Культура народов поволжья

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПОВОЛЖЬЯ 5 §1.1 Природа и национальный характер. 5 §2.1 Народный календарь: праздники, обряды игры. 7

Культура народов поволжья

Реферат: Особенности культуры народов Поволжья

Поволжский район включает в себя Астраханскую, Волгоградскую, Пензенскую, Самарскую, Саратовскую и Ульяновскую области и республики — Татарстан и Хальмг-Тантч (Калмыкия). Поволжье занимает первое место в России по выпуску автомобилей, второе — по добыче нефти.

Культура поволжского народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействовали на становление и развитие хозяйства района, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Представители Поволжского района достаточно самобытные, сплоченные национальные общности, в силу особенностей исторического прошлого по своим этнопсихологическим характеристикам.

Изучение темы курсовой работы позволяет извлечь уроки на будущее, способствует формированию гражданских позиций, воспитывает интерес к культурным наследиям,

Цель работы: изучить и выявить особенности культуры народов Поволжья.

Задачей является прослеживание особенностей культуры народов Поволжья и ее благотворного влияния на общество.

Предмет: культура народов Поволжья, ее история и современный уровень развития.

Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов и заключения.

При написании курсовой работы были использованы различные источники и литература, что нашло отражение в библиографическом списке.

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ПОВОЛЖЬЯ

§1.1 Природа и национальный характер.

«Несомненно то, что человек поминутно и попеременно приспособляется к окружающей его природе, к ее силам и способам действия, то его приспособляет к себе самому, к своим потребностям, от которых не может или не хочет отказаться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой, и с природой вырабатывает он свою сообразительность и свой характер, энергию, понятия и чувства, и стремления. И чем более природа дает возбуждения и пищи этим способностям человека, чем шире раскрывает она его внутренние силы, на историю окружаемого ею населения.

Законами жизни физической природе отведена своя сфера влияния в исторической судьбе человечества.

Лес, степь, река — три природные стихии, определившие характер и мироощущение русского человека. Каждая из них и в отдельности сама по себе приняла живое и своеобразное участие в строении жизни и понятий русского человека».[1]

Впечатления, воспринимаемые от внешней природы, отражаются на внешнем виде жилищ, здесь меньше субъективного и больше исторически уловимого.

«Крестьянские поселки по Средней Волге доселе своей примитивностью, отсутствием простейших житейских удобств производят, особенно на путешественников с Запада, впечатление временных, случайных стоянок кочевников, не нынче — завтра собирающихся бросить свои едва насиженные места, чтобы передвинуться на новые. В этом сказались продолжительная переселенческая бродячесть прежних времен и хронические пожары — обстоятельства, которые из поколения в поколение воспитывали пренебрежительное равнодушие к домашнему благоустройству, к удобствам в житейской обстановке».

По мнению С.М.Соловьева, «три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа его племени, к которому он принадлежит, ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают». С.М.Соловьев указывал, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России — мачехой. Горы разделили Европу на замкнутые части как бы естественными границами, дали возможность строить прочные городские укрепления и замки и тем самым ограничивали внешние вторжения. Русь представляла собой огромную равнину, без естественных границ, открытую нашествиям. Однообразие природных форм «ведет население к однообразным занятиям; однообразность занятий производит однообразие в обычаях, нравах, верованиях; одинаковость нравов, обычаев, верований исключает враждебные столкновения; одинаковые потребности указывают на одинаковые средства к их удовлетворению». Бедность и однообразие природных условий не обеспечивали прочной оседлости населения, вели к его высокой подвижности. Анализ данной концепции позволяет объяснить характерные особенности Поволжья: — многонациональность; — веротерпимость. Природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на характер народный. «Природа роскошная, с лихвою вознаграждающая и слабый труд человека, усыпляет его деятельность, как телесную, так и умственную. Пробужденный раз вспышкой страсти, он может показать чудеса, особенно в подвигах силы физической, но такое напряжение сил не бывает продолжительным. Природа, более скупая на свои дары, требующая постоянного и нелегкого труда со стороны человека, держит его всегда в возбужденном состоянии: его деятельность не порывиста, но постоянна; постоянно работает он умом, неуклонно стремится к своей цели; понятно, что народ с таким характером способен подчинить себе более слабые народы. С другой стороны, роскошная, щедрая природа, приятный климат развивают в народе чувство красоты, стремление к искусствам, поэзии, живописи. В народе, в котором развито чувство красоты, господствует стремление к увеселениям, — в таком народе женщина не может быть исключена из сообщества мужчин. Но среди природы, относительно небогатой, однообразной и потому невеселой, в климате, относительно суровом, среди народа,. постоянно занятого, практического, чувство изящного не может развиваться с успехом; при таких обстоятельствах характер народа является более суровым, склонным к более полезному, чем к приятному; стремление к искусствам, к украшению жизни слабее, а все это вместе, без других постоянных влияний, действует на исключение женщины из общества мужчин, что разумеется, в свою очередь приводит к еще большей суровости нравов»[2] .

§2.1 Народный календарь: праздники, обряды игры.

§3.1 Былины, песни и сказки народов Поволжья.

ГЛАВА II. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ПОВОЛЖЬЯ

§1.2 Воспитание в чувашских семьях.

§2.2 Обряды и традиции воспитания у татар.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы узнать любую культуру, мало изучать её внешние последствия, нужно взглянуть в саму сущность человеческого духа, рассмотреть её глубинные потребности и предельные закономерности. Всякая культура является плодом действия этих закономерностей и выражением этих потребностей. В то же время, любая культура влияет на жизнь человека, определяя в конечном итоге стратегию его поведения, преобразуя природу внутри и вне человека, формируя лицо цивилизаций.

Многообразие культурных ценностей охватывает всё многообразие возможных смыслов человеческой жизни. Не все культурные ценности живы сегодня — многие из них не располагают в наши дни последователями. Однако все смыслы живы и в любой момент могут сплотить вокруг себя немалое число людей. Именно это требует, чтобы внимание общества было обращено не только на второстепенные детали функционирования современных ценностей, но на условия обретения и утраты всех смыслов, которые когда-либо были открыты человечеством.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши. // Болгары и чуваши. Сб. статей. Чебоксары,1984,С.448.

2. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. Казань-Чебоксары,1928-1950.Т.1-17.

3. Димитриев В.Д. Чувашия в эпоху феодализма. Чебоксары, 1986,С.195.

4. Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары,1993,С.96.

5. Иванов В.П. и др. Этническая история и культура чувашей ПоволжьяиПриуралья.Чебоксары,1993,С.310.

6. Иванов В.П. Чувашская диаспора. (Этногеографический справочник).Чебоксары,1999,С.402.

7. Иванов В.П. Этническая карта Чувашии. Чебоксары, 1997, С.67.

8. Иванов В.П. Чувашский этнос. Проблемы истории и этногеографии.Чебоксары,1998,С.102.

9. Иванов Н.И., Сидорова Е.С. Н.И. Ашмарин собиратель и исследователь чувашского фольклора // Болгары и чуваши. Сб.статей.Чебоксары,1984,С.448.

10. Иванов-Ехвет А.И. К истории дореволюционных русско-чувашских культурных взаимосвязей. Чебоксары, 1987,С.158.

11. Карпухин И.Е. Взаимодействие русской и чувашской свадеб в Башкирии (по записям 1967-1975гг.) // Фольклор народов СССР.Уфа,1975.С.55-64.

12. Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. (Основные этапы этнической истории). Чебоксары, 1965,С. 133

13. Киреев А.Н. Фольклорные записи И.В. Салтыкова // Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала.Уфа,1974,Вып.1.С.253.

14. Комиссаров Г.И. Собирайте сведения о чувашах и других инородцах//Гурий Комиссаров краевед и просветитель / Сост.А.А.Кондратьев.Уфа,1999,С.3-24.

15. Кондратьев М.Г. Музыкальная культура: традиции и новации//Чуваши Приуралья: культурно-бытовые процессы. Чебоксары,1989,С.94.

[1] Ключевский В.О. Курс русской истории/В.О.Ключевский.-М.:Мысль, 1989г. – С.508

[2] Соловьев С.М. История России с древнейших времен/С.М.Соловьев.-М.:Мысль,1988г.-С.797

[3] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/С.И.Ожегов.-М.:Оникс,2008г.

[4] Калугин А. Повесть временных лет/А.Калугин.-М.:Наука,2007г.

История традиционной культуры народов Поволжья в документах Национального архива Республики Татарстан

Горохова Л., Шарафутдинов Д. Р.
История традиционной культуры народов Поволжья в документах Национального архива Республики Татарстан // Гасырлар авазы — Эхо веков. — 2006. — Вып. 1.

Шарафутдинов Д. Р.
стория традиционной культуры народов Поволжья в документах Национального архива Республики Татарстан // Вестник СамГУ. — 2005. — №1 (35) — С. 63—69.

При этом участники съезда обратили внимание не только на анализ численности язычников, но и на их религиозные верования. Подчеркивалась удивительная схожесть религиозных воззрений чуваш-язычников с религией финно-угорских племен, что дало основание миссионерскому съезду считать, что первоначально они были родственными. В самой же языческой религии чуваш, по мнению миссионера М. Г. Иванова, «господствовал чистейший дуализм, состоящий в поклонении Тору — богу добра и света и в поклонении шайтану — богу зла и мрака, пребывание которого в бездне, хаосе, и более сильному злому духу — Кереметь. Потом идут боги второстепенные, третьестепенные и т. д.».

Шарафутдинов Д. Р. История традиционной культуры народов Поволжья в документах Национального архива Республики Татарстан // Вестник Сам ГУ. — 2005. — №1 (35) — С. 64.

В Национальном архиве Республики Татарстан сохранился большой объем документов по истории традиционной культуры народов Поволжья, ведь здесь веками бок о бок живут представители разных народов, которые взаимообогощались, обмениваясь нравственными, культурными, экономическими ценностями. Различные аспекты этого взаимодействия нашли отражение в документах НА РТ. Они свидетельствуют о тесной связи, существующей между народами Поволжья.

Наличие такого богатого материала в фондах НА РТ имеет свое логическое объяснение. Прежде всего — территориальное. Многие современные районы Чувашской республики, Республики Марий Эл и другие входили ранее в состав Казанской губернии. Кроме того, Казань являлась центром нескольких округов: учебного, судебного, военного, путей сообщения, — куда входили и другие губернии.

Условно комплекс документов по истории народов Поволжья, отложившийся в НА РТ, можно подразделить следующим образом:

1. Фонды, отражающие экономическое развитие Поволжского региона, характеризующие состояние сельского хозяйства и промышленности в уездах, входивших ранее в Казанскую губернию. Прежде всего это документы Казанского губернского статистического комитета, Казанской губернской казенной палаты, Канцелярии казанского губернатора, Казанской губернской и уездных переписных комиссий, Казанской губернских управ: земской, чертежной, врачебной.

2. Фонды, содержащие сведения об истории народного образования в Поволжье. В первую очередь это фонды Казанского учебного округа, директора народных училищ Казанской губернии, Казанской учительской семинарии и Казанского университета. В них отложились документы и о деятельности выдающихся просветителей, этнографов поволжских народов, в том числе И. Я. Яковлева, Н. В. Никольского и др.

3. Фонды, отражающие культуру, быт, обычаи, национальные праздники, свадебные, похоронные обряды народов Поволжья: татар, мари, мордвы, чуваш, удмуртов. Спектр этих фондов чрезвычайно широк. Это документы Казанского губернского статистического комитета, Казанской духовной академии, а также фонды личного происхождения. Так, в фонде профессора Казанской духовной академии ориенталиста М. А. Машанова имеется рукопись XIX в., содержащая этнографические сведения о черемисах, в том числе о народном празднике «Ага-Парем» 1 .

Читайте также  Смерть пушкина потрясла всю мыслящую россию

Важным источником по изучению истории традиционной культуры народов Поволжья являются документы миссионерского съезда, открывшегося в Казани 13 июня 1910 г. Особый интерес представляют материалы, обобщенные отделом по вопросам о язычестве. Докладчики предприняли попытку собрать статистические данные о количестве язычников. Один из докладчиков — миссионер Казанской епархии М. Г. Иванов привел следующие цифры: язычников значилось 7 233, черемис — 3 738, вотяков — 2 954, а всего — 13 965 человек. По другим данным язычников насчитывалось 14 655 человек. Наибольшее же количество язычников числилось в Пермской епархии — около 18 000 человек 2 . При этом участники съезда обратили внимание не только на анализ численности язычников, но и на их религиозные верования. Подчеркивалась удивительная схожесть религиозных воззрений чуваш-язычников с религией финно-угорских племен, что дало основание миссионерскому съезду считать, что первоначально они были родственными. В самой же языческой религии чуваш, по мнению миссионера М. Г. Иванова, «господствовал чистейший дуализм, состоящий в поклонении Тору — богу добра и света и в поклонении шайтану — богу зла и мрака, пребывание которого в бездне, хаосе, и более сильному злому духу — Кереметь. Потом идут боги второстепенные, третьестепенные и т. д.» 3 .

Миссионеры были вынуждены приспосабливаться к традиционным верованиям инородцев, постепенно вытесняя их обряды христианскими. «Нам и приходится, — признавал один из миссионеров, — в силу необходимости, приспосабливаться в своих действиях к их племенному характеру и, как бы щадя традиционный их (инородцев) склад быта, постепенно, шаг за шагом, при христианском воздействии на них, облекать своеобразные их обряды и обычаи в чисто христианскую форму» 4 . Подобная методика приносила свои плоды. Из исторических записок о чувашах Поволжья известно, как их языческие обычаи и обряды под влиянием на них христианства отошли в область преданий. Так, вместо ворожбы над больными чуваши стали просить молитвы у пастыря церкви, языческие тризны и поминки (по-чувашски «юба») были заменены панихидами по умершим и т. д.

Другое, не менее важное, направление деятельности съезда было связано с мусульманством. Наиболее авторитетными из участников съезда являлись Н. П. Остроумов — ученик Н. И. Ильминского, возглавлявший миссию в Туркестане, и профессор Казанской духовной академии М. А. Машанов. В его докладе «Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим инородцам» уделялось внимание изучению взаимовлияний, взаимопроникновению верований и обычаев различных народов, живущих в непосредственной близости друг от друга. Так, отмечались нередкие случаи заимствований черемисами бытовой обстановки и костюма у татар, предрасположенность их к восприятию языка, верований и обычаев татар. На языке восточных черемис, по мнению профессора М. А. Машанова, могущественным образом сказалось влияние татарского языка; принятие новых звуков для новых понятий, усвоение фонетических и грамматических особенностей сближает черемисский язык с татарским до значительного сходства обоих языков, несмотря на их различие по корню 5 . При этом усвоение черемисами татарского языка способствовало быстрому распространению среди них устных произведений татар — песен, сказок, легенд, стихов и пр. М. А. Машанов обратил внимание и на определенное межконфессиональное сближение народов, населявших Казанскую губернию. Так, например, празднование некоторых христианских праздников мусульманами имело под собой не чисто религиозное, а, скорее, бытовое обоснование. Для подтверждения этой мысли ученый приводит ряд примеров: «В Свияжском уезде жители деревни Утяк празднуют день Тихвинской Божией Матери. В селе Индырчах мусульмане празднуют Петровки. Деревень 20-30 Тетюшского уезда празднуют Покров. В Елабужском уезде в д. Биктау в рождественские праздники мусульмане ходят друг к другу в гости, пользуясь взаимным угощением» 6 . Объяснение подобного совместного празднования заключалось в том, что в эти престольные праздники в указанных местностях были ярмарки, на которые собирались все — и православные, и мусульмане.

Итоговые постановления отдела по мусульманству, в числе прочего, предусматривали издание журнала для ознакомления со всеми событиями в мусульманском мире. Наряду с этим, для осуществления миссионерской деятельности в Туркестанском крае было внесено предложение об открытии в г. Верном Туркестанской духовной семинарии 7 .

Материалы миссионерского съезда в Казани в 1910 г. и сегодня они не потеряли своего значения. Национальное возрождение, поиск национальной идеи — все это невозможно представить без осмысления опыта прошлого.

Задачи всестороннего изучения культуры, этнографии народов Поволжья ставили перед собой и национально-культурные общества, действовавшие в Татарской республике в 1920-е гг.: «Боляк» по изучению удмуртской культуры и Казанское отделение учрежденного в г. Москве «Общества изучения чувашской культуры». Документы об их деятельности также хранятся в НА РТ. Согласно отчету казанского отделения общества «Боляк» по изучению удмуртской (вотяцкой) культуры, за 1925-1926 гг. число членов общества составляло 96 человек, систематически на заседаниях общества заслушивались доклады и лекции по широкому спектру вопросов: об истории вотяков, истории просвещения, вотском фольклоре и этнографии, ставились перспективные задачи культурно-просветительской работы среди вотяков 8 . Одной из ключевых задач общества было собирание этнографического материала.

4. Фонды, содержащие сведения по политической истории региона: о революционном движении народов Поволжья, о гражданской войне, строительстве уездов, которые до 1920 г. относились к Казанской губернии. Эти документы отложились в фондах Канцелярии казанского губернатора, Казанского губернского жандармского управления, Казанской судебной палаты, Казанского губисполкома, Казанского губернского Совета крестьянских депутатов, ТатЦИКа.

Вот только несколько примеров, раскрывающих связь наших народов на этапе становления Советской власти. На заседании общего собрания Казанского Совета рабочих и крестьянских депутатов 29 апреля 1918 г. языки народов Поволжья были объявлены официальными на территории Казанской губернии. Протокол этого заседания хранится в НА РТ 9 . На заседании Казанского губернского и городского исполкомов 3 сентября 1919 г. было решено ввести в коллегию губернского отдела народного образования представителей от национальностей — по одному из татар, чуваш, мари и других национальностей 10 .

С образованием 27 мая 1920 г. ТАССР начался длительный процесс административного размежевания селений бывшей Казанской губернии, сопровождавшийся активным движением населения на местах в виде сходов и ходатайств перед местными и центральными органами власти о присоединении, или, наоборот, невхождении в то или иное новое административное образование, о чем свидетельствуют документы ТатЦИКа.

5. Фонды, содержащие документы о духовной жизни народов региона. Только в последние годы эти документы в связи с отказом общества от тоталитарной идеологии, а также процессами возрождения духовности стали наиболее востребованы.

Казань была центром религиозно-духовной жизни Поволжья. Учрежденная в 1720 г. Казанская духовная консистория осуществляла управление и суд в епархии. Казанская духовная академия, открывшаяся в 1797 г., осуществляла руководство миссионерской деятельностью в пределах духовно-учебного округа, в который входили Казанская, Вятская, Астраханская, Симбирская, Нижегородская, Пермская, Пензенская, Оренбургская, Томская, Иркутская губернии, а также Якутия и Камчатка.

В фонде Казанской духовной консистории хранятся метрические книги и клировые ведомости церквей и монастырей ряда населенных пунктов Цивильского, Ядринского, Чебоксарского уездов Казанской губернии; в фонде Казанской духовной академии — описание монастырей Козмодемьянского и Царевококшайского уездов: Царевококшайской Мироносицкой пустыни, Козмодемьянского Спасо-Юнгинского монастыря, историческое описание Михаило-Архангельского черемисского мужского монастыря, а также евангелие и проповедь на черемисском языке.

В НА РТ отложился целый комплекс документов на языках народов Поволжья. Среди них особо выделяются азбуки, буквари, словари как важные источники изучения родного языка, сохранения национальной и культурной самобытности. «Народ получает в языке не только самое лучшее средство взаимного общения отдельных лиц между собою, но и весь, нажитой сообща, запас опыта и мысли, этой, как говорят, бесценной монеты со штемпелем народной индивидуальности», — писал востоковед, историк-краевед Н. П. Остроумов 11 .

Азбуки, буквари и словари сохранились в личных фондах профессоров Казанской духовной академии М. А. Машанова, П. В. Знаменского; профессоров Казанского университета Н. И. Ильминского, Н. Ф. Катанова, татарского ученого-просветителя К. Насыри, в фонде Казанской духовной академии. Всего сохранилось около 30 азбук и словарей.

Фонды научно-справочной библиотеки архива содержат: буквари для обучения грамоте мордовских детей, отпечатанные в Казани в 1884 г. и 1892 г.; арабские азбуки 1905 и 1914 гг. издания (составитель — языковед Ахметхади Максуди); арабская азбука 1911 г. издания (составитель — историк, археограф, педагог и общественный деятель Гайнетдин Ахмаров) и многое другое.

Документы НА РТ по истории культуры, просвещения, образования, социально-экономического развития народов Поволжья представляют большой интерес для исследователей. Наглядным свидетельством тому является ежегодное увеличение числа пользователей в читальных залах архива, среди которых ученые не только Республики Татарстан и Поволжья, но и иностранные пользователи.

Обычаи и традиции народов поволжья: отличительные черты местых жителей

Национальная культура олицетворяет память народа, выступая тем, что позволяет идентифицировать этот народ среди прочих, позволяет человеку сохранить индивидуальность, почувствовать связь эпох и поколений, обрести духовную поддержку и жизненную опору. И если рассматривать календарь, а также жизнь людей, то обычаи и традиции народов поволжья демонстрируют тесную связь с ними.

Русские

Среди всех народов, обитавших на территории Поволжья, наибольшая доля приходится на русских. Русские женщины носили наряд, который состоял из холстовой рубашки, именуемой «рукавами», и сарафаном. Для бедных семей привычным костюмом служили сарафаны, для изготовления которых применяли крашеный холст. На торжества надевали сарафаны, сшитые на основе китайки. Возможности богатых семей позволяли им носить сарафаны, для создания которых использовали шелк, плис и бархат.

Несмотря на то, что среди руских основной верой было христианство, обычаи и традиции народов поволжья имели языческие корни. С завидным постоянством они праздновали такие торжества, как святки, масленица, семик-Троица.

Татары

Татары относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Если рассматривать этнический состав этих жителей Поволжья, то в этом плане они отличаются разнообразием. Среди них выделяют древние тюркские, булгарские, кипчакские и прочие тюркоязычные племена, а помимо этого отдельные финно-угорские и славянские.

Пусть татары непохожи друг на друга диалектом и в территориальном отношении, все же они представляют собой единую нацию, которой присущ общий литературный язык, культура, включающая в себя фольклор, музыку, религию, традиции народов поволжья.

Население Ульяновска представлено по большей части татарами, исповедующими ислам. И сегодня жители города не отклоняются от традиций ислама, предпринимая попытки по его развитию. Данные шаги затрагивают различные стороны жизни, в том числе воспитание детей, почтение к старшим, участие в красочных национальных праздниках. В то же время в основе их мировоззрения немаловажная роль отводится почтительному отношению к иным религиям и культурам.

Чуваши

Чуваши входят в состав тюркской группы алтайской языковой семьи. В основе названия данного народа лежит булгарское племя сувар, суваз. Именно булгары и сувазы, а вместе с ними и финно-угорские племена марийцев и способствовали возникновению чувашского этноса.

Читайте также  Государственный строй древнерусского государства. территориальное устройство киевской руси.

Долгое время чуваши Ульяновского Поволжья оставались язычниками, однако все изменилось, когда они присоединились к Русскому государству. Их языческая вера предусматривала систему, где присутствовало большое количество богов, во главе которых стоял Тор. Среди богов были и добрые, и злые. И определенному роду занятий людей соответствовал тот или иной бог, демонстрировавший свое покровительство. В существовавшем религиозном культе прослеживалась тесная связь с циклом земледельческих работ, относившая к культу предков.

В 18-19 вв. многие представители чувашского народа приняли христианство. Это привело к утрате языческой веры в чистом виде. Однако по-прежнему присутствовало двоеверие. Когда наступала пора для таких важных событий, как крестины и венчание, то их проводили в церкви. При этом среди данного народа встречались наряду с языческими древними и христианские имена.

Мордва

Под мордовскими племенами подразумевались коренные жители, местом обитания которых выступало междуречье Оки, Суры и Средней Волги. Данная народность включает в себя 2 главные группы:

  • Эрзя;
  • Мокша.

Первая обитала на левобережье р. Суры. Что касается второй, то ее местом проживания служил бассейн р. Мокши. В Ульяновской области основную часть жителей составляют мордва-эрзя.

Обычно женщины данного народа носили рубаху из белого холста, которая имела яркую вышивку, где в основном использовались красные, черные, синие тона, имевшие вкрапления желтого и зеленого. Свои отличия имели праздничные традиционные костюмы народов поволжья, марийский, как мордвинский наряд, играли роль важного атрибута.

Эрзянки имели в наличии и обрядовую рубаху, которую очень часто украшала вышивка. Девушки облачались в нее в двух случаях: когда достигали совершеннолетия и выходили замуж.

В народных праздниках мордвы прослеживалась связь с земледельческим календарём. Очень много народу собиралось летом, когда отмечали праздник вельозкс, который проводили в честь покровительницы села (Вель-ава). В современный период также продолжают чтить данную традицию: часто в деревнях проводят праздник отдаленного или малого села, а кое-где — праздник традиционной мордовской кухни.

Встреча любого подобного праздника неизменно предусматривала целенаправленное моление, которое дополняло исполнение определенного комплекса магических обрядов. Причем наряду с общественными проводили и семейные моленья. В данном случае уже внимание уделялось интересам конкретной семьи.

Исследовательский проект » Культура и традиции народов Поволжья»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41» Ленинского района г. Саратова.

Секция: «Начальные классы.»

Тема: «Культура и традиции народов Поволжья.»

учащиеся 3 «Г» класса МОУ «СОШ № 41» г. Саратова:

Харина Виктория, Богомолов Сергей, Дрынкин Андрей.

Классный руководитель : Григорьева Елена Александровна.

Россия… Родина… Отечество – эти слова мы впервые слышали в детстве. И на протяжении всей нашей жизни, они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это великая страна с великой историей. Но Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где всё ему кажется особенным и родным.

Для нас Родина – это наш богатый Саратовский край, наш любимый город Саратов.

Находясь на перекрёстках сухопутных и водных путей, наш край издревле был многонациональным. И сейчас на его территории проживают представители разных национальностей.

И если спросить: «Какой же народ является коренным в Саратовской области?» «Мы получим ответ: «Коренного населения на нашей территории нет». Все мы, живущие в саратовской области, являемся потомками переселенцев разного времени. Но все мы живём в одном краю, любим свою землю, а значит нам нечего делить.

Все народы стремятся жить в дружбе и согласии. Ведь ничто не сближает нас так, как простое и естественное желание людей быть рядом друг с другом. Наши национальные культуры богаты и разнообразны.

Основная часть.

Цели исследования: (1 слайд)

— Воспитывать у детей любовь к малой Родине.

— Расширить знания о культуре и традициях народов Поволжья.

— Создать общее праздничное настроение, способствовать развитию эмоциональной восприимчивости.

Содержание исследования: (2 слайд)

— Беседа о народностях, проживающих в Поволжье.

— Просмотр иллюстраций, картин костюмов народов Поволжья.

— Проведение занятия «Музыка народов Поволжья».

— Посещение саратовского Этнографического музея.

Что такое Поволжье? (3 слайд)

Пово́лжье — в широком смысле — вся территория, прилегающая к течению Волги. В узком смысле — территория, прилегающая к среднему и нижнему течению Волги и экономически тяготеющая к ней.

Взаимодействие культур. ( 4 слайд)

В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, украинцы, казахи .

Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, обогащая друг друга.

( слайд 5- 9 ) Посетив саратовский Этнографический музей, мы узнали много интересного о народах Поволжья, их культуре и традициях. Нам рассказали о национальной одежде, быте этих народов.

У нас особенный класс, многонациональный. В нашем классе есть представители как коренных народов, проживающих в Поволжье, так и пришлых. И сейчас мы расскажем об этом .

Украинцы . ( слайд 10)

1.5 Украинцы на Волге

Интересна особенность появления в наших местах украинцев. Эльто́н — солёное бессточное озеро в Палласовском районе Волгоградской области. Для перевозки соли от озера Эльтон до Саратова, пригласили украинцев.

В результате через несколько лет возникли десятки украинских слобод и хуторов.

Жилые постройки переселенцы строили, как и у себя на родине, но они были похожи на русские. Это был открытый двор с хатой, обращенной двумя-тремя окнами на улицу. Хаты строили в основном из дерева, стены обмазывали внутри глиной и белили, полы делали земляными, глинобитными.

По данным переписи население Саратовского края к 1913г. составляло 3.290.710 жителей.

Традиционный украинский национальный костюм – это яркие, красивые вышивки, цветы и ленты.

В нашем классе есть два представителя украинского народа: Миронова Вика и Максименко Витя. (слайд 11)

Татары (слайд 12-13)

1.3 Татары на Волге

В 1224 году пришли на Волгу татары. Землю обрабатывать татары не любили, а занимались скотоводством. Как народ кочевой, татары деревянных и каменных домов вначале не строили, а жили в так называемых кибитках. Вскоре после покорения России, татары стали строить на Волге новые города. Татары очень гостеприимны, грамотны, живут очень опрятно, трудолюбивы.

Народные праздники

Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу.

Традиционные соревнования сабантуя:

— Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».

— Поход за призом по качающемуся бревну.

Традиционная сладость татар – печенье «Чак — чак», которым мы хотим вас угостить.

В нашем классе есть представитель татарской национальности: Ахмадова Хеда.

Марийцы (слайд 14)

Марийский народ талантлив, изобретателен, славился своими мастерами-умельцами. Мальчиков c ранних лет обучали ремесленному делу – умению плести лапти, помогать отцу во всех хозяйских делах. Одним из самых любимых занятий женщин и девушек было вышивание. У марийского народа, как и y других народов много национальных блюд:

Команмелна – многослойные блины, подкоголи – пельмени, туара – сырники.

Мордва .( слайд 15)

1.1 Мордва на Волге

Больше тысячи лет тому назад нашу Саратовскую губернию населял народ мордовского племени. Они занимались хлебопашеством, пчеловодством, охотой. Жили в селах, в деревянных домах. Представители этой национальности были стройны, красивы, сильны и храбры.

Лапти КАРТЬ. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные: Их плели из 5,7,10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести очень много, так как они служили всего 2 недели.

Азербайджан (слайд 16-17)

Устойчивее всего национальные традиции сохраняются в пище. Излюбленными хлебными изделиями до сих пор остаются чурек и лаваш, выпекаемые из пресного пшеничного теста.

Широко была распространена в Азербайджане резьба по камню и дереву, украшавшая детали жилых домов. Для окон, например, делали специальные изящные решетки — шебеке. Их вырезали из одной доски или собирали без помощи гвоздей и клея из заранее подготовленных тонких деревянных пластинок.

В нашем классе представителем азербайджанского народа являются Гусейнов Исмаил, Валиева Сабина.

Культура Армении ( слайд 18-19)

Испокон веков армянский народ ткал ковры, плёл кружева, изготавливал посуду из глины .

Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая мелодика и богатое звучание. Эта самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего Средневековья — прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные — тавих, кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные — барабан.

Шагинян Армен – представитель армянского народа.

Киргизы .( слайд 20-21)

Самым традиционным обычаем у кыргызов – как и у всех народов — является гостеприимство. Издревле, каждый, чей путь проходил через кыргызский аул, не покидал его, не разделив с хозяевами стол и кров. Поскольку кыргызы на протяжении многих десятилетий вели кочевой образ жизни, своеобразный вид хлеба – «комоч-нан», для приготовления которого требуется только две сковороды, — и в настоящее время пользуется заслуженным вниманием за простоту приготовления и отменный вкус.

Кенжебеков Абдиазиз – представитель кыргызского народа.

Немцы поволжья ( слайд 22-23)

1.4 Немцы Поволжья

Как отметили раннее, в XVIII веке по приглашению Екатерины II произошло переселение немецких крестьян на свободные земли Поволжья и Украины

В 1935-1936 гг. более десяти тысяч немцев было выселено из приграничной зоны на Украине в Казахстан.

Традиционные немецкие блюда:

МЯСО, ЗАПЕЧЕННОЕ В КАПУСТЕ

ТВОРОЖНЫЙ ПИРОГ СО СЛИВАМИ

В нашем классе Ободинская Кристина – представитель немецкой национальности.

И конечно , большинство представителей русской национальности .( слайд 24-25)

Саратовский край хранит историю быта русского народа, составляющего большую часть его населения прежде и теперь. Жилища в старину ставили из лесных срубов. Дома были небольшие, крытые соломой, в них ставили печи. Все жилые строения назывались избой. Занимались рыбной ловлей и торговлей.

Русские крестьяне Саратовского Поволжья в первой половине XIX века шили одежду из холстов и сукон собственного изготовления. Используя одинаковые природные материалы для изготовления одежды и обуви, русское население Саратовской губернии перенимало от живущих по соседству с ними татар, мордвы и чуваш то, что было удобно и имело практический смысл. Одежда и обувь были простыми, удобными, практичными.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни.

Традиции и обычаи русского народа всегда свято хранились и передавались из поколения в поколение.

Погрузившись в истоки культуры народов Саратовского Поволжья, мы проникаемся неподдельным интересом к исконным традициям представителей других национальностей, ощущаем необходимость взаимоуважения и веротерпимости в отношениях между соседями.

Читайте также  Человек на войне

Россия – страна многонациональная, а потому вопросы мирного сосуществования людей, придерживающихся разных культурных традиций, принадлежащих к различным конфессиям, всегда были и будут для нее актуальными. Главное, что мы должны усвоить: наша сила – в единстве.

Народы- как одна семья

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Список используемой литературы:

1. Земля саратовская (книга для внеклассного чтения). Саратов. Приволжское книжное изд-во, 1975 — 111с.

2. История Саратовского края: Учебное пособие для 7-9кл. – Саратов: Регион. Приволжское изд-во «Детская книга», 1996-408с. .

3. Курбанов Л.Ф., Полубояринов Е.В. Саратовский край. Учебное пособие по истории родного края для уч-ся 7-8 кл. Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1976 – 103с.

Исследовательский проект на тему : «Культура и традиции народов Поволжья»
проект (3 класс) на тему

Исследование культуры и традиций народов Поволжья. Посещение Саратовского Этнографического музея.

Скачать:

Вложение Размер
na_rayon_npk.docx 26.75 КБ
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 41» Ленинского района г. Саратова.

Секция: «Начальные классы.»

Тема: «Культура и традиции народов Поволжья.»

учащиеся 3 «Г» класса МОУ «СОШ № 41» г. Саратова:

Харина Виктория, Богомолов Сергей, Дрынкин Андрей.

Классный руководитель : Григорьева Елена Александровна.

Россия… Родина… Отечество – эти слова мы впервые слышали в детстве. И на протяжении всей нашей жизни, они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это великая страна с великой историей. Но Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где всё ему кажется особенным и родным.

Для нас Родина – это наш богатый Саратовский край, наш любимый город Саратов.

Находясь на перекрёстках сухопутных и водных путей, наш край издревле был многонациональным. И сейчас на его территории проживают представители разных национальностей.

И если спросить: «Какой же народ является коренным в Саратовской области?» «Мы получим ответ: «Коренного населения на нашей территории нет». Все мы, живущие в саратовской области, являемся потомками переселенцев разного времени. Но все мы живём в одном краю, любим свою землю, а значит нам нечего делить.

Все народы стремятся жить в дружбе и согласии. Ведь ничто не сближает нас так, как простое и естественное желание людей быть рядом друг с другом. Наши национальные культуры богаты и разнообразны.

Цели исследования: (1 слайд)

— Воспитывать у детей любовь к малой Родине.

— Расширить знания о культуре и традициях народов Поволжья.

— Создать общее праздничное настроение, способствовать развитию эмоциональной восприимчивости.

Содержание исследования: (2 слайд)

— Беседа о народностях, проживающих в Поволжье.

— Просмотр иллюстраций, картин костюмов народов Поволжья.

— Проведение занятия «Музыка народов Поволжья».

— Посещение саратовского Этнографического музея.

Что такое Поволжье? (3 слайд)

Пово́лжье — в широком смысле — вся территория, прилегающая к течению Волги. В узком смысле — территория, прилегающая к среднему и нижнему течению Волги и экономически тяготеющая к ней.

Взаимодействие культур. ( 4 слайд)

В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, украинцы, казахи .

Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, обогащая друг друга.

( слайд 5- 9 ) Посетив саратовский Этнографический музей, мы узнали много интересного о народах Поволжья, их культуре и традициях. Нам рассказали о национальной одежде, быте этих народов.

У нас особенный класс, многонациональный. В нашем классе есть представители как коренных народов, проживающих в Поволжье, так и пришлых. И сейчас мы расскажем об этом .

Украинцы . ( слайд 10)

1.5 Украинцы на Волге

Интересна особенность появления в наших местах украинцев. Эльто́н — солёное бессточное озеро в Палласовском районе Волгоградской области. Для перевозки соли от озера Эльтон до Саратова, пригласили украинцев.

В результате через несколько лет возникли десятки украинских слобод и хуторов.

Жилые постройки переселенцы строили, как и у себя на родине, но они были похожи на русские. Это был открытый двор с хатой, обращенной двумя-тремя окнами на улицу. Хаты строили в основном из дерева, стены обмазывали внутри глиной и белили, полы делали земляными, глинобитными.

По данным переписи население Саратовского края к 1913г. составляло 3.290.710 жителей.

Традиционный украинский национальный костюм – это яркие, красивые вышивки, цветы и ленты.

В нашем классе есть два представителя украинского народа: Миронова Вика и Максименко Витя. (слайд 11)

Татары (слайд 12-13)

1.3 Татары на Волге

В 1224 году пришли на Волгу татары. Землю обрабатывать татары не любили, а занимались скотоводством. Как народ кочевой, татары деревянных и каменных домов вначале не строили, а жили в так называемых кибитках. Вскоре после покорения России, татары стали строить на Волге новые города. Татары очень гостеприимны, грамотны, живут очень опрятно, трудолюбивы.

Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу.

Традиционные соревнования сабантуя:

— Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».

— Поход за призом по качающемуся бревну.

Традиционная сладость татар – печенье «Чак — чак», которым мы хотим вас угостить.

В нашем классе есть представитель татарской национальности: Ахмадова Хеда.

Марийцы (слайд 14)

Марийский народ талантлив, изобретателен, славился своими мастерами-умельцами. Мальчиков c ранних лет обучали ремесленному делу – умению плести лапти, помогать отцу во всех хозяйских делах. Одним из самых любимых занятий женщин и девушек было вышивание. У марийского народа, как и y других народов много национальных блюд:

Команмелна – многослойные блины, подкоголи – пельмени, туара – сырники.

Мордва .( слайд 15)

1.1 Мордва на Волге

Больше тысячи лет тому назад нашу Саратовскую губернию населял народ мордовского племени. Они занимались хлебопашеством, пчеловодством, охотой. Жили в селах, в деревянных домах. Представители этой национальности были стройны, красивы, сильны и храбры.

Лапти КАРТЬ. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные: Их плели из 5,7,10 лычек. Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести очень много, так как они служили всего 2 недели.

Азербайджан (слайд 16-17)

Устойчивее всего национальные традиции сохраняются в пище. Излюбленными хлебными изделиями до сих пор остаются чурек и лаваш, выпекаемые из пресного пшеничного теста.

Широко была распространена в Азербайджане резьба по камню и дереву, украшавшая детали жилых домов. Для окон, например, делали специальные изящные решетки — шебеке. Их вырезали из одной доски или собирали без помощи гвоздей и клея из заранее подготовленных тонких деревянных пластинок.

В нашем классе представителем азербайджанского народа являются Гусейнов Исмаил, Валиева Сабина.

Культура Армении ( слайд 18-19)

Испокон веков армянский народ ткал ковры, плёл кружева, изготавливал посуду из глины .

Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая мелодика и богатое звучание. Эта самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего Средневековья — прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные — тавих, кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные — барабан.

Шагинян Армен – представитель армянского народа.

Киргизы .( слайд 20-21)

Самым традиционным обычаем у кыргызов – как и у всех народов — является гостеприимство. Издревле, каждый, чей путь проходил через кыргызский аул, не покидал его, не разделив с хозяевами стол и кров. Поскольку кыргызы на протяжении многих десятилетий вели кочевой образ жизни, своеобразный вид хлеба – «комоч-нан», для приготовления которого требуется только две сковороды, — и в настоящее время пользуется заслуженным вниманием за простоту приготовления и отменный вкус.

Кенжебеков Абдиазиз – представитель кыргызского народа.

Немцы поволжья ( слайд 22-23)

1.4 Немцы Поволжья

Как отметили раннее, в XVIII веке по приглашению Екатерины II произошло переселение немецких крестьян на свободные земли Поволжья и Украины

В 1935-1936 гг. более десяти тысяч немцев было выселено из приграничной зоны на Украине в Казахстан.

Традиционные немецкие блюда:

МЯСО, ЗАПЕЧЕННОЕ В КАПУСТЕ

ТВОРОЖНЫЙ ПИРОГ СО СЛИВАМИ

В нашем классе Ободинская Кристина – представитель немецкой национальности.

И конечно , большинство представителей русской национальности .( слайд 24-25)

Саратовский край хранит историю быта русского народа, составляющего большую часть его населения прежде и теперь. Жилища в старину ставили из лесных срубов. Дома были небольшие, крытые соломой, в них ставили печи. Все жилые строения назывались избой. Занимались рыбной ловлей и торговлей.

Русские крестьяне Саратовского Поволжья в первой половине XIX века шили одежду из холстов и сукон собственного изготовления. Используя одинаковые природные материалы для изготовления одежды и обуви, русское население Саратовской губернии перенимало от живущих по соседству с ними татар, мордвы и чуваш то, что было удобно и имело практический смысл. Одежда и обувь были простыми, удобными, практичными.

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни.

Традиции и обычаи русского народа всегда свято хранились и передавались из поколения в поколение.

Погрузившись в истоки культуры народов Саратовского Поволжья, мы проникаемся неподдельным интересом к исконным традициям представителей других национальностей, ощущаем необходимость взаимоуважения и веротерпимости в отношениях между соседями.

Россия – страна многонациональная, а потому вопросы мирного сосуществования людей, придерживающихся разных культурных традиций, принадлежащих к различным конфессиям, всегда были и будут для нее актуальными. Главное, что мы должны усвоить: наша сила – в единстве.

Народы- как одна семья

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной.

Список используемой литературы:

1. Земля саратовская (книга для внеклассного чтения). Саратов. Приволжское книжное изд-во, 1975 — 111с.

2. История Саратовского края: Учебное пособие для 7-9кл. – Саратов: Регион. Приволжское изд-во «Детская книга», 1996-408с. .

3. Курбанов Л.Ф., Полубояринов Е.В. Саратовский край. Учебное пособие по истории родного края для уч-ся 7-8 кл. Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1976 – 103с.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: