Внутренняя политика русского государства
Внутренняя политика российского государства
Деятельность временного правительства
Временное правительство поддерживали политическая элита, интеллигенция, пред-
приниматели, некоторая часть рабочего класса и крестьянства, но оно не имело достаточно
широкой социальной опоры на местах. Не обладая аппаратом принуждения, правительство
не смогло установить действенный контроль над ситуацией в регионах. Это положение обу-
словило характер внутренней политики Временного правительства, пытавшегося в сложив-
шихся условиях решить ряд социально-политических и экономических задач.
2.1. Установление демократического общественно-политического порядка.
• Подготовка созыва Учредительного собрания. Будущая судьба России должна была
решиться Учредительным собранием. Задача Временного правительства сводилась фор-
мально лишь к организации общественно-политических условий для выборов в Учредитель-
ное собрание, которое должно было принять решение о новом государственном устройстве,
создании новых постоянных органов власти. Временное правительство, сформированное
отнюдь не демократическим путем, не вправе было, по мнению входивших в него либералов,
взять на себя функции проведения коренного переустройства России. Назначенные на сен-
тябрь выборы в Учредительное собрание затем были вновь перенесены из-за затянувшихся
переговоров с Советами о составе избирательной комиссии и необоснованных надежд либе-
ралов провести выборы после политической стабилизации в стране.
• Социально-политический курс правительства был направлен на проведение демо-
кратических преобразований и достижение «классового мира» в стране. В декларации пра-
вительства от 3 марта и его обращении к народу от 6 марта была оглашена программа
деятельности на ближайшие месяцы: политическая амнистия, отмена смертной казни, лик-
видация сословного строя и всех национальных и религиозных ограничений. Были запрещены
аресты без суда, упразднена должность обер-прокурора Синода и все дела церкви передава-
лись в новое министерство по делам исповеданий.
В апреле были приняты законодательные акты. В них реализовывались положения
мартовских деклараций: «О регистрации товариществ, обществ и союзов», «О рабочих
комитетах», «О печати» и др. Следствием начавшейся демократизации общественно-поли-
тической жизни в стране стало проведение Всероссийских съездов Советов рабочих и сол-
датских депутатов, крестьянских депутатов, политических партий и организаций.
• Преобразования в армии. 28 февраля 1917 г. был принят приказ № 1 Петроград-
ского Совета, положивший начало так называемой демократизации армии. В соответствии
с ним уравнивались в гражданских правах солдаты и офицеры, проводилась чистка выс-
шего командного состава русских войск, были отменены военно-полевые суды, вводился
институт комиссаров правительства, наблюдавших за политической лояльностью офице-
ров. Главной мерой стало создание в армии выборных комитетов солдат и матросов, которые
распоряжались наличным оружием, контролировали деятельность офицеров и т. п. Военный
министр Временного правительства А. И. Гучков был вынужден подписать приказ Петро-
В условиях войны, углублявшегося внутриполитического кризиса в стране и радикали-
зации масс подобные нововведения (например, возможность солдатских комитетов обсуж-
дать приказ офицера и выносить решение о необходимости его исполнения) привели к рез-
кому падению дисциплины в армии и боеспособности ее частей.
Временное правительство установило в целом демократический строй в стране, но при
этом некоторые меры приводили к подрыву основ государственности, ослаблению государ-
2.2. Изменения системы государственной власти. Одновременно ликвидировались
старые органы высшей государственной власти. В мае – октябре были распущены Госу-
дарственный совет и Государственная дума. Законодательные акты принимались непо-
средственными распоряжениями правительства. Выработкой государственной политики
занимались Экономическое, Юридическое и другие совещания при правительстве.
В первые дни после революции был уничтожен репрессивный аппарат самодержа-
вия: полиция, жандармерия, цензура. Для охраны общественного порядка в апреле началось
создание милиции, исполнительного органа земств. Для расследования действий высших
чиновников царского режима была создана Чрезвычайная следственная комиссия.
2.3. Реформа местного самоуправления. На всю Россию была распространена сеть
земств, демократизирована их избирательная система. 15 апреля 1917 г. Временное пра-
вительство приняло «Положение о выборах в новые органы местного самоуправления»,
согласно которому провозглашалось всеобщее и равное избирательное право для россий-
ских граждан, включая женщин, военнослужащих и представителей всех национальностей.
В мае – июне 1917 г. была проведена реформа местного самоуправления. Новыми орга-
нами местной власти стали общественные исполнительные комитеты (или комитеты обще-
ственной безопасности), которые являлись объединениями коалиционного типа. Низшим
уровнем стали волостные земства, заменившие в мае все другие волостные органы власти,
и районные думы в городах.
Местные земские органы и общественные комитеты действовали под контролем
губернских, уездных и волостных комиссаров, назначенных Временным правительством.
2.4. Аграрная политика.
• 19 марта Временное правительство в специальной декларации объявило о начале под-
готовки аграрной реформы. Оно провело национализацию земель, принадлежавших цар-
ской фамилии. В апреле начали создаваться губернские, уездные и волостные земельные
комитеты, которые занимались урегулированием земельных споров и переписью земель в
преддверии аграрной реформы. В начале мая прошла 1-я сессия Главного земельного коми-
тета (с участием представителей Всероссийских советов крестьянских и рабочих депу-
татов), которому было поручено готовить земельную реформу, ее окончательный проект
должно было принять Учредительное собрание. На всех уровнях создавались комитеты по
снабжению (распределению зерна).
• Крестъянство же на общинных сходах создавало собственные комитеты, которые
присваивали необрабатываемые земли (без выплаты компенсаций), захватывали сельско-
хозяйственный инвентарь и скот помещиков, сами устанавливали порядок использования
выпасов. С марта по июнь 1917 г. был зарегистрирован рост правонарушений в деревне,
включавших воровство, вырубки леса, погромы имений.
2.5. Решение рабочего вопроса. Здесь Временное правительство, стремясь к «прими-
рению труда и капитала», действовало с наибольшим размахом. 12 апреля был издан закон
о собраниях и союзах, провозгласивший свободу профсоюзов. Рабочие получили право на
восстановление организаций, запрещенных в годы войны, создание новых объединений. В
результате к концу 1917 г. в стране насчитывалось более 2 тыс. профсоюзов во главе с Все-
российским центральным советом профессиональных союзов (председатель – меньшевик
С той же целью в мае – августе 1917 г. были созданы Министерство труда, трудо-
вые округа во главе с комиссарами и биржи труда, «примирительные камеры» (с участием
представителей заводоуправлений и рабочих). В мае было создано Министерство призре-
ния, взявшее на себя функции бывших благотворительных обществ. На частных предприя-
тиях и объектах государственной промышленности вводился рабочий контроль. 23 апреля
правительство узаконило создание на предприятиях фабрично-заводских комитетов. Было
введено также государственное страхование рабочих, разрешены забастовки.
В экономических условиях начала XX в. рабочим невозможно было добиться большего
в рамках демократического режима и господства частной собственности.
При этом вводимый явочным путем 8-часовой рабочий день не получил законодатель-
2.6. Национальная политика. Законом от 20 марта отменялись все вероисповедальные
и национальные ограничения, в том числе в использовании национальных языков.
В области национально-государственного устройства Временное правительство про-
должало отстаивать идею единой и неделимой России. Исключение было сделано лишь в
отношении Польши и Финляндии: 17 марта 1917 г. в специальной декларации правитель-
ство объявило о принципиальном согласии на создание в послевоенном будущем незави-
симой Польши (при условии военного и экономического союза с Россией). В дальнейшем
правительство было вынуждено согласиться на широкую автономию Финляндии. Уровень
автономии остальных национальных районов России должно было решить Учредительное
В этой ситуации при слабости центральной власти быстро развивалось националь-
ное движение. 4 марта 1917 г. социалистические партии Украины создали Центральную
Раду, которая 10 июня приняла документ с требованием о предоставлении Украине нацио-
нально-территориальной автономии в составе России. В июле 1917 г. финский сейм провоз-
гласил независимость Финляндии и объявил себя высшей властью, что привело к введению
российских войск на ее территорию и разгону сейма.
Таким образом, и в национальной политике Временного правительства главной оста-
валась «идея непредрешенчества», то есть решение вопроса о статусе национально-терри-
ториальных образований откладывалось до Учредительного собрания.
2.7. Экономическая политика была направлена на выполнение двух задач: снабжение
армии и решение продовольственной проблемы в стране.
• Методы и органы экономического управления. Методы, которые избрало Временное
правительство в условиях войны и дестабилизации хозяйства, начавшегося еще до февраля,
заключались в ограничении рыночного обмена и осуществлении активного вмешательства
государства в управление экономикой. При Временном правительстве были учреждены Про-
довольственный комитет, Министерство продовольствия, Экономический совет и выпол-
нявший роль министерства экономики Главный экономический комитет (во главе с пред-
принимателем С. Н. Третьяковым) с участием представителей профсоюзов.
• В решении продовольственного вопроса продолжилась дореволюционная политика
разверстки. 25 марта 1917 г. был принят закон о хлебной монополии, по которому владель-
цам оставлялся минимум, необходимый для питания, посева, содержания скота и птицы, а
остальной хлеб должен был сдаваться местным продовольственным органам по твердым
• Промышленность и торговля. С усложнением хозяйственной ситуации и обостре-
нием социально-политических противоречий в стране военно-административные компо-
ненты экономической политики правительства усиливались, хотя и были сняты сословные,
конфессиональные и иные ограничения на предпринимательскую деятельность. Одновре-
менно была учреждена государственная монополия на покупку и продажу кож, топлива,
металлоизделий. Правительство предприняло неудачную попытку введения частичного
регулирования производства, нормирования цен и распределения промышленных товаров.
Подобным мерам противодействовали сами предприниматели, но одной из основных
причин неудач проводимой экономической политики явился неэквивалентный обмен между
городом и деревней: стоимость товаров, полученных Министерством продовольствия, в том
числе принудительно, из деревни, равнялась в 1917 г. 7 млрд руб., а стоимость промышлен-
ных товаров, которые были выделены для деревни, – лишь 2 млрд руб.
Внутренняя политика Русского государства
После свержения татаро-монгольского ига, Москва оставалась центром, вокруг которого объединились основные русские земли. Псков формально еще сохранял свою независимость. Однако для борьбы с Ливонским орденом и литовским князем он постоянно нуждался в поддержке Москвы и потому признавал власть московских наместников. В такой же зависимости находилось и Рязанское княжество. Часть русских земель находилась под властью литовского князя. Это были смоленские и чернигово-северские земли.
В состав Русского государства входило много народов нерусской национальности. Однако существовали условия для развития тесных связей этих народностей с русским народом. Их культура и экономика взаимодействовали с более высокими по своему уровню экономикой и культурой русского народа.
После окончательного закрепления централизации Русского государства произошли изменения в государственном аппарате. Он уже не отвечал новым потребностям времени. До периода объединения русских княжеств при князе состоял совет из бояр, так называемая «боярская дума». Видную роль в боярской думе играли предводитель городского ополчения — тысяцкий, церимониймейстер — окольничий и хранитель княжеской казны — казначей. Во главе княжеского дворцового хозяйства стоял дворецкий. В городе и волости посылались для управления наместники. В системе дворцовых учреждений не было четкого разграничения функций государственного аппарата княжества и хозяйственно-административного аппарата княжеских дворцовых владений. Население частновладельческих земель находилось под вотчинной властью владельца, который обычно обладал иммунитетными правами. Такие владения полностью или частично освобождались от суда княжеских наместников и от уплаты государственных повинностей.
По мере развития Русского государства происходила централизация государственного аппарата управления. Формой правления на Руси была феодальная монархия. В 80-х годах XV века политические права удельных князей московского дома были значительно урезаны, а сами они низведены до положения служилых вотчинников.
Боярская дума приобрела характер постоянного учреждения. Возникли особые формы управления, развившиеся позже в приказы. Иммунные привелегии феодалов-вотчинников урезались. Так они были лишены права суда по наиболее важным вопросам — об убийстве, разбое и тому подобным. Эти дела рассматривались княжеским наместником. Контроль за деятельностью наместника осуществлялся со стороны великокняжеской власти.
До образования централизованного государства великие и удельные князья имели свои военные отряды. Отряды, в основном, состояли из дворовой челяди. Во главе этих отрядов стояли бояре и слуги вольные. Воинскую службу несли также крестьяне и ремесленно-торговое население городов. Причем служба бояр и «слуг вольных» считалась добровольной. Они имели право «отказаться» от князя.
После объединения русских земель московские князья стали брать с бояр «присяжные» записи с обязательством о верности. Происходили изменения и в организации вооруженных сил. С ростом территориальных владений и усилением централизации Русского государства ширилась социальная база для увеличения вооруженных сил страны. Выходцы из Литвы, бояре из княжеств, потерявших самостоятельность, бывшие удельные князья являлись на службу к московскому великому князю со своими военными отрядами. Увеличивалась численность городского и крестьянского ополчения.
Со временем была упразднена должность тысяцкого. Власть над ополчением окончательно перешла в руки великого князя.
Ряды служилого дворянства формировались из бывших «слуг вольных» великокняжеского двора, а также дворов ранее самостоятельных князей и боярских военных слуг из числа холопов. Получила развитие поместная система — система наделения землей служилых людей. Улучшалась техника военного дела, совершенствовалось оружие. В Москве в конце XIV века впервые появилось огнестрельное оружие — пушки. Поначалу артиллерия применялась при осаде городов, при обороне укреплений. Позже пушки стали применяться и при полевых военных действиях.
Происходило дальнейшее укрепление органов финансового управления. Податные привелегии крупных самостоятельных землевладельцев были значительно урезаны. В особую систему управления выделились дворцовые великокняжеские земли. Происходит замена некоторых барщинных работ денежными повинностями. Система податного обложения требовала периодических переписей населения. С образованием централизованного государства переписи стали систематически проводимым государственным мероприятием.
Всемирная история. Энциклопедия (1956-1965)
Образование Русского централизованного государства и его внутренняя политика
Образование Русского централизованного государства и его внутренняя политика
Значение образования Русского централизованного государства
К 80-м годам XV в. основное ядро русских земель было объединено в составе единого государства, центром которого явилась Москва. Формально сохранял свою независимость Псков, нуждавшийся, однако, в поддержке Москвы для борьбы с Ливонским орденом и литовскими феодалами и признававший власть московских наместников. В зависимости от московского правительства находилось и Рязанское княжество. Часть русских земель (в том числе смоленские и чернигово-северские) была захвачена литовскими феодалами. Преодоление феодальной раздробленности, при которой существовали многочисленные политические перегородки, а феодальные войны были обычным явлением, создавало предпосылки для дальнейшего экономического и культурного роста страны и для её борьбы за независимость.
Созданное в конце XV в. Русское централизованное государство было многонациональным. Несмотря на классовый характер политики великокняжеской власти, в результате включения в состав единого централизованного государства ряда нерусских народностей создавались условия для роста связей этих народностей с русским народом, для взаимодействия их экономики и культуры с более высокой по своему уровню экономикой и культурой России. В то же время в составе Русского централизованного государства, аппарат которого был поставлен на службу интересам господствующего класса феодалов, нерусские народности оказались оттеснёнными на задний план. Естественно, что антифеодальные движения нерусского трудового крестьянства, вызванные эксплуатацией со стороны русских и местных феодалов и национальным гнётом со стороны великокняжеской власти, постепенно сливаясь с выступлениями русского народа против феодально-крепостнического гнёта, носили часто также характер борьбы против чужеземного ига.
Развитие аппарата управления
После завершения процесса политического объединения русских земель произошли изменения в государственном аппарате. Аппарат управления в русских княжествах до их объединения отличался чертами, характерными для периода феодальной раздробленности. При князе состоял совет из бояр (боярская дума) . Видную роль в княжеском совете играли тысяцкий (предводитель городского ополчения), окольничий (соответствующий позднейшему церемониймейстеру) и казначей (хранитель княжеской казны). Во главе княжеского дворцового хозяйства стоял дворецкий. В города и волости посылались для управления (обычно сроком на год) наместники и волостели из бояр и «вольных слуг». Они получали право на поборы с населения, являясь, по терминологии того времени, кормленщиками. В системе дворцовых учреждений и кормлений не было чёткого разграничения функций государственного аппарата феодального княжества и хозяйственно-административного аппарата княжеских дворцовых владений. Зависимое население частновладельческих феодальных земель находилось под вотчинной властью феодала, который обычно обладал иммунитетными правами. Владения такого феодала освобождались (полностью или частично) от суда княжеских наместников и волостелей и от уплаты государственных платежей и повинностей.
Политическое объединение русских земель сопровождалось централизацией государственного управления. Формой централизованного государства на Руси была феодальная монархия. В 80-х годах XV в. политические права удельных князей московского дома были сильно урезаны, а сами они низведены на положение служилых вотчинников.
С усложнением функций Русского единого государства боярская дума приобрела характер постоянного учреждения, возникли особые органы управления, развившиеся в XVI в. в приказы. Иммунитетные привилегии феодалов-вотчинников урезывались. Они лишались права суда по наиболее важным делам — об убийстве, разбое и т. д. Суд по этим делам передавался княжеским наместникам, за деятельностью которых усиливался контроль со стороны великокняжеской власти.
Централизованный государственный аппарат был поставлен на службу господствующему классу, предоставляя ему средства для подчинения крестьян и укрепляя его экономическую власть над зависимым населением.
Организация вооружённых сил. Финансы
В период феодальной раздробленности великие и удельные князья имели свои военные отряды, состоявшие из зависимого населения их вотчин (главным образом дворовой челяди). Во главе этих отрядов стояли бояре и слуги вольные. Крестьяне несли «посошную повинность», выставляя определённое количество ратников с «сохи» (единицы податного обложения). Военную службу несло и торгово-ремесленное население городов. Служба бояр и «слуг вольных» в период феодальной раздробленности считалась добровольной. Они сохраняли право «отказаться» от князя.
В связи с объединением русских земель вокруг Москвы к концу XV в. московские князья стали брать с бояр «присяжные» записи с обязательством о «неотъезде» и «верности». С укреплением Московского княжества происходили изменения и в организации вооружённых сил. Ряды московского боярства пополнялись боярами из других русских княжеств, «служебными» князьями из числа бывших удельных князей, потерявших самостоятельность, выходцами из Литвы и т. д. Многие князья являлись на службу к московскому великому князю со своими военными отрядами. Вместе с тем увеличивалась численность городского и крестьянского ополчения. С упразднением должности тысяцкого оно было окончательно подчинено великокняжеской власти. Это усиливало обороноспособность государства и способствовало централизации в управлении и командовании войском.
С образованием к 80-м годам XV в. Русского централизованного государства произошло дальнейшее укрепление вооружённых сил. Ряды служилого дворянства формировались из бывших слуг вольных великокняжеского «двора», а также «дворов» ранее самостоятельных князей и боярских «послужильцев» (военных слуг из числа холопов). Получила развитие поместная система — система наделения землёй служилых людей. Стечением времени улучшилась техника военного дела. В конце XIV в. в Московском княжестве впервые появилось огнестрельное оружие (пушки). Позднее оно стало известно и в других княжествах. Артиллерия сначала применялась при обороне и осаде городов, а затем и во время полевых военных действий.
В связи с процессом государственной централизации происходило укрепление и органов финансового управления. Податные привилегии крупных феодалов были урезаны. Княжеские дворцовые земли выделились в особую систему управления. В связи с этим некоторые барщинные работы, которые выполнялись в княжеском хозяйстве крестьянами, принадлежавшими землевладельцам разных категорий (светским и духовным), были заменены денежными повинностями. Организация податного обложения требовала периодических переписей тяглого населения. С образованием централизованного государства переписи получили характер систематически проводимого государственного мероприятия, причём писцовые книги становились документами, удостоверявшими права землевладельцев на феодальные владения и зависимых крестьян.
Образование Русского централизованного государства и его внутренняя политика
Значение образования Русского централизованного государства
К 80-м годам XV века основное ядро русских земель было объединено в составе единого государства, центром которого явилась Москва. Формально сохранял свою независимость Псков, нуждавшийся, однако, в поддержке Москвы для борьбы с Ливонским орденом и литовскими феодалами и признававший власть московских наместников. В зависимости от московского правительства находилось и Рязанское княжество. Часть русских земель (в том числе смоленские и чернигово-северские) была захвачена литовскими феодалами. Преодоление феодальной раздробленности, при которой существовали многочисленные политические перегородки, а феодальные войны были обычным явлением, создавало предпосылки для дальнейшего экономического и культурного роста страны и для её борьбы за независимость.
Созданное в конце XV века Русское централизованное государство было многонациональным. Несмотря на классовый характер политики великокняжеской власти, в результате включения в состав единого централизованного государства ряда нерусских народностей создавались условия для роста связей этих народностей с русским народом, для взаимодействия их экономики и культуры с более высокой по своему уровню экономикой и культурой России. В то же время в составе Русского централизованного государства, аппарат которого был поставлен на службу интересам господствующего класса феодалов, нерусские народности оказались оттеснёнными на задний план. Естественно, что антифеодальные движения нерусского трудового крестьянства, вызванные эксплуатацией со стороны русских и местных феодалов и национальным гнётом со стороны великокняжеской власти, постепенно сливаясь с выступлениями русского народа против феодально-крепостнического гнёта, носили часто также характер борьбы против чужеземного ига.
Развитие аппарата управления
После завершения процесса политического объединения русских земель произошли изменения в государственном аппарате. Аппарат управления в русских княжествах до их объединения отличался чертами, характерными для периода феодальной раздробленности. При князе состоял совет из бояр (боярская дума). Видную роль в княжеском совете играли тысяцкий (предводитель городского ополчения), окольничий (соответствующий позднейшему церемониймейстеру) и казначей (хранитель княжеской казны). Во главе княжеского дворцового хозяйства стоял дворецкий. В города и волости посылались для управления (обычно сроком на год) наместники и волостели из бояр и «вольных слуг». Они получали право на поборы с населения, являясь, по терминологии того времени, кормленщиками. В системе дворцовых учреждений и кормлений не было чёткого разграничения функций государственного аппарата феодального княжества и хозяйственно-административного аппарата княжеских дворцовых владений. Зависимое население частновладельческих феодальных земель находилось под вотчинной властью феодала, который обычно обладал иммунитетными правами. Владения такого феодала освобождались (полностью или частично) от суда княжеских наместников и волостелей и от уплаты государственных платежей и повинностей.
Политическое объединение русских земель сопровождалось централизацией государственного управления. Формой централизованного государства на Руси была феодальная монархия. В 80-х годах XV века политические права удельных князей московского дома были сильно урезаны, а сами они низведены на положение служилых вотчинников.
С усложнением функций Русского единого государства боярская дума приобрела характер постоянного учреждения, возникли особые органы управления, развившиеся в XVI веке в приказы. Иммунитетные привилегии феодалов-вотчинников урезывались. Они лишались права суда по наиболее важным делам — об убийстве, разбое и т. д. Суд по этим делам передавался княжеским наместникам, за деятельностью которых усиливался контроль со стороны великокняжеской власти.
Централизованный государственный аппарат был поставлен на службу господствующему классу, предоставляя ему средства для подчинения крестьян и укрепляя его экономическую власть над зависимым населением.
Организация вооружённых сил. Финансы
В период феодальной раздробленности великие и удельные князья имели свои военные отряды, состоявшие из зависимого населения их вотчин (главным образом дворовой челяди). Во главе этих отрядов стояли бояре и слуги вольные. Крестьяне несли «посошную повинность», выставляя определённое количество ратников с «сохи» (единицы податного обложения). Военную службу несло и торгово-ремесленное население городов. Служба бояр и «слуг вольных» в период феодальной раздробленности считалась добровольной. Они сохраняли право «отказаться» от князя.
В связи с объединением русских земель вокруг Москвы к концу XV века московские князья стали брать с бояр «присяжные» записи с обязательством о «неотъезде» и «верности». С укреплением Московского княжества происходили изменения и в организации вооружённых сил. Ряды московского боярства пополнялись боярами из других русских княжеств, «служебными» князьями из числа бывших удельных князей, потерявших самостоятельность, выходцами из Литвы и т. д. Многие князья являлись на службу к московскому великому князю со своими военными отрядами. Вместе с тем увеличивалась численность городского и крестьянского ополчения. С упразднением должности тысяцкого оно было окончательно подчинено великокняжеской власти. Это усиливало обороноспособность государства и способствовало централизации в управлении и командовании войском.
С образованием к 80-м годам XV века Русского централизованного государства произошло дальнейшее укрепление вооружённых сил. Ряды служилого дворянства формировались из бывших слуг вольных великокняжеского «двора», а также «дворов» ранее самостоятельных князей и боярских «послужильцев» (военных слуг из числа холопов). Получила развитие поместная система — система наделения землёй служилых людей. Стечением времени улучшилась техника военного дела. В конце XIV века в Московском княжестве впервые появилось огнестрельное оружие (пушки). Позднее оно стало известно ив других княжествах. Артиллерия сначала применялась при обороне и осаде городов, а затем и во время полевых военных действий.
В связи с процессом государственной централизации происходило укрепление и органов финансового управления. Податные привилегии крупных феодалов были урезаны. Княжеские дворцовые земли выделились в особую систему управления. В связи с этим некоторые барщинные работы, которые выполнялись в княжеском хозяйстве крестьянами, принадлежавшими землевладельцам разных категорий (светским и духовным), были заменены денежными повинностями. Организация податного обложения требовала периодических переписей тяглого населения. С образованием централизованного государства переписи получили характер систематически проводимого государственного мероприятия, причём писцовые книги становились документами, удостоверявшими права землевладельцев на феодальные владения и зависимых крестьян.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 790-792.
Внешняя и внутренняя политика РФ.
- Лекции по обществознанию
- ОБЩЕСТВО
- ЧЕЛОВЕК
- ПОЗНАНИЕ
- ДУХОВНАЯ СФЕРА
- СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
- ЭКОНОМИКА
- ПОЛИТИКА
- ПРАВО
- ВСЕ О ЕГЭ
- ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ В ШКОЛЕ
- РАЗНОЕ
Самый ТОП в обществознании
Здесь все, что надо знать
по обществознанию
Самый ТОП в обществознании
Здесь все, что надо знать
по обществознанию
Внешняя и внутренняя политика РФ.
Внешняя политика – это такая политика государства, которая направлена на развитие международных отношений с другими странами, а также соблюдение неприкосновенности своих территорий.
Внешние функции государства:
• Оборона своих границ.
• Развитие партнерских отношений с другими странами.
• Коалиция в области решения глобальных проблем.
• Укрепление суверенитета РФ.
• Усиление своего влияния и положения на мировой арене.
После прекращения так называемой «холодной войны», в России начались процедуры демократизации общества, что способствовало новому направлению развития внешней политики РФ. Россия пытается расширить пространство своей внешнеполитической активности, чтобы в перспективном будущем вернуть себе статус мировой сверх державы.
Новые принципы внешней политики:
А) проевропейская политика;
Б) азиатская политика;
В) контакты с ближним зарубежьем;
Г) участие России в урегулировании международных конфликтов.
РФ на сегодняшний день входит в состав Совета Безопасности ООН, в экономический союз «Большая Восьмерка». РФ и США подписали ряд важных политических договоров (о сокращении стратегических наступательных потенциалов, антитеррористический союз). Однако с США Россия не по всем вопросам согласна, а именно РФ не устраивает идея однополярного мира. Именно это подтолкнуло РФ к созданию стратегического треугольника Россия-Индия-Китай, что суммарно составляет 40 % населения всего земного шара. Задача этого союза сделать мир многополярным и пресечь господство какой-либо одной страны.
Основные направления внешней политики:
1. Развитие дружеских отношений с странами СНГ.
2. Отношения с европейскими странами и НАТО.
3. Отношения России и Америки.
4. Отношения со странами Африки, Азии и Латинской Америки.
Основные напряженности во внешней политики:
• Американские и европейские санкции в экономической сфере.
• Напряженность в российско-украинских отношениях.
• Сложные отношения с Грузией.
Экономическая и экологическая внешняя политика РФ:
• Политика равноправного участия в развитии мировых экономических связей.
• Содействие развитию и функционирования многосторонней торговой системы.
• Оказывает поддержку российским организациям.
• Инициирует международное сотрудничество в области обеспечения экологической безопасности.
Региональные приоритеты внешней политики РФ:
— партнерские взаимоотношения со странами СНГ
— расширение стратегического сотрудничества с Республикой Беларусь.
— расширение интеграции в рамках Евразийского экономического союза.
— разрешение конфликтов с Украиной.
— разрешение конфликтов на постсоветском пространстве.
Внутренняя политика государства направлена на создание благоприятных условий для жизнедеятельности и развития общества. Государство должно обеспечивать безопасность и общественный порядок. Обеспечивать производство всех необходимых общественных благ. Охранять права и свободы граждан. Защищать и поддерживать нуждающихся. Способствовать развитию культурной сферы, науки и образования. Урегулировать основные общественные отношения, создать крепкую правовую базу. Осуществлять мониторинг и принимать меры при возникновении экономических проблем в обществе.
Внутренние функции государства:
• Регулирующая
• Стимулирующая
• Экономическая
• Социальная
• Культурная
Внутренняя политика РФ:
1. Формирование коалиции большинства в Государственной Думе
2. Создание федеральных округов
3. Создание Государственного Совета
4. Реформа Совета Федерации
5. Создание вертикали власти
6. Назначение губернаторов
7. Увеличение срока исполнения полномочий президента и депутатов Государственной Думы.
8. Судебная реформа
9. Реформа образования
10. Пенсионная реформа
11. Реформа милиции.
12. Реформа ЖКХ
13. Военная реформа.
Основополагающие документы для формирования внешней и внутренней политики РФ:
• Конституция РФ
• Концепция внешней политики РФ
• Стратегия национальной безопасности
• Военная доктрина
• Доктрина информационной безопасности
• Концепция государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества
• Концепция пограничного сотрудничества
• ФЗ «О стратегическом планировании РФ»
• ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».