Аскольд и дир — выдающиеся правители киева

Аскольд и Дир, своими деяниями заслужили право считаться зачинателями политической истории Киева, подготовив город для лидерства в Древнерусском государстве.

Аскольд и дир — выдающиеся правители киева

Аскольд и Дир

Анналы истории Древней Руси, «повесть временных лет» и византийские хроники сохранили некоторые эпизодические упоминания про Аскольда и Дира, как киевских правителях накануне объединения севера и юга Древней Руси. Тем не менее жизнь и судьба варягов-правителей, вписываются цельным фрагментом в историю рождения государства Киевская Русь. Личности Аскольда и Дира известны и загадочны, а свершения значимы и удивительны. Именно они положили начало политической истории Киева, ставшего «матерью городов Русских». Поэтому их появление в русской истории, происхождение, деяния и трагическая судьба, нуждаются в подробном разборе.

Специфика укоренения варягов в Древней Руси

Начало государственности в Древней Руси связано с экспансией варягов на территории славянских и финно-угорских племен. Но скудость этих земель и суровый климат не сулил богатой добычи алчным и воинственным норманнам. Другое дело транзит товаров с юга Европы и Ближнего Востока на европейский Север и обратно. По линии от Балтийского, до Черного моря были созданы узловые базы для складирования и перевалки товаров, так появился путь из «варяг в греки». Его роль особенно возросла в VII-VIII веках, после того, как арабы прикрыли средиземноморский маршрут.

«Повесть временных лет» указывает, что варяги были призваны славянами, чтобы разрешить их споры. Но скорее всего, варяги прибыли, чтобы обеспечить бесперебойную работу торгового пути и договорились с местными старейшинами о взаимопомощи. Князь Рюрик с братьями и дружиной встал гарнизонами в Ладоге, Белоозере и Изборске. Подчиняя себе новые земли и города, Рюрик насаждал там своих наместников из близких людей. Не исключено, что двое видных бояр-братьев из его дружины Аскольд и Дир отправились не на службу к императору в Константинополь, как пишет летописец, а были посланы Рюриком в Киев, чтобы взять под контроль южный участок торгового пути из «варяг в греки».

Правление Аскольда и Дира в Киеве

«Повесть временных лет» и другие источники указывают то, что Аскольд и Дир происходили из рода варяг-русов. Они не были князьями, но занимали видное положение в дружине. Получив от князя Рюрика отпуск, или назначение бояре с небольшой дружиной отправились на юг. Легенда гласит: спускаясь по Днепру, варяги миновали Смоленск, Любеч и подошли к Киеву. Они расспросили местных жителей о житье-бытье и, узнав подробности, предложили свою защиту от хазар и покровительство. Некоторое время спустя Аскольд и Дир объявили себя правителями в Киеве и вообще у полян.

Закрепиться на месте им помогли несколько важных факторов:

  1. Аскольд и Дир были знатными воинами, опиравшимися на небольшую, но очень боеспособную дружину.
  2. Варяги помогли киевлянам избавиться от дани Хазарскому каганату.
  3. Дань, которую киевляне платили хазарам Аскольд и Дир стали брать для себя, при этом, не увеличивая ее размер.
  4. Варяги лояльно отнеслись к местному населению, его верованиям, традициям и обычаям.

Поэтому, жители Киева легко смирились с новыми властителями, приняли Аскольда и Дира, не бунтуя и даже не слишком волнуясь. По всему заметно, что варяги правили и судили справедливо и киевляне какое-то время были даже довольны своим положением.

Внешние отношения правителей Киева были не столь благостны, но в целом решали необходимые задачи. Амбиции Аскольда и Дира вылились в ряд военных и торговых операций.

Расширение власти на всю территорию племени полян

Захват прилегающей к Киеву территории и принуждение полян, населяющих ее к уплате дани киевским правителям.

Поляне мирно подчинились новой власти и исправно платили дань.

Военный поход на Константинополь

Начало военного похода было удачным для Аскольда, но потом, внезапная буря и возвращение императора заставили славянских вождей заключить договор и вернутся домой с малой добычей.

Согласно византийским источникам поход случился в июне 860 г.

После заключения мира Аскольд и Дир приняли христианство.

Войны с печенегами и другими кочевниками

Весь период правления приходилось отражать нападения кочевников и совершать карательные походы в степь.

В боях с печенегами погиб сын Аскольда.

Отбиваясь от степняков и усмиряя хазар, дружина Аскольда и Дира поддерживала торговлю с городами южного побережья Каспийского моря и продвижение товаров из Киева в Западную Европу.

Торговля велась эпизодически, из-за невозможности обеспечить безопасные каналы.

В период с 864 по 882 годы южнорусские земли обрели важнейшие черты государственности:

  1. Аскольд и Дир – субъекты высшей политической и судебной власти.
  2. Город Киев – столица государства.
  3. Дружина – сила, обеспечивающая безопасность и принуждение.
  4. Дань – обеспечивала содержание правящей прослойки и военной силы.
  5. Внутренняя и внешняя политика.
  6. Самостоятельные торговые отношения на новых направлениях.
  7. Принятие правителями христианства – попытка начать духовное единение народа и присоединение к христианской цивилизации.

Таким образом, наряду с северным, новгородским центром управления славянскими землями вдоль торгового пути из «варяг в греки» образовался еще и южный. Оба центра имели зачатки государственности и мощные предпосылки для объединения.

Трагизм и историческая значимость жизни и политической судьбы Аскольда и Дира

Правление Аскольда и Дира в Киеве закончилось трагически. В 879 г. умер Новгородский князь Рюрик. Оставив наследником малолетнего Игоря, он передал «бразды правления» Олегу, то ли родственнику, то ли боярину. В 882 году Олег Вещий, объявив о торговых планах, причалил свою ладью к киевскому причалу. Его дружина спряталась в засаде. Возможно Аскольд, Дир были давними знакомыми с Олегом и без опаски подошли к нежданному гостю. Олег же, воспользовавшись их излишней доверчивостью, воскликнул: «вы не князья и не княжеского рода», добавив, глядя на Игоря: «а вот сын Рюрика», убил незадачливых киевских правителей. Власть сменилась, север, и юг Руси объединились, Киев стал «матерью городов русских». Начался новый этап отечественной истории – Киевская Русь.

Личности Аскольда и Дира занимают в исторических анналах немного места, однако значимость их, а особенно Аскольда в истории Древней Руси несравнимо велика. Аскольд – это бесспорно выдающийся государственный деятель, обеспечивший восхождение города Киева до государственного уровня. Несмотря на трагический финал своей судьбы, он внес один из решающих вкладов в возникновение древнерусского государства – Киевской Руси. Не случайно, сохранившаяся в Киеве до сей поры Аскольдова могила напоминает о древних правителях, пользовавшихся любовью народа, но ставших жертвами, независящих от их воли политических обстоятельств.

Аскольд и Дир

Воплоти свои мечты. Это мгновение пришло.

Габриэль Гарсиа Маркес

Киевские князья Аскольд и Дир пришли в Русь вместе с Рюриком в 862 году. Два года они находились бок о бок с новгородским князем? однако, в 864 они оставляют Новгород и отправляются в Константинополь, для служения Византийскому царю. Спускаясь вниз по течению реки, Аскольд и Дир в этом путешествии обнаружили на берегу реки Днепр небольшой город, который по сказанию летописцев никому не принадлежал. Основатели города давно умерли, а жители города, не имея правителя, платили дань хазарам. Аскольд и Дир захватили этот город, а также прилегающие к нему земли. Назывался этот городок – Киев. Таким образом, к 864 году образовалась ситуация, когда варяги образовали на Руси два центра управления: на севере в Новгороде, под управлением Рюрика, на юге в Киеве, которым управляли Аскольд и Дир.

Читайте также  Сталинизм и реформы в стране после войны

Походы на Византию

Древняя Византия, куда отправлялись киевские князья Аскольд и Дир из Новгорода, было крупным государством, службу которому почитали за честь многие. С этой целью соратники Рюрика и выехали из Новгорода, и только встреченный на их пути город Киев изменил их планы. Стоит отметить, что древняя Византия очень высоко оценивала возможности варяг. Северных воинов с удовольствием принимали на службу в византийскую армию, поскольку ценили их дисциплину и воинские качества.

Захватив Киев, князья Аскольд и Дир осмелели и заявили, что Византия отныне враг для Киева. Варяги, будучи опытными моряками, под командованием Аскольда и Дира отправляются по Днепру в поход на Византию. Всего военный эскорт состоял из 200 кораблей. Именно с этого похода берут начало все последующие походы на Византию.

Поход на Константинополь

Аскольд и Дир со своими войсками спустились по Днепру в черное море и там осадили город Константинополь. Походы на Византию только начались, греки в первый раз столкнулись у стен своего города с новым врагом, которого окрестили скифами. Князь Византии, Михаил 3, находясь в то время в военном походе, спешно вернуться в свою столицу, как только до него дошли слухи о том, какая опасность нависла над городом. В самом же Константинополе на победу над скифами не надеялись. Здесь полагалась на чудо, поскольку силы были неравны. Оно и произошло. В храме города находилась святыня — икона «Риза Богоматери», которая считалась заступником города и не раз спасала его в сложных ситуациях. Византийский патриарх Фотий у всех на глазах опустил икону в море, которое было тихим. Но буквально тут же поднялась страшная буря. Неприятельский флот практически весь был уничтожен, лишь немногим кораблям удалось добраться до Киева. Таким образом древняя Византия спаслась от нашествия Аскольда и Дира, но на этом походы не прекратились.

Противостояние с Новгородом

В 879 году умирает князь Рюрик, оставляя после себя несовершеннолетнего наследника — князя Игоря, опеку над которым принял его родственник Олег. Став правителем, Олег решил присоединить к своим владениям южные земли и отправился в поход на Киев в 882 году. По пути к Киеву Олег захватил города Смоленск и Любеч. Предвидя, что князья Аскольд и Дир, обладающие большим войском и не уступающие ему в воинском ремесле, не отдадут Киев без боя, князь Олег, действующий от имени Игоря, пошел на обман. Подплыв к Киеву, он оставил практически все войско свое на кораблях, а сам представился купцом, прибывшим из дальних стран. Он пригласил к себе князей киевских. Аскольд и Дир вышли на встречу к именитому гостю, но были схвачены воинами Олега и убиты.

Так Олег, от имени Игоря, стал править Киевом, сказав, что отныне суждено быть Киеву матерью городов Русских. Так, впервые северные и южные русские земли были объединены в рамках одного государства, название которому Киевская Русь.

Источники и дополнительный материалпо теме:

АСКОЛЬД И ДИР

Аскольд и Дир просят Рюрика отпустить их в поход на Царьград. Прибытие в Киев. Миниатюра. Радзивиловская летопись

Аскольд и Дир, дружинники Рюрика, киевские князья.

Поход на Константинополь

В июне 860 года [1] русы совершили поход на Константинополь: они высадились, окружили город и опустошили все окрестности.

Летописный рассказ о походе целиком заимствован из византийских хроник. Летописец буквально приводит описание осады продолжателя Георгия Амартола, прибавив только имена Аскольда и Дира [2]:

Патриарх Фотий повествует о том, что положив все упования на помощь Владычицы, он обносил по городским стенам чудотворную ризу Богоматери, после чего осаждавшие отступили. О детали погружения ризы в воду он не упоминает [4].

В воспоминание этих событий был установлен церковный праздник Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне.

С этого времени Византия завязывает сношения с нарождающимся русским государством и начинает среди этого народа, вплоть до того времени практически ей неизвестного, миссионерскую деятельность.

Е.Е. Голубинский рассуждал, что в 860 году Аскольд и Дир еще не приходили на Русь, а потому и на Царьград нападали не киевские русские, а азовско-черноморские.

Княжение в Киеве

Согласно «Повести временных лет», в 862 году Аскольд и Дир выпросились у Рюрика идти к Царю-граду с родом своим.

По другой версии, Аскольд и Дир оставили Рюрика по неудовольствию, так как он, размежевывая своим «мужам» земли веревкой на волости, или «верви», обделил их.

Завидев на Днепре городок, спросили: «Чей это городок?«. Им ответили: «Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам«.

Это был город Киев. Аскольд и Дир завладели ими и, по Карамзину, «начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве«.

Никоновская летопись содержит уникальные сведения об Аскольде и Дире.

Так, под 864 годом сообщается об убиении «Осколдова сына» «от болгар» (волжских или дунайских, неясно).

Под 865 годом — о походе Аскольда и Дира на полочан (которым они «много зла сътвориша»).

Под 867 годом — о голоде в Киеве, избиении Аскольдом и Диром множества печенег и принятии в Киеве новгородских «мужей», бежавших от Рюрика.

Имеется в тексте летописи и сведения о четырех походах Аскольда и Дира на Царьград, однако доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного похода 860 года.

Крещение руссов

«По несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире«, — пишет свт. Филарет (Гумилевский).

Хронограф Кедрина сообщает, что после неудачной осады греческой столицы «пришло от руссов в царствующий град посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было«.

В Никоновской летописи (в статье под 876 годом [5]) содержится отдельный рассказ «О князи рустем Осколде», в котором сообщается о крещении Руси греческим архиереем, сотворившим великое чудо: он вложил в огонь Святое Евангелие, однако книга осталась цела, пламя не прикоснулось к ней. Увидев это, руссы «вси крестишася«.

Весь этот рассказ целиком заимствован из греческой хроники, а именно из краткого пересказа (Паралипомена) Хроники византийца Иоанна Зонары, бытовавшего в русском переводе. Составитель Никоновской летописи лишь вставил в заголовок к рассказу имя киевского князя Аскольда. С еще большей уверенностью о христианстве Аскольда повествуется в более поздних русских источниках (имя Дира в связи с этими событиями, как правило, не называется).

Согласно гипотезе академика В. И. Ламанского, крещение Аскольда (с именем Николай) и киевлян совершили апостолы славянского просвещения святые Кирилл и Мефодий. Именно они, по мнению ряда историков, возглавляли миссию, направленную Фотием на Русь.

Вопрос о возможном христианстве Аскольда принадлежит к числу спорных. Часть историков принимает версию Никоновской летописи и других поздних русских источников, считая Аскольда первым русским правителем-христианином. Но, следует признать отсутствие каких-либо достоверных сведений о христианстве Аскольда.

Убиение киевских князей

Княжение Аскольда и Дира в Киеве продолжалось, по летописи, до 882 года, когда они были убиты пришедшим из Новгорода Олегом, захватившим город.

Были погребены на берегу Днепра на холме, уступами спускающемся к реке и увенчаном храмом св. Николая. Место это называется Аскольдовой могилой.

Литература

  • Повесть временных лет
  • ПСРЛ, IX
  • Георгий Арматол, Хроника
  • Константин Багрянородный, Жизнеописание Василия
  • Святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского, первая гомилия «На нашествие росов»
    • http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IX/860-880/Fo. htm
  • Святейшего Фотия, архиепископа Константинополя — Нового Рима, вторая гомилия на нашествие росов
    • http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/IX/860-880/Fo. htm
  • Никита Пафлагонский, Житие Патриарха Игнатия
  • Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства. Сб. за 2000 г. М., 2003. С. 3-172.
  • Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов:
    • http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/ocherk1.htm#_Toc95226116
  • Филарет (Гумилевский), свт. История русской Церкви. Период первый. Гл. I, 2 Б) При Аскольде и Дире, М.,1888,

Использованные материалы

  • Повесть временных лет (в переводе Д.С.Лихачева):
    • http://old-russian.chat.ru/01povest.htm
  • Русская Православная Церковь. Очерки истории.Крещение славян (россов) в IХ в.:
    • http://www.sedmitza.ru/text/436354.html
  • Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов:
    • http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/ocherk1.htm#_Toc95226116
  • Карпов А.Ю. Аскольд:
    • http://www.portal-slovo.ru/history/39088.php

[1] В «Повести временных лет» этот поход датирован 6374/866 г. См. доказательства об ошибочности летописной хронологии: Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов — http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/ocherk1.htm#_Toc95226116

[2] На каком основании сделано это добавление, опирался ли русский книжник на какие-то устные предания о походе или же поставил имена обоих князей в текст греческого источника по догадке, остается неясным. Историки предлагают различные ответы на эти вопросы. Но при существующем состоянии источников ни один из них не может быть признан удовлетворительным.

[3] Повесть временных лет, под 6374(866)

[4] Святейшего Фотия, архиепископа Константинополя — Нового Рима, вторая гомилия на нашествие росов.

[5] Константин Багрянородный в «Жизнеописании Василия» указывает, что руссы крестились во время царя Василия Македонского и Патриарха Игнатия, то есть не ранее 867 года.

Легендарные киевские князья Аскольд и Дир

В июне 2013 года раскольнической «украинской православной церковью киевского патриархата» по случаю 1025-летия Крещения Киевской Руси, был причислен к лику святых с именем «Николай Киевич», легендарный киевский князь Аскольд.

Было составлено «Житие святого киевского князя», из которого следует, что в 860-х годах два дружинника «первого русского князя Рюрика», Аскольд и Дир, не получившие в управление крепостей, отпросились у него идти в Константинополь искать счастья. И дошли до неведомого им городка в очень красивой местности, на крутом берегу Днепра. Узнали они, что город этот называется Киевом, по имени основателя Кия. Князья помогли киевлянам освободиться от власти хазар и сами стали властвовать здесь, набрав себе сильную дружину. Так появилось новое Русское государство на среднем течении Днепра. Пойдя в поход на Царьград в 866 году, киевские князья (некоторые «историки» называют их братьями, потомками легендарного Кия) приняли христианство «с болярами и множеством народа» и стали первыми православными среди славян. Князь Олег, приемник Рюрика, привел в 882 году свою дружину в Киев, обманом выманил из города Аскольда и Дира и, убив их, захватив киевский престол. А легендарных братьев похоронили с почестью: «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины».

Сразу же возникают несколько вопросов. Если братья (князья) приняли христианство по Византийскому канону, то почему Аскольда похоронили по языческому обряду на кургане (на горе)? И почему убитого с ним в один день брата (единоверца, соправителя) Дира похоронили в трех километрах от него? И почему князь канонизирован с именем «Аскольд», хотя «украинские историки» считают, что князь был крещен с именем Николай? И откуда взялось само имя Николай, если не одна летопись вообще не называет предводителей войска «русов» по христианскому имени? Только потому, что на его «могиле» поставили церковь святого Николая? Тогда выходит, что Дир крещен с именем Ирина, раз погребен у церкви ее имени? И почему канонизирован только Аскольд? Чем «житие» Дира хуже, если оба князя жили, крестились и умерли в одно время и в одном месте?

Очередная нелепость «незалежных» раскольников заставляет пристально изучить биографии «первых киевских правителей», о деяниях которых мы знаем только из текста «Повести временных лет», а также из написанных на ее основе Никоновской и Иоакимовской летописей и Устюжского свода. И сразу задаемся вопросом: как можно было управлять вдвоем сильной военной крепостью и огромным войском на поле боя, имея одинаковое право принимать единоличное решение? Нет ни единого упоминания, что правили «братья» по очереди, по-старшинству, или секторально. Все решения они принимали как сиамские близнецы: едино, но не слиянно. Чей приказ слушали киевляне или воины на поле сражения в первую очередь? А если распоряжения братьев противоречили решениям друг друга?

И тут возникает самый главный вопрос: «а был ли мальчик»? Разобраться в исторической проблеме можно изучив историю происхождения имен киевских правителей, в том числе при помощи славянской словообразующей слоговицы.

Слово ОСКОЛЬД (АСКОЛЬД), или как вариант АСКОЛД или СКОЛЬД можно прочитать при помощи «рун Мары» как ОС(АС)/КО/ЛЬ/ДЪ – «высокий» или при помощи «рун Рода» А/СК/ОЛ/ДЪ – «крепкий». По мнению некоторых исследователей, имя Аскольд происходит от древнеисландского имени Haskuldr или Hoskuldr. По другой версии — слово имеет местные, славянские корни. По мнению Б. А. Рыбакова, имя Осколд может происходить от древнего самоназвания скифов — сколоты.

Имя ДИР – при помощи слоговицы читается как «быстрый» от сочетания слога ДИ — «покидать» и слога РЕ — «быстро». Если же применить при прочтении известный в русской транскрипции слог РЪ – «собираться», то суть слогообразования существенно не поменяется. По иной версии «Дир» — это титул или прозвище князя Аскольда, существование которого у историков не вызывает сомнений. Б. А. Рыбаков писал: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число».

Как мы видим, вариантов прочтения и объяснения имен легендарных русских (киевских) князей достаточно много. Но, ни разу не была высказана мысль, что имена правителей надо трактовать с учетом их иностранного происхождения. На что указывают слова самой древнерусской летописи: «И бяста у него [Рюрика] два мужа, не племени его, но боярина». А вот в Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Итак, если верить словам летописцев, только на основании которых князь Аскольд был причислен к лику святых, оба правителя были иностранцами («не племени его»), и, возможно, лицами низшего социального происхождения («ни княжа, ни боярска»). Иными словами не скандинавы и не русы. А кто? То, что это были люди, пришедшие из очень дальних мест, свидетельствуют слова той же летописи: «поплыли по Днепру мимо Смоленска, города кривичей, мимо Любеча, города северян, и дошли до неведомого им городка в очень красивой местности, Сильно полюбилось Аскольду и Диру это место». Аскольд и Дир никогда не видели и даже не слышали ни о Смоленске, ни о Любиче, в первый раз увидели они «неведомые» Днепр и Киев. Хороши потомки основателя Киева. Да и воевать они не умели, в отличие от скандинавов. Ни сами за себя не смогли постоять, ни дружина Киева не поддержала своих «военачальников» в противостоянии с Олегом.

Где же искать место рождения Аскольда и Дира? В современном итальянском языке, сохранившем огромное количество однокоренных слов с общим праязыком славян, имеются два глагола: «Ascoltare» — «слушать» и «Dire» — «сказать». Так вот в чем суть всей проблемы с двойным правлением непонятного дуумвирата. Два «романских» «сити-менеджера», посланные Рюриком, коллегиально правили исходя из договоренности: один выслушивал просьбы горожан и дружинников, а другой оглашал решения. Причины парного правления могли быть разными: косноязычие одного из латинян, плохое знание языка (сильный акцент), соглашение между правителями принимать совместные решения. Подобный тандем описан в Святой Библии в книге Бытия. Когда Моисей выслушивал людей, а его брат Аарон объявлял людям его волю.
И не надо выдумывать никаких потомков Кия или завоевателей-скандинавов. Два обычных иностранца с Апеннинского полуострова, посланных новгородским правителем (или пришедших самовольно) решать киевские проблемы, с непонятно звучащим для русского слуха языком, запомнились по их ежедневному служению: АСКОЛЬТО – «слушаю» и ДИРЕ – «хочу сказать, говорю». Причем итальянское Dire (ДИР) является сугубо русским словом, происходящим от глагола «драть [горло]». Отсюда же и слово «команДИР» — кричащий команду. А также «задира», «раздираться», «удирать» — и другие слова производные от глагола «драть».

В православной традиции принято чаще молчать. «Молчание – тайна будущего века» — говорили святые подвижники. Видно так не думают раскольники «киевского патриархата», канонизировав несуществующего «говоруна»-Аскольда.

Киевские князья Аскольд и Дир

Информация о легендарных киевских князьях, правивших Киевом в IX веке, полна загадок и противоречий. Согласно дошедшим до нас историческим сведениям, Аскольд и Дир были варягами по происхождению: некоторые источники утверждают, что братья были дружинниками князя Рюрика – упоминания об этом содержатся в знаменитой «Повести временных лет». Однако в Новгородской летописи указано, что они вовсе не имели отношения к Рюрику и жили в Киеве еще до призвания варягов. Все это делает Аскольда и его соправителя одними из самых загадочных исторических личностей в истории Древней Руси.

Аскольд и Дир на Киевском берегу

Как братья Аскольд и Дир стали правителями Киева

В один из дней Аскольд и его брат Дир отправились в Константинополь. Во время путешествия по славянским землям они попали в один из маленьких, но очень красивых городков на берегу Днепра: этим городом был современный Киев. Аскольду и Диру очень понравился живописный город, поэтому дружинники решили остаться в нем. Они узнали, что наречен населенный пункт был в честь Кия, который некогда основал этот город со своими братьями и сестрой. Также варяги узнали и о том, что местные жители до сих пор платят дань хазарам. Аскольд и Дир сумели освободить киевлян от хазарского гнета и сами стали правителями нового киевского государства.

Первый поход на Византию

Недолгое время князья правили новым государством в мире и согласии: непривычна для них была размеренная мирная жизнь, из-за чего братья приняли решение организовать поход на Царьград. Князья собрали дружину и отправились в военный поход. Воинам удалось застать врасплох жителей Константинополя: их правитель Михаил III в то время находился у восточных границ государства вместе со своим войском. Войско киевских князей свободно подошло с моря к городским стенам Царьграда и высадилось в беззащитных предместьях столицы.

Несмотря на то, что начало военной кампании было удачным, вскоре войска русской дружины покинули окрестности осажденного города: возможно, так подействовала весть о приближающейся морской буре, а может быть – известия о том, что император Михаил III со своим войском приближался к столице Византии. Старинные русские летописи датируют этот поход 866 годом, однако византийские источники называют другую дату первого русского похода на Константинополь – 860 год.

Убийство киевских князей

Согласно летописям, после неудавшегося похода на византийскую столицу князья продолжили свое правление в Киеве. Оно подошло к концу после того, как в Новгороде умер князь Рюрик. Его преемник Олег, впоследствии получивший прозвище Вещий, был опекуном сына Рюрика – маленького Игоря. Будущий правитель русского государства не решился захватить Киев силой: хитростью выманил он Аскольда и Дира из-за городской стены, после чего их немногочисленная охрана была перебита, а сами князья были взяты в плен.

Олег сказал князьям, что они не знатного рода, поэтому не могут управлять городом. После этого Олег указал на наследника князя Рюрика и объявил его будущим правителем Киева. Князья Аскольд и Дир были убиты, а Олег объединил почти все славянские земли под своим правлением. Место, на котором были убиты киевские князья, до сих пор называют Аскольдовой могилой.

Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 г.

Исторические сведения о принятии князьями христианства

Некоторые из византийских исторических источников рассказывают о том, что русские войска неспроста оставили осажденный Константинополь и прекратили военные действия. Согласно преданию, события развивались следующим образом: патриарх Фотий взмолился Господу, и Тот послал бурю, разметавшую корабли русских войск и нанесшую им значительный урон. После этого патриарх Фотий отправил к русским войскам послов, а затем сами князья и их воины приняли христианство. После крещения князь Аскольд получил имя Николай; известия о новом имени соправителя Аскольда, князя Дира, до нас не дошли.

Вопрос о канонизации киевских князей впервые был поднят в 2010 году. Была создана специальная комиссия, собиравшая документы для канонизации братьев как мучеников за веру во Христа. Ряд киевских ученых поддержал эту инициативу, однако УПЦ Московского патриархата до сих пор не вынесла решения по этому поводу.

Так что же сделали киевские князья для Руси

Братья Аскольд и Дир внесли значимый вклад в историю Русского государства, смогли освободить жителей Киева от хазарского гнета, организовали первый поход на Царьград и, возможно, стали первыми киевскими князьями, принявшими христианство. Тот факт, что историки расходятся во мнениях и апеллируют к разным источникам, только повышает популярность правителей в народе даже спустя много веков: судьбы киевских князей Аскольда и Дира полны загадок и секретов, которые историкам еще предстоит разгадать.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: