Великий князь владимир мономах

Биография Владимира Мономаха: личная жизнь, годы правления, произведения, внутренняя и внешняя политика, деятельность на 24smi.org

Великий князь владимир мономах

Владимир Мономах

Биография

Годы правления Владимира Всеволодовича Мономаха считаются самыми счастливыми и цветущими для Киевской Руси. Мудрый государственный деятель, побывавший наместником смоленских, черниговских, переяславских княжеств и ставший великим князем Киевским, талантливый полководец и мыслитель, он золотыми буквами вписал свое имя в историю государства Российского. «Поучение Владимира Мономаха» – это светское и одновременно философское наставление сыновьям и будущим поколениям, оно и сегодня вызывает восхищение мудростью этого великого человека.

Владимир Мономах родился в 1053 году. Его отец, переяславский князь Всеволод, приходился сыном Ярославу Мудрому, родословная которого впервые упоминается в «Повести временных лет». Спустя год после рождения внука умер его великий дед. Матерью Владимира стала близкая родственница (возможно дочь) византийского императора Константина IX Мономаха. Отсюда и прозвище князя, которое переводится как «единоборец», что точно характеризует его личность.

Князь Владимир Мономах

Детские и юношеские годы жизненного пути будущего правителя Киевского прошли при дворе отца в Переяславе-Южном. К участию в охоте на диких зверей отец привлек мальчика еще ребенком. Как позже написал Мономах в поучении сыновьям, он побывал и в лапах медведя, и на рогах у тура.

Однако это была только «разминка». Ведь в 13 лет мальчик попал на боевое поприще, куда был взят отцом для постижения военного дела. В том же возрасте он начал самостоятельно княжить в Ростово-Суздальских землях, приобретая первый опыт государственного управления.

Владимир Мономах на отдыхе после охоты

Этот опыт пригодился, когда Владимир Мономах был поставлен на княжение Смоленском. Это период с 1073 по 1078 годы. Смоленский князь участвовал в боях, помогая соседям в борьбе с внешними врагами – половцами. Военные походы были частыми. В 1076 году Мономах с Олегом Святославичем поддержал поляков участием в походе против чехов. Позже вместе с отцом и Святополком Изяславичем дважды ходил против Всеслава Полоцкого.

Правление

В 1078 году Всеволод Ярославич взялся княжить Киевом. Его 25-летнему сыну Владимиру Мономаху достался Чернигов. Для защиты вотчины молодой вельможа был вынужден неоднократно отражать опустошительные набеги половцев и монголо-татар. Полтора десятка лет сын был правой рукой отца. Он помогал ему в решении политических вопросов и не раз становился во главе великокняжеских дружин, которые совершали походы для усмирения бунтующих князей или уничтожения половецких полчищ.

Отец Владимира Мономаха Всеволод Ярославич

В 1093 году, когда отец умер, Владимир Мономах мог стать его преемником – князем Киевским. Но по существовавшим правилам преемственности Киевский престол должен был занимать старший из Рюриковичей. На тот момент таковым оказался двоюродный брат Святополк Изяславич. Мономах не хотел междоусобицы и братоубийственной войны и отдал престол брату. Сам отправился править Черниговом.

Эти 2 десятка лет, с 1093-го по 1113-й, Владимир Мономах познал и радость от побед, и горечь поражений. В боях он потерял старшего сына и младшего брата. В 1094 году отдал Черниговские земли Олегу Святославовичу, оставив за собой более «скромное» Переяславское княжество.

Встреча князя Владимира Мономаха с князем Святополком

Половцы продолжали досаждать Киевской Руси. Регулярные набеги обескровливали земли. Владимир Мономах стал идейным вдохновителем объединения князей перед лицом общего врага. Некоторые исследователи считают, что князь был инициатором превентивных ударов по врагу, организовывая вылазки в Половецкую степь. Успешным оказался поход в 1111 году, после которого главная цель была достигнута – Русь избавилась от набегов кочевников на длительное время. А спустя девять лет войска печенегов окончательно покинули русские земли. Защиту Руси от половцев исследователи считают главной заслугой Владимира Мономаха.

Так как сыновья Владимира Мономаха, помимо борьбы с кочевниками, регулярно устраивали военные походы на Ливонию и Булгарию, в Европе заговорили о мощи киевского князя. Большие опасения вызывал Владимир у Византийского императора. По преданию, в знак мирного расположения правитель империи отослал Владимиру Мономаху богатые дары: державу, скипетр, шапку и древние бармы. Впоследствии эти предметы стали символом державной власти на Руси, а головной убор получил название «Шапка Мономаха». Эти дары сейчас находятся в Оружейной палате Кремля. Они также представлены на всех репродукциях и фото с изображением Владимира Мономаха.

Владимир Мономах

Внес свою лепту Владимир Мономах и в прекращение братоубийственных войн на русской земле. Чтобы создать сильное войско, требовалась консолидация всех князей, чего в те годы не наблюдалось. Одним из главных событий во время правления Мономаха стал Любечский съезд князей. В 1097 году был организован сход правителей шести русских княжеств. На собрании решались вопросы по разделу территорий и единению армий. Такая договоренность стала значительным достижением во внутриполитической деятельности правителя и благотворно повлияла на укрепление государства. Но объединению сил помешало предательство Давыда Игоревича, которое повлекло за собой новые распри. В 1010 году Владимир Мономах собрал второй съезд, на котором правители сумели прийти к мирному решению.

Великое княжение

После кончины Святополка в 1113 году Владимир Мономах принял бразды правления Киевской Русью и стал великим князем. Это был сложный период для Киева, потому что в это время началось народное восстание против ростовщиков. Новый властитель встал на сторону народа и предпринял меры по ограничению взимания процентов.

Князь Владимир Мономах

Мономах оказался эффективным реформатором в сфере законодательства. Он дополнил свод законов «Русская правда», написанный еще дедом Ярославом Мудрым. Месть за убийство была запрещена и заменена денежным штрафом. А еще он запретил обращать холопа в рабство за непогашенные долги. Да и само положение простого народа облегчил. Такова была внутренняя политика Владимира Мономаха.

Положение великого Киевского князя упрочилось настолько, что никто не посмел оспаривать его старшинство. Мономах контролировал три четверти территории государства. При князе отстроились крепость в Суздале и укрепления во Владимире-на-Клязьме. Там же появились Спасская церковь и Успенский собор, которые вошли в число памятников архитектуры. Храмы возводились также в Смоленске, Ростове и других городах, где правил князь.

Владимир Мономах

Внешняя политика Владимира Мономаха тоже оказалась успешной. Набеги волжских болгар, половцев и монголо-татар больше не беспокоили государство. А племена берендеев и торков были навсегда вытеснены за пределы Руси. В «Слове о погибели Русской земли» это время называют самым счастливым и безмятежным. Современниками Владимира Мономаха в Европе стали Филипп I и Людовик VI – короли Франции, Генрих I Боклерк английский и император Византии Иоанн II Комнин.

Концентрация власти в одних руках и прекращение междоусобных войн укрепили государство. Начался период культурного развития. Мудрый князь сумел оставить свой след в литературе. К сожалению, до наших дней дошло только 4 его произведения: письмо к Олегу Святославичу, летопись автобиографического характера о военных походах, «Устав Владимира Всеволодовича» (или «Устав Владимира Мономаха»), а также прославленная книга «Поучение Владимира Мономаха», которая еще известна под названиями «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям» или «Поучение детям».

Владимир Мономах

Эти литературные труды – ценнейший кладезь житейского опыта, переданный княжеским отпрыскам и всем последующим поколениям, а еще – дельные советы по управлению государством. Многие высказывания Владимира Мономаха стали афоризмами и цитатами.

Личная жизнь

Житие Мономаха свидетельствует о том, что у вельможи было три супруги и множество детей. Сегодня невозможно достоверно установить, которая из жен кого из детей родила.

Достоверно известно, что личная жизнь Владимира Мономаха была насыщенной событиями. Первой супругой князя исследователи называют Гиту Уэссекскую. Это английская принцесса и дочь англосаксонского короля Гарольда II. Она родила мужу шестерых (по иной версии семерых) сыновей: Мстислава, Ярополка, Вячеслава, Изяслава, Романа и Святослава.

Владимир Мономах и Гита Уэссекская

Еще двое сыновей Мономаха – Юрий и Андрей. Но исследователи расходятся во мнении, была ли Гита матерью Юрия, ставшего известным как Юрий Долгорукий. А еще у Владимира было несколько дочерей. До нас дошли имена троих: Мария (Марица), Евфимия и Агафия.

Шапка Владимира Мономаха

К личным качествам Владимира Мономаха все исследователи причисляют мудрость, стремление к самообразованию, а также политическую интуицию. Получив в 13 лет Ростовские и Суздальские земли от отца, князь не оставлял заботы о них и к концу жизни превратил их в цветущий край с развитой культурой.

Смерть

Умер знаменитый правитель 19 мая 1125 года. Его с почестями похоронили в Киеве. Могила правителя расположена в соборе Святой Софии. Итогом правления Владимира Мономаха стало сильное государство с развитой экономикой и культурой. О роли Владимира Мономаха в истории Руси говорит его популярность на протяжении последующих веков.

Саркофаг Владимира Мономаха в соборе Святой Софии

В XXI веке в память о князе были созданы документальные фильмы из серии «Полководцы России» и «История государства Российского». В них был дан исторический портрет личности и представлены важные факты биографии правителя.

Кем был князь Владимир Мономах на самом деле?

Конец XI века. Русская земля утопает в крови из-за бесконечных набегов половцев. Но вместо того, чтобы бороться с кочевниками, правители раздробленной на множество независимых княжеств Руси режут друг друга в непрерывных междоусобных войнах. Государство нуждается в герое, способном примирить враждующих князей, сплотить их в единую силу и дать отпор чужеземным ордам. Таким героем стал Владимир, сын великого князя киевского Всеволода. Многие слышали знаменитое прозвище Владимира – Мономах, но мало кто знает, почему так звали князя…

В 1043 году Ярослав Мудрый отправил своего сына Владимира в военный поход на Византию. Русские ладьи прибыли к Царьграду, там их встретил флот византийского императора Константина Мономаха. Закипела битва. Вооруженные камнеметными машинами и греческим огнем корабли византийцев стали теснить русичей. И если у последних и был шанс взять реванш, то лишь до тех пор, пока на море не грянул шторм.

Греческие триеры выдержали ярость стихии. Русские ладьи – нет. Византийский монах-философ Михаил Пселл позже писал: «Одни корабли вздыбившиеся волны накрыли сразу, другие же долго еще волокли по морю и потом бросили на скалы и крутой берег». Ладья Владимира погибла, сам же князь чудом спасся, забравшись на корабль воеводы Ивана Творимирича.

Читайте также  Внешняя политика россии в первые годы xix века

Поверженный сын Ярослава с остатками дружины на горстке уцелевших ладей вернулся в Киев, по пути отразив атаку триер, посланных вдогонку Константином Мономахом. А шесть тысяч спасшихся русских воинов, которым не хватило места на кораблях, оказались схвачены, и, по описанию Пселла, византийцы «…устроили тогда варварам истинное кровопускание, казалось, будто излившийся из рек поток крови окрасил море».

Спустя три года Византия, заинтересованная в сотрудничестве с Русью, согласилась заключить мир. Союз скрепили браком, женив другого сына Ярослава, Всеволода, на дочери императора Константина. А в 1053 году у них родился сын Владимир, ставший одновременно потомком как русских Рюриковичей, так и византийских Мономахов.

Половецкая рать

Когда на Русь впервые вторглись половцы, Владимиру Мономаху было восемь лет. Его отец, князь Всеволод, выступил в поход, чтобы остановить иноземцев, но потерпел сокрушительное поражение.

С тех пор кочевники стали настоящим бедствием для древнерусского государства. Их орды приходили внезапной смертоносной волной: грабили и жгли деревни, а порой и целые города, и так же быстро уходили, угоняя в степь множество пленных.

Русичи как могли обороняли свои земли, но побед было не больше, чем поражений. Положение усложнялось еще и тем, что некоторые князья во время усобиц нередко призывали половцев в союзники, тем самым способствуя разорению русских земель. Всю свою жизнь Всеволод, будучи правителем Киевской Руси, вел с кочевниками борьбу. В 1093 году он умер. Продолжить его дело надлежало сыну – Владимиру Мономаху.

Но тот решил иначе. Руси следовало помириться с кочевниками, а не воевать. Тем более половцы сами желали мира. Возможно, так бы и случилось, сядь Мономах на трон отца. Но вышло по-другому: Владимир решил добровольно уступить киевский престол своему двоюродному брату Святополку, посчитав, что у того больше на это прав.

Святополк жаждал войны. Это привело к новой многолетней резне с половцами, в которой русские князья потерпели множество поражений. В 1097 году русские князья осознали, что им следует прекратить междоусобицы и всю свою мощь сосредоточить на кочевниках. Они собрались в городе Любече и постановили: отныне каждый станет «держать отчину свою».

До этого распределение княжеств на Руси происходило по старшинству: самое крупное доставалось самому старшему из Рюриковичей, и так по нисходящей. Конечно же, далеко не каждый князь оставался доволен полученным наделом и пытался мечом восстановить справедливость.

После Любечского съезда земли, кроме киевской, стали закрепляться непосредственно за родами и переходить от отца к сыну и от брата к брату, что, с одной стороны, раздробило Русь на феодальные наделы, с другой – значительно сократило территориальные споры князей и, соответственно, количество поводов для междоусобных войн.

Наконец примиренные князья могли объединиться и дать отпор иноземцам. Но едва закончился съезд, произошел новый конфликт: Святополк ослепил одного из князей – Василька, поверив клевете, что тот собирается захватить власть. На Руси вот-вот готова была вспыхнуть новая усобица. Тогда вмешался Владимир Мономах.

Слезы княгини

– Не бывало еще в русской земле ни при дедах наших, ни при отцах наших такого зла! – воскликнул Мономах, узнав о поступке Святополка, и тут же разослал весть князьям: – Если этого не поправим, еще большее зло встанет среди нас, и начнет брат брата закалывать, и погибнет наша земля, а половцы придут и возьмут ее.

К Владимиру присоединились еще несколько князей, и они вместе отправились наказать Святополка. Тот попытался оправдаться: отправил гонцов с посланием, что ослепление Василька не его вина, а клеветника – волынского князя Давыда Игоревича. На что ему ответили:

– Не в Давыдовом городе схвачен и ослеплен Василек, но в твоем.

Когда объединенное воинство под предводительством Мономаха подошло к Киеву, Святополк попытался сбежать из города, но киевляне его задержали. Они понадеялись на доброе сердце Владимира и отправили к нему на переговоры его мачеху – вдову Всеволода. Та стала слезно просить пасынка не губить двоюродного брата.

Мольбы княгини разжалобили Мономаха, он согласился простить Святополка, но лишь в том случае, если тот пообещает поквитаться с клеветником. Святополк согласился и, заключив с братом мир, выдвинулся с дружиной против Давыда Игоревича. Волынский князь был вынужден бежать в Польшу.

Русское единство

В 1103 году Владимир и Святополк съехались на совет в Долобск. Они решили, что пора объединить армии русских князей и всей ратью пойти в половецкие степи. Были разосланы гонцы с вестью: «Пойдите на половцев, да будем либо живы, либо мертвы». На зов Владимира и Святополка откликнулись многие князья.

Узнав о том, что на них идет объединенное русское воинство, половцы собрались на военный совет. Их хан Урусоба предложил своим соплеменникам:

– Давайте просить мира у Руси. Крепко они будут биться с нами, ибо много зла сотворили мы русской земле.

На что молодые воины ответили ему:

– Ты боишься Руси, но мы не боимся! Перебив этих, пойдем в землю их и завладеем городами их!

Генеральное сражение состоялось 4 апреля 1103 года на Днепре у местечка Сутень. Половцы выставили все свои силы и изготовились к битве. Когда же показались русские полки, кочевники поняли, что недооценили размера выдвинувшейся против них армии.

Увидев, как ринулись на них дружины, половцы дрогнули и стали панически отступать. Но большинство из них пали под мечами преследователей, в том числе 20 знатных ханов. Это стало самым крупным поражением половцев с тех пор, как 42 года назад их орды впервые вторглись на Русь. Попавший в плен половецкий хан Белдюзь предлагал любой выкуп, лишь бы ему сохранили жизнь, но Мономах и его не пощадил, сказав:

– Вы, многократно клявшись, никогда обещания не сохраняли, но всегда, нападая, людей пленили и убивали. Много крови русской пролито, а ныне ты своею должен заплатить. — И повелел порубить пленника на части и разметать их по полю.

После поражения 1103 года половцы еще неоднократно предпринимали попытки вторгаться на Русь, и каждый раз против них вставало объединенное воинство. В итоге половецкие правители смирились и надолго прекратили набеги на русские земли.

Желаем Владимира!

В 1113 году умер от болезни князь Святополк. Киевляне, посовещавшись, решили, что именно Мономах наиболее достоин занять русский престол. Но Владимир, получив приглашение сесть на трон своего отца, ответил отказом. Он считал, что у Святославичей – Давида и Олега – по старшинству больше на это прав. Однако киевляне не захотели видеть своим князем никого, кроме Владимира Мономаха.

В городе вспыхнуло восстание. В первую очередь народ погромил дома тех, кто поддерживал кандидатуру Святославичей, в том числе и дом городского тысяцкого Путяты. Под эту марку досталось и местным евреям, с которыми у киевлян давно назревал конфликт. Тем пришлось запереться в синагоге и несколько дней держать оборону.

Киевская верхушка снова отправила послание Владимиру, заявив, что, если тот срочно не приедет, погромы уничтожат город. Услышав это, Мономах срочно отправился в путь. Тем более Святославичи оказались не против уступить ему престол. Едва Владимир подъехал к Киеву, мятеж утих.

И все же межнациональную рознь даже приезд нового князя погасить не смог. Киевляне требовали немедленно решить вопрос о положении в Киеве евреев, которые «при Святополке имели великую свободу и власть», из-за чего разорились многие русские купцы и ремесленники. Занимаясь ростовщичеством, они «угнетали должников неумеренными ростами».

Также люди обвиняли евреев в том, что те «многих прельстили в их веру и поселились в домах между христианами, чего прежде не бывало». Владимир ответил, что не смеет самостоятельно принимать подобные решения, и созвал князей и самых знатных киевлян на совет.

В результате «Русскую Правду» дополнил первый закон нового правителя – «Устав о резах», ограничивающий на Руси ростовщичество.

Помимо этого, как сообщает Иоакимовская летопись, на том же совете был вынесен еще и вердикт: «Ныне из всей русской земли всех евреев со всем их имением выслать и впредь не впускать, а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать». Это стало первым проявлением антисемитизма, официально зарегистрированным на русской земле.

Князь правил государством 12 лет. Он прославился не только как мудрый правитель, значительно укрепивший позиции Киевской Руси, но и как просветитель. Умер он своей смертью на 73-м году жизни в 1125 году, оставив потомкам знаменитое «Завещание Владимира Мономаха».

Завещание Владимира Мономаха детям, 1125. Литография по рисунку художника Бориса Чорикова для издания «Живописный Карамзин» (Санкт-Петербург, 1836).

Великий князь Владимир Мономах. Жизнь и деятельность

Владимир II Всеволодович Мономах совсем кратко:

  • князь смоленский (1073-1078гг),
  • черниговский (1078-1094гг),
  • переяславский (1094-1113гг),
  • великий князь киевский (1113-1125гг).

Владимир Мономах – выдающийся государственный деятель, одна из известнейших царственных особ в истории Руси. Жил в 1053-1125 гг. Отец — великий князь киевский Всеволод. При жизни отца Владимир княжил в Смоленске и Чернигове. Власть имел большую и фактически считался соправителем родителя.

«Мономах» — прозвище, которое он получил благодаря тому, что мать Владимира была дочерью византийского императора Константину IX Мономаха (1000-1055).

Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода Ярославича.

Во времена правления Владимира Мономаха шло объединение Русскойземли. Много сил и времени он посвятил защите своего государства от постоянных набегов половцев. Под таким названием, а также под именем команов (у византийцев), кунов (у венгров), кипчаков (у грузин) этот кочевой народ, живший в южнорусских степях, встречается в древнерусских летописях, в польских, чешских, венгерских, немецких, византийских, грузинских, армянских, арабских и персидских письменных источниках.

Становление

Детские и юношеские годы будущего правителя Киевского прошли при дворе отца в Переяславе-Южном. В 13-ть лет мальчик попал на боевое поприще, куда был взят отцом для постижения военного дела. Тогда же он начал самостоятельно княжить в Ростово-Суздальских землях, приобретая первый опыт государственного управления.

Читайте также  Труд и профсоюзы

И этот опыт пригодился, когда Владимир Мономах был поставлен княжить в Смоленске в период с 1073 по 1078 годы. Смоленскому князю лишь мирскими делами заниматься не удавалось. То и дело бои с половцами. Мономах помогал соседям, осознавая, что так обезопасит и свои земли.

Военные походы были частыми. В 1076 году Мономах с Олегом Святославичем поддержал поляков, приняв участие в походе против чехов. Позже вместе с отцом и Святополком Изяславичем дважды ходил против Всеслава Полоцкого.

В 1078 году отец — Всеволод Ярославич — начал княжить Киевом. Его 25-летнему сыну Владимиру Мономаху достался Чернигов. Для защиты своей вотчины молодой вельможа и тут был вынужден неоднократно отражать опустошительные набеги половцев. Полтора десятка лет сын был правой рукой отца. Он помогал ему в решении различных политических вопросов и не раз становился во главе великокняжеских дружин, которые совершали походы для усмирения бунтующих князей или уничтожения половецких полчищ.

В 1093 году умер отец Владимира. По праву старшенства престол в Киеве перешел к двоюродному брату Святополку Изяславичу.

Эти два десятка лет, с 1093-го по 1113-ый, Владимир Мономах познал и радость от побед, и горечь поражений. В боях он потерял старшего сына и младшего брата. В 1094 году отдал Черниговские земли Олегу Святославовичу, оставив за собой более «скромное» Переяславское княжество.

Владимир Мономах и половцы

Воевать с половцами Владимир Мономах продолжал и в Переяславле. Переяславльское княжество стояло на краю Дикого поля, или, как его тогда называли на протяжении целого столетия — Половецкой степи.

По подсчётам историка С.М. Соловьёва, ещё в княжение своего отца Владимир Мономах одержал над половцами 12 побед в сражениях. Почти все — на степном порубежье Русской земли.

Начиная с 1103 года Владимир Мономах стал руководителем совместных походов против половцев, так произошли победоносные сражения:

  • на Сутени в 1103 году
  • на Сальнице в 1111,
  • также в 1107 году на переяславской земле были разбиты Боняк и Шарукан.

После второго победоносного похода русских дружин в Дикую Степь в 1116 году, половцы откочевали от русских границ.

Русь при Владимире Мономахе

После кончины Святополка Изяславича в 1113 году Владимир Мономах приехал в Киев и был принят как новый Великий князь Киевский.

Мономах оказался реформатором. Он дополнил свод законов «Русская правда», написанный его дедом Ярославом Мудрым. Месть за убийство была запрещена и заменена денежным штрафом. А ещё он запретил обращать холопа в рабство за непогашенные долги. Да и само положение простого народа облегчил. Такова была внутренняя политика Владимира Мономаха.

Положение великого Киевского князя упрочилось настолько, что никто не посмел оспаривать его старшинство. Мономах контролировал три четверти территории государства.

Великий киевский князь Владимир Мономах (1113-1125)

Правление Владимир Мономах в Киев связано с еще одним очень интересным историческом фактом. В Киеве на тот момент была своя междоусобица — евреев громили. Новый князь потребовал немедленно прекратить бунт, а евреев больше не убивать. Киевлянам было обещано решить справедливо вопрос об еврейской общине.

И действительно, на княжеском съезде в Выдобиче этот вопрос был поднят. Мономах заявил, что евреи нажили своё имущество неправедным путём, но конфисковаться оно не будет. Евреям было выдвинуто требование немедленно и под конвоем покинуть земли киевские. Так в 1113 году на Руси исчезло западничество.

В период правления в стольном граде Киеве Владимиру Мономаху удалось объединить вокруг себя большую часть Русской земли. На княжеском съезде в городе Любече, который состоялся осенью 1097 года (по летописи — «в год 6605 от С.М.З.Х.»), Мономах убедил русских князей, обладавших наибольшей властью, объединить дружины для борьбы с половецкой опасностью.

На земле Отчизны было решено «устроить мир», прекратив междоусобицы. Он явился организатором и вдохновителем целого ряда совместных походов русских князей против половцев. Самыми большими из них были походы 1103, 1107, 1111 годов.

Мономах стремился к единению Древней Руси, а для этого надо было в первую очередь покончить с княжескими междоусобицами внутри страны. Это удавалось ему далеко не всегда, а если получалось, то на непродолжительное время. Порой ему приходилось вооружённой рукой, в союзе с другими князьями, наказывать ослушников. Но все это делалось не с целью расширения собственных владений, а для укрепления русских княжеств перед общей опасностью в лице Дикого поля.

Владимиръ Всеволодовичъ Мономахъ

Влади́миръ Все́володовичъ Монома́хъ (<< др.- рус .Володимиръ (-мѣръ [1] ) Мономахъ>>; въ крещеніи Василій; 1053 — 19 мая 1125 ) — великій князь смоленскій ( 1073 — 1078 ), черниговскій ( 1078 — 1094 ) переяславскій ( 1094 —1113), кіевскій (1113— 1125 ), государственный дѣятель, военачальникъ, писатель, мыслитель. Сынъ князя Всеволода Ярославича . Прозванъ Мономахомъ по названію рода матери Маріи (по другимъ даннымъ — Анны) — дочери византійскаго императора Константина IX Мономаха .

Содержание

  • 1 Начало дѣятельности
  • 2 Организаторъ антиполовецкаго союза при Святополке
  • 3 Великое княженіе
  • 4 Писатель
  • 5 Браки и дѣти
  • 6 Примѣчанія
  • 7 Ссылки
  • 8 См. также

Начало дѣятельности [ ]

Въ лѣто 1076 вмѣстѣ съ Олегомъ Святославичемъ участвовалъ въ походѣ въ помощь полякамъ противъ чеховъ, также дважды (съ отцомъ и Святополкомъ Изяславичемъ ) противъ Всеслава Полоцкаго . Во время второго похода произошло первое использованіе наемнаго войска изъ половцевъ для междоусобной войны [2] . Въ лѣто 1078 его отецъ сталъ кіевскимъ княземъ, а Владимиръ Мономахъ получилъ Черниговъ . Въ лѣто 1080 отбилъ набѣгъ половцевъ на черниговскія земли, нанёсъ пораженіе кочевникамъ- торкамъ .

Въ лѣто 1093 послѣ смерти отца, Великаго князя Всеволода, имѣлъ возможность занять кіевскій престолъ, но, не желая новой усобицы, добровольно уступилъ это право двоюродному брату Святополку , сказавъ: «Его отецъ былъ старше моего и раньше моего княжилъ въ Киевѣ». Самъ же занялъ Черниговскій престолъ.

Организаторъ антиполовецкаго союза при Святополке [ ]

Викторъ Васнецовъ . Отдыхъ великаго князя Владимира Мономаха послѣ охоты. 1848 год

Съ 1093 вёлъ войну съ вступившими въ союзъ половцами и Олегомъ Святославичемъ, которому вынужденъ былъ уступить Черниговъ ( 1094 ) и обосноваться въ Переяславскомъ княжествѣ, подвергавшемся постояннымъ набѣгамъ половцевъ. Поэтому Владимѣръ Мономахъ былъ болеѣ всѣхъ заинтересованъ въ прекращеніи княжескихъ междоусобицъ и сплоченіи силъ Руси для отпора половцамъ. Эту мысль Владимиръ Мономахъ настойчиво высказывалъ на княжескихъ съѣздахъ ( Любечскій съѣздъ (1097), 1100, 1103). Въ 1095 заключилъ миръ съ половецкими ханами Итларомъ и Китаномъ и вѣроломно ихъ убилъ съ помощью Ратибора и его сыновей, а также при помощи кіевскаго боярина Словята. Въ то время Тугорканъ и Бонякъ ходили на Византію, но были разбиты. Бонякъ атакуетъ Кіевъ сразу по возвращенъи «из грекъ» — прямо съ марша. Чуть позднеѣ подступаетъ къ Переяславлю Тугорканъ, тамъ же и погибшій вмѣстѣ съ сыномъ, разбитый подоспѣвшими дружинами Святополка Изяславича и Владимира Мономаха. Послѣ Долобскаго съѣзда ( 1103 ) Владимиръ Мономахъ сталъ вдохновителемъ и непосредственнымъ руководителемъ военныхъ походовъ противъ половцевъ (1103, 1107 , 1111 ). Половцы потерпели рядъ пораженій и надолго прекратили набѣги на русскія земли.

Великое княженіе [ ]

Послѣ смерти въ (лѣто 1113) кіевскаго князя Святополка Изяславича въ Кіевѣ вспыхнуло народное восстаніе ; верхи кіевскаго общества призвали на княженіе Владимира Мономаха. Ставъ кіевскимъ княземъ, онъ подавилъ восстаніе, но въ то же время вынужденъ былъ законодательнымъ путёмъ нѣсколько смягчить положеніе низовъ. Такъ возникъ «Уставъ Владимира Мономаха» или «Уставъ о рѣахъ», который вошёлъ въ составъ пространной редакціи « Русской Правды ». Этотъ уставъ ограничилъ прибыли ростовщиковъ , опредѣлялъ условія закабаленія и, не покушаясь на основы феодальныхъ отношеній, облегчалъ положеніе должниковъ и закуповъ .

Владимиръ Мономахъ на Памятникѣ «1000-лѣтіе Россіи» въ Великомъ Новгородѣ

Княженіе Владимира Мономаха было періодомъ послѣдняго усиленія Кіевской Руси . Владимѣръ Мономахъ черезъ своихъ сыновей управлялъ 3/4 территоріи Древнерусскаго государства. Туровъ Мономахъ получилъ по смерти Святополка какъ кіевскую волость . Въ лѣто 1117 Мономахъ отозвалъ свояго старшаго сына Мстислава изъ Новгорода въ Бѣлгородъ , что стало вѣроятной причиной выступленія сына Святополка Изяславича Ярослава , правившаго на Волыни и опасавшегося за свои наслѣдственныя права. Въ лѣто 1118 Мономахъ вызвалъ новгородскихъ бояръ въ Кіевъ и привёлъ ихъ къ присягѣ. Въ лѣто 1118 Ярославъ былъ изгнанъ съ Волыни, послѣ чего пытался вернуть княжество съ помощью венгровъ, поляковъ и разорвавшихъ союзъ съ Мономахомъ Ростиславичей , но безуспѣшно. Въ лѣто 1119 Мономахъ силой оружія завладелъ также минскимъ княжествомъ . При Владимире Мономахе начали заключаться династическіе браки между Рюриковичами. Ярославъ Святополчичъ (убитъ въ лѣто 1123 при попытке вернуть Владимиръ-Волынскій ) и Всеволодъ Ольговичъ ( черниговскій князь съ лѣта 1127 ) были женаты на дочеряхъ Мстислава Владимировича (внучкахъ Мономаха), на дочери Мономаха Агафьѣ былъ женатъ Всеволодко Городенскій , Романъ Владимировичъ былъ женатъ на дочери Володаря Ростиславича Перемышльскаго . Стабильность въ государствѣ держалась на авторитетѣ Мономаха, наличіи общяго врага (половцевъ) и концентраціи всей полноты власти въ рукахъ великаго князя.

Въ 1116—1117 лѣтахъ по порученію Владимира Мономаха создана была 2 редакція «Повѣсти временныхъ лѣтъ» Сильвестромъ, монахомъ кіевскаго Выдубицкаго монастыря . Именно эта редакція лѣтописи дошла до нашихъ дней.

Писатель [ ]

Сочиненія Владимира Мономаха дошли до насъ въ единственномъ спискѣ въ составѣ Лаврентьевской лѣтописи . Они являются яркимъ памятникомъ древнерусской литературы, написаннымъ талантливо и съ литературнымъ блескомъ. Подъ общимъ названіемъ «Поученіе» лѣтописецъ объединилъ три литературныхъ произведенія: собственно «Поученіе» (въ которомъ выдѣляется подробный разсказъ Владимира дѣтямъ о своей жизни— «пути и ловы», то есть военные походы и охоты), «Письмо Олегу Святославичу », написанное около 1093 , и заключительную «Молитву». «Поученіе»— сложный памятникъ, складывавшійся въ нѣсколько этаповъ; работу надъ нимъ авторъ, по-видимому, началъ въ лѣто 1101 во время поѣздки въ Ростовъ (сѣ ныне идоу Ростовоу), послѣ тревожной встречи съ послами и размышленій о своей жизни, а въ окончательную форму облёкъ послѣ л. 1117 (лѣта упоминаемаго въ нёмъ похода на Ярослава Святополчича). Среди литературныхъ источниковъ «Поученія»— библейскіе тексты, богослужебный корпусъ , апокрифы , прочая византійская литература (въ томъ числѣ, по-видимому, тогда ещё не перевѣдённая). Въ «Поученіи» изложено идеальное представленіе о князѣ-христіанинѣ, заповѣдано трудолюбіе, миръ, щедрость. Владимиръ Мономахъ осозналъ, что въ новой соціально-политической обстановкѣ, сложившейся на Руси къ концу XI в., нравственныя качества властвующихъ пріобрѣтаютъ первостепенное политическое значеніе, и судьба Русскаго государства въ огромной мѣрѣ зависитъ отъ того, насколько нравственными окажутся въ своемъ повѣденіи люди, держащія въ своихъ рукахъ государственную власть. Мономахъ говорилъ: «Не слѣдуетъ проливать кровь того, кто причинитъ намъ зло, но тремя добрыми дѣлами можно избавиться отъ враговъ и побѣдить ихъ: покаяніемъ, слезами и милостыней».

Читайте также  Начало складывания всероссийского рынка

Власть— это не даръ, возвышающій того, кто её получаетъ, надъ другими людьми, возлагая на нихъ обязанность повиноваться властителю. Она не освобождаетъ её носителя отъ соблюденія правилъ общежитія, предписанныхъ христіанствомъ всѣмъ людямъ. Властитель долженъ быть преждѣ всего человѣкомъ. Ему надлежитъ помогать обездоленнымъ, чтить старыхъ, какъ отца, и молодыхъ, какъ братьевъ, остерегаться лжи, пьянства и другихъ пороковъ, не свирѣпствовать словомъ, не хулить въ бесѣдѣ, избѣгать суеты и т. д.

Въ своёмъ «Поученіи» Владимиръ особо подчеркивалъ необходимость соблюденія договоровъ, заключеніе которыхъ на Руси въ ту пору скрѣплялось крестоцѣлованіем.

Браки и дѣти [ ]

Завѣщаніе Владимира Мономаха дѣтям, 1125. Литографія по рисунку художника Бориса Чорикова . 1836 годъ

Въ отношеніи большинства дѣтей Владимира Мономаха точно опредѣлить, когда (и, соотвѣтственно, отъ какой изъ жёнъ) они были рождены, не представляется возможнымъ. Такъ, Юрія Владимировича некоторые историки считаютъ сыномъ первой жены Владимира Гиты. Однако «Гюргева мати» (то есть «мать Юрія»), какъ писалъ самъ Владимиръ, умерла 7 мая 1107 л., тогда какъ дата смерти Гиты— 10 марта, скореѣ всего— л. 1098. Это позволяетъ отнести рожденіе Юрія къ болеѣ позднему времени и второму браку его отца [3] .

  • (съ 1074 ) Гита Уэссекская, принцесса Англійская, дочь короля Гарольда II Англійскаго
    ** Мстиславъ Владимировичъ Великій (1076—1132), великій князь Кіевскій съ л. 1125
    ** Изяславъ Владимировичъ (1078—1096), князь курскій
    ** Святославъ Владимировичъ (1079—1114), князь смоленскій и переяславскій
    ** Романъ Владимировичъ (1081—1119)
    ** Ярополкъ Владимировичъ (1082—1139), великій князь кіевскій съ л. 1132
    ** Вячеславъ Владимировичъ (1083—1154), князь туровскій, великій князь кіевскій въ 1139, 1150, 1151-54
    ** Марія (Марина) Владимировна (†1146/1147), замужем за Лже-Диогенъом
    ** Евдоксія Владимировна
    ** Евфимія Владимировна (†1139), вышла замужъ за короля Кальмана І Книжника Венгріи
    ** Агафья Владимировна
    • Юрій Владимировичъ Долгорукій (1095—1157), князь суздальскій, великій князь кіевскій въ 1149-50 и с 1155
      ** Андрей Владимировичъ (1102—1142), князь волынскій, князь переяславскій
      * Ефимія (†1126), княжна Половецкая

Благоверный князь Владимир Мономах

Благоверный князь Владимир Мономах, великий князь Киевский, оставшийся в памяти потомков как идеал правителя, подлинный защитник Русской земли, полководец, писатель, мыслитель, государственный деятель, выстраивавший новое политическое здание государства на выработанной им нравственной системе, которая нашла свое отражение в его сочинениях и базировалась на христианских принципах всепрощения и братолюбия.

«Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись, по евангельскому слову, очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела Господа ради; лишаемый — не мсти, ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех», — писал благоверный князь Владимир Мономах в своем «Поучении».

Житие: Владимир Всеволодович Мономах, в святом крещении Василий в честь святителя Василия Великого, родился в Переяславле 23 мая 1053 года. Он был внуком благоверного князя Ярослава Мудрого, сыном благоверного князя Всеволода Ярославича и дочери византийского императора Константина IX Мономаха (отсюда и произошло прозвище Владимира) Марии.

Свое детство и юность благоверный князь Владимир Мономах провел при дворе своего отца Всеволода Ярославича в Переяславле-Южном, здесь же он получил образование. Очень рано начал возглавлять отцовскую дружину, осуществлял далекие походы, воевал с половцами. В 1078 году Всеволод Ярославич стал великим князем, а Владимир получил Чернигов.

После смерти отца в 1093 году благоверный князь Владимир Мономах поступил мудро, не стал препятствовать занятию Киевского престола его двоюродным братом Святополком, не желая братоубийственной войны, хотя у него такая возможность стать великим князем была.

Женат благоверный князь Владимир Мономах был трижды. Наиболее известна из его жен Гита Уэссекская, дочь последнего англосаксонского короля Англии Гарольда II Годвинсона. После смерти великого князя Святополка Изяславича в 1113 году киевляне дважды призывали Владимира Мономаха на княжение в Киеве, он приехал только после второго приглашения от киевских бояр.

Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Через своих сыновей он управлял 3/4 ее территории. На протяжении своего правления он твердой рукой сохранял политическое и духовное единство Руси, потушил пожар княжеских междоусобиц, совершив несколько удачных походов против половцев, благоверный князь Владимир Мономах на несколько десятилетий остановил их набеги.

Прожив 72 года, благоверный князь Владимир Мономах только 12 лет правил Киевом, но оставил такой заметный след в истории государства, что благодарные потомки почитают его как талантливого полководца и идеального правителя. Его духовное завещание не потеряло своей актуальности до сих пор.

Автор Ипатьевской летописи называет князя «добрым страдальцем за Русскую землю». Благоверный князь Владимир Мономах был хорошо образованным человеком своего времени, строго соблюдал христианские заповеди. В быту он был скромен до аскетизма. Сохранилось два послания к нему митрополита Никифора I. в котором он излагает учение о посте и воздержании и хвалит князя за равнодушие к мирским благам.

В Лаврентьевской летописи благоверный князь Владимир Мономах прославляется как щедрый храмоздатель, за свою жизнь он построил и благолепно украсил в разных городах много храмов. В Смоленске в 1101 году князь заложил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и передал туда семейную реликвию — икону Божией Матери Одигитрию.

В Переяславле Русском на реке Альте, на месте гибели святого князя Бориса в 1117 году благоверный князь Владимир Мономах построил Борисоглебскую церковь в честь князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, способствовал созданию окончательной редакции сказания о святых братьях.

Умер благоверный князь Владимир Мономах 19 мая 1125 года в Киеве, был погребен в Софийском соборе рядом с отцом. На начало ХХI погребения были утрачены.

Память: 19 мая / 1 июня. Почитается благоверный князь Владимир Мономах Русской Православной Церковью в Соборе всех святых в земле Русской просиявших и в Соборе Киевских святых (в 2011 году) как благоверный князь.

ЗАВЕЩАНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

в сокращении и в переводе на современный русский язык, святой завет нашей старины, голос из далеких времен, завещание, и сейчас имеющее силу, и ныне поучительное. Свято-Троицкая Сергиева Лавра ко дню памяти благоверного князя Владимира Мономаха:

Молитва Владимира Мономаха

«Премудрости наставник
и смысла податель,
неразумным учитель
и нищим заступник!
Утверди в разуме сердце мое, владыка!
Дай мне дар слова, отче, устам моим
не запрещай взывать к Тебе:
милостивый, помилуй падшего!»

«Упование мое — Бог,
прибежище мое — Христос,
покров мой — Дух Святой!»

«Надежда и защита моя,
не презри меня, благая!
Тебя имею помощницей в печали,
и в болезни, и во всех бедах,
и Тебя славлю, воспетая!»

«Разумейте и узрите,
что Я Бог,
испытующий сердца
и ведающий мысли,
обличающий дела,
опаляющий грехи,
дающий суд сироте,
и убогому, и нищему».

«Преклонись, душа моя,
и о делах своих помысли,
содеянных тобою,
глазами своими обозри их,
и каплю испусти слез своих,
и поведай открыто
все дела свои и мысли Христу,
и очистись».

«Андрей честной,
отче преблаженный,
пастырь Критский!
Не престань молиться за нас,
чтущих тебя,
да избавимся все от гнева,
и печали, и тления, и греха, и бед,
чтущие память твою верно».

Град свой сохрани,
дева-матерь чистая,
который царствует честно
под Твоим покровительством,
пусть он тобой укрепляется
и на Тебя надеется,
побеждает во всех битвах,
сокрушает врагов и покоряет их.

«О воспетая матерь,
родившая святейшее из святых Слово!
Приняв нынешнее приношение,
защити нас от всякой напасти
и от грядущей муки — к тебе взывающих.
Молимся тебе, рабы твои,
и преклоняем колена сердца нашего:
склони ухо твое, чистая,
и спаси нас,
вечно в скорбях погруженных,
и соблюди от всякого пленения вражеского
твой город, Богородица!
Пощади, Боже, наследие твое,
прегрешения наши все прости,
видя, что мы молимся теперь тебе,
на земле родившую тебя без семени,
земную милость,
изволением своим воплотивший,
Христе, в человека».

Пощади меня, Спасе,
родившийся и сохранивший
родившую тебя нетленною
до твоем рождении,
когда воссядешь судить дела мои,
как безгрешный и милостивый,
как Бог и Человеколюбец!
Дева пречистая,
не искушенная браком,
Богом обрадованная,
верующим наставление,
спаси меня, погибающего
и к сыну твоему вопиющего:

«Помилуй меня, Господи, помилуй!
Если хочешь судить,
не осуждай меня на вечный огонь,
но обличай меня яростью своею —
молит тебя дева чистая,
родившая тебя, Христе,
и множество ангелов,
и мучеников сонм».

Во имя Христа Иисуса,
Господа нашего,
которому подобает честь и слава,
Отцу и Сыну и Святому Духу,
всегда и ныне и присно во веки!

Текст молитвы представляет собой подборку цитат, восходящих в основном к последованиям богослужения сыропустной недели, 1-й и особенно 5-й недели Великого поста. Принадлежность этого текста Владимиру Мономаху предположительная.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: