Установление мира в советской россии

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ СССР Установление дипломатических отношений между СССР и другими государствами Европы и Азии. Первоначально Советская Россия находилась в дипломатической изоляции.

Установление мира в советской россии

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРИЗНАНИЕ СССР

Установление дипломатических отношений между СССР и другими государствами Европы и Азии.

Первоначально Советская Россия находилась в дипломатической изоляции. Совет народных комиссаров во главе с В. Лениным вел борьбу за дипломатическое признание Советской России и других советских республик. Державы Антанты воздерживались от официального признания, надеясь на возникновение устойчивого и лояльного союзникам правительства. Были установлены неофициальные контакты с советским правительством со стороны США (через главу американской миссии Красного креста в России полковника Р. Робинса и др.), Франции (через сотрудников военной миссии, прежде всего Ж. Садуля и др.) и Великобритании (через неофициального представителя Б. Локкарта и др.). В Великобританию был назначен неофициальный представитель Советской России М. Литвинов. Неофициально Литвинову и Локкарту предоставлялись некоторые дипломатические привилегии, в том числе пользование шифрами и дипломатическим курьерами. Советскому правительству удалось заставить послов Антанты и нейтральный государств вступить в официальное общение в связи с Диаманди инцидентом 14.1.1918 г. В начале 1918 г., особенно в период германского наступления 18.02.-3.03.1918 г., обсуждались вопросы признания Советской России в случае возобновления войны с Германией.

Де факто Советская Россия была признана Германией и ее союзниками, которые вступили с ней в Брестские мирные переговоры. Заключение Брестского мира означало установление официальных дипломатических отношений РСФСР с Германией, Австро-Венгрией, Османской империей и Болгарией, а также государственными образованиями, создающимися на территориях, оккупированных Германией (Украинская держава и др.). Отношение государств Антанты в связи с заключением мира стало более враждебным, вопрос признания был снят с повестки дня, дипломатический корпус переехал в Вологду. Неофициальные контакты с Советским правительством сохранялись, хотя постепенно сворачивались. В связи с подготовкой интервенции против Советской России 25.07.1918 г. послы покинули Вологду и перебрались в Архангельск, занятый интервентами. В связи с началом Ноябрьской революции 1918 г. в Германии Брестский мир был расторгнут РСФСР 13.11.1918 г., и таким образом советско-германские дипломатические отношения были аннулированы. Также потеряли силу отношения с Австро-Венгрией и Османской империей в связи с их распадом. Однако полная дипломатическая изоляция советских республик длилась недолго и преодолевалась в двух направлениях: путем заключения мирных договоров с новыми государствами на территории бывшей Российской империи и с государствами Азии. 2.02.1920 г. был подписан советско-эстонский мирный договор 1920 г., 12.07.1920 г. – советско-литовский мирный договор 1920 г., 11.8.1920 г. – советско-латвийский мирный договор 1920 г., 14.10.1920 г. – советско-финляндский мирный договор 1920 г. Поскольку государства Балтии вступили в международные и экономические отношения со странами Европы, Советские республики получили возможность преодолевать изоляцию с помощью их посредничества. По итогам советско-польской войны 1919-1920 гг. 18.03.1921 г. РСФСР и УССР заключили с Польшей Рижский мирный договор 1921 г. Таким образом, благодаря успехам советской дипломатии во главе с наркомом иностранных дел Г. Чичериным, РСФСР, БССР и УССР урегулировали свои отношения с западными соседями, и блокада Советский республик все более теряла смысл. 16.03.1921 г. было заключено советско-британское торговое соглашение 1921 г. Торговые соглашения были заключены и с другими государствами Западной Европы. Однако Советские республики и государства Западной Европы сохраняли множество неурегулированных экономических и политических проблем.

Дипломатическое признание Советских республик происходило и в Азии, где РСФСР выступал с антиимпериалистических позиций (хотя и сам осуществлял интервенции в дела Ирана и Монголии). Предложения РСФСР по восстановлению суверенитета Ирана, Афганистана и Монголии были привлекательны (хотя осложняли советско-британские и советско-китайские отношения). 12.02.1921 г. был заключен советско-иранский договор 1921 г. 27.05.1919 г. РСФСР признала независимость Афганистана, и в октябре были установлены дипломатические отношения двух стран. 13.9.1920 г. был парафирован предварительный договор о дружбе между Россией и Афганистаном, 28.02.1921 г. заключен постоянный советско-афганский договор 1921 г. Советские республики поддержали антиимпериалистические действия нового руководства Турции во главе с М. Кемалем (Ататюрком), 16.03.1921 г. был заключен советско-турецкий договор 1921 г., который урегулировал как отношения Турции и РСФСР, оставшиеся после денонсации Брестского мира, так и территориальные противоречия Турции и Армении. После победы Монгольской народно-революционной партии в 1921 г. 05.11.1921 г. было заключено советско-монгольское соглашение о дружбе, фактически Монгольская народная республика превратилась в государство, зависимое от РСФСР и затем СССР.

Советская Россия приняла участие в Генуэзской конференции 1922 г., где в вопросе урегулирования экономических отношений выступала также от имени других советских республик. Несмотря на неудачу переговоров на конференции, на ее полях были проведены переговоры с Германией. В результате был заключен Рапалльский договор 1922 г. и нормализованы советско-германские отношения. Таким образом, к моменту своего возникновения СССР стал выходить из дипломатической изоляции как в Азии, так и в Европе.

Решающая «волна признаний» СССР произошла в 1924-1925 гг. 22.01.1924 г. к власти в Великобритании пришли лейбористы во главе с Д. Макдональдом, который выступал за признание СССР. 01.02.1924 правительство Д. Макдональда признало СССР де – юре и предложило организовать советско-британскую комиссию для изучения нерешенных экономических и политических проблем в отношениях между двумя странами. 08.08.1924 г. были заключены общий и новый торговый советско-британские договоры. Правда, они не были ратифицированы из-за публикации антисоветской фальшивки, так называемого «письма Зиновьева» и падения правительства лейбористов. Несмотря на это, установление дипломатических отношений СССР и Великобритании облегчило признание СССР другими западными странами.

07.02.1924 итальянское правительство Б. Муссолини формально признало СССР. 28.10.1924 Франция в лице председателя нового правительства Э. Эррио официально признала СССР.

29.02.1924 г. СССР установил дипломатические отношения с Австрией, 10.03.1924 г. – с Норвегией, 18.03.1924 г. – со Швецией, 18.07.1924 г. – с Данией, 18.03.1924 г. – с Грецией, 04.08.1924 г. – с Мексикой. Дипломатическое наступление СССР продолжилось и на Дальнем Востоке. 31.05.1924 г. Л. Карахану удалось подписать в Пекине соглашение с Китаем о возобновлении дипломатических отношений и о сохранении контроля СССР над Китайской Восточной железной дорогой (КВЖД). 20.01.1925 г. были урегулированы отношения с Японией и достигнуто соглашение об установлении дипломатический отношений между Японией и СССР. К 15.05.1925 г. японские войска покинули северный Сахалин. Второй страной Латинской Америки, которая установила отношения с СССР, был Уругвай (21-22.08.1926 г.).

27.05.1927 г. были разорваны советско-британские отношения, но восстановлены 03.10.1929 г.

Из крупных государств неурегулированными оставались отношения СССР с США и Швейцарией (отношения с которой были испорчены в результате оправдания швейцарским судом советского представителя В. Воровского). После прихода к власти президента США Ф.Д. Рузвельта одним из первых его крупных внешнеполитических мероприятий стало установление дипломатических отношений с СССР. 16.11.1933 г. официальные дипломатические отношения СССР и США были установлены.

28.07.1933 г. были установлены дипломатические отношения СССР с Испанией. 09.06.1934 г. в рамках политики «коллективной безопасности» были установлены дипломатические отношения с Чехословакией, с которой вскоре был заключен советско-чехословацкий договор о взаимопомощи 1935 г. Также в 30-е гг. СССР установил дипломатические отношения с Бельгией, Люксембургом, Румынией, Венгрией, Болгарией, Албанией, Колумбией. В основном процесс дипломатического признания СССР завершился с принятием в Лигу наций 18.09.1934 г. Но и после этого со многими странами у СССР все еще не было дипломатических отношений.

Несмотря на «волну признаний», в результате Мюнхенского договора 1938 г. восстановилась относительная международная изоляция СССР.

В ходе Второй мировой войны СССР был признан большинством стран Латинской Америки, Австралией, Канадой и Новой Зеландией. 18.03.1946 г. были установлены дипломатические отношения СССР и Швейцарии. В ходе Второй мировой войны и сразу после нее международная изоляция СССР была полностью преодолена.

История России

Международное положение Советской России в 1921 году

Международное положение Советской России в 1921 году

Читайте также  Основные достижения русской средневековой культуры (viii-xvi вв.)

Одержав историческую победу в войне против соединенных сил мирового империализма и внутренней контрреволюции, Советское государство вступило в новый период развития — период мирного социалистического строительства. Под руководством Коммунистической партии во главе с В. И. Лениным был осуществлен переход от военного коммунизма к новой экономической политике, консолидирован рабочий класс, сохранен и упрочен его союз с крестьянством, обеспечены быстрое восстановление экономики страны и ее перестройка на социалистической основе.

К решению великих созидательных задач Советская страна приступила в сложной международной обстановке. Интересы социалистического строительства требовали мира, и Советское правительство, следуя ленинским принципам мирного сосуществования социалистической и капиталистической систем, вело упорную борьбу за мир. В начале 1921 г. В. И. Ленин с полным основанием говорил: «…Мы все сделали, чтобы доказать наше желание мира».

Большое значение имело установление мирных отношений Советской России с прибалтийскими странами. Правящие круги империалистических держав рассчитывали использовать прибалтийские «лимитрофные» (пограничные) государства — Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию — для вооруженной борьбы против Советской России. Западные империалисты содействовали насильственной реставрации и укреплению буржуазных режимов в этих странах, оказывали помощь контрреволюции. Однако антисоветские замыслы потерпели крах. Война против Советского государства противоречила интересам не только трудящихся, но и буржуазии прибалтийских стран, самое существование которых в качестве независимых государств стало возможным лишь благодаря Октябрьской революции и национальной политике Советского правительства. Понимая это, буржуазные правительства прибалтийских стран приняли мирные предложения Советской России и уже в течение 1920 г. заключили с ней мирные договоры.

Сложнее обстояло дело с Польшей, которая вела длительную войну против Советской страны. Только убедившись в том, что продолжение войны опасно прежде всего для самой Польши, ее правящие круги решили заключить с Советскими республиками окончательный мирный договор. Он был подписан 18 марта 1921 г. в Риге и предусматривал взаимное уважение суверенитета договаривающихся сторон и невмешательство во внутренние дела.

В. И. Ленин беседует с английским писателем Г. Уэллсом. Фотография 1920 года.

Из всех пограничных западных стран лишь с Румынией не был заключен тогда мирный договор. Буржуазно-помещичье правительство Румынии отказывалось возвратить захваченную Бессарабию и своей агрессивной политикой препятствовало нормализации советско-румынских отношений.

После разгрома иностранной интервенции и внутренней контрреволюции произошли изменения во взаимоотношениях Советской России и крупных капиталистических государств Западной Европы. В правящих кругах этих государств проявились две тенденции по отношению к Советской стране. Наиболее реакционные и агрессивные представители буржуазии по-прежнему выступали поборниками интервенции. Такую позицию занимали Черчилль и Керзон в Англии, Клемансо и Пуанкаре во Франции и все их довольно многочисленные единомышленники. Другие политические деятели, такие, как Ллойд-Джордж или Эррио, понимали необходимость пойти навстречу настойчивым требованиям нормализации отношений с Советской Россией, исходившим как от трудящихся, так и от деловых кругов их стран. В зависимости от политической обстановки усиливалась то одна, то другая из этих тенденций.

Англия была первой из крупных капиталистических держав, которая прислушалась к советским предложениям о мире. Но и она проявляла большие колебания. Вступив после снятия блокады весной 1920 г. в переговоры с Советской Россией о заключении торгового соглашения, английское правительство прервало их и приняло активное участие в организации нападения Польши и Врангеля на Советскую страну. Затем, когда Красная Армия разгромила последний поход Антанты, переговоры возобновились. По вине английского правительства они тянулись очень долго. В. И. Ленин на VIII Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. говорил: «Мы готовы подписать торговое соглашение немедленно, а если оно до сих пор не подписано, то вина исключительно на тех течениях и веяниях в английских правящих кругах, которые хотят сорвать торговое соглашение, которые хотят, вопреки воле большинства не только рабочих, но даже вопреки воле большинства английской буржуазии, еще раз иметь возможность с развязанными руками сделать нападение на Советскую Россию». Все же кампания, предпринятая противниками англо-советского соглашения, не имела успеха, и 16 марта 1921 г. оно было подписано. Соглашение предусматривало установление торговых отношений между Англией и РСФСР, причем обе стороны обязались не предпринимать враждебных актов по отношению друг к другу, не устанавливать и не поддерживать в какой-либо форме блокаду. Урегулирование взаимных претензий откладывалось до заключения формального мирного договора. Торговые представители обеих стран получали дипломатические привилегии. По существу это было не только торговое, но и политическое соглашение. Оно знаменовало значительный успех советской внешней политики.

Николаю Ленину, единственному государственному деятелю, который обладает талантом, характером и знаниями, соответствующими его ответственному положению. От Бернарда Шоу. 16 июня 1921 года. Надпись на книге, подаренной В. И. Ленину.

В мае 1921 г. Советское государство заключило временное соглашение с Германией и затем в течение года — соглашения с Италией, Норвегией и Австрией.

Большие препятствия встретились на пути к установлению мирных отношений с Францией. Французская буржуазия, вложившая крупные капиталы в экономику и финансы дореволюционной России, не желала мириться с их утратой. Особую злобу к Советской России проявляли держатели царских займов, аннулированных Советским правительством. Разгром интервентов и белогвардейцев несколько отрезвил французскую буржуазию. В 1921 г. торговые палаты многих городов Франции высказались за прекращение интервенционистской политики и установление торговых связей с Советским государством. Лидер партии радикалов Эррио и некоторые другие видные политические деятели выступали с предложениями перейти к нормальным дипломатическим и экономическим отношениям. Активно выражали свое недовольство антисоветской политикой правительства трудящиеся массы. Тем не менее Франция в этот период продолжала отказываться от заключения соглашения с Советской Россией.

Борьба двух тенденций по отношению к Советской стране происходила и в буржуазных кругах Соединенных Штатов Америки. Советское правительство не раз заявляло о своем стремлении к установлению нормальных,, отношений с Соединенными Штатами. В. И. Ленин говорил: «Пусть американские капиталисты не трогают нас. Ми их не тронем. Мы готовы даже заплатить им золотом за полезные для транспорта производства машины, орудия и проч. И не только золотом, но и сырьем». Трудящиеся массы Соединенных Штатов вопреки шумной антисоветской кампании буржуазной прессы горячо поддерживали мирную инициативу Советского государства, требовали прекратить враждебную ему деятельность и признать его де-юре.

Исходя из деловых соображений, некоторые буржуазные политические деятели также высказывались за признание Советской России. Сенатор Френс, посетив в 1921 г. Советскую страну, заявил журналистам: «Ознакомившись с положением на месте, могу заявить без колебаний, что дружественные отношения с Россией должны быть установлены в интересах Америки, чтобы получить возможность продавать американские товары, которые гниют за отсутствием спроса…». Однако такого рода выступления встречали яростное сопротивление реакционных групп, определявших политику Соединенных Штатов. Гардинг, Юз, Гувер и другие американские руководящие деятели по-прежнему занимали по отношению к Советскому государству резко враждебную позицию. Они боялись его революционизирующего влияния на трудящихся капиталистических стран, а его миролюбие расценивали как слабость.

Поэтому, когда ВЦИК в своем обращении к американскому конгрессу и президенту Гардингу от 20 марта 1921 г. указал, что взаимные интересы обеих стран требуют установления нормальных деловых отношений, и предложил вступить на этот путь, правительство Соединенных Штатов снова отказалось от нормализации отношений с Советской Россией.

Принципиально новые, дружественные отношения Советское правительство установило со странами Востока. Последовательно проводя в жизнь ленинскую политику равноправия больших и малых народов, уважения к их национальному суверенитету и невмешательства в их внутренние дела, оно решительно осудило империалистические захваты, осуществлявшиеся царизмом, и поддержало борьбу стран Востока за свою независимость. Со своей стороны народы Востока, видя в Советской России своего естественного защитника и бескорыстного друга, стремились к дружбе с великой социалистической державой.

26 февраля 1921 г. был подписан договор между Ираном и Советской Россией. Советское правительство не только аннулировало неравноправные договоры, заключенные в свое время царизмом с Ираном, но и отказалось от всяких прав на займы, предоставленные Ирану Россией, передало Ирану русский Учетно-ссудный банк, все русские концессии, железнодорожные и телеграфные линии, построенные Россией на территории Ирана, порт Энзели. Советско-иранский договор ярко демонстрировал принципиальное отличие советской политики по отношению к народам Востока от политики захватов и порабощения, проводимой империалистическими государствами.

Читайте также  Советский союз и фашистская германия к январю 1944 года

28 февраля Советская Россия заключила договор о дружбе с Афганистаном, первой из всех держав признав его суверенитет. Заключение этого договора и помощь Советской страны сыграли большую роль в укреплении независимости Афганистана.

16 марта был подписан советско-турецкий договор о дружбе и братстве. Он полностью признал суверенитет Турции и ликвидировал старые русско-турецкие договоры. Важное значение имел пункт, согласно которому Советское правительство отказывалось признавать договоры и соглашения, не признанные правительством Великого национального собрания Турции (следовательно, и Севрский договор). Моральная и материальная поддержка, оказанная Советской страной, помогла турецкому народу отразить натиск империалистических интервентов и завоевать национальную независимость.

С народной Монголией Советская Россия установила братский союз. Красная Армия помогла монгольской Народно-революционной армии разгромить белогвардейские банды и освободить территорию страны от интервентов. 5 ноября 1921 г. между РСФСР и Монголией был заключен договор об установлении дружественных отношений.

Советская Россия хотела уже тогда завязать дружественные отношения и с Китаем, но милитаристские клики в Пекине отвергали все предложения Советского правительства о заключении соглашения.

В целом договоры, заключенные Советским государством в 1921 г., свидетельствовали о его упрочении и о повышении его международного авторитета.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ B 1921 — 1922 гг.

Упрочение мира, завоеванного советским народом дорогой ценой, являлось главной задачей внешней политики России. Успешному решению этой задачи должно было способствовать установление взаимовыгодных экономических связей с зарубежными странами, включая предоставление концессий иностранным капиталистам.

B правящих кругах капиталистических стран по вопросам взаимоотношений с Советской Россией обнаружились две непримиримые тенденции. C одной стороны, они стремились к сохранению интервенционистской политики под лозунгом «непризнания» Советского правительства, а с другой — к установлению с ним нормальных дипломатических и экономических отношений. Агрессивные элементы не отказывались от своей конечной цели — насильственной реставрации эксплуататорского строя в России. Однако в 1921 — 1922 гг. в руководстве этих держав возобладало мнение о необходимости перейти к новым методам борьбы — начать торговать с Советской страной и попытаться дипломатическими и экономическими средствами принудить ее к капитуляции.

Последовательно осуществляя политику мирного сосуществования, Советское правительство 28 октября 1921 г. обратилось к правительствам Великобритании, Франции, Италии, Японии и Соединенных Штатов Америки с нотой, в которой сделало ряд важных предложений. Принимая во внимание, что судьба долгов царского правительства интересовала миллионы мелких держателей акций, Советское правительство соглашалось признать довоенные царские долги при условии, что западные страны предоставят Советской России льготы, обеспечивающие практическую возможность погашения этих долгов. B ноте отмечалось, что одной из основных целей советской политики является «экономическое сотрудничество с другими державами», а поскольку экономические вопросы тесно связаны с политическими, «нельзя думать об установлении полного мира без России, а вопрос о взаимоотношениях между Россией и остальным миром, являющийся первостепенным мировым вопросом, не может быть разрешен без соглашения с Советским правительством». Поэтому согласие Советской России на существенные уступки в вопросе о долгах должно сопровождаться заключением окончательного всеобщего мира с ней и признанием Советского правительства. B ноте предлагалось созвать международную конференцию для разрешения этих проблем.

Советские предложения вызвали большой интерес в западных странах. Особенно настойчивые призывы согласиться на созыв международной конференции раздавались в правящих кругах Англии, сознававших, что расширение экономических отношений с Советской Россией содействовало бы устранению трудностей, которые переживала английская внешняя торговля. Правительство Ллойд-Джорджа рассчитывало, что, взяв на себя роль организатора большой международной конференции, оно укрепит свой престиж в глазах английского народа, выступающего против интервенционистской, антисоветской политики. Экономическая конференция с участием России, от которой путем коллективного нажима предполагалось добиться больших уступок, могла также усилить позиции Англии в ее острей борьбе с Соединенными Штатами за морскую гегемонию и с Францией — за влияние в Европе и на Ближнем Востоке.

Иные взгляды высказывали промышленники и финансисты Франции, которые не испытывали больших экспортных затруднений, ибо продукция их предприятий и капиталы банков в значительной части шли на послевоенное восстановление страны. Кроме того, французские империалисты принципиально придерживались жесткой политики.

IX Всероссийский съезд Советов в декабре 1921 г. дал указание ВЦИК, Совнаркому и Наркоминделу продолжать переговоры с иностранными правительствами на основе заявления от 28 октября 1921 г.

Вопрос о созыве международной конференции должен был решить Верховный совет Антанты, заседания которого открылись 6 января 1922 г. в Каннах. Американское правительство, еще не сформулировавшее официально свое отношение к намечаемой конференции, поручило своему послу в Англии принять участие в этих заседаниях в качестве наблюдателя.

Английское правительство в меморандуме, переданном премьер-министру Франции Бриану за два дня до начала каннских совещаний, предложило созвать экономическую конференцию всех европейских стран, включая Советскую Россию. Это предложение Ллойд-Джордж повторил в своей речи в Каннах, добавив, что Россия со своей стороны должна обязаться уплатить долги, возместить иностранным собственникам убытки от конфискации их имущества, воздерживаться от «пропаганды» и подписать соглашения о ненападении с соседними государствами. B первый же день совещания была принята резолюция, представленная главой английского правительства. Она содержала предложение созвать в феврале или начале марта в Генуе экономическую и финансовую конференцию всех стран Европы. 7 января итальянское правительство передало Советскому правительству официальное приглашение на конференцию, выразив пожелание, чтобы советскую делегацию возглавил лично В.И.Ленин.

8 января Советское правительство послало ответную ноту, в которой, принимая приглашение Верховного совета Антанты, указало, что, если В.И.Ленин по тем или иным причинам не сможет покинуть Россию, «. тем не менее, состав делегации, равно как и размеры предоставленных ей полномочий, придадут ей такой же авторитет, какой она имела бы, если бы в ней участвовал гражданин Ленин». Приглашением России на международную конференцию капиталистические державы признали неизбежность установления с ней деловых взаимоотношений. Это было крупной дипломатической победой России.

Какая страна первой официально признала СССР

Афганистан стал, хоть и невольно, одной из причин распада СССР. Именно такие роковые последствия имел ввод на территорию Афганистана ограниченного контингента Вооруженных сил СССР в 1979 году. По иронии судьбы Афганистан был в числе первых государств, признавших в свое время молодую Советскую Республику.

Отношения с Афганистаном до 1917 года

В XIX столетии Афганистан служил своеобразным буфером между Россией и Британией, весьма энергично занимавшейся захватом и колонизацией территорий в Азии. Это историческое стремление англосаксов к гегемонии над Индией и прилегающими странами и противодействие этой экспансии со стороны России, вошло в историю под названием «большая игра».

Россия, также имевшая свои геополитические интересы в этом регионе, на протяжении всего XIX века контролировала многочисленные государства Средней Азии путем сложных дипломатических игр и открытых военных столкновений. К 80-м годам XIX века русская администрация появилась в Закаспийской области – на территории нынешней Туркмении. Отсюда уже было совсем недалеко до границ Афганистана. Британская сторона, встревоженная успехами русских в Средней Азии, спровоцировала конфликт русских войск с афганцами южнее города Мерва.

К началу XX века Афганистан находился под политическим влиянием Великобритании. В Первой мировой войне эмир Хабибулла предпочел, несмотря на усилия Турции, Германии и Австрии, хранить нейтралитет, не вступая ни в какие политические союзы. В Афганистане в это время было немало сторонников идеи развязать джихад (священную войну) против Британской империи, однако, эмир стоял на своем.

Читайте также  Государственно-социальная система россии в конце xix века

После 1917 года

Когда в России произошла революция 1917 года, известия о случившемся дошли до Кабула через Туркестан, где также установилась Советская власть. На сторонников государственной независимости сильное впечатление произвела «Декларация прав народов России», провозглашавшая «равенство и братство» народов, и запрещавшая угнетение одного народа другим.

В 1918 году в Кабуле на языках пушту и дари было опубликовано письмо «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», а также декрет об аннулировании секретных договоров, в том числе и тех, что были заключены с Великобританией и касались Афганистана. Советская Республика провозглашала свободное самоопределение всех народов.

Туркестанская советская республика, по указанию центра, пыталась установить дружеские отношения с Афганистаном. Одну из попыток предприняли при посредничестве принца Исхака Ибрагим-хана, который через территорию Туркестана следовал в Кабул. Наркомат иностранных дел Туркестана просил принца передать эмиру Хабибулле предложение об установлении с народом Афганистана дружбы и сотрудничества. Предложение было передано, однако эмир не счел нужным на него ответить.

В феврале 1919 года в Афганистане случился переворот. Эмир Хабибулла был убит, к власти пришел жаждавший реформ и независимости Аманулла-хан. В своей тронной речи он провозгласил полную политическую независимость своей страны.

Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном

После провозглашения Афганистаном своего суверенитета, Советская Россия стала первой страной, признавшей новое независимое государство. Об этом было объявлено 27 февраля 1919 года в письме Аманулле-хану от наркома иностранных дел Туркестанской Советской республики Е. Е. Богоявленского.

В марте 1919 года Аманулла-хан направил послания Ленину, Калинину и Чичерину, в которых выражал готовность к установлению добрососедских отношений и обмену дипломатическими представительствами.

Причины столь скорой реакции понятны: Аманулле-хану в соответствии с международными дипломатическими нормами следовало сделать ответный шаг. Кроме того, курс на независимость, разумеется, не был поддержан Великобританией. Теперь Афганистану нужна была поддержка сильного государства, издавна являвшегося противником британских устремлений на востоке. Оттолкнувшись от англичан, следовало обратиться за помощью к России. Датой начала дипломатических отношений между Афганистаном и Советской Россией принято считать 27 марта 1919 года. Через два года, в феврале 1921 года был подписан первый договор о дружбе между двумя странами.

Политический контекст

В период после 1917 года и до 1920 года Советская Россия находилась в международной изоляции. Страны Европы не признавали новое государство де-юре, несмотря на то, что признание его де-факто состоялось в процессе установления Брестского мира между РСФСР и Германией, Австро-Венгрией, Османской империей.

Таким образом, Афганистан стал первым государством, официально признавшим Советскую Россию. Вслед за этим в 1920 году последовало признание Советского государства Эстонией и Латвией, а в 1923 году – Германией, Польшей, Финляндией, Ираном, Монголией. В 1924 году СССР был признан большинством стран Европы, в 1933 установились дипломатические отношения с США.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Становление советской власти

У всякого раба есть своя гордость: он хочет повиноваться лишь величайшему владыке.

Становление советской власти в России стало возможно в результате 2 съезда большевиков, который фактически венчал собой революцию и силовой захват власти. Это способствовало приданию законности тех действий, которые привели к краху российской империи и свержении императора.

Для понимания событий той эпохи необходимо рассмотреть хронологию событий в плане становления в России советской социалистической власти. Она покажет последовательность действий Ленина с соратниками, а также их ключевые шаги, которые способствовали становлению советской власти.

Начнем с того, что октябрьский переворот завершился открытием 2 съезда Советов. Случилось это на исходе дня 25 октября 1917 года в Петрограде, в Смольном дворце. С малыми перерывами съезд продлился до 27 октября включительно. На заседании присутствовали:

  1. Большевики — 390 человек.
  2. Эсеры (левое и правое крыло) — 190 человек.
  3. Меньшевики — 72 человека.
  4. СД-интернационалисты — 14 человек.
  5. Украинские националисты — 7 человек.
  6. Меньшевики-интернационалисты — 6 человек.

Всего на заседании присутствовало 739 человек, большинство из которых принадлежало большевикам, позволяя тем управлять процессами этого собрания. Эсеры и меньшевики выдвигают требование признать незаконность власти большевиков, поскольку она была захвачена в результате государственного переворота! Это требование не было удовлетворено и представители оппозиции покинули зал. Так началось становление советской власти, кратко описать которое просто невозможно.

Первые декреты советской страны

Продолжился 2 Всероссийский Съезд Советов в 11 часов 26 октября. На нем Ленин зачитывает «Декрет о мире», который обязывает Россию начать переговоры о мире без аннексии и контрибуции, а также о немедленном перемирии на 3 месяца для ведения переговоров. В этом документе был пункт, согласно которому все народности, ранее силой включение в состав России, имеют право на независимость.

Становление советской власти проходило в ускоренном темпе. Большевики понимали, что если в кратчайшие сроки не дать народу то, чего тот желает, они в управлении страной долго не удержатся. На 2 съезде Советов большевики, которые четко определили меры, способные укрепить становление государства, приняли директиву о мире, директиву о земле и директиву о власти.

Директива о земле была оглашена в 2 часа ночи 26 октября 1917 года. Она полностью отменяла частное владение землей. По всей стране вводилась уравнительная система распределения земли, при этом власть обязалась периодически производить новые разделы. Большевики не были сторонниками такой реформы. В том виде, в каком она была принята, это было одно из положений программы эсеров. Но они приняли эту директиву, по сути эсеровскую, чтобы завоевать любовь крестьян. Им это удалось. Кратко декрет о земле можно представить следующим образом:

  • запрещены все сделки с землей, которая переходит полностью в государственную собственность;
  • наемный труд на земле запрещен;
  • все земельные участки переходят в собственность государству, которое предоставляет ее всем без исключения гражданам;
  • земля предоставляется бесплатно, никакие арендные платы недопустимы;
  • неспособные обрабатывать землю по состоянию здоровья получают государственную пенсию.

Следующая директива большевиков о власти гласила, что вся власть в стране принадлежит теперь Советам.

Первые шаги в становлении советской страны

После принятия основных директив, которые требовал простой народ, большевики принялись за реформирование страны. В короткие сроки были приняты следующие директивы для становления порядка в советском государстве. 29 октября — директива о восьмичасовом рабочем дне. 2 ноября – директива о равенстве народов России. 10 ноября – директива о ликвидации сословий. 20 ноября – декрет о признании национальной культуры мусульман страны. 18 декабря – декрет об уравнении прав мужчин и женщин. 26 января 1918 года – постановление о выходе церкви из состава государства.

10 января 1918 года, после роспуска Учредительного собрания, состоялся 3 съезд Советов солдатских и рабочих депутатов. Вскоре к нему присоединились и крестьянские депутаты. Это собрание завершило становление органов советской власти, а также принятие директивы о правах трудящихся.

В июле 1918 года был проведен 5 съезд Советов. В результате было определено название страны – Российская Социалистическая Федеративная Социалистическая Республика. Кроме того, была утверждена конституция страны. Высшим органов государства был определен съезд Советов. Исполнительное законодательство было закреплено за Советом Народных Комиссаров. Завершился 5 съезд Советов принятием герба и флага государства.

Становление советской власти было фактически завершено, в дальнейшем уже требовалось ее удержать.

Источники и дополнительный материалпо теме:

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: