Установление строя народной демократии. Участие Болгарии в войне - Sogetsu-Mf.ru

Установление строя народной демократии. Участие Болгарии в войне

Народно – демократические изменения в Болгарии в 1945 -1948 гг. Поражения Болгарии во Второй Балканской и первой мировой войнах, пережитые болгарским обществом как «национальные катастрофы»,

Народно – демократические изменения в Болгарии в 1945 -1948 гг.

Поражения Болгарии во Второй Балканской и первой мировой войнах, пережитые болгарским обществом как «национальные катастрофы», оставили в его сознании болезненный след. Стремление обеспечить максимально благоприятный для Болгарии выход из второй мировой войны, избежав новых территориальных потерь, обусловило политическую жизнь страны в 1944—1947 гг.

Завоевать доверие государств антигитлеровской коалиции и добиться их поддержки, освободив страну от всего, что представляло ее союзницей Германии, — такова была первоочередная задача Отечественного фронта. Особые надежды в сложившейся ситуации возлагались на Советский Союз, с которым свои чаяния связывало и большинство населения страны.

Благодаря поддержке СССР Болгария получила право на участие в войне против Германии на завершающей стадии. В соответствии с подписанным в октябре 1944 г. соглашением о пере-мирии болгарские воинские соединения были подключены к ряду операций по освобождению Югославии, Венгрии и Австрии. Таким образом Болгария в конце войны оказалась на стороне государств антигитлеровской коалиции, что с точки зрения выработки условий будущего мирного договора имело для нее важнейшее значение.

Авторитет Советского Союза, дипломатические отношения с которым Болгария восстановила в августе 1945 г., непосредственно отразился на положении ассоциировавшейся с ним Болгарской ра-бочей партии. Она стала наиболее влиятельной политической силой страны. Если в сентябре 1944 г. БРП, переименованная тогда же в БРП (коммунистов), насчитывала 13-14 тыс. членов, то в конце 1944 г. — более 250 тыс.

Кабинет Отечественного фронта, в котором ключевые посты занимали представители Народного союза «Звено» и коммунисты, провел «чистку» государственного аппарата на всех его уровнях. В армии, наряду со сменой офицерского состава, была введена должность политрука. В декабре 1944 г. начал функционировать учрежденный указом правительства Народный суд (2 верховных и 64 областных состава). Он призван был покарать виновников присоединения Болгарии к Тройственному пакту, военных преступников и т.п. Выносившиеся им приговоры яачялись окончательны-ми и обжалованию не подлежали. По официальным данным, с октября 1944 г. по март 1945 г. к судебной ответственности было привлечено более 11 тыс. человек, среди которых оказались депутаты Народного собрания, бывшие министры, служащие полиции и др. Однако имеются сведения, что в действительности через Народный суд прошло от 30 до 100 тыс. чел. Общее количество вынесенных смертных приговоров превысило 2 тыс. Предполагалось, что такие меры укрепят позиции Болгарии на мирных переговорах.

В июне 1945 г. правительство издало указ о проведении 26 августа парламентских выборов. Подготовка к ним ускорила процесс политического размежевания. Противоречия по вопросам стратегии и тактики Отечественного фронта привели к раскату БЗНС и БРСДП. На основе выделившихся из них группировок возникли две оппозиционные партии: БЗНС под руководством Н. Псткова и БРСДП во главе с К. Лулчевым и Г. Чешмеджиевым. Они развернули борьбу за перенос сроков выборов. Пол давлением представителей США и Великобритании в Союзной контрольной комиссии, сославшихся на отсутствие необходимых условий для свободного волеизъяатсния избирателей, выборы были отложены.

Отечественный фронт допустил к участию в выборах четыре оппозиционные партии: БЗНС Н. Петкова, БРСДП К. Лулчева, а также Объединенную радикальную и Демократическую партии. Наиболее активной оказался БЗНС Н. Псткова. Он выдвинул рад предварительных условий своего участия в выборах, потребовав, в частности, отставки правительства. Их невыполнение заставило Н. Петкова призвать своих сторонников к бойкоту выборов. БЗНС поддержали и другие оппозиционные силы. Состоявшиеся 18 ноября 1945 г. парламентские выборы принеси и убедительную победу Отечественному фронту. За него проголосовало более 80% пришедших на избирательные участки. Однако Великобритания и США признали результаты выборов недействительными, поскольку в них не приняла участие оппозиция.

На прошедшем в декабре 1945 г. совещании министров иностранных дел Великобритании, США и СССР было решено рекомендовать болгарскому правительству включить в свой состав двух представителей оппозиционных партий, готовых к лояльному сотрудничеству с ним. По сути речь шла о Н. Петкове от БЗНС и К. Лулчеве от БРСДП. Однако попытки убедить их войти в кабинет К. Георгиева оказались безуспешными. Они отказывались идти на уступки, продолжая настаивать на проведении свободных парламентских выборов, а также освобождении министерств внутренних дел и юстиции от «диктата» коммунистов.

Затянувшийся процесс формирования правительства сопровождался дискуссиями, развернувшимися вокруг представленного БРП (к) на рассмотрение Народного собрания законопроекта о конфискации незаконно приобретенной собственности. Парламент принял его в марте 1946 г., сократив срок давности действия закона с 20 до 11 лет (т.е. по закону обследованию подлежало имущество, приобретенное начиная с 1 января 1935 г.). Тогда Народное собрание утвердило закон об аграрной реформе («трудовой поземельной собственности»), установивший максимально возможные размеры частных земельных ападеннй (для Добруджи — 30 га, для остальных районов — 20 га). К концу 1946 г. отчужденные у 3,6 тыс. собственников 56,4 тыс. га земли наряду с 80 тыс. га, выделенными из государственного фонда, перешли в пользование 124 тыс. безземельных и малоземельных крестьян. В июле Народное собрание одобрило законопроект о руководстве армией и контроле над ней. Им предусматривалась передача верховного руководства армией правительству, определялись права и обязанности офицеров-политработников и т.д. В результате проведенной Комиссией по реализации закона новой чистки в армии из нес было уволено около 2,5 тыс. офицеров. В августе 1946 г. представитель «Звена» Д. Велчев лишился поста военного министра, который перешел к члену БРП (к) Г. Дамянову. В целом принятые парламентом в 1946 г. законы значительно укрепили позиции коммунистической партии.

В июле 1946 г. Народное собрание постановило вынести на референдум вопрос о форме государственного правления в стране. Оппозиционные партии использовали начавшуюся политическую кампанию для антиправительственной агитации. Кабинет К. Георгиева они характеризовали как недемократический, однопартийный и диктаторский. Однако при этом они так же, как и Отечественный фронт, выступали за установление в Болгарии республиканской формы праатения. В итоге на состоявшемся 8 сентября 1946 г. референдуме 95,6% от принявших участие в нем проголосовало за ликвидацию института монархии. На основании этого 15 сентября 1946 г. Народное собрание провозгласило Болгарию народной республикой (НРБ). На следующий день члены царской семьи в сопровождении небольшой свиты покинули страну. После чего на повестке дня оказался вопрос о конституции НРБ, принять которую должно было Великое Народное собрание. Подготовка к назначенным на 27 октября 1946 г. выборам в Великое Народное собрание вызвала обострение политической борьбы. Представители США и Великобритании в Союзной контрольной комиссии поставили вопрос о необходимости обеспечить в стране условия для проведения действительно свободных выборов. Советское же руководство рекомендовало болгарскому правительству независимо от действий США и Великобритании следовать избранным политическим курсом.

В результате проведенных 27 октября 1946 г. выборов Отечественный фронг получил в Великом Народном собрании 376 мест (275 — БРП (к), 69 — БЗНС, 8 — Народный союз «Звено», 9 — БРСДП, 1 -независимый кандидат), тогда как оппозиционная коалиция — 99.

Сформированное в ноябре 1946 г. правительство, в котором 10 из 20 министерских портфелей было предоставлено коммунистам, возглавил вернувшийся в ноябре 1945 г. из СССР Г. Димитров. Он стал также председателем конституционной комиссии, образованной Великим Народным собранием. Вопрос о конституции оказался центральным в противоборстве депутатов от БРП (к) и от оппозиционных партий.

В начале февраля 1947 г. в Париже был подписан мирный договор с Болгарией. Несмотря на усилия СССР, Болгария не получила статуса страны-участницы антигитлеровской коалиции, но тем не менее вышла из войны без территориальных потерь: ее границы остались в том виде, как они существовали на 1 января 1941 г.

После вступления договора в силу Болгарию в 90-дневный срок должны были покинуть советские войска и представители прекращавшей свою деятельность Союзной контрольной комиссии. Это обстоятельство заставило оппозицию действовать решительнее. Она, в частности, потребовала -запрещения БРП (к), объя-вив ее «фашистской». Однако предпринимавшиеся оппозиционными силами шаги являлись скорее актом отчаяния, продиктованным осознанием собственной обреченности. Как только Сенат США ратифицировал мирный договор, власти Болгарии отдали распоряжение арестовать Н. Петкова. В сентябре 1947 г., сразу же после вступления в силу Парижского мирного договора, вынесенный Н. Петкову смертный приговор был приведен в исполнение. Ни дипломатическое вмешательство США и Великобритании, ни просьбы о помиловании ряда общественных деятелей, включая и защитника Г. Димитрова на Лсйпцигском процессе, не спасли лидера оппозиционного БЗНС. Его партия под предлогом, что она превратилась в «организационный центр, вокруг которого группируются фашистские и реставраторские силы страны», была распушена. Вскоре ее судьбу разделила и БРСДП К. Лул-чева, многие деятели которой также оказались арестованными.

Освободившись от депутатов, представлявших оппозиционные партии, Великое Народное собрание 4 декабря 1947 г. приняло конституцию НРБ. Согласно конституции законодательная власть в стране передавалась Народному собранию, исполнительная — утверждаемому последним совету министров, а местная — избираемым на 3 года местным советам и их исполнительным

нота власти предоставлялась его президиуму.

В начале февраля 194S г. состоялся 2-й конгресс Отечественнего фронта. На нем было решено преобразовать Отечественный фронт, являвшийся коалиционным объединением пяти партий, в массовую общественно-политическую организацию. В мас-aBiycic произошло слияние БРСДП с БРП (к). Одновременно Народный союз «Звено» и Радикальная партия вошли в Отечественный фронт л полностью растворились в нем. Остались только БРП (к), переименованная в 1948 :. в Болгарскую коммунистическую партию (БКП), и признавший се руководящую роль БЗНС.

Таким образом, коммунистическая партия стала единственной доминирующей политической силой в стране при оформившейся двухпартийной системе. Данное положение полностью отвечало задаче ускоренною перехода к строительству социализ-ма, выдвинутой сю в соответствии с Варшавской декларацией Коминформбюро.

Болгария во Второй мировой войне

Болгария, которая принимала активное участие во Второй мировой войне, находилась в уникальном положении по сравнению с другими государствами. Присоединившись к Третьему Рейху, правительство страны сохранило дипломатические отношения с Советским Союзом.

Для Болгарии война началась в декабре 1941 г., когда царь Борис Третий по требованию Гитлера объявил войну Англии и Соединенным Штатам.

Сближение с Третьем Рейхом: предпосылки

Болгария «поглядывала» в сторону Третьего Рейха и Гитлера в конце 1930-х – начале 1940-х гг. было связано с несправедливыми условиями Нейинского мирного договора 1919 г. Правительство и царь мечтали вернуть потерянные территории. Реваншистские настроения «бродили» и в болгарском обществе в течение всего межвоенного периода. Кроме того, царь Борис вынашивал идею строительства «Великой Болгарии», поэтому союз с Германией был выгодным и необходимым.

Первым шагом на пути сотрудничества стало поддержание Болгарией оккупации Третьем Рейхом Чехословакии, после чего в армию царя Бориса стало поступать трофейное оружие из захваченной страны. Болгария была нужна Гитлеру, поскольку занимала стратегическое положение. С ее территории удобно было наносить удары по Турции, Греции, Румынии и Югославии.

Но Болгарию из своей зоны влияния не собирался отпускать Сталин, стремившийся расширить влияние Советского Союза на Балканы. В ноябре 1940 г. были сделаны попытки подписать советско-болгарский пакт о взаимопомощи, что активизировало коммунистическое движение в Болгарии. Но царь и глава правительства Филов отвергли такие попытки, дав согласие Гитлеру на размещение в стране немецких войск.

Начало войны

В марте 1941 г. был подписан пакт о присоединении Болгарии к Гитлеру и его сателлитам, при этом правительство отказалось воевать против Югославии и Греции. Но царь и премьер-министр разрешили войскам Третьего Рейха разместиться на своей территории. К апрелю 1941 г. Болгария назад получила Македонию и Западную Фракию, что позволило реализовать идею о «Великой Болгарии», выйти к Эгейскому морю.

Читайте также  Вторая половина хх века в учебниках украины

После таких действий болгарского правительства и руководства страны, Соединенные Штаты, Новая Зеландия, Канада, Австралия и Англия объявили войну Болгарии. Следом за этим болгарские коммунисты приступили к активизации партизанского движения.

Царь Борис подписал договоры об установлении демаркационной линии между Италией и Болгарией в Албании. «Великая Болгария» получила также бомбардировщики и танки, захваченные Германией на фронтах Второй мировой войны.

Военные действия 1941-1944 гг.

Несмотря на то, что Болгария официально не вступила в войну с СССР, болгарские войска принимали участие в действиях против Союза, топили советские подлодки.

В ответ на действия правительства, коммунисты при поддержке Компартии СССР организовала в стране мощное движение партизан. Позже к нему присоединилось движение сопротивление, в состав которого входили различные политические силы, выступавшие против сотрудничества с Гитлером.

Летом 1942 г. партизан и движение сопротивления поддержала коалиция Отечественный фронт. Его руководителем стал Георгий Димитров, поддерживаемый тесные контакты со Сталиным. Следующим шагом болгарских коммунистов стало создание в 1943 г. Народно-освободительной повстанческой армии.

Наличие в Болгарии столь мощных движений способствовало успеху Красной Армии, которая в начале осени 1944 г. подошла к границам Болгарии. Борис Третий еще в августе 1943 г. попытался выйти из союза с Гитлером, но не сумел сделать это. После смерти царя, был создан регентский совет, который управлял страной до совершеннолетия сына Бориса – принца Симеона. Такой поступок правительства получил одобрение немцев. Прогерманская позиция совета полностью отвечала целям Гитлера, старавшегося сохранить позиции в Европе и на Балканах.

В 1943-1944 гг. авиация союзников постоянно бомбила Софию и другие города, что вызывало массовую гибель гражданского населения. В сложных политических условиях в Болгарии произошла смена правительства. Новый кабинет министров возглавил И. Багрянов, который взял курс вывод Болгарии из войны. Сначала он объявил нейтралитет Болгарии и потребовал вывод войск Рейха с территории страны.

Переговоры с великими державами зашли в тупик, и правительство вынуждено было уйти в отставку. Новое руководство страны во главе с К. Муравиевым было более радикальным в своих действиях. Во-первых, были отменены смертные приговоры, законы о преследовании евреев. Во-вторых, отправлен в отставку регент малолетнего принца Симеона. В-третьих, была объявлена война Германии.

В результате чего, Красная армия перешла болгарскую границу, и стала постепенно освобождать территорию этого балканского государства.

Государственный переворот

Через несколько дней после объявления войны Германии, Болгарская коммунистическая партия при поддержке других политических сил, совершила государственный переворот в Болгарии. Следствием этого стало возникновение нового правительства под названием Отечественный фронт, который возглавил К. Георгиев. По его приказу были проведены следующие реформы:

  • Расформирование полиции и жандармерии.
  • Распущены немецкие и фашистские структуры.
  • Создана народная полиция и Болгарская народная армия, куда вошли партизаны, добровольцы, участники движения сопротивления, члены боевых групп.

Правительство подписало 28 октября 1944 г. пошло на подписание перемирия с Советским Союзом. Болгарская армия продолжила дальше воевать против Германии, способствуя освобождению стран Центральной и Юго-Восточной Европы.

НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Политические режимы Восточной Европы после Второй мировой войны.

После Второй мировой войны Восточная Европа вошла в советскую сферу влияния, большинство ее стран было занято советской армией. Под давлением СССР к концу войны в Восточной Европе резко усилились позиции коммунистов и их союзников. Но это еще не означало их окончательной победы. Режимы, возникшие в этих странах, получили название «народная демократия», так как по форме были развитием идеи «народного фронта». В большинстве случаев допускалось существование реальной многопартийности и рыночной экономики. В правительствах были представлены коммунисты, социал-демократы, крестьянские и другие партии, за которых население голосовало на выборах. В условиях борьбы за Европу между СССР и США И. Сталин соблюдал формальные нормы законности, превратив Восточную Европу в своего рада «витрину» СССР. Коммунисты и их союзники при поддержке советских представителей проникали в силовые структуры и руководящие органы других партий и вытесняли оттуда противников СССР. Затем социалистические и коммунистические партии объединялись под руководством просоветских политиков и “мирно” брали власть в свои руки. Сопротивлявшиеся им политики арестовывались. Заместитель министра иностранных дел СССР А. Вышинский провел в 1946-1947 гг. серию визитов в страны «народной демократии», встретившись с коммунистами-министрами внутренних дел. После этого в Польше, Венгрии, Румынии и Болгарии были «раскрыты контрреволюционные заговоры». В итоге было разгромлено руководство крупнейших оппозиционных партий. В Венгрии дошло до того, что организатором антиправительственного заговора в 1947 г. был объявлен премьер-министр страны, лидер Независимой партии мелких сельских хозяев Ф. Надь. После этого выборы прошли под контролем коммунистов и принесли им победу.

В тех странах, где освобождение страны осуществилось не только в результате действий советских войск, но и благоадря самостоятельным действиям вооруженных коммунистических формирований (Югославия, Албания, отчасти Болгария), коммунисты быстро взяли власть в свои руки, разгромив оппозицию с помощью репрессий.

В Польше, напротив, Армия Краева развернула партизанскую войну против коммунистов и советских войск. Но террористические акты партизан только помогли коммунистам оправдать репрессии против оппозиции. В итоге в 1948 г. вся власть перешла к Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), в которую вошли коммунисты и остатки социал-демократов, готовые проводить просоветскую политику.

В Румынии, где первоначальное влияние коммунистов было очень слабым, главой правительства стал довоенный политик, демократ П. Гроза, который решил проводить политику дружбы с Советским Союзом. Правитель, желающий сохранить власть в условиях советской оккупации, и не мог действовать иначе.

Из Чехословакии, которая не была союзницей Германии, советские войска были выведены сразу после того, как президентом стал Э. Бенеш, а правительство возглавил коммунист К. Готвальд. Но в правительство входили и другие партии. Столкнувшись в попыткой коммунистов взять в свои руки полицию, социал-демократы в феврале 1948 г. вышли из правительства и призвали своих сторонников сопротивляться коммунистам (см. февральские события в Чехословакии 1948 г.). Тогда Готвальд собрал в Праге огромный митинг рабочих, в том числе и вооруженных. Страна оказалась на пороге гражданской войны. Бенеш, как и в 1938 г., отступил перед угрозой насилия и передал власть коммунистам. К середине 1948 г. власть «рабочих партий» (коммунистов и их союзников) установилась во всех странах Восточной Европы. К этому времени уже началась «Холодная война», и Сталин не был заинтересован в том, чтобы «играть в демократию» в своей сфере влияния. В 1948-1949 гг. здесь были установлены тоталитарные коммунистические режимы, проводились репрессии как против оппозиции, так и против «заговорщиков» в правящих партиях, обвинявшихся в связях с Западом и И. Тито (см. советско-югославский конфликт). Был казнен даже генеральный секретарь ЦК КП Чехословакии Р. Сланский. Однако формально как правило сохранялась многопартийность, но просоветские, прокоммунистические партии объединялись в руководимые правящей партией «фронты» и выполняли указания коммунистического руководства, как и другие массовые организации – профсоюзы и коммунистические союзы молодежи.

После смерти И. Сталина отношения СССР и стран «народной демократии» стали более разнообразными. Некоторые сохранили верность сталинизму (прежде всего Албания), некоторые предпринимали попытки реформ, отстаивали относительную самостоятельность от СССР в рамках Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора. Самостоятельно развивалась Югославия. Режимы «народной демократии» переживали острые социально-политические кризисы (в ГДР в 1953 г., в Венгрии и Польше в 1956 г., в Чехословакии в 1968-1969 гг., в Польше 1980-1981 гг.). Название «народная демократия» сохранялось до Восточноевропейских революций 1989 г.

Исторические источники:

СССР – Польша. Механизмы подчинения. 1944-1949 гг. Сборник документов. М., 1995;

Три визита А.Я. Вышинского в Бухарест. 1944-1946. Документы российских архивов. М.. 1998.

2.1 Переход Болгарии к построению демократического общества

Демократические процессы в СССР, его отказ от применения силы в международных отношениях привели к быстрому крушению «социалистических», просоветских режимов в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии, к объединению Германии. Распались ОВД и СЭВ, начался вывод советских войск из Восточной Европы. С распадом СССР и социалистической системы Болгария вступила в этап переходной экономики, т.е. перехода от государственной (административной, монополизированной) к рыночной (регулируемой) экономике, основанной на частной собственности.

Первым демократически избранным Президентом Болгарии был философ и диссидент прежних времен Желю Желев. Он был избран в 1991 г. при поддержке Социалистического Демократического Союза Болгарии (СДС), однако к концу срока полномочий разошелся с этим политическим формированием Пройсс У. Модели конституционного развития и перемены в Восточной Европе // Полис. 1996. №4. С. 45. . Следует отметить, что и второй болгарский Президент (Петр Стоянов) также был избран при поддержке CДC.

В 1991 г. в Болгарии был создан Конституционный Суд, а еще ранее — в 1990 г. — принята демократическая Конституция. По Конституции Президент республики Болгария осуществляет государственную власть в качестве главы государства (ст. 92 Конституции). Поскольку он «олицетворяет единство нации», ему наряду с правом непосредственного обращения к народу (п. 2 ст. 98) предоставлен ряд полномочий, позволяющих эффективно воздействовать на все три ветви власти Конституция Республики Болгария // Правоведение. 1991. №6. С. 45. .

По отношению к Народному собранию ст. 98 (п. 1, 2, 4, 14), 99 и 101 Конституции наделяют Президента следующими полномочиями:

Ш назначать выборы в Народное собрание;

Ш определять дату национального референдума, когда о его проведении состоялось решение Народного собрания;

Ш созывать на первое заседание вновь избранное Народное собрание;

Ш требовать созыва заседания Народного собрания от его председателя;

Ш обнародовать законы, включая право отлагательного вето;

Ш направлять обращения к Народному собранию;

Ш информировать Народное собрание по основным вопросам из круга своих полномочий;

Ш распускать Народное собрание в случае, если не достигнуто согласие об образовании правительства.

В сфере исполнительной деятельности Президент также обладает целым рядом важнейших полномочий. Он участвует в формировании Совета министров, назначает и освобождает от должности определенных законом государственных служащих, по предложению Совета министров утверждает изменения границ и центров административно-территориальных единиц, дает наименования объектам национального значения и населенным пунктам (п. 5, 7, 13 ст. 98) Андреева Г.Н. Административное право Болгарии // Административное право зарубежных стран. М., 1996. С. 22-23. .

С переходом к демократии в Болгарии осуществляется реабилитация жертв политических репрессий. Данный процесс начался с осуждения репрессий, отмены и признания недействительными актов, в соответствии с которыми по политическим мотивам были арестованы и содержались в лагерях граждане Болгарии Решение народного собрания Болгарии от 15 января 1990 г. «О реабилитации репрессированных по политическим мотивам политических организаций и лиц» // Защита прав и свобод реабилитируемых граждан и бывших собственников национализированного имущества: Нормативно-правовые акты: В 2 ч. / Сост. Л.В. Бойцова, В.В. Бойцова. Ч. 2. Тверь, 1993. С. 460 — 461. . Одним из важнейших системных элементов института реабилитации является определение круга лиц, которым предоставляется право на реабилитацию. Наиболее полный перечень таких лиц представлен в Законе Республики Болгария от 5 июня 1991 г. «О политической и гражданской реабилитации репрессированных лиц» Защита прав и свобод реабилитируемых граждан и бывших собственников национализированного имущества: Нормативно-правовые акты. С. 464. . Статья 1 названного Закона предусматривает:

Читайте также  Боспорское царство в i-iv века нашей эры

«Провозглашается политическая и гражданская реабилитация лиц, которые были незаконно репрессированы вследствие своего происхождения, политических и религиозных убеждений в период с 12 сентября 1944 г. до 10 ноября 1989 г.:

1) осужденных по уголовным делам, за исключением осужденных Народным судом в 1944 — 1945 гг.;

2) незаконно задержанных в подразделениях Министерства внутренних дел и других местах;

3) водворенных в трудовые воспитательные общежития, лагеря и другие подобные места;

4) интернированных, выселенных и поселенных в административном порядке;

5) осужденных по уголовным делам за невыполнение государственных поставок;

6) исключенных студентов и учащихся;

7) репрессированных в связи с насильственным изменением имени;

8) бесследно исчезнувших».

В настоящее время Болгария — член Евросоюза и Совета Европы. В 2004 г. страна присоединилась к НАТО.

С крушением в Болгарии просоветского режима и переходом страны к построению демократического общества изменился и характер ее взаимоотношений с Россией. Теперь это отношения двух равноправных партнеров.

УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЖИМОВ НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В 40-Е ГОДЫ XX ВЕКА (ПРЕДПОСЫЛКИ И ИТОГИ) 460

40-е гг. XX столетия ознаменовались установлением режимов народной демократии в странах Центральной и Восточной Европы. Как и Октябрьская революция в России 1917 г., эти революции проходили в экстремальных условиях, вызванных войной, экономической разрухой, резкой поляризацией социально-политических сил как внутри этих стран, так и на международной арене.

Эти процессы были обусловлены следующими причинами:

1. В этих странах в межвоенные годы существовали острые противоречия между большинством народа и правящей верхушкой, авторитарными или фашистскими режимами. Они были порождены укреплением национального, а в большинстве стран и иностранного монополистического капитала, господством крупного помещичьего и капиталистического землевладения в сельском хозяйстве. Объективно создавалась возможность складывания широкого антимонополистического, антипомещичьего фронта борьбы.

2. Немецко-фашистская оккупация ряда стран Восточной Европы привела к ликвидации национальной независимости Чехословакии, Албании, Польши и Югославии, превращению Болгарии, Венгрии и Румынии в сателлитов гитлеровской Германии. Политика экономического ограбления порабощенных стран, начавшееся истребление сотен тысяч людей, в т.ч. в концлагерях, создали новую ситуацию в Центральной и Юго-Восточной Европе, вызвали антифашистское движение Сопротивления.

3. Трудящиеся этих стран оказались под двойным гнетом — «своего» и иностранного капитала.

4. Разгром фашистского блока, главным образом усилиями СССР, привел к изменению соотношения классовых и политических сил внутри стран Восточной Европы и на мировой арене.

Советские войска освободили территории почти всех стран Восточной Европы или создали благоприятные условия для их освобождения (Албания), сыграли решающую роль в уничтожении режимов, созданных гитлеровцами в Польше, Чехословакии, а также фашистски порядков в Болгарии. Румынии, Венгрии. Их присутствие не позволило развязать гражданскую войну, а западным государствам — военную интервенцию. СССР оградил эти страны от вмешательства Англии и США во внутренние дела этих стран, добился справедливых мирных договоров для бывших союзников Германии — Болгарии, Румынии и Венгрии.

Народно-демократические режимы родились из антифашистского движения Сопротивления. Перед ними стояли антифашистские, национально-освободительные, антимонополистические (а в ряде случаев и антифеодальные) задачи, обеспечение демократизацию общественно-политического строя. В ходе политических и социально-экономических преобразований рабочие, крестьяне, мелкие собственники города, часть средней буржуазии, демократической интеллигенции продолжали осуществлять сотрудничество в рамках организации типа Народный (Отечественный) фронт. В одних случаях (Югославия, Албания, отчасти Болгария) новые режимы установились в результате революции. В других — возникли как результат взаимодействия левых сил, возглавляемых коммунистами, и Советского Союза.

Какие преобразования осуществлялись в странах Восточной Европы?

В политической области: уничтожение военно-фашистского государственного аппарата, создание демократических органов власти и управления. В результате свободных выборов были созданы коалиционные правительства с участием коммунистов.

В социально-экономической области: решение аграрного вопроса на основе принципа «Землю тем, кто ее обрабатывает». С учетом сложившихся традиций, национализация земли не проводилась. Устанавливался земельный максимум, запрещалась купля-продажа полученной по реформе земли. Аграрная реформа привела к ликвидации помещичьего землевладения. Была осуществлена конфискация промышленных предприятий и иной собственности иностранных, и отечественных монополий, коллаборационистов.

Продолжительность, характер, формы, методы преобразований определялись конкретно-историческими условиями каждой страны. В Югославии, Албании и Болгарии преобразования сразу приобрели антикапиталистический характер.

В Албании, Польше, Югославии вследствие антикоммунистической позиции буржуазных партий и группировок национальные фронты образовались как объединения вокруг компартий демократических сил. Эти фронты в Албании и Югославии носили характер движений. В Чехословакии, где буржуазия склонилась к компромиссу с левыми силами, был создан широкий национальный фронт как коалиция левых и буржуазных партий. В Болгарии, Венгрии и Румынии на переломном этапе войны нефашистские партии и группировки также пошли на формирование национальных фронтов, созданных по инициативе коммунистов.

Аграрные реформы в Югославии, Болгарии, Венгрии были реализованы в основном в один прием. В Чехословакии, Румынии, Албании — по этапам, в Польше — по мере освобождения территории страны от фашистских захватчиков. В Болгарии, Венгрии и Чехословакии владельцам выплачивался выкуп.

В Югославии, Албании и Польше под антифашистскими, патриотическими лозунгами была проведена конфискация промышленных предприятий и банков еще до принятия законодательных актов. В Чехословакии, где в Национальный фронт входила и антифашистская часть буржуазии, предприятия, принадлежавшие гитлеровскому государству, немцам, венграм и предателям, перешли под национальное управление. В Болгарии, Венгрии и Румынии, где местная буржуазия не сотрудничала непосредственно с гитлеровцами, помимо собственности гитлеровского государства, была конфискована лишь незначительная часть принадлежавших этой буржуазии средств производства. В Восточной Германии процесс национализации частной собственности продолжался до 1972 г.

Режимы народной демократии в большинстве стран существовали с 1944 г. до I947 — 1948 гг., в Восточной Германии — до 1949 г. В Польше вехами на пути становления народно-демократических режимов являлись образование Крайовой Рады Народовой в январе 1944 г. и создание в июле 1944 г. Польского комитета национального освобождения: в Албании начальной вехой стал съезд Национально-освободительного фронта в мае 1944 г.; в Чехословакии — Словацкое восстание летом 1944 г. и создание в апреле 1945 г. правительства Национального фронта; в Румынии — свержение фашистской диктатуры в августе 1944 г. и образование в марте 1945 г. первого правительства Национально-демократического фронта, в Венгрии — создание временного демократического правительства в декабре 1944 г.; в Восточной Германии — возрождение рабочих и демократических партий и создание народных органов власти летом 1945 г.

В 1944 — 1945 гг. перед странами Восточной Европы возникла альтернатива: найти собственный путь к созданию нового общества или использовать советскую модель.

Вначале утверждалось убеждение в том, что возможен путь к новому обществу через народную демократию — через власть широкого классового союза — пролетариата, крестьянства, мелкой городской буржуазии, а также демократической интеллигенции, через блок партий — коммунистов, социал-демократов и др. Этап народной демократии определяется как политически вариативное, переходное состояние общества, отвергнувшего тоталитаризм и пытавшегося определить принципы своего дальнейшего развития. 30 ноября 1946 г на собрании актива ППР и ППС лидер польских коммунистов В. Гомулка отметил, что «диктатура рабочего класса, а тем более диктатура одной партии не является ни необходимой, ни целесообразной».

Да и И.В. Сталин, подписав на Ялтинской конференции 1945 г. Декларацию об освобожденной Европе, взял на себя обязательство содействовать осуществлению права ее народов «избирать форму правительства», «создать демократические учреждения по их собственному выбору» и первое время, в 1945 — 1946 гг. действовал, в основном, в духе Ялты.

Из внешних условий, повлиявших на назревание революций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, основным явилось победоносное наступление Советских Вооруженных Сил. Оно сыграло решающую роль в ослаблении, расшатывании и окончательной ликвидации всей системы фашистского оккупационного режима в этих странах, поднимало боевой дух народов оккупированных фашистами стран, вселяло в них надежду на скорое освобождение и окончание войны, побуждало их к усилению сопротивления гитлеровским захватчикам.

Победа стран антигитлеровской коалиции над блоком фашистских государств привела к радикальным изменениям на международной арене. Это проявилось, во-первых, в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы и Юго-Восточной Азии. При его активной помощи в ряде стран Центральной и Восточной Европы произошли народно-демократические революции и к власти пришли левые демократические силы. Под руководством коммунистов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии прошли аграрные реформы, была проведена национализация крупной промышленности, банков и транспорта. Возникла политическая система народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Для координации деятельности компартий в странах народной демократии в 1947 г. было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). В его документах был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря — капиталистического и социалистического.

Во-вторых, в самих капиталистических странах необычайно возросло влияние коммунистов. Они даже были избраны в парламенты и вошли в правительства ряда стран Западной Европы. Это заставило империалистические круги объединиться и организовать «крестовый поход» против мирового коммунистического движения и его вдохновителя — СССР. Отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции резко меняются. От сотрудничества они переходят к «холодной войне», т.е. к жесткой конфронтации на мировой арене, сопровождающейся свертыванием экономических и культурных связей, острейшей идеологической борьбой и враждебными политическими акциями, переходящими даже в локальные военные конфликты. Считается, что начало «холодной войны» положил бывший премьер-министр Великобритании У.Черчиль своей речью в марте 1946 г. Выступая в американском колледже в Фултоне в присутствии президента США Г.Трумэна, он призвал «братскую ассоциацию народов, говорящих на английском языке», объединиться и противостоять «коммунистическим и неофашистским государствам», составляющим угрозу для «христианской цивилизации».

Переход к «холодной войне» объясняется не только необходимостью борьбы с коммунистическим влиянием, но и претензиями США на мировое господство. После окончания второй мировой войны США стали самой мощной державой, обладающей огромным экономическим и военным потенциалом. До конца 1940-х гг.

Изменения на международной арене определили основные задачи внешней политики Советского государства. К их числу, прежде всего, относится заключение мирных договоров с прежними сателлитами Германии и формирование у западных границ СССР «сферы безопасности». В процессе послевоенного мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения, в том числе и на западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть территории которой передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау с прилегающими к ним районами присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР.

В 1945 — 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши. В целом она соответствовала «линии Керзона», предложенной странами Антанты в 1920 г.

На Дальнем Востоке на основе договоренностей, достигнутых на Крымской конференции (январь 1945 г.), Советскому Союзу была возвращена южная часть Сахалина и переданы все Курильские острова. Кроме мирных договоров, со странами Восточной Европы СССР подписывал также договоры о дружбе и взаимной помощи. Последние были подписаны также с Китайской Народной Республикой (КНР) и Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР). Если в 1941 г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. — уже 52 государства.

Читайте также  Исаврийская и аморийская династии. иконоборчество (717-867)

Основные характеристики строя народной демократии

Историческое место проекта «народных демократий» 1945 — 1948 гг.

Первое условие прочного послевоенного мира в глазах представителей «Большой тройки» раздел Европы на сферы влияния (или ответственности).

Второе условие — борьба с еще одним злом межвоенного периода — национализмом. Выражалось это в перемещении огромных масс национальных меньшинств из одних стран в другие. Перемещению подлежали и соплеменники наций-победителей: украинцы, поляки, чехи. Перемещение национальных меньшинств происходило не в рамках реванша победителей, а решало стратегическую задачу — устранить национальные меньшинства как очаг Европейской дестабилизации и конфликтов. Все остальные были практически выселены с тех территорий, где они проживали столетиями (немцы на территории западной Польши или Чехии, например). Были приняты юридические акты: в ООН нет такого понятия, как «национальное меньшинство», она как организация защищает отдельного человека, а не группу.

Третье условие — была выработана новая переходная модель социально-политического устройства для центральной и части западной Европы

Что это за модель правительства? Это должна была быть модель, которая устраивала бы обе стороны (особенно Запад, так как там особенно сильно общественное мнение, как пример — выборы, на которых Черчилль проиграл, когда в то же время Сталин вышел триумфатором). Нужна была и приемлемая для Советского Союза модель. Было для этого несколько путей. Первый путь (прошел испытание практикой) — финляндизация (государство, оказавшееся в зоне ответственности СССР сохраняла внутреннюю самостоятельность, сохранялись буржуазные основы государственности. Единственное ограничение в суверенитеты — отсутствие самостоятельности во внешней политике). Но надо учитывать факт, что в Восточной Европе, за исключением Югославии, коммунистические силы не были так сильны, чтобы сформировать сильное правительство.

Второй факт — Центральная и Юго-Западная Европа находилась под основной угрозой стран Запада. Поэтому здесь вторая модель — Народные демократии. Это своеобразный «третий путь» — между капитализмом и социализмом. Это — попытка создания супер-модели. Какие шаги предусматривала эта модель?

1.В отличие от СССР, где после разгона Эсеров других партий больше не было, здесь сохранялась многопартийность, были партии разного толка. Были запрещены только откровенные про-фашистские партии, правые и право-центристские партии, которые обладали самым сильным влиянием в межвоенный период. Их обвинили в пособничестве фашистам.

2.Все правительства коалиционные. Даже в тех странах, где коммунисты к 1945 г. имели монополию на власть. Происходят реконструкции правительств, когда в правительства приезжают политики из эмиграции. Везде создаются коалиционные правительства, а в Болгарии даже сохраняется монархия, причем не во всех странах коммунисты даже возглавляют эти правительства (правый радикал Тито, Георгиев — Болгария, Польша, Чехословакия — социалисты, некоторые министерские портфели у либералов, но во всех странах без исключения силовые структуры контролируются коммунистами). Коммунисты реально контролируют ситуацию в стране. Отличие: на Западе оппозиция никогда не входит в состав правительства, она создает свой, новый проект; здесь же оппозиция представлена соправящими партиями, несут ответственность за все, что решают эти правительства.

3. Многоукладность экономики. Если в СССР только государственная, коллективная и личная (на средства производства коллективная и государственная), то тут сохраняются все виды собственности, за исключением крупной (она национализируется).

Очередь национализации крупной собственности: 1) граждане фашистских государств; 2) предатели, пособники фашистов; 3) граждане, не замеченные в поддержке фашистов. Таким образом, государство становится собственником промышленности, банков и т.д. Но средняя частная собственность сохраняется.

Также — поддержка кооперативной собственности (каждый есть собственник, у предприятия нет прибыли). В сельском хозяйстве кооперация поддерживается только в Балканских странах (Югославия, Болгария). Дело в том, что тут много гор и мало земли, поэтому этот путь мог удовлетворить большинство сельскохозяйственного населения. В странах равнинных — только во вновь приобретенных землях (Польша — западные и северные территории) — в помощь для освоения нового пространства. В остальных территориях — раздают землю по 5-15 гектаров на семью. Земельный максимум — 50 гектаров. Итак, ликвидируется помещичье землевладение, но помещики получают компенсацию (в виде пенсий в размере служащего 6-го класса). У трудоспособных помещиков землю забирают и предлагают дать в соседнем районе 5 (старые) или 15 (в новых территориях) гектаров. Таким образом, нет экстремизма.

4.Идеология. В СССР есть только марксизм-ленинизм. В странах же народной демократии запрету подвергались только национализм и фашизм. Церковь разрешалась, но ей запрещалось заниматься политической деятельностью, не было политического рычага. Светский характер государства обеспечивался разрывом конкордатов с Ватиканом. Православная церковь всегда находилась под жесточайшим контролем властей еще с самого начала, так и сейчас.

Эта модель не была уникальна — в Бельгии, Италии и Франции коммунисты были тоже включены в правительство, но там преобладающими силами были либеральными. Прошла волна национализации. Плюрализм идеологии (все борются с фашистами и нацистами, но не с коммунистами и социалистами).

Различие в доминанте: в славянских странах доминирует СССР, в романских — США и Великобритания.

2 вариант: Страны народной демократии — общее название ряда государств с формой политической организации общества, сложившейся в них после Второй мировой войныв контексте народно-демократических революций. Это была новая форма перехода к социализму, которая развилась в ходе Второй мировой войны и продолжалась по её окончании в ряде стран Европы и Азии. Народная демократия рассматривалась как промежуточный этап при переходе от «буржуазной демократии» к «социалистической государственности».

В политическом плане страны народной демократии характеризовались многопартийностью и нахождением у власти правительств Национальных фронтов во главе с коммунистическими партиями. Национальные фронты в Европе возникли для решения общенациональных задач — освобождения от фашизма, восстановления национальной независимости, обеспечение демократических свобод населению. В состав фронтов входили рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а в некоторых странах и буржуазные партии. Правительства Национальных фронтов пришли к власти во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943—1945 годах. В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фронтах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства, в других странах были созданы коалиционные правительства.

Социалистические преобразования в рамках «Народно-демократической революции» осуществлялись с использованием парламента, в рамках буржуазной конституции. Слом старой государственной машины происходил более постепенно, чем в СССР, некоторое время сохранялись старые политические формы. Одной из отличительных черт народной демократии являлось, как правило, сохранение всеобщего и равного избирательного права за всеми гражданами, включая буржуазию. При этом в Румынии, Венгрии и Болгарии сохранился институт монархии.

Угроза с Запада шла через Польшу и Чехословакию. Основа – режимы «народной демократии» — соединение в рамках одной модели советской системы и буржуазной демократии. Союз предполагал, что такой вариант возможен в странах Восточной Европы, особенно в Польше и Чехословакии. На такое развитие отводилось 30 лет. Но фактические сроки существования такого режима – 1944-1948. За этот период все страны успели перескочить от народной демократии к сталинской модели социализма.

В политической области народная демократия – это почти многопартийная система. Крайние правые и националистические партии не нравились новым властям, и их изъяли из новой власти: аграрии Чехословакии, национальные демократы Польши. Партию разогнали. Но они все равно были рады планам Сталина.

Народная демократия в экономике. В Югославии народная власть в лице коммунистов формируется еще в годы войны. 19 ноября 1945 объявляется о провозглашении федеративной народной республики Югославия. Тито контролирует ситуацию почти полностью. След режима народной демократии это декорация. Иван Шубашич в правительстве Тито (представитель оппозиции) эмигрировал после провозглашения республики.

Экономика сохраняет черты «многоукладности». Нет крупной и части средней собственности, ее конфисковали, а в Польше перевели во временное государственное управление. Проводятся выгодные для крестьянства аграрные реформы, и это нравится народу. При этом средняя и мелкая частная собственность еще свободна. В Югославии и Болгарии отдают предпочтение кооперации.

В сфере идеологии. С 1944 по 1948 – слово «плюрализм». Запрету подлежит правая идеология, фашизм во всех проявлениях, церковь действует свободно. Светские государства разрывают конкордаты с Ватиканом. В Болгарии церковь под контролем государства. Нет смысла начинать жесткую атеистическую политику. Но сами коммунисты, которые приходят к власти, против плюрализма. В итоге с 1943 по 1947 случается четыре важнейших процесса:

1. СССР, США и Великобритания соглашаются на замену ВВ системы новой, комбинированной, которая состоит из элементов баланса сил и создания ООН – организации для поддержания мира. СССР обеспечил вхождение в нее Украины и Белоруссии. Все это происходило потому, что

2. СССР признан Западом великой державой со своей областью влияния и свободой действий.

3. В эти годы был решен вопрос о национальных меньшинствах, который стал одной из причин развязывания 2МВ. Он был решен в жесткой манере по Сталинскому образцу

4. «Сговор» великих держав, совершен в интересах прочного мира в Европе. Утеря государствами довоенного суверенитета и субъектности международных отношений. Именно это будет порождать протест советскому влиянию. США теперь останутся в Европе. Западное общество начнет строить «общество потребления». В этой ситуации представители Восточной Европы с удовольствие бы пошли в их сторону. Штатам и Британии удается в послевоенный период сдержать германский реваншизм.

В данном случае указанные годы становятся важнейшим периодом, когда меняется не только власть, но система и образ правления. Первой на путь народной демократии входит Югославия, и этот период длится там до 1945. В 1946 тут устраивается процесс над руководителем четников – некоммунистические силы тоже попадают под удар. У Тито остается единоличная власть.

В Болгарии, которая недовольна тем, что она не признана победителем 2МВ, как Румыния, вечная обида на Союз. Лидером страны стал Георгий Димитров, он был очень популярен. В Чехословакии до февраля 1948 президентом страны был Бенош. Ему было тяжело, потому что он понял, что нужно играть по правилам Сталина, а это сложно. Он ушел в отставку и умер летом 1948. В Польше власть пришла к коммунистам сложным путем. Болеслав Берут, организовавший польскую рабочую партию. У него есть соперник Владислав Гомулко. Сталинский вариант развития привел второго в лагеря. Берут умер в 1956, Гомулько вернулся из лагеря и стал новым польским вожаком.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: