Краткая биография черный саша

Роль и место в литературе Имя Саша Черный знакомо всем поклонникам литературы Серебряного века. Строгий сатирик и утонченный лирик, наделенный совершенным

Краткая биография черный саша

Саша Черный

краткая биография

Роль и место в литературе

Имя Саша Черный знакомо всем по клон никам литературы Серебряного века. Стро гий сатирик и утонченный лирик, наделенный совершенным вкусом, невероятно талантливый поэт, прозаик и журна лист – он находился на пике популярности в России начала двадцатого столетия. Почитатели его таланта с нетерпением ожидали очередного выпуска «Сатирикона», который печатал его злободневные стихи и сатиры, его творчество вызывало споры и восхищение.

В недолгой жизни Саши Черного было много событий – война, в которой он принимал участие добровольцем, революция, которую он категоричес ки отверг, тяжело доставшаяся ему эми гра ция. Но в любой ситуации Саша всегда оставался верен своим творчес ки м идеалам и принципам. Возможно, по этой причине его творения не просто до сих пор живы, но и остаются злободневными по сегодняшний день.

Для детей он написал великолепный «Дневник фокса Мик ки » с его героем, считавшим себя умнейшим среди всех зверей, а также большое количество стихотворений и рассказов. Взрослый же читатель любит Черного за едкую сатиру его произведений. Настоящие имя и фамилия этого человека – Александр Михайлович Гликберг, но в истории литературы Серебряного века он навсегда остался как Саша Черный.

Происхождение и ранние годы

Александр родился 13 октября 1880 года в Одессе. Глава состоятельного еврейского семейства – Мендель Да вид ович, отец Саши, работал в крупной фармацевтической компании. Мать, Марьям Мееровна, происходила из купеческой семьи, была домохозяйкой. Александр был вторым ребенком, родившимся в этой семье. Старшей была сестра Лидия, а после Саши родилось еще трое детей. Наследни ки росли в этой семье сами по себе. Отец, постоянно находившийся в командировках, физичес ки не успевал уделять внимание детям. Мать же, которую донимали всевозможные хвори и частые истери ки , вообще пустила их воспитание на самотек. Обстановка в семье была неспокойной и не приносила Саше никакой радости и ощущения родного дома.

Образование

Поскольку в Российской империи в то время существовало положение, по которому в гимназии принималось не более десяти процентов евреев, Мендель Гликберг окрестил сына и сам поменял свое имя на Михаила. Так, Александр, которому на тот момент исполнилось девять лет, стал учеником бело церковской гимназии.

Учение давалось способному мальчику легко, но на него очень давила остановка в семье, поэтому в пятнадцать лет он сбежал из дома. Его взяла на воспитание родная тетка, которая увезла его в Петербург, где он стал обучаться в гимназии на полном пансионе. Здесь выяснилось, что у юноши совершенно отсутствуют способности в изучении математи ки , по этой причине он был исключен из учебного заведения.

Александр в армии

Родители совершенно не интересовались судьбой сына и, можно сказать, отреклись от него. Александру же приходилось испытывать та ки е лишения, как постоянный голод, который заставлял его просить подаяние на улицах.

Помог с лу чай. Начинающий журна лист Александр Яблонс ки й однажды разместил в газете «Сын Отечества» статью о бедном юноше. Ее прочитал поэт и филантроп из Житомира Константин Роше. Эта драматическая история настолько взволновала его, что он решил пригласить Александра к себе. Попытка завершить гимназическое образование и на этот раз закончилась провалом. Саша разругался с директором гимназии, который немедленно исключил его и выдал «волчий билет» без права продолжать образование.

Творчество

Двадцатилетнему юноше ничего не оставалось, как уйти вольнонаемным в армию на два года. Уже после с лу жбы, работая в таможне на ав стро -венгерской гра нице, он начал свои первые литературные опыты. Житомирская газета «Волынс ки й вестник» в 1904 году опубликовала его первое произведение «Дневник резонера». Дебют оказался настолько удачным, что Саше предложили стать штатным фельетонистом этой газеты. К сожалению, через некоторое время издание было закрыто, и Александр взял направление на Петербург.

Саша использовал разные псевдонимы при подписании своих произведений: Гейне из Житомира, Сам по себе и ряд других. Черным он стал, потому что его так называли в детстве, чтобы не путать с родственником блондином, которого также звали Саша.

Впервые этот псевдоним он использовал в 1905 году в произведении «Чепуха», опубликованном в журнале «Зритель». Прочитавшие стихотворение, были ошеломлены смелостью автора, который острым языком сатиры прошелся не только по министрам и Государственной Думе, но и по самому императору. Журнал немедленно закрыли, а Саша с этой минуты стал настолько популярным, что та ки е издания как «Молот» и «Альманах» с удовольствием печатали его работы.

В 1906 году вышел сборник стихов Саши Черного. Однако цензура посчитала его вредоносным в политическом плане, и тираж подвергся аресту. Такое же наказание ждало и автора, но Черному удалось скрыться в Германии, в Гейдельберге, где он стал вольнос лу шателем университетс ки х лекций.

С женой и друзьями

В 1908 году Саша вернулся в Петербург. В течение последующих трех лет он публиковался в «Сатириконе». В это время вышли сборни ки его стихотворений «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Выросла известность Черного и как детского писателя, автора книг «Тук-Тук», «Живая азбука» и других. Популярность его росла пропорционально количеству его произведений. От читателей и критиков можно было услышать только восторженные отзывы. В 1912 году судьба свела его с М. Горь ки м, который в то время проживал на Капри. Известный писатель посоветовал Саше попробовать себя в прозе.

В начале Первой мировой войны Александра призвали в армию. Сначала он с лу жил в госпитале в Петербурге, потом его направили в полевой лазарет. Война плохо отразилась на его психологическом состоянии, на него навалилась столь тяжелая депрессия, что потребовалась врачебная помощь. Отчасти помогало справиться с ней его творчество, которое в это время было направлено на написание детс ки х книг.

С выходом произведений для детей, ребятам открывался в них целый мир. В его книгах сквозила искренняя любовь к детям. Они были для него не просто малень ки ми читателями, но и героями его произведений, что можно у вид еть на примере «Домика в лесу».

С супругой во Франции

Но в стихотворениях для взрослых едкая сатира перемежалась с его душевным пессимизмом. Черный категоричес ки не принял приход к власти большевиков и поторопился по ки нуть Россию. Сначала он едет в Литву и проживает с женой на хуторе, затем перебирается в Ковно (сегодняшний Каунас) и там, в 1920 году по лу чает визу в Германию.

После Германии он переехал в Италию, и последним пунктом его жизни и творчества стала Франция. Супруги облюбовали местечко Ла Фавьер, купили земельный участок и по стро или небольшой уютный домик. Здесь, вдали от родины, Саша окончательно определил характер своего творчества – прозу. Работа его велась по трем направлениям.

Первое – это переиздание сборников его стихотворений, написанных в России. Написание новых стихотворных произведений в традиционной для него сатирической манере. Несмотря на то, что он сочинил несколько поэм, поэзия все-та ки начинает уступать прозе и отходит на второй план.

На пороге своего дома

Второе направление – так называемая эми гра нтская проза, главной темой которой была по ки нутая Россия, воспоминания о прошлых годах, ироническое описание необу стро енного эми гра нтского быта. Эти темы были общими для всех русс ки х писателей, навсегда простившихся с родиной.

Третьим направлением было написание стихов и рассказов для детей. Русс ки й поэт-сатирик Дон-Аминадо в воспоминаниях о Саше Черном написал так: «Но сам автор отходил от сатиры все больше и больше. Тянуло его к зеленым лу гам, к детям, к простым и вечным сияниям еще не постигших, не прозревших, невинно открытых миру сердец и глаз, ко всему, что он так удачно и без вычуров и изысков назвал «Детс ки м о стро вом».

В 1928 году был опубликован сборник прозы «Несерьёзные рассказы», в 1929 году вышла повесть наше «Чудесное лето». Из детс ки х прозаичес ки х произведений можно выделить книги: «Детс ки й о стро в», «Сон профес сор а Патраш ки на», «Румяная книжка», «Кошачья санатория» и другие.

Главные произведения

Саша Черный больше известен как поэт-сатирик и фельетонист, но в его творчестве большой пласт принадлежит малень ки м читателям. Что больше всего поражает в его книгах для детей – это умение смотреть на мир глазами ребенка.

Знаменитая повесть «Дневни ки фокса Мик ки », написанная в эми гра ции, в 1927 году, включает в себя двенадцать дневниковых записей необыкновенно умного пса Мик ки , умеющего читать и писать. Главной темой повести стало недопонимание между собакой и ее хозяйкой Зиной. Повесть напоминает детям, что нельзя недооценивать животных, ведь им свойственны та ки е же чувства, что и людям.

Философско-лирическое стихотворение «Утешение» входит в цикл «Всем нищим духом» и написано в 1922 году в жанре элегии. Тема произведения своеобразна – поиск человеком того, что позволит ему торжествовать. Поэт говорит о том, что праздника, восторга и восхищения достойны лишь простые, одухотворенные и благородные люди. Если на жизненном пути посчастливиться встретить та ки х – можно торжествовать.

Саша Черный был одним из немногих авторов, которые сломали стереотип о том, что поэт должен писать на возвышенные, вечные темы. В 1909 году вышло стихотворение «Обстановочка», которое включено в цикл «Быт». Уже сам заголовок цикла намекает на тему произведений.

Сюжет вы стро ен на описании будней простой бедной семьи. Со стороны кажется, что люди в этой ячейке общества связаны друг с другом и ощущают себя одним целым. На самом же деле, это иллюзия. В семье нет основы, которая бы объединяла ее членов, поэтому нет в ней и счастья, каждый предоставлен самому себе и живет своей жизнью. Вот автор и призывает людей не допускать в своих семьях такую «обстановочку».

Последние годы

Обу стро ив свой быт во Франции, Саша стал гостеприимным хозяином своего симпатичного домика. Здесь собирались русс ки е эми гра нты, среди которых он считался душой компании. Среди его гостей были писатели, м уз ыканты, художни ки , которых хозяин развлекал юмористичес ки ми рассказами и смешными историями.

Поэтому его ранний уход всеми его знакомыми и др уз ьями был воспринят, как личная трагедия. Умер Саша Черный после тушения пожара в соседском доме, куда он прибежал без головного убора, из-за чего по лу чил тепловой удар. Вернувшись домой, поэт лег отдохнуть и больше не встал с постели. Он умер 5 августа 1932 года.

По воле судьбы кладбище, на котором похоронили поэта, также носило название «Черное». К сожалению, его могила была затеряна, а на кладбище впоследствии была установлена мемориальная доска в память о нем.

Читайте также  Краткая биография манн л. г.

Краткая биография Саши Черного

Александр Михайлович Гликберг, так же известный как Саша Черный, родился 1 октября(13 октября по новому стилю) 1880 года. Его родным городом была Одесса. Рожден он был в семье медика — провизора, отец был агентом химической лаборатории. В те трудные для еврейского населения годы получение образования было практически невозможным. В связи с чем, будущий поэт получал его на дому. Когда ему исполнилось десять лет, его окрестили, и он смог стать учеником гимназии. Однако учился он там совсем недолго, по причине того, что в 1895 году, он уезжает в Петербург, вслед за своим братом. Там он попробовал снова учиться, к сожалению, был отчислен за плохие отметки по алгебре.

Приехав в Житомир, Саша встречается с человеком, который сыграет особую роль в судьбе парня. Он устроил Александра в гимназию, но проучился Саша недолго и был отчислен без права на восстановление. Это побудило его податься в военную сферу. Таким образом, на протяжении двух лет он служил в 20-м Галицком полку, в должности рядового. Тут поэт тоже долго не задерживался и устроился на работу в Новоселицкой таможне.

Свои первые стихотворные произведения Саша опубликовал в 1904 году, в периодическом издании Житомира «Волынский вестник». После закрытия журнала переезжает в Петербург и устраивается работать в налоговую. Его руководителем была Мария Ивановна Васильева, с которой в 1905 году расписывается. В этом же году Александр впервые начинает использовать свой псевдоним Саша Черный. Первый стих под данным псевдонимом был написан в конце ноября того же года и назывался «Чепуха». Он сразу сделал автора известным. Однако, данный стих стал поводом для закрытия журнала «Зритель». Саша Черный очень быстро стал любимцем читателей. Когда читатели того времени брали в руки номера журналов, прежде всего они старались найти стихи Александра. К сожалению, у властей такого восторга стихи Черного не вызывали, по этой причине они запретили ему выпустить свой сборник под названием «Разные мотивы».

В 1906 году он покинул Петербург и направился в Германию, где все-таки продолжил обучение. На протяжении двух лет посещал университет где, слушал лекции и вел беседы с преподавателями философии, это повлияло на его мировоззрение и труды. Он возвращается в Петербург и становится лучшим автором в журнале «Сатирикон». На протяжении трех лет Александр Михайлович выпускает один за другим свои сборники. С течением времени ему надоедает сатира и он оставляет работу в «Сатирикон».

Его следующий сборник назывался «Сатира и лирика», в котором уже было сложно узнать прежнего Сашу Черного, так как преобладали лирические стихи.

Александр пробует себя писателем детских книг и одновременно с этим работал переводчиком с немецкого на русский. С наступлением Первой мировой войны в 1914 году, он отправился на фронт добровольцем и события боевых действий подтолкнули его к написанию цикла стихотворений под названием «Война».

В марте 1920 года он и его жена выезжают из страны и направляются сначала в Ковно, а затем в Берлин. Тут автор работал во многих газетах и журналах. Через три года он издает сборник «Жажда», в котором он излагает всю горечь своего пути и тоску за родиной.

С 1924 года он проживал во Франции и сотрудничает со многими газетами. Александр Михайлович организовывал вечера литературы, ездил с выступлениями перед русской публикой по всей территории Бельгии и Франции, издал альманах посвященный детям, в котором знакомил их с русским народным творчеством. Одним словом, он занимался популяризацией русской культуры за пределами России.

К сожалению, 5 июля 1932 года жизнь Александра оборволась. Умер он от сердечного приступа в своем доме в южной части Франции, городе Ла Фавьер, когда он, рискуя собственной жизнью, принимал активное участие в тушении пожара на соседской ферме. Похоронили Александра Михайловича на кладбище в Лаванду.

Саша Чёрный

Ч итатели заучивали сатирические строки Саши Чёрного наизусть, а Маяковский цитировал их в общественном транспорте. Его язвительного языка боялись власти — изымали тиражи журналов и сборников, закрывали издания. Помимо злободневных стихов, поэт создавал произведения для детей и в России, и в эмиграции, за рубежом.

Детство и юность Саши Чёрного

Александр Гликберг, известный под псевдонимом Саша Чёрный, родился в Одессе в еврейской семье. Его отец Мендель Гликберг владел аптекой, а родственники по материнской линии были купцами. У Александра Гликберга было четверо братьев и сестер — Лидия, Владимир, Ольга и Георгий. Родителям пришлось сменить веру и покрестить детей, чтобы они смогли учиться в гимназии.

Будущий поэт увлекался химией и иногда превращал дом в лабораторию: то пытался изготовить порох из зубного порошка, то разводил чернила из ягодного сока. При этом учеба в гимназии ему не давалась, и в 15 лет Гликберг сбежал из дома и отправился в Петербург. Первое время отец высылал ему деньги, чтобы он мог снимать себе жилье.

В столице мальчик продолжил обучение, но через год провалил экзамен по алгебре, и его отчислили. После этого Мендель Гликберг отказался оплачивать комнату сыну, и вскоре будущий поэт оказался на улице. В 1898 году историю о брошенном мальчике напечатала газета «Сын Отечества», и его взял на воспитание состоятельный чиновник из Житомира Константин Роше. Он привил своему воспитаннику любовь к поэзии, обучал его музыке. Осенью этого же года Александр Гликберг поступил в житомирскую гимназию. Но ее он тоже не окончил: поругался с директором и был отчислен без права возобновить учебу. В это время Гликбергу было почти 20 лет. Попытки получить образование на этом он оставил и вскоре добровольцем ушел в армию.

После службы Александр Гликберг два года работал в Новоселицкой таможне, а потом увлекся литературным творчеством. В 1904 году его статьи, театральные рецензии и фельетоны напечатали в житомирской газете «Волынский вестник»; здесь же под псевдонимом «Сам по себе» и «Мечтатель» Гликберг опубликовал первые стихи.

В 1905 году он снова уехал в Петербург. Здесь встретил свою будущую супругу Марию Васильеву, студентку Бестужевских курсов. Современник поэта Корней Чуковский так описывал ее: «Жена его, Мария Ивановна, была доктор философии. Она преподавала в высших учебных заведениях логику, и, признаться, я ее немножко побаивался. Да и он, кажется, тоже».

Александр Гликберг — Саша Чёрный

27 ноября 1905 года в сатирическом журнале «Зритель» вышло стихотворение «Чепуха», которое Гликберг впервые подписал псевдонимом Саша Чёрный. Героями поэтического фельетона стали генерал Николай Линевич, министр внутренних дел Петр Дурново, председатель Совета министров Сергей Витте и другие государственные чиновники. Цензоры, конечно, изъяли весь тираж номера, а сам журнал закрыли.

Взял Линевич в плен спьяна
Три полка с обозом…
Умножается казна
Вывозом и ввозом.

Витте родиной живет
И себя не любит.
Вся страна с надеждой ждет,
Кто ее погубит…

Но язвительные стихи поэта согласились печатать в других изданиях — «Маски», «Молот», «Скоморох», «Леший». С этого времени к нему пришла слава сатирика, а имя Саша Чёрный стало постоянным псевдонимом Александра Гликберга.

В 1906 году вышел первый сборник произведений Чёрного — «Разные мотивы». В него вошли сатирические стихи, гражданская лирика и автобиографические заметки. Но политическую сатиру не одобрила цензура и все экземпляры изъяли.

«Король поэтов «Сатирикона»

Вскоре Чёрный с супругой уехал в Германию. Вольнослушателем он несколько месяцев посещал лекции по философии в Гейдельбергском университете. Там же появился стихотворный цикл «У немцев», в котором поэт иронично изобразил филистера — немецкого мещанина.

Через два года он вернулся в Россию и устроился в редакцию журнала «Стрекоза». Но в апреле 1908 года коллеги стали выпускать новый сатирический журнал — «Сатирикон». Там печатались Аркадий Аверченко, Надежда Тэффи, Аркадий Бухов, Петр Потемкин и другие писатели. Чёрный был одним из самых популярных литераторов, журнал «Золотое руно» даже назвал его «королем поэтов «Сатирикона».

Современники рассказывали, что читатели искали на страницах издания прежде всего свежие фельетоны Чёрного, их заучивали наизусть, и даже Владимир Маяковский часто цитировал его сатирические строки. Лиля Брик вспоминала: «Когда на его просьбу сделать что-нибудь немедленно, получал ответ: сделаю завтра, он говорил раздраженно: «Лет через двести? Черта в стуле! Разве я Мафусаил?» Если в трамвае кто-нибудь толкал его, он сообщал во всеуслышание: «Кто-то справа осчастливил — робко сел мне на плечо» (цитаты из стихотворений Саши Чёрного «Потомки» и «На галерке». — Прим. ред.). Сам Маяковский говорил, что любил стихи Чёрного за язвительный антиэстетизм.

«Король поэтов» не участвовал в литературных вечерах, из всех коллег общался только с Александром Куприным и Леонидом Андреевым.

Чёрный перестал сотрудничать с изданием в апреле 1911 года. К этому времени он выпустил два сборника — «Сатиры» и «Сатиры и лирика». Книги были настолько популярны, что поэт переиздавал их пять раз. Летом Чёрный совершил небольшое путешествие по югу империи — жил в Одессе и Крыму, печатался в местной прессе. В 1912 году поэт побывал на Капри, где познакомился с Максимом Горьким. Писатель говорил о Чёрном: «Он гораздо интересней и талантливее своих двух книжек и кажется мне способным написать превосходные вещи».

В это же время Чёрный начал писать для детей. Первым появилось стихотворение «Костер», позже поэт выпустил детский альманах «Голубая книжка» со своими произведениями — рассказом «Красный камешек» и песней «Вечерний хоровод».

Современники отмечали, что с юными читателями поэт быстро находил общий язык. Он охотно играл с ними во дворе, летом катал на лодке. «По лицу его я не мог не заметить, что здесь, на природе, среди детей, он совершенно другой, — писал Корней Чуковский. — Волосы у него растрепались, плечи молодо выпрямились, трудно было поверить, что этот беззаботный гребец еще так недавно твердил в отчаянно-горьких стихах, что его «…так и тянет из окошка / Брякнуть вниз о мостовую одичалой головой…».

Саша Чёрный в эмиграции

Во время Первой мировой войны поэт добровольно ушел на фронт. Его определили в полевой госпиталь, который попал в зону боевых действий под польскими городами Ломжа и Замброво.

После войны поэт остался служить в приграничном Пскове в Управлении военных сообщений. Революцию Чёрный не принял и в 1918 году покинул Россию. Сначала он больше года жил в Литве, а затем, когда получил немецкую визу, отправился в Германию. Там он обосновался в пригороде Берлина. Русские эмигранты помогли найти жилье, связаться с издателями. «В Берлине мы прожили около трех лет, и оба мы были завалены работой, которая хорошо оплачивалась, — вспоминала супруга поэта. — Саша увлекался издательским делом, я, благодаря своим виленским ученикам, имевшим богатых родных и знакомых в Берлине, была завалена уроками».

Чёрный публиковал свои произведения в газетах «Руль», «Голос России», работал в эмигрантском издательстве «Грани». Позже он перешел в журнал «Жар-птица» и возглавил его литературный отдел. Издание отличалось от другой эмигрантской прессы — его выпускали цветным, иллюстрированным, с яркой обложкой. На страницах «Жар-птицы» выходили публикации о литературе, музыке, театре и живописи, а первый номер открылся стихотворением Саши Чёрного «Искусство».

Читайте также  Краткая биография йирасек

В Берлине поэт провел около трех плодотворных лет. Он не только публиковался в изданиях немецкой столицы, но и сотрудничал с газетой «Свободные мысли» и журналом для детей «Зеленая палочка» в Париже, газетой «Сегодня» в Риге и пражской «Воля России». В 1922 году Саша Чёрный готовил к печати сборники произведений русских писателей для детей: двухтомный «Радуга» и альманах «Цветень», переводил немецкие сказки.

Через год Чёрный выпустил сборник стихов «Жажда», куда в основном вошли произведения, написанные в эмиграции, — циклы «На Литве», «Чужое солнце», «Русская Помпея» и другая лирика.

В 1923 году в Германии из-за экономического кризиса закрылись многие издательства — поэт был вынужден покинуть страну. Вместе с супругой он перебрался в Италию, в Рим, куда Марию Гликберг пригласила вдова писателя Леонида Андреева: «Обещав нам полный пансион за мои занятия с ее детьми (их было трое: Савва, Вера и Валентин) и ведение ее переписки на иностранных языках с издателями и театральными антрепренерами по поводу издания и постановки произведений ее умершего мужа».

Там Чёрный начал писать цикл «Из Римской тетради», а также опубликовал повесть «Кошачья санатория» о коте, который живет сытой жизнью, но мечтает о свободе. В Италии в то время было очень мало русских издательств. Чёрный писал своему другу, писателю Александру Куприну: «Книг здесь нет, знакомых — ни души. Вообще, как в погребе».

Супруги прожили у Андреевых почти год и затем уехали в Париж. Переезд обошелся дорого: Чёрному пришлось продать Римскому университету свою коллекцию произведений русских классиков, которую он собирал всю жизнь.

Значительную часть парижских произведений Саша Чёрный написал для юных читателей. Он вел рубрику «Страничка для детей» в журнале «Иллюстрированная Россия», печатался в рубрике «Детский остров» в газете «Последние новости», опубликовал сборник «Несерьезные рассказы» и поэтические зарисовки «Дневник фокса Микки», написанные от лица фокстерьера.

Для взрослых читателей Чёрный публиковал юмористические и лирические стихи, критические статьи и рецензии. Он тщетно пытался избавиться от псевдонима, который ему не нравился, — подписывал свои произведения «А. Чёрный». Однако для окружающих он так и остался Сашей.

Чёрный часто участвовал в благотворительных вечерах в помощь инвалидам Первой мировой войны и посещал русских эмигрантов во французских городах, в Бельгии, Сербии и Чехии. Он также поддерживал молодых русских писателей: привозил сборники соотечественников, выступал на литературных вечерах, помогал выпускать альманахи.

В 1932 году Александра Чёрного не стало — он умер от сердечного приступа в своем доме в Провансе. Его похоронили на местном кладбище Лаванду. На следующий год его друзья опубликовали его произведения, которые он готовил, но не успел напечатать при жизни: сказку «Белка-мореплавательница» и сборник юмористической прозы «Солдатские сказки».

Саша Черный

Биография

Прожив чуть более полувека, этот писатель, поэт, журналист успел оставить яркий след в русской литературе. Детям Саша Черный знаком как «родитель» самого популярного в мире фокстерьера по кличке Микки, автор множества стихов и рассказов. А взрослые ценят его не только за произведения, возвращающие в детство, но и за едкую сатиру, которой проникнуты большинство творений писателя.

Детство и юность

В конце XIX века в Одессе на улице Ришельевской жила обычная еврейская семья: провизор Мендель Гликберг, его жена Марьям, болезненная и страдающая истерией, и пятеро детей. Мальчик, рожденный в этой семье 1 (13) октября 1880 года, получил имя Александр. Детство Саши было безрадостным. Отец, агент фармацевтической компании, постоянно был в разъездах. Мать ввиду состояния здоровья детьми практически не занималась, зато жаловалась на них мужу. А тот был скор на наказания, так что его приездов домой дети не любили и боялись.

Поэт Саша Черный

В 1887 году в России приняли норму, по которой евреи не могли составлять более 10 процентов учеников гимназии. Провизор Гликберг нашел выход – крестил семью. Так в возрасте девяти лет Александр поступил в гимназию. Учебе, которая давалась мальчику достаточно легко, мешала тяжелая атмосфера в семье, и в 15 лет Саша сбежал из дома.

Родная тетя, сестра отца, перевезла племянника в Санкт-Петербург, в гимназию, на полный пансион. В петербургской гимназии Александру пришлось сложнее – он не смог справиться с программой по алгебре и вылетел из учебного заведения.

Саша Черный в юности

Родители не горели желанием оказывать финансовую поддержку блудному сыну. Парню пришлось попрошайничать, но нищее существование продлилось недолго. Судьба в лице начинающего журналиста Александра Яблоновского улыбнулась будущему поэту. Тот опубликовал статью о бедном юноше в газете «Сын отечества», и трагическую повесть прочел Константин Роше, житомирский чиновник, поэт, благотворитель.

Роше забрал Александра Гликберга в Житомир, определил в гимназию, в которой, впрочем, парень тоже не доучился из-за ссоры с директором. Мало того, после отчисления будущий поэт получил «волчий билет» – навсегда лишился права поступления.

Саша Черный в армии

На тот момент Александру уже исполнилось 20 лет. Парень заменил гимназию армией, где два года служил вольноопределяющимся. Еще год он работал на таможне в Новоселицах, на границе с Австро-Венгрией. В 1904 году газета «Волынский вестник» напечатала «Дневник резонера» – первое произведение писателя. А вскоре Александр Гликберг вошел в штат редакции газеты как фельетонист. Увы, через пару месяцев газета прекратила свое существование, и будущий Саша Черный переехал в Петербург

Литература

Русская литература богата на «говорящие» псевдонимы вроде Максима Горького, Демьяна Бедного, Эмиля Кроткого. Псевдоним Саша Черный имеет другое происхождение. У Александра Гликберга были разные псевдонимы – Сам по себе, Гейне из Житомира и т.д. А имя, под которым читатели теперь знают поэта и писателя, родом из детства: так маленького брюнета Сашу называла родня, чтобы отличать от другого Саши Гликберга – блондина.

Писатель Саша Черный и его пес Микки

Первое стихотворение, подписанное Сашей Черным, вышло в 1905 году и «взорвало» читающую публику. Под названием «Чепуха» скрывалась хлесткая сатира на самую верхушку тогдашней власти: депутатов Госдумы, министров и даже царя. Журнал «Зритель» после такого тут же закрыли. А Саша Черный взлетел на волне популярности, его стихи печатались в сатирических журналах «Молот», «Альманах», «Маски».

В 1906 году вышел первый сборник стихов Саши Черного, но из-за произведений политической направленности тираж арестовали. Автор избежал ареста, уехав в Германию, где вольнослушателем посещал лекции в Гейдельбергском университете.

Книги Саши Черного

В Санкт-Петербург Саша Черный вернулся в 1908 году. Три года Аркадий Аверченко систематически печатал произведения молодого автора в журнале «Сатирикон», под эгидой которого творили лучшие юмористы того времени. За эти годы талант яркого поэта Серебряного века расцвел, книги Саши Черного активно издавались, стихи печатались в «Современнике», «Солнце России», «Одесских новостях» и прочих, от критиков слышалась только похвала. Но, добившись успеха, Саша остался все тем же замкнутым еврейским мальчиком.

В 1912 году, уехав на Капри, Саша Черный подружился с Максимом Горьким, попробовал писать прозу. Началась Первая мировая война, и Александра направили санитаром в госпиталь Санкт-Петербурга, но затем перекинули в полевой лазарет. Во время войны Саша-поэт творить не мог, ему даже пришлось лечить тяжелую депрессию. Зато активно работал Саша-прозаик, писавший и издававший книги для детей.

Портрет Саши Черного

Саша Черный с легкостью открывает перед детьми целый мир. В этом особенность его творчества – трогательная любовь к малышам и в то же время умение встать на одну ступень с ребенком и вести с тем на удивление взрослую беседу. Дети для него – и читатели, и герои произведений, например, рассказов «Кавказский пленник» или «Домик в саду».

Еще одна особенность – сочетание во взрослых стихах беспощадной сатиры, потрясающей искренности, душевной боли и вечных ноток пессимизма. И при том у стихов самая разная направленность. Например, «Галчата» легки и воздушны, «Апельсин» дышит лиризмом, пусть и с налетом иронии. А «Гиена» кажется миниатюрой для детей, но вывод, который делает автор, явно взывает ко взрослому разуму.

Рассказы Саши Черного «Кавказский пленник», «Домик в саду» и «Дневник Фокса Микки»

В 1918 году Саша Черный, не принявший большевистскую власть, предпочел жизнь в эмиграции. В биографии эмигранта – Литва, Германия, Италия, Франция. Писатель печатался в газетах и журналах, вел литературные вечера, выступал со стихами. Тогда появились «Несерьезные рассказы», «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка». Уже после смерти автора предстали перед читателем «Белка-мореплавательница» и «Солдатские сказки».

Перу Саши Черного принадлежат более 40 книг и сборников, около 100 цитат, ставших афоризмами, множество стихов, а также переводы Кнута Гамсуна, Генриха Гейне, Рихарда Демеля и других. На стихи Саши Черного композитор Дмитрий Шостакович создал ряд музыкальных произведений.

Личная жизнь

Саша Черный женился однажды и навсегда. Избранницей стала Мария Васильева – его начальница в те времена, когда поэт работал в Службе сборов Варшавской железной дороги. Женщина была старше на несколько лет, но ни это, ни разница в образовании и положении не помешали Саше и Марине завести дружбу, переросшую затем в брак.

Саша Черный и его жена Мария

В 1905 году Александр, женившись, обрел надежный тыл. Мария Ивановна окружила мужа заботой, избавила от бытовых проблем. В мире и согласии они прожили всю жизнь, детей у пары не было.

В конце 1920-х годов Саша Черный построил домик на юге Франции, в русской колонии Ла-Фавьер. Там, в Провансе, он и жил до смерти.

Смерть

Скончался поэт и писатель 5 августа 1932 года. Александр помогал тушить пожар у соседей, переволновался, устал. Вернувшись домой, он лег на кровать и больше не встал – его жизнь прервал сердечный приступ.

Мемориальные доски в память о Саше Черном

Похоронили Сашу Черного на кладбище Ле-Лаванду, но где именно, сейчас никто не скажет – в 1961 году умерла Мария Ивановна, и за могилу стало некому платить. Даже фото места последнего упокоения Александра Гликберга не сохранилось. В 1978-м на кладбище установили доску в память о поэте.

В начале 1960-х стараниями Корнея Чуковского произведения Саши Черного вошли в Большую и Малую серии Библиотеки поэта.

Библиография

  • 1906 – «Разные мотивы»
  • 1910 – «Сатиры»
  • 1914 – «Живая азбука»
  • 1914 – «Ной»
  • 1915 – «Тук-тук»
  • 1918 – цикл «Война»
  • 1921 – «Детский остров»
  • 1922 – «Возвращение Робинзона»
  • 1923 – «Жажда»
  • 1924 – «Сон профессора Патрашкина»
  • 1927 – «Дневника фокса Микки»
  • 1928 – «Кошачья санатория»
  • 1928 – «Несерьезные рассказы»
  • 1929 – «Серебряная елка: Сказки для детей»
  • 1929 – «Чудесное лето»
  • 1930 – «Румяная книжка»
  • 1933 – «Белка-мореплавательница» (посмертно)
  • 1933 – «Солдатские сказки» (посмертно)
Читайте также  Краткая биография михалков

Цитаты

«Как молью, изъеден я сплином.

Посыпьте меня нафталином».

«Вы любите чердаки? Я — очень. Люди складывают на чердаках самые интересные вещи, а по комнатам расставляют скучные столы и дурацкие комоды».

«Надо записать все свои огорчения, а то потом забуду».

«Все в штанах, скроённых одинаково,

При усах, в пальто, но в котелках.

Биография Саши Чёрного

Саша Чёрный, Александр Михайлович Гликберг (1880-1932) – русский поэт и прозаик, его творчество относится к Серебряному веку, особенно прославился своими лирико-сатирическими фельетонами в стихотворной форме.

Раннее детство

Саша появился на свет в городе Одессе 1 октября 1880 года. Родители имели еврейское происхождение, отец работал провизором и агентом химической лаборатории. Позже семья перебралась в город Белая Церковь, где и прошло детство будущего поэта.

В семье было пятеро детей, двоим из них родители дали одинаковое имя – Саша. И так повелось у Гликбергов, что светлого ребёнка (блондина) звали Саша Белый, а тёмного (брюнета) Саша Чёрный. Таким образом, из детского семейного прозвища и появился будущий псевдоним поэта.

Саша Чёрный заметно отличался от своих сестёр и братьев. У него была буйная фантазия, он постоянно что-то мастерил, выдумывал, проводил опыты. То смешивал серу, зубной порошок и вазелин, чтобы получить непромокаемый порох, то пытался из сока шелковичного дерева изготовить чернила. В общем, квартира Гликбергов иногда напоминала химический завод. За такие опыты Саше нередко приходилось получать от отца, который отличался строгостью и крутым нравом.

Гликберги были зажиточными людьми, но малокультурными. Нельзя сказать, чтобы у Саши было счастливое детство, мальчик рос замкнутым и нелюдимым.

Обучение

В те времена ребёнку из еврейской семьи получить достойное образование было практически невозможно. Поэтому сначала Саша обучался на дому.

Для того чтобы мальчик мог поступить в белоцерковскую гимназию, родителям пришлось крестить его в русской православной церкви. Ребёнок начал обучение в гимназии уже в 10-летнем возрасте, учеба давалась ему нелегко, за плохую успеваемость парня несколько раз отчисляли. К постоянным домашним наказаниям добавился новый страх гимназистского ига.

В 15-летнем возрасте он не выдержал и сбежал из дома, бросив обучение. Кстати, ранее на такой же шаг решился и старший ребёнок семьи Гликбергов, а Саша Чёрный последовал его примеру.

Сначала мальчишку приютила у себя родная тётка по отцу. Она привезла Сашу в Петербург, где он поступил в гимназию, чтобы продолжить обучение. Но вскоре юноша был отчислен оттуда, не сдав экзамен по алгебре.

Положение Саши было катастрофическое: денег на жизнь не было совсем, он писал отцу и матери, просил помочь, но родители не отвечали на письма сына-беглеца. Парень стал нищим и занялся попрошайничеством.

В 1898 году в одной из крупнейших петербургских газет «Сын отечества» начинал работу молодой журналист Александр Яблонский. Он узнал о несчастном юноше, которого бросила семья, и написал репортаж о горестной судьбе подростка.

Житомир и крёстный папа К. Роше

Статью прочитал один весьма состоятельный господин из Житомира Константин Роше, много времени и средств уделявший благотворительности. Он забрал юношу к себе, предоставив ему кров и дав образование. Житомир стал по-настоящему второй родиной для Саши, а Константина Константиновича Роше он всегда считал своим крёстным отцом.

Роше обожал поэзию, свою любовь к стихам он прививал и Саше, а вскоре обнаружил, что парень и сам имеет неплохой поэтический дар.

Константин Константинович помог Саше устроиться на работу мелким чиновником в Службе сборов. Одновременно с работой молодой человек начал писать стихи.

В 1900 году его призвали на военную службу. В Житомире базировался пехотный полк, в котором Саша и прослужил 2 года в качестве вольноопределяющегося.

После службы он поехал в небольшой городок Новоселицы, где устроился работать таможенником на границе с Австро-Венгрией.

Но вскоре он вернулся в Житомир, где начал сотрудничать с газетой «Волынский вестник». В 1904 году было напечатано его первое стихотворное произведение «Дневник резонёра», начинающий поэт подписался «Сам по себе». Местную житомирскую интеллигенцию заинтересовало произведение, и вскоре Саша получил кличку «поэт».

Петербург

К сожалению, газета «Волынский вестник», в которой Саша стал регулярно печатать свои стихи, закрылась. Но молодого человека уже очень сильно увлекла литературная деятельность, и он принял решение переехать в Санкт-Петербург. Здесь он сначала жил у родственников Роше, они же помогли ему устроиться работать в железнодорожную налоговую службу.

Он служил небольшим чиновником, а его непосредственной начальницей была женщина – Мария Ивановна Васильева. Саша и Маша очень отличались друг от друга – и по положению, и по образованию, к тому же женщина была намного его старше. Несмотря на такие различия, они сблизились и в 1905 году поженились. Это дало молодому поэту шанс оставить работу в железнодорожной конторе и полностью заняться литературой.

Сотрудничать он стал с сатирическим журналом «Зритель». В выпуске под номером 23 было напечатано стихотворение «Чепуха», и впервые под произведением стояла подпись – Саша Чёрный. Это был ноябрь 1905 года. Стихотворение имело успех, и Сашу сразу же стали приглашать во многие сатирические издания.

Его начали печатать несколько журналов и газет:

  • «Журнальчик»;
  • «Леший»;
  • «Альманах»;
  • «Маски».

Популярность Саши Чёрного среди читателей росла. Однако этот факт омрачился тем, что после его сатирических стихов закрыли журнал «Зритель», а сборник поэзии «Разные мотивы» вообще запретили цензурой из-за политической сатиры.

Всё это привело к тому, что в 1906 году Саша Чёрный уехал в Германию, там он был слушателем лекций в Гейдельбергском университете.

Расцвет творчества

В 1908 году Саша вернулся в Санкт-Петербург, где как раз только открылся новый журнал «Сатирикон» и он, наряду с другими известными поэтами, стал его постоянным автором. Более того, с 1908 по 1911 год он занимал позицию бесспорного поэтического лидера «Сатирикона», благодаря журналу Саша имел всероссийскую славу. Корней Чуковский говорил о нём:

Его стихи действительно были в то время у всех на устах. Читатели любили их за искромётный юмор, особенную желчь и горечь, хлёсткую сатиру, простодушие и в тоже время дерзость, остроумные замечания и наивную детскость. Газеты и журналы просто боролись за право печатать поэзию Саши, он, как и раньше, сотрудничал со многими издательствами:

  • «Русская молва» и «Современный мир»;
  • «Киевская мысль» и «Солнце России»;
  • «Современник» и «Аргус»;
  • «Одесские новости».

Один за другим выходили в свет сборники его поэзии: «Невольная дань», «Всем нищим духом», «Сатиры».

Но в 1911 году без причин и объяснений Саша Чёрный ушёл из «Сатирикона». Возможно, сказалось внутреннее состояние души, молодой поэт почувствовал, что исчерпал себя в этом направлении. В том же году он дебютировал в литературе детской:

  • стихотворение «Костёр»;
  • вслед за ним в 1912 году вышло первое его прозаическое произведение – рассказ для детей «Красный камушек»;
  • в 1914 году знаменитая «Живая азбука» в стихах;
  • в 1915 году сборник детских стихотворений «Тук-тук».

Со временем произведения для детей заняли основное место в творчестве Саши Чёрного.

Революция и война

В 1914 году, когда была объявлена война с Германией, Сашу призвали на фронт. Ужасы войны оказались для поэта тяжёлым испытанием, он впал в жуткую депрессию, его поместили в госпиталь. А потом он продолжил свою службу в медицинских частях: был смотрителем госпиталя в Гатчине, затем отправился на фронт с Варшавским сводным полевым госпиталем № 2, помогал смотрителю в полевом запасном госпитале Пскова.

В конце августа 1918 года, когда Красная Армия вступила в город Псков, Саша покинул его вместе с другими беженцами. Революцию он не принял. Поэт делал попытки примириться с новой властью, но ничего не получилось, несмотря на то, что большевики предложили ему возглавить газету в Вильно. Чёрный выехал из России в 1920 году.

Эмиграция

Сначала он с супругой переехал в Прибалтику, в город Ковно. Затем перебрались в Берлин. Здесь он продолжал заниматься литературной деятельностью. Поэт сотрудничал с издательствами «Сполохи», «Руль», «Воля России», «Сегодня». В журнале «Грани» Саше довелось поработать редактором.

В 1923 году вышла в свет книга с его стихами «Жажда», изданная на собственные средства. Все произведения были пропитаны тоской по родине, в их строках проглядывалось горестное положение поэта «под чужим солнцем».

В 1924 году Чёрный переехал во Францию. Здесь он приложил все усилия, чтобы сделать популярной русскую литературу за границей. Сотрудничал сразу с несколькими парижскими журналами и газетами:

  • «Последние новости»;
  • «Перезвоны»;
  • «Сатирикон»;
  • «Иллюстрированная Россия»;
  • «Возрождение».

Он являлся организатором литературных вечеров, ездил по всей Франции и Бельгии с чтением своих стихов для русскоязычных слушателей, каждый год принимал участие в «днях русской культуры». Саша Чёрный выпустил детский альманах «Русская земля», в котором рассказывалось о русском народе, его истории и творчестве.

В годы эмиграции Чёрный особенно много работал над прозой. Им было создано множество замечательных произведений для детей:

Год издания произведения Название произведения
1924 «Сон профессора Патрашкина»
1927 «Дневник фокса Микки»
1928 «Несерьёзные рассказы»
1928 «Кошачья санатория»
1929 «Чудесное лето»
1930 «Румяная книжка»
1932 (посмертно) «Белка-мореплавательница»
1933 (посмертно) «Солдатские сказки»

Смерть

В 1929 году в южной части Франции, в небольшом местечке Ла Фавьер, Саша купил надел земли и выстроил дом. Это место стало поистине культурным русским центром за границей. Здесь собиралось много музыкантов, художников, русских писателей, часто приезжавших и подолгу гостивших у Чёрного.

5 июля 1932 года рядом с домом Саши случился пожар, загорелась соседняя ферма. Он, ни на секунду не задумываясь о последствиях для своего здоровья, побежал на помощь соседям, участвовал в тушении пожара. Придя домой, прилёг отдохнуть, но больше с постели не поднялся, умер от сердечного приступа.

Его похоронили на французском кладбище Лаванду. Самый близкий и дорогой человек для Саши Чёрного – супруга Мария Ивановна – скончалась в 1961 году. С этого времени за их могилами некому было присматривать и оплачивать, супруги не имели детей. Поэтому настоящее точное место захоронения поэта было утеряно. В 1978 году на кладбище Лаванду установили мемориальную табличку, на которой написано, что на этом кладбище покоится поэт Саша Чёрный.

Осталась лишь память и его бессмертная поэзия. На стихи Саши Чёрного были написаны песни и исполнены такими популярными российскими певцами, как группа «Сплин», Жанна Агузарова, Аркадий Северный, Максим Покровский, Александр Новиков.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: