Краткая биография богомолов

Биография Богомолов в кратком изложении, сочинения по произведениям, аудиокниги, полные и краткие содержания.

Краткая биография богомолов

Владимир Осипович Богомолов

Владимир Осипович Богомолов (03.07. 1926 — 30.12.2003) — русский советский писатель. Родился в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области.

В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка, может быть, его черты можно узнать в герое его первой повести «Иван». В 1941 году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки, далее исполнял обязанности командира роты, был офицером разведки полка. Служил в армии до 1952 года.

Повесть «Иван», опубликованная в 1958 году в журнале «Знамя», принесла автору признание и успех. Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм «Иваново детство». Трагическая и правдивая, в отличие от «Сына полка» В. Катаева, история мальчика-разведчика, погибающего от рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу же вошла в классику советской прозы о войне. Не меньшим успехом пользовалась и его повесть «Зоя» (1963) о первой любви между юным русским офицером и польской девушкой, о невозможности ее воплощения. «Не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое…»

Были опубликованы также рассказы о войне «Первая любовь» (1958), «Кладбище под Белостоком», «Сердца моего боль» (1963).

Владимир Богомолов — писатель подчеркнуто одинокого склада. Принципиально не вступал в творческие союзы: ни писателей, ни кинематографистов. Редко давал интервью. Отказывался от любых выступлений. Снимал свое имя в титрах кинофильмов, прекрасно сделанных по его произведениям, даже из-за небольших разногласий с кинорежиссерами.

Ненавидит пустой вымысел, и потому предельно точен в психологических портретах героев, и в деталях военного быта. Потому, очевидно, и пишет очень медленно.

Самое большое и знаменитое его произведение — роман «В августе сорок четвертого…» (второе название — «Момент истины»), законченный в 1973 году. Роман посвящен реальной контрразведывательной операции перед крупным наступлением советских войск. Повествование ведется от лица разных героев, в текст романа включены фронтовые документы, при этом остродинамичный сюжет не дает читателю ни на минуту оторваться от повествования. Один из классических русских военных романов. Переиздавался более ста раз, переведен более чем на 30 языков.

Затем — традиционное для Владимира Богомолова многолетнее молчание, и лишь в 1993 году вышла новая повесть «В кригере» о первой послевоенной осени на Дальнем Востоке, о сложной и драматической для людей перестройке армии на мирный лад.

В годы перестройки выступил с резкой критикой романа Георгия Владимова «Генерал и его армия», с критикой отношения новых властей и нашей либеральной интеллигенции к Русской и Советской армии и ее славной истории.

В работе «Срам имут и живые, и мертвые, и Россия…» (1995) резко осудил все печатные издания, «очерняющие Отечественную войну и десятки миллионов ее живых и мертвых участников…»

Владимир Осипович Богомолов (03.07. 1926 — 30.12.2003) — советский и русский писатель. Родился в деревне Кирилловка Московской области в крестьянской семье.

С самого начала Великой Отечественной войны он пошел на фронт добровольцем. Первое офицерское звание получил в 1941 году. Владимир Осипович был ранен, награжден. В армии он служил до 1952 года и прошел путь от рядового до командира взвода разведки.

Успех и долгожданное признание Богомолову принесла повесть «Иван», которая была опубликована в журнале «Знамя» в 1958 году. По мотивам данной повести немного позже был снят Андреем Тарковским известный фильм «Иваново детство». История мальчика-разведчика, погибшего с сознанием исполненного долга от рук немцев, стала классикой советской прозы о войне. Повесть «Зоя» (1963), в которой рассказывается про первую любовь между польской девушкой и русским офицером, и невозможность ее воплощения, пользовалась не меньшим успехом.

Владимир Осипович также написал и опубликовал следующие рассказы о войне: «Первая любовь» (1958), «Сердца моего боль», «Кладбище под Белостоком» (1963 г).

Богомолов отказывался от выступлений, почти не давал интервью. Если у него возникали малейшие разногласия с кинорежиссерами, он снимал в титрах кинофильмов свое имя.

Пишет очень медленно, потому что терпеть не может вымысел. В психологических портретах своих героев и делах военного быта предельно точен.

Роман «В августе сорок четвертого…», законченный в 1973 году, был самым большим и знаменитым его воспроизведением. В данном романе описываются реальные факты одной контрразведывательной операции происходившей перед наступлением советских войск. Роман переиздавался больше чем 100 раз, при этом был переведен не менее, чем на 30 разных языков и распространялся по всему миру.

Затем последовало традиционное многолетнее молчание. Только в 1993 году выпущена новая повесть под названием «В кригере». Здесь описывается первая послевоенная осень на Дальнем Востоке и сложности для людей во время перестройки армии на мирное время.

Во время перестройки активно поддавал критике роман «Генерал и его армия» Георгия Владимова.

В своей работе «Срам имут и живые, и мертвые, и Россия…» (1995) очень резко осудил печатные издания, которые, как он считал, «очерняют Отечественную войну и миллионы ее живых и мертвых участников…».

Согласно официальным данным, умер Владимир 24 января 1943 года после лечения в закрытой психиатрической лечебнице в г. Казань от общего атеросклероза сосудов.

Биография Владимира Богомолова

Владимир Осипович (Иосифович) Богомолов родился 3 июля 1926 года (по другим данным 1924) в деревне Кириллово под Москвой.

Богомолов разделил типичную судьбу военного поколения. В 1938 году окончил семь классов средней школы № 71 КиОНО г. Москвы (5-й и 6-й классы окончил в школе № 62 ФрОНО), бросил школу (экзамены за 8-й класс сдал экстерном уже в г. Севастополе) и в июле 1939 уехал работать счетоводом, моряком, помощником моториста в селах Туак, Куру-Узень в Азово-Черноморском «Рыбтресте» Алуштинского и Ялтинского районов Крыма для оказания помощи семье. В мае 1941 вернулся в Москву. В начале Великой Отечественной войны ушел на фронт. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки, был ранен, награжден. Богомолов прошел немало фронтовых дорог — Подмосковье, Украину, Северный Кавказ, Польшу, Германию, Маньчжурию. Был тяжело ранен в апреле 1942, предположительно в ходе апрельских боёв под Вязьмой 4-го воздушно-десантного корпуса во время Ржевско-Вяземской операции, попал в госпиталь в Ташкенте, и затем в Бугульме (по месту эвакуации его семьи).

В сентябре 1944 переходит из войсковой разведки в органы военной контрразведки, Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата Обороны СССР. Форсировал Вислу. Участвует в освобождении Польши, в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии.

В 1949 был уволен из армии в звании лейтенанта контрразведки.

В июне 1952 экстерном закончил среднюю школу рабочей молодёжи № 57, в 1952-1954 годах обучался на специальности «Русская литература» в Московском государственном университете. На втором курсе оставил университет, признав для себя некоторый разрыв между преподаваемыми академическими и прикладными знаниями в области литературы, только в последних из которых, по его мнению, он нуждался. С момента выхода повести «Иван» и до конца жизни категорически отказывался вступать в Союз писателей, несмотря на регулярные и настойчивые приглашения

Литературная биография Богомолова началась в 1958, когда была напечатана первая повесть «Иван». Образ ее главного героя стал безусловным открытием в русской литературе 1960-70-х. Иван Буслов (ребенок, переставший быть ребенком, человек, который в свои 10-11 лет всецело принадлежит только войне) не был похож на уже известных читателю «сыновей полка». Богомолов входил в литературу отнюдь не как начинающий писатель. По строгому стилю, зрелому, реалистическому взгляду на жизнь читатели угадывали за строками повести руку настоящего мастера. А.А. Тарковский поставил по произведению Богомолова фильм «Иваново детство» (1962), получивший главный приз на Венецианском кинофестивале в 1963.

Вторая повесть Богомолова — «Зося» появилась в 1963. События в ней также разворачиваются на фоне военной действительности. Ее сюжет построен на контрастах. В ней сталкиваются две стороны жизни — любовь и смерть, мечта и суровая реальность. Это произведение (по замечанию самого Богомолова) о «несвершившемся» в судьбах молодых людей военного поколения. Повесть проникнута глубокой лиричностью и одновременно проста по стилю, сурова по тональности. Критики увидели в ней «вещь переходную», представляющую собой особую ступень в движении писателя к будущему роману. «Зося» также была экранизирована (реж. М. Богин, 1967).

Одновременно с повестью вышла в свет подборка рассказов-миниатюр: «Кладбище под Белостоком», «Второй сорт», «Кругом люди», «Сосед по палате», «Сердца моего боль». В них в наибольшей степени проявился характерный для стиля Богомолова лаконизм, умение в малой, но емкой форме поднимать проблемы самого широкого звучания. Им свойственны символичность, «притчевость», особое отношение к литературной детали. В этом смысле их ставят в один ряд со стих, в прозе И.С. Тургенева, короткими рассказами И. Бунина, А. Чехова, с одной стороны, а с другой — сопоставляют с некоторыми произведениями М. Пришвина, Е. Зозули, Ф. Абрамова, Ю. Бондарева, В. Солоухина.

Читайте также  Краткая биография куняев

Затем наступил период молчания, продлившийся около 10 лет. Лишь в 1974 Богомолов опубликовал новое произведение — роман «В августе сорок четвертого. » (второе название — «Момент истины»). Роман принес Богомолову огромную популярность; неоднократно переиздавался, вызывая неизменный читательский интерес. Он посвящен работе одного из подразделений русской контрразведки в годы Великой Отечественной войны. Напряженный сюжет дает возможность сравнивать его с произведениями приключенческого жанра. Однако наряду с детективной линией в романе есть более глубокий план. Во время работы над романом Богомолов изучил огромное количество фактического материала. Он стремился быть предельно точным во всем, начиная с изображения «мелочей» в профессиональной деятельности контрразведчиков и заканчивая раскрытием характеров. Увлекательность в романе сочетается с реалистичностью, а реалистические детали наполняются символическим звучанием (ключевая фраза: «момент истины» является термином, взятым из словаря сыщиков, она способна выразить как существо романа, так и главное в работе самого писателя — стремление к правде).

Роман оригинален по композиции. Наряду с частой сменой способов повествования, когда рассказ ведется от лица разных героев и события перед читателем предстают порой с противоположных точек зрения, в нем огромную роль играют служебные записки, сводки, которые с предельной точностью повторяют форму реальных документов времен войны. Они представляют собой особое средство воссоздания «достоверной» художественной действительности.

В 2000 реж. М.Н. Пташук снял фильм «В августе 44-го» по мотивам произведения Богомолова.

В 1990-е Богомолов работал над повестью «В кригере» об армейской жизни на Дальнем Востоке после Великой Отечественной войны и над романом «Жизнь моя, иль ты приснилась мне. ».

В 1995 вступил с публичную полемику с Георгием Владимовым о роли генерала Власова в судьбе России.

Владимир Богомолов скончался утром 30 декабря 2003 года от тяжелого и продолжительного онкологического заболевания.

Владимир Осипович Богомолов

Страна: Россия
Родился: 3 июля 1924 г.
Умер: 29 декабря 2003 г.

Настоящее имя:

Владимир Осипович Войтинский

Владимир Осипович (Иосифович) Богомолов (Войтинский до 1953 г.) — советский и российский писатель, основной темой его творчества стали события Великой Отечественной войны.

Владимир Богомолов родился 3 июля 1924 г. в деревне Кирилловка Московской губернии, но на протяжении всей жизни в кратких биографических заметках указывался 1926 год.

Отец Владимира Богомолова (по некоторым сведениям — отчим) — Иосиф Савельевич Войтинский (1884—1943), до революции работал юристом (специалист по гражданскому и советскому праву), помощником присяжного поверенного округа в Санкт-Петербургской судебной палате. Мать — Надежда Павловна Тобиас, дочь виленского адвоката, работала машинисткой в московском журнале «Знамя» .

До 10 лет В. Богомолов жил у родителей матери в подмосковном посёлке Кириллово.

Владимир Богомолов в 1938 году окончил семь классов средней школы № 71 г. Москвы (5-й и 6-й классы окончил в школе № 62), бросил школу и в июле 1939 г. уехал работать в Крым. Экзамены за 8-й класс сдал экстерном в г. Севастополе. В мае 1941 г. вернулся в Москву.

Пошёл добровольцем в Московский противопожарный полк МПВО в Филях. В период с июля по октябрь курсант полковой школы младших командиров одной из воздушно-десантных бригад 4-го Воздушно-десантного корпуса (ВДК). В октябре-ноябре 1941 г. попал на Калининский фронт под Москвой в качестве курсанта, не поехав в эвакуацию в Татарскую АССР, куда 26 июля 1941 г. были направлен он сам и все члены его семьи — сестра и мать. Был контужен, в месте назначения в эвакуации появился только 28 ноября 1941 г. после пребывания в эвакогоспитале в Бугульме. По другим данным, с ноября 1941 г. по апрель 1942 г. – командир отделения разведки одной из воздушно-десантных бригад 4-го ВДК.

Повторно попал на фронт 15 июня 1943 г. С 1943 года в войсковой разведке. Форсировал Днепр. Участник освобождения Тамани, Кировоградской наступательной операции. 12 января 1944 года вторично ранен, лежал в госпитале. После освобождения Минска до сентября 1944 года в подчинении Разведуправления Штаба 3-го Белорусского фронта и соединениях 2-го Белорусских фронтов, награждён Орденом Отечественной войны I степени за бои июня-июля 1944 г. по освобождению Белоруссии.

В сентябре 1944 г. переходит из войсковой разведки в органы военной контрразведки, Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны СССР. Форсировал Вислу. Участвует в освобождении Польши, в боевых действиях в Восточной Пруссии и Германии.

В августе 1945 г. около месяца на территории Маньчжурии. В конце октября 45-го года получил назначение на должность командира разведроты в 126-й легкий горно-стрелковый корпус, переброшенный из южной Германии на Чукотку. В августе 1946 года Богомолов был переведён с Чукотки на Камчатку. По другим данным, с 22 октября 1945 г. по 8 января 1946 — подразделения военной контрразведки на Сахалине, затем, после ранения и госпиталя — направлен на Камчатку, военная контрразведка, 3-е Главное управление МГБ СССР, где служил по 9 декабря 1948 г.

С 9 декабря 1948 г. переведён на борьбу с бандеровцами на Украину в Прикарпатский ВО, подразделения МГБ, далее в Германии. Приказом от 29 ноября 1949 года в звании лейтенант был комиссован на основании состояния здоровья, связанного с прохождением военной службы.

В июне 1952 года — экстерном закончил среднюю школу рабочей молодёжи №57, с 1952 по 1954 обучался на специальности «Русская литература» в Московском государственном университете. На втором курсе оставил университет, признав для себя некоторый разрыв между преподаваемыми академическими и прикладными знаниями в области литературы, только в последних из которых, по его мнению, он нуждался.

С июня 1955 г. по май 1958 г. В. Богомолов сотрудничал в Главиздате в качестве внештатного рецензента по изданиям и рукописям художественной литературы.

С момента выхода повести «Иван» в 1958 г. и до конца жизни категорически отказывался вступать в Союз писателей, несмотря на регулярные и настойчивые приглашения. Повесть «Иван» была экранизирована Андреем Тарковским в фильме «Иваново детство» (1962). Роман «В августе сорок четвёртого» («Момент истины», 1974) рассказывает о работе советской контрразведки (СМЕРШ) в годы Великой Отечественной войны. Роман был переведён более чем на 30 языков, выдержал более 150 изданий, как в советское, так и в постсоветское время.

В 1990-е занимал активную гражданскую позицию, в частности, несколько раз обращался к высшему руководству России с требованием оказать государственную поддержку военным офицерам, проходившим службу в Прибалтике, и оказавшимся при распаде СССР лишёнными основных социальных гарантий.

Владимир Богомолов умер 29 декабря 2003 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

© ЛысенкоВИ по материалам книг, журналов и Интернета

Примечание к биографии:

Награды

Награждён боевыми наградами. В 1967 году указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября награжден орденом «Знак Почёта» за сценарии к фильмам «Зося» и «Иваново детство». В 1984 году был награждён Орденом Трудового Красного Знамени (от присутствия на вручении отказался). В 2001 году награждён премией «Новой газеты» им. А. Синявского «За достойное творческое поведение в литературе». В 2003 году награждён Дипломом и медалью ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу» за «гуманизацию жестокого военного ремесла».

Владимир Богомолов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Биография

Владимир Осипович Богомолов – советский писатель, известный своими произведениями о Великой Отечественной войне. Родился в июле 1926 года в Московской области в семье юриста и машинистки, ушел добровольцем на фронт и участвовал в Великой Отечественной войне, будучи офицером разведки. Во время войны участвовал в боевых действиях в Польше, Украине, Германии и под Москвой, где был неоднократно ранен.

Во время пребывания в Германии служил в ГРУ и впоследствии был арестован и отправлен в тюрьму во Львов, откуда был освобожден по решению военной прокуратуры. За свои заслуги перед Отечеством получил множество наград. После окончания войны записался в Московский противопожарный полк.

Однако некоторые публицисты из-за наличия белых пятен в биографии писателя отстаивают мнение, что во время войны В.О. Богомолов пребывал с матерью в эвакуации и не служил в армии. Но сохранившиеся документы опровергают эту версию.

Из армии его демобилизовали в 1951 году, после чего он закончил обучение в школе, которую ранее бросил после седьмого класса, и обучался в университете по специальности «Русская литература», однако высшее образование так и не получил.

В 1950-х годах В.О. Богомолов вступил в брак, в котором у него родился единственный сын.

Особенности творчества

В своих воспоминаниях писатель утверждал, что именно самообразование побудило его заняться литературным творчеством.

В качестве значимых произведений писателя можно назвать следующие:

  • повесть «Иван»;
  • повесть «Зося»;
  • роман «Момент истины»

Как писатель В. О. Богомолов получил известность после публикации первого же произведения – повести «Иван», увидевшей свет в 1957 году. Повесть, напечатанная в журнале «Знамя» повествует о храбром мальчике-разведчике, убитом немецкими солдатами. Происходящее описано эмоционально и в то же время рассудительно. Стоит отметить, что мнение автора и мнение главного героя и рассказчика – Гальцева не совпадают. Это дает читателю повод для размышлений и толкает на формирование собственной позиции.

Готовые работы на аналогичную тему

Образ Ивана был новым для отечественной литературы того времени – образ ребенка, которому пришлось так рано повзрослеть и полностью отдаться войне.

Гибель Ивана – огромная душераздирающая трагедия, но, в то же время, основу личности героя составляла хладнокровная жажда мести, а его поведение характеризуется не героизмом, а профессиональным долгом, что совершенно не характерно для ребенка его возраста, и лишает его смерть патетичности. Психологически Иван взрослее главного героя, что отражено, в том числе, и использованием полной формы имени.

Тяжелый труд разведчиков в произведении показан крайне детализировано. Автор отразил в произведении свой жизненный опыт, чтобы создать атмосферу реалистичности происходящего, а употребление военной лексики порождает у читателя эффект участия в произведении. Повесть, принесшая автору известность, была переведена не несколько десятков языков и переиздавалась больше сотни раз. А в 1962 году произведение было экранизировано А. Тарковским.

В 1963 году была опубликована повесть «Зося», в центре повествования которой отношения польской девушки и русского офицера. Произведение наполнено контрастами, сочетая в себе любовь и смерть, мечты и безжалостную действительность. Финал произведения наполнен глубоким разочарованием. Герой лишился чего-то важного, большого и светлого. Такими тоскливыми мотивами пропитаны и другие короткие рассказы В.О. Богомолова, которые нередко сравнивают с прозой Тургенева. Рассказ «Зося» также был экранизирован в 1967 году.

В 1974 году опубликовано первое крупное произведение автора – роман «Момент истины», повествующий о том, как группа советских контрразведчиков обезвреживает немецкий отряд парашютистов. В романе умело переплетено несколько сюжетных линий, созданных с характерным для автора драматизмом. В произведении часто меняются способы повествования и герои, от лица которых ведется повествование. Сюжет произведения охватывает предысторию центральных персонажей, взаимоотношение армейцев с мирным населением и выполнением операции. Автор с потрясающим мастерством сочетает жаргонный солдатский язык с почти классической манерой повествования. Роман можно назвать многоязычным из-за вкраплений просторечных выражений, официального стиля речи, немецких и польских идиом, просторечных выражений. В. О. Богомолов в своем романе отказывается от моральных или политических оценок происходящего, вынося происходящее на суд читателей. Произведение принесло автору колоссальную популярность уже на мировом уровне. Роман неоднократно переводился и много раз переиздавался. В 2000 году он был экранизирован.

Для писателя были характерны многолетние молчания. Новые произведения выходили в свет нечасто, работа над ними занимала много времени. Главная причина — особенности индивидуально-авторского стиля:

  • точность психологических портретов героев;
  • кропотливая детализация сюжета, автор мастерски прописывал каждую мелочь, не терпя неправдоподобности и поверхностности;
  • высокая реалистичность повествования.

С момента выхода в свет первой повести и до конца жизни В. О. Богомолов категорически отказывался от вступления в Союз писателей. Он предпочитал непубличный образ жизни, не проводил выступлений и запрещал указывать свое имя в титрах к фильмам, снятым по его произведениям. Согласно некоторым данным, причиной последнего являлись разногласия писателя с режиссерами.

Автор удостоился множества литературных наград, включая медаль ЮНЕСКО за выдающийся вклад в развитие мировой литературы, однако он всегда старался отказаться от наград.

В 1990-е годы писатель проявлял активную гражданскую позицию, прося высшее руководство страны оказать материальную поддержку офицерам, оставшимся в Прибалтике и лишившимся социальных гарантий после распада Советского союза. Также выступал с критикой мнения о влиянии генерала Власова на судьбу России. В своих эссе критиковал издания, пытавшиеся очернить Великую Отечественную войну.

Писатель ушел из жизни в конце 2003 года. Был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Краткая биография богомолов

Богомолов Владимир Осипович (03.07.1926-30.12.2003), прозаик. Известность Богомолову принес рассказ «Иван», написанный в 1958 г. (экранизирован А.Тарковским в 1962 г. — «Иванове детство»). Автор целой серии рассказов — «Первая любовь» (1958), «Сердца моего боль» (1965), «Зося» (1965). Самым значительным произведением писателя является роман «В августе 44-го» или «Момент истины», имевший немалый успех. Роман экранизирован на границе двух тысячелетий.

Богомолов Владимир Осипович (1926/2003) — российский писатель. Известен своими прозаическими произведениями о Великой Отечественной войне, многие из которых были экранизированы, например, «Иван» (фильм «Иваново детство») или роман «В августе сорок четвертого» («Момент истины»).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 35.

Владимир Осипович Богомолов родился в 1926 году в деревне Кирилловке Московской губернии. В 1941 году окончил семь классов средней школы. Участник Отечественной войны. В Действующей армии был последовательно рядовым, командиром отделения, помкомвзвода, командиром взвода — стрелкового, автоматчиков, пешей разведки, — в конце войны исполнял должность командира роты. Награжден орденами и медалями. Автор получивших широкую известность и переведенных на десятки языков романа «Момент истины» («В августе сорок четвертого. «), повестей «Иван», «Зося», «В кригере» и рассказов. Романом В.Богомолова в обиход русского языка были введены несколько новых понятий и, прежде всего выражение «момент истины» — «момент получения информации, способствующей установлению истины». Книги В.Богомолова входят в учебные программы для чтения средних школ, гимназий и лицеев ряда стран и, в первую очередь, России и Беларуси. По мотивам повести «Иван» кинорежиссером Андреем Тарковским был поставлен известный фильм «Иваново детство» (1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля «Золотой лев». Роман «Момент истины»(«В августе сорок четвертого. «) и повесть «Иван» выдержали более сотни изданий и, согласно данным библиографов, лидируют по количеству переизданий среди многих тысяч других современных литературных произведений, опубликованных соответственно в последние 25 и 40 лет.

Умер 30 декабря 2003 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Биография предоставлена Полянской Ириной Николаевной — [email protected]

Богомолов Владимир Осипович (р. 3.07.1926—30.12. 2003), писатель. Родился в д. Кириллово под Москвой. В начале Великой Отечественной войны юношей ушел на фронт; был воспитанником полка; в 1941 получил первое офицерское звание; был ранен, награжден. Богомолову пришлось пройти немало фронтовых дорог — Подмосковье, Украину, Северный Кавказ, Польшу, Германию, Маньчжурию; демобилизовался из армии в 1951.

Литературная биография Богомолова началась в 1958, когда была напечатана первая повесть «Иван». Образ главного героя повести стал безусловным открытием в русской литературе 60—70-х. Иван Буслов (ребенок, переставший быть ребенком, человек, который в свои 10—11 лет всецело принадлежит только войне) не был похож на уже известных читателю «сыновей полка».

Вторая повесть Богомолова — «Зося» появилась в 1963. События в ней также разворачиваются на фоне военной действительности. Ее сюжет построен на контрастах. В ней сталкиваются две стороны жизни — любовь и смерть, мечта и суровая реальность. Это произведение (по замечанию самого Богомолова) о «несвершившемся» в судьбах молодых людей военного поколения.

Одновременно с повестью вышла в свет подборка рассказов-миниатюр: «Кладбище под Белостоком», «Второй сорт», «Кругом люди», «Сосед по палате», «Сердца моего боль». В них в наибольшей степени проявился характерный для стиля Богомолова лаконизм, умение в малой, но емкой форме поднимать проблемы самого широкого звучания. Им свойственны символичность, «притчевость», особое отношение к литературной детали. В этом смысле их ставят в один ряд со стихотворениями в прозе И. С. Тургенева, короткими рассказами И. Бунина, А. Чехова, с одной стороны, а с другой — сопоставляют с некоторыми произведениями М. Пришвина, Ф. Абрамова, Ю. Бондарева, В. Солоухина.

Затем наступил период молчания, продлившийся ок. 10 лет. Лишь в 1974 Богомолов опубликовал новое произведение — роман «В августе сорок четвертого…» (второе название «Момент истины»). Роман принес Богомолову огромную популярность; неоднократно переиздавался, вызывая неизменный читательский интерес. Он посвящен работе одного из подразделений русской контрразведки в годы Великой Отечественной войны. Напряженный сюжет дает возможность сравнивать его с произведениями приключенческого жанра. Однако наряду с детективной линией в романе есть более глубокий план. Во время работы над романом Богомолов изучил огромное количество фактического материала. Он стремился быть предельно точным во всем, начиная с изображения «мелочей» в профессиональной деятельности контрразведчиков и заканчивая раскрытием характеров. Увлекательность в романе сочетается с реалистичностью, а реалистические детали наполняются символическим звучанием (ключевая фраза: «момент истины» — является термином, взятым из словаря сыщиков, она способна выразить как существо романа, так и главное в работе самого писателя: стремление к правде).

Роман имеет оригинальную композицию. Наряду с частой сменой способов повествования, когда рассказ ведется от лица разных героев и события перед читателем предстают порой с противоположных точек зрения, в нем огромную роль играют служебные записки, сводки, которые с предельной точностью повторяют форму реальных документов времен войны. Они представляют собой особое средство воссоздания «достоверной» художественной действительности.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа — http://www.rusinst.ru

Богомолов Владимир Осипович [3.7.1926 (по др. данным 1924), д.Кириллово под Москвой — 30.12.2003, Москва] — прозаик.

Богомолов разделил типичную судьбу военного поколения. Начал работать с 14 лет. В начале Великой Отечественной войны ушел на фронт. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки, был ранен, награжден. Богомолов прошел немало фронтовых дорог — Подмосковье, Украину, Северный Кавказ, Польшу, Германию, Маньчжурию.

В 1949 был уволен из армии в звании лейтенанта контрразведки.

Литературная биография Богомолова началась в 1958, когда была напечатана первая повесть «Иван». Образ ее главного героя стал безусловным открытием в русской литературе 1960-70-х. Иван Буслов (ребенок, переставший быть ребенком, человек, который в свои 10-11 лет всецело принадлежит только войне) не был похож на уже известных читателю «сыновей полка». Богомолов входил в литературу отнюдь не как начинающий писатель. По строгому стилю, зрелому, реалистическому взгляду на жизнь читатели угадывали за строками повести руку настоящего мастера. А.А.Тарковский поставил по произведению Богомолова фильм «Иваново детство» (1962), получивший главный приз на Венецианском кинофестивале в 1963.

Вторая повесть Богомолова — «Зося» появилась в 1963. События в ней также разворачиваются на фоне военной действительности. Ее сюжет построен на контрастах. В ней сталкиваются две стороны жизни — любовь и смерть, мечта и суровая реальность. Это произведение (по замечанию самого Богомолова) о «несвершившемся» в судьбах молодых людей военного поколения. Повесть проникнута глубокой лиричностью и одновременно проста по стилю, сурова по тональности. Критики увидели в ней «вещь переходную», представляющую собой особую ступень в движении писателя к будущему роману. «Зося» также была экранизирована (реж. М.Богин, 1967).

Одновременно с повестью вышла в свет подборка рассказов-миниатюр: «Кладбище под Белостоком», «Второй сорт», «Кругом люди», «Сосед по палате», «Сердца моего боль». В них в наибольшей степени проявился характерный для стиля Богомолова лаконизм, умение в малой, но емкой форме поднимать проблемы самого широкого звучания. Им свойственны символичность, «притчевость», особое отношение к литературной детали. В этом смысле их ставят в один ряд со стих, в прозе И.С.Тургенева, короткими рассказами И.Бунина, А.Чехова, с одной стороны, а с другой — сопоставляют с некоторыми произведениями М.Пришвина, Е.Зозули, Ф.Абрамова, Ю.Бондарева, В.Солоухина.

Затем наступил период молчания, продлившийся около 10 лет. Лишь в 1974 Богомолов опубликовал новое произведение — роман «В августе сорок четвертого. » (второе название — «Момент истины»). Роман принес Богомолову огромную популярность; неоднократно переиздавался, вызывая неизменный читательский интерес. Он посвящен работе одного из подразделений русской контрразведки в годы Великой Отечественной войны. Напряженный сюжет дает возможность сравнивать его с произведениями приключенческого жанра. Однако наряду с детективной линией в романе есть более глубокий план. Во время работы над романом Богомолов изучил огромное количество фактического материала. Он стремился быть предельно точным во всем, начиная с изображения «мелочей» в профессиональной деятельности контрразведчиков и заканчивая раскрытием характеров. Увлекательность в романе сочетается с реалистичностью, а реалистические детали наполняются символическим звучанием (ключевая фраза: «момент истины» является термином, взятым из словаря сыщиков, она способна выразить как существо романа, так и главное в работе самого писателя — стремление к правде).

Роман оригинален по композиции. Наряду с частой сменой способов повествования, когда рассказ ведется от лица разных героев и события перед читателем предстают порой с противоположных точек зрения, в нем огромную роль играют служебные записки, сводки, которые с предельной точностью повторяют форму реальных документов времен войны. Они представляют собой особое средство воссоздания «достоверной» художественной действительности.

В 2000 реж. М.Н.Пташук снял фильм «В августе 44-го» по мотивам произведения Богомолова.

В 1990-е Богомолов работал над повестью «В кригере» об армейской жизни на Дальнем Востоке после Великой Отечественной войны и над романом «Жизнь моя, иль ты приснилась мне. ».

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 247-248.

Богомолов Владимир Осипович

Краткие содержания

(1926-2003)

Богомолов Владимир Осипович является русским советским писателем. Он родился семье крестьян в деревне под названием Кирилловка, которая располагается на территории Московской области.

Когда началась Вторая Мировая война, Владимир Осипович пошел добровольцем на фронт. Он воспитывался в полку, вполне вероятно, что его характер можно распознать в герое первой повести Богомолова под названием «Иван». В 1941 г. был награжден первым офицерским званием. Богомолов был ранен, и не один раз награжден. Он смог пройти путь от должности обычного рядового до командира разведочного взвода. После этого он выполнял обязанности ротного командира, был офицером разведочного полка. До 1952 г. Богомолов служил в армии.

Повесть под названием «Иван», которая была опубликована в журнале «Знамя» в 1958 г., Богомолову принесла огромнейший успех и великое признание. А.Тарковским по данной повести была снята знаменитая картина «Иваново детство». Трагическая, и вместе с тем, правдивая, в отличие от работы Катаева «Сына полка», история о мальчике-разведчике, который погиб от немецких рук с полнейшим осознанием своего профессионального исполненного долга, моментально стала классикой отечественной прозы про войну. Таким же успехом также пользовалась повесть под названием «Зоя» 1963 года, в которой раскрывается первая любовь юного офицера и девушки из Польши, о невозможности воплощения ее. Кроме того, опубликованы были рассказы на военную тематику под названием «Первая любовь», «Сердца моего боль» и другие.

В.О.Богомолов является писателем, так называемого, склада одинокого. Он не вступал в различные творческие объединения и союзы принципиально. Он очень редко соглашался на интервью. Отказывался от выступлений. Снимал собственное имя в титрах фильмов, которые великолепно сделаны по мотивам его удивительных произведений, даже по причине незначительных разногласий с режиссерами.

Богомолов ненавидел пустые вымыслы, и именно по этой причине он был предельно точным в психических и эмоциональных портретах собственных героев. Скорее всего. Поэтому он и писал очень медленно.

Самым большим и знаменитым произведением Богомолова является роман под названием «В августе 44-ого. » (другое название «Момент истины»), который был закончен в 1973 г. Данная работа посвящена проведению контрразведывательной реальной операции перед осуществлением крупного наступления советских войск. В нем ведется повествование от имени различных героев, в тексте данного романа имеется фронтовая документация, при всем при этом наличие остродинамического сюжета не позволяет читателям ни на секунду оторваться от прочтения. Данный роман является одним из русских военных классических романов. Он был издан более сотни раз, переведен больше чем на тридцать различных языков.

После этого последовало традиционное для Богомолова длительное молчание, и только в 1993 г. вышла в свет новая повесть под названием «В кригере», в которой рассказывается о первой осени после войны на Дальнем Востоке, о драматической и тяжелой для людей перестройке отечественной армии на мирный лад.

Во время перестройки Богомолов достаточно резко критиковал роман Г.Владимова, который назывался «Генерал и его армия», критиковал отношения новой власти и либеральной интеллигенции к отечественной армии и ее удивительной истории.

В своей работе под названием «Срам имут и живые, и мертвые, и Россия. » 1995 г. резко осуждал печатные издания, которые очерняют период Отечественной войны и многочисленных ее, как живых, так и мертвых участников.

В целом, можно сказать, что Богомолов действительно является писателем от Бога, который смог рассказать в своих работах о реалиях жизни, пускай даже и не всегда чистых и ясных, а порой даже суровых, полных страданий.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: