Краткая биография арцыбашев

Биография Арцыбашев в кратком изложении, сочинения по произведениям, аудиокниги, полные и краткие содержания.

Краткая биография арцыбашев

Михаил Петрович Арцыбашев

Арцыбашев Михаил Петрович (1878−1927) — родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в Харьковской губернии. Учился в Ахтырской гимназии, в харьковской Школе рисования и живописи (1897−1898).

Писать начал очень рано, 16 лет, в провинциальных газетах; в 1901 году поместил в »Мире Божьем» очерк »Паша Туманов», в 1902 году в »Русском Богатстве» — большой рассказ из народной жизни: »Куприян». Литературное имя Арцыбашев составил себе повестью »Смерть студента Ланде», напечатанной в »Журнале для всех» 1904 год. Огромную, хотя и крайне сомнительную известность доставил его роман »Санин», напечатанный первоначально в »Современном Мире» 1907 года, а затем быстро разошедшийся в отдельном издании. 2-е издание было конфисковано, и автор привлечен к уголовной ответственности за порнографию. Переведенный на многие иностранные языки, »Санин» всюду имел сенсационный успех. В Германии он тоже вызвал судебное преследование, и притом в двух местах: Берлине и Мюнхене. Было возбуждено преследование против переводчиков и в Венгрии. Судебное преследование в Германии, однако, закончилось оправданием. Русский суд еще не рассматривал дела о »Санине». Судебное преследование за порнографию было возбуждено против Арцыбашева и за первую часть романа »У последней черты», напечатанную в 1910 году, в 4-й книге сборников »Земля». Из других произведений писателя обратили на себя внимание критики большие рассказы: »Миллионы» (»Земля», кн. 2) и »Рабочий Шевырев» (»Земля», кн. 3, 1909), «У последней черты». Кроме того, Арцыбашев написал несколько пьес — «Ревность», «Война». На революцию 1905 Арцыбашев откликается рядом повестей и этюдов; для некоторых из них материалом послужили подлинные исторические факты. Так, рассказ «Кровавое пятно» написан под впечатлением многочисленных расправ и расстрелов 1905 года. «На белом снегу» дает картину ожесточенной борьбы царской опричнины с революционным движением в Прибалтике. Рассказ «Один день» связан с 9 января 1905 года. В 1907 Арцыбашев пишет повесть «Человеческая волна», где переплетаются эпизоды московского восстания, история с «Потемкиным» в Одесском порту и восстание моряков в Севастополе. Кульминационным пунктом творчества Арцыбашева является роман «Санин», который создавался в течение семи лет (1901−1907). В революцию 1917 Арцыбашев выступил в качестве публициста («Записки писателя»). По своей манере Арцыбашев — реалист и даже натуралист французской школы. Вслед за Достоевским и Мопассаном он стремится вскрыть механику психических переживаний, всю силу звериного инстинкта человека. Арцыбашев со злым отвращением старается унизить человека, сбросить с того пьедестала, на который его поставил Горький. Сборник размышлений «Вечный мираж», написанный в 1919, издан в 1922 в Берлине. В августе 1923 Арцыбашев эмигрировал в Польшу. Был одним из руководителей и постоянным автором газеты «За Свободу!». В Варшаве изданы сборник «Под солнцем» (1924), пьеса в стихах «Дьявол: Трагический фарс» (Варшава, 1925). Статьи из газеты «За Свободу!» собраны в книгу «Записки писателя» (Варшава, 1925).

Умер Арцыбашев 3 марта 1927 года в Варшаве.

24 октября (5 ноября по старому стилю) 1878 года в Харьковской губернии родился русский писатель Михаил Петрович Арцыбашев. Обучался он в Ахтырской гимназии и в харьковской школе рисования.

Первая слава пришла к писателю после издания в «Журнале для всех», в 1904 году, повести «Смерть студента Ланде». А до этого очерки и рассказы Михаила Петровича печатались в провинциальных газетах.

После печати в «Современном мире» романа «Санин» Арцыбашев проснулся знаменитым, хотя известность эта носила неоднозначный характер. Из-за этого широко растиражированного романа, второе издание которого было конфисковано, Михаил Петрович привлекался к уголовной ответственности. Преследованию подвергались и переводчики произведения. Несмотря на это, роман «Санин» имел ошеломляющий успех.

В 1910 году увидела свет первая часть романа «У последней черты», издание которого повлекло преследования автора. Но не только эти два романа привлекали к себе внимание. Популярными были и другие произведения Михаила Петровича, такие как: «Миллионы», «Рабочий Шевырев», пьесы «Ревность» и «Война».

В 1905 году, из-под пера писателя выходят повести, написанные им под гнетом событий времени. Так, впечатленный расстрелами 1905 года, Арцыбашев пишет «Кровавое пятно». Толчком к созданию повести «На белом снегу» стала революция в Прибалтике. Написанная в 1907 году «Человеческая волна» отразила события московского восстания, севастопольского восстания моряков и одесской истории. В «Записках писателя» Арцыбашев описал революцию 1917 года. В 1919 году им написан сборник «Вечный мираж», издан в 1922 году в Германии.

После эмиграции в 1923 году в Польшу руководил там газетой «За свободу», также издавался в ней как автор. В польский период жизни, им был издан сборник «Под солнцем» в 1924 году и пьеса «Дьявол: Трагический фарс» в 1925 году.

Умер М. П. Арцыбашев 3 марта 1927 года в Варшаве.

Характеризуя творчество писателя, следует отметить, что он был реалистом. Он вскрывал истинную, животную суть человека. В своих произведениях он раскрывал весь спектр внутренних переживаний индивида.

Краткая биография арцыбашев

Биография Михаила Петровича Арцыбашева

Михаил Петрович Арцыбашев (1878-1927) — из мелкопоместных дворян, сын исправника. На литературное поприще выступил в 1901 году рассказом «Паша Туманов». В 1907 году вышел нашумевший роман «Санин», который был сразу переведен на многие иностранные языки и вызвал ряд судебных процессов в России, Германии, Австро-Венгрии по обвинению автора в порнографии. В период 1909-1912 годов появились: «Миллионы», «Рабочий Шевырев», «У последней черты». Кроме того Арцыбашев написал несколько пьес — «Ревность», «Война».

В революцию 1917 года Михаил Арцыбашев выступил в качестве публициста («Записки писателя»), после Октября он эмигрировал за границу, где стал одним из злейших врагов советской власти.

Начальная литературная деятельность Арцыбашева окрашена в розовый цвет либерализма и даже некоторого протеста против общественных условий, строго регламентированных полицией. В рассказе «Паша Туманов» дается картина мучений юноши, затравленного школой. Близки к этому герою-протестанту — бунтари: Саша («Бунт»), Куприян («Конокрад»), Доктор («Смех»).

Все они не могут преодолеть гнусно-лживую, под личиной лицемерного порядка и обывательского благополучия, животно-грубую жизнь. В рассказе «Ужас» Арцыбашев наряду с бунтом индивидуалиста против зла и добра, ужасов и кошмаров жизни, дает и бунт рабочих против безнаказанного преступления бюрократов, изнасиловавших девушку и скрывших насилие убийством.

На революцию 1905 года Михаил Арцыбашев откликается рядом повестей и этюдов; для некоторых из них материалом послужили подлинные исторические факты. Так рассказ «Кровавое пятно» написан под впечатлением многочисленных расправ и расстрелов 1905 года. «На белом снегу» дает картину ожесточенной борьбы царской опричнины с революционным движением в Прибалтийском крае.

Рассказ «Один день» связан с 9 января 1905 года. В 1907 году Арцыбашев пишет повесть «Человеческая волна», где переплетаются эпизоды московского восстания, история с «Потемкиным» в Одесском порту и восстание моряков в Севастополе.

Революционные фабулы Арцыбашев искусственно разбавляет своими излюбленными темами убийств, самоубийств и расстрелов, причем акцент ставится большей частью не на причинах и не на самом факте убийства или расстрела, а на последствиях уничтожения человека. Образ расстрелянного «у стены», «на белом снегу», с раскинутыми руками, устремленными в широкое синее небо мертвыми глазами, повидимому должен обозначать «бессмысленность» человеческого существования на фоне прекрасной, солнечной, творящей природы. Эти противоречия между «человеком» и «природой» еще более углубляются проблемой уничтожения человека, его смертью. Арцыбашев описывает преимущественно не человеческую жизнь, а процесс умирания, с мельчайшими деталями до последнего вздоха, содрогания, конвульсии. Почти через все арцыбашевские произведения проходит образ чахоточного («Бунт», «Смерть Ланде», «Санин» и др.). Даже живые герои охотно представляют себя в могиле «с прогнившим лицом, с телом, наполненным червями, медленно и омерзительно копошащимися в разлагающемся месиве под позеленевшим, сырым и жирным мундиром». Писатель много говорит о «слизи и гнили», о «сладком смраде, идущем от трупа», о «ядовитой, смердящей сладости».

Убийства, самоубийства, расстрелы, конвульсии смерти, трупное гниение, половая похоть, животный инстинкт, — все это пронизывает также и крупные произведения, как «Смерть Ланде», «Санин», «У последней черты» и др. Кульминационным пунктом творчества Арцыбашева является роман «Санин», который создавался в течение семи лет [1901-1907], причем отдельные черты этого героя встречаются уже в первых его рассказах. В этом произведении сплелись бурная революция 1905 года и последующая реакция с отходом интеллигенции от активной политической борьбы, провинциальное прозябание и философия Ницше, апология человека, которому «все позволено», и смерть. Смысл жизни Санина: «надо прежде всего удовлетворить свои естественные желания»; «люди, которые не могут или не смеют брать от богатства жизни столько, сколько им нужно, не должны жить».

Санин не борется с «людской глупостью», «с безобразным устройством жизни», а наоборот, смеется над тем, кто способен сесть в тюрьму, лишиться свободы из-за конституции. В то же время Санин не может даже перестроить собственную жизнь и остается рабом ее из страха потерять свое жалование и «сливки к утреннему чаю». Он с презрением отходит от рабочих, ведущих «тяжкий и нудный разговор» о своих эксплуататорах, — от этих людей, «живущих как скоты и не истребивших до сих пор ни себя, ни других, а продолжающих влачить скотское существование в смертной надежде на какое-то чудо, которого им не дождаться и в ожидании которого уже умерли миллиарды им подобных». Санин легко дает советы своей сестре уничтожить ребенка, подстрекает Соловейчика к самоубийству, насилует Карсавину, избивает Зарудина, который кончает жизнь самоубийством. При этом Санин считает, что «Зарудин погибает потому, что вся жизнь его направлена по такому пути, на котором не то удивительно, что один человек погиб, а то удивительно, как они все не погибли».

Воровский указывает, что появление Санина означает новый шаг разночинной интеллигенции в сторону буржуазии. Санин, ставя себя «вне класса», вне живых связей с общественными группами, превращается в босяка-пропойцу, в отброс общества, в паразита.

Таков герой и другого крупного произведения «У последней черты» — Наумов. Интересна его проповедь: «Я говорю вам о том, что раз и навсегда надо понять, что ни революции, ни какие бы то ни было формы правления, ни капитализм, ни социализм — ничто не дает счастья человеку, обреченному на вечные страдания. Что нам в нашем социальном строе, если смерть стоит у каждого за плечами, если мы уходим в тьму, если люди, дорогие нам, умирают. если мир прежде всего — огромное кладбище, которое мы зачем-то сторожим. Надо рассеять в людях суеверие жизни. надо заставить их понять, что они не имеют права тянуть эту бессмысленную комедию». Это — яркая декларация деклассированных групп общества.

Такие герои появляются в эпохи реакции и общественных кризисов, разгрома революционных сил. Они бессильны подвергнуть анализу объективные причины поражения и неспособны организовать силы для новой борьбы. Эти герои в лучшем случае пессимистически смотрят на будущее, впадают в отчаяние или же копаются в своих личных переживаниях. Они готовы отрицать человеческую мысль и, взамен ее, поют панегирики безумию, бессмыслию, ужасу. Они проповедуют ницшеанскую мораль, противопоставляя себя «мещанскому» обществу. Они стараются под анархическими формулами скрыть свое внутреннее бессилие, ничтожество. Они издеваются над всякого рода программами, девизами, идеологией. Герои Арцыбашева производят впечатление озлобленных людей, которые оправдывают свою озлобленность тем, что «человек гадок по натуре». К такому выводу приходит разочаровавшийся в идеалах революционной интеллигенции террорист Ткачев в «Рабочем Шевыреве». Арцыбашев как раз сочувствует этим героям. Он напрягает все свои силы, чтобы дискредитировать революционное движение, тем самым продолжая традиции Лескова, Клюшникова, Маркевича, Крестовского и других писателей-реакционеров, писавших в 1860-70-е годы многотомные тенденциозные «обличительные» романы, в которых революционер и уголовный преступник являлись синонимами. Пасквиль Арцыбашева еще злее. Его «высланный революционер» — «маленький, смешной, с птичьим лицом, ничтожный студент Чиж» («У последней черты») развенчивает, унижает, клеймит свои прежние идеалы «с брезгливым видом», «с судорогой отвращения на лице». Презрительным тоном, полным ненависти, Арцыбашев повествует о том, как Чиж «спорил с товарищами и партийными врагами о деталях программы и тактики. Таскал на заводы нелегальную литературу, агитировал среди каких-то давно потерянных из виду, в сущности совсем неинтересных людей». В воображении художника рисуется «серая длинная дорога», по которой маленький студент Чиж «добрел до тридцати лет и не узнал, зачем собственно брел», и, придя в отчаяние, мечтает, как о благодати, о катастрофе, о землетрясении, когда «дома валятся, земля колышется, женщины бегут нагишем, все забывают, кто они и почему они и в каких смыслах. Тут тебе и самоотвержение и грабеж. Там кого-то спасли, там кого-то под шумок изнасиловали. весело!». Несомненно, что Арцыбашев хотел образом смешного и жалкого Чижа заслонить тех, которые отдали свою жизнь за счастье обездоленных, эксплуатируемых, которые стремились к победе революции, к торжеству пролетариата.

Читайте также  Краткая биография сомов

По своей манере Михаил Арцыбашев — реалист и даже натуралист французской школы. Вслед за Достоевским и Мопассаном он стремится вскрыть механику психических переживаний, всю силу звериного инстинкта человека. Арцыбашев со злым отвращением старается унизить человека, сбросить с того пьедестала, на который его поставил Горький.

Композиция арцыбашевских произведений не сложна: обычно они строятся по определенному шаблону с центральной фигурой героя, основные черты которого повторяются во всех его произведениях. Однообразен ход мыслей героев, однообразен их скучно-монотонный язык. Правда, представляет некоторый интерес своей яркостью красок импрессионистический пейзаж, проникнутый однако эротикой.

Я. А. Назаренко
«Литературная энциклопедия», Москва, 1929-1939.

Михаил Петрович Арцыбашев

Годы жизни: с 24.10.1878 по 03.03.1927

Русский писатель, драматург, публицист.

Михаил Петрович Арцыбашев родился 24 октября (5 ноября) 1878 г. в мелкопоместной дворянской семье на хуторе Доброславовка Ахтырского уезда Харьковской губернии. Мать польского происхождения, отец служил в гвардии, позднее работал уездным начальником полиции.
Учился в Ахтырской гимназии. С детства серьёзно увлекавшийся живописью, уехал учиться в Харьковскую школу рисования. Современник будущего писателя вспоминал, что новый ученик был «наружности оригинальной: длинные чёрные волосы, чёрная борода, мертвенно-зелёный цвет лица, худой и сутулый, в чёрной русской косоворотке — ходячий мертвец». Однако пробыл он там только зиму (1897-1898). Сам М.П.Арцыбашев так объяснил причину: «. Очень долго мечтал быть художником, и довольно неожиданно стал писателем. Произошло это потому, что за напечатанный рассказ одна газета в Харькове уплатила мне 8 руб., на которые я купил красок. Потом мне захотелось ещё денег, и я ещё писал, а так как учиться живописи мне показалось скучно, то я и перешёл на литературу. Потом уже полюбил её и возжелал славы именно литератора и непременно мировой. Желаю и теперь. Жил я, пока можно было, на отцовские деньги, а потом уже на что попало: рисовал карикатуры, писал статейки в газетах. «
Первый свой рассказ Арцыбашев опубликовал в шестнадцать лет в харьковской газете «Южный край» 27 января 1895 года. Это был рассказ о самоубийце, где автор в мельчайших подробностях описал ощущения стрелявшегося.
В 1898 году автор переехал в Петербург, размещал в «Петербургской газете» и «Петербургском листке» обзоры выставок и карикатуры, выступал с юмористическими рассказами в журнале «Шут». В том же году он женился. Через год у пары родился сын Борис, впоследствии ставший известным американским иллюстратором. Однако прожил писатель с женой в браке всего три года, после чего разошлись из-за несходства характеров.
В 1901 году поместил в »Мире Божьем» очерк »Паша Туманов», в 1902 году в »Русском Богатстве» — большой рассказ из народной жизни »Куприян». К этому времени начинающий писатель опубликовал немало других рассказов, которые вскоре составили его первый двухтомник. С этих небольших двух книжек и началась писательская известность Арцыбашева: они были сразу замечены и отмечены В. Брюсовым, Ю. Балтрушайтисом, А. Горнфельдом, А. Богдановичем. Появление в литературе нового интересного имени дружелюбно и восторженно приветствовали журналы «Русское богатство», «Вестник Европы», «Весы», «Мир Божий», газета «Русь». Литературное имя Арцыбашев составил себе повестью »Смерть студента Ланде», напечатанной в »Журнале для всех» в 1904 году.
События 1905 г. находят отражение в творчестве Арцыбашева – он пишет несколько повестей и этюдов, материалом для которых послужили подлинные исторические факты. Так, рассказ «Кровавое пятно» написан под впечатлением многочисленных расправ 1905 года. «На белом снегу» рисует картину ожесточенной борьбы царской опричнины с революционным движением в Прибалтике. Рассказ «Один день» связан с 9 января 1905 года. В 1907 г. Арцыбашев создает повесть «Человеческая волна», где переплетаются эпизоды московского восстания, история с «Потемкиным» в Одесском порту и восстание моряков в Севастополе.
Сквозной линией через произведения Арцыбашева проходит тема убийств, самоубийств и расстрелов, при этом акцент ставится большей частью не на причинах и не на самом факте убийства или расстрела, а на последствиях уничтожения человека. Образ расстрелянного «у стены», «на белом снегу», с раскинутыми руками, устремленными в широкое синее небо мертвыми глазами, по-видимому, должен обозначать «бессмысленность» человеческого существования на фоне прекрасной, солнечной, творящей природы. Эти противоречия между «человеком» и «природой» еще более углубляются проблемой уничтожения человека, его смертью. Арцыбашев описывает преимущественно не человеческую жизнь, а процесс умирания, с мельчайшими деталями до последнего вздоха, содрогания, конвульсии. Почти через все арцыбашевские произведения проходит образ чахоточного («Бунт», «Смерть Ланде», «Санин» и др.). Живые герои охотно представляют себя в могиле «с прогнившим лицом, с телом, наполненным червями, медленно и омерзительно копошащимися в разлагающемся месиве под позеленевшим, сырым и жирным мундиром». Писатель много говорит о «слизи и гнили», о «сладком смраде, идущем от трупа», о «ядовитой, смердящей сладости».
Огромную известность принес Арцыбашеву М.П. роман «Санин», который создавался в течение семи лет (1901-1907), причем отдельные черты этого героя встречаются уже в первых его рассказах. В этом произведении сплелись бурная революция 1905 года и последующая реакция с отходом интеллигенции от активной политической борьбы, провинциальное прозябание и философия Ницше, апология человека, которому «все позволено», и смерть. Смысл жизни Санина: «надо прежде всего удовлетворить свои естественные желания»; «люди, которые не могут или не смеют брать от богатства жизни столько, сколько им нужно, не должны жить». Первоначально роман был напечатан в «Современном Мире» в 1907 году, а затем был выпущен 1-м отдельным изданием. 2-е издание было конфисковано, а автор привлечен к уголовной ответственности за порнографию. Переведенный на многие иностранные языки, »Санин» всюду имел сенсационный успех. В Германии он тоже вызвал судебное преследование, которое закончилось оправданием. Было возбуждено преследование против переводчиков и в Венгрии.
Также было возбуждено судебное преследование за порнографию против Арцыбашева и за первую часть романа »У последней черты» — самое крупное произведение, историю о «клубе самоубийц». Печатался он частями в 1910-1912 годах в трёх сборниках «Земля». В этом романе как раз и отразились отчаяние, надломленность, разочарованность людей в идеалах борьбы, их жажда умиротворенности, тишины после только что кроваво прошумевшего урагана революции.
Из других произведений писателя обратили на себя внимание критиков большие рассказы: »Миллионы» (»Земля», кн. 2) и »Рабочий Шевырев» (»Земля», кн. 3, 1909). Кроме того, Арцыбашев написал несколько пьес — «Ревность», «Война».
Роман «Женщина, стоящая посреди», напечатанный в 1915 году в сборнике «Земля», вновь подвергся отрицательной критике. Роман, где старый библейский сюжет о падении женщины, об эгоистичном торжестве «яркого мужского начала» стал как бы вызовом, брошенным обществу, выясняющему межчеловеческие отношения пушками и винтовками.
К «женской» теме Арцыбашев обращался постоянно, ей посвящены десятки рассказов, в том числе те, которые единодушно были признаны не только лучшими в его творческом наследии, но и значительными достижениями в литературе Серебряного века: «Роман маленькой женщины», «Счастье», «О ревности», «Мститель», «Рассказ об одной пощёчине».
Февральскую, а затем и Октябрьскую революции 1917 года Арцыбашев воспринял как мировые катастрофы. Не приняв революционных идей, под предлогом лечения за границей, в 1923 году он выехал в Польшу. Там получил польское гражданство, поскольку мать была полькой по происхождению. В эмиграции он стал одним из руководителей и постоянным автором газеты «За Свободу!», в которой, в частности, печатал обозрения преимущественно общественно-политического содержания под общим заглавием «Записки писателя». В период с 1923 по 1927 год Арцыбашев опубликовал около сотни статей, завоевав славу первого зарубежного российского публициста. Основной темой его материалов является разоблачение большевизма. Кроме того, Арцыбашев пишет о революции, касается тем эмиграции, социальной жизни общества, критики СМИ в СССР, литературной жизни России. Статьи: «Показания по делу Конради», «Или-или», «Суд», «Пощечина», «Завоевания революции», «Смерть Ленина», «Наш третий клад», «Последний царь», «Жгучий вопрос», «Соблазн», «Слово о русской литературе»», «Ответ на письма г-жи Н»). Также в Варшаве изданы сборник «Под солнцем» (1924), пьеса в стихах «Дьявол: Трагический фарс» (Варшава, 1925). Статьи из газеты «За Свободу!» собраны в книгу «Записки писателя» (Варшава, 1925). Посмертно вышла книга «Черёмуха» (Варшава, 1927). Для русской эмиграции в Польше был образцом непримиримости к большевистскому режиму; годовщины его смерти отмечались собраниями и траурными митингами. Будучи ярым противником большевизма в СССР произведения Арцыбашева до конца 1980-х гг. не переиздавались.
Умер Арцыбашев 3 марта 1927 года в Варшаве.

Интересные факты из жизни

В возрасте шестнадцати лет с Арцыбашевым произошло трагическое событие: он пытался застрелиться. Произошло это на почве тяжелой семейной драмы. Положение молодого человека было тяжёлым, почти безнадёжным: в рану попали частицы одежды, и врач опасался заражения крови. Будущий писатель выжил, но это был повзрослевший, замкнувшийся в себе человек. Результатами попытки самоубийства стали три месяца болезни, подорванное на всю оставшуюся жизнь здоровье и решение никогда и ни за что в себя не стрелять.Пережитые впечатления, эмоции нашли свое отражение в творчестве М.Арцыбашева.

Библиография

Романы
1907 — Санин
1912 — У последней черты
1915 — Женщина, стоящая посреди

Повести
1901 — Бунт
1902 — Куприян
1904 — Смерть Ланде
1905 — Тени утра
1905 — Жена
1905 — Человеческая волна
1905 — Под солнцем
1905 — Рабочий Шевырев
1905 — Рассказ об одной пощечине
1905 — Роман маленькой женщины
1905 — Из дневника одного покойника
1906 — Кровавое пятно
1912 — Миллионы
1912 — Пропасть
1912 — Преступление доктора Лурье
1912 — Палата неизлечимых
1912 — Старая история
1912 — Мститель
1912 — Подпрапорщик Гололобов
1912 — Сильнее смерти

Рассказы
1895 — Будничные драмы
1895 — Из воспоминаний участника минувшей войны
1895 — Из рассказов офицеров
1895 — Неизвестный идеал (Из жизни знаменитого художника О. Ки-пренского)
1895 — Эпизоды войны: Ласточка. Майор Горталов
1896 — Под лунным светом
1898 — Бал
1898 — Две смерти
1898 — Шулер
1901 — Встреча
1902 — Подпрапорщик Гололобов
1903 — Паша Туманов (В паутине)
1903 — Смех (Сумасшедший)
1904 — Из подвала
1905 — Ужас
1906 — В деревне
1906 — Революционер
1907 — Мужик и барин
1907 — Один день
1907 — Пропасть
1907 — Человеческая жизнь
1908 — Из записок одного человека
1909 — Сказка старого прокурора
1910 — Доктор
1910 — Злодеи (Злодей)
1910 — На белом снегу
1910 — Ночь
1910 — Счастье
1912 — Бог
1912 — Братья Аримафейские
1912 — Деревянный чурбан
1912 — Рассказ о великом знании
1913 — Маленький Отто
1913 — О ревности
1915 — Еврей
1924 — О браке
1924 — Под солнцем

Публицистика, сборники статей
1910 — Этюды
1913 — Мститель
1917 — Записки писателя
1922 — Вечный мираж
1924 — Под солнцем
1925 — Записки писателя
1927 — Черёмуха

Читайте также  Краткая биография гарди

Пьесы
1913 — Ревность
1914 — Война
1915 — Закон дикаря
1916 — Враги
1925 — Дьявол: Трагический фарс

Экранизации произведений, театральные постановки

«Санин» (Австрия-Польша, 1924)
«Дело прокурора М.» (Германия, 1928)

Арцыбашев, Михаил Петрович

Михаи́л Петро́вич Арцыба́шев (24 октября (5 ноября) 1878, хутор Доброславовка Ахтырского уезда Харьковской губернии — 3 марта 1927, Варшава) — русский писатель, драматург, публицист.

Содержание

Биография

Происходит из поместного дворянства, отец был уездным начальником полиции. Учился в Ахтырской гимназии, в харьковской Школе рисования и живописи (1897—1898). С 1894 сотрудничал в провинциальных газетах (харьковская газета «Южный край»), публикуя заметки, репортажи, рассказы. В 1898 переехал в Санкт-Петербург. Публиковал обзоры выставок, карикатуры, юмористические рассказы в «Петербургской газете», «Петербургском листке», журнале «Шут». В 1899 у Михаила Арцыбашева родился сын, Борис, впоследствии ставший известным американским иллюстратором.

Творчество

Первой значительной публикацией был рассказ «Встреча» в «Журнале для всех» (1901). Лучшим своим произведением считал повесть «Смерть Ланде» («Журнал для всех», 1904; после её успеха Арцыбашев отказался от карьеры художника). Первая книга — сборник «Рассказы» (т. 1—2, Петербург, 1905—1906). Особый успех, скандальную известность и полемику вызвал роман «Санин» (1907), который много переводился, вызывая повсюду дискуссии и судебные процессы по обвинению в порнографии.

Автор романа «У последней черты» (1910—1912: описывается самоубийство семи человек различных типов, принадлежащих к интеллигенции), повести «Миллионы» (1908), «Рабочий Шевырёв» (1909), драм «Ревность» (1913) и «Закон дикаря» (1915). Сборник размышлений «Вечный мираж», написанный в 1919, издан в 1922 в Берлине. Свое последнее произведение — четырёхактную драму «Дьявол» (1925) — Арцыбашев назвал «трагическим фарсом».

«Главное у Арцыбашева — свободная любовь, насилие, эгоизм, описания убийств, казней, самоубийств, предсмертных судорог; изображение рассчитано на то, чтобы шокировать читателя» [1] .

Эмиграция

Оптировал польское гражданство, поскольку мать была полькой по происхождению, и в августе 1923 эмигрировал в Польшу. Стал одним из руководителей и постоянным автором газеты «За Свободу!», в которой, в частности, печатал обозрения преимущественно общественно-политического содержания под общим заглавием «Записки писателя». В Варшаве изданы сборник «Под солнцем» (1924), пьеса в стихах «Дьявол: Трагический фарс» (Варшава, 1925). Статьи из газеты «За Свободу!» собраны в книгу «Записки писателя» (Варшава, 1925). Посмертно вышла книга «Черёмуха» (Варшава, 1927). Для русской эмиграции в Польше был образцом непримиримости к большевистскому режиму; годовщины его смерти отмечались собраниями и траурными митингами. В СССР произведения Арцыбашева до конца 1980-х гг. не переиздавались.

Литература

  • М. П. Лепёхин, А. В. Чанцев. Арцыбашев Михаил Петрович // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. Т. 1: А—Г. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. С. 113—115.

Примечания

  1. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М .: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8

Ссылки

  • Биография и тексты
  • Арцыбашев, Михаил Петрович в библиотеке Максима Мошкова
  • Корней Чуковский «Геометрический роман» на сайте «Отдав искусству жизнь без сдачи»
  • Ишкин Б.С. Провинциальный город в творчестве и жизни М.П. Арцыбашева
  • Арцыбашевщина и социально-культурный контекст

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Инвертор
  • Ур

Смотреть что такое «Арцыбашев, Михаил Петрович» в других словарях:

Арцыбашев, Михаил Петрович — писатель; р. 1878 в Харьковской губ., дворянин, сын исправника. Выйдя из 5 класса гимназии, А. учился в харьковской школе живописи. Печататься начал с 16 лет, в провинциальных газетах. Известность приобрел повестью «Смерть Ланде»… … Большая биографическая энциклопедия

АРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович — (1878 1927) русский писатель. Ницшеанские настроения в романе Санин (1907), получившем репутацию произведения, проповедующего примитивный гедонизм и аморальность. В 1923 эмигрировал … Большой Энциклопедический словарь

Арцыбашев Михаил Петрович — Арцыбашев, Михаил Петрович, известный писатель. Родился в 1878 году в мелкопоместной дворянской семье Харьковской губернии. Мать происхождения польского. Отец служил в гвардии, а позднее был исправником в Ахтырке, с которой связаны все молодые… … Биографический словарь

Арцыбашев Михаил Петрович — [24.10(5.11).1878, Харьковская губерния, ‒ 3.3.1927, Варшава], русский писатель. Начал печататься в 1901 (рассказы «Бунт», «Конокрад», «Смех»). В произведениях после 1905‒07 отразились упадочнические настроения периода реакции. Для романа «Санин» … Большая советская энциклопедия

Арцыбашев Михаил Петрович — (1878 1927), русский писатель. Ницшеанские настроения в романе «Санин» (1907), получившем репутацию произведения, проповедующего примитивный гедонизм и аморальность. В 1923 эмигрировал. * * * АРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович АРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович… … Энциклопедический словарь

АРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович — Михаил Петрович (24.10.1878, дер. Доброславовка Ахтырского у. Харьковской губ. 3.03.1927, Варшава), писатель, драматург. Род. в дворянской семье (отец был исправником в Ахтырке). Начал печататься в 1895 г. в харьковской газ. «Южный край». В… … Православная энциклопедия

АРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович — (1878—1927), русский писатель. После 1917 эмигрировал, занял крайне антисов. позицию. Ром. «Человеческая волна» (др. назв. — «Человеческая жизнь»), «Санин» (оба — 1907), «У последней черты» (1910—11), «Женщина, стоящая… … Литературный энциклопедический словарь

АРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович — (1878 1927), русский писатель. Родился 5 ноября 1878 на Украине. Его первый рассказ Паша Туманов был опубликован в 1901. Как и во многих других произведениях реалистической школы, российская жизнь изображается в его сочинениях с нарочитой… … Энциклопедия Кольера

Арцыбашев, Михаил Петрович — писатель, один из наиболее типичных представителей идейного и литературного течения, возникшего в России после поражения революции 1905 г. Главные мотивы его творчества проповедь анархического индивидуализма, призыв к освобождению от всех… … Исторический справочник русского марксиста

Краткая биография арцыбашев

Арцыбашев, Михаил Петрович (1878-1927) — писатель, один из наиболее типичных представителей идейного и литературного течения, возникшего в России после поражения революции 1905 г. Главные мотивы его творчества — проповедь анархического индивидуализма, призыв к освобождению от всех социальных обязанностей во имя эгоистического пользования жизнью, культ эротических наслаждений. Произведения Арцыбашева, особенно его роман «Санин», пользовались большим успехом в интеллигентских кругах и породили среди молодежи и в литературе соответствующие настроения, известные под именем «арцыбашевщины» или «санинщины».

Арцыбашев Михаил Петрович [24.10(5.11).1878, г.Изюм (по др. данным — хутор Доброславовка Ахтырского у. Харьковской губ.) — 3.3.1927, Варшава] — прозаик, драматург, публицист.

Арцыбашев родился в оскудевшей дворянской семье, рано лишился матери. В детстве после болезни оглох на одно ухо, в дальнейшем заболел туберкулезом. Бросил учиться после 5-го класса гимназии. В 16 лет пытался покончить жизнь самоубийством.

В 1895-1897 работал письмоводителем у земского агента.

В 1897-1898 учился в Харькове в Школе рисования и живописи.

В 1898 приехал в Петербург поступать в Академию художеств, но не смог поступить из-за отсутствия гимназического аттестата. Остался в Петербурге, бедствовал, получая средства к существованию за счет рисования карикатур в бульварных газ., написания обзоров худож. выставок и выигрышей на бильярде. В 20 лет женился по страстной любви, но из-за несходства характеров через 3 года развелся.

Началом своей литературной карьеры Арцыбашев считал публикацию рассказа «Паша Туманов» (1901), сюжетом которого было убийство директора исключенным гимназистом. Рассказ был создан под воздействием идей позднего Л.Толстого. В нем заявлена одна из главных антиномий художественного мышления Арцыбашева: «естественное» — истинное, кем-то установленное — ложное. Влияние Толстого присутствует в рассказах «Кровь» (1903), «Подпрапорщик Гололобов» (1902) и др. Конец раннего этапа творчества Арцыбашев — повесть «Смерть Ланде» (1904). Типологически образ студента Ивана Ланде восходит к образу князя Мышкина. В этом персонаже Арцыбашев воплотил все лучшее, что он ценил в христианстве. Гибель героя-праведника знаменовала отход Арцыбашева от толстовской нравственной доктрины и осознание им исчерпанности исторической роли христианства.

Революция 1905 изменила тематику и настрой произведений Арцыбашева. Он художественно исследовал неизбежность вовлечения масс в мировые катаклизмы, когда человек становился и творцом, и жертвой истории (рассказы «На белом снегу», «Кровавое пятно», «Мужик и барин», «В деревне» и др.). Наиболее целостное осмысление революции дано в повести «Человеческая волна» (1907), в которой она представала как одна из «волн» житейского моря, движущегося в биологически неизменном и бесконечном ритме.

Литературная слава пришла к Арцыбашеву после публикации романа «Санин» (начат в 1901; опубл. в 1907), совпавшего с общественными настроениями той поры. Арцыбашев дал в главном герое (Санине) свой вариант «естественного» человека начала XX в., в противовес любым предустановленным доктринам настаивавшего на ценности природного, биологического существования каждого. «Человек,— говорил герой Арцыбашева,— это гармоническое сочетание тела и духа, пока оно не нарушено. Естественно нарушает его только приближение смерти, но и мы сами разрушаем его уродливым миросозерцанием Человечество вырабатывает новые условия жизни, в которых не будет места ни зверству, ни аскетизму». Принципиальная асоциальность героя была причиной того, что большинство критиков обвинили Арцыбашева в отходе от демократических и нравственных идеалов русской литературы, называли его «ренегатом» и «порнографом». Среди противников произведения были В.Короленко, М.Горький, А.Куприн. В России Арцыбашев был привлечен к суду за порнографию. В Германии роман был конфискован и подвергнут экспертизе на нравственную благонадежность. Но необычайная читательская популярность «Санина» была обусловлена принятием гедонизма как одного из путей выхода из психологического кризиса, связанного с крушением революционных надежд общества. Непредвзятое впечатление от романа выразил А.Блок: «Утреннее чувство заражает читателя. Вот — в Санине, первом «герое» Арцыбашева, ощутился настоящий человек, с непреклонной волей, сдержанно улыбающийся, к чему-то готовый, молодой, крепкий, свободный. И думаешь — то ли еще будет?» Роман Арцыбашева положил начало особому течению в русском реализме, пренебрежительно названному критиками «арцыбашевщиной».

В начале 1910-х Арцыбашев выдвинул концепцию «экклезиастизма» — синтеза идей библейской книги Экклезиаста с идеями Ф.Ницше, А.Шопенгауэра, Э.Гартмана и А.Бергсона. По Арцыбашеву, любая цель человеческого бытия ложна; жизнь — цепь страданий, кончающихся «черной дырой» — небытием. Эта концепция нашла отражение в статьях Арцыбашева «Учители жизни», «От малого ничтожным», «Проповедь и жизнь» и др. «Экклезиастизм» обусловил идейную концепцию романа «У последней черты» (1910-12), поэтика которого основана на литературной «игре» сюжетами, образами, цитатами из произведений современников и классиков. Сюжет романа образовывала серия катастрофических и невероятных происшествий, взорвавших тихую жизнь провинциального городка. В финале становилось ясно, что причины роковых столкновений героев были скрыты в глубинах человеческой психологии, в «подсознательном», опрокидывающем построения разума и ведущем человека к переходу за «последнюю черту» его жизни. Роман Арцыбашева остался не понятым и не принятым критикой, ждавшей от автора нового продолжения настроений и стилистики романа «Санин».

В рассказах 1910-х «О ревности», «Палата неизлечимых», «Рассказ о великом знании», «Преступление доктора Лурье» и др. идейная концепция была во многом обусловлена влиянием работ 3.Фрейда и философии Э.Гартмана. Так, в рассказе «Преступление доктора Лурье» фанатик науки ставил на самом себе и дикаре-слуге эксперимент по моделированию, а потом разрушению религиозного сознания. Ощутив бесцельность существования «без бога», дикарь кончал жизнь самоубийством, а вслед за ним следовал сам ученый — и автор, и жертва эксперимента, подтверждавшего крах позитивизма. Парадоксальность художественного мышления Арцыбашева проявилась в том, что тогда же был написан рассказ «Сильнее смерти». Его герой, тоже ученый, ставил свой последний эксперимент по исследованию мозга в момент своей гибели на гильотине, силой разума преодолевая страх смерти. Этот рассказ был гимном человеческой воле, направленной к познанию тайн мира.

Вершина творчества Арцыбашева 1910-х — повесть «Женщина, стоящая посреди» (1915). Произведение Арцыбашева было горько-ироническим прощанием с одним из излюбленных «сверхтипов» русской литературы XIX в.— «тургеневской» девушкой. Это была история растления девичьей души, в которой постепенно отмирало все лучшее, оказавшееся никому не нужным. По художественной структуре повесть Арцыбашева воспроизводила сюжетную схему романов Тургенева, состояла из цепочки сюжетных узлов — любовных свиданий, в каждом из которых герой оказывался душевно несостоятельным. Авторская позиция была заявлена самим названием — цитатой из Евангелия, отсылающей к известному евангельскому эпизоду о «Христе и грешнице». В «Женщине, стоящей посреди» Арцыбашев как бы возвращался к первоистокам своего творчества — утверждению высшего нравственного закона мироздания.

Читайте также  Краткая биография носов н. н.

С середины 1910-х Арцыбашев-прозаик вступил в полосу творческого кризиса. Его пьесы «Ревность» (1913), «Война» (1914), «Закон дикаря» (1915), «Враги» (1916) имели значительный зрительский успех и были основным источником существования Арцыбашева. Но сам писатель видел свое настоящее призвание в области прозы.

Арцыбашев воспринял Первую мировую войну, а затем Февральскую революцию 1917 как мировые катастрофы, при которых путь к благим целям устилается миллионами трупов. В самом начале 1917 в статье «Мечты о лучшем будущем у человека-индивида» Арцыбашев писал: «И великая русская революция, какую бы роль ни сыграла она в истории, открыв новые идеалы и утвердив светлое царство всеобщего равенства, все же будет ужасна. Ибо какими бы светлыми идеалами ни руководствовались ее вожди и как бы очевидно возмутительны ни были несовершенства того строя, против которого они восстали, но опять-таки те предсмертные страхи и муки, те неизбывные слезы, те грусть, злоба и отчаяние, которые переживали во время этой борьбы живые люди, кто бы они ни были, были и останутся ужасными».

Арцыбашев резко не принял Октябрьский переворот 1917 и в 1923 покинул Россию. В Варшаве Арцыбашев сблизился с Б.Савинковым, стал активным сотрудником газеты «За свободу!». В публицистических статьях писатель яростно разоблачал «золотой век» большевистской России (отд. опубл.: Записки писателя: в 2 т. Варшава, 1925. Т.1; 1927. Т.2).

В историю русской литературы Арцыбашев вошел как автор романа «Санин», в котором утверждалась самоценность прав личности. Это произведение было новым словом в русской литературе, традиционно ориентированной на подчинение индивидуума воле общества, оно внесло свою лепту в формирование мироощущения XX в.

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 114-116.

Михаил Арцыбашев

Страна: Россия
Родился: 5 ноября 1878 г.
Умер: 3 марта 1927 г.

«Арцыбашев — это Моне русской литературы!»

Михаил Петрович Арцыбашев – русский прозаик, драматург, публицист, сценарист.

Родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в мелкопоместной дворянской семье в Харьковской губернии, на хуторе Доброславовка Ахтырского уезда. Мать имела польские корни. Отец служил в гвардии, а позднее работал уездным начальником полиции.

Писатель очень любил тихую и малолюдную Ахтырку и ежегодно приезжал сюда на лето, несмотря на то, что именно в этом городе с ним, тогда ещё шестнадцатилетним юношей, произошло трагическое событие: он пытался застрелиться. Произошло это на почве тяжелой семейной драмы. Положение молодого человека было тяжёлым, почти безнадёжным: в рану попали частицы одежды, и врач опасался заражения крови. Будущий писатель выжил, но это был уже не прежний мечтательный юноша, а повзрослевший, замкнувшийся в себе человек. Результатами попытки самоубийства стали три месяца болезни, подорванное на всю оставшуюся жизнь здоровье и решение никогда и ни за что в себя не стрелять.

Осенью того же года Арцыбашев, с детства серьёзно увлекавшийся живописью, уехал учиться в Харьковскую школу рисования. Современник будущего писателя вспоминал, что новый ученик был «наружности оригинальной: длинные чёрные волосы, чёрная борода, мертвенно-зелёный цвет лица, худой и сутулый, в чёрной русской косоворотке — ходячий мертвец». Однако пробыл он там только зиму. Сам М.П. Арцыбашев так объяснил причину: «. Очень долго мечтал быть художником, и довольно неожиданно стал писателем. Произошло это потому, что за напечатанный рассказ одна газета в Харькове уплатила мне 8 руб., на которые я купил красок. Потом мне захотелось ещё денег, и я ещё писал, а так как учиться живописи мне показалось скучно, то я и перешёл на литературу. Потом уже полюбил её и возжелал славы именно литератора и непременно мировой. Желаю и теперь. Жил я, пока можно было, на отцовские деньги, а потом уже на что попало: рисовал карикатуры, писал статейки в газетах. »

Первый свой рассказ Арцыбашев опубликовал в шестнадцать лет в харьковской газете «Южный край» 27 января 1895 года. Это был рассказ о самоубийце, где автор в мельчайших подробностях описал ощущения стрелявшегося.

В 1898 году автор переехал в Петербург, размещал в «Петербургской газете» и «Петербургском листке» обзоры выставок и карикатуры, выступал с юмористическими рассказами в журнале «Шут». В том же году он женился. Через год у пары родился сын Борис, впоследствии ставший известным американским иллюстратором. Однако прожил писатель с женой в браке недолго — три года, после чего разошлись из-за несходства характеров.

Первый «серьёзный» рассказ – «Паша Туманов» — был написан в 1901 году и отвезён в один из популярных и авторитетных столичных журналов «Русское богатство». К радости начинающего автора, рассказ был одобрен самим редактором Н.К. Михайловским, но – «не одобрен» цензурой, и свет он увидел только через два года в другом журнале — «Образование». К этому времени Арцыбашев опубликовал немало других рассказов, которые вскоре составили его первый двухтомник. С этих небольших двух книжек и началась писательская известность Арцыбашева: они были сразу замечены и отмечены В. Брюсовым, Ю. Балтрушайтисом, А. Горнфельдом, А. Богдановичем. Появление в литературе нового интересного имени дружелюбно и восторженно приветствовали журналы «Русское богатство», «Вестник Европы», «Весы», «Мир Божий», газета «Русь». Как значительное литературное событие были восприняты его рассказы «Куприян» (1902), «Подпрапорщик Гололобов» (1902), «Смех» (1902), повесть «Смерть Ланде» (1904).

Однако мало кто знал, что в писательском портфеле Арцыбашева с 1902 года дожидалась своего выхода к читателям готовая рукопись его главной книги, которая вскоре переполошит всю читающую Россию и станет известной во всем мире, — роман «Санин», который выразил то, что назрело в русском человеке начала века: протест против всяческих уз, против моральных, политических и иных рамок, сковывавших его свободу.

Когда Арцыбашев принёс своего «Санина» в журнал «Мир Божий», первым, кто его здесь прочитал, был А.И. Куприн. Роман показался ему интересным, но он вполне отдавал себе отчет, что редакция журнала вряд ли согласится его напечатать. Так и оказалось. Роман назвали порнографическим, упадническим и «не соответствующим данному политическому моменту». И рукопись легла в стол ещё на пять лет. Роман был напечатан в сентябрьской книжке журнала «Современный мир» за 1907 год и вызвал бурную реакцию как критиков, так и других писателей. М. Горький назвал роман «антиреволюционным» и тем предопределил на десятилетия соответствующее отношение и к его автору. Не помогло и то, что уже после 1917 года Горький первым предпринял попытку переиздать «Санина», считая, что Арцыбашев «по достоинству ещё не оценён, а пора сделать это на пользу и поучение современным литераторам». Но попытка не увенчалась успехом. Роман начали публиковать лишь в 90-х годах XX века.

В том же 1902 году, отказав писателю в публикации «Санина», журнал «Мир Божий» в декабрьском номере напечатал его рассказ «Подпрапорщик Гололобов». Тогда ещё никто и не предполагал, что Арцыбашевым предугадана и поднята проблема, которая со всей своей умножающейся трагичностью станет вскоре одной из самых актуальных. Размышления о людях, утративших веру в жизнь, разочаровавшихся, ожесточившихся, отчаявшихся самоубийцах попали в начале века в центр всеобщего внимания, лично пережитое писателем неожиданно оказалось в самом водовороте стремительно растущего общественного бедствия: по всей стране участились случаи самоубийств в среде интеллигенции. Едва ли не все российские журналы и газеты в той или иной форме включились в дискуссию на эту трагическую тему. Не остался в стороне и Арцыбашев — он печатает и рассказы, и писательские статьи-размышления и, наконец, пишет свое самое крупное произведение – роман «У последней черты», историю о «клубе самоубийц». Печатался он частями в 1910-1912 годах в трёх сборниках «Земля». В этом романе как раз и отразились отчаяние, надломленность, разочарованность людей в идеалах борьбы, их жажда умиротворенности, душевного просияния и тишины после только что кроваво прошумевшего урагана революции.

Третий, и последний, роман Арцыбашева «Женщина, стоящая посреди», написанный в год начала Первой мировой войны и напечатанный в 1915 году в сборнике «Земля», снова стал объектом нападок критиков. Роман, где старый библейский сюжет о падении женщины, об эгоистичном торжестве «яркого мужского начала» стал как бы вызовом, брошенным обществу, выясняющему межчеловеческие отношения пушками и винтовками.

К «женской» теме Арцыбашев обращался постоянно, ей посвящены десятки рассказов, в том числе те, которые единодушно были признаны не только лучшими в его творческом наследии, но и значительными достижениями в литературе Серебряного века: «Роман маленькой женщины», «Счастье», «О ревности», «Мститель», «Рассказ об одной пощёчине».

Подорванное в молодости здоровье, туберкулёз и глухота невольно заставляли писателя задумываться о близкой смерти, волновали, тревожили и омрачали его ум.

После того, как в 1917 году вышли трёхтомные «Записки писателя», где были собраны публиковавшиеся в течение всей его жизни газетно-журнальные очерки и статьи, перед читателями предстал другой Арцыбашев — не самодовольный искатель удовольствий, не «сверхчеловек», а самобытно мыслящий, неравнодушно взирающий на человеческие жизни и смерти писатель.

Самобытность его размышлений «о времени и о себе», его натура беспокойного человека в ещё большей мере раскрылись в последние годы его жизни в эмиграции, когда в условиях добровольно-принудительного изгнания он завоевал славу первого публициста русского зарубежья.

Февральскую, а затем и Октябрьскую революции 1917 года Арцыбашев воспринял как мировые катастрофы. Он не принял революционных идей и в августе 1923 года эмигрировал в Польшу. В эмиграции он стал одним из руководителей и постоянным автором газеты «За Свободу!», в которой, в частности, печатал обозрения преимущественно общественно-политического содержания под общим заглавием «Записки писателя».

Михаил Петрович Арцыбашев умер 3 марта 1927 года в Варшаве. Это событие в России журнал «Огонёк» отметил публикацией портрета писателя, а под ним поместил строки: «За границей умер М.П. Арцыбашев. Вряд ли кто-нибудь из русской читающей публики горевал о смерти этого столь знаменитого в своё время русского беллетриста…»

Фантастика в творчестве автора.

Рассказ «Под солнцем» — антиутопия, где писатель предвещает гибель всей цивилизации и культуры в результате осуществления мировой революции. «Мировой пожар» социалистических революций, охвативший весь мир, привел к тому, что современное общество постепенно скатилось до первобытнообщинного строя: люди живут в лесу небольшими семейными группами, занимаются собирательством и охотой, культура ушла в небытие, как и умение читать и писать. А все проблемы решаются с помощью дубинки.

В рассказе «Сильнее смерти» герой-учёный ставит свой последний эксперимент по исследованию мозга в момент своей гибели на гильотине, силой разума преодолевая смерть.

Рассказ «Из дневника одного покойника» — история мертвеца, которому наскучило лежать в могиле и наблюдать за собственным тлением, и он решает выбраться наружу, чтобы понаблюдать за живыми, приходящими на кладбище, а возможно, и найти себе наконец-то собеседника.

В пьесе «Дьявол» М. Арцыбашев пишет собственную версию легенды о Фаусте. Спор за душу человека ведётся здесь не между Богом и Дьяволом, а между Дьяволом и одной из ипостасей Бога — Духом любви. И в этой извечной борьбе Бога с Дьяволом окончательно побеждает последний.

Примечание к биографии:

На последнем фото актриса Л.Б. Яворская и М.П. Арцыбашев. К постановке пьесы «Закон дикаря». Фото Александра Буллы. «Солнце России», 1915.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: