Краткая биография альфьери

Витторио Альфьери

Витторио Альфьери, граф ди Кортемилья (Vittorio Alfieri, conte di Cortemiglia, 1749−1803) — величайший итальянский трагический писатель. Родился в городе Асти, в Пьемонте. Воспитывался в Туринской академии. Много путешествовал. Писать начал с 1774 года. Чтобы сделаться итальянским писателем, ему нужно было преодолеть колоссальные трудности для овладения языком, т. к. он не знал тосканской речи, говоря все время или по-французски, или на пьемонтском диалекте. Великую французскую революцию он вначале приветствовал, но скоро глубоко разочаровался, испуганный террором, возненавидел и Францию и ее деятелей, против которых направлен сборник его эпиграмм «Ненавистник французов» («Misogallo»). Свою жизнь Альфьери описал в мемуарах (1802, русск. пер., 1914).

В мировоззрении Альфьери наиболее важен его догматический рационализм; его идеал — свободная человеческая личность, управляемая прежде всего разумом, логикой и волей, руководимая чувством долга; с этими идеями тесно связаны политические взгляды Альфьери, лучшей иллюстрацией которых служат трагедии и предисловия к ним. Он говорит о «свободе народа», на каждом шагу подчеркивает свою ненависть к тиранам, свой республиканизм, но это — республиканизм аристократа, резко разграничивающего «изначально свободных» от «рожденных рабами» («Misogallo», XIX). Герой, наиболее близкий ему, — Брут младший, борец за право аристократической верхушки против «тирана», ставленника народа, Цезаря. «Свобода» Альфьери для тех избранных, что сумели воспитать себя свободными. Он приветствует американскую революцию 1776 года в трагедии «Брут I», посвященной Вашингтону, но в то же время посвящает трагедию «Агис» памяти казненного Карла I английского, павшего жертвой «несправедливого» парламента. К состоянию Италии XVIII века Альфьери относится всецело отрицательно, предпослав «Бруту II» («Брут младший») ироническое и едкое посвящение «Будущему итальянскому народу». В его воззрениях ясно выражена психология представителя верхов дворянства, сохранявших еще перед завоеванием Италии французами политическую гегемонию во многих местах (Венеция, Пьемонт — родина Альфьери и др.). Альфьери представлял наиболее здоровую часть своего класса, осознавшую, что спасение раздробленной Италии — в национальном объединении. Те преобразования, которые принесли с собой французские завоеватели, представители ненавистной Альфьери буржуазии, — эти преобразования Альфьери не принял и не хотел принять. Впоследствии Альфьери изменил свое отношение к «третьему сословию». Все художественное наследие Альфьери теснейшим образом связано как с изложенными общественно-философскими воззрениями, так и с идеями его о значении литературы, которые чрезвычайно четко выражены в его трактате «Del principe e delle lettere» («О государе и литературе»), основная мысль которого сводится к тому, что истинная литература может процветать только у истинно свободного народа. Она должна учить добродетели и проповедывать свободу (догматизм Альфьери). Но из всех видов литературы наилучшим образом достигает этой цели поэзия, потому что она наставляет путем наслаждения, научает человека познавать разумом свои права и способности, неосознание которых порождает рабство всякого народа.

В трагедиях Альфьери отражается его рационализм. Основной организующий принцип его драматургии — логическое построение пьес. Оно проявляется, с одной стороны, в композиционной стороне трагедий: все сосредоточено вокруг основного стержня действия, число персонажей весьма ограничено, причем центральные персонажи всегда оттесняют на задний план всех прочих. Трагедии Альфьери построены на резких контрастах, без полутеней; их логическая схема — противопоставление идеального человека, борющегося за свободу и отечество, отрицательному типу (тирану). Таковы: Дон-Карлос и Филипп («Filippo»), Брут и Цезарь («Bruto II»); даже там, где любовная интрига должна играть центральную роль («Maria Stuarda», «Mirra» — трагедия кровосмесительницы), Альфьери сосредоточивает внимание всегда на моральной проблеме, являющейся основой всех его трагических конфликтов, — именно на преодолении страсти и личных чувств во имя долга и разума. Слабые личности гибнут (Изабелла в «Filippo», изменяющая мужу), сильные — побеждают, как Брут Старший, приговаривающий к смерти детей, или Брут Младший, которого Альфьери нарочито сделал сыном Цезаря, основываясь на легендарных словах умирающего Цезаря «И ты, дитя». Действие трагедии начинается in medias res (в разгаре) и стремительно идет к развязке; нет отвлекающих эпизодов. Язык Альфьери — прежде всего ораторский язык. Логические обоснования, апелляция к разуму встречаются даже в любовных излияниях, не говоря уже о политических монологах, где диалектическое искусство Альфьери развертывается в полной силе. Повторения, перекличка отрывочными, лаконичными вопросами и ответами, лозунги, выкрикиваемые оратором и вслед за ним народом, — таковы признаки ораторского стиля Альфьери. Рядом с этим стих его изобилует ударениями, односложными словами, часто прерывается, вводятся намеренные уклонения от плавного, напевного ритма, которому, по мнению Альфьери, не место в трагедии, воспевающей человеческие страсти, служащей «школой нравственности, добродетели и великодушия». Трагедии Альфьери чрезвычайно сценичны; к этому стремился Альфьери в своем лаконизме и сосредоточенности действия. Единство времени, места и действия соблюдается у Альфьери. Он делает довольно удачные попытки восстановить хоры греческой трагедии («Alceste»). Особняком стоит его цикл из 4 комедий («L’uno» — «Единый», «I pochi» — «Немногие», «I troppi» — «Излишние», «L’antidoto» — «Противоядие»), где Альфьери проводит свою идею о несовершенстве монархии, демократии, олигархии как форм правления; идеальное государство, по Альфьери, может создаться лишь в результате соединения этих трех «ядов». Также особо стоит его «Abel», названный Альфьери «трамелогедией» (сочетание мелодрамы и трагедии), уже отражающий новые веяния в итальянской литературе (сентиментализм), проявлявшиеся в творчестве Уго Фосколо и др.

Чрезвычайно выдаются своей злобной иронией, разнообразными ритмами, богатством рифм и мастерством каламбуров эпиграммы Альфьери. Лирические стихотворения Альфьери носят большей частью характер иронический и сатирический. Главные их темы — политические («Misogallo», см. выше). Альфьери — один из лучших мастеров сатиры и сонета; в его «Misogallo» встречаются весьма оригинальные по ритму стихотворения (например, сатирическая ода «Teleutodia» в форме греческой оды). Язык прозы Альфьери — язык политических трактатов-памфлетов. В известной степени ученик классика Ш. Маффеи (умер 1755), Альфьери — один из виднейших представителей националистической тенденции в итальянской поэзии, которая, начиная с Филикайя в XVII веке, развилась в творчестве Парини, Пиндемонте и затем у В. Монти, С. Пеллико и Уго Фосколо. Драматическое творчество трех последних уже проходит всецело под влиянием Альфьери, но и на романтическую трагедию (Никколини, Косса, Мандзони) Альфьери оказал сильнейшее влияние: его националистический пафос нашел себе достойных продолжателей именно среди романтиков; последний крупный классик в итальянской литературе, Альфьери уже стоит на грани романтизма. Сам Леопарди в своей политической лирике часто вдохновлялся Альфьери-поэтом. Его общественное значение огромно; несмотря на свою враждебность к французской революции, он ярко отразил в своем творчестве пафос революционной эпохи.

Витторио Альфьери, граф ди Кортемилья — известный итальянский трагический писатель. Уроженец города Асти, в Пьемонте, получил образование в Туринской академии. В 1774 году впервые взялся за перо. Владея французским и пьемонтским диалектом, граф ди Кортемилья приложил немыслимые усилия для изучения тосканской речи, чтобы стать итальянским писателем. Разочаровавшись в Великой французской революции, граф пишет эпиграмм «Ненавистник французов» («Misogallo»). Свою биографию Альфьери изложил в мемуарах (1802, русск. пер., 1914).

Он вполне согласен с американской революцией 1776 года в трагедии «Брут I», посвященной Вашингтону, но пишет трагедию «Агис» в память казненного Карла I английского. В период Италии XVIII века Альфьери издает «Бруту II» («Брут младший»), посвященный «Будущему итальянскому народу». Все общественно-философские взгляды Витторио изложены в его трактате «Del principe e delle lettere» («О государе и литературе»).

Создавая трагедии, Альфьери Витторио соблюдал схему — простолюдины против тирании. Таковы: Дон-Карлос и Филипп («Filippo»), Брут и Цезарь («Bruto II»); даже в трагедии «Maria Stuarda», «Mirra» он выделяет долг и разум превыше личных чувств. Вымирание слабых (Изабелла в «Filippo), процветание сильных, как Брут Старший, которого писатель окрестил «сыном Цезаря», подразумевая слова умирающего Цезаря «И ты, дитя». Свои трагедии Альфьери издавал чрезвычайно сценичными, делая удачные попытки восстановления греческой трагедии («Alceste»). Нерушимым остался его цикл из 4 комедий («L’uno» — «Единый», «I pochi» — «Немногие», «I troppi» — «Излишние», «L’antidoto» — «Противоядие»), где излогается несовершенстве монархии, демократии, олигархии. Без внимания не остался его «Abel», названный Альфьери «трамелогедией» (сочетание мелодрамы и трагедии), уже отблескивающий новое поветрие в итальянской литературе (сентиментализм), будучи использованным в творчестве Уго Фосколо и др.

Альфьери Витторио — элита сатиры и сонета. Направление писателя — язык политических трактатов-памфлетов. Будучи учеником Ш. Маффеи (умер 1755), Альфьери превзошел остальных в итальянской поэзии, развивать которую начал Филикайя в XVII веке, Парини, Пиндемонте и после В. Монти, С. Пеллико и Уго Фосколо. Альфьери оказал сильнейшее влияние на романтическую трагедию (Никколини, Косса, Мандзони) и очутился уже на грани романтизма.

Альфьери

Альфьери, Витторио

Граф Витторио Альфьери (итал. Vittorio Alfieri ; 16 января 1749 ( 17490116 ) — 8 октября 1803) — итальянский поэт и драматург-классицист, «отец итальянской трагедии».

Содержание

Жизнь

Учился в Турине, увлёкся литературой и начал писать стихи, рано оказавшись свободным после смерти дяди-опекуна, путешествовал по Франции и Голландии, Швеции и Великобритании; неудовлетворённость странами сочеталась с любовными неудачами, преследовавшими поэта. С 1775 начал писать драмы, сперва по-французски (родным был пьемонтский диалект), затем Альфьери глубже изучил литературный итальянский язык и перешёл на него.

Во Флоренции Альфьери влюбился в принцессу Луизу, графиню Олбани, 24-летнюю жену пожилого британского претендента на престол (Карла Эдуарда Стюарта, некогда «красавчика Чарли»), и, чтобы быть с ней рядом, отказался от наследственного имущества в Турине и передал его сестре. Его возлюбленная с разрешения папы римского ушла от мужа, который дурно с ней обращался; Альфьери последовал за ней в Рим, где сочинил четырнадцать трагедий. Затем поэт путешествовал по Италии, не желая вредить репутации Луизы. Наконец они, покинув Италию из-за гнева деверя Луизы, кардинала Стюарта, воссоединились в Кольмаре (Эльзас) и прожили вместе до конца жизни, не скрывая отношений и деля время между Кольмаром и Парижем, где у них был литературный салон. После Великой французской революции Альфьери и графиня Олбани в 1792 году вновь переехали во Флоренцию (несмотря на тираноборческие мотивы своих трагедий, поэт выступал против якобинцев).

В последние годы Альфьери усиленно изучал греческую драму. Свою бурную жизнь он описал в книге «Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим» (издана посмертно, 1806). Альфьери похоронен в флорентийской базилике Санта-Кроче, между Макиавелли и Микеланджело, автором его надгробия является Антонио Канова.

Творчество

Сам Альфьери классифицировал свои трагедии так:

«любовные»

  • «Клеопатра»
  • «Филипп»
  • «Розамунда»
  • «Софонисба»
  • «Октавия»)

«трагедии свободы»

  • «Виргиния»
  • «Заговор Пацци»
  • «Тимолеон»
  • «Агис»
  • «Брут I»
  • «Брут II»

«трагедии о борьбе за трон»

  • «Полиник»
  • «Агамемнон»
  • «Дон Гарсиа»
  • «Мария Стюарт»

«трагедии семейных чувств»

  • «Орест»
  • «Антигона»
  • «Меропа»
  • «Альцеста»
Читайте также  Краткая биография гойтисоло

«трагедии внутренней борьбы»

  • «Мирра» — история любви Перея и Мирры.
  • «Саул»

Альфьери принадлежат шесть комедий в стихах (1800—1802), около 200 сонетов, поэма «Отмщённая Этрурия», 16 сатир, антифранцузские (связанные с наполеоновскими походами в Италию) памфлеты «Мизогалл» (1799), эпиграммы, пять од, переводы из античных авторов. Он писал также теоретические трактаты.

2 апреля 1817 года Анри-Мари Бейль (псевдоним Стендаль) пишет в своем дневнике: Выхожу из театра Нуово (Салерно), где давали «Саула». Надо думать, что эта трагедия действует на национальное чувство итальянцев: оно возбуждает у них восторг. Они находят в Миколе нежное изящество в духе Имогены. Я всего этого усмотреть не могу… Мой маркиз сказал мне, что здесь разрешены только три трагедии Альфьери, в Риме — четыре, в Болонье — пять, в Милане — семь, в Турине — ни одна. Поэтому рукоплескать его пьесам — значит принадлежать к определенной партии, а находить у него недостатки — проявлять крайнее мракобесие. Альфьери недоставало публики. Великим людям чернь также необходима, как генералу — солдаты. По воле судьбы Альфьери рычал против предрассудков, а кончилось тем, что он им подчинился. В политике он никогда не понимал величайшего блага революции, которая дала Европе и Америке двухпалатную систему и разогнала всю старую клику. Среди великих поэтов Альфьери был, может быть, душой наиболее страстной. Но, во-первых, он был всегда одержим лишь одной страстью, а во-вторых, его политические воззрения отличались крайней узостью. Он никогда не понимал (см. последние части его «Жизни»), что для того, чтобы породить революцию, необходимо появление новых интересов, то есть новых собеседников. Наглость, с какой чиновники на заставе Понтино потребовали у него паспорт, и похищение полутора тысяч томов пробудили в его сердце все сословные предрассудки и навсегда помешали ему понять, в чем состоит механизм свободы. Эта столь благородная душа не постигала, что написать что-либо сносное по вопросам политики можно — conditio sine qua non (необходимое условие — итал.), — лишь отметая все мелкие личные неприятности, которым можешь подвергнуться. В конце своей жизни он говорил, что обладать талантом дано лишь тому, кто родился дворянином. Наконец, несмотря на свое доходящее до ненависти презрение к французской литературе, он лишь довел до крайности узкую систему Расина. Для итальянца нет, вероятно, ничего нелепее, чем малодушие Британника или щепетильность Баязета. Одержимый недоверием, он хочет видеть, а ему все время повествуют. Если его пламенное воображение не может в достаточной мере насытиться зрелищем, оно возмущается и уносит его далеко в сторону, поэтому на трагедиях Альфьери так часто зевают…

В 1827 году А. С. Пушкин перевёл монолог Изабеллы из трагедии Альфьери «Филипп» («Сомненье, страх, порочную надежду…»).

Литература

  • Альфиери В. Орест. Саул. Мирра. Брут Второй / Пер. с итальян. // Гольдони К. Комедии. Гоцци К. Сказки для театра. Альфьери В. Трагедии. — М., Художественная литература, 1971.
  • Гливенко И. И., Витторио Альфьери. Жизнь и произведения, т. 1, СПБ. 1912;
  • Дживелегов А. К. и Мокульский С. С., История западноевропейского театра, т. 2, М., 1957;
  • Де Санктис Ф., История итальянской литературы, т. 2, М., 1964;
  • Мокульский С. С., Итальянская литература…, М., 1966;
  • Реизов Б. Г., Итальянская литература XVIII в., [Л.], 1966:
  • Maier В., Alfieri, [Palermo], [1957]:
  • Bustico G., Bibliografia di V. Alfieri, 3 ed., interamente rifatta e continuata sino al 1926, Firenze, 1927;
  • Fabrizi A., Rassegna alfieriana (1961 — 67), «Lettere italiane», 1968, № 1.
  • Томашевский Н. Витторио Альфьери // Гольдони К. Комедии. Гоцци К. Сказки для театра. Альфьери В. Трагедии. — М., Художественная литература, 1971.
  • Стендаль. Рим, Неаполь и Флоренция. 1978.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Витторио Альфьери

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Альфредссон Даниэль
  • Альфьери Витторио

Смотреть что такое «Альфьери» в других словарях:

Альфьери — Витторио, граф ди Кортемилья (Vittorio Alfieri, conte di Cortemiglia, 1749–1803) величайший итальянский трагический писатель. Р. в г. Асти, в Пьемонте. Воспитывался в Туринской академии. Много путешествовал. Писать начал с 1774. Чтобы сделаться… … Литературная энциклопедия

Альфьери — (Alfieri) Витторио (16.1. 1749, Асти, 8.10.1803, Флоренция), граф, итальянский поэт. Прожил бурную жизнь, которую описал в автобиографии «Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим» (изд. 1806, рус. пер. 1904), доведённой до… … Большая советская энциклопедия

Альфьери В. — АЛЬФЬÉРИ (Alfieri) Витторио (1749–1803), граф, итал. драматург, создатель нац. трагедии неоклассицизма. Идеи объединения Италии, тираноборческая идеология в трактатах и трагедиях с политич. интригой: Клеопатра (1770), Мария Стюарт… … Биографический словарь

Альфьери Витторио — Альфьери (Alfieri) Витторио (16.1. 1749, Асти, ‒ 8.10.1803, Флоренция), граф, итальянский поэт. Прожил бурную жизнь, которую описал в автобиографии «Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим» (изд. 1806, рус. пер. 1904), доведённой… … Большая советская энциклопедия

АЛЬФЬЕРИ (Alfieri) Витторио — (1749 1803) итальянский драматург, создатель национальной трагедии классицизма. В трактатах и трагедиях политического содержания выступал за объединение Италии, осуждая тиранию ( Клеопатра , Мария Стюарт , Саул и др.); автобиография Жизнь… … Большой Энциклопедический словарь

Альфьери, Витторио — АЛЬФЬЕРИ (Alfieri) Витторио (1749 1803), граф, итальянский драматург, создатель национальной трагедии классицизма. Идеи объединения Италии, тираноборческая идеология в трактатах и трагедиях с политической интригой: “Клеопатра” (1770), “Мария… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Альфьери, Витторио — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Альфьери. Витторио Альфьери Vittorio Alfieri … Википедия

АЛЬФЬЕРИ Витторио — (Alfieri, Vittorio) (1749 1803), итальянский поэт. Родился 16 января 1749 в богатой аристократической семье в Асти (Пьемонт). Литературную славу Альфьери принесли 19 трагедий, написанных в период с 1775 по 1789, и автобиография Жизнь Витторио… … Энциклопедия Кольера

Альфьери, Чезаре — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Альфьери. Чезаре Альфьери, маркиз ди Состеньо Cesare Giustiniano Enrico Giuseppe Maria Teobaldo Alfieri di Sostegno Чезаре Альфьери … Википедия

Альфьери Витторио — (Alfieri) (1749 1803), итальянский драматург, создатель национальной трагедии неоклассицизма. Идеи объединения Италии, тираноборческая идеология в трактатах и трагедиях с политической интригой: «Клеопатра» (1770), «Мария Стюарт» (1777 1786),… … Энциклопедический словарь

АЛЬФЬЕРИ, ВИТТОРИО

АЛЬФЬЕРИ, ВИТТОРИО (Alfieri, Vittorio) (1749–1803), граф, итальянский поэт и драматург. Родился 16 января 1749 в Асти (княжество Пьемонт) в знатной богатой семье; племянник знаменитого итальянского архитектора Бенедикта-Иннокентия Альфьери (1680–1767). Рано потерял отца. В девятилетнем возрасте отдан в Туринскую военную академию; учился несистематически, много времени уделял верховой ездой. После окончания Академии в 1766 и непродолжительной службы в пьемонтской армии вел праздную жизнь аристократа, объездил в 1767–1772 большую часть Европы.

По возвращении в Турин стал серьезно заниматься самообразованием, много читал, изучал латинский и греческий языки. Увлекшись театром, написал в 1775 свою первую трагедию Клеопатра. В 1777 переехал в Тоскану, чтобы в совершенстве овладеть основным диалектом итальянского языка – тосканским (он знал только пьемонтское наречие и пользовался в основном французским языком). Жил в Сиене и Флоренции, где встретил свою Музу – красавицу графиню Луизу Альбани, супругу претендента на английский престол Карла-Эдуарда Стюарта, под влиянием которой продолжил свои литературные опыты. Знакомство с флорентийской литературой эпохи Возрождения, прежде всего с Данте и Макиавелли, сформировало у него республиканские убеждения, что отразилось в его творчестве. В тосканский период (1777–1784) Альфиери создал четырнадцать трагедий, в том числе лучшую из них – Саул, тираноборческий пафос которых принес ему необычайную популярность; теоретическое обоснование своим взглядам он дал в трактате О тирании.

В 1784 Альфиери переехал во Францию; жил сначала в Кольмаре (Эльзас), затем в Париже. Во французский период (184–1792) создал еще пять трагедий и завершил начатый еще в Тоскане трактат О государе и о литературе. В 1788, после смерти Карла-Эдуарда Стюарта, сочетался брактом с его вдовой. Восторженно приветствовал Французскую революцию 1789; написал оду на взятие Бастилии. Однако свержение монархии и начавшийся террор изменили его позицию: он с сожалением констатировал, что тираноборческие мотивы его творчества созвучны ненавистной ему якобинской идеологии.

В 1792 вернулся во Флоренцию; его имущество во Франции было конфисковано. Свое осуждение Революции выразил в сборнике Галлоненавистник. В последние годы вел уединенный образ жизни; ревностно предавался научным занятиям, переводил древнегреческие и латинские тексты.

Умер во Флоренции 8 октября 1803. Похоронен в церкви Санта-Кроче между гробницами Микеланджело и Макиавелли, где графиня Альбани установила великолепный памятник работы Кановы. Благодаря ее усилиям в Пизе в 1805–1815 было издано первое полное собрание сочинений Альфьери.

Альфьери является создателем итальянской классицистической трагедии. Он перенес на национальную почву традиции французского классицизма. Большинство из его двадцати трагедий написано на античные сюжеты (Антигона, Агамемнон, Орест, Полиник, Тимолеон, Меропа, Агис, Клеопатра, Виргиния, Октавия, Софонисба, Мирра, Брут Первый, Брут Второй); реже используются средневековые (Розамунда, Дон Гарсия, Заговор Пацци, Филипп II, Мария Стюарт) и библейские (Саул) мотивы. Их отличают свойственные классицизму строгость стиля, точный напряженный диалог, сжатое действие, четко очерченные характеры, возвышенность чувств, подлинный трагизм ситуаций. Некоторые классицистические правила иногда доводятся до абсолюта: сведено до минимума число персонажей (четыре), ради верности одной единственной ведущей теме устраняются эпизоды и побочные действия, исключаются лирические сцены. Аскетическая поэтика Альфьери и игнорирование им исторических обстоятельств сделали его объектом критики со стороны романтиков, считавших, что он «смиренно тащится в хвосте французских классицистов». Однако Альфьери не был классицистом в полном значении этого слова. Он испытал сильное влияние Данте и, особенно, Шекспира, что побуждало его наделять своих персонажей страстностью и интенсивной душевной жизнью. Вот почему адепты классицизма называли его «еретиком».

В концептуальном плане Альфьери решительно отвергал макиавеллизм с его лозунгом «цель оправдывает средства». В своих трагедиях он анализировал психологию и логику рассуждений тирана, порождающие ужасные преступления, показывал его поведение в политике и личной жизни, его одиночество и духовную опустошенность (Филипп II, Тимолеон и др.). Абсолютно негативному образу деспота он противопоставлял безусловно позитивный образ тираноборца, носителя свободомыслия и бунтарства (Брут Первый, Брут Второй, Заговор Пацци, Мирра и др.).

Кроме трагедий, перу Альфьери принадлежат мелотрагедия Авель, в которой он попытался ввести в драматический жанр музыку, шесть сильно политизированных комедий (лишенных подлинного комизма и не приспособленных для сценической постановки), шесть од, сатиры и поэма Этрурия Мстительница; лучшим образцом его прозы является автобиографическая повесть Жизнь Витторио Альфьери, рассказанная им самим. Из осуществленных им переводов античных авторов наиболее удачен перевод Саллюстия.

Переводы на русский язык: Альфиери В. Орест. Саул. Мирра. Брут Второй // Гольдони К. Комедии. Гоцци К. Сказки для театра. Альфьери В. Трагедии. М., 1971.

Читайте также  Краткая биография лебедев-кумач

Альфьери Витторио

Краткие содержания

(1749-1803)

Витторио Альфьери — граф, великий итальянский писатель, писавший в жанре трагедии. Витторио родился в Пьемонте, в городе Асти. Учился в Туринской академии. Очень много путешествовал. В 1774 году начал писать. Чтобы стать итальянским писателем, Альфьери предстояло пройти через колоссальные трудности в процессе овладения языком, потому что он не имел представления о тосканской речи, общаясь всё время то на пьемонтском диалекте, то на французском языке.

Первое время писатель приветствовал Великую французскую революцию, но позднее глубоко разочаровался в ней, устрашённый террором. Тогда он возненавидел и французских деятелей, и саму Францию. Всё это было воплощено в его сборнике эпиграмм, получившем название «Misogallo» («Ненавистник французов»). Автобиография Альфьери содержится в его мемуарах, написанных в 1802 году (русский перевод — в 1914 году).

Для мировоззрения Альфьери более всего характерен догматический рационализм; идеал писателя — свободная личность, которая управляется, в первую очередь, разумом, волей и логикой, в которой присутствует чувство долга. С такими этими идеями прочно связаны политические предпочтения Альфьери, предисловии к которым служат лучшей иллюстрацией к ним. Писатель постоянно твердит о «свободе народа», всё время подчёркивает свою неприязнь к тиранам, выражает своеобразный аристократический республиканизм, который резко разграничивает «рождённых рабами» от «изначально свободных» («Misogallo», XIX). Брут младший — герой, который наиболее близок ему, борец за право верхушки аристократов против Цезаря, «тирана» и ставленника народа.

Свобода в понимании Альфьери — это свобода для тех избранных, которые смогли воспитать себя людьми, принадлежащими ей. Витторио одобряет американскую революцию, совершённую в 1776 году, в своей трагедии «Брут I», которая посвящена Джорджу Вашингтону, однако в то же время трагедию «Агис» посвящает памяти английского Карла I, ставшего жертвой парламента и казнённого. К состоянию Италии XVIII века Витторио относится крайне отрицательно, написав «Бруту II» едкое и ироническое посвящение такого плана: «Будущему итальянскому народу».

В его мировосприятии ясно прослеживается психология представителя дворянства, а точнее его верхов, сохранявших еще какое-то время перед завоеванием французами Италии политическую гегемонию в разных местах (Пьемонт — родина писателя, Венеция и т.д.). Альфьери был частью наиболее здорового сегмента своего класса, который осознал, что спасение поделённой и разрозненной Италии только в национальном объединении. Те преобразования, которые французские завоеватели, будучи представителями ненавистной писателю буржуазии, принесли с собой — Альфьери не принял и не имел желания принять. По прошествии времени Витторио изменил отношение к «третьему сословию».

Всё его литературное творчество очень тесно связанно с перечисленными выше философскими и общественными воззрениями, а также с соображениями его о роли литературы, которые очень чётко представлены в его трактате «О государе и литературе» («Del principe e delle lettere»). Основная мысль трактата сводится к тому, что настоящая литература может развиваться в лучшую сторону только у действительно свободного народа. Литература должна проповедовать свободу, говоря языком Альфьери, и учить добродетели. Он считал, что из всех её видов лучше всего справляется с этой задачей поэзия, поскольку она наставляет с помощью наслаждения, учит людей разумно познавать свои способности и права, непонимание которых ведёт к рабству любого народа.

В трагедиях Альфьери виден его рационализм. Главный организующий принцип такой драматургии — это логическое создание пьес. Оно выявляется, с одной стороны, в композиции трагедий: всё вращается вокруг главного стержня действия, количество персонажей очень ограничено, при этом центральные герои всегда оттесняют на второй план всех остальных.

Трагедии Альфьери очень контрастны, здесь нет полутонов, логическая схема трагедий — противопоставление идеала, который борется за отечество и свободу, тирану — отрицательному персонажу. Таковыми являются: Брут и Цезарь («Брут II»), Дон-Карлос и Филипп («Филипп»). Даже там, где главную роль должна играть любовная интрига («Мирра» — трагедия кровосмесительницы, «Мария Стюарт»), писатель всегда сосредоточивает внимание читателя на моральной стороне проблемы, которая является основой практически всех его конфликтов в трагедиях — именно на борьбу с страстью и личными переживаниями во имя разума и долга.

Слабые личности у Альфьери умирают (Изабелла в «Филиппе», которая изменила своему мужу). Сильные личности побеждают, например, Брут Старший, который приговаривает к смерти детей, либо Брут Младший, которого Витторио специально сделал в своей трагедии сыном Цезаря, опираясь на легендарные предсмертные слова Цезаря: «И ты, дитя».

Действие трагедии у Альфьери всегда начинается в разгаре (in medias res) и стремительно бежит к развязке; здесь нет каких-либо отвлекающих сюжетов. Язык Альфьери — это в первую очередь ораторский язык. Апелляции к разуму, логические обоснования встречаются и в любовных диалогах, не говоря уже о монологах на тему политики, в которых диалектическое искусство Витторио показывается в полной силе.

Перекличка отрывочными, краткими ответами и вопросами, повторения, лозунги, выкрикиваемые выступающим оратором и толпой — таковы признаки художественного стиля Альфьери. Притом стих его наполнен ударениями, часто прерывается, наполнен односложными словами, здесь вводятся специальные уклонения от напевного и плавного ритма, которому, по словам Альфьери, нет места в таком жанре, как трагедия, воспевающая страсти человеческие и служащая своеобразной «школой нравственности, великодушия и добродетели».

Трагедии Альфьери очень сценичны; к этому он стремился в сосредоточенности действия и своём лаконизме. Здесь соблюдаются единство времени, действия и места. Писатель делает весьма успешные попытки воспроизвести хоры трагедии «Alceste», созданной в Греции.

Особняком стоит цикл Альфьери из 4 комедий: «Единый», «Немногие», «Излишние» и «Противоядие», в которых он отражает свою идею о несостоятельности монархии, олигархии, демократии как форм правления; по Альфьери, идеальное государство может создаться в результате соединения лишь названных трех «ядов».

Особо стоит отметить его «Abel», жанр который сам автор определил как «трамелогедия» (сочетание трагедии и мелодрамы). Такой жанр уже отражает современные веяния в итальянской художественной литературе (сентиментализм), которые проявлялись в творчестве таких авторов, как Уго Фосколо и других.

Чрезвычайно выделяются злобной иронией, богатством рифм, разнообразными ритмами и мастерством игры слов эпиграммы Альфьери. Обычные же его стихотворения большей частью носят характер сатирический и иронический. Основные их темы — политические. Витторио — один из лучших мастеров сонета и сатиры; в его «Misogallo» можно найти очень оригинальные в плане ритма стихотворения (ода «Teleutodia», например, написанная в форме греческой оды).

Язык прозы Витторио Альфьери — это язык политических памфлетов. Это один из виднейших представителей тенденции национализма в итальянской лирике, которая развилась в творчестве Пиндемонте, Парини, а затем у В. Монти, Уго Фосколо и С. Пеллико. Альфьери находится на грани романтизма. Его значение для общества огромно; несмотря на враждебность к революции во Франции, он ярко изобразил в своём творчестве весь пафос революционной эпохи.

АЛЬФЬЕРИ [Alfieri] Витторио

Расстановка ударений: АЛЬФЬЕ`РИ [Alfieri] Витторио

АЛЬФЬЕРИ (Alfieri), Витторио, граф [16.I.1749, Асти (Пьемонт), — 8.X.1803, Флоренция], — итальянский драматург. В 1758 — 66 учился в туринской Академии; с 1767 много путешествовал по странам Европы, был в России (1770). Мировоззрение А. формировалось в период усиления в Италии влияния буржуазии, активизации борьбы против феод. привилегий, распространения идей нац. объединения страны. Значит, влияние на А. оказали идеи франц. просветителей, особенно Ш. Л. Монтескье.


В. Альфьери

Первая трагедия А. «Клеопатра» (1775, туринский т-р «Кариньяно») имела большой успех. В 1775 — 77 А. создал «Филиппа», «Полиника», «Антигону», «Агамемнона», «Ореста» — политич. трагедии в духе классицизма, построенные на столкновении долга и чувства, страсти и разума. В 1778 написал трагедию «Заговор Пацци», затем «Марию Стюарт», в 1782 — «Тимолеон», ставшую любимой трагедией итал. якобинцев. В 1782 создал свою лучшую трагедию «Саул».

В 1785 покинул Италию и жил во Франции. Здесь в 1786 А. написал трагедии «Брут I» (посвящена Дж. Вашингтону) и «Брут II» (посвящена «будущему итальянскому народу»). Революцию 1789 А. встретил одой «Парижу, избавившемуся от Бастилии». Однако по мере того, как революция развивалась, энтузиазм А. сменялся страхом перед восставшим народом. В 1792 после свержения монархии и установления якобинской диктатуры А. бежал из Парижа. Последние годы жизни провёл во Флоренции, где написал комедии: «Толпа», «Противоядие», «Один», «Немногие» — бледные политические аллегории, в к-рых высмеиваются различные формы гос. устройства, «Оконце» — сатирич. пьесу в стихах в стиле лукиановских диалогов, и комедию «Развод».

В историю лит-ры и т-ра А. вошёл как создатель итал. политич. трагедии. А. делил свои трагедии на пять групп: трагедии любви («Клеопатра», «Филипп», «Розамунда», «Софонизба», «Октавия»), трагедии свободы («Виргиния», «Заговор Пацци», «Тимолеон», «Агис», «Брут I», «Брут II»), трагедии о королевском тщеславии, изображающие борьбу за трон («Полиник», «Агамемнон», «Дон Гарсиа», «Мария Стюарт»), трагедии семейных чувств («Орест», «Антигона», «Меропа», «Альцеста»), трагедии внутренней борьбы («Саул», «Мирра»). Однако по сути дела все они являются трагедиями свободы. Герои их — аристократы, борющиеся за освобождение народа, люди с сильной волей, восставшие против тирании. Творчество А. пронизано протестом против деспотизма феодально — абсолютистского гос-ва. Театр для А. — школа патриотизма и гражданского мужества. На трагедиях А. воспитывалось целое поколение итал. якобинцев и революционеров периода борьбы за нац. освобождение и объединение своей родины.

Мировоззрению и всему творчеству А. были свойственны глубокие противоречия. Свободолюбивые, тираноборческие устремления А. имели аристократич. характер, его протест против деспотизма был крайне индивидуалистичным и абстрактным. По своей форме трагедии А. близки произв. представителей франц. классицизма. В них соблюдаются 3 единства, действие начинается в момент высокого подъёма и стремительно движется к развязке, отсутствует сложная интрига, число действующих лиц сведено к минимуму, большое место занимают монологи главного героя. Истинный трагизм, по мнению А., обусловливается величием и силой страсти, конфликтом между страстью и волей.

Произв. А. сценичны, эмоциональны, лишены внешних эффектов, они ставились в совр. драматургу т-рах. В трагедиях А. играли крупнейшие итал. актёры — Г. Модена, Э. Росси, А. Ристори, Т. Сальвини, Э. Цаккони. После 2-й мировой войны (1939 — 45) в Италии ставились: «Мирра» в пост, реж. В. Чаффи (1949) и О. Коста (1949), «Орест» в постановках Л. Висконти (1949), О. Коста (1949) и В. Гасмана (1951), «Филипп» и «Агамемнон» в постановке О. Коста (1949 и 1952). На рус. сцене была поставлена трагедия «Филипп» (Александрийский т-р, 1844). А. написал «Жизнь Витторио Альфьери» — одно из самых ярких произведений мемуарной лит-ры 18 в., а также ряд трактатов, в к-рых изложены его общественно-политич. и эстетич. воззрения.

Читайте также  Краткая биография нарекаци

Соч.: Opere di V. Alfieri, v. 1 — 11, Torino, 1903; Tra-gedie a cura N. Bruscoli, v. 1 — 3, Bari, 1946 — 47; в рус. пер.- Виргиния, «Вестник Европы», 1871, кн. 7; Мирра, СПБ, 1860; Октавия, СПБ, 1861; Розамунда, СПБ, 1861; Филипп. Трагедия в 5 актах, «Невский сборник», 1864, с. 207 — 374; Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим, пер. [с итал.], М., 1904.

Лит.: Гливенко И. И., Витторио Альфьери. Жизнь и произведения, т. 1, СПБ, 1912; Фриче В., Итальянская литература XIX в., ч. 1, М., 1916; Мокульский С. С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939, 109 — 16 — Веrtana E., Vittorio Alfieri studiato nella vita, nel oensier’o e nell’arte, Torino, 1904; Сrосе В., Alfieri, в кн.: Poesia e non poesia, Bari, 1923; Fubini M., Vittoriо Alfieri, Firenze, [1953].

  1. Театральная энциклопедия. Том 1/Глав. ред. С. С. Мокульский — М.: Советская энциклопедия, 1961.- 1214 стб. с илл., 12 л. илл.

Пушкинская энциклопедия (Пушкин и мировая литература)
Альфьери, Альфиери (Alfieri) Витторио, граф д’Асти (1749–1803)

АЛЬФЬЕРИ, Альфиери (Alfieri) Витторио, граф д’Асти (1749–1803), итальянский поэт, драматург-трагик, политический писатель. Новаторство трагедий А., построенных в соответствии с принципами французского классицизма, заключалось в предельной концентрации драматического действия, устранении второстепенных персонажей и эпизодов, что приводило к неизвестной ранее итальянскому театру краткости текста пьесы. А. выработал напряженный, лаконичный, экспрессивный драматический стих, отличающийся как от эпического, так и лирического итальянского стиха обилием инверсий, переносов, ритмической затрудненностью и ораторской интонацией. Гражданское звучание и тираноборческий пафос творчества А., выраженные в его трагедиях и трактатах «О тирании» («Della tirannide», 1777), «О государе и словесности» («Del principe e delle lettere», 1784), а также в автобиографии («Vita di Vittorio Alfieri d’Asti scritta da esso», 1803) и ряде стихотворений, обусловили его популярность в среде итальянских якобинцев и карбонариев. А. был любимым писателем Байрона, его драматургия оказала влияние на театральные сочинения английского поэта. Автобиография А. является одним из характерных личных документов эпохи, конструирующих романтический характер со свойственными ему устремлениями к личной независимости и свободе творчества.

–23 апреля 1825: «…хочу жеребцов выезжать: вольное подражание Alfieri и Байрону» (Акад. ХIII, 163). Для А. неизменная на протяжении всей жизни страсть к верховой езде была выражением стремления к личной свободе, о чем неоднократно упоминается в его «Жизни». Интерес П. к творчеству А. возникает в связи с работой над «Борисом Годуновым» и связанной с ней необходимостью оценить художественные возможности различных драматургических систем. Возражая А. А. Бестужеву на его тезис о смене первого «века творения и полноты» следующим за ним «веком посредственности, удивления и отчета» (Бестужев-Марлинский А. А. Соч.: В 2 т. М., 1958. Т. 2. С. 547) как всеобщем законе исторического развития литератур, П. ставит А. в один ряд с великими итальянскими поэтами прошлого и настоящего (письмо к А. Бестужеву от конца мая–начала июня 1825 — Акад. ХIII, 177; « » — Акад. ХI, 25). Между тем, к драматургической практике А., основанной на принципах французского классицизма, П. относится критически. В письме к Н. Н. Раевскому-сыну от второй половины июля 1825 он отмечает половинчатость новаторства А., который, исключив широко применявшиеся в итальянской драматургии, но ему казавшиеся неестественными «реплики в сторону», за их счет удлинил не менее неправдоподобные, с точки зрения русского поэта, одиночные монологи (Акад. ХIII, 197, 407; повторено почти дословно в письме к нему же от 30 января или 30 июля 1829 — Акад. ХIV, 48). Критика драматургии Байрона, включенная в то же письмо, а позднее развернутая в набросках статьи « » (1827; Акад. ХI, 51) и « » (1828; Акад. ХI, 64), косвенно затрагивает и А., поскольку П. называет Байрона его подражателем во всех драмах за исключением «Манфреда». П. отмечает односторонность и однообразие характеров в драмах Байрона, напряженность и неестественный лаконизм языка. Подобные упреки были адресованы французской критикой А. Характеристика его драматической реформы, а также разбор его художественных просчетов содержится в хорошо известной П. книге «О литературе Южной Европы» («De la littérature du Midi de l’Europe», 1813–1829) швейцарского историка Ж. -Ш. -Л. де Сисмонди (Sismondi J. -Ch. -L. De Simonde de, 1773–1842). П. отдает предпочтение драматургии Шекспира

В письме к А. А. Дельвигу от начала февраля 1826 по поводу восстания декабристов П. упоминает трактат А. «О государе и словесности», где развивается мысль о том, что писатель, отстраненный от общественной деятельности, становится склонен к умозрению. В России, по мнению П., ситуация сложилась прямо противоположной и «класс писателей» оказался более склонен к действию, хотя себя самого он причислил к писателям созерцающим, а не действующим (Акад. XIII, 259). Французский перевод трактата (Paris, 1818) имелся у П. (Библиотека П. № 532). А. изложил в нем свои воззрения на литературу и место писателя в обществе. А. полагает, что изящная словесность является высшим родом деятельности, ибо приносит наибольшую пользу обществу, просвещая и воспитывая граждан. Для художественного творчества писателю необходима полная независимость, социальная и экономическая, дающая ему возможность воспевать гражданские добродетели без оглядки на мнения покровителей или покупателей его продукции. Поэтому писатель должен быть единственным, кто оценивает достоинство его произведений. Эти мысли входят в идеологический фон ряда произведений П.

критике. Так в « » (1830), утверждая необходимость знакомства с живым языком простонародья, он замечает: «Альфиери изучал италиянский язык на флорентинском базаре» (Акад. ХI, 148–149). Пьемонтец по происхождению, А. с детства жил во французской языковой среде и был вынужден самостоятельно изучать литературный итальянский язык, основанный на тосканском наречии, для чего совершил несколько поездок во Флоренцию с целью использовать все возможности для ознакомления с разговорным языком. Однако в качестве основных источников своих знаний в этой области он называет грамматики, чтение классических итальянских авторов ХIV–ХVI вв. и беседы с учеными, но не флорентинские базары. Это утверждение П. восходит к фразе из романа Ж. де Сталь «Коринна, или Италия»: «Alfieri disoit qu’il alloit à Florence, sur le marché public, pour apprendre le bon italien» (Œuvres complètes de Mme la Baronne de Stael. Paris, 1820. T. 8. P. 337–338; Библиотека П. № 1406; перевод: Альфьери говаривал, что посещал во Флоренции рынок, чтобы научиться чистой итальянской речи). Пассаж об А. в более ранней статье «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова» 1825 (Акад. ХI, 34): «В самом деле, Крылов знает главные европейские языки и, сверх того, он, как Альфиери, пятидесяти лет выучился древнему греческому» — имеет, по-видимому, прямой источник в «Предисловии переводчика» к французскому изданию трактата А. «О государе и словесности»: «Il apprit sa langue qu’il ne possedait point à fond, la langue latine qu’il ignorait entièrement, et а cinquante ans il étudia le grec» (Du prince et des lettres / Trad. d’Alfieri, par M***. Paris, 1818. P. VIII — Библиотека П. № 532; перевод: Он освоил родной язык, который знал вовсе не глубоко, латынь, которой не знал вовсе, и в пятьдесят лет стал изучать греческий).

–октябре, он переводит стихами сцену 1 из трагедии «Филипп» («Filippo», публ. 1783) — монолог Изабеллы: «Desio, timor, dubbia ed iniqua speme…» («Из Alfieri»). По мнению П. В. Анненкова, он пользовался при этом прозаическим переводом А. С. Шишкова. Однако 12-й т. «Собрания сочинений и переводов адмирала Шишкова», куда входит перевод «Филиппа» (с. 33–121), вышел в 1828 и, следовательно, не мог быть использован П. при работе над переводом. Более ранние публикации перевода Шишкова не известны. Экземпляр т. 12, имевшийся у П., остался неразрезанным (Библиотека П. № 430). П. имел также парижское издание (1825) избранных трагедий А. на итальянском языке в 3 т. (Там же. № 533), где в т. 1 разрезана трагедия «Филипп» и в т. 3 — трагедия «Мирра» («Mirra», 1784). Можно предположить, что именно это издание видел А. Н. Вульф 15 сентября 1827 на рабочем столе П. в Михайловском (Л. Н. Майков). Перевод П. отличает точная передача смысла, стиля и объема подлинника (перевод длиннее оригинала на одну строку). П. воспроизводит и в некотором роде изобличает неестественную напряженность и риторическую холодность стиля А., так что Н. Н. Страхов усмотрел в переводе «нечто напоминающее пародию». Трагедию «Мирра» П. упоминает в статье « », 1830 (Акад. ХI, 164) рядом с «Отелло» Шекспира в качестве примера любви девушки к человеку значительно старше ее, однако пример этот не вполне точен. В основе сюжета «Мирры», заимствованного из «Метаморфоз» (кн. Х), лежит кровосмесительная страсть героини к собственному отцу, о котором говорится, что он еще молод и помнит о любви.

Дважды П. цитировал полустишие «il gran padre Dante Alighieri» (перевод: Отец великий Данте Алигьери) из сонета А. «Quattro gran vati, ed i maggior son questi…» (1786; перевод: Четверо великих поэтов и величайшие суть…); в первый раз в черновой редакции статьи « », 1828 (Акад. ХI, 339) и во второй — в измененном виде, в подписи к полушутливому автопортрету в лавровом венке (1835-1836) (ПД 1732, л. 59), стилизованному под Данте, в лавровом венке, с надписью: «il gran padre A. P.». Имена Данте и А. были связаны с именем П. также в комплименте, включенном итальянским переводчиком С. Риччи в письмо к П. от 1 мая 1828, где упоминается анекдотический эпизод из биографии А., якобы трижды бравшегося делать выписки лучших мест из «Божественной комедии» и трижды переписывавшего ее целиком (Акад. XIV, 16).

Лит.: –342 (То же // Анненков П. В. Материалы для биографии А. С. Пушкина. М., 1984. С. 316–317); Страхов Н. Н. Заметки о Пушкине и других поэтах. 2-е изд., доп. Киев, 1897. С. 54; Майков. Пушкин. С. 176–177; 2/3. С. 337–344; Полуяхтова И. К. –186; R. (Пиккьо Р.). 1) On Russian Romantic Poetry of Pushkin’s Era // Études slaves et est-européennes. Montréal, 1971. Vol. 16. P. 16–30 ; 2) «Аргивяне» В. К. Кюхельбекера и Витторио Альфьери // Сравнительное изучение литератур: Сб. ст. к 80-летию акад. М. П. Алексеева. Л., 1976. С. 270–271.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: