Русская философская мысль

Своеобразие русской философской мысли и ее периодизация.

Русская философия— феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философииявляются:

— сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

— специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

— целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

— большая роль проблем морали и нравственности;

— широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Основы предмета русской философиисоставляли:

— космизм (восприятие космоса как единого целостного орга­низма);

— проблемы морали и нравственности;

— проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);

— проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии);

— проблема идеального общества;

Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси (9-13вв.);

— философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России) – 13-17вв.;

— русская и советская философия 20 в.

3. Особенности развития философской мысли в России 19в: П.Я. Чаадаев, социально-философские идеи западничества и славянофильства.

Говорить о рождении философии в России более или менее определённо можно, начиная с XIX века, хотя перед этим шёл бурный процесс предпосылок такого зарождения – появление русских мыслителей, занимаю­щихся ис­следованиями вопросов, связанных с человеком и его ролью в окружающем мире (например, Ломоносов, Радищев и др.).

Первые философские идеи (в той форме, в которой они выражались в Западной Европе) были изложены П.Я. Чаадаевым (1794-1856) в произведении «Проблема специфики и особенностей российского пути развития». Его взгляды были в основном идеалистичны и носили религиозно-мистический характер. Он делил мир на физический (природный) и духовный (человеческий). Для первого характерны определенные Творцом (Богом) протяженность вещей и их «вержение» (вращение) относительно друг друга.Второй жехарактеризуетсямышлением, волей, нравственными законами, также данными людям Богом.

В общем, говоря о русской философии 19 в., можно выделить два основных направлениях – славянофилы и западники.

Основная идея славянофилов, к которым относились И.В. Киреевский (1806-1856), А.С. Хомяков (1804-1860) и др. – тотальность, т.е. подчинение личности обществу. Она опирается на:

1) обоснование необходимости для России особого (славянского) пути развития, где стержнем для объедине­ния нации выступает православие (т.н. вселенский со­бор);

2) идеализирование общинного уклада жизни российской деревни;

3) возвеличивание покорности народа по отношению к власти.

Основная идея западников – философия индивидуальности, которая основывается на следующем:

1) ориен­тация развития России на западный тип цивилизации;

2) критика православия и отрицание религиозности как характерной черты российского человека;

3) способствование проникновению и распространению идей западноевропей­ской философии в Россию (так, например, именно благодаря Герцену россияне познакомились с философией Ге­геля).

Рассматривая это направление, следует выделить две тенденции развития взглядов:

а) позиции материали­зма, атеизма, революционной демократии – В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877) и др.;

б) по­зиция идеализма, буржуазного либерализма – К.Д. Кавелин (1818-1885), В.П. Боткин (1811-1869) и др.

8.4. Русская философия о судьбе России

Одним из важнейших вопросов, поставленных русской философией, стал вопрос о судьбе России. В своей заостренной форме он был сформулирован в трудах славянофилов и западников. Остановимся подробнее на их взглядах.

Славянофилы – представители русской философской мысли, ориентирующиеся на все славянское, ратующие за развитие России на основе национальной, самобытной культуры. Сам термин «славянофильство, – замечает А.Ф. Замалеев, – достаточно условен и выражает лишь их общественно-политические позиции. Славянофильство было прежде всего «любомудрием», которое сами представители данного направления характеризовали по-разному: то как «славяно-христианское», то как «православно-русское», то просто как «русское воззрение». Во всяком случае, их объединяла ориентация на учение православной церкви, на верования и идеалы русского народа» [154] .

Видными представителями славянофильства были А.С. Хомяков (1804–1860), братья Киреевские, Иван (1806–1856) и Петр (1808–1856), братья Аксаковы, Константин (1817–1860) и Иван (1823–1886).

Истоки славянофильства следует искать прежде всего в национальном подъеме 1812 года. Подвиг народа в Отечественной войне стал подвигом всей земли русской. Естественная гордость пробудилась в душе россиян. Русский народ стал восприниматься как спаситель, носитель высшей правды. Отсюда понятен интерес к вопросу о том, что есть народ русский?

Отвечая на данный вопрос, славянофилы приходили к следующим выводам. Русский народ – смиренный, миролюбивый, невоинственный. Он привык жить сообща. Поэтому ему не свойственен индивидуализм, а присущ коллективизм. Кроме того, русские уповают на веру и ищут в ней источник своих сил и своего существования.

Славянофилы верили в особый тип русской культуры, возникающий на основе православия, в историческое предназначение России, которой уготован свой жизненный путь.

Западники отрицали особый путь России и выступали за то, чтобы страна шла западным путем. Видными представителями западничества были Т.Н. Грановский (1813–1855), А.И. Герцен (1812–1870), Н.Г. Чернышевский (1828–1889). Многие идеи западничества были сформулированы в трудах П.Я. Чаадаева (1794–1856).

В своих «Философических письмах» П.Я. Чаадаев, касаясь проблем развития России, писал: «Мы. замкнулись в нашем религиозном обособлении, и ничего из происходившего в Европе не достигало до нас. Весь мир перестраивался заново, а у нас ничего не созидалось; мы по-прежнему прозябали, забившись в свои лачуги» [156] . Что же изменилось на Западе? Какие ценности он открыл для себя и сделал их основополагающими? Отвечая на данные вопросы, П.Я. Чаадаев подчеркивал: «Это – идеи долга, справедливости, права, порядка» [157] . Данные идеи стали тем новым положительным началом, которое приобрел Запад. И Россия, по мнению мыслителя, не должна оставаться в стороне от этого процесса.

Высказанные идеи стали основополагающими для западников. При этом следует отметить, что «западничество» есть чисто русское явление. Для русского человека Запад был своеобразным идеалом, мечтой. В западничестве и была попытка реализации данной мечты.

Спор о судьбе России, начатый в XIX веке, получил свое продолжение и развитие в XX столетии. Большое внимание разработке данной проблемы уделил Николай Александрович Бердяев (1874–1948). Его перу принадлежит ряд работ, посвященных данной теме: «Судьба России», «Русская идея», «Истоки и смысл русского коммунизма». Опираясь на них, изложим точку зрения Н.А. Бердяева.

Н.А. Бердяев исходил из того, что славянофильская точка зрения на реформу Петра не выдерживает критики и совершенно устарела, как и чисто западническая точка зрения, отрицавшая своеобразие русского исторического процесса. Философ обратил внимание на то, что «в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира» [159] . Это положение стало основополагающим для Н.А. Бердяева. Развивая его, он подчеркивал двуосновность, противоречивость русского народа, которым можно очаровываться и разочаровываться, который может внушить к себе сильную любовь или сильную ненависть. И это, по мнению Н.А. Бердяева, нельзя не учитывать в вопросе о выборе пути развития России.

Читайте также  Причины введения опричнины

Свой вклад в разработку вопроса внесли такие отечественные мыслители, как Г.П. Федотов (1886–1951), П.А. Сорокин (1889–1968) и др. С новой силой данный вопрос вновь возник в конце XX века. Куда стремиться Россия: на Запад или Восток? Отвечая на поставленный временем вопрос сегодня, следует прислушаться к советам Н.А. Бердяева: Россия есть Востоко-Запад. И если так, то Россия не должна отказываться от своей самобытности, но и не должна игнорировать европейский опыт. В соединении здоровых элементов прошлого опыта с новациями современной цивилизации – вот ключ к ответу на вопрос о будущем России.

ОРИГИНАЛЬНА ЛИ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ?

Русские мыслители внимательно изучали произведения философов Германии, Франции, Англии. Целые периоды интеллектуального развития России проходили под знаком освоения философских идей французских просветителей, философии Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Не случайно в середине XIX в. появилась такая эпиграмма:

В тарантасе, телеге ли Еду ночью из Брянска я, Все о нем, все о Гегеле Моя дума дворянская.

В России находили отклик все важнейшие философские течения Запада: гегельянство, кантианство, позитивизм и интуитивизм, феноменология, марксизм и др. Это давало повод некоторым интерпретаторам истории русской философии заявлять о неоригинальности русской мысли. Правда, иногда появлялись столь же категорические противоположные суждения: например, утверждалось, что передовая революционная мысль в России была не только самобытна и совершенно независима от западной философии, но и во многом превосходила последнюю.

На наш взгляд, неверны как суждения о несамостоятельности и неоригинальности русской мысли, так и тенденциозное противопоставление отечественной философии зарубежной. Конечно же русские философы, как правило, отлично были осведомлены о состоянии западноевропейской философии (они нередко учились или стажировались в зарубежных университетах). Об этом свидетельствует большое число переводов на русский язык произведений иностранных философов. Вместе с тем русские мыслители чаще всего не следовали какому-либо одному течению западной философии.

МАТЕРИАЛИЗМ ИЛИ ИДЕАЛИЗМ?

Изучение истории русской философии само имеет свою историю. Если обратиться к исследованиям русской философской мысли в советский период, то возникает одностороннее, мягко говоря, представление о философии в России. Русская философия предстает в положительном плане как только элемент «освободительного движения», направленного против самодержавия и крепостничества. В центре внимания были воззрения революционных демократов — В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и их предшественников — А. Н. Радищева и декабристов. И это не случайно. В соответствии с идеологическими установками история философии трактовалась как история развития материализма, боровшегося с реакционным, антинаучным идеализмом. Поэтому неудивительно, что русский идеализм если и не игнорировался, то подвергался уничтожающей критике. Между тем произведения русских идеалистов не издавались. Зарубежные же издания их трудов для рядовых читателей были недоступны.

В связи с происходящими социально-политическими переменами в России меняется и отношение к русской философии. В последние годы вновь увидели свет многие труды выдающихся русских мыслителей-идеалистов, переизданы труды по истории русской философии Н. А. Бердяева, В. В. Зеньковского и Н. О. Лосского, вышедшие в свое время за границей. Появились оригинальные исследования, в которых более объективно, чем прежде, рассматриваются воззрения русских мыслителей. Нет сомнения, что со временем все встанет на свое место и будет воссоздана реальная картина движения русской философской мысли XI-XX вв. во всем ее многообразии.

Приступая к анализу истории русской философии, необходимо определить свое отношение к главным направлениям в развитии ми- ровой философии, каковыми являются идеализм и материализм в их многообразных разновидностях.

Но уже во второй половине XIX в. начали раздаваться голоса об относительности противопоставления идеализма и материализма, что сам по себе вопрос о первичности или вторичности духа или материи далек от решения насущных философских и жизненных проблем и что само по себе то или иное (материалистическое или же идеалистическое) решение проблемы бытия и мышления является недоказуемой аксиомой. Мы знаем, что геометрия Евклида строится на ряде аксиом, которые при всей своей кажущейся очевидности невозможно доказать. Как оказалось, существуют неевклидовы системы геометрии, строящиеся на других, но столь же недоказуемых аксиомах. На наш взгляд, подобная ситуация характерна и для философии, ибо строго логически нельзя обосновать исходные принципы как материализма, так и идеализма. Философ-неокантианец А. И. Введенский, будучи идеалистом, признает неопровержимость материализма как «метафизической гипотезы», т. е. гипотезы общефилософской. По его мнению, материализм вместе с тем и недоказуем, «как и всякая метафизика»[3] (здесь под метафизикой понимается общефилософское построение).

Опыт истории мировой философской мысли показывает, что наиболее значительные философские системы опирались на различные методологические основания: идеалистические (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.) и материалистические (Демокрит, Эпикур, Гоббс, Спиноза, Дидро, Фейербах, Маркс, Энгельс и др.).

Сказанное выше в полной мере относится и к истории русской философии. Мы должны выяснить, как развивалась философская мысль в России во всем теоретическом многообразии ее проявлений. Нужно, конечно, иметь в виду, что понятия «идеализм» и «материализм» не ругательства и не комплимент, а принципиальная основа того или иного философского миропонимания. И та и другая ориентация имеют свои резоны, и автор этой книги не претендует на роль судьи в этой многовековой тяжбе. На наш взгляд, должна существовать своеобразная свобода философской совести подобно свободе совести религиозной. Пафос утверждения философской свободы выстрадан многими веками ее подавления, принудительным навязыванием господствующего мировоззрения. История уже наглядно показала, к чему приводит монополия на истину, которую присваивает себе та или иная господствующая идеология в обществе.

Русская философская мысль

Замалеев, Александр Фазлаевич

В книге на основе многочисленных письменных памятников XI— XVI вв. систематически анализируются учения крупнейших отечественных мыслителей-книжников прошлого (Иллариона, Климента Смолотила, Нила Сорского, Андрея Курбского и др.), а также идейно-теоретическое содержание наиболее значительных философских сборников и флорилегиев. Особое внимание уделяется изучению национального своеобразия русской средневековой мысли, ее взаимодействия с византийской и болгарской интеллектуальной традицией. Дается разбор идеалистических концепций «соборности», «экклезнастичности» духовной культуры Древней Руси, имеющий актуальное значение для критики буржуазной и клерикально-националистической идеологий.
Для философов, историков.

Содержание

Глава первая (вводная) Историография и некоторые вопросы изучения философской мысли отечественного средневековья 5

Глава вторая Введение христианства и формирование идеологии древнерусской церкви 26
Централизация государства и преобразование языческого пантеона (с. 27). Крещение Руси: выбор византийской ориентации (с. 28). Церковь и великокняжеская власть (с. 34). Византийские истоки монастырской идеологии (с. 36). Мистико-аскетические воззрения Феодосия Печерского (с. 41). Историософия Нестора Летописца (с. 46). Идеал князя в житийной литературе (с. 54). Отношение к философии (с. 58).

Глава третья Истоки философской традиции 61
1. Языческое наследие в духовной культуре русского средневековья 61
Этапы развития языческого мировоззрения (с. 61). Двоеверие как форма синкретизации язычества и христианства (с. 63). Отражение народных представлений в древнерусском искусстве (с. 72).
2. Философские идеи в восточно-христианской патристике 74
Христианство и античная мысль (с. 74). Натурфилософия и рационализм в теологии каппадокийцев (с. 75). Теология Дионисия Ареопагита
(с. 82). Начало схоластической традиции. Иоанн Дамаскин (с. 85). Патристика и неоплатонизм (с. 90).
3. Духовный потенциал древнеболгарской книжности 93
Философский элемент в древнеболгарской литературе (с. 93). Просвитительский рационализм Кирилла Философа (с. 94). философский трактат Симеонова сборника (с. 97). «Сказание о письменах» в контексте славянской культуры (с. 99). Воззрения Иоаана Экзарха (с. 100). Антицерковная и антифеодальная сущность богомольства (с. 102).

Читайте также  Восстание под предводительством емельяна пугачева

Глава четвертая Элементы философских представлений в произведениях отечественных книжников XI—XIII вв 107
философия в духовной культуре средневековья (с. 107). Историософия Илариона (с. 109). Иаков Мних (с. 116). Этическая концепция Иоанна Грешного (с. 118). Идеи гуманизма и свободомыслия в «Поучении» Владимира Мономаха (с. 122). «Слово о полку Игореве»: мировоззрение и идеалы автора (с. 130). Пантеистический рационализм Климента Смолотила (с. 137). Разум и вера в учении Кирилла Туровского (с. 147). Человек в древнерусской книжности. «Моление Даниила Заточника», «Толковая Палея», «Пчела», «Диоатра» (с. 156).

Глава пятая Идейно-философские движения эпохи московской централизации (XIV—XVI вв.).
1. Доктрина теократического абсолютизма
«Собирание Руси» и возрождение единодержавства (с. 169). Политико-теологический рационализм Иосифа Волоцкого (с. 173). Москва — третий Рим (с. 180). Проблема светской к церковной власти в сочинениях Ивана Грозного (с. 181).
2. Идеология древнерусских ересей
Антицерковная мысль в древнекиевский период (с. 184). Стриггольничество (с. 188). Просветительский критицизм московских антитринитариев (с. 192). Ересь Матвея Башкина (с. 196). «Новое учение» Феодосия Косого (с. 197).
3. Исихазм и мистическая фронда
Сущность и основные черты афоно-византийского исихазма (с. 204). Логико-психологическая теория Нила Сорского (с. 210). Социальные и политические идеи Вассиана Патрикеева (с. 214). Учение Артемия Троицкого об истинном и ложнмй разуме (с. 218).
4. Зарождение философско-просветительского движения . .
Наука и философия в мировоззрении Максима Грека (с. 222). Раннедворянские идеологи Федор Карпов к Иван Пересветов (с. 225). Андрей Курбский к античная традиция (с. 229).

Заключение
Литература по истории философской и общественной мысли в средневековой Руси (краткий библиографический указатель)

Особенности развития русской философии и ее периодизация кратко

Содержание:

Русская философия играет огромную роль не только в отечественном развитии философской мысли, но и в мировой культуре. Отражение поисков русских людей, воззрение к корням и источникам суждений способствовало формированию национальности, индивидуальности, размышлений народа. Чтобы понять позитивизм, марксизм и экзистенциализм, необходимо ознакомиться с известными мыслителями России.

Самостоятельной наукой философию стали считать в XIX веке, когда направленности и школы четко сформировались. К концу девятнадцатого века русские философы представили содержательные, оригинальные суждения, завершенные системы и стандарты мировоззрения.

Особенности развития русской философии – кратко

Особенности развития русской философии заключаются в отсутствии точной периодики. Религия была основой для мыслителей до начала восемнадцатого века. Наука не считалась отдельной отраслью в культуре. Большее внимание уделялось развитию музыкального, литературного, театрального направлений. Стремительно прогрессировала живопись. Философская мысль формировалась параллельно, что обосновывает выделение характерных черт:

  • Историческая особенность. Практически каждый русский философ вникает в историю человечества. Судьба России достаточно сложная, она сказалась на суждениях народа. Исследование их мировоззрения, анализ исторических событий позволяет лучше понять философию человека;
  • Ввиду распространения антропоцентризма поднимались вопросы, связанные с Богом. Гении стремились доказать основную причину необходимости его присутствия в жизни человека;
  • Понятие соборности. Оно стало ключевым аспектом в формировании социальной направленности становления науки. Добровольно люди объединялись в процессе противостояния насилию, войнам, государству. Это ускорило развитие философских течений на базе соборности народа;
  • В основе размышлений находится человек, познание мира редко поднимается в работах философов;
  • Этические проблемы. Тема многих рассуждений – моральные ценности, нравственность. Это плотно связывает науку с литературой. Писатели часто применяли философские размышления в процессе создания знаменитых произведений;
  • Главная задача русской философии – улучшение человека, его внутреннего мира, личностных качеств.

Особенности развития русской философии и ее периодизация

Тест на ЕГЭ часто включает вопросы о периодике развития русской философской мысли. До сих пор ученые спорят о том, когда впервые зародилась наука. Изначально большое значение сыграла зарубежная философия. Со временем русские мыслители стали развивать собственные школы. По некоторым данным, зарождение направления приходится на период первого тысячелетия нашей эры. Тренировочный вариант составления периодики выглядит следующим образом:

  • 10-11 века – Средневековая Русь. В государстве было принято христианство, народу пришлось бороться с татаро-монгольским игом. Проведена централизация в Московском государстве. Это послужило толчком для рассуждения о переменах, отношениях к религии;
  • 18 век – эпоха Просвещения. Время важных экономических, политических событий в стране. Наука, художественная отрасль развиваются, появляется народное образование. Большое влияние оказывает культура Запада. В этот период большое значение в философии имею труды Ломоносова;
  • 19 век – классика. Формирование классической русской философии отражается на общественном духе. Формируется самостоятельная наука, вызывающая интерес и стимулирующая людей развиваться, мыслить;
  • 20 век. Философская мысль становится важной частью жизни общества, создаются новые школы, трансформируется мировоззрение, восприятие науки.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: