Теория официальной народности

Теория официальной народности. 1833

Ведущий:
Новый министр народного просвещения граф Сергей Уваров изложил в своем докладе Императору основные принципы, по которым будет строиться система образования в России. Принципов этих три. Православие, самодержавие и народность. Впрочем, в этом документе многие наблюдатели увидели настоящий манифест. И речь в нем идет не столько об образовании, сколько о будущем страны. Сам граф удивлен такой реакцией на свой доклад.

Мне странно, что неглупые и просвещенные люди так нервно реагируют на мой доклад Государю-Императору. Странно, что они игнорируют простую и понятную истину: наша страна уже много лет стоит на трех китах. Киты эти православие, самодержавие и народность. Православие и самодержавие – непременные условия существования России. Народ же наш глубоко религиозен и предан престолу. Народ поддерживает царя и веру. Таким образом, он также составляет основу, на которой зиждется наша великая держава. Для дальнейшего процветания нам необходимо лишь придерживаться наших собственных традиций, отвергая все иностранное. Так что курс, который проводит наш государь Николай Павлович, абсолютно верен, причем верен не только в контексте действительности, но и в контексте историческом. В его основе лежит глубокое понимание целей и задач, стоящих перед Россией. За что я выражаю ему глубокую признательность.

Ведущий:
В правительственных кругах доклад Сергея Уварова нашел широкую поддержку. В Зимнем дворце не скупятся на похвалы новому министру. Шеф жандармерии и начальник третьего отделения императорской канцелярии Александр Бенкендорф отметил, что именно такого документа не хватало России, чтобы стать величайшей страной в истории человечества.

Я прочитал и прослезился! Записка, господина Уварова, настоящее сокровище для нас. Для истинных ревнителей интересов нашей великой родины. Он четко формулирует принципы, по которым мы существуем и дает понять. Прошлое России – удивительно, настоящее – прекрасно, будущее – выше всяких представлений. Словом, нам нужно устранить лишь одну проблему, которая уже давно препятствует реализации наших грандиозных планов. Необходимо искоренить инакомыслие. Перевешать и загнать на каторгу всех этих поэтов, мыслителей и прочих щелкоперов, которые вообразили, что они умнее Императора и лучше знают, как нужно управлять государством. Мы должны консолидироваться вокруг государя нашего Николая Павловича и следовать его указаниям. Уверен, не пройдет и ста лет, как мы станем самой счастливой и богатой страной на свете.

Ведущий:
Впрочем, у теории официальной народности, как именует свой доклад сам Уваров, нашлось немало противников. Среди них и известный поэт и член Российской Академии Александр Пушкин. Доклад Уварова он назвал бредом сивой кобылы.

Я бы посоветовал господину Уварову посвятить себя исследованиям фундаментальных областей наук. Писал бы он лучше, доклады об амбивалентном дискусре коммуникативной стратегии нарратива, а не о судьбах родины. И ему польза была бы, и образованностью бы прославился. А так получилось ровно наоборот. Уваров сделал попытку подвести идеологические основы под проводимый императором курс полного угнетения народа. Придумал какую-то сложную, длинную теорию. Православие, самодержавие, народность. Другие три слова сейчас актуальны. Коррупция, безграмотность и некомпетентность. Именно на них сейчас стоит Россия и простоит недолго. А Уваров – обыкновенный подлиза, который пишет о вещах, в которых ни бельмеса не понимает.

Ведущий:
Известный философ Петр Чаадаев уверен, что доклад Уварова принесет стране и народу много вреда. По его мнению, Россия не просуществует и двадцати лет, если будет следовать своим традициям, отвергая все иностранное.

О каких традициях глаголет господин Уваров? Что он имеет в виду? Ходить в лаптях, вместо удобной европейской обуви? Или может быть переселиться в мрачные срубы и холодные терема, покинув немногочисленные каменные жилища? Принимать страдания в скитах, истязая свою плоть плетью, а организм голодом? Вот, собственно и все наши традиции. Да и какие могут быть традиции у страны, которая за тысячу лет своего существования не подарила миру ни одного сколько-нибудь значимого изобретения. За тысячу лет мы сподобились лишь на лапти и щи. Все! На этом список заканчивается. Не будь Петра, взявшего курс на Европу, мы бы так и оставались не более, чем оседлыми варварами. Жестокими дикарями, которые панически бояться прогресса. Уваров же хочет загнать нас в каменный век. В мир полной изоляции, нищеты и голода. А утешения мы, видимо, должны искать в молитвах. И все это Уваров делает в угоду бездарному правителю и кучке визгливых холуев!

Ведущий:
В императорской канцелярии обещают, что полный текст доклада Уварова вскоре будет опубликован. Его разместят на страницах газеты «Северная пчела».

Теория официальной народности

Теория официальной народности — государственная идеология Российской империи в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены графом Сергеем Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1833 г.):

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных: 1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность.

Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность».

Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство». В рамках данной теории начальник III отделения Бенкендорф писал, что прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее выше всяких представлений. Погодин называл основные 3 тезиса концепции «столпостены». Газета, публикующая материалы, относящиеся к данной теории — «Северная пчела». Данная триада являлась своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса Николая I начала 1830-х годов, а в дальнейшем служила своеобразным знаменем для консолидации политических сил, выступающих с изоляционистских и националистических позиций.

Литература

  • Р. Вортман. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века // РОССИЯ / RUSSIA. Вып. 3 (11): Культурные практики в идеологической перспективе. — М .: ОГИ, 1999, с. 233—244
  • Доклады министра народного просвещения С. С. Уварова императору Николаю I

См. также

  • Народничество
  • За Веру, Царя и Отечество

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Правоприменение
  • Православие в Албании

Смотреть что такое «Теория официальной народности» в других словарях:

ТЕОРИЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ — понятие, встречающееся в ист. лит ре и символизирующее реакционную внутр. политику Николая I, особенно в области просвещения, науки и лит ры. Основой Т. о. н. обычно считается формула С. С. Уварова православие, самодержавие и народность ,… … Советская историческая энциклопедия

Официальной народности теория — теория официальной народности, принятое в русской и советской исторической литературе обозначение реакционных общественно политических взглядов представителей правящих кругов царской России, особенно в царствование Николая I (1796 1855),… … Большая советская энциклопедия

Читайте также  Вопрос о престолонаследии

«ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ» — см. Теория официальной народности … Советская историческая энциклопедия

ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула Православие, самодержавие и народность … Большой Энциклопедический словарь

ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ — ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ ТЕОРИЯ, в литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. как реакция на выступление декабристов.… … Русская история

Официальной народности теория — в исторической литературе обозначение системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования Николая I. В основе формула «Православие, самодержавие и народность». Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.

официальной народности теория — принятое в исторической литературе обозначение официально принятой системы взглядов в области просвещения, науки и литературы в период царствования в России императора Николая I. Возникла в 1830 х гг. Явилась попыткой создания государственной… … Энциклопедический словарь

ТЕОРИЯ — теории, ж. [греч. theoria исследование]. 1. Учение, являющееся отражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. …«Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы,… … Толковый словарь Ушакова

теория — и, ж. théorie f., нем. Theorie <н. лат. theoria <гр. 1. Обобщение фактов, опыта, знаний, произведенное по общему принципу, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности. БАС 1. Я… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

Теория официальной народности

Теория официальной народности

Стремясь противостоять революционным и либеральным идеям, самодержавие прибегало не только к репрессиям. Царь понимал, что взглядам могут противостоять лишь иные взгляды. Официальной идеологией николаевской России стала т.н. «теория официальной народности». Ее творцом стал министр просвещения граф. Уваров С.С. Основу теории составила «уваровская троица»: православие — самодержавие — народность. Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Спокойная, устойчивая, благолепно- тихая Россия противопоставлялась мятущемуся, разлагающемуся Западу.

В «теории официальной народности» ярко проявилась закономерность русской истории: любой поворот к консерватизму и охранительству всегда сочетается с антизападничеством и подчеркиванием особенностей собственного национального пути.

«Теория официальной народности» была положена в основу преподавания в школах и университетах. Ее проводниками стали консервативные историки С .П.Шевырев и М.П. Погодин. Она широко пропагандировалась в печати усилиями таких литераторов как Ф. Булгарин, Н. Греч, Н. Кукольник и др.

Россия в соответствии с «теорией официальной народности» должна была выглядеть счастливой и умиротворенной. Бенкендорф говорил: «Прошедшее России удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что только может представить себе самое пылкое воображение».

Сомнение в великолепии российской действительности само по себе оказывалось или преступлением, или свидетельством сумасшествия. Так, в 1836 г. по непосредственному распоряжению Николая I был объявлен сумасшедшим П.Я.Чаадаев, опубликовавший в журнале «Телескоп» смелые и горькие (хотя далеко не бесспорные) размышления об истории России и ее исторической судьбе.

Основу мировоззрения Уварова составляли 2 очень важных принципа. Первый заключался в том, что Россия не должна повторять западный путь развития, основанный на революционных потрясениях и деспотических режимах, что необходимо искать свой путь, исходя из собственного исторического прошлого и особенностей современного состояния России. Руководствуясь этим принципом, в государственной преобразовательной деятельности Уваров выступал как убеждённый сторонник самобытного эволюционного пути России в общем русле мировой цивилизации. В одном месте он отмечает следующее: «Пора отказаться от попыток сделать Россию английскою, Россию французскою, Россию немецкую. Пора понять, что с того момента, когда Россия перестанет быть русской, она перестанет существовать».

Второй принцип заключался в том, что основа продвижения вперёд в сильнейшей степени зависит от образованности общества. Уваров принадлежал к числу первых не только российских, но даже и европейских государственных деятелей, осознавших, что прогресс страны, её благосостояние зависят от уровня образования. Поэтому Уваров именно просвещение сделал ядром выработанной им широкомасштабной общенациональной стратегии. Одна из главнейших задач просвещения состояла в укреплении чувства национальной гордости у русских людей.

Кроме этого, Уваров основал знаменитое литературное общество «Арзамас» (1815-18), которое объединяло в основном столичных литераторов (около 20 человек, наиболее активными членами общества были К.Н. Батюшков, Д.Н. Блудов, П.А. Вяземский, Д.В. Дашков, В.А. Жуковский, В.Л. Пушкин), последователей и защитников литературно-эстетических взглядов Н.М. Карамзина, ставивших целью слить воедино русские традиции с западными нововведениями, особенно в языке, т.к., по мнению лидера общества Уварова , национальная культура зависит от совершенства языка.

По его же инициативе на русский язык размером подлинника были переведены выдающиеся древнегреческие поэмы Гомера «Иллиада» (Н.И. Гнедич) и «Одиссея» (В.А. Жуковский).

В конце 40-х гг., когда в Европе начались революции, стало очевидно, что попытка Уварова противопоставить революционной угрозе воспитание преданности престолу и церкви не удалась. Крамола все шире проникала в Россию. Недовольный Николай в 1849 г. уволил Уварова , сделав ставку только на подавление свободомыслия с помощью репрессий. Это знаменовало глубокий идейный кризис власти, окончательно оттолкнувшей от себя общество.

Приложение 11

Документ № 83. С.С. Уваров о теории официальной народности (1843 г.). (Извлечение).

…Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на неё, как на залог счастия общественного и семейственного.

Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов, нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономаха.

Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нём, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных вашего величества: они чувствуют её в полной мере , хотя и поставлены на разных степенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношениях к правительству.

Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Вопрос о народности не имеет того единства, как предъидущий; но и тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории русского царства. Относительно к народности всё затруднение заключалось в соглашении древних и новых понятий; но народность не заставляет идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав , подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста; черты изменяются с летами, но физиономия измениться не должна….

Читайте также  Феодальная раздробленность и удельные княжества

Взято из: Чернова М.Н. Личность в истории Россия – век XIX. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. С.301-302.

Медицинские интернет-конференции

Языки

  • Русский
  • English
  • КОНФЕРЕНЦИИ
  • ЖУРНАЛ
  • АВТОРАМ
  • ОПЛАТА
  • ЧаВО (FAQ)
  • НОВОСТИ
  • КОНТАКТЫ

Теория официальной народности и проблема формирования идеологии в России

  • Философия |
  • Философия

Закурдаева Ю.С., Попова Д.С., Перфильева Т.С., Кислая В.Ю., Сержантова А.А.

Резюме

Статья посвящена рассмотрению принципов формирования и деятельности государственного аппарата в России и их взаимосвязи с теорией официальной народности, предложенной в XIX в. С.С. Уваровым.

Ключевые слова

Статья

Государственный аппарат, это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями. Каждое звено этой системы взаимосвязано друг с другом. Объединяющей идеей, лежащей в основе данной системы, являются принципы формирования и деятельности государственного аппарата. Обеспечивающие эффективность и целенаправленность его воздействия на различные сферы государственно-правовой жизни государства. Идеологическим обоснованием проводимой политики, а также государственной идеологией, аккумулирующей опыт прошлого и будущие перспективы развития, способной объединить население страны и представителей государственной власти, могла бы, по нашему мнению, стать теория официальной народности, предложенная С.С. Уваровым в первой половине XIX в. XIX в. характеризуется рост самосознания русского народа. Царь и правительство вынуждены идти на реформирование системы взаимоотношений государства и населения. Во второй половине столетия появляется система учреждений, принимающих участие в решении вопросов не только социально-хозяйственного назначения, но и политического характера. Растет количество населения, задействованного в сфере управления. Теория официальной народности – принятое в литературе обозначение государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I. Автором теории выступил министр народного просвещения граф С. Уваров. 19 ноября 1833 года Уваров направил в адрес императора специальный доклад, под названием «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при укреплении Министерства». В этом докладе он отмечал, что в России есть только три незыблемых понятия: самодержавие, православие, народность. Православие представляло собой основу духовной жизни русского общества, оно олицетворяло веру в то, что «Царь – это помазанник Божий» и тем самым укрепляло идеологические основы государственной власти. Вторым «китом», на котором зиждилась государственная власть в России, было самодержавие, которое олицетворяло сильную власть, мощь и величие России. Третий организующий момент российской государственности связан с народностью, т. е. патриархальным единением народа и государства. В Западной Европе просвещение выступало источником зла, революционных потрясений, но Уваров считал, что России следует к нему стремиться, так как оно является еще и охранительным элементом. В России всем «служителям просвещения предлагалось исходить исключительно из соображений официальной народности». Так царизм старался сохранить и укрепить существующий строй. В теории Уварова совмещались идеи просвещения с идеями единства, непринудительного союза государя и народа, отсутствия несходных классов, и признанием самодержавия единственно возможной формы правления в России. Православие раскрывалось как естественная для русского народа глубокая религиозность. Вековой опыт государства российского давал Уварову право утверждать, что самодержавие выступало как форма существования восточного христианства. Доказательство «исконности» и «законности» крепостного права и монархического правления является социальной задачей «официальной народности». Крепостничество, считавшееся одним из важнейших устоев России, объявлялось «нормальным», «естественным» и «неприкосновенным». Сам император Николай I всецело разделял идеи теории «официальной народности» и вдохновлял их, а ее проводниками были-министр народного просвещения, реакционные профессора и журналисты. Основными глоссаторами теории являлись профессора Московского университета — филолог С. П. Шевырев и историк М. П. Погодин, журналисты Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин. Так, Шевырев в своей статье «История русской словесности, преимущественно древней» (1841 г.) высшим идеалом считал смирение и принижение личности. По его утверждению, «тремя коренными чувствами крепка наша Русь и верно ее будущее»: это «древнее чувство религиозности»; «чувство ее государственного единства» и «осознание нашей народности» как «мощной преграды» всем «искушениям», которые идут с Запада. По мнению Погодина, в России отсутствуют условия для социальных потрясений , так как благодаря крепостничеству в стране нет сословной вражды. По его представлению, история России хотя и не имела такого разнообразия крупных событий и блеска, как западная, но она была «богата мудрыми государями», «славными подвигами», «высокими добродетелями». Погодин считал, что самодержавие в России началось с Рюрика. Приняв христианство от Византии, Россия установила «истинное просвещение». В эпоху Петра Великого Россия заимствовала от Запада не только полезное, но, к сожалению, и «заблуждения». Теперь «пора возвратить ее к истинным началам народности». С установлением этих начал «русская жизнь, наконец, устроится на истинной стезе преуспеяния, и Россия будет усваивать плоды цивилизации без ее заблуждений». Кризис этой теории наступил под влиянием военных неудач в годы Крымской войны, когда несостоятельность политической системы стала ясна даже ее сторонникам. Сторонники «официальной народности» утверждали, что господствующий в России порядок вещей почти идеально подходит для нашей страны, так как он согласован с требованиями религии и «политической мудрости». Плюс крепостного права заключается в том, что оно сохраняет много патриархального (т. е. положительного), и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они смогли бы сделать это сами.

Можно выделить два недостатка теории:

  • Она опровергла любое созидание. Фактически в документе происходило констатация факта, что является важным для российского народа, и что его сплачивает. Никаких предложений о развитии не было, поскольку и так все идеально. Но обществу нуждалось в конструктивном развитии.
  • Концентрация только на положительной стороне. У любой народности есть как достоинства, так и недостатки. Официальная же теория блог акцентировала только на положительное, отказываясь принимать отрицательное. В России было множество проблем, которые было нужно решать, идеология официальной народности такую необходимость отрицала.

Естественно, что недостатки новой идеологии были очевидны для всех мыслящих людей, но лишь единицы решались озвучивать вслух свою позицию, опасаясь негативной реакции государства. Одним из немногих, кто решил высказать свою позицию, был Петр Яковлевич Чаадаев. В 1836 году журнал «Телескоп» опубликовал «Философское письмо», в котором автор отмечал, что Россия фактически изолировать себя от Европы. Государство создало в стране обстановку самоуверенного национализма, который базировался не на реальном положении дел, а на застое общества. В России нужно активно развивать идейные течения и духовную жизнь общества. Реакция правительства Империи была парадоксальной – Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест. В этом была официальная позиция государства и лично императора Николая I, при котором теория официальной народности на долгие годы стала основным идейным документом в стране. Эту теорию распространяли все, кто имел хоть какое-то отношение к государству. Указанная триада продолжала существовать и после прихода к власти большевиков, правда, в существенно измененном, но узнаваемом виде. Одним из важнейших положений ленинского учения о государстве являлась идея государства как орудия диктатуры господствующего класса. Диктатуру определенного класса составляет его власть, т.е. господство над всеми остальными социальными группами. Такая диктатура включает в себя опору власти на прямое насилие, осуществляемое в самых различных формах. Непременным признаком диктатуры класса является его несвязанность какими-либо законами. Таким образом, изучая «теорию официальной народности» очень важно не только с точки зрения истории, рассмотрения ее в контексте царствования Николая I и ее мнение в политике его преемников, но и с позиций возможной ее роли в решении проблем современной России. Важная проблема, нашего государства — отсутствие какой либо идеологической опоры, цели, к которой бы все стремились, и верили. В поисках решений таких идей необходимо обращаться к опыту предыдущих годов, использовать и рассматривать все возможные варианты. Естественно, примерять к современности, изжившие, себя теории не годится, но и полностью отказываться от них тоже нельзя. Мы считаем, что из трех постулатов Уваровкой «триады», мы непременно должны придерживаться третьего — народности. Это наиболее ясный и неконкретно объясняемый принцип теории официальной народности, но он актуален всегда, именно поэтому возможно его используют в диахронии. Свобода вероисповедания, прописана в ст. 14 п. 1 Конституции Российской Федерации, не дает права на доминирование православия в сознании народа и политике государства. Самодержавие также, на наш взгляд, является маловероятным залогом процветания, хотя и неперспективным. А вот народность, сплочение нации — это та важная основа, опираясь на которую земля русская смогла бы выжить в условиях всестороннего влияние Запада и катастрофических проблем, порожденных миграцией.

Читайте также  Смоленская наступательная операция 1943 г. (7 августа -2 октября)

Литература

1.Троицкий Н.А. Идейная борьба 30-40-х годов. Охранители. Либералы. Революционеры. 2.Панаева А.Я. Воспоминания. М., 1956. 3. Доклады министра народного просвещения С. С. Уварова императору Николаю I,М,1833. 4.Официальная народность. Р. Вортман. М., 1999. 5.Суворов В.В. Место «восточничества» в российской общественной мысли // Власть. 2012. № 12. С. 78-08. 6.Суворов В.В. «Восточничество»: культурно-историческая концепция и имперская идеология Саратов, 2015.

Теория официальной народности

Теория официальной народности – консервативная идеология времён правления императора Всероссийского Николая I (1825-1855 гг.), впервые озвученная С.С. Уваровым, министром народного просвещения (1833-1849 гг.).

Авторство теории

Вдохновителем и «заказчиком» государственной идеологии выступил сам император, чьё восшествие на престол в 1825 году было не совсем легитимным. После подавления восстания декабристов целью своего правления он считал предотвращение революции. Главная задача создания теории состояла в обосновании легитимности власти в России.

Источником выступили труды историков: Н. М. Карамзина («Записки о новой и древней России», 1811 г) и М. П. Погодина («О происхождении Руси», 1825 г.). Основные принципы теории были изложены в их работах и коронационном манифесте императора в 1826 г.

Приписывается авторство графу Уварову, публично озвучившему основные положения новой идеологии в докладе при вступлении в должность министра народного просвещения 19.11.1933 г.

Впервые сам термин был употреблён А.Н. Пыпиным, литературоведом, двоюродным братом Н.Г. Чернышевского, в статье 1872 года.

Основные принципы теории

В основе идеологии лежит обоснование различия между российской и западной государственностью. Если западноевропейские страны образовались в результате завоеваний, то Российское государство – с помощью Божьего промысла, что обеспечивает единение царской власти и народа.

В теории заложено три главных принципа, которые противопоставляются лозунгам Великой французской революции. Они представлены в сравнительной таблице:

Великая французская революция

Теория официальной народности

«Самодержавие» — процветание, сила и слава государства основаны на единстве царя и народа.

«Православие» — духовенство почитаемо наравне с государством, ибо российский народ изначально религиозен.

«Народность» — сохранение в неприкосновенности народных традиций, отвержение западного влияния.

Триада означает взаимосвязь духа и власти, а также единства монарха с народом. Не случайно именно в 1833 году у самодержавия впервые появляется собственный гимн – «Боже, Царя храни». Автором музыки стал А. Львов, а слов – В. Жуковский при участии А. Пушкина.

В чём консерватизм теории

Государственная идеология оправдывала существование крепостного права, отсутствие свобод и провозглашала свой собственный, уникальный путь развития страны. Констатировалось лишь то, что сплачивало народ, указывало на положительные моменты, полностью отрицая существующие проблемы. Это вело к застою.

Наиболее ярко подобный официозный патриотизм прозвучал в высказывании А. Х. Бенкендорфа, возглавлявшего Третье отделение канцелярии Его императорского Величества: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение».

Сторонники теории

Главными проводниками теории стали учёные Московского университета и известные журналисты. С. П. Шевырёв, профессор филологии, в своей «Истории русской словесности» (1841 г.) говорил о необходимости смирения, отсутствии в России сословной вражды и предпосылок для социальных потрясений.

М.П. Погодин, профессор истории, сегодня признаётся учёными реальным автором теории, а журналисты Ф. В. Булгарин и Н.И. Греч в своих статьях («Северная пчела») называли порядок вещей в стране наилучшим, отвечающим требованиям религии и политической ситуации. Они идеализировали патриархальный уклад и заботу помещиков о своих крепостных.

Противники теории

В 1836 году в «Телескопе» было опубликовано «Философическое письмо» П. Я Чаадаева. Всего учёным было написано 8 писем, но следующие произведения при жизни автора так и не увидели свет. Много путешествуя по другим странам, философ проявил инакомыслие. Он превознёс западноевропейские порядки, назвав жизнь в России мрачной. Цель существования российского общества, по его мнению, заключается в том, чтобы преподать урок потомкам.

Философа объявили сумасшедшим, однако теории официальной народности не удалось пережить время правления Николая I, в обществе всё громче звучали голоса славянофилов и западников, критикующих существующие порядки.

  • Большой словарь афоризмов, крылатых слов и выражений [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Bibliotekar.Ru 2006-2019. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/encSlov/15/245.htm
  • Вортман, Ричард. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века. [Электронный ресурс] / Р. Вортман.- Электрон. текстовые дан. – Александр Бокшицкий :2002-2007. – Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/o/Official_Nation.html
  • Шевченко М.М. «Официальной народности» теория. [Электронный ресурс] / Большая российская энциклопедия. – Электрон. дан. – БРЭ 2005-2019. – Режим доступа: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2699648
  • Формирование древнерусской народности
  • Теория «Москва – третий Рим»
  • Политология – теория и методология политики

Теория народности вместе с известной всем триадой, на мой взгляд, является предшественником коммунистической идеологии. Не в том смысле, что они похожи, а в смысле самого построения государства. Нужно придумать красивую легенду, в которую заставить поверить народ, сделать это официальной идеологией. Так проще всеми управлять.

Коммунистическая идеология в широком понимании этих слов отношения к Т.О.Н. не имеет, потому что коммунизм должен строиться не ради управления людьми, а ради соответствующего распределения благ. Т.О.Н. же строиться на основе послушания и повиновения царю и власти, как базису жизни.

Уваровское изобретение теории официальной народности, четко вписывалось в стратегию имперского сознания верховных кругов власти. Эфемерное единство эксплуататоров и угнетаемых подтолкнуло развитие альтернативных идей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: