Краткая биография гуань
Гуань Ханьцин
Гуань Ханьцин (кит. трад. 關漢卿 , упр. 关汉卿 , пиньинь: Guān Hànqīng; 1210—1280) — китайский драматург XIII века. Признанный классик пьес в жанре цзацзюй (юаньской драмы), возможно, один из создателей жанра.
Биография и творчество
Известны названия более 60 его пьес, из которых сохранилось 18. Большинство из них разрабатывают социальную проблематику. Среди трагедийных цзацзюй, посвящённых социальным проблемам — «Обида Доу Э», «Сон о гибнущей бабочке», «Беседка над рекой».
Особенную популярность в Китае приобрела пьеса «Обида Доу Э». В ней рассказывается о судьбе дочери бедного учёного, отданной за долги в супруги сыну ростовщицы. Рано овдовев, Доу Э становится объектом вожделения негодяя Чжана, который вместе со своим отцом позарился на достаток семьи. Чжан по ошибке отравляет отца; воспользовавшись ситуацией, он обвиняет в убийстве свекровь Доу Э, которая, чтобы спасти старуху от пыток, берет мифическую вину на себя и идёт на казнь. Во время казни небо посылает знамения, которые помогли отцу Доу Э, который к тому времени стал судебным ревизором, покарать настоящих преступников. В финале драмы справедливость торжествует.
Среди бытовых и комедийных цзацзюй, написанных драматургом, — «Пруд золотых нитей», «Се Тяньсян», «Спасение подруги», «Нефритовая подставка», «Любовь служанки», «Моление луне». Гуань Ханьцин — автор исторических цзацзюй «Один в стане врагов», «Путешествие во сне в Западное Шу».
Сохранилось около 50 лирических стихотворений Гуань Ханьцина.
Память
- Биография Гуань Ханьцина послужила основой для пьесы китайского драматурга Тянь Ханя (1898—1968) под названием «Гуань Ханьцин» (1958) о взаимоотношениях художника и власти.
- В честь Гуань Ханьцина назван кратер на Меркурии.
Ссылки
- Большая статья о Гуань Ханьцине и его творчестве
- Драматург Гуань Хань-цин
- Обида Доу Э — текст пьесы
- Гуань Хань-цин в БСЭ
- Стихотворения Гуань Хань-цина
Юаньская драма | |
---|---|
Бо Пу | Дождь в платанах | История восточной стены | Скакун возле ограды |
Ван Шифу | Заброшенная гончарня | Западный флигель |
Гао Вэньсю | Двойной подвиг Чёрного Вихря |
Гуань Ханьцин | Беседка над рекой | Любовь служанки | Моление луне | Нефритовая подставка | Обида Доу Э | Один в стане врагов | Пруд золотых нитей | Путешествие во сне в Западное Шу | Се Тяньсян | Сон о гибнущей бабочке | Спасение подруги |
Кан Цзиньчжи | Ли Куй несет повинную |
Ли Синдао | За меловой чертой |
Ли Хаогу | Студент Чжан Юй морскую варит воду у острова Шамэнь |
Ма Чжиюань | Бешеный Жэнь | Осень в ханьском дворце | Сон о жёлтом просе (cоавторы Ли Шичжун, Хуа Лилан, Хун Цзыли) | Юэянская башня |
У Ханьчэн | Золотой ларец | Поздно рожденный сын |
Цзи Цзюньсян | Сирота из рода Чжао |
Цинь Цзяньфу | Старец из Восточного зала |
Чжан Гобинь | Разорванная рубашка |
Чжэн Гуанцзу | Домашних духов обманув, душа Цянь-нюй расстаётся с телом |
Чжэн Тинъюй | Раб чужих денег |
Ши Цзюньбао | Ли Я-сянь наслаждается вином и цветами | Цюйцзянский пруд |
Ян Цзиньсянь | Путешествие на Запад |
Термины | Сецзы | Цюй | «Четыре великих юаньских драматурга» | Чоу |
Китайский театр · Портал «Китай» · Портал «Театр» |
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Гуань Даошэн
- Гуань Юй
Смотреть что такое «Гуань Ханьцин» в других словарях:
ГУАНЬ ХАНЬЦИН — китайский драматург 13 в. Социальные и исторические драмы, лирические комедии. Лучшее сочинение трагедия Обида Доу Э … Большой Энциклопедический словарь
Гуань Ханьцин — китайский драматург XIII в. Социальные и исторические драмы, лирические комедии. Лучшее сочинение трагедия «Обида Доу Э.». * * * ГУАНЬ ХАНЬЦИН ГУАНЬ ХАНЬЦИН, китайский драматург 13 в. Социальные и исторические драмы, лирические комедии. Лучшее… … Энциклопедический словарь
Гуань Ханьцин — ГУÁНЬ ХАНЬЦИ́Н, кит. драматург 13 в. Социальные и ист. драмы, лирич. комедии. Лучшее соч. трагедия Обида Доу Э … Биографический словарь
ГУАНЬ ХАНЬЦИН — ГУАНЬ ХАНЬЦИН, китайский драматург 13 в. Более 60 пьес (сохранилось 18), в т.ч. трагедия «Обида Доу Э» (п. 1958), драмы «Сон о гибнущей бабочке», «Беседка над рекой», лирич. комедии «Пруд золотых нитей», «Нефритовая подставка», ист. драмы «Один… … Литературный энциклопедический словарь
Гуань Хань-цин — Гуань Ханьцин Гуань Ханьцин (кит. трад. 關漢卿, упрощ. 关汉卿, пиньинь Guān Hànqīng) китайский драматург XIII века. Признанный классик пьес в жанре цзацзюй (юаньской драмы), возможно, один из создателей жанра. Известны названия более 60 его пьес, из… … Википедия
Гуань (фамилия) — Гуань (кит. 管) китайская фамилия (клан). Известные Гуань Гуань Даошэн (кит. 管道昇, пиньинь Guǎn Dàoshēng; 1262 1319) поэтесса, художник и каллиграф в Китае эпохи правления династии Юань. Широко признанная в Китае как пер … Википедия
Гуань Хань-цин — (гг. рождения и смерти неизвестны) китайский драматург 13 в. Известны названия более 60 его пьес, но сохранилось лишь 18. Трагическая картина страданий народа раскрывается в выдающейся трагедии кит. и мирового репертуара «Обида Доу Э»,… … Большая советская энциклопедия
Юаньская драма — Исполнители юаньской драмы (актёры и музыканты, в том числе монголы в средневековых круглых шапках). Реконструкция настенной росписи храма Гуаншэн в Хунтуне, Шаньси, из альбома изданного в Китае Музеем Истории Общества).[1] … Википедия
Цзацзюй — Исполнители юаньской драмы (актёры и музыканты, в том числе монголы в средневековых круглых шапках). Реконструкция настенной росписи храма Гуаншэн в Хунтуне, Шаньси, из альбома изданного в Китае Музеем Истории Общества).[1] Иллюстрация из… … Википедия
Обида Доу Э — Тронувшая Небо и Землю Обида Доу Э Жанр: цзацзюй Автор: Гуань Ханьцин Язык оригинала: китайский Год написания: ? Обида Доу Э (полное название «Тронувшая Неб … Википедия
Цзо, Чжень Гуань
День рождения 05 марта 1945
Гуань Цзо или Виктор Цзо — советский и российский композитор с китайскими этническими корнями, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель, Заслуженный деятель искусств РФ, кавалер Ордена Дружбы , автор значительного количества музыкальных произведений
Чжень Гуань Цзо (кит. трад. , упр. , пиньинь: Zuo Zhenguan) или Виктор Цзо (род. 5 марта 1945, Шанхай, КНР) — советский и российский композитор с китайскими этническими корнями, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель, Заслуженный деятель искусств РФ, кавалер Ордена Дружбы (2005), автор значительного количества музыкальных произведений.
Автор книги об А.С. Пушкине на китайском языке, опубликованной в Китае и на Тайване.
Биография
Родился в 1945 году в Китае.
В 1958 году, когда ему было 13 лет, его отца посадили в тюрьму по политическим мотивам.
В 1961 году, до ухудшения отношений между Россией и Китаем, его мама вывезла 16-летнего Чжень Гуаня и еще троих детей в Россию, в Сибирь, к бабушке по материнской линии.
Чжень Гуань не знал ни русского языка, ни русской культуры, при этом, по его словам, был воспитан на советском кинематографе.
В период дружбы России и Китая мы с детства видели множество советских фильмов. Разумеется, нам казалось, что жизнь в СССР — это праздник каждый день. И, как ни странно, в итоге оказалось, что так оно и есть.
Окончил Новосибирскую консерваторию по классу виолончели, затем кафедру композиции ГМПИ им. Гнесиных, класс проф. Г. И. Литинского..
Когда я с русскими — я абсолютно русский, когда я с китайцами — я стопроцентный китаец
Преподавал в МГУ китайский язык.
27 лет жил среди русских и говорил только на русском языке, первый раз посетил Китай в 1987 году.
Чжень Гуань Цзо — крещеный православный, но в церковь никогда не ходил.
Творчество
Особенность инструментального стиля Цзо Чжень-Гуаня связана с уподоблением инструментов симфонического оркестра звучаниям традиционных китайских инструментов. Такой прием последовательно используется композитором в «Осенней луне».
На творческом вечере Цзо Чжень-Гуаня, состоявшемся 11 марта 2005 года в Центральном доме работников искусств, советник-посланник Посольства КНР в России Се Цзиньин назвал Цзо Чжень-Гуаня «самым авторитетным в России специалистом по китайской традиционной и композиторской музыке», а также «одним из самых выдающихся китайцев, проживающих за рубежом».
Любимый композитор Цзо Чжень-Гуаня всегда был Чайковский. На позицию Цзо Чжень-Гуаня в искусстве повлияла книга «Письма Ван-Гога».
Цзо Чжень-Гуань в 1987 году написал статью «О музыкально-теоретической системе “люй” в китайской музыке» (Музыка народов Азии и Африки. М., 1987. Вып. 5).
Произведения
Произведения, наиболее часто упоминаемые самим композитором:
- Сюита для двух скрипок, альта и виолончели (1974)
- Три песни на стихи из сборника «Шицзин» (1975)
- Вариации для фортепиано (1979)
- Соната для виолончели (1983)
- Три стихотворения Ли Бо (1987)
- Три романса на стихи древних китайских поэтов (1989)
- Пьесы для фортепиано (1989)
- «Осенняя луна в Ханьском дворце» для струнных и ударных (1990)
- «Пять движущих начал» для пяти исполнителей на ударных инструментах (1993)
- «Течет река»: балет в двух действиях (2006).
Семья, интересный факты
Бабушка Чжень Гуаня Цзо — украинка.
Дочь Чжень Гуань Цзо — Евгения Игумнова — актриса театра и кино, заслуженная артистка России.
ЭТО ИНТЕРЕСНО Топ 10 Шокирующих Вещей, Найденных Подо Льдом ТОП 10 НЕВЕРОЯТНЫХ СЛУЧАЕВ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫМИ ТОП-10 футболистов, променявших карьеру на ночные клубы Всё видео
Акварели Гуань Вэйсин
Гармонию цвета можно разделить на два вида, которые можно назвать «общей» и «близкой»гармониями. Контрастная гармония, подобно джазу, она может использоваться для выражения сверкающих чувств и чаще всего выражает ритм современной жизни. Близкая гармония, с другой стороны, похожа на серенаду и используется чтобы выразить тихие тонкие чувтва, например, глубоко задумавшегося старика (подумайте о теплых цветах таких как жженная сиена, желтая охра и лимонно-желтый, которые вместе находятся в прекрасной гармонии).
Золотая середина. Если в вашей акварели слишком много воды — вы не получите нужной формы и текстуры, если слишком мало работа будет скучной. Нужно найти правильный баланс, как я постарался сделать в моих «Осенних забавах» (акварель на бумаге, 22×29).
Очень опасно обесцветить все оттенки. после чего работа теряет жизнь. Средство избежать этого — добавить несколько ярких пятен. Как щебет птиц в спящей долине или флейта в классическом оркестре эти яркие пятна, оживляют все что их окружает.
ПОЭЗИЯ ЖЕСТА
Рисуя портреты и фигуры людей нужно понимать что не менее значимым фактором чем цвет является поза человека. Художник должен уметь внимательно наблюдать за людьми, обогащая свой опыт проникновением во внутренний мир человека. Человек погрузившийся в мысли, например, может иметь привычку подпирать рукой свою голову (как в «Ожидании невесты»). Для взволнованного человека более типичны драматические жесты (как в «Рыбаке»). Поза человека всегда должна быть правдивой для конкретного человека, но не всегда человек хочет показывать свои привычки. В этом случае для драматического акцента или впечатления необходимо вдохновение художника.
Детские игры. Детство глубоко и ярко прошло через сердце каждого. Тему возвращения взрослого в свое детство я исследовал в «Детской забаве (акварель на бумаге, 20×15).
Каждая деталь сцены имеет свои собственные функции и только вы можете решить, какие детали нужны для вашей композицию и какую нагрузку в картине они несут. Включайте только те детали, которые рассказывают вашу историю, и насыщайте ее деталями именно до той стадии, чтобы они имели максимальный эффект. Даже небольшие детали могут и должны создавать точный акцент в композиции. Какие из деталей более важны для вашей истории и могут передать самые глубокие чувства помогают ваши знания этой истории. Ровно настолько, насколько вы ее знаете. Темп жизни сейчас настолько быстр, что мы часто имеем время только ухватить идею картины и если есть немного времени то сделать быстрый эскиз на месте. Используя фото как эскиз, мы можем зафиксировать детали объекта, чтобы затем отобразить их преломив через наши собственные внутренние чувства. (см. раздел по использованию фотографии)
ИСКУССТВО КАК ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНИ
Искусство это жизнь и люди не могут жить без него ни одного мгновения. Живопись кроме выражения темы произведения это прежде всего отражение самого художника. Характер художника сразу же виден в его работах.
Погружение. В «Ожидании невесты» (акварель на бумаге, 30×21), я хотел показать задумчивость женщины погруженной в свои мысли
Если его чувства правдивы, то и его работа будет правдива; если в чувствах нет правды — это сразу же отражается ложью в работе. Если художник творит искренне, его работа будет глубока, если он делает это безразлично, его работа будет безвкусна. Поэтому настоящая работа в акварели это удел смелых. Я хотел бы доказать всему миру, что определение акварели как приятного времепровождения подобное составлению букетов не справедливо по отношению к ней. Я хочу исследовать все творческие и экспериментальные возможности акварели. И если я бы я смог полностью справиться с необычайной выразительной силой акварели, я бы добавил еще один интересный цветок к саду, имя которому искусство.
Только удостоверившись что главные элементы живописной работы схвачены я иду дальше. Часть успеха «Праздника» (акварель на бумаге, 15×20) в том что руки нарисованы правильно. Если бы они были такими же по тону и детальности как лицо это разрушило бы гармонию целостности.
Нюансы. Кожа у всех разная. Когда я рисую портреты я должен учитывать такие факторы как раса, возраст, пол и профессия человека, как в «Старом таджике (акварель на бумаге, 14×19).
ФОТОГРАФИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ХУДОЖНИКА
У рисования с фотографий имеются, конечно, как преимущества так и недостатки.
Преимущества
1. Моментальность. Фотографии собирают информацию моментально и содержит ее гораздо больше чем эскиз, включая мгновенные выражения и позы.
2. Точность. Фотографии могут ухватить детали портрета, которые сложно отметить в быстром эскизе.
3. Полнота. Сфотографированные материалы включают почти всю информацию, в которой нуждается художник. Кроме позы, положения и выражения это также композиция, фон, цвет, атмосфера и так далее.
Недостатки
1. Безразличие. Фотография не способна поставить проблему и она не обладает способность обобщать и додумывать, которое доступно при рисование эскизов.
2. Ограничение. Фотография захватывает живой предмет и замораживает его, мы имеем движущийся образ в маленьком окне, ограничивающим наш выбор, мысли и наблюдения.
3. Неодушевленность. Фотография уменьшает глубину и динамику предмета. Даже лучшее оборудование ослабит и подсластит образ, уничтожив большую часть жизненности.
Так как же все-таки использовать фотографию?
Во-первых, к фотографии нужно относиться как к вспомогательному инструменту для живописи, такому же, как и эскизы. Фотография не является конечной целью.
Во-вторых, даже если вы используете фотографии как первоисточник, все равно желательно делать эскизы. Изучите фотографии, вспомните момент и передайте в эскизе те аспекты фотографии, которые тронули или заинтересовали вас.
В-третьих, используйте соответствующее борудование. Некоторые люди из глубинки Китая очень неохотно позируют для картин, да я и не прошу их об этом, иначе они будут выглядеть неистественно. Все свои самые удачные и естественные фигуры я ухватил используя телеобъектив.
Свет и тень. Говоря кратко чистые и наиболее светлые участки работы любят наложение оттенков с небольшим количеством воды, в то время как затененные участки и тени предпочитают большее количество воды, дающее эффект прозрачности, что можно увидеть в «Деревенском певце» (акварель на бумаге, 15×20).
Поэзия движения. Богатство цвета, сияющий свет, легкость мазков и свободные потеки акварели освобождают художника от запретов и помогают сделать картины подобные льющимся стихам, как в «Старом тунисце» (акварель на бумаге, 10×14).
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Гуань родился в 1940 году в бедной крестьянской семье в маленькой горной деревне в провинции Цзилинь. В то время эта был даже не Китай, а протекторат Японии — Манчжоу Го. Родители Гуаня были абсолютно неграмотны, но тем не менее и он и его пять сестер хоть и с большим опозданием, но закончили школу. В двадцать лет имевший тягу к образованию и искусству идейно правильный Гуань поступает в университет.
Как раз в это время в университете начал работать приглашенный народным правительством известный румынский художник Евген ПопА. Художник должен был отобрать из студентов в свою группу при художественной академии всего 14 человек. Гуань еще даже не был студентом, а учился на подготовительном отделении, но Попа рассмотрел в деревенском парне дарование и сделал для него исключение. Этого художника Гуань считал и до сих пор считает своим учителем, направившим его на истинный путь служения искусству.
Картины-поздравления, такие как «Пастораль на плато» (акварель на бумаге, 29×46) — это мой вклад выразить благодарность природе за ее красоту.
В 1962 году после получения диплома художественной академии LuXun Гуань пошел по призыву компартии работать в Народную Армию. Там он и работал (или служил — мастер слегка темнит) 20 лет преподавая курсантам искусство соцреализма. Некоторые из его учеников даже достигли определенных успехов, но все что нарисовал в это время сам мастер он не считает нужным демонстрировать. В конце 80-х Гуань добился некоторой известности в стране, где многократно участвовал в ыставках, а в начале 90-х после падения «железного занавеса» работы на работы Гуаня обратили внимание сначала в Японии и Франции, а затем и в штатах. Большую роль при этом сыграла
книга «Memories of Peking: South Side Stories» с 80 иллюстрирациями Гуаня получавшая высшие награды за иллюстрации на международных конкурсах 1992,1993 и 1994годов.
В 1994 году он со своей работой «Первый снег» был отмечен главным призом в одной из номинаций на американской акварельной выставке, а его работа «Друзья» была отмечена на 126-ой Ежегодной акварельной выставке США, и была отобрана затем для ежегодной передвижной выставки.
Самая большая и самая святая любовь в мире — материнская. В этой работе я постарался изобразить таджикскую мать — обыденную и умиротворенную. На ее лице мы видим следы длиной жизни и тяжелой работы. Даже теперь, в своей старости, она выглядит немного усталый. Глаза, когда-то красивые и яркие, потеряли свой цвет, но во взгляде мы видем не печаль, а удовлетворение. Ее темное платье и кольца создают чувство достоинства и силы. Композиция и структура живописи монолитна. Детали главным образом подчеркивают лицо и руки. Я использовал длинный шарф яркого оттенка, который естественно спадает и его перетекающие линии покрывают невыразительные области работы создавая приятный ритм.
Святая мать в Мире (акварель на бумагеr, 30×20)
ГУАНЬ-ДИ
Бог войны и воинской доблести, покровитель воинов, сражающихся за правое дело. Таким является этот бог, которому поклонялись вплоть до середины XIX века.
В этом образе слились воедино древние представления о боге войны и овеянные легендами истории о действительно существовавшем доблестном воине по имени Гуань Юй, жившем в 160—219 годах.
Судя по всему, в древности Гуань-ди каким-то образом был связан с мифическими драконами. Во всяком случае, в Средние века были распространены сказания о том, что перед рождением Гуань Юя над домом его родителей кружил дракон. По другой версии, он был чудесно рожден из крови казненного дракона Юй-ди, которую слил в свою чашу буддийский монах. Поэтому в жилах Гуань Юя текла кровь дракона.
Рассказывали, что он с детских лет обладал необычайной силой и бесстрашием. Свой первый подвиг он совершил, убив жестокого правителя уезда, который творил произвол. Чтобы его не смогли опознать, он умыл лицо водой из волшебного ручья. Впрочем, если он действительно совершил такой отчаянный поступок, благодарные земляки и без того не выдали бы его.
Возможно, что в этой истории есть доля правды, ибо дальнейшее поведение героя вполне реалистично и прозаично: он стал продавцом соевого сыра и таким образом сумел даже немножко разбогатеть. Впрочем, второе могло случиться после того, как он, поступив на службу правителю, был ему беззаветно предан.
По-видимому, эпизодами биографии Гуань Юя объясняется то, что своим покровителем считали Гуань-ди не только военные, но и торговцы соевым сыром и даже коммерсанты, богачи (или для них было важно иметь надежного охранника?). Буддийские монахи тоже чтили его прежде всего как защитника монастырей.
Почитание Гуань-ди превратилось в настоящий культ личности, при котором реальный Гуань Юй стал мифологическим героем, а его достоинства и деяния превозносились поистине до небес. Императоры жаловали ему почетные титулы — как вечно живому. В конце XVI века при династии Мин ему был присвоен титул «ди» — государь.
В середине XIX века Гуань-ди получил титул «шэн» («совершенномудрый») после того, как он будто бы появился в небе и помог правительственным войскам победить тайпинов — восставших крестьян, попытавшихся создать народное государство. Хотя в действительности правителям династии Цин в данном случае помогали англичане, американцы и французы. Впрочем, еще через полвека участники антиимпериалистического восстания 1900 года тоже молились Гуань-ди.
Нет сомнения, что культ верного слуги и доблестного воина укореняли и распространяли прежде всего государи, кровно заинтересованные в такого рода пропаганде. Ему было посвящено почти тысячи больших и малых храмов, рассыпанных по всему Китаю. Его чтили представители разных религиозных направлений. Буддисты утверждали, что он был обращен в их веру. А даосы сложили легенду о том, что Гуань-ди победил в бою мятежника-чудище Чию, которого в Древнем Китае чтили как свирепого бога войны, зверочеловека с головой барса и когтями тигра, владевшего всеми видами оружия. По другой версии, у чудища были копыта и рога быка, тело человека, четыре глаза и шесть рук. Считалось, что он восстал против легендарного правителя Хуан-ди.
По сути дела, в аллегории о победе верноподданного Гуань-ди над мятежным Чию была своя правда: со временем, при значительном укреплении власти императора, в народе стали преобладать верноподданнические настроения (противоположные были опасны и искоренялись жестоко). Этому способствовало и то, что Гуань-ди был примером верности долгу, а потому считался покровителем торговцев. Пользовался он популярностью и как один из богов богатства. Для конфуцианцев он стал покровителем ученых и литераторов, потому что, согласно преданию, его настольной книгой было сочинение Конфуция «Вёсны и Осени».
На примере Гуань-ди особенно ясно видно, как происходит мифологизация исторической личности. Вовсе не обязательно предполагать, что тут играют важную роль какие-то мистические силы, сложные философские соображения. Слишком часто объяснение лежит в плоскости реальных интересов отдельных социальных групп, общественных организаций, государственных структур.
Многое зависело и от текущей политической ситуации. Империя Хань после периода расцвета, когда она охватывала пятую часть всего населения Земли, стала расшатываться и клониться к упадку. В III веке н. э. ее постоянно сотрясали восстания и социально-экономические кризисы. Остро стоял вопрос об укреплении царской власти, создании общенациональных кумиров-государственников. Одному из них суждено было стать Гуань Юю, превратившемуся в мифологического героя Гуань-ди.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ГУАНЬ-ДИ
ГУАНЬ-ДИ Бог войны и воинской доблести, покровитель воинов, сражающихся за правое дело. Таким является этот бог, которому поклонялись вплоть до середины XIX века.В этом образе слились воедино древние представления о боге войны и овеянные легендами истории о действительно
Культ Гуань-инь
Культ Гуань-инь Третьим и, пожалуй, наиболее популярным из всех трех главных божеств китайско-буддийского пантеона была бодисатва Гуань-инь (Авалокитешвара), превратившаяся в Китае в богиню милосердия и добродетели и игравшая там роль, сопоставимую с ролью Девы Марии в
Легизм рыночной экономики в «Гуань-цзы»
Легизм рыночной экономики в «Гуань-цзы» Понятие легизма ассоциируется прежде всего с идеями и реформами Шан Яна и с царством Цинь. Но в период Чжаньго реформаторов легистского толка можно было встретить и в других основных царствах (напомню, их было семь), поскольку
Гуань Юй
Гуа́нь Юй (кит. трад. 關羽 , упр. 关羽 , пиньинь Guān Yǔ, ум. 219 ) — военачальник царства Шу эпохи Троецарствия и один из главных героев средневекового романа «Троецарствие». В романе он выведен как идеал благородства, своего рода восточный Робин Гуд.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Образ в искусстве
- 3 Культ
- 4 Иконография
- 5 Литература
Биография [ | ]
Гуань Юй происходил из области Хэдун в столичном округе, но вынужден был бежать и оказался в области Чжо, где в это время собирал войска Лю Бэй. Гуань Юй и Чжан Фэй присоединились к Лю Бэю, стали его ближайшими соратниками и сражались под его началом против жёлтых повязок. Гуань Юй верно служил Лю Бэю и сопровождал его во всех опасных предприятиях.
Когда Лю Бэй захватил Сюйчжоу, он приказал Гуань Юю охранять город Сяпи. В 200 году Цао Цао напал на Лю Бэя, и тот бежал на север к Юань Шао. Гуань Юй попал в плен к Цао Цао. Цао назначил Гуань Юя генерал-лейтенантом и оказывал ему необычайные почести. Между Цао Цао и Юань Шао началась война, и Цао поставил Чжан Ляо и Гуань Юя во главе авангарда, чтобы остановить войска генерала Янь Ляна. Армии встретились в битве при Байма. Гуань Юй набросился на Янь Ляна, пронзил его копьём и вернулся с его отрубленной головой. Войска Юань Шао отступили. Цао Цао наградил Гуань Юя титулом Хоу.
Гуань Юй всё равно не оставлял намерения вернуться к Лю Бэю. Отплатив Цао Цао за его милости убийством Янь Ляна, Гуань Юй покинул Цао, оставив все подарки вместе с прощальным письмом, и направился в лагерь Юань Шао, чтобы воссоединиться с Лю Бэем. Цао Цао уговаривали от за ним погоню, но он отказался.
Гуань Юй последовал за Лю Бэем, когда тот присоединился к губернатору Цзинчжоу Лю Бяо. После смерти Лю Бяо в 208 году в Цзинчжоу вступила армия Цао Цао, который намеревался в ходе одной кампании подчинить весь юг и завершить объединение Китая под своей властью. Лю Бэй отступал, преследуемый войсками Цао Цао. Гуань Юю было поручено привести флот, чтобы армия Лю Бэя смогла переся через реку и спастись от погони. После этого Лю Бэй обосновался в Сякоу и заключил союз с Сунь Цюанем. В битве у Красной скалы они разбили Цао Цао, и тот был вынужден отступить. Гуань Юй был назначен генералом, покоряющим разбойников, и оставлен сторожить владения Лю Бэя в Цзинчжоу от Цао Цао. Сам Лю Бэй отправился на покорение Ичжоу.
В 219 году Лю Бэй завоевал Ханчжун и провозгласил себя ваном Ханчжуна. Назначенный генералом авангарда Гуань Юй осадил Фаньчэн, который защищал Цао Жэнь. Цао Цао отправил ему на помощь Юй Цзиня, но осенью из-за дождей река Хань вышла из берегов, и армии Юй Цзиня утонули. Юй Цзинь сдался Гуань Юю, и Гуань Юй казнил генерала Пан Дэ.
Слава Гуань Юя гремела по всему Китаю, и Цао Цао даже задумался перенести столицу из Сюйчана подальше от линии боевых действий. Тогда его советники Сыма И и Цзян Цзи убедили его, что возможно заключение союза против Гуань Юя с Сунь Цюанем. Силы царства У внесли основной вклад в победу в битве у Красной скалы, и Сунь Цюань считал, что Цзинчжоу должен принадлежать ему. К тому же ранее он получил от Гуань Юя оскорбительный ответ на предложение брака между своим сыном и дочерью Гуань Юя. Сунь Цюань втайне стал готовить нападение — элитные войска Люй Мэна были переодеты торговцами. Им оказали поддержку генералы Гуань Юя — Ми Фан и Фу Шижэнь. Они были ответственными за снабжение, но не справились со своими задачами, и Гуань Юй обещал их наказать, когда вернётся. Испуганные, они приняли предложение Сунь Цюаня предать Гуань Юя. Цао Цао в это время отправил Сюй Хуана на помощь Цао Жэню.
Гуань Юю пришлось отступить. База Гуань Юя в Цзянлине была захвачена Сунь Цюанем, и таким образом семьи солдат Гуань Юя оказались у Сунь Цюаня в заложниках. Деморализованная армия Гуань Юя рассеялась. Сунь Цюань отправил своих генералов схватить Гуань Юя, после чего Гуань Юй и его сын Гуань Пин были казнены. Сунь Цюань отправил голову Гуань Юя Цао Цао. Цао с почестями её похоронил.
Гуань Юй получил посмертный титул Чжуанмоуским хоу. Гуань Юю наследовал его сын Гуань Син, который потом пользовался расположением Чжугэ Ляна. 40 лет спустя вэйские генералы Дэн Ай и Чжун Хуэй завоевали царство Шу, и по приказу находившегося с ними Пан Хуэя — сына Пан Дэ род Гуань Юя был истреблён.
Образ в искусстве [ | ]
В романе «Троецарствие» нашла отражение легенда о клятве Персикового сада, согласно которой Гуань Юй, Чжан Фэй и Лю Бэй поклялись стоять друг за друга горой после того, как изготовитель соломенных сандалий Лю Бэй разнял драку Гуань Юя с мясником Чжан Фэем в персиковом саду. Впоследствии Лю Бэй основал царство Шу, а Гуань Юй встал во главе его армии.
Культ [ | ]
Вскоре после смерти Гуань Юя на действительные факты его жизни стали наслаиваться многочисленные легенды. Рассказывали, что, убив нечистоплотного судью, Гуань Юй прошёл неузнанным мимо стражи, так как его лицо необъяснимым образом изменило цвет. В XVII веке почитание Гуань Юя распространилось на Корею, где бытовало мнение, что именно Гуань Юй спас корейцев от японского нашествия.
Уже во времена династии Суй Гуань Юй воспринимался как божество, а в 1594 году он был официально обожествлён как бог войны под именем Гуань-ди. Тысячи храмов появились в его честь по всей Поднебесной. В таких храмах обычно хранился меч, которым казнили преступников. Считалось, что дух покойного не дерзнёт мстить палачу, если тот совершит очистительные обряды в храме Гуань-ди.
Иконография [ | ]
Гуань-ди принято изображать в сопровождении оруженосца и сына, с лицом красного цвета, в зелёном облачении и с изобретённым им оружием — «гуань дао». В руке он держит исторический трактат «Цзо-чжуань», по легенде, заученный им наизусть. Этот атрибут позволяет считать Гуань-ди покровителем не только воинов, но и писателей.
Этот сравнительно редкий в китайской иконографии образ воина в тибетской традиции стал ассоциироваться с Гэсэром (Гэсаром), который для тибетцев является одновременно культовым образом и историческим главой-полководцем исторической области Линг. Вслед за тибетцами данная ассоциация была воспринята монголами и бурятами, для которых Гэсэр — центральный эпический герой; так, например, построенный китайцами в 1920 году в Урге храм Гуань Юя был впоследствии «монголизирован» и преобразован в храм Гэсэра.
Клятва в Персиковом Саду: Чжан Фэй, Лю Бэй и Гуань Юй
Гигантская статуя Гуань Юя на острове Тайвань
Гигантская статуя Гуань Юя в Цзинчжоу
Танка с изображением Гуань Юя. 1736—1795 годы
Гуань Шань
Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Гуань Шань или Куань Сань (關山, в путунхуа и кантонском чтении), также Гуань Теци (關铁骑) [5] , настоящее имя Гуань Бовэй (關伯威; 20 апреля 1933, Шэньян — 1 октября 2012 года) — гонконгский и тайваньский кинематографист, один из ведущих актёров романтической мелодрамы на путунхуа 1960-х годов.
Содержание
- 1 Краткая биография
- 1.1 Личная жизнь
- 2 Награды и прочее признание заслуг
- 3 Фильмография
- 3.1 Фильмы 1950—1960-х годов
- 3.2 Фильмы 1970-х годов
- 3.3 Фильмы 1980—1990-х годов
- 3.4 Техническое участие в съёмках
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
- 6 Дополнительные публикации и литература о Гуань Шане
Краткая биография [ править | править код ]
Гуань Бовэй родился 20 апреля 1933 года [3] [6] [7] [8] (по другим данным, 1929 года [8] [9] [10] ) в Шэньяне, провинция Ляонин, в семье врача Гуань Шидуна манчжурского происхождения, старшим из 7 братьев. Учился в университете Сунь Ятсена.
В конце 1940-х семья, как и многие другие, бежала от гражданской войны в Гонконг. Вскоре после этого оба родителя умирают, и Гуань Бовэй становится основным кормильцем братьев-школьников, трудясь на самых разных работах, от пляжного спасателя до докера и рабочего шахты.
В 1952 году молодой человек устраивается на завод, однако через несколько лет, увидев в середине 1950-х фильм Beyond the Grave (人鬼戀, 1954), он решает попробовать себя в кино и в 1956 году, со второй попытки, поступает на курсы актёрского мастерства киностудии Great Wall Movie Enterprise. примерно через год, заметивший там его режиссёр Юнь Ёнъон решает попробовать молодого актёра в заглавной роли экранизации романа Лунь Сюня The true story of Ah Q, и первая же главная роль приносит ему приз за лучшую мужскую роль международного кинофестиваля в Локарно — делая его первым гонконгским актёром, получившим подобное признание в европейском и международном киносообществе.
На волне этого успеха Гуань Шань снимается ещё примерно в дюжине фильмов студий Great Wall и Sun Sun Film Enterprises, а в 1961 году входит в штат быстро восходящей на вершину гонконгского кинематографа кинокомпании Shaw Brothers. Первым его фильмом на этой студии становится мелодрама «Бесконечная любовь», где он играл вместе с одной из главных звёзд того времени Линдой Линь Дай. На протяжении 1960-х он снимается ещё в нескольких десятках кинокартин. Помимо уже упомянутых фильмов, его репрезентативными фильмами этого периода считаются трагические мелодрамы The Vermilion Door, Too Late for Love и Farewell, My Love.
К концу 1960-х годов студия Shaw Brothers, как и ряд других, большей частью переключается на более «мужское кино», в частности, уся и начинающее развиваться «кино боевых искусств», требующие другого типа главных героев. Пользуясь окончанием контракта с братьями Шао, Гуань на несколько лет перебирается на Тайвань, где продолжает сниматься, а также пробует свои силы в режиссуре и продюсировании фильмов; в одном из его фильмов, «Кровавые пальцы», участвовал в своей ранней каскадёрской карьере Джеки Чан (в свою очередь, и сам Гуань Шань под конец карьеры сыграл несколько ролей в фильмах Джеки Чана и Саммо Хуна).
С окончательным уходом в прошлое эпохи «романтически-трагических» главных героев, Гуань Шань после 1973 года возвращается в Гонконг, где перепрофилируется на вспомогательные роли. В 1979—1980 годах участвовал в телесериале гонконгского канала ATV для корейского телевидения Dragon Strikes (см. 天龍訣 (кит.) ). После середины 1980-х годов Гуань большей частью уходит из кино и в дальнейшем занимается бизнес-инвестициями.
Личная жизнь [ править | править код ]
С 1961 года Гуань Шань был женат на актрисе Чжан Бинси. Отец двух детей — дочери Куань Чилам (род. 1962), также актрисы, ставшей известной в кантонскоязычном кино как Розамунд Кван, и сына (род. 1971). В 1975 году Гуань Шань и Чжан Бинси развелись; она вместе с сыном перебралась в США, а Гуань Шань с дочерью остались в Гонконге.
После отставки из кино, к концу 1980-х Гуань Шань также перебрался в Соединённые Штаты. По распространённому Розамунд Кван 3-4 октября 2012 года сообщению, актёр умер 1 октября 2012 года от рака лёгкого. Похоронен 11 октября 2012 года в Шэньчжэне [9] [10] [11] .
Награды и прочее признание заслуг [ править | править код ]
- 1958 — Международный кинофестиваль в Локарно — приз «Серебряный парус» за лучшую мужскую роль в фильме True Story Of Ah Q ( 阿Q正傳 , 1958) [3][4]
- 2005 — Звезда с отпечатком рук № 83 на гонконгской Аллее звёзд[en][12]
Фильмография [ править | править код ]
Фильмы 1950—1960-х годов [ править | править код ]
Фильмы 1970-х годов [ править | править код ]
Год | Китайские названия | Транскрипции | Международные названия | Русские названия или Смысловые переводы оригинала |
Роли | Доступ-ность |
---|---|---|---|---|---|---|
1970 | 殺機 | Shā jī | A Cause to Kill | букв. Возможность убить | Чан Лидэ | DVD |
重慶一號 | Chóngqìng yīhào | Secret Agent Chung King No.1 | букв. Чунцин-1 | Лю Вэньлинь / «Чунцин-2» | DVD | |
痴心的人 | Chī xīn de rén | The Infatuated Persons | ||||
有男懷春 | Yǒu nán huái chūn | Boys in Love | ||||
奪命閻羅 | Duó mìng yán luó | Thunderstorm Sword | ||||
片片楓葉片片情 | Piànpiàn fēngyè piànpiàn qíng | And the Love Lingers | ||||
一封情報百萬兵 | Yī fēng qíngbào bǎiwàn bīng | The Unforgotten Ones | ||||
苦情花 | Kǔ qíng huā | The Bitter Flower / Bittersweet Flower | ||||
1971 | 五對佳偶 | Wǔ duì jiā ǒu | Five Plus Five | Пять счастливых пар | ||
隴上春痕 | Lǒng shàng chūn hén | Tragedy on Dikes | Чжан Циньсинь | |||
怒山驚魂 | Nù shān jīng hún | The Desperate Chase | ||||
家花總比野花香 | Jiā huā zǒng bǐ yě huā xiāng | Best Half, Better Love | ||||
雙鎗王八妹 | shuāng qiang wángba mèi | Woman Guerilla with Two Guns | ||||
1972 | 色字頭上一把刀 | Sè zì tóu shàng yī bà dāo | The Peeper, the Model and the Hypnotist (Ep.1) | |||
珮詩 | Pèi shī | Pei Shih | Чжан Говэй | |||
狂風沙 | Kuáng fēng shā | The Adventure / The Iron Fist Adventures / Adventure Sandstorm / The Cyclone | Вань Шибао | |||
唐人客 | Táng rén kè | The Brutal Boxer / Blood Fingers | Кровавые пальцы | Чэнь Ушэн | DVD | |
1973 | 迷惑 | Míhuo | My Love, My Sin | |||
愛慾奇譚 | Ài yù qí tán | Love Is a Four Letter Word | ||||
不速之客 | Bùsùzhīkè | The Stranger | букв. Незваный гость | |||
1974 | 廣島廿八 | Guǎngdǎo niànbā / Hiroshima nijū-hachi (яп.) |
Hiroshima 28 | букв. Хиросиме 28 | Эйсаку Имаи | |
別了親人 | Biè liǎo qīnrén | Farewell Dearest / Goodbye My Love | Прощай, дорогая | |||
中泰拳壇生死戰 | Zhōng tài quán tán shēngsǐ zhàn | The Tournament | Турнир | глава китайск. общества боевых искусств | ||
雲飄飄 | Yún piāopiāo | Gone with the Cloud / Floating Cloud | букв. Плывущее облако | DVD | ||
1975 | 撈女日記 | Lāonü rìjì | Pretty Swindler | букв. Дневник «добытчицы» | ||
驅魔女 | Qū mónǚ | The Seven Coffins | ||||
狼吻 | Láng wěn | Kissed by the Wolf | букв. Волчий поцелуй | |||
十三不搭 | Sap6 saam bat1 daap3 (кант.) | Sup Sap Bup Dup | ||||
小山東到香港 | Xiǎo Shāndōng dào Xiānggǎng | Shantung Man in Hong Kong | ||||
靈魔 | Líng mó | The Obsessed | ||||
情鎖 | Qíng suǒ | Love Lock | отец Су Лянь | |||
1976 | 龍家將 | Lóng jiā jiàng | The Big Family / Wu Tang Gambinos / The Last Challenge of the Dragon |
Гуань Шань | VHS | |
密宗聖手 | Mì zōng shèng shǒu | The Himalayan | Гималаец | господин Цзэн | ||
秋霞 | Qiū xiá | Chelsia My Love | Ли Пакхоу | |||
1977 | 四大門派 / 武林煞星 | Sì dà mén pài / Wǔ lín shā xīng | The Shaolin Plot | Заговор Шаолиня | мастер Пу Хуэй | |
鬼馬姑爺仔 | Guǐ mǎ gūyé zǎi | The Lady Killer | ||||
破戒 | Pò jiè | Broken Oath | букв. Нарушенный обет | генерал Линь (Лю Дасюн) | ||
1978 | 貂女 | Diāo nü | Naked Comes the Huntress | Обнажённая охотница / букв. Женщина-норка |
настоятель | DVD |
追趕跑跳碰 | Zeoi1 gon2 paau tiu3 pung3 (кант.) | Making It | магнат Лян | |||
花非花 | Huā fēi huā | Windflower in the Storm |
Фильмы 1980—1990-х годов [ править | править код ]
Год | Китайские названия | Транскрипции | Международные названия | Русские названия или Смысловые переводы оригинала |
Роли | Доступ-ность |
---|---|---|---|---|---|---|
1980 | 美麗與哀愁 | Měilì yǔ āichóu | Love Comes from the Sea | |||
大地勇士 | Dàdì yǒngshì | The Frogmen | ||||
源 | Yuán | The Pioneers | ||||
1981 | 再會吧!東京 | Zàihuì ba! Dōngjīng / Saikai wa! Tōkyō (яп.) |
Sayonara Tokyo | букв. Токио, до свидания! | ||
皇天后土 | Huáng tiān hòu tǔ | The Coldest Winter in Peking | Фан Ибао | |||
傳奇人物 | Chuán qí rénwù | Chuan Qi Ren wu | ||||
職業兇手 | Zhíyè xiōngshǒu | The Professional Killer | букв. Профессиональный убийца | |||
1982 | 馬騮過海 | Maa5 lau4 gwo hoi2 (кант.) | Monkey Business | |||
小刀會 | Xiǎodāo huì | Godfathers of Fury | ||||
獸心 | Sau3 sam1 (кант.) | Behind the Storm | букв. Звериное сердце | |||
1983 | 一觸驚魂 | Jat1 zuk1 ging1 wan4 | Air Disaster | |||
風水二十年 | Fēngshuǐ èrshínián | The Lost Generation | менеджер гостиницы | |||
1985 | 美人圖 | Měirén tú | Zhou Zhi Gao | |||
1986 | 富貴列車 | Fùguì lièchē | The Millionaires’ Express / Shanghai Express | букв. поезд богачей | грабитель поезда | |
夢中人 | Mung6 zung jan4 (кант.) | Dream Lovers | Чхён Хакнам | |||
1987 | 奪命佳人 | Dyut6 ming6 gaai1 jan4 (кант.) | Lady in Black | директор Чхён | ||
英雄本色II | Jing1 hung4 bun2 sik1 II (кант.) | A Better Tomorrow II | Светлое будущее 2: Ураганный огонь | Коу Инпуй | ||
1988 | 警察故事續集 | Ging2 caat3 gu3 si6 zuk6 zaap6 (кант.) | Police Story Part II | Полицейская история 2 | господин Фун | |
1991 | 鬼幹部 / 魔中仙 | Gwai2 gon3 bou6 / Mo1 zung sin1 (кант.) | Red and Black | Луи | ||
1993 | 現代豪俠傳 / 蓬萊之戰 | Jin6 doi6 hou4 haap6 cyun4 / Fung4 loi4 zi1 zin3 (кант.) |
Executioners / Heroic Trio 2 | президент | ||
1994 | 7金剛 | 7 gam1 gong1 (кант.) | Wonder Seven | букв. Семеро крепких как металл | глава «Семерых» |
Техническое участие в съёмках [ править | править код ]
(во всех случаях Гуань Шань исполнял и экранную роль)
- 1970 — Boys in Love ( 有男懷春 ) — продюсер.
- 1972 — «Кровавые пальцы» ( 唐人客 , The Brutal Boxer / Blood Fingers) — режиссёр, продюсер.
- 1973 — The Stranger ( 不速之客 ) — режиссёр, продюсер.