Краткая биография аблесимов

Аблесимов Александр Онисимович — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. - Биографии известных людей, факты из жизни знаменитостей, статьи и фотографии

Краткая биография аблесимов

Аблесимов Александр Онисимович — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

Аблесимов Александр Онисимович [27 августа (7 сентября) 1742, Галичский уезд Костромской губернии — 1783, Москва], русский писатель, драматург.

Родился в семье небогатого служилого дворянина. По некоторым источникам, Аблесимовы находились в родственных отношениях с А.П. Сумароковым.

Получил домашнее образование. Еще в детском возрасте, в 1751, был записан на военную службу, непосредственно службу начал в 1758 рядовым в артиллерии. В 1760-62 участвовал в Семилетней войне (1756-63), в 1766 был уволен в чине прапорщика.

Его первые литературные стихотворные опыты относятся к 1758, они были опубликованы в журнале Сумарокова «Трудолюбивая пчела».

В 1767 познакомился с литераторами М. И. Поповым, В. И. Майковым, Н. И. Новиковым, общение с которыми во многом определило литературный путь поэта. В 1769 сотрудничал в новиковском журнале «Трутень», где опубликовал несколько своих сатирических стихотворений. В том же 1769 издал сборник стихотворных басен под названием «Сказки Александра Аблесимова», большинство из которых весьма многословны и невыразительны, хотя некоторые не лишены черт живых зарисовок реального быта. Впервые обратился к драматургии в конце 1760-х гг. (но его первые драматургические произведения не сохранились). В начале 1770-х гг. Аблесимову из-за материальных трудностей вновь пришлось поступить на военную службу. В 1770-72 в качестве адъютанта генерал-майора А. Н. Сухотина он участвовал в походах против турок в Грузии, в блокаде турецкой крепости Поти, но в 1772 в чине капитана вышел в отставку и поселился в Москве, где служил экзекутором в Управе благочиния, продолжая заниматься литературой.

Подлинную известность драматургу принесло либретто к комической опере «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779), которая впервые была поставлена 20 января 1779 в Москве. Музыку написали М.М. Соколовский и Е. И. Фомин, использовавшие мотивы русских народных песен, рекомендованные автором текста.

Произведение Аблесимова отличают близость к жизни, стремление показать на сцене простых людей с их обычаями. Народная установка «Мельника», обилие в нем связей с фольклором, простота языка обессмертили имя его автора. При всех своих художественных слабостях «Мельник» показал, что сама по себе крестьянская жизнь, быт и язык народа могут быть интересными для зрителя.

Опера не сходила со сцены русских театров — только в Москве в 1782-1805 было дано пятьдесят два представления, на сцене петербургских театров она шла более полувека (до 1834) и выдержала двести представлений подряд. В 1993 комическая опера поставлена на сцене Московского театра на Малой Бронной и шла в течение нескольких лет с большим успехом.

Успех «Мельника» побудил Аблесимова к дальнейшей работе в этом жанре. В 1779 он написал либретто к одноактной комической опере «Счастие по жребию», которая и в литературном, и в музыкальном отношении оказалась значительно слабее «Мельника». За ней последовала комическая опера из солдатской жизни – «Поход с непременных квартир», впервые поставленная в 1782 (на музыку Эккеля).

К открытию в Москве Петровского театра Аблесимов, по заданию театральной дирекции, сочинил «Диалог Странники» (1780). Его героями стали аллегорические персонажи, взятые из античной мифологии (Талия, Муза, Момус, Сатир, Аполлон); музыка была представлена в виде хора в конце диалога. Официальный «Диалог», заказанный Аблесимову, откровенно признавал, что сатира должна быть изгнана из комического театра и что всякие попытки придать комедии серьезный смысл будут расценены как нарушение установки в отношении сатиры в комедии и комической опере. По всей видимости, инициатором этой акции была Екатерина II.

В последние годы жизни Аблесимов обратился к журналистике. При материальной поддержке Новикова в его типографии в Москве он издавал еженедельный сатирический журнал «Рассказчик забавных басень, служащих к чтению в скучное время, или Когда кому делать нечего» (1781), но журнал просуществовал недолго.

В 1849 издателем А.Ф. Смирдиным было выпущено неполное собрание сочинений Аблесимова, который вошел в русскую литературу как автор народной комической оперы.

Также предлагаем вам пройти Дистанционные курсы повышения квалификации на которых можно получить огромный объем полезной информации.

Аблесимов, Александр Онисимович

27 августа (7 сентября) 1742 ( 1742-09-07 )

Алекса́ндр Они́симович Абле́симов (по некоторым источникам — Александр Анисимович) (27 августа (7 сентября) 1742—1783) — драматург-сатирик, из мелкопоместных дворян, из небогатых помещиков Галичского уезда Костромской губернии [1] .

Содержание

Биография

Образование получил самое ограниченное и ещё в детском возрасте, в 1751 году, записан был на военную службу. В 1758 году начал действительную военную службу солдатом в артиллерии на Семилетней войне [1] . В 1759 году был произведён в подпрапорщики; с 1760 по 1762 год в звании сержанта был в походах до Бреславля, Глогау и Франкфурта-на-Одере, а также по Висле. В 1765 году состоял фурмейстером, в 1766 году уволен с чином прапорщик.

Только благодаря тому, что попал он на службу в лейб-кампанскую канцелярию и переписывал набело служившему там А. П. Сумарокову стихи его, в Аблесимове пробудились природные способности к литературному творчеству. Из этой канцелярии Аблесимов перевёлся в комиссию для составления уложения о наказаниях, затем поступил на военную службу, был адъютантом генерал-майора А. Н. Сухотина, сопровождал его в походе в Грузию, Имеретию и Мингрелию, участвовал в блокаде турецкой крепости Поти. В 1772 году возвратился в Россию и затем, дослужившись до капитанского чина, перешёл экзекутором в московскую управу благочиния.

В этой должности Александр Онисимович и умер в Москве в начале 1783 года [2] в крайней бедности. По словам актёра и издателя И. Зауервейда в Russische Theatralien (1784), эта бедность объясняется тем, что жалованье и довольно значительный гонорар за свои пьесы Аблесимов использовал исключительно на воспитание единственной дочери [3] .

Литературная деятельность

Литературную деятельность начал с 1759 в «Трудолюбивой пчеле» А. П. Сумарокова элегией «Сокрылися мои дражайшия утехи» и шуточным стихотворением «Подьячий здесь зарыт». Затем Аблесимов напечатал сборник стихотворных басен под заглавием «Сказки» (Санкт-Петербург, 1769), а в новиковском «Трутне» 1769—1770 г. поместил ряд сатирических стихотворений и статеек, частью без подписи, частью под псевдонимом Азазеза Азазезова. В этих своих произведениях Аблесимов по преимуществу подражает сатирам и басням Сумарокова; круг обличения его не обширен: подьячие, моты, хвастуны, щёголи; язык местами не лишён выразительности, но в общем страдает некоторой растянутостью.

20 января 1779 года впервые поставлена была знаменитая комическая опера Аблесимова «Мельник — колдун, обманщик и сват» (Москва 1782, 1817, 1886; Санкт-Петербург, 1831 и чаще) с музыкой М. М. Соколовского, составленной из русских песен. Сюжет оперетки взят прямо из народной жизни и был первым в этом роде воспроизведением русского быта. Это одна из тех «народных» опер XVIII века, которые принадлежат к числу первых попыток влить струю народности в русскую литературу и театр, заполонённые немецко-французским псевдоклассицизмом.

Аблесимов не был в этом деле инициатором. Есть известие, что ещё в 1740-х годах поставлена была «комедия на музыке» Колычева, взятая автором «из древних русских сказок», а при Елизавете в Головинском «вольном театре» дана была комическая опера «в русских нравах» «Танюша, или Счастливая встреча», текст которой был написан Дмитревским, а музыка Ф. Г. Волковым. Затем появились такие же оперы Михайлы Попова «Анюта» (впервые поставлена в 1772 с музыкой Е. И. Фомина), Михаила Матинского «Перерождение» (1777). Но из всех опер, «Мельнику» предшествовавших и за ним последовавших («Сбитеньщик» Княжнина), опера Аблесимова имела наибольший успех, который она сохранила и в первой половине XIX века.

Другие сочинения Аблесимов: «Счастье по жребию» (М., 1780), оперетка «Странники» (М., 1780), драматический диалог на открытие нового Петровского театра в Москве. Не напечатаны и утеряны комедии «Подьяческая пирушка» и «Поход с непременных квартир».

В 1781 г. Аблесимов анонимно издавал в Москве сатирический журнал: «Раскащик забавных басен, служащих к чтению, в скучное время; или когда кому делать нечево», который далеко уступал Новиковским изданиям и успеха не имел.

Собрание сочинений Аблесимова издал Смирдин (Санкт-Петербург, 1849).

Преодолев влияние Сумарокова, Аблесимов отказывается от «высокого штиля» и один из первых в России выдвигает элементы реализма и народности (впервые изображается крестьянская среда).

Значение АБЛЕСИМОВ АЛЕКСАНДР ОНИСИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Аблесимов, Александр Онисимович, сатирик и популярный драматург второй половины XVIII века. Родился в 1742 году, происходил из бедной дворянской семьи, Галичского уезда, Костромской губернии. Образование А. получил элементарное, не выучившись ни одному иностранному языку. В 1758 году А. поступил на военную службу, которую покинул в чине прапорщика в 1766 году, определившись в комиссию по составлению проекта нового уложения. В 1770 году А. вновь поступил на военную службу и был в походе в Грузии, Имеретии и Мингрелии. В 1772 году А. снова оставляет военную службу с чином капитана и поступает экзекутором в московскую управу благочиния. Умер А. в 1783 году в большой бедности. Литературные наклонности проявились у А. благодаря влиянию Сумарокова , которому он переписывал сочинения. На литературное поприще А. выступил впервые в 1759 году в издаваемом Сумароковым журнале «Трудолюбивая Пчела» элегией: «Сокрылися мои дражайшие утехи». Поместив в этом журнале еще несколько мелких эпиграмм, А. долго не появлялся в печати. Только в 1769 году он выпустил собрание басен, назвав их «Сказками» и посвятив гр. А.П. Шувалову . В «Сказках» в сильной степени обнаруживается влияние Сумарокова. В 1769 — 70 годах А. сотрудничал в «Трутне» Новикова , где поместил несколько сатирических произведений — «Былей», без подписи или же под псевдонимом Азазес Азазесов. В 1769 году А. написал комедию в пяти действиях: «Подьяческая пирушка». Комедию, вследствие интриг писателя В.И. Лукина , постигла неудача: ее не удалось ни поставить на сцене, ни напечатать, она так и осталась ненапечатанной, и рукопись ее потеряна. До конца 70-х годов А. знали только небольшие литературные круги. В 1779 году А. сразу делается чрезвычайно популярным в самых широких слоях общества. Эту известность дала А. комическая опера — «Мельник, колдун, обманщик и сват», поставленная первый раз на сцене в Москве, 20 января 1779 года; музыка была составлена из русских песен Соколовским. «Мельник» имел громадный успех, постоянно ставился в Москве и Петербурге и не сходил с русской сцены до 30-х годов XIX столетия. Напечатанный впервые в Москве, в 1782 году, «Мельник» появился в 1783 году в «Росс. Феатре» и выдержал много изданий (последнее — М., 1890, и СПб., 1900). Ободренный успехом «Мельника», А. вслед за ним написал еще две комические оперы: «Счастье по жребию» (М., 1780) и «Поход с непременных квартир». Первая несоизмеримо слабее «Мельника», второй рукопись утрачена. «Счастье по жребию» не имело никакого успеха, и его не удалось поставить на сцене. «Поход с непременных квартир» был поставлен на сцене, и, по свидетельству «Драматического Словаря» 1787 года, пьеса «была довольно хорошо принята публикой; сочинитель показал в оной пьесе подробно все солдатские нужды, как искусившийся в сей части». В 1780 году А. выступил с аллегорическим диалогом «Странники», написанным для открытия Петровского театра в Москве. В 1781 году А., при содействии Новикова, стал издавать маленький сатирический еженедельный журнал — «Рассказчик забавных басен, служащих к чтению в скучное время или когда кому делать нечего». А. потратил массу энергии на журнал, заполняя его почти одними своими произведениями. «Рассказчик» успеха не имел и должен был прекратиться, просуществовав всего один год. А. — по преимуществу сатирик, но довольно крупной его заслугой является только «Мельник», где меньше всего сатирического элемента. В сатире А. нет захвата, силы; дальше обличения мелких общественных пороков он не шел, общественных язв только вскользь коснулся, хотя по своим воззрениям он должен быть причислен к передовым представителям тогдашней интеллигенции. Иногда довольно остроумная, сатира А. широкого общественного значения не имела. Первые сатирические произведения А. — «Сказки» и «Были» — по своему достоинству выше последующих. Не обладая большим литературным талантом, А. обладал самостоятельностью. Благодаря этому, начав литературную деятельность в тисках ложно-классицизма, А. уже в первых своих произведениях проявил элементы народности и реализма. Тяготение к жизни, народности и реализму особенно ярко вылилось в «Мельнике»: здесь изображен крестьянский быт, народные нравы, введен народный язык, много места уделено народной песне. В «Мельнике», однако, много и подражательности. Многие исследователи отрицают влияние иностранных образцов на «Мельника» на том основании, что А. не знал иностранных языков; но, несомненно, на этом произведении сказывается довольно ярко влияние французской комической оперы. А.Н. Веселовский указывает сходство в общем замысле «Мельника» с «Le Devin du village» Руссо, замечая, что А. мог быть знаком с этой пьесой в чьей-либо передаче. Русские подражания французским комическим операм уже были у нас до появления «Мельника». Французская комическая опера рисовала народ и народную жизнь в сильно разукрашенном виде. То же самое нужно сказать и о русской комической опере, не исключая и «Мельника». Тем не менее, комические оперы нанесли серьезный удар ложно-классицизму, и в этом видную роль сыграл «Мельник», вместе с «Деревенским праздником» В. Майкова , «Несчастьем от кареты» и «Сбитеньщиком» Княжнина , «Анютой» Попова , «Розальтом и Любимой» Николева и др. Сочинения А. изданы Смирдиным в 1849 году в одной книге с сочинениями Кострова . Это издание неполно и небрежно. В полном виде стихотворения А. напечатаны С.А. Венгеровым в первом томе его «Русской Поэзии» (СПб., 1879) с ценными статьями и примечаниями. Полный список литературы об А. дан также С.А. Венгеровым в первом томе его «Источников словаря русских писателей» (СПб., 1900). — Ср. А. Богумил, «Начальный период народничества в русской художественной литературе» (Киев, 1907). А.Г. Фомин.

Читайте также  Краткая биография Ли Куан Ю

Краткая биография аблесимов

Аблесимов Александр Онисимович [27.8(7.9).1742, Галичский у. Костромской губ.,- 1783, Москва], русский писатель. Родился в мелкопоместной семье. Лучшее произведение Аблесимова — комическая опера Мельник, колдун, обманщик и сват (пост. и изд. 1779), в которой изображён крестьянский быт, передан колорит народной речи. Музыка оперы составлена М. М. Соколовским из русских песен (с 1792 шла с музыкой Е. И. Фомина). Аблесимов писал также басни, комедии, сатирические стихи. Сотрудничал в сатирических журналах. Издавал журнал Разкащик забавных басенъ. (ч. 1-2, 1781).

Аблесимов Александр Онисимович (27.08[7.09].1742— 1783), писатель. Происходил из бедной дворянской семьи, Галичского у., Костромской губ. Образование Аблесимов получил только начальное. В 1758 Аблесимов поступил на военную службу, которую покинул в чине прапорщика в 1766, определившись в комиссию по составлению проекта нового уложения. В 1770 Аблесимов вновь поступил на военную службу и был в походе в Грузии, Имеретии и Мингрелии. В 1772 Аблесимов снова оставляет военную службу с чином капитана и поступает экзекутором в московскую управу благочиния. Умер Аблесимов в 1783 в большой бедности. Литературные наклонности проявились в Аблесимове благодаря влиянию Сумарокова, которому он переписывал сочинения. На литературном поприще Аблесимов выступил впервые в 1759 в издаваемом Сумароковым журнале «Трудолюбивая Пчела» элегией «Сокрылися мои дражайшие утехи». Поместив в этом журнале еще несколько мелких эпиграмм, Аблесимов долго не появлялся в печати. Только в 1769 он выпустил собрание басен, назвав их «Сказками» и посвятив гр. А. П. Шувалову. В «Сказках» в сильной степени обнаруживается влияние Сумарокова. В 1769—70 Аблесимов сотрудничал в «Трутне» Новикова, где поместил несколько сатирических произведений — «Былей», без подписи или же под псевд. Азазес Азазесов. В 1769 Аблесимов написал комедию в пяти действиях «Подьяческая пирушка». Комедию, вследствие интриг писателя В. И. Лукина, постигла неудача: ее не удалось ни поставить на сцене, ни напечатать, она так и осталась ненапечатанной, и рукопись ее потеряна. До к. 70-х Аблесимова знали только небольшие литературные круги. В 1779 Аблесимов сразу делается чрезвычайно популярным в самых широких слоях общества. Эту известность дала Аблесимову комическая опера «Мельник, колдун, обманщик и сват», поставленная первый раз на сцене в Москве, 20 января 1779; музыка была составлена из русских песен Соколовским. «Мельник» имел большой успех, постоянно ставился в Москве и Петербурге и не сходил с русской сцены до 30-х XIX столетия. Напечатанный впервые в Москве, в 1782, «Мельник» появился в 1783 в «Российском Феатре» и выдержал много изданий (последние — М., 1890 и СПб., 1900). Ободренный успехом «Мельника», Аблесимов вслед за ним написал еще две комические оперы: «Счастье по жребию» (М., 1780) и «Поход с непременных квартир». Первая несоизмеримо слабее «Мельника», рукопись второй утрачена. «Счастье по жребию» не имело никакого успеха, и его не удалось поставить на сцене. «Поход с непременных квартир» был поставлен на сцене и, по свидетельству «Драматического Словаря» 1787, пьеса «была довольно хорошо принята публикой; сочинитель показал в оной пьесе подробно все солдатские нужды, как искусившийся в сей части». В 1780 Аблесимов выступил с аллегорическим диалогом «Странники», написанным для открытия Петровского театра в Москве. В 1781 Аблесимов, при содействии Н. Новикова, стал издавать маленький сатирический еженедельный журнал «Рассказчик забавных басен, служащих к чтению в скучное время, или Когда кому делать нечего». Аблесимов потратил массу энергии на журнал, заполняя его почти одними своими произведениями. «Рассказчик» успеха не имел и должен был прекратиться, просуществовав всего один год. Аблесимов — по преимуществу сатирик, но довольно крупной его заслугой является только «Мельник», где меньше всего сатирического элемента. Первые сатирические произведения Аблесимова — «Сказки» и «Были» — по своему достоинству выше последующих. Начав литературную деятельность в тисках классицизма, Аблесимов уже в первых своих произведениях проявил элементы народности и реализма. Тяготение к жизни, народности и реализму особенно ярко вылилось в «Мельнике»: здесь изображен крестьянский быт, народные нравы, введен народный язык, много места уделено народной песне. Исследователи находят в «Мельнике» подражание французским комическим операм. Русские подражания французским комическим операм уже были в России до появления «Мельника». Французская комическая опера рисовала народ и народную жизнь в сильно приукрашенном виде. То же самое нужно сказать и о русской комической опере, не исключая и «Мельника». Тем не менее комические оперы нанесли серьезный удар классицизму, и в этом видную роль сыграл «Мельник» вместе с «Деревенским праздником» В. Майкова, «Несчастьем от кареты» и «Сбитенщиком» Княжнина, «Анютой» Попова, «Розальтом и Любимой» Николаева и др. Сочинения Аблесимова изданы Смирдиным в 1849 в одной книге с сочинениями Кострова.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Аблесимов Александр Онисимович [27 VIII (7 IX) 1742, Галичский у. Костромской губ.—1783, Москва]. Сын мелкопоместного служилого дворянина. Получил домашнее образование. В 1751 был записан в военную службу, где числился при Герольдмейстерской конторе. В 1756 по просьбе А. П. Сумарокова был переведен копиистом в только что организованный Российский театр. В 1758 начал действительную военную службу солдатом в артиллерии. В 1759 был произведен в подпрапорщики. В 1760—1762 в звании сержанта участвовал в Семилетней войне. В 1765 состоял фурмейстером. В 1766 был уволен в чине прапорщика. В 1767 определен на службу в Комиссию нового Уложения. Общение с М. И. Поповым, В. И. Майковым, Н. И . Новиковым, исполнявшими различные обязанности в комиссии, во многом определило литературный путь А. Свои первые стихотворные опыты — элегию «Сокрылися мои дражайшие утехи», эпитафию «Подьячий здесь зарыт» и шесть эпиграмм — А. напечатал в журнале А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела» (1759, июнь, сент.); эпиграммы ошибочно были перепечатаны Новиковым в числе произведений Сумарокова (см.: Сумароков А. П. Полн, собр. всех соч. М., 1787, ч. 9). В 1769 вышел сборник стихотворных басен А. под заглавием «Сказки Александра Аблесимова» (2-е изд. 1787). Историю его появления в печати А. в иронической форме изложил в письме к Новикову (см.: Трутень, 1769, л. 17). В другом письме к нему (л. 29) А. выступил с защитой и обоснованием принципов сатиры «на лицо». В том же журнале А. под псевдонимом «Азазез Азазезов» и анонимно поместил несколько своих сатирических стихотворений и статеек, в которых, подражая сатирам и басням Сумарокова, высмеивал щеголей, мотов, хвастунов, взяточников-подьячих; высмеял и своего литературного противника В. И. Лукина («Игрок, сделавшийся писцом», л. И; «Стыд хулителю», л. 13). В 1770 А. снова поступил на военную службу. В качестве адъютанта генерал-майора А. Н. Сухотина А. участвовал в походах против турок в Грузии, в осаде тур. крепости Поти. В 1772 А. вышел в отставку в чине капитана и поселился в Москве, где служил экзекутором в Управе благочиния. К кон. 1771 А. сочинил три комедии и одну комическую оперу в стихах: «. . .первая комедия „Подьяческая пирушка“ в пяти действиях, а другие в одном действии, все они довольно хороши, а некоторые явления и похвалы заслуживают, ибо в них находится много соли, остроты и забавных шуток» (Новиков. Опыт словаря (1772)). «Подьяческая пирушка» не сохранилась. А. прославился комической оперой (в 3-х д.) «Мельник — колдун, обманщик и сват» (1779; 4-е изд. 1792; муз. М. М. Соколовского, с 1792 исполнялась с муз. Е. И. Фомина), сочувственно изображавшей быт и правы крестьянства. Представленная впервые 20 января 1779 на Московском театре, эта пьеса шла в нем 22 раза подряд; в «. . .Вольном театре у содержателя г. Книппера была играна сряду двадцать семь раз; не только от национальных слушана была с удовольствием, но и иностранцы любопытствовали довольно; кратко сказать, что едва ли не первая русская опера имела столько восхитившихся спектатеров и плескания» (Драм, словарь (1787)). В Петербурге и Москве «Мельник. » периодически ставился до сер. XIX в. В роли мельника Анкудина прославились актеры A. Г. Ожогин (в Москве) и А. М. Крутицкий (в Петербурге). «Мельник. . .» вызвал к жизни многочисленные подражания. Анонимные оперы «Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная» (1788), «Невеста под фатою, или Мещанская свадьба» (1791), «Колдун, ворожея и сваха» (1789) И. Юкина, повторяя сюжетную схему оперы А., уступали ей в художественном отношении. Против «Мельника. »выступили поэты из кружков Д. П. Горчакова и Н. П. Николева (см.: Николев Н. Л. Творении. М., 1796, ч. 3, с. 383; Руа эпиграмма (1975), с. 142). B. В. Капнист в «Сатире I» (1780), назвав А. «Обвесимовым», включил его в «ослиный собор» плохих поэтов —- авторов бессмысленных стихов. «Ода похвальная автору „Мельника“» (см.: Рус. стих, пародия (1960), с. 112—114; автором ее, по-видимому, был Д. П. Горчаков) высмеивала «грубости» языка в пьесе А., осуждала изображение на сцене народных обрядов, исполнение народных песен. В 1779 была поставлена комическая опера А. «Счастие по жеребью» (в 1-м д.) (1780), но успеха не имела. Написанная тогда же комическая опера (в 3-х д.) «Поход с непременных квартир», впервые исполненная в Москве (с муз. Эккеля) 7 июня 1787, напечатана не была. Она была «довольно хорошо принята публикою. Г-н сочинитель показал в оной пиесе подробно все солдатские нужды, так как искусившийся в сей части» (Драм, словарь (1787)). Список пьесы сохранился в неполном виде (нет 3-го д.) (см.: Берков П. Н. Комическая опера А. О. Аблесимова «Поход с непременных квартир». — В кн.: Театр, наел. М., 1956, с. 189—224). К открытию нового Петровского театра в Москве А., по поручению театральной дирекции, сочинил аллегорический диалог «Странники» (Росийский театр, 1780, ч. 28), в котором провозглашалось, что сатира должна быть изгнана из комического театра. В 1781 при материальном содействии Новикова А. анонимно печатал в его типографии журнал «Разкащик забавных басень, служащих к чтению в скучное время. », в котором публиковал гл. о. свои сочинения, частично вошедшие в книгу «Сказки Александра Аблесимова», а также стихи И. Коростовцева я В. И. Майкова. В № 38, 40,. 41, 45, 46 и 51 А. поместил переписку Б. Фонтенеля с Э. Юнгом (1741), извлеченную из т. 3 анонимно изданной книги Ж.-Б.-К. Делиля де ла Саля «De la philosophie de la nature». B № 49 A. поместил ответ на «Оду похвальную автору „Мельника“». В. Г. Белинский, называя «Мельника. » «прекрасным народным водевилем», считал, что это произведение А. «и комедии Фонвизина убили все комические знаменитости, включая сюда и Сумарокова». Будучи гимназистом, Белинский сам участвовал в постановке этой оперы, исполняя роль мельника (см.: Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1953, т. 1, с. 53, 551; т. 3, с. 288). Факты из биографии А. легли в основу комедии Н. А. Полевого «Первое представление „Мельника — колдуна, обманщика и свата“». Реминисценции из «Мельника. » служат характерологическим целям в рассказе А. П. Чехова «По делам службы». А. умер в бедности. Собрание сочинений (неполное) А. издано А. Ф. Смирдиным (СПб., 1849).

Читайте также  Краткая биография драгунский

Словарь русский писателей XVIII века. Н.Д. Кочеткова и др. Выпуск 1 (А – И), Ленинград, Наука, 1988, с. 18-19.

Литература: Мерзляков А. Ф. Разбор оперы «Мельник». — Вестн. Европы,. 1817, N° 6; Венгеров. Словарь, т. 1 (1889); Тупиков Н. Сатира на Аблесимова. — Ежегодн. имп. театров. Сезон 1893/1894, Прил., кн. 2; Майков Л. Аблесимов А. О. — В кн.: Рус. биогр. словарь, т. «Аарон — имп. Александр И» (1896); Касторский В. В. Писатели-костромичи XVIII—XIX вв. Кострома, 1958; Ф. Г. Волков и рус. театр его времени. М., 1958; Стих, сказка (1969); Поэты XVIII в. Л., 1972, т. 2; Берков. История комедии (1977); История драм, театра, т. 1 (1977).

Далее читайте:

Сочинения:

Соч., СПБ, 1849; [Соч.], в кн. Русская комедия и комическая опера XVIII в., М.-Л., 1950.

Аблесимов Александр Онисимович

Краткие содержания

(1742-1783)

Родился Аблесимов Александр Онисимович (по некоторым данным — Анисимович) 27.08.1742 — драматург, писатель, сатирик, выходец из мелкопоместных дворян из не особо богатых помещиков, проживающих в Галичском уезде Костромской губернии.

Образование Александром было получено посредственное и еще, будучи ребенком, его записали в 1751 году на военную службу. По наступлению 1758 года он приступил в качестве солдата к прохождению действительной военной службы в артиллерийских войсках на Семилетней войне.

В 1759 году получил чин подпрапорщика. В период с 1760 года и до 1762 год, являясь сержантом, участвовал в походах до Франкфурта-на-Одере, Глогау, Бреславля и по Висле.

В 1765 году получил чин фурмейстера, а в 1766 году уволился прапорщиком. Так определяется служебная биография Аблесимова Александра Онисимовича. На основании того, что службу доводилось проходить в лейб-кампанской канцелярии, где начисто переписывал стихотворения А. П. Сумарокову, в Аблесимове смог пробудиться природный талант к литературе.

Из данной канцелярии Аблесимова перевели в комиссию для формирования уложений о наказаниях. Далее он поступил на службу, где являлся адъютантом А. Н. Сухотина, генерал-майора. Его Аблесимов сопровождал при походах в Мингрелию, Имеретию и Грузию. Также непосредственное участие принимал при блокаде крепости Турции Поти. В 1772 году, возвратившись в Россию, дослужился до чина капитана и перешел трудиться в качестве экзекутора в управу благочиния Москвы. В этой же должности писатель в Москве и скончался в 1783 году, будучи крайне бедным.

Со слов издателя и актера И. Зауйрвейда, бедность эта характеризуется фактом того, что получаемые за собственные пьесы серьезные гонорары и служебное жалование Аблесимов применял только в целях воспитания своей дочки.

Литературная его деятельность начата была с 1759 года в издании А. П. Сумарокова «Трудолюбивая пчела». Первой стала элегия под названием «Скрылись мои дорогие утехи» и веселый стих «Здесь подьячий закрыт». Далее Аблесимовым был напечатан сборник басен в стихотворном исполнении, получивший название «Сказки». В «Трутне» Новикова в 1769-1770 он разместил несколько сатирических статей и стихотворений, какие-то не имеющие подписи, какие-то под чудаковатым псевдонимом Азазез Азазезов. В данных произведениях Аблесимов в своей основе подражает басням и сатирам Сумарокова. Его круг обличаемых объектов широк: Щеголи, хвастуны, моты. В своей основе его языку не чужда выразительность, хотя явно ощутима определенная растянутость.

В 1779 году 20 января поставлена была первая довольно известная опера Аблесимова под названием «Мельник — обманщик, колдун и сват» с музыкальным сопровождением М. М. Соколовского, которая составлена была из русских песен. Сюжетная составляющая данной оперетки была взята непосредственно из жизни народа и являлась первой подобной демонстрацией русского быта. Оперу можно причислить к числу тех произведений XVIII столетия, относящихся к первым попыткам вливания народной струи в русский театр и литературу, которые до этого были заполнены французско-немецким псевдоклассицизмом.

В этом вопросе Аблесимов инициатором не являлся. Имеется информация, что еще в 1740 годах имела место постановка Колычева «комедии на музыке», которую автор взял «из русских древних сказок». Во времена Елизаветы, в вольном театре Головина, демонстрировалась «в нравах русских» комическая опера «Счастливая встреча, или Танюша», для которой текст писал Дмитревский, а музыку Ф. Г. Волков. Далее стали появляться идентичные оперы, среди которых «Анюта» Михайлы Попова (поставлена впервые 1772 году на музыку Фомина), «Перерождение» М. Матинского (1777). Но из всех тех опер, которые предшествовали «Мельнику» или последовали за ним (Княжкина «Сбитеньщик»), наибольшего успеха получилось добиться опере Аблесимова, и эти позиции она сохраняла еще и в первой половине 19-гостолетия.

У Аблесимова были и другие сочинения, в числе которых: оперетка «Странники» (1780), «Счастье по жребию» (1780), диалог-драма на открытие в Москве новоявленного Петровского театра. Не напечатанными и утерянными считаются такие комедии, как «Поход с квартир непременных» и «Подьяческая пирушка».

В 1781 году Аблесимовым в анонимном порядке в Москве издавался сатирический журнал под названием «Рассказчик забавных песенок, рекомендуемых к чтению при скуке или отсутствии дел», который серьезно уступал изданиям Новикова и как таковой, успеха не имел. Смирдин в 1849 году издал сборник сочинений Аблесимова.

Поборов влияние самого Сумарокова, Аблесимов старается отказаться от высокого штиля и первым на территории России выдвигает элементы народности и реализма, давая изображение крестьянской среде.

Аблесимов, Александр Онисимович

Аблесимов, Александр Онисимович

(Александр Анисимович) — даровитый сатирик и драматург второй половины XVIII в. Происходил из бедной дворянской семьи и родился около 1740 г. (в 1742 ?), умер в Москве в начале 1783 г. Образование получил самое ограниченное и еще в детском возрасте, в 1751 году, записан был в военную службу, но действительно начал ее лишь в 1758 г. солдатом по артиллерии; в 1759 г. произведен в подпрапорщики; с 1760 по 1762 г., в звании сержанта, находился в походах до Бреславля, Глогау и Франкфурта-на-Одере, а также по Висле; в 1765 году состоял фурмейстером, в 1766 году уволен с чином прапорщика; в 1767 г. определился в комиссию по составлению проекта нового уложения, но в 1770 г. снова поступил в военную службу и, находясь в штате генерал-майора А. Н. Сухотина, сопровождал его в походе в Грузию, Имеретию и Мингрелию, причем участвовал в блокаде турецкой крепости Поти; в 1772 г. возвратился в Россию и затем, достигнув капитанского чина, служил экзекутором при управе благочиния в Москве, где и умер. Аблесимов был женат; он жил и умер в бедности, оставив по себе дочь. Литературная деятельность Аблесимова началась в ранние годы его жизни, под несомненным влиянием А. П. Сумарокова, который покровительствовал ему и еще в 1759 г. печатал его стихотворения в своем журнале «Трудолюбивая Пчела». Под тем же влиянием написаны «Сказки» Аблесимова, вышедшие первым изданием в 1769 г., с посвящением графу А. П. Шувалову. В 1768 году Аблесимов сочинил комедию в 5-ти действиях в прозе: «Подьяческая пирушка», желал напечатать ее в журнале «Всякая Всячина», 1769 г., и поставить на сцену; но редакция журнала отклонила его предложение, а на театр пьеса не была принята, по-видимому, по интригам писателя В. Я. Лукина. Зато Аблесимов осмеивал его прозой и стихами в «Трутне», 1769 г.; комедия же не была напечатана и не сохранилась в рукописи. Крупные литературные успехи Аблесимова относятся уже к последним годам его жизни. В 1779 г. он поставил на московском театре комическую оперу в трех действиях: «Мельник, колдун, обманщик и сват», с музыкой Соколовского; она имела большой успех. Содержание ее было взято из народной жизни, действующие лица говорят простой народной речью, и самая музыка заимствована из народных напевов; «Мельник» был игран с большим успехом не только в Москве, но и в Петербурге, где исполнялся как на придворном театре, так и на частном, который содержал Книппер; вообще «Мельник» не сходил со сцены до 20-х годов нынешнего века, даже возобновлялся позже и вызвал много подражаний; первое издание «Мельника» появилось в Москве в 1782 г. и впоследствии было неоднократно перепечатываемо. Другая комическая опера Аблесимова, в одном действии, «Счастие по жребию», с сюжетом так же из русского быта, не была представлена, но появилась в печати в 1779 г. Наоборот, третья его комическая опера, в трех действиях, «Поход с непременных квартир», с музыкой Эккеля, не была напечатана, но исполнялась в Москве. По свидетельству «Драматического Словаря» 1787 г., она была «довольно хорошо принята публикой; сочинитель показал в оной пьесе подробно все солдатские нужды, как искусившийся в сей части»; рукопись этой пьесы не сохранилась. Кроме того, Аблесимов сочинил, для открытия нового Петровского театра в Москве, аллегорический диалог «Странники», напечатанный там же, в 1780 году. В течение 1781 г. Аблесимов, при материальном содействии Н. И. Новикова, издавал в Москве еженедельник под заглавием: «Рассказчик забавных басен, служащих к чтению в скучное время или когда кому делать нечего». Журнал этот наполнялся по большей части сочинениями самого издателя, который печатал здесь сатирические сказки в стихах (частью переделанные из его же прежних сказок) и прозаические рассказы про взяточников, игроков, кокеток и т. и., а также вел полемику со своими литературными противниками, которые находили его сатиру слишком резкой, а тон его произведений — слишком грубым. С этой же точки зрения некоторые нападали и на «Мельника», но большинству публики пьеса правилась своей близостью к народной жизни. Должно, впрочем, сказать, что изображение народности в произведениях Аблесимова хотя и отличается живостью, однако совершенно чуждо идеальной подкладки: это — писатель-реалист в самом прямом значении этого слова, способный только изображать действительность без всяких рассуждений; но кругозор его наблюдений не отличается широтой. Собрание сочинений Аблесимова было издано только однажды, в Смирдинском издании русских авторов, в С.-Петербурге, 1849 г., но оно очень неполно.

Читайте также  Краткая биография теккерей

Сведения о жизни его можно найти: в «Опыте словаря о российских писателях» Новикова, по перепечатке Ефремова, стр. 7; в «Словаре светских писателей» митр. Евгения, ч. I, стр. 1 и 2; в Энциклопедическом Словаре, т. I, стр. 92 и 93 (где приведены данные из его формулярного списка); в журнале Зауервейда: «Russische Theatralien», 1784 г., откуда статья переведена в «Летописях рус. литературы и древности» Тихонравова, т. І, отд. 3, стр. 200—202. Статья о нем Макарова в «Репертуаре рус. театра», 1841 г., ч. II, не заслуживает доверия. — О сочинениях Аблесимова см. разбор «Мельника» из лекций Мерзлякова в «Вестнике Европы», 1817 г., № 6, и замечания Незеленова в книге «Литературные направления в Екатерининскую эпоху», стр. 68, 69; кроме того, в «Драматическом словаре», 1787 г., по перепечатке 1881 г., стр. 77, 78, 108, 159 и 160; в «Истор. разыскании о рус. поврем. изданиях» Неустроева, стр. 319—324; в «Материалах для русской библиографии» Губерти, вып. II, стр. 36—38, 58—73.

Аблесимов, Александр Онисимович

— писатель; род. в 1742 г. в семье небогатого помещика Костром, губернии, образование получил очень незначительное, и только благодаря тому, что попал на службу в лейб-кампанскую канцелярию и переписывал набело служившему там Сумарокову стихи его, в А. пробудились природные способности к литературному творчеству. Из этой канцелярии А. перевелся в комиссию для составления нового уложения, затем поступил на военную службу, был адъютантом ген. Сухотина и, дослужившись до капитанского чина, перешел экзекутором в моск. управу благочиния. В этой должности А. и † в 1783 г., в крайней бедности, так как жалованье и довольно значительный гонорар за свои пьесы употреблял исключительно на воспитание единственной дочери. Литературную деятельность свою А. начал в 1759 г. в «Трудолюбивой пчеле» Сумарокова элегией «Сокрылися мои дражайшия утехи» и шуточным стихотворением «Подьячий здесь зарыт». Затем А. напеч. сборник стихотворных басен под заглавием «Сказки» (СПб., 1769), а в Новиковском «Трутне» 1769—70 г. поместил ряд сатирич. стихотворений и статеек, частью без подписи, частью под псевдонимом Азазеза Азазезова. В этих своих произведениях А. по преимуществу подражает сатирам и басням Сумарокова; круг обличения его не обширен: подьячие, моты, хвастуны, щеголи; язык местами не лишен выразительности, но в общем страдает некоторой растянутостью. 20 января 1779 г. впервые поставлена была знаменитая комическая опера А. «Мельник колдун, обманщик и сват» (М., 1782, 1817, 1886; СПб., 1831 и чаще) с музыкою Соколовского, составленною из русск. песен. Это одна из тех «народных» опер прошлого столетия, которые принадлежат к числу первых попыток влить струю народности в русскую литературу и театр, заполоненные немецко-французским псевдоклассицизмом. А. не был в этом инициатором. Есть известие, что еще в 1740-х годах поставлена была «комедия на музыке» Колычева, взятая автором «из древних русск. сказок»; при Елизавете в Головинском «вольном театре» дана была комич. опера «в русск. нравах» «Танюша, или Счастливая встреча», текст которой был написан Дмитревским, а музыка Ф. Г. Волковым; затем появились такие же оперы Михайлы Попова «Анюта» (впервые поставлена в 1772 с музыкою Фомина), Михаилы Матинского «Перерождение» (1777). Но из всех опер, «Мельнику» предшествовавших и за ним последовавших («Сбитеньщик» Княжнина), опера А. имела наибольший успех, который она сохранила и в первой половине текущего столетия. Другие соч. А.: «Счастье по жребию» (М., 1780), оперетка «Странники» (М., 1780), драматич. диалог на открытие нового Петровского театра в Москве. Не напечатаны и утеряны комедии «Подьяческая пирушка» и «Поход с непременных квартир». В 1781 г. А., без означения своего имени, издавал в Москве сатирич. журнал: «Раскащик забавных басен, служащих к чтению, в скучное время; или когда кому делать нечево», который далеко уступал Новиковским изданиям и успеха не имел. Собрание соч. А. издал Смирдин (С.-Петербург, 1849).

Аблесимов, Александр Онисимович

— даровитый сатирик и драматург, род. около 1740, ум. в Москве в начале 1783. С 1758—1772 г. состоял на военной службе, а затем служил в Москве при управе благочиния. Написал текст знаменитой в свое время комической оперы на сюжет из русского народного быта: «Мельник, колдун, обманщик и сват» (с музыкой Фомина; Москва, 1779); а также опер «Счастье по жребию» (представлена не была, напечатана в 1779); «Поход с непременных квартир» (с музыкой Эккеля; исполнялась в Москве). Собрание сочинений А. было издано Смирдиным, СПб. 1849.

Аблесимов, Александр Онисимович

(1742—1783) — сатирик и драматург; вышел из бедной дворянской семьи, образование получил, даже по тому времени, скудное. В молодости был на военной службе, в малых чинах. Жил в большой бедности, особенно последние годы. А. писал басни, названные автором «сказками», комедии, комические оперы, сатирические стихи, сотрудничал в журналах Сумарокова и Новикова, и сам издавал журнал «Разкащик». Известность пришла к А. поздно и ненадолго. В начале литературной деятельности Д. находился под влиянием Сумарокова, но в лучшем своем произведении, комической опере «Мельник, колдун, обманщик и сват», имевшей в свое время успех, влияние это преодолено. Значение А. в том, что в его произведения внесены, хотя и в очень скромных размерах, элементы реализма и народности. Причина отхода А. от «высокого штиля» та, что литература его времени впервые стала просачиваться из придворных кругов в массу и нащупывать нового потребителя. В «Мельнике» изображен крестьянский быт, даны народные песий, язык диалога живой, близкий к народному. В эпоху господства ложноклассицизма все это было ново и свежо.

Лит.: Соч. А. изд. Смирдиным в одной книге с соч. Кострова (СПб, 1849), стих, в I т. Русской Поэзии С. Венгерова, в «Дешевой Библиотеке» Суворина. Об А. см. Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. I, СПб, 1889, и в Источниках словаря русских писателей, т. I, СПб, 1900.

Аблесимов, Александр Онисимович

[1742—1783] — драматург-сатирик, из мелкопоместных дворян. Печататься начал с 1759 в «Трудолюбивой пчеле» Сумарокова. А. писал комические оперы, басни, сатирические сказки. Наибольший успех имела комическая опера «Мельник, колдун, обманщик и сват» [1779]. Преодолев влияние Сумарокова, А. отказывается от так наз. «высокого штиля» и один из первых у нас выдвигает элементы реализма и народности (впервые изображается крестьянская среда).

Библиография: I. Собр. сочин., изд. (неполно) в одном томе Смирдиным, 1849; Стихи в «Русск. поэзии» Венгерова, т. I, СПб., 1897.

II. Список произведений: Венгеров С. А., Источники словаря русск. писателей и ученых, СПб., 1910.; Eго же, Кркт.-биогр. словарь, СПб., 1915.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: