Краткая биография берроуз

Эдгар Берроуз

Биография

Эдгар Берроуз – американский писатель, известность которому принесли произведения «Тарзан» и «Марсианские хроники». Писатель входит в число самых знаменитых авторов 20 века. Создатель фантастических романов и детективов был знаменит при жизни, но после смерти интерес к его произведениям утих. Книги Берроуза легли в основу популярных кинокартин, выпускаемых кинематографом и сегодня.

Детство и юность

Эдгар Райс Берроуз родился в городе Энсино, штат Калифорния, 1 сентября 1875 года в семье бывшего военного. Отец мальчика отстаивал честь страны в составе армии Северного союза, а по завершении боевых действий стал бизнесменом. Семья Берроуз была многодетной, Эдгар оказался четвертым по старшинству. Когда подошло время для получения образования, выяснилось, что школа Браун, на которую имели планы родители мальчика, закрыта на карантин из-за эпидемии дифтерита.

Писатель Эдгар Берроуз

Так Эдгар оказался в Маплхерстовкой школе для девочек. Затем он перевелся в Эндоверскую школу при Гарварде. Юноше нравилась перспектива карьеры в военной сфере, поэтому в качестве вуза он выбрал Мичиганскую военную академию. Закончив ее в 1895 году, он заручился поддержкой высокопоставленных знакомых отца, чтобы поступить в высшую военную академию Вест-Поинт. Рекомендации не помогли молодому человеку успешно сдать вступительные экзамены, поэтому он отправился на службу.

Эдгар Берроуз оказался в Аризоне и с 1896 по 1897 годы служил в 7-й Конной Армии США. Затем он стал полицейским в запасе в Иллинойсе. Завершив военную карьеру в 1898-м, будущий писатель поселился в Айдахо. Там он открыл лавку по продаже бумаги для печатных машин. Эдгар оказался не столь удачливым финансистом, как отец, поэтому последующее десятилетие его дом томился в бедности.

Эдгар Берроуз в молодости

Гражданская карьера не складывалась. Он был работником компании, связанной с горной промышленностью, пробовал себя в качестве полицейского на железной дороге и менеджера стенографического отдела. Мужчина даже был партнером рекламного агентства и фирмы продаж. В зрелом возрасте Эдгар Берроуз решил в корне поменять жизнь. Это положило начало его творческой биографии. Оказалось, что бывший военный отлично владеет слогом, поэтому призвание нашел в журналистике и крупных жанрах.

Книги

Первые литературные опыты Берроуза датированы 1912 годом. В этот период автор создал роман «Принцесса Марса». Главным героем стал Джон Картер, попавший на планету Марс. Журнал All Story опубликовал часть произведения на своих страницах в 1912-м.

Антонио Сабато в роли Джона Картера в экранизации романа Эдгара Берроуза «Принцесса Марса»

Эдгар Берроуз стал невероятно плодовитым автором. Создание персонажа, оказавшегося на побережье Африки и известного публике как Тарзан, принесло ему известность. Цикл открыл роман «Тарзан, приемыш обезьян», а отдельная книга о герое была издана в 1914 году. Серия повествований об этом персонаже послужила основой для кинокартин, мультфильмов и компьютерных игр. История о лорде, вынужденном выживать в прериях джунглей, остается привлекательной и сейчас.

Так называемый Марсианский цикл литературоведы называют Барсумским. Это серия книг, рассказывающая о приключениях Джона Картера, оказавшегося на Марсе, в мире под названием Барсума. Всего марсианские хроники включают в себя 11 произведений. В число любимых читателями романов вошли «Боги Марса» и «Джон Картер – марсианин».

Писатель Эдгар Берроуз

Вниманием пользовался и роман «Земля, позабытая временем», выпущенный как самостоятельное произведение. Критики и поклонники Берроуза отмечали новизну сюжета и особенности вселенной, описываемой автором.

Сделав литературу делом своей жизни, Эдгар Берроуз выпускал по 3 книги в год, чтобы обеспечить существование себе и своей семье. Экранизации произведений стали приносить дополнительный доход. Привыкший к роскоши Берроуз видел в фильмах по его произведениям возможность увековечить сюжеты и финансовую выгоду.

Джонни Вайсмюллер в роли Тарзана в экранизации романа Эдгара Берроуза «Тарзан: человек-обезьяна»

Дебютный фильм о Тарзане, выпущенный на экраны в 1918 году, не произвел фурора, на который рассчитывал автор. Зато ленты, снятые после 1930-х, имели большой успех. Главную роль в них исполнял Джонни Вайсмюллер, чемпион Олимпийских игр по плаванию. Его участие имело большое значение для публики и обеспечивало кассовые сборы.

Книги Берроуза пользовались большим спросом. В 1929 году писатель учредил компанию Edgar Rice Burroughs Inc. и стал самостоятельно публиковать и переиздавать свои произведения. Библиография Эдгара Берроуза насчитывает 26 романов о Тарзане, 7 книг о Пеллюсидаре, цикл о приключениях на Марсе и множество фантастических рассказов и повестей. Сам писатель воспринимал свое творчество как литературу примитивного жанра.

Книги Эдгара Берроуза

Не помышляя о влиянии, которое имели его книги, он находил в ней самовыражение и способ заработка. Произведения американского прозаика послужили фундаментом для развития жанра фантастики в литературе США. В числе его последователей сегодня называют Джона Нормана и Отиса Клайна.

Отдельное место в жизни Берроуза занимала журналистика, которой он посвятил себя в качестве корреспондента, работая на передовой во время Второй мировой войны.

Личная жизнь

В 1900 году фантаст женился на Эмме Хулберти. Личная жизнь мужчины на тот момент складывалась удачнее карьеры. В браке у Берроуза появились трое детей: 2 сына и дочь. С женой литератор развелся в 1934-м. Любопытно, что за год до этого Берроуза избрали мэром Калифорнии-Бич.

Эдгар Берроуз и его жена Флоренс

В 1935 году писатель женился на Флоренс Гилберт, но брак распался в 1942-м.

Будучи поклонником комфортной жизни и получив первые большие гонорары, Эдгар Берроуз купил ранчо в долине Сан-Фернандо, ставшее позднее «городом» Тарзана.

Смерть

Став военным журналистом, писатель не боялся опасностей, которые окружали его на фронте. Давала знать о себе военная карьера. Его называли самым старым и известным корреспондентом. Писатель, которому было за 60 лет, не всегда выдерживал эмоциональное напряжение и стрессы. Они сказались на его здоровье.

Могила Эдгара Берроуза

Эдгар Берроуз скончался 19 марта 1950 года. Причиной смерти стала сердечная недостаточность. После того как фантаста не стало, интерес к его книгам снизился. Вторая волна популярности настигла произведения в конце 20 – начале 21 века. Этому способствовало возрождение компании, основанной автором. Книги снова начали выпускаться, и это поддержало спрос. В то же время творчество Берроуза стали исследовать литературоведы. Фото прозаика стали появляться в учебниках.

Уильям Берроуз: знаменитый писатель, убийца, гей и наркоман

Итак про Берроуза.

Уильям родился 5 февраля 1914 года в Сент-Луисе, штат Миссури вторым ребенком в семье в семье Мортимера и Лауры Ли Берроуз, у него был старший брат Морт, названный в честь отца. В детстве Уильям Берроуз не отличался ни здоровьем, ни общительностью. Он учился в довольно прогрессивной школе, но из-за особенностей своего характера не мог ужиться со сверстниками, в связи с чем постоянно слышал в свой адрес что-то типа: «Да этот парень выглядит, как овца, загрызшая волка» или «Он похож на ходячего мертвеца». Одним из наиболее ярких впечатлений детства явился роман Джека Блэка «Ты не можешь выиграть», мемуары наркомана, описывающего свое криминальное прошлое. Прочтя эту книгу в возрасте 13 лет, Уильям Берроуз был восхищен чувством товарищества, возникшим между действующими лицами-преступниками, которого он не наблюдал у местных мошенников. Для укрепления здоровья в 29 году Уильям Берроуз был направлен в школу, расположенную в Лос-Аламосе, Мехико. Вообще же за время своей учебы Уильям сменил три школы.

В период с 1932 по 1936 года Уильям Берроуз учится в Гарвардском Университете на факультете английского языка. Не стесненный в денежных средствах, получаемых от родителей, он много путешествует.

Слева направо: Люсьен Карр, Джек Керуак, Аллен Гинзберг, Уильям Берроуз.

В канун Рождества ’43 в Нью-Йорке Уильям Берроуз знакомиться с Аленом Гинсбергом, Джеком Керуаком и Люсьеном Карром, почти годом позже он встречает журналистку Колумбийского Университета Джоан Волмер. Являясь в компании старшим, Уильям Берроуз принимает на себя роль лидера, всячески поощряет друзей в их творческих попытках. Вместе со своим приятелем по Гарварду Келзом Элвинсом он написал несколько скетчей, с Керуаком завершил короткий роман в духе Хаммета, все эти работы были отвергнуты издателями, и Уильям Берроуз о себе как о писателе не думал. В поисках себя как личности он сознательно склонился к криминальной жизни. Надеясь, что в обществе уголовников он будет чувствовать себя как дома, Уильям Берроуз занялся скупкой краденного, начал торговать наркотиками и открыл для себя морфий. В 1946 его арестовывают, он разводится с Ильсе и в последствии вместе с Джоан Волмер перебирается в Техас, где год спустя у них родился сын Уильям Берроуз Младший. Так как Уильям Берроуз сидел на морфии, а Джоан на бензедрине, им приходилось постоянно переезжать с места на место в поисках легко доступных наркотиков. Устав от такой жизни, в 1948 Уильям Берроуз добровольно ложится в федеральную клинику по реабилитации наркоманов, но без результата.

Весной 1950 года его навестил Келз Элвинс и предложил, освежив память, написать книгу, правдиво рассказывающую о наркотическом опыте. Увлеченный этой идеей Уильям Берроуз составил ежедневное расписание и, помогая себе инъекциями морфия, начал работу. Книга была закончена к декабрю и получила название «Джанки». Рукопись Уильям Берроуз отправил в Нью-Йорк Люсьену Кару, а в 1953 выступавший одновременно агентом Уильяма Берроуза и Керуака Гинсберг смог опубликовать книгу в мягкой обложке под псевдонимом «Уильям Ли» и мрачной пометкой «Исповедь неисправимого наркомана». 6 сентября 1951 года после затяжной ночной попойки Уильям Берроуз предлагает жене поиграть в Вильгельма Телля и поставить на голову стакан. Но промахивается и нечаянно убивает Джоан. Обвиненный в преступной неосторожности Уильям Берроуз был сослан в Мехико. Опеку над сыном приняли его родители, забрав к себе во Флориду. В последствие выпущенный под залог Уильям Берроуз отправился в Южную Америку на поиски наркотика «ядж», так называемого «вина смерти». В своих письмах Гинсбергу он описывает города, джунгли, горы Эквадора и Перу. В 1963 эти заметки были обобщены и опубликованы в «City lights» под названием «Письма о ядже», которые, как думал Уильям Берроуз после успеха романа Олдоса Хаксли «Двери восприятия»(1954), должны заинтересовать читателей.

После того как он покинул Южную Америку, Уильям Берроуз осел в Тэнгере, где мог жить довольно дешево и легко доставать наркотики. Он говорил, что смерть жены сделала его литератором. Он чувствовал, что был одержим захватчиком, «Уродливым духом» , который контролировал его поступки во время того инцидента и обрек его на пожизненную борьбу, в которой Уильям Берроуз не имел другого выбора кроме как писать.

В феврале 1957 навестить друга в Тэнгер приехал Керуак, сразу начавший набирать на машинке сотни рукописных страниц новой книги Уильяма Берроуза, которую Джек назвал «Голый завтрак». В процессе написания Уильям Берроуз говорил, что он «раз и навсегда высрал свое образованное начало. В этом причина того, что я говорю самые ужасные вещи, о которых могу думать. Понимая, что самое ужасное, грязное, смешное, отвратительное и унизительное положение возможно. «

Джек Керуак и Уильям Берроуз.

Уильям Берроуз продолжал работать над книгой вплоть до ее публикации в 1959 году, считав ее авантюрным романом, повествующем об своем альтер-эго, Уильяме Ли. Как замечает биограф Тед Морган, Уильям Берроуз расширил «новое видение» писателя, предложенное Гинсбергом и Карром, как преступник и создатель «рискованной литературы». «Голый завтрак» является одной из основных работ Уильям Берроуза. Написанный как поток сознания, это ночной кошмар, населенный секретными агентами, сумасшедшими докторами, гангстерами, зомби, фаллическими монстрами, вампирами и инопланетянами, вовлеченными в садомазохистские оргии, перевоплощения и межпланетные войны. Сжатость и спешность повествования, фрагментация текста вызывают аналогии со скачущей жизнью наркомана то и дело прерываемой ломками. Уильям Берроуз рассматривает зависимость как основную причину неограниченного употребления наркотиков. Политика, религия, семья, любовь — все это разные формы зависимости, рано или поздно все социальные порядки, нормы и устои утратят свое значение, потерпевшие крах национальные государства перейдут под контроль наркоманов. Его нигилистический юмор, мистическая насыщенность, крепкая сатира в отношении общества и блестящий стиль получили признание критиков, в 1962 году американский писатель Норман Мэйлер заявил, что Уильям Берроуз «в принципе, единственный из ныне живущих американских романистов, наделенный гением». Несмотря на это роман «Голый завтрак», написанный откровенно сексуальным языком и полный абсурдных образов, был подвергнут запрету вплоть до 1966 года.

Читайте также  Краткая биография роллан

Практически ставший классиком Уильям Берроуз и его творчество до сих пор вызывают споры и разногласия в оценке. Кто-то считает его величайшим моралистом со времен Джонатана Свифта, другие обвиняют в порнографии и игре на низменных чувствах. В 1959-м он всерьез принимается за изучение и научное обоснование изобретенной им техники «нарезки» (cut-up). Метод заключался в том, что страница текста разделялась на четыре части, которые менялись местами. Таким образом Берроуз «реорганизовал» множество своих предыдущих текстов. Новые комбинации слов и предложений вылились в два романа: «Нова экспресс» и «Билет, который лопнул».

В 70-х на основе этого метода возникает техника сэмплирования, и благодарные музыканты вплоть до смерти Берроуза в 1997-м приглашали его для совместной работы. Группа Nirvana даже записала его голос в одной из своих песен.

«Мертвые азотистые улицы старой съемочной площадки: бумажная луна и кисейные деревья а в черно-серебристом небе громадные прорехи как будто мировой покров упал дождем блестящих кинохлопьев: Двадцатые годы кренясь промчались по темнеющим городам в черных «кадиллаках» отхаркивая кинопули ускоренного времени:» (Уильям Берроуз, «Билет, который лопнул»)

На протяжении всей своей жизни Берроуз был символом сменяющихся поколений. От культуры битников к контркультуре 60-х, от панк-движения 70-х к киберпанку 80-х, а затем – к постиндустриальной культуре 90-х.

Уильям Ьерроуз и Франциск Бакон в Лондоне,1989 год .

Наверное, в XX веке не было ни одного литератора, режиссера или музыканта, который не назвал бы произведения Берроуза первыми в ряду своих вдохновителей. На основе его экспериментов с самим собой английские врачи написали работу, получившую название «Смещение: свидетельство болезни», рассказывающую о способах лечения привязанности к героину.

Берроуз пережил не только свою жену, но и сына, и, несмотря на регулярное употребление героина, умер в возрасте 83 лет. Правда, в последние годы жизни он, говорят, был часто бит, так как делал предложения личного характера любому понравившемуся ему существу женского или мужского пола…

Произведения Берроуза:

* Джанки / Junkie (1953, рус. перевод 1997)

* Пидор / Queer (нап. 1951—1953, опубл. 1985, рус. перевод 2002)

Новелла является одним из примеров раннего стиля Берроуза, ещё достаточно традиционного и «сюжетного»; однако, здесь уже заметны и предпосылки для возникновения стиля «Голого завтрака» (длинные монологи, странности в развитии сюжета). Первоначально «Пидор» был написан как часть «Джанки», когда тот казался Берроузу недостаточно длинным и увлекательным. В дальнейшем писатель потерял интерес к этой своей рукописи и оставил её неопубликованной. Кроме того, произведение с подобным содержанием (сильный гомосексуальный подтекст) было бы затруднительно опубликовать в 50-е годы. В 1985 году произведение было опубликовано со специально дописанным к нему вступлением.

* Голый завтрак / The Naked Lunch (1959, рус. перевод 1997)

* Мягкая машина / The Soft Machine (1961, рус. перевод 1999)

«Мягкой машиной» в контексте романа называется человеческое тело; главной его темой является взаимоотношение тела с механизмами. Среди книг, фрагменты которых в результате «нарезок» вошли в «Мягкую машину», — «Бесплодная земля» Тома Элиота и «Буря» Уильяма Шекспира. К основному тексту в книге добавлены три приложения — в первом автор разъясняет значение фразы «Мягкая машина», во втором и третьем Берроуз описывает произошедший с ним случай передозировки апоморфина; писатель приводит теорию, согласно которой передозировка наркотиков является нарушением обмена веществ, и рассказывает, как он преодолел это.

* Билет, который лопнул / The Ticket That Exploded (1962, рус. перевод 1998)[6]

* Разговор мёртвых пальцев / Dead Fingers Talk (1963)

* Нова Экспресс / Nova Express (1964, рус. перевод 1998)[6]

* Дикие мальчики / Wild Boys (1971, рус. перевод 2000)

В основе романа лежит история о группе подростков-мародёров, которые терроризируют население Северной Африки. В «Диких мальчиках» пояляется несколько персонажей из предыдущих книг Берроуза, в том числе Эй-Джи из «Голого завтрака». Стиль автора в этой книге по прежнему остаётся рваным, непонятным, в некоторой степени бессюжетным или «анти-сюжетным».

* Порт святых / Port of Saints (1973, рус. перевод 2003)

* Города красной ночи / Cities of the Red Night (1981, рус. перевод 2003)[7]

* Пространство мёртвых дорог / The Place of Dead Roads (1983, рус. перевод 2004)[7]

* Западные земли / The Western Lands (1987, рус. перевод 2005)[7]

* Моё образование: книга снов / My Education: A Book of Dreams (1995, рус. перевод 2002)

Некоторые цитаты Берроуза:

Молодёжь — это чуждый вид. Они не хотят свергнуть нас революционным путём. Они забудут нас будто нас вовсе не существовало.

Что произойдёт если все дремучие, тупые, лицемерные законы, принятые насосавшимися виски законодателями разных штатов, на самом деле начнут применяться, да еще вместе со всеми федеральными и городскими законами? Если каждого бизнесмена, недоплатившего один доллар налогов, задержат и посадят в тюрьму? Если задержат и посадят всех, кто нарушил закон о наркотиках? Если задержат и посадят всех нарушителей законов, запрещающих секс между взрослыми людьми по обоюдному согласию? Сколько человек окажутся за решёткой?

Ничто не случайно для человека знания: все, что он видит и слышит, находится на своем месте в свое время и ждет быть увиденным и услышанным.

Обезьяньи головы, пересаженные на обезьяньи тела, могут жить еще в течение недели. Технически трансплантация головы у человека осуществима, но с научной точки зрения это не имеет никакого смысла.Всё, что делает человека человеком, чувства и душа стёрлись на этом лице. Не осталось ничего кроме плотских нужд и плотских удовольствий. Такие лица я видел в потаённых палатах больниц для умалишённых. Люди которые живут чтобы жрать срать и мастурбировать.

Rolling St one № 155, 1974

Эдгар Берроуз: биография, фото и интересные факты

Эдгар Райс Берроуз – известнейший американский писатель-фантаст ХХ века, создатель Тарзана и Джона Картера. Его книги до сих пор помнят, читают и любят. О жизни и творчестве писателя подробно поговорим в этой статье.

Детство и юность

Эдгар Берроуз родился в самом скандальном городе США – Чикаго. Произошло это знаменательное событие 1 сентября 1875 года. Отец будущего писателя был бизнесменом – производил гальванические элементы и занимался винокурением. В молодости воевал на стороне Северного союза, получил звание ветерана гражданской войны.

Эдгар появился на свет четвертым в семье. Его старшие браться были отправлены учиться в Йельский университет, а он попал в школу Браун. Но вскоре разгорелась эпидемия дифтерита, и учебное заведение закрылось на карантин. После этого маленького Эдгара сначала перевели в гимназию для девочек, а потом уже в Эндоверскую гарвардскую школу, где его учили латыни и греческому. По окончании этого учебного заведения он поступил в военную академию. В эти годы будущий писатель планировал связать свою жизнь с армией.

Несостоявшийся военный

В 1895 году Эдгар Берроуз оканчивает академию и начинает готовиться к поступлению в Вест-Поинт, самое именитое учреждение США, готовящее военных. Отец помог ему найти поддержку у Эдгара Уилсона, чикагского конгрессмена, написавшего юноше сопроводительное письмо с рекомендациями. Но молодой Берроуз недостаточно серьезно отнесся к экзаменационной подготовке и провалил вступительный тест. Это закрыло ему путь в высшее военное руководство.

Из-за своей неудачи будущий писатель в 1896 году отправляется на службу в седьмую Конную Армию США. Но военным пробыл всего год, а затем ушел в запас.

Женитьба

С 1918 по 1919 год Эдгар Берроуз работал полицейским в штате Иллинойс, а затем перебрался на постоянное место жительства в Айдахо. Здесь он открывает свой бизнес – небольшой магазин по продаже бумаги. Несмотря на это он продолжал нуждаться в деньгах.

1900 год стал для писателя знаменательным – он взял в жены Эмму Халберт. Брак продолжался до 40-х годов. За это время у четы родилось трое детей. Эдгар был несчастлив в семейной жизни, и в итоге супруги развелись.

Поиски призвания

До 1910 года семья Берроуза жила в бедности. За это время будущий писатель сменил несколько профессий. Сразу после приезда в Айдахо Эдгар решил попробовать себя в горнодобывающей промышленности, но это не принесло никакого успеха. Из-за денежных трудностей ему пришлось вновь вернуться на службу в полицию, где он проработал до 1906 года, пока не поступил менеджером в крупную компанию Чикаго. Но и здесь Эдгар Берроуз не может заработать достаточно, чтобы обеспечить семью.

В 1908 году он опять меняет сферу деятельности и уходит в рекламное агентство, которое покидает через года, снова став менеджером. Но в следующем году у Берроуза новая служба – в фирме продаж. После этого сменил работу еще трижды. Все это время находился в поисках себя и своего призвания, но не забывал и о необходимости зарабатывать на жизнь.

1913-й становится для Берроуза переломным. Он начинает писать статьи для журналов и газет. Берроуз наконец-то понимает, что нашел свое призвания. Осознает, что может писать и низкосортную, и серьезную литературу, которая будет публиковаться и пользоваться популярностью. После 30 лет началась писательская карьера автора.

Последующие годы и смерть

Очень быстро после этих событий разбогател Эдгар Райс Берроуз. Книги писателя стали пользоваться невероятной популярностью. И в 1919 году он смог купить огромное ранчо в Сан Фернандо, где поселился со своей семьей. Очень быстро писатель привык к роскошной жизни. Но основным источником его заработка были книги, поэтому Берроуз писал несколько романов в год. С ростом популярности доход стали приносить экранизации произведений. Первый фильм о Тарзане попал на экраны кинотеатров в 1918 году, но не снискал успеха. Однако картины, которые начали снимать после 30-х, принесли Берроузу славу.

В 1933 году писатель был избран мэром Калифорнии-Бич. А в 1935 женился второй раз, но и этот брак оказывается неудачным, и через 7 лет Берроуз разводится.

На момент начала Второй мировой писателю было больше 60 лет. Но возраст не помешал ему стать военным корреспондентом.

Почил фантаст 19 марта 1950 года от сердечной недостаточности.

Барсумский цикл

Первый свой роман писатель закончил в 1912 году и назвал «Под Лунами Марса», но издан он был намного позднее. Произведение рассказывает о Джоне Картере, одном из известнейших героев, что создал Эдгар Берроуз.

Читайте также  Краткая биография симонов

«Принцесса Марса» (другой вариант названия – «Дочь тысячи джеддаков») стала первой опубликованной книгой. Роман относится к жанру межпланетной фантастики и открывает Марсианский цикл, который также называют барсумским. Сюжет повествует о том, как Джон Картер впервые попадает на Марс. На другую планету переносится не тело героя, а только его сознание. В своих скитаниях по Марсу Картер встречает принцессу Дею, в которую влюбляется. Однако вскоре ему будет суждено вернуться на родную планету и расстаться с любимой.

Марсианская серия признана фанатами лучшей. История Джона Картера вдохновила многих авторов, которые стали писать продолжение приключений героя уже после смерти Берроуза, поэтому цикл сильно разросся.

Эдгар Берроуз: все книги по порядку. Серия о Марсе

Перечислим все оригинальные (написанные Берроузом) романы, вошедшие в цикл:

  • «Принцесса Марса» — первая опубликованная книга писателя.
  • «Боги Марса».
  • «Владыка Марса».
  • «Тувия, дева Марса» — книга была издана в 1920 году.
  • «Марсианские шахматы».
  • «Великий ум Марса» — опубликован в 1928 г.
  • «Великий воин Марса».
  • «Мечи Марса».
  • «Искусственные люди Марса».
  • «Лана из Гатола» — эта часть делится еще на 4 книги.
  • «Джон Картер — марсианин».

Книг-продолжений цикла, написанных другими авторами, великое множество, поэтому перечислить их все нет возможности. Кроме того, их очень сложно систематизировать.

«Тарзан»

В том же 1912 году было положено начало второму известному циклу автора. В это время написал первый роман о Тарзане Эдгар Берроуз. Книги об этом персонаже в нашей стране намного популярнее, чем сага о Марсе. Всего в серию вошло 25 романов, а первый получил название «Тарзан, приемыш обезьян». Книга рассказывает о человеке, которому удалось выжить в африканских джунглях. Очень давно его родители волею судьбы оказались на необитаемых землях. Вскоре у них родился ребенок, но долго ни мать, ни отец не прожили. Младенца же забрала и воспитала обезьяна по имени Кала.

Берроуз в одном из интервью говорил о том, что не считает свои произведения серьезной литературой и не надеется на то, что их будут помнить потомки. Но этим предсказаниям не суждено было сбыться. Действительно, после смерти автора о его творениях на несколько лет забыли. Но с 60-х годов интерес к творчеству писателя возник вновь.

Берроуз, Уильям

Уильям Сьюард Берроуз II

Уи́льям Сью́ард Бе́рроуз (англ. William Seward Burroughs , 1914—1997) — известный американский писатель, один из ключевых представителей бит-поколения.

Содержание

Биография

Жизнь

Уильям С. Берроуз родился 5 февраля 1914 года в городе Сент-Луисе, штат Миссури, в семье известных промышленников. Его дед был основателем компании Burroughs, существующей по сей день и занимающейся выпуском компьютеров. С 1932 по 1936 год Берроуз учится в Гарвардском университете на факультете английской литературы. По окончании университета он путешествует по Европе. В 1937 году Берроуз оказывается в Вене, где собирается изучать медицину. В Австрии он фиктивно женится на некой еврейке Ильзе Клаппер, спасая её от нацистов. Вернувшись в Америку, Берроуз некоторое время изучает антропологию в аспирантуре Гарварда. В 1941 году его призывают в армию, но через несколько месяцев увольняют со службы (причины увольнения точно неизвестны).

В конце 1943 года в Нью-Йорке Берроуз знакомится с будущими известными писателями-битниками Джеком Керуаком и Алленом Гинзбергом. С первым Берроуз через некоторое время резко разойдётся во взглядах, с Гинзбергом же будет поддерживать прекрасные отношения в течение всей своей жизни.

В 1944 году Берроуз встречается с молодой студенткой Джоан Волмер, вскоре они начинают жить вместе, не оформляя свои отношения. К 40-м годам относятся и первые литературные опыты будущего писателя. Примерно в это же время Берроуз начинает употреблять наркотики; довольно быстро он приобретает пристрастие к морфию, а его жена — к бензедрину. В 1947 году Джоан рожает сына — Уильяма С. Берроуза младшего. Из-за проблем с законом семья вынуждена постоянно переезжать с места на место, пока в начале 50-х не оказывается в Мексике.

6 сентября 1951 года в Мехико происходит событие, определившее судьбу Берроуза как писателя. Играя в «Вильгельма Телля», пьяный Берроуз выстрелом из пистолета случайно смертельно ранит свою жену. Позднее в предисловии к роману «Пидор» [1] он напишет [2] :

Я вынужден с ужасом признать, что если бы не смерть Джоан, я никогда не стал бы писателем, вынужден осознать, до какой степени это событие послужило причиной моего писательства и сформировало его. Я живу с постоянной угрозой одержимости духом, с постоянной необходимостью избежать его, избежать Контроля. Так смерть Джоан связала меня с захватчиком, с Мерзким Духом и подвела меня к той пожизненной борьбе, из которой у меня нет другого выхода — только писать.

Творчество

Начало карьеры

После смерти жены Берроуз отправляется в путешествие по Южной Америке на поиски галлюциногена яхе, используемого местными шаманами. Свои дорожные впечатления он описывает в письмах Гинзбергу; позднее эти письма будут изданы отдельной книгой. Примерно в это же время Берроуз пишет свои первые романы «Джанки» и «Пидор». «Джанки», в котором описывается жизнь наркомана, зависимого от героина, удаётся издать в небольшом нью-йоркском издательстве бульварной литературы в 1953 году. Темой второй книги (как нетрудно догадаться из названия) становится гомосексуализм; первоначально она была второй частью «Джанки». Выпустить её в маккартистской Америке оказывается невозможно, к тому же Берроуз внезапно разочаровался в её литературных достоинствах, и она осталась неопубликованной вплоть до 1985 года. Первые произведения Берроуза стали единственными книгами, написанными в традиционной манере.

«Голый завтрак»

Покинув Южную Америку, Берроуз после недолгих скитаний по Европе отправляется в Танжер — город на севере Марокко, популярный после войны среди американских гомосексуалистов и наркоманов, вынужденных покинуть родину. Танжер в 50-е славится доступностью продажного секса и наркотиков. Здесь Берроуз начинает работать над новым произведением, которое станет впоследствии его самым знаменитым романом «Голый завтрак». Книга пишется «мозаичным» методом, который позднее трансформируется в «метод нарезок» (cut-up technique). Берроуз монтирует роман из документальных отчётов о своей героиновой зависимости, собственных измышлений на тему гомосексуализма, порнографических описаний различных извращений и, наконец, наркотических образов Танжера, который превращается в сознании автора в некую Интерзону (Interzone), населённую тайными агентами, полубезумными докторами и всевозможными мутантами. «Голый завтрак» удаётся опубликовать в 1959 году во Франции в известном парижском англоязычном порноиздательстве «Олимпия». В Америке же книга попадает под суд по обвинению в непристойности. В защиту романа в суде выступили Норман Мейлер и Аллен Гинзберг; после долгих разбирательств в 1966 году все обвинения с «Голого завтрака» снимаются, а имевший место скандальный процесс только способствует популярности книги.

Роман Берроуза «Голый завтрак» в настоящее время считается одним из самых важных произведений американской литературы второй половины XX века.

«Метод нарезок»

Свои следующие произведения Берроуз создаёт уже «методом нарезок», о котором писатель узнаёт от своего друга, поэта и художника Брайона Гайсина. Данная техника письма впервые предлагается дадаистами в 20-е годы, но Берроуз несколько трансформирует её. Суть метода писателя проста. Во всех своих поездках Берроуз не расстаётся с тетрадью, расчерченной на три колонки. В первую он записывает различные факты о происходящем вокруг, обрывки услышанных фраз, диалогов; во вторую — личные впечатления, мысли, воспоминания; наконец, третья содержит цитаты из книг, читаемых в данный момент. Собственно из этих колонок и монтируется будущая книга. Только, в отличие от дадаистов, ранее проводивших эксперименты в том же направлении, Берроуз весьма скрупулёзно подходит к компоновке различных кусков и последующему редактированию текста. Аналог «метода нарезок» — активное использование сэмплов в современной популярной музыке (в первую очередь в хип-хопе и электронике). Сам Берроуз так писал о технике cut-up: [3] :

Человек читает газету, и его взгляд скользит по колонке в разумной аристотелевской манере — мысль за мыслью, фраза за фразой. Но подсознательно он читает и колонки, расположенные по бокам, а также осознает присутствие сидящего рядом попутчика. Вот вам и нарезка.

Дальнейшее творчество

Первую трилогию Берроуза, известную как The Nova Trilogy, составляют романы «Мягкая машина», «Билет, который лопнул», «Нова Экспресс». (Иногда эти произведения рассматриваются как продолжение «Голого завтрака» в рамках единой тетралогии; все они написаны в технике cut-up.) В 1970-е годы появляется ещё два романа — «Дикие мальчики» и «Порт святых», однако Берроуз больше концентрируется на малых формах, пишет множество рассказов, часть из которых вошла в сборники «Дезинсектор!» (1973) и «The Burroughs File» (1984).

Крупнейшие произведения, написанные Берроузом в 80-е годы, снова образуют трилогию: это романы «Города красной ночи», «Пространство мёртвых дорог» и «Западные земли». Помимо этого, в 1986 году Берроуз написал автобиографическую новеллу «Кот внутри», которая часто признаётся одной из вершин его творчества; он продолжает писать рассказы, очерки. В 90-е годы также появляется последний роман писателя, сборник снов разных лет «Моё образование»; примерно тогда же вышел аудио-сборник отрывков из произведений Берроуза в исполнении автора, диск «Dead City Radio».

Смерть

Умер Берроуз 2 августа 1997 года в возрасте 83 лет от последствий перенесённого днём ранее инфаркта миокарда. [4] . Несмотря на злоупотребление героином и множество случайных сексуальных связей, писатель пережил свою жену, сына и большинство своих друзей (включая Гинзберга).

Эдгар Райс Берроуз (Edgar Rice Burroughs)

Годы жизни: с 01.09.1875 по 19.03.1950

Один из популярнейших американских писателей. Cоздатель знаменитого Тарзана. Человек, оказавший значительное влияние на развитие жанров научной фантастики и фэнтези в ХХ в.

Родился в Чикаго. В 1895 году окончил Мичиганскую военную академию. Молодость провел на американском Дальнем Западе — был ковбоем и золотоискателем.

В 25 лет Берроуз женился. Работал он в то время клерком. Его обязанностью было просматривать объявления на страницах дешевых журналов, печатавших приключенческие рассказы, которые он тоже не упускал случая прочитать. Вдохновленный Берроуз попробовал написать что-нибудь подобное, и в 1912 году под псевдонимом Норман Бин опубликовал рассказ «В свете марсианских лун»- первый роман из цикла о приключениях Джона Картера на Марсе. Рассказ получил признание читающей публики.

Второй роман Берроуза открыл самый популярный его цикл — «Тарзан, приёмыш обезьян» (англ. «Tarzan of the Apes» — «All-Story», 1912). Этот же роман вышел отдельным изданием в 1914 году и стал первым шагом Берроуза к карьере автора супербестселлеров.

Берроуз стал бы известным писателем,даже если бы не написал больше ничего, кроме «марсианских» повестей. Но создание образа Тарзана подняло его славу на недосягаемую высоту. Романы о Тарзане пользовались большим спросом у читателей приключенческой литературы. Всего о Тарзане было написано более двадцати книг, последняя из которых «Тарзан и безумец» была опубликована в 1964 году, через четырнадцать лет после смерти писателя.

Берроуз написал 91 книгу, множество рассказов и статей. Различные произведения этого плодовитого писателя уносят читателя или на американский Дальний Запад, или в первобытные джунгли Африки, или делают свидетелем романтических приключений на Луне, на других планетах и даже за самой дальней звездой. Его воображение поистине не имело границ.
Его книги переведены на многие языки мира, включая систему Брайля для слепых. Количество его книг, изданных во всем мире, исчисляется сотнями миллионов. Если к этому добавить созданные по мотивам его произведений газетные и журнальные комиксы, радиопостановки, кино- и телефильмы, то можно сказать, что это имя известно буквально миллиардам людей.

Читайте также  Краткая биография нагибин

Интересные факты из жизни

Два десятилетия борьбы за существование научили Берроуза не пренебрегать никаким заработком. Он, конечно, не верил, что его писанину кто-то напечатает, но всё-таки послал рукопись в редакцию журнала «All Story», подписав роман «говорящим» псевдонимом Normal Bean — «нормальный парень». Он надеялся таким образом дать понять и редактору, и гипотетическим читателям: автор, в общем, осознает всё безумие своего поступка, но, в сущности, вполне в своём уме.
Правда, задуманная Берроузом игра с псевдонимом была, видимо, слишком сложна для журнала: то ли сам Редактор, то ли кто-то из корректоров исправил «Normal» на обычное «Norman» и свел на нет всю затею.

В 1918 году Берроуз смог на гонорары купить ранчо в Калифорнии, которое назвал Тарзания

Награды писателя

11 июля 2003 года, внесен в список «Зала славы научной фантастики и фэнтези» (Science Fiction and Fantasy Hall of Fame) за огромный вклад в жанр научной фантастики

Библиография

Цикл Хроники Марса
Принцесса Марса [A Princess of Mars] (1912)
Боги Марса [The Gods of Mars] (1914)
Владыка Марса [The Warlord of Mars] (1918)
Тувия, дева Марса [Thuvia, Maid of Mars] (1920)
Марсианские шахматы [The Chessmen of Mars] (1922)
Великий ум Марса [The Master Mind of Mars] (1928)
Великий воин Марса (Боевой человек марса) [A Fighting Man of Mars] (1931)
Мечи Марса [Swords of Mars] (1936)
Искусственные люди Марса [Synthetic Men of Mars] (1940)
Ллана из Гатола [Llana of Gathol] (1948)
1. Давно умерший [The Ancient Dead] (1941)
2. Чёрные пираты Барсума [Black Pirates of Barsoom] (1941)
3. Бегство [Yellow Men of Mars] (1941)
4. Невидимые люди Марса [Invisible Men of Mars] (1941)

Приключения в джунглях [Jungle adventure novels]
Пещерная девушка [The Cave Girl] (1925)
Вечный дикарь [The Eternal Lover/The Eternal Savage] (1925)
Юноша и лев [The Lad and the Lion] (1938)
Страна скрывающихся людей (Девушка джунглей) [The Land of Hidden Men] (1932)
The Man Eater (1915)

Кеспек [Land that Time Forgot]
Земля, позабытая временем [The Land That Time Forgot] (1918)
Люди из забытого времени [The People That Time Forgot] (1918)
Вне бездны времени [Out of Time’s Abyss] (1918)

Пеллюсидар [Pellucidar]
В центре Земли (В сердце Земли) [At the Earth’s Core/The Inner World] (1922)
Пеллюсидар [Pellucidar] (1923)
Танар из Пеллюсидара (Военный пост в Пеллюсидаре) [Tanar of Pellucidar] (1930)
Приключения в недрах Земли (Тарзан в центре Земли) [Tarzan at the Earth’s Core] (1930)
Снова к каменному веку [Back to the Stone Age/ Seven Worlds to Conquer] (1937)
Страна террора [Land of Terror] (1944)
Свирепый Пеллюсидар (Дикий Пеллюсидар) [Savage Pellucidar] (1963)
— Возвращение в Пеллюсидар [Return to Pellucidar] (1942)
— Люди бронзового века [Men of the Bronze Age] (1942)
— Пещерная девушка [Tiger Girl] (1942)
— Свирепый Пеллюсидар [Savage Pellucidar] (1963)

Лунная девушка [The Moon Maid]
Лунная девушка (Девушка с Луны) [The Moon Maid] (1922)
Люди с Луны [The Moon Men] (1919)
Красный ястреб [The Red Hawk] (1926)

Боксёр Билли [The Mucker]
Боксер Билли [The Mucker] (1914)
Закоренелый преступник [The Return of the Mucker / The Man Without A Soul] (1916)
The Oakdale Affair (1917)

Венерианский цикл [Venus]
Пираты Венеры [Pirates of Venus] (1934)
Затерянные на Венере (Заблудившиеся на Венере/Пропащие) [Lost on Venus] (1935)
Карсон с Венеры (Искатель приключений) [Carson of Venus] (1939)
Побег на Венере (Бегство на Венеру; Скитания по Венере; В поисках Корвы) [Escape on Venus] (1946)
Колдун с Венеры (Венерианский маг; Колдун Венеры) [The Wizard of Venus] (1964)

Цикл о Тарзане

1. Приёмыш обезьян [Tarzan of the Apes] (1912)
2. Возвращение в джунгли [The Return of Tarzan] (1915)
3. Тарзан и его звери [The Beasts of Tarzan] (1916)
4. Сын Тарзана [The Son of Tarzan] (1917)
5. Приключения Тарзана в джунглях [Jungle Tales of Tarzan] (1919)
6. Тарзан и сокровища Опара [Tarzan and the Jewels of Opar] (1918)
7. Тарзан великолепный [Tarzan the Magnificent] (1939)
8. Тарзан и запретный город [Tarzan and the Forbidden City] (1938)
9. Тарзан и люди-муравьи [Tarzan and the Ant Men] (1924)
10. Приключения в недрах Земли [Tarzan at the Earth’s Core] (1930)
11. Тарзан и потерпевшие кораблекрушение [Tarzan and the Castaways] (1939)
12. Тарзан и убийства в джунглях [Tarzan and Jungle Murders] (1940)
13. Тарзан и город золота [Tarzan and the City of Gold] (1933)
14. Тарзан непобедимый [Tarzan the Invincible] (1931)
15. Тарзан и чемпион [Tarzan and the champion] (1939)
16. Тарзан неукротимый [Tarzan the Untamed] (1920)
17. Тарзан ужасный [Tarzan the Terrible] (1921)
18. Тарзан и золотой лев [Tarzan and the Golden Lion] (1923)
19. Тарзан — повелитель джунглей [Tarzan, Lord of the Jungle] (1928)
20. Тарзан торжествующий [Tarzan Triumphant] (1932)
21. Тарзан и человек-лев [Tarzan and the Lion Man] (1934)
22. Тарзан и потерянная империя [Tarzan and the Lost Empire] (1929)
23. Тарзан и люди-леопарды [Tarzan and the Leopard Men] (1935)
24. Поиск Тарзана [Tarzan’s Quest] (1936)
25. Тарзан и «Иностранный легион» [Tarzan and «The Foreign Legion»] (1945)
26. Тарзан и сумасшедший [Tarzan and the Madman] (1940, впервые опубликовано в 1964 году, уже после смерти Э.Р.Берроуза)
27. Забытое приключение Тарзана (Тарзан и потерянное приключение) [Tarzan and the Lost Adventure] (незаконченная рукопись автора, 1946; закончена с согласия наследников Э.Р.Берроуза писателем Джо Р. Лансдейлом /Joe R. Lansdale/, опубликована в 1995 г)

Примыкают к циклу

Вечный возлюбленный (Вечный дикарь) [The Eternal Lover; The Eternal Savage] (1915)
Тарзан и близнецы Тарзана [Tarzan and the Tarzan Twins] (1927)
Близнецы Тарзана и Золотой лев [The Tarzan twins with Jad-Bal-Ja the Golden lion] (1928)

Экранизации произведений, театральные постановки

Земля забытая временем (1975)
Необыкновенное путешествие к центру земли (1976)
Капрона-парк (1977)

Снято более 50 экранизаций рассказов о Тарзане.
Съемки экранизации Эдгара Берроуза «Джон Картер с Марса» должны начаться в январе 2010г. сам фильм планируется к выходу в 2012 году.

Уильям Берроуз Биография.Писатель.

Уильям Берроуз был писателем поколения битников, известным своими поразительными, нетрадиционными описаниями наркокультуры, наиболее известными в книге «Голый завтрак».

Кто такой Уильям Берроуз?

Уильям Берроуз стал одним из основателей движения битников. Будучи наркоманом в течение многих лет, он создавал такие книги, как «Джанки» и «Голый обед», которые были мучительными, часто гротескными взглядами на наркокультуру. Считается, что он оказал большое влияние на контркультурные фигуры в мире музыки, а также работал над несколькими проектами звукозаписи.

Ранняя жизнь.

Берроуз родился 5 февраля 1914 года в Сент-Луисе, штат Миссури, в семье Лоры Ли и Мортимера Берроузов. Берроуз был назван в честь своего знаменитого деда, изобретателя, который был пионером в технологии арифмометров.

Берроуз посещал подготовительные школы, а затем изучал английскую литературу в Гарвардском университете, который окончил в 1936 году. Он отправился в Европу, познакомился с Ильзой Клэппер и женился на ней, чтобы разрешить ей въезд в Соединенные Штаты. Эти двое разорвали союз, как только въехали в Штаты.

Безуспешно пробуя разные карьерные пути, Берроуз в конце концов отправился в Нью-Йорк и познакомился с писателями Алленом Гинзбергом и Джеком Керуаком в середине 1940-х годов. Эти три будут объявлены началом движения бит, художественного излияния нетрадиционного, свободного выражения.

В середине 1940-х годов Берроуз и Керуак сотрудничали над романом об убийстве друга—»И бегемоты сварились в своих бассейнах».Он был опубликован спустя десятилетия посмертно. За это время у Берроуза также сложились отношения с Джоан Волмер, и с 1945 года они стали жить вместе как муж и жена. Берроуз также открыто говорил о своем влечении к мужчинам, и они с Гинзбергом были любовниками.

Берроуз начал употреблять наркотики и впал в героиновую зависимость. Он также был любителем оружия и, живя со своей семьей в Мехико в 1951 году, играл в пьяную игру в стрельбу по мишеням с Волмер и случайно застрелил ее. Он не получил большой тюремный срок, но будет бороться с демонами в течение многих лет в результате убийства.

«Джанки» и «Голый завтрак».

Берроуз опубликовал свой первый роман «Джанки» в 1953 году под именем Уильяма Ли. Эта работа отличалась непоколебимым, полуавтобиографическим взглядом на наркотическую, или» мусорную», культуру. Он продолжал путешествовать и в конце концов оказался в Танжере, измотанный и истощенный финансовыми ресурсами. Он понял, что погибнет, если не изменит свой путь, и поэтому отправился в Лондон, чтобы получить лечение апоморфином, которое он считает лечением своей зависимости.

С помощью Гинзберга и Керуака ,Берроуз написал роман «Голый завтрак», который продолжал следить за подвигами Уильяма Ли в тревожном путешествии по наркокультуре. В книге представлены нелинейные повествовательные формы с элементами садомазохизма, метаморфоз и сатиры. Опубликованная в 1959 году, книга не была выпущена в Соединенных Штатах до 1960-х годов из-за широко разрекламированного правительственного запрета на ее содержание, который выдвинул Берроуза в центр внимания. Он стал фигурой, которую и приветствовали, и отвергали.

Примерно во время выхода «Голый завтрак», вдохновленный художником Брионом Гизином, Берроуз начал экспериментировать с техникой вырезания, когда случайные строки текста вырезались со страницы и перестраивались, чтобы сформировать новые предложения, с намерением освободить сознание читателя от обычных, линейных способов мышления. Используя эту технику с элементами сатиры и научной фантастики, в 1960-е годы Берроуз выпустил такие романы, как «Мягкая машина» (1961) и «Нова Экспресс» (1964), в которых обвинялись потребительство и социальные репрессии, а также научно-популярную работу «Письма Яхе» (1963).

Берроуз играл с аудио-нарезками, а также с помощью магнитофонных записей. В 1965 году он выпустил свой первый альбом «Call Me Burroughs», в котором были представлены его чтения текста из «Naked Lunch» и «The Soft Machine».

Берроуз продолжил свои литературные занятия и в начале 1970-х годов, опубликовав «Дикие мальчики» (1971) и «Истребитель» (1973) и написание сценария «последние слова Голландца Шульца». К концу десятилетия он работал над книгой вместе с Гизином, которая углублялась в их философию-«Третий разум» (1978).

Берроуз снова столкнулся с семейной трагедией, когда его сын Билли Берроуз-младший, также писатель, поддался наркотической зависимости и умер от травмы, связанной с алкоголем, в 1981 году.

Смерть.

Берроуз умер в Лоуренсе, штат Канзас, в 1997 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: