Биография Вийона Ф.
Франсуа Вийон
Биография
Франсуа Вийон – французский поэт эпохи позднего Средневековья, личность яркая, неоднозначная, чьи стихотворения оставили глубокий след в душах современников и потомков.
Несмотря на славу и значимость для мировой поэзии произведений Вийона, о его жизни известно немного, а подробности биографии разнятся от источника к источнику. Судьба Франсуа Вийона тесно связана с Парижем, в окрестностях которого поэт родился. По разным сведениям это произошло в апреле 1431 или 1432 года.
Портрет Франсуа Вийона
Настоящая фамилия Франсуа — де Лож или де Монкорбье. Мать мальчика родилась в провинции Берри, а об отце ничего не известно, кроме того, что тот рано умер, и женщина осталась вдовой с маленьким ребенком на руках.
Спас от нищеты осиротевшую семью родственник или друг семейства Гийом де Вийон, капеллан, настоятель церкви святого Бенедикта. По словам Франсуа, священник стал для него больше чем отцом, взяв на себя заботы о воспитании ребенка. Паренек получил не только кров над головой, но и любовь, опеку и образование, которое по тем временам могли себе позволить лишь состоятельные люди.
Капеллан приютил Франсуа, кормил его, одевал, обучал различным наукам, включая арифметику, грамматику, латынь, а также дал воспитаннику свою фамилию. Взамен мальчик прислуживал в церкви и пел в церковном хоре.
Франсуа Вийон в молодости
В 12 лет Франсуа Вийон стал посещать школу при факультете словесных наук Парижской Сорбонны. В 1449 году юный студент получил степень бакалавра, а еще через три года – степень лиценциата и магистра искусств.
С таким образованием Вийон не имел доступа к высшим должностям и соответствующему классу парижского общества, и мог служить только клерком или преподавателем. По меркам средневековых университетов достойный уровень знаний получали лишь к тридцати годам, отучившись на юридическом факультете и получив степень доктора канонического права.
Поэзия
Еще в годы учебы в Сорбонне Франсуа был вхож в дом парижского чиновника высшего ранга Робера д’Эстутвиля. Там нередко собирались поэты, и Вийон участвовал в поэтических баталиях к удовольствию хозяев. В их честь Вийон сочинил брачную песнь под названием «Баллада Прево-младожену», в которой акростихом вписал имя супруги Эстутвиля.
Иллюстрация к стихотворению Франсуа Вийона «Из рая я иду»
Поэзия Вийона неразрывно связана с непростой судьбой этого человека. Все его стихи являются отражением жизненных ситуаций, реакцией на происходящее вокруг. Творчество Франсуа считается глубоко реалистичным и философичным одновременно. На фоне стихов поэтов эпохи Возрождения с их романтическими образами, цветущими садами, поющими птицами и стрелами любви особенно контрастно читаются баллады Вийона, полные боли, крови, слез, истинных чувств простых людей, голого реализма.
В то же время поэт первым применил иронические интонации и даже сарказм, говоря о собственной жизни и ее перипетиях, а в некоторых произведениях – и гротеск, утрирование образов. Сквозь строки стихов виден живой человек, со своими грехами и недостатками, страданиями и мечтами, не идеализирующий ни себя, ни других.
Талант Франсуа Вийона, несмотря на многовековую пропасть, глубоко почитали Илья Эренбург и Осип Мандельштам, Николай Рубцов, а жизни и творчеству поэта посвящены многочисленные монографии и исследования.
Личная жизнь
Франсуа Вийон прославился в Париже и Франции не только как поэт, но еще и как заядлый гуляка, разбойник, пройдоха и драчун. Еще до выпуска из Сорбонны он участвовал в выходке школяров, которую впоследствии описал в не дошедшем до наших дней сатирическом романе в стихах. Поэт упоминает о нем в «Большом завещании», написанном в 1461 году.
Озорные студенты умудрились стащить каменную тумбу, стоявшую возле дома почтенной парижанки. Дама подала в суд, обвинив школяров в краже, и установила новый камень. Разозленные молодые люди стащили и вторую тумбу, и вскоре оба камня красовались на территории Сорбонны.
Молодой Франсуа Вийон
Виновных в проделке арестовали и хотели предать суду, но на выручку пришли университетские юристы, и в итоге студенты победили. Озорники были оправданы, зато судейским чинам пришлось несладко.
В 1455 году Вийон вновь попал в громкую историю, на этот раз связанную с убийством. Между поэтом и молодым священником произошла ссора, причиной которой стала женщина. Выпивший священник полез в драку, а Франсуа, защищаясь, ударил того ножом. Ранение оказалось смертельным, и спустя некоторое время задира скончался, успев простить и оправдать Вийона.
Франсуа подал два прошения о помиловании, но, желая избежать ареста, покинул Париж. Это решение стало роковым для поэта. Не имея средств к существованию, он связался с разбойниками. В 1456 году Вийон вернулся в Париж, получив помилование.
Франсуа Вийон в тюрьме
В том же году поэт-разбойник с подельниками ограбил Наваррский колледж. Шайка украла 500 золотых монет и поделила их поровну. Вийон собирался отправиться в Анжер к герцогу Рене Анжуйскому: Франсуа давно лелеял мечту стать придворным поэтом при каком-нибудь влиятельном вельможе. В Анжере ему не повезло, а спустя год раскрылись обстоятельства кражи, и Вийону нельзя было возвращаться в Париж под страхом казни.
Перед побегом из столицы непутевый поэт написал «Малое завещание», где в шутливой форме завещал друзьям незначительные предметы и образы: свой пустой кошелек, вывеску на одном кабачке. По некоторым данным, причиной побега стала неразделенная любовь к Катрин де Воссель, которая ответила поэту оскорбительным отказом.
Последующие годы Франсуа провел в скитаниях по Франции. Он вступил в шайку разбойников-кокийяров. К этому периоду относятся написанные поэтом семь баллад на воровском жаргоне, которые сегодня уже никто не может расшифровать.
При дворе Карла Орлеанского, который и сам был известным поэтом, Вийон написал знаменитую «Балладу поэтического состязания в Блуа». Герцог затеял поэтические соревнования, а темой для стихов выбрал «От жажды умираю над ручьем». Стихотворения должны были получиться шутливыми и легкими, но из-под пера Франсуа вышел настоящий шедевр, глубокое, ироничное и философское произведение.
После этого Вийон еще дважды сидел в тюрьмах в ожидании приговора, в Орлеане и городке Мен-сюр-Луар, но был амнистирован по случаю приезда королевских особ. В 1461 году поэт вернулся в Париж, где жил, скрываясь у друзей. Тогда же он написал знаменитое «Большое завещание». В цикл баллад вошли:
- «Завещание»;
- «Эпитафия»;
- «Баллада о дамах былых времен»;
- «Баллада примет» (Я знаю…);
- «Молитва»;
«Молитва» стала единственным глубоко трагичным стихотворением, ведь поэт, ни капли не иронизируя, вложил слова мольбы в уста своей матери, которую считал лучшей женщиной на свете. Впоследствии Булат Окуджава написал песню, озаглавленную «Молитва Франсуа Вийона», но к средневековому поэту этот текст отношения не имеет.
Смерть
В 1462 году Вийона снова арестовали и посадили в тюрьму. Благодаря ходатайству о помиловании и просьбам друзей поэта, повешение заменили десятилетним изгнанием из Парижа. В ожидании приговора Франсуа написал «Балладу о повешенных».
Памятник Франсуа Вийона
После 1463 года следы Франсуа Вийона теряются. Обстоятельства и дата смерти поэта неизвестны. Ясно одно: умер он в изгнании, не дожив до первого издания своих баллад, в 1491 году.
Новое в блогах
Сообщество «ПРИСТАНЬ ОПТИМИСТОВ»
Франсуа Вийон: биография
Франсуа Вийон – французский поэт эпохи позднего Средневековья, личность яркая, неоднозначная, чьи стихотворения оставили глубокий след в душах современников и потомков.
Несмотря на славу и значимость для мировой поэзии произведений Вийона, о его жизни известно немного, а подробности биографии разнятся от источника к источнику. Судьба Франсуа Вийона тесно связана с Парижем, в окрестностях которого поэт родился. По разным сведениям это произошло в апреле 1431 или 1432 года.
Портрет Франсуа Вийона
Настоящая фамилия Франсуа — де Лож или де Монкорбье. Мать мальчика родилась в провинции Берри, а об отце ничего не известно, кроме того, что тот рано умер, и женщина осталась вдовой с маленьким ребенком на руках.
Спас от нищеты осиротевшую семью родственник или друг семейства Гийом де Вийон, капеллан, настоятель церкви святого Бенедикта. По словам Франсуа, священник стал для него больше чем отцом, взяв на себя заботы о воспитании ребенка. Паренек получил не только кров над головой, но и любовь, опеку и образование, которое по тем временам могли себе позволить лишь состоятельные люди.
Капеллан приютил Франсуа, кормил его, одевал, обучал различным наукам, включая арифметику, грамматику, латынь, а также дал воспитаннику свою фамилию. Взамен мальчик прислуживал в церкви и пел в церковном хоре.
Франсуа Вийон в молодости
В 12 лет Франсуа Вийон стал посещать школу при факультете словесных наук Парижской Сорбонны. В 1449 году юный студент получил степень бакалавра, а еще через три года – степень лиценциата и магистра искусств.
С таким образованием Вийон не имел доступа к высшим должностям и соответствующему классу парижского общества, и мог служить только клерком или преподавателем. По меркам средневековых университетов достойный уровень знаний получали лишь к тридцати годам, отучившись на юридическом факультете и получив степень доктора канонического права.
Поэзия
Еще в годы учебы в Сорбонне Франсуа был вхож в дом парижского чиновника высшего ранга Робера д’Эстутвиля. Там нередко собирались поэты, и Вийон участвовал в поэтических баталиях к удовольствию хозяев. В их честь Вийон сочинил брачную песнь под названием «Баллада Прево-младожену», в которой акростихом вписал имя супруги Эстутвиля.
Иллюстрация к стихотворению Франсуа Вийона «Из рая я иду»
Поэзия Вийона неразрывно связана с непростой судьбой этого человека. Все его стихи являются отражением жизненных ситуаций, реакцией на происходящее вокруг.
Творчество Франсуа считается глубоко реалистичным и философичным одновременно. На фоне стихов поэтов эпохи Возрождения с их романтическими образами, цветущими садами, поющими птицами и стрелами любви особенно контрастно читаются баллады Вийона, полные боли, крови, слез, истинных чувств простых людей, голого реализма.
В то же время поэт первым применил иронические интонации и даже сарказм, говоря о собственной жизни и ее перипетиях, а в некоторых произведениях – и гротеск, утрирование образов. Сквозь строки стихов виден живой человек, со своими грехами и недостатками, страданиями и мечтами, не идеализирующий ни себя, ни других.
Талант Франсуа Вийона, несмотря на многовековую пропасть, глубоко почитали Илья Эренбург и Осип Мандельштам, Николай Рубцов, а жизни и творчеству поэта посвящены многочисленные монографии и исследования.
Личная жизнь
Франсуа Вийон прославился в Париже и Франции не только как поэт, но еще и как заядлый гуляка, разбойник, пройдоха и драчун. Еще до выпуска из Сорбонны он участвовал в выходке школяров, которую впоследствии описал в не дошедшем до наших дней сатирическом романе в стихах. Поэт упоминает о нем в «Большом завещании», написанном в 1461 году.
Озорные студенты умудрились стащить каменную тумбу, стоявшую возле дома почтенной парижанки. Дама подала в суд, обвинив школяров в краже, и установила новый камень. Разозленные молодые люди стащили и вторую тумбу, и вскоре оба камня красовались на территории Сорбонны.
Молодой Франсуа Вийон
Виновных в проделке арестовали и хотели предать суду, но на выручку пришли университетские юристы, и в итоге студенты победили. Озорники были оправданы, зато судейским чинам пришлось несладко.
В 1455 году Вийон вновь попал в громкую историю, на этот раз связанную с убийством. Между поэтом и молодым священником произошла ссора, причиной которой стала женщина. Выпивший священник полез в драку, а Франсуа, защищаясь, ударил того ножом. Ранение оказалось смертельным, и спустя некоторое время задира скончался, успев простить и оправдать Вийона.
Франсуа подал два прошения о помиловании, но, желая избежать ареста, покинул Париж. Это решение стало роковым для поэта. Не имея средств к существованию, он связался с разбойниками. В 1456 году Вийон вернулся в Париж, получив помилование.
Франсуа Вийон в тюрьме
В том же году поэт-разбойник с подельниками ограбил Наваррский колледж. Шайка украла 500 золотых монет и поделила их поровну. Вийон собирался отправиться в Анжер к герцогу Рене Анжуйскому: Франсуа давно лелеял мечту стать придворным поэтом при каком-нибудь влиятельном вельможе. В Анжере ему не повезло, а спустя год раскрылись обстоятельства кражи, и Вийону нельзя было возвращаться в Париж под страхом казни.
Перед побегом из столицы непутевый поэт написал «Малое завещание», где в шутливой форме завещал друзьям незначительные предметы и образы: свой пустой кошелек, вывеску на одном кабачке. По некоторым данным, причиной побега стала неразделенная любовь к Катрин де Воссель, которая ответила поэту оскорбительным отказом.
Последующие годы Франсуа провел в скитаниях по Франции. Он вступил в шайку разбойников-кокийяров (NB: толкование. Примечание публикатора). К этому периоду относятся написанные поэтом семь баллад на воровском жаргоне, которые сегодня уже никто не может расшифровать.
При дворе Карла Орлеанского, который и сам был известным поэтом, Вийон написал знаменитую «Балладу поэтического состязания в Блуа». Герцог затеял поэтические соревнования, а темой для стихов выбрал «От жажды умираю над ручьем». Стихотворения должны были получиться шутливыми и легкими, но из-под пера Франсуа вышел настоящий шедевр, глубокое, ироничное и философское произведение.
После этого Вийон еще дважды сидел в тюрьмах в ожидании приговора, в Орлеане и городке Мен-сюр-Луар, но был амнистирован по случаю приезда королевских особ. В 1461 году поэт вернулся в Париж, где жил, скрываясь у друзей. Тогда же он написал знаменитое «Большое завещание». В цикл баллад вошли:
«Завещание»; «Эпитафия»; «Баллада о дамах былых времен»; «Баллада примет» (Я знаю…); «Молитва»;
«Молитва» стала единственным глубоко трагичным стихотворением, ведь поэт, ни капли не иронизируя, вложил слова мольбы в уста своей матери, которую считал лучшей женщиной на свете.
Впоследствии Булат Окуджава написал песню, озаглавленную «Молитва Франсуа Вийона», но к средневековому поэту этот текст отношения не имеет.
Смерть
В 1462 году Вийона снова арестовали и посадили в тюрьму. Благодаря ходатайству о помиловании и просьбам друзей поэта, повешение заменили десятилетним изгнанием из Парижа. В ожидании приговора Франсуа написал «Балладу о повешенных».
Памятник Франсуа Вийона
После 1463 года следы Франсуа Вийона теряются. Обстоятельства и дата смерти поэта неизвестны. Ясно одно: умер он в изгнании, не дожив до первого издания своих баллад, в 1491 году.
NB:Толкование КОКИЙЯР а, м. coquillard m. Мошенник, бродяга в средневековой Франции. Возможно, хотя и маловероятно, что Вийон сошелся с бандитской шайкой «кокийяров». Вийон 9.
Французский поэт Франсуа Вийон: биография и творчество
Немного найдется поэтов, биография которых была бы такой захватывающей и интересной, как у Франсуа Вийона. О нем упоминали в своих произведениях Франсуа Рабле и Роберт Льюис Стивенсон, снимали фильмы Людвиг Бергер и Фрэнк Ллойд. Поэта неоднократно хотели казнить, а то, как он закончил свой земной путь и по сей день скрыто мраком неизвестности. О некоторых подробностях биографии Франсуа Вийона расскажет эта статья.
Ранние годы
Точная дата рождения будущего поэта неизвестна. Предполагается, что он появился на свет в период между 1 апреля 1431 и 19 апреля 1432 года.
В восемь лет мальчик остался без отца на попечении матери. Хотя при рождении ребенок получил фамилию де Монкорбье, впоследствии его усыновил родственник, служивший капелланом церкви святого Бенедикта в Париже. Гийом Вийон очень полюбил сироту и предложил его матери, едва сводившей концы с концами, отдать ему ребенка на воспитание. Мужчина старался, чтобы Франсуа ни в чем не нуждался и, по словам поэта, был ему «больше, чем отец».
В университете
В XV веке дети бедняков даже не могли мечтать о хорошем образовании. Однако, благодаря Гийому Вийону, в 12 лет Франсуа поступил на факультет искусств Парижского университета. Это был своего рода подготовительный курс, на котором подростков готовили к дальнейшей учебе и прививали хорошие манеры.
В 1449 году будущий поэт окончил университет и получил степень бакалавра. На этом способный юноша не остановился, и еще через 3 года у него уже была степень лиценциата и магистра. Полученный диплом давал ему право преподавать в вузе или служить священником, но ни то, ни другое не прельщало юношу.
Первые стихи
Возможно, родись Вийон в другое время, он бы стал придворным стихоплетом или известным ученым. Однако в середине XV века Франция находилась в упадке из-за недавно закончившейся 7-летней войны. К счастью для молодого человека, его стали приглашать на вечера, устраиваемые прево (главным исполнителем судебной власти) Парижа Робером д’Эстутвилем. Там собирались поэты, читавшие свои стихи для гостей хозяина дома. Под их влиянием молодой человек написал свое первое известное произведение «Балладу Прево-младожену». Эта брачная песнь имела форму акростиха из имени невесты д’Эстутвиля.
Благодаря этому и другим произведениям к середине 1450-х годов Франсуа Вийон, биография которого полна белых пятен, достиг известности, как поэт.
Первое столкновение с законом
Студентом Вийон участвовал во всех кутежах и драках, устраиваемых однокурсниками. Кроме того, он отличался любвеобильностью и не пропускал ни одной юбки.
В июне 1455 года его имя впервые попало на страницы официальных документов, которые даже в те времена парижские правоохранительные и судебные органы составляли тщательно, скрупулезно проверяя все факты. Именно благодаря этим записям, до нас дошли многие подробности биографии Франсуа Вийона.
В частности, достоверно известно, что 5 июня 1455 года на молодого поэта напал с ножом священник по имени Филипп Сермуаз. Причиной завязавшейся драки была женщина. В пылу схватки Вийон смертельно ранил «святого отца». Чтобы скрыться от судебного преследования он покинул Париж.
Последствия
Скитавшийся вдали от столицы поэт Франсуа Вийон не знал, что перед смертью Филипп Сермуаз, желавший очистится от грехов, признал, что молодой человек оборонялся и простил своего невольного убийцу. Таким образом, беглецу ничего не грозило. Он написал два прошения Королевскому суду, который объявил его невиновным.
Однако до того как эта радостная весть дошла до Франсуа, он семь месяцев провел в сомнительной компании. Считается, что за это время он успел, по крайней мере, принять участие в двух ограблениях.
Возвращение в Париж
В столице Франсуа Вийон оказался в начале 1456 года. Но преступная среда уже не отпускала поэта. Через 11 месяцев, в ночь на Рождество он вместе с тремя соучастниками ограбил Наваррский коллеж, похитив пятьдесят золотых экю. Эту сумму он с подельниками тут же поделил и скрылся из Парижа, надеясь, что все останется в тайне, и преступление останется нераскрытым. Самое интересное, что в ночь ограбления Франсуа Вийон, стихи которого на тот момент еще не пользовались такой популярностью, как в последующие века, написал свое первое крупное произведение — послание к друзьям, озаглавленное Les legs. Впоследствии оно стало известно, как «Малое завещание» (Le petit testament).
Хотя о краже узнали лишь спустя несколько месяцев, правоохранителям удалось установить имена преступников. Таким образом, Франсуа Вийона, биография которого впоследствии была написана во многом благодаря записям, найденным в полицейских архивах, уже не мог вернуться в Париж.
Следующие пять лет поэт провел в скитаниях. Он исходил пешком практически всю страну от Ла-Манша до побережья Средиземного моря.
Состязание в Блуа
В период своих путешествий Франсуа успел побывать в Блуа, при дворе известного мецената и любителя поэзии — Карла Орлеанского. Герцог был увлечен созданием альбома баллад. К его написанию он привлек многих поэтов своего времени. По условиям конкурса, каждый из них должен был написать по одному шуточному стихотворению на тему «От жажды умираю над ручьем». Среди участников был и Вийон. Написанная им «Баллада поэтического состязания в Блуа» впоследствии была признана одним из самых глубоких философских произведений поэта. Видимо, идея зарабатывать сочинительством привлекла Вийона, так как сохранилась информация, что он успел также потешить своим искусством герцога Бурбонского, который пожаловал поэту 6 экю.
Тюремное заключение
Однако, один раз попав в преступную среду, Франсуа Вийон, стихи которого стали предметом вдохновения для многих, не мог уже с ней порвать.
Известно, что летом 1460 года поэт оказался в тюрьме города Орлеана. Там он ждал казни, которую избежал лишь благодаря счастливой случайности. Дело в том, что накануне в свое наследственное владение впервые приехала 3-летняя принцесса Мария. По старинному обычаю всех заключенных освободили из тюрем.
Уже через год неисправимый Вийон вновь оказался в заключении, на этот раз в Мен-сюр-Луар. Однако удача вновь ему улыбнулась. Король Людовик XI, направляясь на свое коронование, проезжал через город, в тюрьме которого томился Франсуа. Он проявил милосердие и даровал арестантам прощение.
В Париже
После освобождения из заключения, Вийон отправился в столицу. В окрестностях Парижа, зимой 1461-1462 годов Франсуа написал свое главное произведение, озаглавленное, как «Большое Завещание». Далее его следы вновь теряются, но уже осенью 1462 года в одном из полицейских документов сделана запись о том, что Вийон был пойман на краже. После короткого суда поэта отправили в тюрьму Шатле, откуда он вышел через месяц, обещав выплатить деньги, доставшиеся ему после ограбления Наваррского колледжа.
Смертный приговор
Но Франсуа Вийон, творчество которого сегодня изучают в большинстве литературных вузов мира, был неисправим. Уже через месяц он принял участие в драке и ранил папского нотариуса. Попавшего в тюрьму поэта-рецидивиста подвергли пытке. Суд вынес ему смертный приговор, который должны были привести в действие через повешение.
Не надеясь на помилование, он все же обратился с такой просьбой к Парламенту. В дни ожидания казни поэт продолжил творить. Так появилось знаменитое произведение Франсуа Вийона «Баллада повешенных».
Однако произошло чудо. 5 января 1463 года приговор о смертной казни поэту был отменен Парламентом. Его заменили десятилетним изгнанием Вийона из Парижа и ближайших населенных пунктов.
Это постановление Парламента является последним достоверным документальным свидетельством о поэте, которое дошло до наших дней. Через 3 дня Франсуа покинул французскую столицу и о том, где он скитался и как закончил свои дни никакой информации не сохранилось.
Слава
Как и ко многим людям искусства, признание пришло к Вийону только много десятилетий спустя, и, скорее всего, он так и не узнал, что его провозгласили главным поэтом Франции.
Его стихи и поэмы стали известны читателям через 25 лет после того, как этот безбашенный авантюрист покинул столицу. Это событие произошло, когда издатель Пьер Леве опубликовал первый сборник его произведений. Как они у него оказались — неизвестно.
Булат Окуджава: «Молитва»
Долгие годы считалось, что это произведение барда является вольным переводом оригинала Франсуа Вийона. Однако сам Окуджава однажды признался, что это баллада является его собственным сочинением. Он назвал ее «Молитвой Франсуа Вийона», чтобы не иметь проблем с советской цензурой.
Сначала Окуджава написал текст, а музыка была написана позднее. Премьера песни состоялась в 1967 году. «Молитва» Окуджавы сразу полюбилась слушателям, так как в ней каждый находил и находит нечто цепляющее за душу.
Многие предпочитают авторское исполнение этой баллады, но есть немало и тех, кто любит слушать запись, сделанную Еленой Камбуровой.
Теперь вам известно о некоторых подробностях биографии Франсуа Вийона, о «Молитве» Окуджавы и о том, благодаря кому стали известны стихи этого самого известного французского поэта эпохи Позднего Средневековья.
Поэтическая история: Первый поэт Возрождения, король бродяг Франсуа Вийон
Статья из моего цикла «Поэты-бродяги».
Первый поэт Ренессанса, король дорог, вечный школяр и бродяга, последний вагант Франсуа Вийон.
О его жизни больше слухов, чем фактов.
Внебрачный сын аристократа, получивший фамилию приютившего его мать священника Бенедикта Гийома Вийона. Шутник и острослов. Студент Парижского университета, не успевший доучиться из-за несчастного случая — на него с ножом напал священник Филипп Сермуаз, защищаясь, Франсуа убил его. Ожидая решения суда, без средств к существованию он провёл несколько месяцев среди бандитов-кокийяров, единственных, кто принял его, и за это время в совершенстве овладел арго.
После оправдательного приговора этого соседства не простили поэту и изгнали его из Парижа. Пять лет он скитался по Франции, исходив множество дорог, порой находя приют у влиятельных аристократов, таких как поклонник поэзии герцог Карл Орлеанский.
Одно из самых глубоких и известных произведений Вийона родилось здесь — во время поэтического состязания в Блуа.
Баллада поэтического состязания в Блуа
От жажды умираю над ручьём.
Смеюсь сквозь слёзы и тружусь, играя.
Куда бы ни пошёл, везде мой дом,
Чужбина мне — страна моя родная.
Я знаю всё, я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовёт.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышней я всех господ.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Я скуп и расточителен во всём.
Я жду и ничего не ожидаю.
Я нищ, и я кичусь своим добром.
Трещит мороз — я вижу розы мая.
Долина слёз мне радостнее рая.
Зажгут костёр — и дрожь меня берёт,
Мне сердце отогреет только лёд.
Запомню шутку я и вдруг забуду,
Кому презренье, а кому почёт.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Не вижу я, кто бродит под окном,
Но звёзды в небе ясно различаю.
Я ночью бодр, а сплю я только днём.
Я по земле с опаскою ступаю,
Не вехам, а туману доверяю.
Глухой меня услышит и поймёт.
Я знаю, что полыни горше мёд.
Но как понять, где правда, где причуда?
А сколько истин? Потерял им счёт.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Не знаю, что длиннее — час иль год,
Ручей иль море переходят вброд?
Из рая я уйду, в аду побуду.
Отчаянье мне веру придаёт.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Его острый язык нередко приносил ему неприятности в обществе, где к власть предержащим было принято относиться с глубоким почтением и почитанием.
Так, в Мён-сюр-Луар его заключил в темницу епископ д’Оссиньи и пытал поэта до тех, пока по счастливой случайности через город не проезжал на коронацию Людовик XI, объявивший амнистию всем преступникам.
Затем Вийон вернулся в Париж, где создал свои самые известные произведения — «Эпитафию в ожидании виселицы» и «Большое завещание».
В 1462 году ему не посчастливилось оказаться на месте преступления. Поэта взяли под стражу, приговорили к смертной казни и после его настойчивых апелляций оправдали. Однако из-за репутации бродяги изгнали из Парижа, после чего о его судьбе ничего неизвестно.
Такова доступная нам биография Франсуа Вийона, родившегося во время, когда поэзия переживала застой.
Стихи должны были олицетворять красоту мироздания, объяснять божественный порядок вещей. Возвышенные строки, залитые в прекрасную форму канона, лишались самого главного — жизни.
Вийон же, не нарушая установленных правил стихосложения, дал поэзии новое дыхание, затрагивая острые, волнующие вопросы, казавшиеся до того неприличными.
Однако остался не понятым современниками. Аристократы воротили нос от поднятых тем, а обычные горожане были не способны оценить философскую глубину его строк.
Поистине «Я всеми принят, изгнан отовсюду».
Гуманистичный, глубоко человечный, не боявшийся говорить о смерти, живущий без проповедей и осуждений — таков Франсуа Вийон.
Эпитафия, написанная Вийоном для него и его товарищей в ожидании виселицы
Ты жив, прохожий. Погляди на нас.
Тебя мы ждём не первую неделю.
Гляди — мы выставлены напоказ.
Нас было пятеро. Мы жить хотели.
И нас повесили. Мы почернели.
Мы жили, как и ты. Нас больше нет.
Не вздумай осуждать — безумны люди.
Мы ничего не возразим в ответ.
Взглянул и помолись, а Бог рассудит.
Дожди нас били, ветер тряс и тряс,
Нас солнце жгло, белили нас метели.
Летали вороны — у нас нет глаз.
Мы не посмотрим. Мы бы посмотрели.
Ты посмотри — от глаз остались щели.
Развеет ветер нас. Исчезнет след.
Ты осторожней нас живи. Пусть будет
Твой путь другим. Но помни наш совет:
Взглянул и помолись, а Бог рассудит.
Господь простит — мы знали много бед.
А ты запомни — слишком много судей.
Ты можешь жить — перед тобою свет,
Взглянул и помолись, а Бог рассудит.
Удивительно наблюдательный, перемерявший тысячи масок, искренний, смеющийся над пороками и над собой.
Баллада примет
Я знаю, кто по-щегольски одет,
Я знаю, весел кто и кто не в духе,
Я знаю тьму кромешную и свет,
Я знаю — у монаха крест на брюхе,
Я знаю, как трезвонят завирухи,
Я знаю, врут они, в трубу трубя,
Я знаю, свахи кто, кто повитухи,
Я знаю всё, но только не себя.
Я знаю летопись далёких лет,
Я знаю, сколько крох в сухой краюхе,
Я знаю, что у принца на обед,
Я знаю — богачи в тепле и в сухе,
Я знаю, что они бывают глухи,
Я знаю — нет им дела до тебя,
Я знаю все затрещины, все плюхи,
Я знаю всё, но только не себя.
Я знаю, кто работает, кто нет,
Я знаю, как румянятся старухи,
Я знаю много всяческих примет,
Я знаю, как смеются потаскухи,
Я знаю — проведут тебя простухи,
Я знаю — пропадёшь с такой, любя,
Я знаю — пропадают с голодухи,
Я знаю всё, но только не себя.
Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю Смерть, что рыщет, всё губя,
Я знаю книги, истину и слухи,
Я знаю всё, но только не себя.
Жизнь Франсуа Вийона стала вдохновением для многих поэтов и писателей. Его творчество ценили Рабле, Лафонтен, Мольер, Буало, Вольтер, Верлен, Стивенсон, Мандельштам, Окуджава, посвятивший ему знаменитую «Молитву».
Франсуа Вийон ушёл, отпечатки его ног на бесчисленных дорогах давно стёрты. Однако с нами остались его душа, запечатлённая в стихах, и удивительная правда жизни, всегда помогающая оставаться человеком.
Иллюстрация konti (специально для цикла)
Стихи в переводе Ильи Эренбурга
Франсуа Вийон
(1431 или 1432 – после 1463)
Сегодня мы знаем не так уж много о личности поэта — бродяги и вора, мэтра и клирика, убийцы и сутенера. Точные сведения о Франсуа Вийоне можно почерпнуть только из его произведений и судебных архивов. Его жизнь — это череда арестов и изгнаний, это изобилие судебных дел, где фигурирует его имя. Но, невзирая на это, творчество Франсуа Вийона без преувеличения можно назвать уникальным явлением в средневековой литературе. Первые его баллады наполнены любовью к жизни, последние — объединены мыслью о бренности существования, о противоречиях души и тела. Часть из них написана на жаргоне кокийяров (раковина— название известной шайки разбойников) и не расшифрована до сих пор.
Франсуа Вийон (настоящее имя Франсуа Монкорбье или де Лож) родился 1 апреля 1431 г. в Париже в провинции Бурбоннэ. В 8-летнем возрасте он потерял отца, и мать отдала мальчика дальнему родственнику капеллану Гийому Вийону, настоятелю церкви святого Бенедикта. В 1443 году Франсуа поступил в Сорбонну на факультет искусств, где получил степень линценциата, а затем магистра. Но Вийон вовсе не был прилежным студентом: «О господи, если бы я учился в дни моей безрассудной юности и посвятил себя добрым нравам — я получил бы дом и мягкую постель. Но что говорить! Я бежал из школы, как лукавый мальчишка: когда я пишу эти слова — сердце мое обливается кровью». Его больше привлекали пирушки, столкновения студентов с властями, уличные драки.
Например, очень популярным развлечением студентов Сорбонны были похищения самых известных вывесок с парижского рынка. Соль этой забавы заключалась в том, что, например, «Олень» должен был обвенчать «Козу» и «Медведя», а «Попугай» — стать «свадебным» подарком для «молодоженов». Но, пожалуй, наиболее известна история о трехлетнем противостоянии студентов Латинского квартала и властей — борьба за межевой камень, который школяры называли la Vesse и неоднократно похищали из владений мадам Брюйер. Однажды, отвоевав камень, студенты втащили его на гору святой Женевьевы и прикрепили железными обручами. На круглый межевой камень установили продолговатый, которому и дали ему не совсем приличное название — Pet au Diable. Разъяренная хозяйка камня подала в суд, и прево Парижа потребовал от начальства Сорбонны примерного наказания виновных. Вийон, который никогда не упускал случая принять участие в подобных развлечениях, вместе с участниками выходки вынужден был на коленях просить прощения у ректора.
В 1455 году после случайного убийства священника Шермуа Вийон бежал из Парижа в Шеврез и Бур-ля-Рен, где весело проводил время в объятиях нестрогой аббатисы монастыря Пор-Рояль. Перед смертью священник простил поэта, и Вийон подает два прошения о помиловании, которое через полгода было ему высочайше даровано. Но, вернувшись в Париж, уже перед Рождеством он связался с шайкой разбойников и принял участие в ограблении теологического факультета в Наваррском коллеже. Было украдено 500 золотых экю — сумма по тем временам немалая. И хотя Франсуа во время ограбления всего лишь стоял на страже, он предусмотрительно решил снова скрыться из столицы — надолго. Тогда же он написал и небольшую поэму «Малое завещание, или Лэ», в которой отписал свое несуществующее имущество друзьям и знакомым. В этой поэме Вийон представляет дело так, будто бы бежит из Парижа из-за неразделенной любви, а на самом деле, чтобы подготовить ограбление своего богатого родственника, которое скорее всего, оно не состоялось. Профессиональным преступником Вийон не был и участвовал в ограблении коллежа, чтобы разжиться деньгами для путешествия в Анжер, где хотел стать придворным поэтом «короля Сицилии и Иерусалима» Рене Анжуйского. Но эта попытка окончилась неудачей — Вийон не ужился при дворе герцога.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Не знаю, что длиннее — час иль год,
Ручей иль море переходят вброд?
Из рая я уйду, в аду побуду.
Отчаянье мне веру придает.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Жизнь без приключений казалась Франсуа пресной, и в Анжере он снова отличился. За какие грехи — неизвестно (говорили, что даже ради хорошего ужина Франсуа был способен на что угодно), но он был приговорен к повешению. В ожидании казни в тюрьме Вийон написал знаменитую «Балладу повешенного». Но приговор почему-то отменили и поэт каким-то чудом оказался на свободе.
С 1457 по 1460 годы о жизни Франсуа Вийона ничего точно не известно. Существуют предположения, что он был главарем шайки кокийяров, именно потому, что некоторые произведения поэта написаны на их жаргоне. Но этот язык прекрасно знали и школяры, и бродячие комедианты, и священники — в их компании Вийон мог странствовать все эти годы.
В 1460 году Вийон за очередную из своих «проделок» вновь оказывается в заключении, но уже в тюрьме Орлеана. Амнистия в честь приезда малолетней дочери Карла Орлеанского Марии спасла его от смерти — в который раз!
Достоверно известно, что Вийон некоторое время служил при дворе герцога Карла Орлеанского, а затем при дворе герцога Жана Бурбонского, который даже пожаловал поэту шесть экю. Но дворцовая жизнь вскоре наскучила Вийону, и весной 1461 года он снова оказывается в родных пенатах — в тюрьме, на этот раз в городке Мен-сюр-Луар. О причине заключения поэта в тюрьму ходят самые невероятные предположения. Согласно одному из них, во время поэтического турнира при дворе Карла Орлеанского Вийон похитил таинственный манускрипт с рецептом шартреза — «эликсира долголетия». Рецепт этого ликера знали только три монаха монастыря Гранд-Шартрез, которые давали обет неразглашения, и которым разрешалось общаться только друг с другом и не чаще трех раз в неделю. Вийон же не только одержал победу в турнире, но и сумел выкрасть рецепт, что и стало причиной его ареста по приказу епископа Тибо д’Оссиньи. Что случилось с рецептом дальше, неизвестно. Но, как бы то ни было, и эта история для Вийона закончилась благополучно: недавно взошедший на престол Людовик XI, проезжая через городок, по традиции помиловал всех преступников, а вместе с ними был освобожден и Франсуа Вийон. Это было 2 октября 1461 года.
Но его жизнь на свободе оказалась не намного лучше, чем в тюрьме — дело об ограблении Наваррского коллежа не забыто, и Вийону приходится прятаться в окрестностях Парижа. Здесь, скрываясь от правосудия, он и написал свое, пожалуй, самое значительное произведение — «Большое завещание».
Я душу смутную мою,
Мою тоску, мою тревогу
По завещанию даю
Отныне и навеки Богу
И призываю на подмогу
Всех ангелов – они придут,
Сквозь облака найдут дорогу
И душу Богу отнесут.
Проделки поэта переполнили чашу терпения его друзей, но тем не менее они постарались добиться для него условного помилования, и после нескольких дней, которые ему все-таки пришлось провести в тюрьме (3—7 ноября), он был освобожден, дав обязательство возместить свою долю от украденных 500 экю. В одном из писем прокурору после получения помилования он пишет: «Не правда ли, Гарнье, я хорошо сделал, что апеллировал, не каждый зверь сумел бы так выкрутиться». Создается впечатление, что Вийон играл в очень опасную игру с жизнью и смертью, что ему доставляли определенное удовольствие опасность и риск, наполняли жизнь остротой…
Через некоторое время любовь к приключениям опять заставила Вийона забыть, что он находится в черном списке полиции. И снова тюрьма. На этот раз — Шатле. На этот раз — уличная драка, в которой был смертельно ранен папский нотариус. Вины Вийона в этом не было никакой — он просто присутствовал при потасовке. Но, учитывая прежние грехи, его подвергли пыткам и приговорили к повешению.
Прошение о помиловании, поданное им, было, скорее, жестом отчаяния — надеяться на то, что его выпустят из тюрьмы, было смешно. Но 5 января 1463 года безумные надежды Вийона оправдались: смертную казнь заменили десятилетним изгнанием из столицы, «принимая в соображение дурную жизнь поименованного Вийона». Он, обращаясь к суду, пишет «Балладу суду» с просьбой предоставить ему отсрочку исполнения приговора на три дня. Он ее получает и 8 января 1463 года покидает Париж. Больше о нем никто ничего не слышал. Достоверно известно одно: в 1489 году, когда Пьер Леве издал первый сборник его стихов, Вийона уже не было в живых…
Господь простит – мы знали много бед.
А ты запомни – слишком много судей.
Ты можешь жить – перед тобою свет,
Взглянул и помолись, а Бог рассудит…
Скупость сведений о реальной жизни Франсуа Вийона восполняется яркостью и полнотой его поэтического образа. В многочисленных балладах, рондо, катренах — традиционных жанрах средневековой поэзии — лирический двойник поэта разыгрывает такое большое количество поэтических тем, ситуаций, масок, что перед нами предстает по существу вся художественная система поэзии Средневековья, воссозданная одновременно в концентрированном и пародийном виде. Притворно вживаясь в образы своих героев и даже героинь (монаха, сутенера, школяра, вора, гулящей девицы, набожной старухи, и т.д.), Вийон демонстрирует виртуозное владение различными языками и голосами эпохи. Он не изобретает ни новых форм, ни нового стиля, но, обращаясь к мотивам и образам средневековой поэтической традиции, никогда не воспроизводит ее буквально, внося в свои стихотворения определенную внутреннюю дистанцию по отношению к тому, что в них изображает. Эту дистанцию поэт соблюдает даже тогда, когда обращается к самым печальным темам, как тема собственных страданий и смерти. Об этом ярко свидетельствует, например, знаменитое его четверостишие:
Я Франсуа — чему не рад!-
Увы, ждет смерть злодея,
И сколько весит этот зад,
Узнает скоро шея.
(пер. И.Г.Эренбурга)
Так же Вийон пишет и о любви, описывая свои воображаемые, а не действительные события:
Он умер, от любви страдая!
В том гульфиком поклялся он,
Юдоль земную покидая.
(“Баллада последняя”, пер. Ф.Л.Мендельсона).
Под именем Вийона сохранилось несколько баллад, написанных на жаргоне воровского братства Кокийаров. Они почти не поддаются расшифровке. Впервые стихи Вийона были напечатаны в 1489 году парижским издателем Пьером Леве.
Во всех своих произведениях поэт стремился запечатлеть не только личный опыт, но и детали реальной жизни, конкретных людей. Это становится главным новаторским завоеванием его главного сочинения — “Большого Завещания”. Вот почему поэта причисляют к тем, кто не только подводит литературный итог Средневековья, но и к зачинателям новой, ренессансной поэзии, к поэтам, уже стоящим на пороге эпохи Возрождения.
ИЗ СТИХОВ ВИЙОНА
От жажды умираю над ручьем,
Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя,
Куда бы ни пошел, везде мой дом,
Чужбина мне – страна моя родная.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышнее всех господ,
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Я скуп и расточителен во всем,
Я жду и ничего не ожидаю,
Я нищ, и я кичусь своим добром.
Трещит мороз – я вижу розы мая.
Долина слез мне радостнее рая.
Зажгут костер – и дрожь меня берет,
Мне сердце отогреет только лед.
Запомню шутку я и вдруг забуду,
И для меня презрение – почет,
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Не вижу я , кто бродит под окном,
Но звезды в небе ясно различаю.
Я ночью бодр и засыпаю днем.
Я по земле с опаскою ступаю,
Не вехам, а туману доверяю.
Глухой меня услышит и поймет.
И для меня полыни горше мед.
Но как понять, где правда, где причуда?
И сколько истин? Потерял им счет.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Не знаю, что длиннее – час иль год,
Ручей иль море переходят вброд?
Из рая я уйду, в аду побуду.
Отчаянье мне веру придает.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.