителей нового с приверженцами старого, писатели все еще не делают нового человека основным предметом художественного произведения. Главным «героем» романа В. Катаева «Время, вперед!» является тем, и выдвижение человека в центр внимания писателя происходит не сразу.

Поиски нового героя и новой психологии личности определили в 30-е годы дальнейшее развитие творчества Л. Леонова, давшего в романе «Скутаревекин» (1932 г.) глубокий анализ той убежденности, которая движет советскими людьми. Эволюция ученого-физика Скутаревского, преодолевающего индивидуализм и осознающего великий смысл своего участия в пятилетке, составляет сюжет романа. Блеск и остроумие мысли в сочетании с неповторимой поэтичностью стиля создают новый в реализме тип ненавязчивого, органического и активного участия автора в действии. Скутаревский, в каких-то чертах сливающийся с авторским «я» писателя, — мощная фигура интеллигента с самобытным и глубоким мироощущением. В «Дороге на океан» (1936 г.) Леонов сделал попытку показать нового героя на фоне мировых социальных потрясений.

Литературу 30-х годов пронизывает ощущение победоносности и счастья, неотделимого от трудной и героической работы. Темные стороны жизни не выглядят ужасающими — они презрительно осмеиваются. И. Ильф и Е. Петров публикуют в 1931 г. «Золотого теленка» — второй роман об Остапе Бендере (первый роман «Двенадцать стульев» вышел в 1928 г.). Изобразив «великого комбинатора», вторично терпящего фиаско в советских условиях, Ильф и Петров завершили создание нового сатирического стиля, остроумного и содержательного, насыщенного оптимизмом и тонким юмором.

Разоблачение философии одиночества составляет смысл повести Н. Вирты «Одиночество» (1935 г.), показывающей гибель кулака, мятежника, одинокого врага Советской власти. Борис Левин в романе «Юноша» убедительно изобразил крушение карьеристских поползновений молодого интеллигента, который пытался противопоставить себя социалистическому миру и воздействовать на него методами бальзаковского «завоевателя жизни».

Углубленное изучение психологии человека социалистической эпохи во многом обогатило реализм. Наряду с ярким эпическим живописанием, во многом близким к публицистике, появляются прекрасные образцы передачи тончайших сторон души (Р. Фраерман — «Дальнее плавание») и психологического богатства человеческой натуры («природоведческие» повести М. Пришвина, проникнутые фольклорной поэтикой уральские сказы П. Бажова).

Раскрытие психологических черт нового положительного героя, его типизация увенчались созданием в середине 30-х годов романов и повестей, в которых облик строителя нового общества получил сильное художественное выражение и глубокое истолкование.

Роман Н. Островского «Как закалялась сталь» (1935 г.) повествует о жизни Павла Корчагина, не мыслящего себя вне борьбы народа за всеобщее счастье. Тяжелые испытания, через которые победоносно прошел Корчагин от вступления в революционную борьбу до момента, когда, приговоренный врачами к смерти, он отказался от самоубийства и нашел свой путь в жизни, составляют содержание этого своеобразного учебника новой морали. Построенный однопланово, как «монолог от третьего лица», роман этот приобрел мировую известность, а Павел Корчагин стал образцом поведения для многих поколений молодежи.

Одновременно с Н. Островским завершил свой главный труд — «Педагогическую поэму» А. Макаренко. Темой «Педагогической поэмы», построенной как своеобразный дневник педагога, является «выпрямление» людей, исковерканных беспризорностью. Эта талантливая картина «перековки» беспризорных детей в трудовых колониях 20-х и 30-х годов ярко воплощает нравственную силу рядовой личности, чувствующей себя хозяином общего дела и субъектом истории.

Примечателен также роман Ю. Крымова «Танкер Дербент» (1938 г.), в котором раскрыты творческие возможности коллектива и каждого человека, ощутившего свою ценность во всенародной борьбе за социализм.

Главным завоеванием «повести воспитания» и примыкающих к ней романов была разработка моральных основ социализма. Показывая связь рядового гражданина со всем обществом, вне которого герой не мыслит себя, советские писатели обогатили реализм новым пафосом — пафосом коллективизма.

30-е годы — это также расцвет детской литературы. Блестящий вклад в нее внесли К. Чуковский, С. Маршак, А. Толстой, В. Каверин, Б. Житков и другие. В эти годы В. Катаев пишет повесть «Белеет парус одинокий» (1935 г.), посвященную становлению характера юного героя в обстановке революции 1905 г. и отличающуюся большим мастерством в передаче детской психологии. Двумя классическими произведениями для детей («Школа», 1930 г. и «Тимур и его команда», 1940 г.) очерчено десятилетие наивысшей творческой активности Аркадия Гайдара.

Читайте также  Характерные черты и особенности новгородской земли

Сборник лирики 30-х годов

Лирика 30-х годов

О лирике 30-х годов

Вступительная статья П. С. Выходцева

Сейчас уже трудно сказать, кто первым бросил тень на поэзию 30-х годов. Но случилось так, что в последние 10–15 лет все чаще стали раздаваться голоса о некоей неполноценности ее по сравнению с поэзией 20-х и особенно 60-х годов. Высказывались даже мнения, например, Н. Асеевым, что после 20-х годов в поэзии наступил период, когда она «стала просто рифмованной информацией о событиях» и вернулась «к тем средствам выразительности, какие были в ходу в восьмидесятых годах прошлого столетия». Критик Б. Рунин шел дальше, утверждая, что именно в 30-е годы стало даже поощряться «бесскрылое подражательство, самое откровенное эпигонство», «поэзию стали подменять под один вкус» и т. д. и т. п.

Получается, что поэзия перестала быть поэзией. Оказалось почти перечеркнутым целое десятилетие ее истории.

Эти и подобные антинаучные и антиисторические и попросту необъективные суждения, к сожалению, оказали влияние на восприятие значительной частью читателей 50-60-х годов (особенно молодых) поэзии 30-х годов. Сказалось это обстоятельство и в ослаблении интересов исследователей к поэзии этого периода: при сравнительно интенсивном изучении ранних ее этапов за последние годы не появилось ни одной значительной работы о лирике 30-х годов.

Предлагаемая читателю антология — первое, в сущности, издание лирики 30-х годов, — по глубокому убеждению составителя, поможет развязать скептические и нигилистические мнения о поэзии этого периода. Стихи скажут сами за себя — и читатель увидит подлинные богатства поэзии и многообразие творческих индивидуальностей. Однако, не ставя задачи обстоятельной характеристики поэзии тех лет, хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями и выводами.

Когда речь идет о поэзии 30-х годов, мы прежде всего не должны забывать, что эти годы были периодом рождения, творческого взлета (а для некоторых поэтов и завершением пути) таких ярких и самобытных талантов, как Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Павел Васильев, Александр Прокофьев, Борис Корнилов, Дмитрий Кедрин, Алексей Сурков, Ярослав Смеляков, Николай Рыленков, Петр Комаров, Александр Яшин, Леонид Мартынов, Николай Дементьев, Борис Ручьев, Николай Заболоцкий, Василий Лебедев-Кумач, Александр Решетов, Сергей Смирнов, Александр Чуркин и другие.

Когда мы говорим о творческих поисках поэзии этого периода, мы не можем игнорировать того факта, что для многих поэтов старшего поколения (Н. Тихонов, Н. Асеев, Вс. Рождественский, Э. Багрицкий, В. Инбер, А. Ахматова, П. Орешин, М. Светлов, С. Щипачев, B. Луговской, Н. Ушаков и др.) это были годы интенсивного развития, новых открытий, а для некоторых из них — годы «второго рождения».

В 30-е годы начали определяться поэтические голоса таких поэтов, как Алексей Недогонов, Сергей Поделков, Ольга Берггольц, Константин Симонов, Михаил Дудин, Сергей Наровчатов, Алексей Фатьянов, Сергей Васильев, Маргарита Алигер и др.

Словом, как и в любое другое время, в 30-е годы поэзия жила напряженной жизнью, искала, открывала, испытывала трудности. Как и в любой другой период, в ней были свои противоречия и недостатки. Но, как всегда, она несла в себе неповторимую печать эпохи.

В чем же своеобразие развития поэзии, в частности лирики, этих лет? Что нового внесла она по сравнению с предшествующим десятилетием?

Тридцатые годы были, как принято называть их в истории, временем бурных строительных пятилеток, индустриального развития страны, покорения природы, годами крутого и сложного преобразования деревни, то есть периодом развернутого социалистического строительства. Все эти процессы существенно влияли на духовную жизнь общества, на социально-нравственные устремления личности. Активно формировался новый тип трудового коллектива и новый человек.

Советская литература буквально во всех родах и жанрах была обращена прежде всего к современности. Писатели были захвачены пафосом общенародных дел и событий.

Все это, естественно, не могло не повлиять на многие стороны как творческой деятельности отдельных писателей, так и литературы в целом. Изменения коснулись не только тематики (преимущественное внимание к коренным вопросам современности), не только изображения недавнего революционного прошлого (тяготение к более широкомасштабному воспроизведению исторических судеб народных масс), но и самих творческих принципов освоения новой действительности и человека новой эпохи. А это в свою очередь повлияло на характер типизации в лирике и эпосе, на жанровые особенности произведений и даже на поэтический стиль поэтов, разных поколений.

Тот факт, что многие старшие поэты, пережившие в 20-е годы известные трудности в художественном осмыслении социалистических преобразований (Н. Асеев, В. Луговской, Н. Тихонов, Н. Заболоцкий, В. Инбер, И. Сельвинский и мн. др.), как и прозаики, стали более активно и непосредственно изучать реальную действительность, сложные процессы, происходившие в жизни трудовых масс, — нельзя считать ни случайным, ни чисто внешним. Поездки по стране, участие в производственной практике народных масс, конкретные наблюдения над меняющимся духовным миром человека-труженика способствовали сближению творчества поэтов с потребностями времени, с жизнью страны в целом. Это благотворно влияло на их художественные поиски.

Николай Тихонов, начавший успешно преодолевать отвлеченно-революционную романтику уже в книге «Поиски героя» (1927), в конце 20-х годов еще немало блуждал в «словесных джунглях» и нередко приходил к абстрактному решению важнейших вопросов времени. В результате конкретного знакомства с жизнью страны, особенно республик Советского Востока (поездки в Туркмению, Грузию и т. п.), а также европейских стран Н. Тихонов создает такие значительные книги стихов, как «Юрга» (1930), «Стихи о Кахетии» (1935), «Тень друга» (1936) и другие, в которых воспевает простых и мужественных людей, преобразующих жизнь и природу. В их дерзких мечтах и упорном труде поэт видит проявление тех процессов раскрепощения человеческой личности, которые начались в Октябре 1917 года. Особый интерес обнаруживает Тихонов к теме пробуждения ранее угнетенных «малых» народов, к идее интернационализма как одной из главных идей социалистических преобразований. Сопоставление процессов, происходящих в нашей стране, и тех, которые он наблюдал за рубежом, порождает страстную и тревожную антивоенную книгу поэта — «Тень друга». В этих темах в дальнейшем укрепляется и развивается талант Тихонова.

Для Николая Асеева 30-е годы были периодом творческого подъема и освоения новых жизненно важных тем. С трудом преодолевая различного рода влияния, Асеев уже в 20-е годы стал автором ряда значительных произведений («Марш Буденного», «Синие гусары», «Русская сказка», «Семен Проскаков» и др.). Но только в 30-е годы ему удалось «сдуть со стихов постороннюю примесь». Решительное сближение с большими делами эпохи (посещение крупнейших строек — Магнитогорска, Кузбасса, Днепростроя и т. п.), новое ощущение собственных задач помогали ему не только успешнее освобождаться от формалистических увлечений и ложных концепций (лефовская «теория факта»), но и найти тот синтез политической тенденциозности и лирических интонаций, которые он безуспешно искал в начале революции (сб. «Бомба») и позже в агитстихах и агитпоэмах. Наиболее полно обнаружились эти особенности поэзии Асеева в поэме «Маяковский начинается» (1938).

Пожалуй, еще более значительным было воздействие новой действительности на творческую эволюцию Владимира Луговского. Романтически настроенный поэт долгое время не мог обрести твердой жизненной почвы. «Ветер революции», ворвавшийся, по выражению самого Луговского, уже в ранние его стихи, но не обогащенный серьезным знанием его внутренних течений и завихрений, был слабой защитой для поэта от разного рода внешних увлечений кажущейся новизной и свежестью. В книге «Сполохи» (1928), подытоживавшей поиски поэта 20-х годов, больше было молодого задора, формального эксперимента, сомнительных новшеств, чем серьезного стремления понять и воспроизвести многообразный и сложный мир нового человека и новой действительности. Порвав с конструктивизмом, Луговской с жадностью устремляется в живую жизнь. Поездки по стране, которые он неоднократно предпринимал начиная с 1930 года, знакомство с жизнью и трудом строителей и первопроходчиков помогают поэту острее и глубже ощутить пульс страстей и чувств современников, он находит выход своим романтическим устремлениям в воспевании напряженной и неспокойной жизни рядовых преобразователей земли. «Гром тракторов той весны, — вспоминал Луговской свою поездку в Туркмению в 1930 году, — героика колхозных будней Туркмении, тысячи лиц, море красок навсегда остались в моей памяти и определили целый этап в моем творчестве — эпопею «Пустыня и весна», которую я, то отходя от этой книги, то снова возвращаясь к ней, писал в продолжении почти четверти века». Книга Луговского «Большевикам пустыни и весны» была характерным явлением поэзии 30-х годов и важным этапом поэта на пути к его главной книге — книге философских поэм «Середина века».

Читайте также  Наемные труженики. рабочее законодательство. забастовки.

Литература 50-60-х годов ХХ века (период «Оттепели»)

Литература 50-60-х годов ХХ века (период «ОТТЕПЕЛИ»).

1953 – важная веха в истории советской литературу (смена политического направления в стране после смерти Сталина, первый «глоток свободы» — доклад на ХХ съезде КПСС с осуждением культа личности и решение о реабилитации большинства советских политзаключенных). «Бронзовый век» русской литературы.

— подъем литературы,популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов;

возникают новые литературные объединения, поэтические школы;

— появляются новые молодые и талантливые поэты, и писатели (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, Р. Рождественский и др.);

— расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества;

романтика «социализма с человеческим лицом», обращение к ленинским традициям;

гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам);

— возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», многие встанут на путь диссидентства (противоборства с государственной системой);

— «эстрадная» поэзия (выход поэзии к зрителям, публичные чтения на эстраде, лирика становится голосом своей эпохи – Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, Р. Рождественский и др.),

— «тихая» лирика начала 60-х гг. (нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские мотивы, тема деревни) – Н. Рубцов, Н. Яшин, Ю. Кузнецов.

— «деревенская» проза: — А. Солженицын, Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Белов, В. Шукшин и др.;

*проблема жизни на селе,

*сельский житель – новый идеал, поэтизация деревни как первоисточника всего, традиционности,

*человек и природа,

*недовольство преобразованиями в деревне, «раскрестьяниванием»,

*интерес к духовной культуре крестьянства, русскому национальному характеру,

*идеализация патриархальности, неприятие современного города, «цивилизации»,

«городская» проза: — В. Астафьев, Ю. Трифонов и др.

* проблемы жизни городской интеллигенции, герой – человек рефлектирующий;

* анализ внутреннего мира человека, его проблем;

*проблемы одиночества и неустроенности жизни;

*тема разочарования в прежних идеалах;

*герои раскрываются через бытовые ситуации, когда идут на компромисс с совестью;

*проблема нравственности человека и обстоятельств;

— популяризация авторской песни (поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, исповеди, моноспектакли, а сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссером; их интересовали не общественные проблемы, а частная жизнь человека, его внутренний мир; в песнях так же критиковалась советская действительность, многие авторы были запрещены) – Высоцкий, Ким, Визбор, Окуджава, А.Галич, позже И. Тальков, В. Цой, А. Башлачев и др.;

развивалась драматургия (Виктор Розов «Вечно живые»; «В поисках радости»; Александр Вампилов «Старший сын», «Утиная охота» и др.). Обращение к вечным темам и проблемам общественной жизни, борьба с мещанством и пошлостью (романтик Олег в пьесе «В поисках радости»), В. Розов обратился к теме любви на войне и показал историю Вероники и Бориса в «Вечно живых» (тема памяти); Вампилов обратился к чеховским традициям гуманистического театра, его герои часто порочны эгоистичны, поступают непорядочно, оправдываясь несовершенством самой жизни, но они страдают и некоторым удается стать лучше (Владимир Бусыгин в «Старший сын»). Вампилов верил, что человек способен изменяться к лучшему и что «все люди – братья».

1. Читать произведения: А. Солженицын «Матренин двор»; В. Белов «Привычное дело»; В. Распутин «Последний срок»; Ф. Абрамов «Пелагея»; В. Шукшин «Калина красная»; Ю. Трифонов «Обмен»; В. Астафьев «Царь-рыба».

2. Написать изложения (4 страницы) по одному из произведений и проанализировать рассказ с точки зрения темы, идеи, образов героев, стиля и т. д.

3. Подготовить реферат на тему: «Поэзия 60-х годов ХХ века» (Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Евтушенко, Рубцов, Бродский и т. д.) или «Авторская песня 2 половины ХХ века» (Визбор, Высоцкий, Окуджава, Цой, И. Тальков, Ким и т. д.).

Литература периода Великой Отечественной войны ()

и период послевоенных лет о войне.

Я знаю, никакой моей вины,

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они, кто старше, кто моложе, остались там.

Но не о том речь, что я их мог, но не сумел сберечь.

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Не потому ли мы живем, что умерли они…

Цель литературы: «ковать» и укреплять волю народа к победе.

– война вернула в литературу многообразие и одновременно сделала ее объединенной темой войны;

трагедийность и лиризм одновременно;

– появился новый герой (боец, человек из народа);

реализм в показе войны в военное время и романтизм, «лакировка действительности» — в послевоенное;

– развитие публицистики (статьи, очерки) «на злобу дня»;

– популярность лирики (особенно песенной), ее призывный характер с сильной личностью в центре;

– проза «малых» жанров;

Произведения для чтения и анализа: В хрестоматии (2 часть) очерки о войне (стр.7-14), стихи А. Суркова, С. Орлова, Ю. Друниной, М. Кульчицкого, рассказы (К. Воробьев «Гуси-лебеди»; В. Некрасов «Сенька»; В. Быков «Одна ночь»).

1. Прочитайте очерки о войне А. Толстого и Л. Леонова. Какой эмоциональный фон у этих произведений? Почему? Какими средствами это достигается? Почему Толстой и Леонов обращаются к событиям русской истории?

2. Читая стихи, обратите внимание на образ лирического героя, эмоциональность, метафоры (С. Орлов), повторы (К. Симонова), а также авторские идеи (верность, память, любовь на войне, страх и т. д.). Выучите наизусть одно из стихотворений.

3. Прочитайте рассказ «Гуси-лебеди» К. Воробьева. Какая тема заявлена в эпиграфе? Почему автор обратился к теме любви на войне? Какой показана любовь? Смысл названия и фольклорные традиции. Попытайтесь дописать это произведение до конца (как могла закончится история Сергея Марьянова и Тани Лебедевой)?

4. Прочитайте рассказ В. Некрасова «Сенька». какой показана война в произведении? Почему Сенька решил стать самострелом? Что это означило на войне? Как меняется характер героя в конце рассказа? Почему? Как повлияли на Саньку встречи с Ахрамеевым и Николаем? Какие чувства вызывает у вас герой?

5. Прочитайте рассказ В. Быкова «Одна ночь». Что общего у героев рассказа? Как ведут себя Иван Волков и Фриц, попав в заточение? Почему? Как они ведут себя в финале? Почему так меняется их поведение? Какова идея этого произведения, философский смысл

6. Напишите изложение (4 страницы) по одному из рассказов и сделайте вывод о проблеме, образах героев, авторских идеях.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: