Краткая биография адамович

Георгий Викторович Адамович

родился в Москве. Его отец, поляк по происхождению, служил уездным воинским начальником, затем — генерал-майором. Учился Адамович во 2-й Московской гимназии, затем в 1-й Петербургской. В 1910 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1914—1915 годах Адамович познакомился с поэтами-акмеистами, а в 1916—1917 годах стал одним из руководителей второго «Цеха поэтов». В 1916 г. вышел первый поэтический сборник Адамовича «Облака», отмеченный легко узнаваемыми к тому времени чертами акмеистической поэтики. Детально прописанный пейзаж, по преимуществу зимний и осенний, интерьер служат фоном, который оттеняет душевное состояние лирического героя. Критики отмечали «особенную зоркость к обыденной жизни», свойственную поэту. Однако «зрительные образы» не являются для Адамовича самоцелью, для него важнее поиск эмоционально-напряженного содержания. Предельный лиризм — природное свойство таланта Адамовича. На эту особенность его поэтического дарования обратил внимание , рецензируя первый сборник поэта. «…Он не любит холодного великолепия эпических образов, — замечал критик, — он ищет лирического к ним отношения и для этого стремится увидеть их просветленными страданием… Этот звук дребезжащей струны лучшее, что есть в стихах Адамовича, и самое самостоятельное». Лирика поэта стремится к классической завершенности формы, но в ней, элегичной по своему характеру, всегда остается момент недосказанности и намеренной открытости.

Критики относили Адамовича к «лирикам строго субъективным и своей субъективностью ограниченным». Коллизии общественной жизни как бы не затрагивают поэта: погруженный в круг литературных и мифологических реминисценций, он словно отстранен от тревог мира, хотя живет ими. Поэт знает невыдуманную душевную боль, и его поэзии близки «муки совести» .

После революции Адамович участвовал в деятельности третьего «Цеха поэтов», активно сотрудничал как критик в его альманахах, в газете «Жизнь искусства», переводил Ш. Бодлера, . В 1922 г. вышел сборник Адамовича «Чистилище», написанный в форме своеобразного лирического дневника. В его стихах усиливаются рефлексия и самоанализ, возрастает функциональная роль цитаты. «Чужое слово» не просто вплетается в ткань слова, а становится структурообразующим началом: многие стихотворения Адамовича строятся как парафраз известных фольклорных и литературных произведений («Слово о полку Игореве», «Плач Гудрун», «Роман о Тристане и Изольде», городские романсы). Его нервный эмоциональный стих не чужд патетики, особенно, когда поэт обращается к «высоким жанрам», как правило, к древнегреческому и средневековому западноевропейскому эпосу.

Адамович осознавал себя поэтом Времени. Он чувствовал себя современником разных эпох, сохраняя тем не менее собственную «позицию вненаходимости» — дистанцию, отделяющую его, поэта XX в., от условного мифологического хронотопа. Мифологическое прошлое культуры переживается поэтом как реальная история, он отождествляет себя с древнегреческим Орфеем, и «тоска припоминания» становится контрапунктом его лирики.

В 1923 г. Адамович покинул Россию и поселился в Париже. Как критик он выступает в журнале «Современные записки», газете «Последние новости», затем в «Звене» и «Числах», постепенно приобретая репутацию «первого критика эмиграции». Стихов он пишет мало, но тем не менее именно ему эмигрантская поэзия обязана появлением так называемой «парижской ноты» — предельно искреннего выражения своей душевной боли, «правды без прикрас». Поэзия призвана быть дневником человеческих печалей и переживаний. Она должна отказаться от формального эксперимента и стать «безыскусственной», ибо язык не в состоянии выразить всю глубину жизни духа и «неисчерпаемую таинственность повседневной жизни». Искание правды становится пафосом поэзии Адамовича эмигрантского периода. Его путь русский мыслитель назвал «аскетическим странничеством». В 1939 г. выходит сборник стихов Адамовича «На Западе», свидетельствующий об изменении творческой манеры художника. Поэтика его по-прежнему цитатна, однако развитие этого принципа идет по линии философского углубления. По мнению рецензента , назвавшего книгу Адамовича «философским диалогом», своеобразие поэта проявляется именно в «особой диалогичности разнообразных ладов: то это прямые, хотя и отрывочные цитаты из Пушкина, Лермонтова, то использование чужих образов, звучаний, речевого строя, причем иногда так, что в одном стихотворении осуществляется согласие двух или нескольких „голосов“». Этот подчеркнутый полифонизм связан у Адамовича с декларируемым им стремлением к ясности и простоте. Свое поэтическое кредо Адамович формулировал следующим образом: «В поэзии должно как в острие сойтись все то важнейшее, что одушевляет человека. Поэзия в далеком сиянии своем должна стать чудотворным делом, как мечта должна стать правдой». И в своем поэтическом творчестве позднего периода Адамович стремился к постоянному «одухотворению бытия».

В начале второй мировой войны Адамович записывается добровольцем во французскую армию. После войны сотрудничает в газете «Новое русское слово». Сочувственное отношение к Советской России приводит его к разладу с определенными кругами эмиграции. Последний сборник Адамовича «Единство» вышел в 1967 г. Поэт обращается к вечным темам бытия: жизнь, любовь, смерть, одиночество, изгнанничество. Тема смерти и тема любви объединяют стихотворения сборника и объясняют его название. Уход в метафизические проблемы не означал отказа от «прекрасной ясности» и «простоты». Адамович по-своему, как заметил поэт и критик , продолжал акмеизм. Он постоянно ощущал форму — плоть стиха, поэтическое бытие слова. Отвечая на им же самим поставленный вопрос — какими должны быть стихи? — Адамович писал: «Чтобы все было понятно, и только в щели смысла врывался пронизывающий трансцендентальный ветерок…» К этой творческой сверхзадаче и стремился поэт:

Найти слова, которых в мире нет,

Быть безразличным к образу и краске,

Чтоб вспыхнул белый безначальный свет,

А не фонарик на грошовом масле.

Писатель Г.В. Адамович родился в семье поляка, который служил в Москве воинским начальником, а после был повышен до генерал-майора. Отучившись в гимназии, в 1910 году он поступил в Петербургский университет, где изучал гуманитарные науки. Творческий пусть писателя начался в 1914 г., когда выпала возможность познакомиться с поэтами-акметистами. Спустя пару лет Адамович уже руководил группой литераторов. Именно в этот период ему удалось вывести в свет первый свой сборник стихотворений под названием «Облака». Поскольку писатель обладал уникальным талантом обогащать свои творения лиризмом, такая особенность привлекла интерес Н.С. Гумилева, который в дальнейшем писал рецензии к творениям Адамовича и положительно отзывался о его произведениях. Тем не менее, некоторые критики обращали внимание на ограниченность поэта. Но негативные отзывы над ним не имели силы, он отстранялся от общественных волнений, продолжая углубляться в литературу.

В послереволюционные годы писателю выпала честь работать над печатным изданием «Жизнь искусства», он занимался переводами знаменитых иностранных литераторов, а также играл активную роль в деятельности «Цеха поэтов». К тому времени, в 1922 году, Адамович предлагает миру новый сборник, под названием «Чистилище», который написан в виде дневника. В своих стихах он предлагает по-новому взглянуть на древнегреческий, средневековый и европейский эпос. Отождествляя себя с Орфеем, Адамович будто жил вне времени, увлеченный мифологическим наследием различных культур.

Спустя год, в 1923, писатель направился в Париж, где активно начал развивать себя как критика, тем же и прославился. Несмотря на то, что стихи Адамович стал писать редко, они приобрели больше чувственности, в своих творениях автор искал правду, задаваясь вопросами. В 1939 году писатель издал сборник «На западе», по которому виден отпечаток, наложенный переездом, все больше и больше Адамович углубляется в философию, пытается одухотворить мир и бытие в целом.

В начале сороковых годов поэт записывается добровольцем во французскую армию и вместе со своим отрядом переживает вторую мировую войну. Дальнейшее его сотрудничество советскими изданиями и проявление лояльности к тогдашней России отрицательно сказалось на авторитете писателя. В 1967 году он печатает последний сборник под названием «Единство», затрагивает в нем вечные темы любви, смерти и одиночества.

Александр Адамович: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Александр Адамович: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Александр Островский: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Александр Гельман: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Из биографии

Белорус Александр (Алесь) Михайлович Адамович появился на свет 3 сентября 1927 г. Его отец – участник войны. В 1948 г. во время выезда к больному машина не смогла дальше двигаться, и он, пока добирался, простыл, а потом заболел и умер. С матерью и братом Алесь участвовал в тайной антифашистской работе. Мать доставляла медикаменты в партизанский лагерь. Когда Алесь уходил туда, мать положила ему буханку, а он заменил ее на томик Пушкина. В одном из тяжелых боев немногим, в том числе и ему, удалось остаться живыми.

Впоследствии он учился на Алтае в техникуме и одновременно работал. Потом приобрел филологическое образование в Белорусском университете.

Начало творчества

А. Адамович так вспоминал о том, что сделало его литератором:

ХХ съезд КПСС проходил в 1956 г. Он известен осуждением И.В. Сталина. Основная творческая задача писателя – осмыслить античеловечность военных действий и действий исторических личностей, а впоследствии – ядерное оружие.

Начал печататься с 1960 г.

Прототип главной героини – его мать, которую он по-хорошему узнал только во время войны. Он поставил целью преодолеть распространенное в те годы приукрашивание партизанской действительности.

Правдивое слово писателя

Постоянным творческим кредо Адамовича становится стремление писать не так, «как должно было быть», а так, «как оно было».

Идею книги «Каратели» писатель сформулировал так:

Повесть задумывалась как «сны двух тиранов». Но из-за цензуры глава о Сталине была издана только через 9 лет. Читатель видит «сны» уставшего, подозрительного диктатора.

Слово о блокаде

«Блокадная книга» написана в соавторстве Д. Граниным. Авторы, беседовали со свидетелями и стремились записать пережитое, имена и адреса, понять истоки стойкости блокадников. Это произведение о тихой смерти и героических усилиях жизни. Его создание отразилось на физическом состоянии обоих писателей, потому что они сами прошли через эту боль.

Читайте также  Краткая биография смеляков

Территория «полыни»

Волновал писателя и Чернобыль. Это слово переводится как «полынь». Известны библейские слова о том, как «воды стали горькие». Адамович писал об этом. Когда был подписан первый договор о начале ликвидации ракет, он был счастлив, что страшный тип вооружения начал отворачиваться друг от друга. Правду о трагических для Белоруссии последствиях чернобыльской катастрофы намеренно замалчивали, а он не молчал. Тема ядерного апокалипсиса звучит в «Последней пасторали».

Неугодный властям

Если он был убежден в правоте, то был непримирим. Несмотря на то, что страдал от убеждений, он не отказывался от них никогда.

Адамовича дважды вынуждали уехать из Белоруссии. Его произведения были слишком неравнодушными. Он отказался подписывать письмо-осуждение диссидентов Синявского и Даниеля и вынужден был уехать на родину. Во второй раз покинул Белоруссию из-за письма М. Горбачеву о последствиях чернобыльской катастрофы.

Экранизация творчества

А. Адамович любил кино, писал сценарии и активно участвовал в экранизации своих произведений:

На съемках «Иди и смотри» писатель помогал режиссеру. Для массовых ролей партизан набрали местных юношей и девушек. Они не могли настроиться – часто хохотали, веселились. Тогда Адамович решил поставить военные пластинки. Музыка, которая была слышна на весь лес, повлияла на молодежь, и съемки пошли. Писатель оказался великим психологом. Адамович так пояснял сценарий фильма:

Из личной жизни

Жена Александра была настоящим ангелом-хранителем. Дочь – Наталья. При жизни он не вовлекал дочь в свое творчество. Оберегая ее от тяжелых тем, говорил, чтобы она жила своей жизнью.

Наталья – музейный работник. После смерти отца собирает его архив, способствует изданию книг.

Вспоминая об отце, дочь говорит, что он был очень принципиальным в важных для него вопросах, очень трудоспособным, любил большие компании, хотя сам вел трезвый образ жизни. Все знали, что Алесь увлекается молочком, кефиром. И это не мешало общению.

Друг Адамовича, писатель Василь Быков, сравнивал его с генератором, а себя с аккумулятором. Генератору нужно выплескивать энергию, а аккумулятор ее накапливает. Но это их дружбе не мешало, тем более что дружили они семьями.

Александр был не только писателем-гуманистом, но и по своей натуре таким человеком. Однажды он увидел гнездо аистов на сосне. Один из его друзей предложил сфотографироваться на этом фоне. А вот рядом с танком на постаменте Адамович отказался сниматься.

Последние годы жизни

Последние два года писатель болел. Один из его друзей – художник Борис Титович – придумал посадить парк в честь участников войны. И вот несколько лет спустя он позвонил фотографу Евгению Коктышу, что посаженные ими деревья крепнут, а дуб их друга утащили бобры. Когда они узнали о смерти Адамовича, им стало не по себе. Они подумали – мистика какая-то.

В начале 1994 г. сразу после выступления А. Адамович умер от второго инфаркта. Во время отпевания его жена опустилась на колени перед отцом Филаретом. Он ее поднял и сказал:

Похоронили писателя на малой Родине.

Деятельность этого знаменитого человека характеризуют как подвижническую. Писатель стремился сохранить память о войне. Этот человек продемонстрировал современникам пагубность самого понятия войны и ядерного оружия.

Алесь Адамович (1927–1994)

Человек европейского масштаба

Писатель-гуманист, критик, ученый, киносценарист, публицист, общественный деятель, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук БССР. Он вошел в историю белорусской литературы как автор произведений о войне. Ум и совесть писателя-гуманиста не могли согласиться с предначертанной от начала обреченностью рода человеческого. На самом краю пропасти, в которую по инерции истории уходил свет, он искал слова, способные пробудить людей для активных действий, для упрямого сопротивления судьбе.

Как говорил о нем Василь Быков, «Алесь Адамович воплощает в себе генофонд нашей горемычной и возвышенной нации».

Творческая биография

Родился 3 сентября 1927 года в деревне Конюхи Копыльского района Минской области в семье врача. С 1928 семья жила в поселке Глуша на Бобруйщине. С 14 лет вместе с родственниками принимал участие в деятельности антифашистского подполья, с 1943 был связным в партизанском отряде, а потом и бойцом. Эти события не просто оставили след в душе, но и подтолкнули позже к созданию ряда блестящих художественных произведений. Из-под пера писателя вышли: дилогия «Партизаны» («Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой»), «Хатынская повесть», «Я из огненной деревни» (совместно с Янкой Брылем и Владимиром Колесником), «Каратели», «Блокадная книга» (совместно с Даниилом Граниным).

В 1944 уехал на Алтай, закончил Лениногорский горно-металлургический техникум. После войны вернулся в Беларусь, поступил в Белорусский государственный университет, окончил аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию. Работая в Институте литературы имени Янки Купалы, защитил докторскую диссертацию. В 1962-1966 годах жил в Москве, учился на Высших сценарных курсах, одновременно читая курс белорусской литературы в МГУ имени Михаила Ломоносова. Затем вернулся в Минск и продолжил работу в Институте литературы.

Жил и работал в Минске с 1967 по 1994 год. Член Союза писателей СССР, Союза журналистов СССР и Союза кинематографистов, в 1980–90-е занимал пост директора Всесоюзного НИИ кинематографии, сопредседателя Международного фонда «Помощь жертвам Чернобыля». В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

26 января 1994 года сразу после выступления в Верховном Суде России с речью в защиту имущественных прав Союза писателей и Литфонда Алесь Адамович умер от второго инфаркта. Похоронен в городском поселке Глуша Бобруйского района Могилевской области.

Творческое наследие

Его произведения о войне, переведенные на 21 язык, не оставили равнодушным никого в цивилизованном мире. При просмотре художественного фильма «Иди и смотри», поставленного и снятого по мотивам «Хатынской повести» совместно с известным российским кинорежиссером Элемом Климовым, над документальной книгой-исповедью «Я из огненной деревни» были пролиты реки слез сопереживания и боли.

«Хатынская повесть» – это ответ теоретикам современной литературы, которые утверждали, что «художественная литература невозможна после Освенцимов». Белорусский прозаик, кажется, сознательно вступил в соревнование с историческими документами и воспоминаниями очевидцев, демонстрируя возможности литературного слова передавать накал событий времен войны, невыносимую боль белорусских женщин и детей, которые пережили собственную гибель и стараются отыскать слова, адекватные пережитому ими.

После пришла идея создать документальную книгу народной памяти, и на протяжении 1970–1973 гг. Адамович, Брыль и Колесник объехали с магнитофоном и фотоаппаратом всю Беларусь, побывали в сотнях сожженных деревень, записали более трехсот свидетельств массовых уничтожений людей.

Для Алеся Адамовича война продолжалась и в мирные годы. Война с власть предержащими за правду, за права человека, за открытость информации для народа. Его ненавидели за твердость позиций, светлый ум и правдивость, преследовали за убеждения.

В застойные советские годы он не только комментировал произведения белорусской литературы, но и возвышал их до европейского уровня как философ, который в своих исследованиях не боялся поднимать наиболее острые вопросы.

Задолго до Чернобыльской катастрофы его волновала тема атома. Еще в 1981 году он написал: «На планете нет надписи на какой-то двери: «Запасный выход». Некуда бежать будет в случаях ядерного пожара». Одним из первых на Земле белорусский писатель осознал возможность гибели человечества и бил в колокола.

Трагедию Чернобыля для Беларуси Адамович ставил в «адскую цепочку» с Куропатами и Хатынью. «Виновников Чернобыля надо судить, – писал он. – Ведь если не остановить эту безответственность, эту круговую поруку и большую ложь на всех уровнях, мы не спасемся и от Чернобыля, и от неизбежных новых катастроф». Адамович прекрасно понимал: не будет суда – в сознании людей ничего не изменится.

В 1987 году Алесь Адамович закончил сценарий «…Имя сей звезде Чернобыль» для художественного фильма, режиссером которого должен был стать знаменитый американец Стэнли Крамер. Сценарий уже был одобрен кинокомпанией Columbia Pictures. Жаль, что Крамер не смог снимать картину по личным причинам, ведь тогда мог получиться эпохальный фильм, который бы донес до человечества масштаб аварии и беду белорусского народа.

Память

Уже давно на глушанской земле существует традиция: в день рождения писателя Алеся Адамовича проводить мероприятия в его память. Здесь же, в Глуше, планируется организовать Музей военной летописи «Война под крышами».

ДОСЬЕ: К 90-летию белорусского писателя Алеся Адамовича

Белорусскому писателю, критику, литературоведу, публицисту, общественному деятелю, доктору филологических наук, профессору, участнику Великой Отечественной войны Алесю Адамовичу 3 сентября исполнилось бы 90 лет. Алесь Адамович — автор известных книг о войне «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой», «Хатынская повесть», «Я из огненной деревни» (в соавторстве с Янкой Брылем и Владимиром Колесником) и др. Также он является автором документальной «Блокадной книги» (в соавторстве с Даниилом Граниным). Произведения Адамовича переведены более чем на 20 языков.

Книга, написанная жизнью

Алесь Михайлович Адамович родился в семье врачей 3 сентября 1927 года в деревне Конюхи Копыльского района Минской области. Через год семья переехала в поселок Глуша Бобруйского района Могилевской области. В Глуше будущий писатель учился с первого по седьмой класс. Любил книги, особенно произведения Пушкина. В 15-летнем возрасте вступил в ряды партизанского отряда, рядовым бойцом сражался в отрядах Бобруйщины. Создав позднее романы про свою партизанскую войну, писатель отметит: «Если мне что и удалось в романе «Война под крышами», так это потому, что ранее эту книгу мама написала своей собственной жизнью».

Читайте также  Краткая биография шевчук

Мать писателя Анна Митрофановна стала активной участницей Глушанского подполья с сентября 1941 года: будучи заведующей местной аптеки, она привозила из Бобруйска медикаменты и обеспечивала ими партизан отряда имени Кирова, вместе со своими детьми выполняла разные задания и поручения. В начале 1943 года Анна Митрофановна с сыновьями «пошла в лес», в партизанский отряд имени Кирова 37-й бригады имени Пархоменко Минского соединения. В автобиографии о своей военной судьбе Адамович писал: «С 1928 года жили в рабочем поселке Глуша на Бобруйщине, там застала война, прошли через подполье, которое в Беларуси было в каждом, даже поменьше нашей Глуши, поселке, селении, если там не стояли партизаны, а с 3 марта 1943-го и по начало 1944-го я провоевал рядовым партизанского отряда имени Кирова. «.

О невыносимой, ничем не утоляемой боли, которую несет война, Адамович говорил: «Когда писал «Хатынскую повесть» и привел партизана Флеру Гайшуна на пепелище его хаты, деревни, где фашисты всех-всех сожгли, заставил его ощутить пронзившую до локтя, до плеча боль от случайного ожога — неосторожно раздавил горячую картофелину. Когда-то я сам, балуясь на поле, упал и рукой раздавил прямо из костра, из жара картофелину, а потом, как и мой Флера, хватался за все, что могло остудить боль. Но что могло остудить Флерину боль, если перед глазами у него пожарище, где живьем сгорели мать, сестрички, все жители деревни. Более восьмидесяти трех тысяч человек убито, сгорело в белорусских Хатынях».

Штрихи биографии и кинематографическое наследие

Алесь Адамович учился в Лениногорском горно-металлургическом техникуме. Окончил филологический факультет Белорусского государственного университета (1950), аспирантуру (1953), московские Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров (1964). Работал в Институте литературы имени Я.Купалы АН БССР, преподавал в МГУ курс белорусской литературы. В последние годы жизни (1987-1994) был директором Всесоюзного НИИ кинематографии в Москве. В 1989-1991 годах — народный депутат СССР от Союза кинематографистов СССР, входил в Межрегиональную депутатскую группу. Печатался как критик, прозаик и публицист.

Был женат на Вере Семеновне Адамович. Весной 1954 года в семье родилась дочь Наталья.

Кинематографическое наследие Адамовича весомо. В 1969 году режиссер Игорь Коловский с Адамовичем и другими авторами создали документальный фильм «Хатынь, 5-й километр».

В 1967-1969 годах Виктор Туров поставил дилогию «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой» по мотивам романов Адамовича, в картинах звучали песни Владимира Высоцкого и сам бард снялся в коротком эпизоде. В 1975-1978 годах вышел цикл из четырех документальных картин, созданных Виктором Дашуком по книге «Я из огненной деревни». В 1985 году на киностудии «Беларусьфильм» Элем Климов поставил художественный фильм «Иди и смотри», в основе которого произведения «Хатынская повесть» и «Каратели».

Те, кто знал писателя лично, говорят, что душу Адамович вкладывал абсолютно во все, чем занимался. «Если красил забор, то так, что приехавшие с ним на дачу просили дать и им кисточку в руки, если присутствовал на съемках фильма «Иди и смотри», то непрерывно следил за процессом весь день, а по ночам писал», — вспоминает фотограф Евгений Коктыш. «На съемках «Иди и смотри» актеры никак не могли вжиться в роли людей военного времени. Как только камера выключалась, начинали вести праздные беседы. Элем Климов спросил совета у Адамовича: что делать, как создать в съемочной группе нужную атмосферу? Алесь Михайлович сказал: поставьте им песни военных лет. Удивительно, но после того, как на съемочной площадке стали крутить те мелодии, все изменилось», — рассказывает Евгений Фомич.

Кинофильм «Иди и смотри» получил первую премию и Золотой приз на XIV Московском кинофестивале и обошел экраны многих стран мира. По воспоминаниям Элема Климова, иностранцев картина впечатляла настолько, что во время сеансов за рубежом у кинотеатров дежурили кареты скорой помощи.

Последнее произведение, которое вышло при жизни автора, повесть-воспоминание «Vixi» («Прожито», 1993). В нем писатель подводит итоги своей жизни, смотрит на себя как бы сбоку, оценивая себя достаточно строго, с присущей ему самоиронией. Перед смертью Адамович приезжал в родной поселок Глуша, где прошло его детство, подарил землякам свою книгу «Vixi» с автографом, побывал на могилах родителей и брата и завещал похоронить его рядом с ними. Практически за неделю до своей внезапной смерти Адамович передал журналу «Неман» рукопись своего нового произведения — «Путешествия из Минска в Москву и обратно», книги острой и злободневной, которая заставляет думать, анализировать, как и все творчество писателя.

Умер Алесь Адамович от инфаркта 26 января 1994 года в Москве. Похоронен в поселке Глуша Бобруйского района.

Память жива

В Глуше есть улица Адамовича, сохранились дом Адамовичей и аптека, где работала мать писателя. В Глуше до сих пор живы люди, которые хорошо знают и помнят семью Адамовичей. В белорусских городах Столбцы, Борисов, Ивацевичи и агрогородке Колодищи также есть улицы, названные в честь Адамовича. В центре Москвы (по адресу Большой Казихинский переулок, 17) в 1996 году была открыта мемориальная доска в честь белорусского писателя и известного общественного деятеля. Мемориал был выполнен из бронзы Даниэлем Митлянским. Портрет писателя изображен на фоне сломанной ветки дуба с листьями.

В 2006 году вышел фильм «Franz + Polina» режиссера Михаила Сегала по мотивам повести Алеся Адамовича «Немой». В 2009 году по «Блокадной книге» режиссером Александром Сокуровым был снят документальный фильм «Читаем блокадную книгу». Совсем недавно, 4 мая 2017 года, киностудия «Ленфильм» выпустила полнометражную картину «Три дня до весны» режиссера Александра Касаткина, в основу сценария картины легли некоторые факты из «Блокадной книги».

Алесь Адамович награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета»; лауреат премии Министерства обороны СССР (1974) и Государственной премии БССР в области литературы (1976).-0-

Адамович, Алесь

Александр Михайлович Адамович

Алекса́ндр (Але́сь) Миха́йлович Адамо́вич (белор. Аляксандр (Алесь) Міхайлавіч Адамовіч ; 3 сентября 1927, деревня Конюхи, Копыльский район, Минская область — 26 января 1994, Москва) — русский и белорусский советский писатель, сценарист, литературовед, доктор филологических наук (1962), профессор (1971), член-корреспондент АН БССР (1980). [1]

Содержание

Биография

Родился в семье врачей 3 сентября 1927 года. Мать во время Великой Отечественной войны, спасая сына от угона в Германию, в школьном свидетельстве исправила дату его рождения. Во время оккупации воевал в партизанском отряде.

Учился в Лениногорском горно-металлургическом техникуме. Окончил филологический факультет Белорусского государственного университета (1950) [1] , аспирантуру (1953), московские Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссёров (1964).

В 1954—1962 и 1967—1987 работал в Институте литературы им. Я. Купалы АН БССР (с 1976 — заведующий сектором). Доктор филологических наук (1962). В 1962—1966 преподавал в МГУ, был отстранён от преподавания за отказ подписать письмо с осуждением Ю. Даниэля и А. Синявского. В 1987—1994 — директор Всесоюзного НИИ кинематографии [2] .

26 января 1994 года сразу после выступления в Верховном Суде РФ с речью в защиту имущественных прав Союза писателей и Литфонда он умер от второго инфаркта. Похоронен в городском посёлке Глуша Бобруйского района Могилёвской области.

Произведения

Печатался как критик (с 1953), прозаик (с 1960) и публицист. Произведения Адамовича переведены на 21 язык.

Художественная проза

  • «Партизаны», роман-дилогия (часть 1 — «Война под крышами», 1960; часть 2 — «Сыновья уходят в бой», 1963)
  • «Последний отпуск» (1969), повесть из жизни советской научной интеллигенции
  • «Я из огненной деревни» (1977; совместно с Я. Брылем и В. Колесником), повесть
  • «Хатынская повесть» (1971)
  • «Каратели, или Жизнеописание гипербореев» (1980), повесть
  • «Блокадная книга» (1977—1981; совместно с Д. Граниным). На издание этой книги в Ленинграде был наложен запрет. Впервые часть её была напечатана с купюрами в 1977 году в журнале «Новый мир», а в Ленинграде книга вышла только в 1984 году после смены партийного руководства города и переезда Г.Романова в Москву.
  • «Последняя пастораль» (1987), антивоенная лирико-драматическая повесть-предостережение

Сценарист

  • «Война под крышами» (1967)
  • «Сыновья уходят в бой» (1969)
  • «Я из огненной деревни», документальный фильм (1975, совместно с Я. Брылем, В. Дашуком, В. Колесником)
  • «Иди и смотри» (1985, совместно с Э. Климовым)
  • «Franz + Polina» (2006, Россия)

Литературоведческие книги

  • «Путь к мастерству. Становление художественного стиля К. Чорного» (Минск, 1958; на белорусском языке)
  • «Культура творчества» (1959)
  • «Становление жанра. Белорусский роман» (1960)
  • «Масштабность прозы» (1972)
  • «Горизонты белорусской прозы» (1974)
  • «Издали и вблизи» (1976)
  • «Литература, мы и время» (1979)
  • «Ничего важнее. Современные проблемы военной прозы» (М.: «Сов. писатель», 1985; Минск: «Наука и техника», 1987)
  • «Выбери — жизнь» Литературная критика, публицистика. (Минск: «Мастацкая літаратура», 1986)
  • «Литература и проблемы века» (М.: «Знание», 1986)
  • «Додумывать до конца. Литература и тревоги века» (М.: «Сов. писатель», 1988)
  • «Отвоевались!» Статьи, выступления. (М.: «Молодая гвардия», 1990)

Сборники произведений

  • Избранные произведения. В 2 тт. (Минск, 1977)
  • «Vixi (Я прожил)» Повести, воспоминания, размышления. (М.: «Материк», 1994)
  • Собрание сочинений в 4 тт. (Минск, 1981—1983)
  • «Прожито» Автобиографические рассказы, повесть. (М.: «Слово», 2001)

Общественная деятельность

  • Член Союза писателей СССР с 1957, в 1986—1991 — член правления, в августе 1991 — секретарь правления, в сентябре 1991—1992 — сопредседатель правления.
  • Член Союза журналистов СССР с 1967.
  • Член Союза кинематографистов СССР с 1977.
Читайте также  Краткая биография кэри

Заместитель председателя Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО (1987).

Входил в редколлегии журналов «Неман», «Феникс — ХХ», общественный редсовета альманаха «Детектив и политика».

Общественно-политическая деятельность

В 1989—1991 — народный депутат СССР от Союза кинематографистов СССР, входил в Межрегиональную депутатскую группу.

Активно поддерживал создание Белорусского народного фронта [3] и его инициативы [4] .

Был сопредседателем общественного совета историко-просветительного общества «Мемориал» (с 1989), членом бюро клуба «Московская трибуна» (с 1989), членом Координационного совета движения «Апрель» (с 1990).

В 1989—1992 — Сопредседатель Международного фонда «Помощь жертвам Чернобыля».

Награды

  • орден Трудового Красного Знамени (1987)
  • орден «Знак Почета» (1977)
  • орден Отечественной войны 2-й степени (1985)
  • медаль «Партизану Отечественной войны» 2-й степени (1946)

Премии

  • Премия Министерства обороны СССР (1974, за «Хатынскую повесть»)
  • Государственной премии БССР им. Якуба Коласа (1976, за «Хатынскую повесть»)
  • Премия журнала «Дружба народов» (1972)
  • Золотая медаль имени А. А. Фадеева (1983, за «Блокадную книгу»)
  • «За честь и мужество таланта» (1997; посмертно).

Примечания

  1. 12 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  2. Матизен В., Цыркун Н. Директором Всесоюзного НИИ теории, истории кино избран Алесь Адамович // Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. — Т. IV. — СПб. , Сеанс, 2002.
  3. АДРАДЖЭНЬНЕ — Белорусский народный фронт
  4. Сяргей Навумчык. Сем гадоў Адраджэньня

Литература, ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Адамович, Александр
  • Адамович Г.

Смотреть что такое «Адамович, Алесь» в других словарях:

АДАМОВИЧ Алесь — (Александр) Михайлович (1927 1994), белорусский писатель, киносценарист, член корреспондент Академии наук Белоруссии. Окончил Высшие сценарные курсы (1964, мастерская Е. Габриловича). Автор романа дилогии «Партизаны» (1960 1963); повестей… … Энциклопедия кино

Адамович Алесь — … Википедия

Адамович, Алесь (Александр) Михайлович — (1927 1994) Белорус. сов. прозаик и ученый литературовед, более известный произв. др. жанров (воен. прозы, публицистики). Род. в с. Конюхи (Копыльского р на Минской обл.ныне Беларусь), во время войны был в подполье, рядовым в партизанском отряде … Большая биографическая энциклопедия

Алесь Ставер — Алесь Ставер Дата рождения: 10 августа 1929(1929 08 10) Место рождения: Марговица Бегомльского района Минской области … Википедия

Адамович — Георгий Викторович (1894–) поэт акмеист, образование получил в СПБ. университете. До 1923 успел напечатать два сборника стихов: «Облака» (1916) и «Чистилище» (1922). В 1923 А.эмигрировал в Берлин и примкнул к резко враждебным СССР группировкам.… … Литературная энциклопедия

АДАМОВИЧ — Александр (Алесь) Михайлович (1927 94), белорусский и русский писатель, филолог. В романе дилогии Партизаны (части 1 2, 1960 63), повестях и документальных книгах Хатынская повесть (1972), Я из огненной деревни (1977, совместно с Я. Брылем и В.… … Современная энциклопедия

АДАМОВИЧ Александр Михайлович — АДАМОВИЧ Александр (Алесь) Михайлович (1927 94) белорусский и русский писатель, член корреспондент АН Белоруссии (1980). Роман дилогия Партизаны (ч. 1 2, 1960 63), повести Хатынская повесть (1972), Я из огненной деревни (1977; совместно с Я.… … Большой Энциклопедический словарь

АДАМОВИЧ Александр Михайлович — АДАМОВИЧ Александр (Алесь) Михайлович (1927 94), белорусский писатель, член корреспондент АН Белоруссии (1980). Писал по русски. Окончил Высшие сценарные курсы (1964, мастерская Е. Габриловича). Автор романа дилогии «Партизаны» (ч. 1 2, 1960 63) … Энциклопедический словарь

Адамович, Александр Михайлович — Александр Михайлович Адамович Дата рождения: 3 сентября 1927 Место рождения: деревня Конюхи Слуцкого района Минской области … Википедия

Адамович — (белор. Адамовіч, польск. Adamowicz) белорусская[1] и польская фамилия. Образована от имени Адам. Известные носители: Адамович, Адам Фердинанд (1802 1881) российский медик, профессор Виленской медико хирургической академии. Адамович,… … Википедия

Алесь Адамович

Биография писателя

Родился 3 сентября 1927 года в деревне Конюхи Слуцкого района Минской области в семье врачей. Во время Великой Отечественной войны воевал в партизанском отряде. Учился в Лениногорском горно-металлургическом техникуме. Окончил филологический факультет Белорусского государственного университета (1950), аспирантуру (1953), московские Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров (1964).

В 1954—1962 и 1967—1987 работал в Институте литературы им. Я. Купалы АН БССР (с 1976 — заведующий сектором). В 1962—1966 преподавал в МГУ, был отстранен от преподавания за отказ подписать письмо с осуждением Ю. Даниэля и А. Синявского. В 1987—1994 — директор Всесоюзного НИИ кинематографии. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

26 января 1994 года сразу после выступления в Верховном суде РФ с речью в защиту имущественных прав Союза писателей и Литфонда он умер от второго инфаркта. Похоронен в городском посёлке Глуша Бобруйского района Могилевской области.

Лучшие книги автора

Блокадная книга

Хатынская повесть

Каратели

Последняя пастораль. Повести. Рассказы

Похожие авторы:

Упоминание книг автора:

  • Список Бориса Стругацкого: книги, которые можно перечитывать бесконечно Подборки
  • Книги про Великую Отечественную войну Подборки
  • Блокада Ленинграда в литературе Подборки
  • 100 книг для школьников Подборки

Цитаты из книг автора

Когда солнце вот так — в глаза, в лицо, словно один на один с ним остаешься, ни о чем не хочется думать, закроешь глаза, и кажется, что ты весь растворяешься в чем-то теплом.

человеку нравится собственное имя, если хоть один человек на земле произносит его ласково

Когда восходит солнце, человек встречает его не одними глазами, он всего себя подставляет солнцу. Увидеть маму — это почувствовать её взгляд на себе, теплоту ее глаз.

. а не потому ли сегодня человечество наслаждается красотами и историческими ценностями Парижа и Праги, Афин и Будапешта, да и многими иными сокровищами культуры. что кто–то себя жалел меньше, чем другие, кто-то свои города, свои столицы защищал до последнего в смертном бою, спасая завтрашний день всех людей?

Цепко держалась иллюзия . что-скоро каким-то чудесным образом «все станет на место». Психологическое состояние неожиданности растянулось на месяцы. Хотя, казалось бы, это состояние моментальное.
Неожиданность — длилась.

Последние рецензии на книги автора

Есть у меня традиция – каждую весну читать что-то связанное с этой страшной войной. В этом году выбор пал на Блокадную книгу, которая стояла в моем шкафу несколько лет.
Мне очень понравилось, как построено произведение, какая проделана кропотливая работа. Авторы встречались с жертвами блокады и их родственниками, общались, читали дневники, письма. Из этого огромного количества информации они отобрали определенные истории, выстроили их тематически или в хронологическом порядке (если речь идёт о дневниках). И теперь с этими людьми встречается читатель: мне кажется, я даже представляла, как сижу на диванчике в квартирке с советской обстановкой, и слушаю рассказы.
В первой части книги показано, как люди жили (а точнее выживали): какие жилищные условия, еда, вода, соседи, собаки, кошки, где работали, как покупали продукты и дрова. Тут же рассказано, как люди могли оставаться людьми, а как могли терять человеческий облик. Причём, последнее было оправдано, никто и слова не мог сказать плохого о человеке, который украл кусок хлеба, например. Он был голоден, его можно было понять.
Люди были настолько обессилены, что не испытывали никаких эмоций, когда видели смерть даже родного человека. Но при этом они были такими сильными, что заставляли себя встать и идти трудиться. Потому что, если остановятся, то умрут.
Во второй части сравниваются три дневника. И это тоже очень интересный подход: мы смогли проследить начало войны и ход событий разными глазами. Мы могли сравнить, что вещи, которые в моменте казались важны, уже по прошествии многих лет не имеют особого значения, в то время как колоссальную роль играли события, на которые в то время никто даже внимания не обратил (как например ситуация с Бадаевскими складами).
Когда дело касается подобных произведений, я почему-то не могу сказать, что книга мне понравилась или нет. Это жизнь, это наша история, причём один из страшнейших эпизодов. Он может зацепить, но не понравиться или нет.
Книга заслуживает, чтобы её прочитали. Потому что мы должны помнить, должны знать.
У меня вообще в голове не укладывается, насколько сильным может быть человек! Человек может вынести очень многое, но лучше бы нам с вами и нашим потомкам никогда не знать, каковы наши ресурсы.
***
«. Да, город был ранен, как человек, побывавший в бою. Но был жив, и жил трудной жизнью, и не умирал. У людей была какая-то надежда, и упорство не покидало их. Ведь должен же кончиться когда-нибудь этот кошмар, этот ужас.»

P.s. Я читала издание с добавлением двух глав. Одна про каннибализм, а другая про то, как на Ленинградской кондитерской фабрике пекли ромовые бабы для командования. И знаете, читать вторую было куда противней, чем первую.

#БК_2020
(5. Книга-толстушка, более 600 печатных страниц)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: