Краткая биография бедный

Краткая биография бедный

Биографии знаменитых и известных людей

1686 дн. с момента
31 декабря 2015 – Новый год

Демьян Бедный. Биография

Бедный Демьян — псевдоним пролетарского поэта Ефима Алексеевича Придворова.

Демьян Бедный (настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов) — русский советский писатель, поэт, публицист и общественный деятель.

1 [13] апреля 1883, Губовка, Александрийский уезд, Херсонская губерния — 25 мая 1945, Москва)

Демьян Бедный Биография

По окончании школы отбыл воинскую повинность, затем выдержал экзамен на аттестат зрелости и в 1904 поступил в Петербургский университет. Школа и солдатчина воспитали Бедного в строго-монархическом, национальном и религиозном духе. Студенческие волнения и события первой революции ошеломили Демьяна, но лишь с началом реакции он понемногу начинает разбираться в происходящем вокруг и проникается революционным настроением. Бедный сблизился с поэтом П. Ф. Якубовичем и через него с редакционной группой журнала «Русское Богатство», т. е. с революционно-демократическими и народническими кругами.

В январе 1909 Д. Б. дебютировал в «Русском Богатстве» стихотворением за подписью Е. Придворова.

В декабре 1910, с основанием легальной большевистской газеты «Звезда», Бедный стал сотрудничать в ней — сперва под своей фамилией, а затем под псевдонимом Демьяна Бедного, сблизился с большевистским авангардом рабочего движения и вступил в большевистскую партию. В 1912 он участвовал в основании газеты «Правда» и деятельно сотрудничал в ней, причем привлек сочувственное внимание В. И. Ленина.

В 1913 Бедный был арестован. В годы империалистской войны Бедный был мобилизован и попал на фронт. Изредка его вещи появлялись в журн. «Современный Мир» и в разных провинциальных изданиях. После Февральской революции Бедный сотрудничает в «Правде» и др. большевистских газетах. После Октябрьской Революции посещает все фронты гражданской войны, выступает на фабриках и заводах. В апреле 1923 Реввоенсовет Республики и ВЦИК наградили Бедного за его революционно-боевые заслуги орденом Красного Знамени.

С января 1925 состоит членом правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП). Идеология Бедного — идеология крестьянина, перешедшего на точку зрения пролетариата.

Стихи Бедного периода «Русского Богатства» по содержанию и форме — обычные для того времени революционно-демократические стихи. Но участие в большевистской печати, воздействие партийных кругов и рабочего движения превратили Бедного в «большевика поэтического рода оружия» (Троцкий), в пионера пролетарской поэзии. Тематика Бедного охватывает все стороны революционной борьбы пролетариата и крестьянства за последние 15 лет. Необычайное умение быстро и сильно реагировать на общественные события придало произведениям Бедного значение своеобразной художественной летописи революции. Дореволюционные стихи говорят о забастовках, борьбе за рабочую прессу, о событиях думской жизни, быте и нравах предпринимателей, борьбе классов в деревне и т. д. В период Временного правительства Бедный борется с оборончеством, разоблачает войну, пропагандирует власть советов. Красная армия находит в Бедном своего художника-агитатора. Он откликался боевыми призывами на все крупные фронтовые события, бичевал дезертиров и трусов, обращался «к обманутым братьям в белогвардейские окопы». Одновременно отмечал недостатки советского строительства.

Особое место в его творчестве занимает тема: колебания крестьянства в революции (поэмы «Красноармейцы», «Мужики», «Царь Андрон» и др.). Весьма обширно антирелигиозное творчество: в большинстве произведений этого цикла автор говорит об обмане и лицемерии духовенства («Отцы духовные, их помыслы греховные»), в поэме же «Новый завет без изъяна» Бедный идет дальше и путем пародирования евангелия разоблачает его внутренние противоречия. Нэп вызвал Бедного на борьбу как с паническим неприятием нэпа, так и с капитуляцией перед новой буржуазией. Многочисленны также отклики на события внутрипартийной жизни (партдискуссии и т. д.).

Жанры, которыми пользуется Бедный, крайне разнообразны. Преобладают чисто-агитационные стихотворения, часто переходящие в патетическую лирику («В огненном кольце» и др.). Реже встречается лирика интимная («Печаль», «Снежинки»), тоже социально направленная. Прибегает Бедный и к эпосу: хронике («Про землю, про волю, про рабочую долю»), абстрактному сюжетному эпосу («Главная улица») и конкретному сюжетному эпосу («О Митьке бегунце и об его конце», «Клятва Зайнет» и др.). Особенно часто пользуется жанрами фольклора: песней, частушкой, былиной, сказкой, сказом.

В эпоху «Звезды» и «Правды» и империалистской войны основным жанром стала басня, превращенная им в острое орудие политической борьбы (кроме оригинальных басен, Бедный принадлежит перевод басен Эзопа). Разнообразию жанров соответствует и разнообразие стилистических приемов: Бедный пользуется и классическими метрами, и свободным стихом, и приемами фольклора. Характерно для него снижение сюжета и стиля, — прием, тесно связанный с ориентацией на широкую массовую аудиторию. Бедный любит пародировать «высокий стиль» (следует отметить бытовую трактовку евангелия в «Новом завете»). Основной источник технических новшеств стиха — фольклор, образы и ритмы пословиц, прибауток, частушек и т. д.

Популярность Бедного чрезвычайно велика: его произведения разошлись в миллионах экземплярах и имели широкий и действенный отклик в массах. По данным красноармейских библиотек Бедный самый читаемый автор. Некоторые стихи стали популярными народными песнями («Проводы» и др.). Несмотря на сочувственные отзывы печати о первых произведениях Бедного, официальная критика после революции лишь поздно обратилась к изучению его творчества. Начало серьезной критической литературе о Бедном положено лишь в 20-х гг. К. Радеком (1921) и Л. Сосновским (1923). Отдельные произведения неоднократно издавались брошюрами и книжками.

В 1923 изд-во «Крокодил» выпустило «Собрание сочинений» Бедного в одном томе, со статьями К. Еремеева и Л. Войтоловского. ГИЗ выпускает «Собрание сочинений» в 10 томах, под редакцией и с примечаниями Л. Сосновского и Г. Лелевича. Издательством Народов СССР выпущена книжка избранных стихотворений Бедного на нем. яз. в переводе И. Русса. Укр. изд. «Книгоспiлка» выпустило «Новый завет без изъяна» в переводе О. Вараввы. Биографические сведения имеются в брошюре Л. Войтоловского «Демьян Бедный», М., 1925, и в статье К. Еремеева (в однотомном собрании сочинений).

С началом Великой Отечественной войны публикации возобновились, сначала под псевдонимом Д. Боевой, потом к концу войны, под первоначальным псевдонимом. В «военных» стихах и баснях Бедный полностью противоречил своим произведениям, написанным в 1930-х годах, призывал братьев «помянуть старину», утверждал, что верит «в свой народ» и при этом продолжал восхвалять Сталина. Новые «стихи» Демьяна так и остались незамеченными. Не сумел он вернуть и прежнее положение, и расположение вождя.

Последнее критическое партийное постановление, касающееся поэта, вышло уже посмертно: 24 февраля 1952 года были подвергнуты идейному разгрому издания Д. Бедного 1950 и 1951 годы за «грубейшие политические искажения»: в эти издания были включены первоначальные варианты произведений Бедного вместо поздних, политически переработанных. В 1956 году Демьян Бедный был посмертно восстановлен в КПСС.

Д. Бедный умер 25 мая 1945 года.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Демьян Бедный

Фото Все

Демьян Бедный — биография

Демьян Бедный — поэт, писатель СССР, попавший в опалу при Сталине.

Творчество Демьяна Бедного несколько противоречиво. Он, будучи талантливым от природы, вынужден был идти на поводу системы.

Демьян Бедный неслучайно взял себе этот псевдоним, отказавшись от своего родного имени Ефим Придворов, поскольку он хотел подчеркнуть свое самое простое происхождение: сын чернорабочего.

Он родился в Херсонской области в 1883 году, прошёл обычное обучение для бедняков того времени в сельской школе, а затем обучался на военного фельдшера и поступил в Петербургский университет. И это уже необычно для бедняка, но именно своим живым умом, тягой к знаниям и врожденным талантом отличался этот писатель и поэт.

Первые уверенные шаги

Уже с 1912 года он уверенно начал свою литературную биографию, его творчество попало на страницы ведущих на то время большевистских изданий. Из-под пера писателя с живым умом и выразительной речью выходили песни, басни, сатирические фельетоны, стихи. Одной из первых знаменитых стала поэма «Про землю, про волю, про рабочую долю», которая была опубликована как раз в год революции 1917. Затем последовали аналогичные по тематике поэмы, например, «Главная улица». Он смело заявил о себе на литературной и политической арене в 20-ые годы. Большевикам, да и простому народу, настолько пришлось по вкусу его творчество, что всерьез проводилась полемика о необходимости взять поэзию Демьяна Бедного за образец всего советского литературного творчества. О популярности говорит этот факт, что даже появился город, который был назван в честь поэта. Довольно известное поселение в Пензенской области (Спасск), было переименовано в Беднодемьяновск, историческое название города вернулось лишь в 2005 году по указу президента России.

Восхищение талантом

Даже такие ближайшие соратники и, по большому счёту конкуренты, как Бонч-Бруевич, отзывались о творчестве и Демьяна, как о прекрасно написанных, удивительных своей точностью произведениях. Уже в 1918 году, то есть практически через год после революции, новое правительство выделило поэту огромную квартиру не где-нибудь, а в большом Кремлевском дворце, куда он перевёз жену и детей, даже няню для них и тёщу. У Бедного была настоящая страсть к литературе, самообразованию, он собрал потрясающую библиотеку, которой с удовольствием пользовался и сам Сталин. Еще до того, как Сталин в полной мере захватил власть в свои руки, Бедный подружился с ним, найдя в его лице соратника и понимающего человека. Стоит сказать заранее, что такая доверительная дружба и хорошие отношения сохранились не навсегда. Когда власть полностью сосредоточилась в руках Сталина, он принялся активно пересматривать и зачищать свое окружение, и в опалу попал в сам Демьян.

Взлеты и падения

Во многом опала со стороны власти и самого Сталина стала результатом мрачности общественных устоев того времени, восхваления, доносов, откровенных кляуз. Собственно, жертвой системы стал и сам Демьян Бедный, хотя в своих поэмах он вынужден было восхвалять власть на все лады.

Сталин характеризовался подозрительностью, особенно усилилась эта черта, когда он стал у руля огромного государства. Повсюду были доносчики и откровенные клеветники. Так, существует мнение, что к Демьяну Бедному, который всегда был острым на язык, впрочем, как и любой поэт, был приставлен осведомитель, который слушал, о чём говорит первый поэт государства и доносил вождю. При этом слова Демьяна многократно перевирали, искажали, и зачастую они обретали совершенно противоположный смысл. Например, как-то он обедал вместе со Сталиным и, придя домой, заявил, что ему очень понравился десерт из клубники. Но Сталину донесли это совсем в ином свете. Дескать, возомнивший себя великим поэт недоволен, что Сталину подают такие блюда, в то время как люди в стране голодают.

Доподлинно неизвестно, насколько верил Сталин таким и кляузам, ведь он прекрасно понимал, что людьми в его окружении движет страха, а доносы становятся обычным делом. Однако факт остается фактом, уже с конца 20-ых годов Сталин стал планомерно делать всё, чтобы Демьян Бедный хорошо прочувствовал опалу и травлю.

Отношение к власти

Нельзя сказать, что Бедный был абсолютно невинной овечкой, которую клеймили позором завистники и клеветники по указке Сталина. Нельзя не признать его литературный талант, умение четко, кратко и ясно излагать мысли, создавать безупречные по стихотворной форме произведения, ироничные. Однако он был не из таких людей, которые способны идти против системы.

Опала началась с самого начала 30-ых годов, когда Сталин прямо осудил произведения Демьяна бедного, заметив, что поэт клевещет на СССР и представляет его в искаженном свете, не соответствующем действительности.

Газеты практически перестали его печатать, Бедный по своей привычке всё ещё пытался достучаться до Сталина и доказать, что травля, возникшая вокруг него, абсолютно напрасна. Однако на апелляцию к первому лицу государства поэт получил ещё большую отповедь, когда в своем письме Иосиф Сталин прямо заявлял, что Демьян, взяв удачный старт, превратился в критикана, который преподносит народы СССР и их прошлое в совершенно искаженном свете.

Писатель был вынужден начать писать хвалебные и даже восторженные опусы власти и большевикам, восхваляя каждый их шаг. Например, одна из известных и трагических историй нашей страны — это снос храма Христа Спасителя в Москве, который осуществился 5 декабря 1931 года. Конечно, это было одно из самых центральных событий в жизни страны, поскольку Храм был символом веры, и такой решительный шаг означал твёрдые убеждения верхушки порвать с религиозным в прошлом. Демьян Бедный сочинил восторженную поэму относительно этого трагического события, сравнив храм с сором, от которого необходимо избавляться. Далее были не менее восторженные поэмы, критикующие крещение Руси и другие факты. Однако такое рвение не только не помогло поэту вернуть расположение властей, но и усугубило положение.

Читайте также  Краткая биография берджес

Последние годы жизни

Апофеозом преследований стало исключение в 1938 году поэта из партии, это сопровождалось унизительной формулировкой «моральное разложение». Материальное положение поэта сильно пошатнулась, но еще хуже было его моральное состояние. Вскоре началась Вторая Мировая Война и Бедный, понимая всю трагедию жизни своей родины, несколько отвлекся от преследовавших его личных неудач, он вновь сосредоточился на творчестве, сменил псевдоним на Демьян Боевой. Он создавал свои поэмы, восхваляющие героизм народа, солдат, не переставая при этом упоминать о величайших заслугах Сталина. К сожалению, маятнику судьбы так и не удалось качнуться в обратном направлении. После окончания войны травля продолжилась, хотя Демьян возлагал большие надежды на послевоенный период, характеризовавшийся обновлением страны, светлыми надеждами на достойное будущее.

Поняв, что ожидания его больше не оправдаются, поэт потерял смысл жизни и скоропостижно умер 25 мая 1945 года. Даже после смерти его произведения, которые он еще не успел издать при жизни, были в буквальном смысле разгромлены литературной критикой. Но некоторое послабление пришло после смерти Сталина. В 1956 году Демьян Бедный был восстановлен в КПСС посмертно, к его поэзии вновь возродился интерес. Город, названный его именем, не переименовали, это случилось только после распада СССР.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Бедный Демьян

— псевдоним пролетарского поэта Ефима Алексеевича Придворова. Д. Б. родился в 1883 в деревне Губовке Александрийского у. Херсонской губ., в крестьянской семье (из военнопоселенцев), до 7 лет жил в Елизаветграде у отца (сторожа церкви духовного училища), потом до 13 лет у матери в деревне, в обстановке ужасающей нужды, разврата и зверства. Эти тяжелые годы дали Д. Б. хорошее знакомство с жизнью деревни, особенно с ее теневыми сторонами. было 14 лет, отец определил его на казенный счет в закрытую военно-фельдшерскую школу. Здесь мальчик пристрастился к чтению: познакомился с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Никитиным. Здесь же имели место первые литературные опыты Д. Б. (сатирические стихи на школьные темы). По окончании школы Д. Б. отбыл воинскую повинность, затем выдержал экзамен на аттестат зрелости и в 1904 поступил в Петербургский университет.

Школа и солдатчина воспитали Д. Б. в строго-монархическом, национальном и религиозном духе. Студенческие волнения и события первой революции ошеломили Д. Б., но лишь с началом реакции он понемногу начинает разбираться в происходящем вокруг и проникается революционным настроением. Д. Б. сблизился с поэтом и через него с редакционной группой журнала «Русское Богатство», с революционно-демократическими и народническими кругами. Б январе 1909 Д. Б. дебютировал в «Русском Богатстве» стихотворением за подписью Е. Придворова. В декабре 1910, с основанием легальной большевистской газеты «Звезда», Д. Б. стал сотрудничать в ней — сперва под своей фамилией, а затем под псевдонимом Демьяна Бедного, сблизился с большевистским авангардом рабочего движения и вступил в большевистскую партию. В 1912 он участвовал в основании газеты «Правда» и деятельно сотрудничал в ней, причем привлек сочувственное внимание . В 1913 Д. Б. был арестован. В годы империалистской войны Д. Б. был мобилизован и попал на фронт. Изредка его вещи появлялись в журн. «Современный Мир» и в разных провинциальных изданиях.

После Февральской революции Д. Б. сотрудничает в «Правде» и др. большевистских газетах. После Октябрьской Революции посещает все фронты гражданском войны, выступает на фабриках и заводах. В апреле 1923 Реввоенсовет Республики и ВЦИК наградили Д. Б. за его революционно-боевые заслуги орденом Красного Знамени. С января 1925 состоит членом правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП).

— идеология крестьянина, перешедшего на точку зрения пролетариата. периода «Русского Богатства» по содержанию и форме — обычные для того времени революционно-демократические стихи. Но участие в большевистской печати, воздействие партийных кругов и рабочего движения превратили Д. Б. в «большевика поэтического рода оружия» (Троцкий), в пионера пролетарской поэзии.

охватывает все стороны революционной борьбы пролетариата и крестьянства за последние 15 лет. Необычайное умение быстро и сильно реагировать на общественные события придало произведениям своеобразной художественной летописи революции. Дореволюционные стихи Д. Б. говорят о забастовках, борьбе за рабочую прессу, о событиях думской жизни, быте и нравах предпринимателей, борьбе классов в деревне В период Временного правительства Д. Б. борется с оборончеством, разоблачает войну, пропагандирует власть советов. Красная армия находит в Д. Б. своего художника-агитатора. Он откликался боевыми призывами на все крупные фронтовые события, бичевал дезертиров и трусов, обращался «к обманутым братьям в белогвардейские окопы». Одновременно Б. отмечал недостатки советского строительства. Особое место в его творчестве занимает тема: колебания крестьянства в революции (поэмы «Красноармейцы», «Мужики», «Царь Андрон» и др.). Весьма обширно антирелигиозное творчество Д. Б.: в большинстве произведений этого цикла автор говорит об обмане и лицемерии духовенства («Отцы духовные, их помыслы греховные»), в поэме же «Новый завет без изъяна» Д. Б. идет дальше и путем пародирования евангелия разоблачает его внутренние противоречия Нэп вызвал Д. Б. на борьбу как с паническим неприятием нэпа, так и с капитуляцией перед новой буржуазией. Многочисленны у Д. Б. также отклики на события внутрипартийной жизни (партдискуссии ).

Жанры, которыми пользуется Д. Б., крайне разнообразны. Преобладают чисто-агитационные стихотворения, часто переходящие в патетическую лирику («В огненном кольце» и др.). Реже встречается лирика интимная («Печаль», «Снежинки»), тоже социально направленная. и к эпосу: хронике («Про землю, про волю, про рабочую долю»), абстрактному сюжетному эпосу («Главная улица») и конкретному сюжетному эпосу («О Митьке бегунце и об его конце», «Клятва Зайнет» и др.). Особенно часто Д. Б. пользуется жанрами фольклора: песней, частушкой, былиной, сказкой, сказом. В эпоху «Звезды» и «Правды» и империалистской войны основным жанром Д. Б. стала басня, превращенная им в острое орудие политической борьбы (кроме оригинальных басен, Д. Б. принадлежит перевод басен Эзопа). Разнообразию жанров соответствует и разнообразие стилистических приемов: Д. Б. пользуется и классическими метрами, и свободным стихом, и приемами фольклора. Характерно для него снижение сюжета и стиля, — прием, тесно связанный с ориентацией на широкую массовую аудиторию. Д. Б. любит пародировать «высокий стиль» (следует отметить бытовую трактовку евангелия в «Новом завете»). Основной источник технических новшеств стиха Д. Б. — фольклор, образы и ритмы пословиц, прибауток, частушек чрезвычайно велика: его произведения разошлись в миллионах экземпляров и имели широкий и действенный отклик в массах. По данным красноармейских библиотек. Д. Б. самый читаемый автор. Некоторые стихи Д. Б. стали популярными народными песнями («Проводы» и др.). Несмотря на сочувственные отзывы печати о первых произведениях Д. Б., официальная критика после революции лишь поздно обратилась к изучению его творчества. Начало серьезной критической литературе о Д. Б. положено лишь в 20-х гг. К. Радеком (1921) и Л. Сосновским (1923).

Отдельные произведения Д. Б. неоднократно издавались брошюрами и книжками. В 1923 изд-во «Крокодил» выпустило «Собрание сочинений» Д.Б. в одном томе, со статьями К. Еремеева и Л. Войтоловского. ГИЗ выпускает «Собрание сочинений» Д.Б. в 10 томах, под редакцией и с примечаниями Л. Сосновского и Г. Лелевича. Изд-ом Народов СССР выпущена книжка избранных стихотворений Д. Б. на нем. яз. в переводе И. Русса. Укр. изд. «Книгоспiлка» выпустило «Новый завет без изъяна» в переводе О. Вараввы. Биографические сведения имеются в брошюре Л. Войтоловского «Демьян Бедный», М., 1925, и в статье К. Еремеева (в однотомном собрании сочинений).

Бедный Демьян – это псевдоним поэта Ефима Алексеевича Придворова. Он родился в крестьянской семье в 1883 году, в деревне Губовке Александрийского у. Херсонской губернии. До 7 лет жил у отца в Елизаветграде, который работал сторожем церкви духовного училища. Позже до 13 лет жил у матери, в ужасающей обстановке нужды.

В 14 лет Демьяна отец устроил за казенный счет в закрытую военно-фельдшерскую школу, где мальчик очень полюбил чтение. Там он и начал писать свои первые сатирические стихи на школьную тематику. По окончанию школы Демьян прошел военную повинность, получил аттестат зрелости и поступил в Петербургский университет в 1904 году.

Демьян был воспитан в национальном, религиозном и строго-монархическом духе. В ходе событий первой революции проникается революционным настроением. Он разделял взгляды с поэтом П.Ф.Якубовичем и редакционной группой журнала «Русское Богатство» с революционно-демократическими взглядами.

В январе 1909 г. в журнале было опубликовано его дебютное стихотворение за подписью Е.Придворова. В декабре 1910 г. Демьян стал сотрудничать с легальной, большевистской газетой «Звезда» в первое время под своей фамилией, а позже – под псевдонимом Демьяна Бедного. Позже он вступил в большевистскую партию. В 1912 году принимал участие в основании газеты «Правда» и плотно с ней сотрудничал. В 1913 году его арестовали. В период империалистской войны был мобилизован и отправлен на фронт. Его творения печатались в журнале «Современный Мир» и провинциальных изданиях. После Октябрьской революции посещает все фронты, выступает на заводах и фабриках. В 1923 году награжден орденом Красного Знамени. С января 1925 стает членом Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей.

Тематика его стихотворений широко охватывает все стороны борьбы крестьянства и пролетариата в ходе революции. Бедный пользуется крайне разнообразными жанрами: интимная лирика («Печаль», «Снежинки»), эпос («Про землю, про волю, про рабочую долю»), фольклор, преобладает агитационное направление («В огненном кольце» и др.). Его произведения разошлись миллионами экземпляров по всему миру и имели огромную популярность.

Демьян Бедный

Ефим Алексеевич Придворов

Демья́н Бе́дный (настоящее имя Ефи́м Алексе́евич Придворов; 1 [13] апреля 1883, Губовка, Александрийский уезд, Херсонская губерния — 25 мая 1945, Москва) — русский советский писатель, поэт, публицист и общественный деятель. Член РСДРП(б) с 1912 года.

Содержание

Биография

Е. А. Придворов родился 1 (13) апреля 1883 года в селе Губовка (ныне Александрийского района Кировоградской области Украины) в семье крестьянина.

Испытав в детстве большое влияние дяди, народного обличителя и атеиста, взял его деревенское прозвище в качестве псевдонима [1] . Псевдоним этот также упомянул в своём стихотворении «О Демьяне Бедном, мужике вредном».

В 1896—1900 годах учился в военно-фельдшерской школе, в 1904—08 — на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Первые стихи вышли в свет в 1899 году. Они были написаны в духе казённого монархического «патриотизма» или романсовой «лирики» [2] . Член РСДРП с 1912 года, с того же года публиковался в «Правде». Первая книга «Басни» вышла в 1913 г.

В годы гражданской войны вёл агитационную работу в рядах РККА, за что награждён в 1923 году орденом Красного Знамени (первое награждение за литературную деятельность в СССР). В своих стихотворениях тех лет превозносил Ленина и Троцкого [3] .

Во время внутрипартийной борьбы 1926—1930 годах стал активно и последовательно отстаивать линию И. В. Сталина, за что получил различные жизненные блага, включая квартиру в Кремле и регулярные приглашения на встречи с партийным руководством. Демьян Бедный был крупным библиофилом, хорошо разбиравшимся в истории книги, собрал одну из крупнейших частных библиотек в СССР (свыше 30 тыс. томов). Начало публиковаться полное собрание его сочинений (прервано на 19 томе). В 1920-х гг. большое количество брошюр с его агит-стихами вышло массовым тиражом в столицах и провинции.

В 1930 году Демьян Бедный всё чаще подвергается критике за антирусские настроения (выраженные в его фельетонах «Слезай с печки», «Без пощады» и др.). Он пишет раздражённую жалобу Сталину, но в ответ получает резко критичное письмо:

После критики вождя Бедный стал писать подчёркнуто партийные стихи и басни («Диво дивное коллективное», «Ёж» и др.). В стихах 1930 годов Демьян постоянно цитирует Сталина, а также использует слова Сталина в качестве эпиграфов. Новый скандал и большое недовольство Сталина вызвала найденная НКВД тетрадка с записями оскорбительных характеристик, которые пьяный Демьян давал видным деятелям партии и правительства [4] .

В 1936 году поэт написал либретто комической оперы «Богатыри» (о крещении Руси), которая возмутила посетившего спектакль Молотова, а затем и Сталина [5] . Комитет по делам искусств в специальном постановлении резко осудил спектакль как антипатриотический. В 1938 году Демьян Бедный был исключён из партии и из Союза писателей с формулировкой «моральное разложение». Его перестали печатать, но тем не менее, объекты, носившие его имя (город Беднодемьяновск), переименованы не были.

Читайте также  Краткая биография элиот т. с.

Попавший в опалу Демьян Бедный бедствовал, был вынужден продать свою библиотеку. Он сочинял новые хвалы Ленину-Сталину, но в разговоре с родственниками крайне негативно отзывался о вожде и остальной партийной верхушке [6] . Сталин знал об этом, но подвергать поэта репрессиям не стал и на этот раз.

С началом Великой Отечественной войны публикации возобновились, сначала под псевдонимом Д. Боевой, потом к концу войны, под первоначальным псевдонимом. В «военных» стихах и баснях Бедный полностью противоречил своим произведениям, написанным в 1930-х годах, призывал братьев «помянуть старину», утверждал, что верит «в свой народ» и при этом продолжал восхвалять Сталина. Новые «стихи» Демьяна так и остались незамеченными. Не сумел он вернуть и прежнее положение, и расположение вождя.

Последнее критическое партийное постановление, касающееся поэта, вышло уже посмертно: 24 февраля 1952 года были подвергнуты идейному разгрому издания Д. Бедного 1950 и 1951 годы за «грубейшие политические искажения»: в эти издания были включены первоначальные варианты произведений Бедного вместо поздних, политически переработанных. В 1956 году Демьян Бедный был посмертно восстановлен в КПСС.

Д. Бедный умер 25 мая 1945 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Награды

  • орден Ленина
  • орден Красного Знамени (1923)

Память

  • Беднодемьяновск название города СпасскаПензенской области в 1925—2005 годах.
  • Демьян Бедный п. Демьяновского сельского поселения Жердевского районаТамбовской области.
  • Теплоход «Демьян Бедный»
  • Имя Демьяна Бедного присвоено улицам во многих городах бывшего СССР, среди которых:
    • Россия: Белгород, Владимир, Волгоград, Иваново, Ижевск, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Москва (Хорошево-Мневники), Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург, Томилино, Томск, Тюмень, Хабаровск, Черняховск Калининградской обл, Ярославль.
    • Украина: Киев, Геническ, Днепропетровск, Донецк, Кировоград, Коростень, Кременчуг, Харьков[7] .
    • Белоруссия: Минск [8] , Гомель.
    • Казахстан: Алматы, Актобе, Караганда.

Интересные факты

  • Демьян Бедный присутствует как персонаж в романе В. П. Аксенова«Московская Сага».
  • Демьян Бедный участвовал в травле М. А. Булгакова. В дневнике Булгакова также есть запись: «Василевский же рассказал, что Демьян Бедный, выступая перед собранием красноармейцев, сказал: „Моя мать была бл..ь…“».
  • Казнь Ф. Е. Каплан происходила в присутствии небезызвестного пролетарского поэта Демьяна Бедного, напросившегося посмотреть казнь для получения «импульса» в своем творчестве. Труп жертвы был облит бензином и сожжен в железной бочке в Александровском саду [9] .

Послание «евангелисту» Демьяну

В апреле — мае 1925 года две советские газеты, «Правда» и «Беднота», опубликовали антирелигиозную поэму Демьяна Бедного «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», написанную в глумливо-издевательской манере. В 1925—1926 годах в Москве стал распространяться яркий стихотворный ответ на эту поэму под названием «Послание евангелисту Демьяну», подписанный именем С. А. Есенина. Позже, летом 1926 года, ОГПУ был арестован сознавшийся в авторстве стихотворения поэт Николай Горбачёв [10] . Однако ни его биографические данные, ни литературное творчество [11] не давали оснований считать его действительным автором произведения.

Вот несколько строк из «Послания евангелисту Демьяну»:

За что Он жертвовал своею головой,
За то ль, что, враг суббот, Он против всякой гнили
Отважно поднял голос Свой?
За то ли, что в стране проконсула Пилата,
Где культом кесаря полны и свет и тень,
Он с кучкой рыбаков из бедных деревень
За кесарем признал лишь силу злата?
.
Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,
Ты не задел его своим пером нимало.
Разбойник был, Иуда был.
Тебя лишь только не хватало.
Ты сгустки крови у Креста
Копнул ноздрёй, как толстый боров.
Ты только хрюкнул на Христа,
Ефим Лакеевич Придворов.
Сергей Есенин (май 1925 года) [11]

Существует предположение, что события, связанные с «Новым заветом без изъяна евангелиста Демьяна» и «Посланием…», послужили одним из толчков к написанию М. А. Булгаковым романа «Мастер и Маргарита», а Демьян Бедный стал одним из прототипов Ивана Бездомного [12] .

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М .: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8

Примечания

  1. Биографическая справка о Демьяне Бедном.
  2. Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»
  3. См., например, его стихотворение «Наша двойка» (Известия, 19 октября 1919 г.):

Не гляди, король, героем,
Двойкой мы тебя покроем.
Наш удар-то наверной,
Бьем мы двойкой козырной.
Ленин с Троцким — наша двойка,
Вот попробуй-ка, покрой-ка!
Где ж твоя, Деникин, прыть?
Нашей двойки нечем крыть!

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Бейсуг
  • Михаловский, Александр

Смотреть что такое «Демьян Бедный» в других словарях:

ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ — см. Бедный Д … Большой Энциклопедический словарь

Демьян Бедный — (1883 1945; автобиография). Вряд ли хоть одному из наших писателей выпала на долю история жизни более страшная и выразительная, чем детство Д. Б. В ранние годы теснейшим образом он был связан с людьми, в душе и на платье своем носившими все… … Большая биографическая энциклопедия

Демьян Бедный — см. Бедный Д. * * * ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ, см. Бедный Д. (см. БЕДНЫЙ Демьян) … Энциклопедический словарь

Демьян, Бедный — см. Бедный Д … Большая биографическая энциклопедия

Демьян Бедный — (1883 1945) русский советский поэт; см. Бедный Д … Большая советская энциклопедия

Демьян Бедный — 393693, Тамбовской, Жердевского … Населённые пункты и индексы России

Демьян Бедный (теплоход) — Демьян Бедный … Википедия

Демьян Бедный (значения) — Демьян Бедный русский писатель Демьян Бедный теплоход Демьян Бедный посёлок в Тамбовской области … Википедия

Бедный — Демьян (1883–) псевдоним современного поэта Ефима Алексеевича Придворова. Р. в семье крестьянина Херсонской губ., служившего в Елизаветграде церковным сторожем. Свое детство Б. яркими красками описал в автобиографии: «Жили мы вдвоем в подвальной… … Литературная энциклопедия

Бедный Демьян — (псевдоним; настоящая фамилия и имя Придворов Ефим Алексеевич) [1(13).4.1883, деревня Губовка Херсонской губернии, ‒ 25.5.1945, Барвиха Московской области], русский советский поэт и общественный деятель, один из основоположников социалистического … Большая советская энциклопедия

Демьян Бедный (К 80-летию со дня рождения)

Демьян Бедный — один из зачинателей советской литературы, творческий путь его неразрывно связан с историей русского рабочего революционного движения. Всё своё дарование Демьян Бедный посвятил народу. Свой стих, юмор, беспощадную сатиру он отдал Родине, советской стране, воспевая ее победы и достижения, беспощадно разя врагов и в период гражданской войны, и в эпоху социалистического строительства, и в Великую Отечественную войну.

Ефим Алексеевич Придворов (таково настоящее имя поэта) родился в 1883 году в бедной крестьянской семье на Херсонщине: детство его прошло в обстановке страшной нищеты. Зарабатывая на жизнь, мальчик ходил в пастушонках, читал псалтырь по покойникам, составлял прошения односельчанам.

В 1886 году отцу удалось определить его на казенный счет в военно-фельдшерскую школу. Здесь он познакомился с произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова. К этому периоду относятся первые литературные опыты Придворова, которые свидетельствовали о его стремлении продолжить поэтические традиции русской классической литературы. Отбыв военную службу, в 1904 году Е. Придворов поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета и сразу попадает в новую для него среду революционно настроенного студенчества.

Политическое самосознание его пробуждает революция 1905 года. В это время и начинается политическое и творческое формирование поэта. В литературу Е. Придворов входит как поэт-лирик. Большое влияние на него оказывает поэт-народоволец П.Ф. Якубович-Мельшин, руководивший тогда стихотворным отделом журнала «Русское богатство», в котором в 1909-1910 годах Е. Придворов и печатает свои стихи. Первые произведения поэта («С тревогой жуткою», «Под новый год») развивали характерные темы и мотивы гражданской поэзии 80-х годов. Но уже в этих ранних стихах Е. Придворова чувствуется внутренняя страстность, общественный пафос, которые так характерны для последующего творчества Д. Бедного. Он ищет и новые формы поэтического выражения, опираясь на традиции гражданской лирики Некрасова и устного народного творчества. Этот период идейных и творческих исканий поэта завершается в 1911 году. «Дав уже раньше значительный уклон в сторону марксизма, — писал Демьян Бедный в автобиографии, — в 1911 году я стал печататься в большевистской — славной памяти — «Звезде». Мои перепутья сходились к одной дороге. Идейная сумятица кончалась. В начале 1912 года я был уже Демьяном Бедным».

В 1911 году в «Звезде» было опубликовано стихотворение «О Демьяне Бедном, мужике вредном», в котором поэт звал тружеников к восстанию. Стихотворение сразу делается всенародно известным, имя героя стало псевдонимом поэта. С возникновением «Правды» и до последних дней своей жизни Демьян Бедный печатается на её страницах. В 1912 году в первом номере газеты публикуется его стихотворение, отразившее глубокую веру народа в победу новой революции:

Полна страданий наших чаша,
Слились в одно и кровь и пот.
Но не угасла сила наша:
Она растет, она растет!
Кошмарный сон — былые беды,
В лучах зари — грядущий бой.
Бойцы в предчувствии победы
Кипят отвагой молодой.

В «Звезде» и «Правде» поэзия Бедного обрела идейную четкость, революционную силу звучания, поэтическую ясность. Работа в газете обусловила и своеобразие стиля поэта. Революционная лирика органически сочетается в его творчестве с сатирой Основным поэтическим жанром Д. Бедного становится басня.

Выразив социалистические устремления пролетариата, Демьян Бедный отразил в своем творчестве интересы всех трудящихся. Его поэзия становится подлинно народной. Это определяет внутреннее единство его творчества при всем многообразии тематики. Обращаясь к народным массам, Демьян Бедный широко пользуется фольклорными образами песенной и сказочной народной традиции. Поэт откликается на все события общественной жизни страны. Он разоблачает либералов, ликвидаторов, меньшевиков, клеймит всех предателей революций («Кашевары», «Рыболовы», «Пес» и другие). В эти годы формируются эстетические взгляды Демьяна Бедного. Основа их — ленинский принцип партийности. Демьян Бедный говорит о великом значении традиций революционных демократов для развития передовой русской общественной мысли, борется с веховскими тенденциями в искусстве и эстетике. Выступая за создание революционного, подлинна демократического искусства, он резко клеймит декадентов за отрыв от народа, от жизни, говорит о реакционном смысле декадентских эстетических теорий.

С Горького, Маяковского и Демьяна Бедного начинается новый этап развития русской революционной сатиры. Развивая традиции Крылова, Некрасова, Курочкина, Демьян Бедный новаторски преобразует жанр басни, сатирического стихотворного фельетона. Басня Д. Бедного стала политической, публицистической басней, вбирающей в себя черты фельетона, памфлета, революционной прокламации. Новый смысл и новое назначение в баснях бедного приобретают традиционные басенные приемы. Басенная дидактическая концовка превращается у него в революционный призыв, актуальный политический лозунг. Особое значение приобрели в его басне эпиграфы, заимствованные из газет, политических документов, хроники рабочего движения. Он политически конкретизировал басню, публицистически заострял ее. Глубоко народная по своей форме басня Д. Бедного играла огромную роль в воспитании политического сознания широких слоев народа.

В стихах Бедного 1914-1917 годов отразился народный протест против империалистической войны и политики Временного правительства («Барыня», «Приказано, да правды не сказано» и другие). Выступая по свежим следам политических событий, поэт-большевик едко высмеивает меньшевиков, кадетов, контрреволюционных заговорщиков.

Размах революционных событий, многообразие задач революционного искусства — все это определило разнообразие жанров поэзии Д. Бедного и характер его поэтических средств. Теперь поэт пишет и памфлеты, и песни, и частушки, и эпиграммы. Обращается он и к большой повествовательной форме. В 1917 году Д. Бедный публикует повесть в стихах «Про землю, про волю, про рабочую долю». Повесть, являясь очень значительным произведением пролетарской поэзии, как бы подводила итог всему дооктябрьскому творчеству поэта. На широком историческом фоне последовательно изображены события от начала империалистической войны до дня Октябрьской революции. Рассказывая о судьбах деревенского паренька Ивана и его подруги, поэт сумел убедительно показать, как идеи большевизма проникают в народные массы, овладевают ими.

Повесть — своеобразная, героико-сатирическая эпопея революции. Повествование о революционных событиях эпохи сочетается в ней с конкретной злободневной сатирой на врагов, документированным политическим памфлетом.

Стремясь сделать повесть максимально доступной народу, Д. Бедный ориентируется на народную поэтическую традицию и традиции Некрасова. Стихия устной народной поэзии чувствуется здесь во всем — но зключенных в повесть песнях, частушках, поговорках, прибаутках, в композиционной структуре частей поэмы.

Читайте также  Краткая биография мёрдок

Поэзия Д. Бедного этих лет, сочетавшая пафос революционной борьбы с острой политической сатирой, была очень близка по своей направленности поэзии В. Маяковского.

После Великого Октября все творческие замыслы Д. Бедного связаны с судьбами революции. Страстная заинтересованность в победе новых революционных сил отличает все выступления поэта.

В период гражданской войны творчество поэта приобретает огромную популярность у рабочих, крестьян, красноармейцев. Актуальное значение имели его лирико-патетические стихи (сборник «В огненном кольце», 1918). Но героическая лирика вновь органически сочеталась у Д. Бедного с сатирой. Красноармейские песни («Проводы») и сатира на белогвардейцев («Манифест барона фон Врангеля»), шуточные стихи («Танька-Ванька»), антирелигиозные поэмы («Земля обетованная», «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна»), подписи к революционным плакатам и сатирические эпиграммы — так разнообразно проявлялось дарование поэта.

Сатира Д. Бедного этих лет очень близка щедринской сатире по принципам построения сатирического образа, характеру использования гротеска, гиперболы, иронии. Сатирическая сила песен, частушек, эпиграмм Бедного, направленных против «иуденичей», «деник-воинов», «баронов-врангелей», «генералов Шкуро» и другого контрреволюционного «воронья», была огромна. Смех его, усиленный комически снижающей грубоватостью, разил врага.

Основой сатиры Д. Бедного был высокий пафос. Стихи «пафосные» занимают в творчестве поэта тех лет особенно большое место.

Наиболее значительным произведением Д. Бедного первых лет революции явилась его поэма «Главная Улица» (1922), написанная к пятой годовщине Октября. В ней создан обобщенный образ революционного народа. Поэма исполнена романтического пафоса победоносной борьбы пролетариата: Движутся, движутся, движутся, движутся, В цепи железными звеньями нижутся, Поступью гулкою грозно идут,

Грозно идут,
Идут,
Идут,
На последний всемирный редут.

Эта поэма — гимн в честь революции, в честь революционного народа. В 1923 году, во время празднования пятилетия Красной Армии, Д. Бедный одним из первых советских писателей был награжден орденом Красного Знамени.

В литературной борьбе 20-30-х годов Д. Бедный отстаивал принципы партийности и народности искусства («Обида», «О соловье», «Бил бы лбом»), постоянно подчеркивая значение для развития современного искусства традиций русского реализма. «Только враги или недоумки, — говорил Бедный в беседе с молодыми писателями в 1931 году, — могут уверять нас, что изучение классических творческих приемов есть уход от современности».

В годы восстановления и социалистической реконструкции народного хозяйства Д. Бедный пишет об успехах и достижениях строителей нового мира. Как и в годы гражданской войны, в его творчестве и в этот период сочетается пафосная героическая лирика и сатира, утверждение нового и отрицание старого. Он воспевает смычку города и деревни, героический труд простых советских людей («Труд», «Памяти селькора Григория Малиновского»). В центре внимания поэта — воспитание социалистического сознания советских людей. Значительное место в его творчестве занимает и «дипломатика» — сатирические произведения на темы международной жизни. Целевую направленность этих стихотворений очень хорошо передает заглавие одного из них — «На помощь Чичерину». Поэт своими стихами помогает народу разобраться в темной дипломатической игре политиканов Запада и Америки, организовывавших антисоветские заговоры («Другу милому», «Сатирический диалог с Чемберленом» и другие).

Социалистическое строительство во всех областях хозяйственной и культурной жизни, рождение нового творческого отношения к труду и новых подлинно человеческих взаимоотношений — вот что становится «средоточием дум» поэта.

В годы Великой Отечественной войны Д. Бедный вновь на боевом посту, он вновь, как и в годы гражданской войны, «надел колчан и меч и застегнул броню и латы». Стихи его печатаются в «Правде», «Красной звезде», в армейских газетах и журналах, появляются на массовых боевых плакатах, в «Окнах ТАСС» Д. Бедный выступает с патриотической лирикой., сатирическими баснями, песнями. Обращается он и к героической повести («Орлята»). В самые тяжелые для страны дни, когда гитлеровцы подходили к Москве, он пишет стихотворение «Я верю в свой народ», проникнутое непоколебимым оптимизмом: Пусть приняла борьба опасный оборот. Пусть немцы тешатся фашистскою химерой, Мы отразим врагов. Я верю в свой народ Несокрушимою тысячелетней верой.

Народ великих героических традиций непобедим. Это центральная мысль поэзии Бедного военных лет.

Л-ра: Литература в школе. – 1963. – № 2. – С. 82-85.

Демьян Бедный: биография, личная жизнь, творчество, фото

Биография Демьяна Бедного имеет большое значение в истории отечественной литературы. Это известный советский писатель и поэт, общественный деятель, публицист. Расцвет его творчества пришелся на первые годы существования советской власти. В этой статье мы расскажем о его судьбе, творчестве и личной жизни.

Детство и юность

Рассказывать о биографии Демьяна Бедного начнем с 1883 года, когда он родился в небольшом селе Губовка на территории Херсонской губернии. Его настоящее имя Ефим Алексеевич Придворов. Отец поэта был крестьянином, который уехал в город на заработки. Мать, оставшаяся одна, вела разгульный образ жизни, практически не заботилась о сыне.

Ефим окончил четыре класса сельской школы, а потом был призван в армию. После призыва он учился в военно-фельдшерской школе в Киеве, служил в лазарете в Елисаветграде. В свою деревню он больше никогда не возвращался.

В 1904 году Ефим получает аттестат зрелости, с которым поступает на историко-филологический факультет университета в Санкт-Петербурге. Он добросовестно учится, платит 25 рублей в год, зарабатывая частными уроками.

В этот период наступают изменения в личной жизни Демьяна Бедного. В биографии поэта случает судьбоносная встреча с Верой Косинской, которая была одной из его учениц. Она стала его первой женой. В 1911 году у них родилась дочь Тамара.

Первые публикации

В 1899 году Придворов публикует свои первые стихи. Эти произведения были написаны в духе романтической лирики или монархического патриотизма.

В университете оказывается немало будущих большевиков. В биографии Демьяна Бедного большое значение имеет знакомство с Бонч-Бруевичем, после чего его стихи приобретают бунтарский характер. Именно тогда появляется псевдоним «Бедный». Это было прозвище его дяди, который был в деревне атеистом и народным обличителем. Рассказывая краткую биографию Демьяна Бедного, нужно упомянуть, что впервые это имя появляется в стихотворении 1911 года «О Демьяне Бедном, мужике вредном». А подписываться им герой нашей статьи начинает с басни «Кукушка» 1912 года. Стихи публикуются в социал-демократической газете «Звезда». Издание было легальным, но из-за его произведений неоднократно штрафовалось.

В 1912 году поэт становится членом Российской социал-демократической рабочей партии. С тех пор остросатирические басни Демьяна Бедного выходят в большевистских журналах и газетах «Невская звезда», «Правда», «Наш путь».

В 1913-м была издана первая его книга. В биографии Демьяна Бедного это было непростое время, так как полиция пристально следила за ним. Номера газет с его стихами конфисковались, дома постоянно устраивались обыски.

В университете поэт учился 10 лет, но так его и не окончил. Он умышленно оттягивал сроки сдачи экзаменов, так как после этого лишился бы права жить в Петербурге и должен был бы отправиться дослуживать в Елисаветград.

Первая мировая война

Во время войны писатель попал под мобилизацию. На фронте был фельдшером в санитарно-гигиеническом отряде.

Был награжден Георгиевской медалью за спасение раненых с поля боя. С 1915 года служит в резервной части. Возможно, из-за подозрений в неблагонадежности он был уволен в запас.

С тех пор его уже нигде не печатают, поэт устраивается делопроизводителем в Петрограде. В 1916 году рождается его младшая дочь Сусанна.

Октябрьская революция

После Февральской революции Бедный сотрудничает с большевистской газетой «Известия», а потом и с «Правдой». Басни поэта нравились Ленину, который считал их истинным пролетарским творчеством.

В переписке они состояли еще с 1912 года, а в 1917-м познакомились лично. Ленин часто цитировал стихи Бедного во время своих выступлений. Поэта даже выдвинули делегатом от большевиков на выборы в Рождественскую думу.

Весной 1918-го он переезжает с советским правительством в Москву, получив квартиру в большом Кремлевском дворце. Здесь он поселяется с женой, детьми, тещей и няней. Вскоре у него рождаются два сына — Дмитрий и Святослав.

Во время Гражданской войны он занимается агитационной работой в Красной армии. В стихах тех лет часто превозносит Ленина и Троцкого.

Неоднозначный успех

Положение поэта в то время было противоречивым. С одной стороны, он казался окружающим успешным и популярным автором. В 20-е годы прошлого столетия его книги вышли общим тиражом около двух миллионов экземпляров. Его наградили орденом Красного Знамени, сравнивали с Горьким.

С другой стороны, творчество и биографию Демьяна Бедного многие оценивали критически. Для многих его фигура была неприемлема в качестве литературного эталона. Раздражал его воинствующий идеализм, поверхностность, шаблонность речи и образов, всяческое отсутствие поэтического мастерства.

Во внутрипартийной борьбе во второй половине 20-х годов был на стороне Сталина. За счет этого продолжал пользоваться благами со стороны власти. С будущим генералиссимусом у него были близкие отношения.

Помимо произведений на актуальные политические темы, уделял большое внимание фельетонам и антирелигиозной пропаганде. Можно отметить его «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна», «Крещение». Сатира поэта была посвящена критике фашизма и империализма.

Опала

Говоря кратко о самом важном в биографии Демьяна Бедного, отметим, что в начале 30-х годов он оказался в опале. Все началось с осуждения его стихотворных фельетонов «Без пощады» и «Слезай с печки», появившихся в «Правде». Автора обвиняли в огульном охаивании всего русского. При этом в последнем произведении говорилось о восстании в Советском Союзе и покушении на Сталина.

Бедный пожаловался Сталину, но тот резко ответил, что поэт слишком далеко зашел в необходимой критике общественных процессов, которая превратилась в клевету на прошлое и настоящее страны.

После этого многое изменилось в биографии Демьяна Бедного. Стихи и басни поэта стали подчеркнуто партийными и благонадежными. Слова Сталина он начал регулярно использовать в качестве эпиграфов к своим произведениям. Обрушился с критикой на Троцкого в стихотворениях «Правда. Героическая поэма» и «Пощады нет!».

В 1933 году, в канун своего 50-летия, он был награжден орденом Ленина. При этом параллельно продолжалась его критика на партийном уровне. В 1934 году на Первом съезде советских писателей его обвинили в политической отсталости. Незадолго до этого выселили из кремлевской квартиры. В 1935 году разразился скандал, когда была найдена тетрадь с оскорбительными характеристиками, которые Бедный давал видным деятелям правительства и партии.

В 1933 году поэт развелся с супругой. А в 1939-м женился на артистке Назаровой.

Критика произведений

В 1936 году Молотова и Сталина возмутила комическая опера «Богатыри», для которой поэт написал либретто. Спектакль был осужден как антипатриотический.

В 1937-м в письме в редакцию «Правды» Сталин называет литературным хламом очередную антифашистскую поэму героя нашей статьи «Борись или умирай», усмотрев в ней критику не фашистского, а советского строя.

В конце того же года появилась разгромная статья в «Правде» под названием «Фальсификация народного прошлого». Бедного обвиняли в искажении русской истории, проявившейся в очернении богатырей и героев Древней Руси.

В конце жизни

В 1938 году Бедный был исключен из Союза писателей и партии с формулировкой «за моральное разложение». Его окончательно перестали печатать, а объектам, которые успели переименовать в его честь, возвращали прежние названия.

Оказавшись в опале, поэт бедствовал. Он продолжал в стихах хвалить Ленина и Сталина, но в личных беседах негативно высказывался о вожде и партийной верхушке.

Когда началась Великая Отечественная война, его вновь начали публиковать. Сначала под псевдонимом Д. Боевой, а затем под прежним именем. Участвовал в «Окнах ТАСС», сотрудничал с Кукрыниксами в создании агитационных плакатов. Его антифашистские песни и стихи были проникнуты призывами вспомнить старину и восхвалениями Сталина. Но эти стихи так и остались незамеченными, вернуть прежнее расположение вождя ему не удалось.

25 мая 1945 года поэт умер в санатории. Диагноз — паралич сердца. Его похоронили на Новодевичьем кладбище. Позже поэт был реабилитирован, в 1956 году его посмертно восстановили в партии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: