Мастер и Маргарита характеристика образа Берлиоза Михаила Александровича

Берлиоз (Мастер и Маргарита)

Берлиоз – один из самых интересных персонажей в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно он становится первой жертвой действий Воланда в Москве 30-х гг.

Характеристика

У Берлиоза была неприглядная и даже неприятная внешность: он был «маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе».

Для Берлиоза важно его положение в обществе. Он делает все, чтобы показать свое подчинение власти. Идеология для героя – все. Партийные указания превыше всего. Ведь таким образом он получает многое. К примеру, Берлиоз за заслуги в литературе имеет дачу в Перелыгине.

Душа, внутренние качества человека не важны для Берлиоза. Этот образ бесчувственен, для него важны только материальные блага.

Председатель МАССОЛИТа

Берлиоз Михаил Александрович в «Мастере и Маргарите» выполняет важную функцию относительно авторского замысла. М. А. Булгаков высказывает свое отношение к литературному кругу того времени. Он высмеивает МАССОЛИТ (Мастерская социалистической литературы). Данную аббревиатуру писатель дал по аналогии с Мастерской коммунистической драматургии (МАСТКОМДРАМ), существовавшей в реальности. Здесь же автор отсылает читателя и к аббревиатурам РАПП, МАПП и к другим аббревиатурам, которые касались идеологии коммунистов.

Писатель показывает, что Берлиоз, который был непосредственным представителем МАССОЛИТа, живет так, как это было необходимо власти. Он не руководствовался своими взглядами и убеждениями, он говорит то, что было принято в обществе того времени.

И именно такие люди были в центре внимания. Берлиоз был довольно важным человеком в литературных кругах. И хотя его постоянно путают с композитором Берлиозом (который существовал в реальности), имя его было постоянно на слуху. Берлиоз определял литературную политику в Москве. А значит, там царили бездарные писатели и поэты. Литераторы, подобные Мастеру, были непригодны для власти. Задачей Берлиоза становится подчинить всю литературу новой власти. Именно поэтому с Мастером шла ожесточенная борьба, его произведения имели антипартийный характер.

Берлиоз, самостоятельно не занимаясь писательством, учит молодых литераторов, как правильно писать произведения. Именно в такой момент, когда Берлиоз критикует произведение Ивана Бездомного о Христе, персонаж встречается с Воландом. И знакомство с ним для Берлиоза было определяющим и трагичным.

Причины смерти

Берлиоз является некой переходной стадией между прошлым и настоящим. Он не принадлежит ни той эпохе, ни этой. Поэтому смерть его была необходима в повествовании.

Согласно роману, Воланд наказывает Берлиоза за то, что он не верит в существование в Бога. Однако не только это становится причиной гибели героя.

Берлиоз говорит Воланду: «В нашей стране атеизм никого не удивляет, большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге». Эта фраза доказывает факт того, что Берлиоз действует по шаблону, который дала народу власть. М. А. Булгаков пытается показать, что это неправильно.

При разговоре с Воландом не только Берлиоз отмечает, что он атеист, но и Иван Бездомный. Почему же только Берлиоз был наказан смертью?

Связано это с положением Берлиоза в обществе. Он был председателем МАССОЛИТа, организации, которую высмеивает М. А. Булгаков. Берлиоз – довольно умный и образованный человек, однако не пользуется своим умом в повседневной жизни. Он занимается не тем, он занимается продвижением совершенно бездарной литературы, которая была выгодна для власти. Это стереотипное и шаблонное мышление, которое навязывалось со стороны государства, также послужило причиной смерти Берлиоза.

Гибель героя была не случайностью, а преднамеренным действием, которое меняет мировоззрение многих героев, в частности Ивана Бездомного, который из ученика Берлиоза превращается в историка, бросив писать никчемные стихи.

Берлиоз («Мастер и Маргарита»)

Михаил Александрович Берлиоз — персонаж романа «Мастер и Маргарита». Характеристика образа Берлиоза показывает типичного советского человека той поры, изображённого в негативных чертах.

Кто такой Берлиоз

Михаил Александрович Берлиоз — человек примерно сорока лет, темноволосый, немного лысоватый, упитанный, небольшого роста. Он — литератор, председатель общества МАССОЛИТ.

Берлиоз — ярко выраженный атеист, чем и гордится. К неверию в бога он приучает и других персонажей, в том числе поэта Бездомного. Для верующего (хоть и «своеобразно» верующего) Булгакова атеизм Берлиоза является одним из негативных признаков, что и подчёркивается в произведении.

При этом Берлиоз — человек, вполне успешно устроившийся в советской системе. В то время, как многие люди страдают от «квартирных» проблем, проживают в коммуналках и бараках, у Берлиоза хорошая трёхкомнатная квартира. Эта квартира, в конце концов, оказывается «нехорошей» — в ней начинают происходить всякие несуразные и загадочные вещи.

Берлиоз — человек начитанный и образованный. При этом он очень любит спорить; любой разговор он превратит в дискуссию, которая может затянуться на несколько часов. Берлиоз красноречив, придерживается хороших манер, не нарушает закон и любит порядок, у него нет вредных привычек. То есть чисто внешне это вполне образцовый человек, однако, его внутренняя сущность совсем другая.

Неоднократно московского литератора Берлиоза путают с его однофамильцем — классическим французским композитором. В романе есть и другой похожий персонаж — Стравинский, который тоже является атеистом, и которого путают с композитором-однофамильцем.

Встреча Берлиоза и Воланда

Михаил Берлиоз однажды встретился с незнакомцем, которым был Воланд. По своему обыкновению, Берлиоз начал дискуссию о религии, боге, дьяволе и потустороннем мире. Воланд попытался переубедить его, однако тот не поддавался и гнул свою линию. Тогда «повелитель тьмы» решил его наказать. Он предрёк ему скорую смерть, что и произошло — Берлиоз поскользнулся на пролитом масле и попал под трамвай, который отрезал ему голову. Во время «мистического бала» Воланд пьёт из головы Берлиоза вино.

В этом примере отчётливо видно своеобразие булгаковского «князя тьмы». Воланд выступает здесь фактически в роли Иисуса Христа, наказывая грешника за его неверие в бога, а также за ложь, лицемерие и прочие «нравственные» грехи.

«Нехорошая квартира»

Особое значение в романе имеет московская квартира, расположенная по адресу: улица Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. В этой квартире начинают происходить странные явления, прежде всего загадочные исчезновения людей. Несмотря на это, в квартиру заселяются Берлиоз и Степан Лиходеев — директор Варьете. После них в этой квартире появляются Воланд и его свита, которые устраивают в ней «бал сатаны».

По-видимому, обитатели этой квартиры были настолько «черны», что сами привлекли в неё «нечистую силу». Последний хозяин квартиры Берлиоз особенно приглянулся Воланду как объект для наказания.

Прототипы Берлиоза

Как и у других персонажей романа «Мастер и Маргарита», у Берлиоза были свои прототипы в реальной жизни. В качестве такого прототипа наиболее часто называют Леопольда Авербаха — советского литератора, который вначале был вполне «официальным», а потом поссорился со Сталиным и был расстрелян. Леопольд Авербах был в довольно натянутых отношениях с Булгаковым. Не жаловал он вообще всех писателей, которых считал «попутчиками» в советской литературе, — он отказывал им в «революционности».

Читайте также  Краткое содержание повести Сорочинская ярмарка Гоголя Н.В.

Ещё один возможный прототип — пролетарский поэт Ефим Придворов, известный как Демьян Бедный. Правда, на этого литератора указывает имя (точнее, псевдоним) другого персонаж романа — Ивана Бездомного; однако сам Бездомный был не похож на Демьяна Бедного по характеру, а вот Берлиоз — другое дело. Демьян Бедный тоже попал в опалу и поссорился со Сталиным, как и Авербах. «Вождь» осудил поэта за «фальшивое» настроение в его поздних стихах, за «клевету» на СССР, его культуру и прошлое. До этого Демьян Бедный, плохой и неумелый стихотворец, считался одним из главных советских поэтов, часто издавался и пользовался всеми благами жизни. Правда, Демьян Бедный не был расстрелян, а умер своей смертью от тяжёлой болезни.

Заключение

Михаил Берлиоз, будучи второстепенным персонажем романа «Мастер и Маргарита», играет в нём особую роль. Образ Берлиоза был для Булгакова символом всей советской официозной культуры — бездарной, циничной и фальшивой, но превознесённой из-за своей верности коммунистическому режиму и лично товарищу Сталину. Берлиоз, будучи этаким «советским буржуем» и решительно отвергая веру в бога, был справедливо наказан Воландом.

Образ и характеристика Берлиоза в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

Одним из весьма интересных персонажей романа Михаила Булгакова (Мастер и Маргарита), является Берлиоз. Читатель знакомится с персонажем уже с самых первых страниц этого грандиозного романа. Это происходит на Патриарших, где Берлиоз и поэт Бездомный заводят весьма интересную беседу. Несмотря на то, что он был второстепенным персонажем, он играет очень важную и даже можно сказать большую роль в данном произведении. Михаил, так звали Берлиоза, критиковал произведение поэта Бездомного, тем самым он вызвал большое негодование со стороны юного талантливого писателя.

Внешность Берлиоза была не броской, обычный, ни чем не приметный мужчина, невысокого роста, к тому же немного полноват. Он тщательно старался прикрыть свою лысину, одевая, шляпы, с широченными полями. Ходил он обычно в костюмах, классического цвета, по внешности был интеллигентом.

Проживал этот персонаж в коммунальной квартире в самом центре Москвы. Квартира у него была просторная, и находилась довольно-таки в приличном состоянии. К сожалению у Берлиоза не было ни детей ни жены, он был абсолютно одинок. Официально в браке он состоял, но его дорогая супруга предпочла ему балетмейстера. Родных, которые находились бы по близости, у него тоже не имелось. Единственный человек, который был рядом с ним практически каждый день, была его домработница. Ее звали Груня, именно она тянула на своих хрупких женских плечах весь дом.

Михаил, был не только литератором в одном из Московских журналов, но и числился председателем ассоциации литераторов. Практически все его коллеги относились к нему с большим уважением.

Берлиоз стал первым персонажем произведения, который попал под руки Воланда. Произошло это именно в тот момент, когда они беседовали об Иисусе Христе с писателем Бездомным. Как рас в этот момент появился иностранец. Именно он предсказал Михаилу смерть от колес поезда. После его кончины, Воланд полностью пользовался его квартирой как своей. Именно в этой квартире Воланд приводил в реальность свои могущественные, коварные планы. Благодаря этому квартира приобрела для себя невыносимо страшную репутацию.

Автор произведения особо не выделял этого персонажа, но его история захватывает дух читателя. Особое чувство страха и жалости вызывает кончина Берлиоза, такой страшной и жестокой смерти не заслуживает даже самый плохой герой любого иного произведения.

2 вариант

Михаил Александрович Берлиоз – персонаж романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», который был первым наказан Воландом. Берлиоз погиб в самом начале романа, попав под трамвай, как и предсказал ему незадолго до этого Воланд.

Берлиоз погиб в расцвете лет. Портрет Берлиоза, данный в первом же абзаце романа, позволяет увидеть человека успешного, сытого и довольного жизнью. Он был чиновником новой советской формации, делом его службы была литература. Несмотря на то, что сам он был начитан на уровне энциклопедии, это не мешало ему редактировать художественный журнал и вершить судьбы современных литераторов. МАССОЛИТ, литературная ассоциация, давала ему возможность легко получать жизненные благ — занимать несколько комнат в квартире в центре Москвы на улице Садовой, дачу в литераторском поселке Перелыгино на Клязьме, ездить на воды и иметь домработницу.

Будучи генералом от литературы Берлиоз держится снисходительно-покровительственно с Иваном Бездомным, достаточно самоуверенно с Воландом. Он привык к тому, что все в его жизни налажено и распланировано, никаких необыкновенных явлений не происходит. Именно поэтому он, ничего не опасаясь начинает общаться с Воландом, который его даже заинтересовал в начале разговора. Сам Берлиоз в этой беседе на Патриарших прудах позиционирует себя как атеиста, утверждает, что всем на земле, включая собственную жизнь, управляет человек. Воланд доказывает Берлиозу ошибочность его взглядов, мистическим образом отправляя его под трамвай, где Берлиоз никак не предполагал оказаться в этот майский вечер.

Посмертная судьба Берлиоза оказалась менее удачной, чем земная. Сначала его ругали собратья по литературному цеху, дожидавшиеся его для проведения заседания, на которое он по понятным причинам не явился. Погибнув такой страшной смертью, Берлиоз еще и оказался «обокраденным покойником», так как из его гроба была украдена его голова. Это было дело рук помощников Воланда: у того на предмет использования головы Берлиоза были свои планы.

Читатель узнает из главы 23, что Воланд с Берлиозом, точнее с его головой, на балу продолжил беседу, незаконченную на Патриарших прудах из-за того, что председатель МАССОЛИТа побежал звонить в бюро иностранцев, чтобы донести на подозрительного, по его мнению, консультанта. Теорию Берлиоза о том, что после смерти человека ждет небытие, Воланд называет солидной и остроумной. Ей он противопоставляет другую: каждому будет дано по его вере.

Так как Берлиоз не верил ни в Бога, ни в Дьявола, по своей вере, точнее ее отсутствию, он получил в итоге небытие. А его голову Воланд превратил в чашу на золотой ножке, чтобы выпить из нее за главную утверждаемую им ценность – за бытие.

Булгаков неслучайно отправляет на смерть именно этого героя романа, другим в ходе действия отдав менее жестокие наказания от Сатаны. Берлиоз – функционер, олицетворявший для писателя тех «литературных генералов», которые в свое время ему не давали работать, всячески его травили и преследовали.

Сочинение Берлиоз в произведении Мастер и Маргарита

В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила. Но, конечно, его образ ещё много раз упомянут в романе – его похороны, похищение его головы, превращение его черепа в чашу.

Сам Михаил был важным и весьма самодовольным, как и многие москвичи в романе, человеком. Он возглавлял важную литературную организацию, считал, что играет важнейшую роль в этой жизни, что всё знает. Он взялся даже спорить с самим дьяволом Воландом, хотя и не зная, кто пред ним, о могуществе человека, об Иисусе. Он смеялся над аргументами ученого Воланда, что человек ничем особо не может распоряжаться, так как ничего не знает о своей судьбе. Ивану Бездомному он убедительно до этого доказывал, что образ богочеловека существует во всех культурах… Умничал, в общем. Показывал своё неверие.

Читайте также  Мастер и Маргарита характеристика образа Степы

Впрочем, нельзя отказать ему в интеллигентности, спор с иностранцем он вёл аккуратно, сдерживал возмущенного Ивана. Конечно, он не поверил в предсказания Воланда, а поспешил на собрание, которому не суждено было состояться.

Берлиоз – функционер, о котором особенно никто не жалеет. Все лишь удивляются и ужасаются странным обстоятельствам его смерти. Он плохо влияет на молодого «поэта» Ивана, но и на других тоже. Получается, что он гасит в них веру, убеждает отказаться от творческой свободы за материальные блага. Действует не хуже самого Воланда! Выполняет его работу…

Если о портрете, то персонаж этот был вполне себе функционер – упитанный и лысый. У него был приличный костюм, очки и шляпа. Ещё он был небольшого роста. У него была квартира, в которой и поселился после его смерти Воланд со свитой.

Самое страшное, что Берлиоза заставили увидеть, что существуют потусторонние силы, в которых он не верил. На балу Воланд оживил его голову… В глазах Михаила было страдание. И хозяин бала отправил его душу в «ничто», раз уж Михаил ни во что не верил.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Берлиоза в романе Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы

Произведение посвящено теме коллективизации и борьбе между разными слоями сельских жителей поддерживающих или отвергающих это нововведение Советской власти.

Жилин был пленен вместе с офицером Костылиным, который бросил его, как только увидел приближающихся татар. В плену он и встретил Дину – молодую татарку, лет тринадцати на вид. Произошла эта встреча, когда он попросил у татар воды

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» есть такой персонаж как Пьер Безухов. Молодой человек был сыном самого богатого человека в России. В обществе его никто и никогда не воспринимал серьезно

Судьба человека очень сложна и многогранна. Порой всё идет в жизни хорошо и вдруг… происходят события, приносящие огорчения, разочарования, а иногда и того хуже.

Дворянство является неотъемлемой часть великого романа Льва Николаевича Толстого. Он условно разделяет его на две части: салонное и поместное. Первое напрямую связано с Анной Шерер, а второе с Ростовыми.

Берлиоз Михаил Александрович — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков обнажает социокультурные проблемы России и Москвы в частности. Михаил Александрович Берлиоз, второстепенный персонаж романа, — уважаемый и признанный в своих кругах литератор. С ним читатель знакомится уже в первой главе. Характеристика образа Берлиоза позволяет понять внутренний мир героя и мотивы его поступков.

Внешность и социальное положение героя

М. А. Берлиоз не отличается красотой и имеет своеобразную внешность: маленький рост и упитанность, которая говорит о спокойной жизни и уверенности в завтрашнем дне. Серый костюм, шляпа и очки в чёрной роговой оправе отражают его ум, эрудицию и интеллигентность. Сейчас Берлиоз одинок, но когда-то он был женат. Его жена, как говорят, ушла от него к какому-то балетмейстеру. Ближайшие его родственники — тётя и дядя из Киева. Детей у него нет. Живёт герой на Садовой улице в одной квартире с директором театра Варьете Степаном Лиходеевым.
Работа для Берлиоза всегда стоит на первом месте. Михаил Александрович — председатель правления литературной ассоциации МАССОЛИТа, а так же редактор журнала. Его очень уважают коллеги. Берлиоз красноречив, поэтому умеет донести свою точку зрения до собеседника, а также убедить в её правдивости.

Роковая встреча

В начале романа он и поэт Иван Бездомный беседуют об Иисусе Христе. По мнению председателя, Иван в своём сочинении должен был опровергнуть сам факт существования Христа вместо того, чтобы создавать его негативный образ. Необходимо понимать, что события романа происходят в Москве 1930-х гг. В это время в стране господствовал атеизм, резко отвергались все религиозные догматы, и поэтому Берлиоз как гражданин не мог допустить даже самого факта существования Христа. В беседе с Иваном председатель приводит множество аргументов в пользу своей точки зрения.

Однако в разговор вмешивается незнакомец (Воланд), который оспаривает все доводы председателя. Он рассказывает историю Иешуа Га-Ноцри и говорит, что он был её свидетелем. Литераторы не верят незнакомцу и считают его сначала шпионом, а потом безумцем. Но иностранец предрекает Берлиозу безвременную кончину и говорит, что на неё невозможно повлиять. Берлиоз не верит своему собеседнику и считает, что человек сам управляет своей судьбой. Однако скоро предсказание незнакомца сбывается: несчастный Берлиоз поскальзывается на подсолнечном масле, о котором его предупреждал незнакомец, и трамвай отрезает ему голову.

Преступление и наказание

Своим поступком Воланд не только преподает урок невежественному Берлиозу, наказывая его за неверие в дьявола, но и таким образом наставляет Ивана Бездомного. Иван после смерти Берлиоза не только начинает верить в божественное начало, но и бросает сочинение «глупых стишков», делая упор в творчестве на исторические сочинения.

Можно провести параллели между организациями в романе и реально существовавшими литературными учреждениями. Так, прообразом МАССОЛИТа (Мастерской социалистической литературы) в реальной жизни является МАСТКОМДРАМ или Мастерская коммунистической драматургии. Берлиоз как яркий представитель МАССОЛИТа не имеет собственного мнения, а руководствуется лишь распоряжениями партии. Именно поэтому такие молодые авторы, как Мастер, не могли быть приняты в литературное общество. Их сочинения предполагали существование божественного и поэтому были антипартийными. Примечательно, что Берлиоз сам не занимался писательством, но критиковал сочинения молодых авторов. Этот факт сам по себе ярко иллюстрирует литературное общество Москвы 1930-х гг.

Вывод

Образ Берлиоза в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» отражает отношение автора к литературным кругам. Он высмеивает МАССОЛИТ и бездарных литераторов за их сочинения, которые не имеют художественной ценности, но выгодны партии.

Характеристика образа Берлиоза может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Образ и характеристика Берлиоза из романа «Мастер и Маргарита»

Одним из самых неоднозначных булгаковских персонажей по праву называют Берлиоза в романе «Мастер и Маргарита». Характеристика героя позволит читателю понять, почему именно он становится первой жертвой Воланда и его свиты. Образ истинного атеиста, неверующего в Бога, достаточно символичен. Он раскрывает причины наказания председателя МАССОЛИТа за его жизненные принципы через переход от прошлого к настоящему.

  1. Личность, внешность героя
  2. Характеристика персонажа
  3. Месть Воланда, смерть Берлиоза

Личность, внешность героя

Михаил Александрович Берлиоз является руководителем (председателем) МАССОЛИТа. О внешности героя рассказывает автор немного, но этого вполне достаточно, чтобы создать четкий образ второстепенного персонажа в мыслях:

  • небольшой рост;
  • упитанное телосложение;
  • залысины на черноволосой голове;
  • одевается в костюмы преимущественно серых оттенков;
  • покрывает голову шляпой;
  • часто носит головной убор в руках;
  • гладко выбритое лицо.

Перед читателем Берлиоз в «Мастере и Маргарите» предстает в образе мужчины, находящегося в полном расцвете сил. Ему приблизительно 45 лет. Михаил Александрович — литератор, состоящий в крупнейшей московской ассоциации. Помимо этого, он занимается редактурой художественного журнала. Высокопоставленный, мастистый председатель — генерал в литературных кругах. Булгаков дает герою такую же фамилию, как у известного французского композитора Гектора Берлиоза.

Но принято считать, что прототипом персонажа был критик и член группировки РАПП — Леопольд Авербах. Или же известный поэт Демьян Бедный.

Характеристика персонажа

Михаил Афанасьевич Булгаков преподносит Берлиоза, как человека, умеющего сочувствовать близким. Будучи дядей покойного племянника своей жены, он искренне соболезнует членам семьи. Михаил Александрович — образованный, эрудированный, воспитанный мужчина, интересующийся трудами древних историков.

Читайте также  Изображение русского национального характера в творчестве Н. С. Лескова

Писатель дает своему герою следующую поведенческую и личностную характеристику:

  • любит много читать;
  • имеет большие литературные заслуги;
  • интересуется исключительно материальными благами, а не душевной красотой людей;
  • не имеет своего мнения, убеждений, взглядов на жизнь;
  • не верит в существование Иисуса Христа и дьявола;
  • учит атеистским азам Бездомного (начинающего писателя стихотворений), которого звать Иваном;
  • отличается остроумностью, красноречивостью;
  • умеет хитрить;
  • пытается подчинить (по приказу) всю литературу новой власти;
  • нередко осторожничает.

Проживает литератор в центре российской столицы на Садовой улице. Просторное коммунальное жилье занимает 3 комнаты (кабинет, гостиная, столовая). По соседству с законопослушным гражданином проживает Степа Лиходеев. Домашними делами в квартире Берлиоза занимается домработница Груня. Также во владении председателя литературной ассоциации имеется элитная дача на Клязьме в поселке Перелыгино.

Герой женат. До смерти литератора его жену видят в обществе балетмейстера. В семье не было детей, поэтому прямыми наследниками на право владения собственностью должны были стать дядя и тетя.

Месть Воланда, смерть Берлиоза

После знакомства с иностранным гражданином, приехавшим в Москву, Миша слышит от гостя странные слова, звучавшие как предсказание. Воланд рассказывает литератору о гибели под трамваем. Это должно произойти перед отъездом в Кисловодск. Персонажу суждено поскользнуться и попасть на трамвайные рельсы прямо во время движения транспорта поблизости. Из-за своего атеизма Берлиоз отказывает верить в такое, поэтому герой не раздумывая, уходит. Страшно, что мнимое предположение дьявола в человеческом обличии обращается реальностью для героя.

Таким способом властитель тьмы решает наказать Михаила Александровича за атеизм, неверие в нечистую силу. Трагедия происходит на Патриарших прудах. Рука мужчины соскальзывает с турникета, нога скользит по разлитому Аннушкой маслу. Берлиоз падает под движущийся трамвай. Ему отрезает голову.

Во время сатанинского бала Воланд беседует с покойным литератором, рассуждая о существовании дьявола и Иисуса Христа. Действующие лица пытаются говорить спокойно и размеренно. Буквально несколько дней назад умерший рассказывал, что отрезание головы прекращает жизнь в человеке, обращающегося в золу. Пришедшие на бал гости выступают ярким примером, что утверждения мужчины были неверными.

Берлиоз отправляется в то самое небытие, о котором рассуждал, а нечисть выпивает из чаши, в которую превращается голова литератора, за бытие.

Булгаков намеренно убивает своего персонажа. Руководитель ассоциации литераторов должен быть умереть, так как автор в целом высмеивает МАССОЛИТ. Происходит это из-за шаблонности мышления, беспрекословного подчинения героя власти. Это и приводит к тому, что председатель обзаводится роскошной (по тем меркам) дачей в элитном районе Москвы. Он заслужил расправу от кота Бегемота и Фагота, потому как лично говорит Воланду о своем всестороннем атеизме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: