Краткая биография гессе

Герман Гессе - немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии.

Краткая биография гессе

Герман Гессе — биография

Краткая информация

  • Детство
  • Юность
  • Начало профессиональной карьеры
  • Венное время дальнейшая деятельность
  • Личная жизнь
  • Цитаты и афоризмы

Детство

Герман Гессе родился в немецком городке Кальв. Его родители были глубоко верующими и относили себя к миссионерам. На момент рождения Германа в семье уже подрастала девочка Адель, позже появились еще одна сестра Марулла и брат Ганс.

Мальчика воспитывали в соответствии с строжайшими религиозными канонами в духе пиетизма, но, не смотря на все старания родителей привить ему любовь к религии, для себя он выбрал иной путь. Однако до того как определиться с призванием было еще далеко.

В 1881 году семейство перебралось в Швейцарию, в город Базель. Здесь мальчик поступил в миссионерскую школу, а после стал учеником христианского пансионата. С юных лет Герман проявлял себя всестороннее: он рисовал, пытался освоить музыкальные инструменты, а будучи десятилетним мальчишкой, написал свое первое произведение. Им стала сказка «Два брата» созданная для маленькой сестрички.

Юность

Вскоре семья вернулась в родной Кальв, где Герман и продолжил обучение. В 1880 году он поступил в школу в Геппингене, а через год уже числился студентом семинарии в Маульборнском монастыре. Период обучение в семинарии выдался крайне непростым для юноши. Несмотря на то, что его увлекала наука (причем интересовался он многими дисциплинами), через полгода он покинул монастырь. Некоторые эпизоды из пребывания Германа в Маульборне позже он перенесет в свою автобиографическую повесть «Под колесом».

Вскоре после ухода из семинарии Гессе попытался свести счеты с жизнью. Неудавшаяся попытка суицида закончилась «ссылкой» в психиатрическую лечебницу, куда его отправили напуганные родители. Далее следовала еще одна неудачная попытка закончить гимназию, потом работа в типографии, после должность помощника в одном из миссионерских издательств Кальва. Но все это не приносило радости юному Герману.

В 1895 году Гессе наконец-то нашел работу более-менее по душе. Он не жалея себя трудился в небольшом книжном магазинчике в Тюбингене. Пропадая на работе по 12, а порой и больше чесов, придя домой, он всегда находил время для чтения, так как в его понимании саморазвитие стояло превыше всего. Выходные он с радостью проводил, изучая местные газеты, интересуясь событиями городка и, конечно же, — он писал стихи.

Первая книга писателя — «Романтические песни», — вышедшая в мир в 1899 году осталась практически незамеченной – тираж был мизерный, продажи минимальные. Далее последовала череда книг, выпускаемых Гессе, которые опять-таки, не принесли желаемого результата.

Начало профессиональной карьеры

В 1901 году миру были презентованы «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера» — оригинальное произведение, написанное Гессе, но подписанное именем другого, вымышленного автора. Такой прием, хоть и был знаком опытному читателю, стал одним из любимых приемов Гессе. Позже он неоднократно подпишет свои работы чужими именами.

После публикации книги писатель берет небольшой творческий тайм-аут. Он решает воплотить свою давнюю мечту в реальность, а потому налегке отправляется в путешествие по Италии. По возвращению домой он знакомится с будущей женой, а после свадьбы перебирается жить в Гайенхофен. Переезд способствовал развитию творчества Гессе, и он стал активно издавать повести и рассказы один за другим. В том числе и упомянутую повесть «Под колесом» (1906), в которой открыто делился переживаниями времени, проведенного в семинарии.

В 1911 году писатель принимает решение отправиться в Индию — ему интересно увидеть, где жили его предки, где родилась мать и работал долгое время отец. Шри-Ланка, Сингапур, Индонезия – эти места оказали на него огромное впечатление, которое он искусно использовал во время создания сборника «Записки об индийском путешествии». В этом же году семейство переехал в Берн.

Венное время дальнейшая деятельность

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война подвигла Гессе записаться добровольцем на фронт. Однако его инициатива была отклонена представителями посольства по состоянию здоровья. В ноябре этого же года была опубликована статья, написанная Гессе, которая в полной мере демонстрировала отношение автора ко всему происходящему. Название статьи было более чем красноречивым — «Друзья, довольно этих звуков!», а саму войну он называл не иначе как «кровавой бессмыслицей».

Гессе вел активную кампанию по сбору денег на создание библиотек для военнопленных, но в родной Германии отношение к нему было довольно прохладным. Писатель, сотрудничавший и с обеими враждующими сторонами, был ознаменован трусом и предателем. Гессе, в свою очередь, тоже не стеснялся в высказываниях, открыто призывая либералов наконец перейти от слов к действиям.

На период первой мировой войны припал развод Гессе с женой (1918 год), а также гибель отца, что способствовало ухудшению и без того слабого здравья писателя. Тогда же, после пережитого, он отправляется в Люцерн. Этот город подарил ему знакомство с Йозефом Лангом — величайшим доктором своего времени, «вытащившим» его из болезни и впоследствии ставшим его хорошим приятелем. Ланг провел длительный курс психоанализа, включавший в себя более 50 сеансов терапии. После пройденного лечения, автор издает роман «Демиан», под которым ставит подпись Эмиль Синклер. В период с 1918 по 1924 год Гессе издает еще несколько работ, в том числе «Последнее лето Клингзора» и «Сиддхартха. Индийская поэма». В 1924 году он получает швейцарское гражданство, и уже на новом месте женится на местной певице Рут Венгер.

Следующим значимым творением писателя становится роман «Степной волк», выпущенный в 1927 году. Произведение является одним из важнейших за весь период писательской карьеры Гессе. Он в очередной раз решил отступить от стандартной структуры сюжета, а потому, читая роман, создается впечатление чтения «книги в книге». «Степной волк» стал основоположником так называемых «интеллектуальных романов», которые позже часто встречались в работах немецких писателей того времени.

В 1929 году к Гессе приходит ошеломляющий успех – повесть «Нарцисс и Златоцвет» находится на слуху, а его имя произносят с нескрываемым восторгом. Гессе в повести затрагивает довольно актуальную и часто используемую тему – тему разности бытия мирского и духовного. В то же 29-ом году писатель начал активную деятельность по написанию оригинального романа, ставшего своеобразной кульминацией его творчества. На его создание ушло более 10 лет. Роман «Игра в бисер» отдельными частями публиковался на протяжении многих лет работы над ним, а полностью увидеть произведения мир смог в 1943 году; книга была издана в Цюрихе. Немецкий читатель смог насладиться произведением соотечественника лишь в 1951-ом – до этого книги автора были под запретом на территории Германии.

Гессе творил и дальше – писал повести, заметки, статьи, — но это уже было больше «для души», знаковых работ более не последовало.

В 1946 году Герман Гессе был удостоен Нобелевской премии. Формулировка была довольно обширная: «За вдохновенное творчество, проявляющее гуманистические идеалы и неповторимый стиль». Гессе также присуждалась статусная премия Гете (1946 г.), Премия мира (1955 г.), а в 1958 году была учреждена премия имени самого писателя.

Личная жизнь

Герман Гессе вступал в брак трижды. Первой его женой стала дочь знаменитых математиков — Мария Бернулли. После женитьбы в 1904 году пара обосновалась в небольшом поселке вдали от шумного города, где Герман возвел дом, а Мария занималась обустройством сада. У пары родилось трое детей: Бруно, Хайнер и Мартин. В 1918 году, на фоне обострения психической болезни жены, Гессе принял решение расторгнуть брак. После переезда в Швейцарию, Герман довольно быстро наладил личную жизнь – здесь он познакомился с дочерью популярной писательницы Лизы Венгер и вскоре молодые сыграли свадьбу. Однако брак длится недолго — через три года, в 1927-ом пара расстается. Третьей женой писателя стала уроженка Черновцов, искусствовед Нинон Дольбин. Нинон отыграла значимую роль в жизни писателя – она помогала Гессе продолжать творить, когда болезнь уже стала подкашивать его. После кончины мужа она занялась сбором, редактурой и печатью его последних произведений.

Герман Гессе был болен лейкемией. Его не стало 11 августа 1962 года.

Цитаты и афоризмы

  • Истина должна быть пережита, а не преподана.
  • В основном, свободу человек проявляет только в выборе зависимости.
  • Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя.
  • В безопасный путь отправляют только слабых.

Прошлое прошло: было ли оно удачным или лучше бы его и вовсе не было, признаем ли мы за ним какой-то «смысл» или не признаем, — все это в равной мере лишено значения

Герман Гессе

Биография

Немецкого публициста и прозаика Германа Гессе называют гениальным интровертом, а его роман о поисках человеком самого себя «Степной волк» — биографией души. Имя писателя числится среди наиболее значимых авторов 20 века, а книги постоянно занимают место на полках людей, увлекающихся самоанализом.

Детство и юность

Герман принадлежал к роду протестантских священников. Предки отца Иоганнеса Гессе занимались миссионерством еще с 18 века, и он также посвятил жизнь христианскому просвещению. Мать Мария Гундерт, наполовину француженка, филолог по образованию, тоже родилась в верующей семье, несколько лет провела в Индии с миссионерской целью. На момент знакомства с Иоганнесом она уже была вдовой и воспитывала двух сыновей.

Герман Гессе

Герман родился в июле 1877-го в городе Кальве земли Баден-Вюртемберг. Всего в семье Гессе родилось шестеро детей, но выжили только четверо: у Германа были сестры Адель и Марулла и брат Ганс.

Родители видели в сыне неизменного продолжателя традиций, потому отправили ребенка в миссионерскую школу, а затем в христианский пансионат в Базеле, где глава семьи получил должность в миссионерской школе. Школьные предметы Герману давались легко, особенно нравилась латынь, и именно в школе, по словам писателя, он обучился искусству лжи и дипломатии. Но по воспоминаниям будущего Нобелевского лауреата по литературе, он говорил:

«С тринадцати лет мне было ясно одно — я стану либо поэтом, либо вообще никем».

Намерения Гессе не нашли понимания в семье и в посещаемых им учебных заведениях:

«В один миг вывел я тот урок, который только и можно было вывести из ситуации: поэт есть нечто, чем дозволено быть, но не дозволено становиться».

Германа отправили учиться в латинскую школу в Гёппингене, затем в теологическую семинарию, откуда он сбежал. Герман подрабатывал в типографии и подмастерьем в механической мастерской, помогал отцу в издательстве богословской литературы, трудился на фабрике башенных часов. Наконец, нашел дело по душе в книжной лавке. В свободное время занимался самообразованием, благо от деда осталась богатая библиотека.

Герман Гессе в молодости

По воспоминаниям Гессе, за четыре года он проявил завидное усердие в изучении языков, философии, мировой литературы, истории искусства. Помимо наук, извел кучу бумаги, занимаясь написанием первых произведений. Вскоре Гессе сдал необходимые экзамены за курс гимназии и поступил в Тюбингенский университет как вольный слушатель.Позднее, решив, что

«духовная жизнь вообще делается возможной только через постоянную связь с былым, с историей, со стариной и с древностью»,

перешел от обычного книготорговца в букинистический магазин. Однако работал там, только чтобы прокормиться, и отказался от этого занятия, когда пришел писательский успех и возможность содержать семью на гонорары.

Литература

Первым литературным произведением в биографии Германа Гессе считается сказка «Два брата», написанная им в десятилетнем возрасте для младшей сестры.

Портрет Германа Гессе

В 1901-м вышел первый серьезный труд Гессе — «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» (варианты перевода названий — «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера», «Сочинения и стихотворения Германа Лаушера, опубликованные посмертно Германом Гессе»).

Однако одобрение критиков и признание в читательских кругах, равно как и финансовую независимость принес роман «Петер Каменцинд». Роман получил литературную премию Эдуарда Бауэрнфельда, а писатель – предложение от крупного издательства S. Fischer Verlag на приоритетную публикацию последующих сочинений. Впоследствии издательство Самюэля Фишера в течение полувека будет единственным обладателем прав на публикацию произведений Гессе в Германии.

Книга Германа Гессе «Игра в бисер»

В 1906-м Герман написал повесть «Под колесом», отразив, как и в ранее вышедших произведениях, элементы автобиографии, в частности времен учебы в семинарии. Кроме этого, автор статей и повестей выступал как критик и рецензент. Через год Гессе в коллаборации с издателем Альбертом Лангеном и другом и писателем Людвигом Тома приступил к выпуску литературного журнала «März».

Роман «Гертруда» появился в 1910-м. Спустя год Гессе отправился в путешествие по Индии, посетил Сингапур, Индонезию, Шри-Ланку. По возвращении писатель опубликовал сборник стихов и рассказов «Из Индии». Интерес к восточным практикам найдет выход в появившемся через несколько лет аллегорическом романе-притче «Сиддхартха», герой которого уверен в том, что нельзя учением достичь познания истины, эта цель может быть достигнута только через собственный опыт.

Писатель Герман Гессе

На родине Гессе стал свидетелем событий Первой мировой войны, начал выступать со статьями и очерками антивоенной направленности, собирать средства на открытие библиотек для военнопленных. По заметкам историков, писатель сотрудничал с обеими враждующими сторонами, так что неудивительно, что против Гессе в итоге развернулась открытая пропагандистская кампания, в прессе его называли трусом и предателем.

Читайте также  Краткая биография чигринов

В знак протеста Герман переехал в швейцарский Берн и отказался от немецкого гражданства. Общность идей и взглядов сблизили Гессе с французским писателем, активным сторонником пацифизма Роменом Ролланом. Там же он закончил роман «Росхальде», очередное автобиографическое произведение, в котором на этот раз речь пошла о назревающем внутрисемейном кризисе.

Книга Германа Гессе «Степной волк»

Публикации воспитательного романа «Демиан», описывающего моменты социального и нравственного становления личности главного героя, предшествовали трагические события в жизни Гессе: умер старший сын, затем отец, жена попала в психиатрическую лечебницу. От последствий тяжелого нервного срыва Германа излечил известный психолог Йозеф Ланг.

Под влиянием юнгианского психоанализа Герман Гессе рассказал в романе не просто о молодом парне, вернувшемся с войны и ищущем место в жизни, а написал историю взросления мальчика, жившего стандартной жизнью бюргера и под давлением обстоятельств и благодаря двойственности собственной личности превратившегося в человека, который превосходил по уровню развития окружающих. Сам Карл Юнг отозвался о романе как «о свете фары в ночи».

Герман Гессе

Дуализм главного персонажа писатель раскрыл и в романе «Степной волк», считающемся важнейшим этапом в писательской карьере Гессе. Книга положила начало направлению интеллектуальных романов в немецкой литературе, а цитаты из текста используются и как призыв к действию, и как иллюстрация личной позиции.

Новая волна популярности накрыла Гессе после публикации повести «Нарцисс и Златоуст» («Нарцисс и Гольдмунд»). Действие сочинения разворачивается в средневековой Германии, жизнелюбие в нем противопоставляется аскетизму, духовное – материальному, рациональное – эмоциональному.

Книга Германа Гессе «Сиддхартха»

Своеобразной кульминацией творчества Гессе стала «Игра в бисер», утопический роман социально-интеллектуальной направленности, породивший острые дискуссии и множественные толкования. Над произведением писатель работал на протяжении десятилетия и публиковал частями. Полноценная книга увидела свет в Цюрихе в разгар Второй мировой – в 1943-м. На родине Гессе последний роман запрещенного ранее за антифашистскую позицию писателя вышел только в 1951-м.

Личная жизнь

Герман Гессе трижды был женат. С первой супругой Марией Бернулли писатель вступил в брак в 1904-м, после путешествия по Италии, в котором Мария сопровождала Германа в качестве фотографа. Мария, или Мия, как еще называли девушку, происходила из семьи известных швейцарских математиков.

О детях, рожденных в этом браке, информация расхожая. В одних источниках говорится о том, что старший сын Мартин умер от менингита, еще будучи подростком. В то же время в других ведется речь о Бруно и Хайнере, ставших художниками и проживших довольно долгую жизнь, а также о еще одном Мартине, который родился в 1911-м и занимался фотографией.

С Марией Гессе официально развелся в 1923-м, но еще за шесть лет до этого женщину, страдающую психическим расстройством, поместили в специализированную лечебницу.

Герман Гессе и его вторая жена Рут Венгер

В 1924-м Герман женился второй раз на Рут Венгер, дочери писательницы Лизы Венгер. Рут была на 20 лет моложе, увлекалась пением и рисованием. Этот брак просуществовал три года, на протяжении которых, по воспоминаниям современников, фрау Гессе отдавала предпочтение возне с домашними животными, чем семейным заботам. При этом в гости регулярно наведывались родители Венгер, и писатель вскоре почувствовал себя лишним в собственном доме.

Герман Гессе и его третья жена Нинон Ауслендер

Идеал жены, хозяйки и подруги Гессе обрел в третьей супруге Нинон Ауслендер. С женщиной писатель долго переписывался – Нинон оказалась большой поклонницей творчества Германа. Позднее она вышла замуж за инженера Фреда Дольбина, с Гессе познакомилась в 1922-м, когда предыдущие браки у обоих разрушились. В 1931-м искусствовед и писатель оформили отношения.

Смерть

После издания «Игры в бисер» Гессе ограничился выпуском рассказов, стихов, статей. Вместе с Нинон Герман жил в местечке Монтаньола, пригороде Лугано, в доме, построенном для них друзьями Эльзи и Гансом Бодмерами.

Могила Германа Гессе

В 1962-м писателю диагностировали лейкемию, в августе того же года Герман Гессе умер от кровоизлияния в мозг. Похоронен на кладбище Collina d’Oro.

ГЕССЕ, ГЕРМАН

ГЕССЕ, ГЕРМАН (Hesse, Herman) (1877–1962) – немецкий писатель, поэт, критик, публицист. Лауреат Нобелевской премии 1946 в области литературы.

Родился 2 июля 1877 в городке Кальв земля Вюртемберг в Германии в семье миссионеров-пиетистов и издателей богословской литературы.

В 1890 поступил в латинскую школу в Геппининге, затем перевелся в протестантскую семинарию в Маульбронне – родители надеялись, что сын станет теологом. После попытки побега был исключен из семинарии. Сменил несколько школ.

В одном из юношеских писем Гессе признавался, что не находит себя в религиозном служении, и, если выбирать, он предпочел бы стать поэтом.

После школы работал в издательстве отца, был подмастерьем, учеником книготорговца, часовщиком. В 1895–1898 – помощником продавца книг в университетском Тюбингене. В 1899 переехал в Базель, работал продавцом книг, писал. Присоединился к обществу начинающих литераторов «Маленький кружок» (Le Petit Cenacle).

Первый опубликованный поэтический сборник Романтические песни (1899) не вызвал одобрения его благочестивой матери из-за светского содержания. Подобно первому, второй сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе Час после полуночи (1899) был выдержан в традициях классического немецкого романтизма с мотивами исповедальности, одиночества, поиска гармонии с природой; позднее в поэзии все явственней звучала вера в могущество человеческого духа.

В 1901 и 1903 совершил поездку в Италию. Познакомился с литераторами, издателями. В 1901 вышла повесть Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера, ознакомившись с которой, издатель Самюэль Фишер предложил Гессе сотрудничество. Повесть Петер Каменцинд (1904) принесла автору первый успех, в том числе финансовый, а издательство «С.Фишер» с тех пор постоянно публиковало его произведения.

Герой Петера Каменцинда – цельная личность, и остается ею во всех своих увлечениях и поисках. Вырисовывается основная тема творчества – «путь к себе» (фраза Гессе) личности в этом мире.

В 1904 женился на дочери известного математика Марии Бернулли. Оставляет работу в книжном магазине, супруги снимают дом в заброшенной горной деревушке на Баденском озере и переезжают туда, предполагая посвятить себя литературному труду и общению с природой.

В 1906 вышла психологическая повесть Под колесами, навеянная воспоминаниями об учебе и самоубийстве брата-семинариста. Гессе считал, что жесткая прусская система воспитания лишает детей естественных радостей общения с природой и близкими. Из-за острой критической направленности книга была опубликована в Германии только в 1951.

В 1904–1912 сотрудничал с многими периодическими изданиями: «Симплициссимус», «Рейнланд», «Нойе Рундшау» и др. Писал очерки, эссе, в 1907–1912 был соредактором журнала «Март», противопоставлявшего себя пангерманистскому изданию «Вельтполитик». Вышли сборники новелл По эту сторону (1907), Соседи (1908), Окольные пути (1912), роман Гертруда (1910) – о трудностях становления одаренного музыканта, его попытках обрести душевное равновесие.

В сентябре 1911 на средства своего издателя Гессе совершил поездку в Индию, намереваясь посетить место рождения матери. Но путешествие продлилась недолго – по приезде в южную Индию он почувствовал себя плохо и возвратился. Тем не менее «страны Востока» продолжали будить его воображение и вдохновили на создание Сиддхартхи (1921), Паломничества в Страну Востока (1932). По непосредственным впечатлениям от поездки был выпущен сборник Из Индии (1913).

В 1914 семья, в которой было уже двое сыновей, переехала в Берн, где в 1914 родился третий сын, однако это не ослабило нарастающее отчуждение между супругами. В романе Росхальде (1914), описывая распад буржуазной семьи, Гессе задается вопросом – нужно ли вообще жениться художнику или мыслителю. В повести Три истории из жизни Кнульпа (1915) появляется образ одинокого скитальца, бродяги, который противопоставляет себя бюргерской рутине во имя личной свободы.

Во время Первой мировой войны (Гессе не подлежал призыву в армию по состоянию здоровья) сотрудничал с посольством Франции в Берне – оказывал поддержку благотворительной организации. Выпускал газету, серию книг для немецких солдат. Активно переписывался с Роменом Ролланом, который приезжал в Берн. Будучи пацифистом, Гессе выступал против агрессивного национализма своей родины, что привело к падению его популярности в Германии и личным оскорблениям в его адрес.

После тяжелого эмоционального срыва, связанного с тяготами военных лет, смертью отца, переживаниями из-за душевной болезни жены (шизофрения) и болезни сына, в 1916 проходил курс психоанализа у доктора Ланга – ученика Юнга. Позже, заинтересовавшись идеями аналитической психологии, несколько месяцев «брал сеансы» у Юнга.

В 1919 покинул семью (1919) и уехал на юг Швейцарии в деревню на берег озера Лугано.

Под псевдонимом Эмиль Синклер вышел роман Демиан (1919), снискавший большую популярность среди молодежи, вернувшейся с войны. Поэтически описанные встречи со значимыми людьми, (друг и второе «я» героя – Демиан, Ева – олицетворение вечной женственности, органист Писториус – носитель знания, Кромер – манипулятор и вымогатель), символизирующими образы-архетипы психики, помогают молодому человеку освободиться от влияния семьи и осознать свою индивидуальность. Конец романа исполнен глубокой уверенности в том, что, несмотря на все испытания, личность обладает немалой внутренней силой.

Последнее лето Клингзора (1920) – сборник из трех новелл, был назван Гессе «взглядом в хаос». В повести Сиддхартха (1922) на основе древнеиндийской легенды о Гаутаме Будде воссоздается путь «индивидуации», достигаемый через преодоление противоречий между плотью и духом, через растворение собственного «я» в бессознательном и обретение единства с сущим. Здесь нашли свое отражение давний интерес писателя к восточным религиям и попытки синтеза восточного и западного мышления.

В 1925–1932 каждую зиму проводил в Цюрихе, регулярно бывал в Бадене – по мотивам курортной жизни написана повесть Курортник (1925).

В 1927 вышел роман Степной волк. Мятущийся художник Гарри Галлер, раздираемый фаустовскими страстями, в поисках смысла жизни и духовной цельности проникает в глубины своего подсознания. Герой раздваивается на человека и волка, блуждающего в джунглях большого города. Воссоздается атмосфера внутреннего одиночества и потерянности, противоречий животной и духовной природы человека.

В 1926 Гессе был избран в Прусскую академию писателей, из состава которой через четыре года вышел, разочарованный происходящими в Германии политическими событиями.

Действие повести Нарцисс и Гольдмунд (1930) происходит в средневековой Германии. В основе сюжета – духовное взаимодействие воплощающего абстрактное мышление Нарцисса и наивного и непосредственного по натуре художника Гольдмунда. Проблематика – двойственность бытия, противоречие духовного и материального, аскетизма и жизнелюбия, отцовского и материнского, мужского и женского.

В 1931 приступил к работе над своим шедевром – романом Игра в бисер.

В повести Паломничество в Страну Востока (1932), напоминающей романтическую сказку, полную символов и реминисценций, описан магический образ Братства – тайного общества единомышленников, стремящихся достичь вершин духа и проникнуть в тайну бытия.

Роман Игра в бисер был опубликован в Швейцарии в 1943 в разгар Второй мировой войны. В центре – метафора культуры как игры, «игры в бисер». Речь идет о перевоссоздании культуры на основе уже имеющихся достижений человечества. Образ Касталии 25 века и игры в бисер – прообразы идеального государства и места в нем духовной культуры. К требованиям самодисциплины ордена «игроков в бисер» относятся ответственность, сосредоточенность, совершенствование своей способности к внутри- и межкультурной коммуникации и передаче навыков своего искусства ученикам. Ставится проблема «правильного соотношения» мирского бытия и аскезы, отношений государства и церкви и т.д.

Судьбы культуры рассматриваются в романе сквозь призму автобиографии «магистра игры в бисер» Йозефа Кнехта. В контексте замысла книги повторяются темы прежних романов – ученичество, дружба единомышленников, поиск себя в мире культуры, способность находить гармонию между противоположностями и т.д. Роман вобрал в себя и наиболее важные жизненные впечатления Гессе – черты братства общины его родителей-пиетистов, учебу в семинарии, становление его как писателя и мастера и т.д.

Нобелевская премия 1946 по литературе была присуждена Гессе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль», «за поэтические достижения человека добра – человека, который в трагическую эпоху сумел защитить истинный гуманизм».

После Игры в бисер крупных произведений в творчестве Гессе не появлялось. Писал эссе, письма, мемуары о встречах с друзьями – Томасом Манном, Стефаном Цвейгом, Теодором Хайсом и др., переводил. Увлекался живописью – писал акварелью, вел обширную переписку.

Последние годы безвыездно жил в Швейцарии. Умер в Монтаньоле 9 августа 1962 во сне от кровоизлияния в мозг; похоронен в Сан-Аббондино.

Награжден Цюрихской литературной премией Готтфрида Келлера, Франкфуртской премией Гете, премией Мира Западногерманской ассоциации книгоиздателей и книготорговцев и т.д.; был почетным доктором Бернского университета.

До выхода романа Игра в бисер был известен в основном немецкоязычным читателям и узкому кругу знатоков литературы в других странах. В 1960–1970-е его популярность вышла за пределы элитарных кругов – Игра в бисер была признана «культовым» произведением в молодежной среде. Роман был популярен среди хиппи США, где под руководством Тимоти Лири для тех, кого интересовали эксперименты по «расширению» сознания, была создана община под названием Касталия.

Читайте также  Краткая биография Хемингуэя

Книги Гессе переводились на многие языки мира, в том числе на русский, и в России его сочинения весьма популярны.

Издания: Гессе Г. Игра в бисер. М., Художественная литература, 1969; Демиан. СПб, Азбука, 2003; Петер Каменцинд. СПб, Амфора, 1999.

Герман Гессе – биография, фото, личная жизнь, книги, смерть

Герман Гессе: биография

Немецкого публициста и прозаика Германа Гессе называют гениальным интровертом, а его роман о поисках человеком самого себя «Степной волк» — биографией души. Имя писателя числится среди наиболее значимых авторов 20 века, а книги постоянно занимают место на полках людей, увлекающихся самоанализом.

Детство и юность

Герман принадлежал к роду протестантских священников. Предки отца Иоганнеса Гессе занимались миссионерством еще с 18 века, и он также посвятил жизнь христианскому просвещению. Мать Мария Гундерт, наполовину француженка, филолог по образованию, тоже родилась в верующей семье, несколько лет провела в Индии с миссионерской целью. На момент знакомства с Иоганнесом она уже была вдовой и воспитывала двух сыновей.

Герман Гессе

Герман родился в июле 1877-го в городе Кальве земли Баден-Вюртемберг. Всего в семье Гессе родилось шестеро детей, но выжили только четверо: у Германа были сестры Адель и Марулла и брат Ганс.

Родители видели в сыне неизменного продолжателя традиций, потому отправили ребенка в миссионерскую школу, а затем в христианский пансионат в Базеле, где глава семьи получил должность в миссионерской школе. Школьные предметы Герману давались легко, особенно нравилась латынь, и именно в школе, по словам писателя, он обучился искусству лжи и дипломатии. Но по воспоминаниям будущего Нобелевского лауреата по литературе, он говорил:

«С тринадцати лет мне было ясно одно — я стану либо поэтом, либо вообще никем».

Герман Гессе в детстве

Намерения Гессе не нашли понимания в семье и в посещаемых им учебных заведениях:

«В один миг вывел я тот урок, который только и можно было вывести из ситуации: поэт есть нечто, чем дозволено быть, но не дозволено становиться».

Германа отправили учиться в латинскую школу в Гёппингене, затем в теологическую семинарию, откуда он сбежал. Герман подрабатывал в типографии и подмастерьем в механической мастерской, помогал отцу в издательстве богословской литературы, трудился на фабрике башенных часов. Наконец, нашел дело по душе в книжной лавке. В свободное время занимался самообразованием, благо от деда осталась богатая библиотека.

Герман Гессе в молодости

По воспоминаниям Гессе, за четыре года он проявил завидное усердие в изучении языков, философии, мировой литературы, истории искусства. Помимо наук, извел кучу бумаги, занимаясь написанием первых произведений. Вскоре Гессе сдал необходимые экзамены за курс гимназии и поступил в Тюбингенский университет как вольный слушатель.Позднее, решив, что

«духовная жизнь вообще делается возможной только через постоянную связь с былым, с историей, со стариной и с древностью»,

перешел от обычного книготорговца в букинистический магазин. Однако работал там, только чтобы прокормиться, и отказался от этого занятия, когда пришел писательский успех и возможность содержать семью на гонорары.

Литература

Первым литературным произведением в биографии Германа Гессе считается сказка «Два брата», написанная им в десятилетнем возрасте для младшей сестры.

Портрет Германа Гессе

В 1901-м вышел первый серьезный труд Гессе — «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» (варианты перевода названий — «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера», «Сочинения и стихотворения Германа Лаушера, опубликованные посмертно Германом Гессе»).

Однако одобрение критиков и признание в читательских кругах, равно как и финансовую независимость принес роман «Петер Каменцинд». Роман получил литературную премию Эдуарда Бауэрнфельда, а писатель – предложение от крупного издательства S. Fischer Verlag на приоритетную публикацию последующих сочинений. Впоследствии издательство Самюэля Фишера в течение полувека будет единственным обладателем прав на публикацию произведений Гессе в Германии.

Книга Германа Гессе «Игра в бисер»

В 1906-м Герман написал повесть «Под колесом», отразив, как и в ранее вышедших произведениях, элементы автобиографии, в частности времен учебы в семинарии. Кроме этого, автор статей и повестей выступал как критик и рецензент. Через год Гессе в коллаборации с издателем Альбертом Лангеном и другом и писателем Людвигом Тома приступил к выпуску литературного журнала «März».

Роман «Гертруда» появился в 1910-м. Спустя год Гессе отправился в путешествие по Индии, посетил Сингапур, Индонезию, Шри-Ланку. По возвращении писатель опубликовал сборник стихов и рассказов «Из Индии». Интерес к восточным практикам найдет выход в появившемся через несколько лет аллегорическом романе-притче «Сиддхартха», герой которого уверен в том, что нельзя учением достичь познания истины, эта цель может быть достигнута только через собственный опыт.

Писатель Герман Гессе

На родине Гессе стал свидетелем событий Первой мировой войны, начал выступать со статьями и очерками антивоенной направленности, собирать средства на открытие библиотек для военнопленных. По заметкам историков, писатель сотрудничал с обеими враждующими сторонами, так что неудивительно, что против Гессе в итоге развернулась открытая пропагандистская кампания, в прессе его называли трусом и предателем.

В знак протеста Герман переехал в швейцарский Берн и отказался от немецкого гражданства. Общность идей и взглядов сблизили Гессе с французским писателем, активным сторонником пацифизма Роменом Ролланом. Там же он закончил роман «Росхальде», очередное автобиографическое произведение, в котором на этот раз речь пошла о назревающем внутрисемейном кризисе.

Книга Германа Гессе «Степной волк»

Публикации воспитательного романа «Демиан», описывающего моменты социального и нравственного становления личности главного героя, предшествовали трагические события в жизни Гессе: умер старший сын, затем отец, жена попала в психиатрическую лечебницу. От последствий тяжелого нервного срыва Германа излечил известный психолог Йозеф Ланг.

Под влиянием юнгианского психоанализа Герман Гессе рассказал в романе не просто о молодом парне, вернувшемся с войны и ищущем место в жизни, а написал историю взросления мальчика, жившего стандартной жизнью бюргера и под давлением обстоятельств и благодаря двойственности собственной личности превратившегося в человека, который превосходил по уровню развития окружающих. Сам Карл Юнг отозвался о романе как «о свете фары в ночи».

Герман Гессе

Дуализм главного персонажа писатель раскрыл и в романе «Степной волк», считающемся важнейшим этапом в писательской карьере Гессе. Книга положила начало направлению интеллектуальных романов в немецкой литературе, а цитаты из текста используются и как призыв к действию, и как иллюстрация личной позиции.

Новая волна популярности накрыла Гессе после публикации повести «Нарцисс и Златоуст» («Нарцисс и Гольдмунд»). Действие сочинения разворачивается в средневековой Германии, жизнелюбие в нем противопоставляется аскетизму, духовное – материальному, рациональное – эмоциональному.

Книга Германа Гессе «Сиддхартха»

Своеобразной кульминацией творчества Гессе стала «Игра в бисер», утопический роман социально-интеллектуальной направленности, породивший острые дискуссии и множественные толкования. Над произведением писатель работал на протяжении десятилетия и публиковал частями. Полноценная книга увидела свет в Цюрихе в разгар Второй мировой – в 1943-м. На родине Гессе последний роман запрещенного ранее за антифашистскую позицию писателя вышел только в 1951-м.

Личная жизнь

Герман Гессе трижды был женат. С первой супругой Марией Бернулли писатель вступил в брак в 1904-м, после путешествия по Италии, в котором Мария сопровождала Германа в качестве фотографа. Мария, или Мия, как еще называли девушку, происходила из семьи известных швейцарских математиков.

Герман Гессе и его первая жена Мария Бернулли

О детях, рожденных в этом браке, информация расхожая. В одних источниках говорится о том, что старший сын Мартин умер от менингита, еще будучи подростком. В то же время в других ведется речь о Бруно и Хайнере, ставших художниками и проживших довольно долгую жизнь, а также о еще одном Мартине, который родился в 1911-м и занимался фотографией.

С Марией Гессе официально развелся в 1923-м, но еще за шесть лет до этого женщину, страдающую психическим расстройством, поместили в специализированную лечебницу.

Герман Гессе и его вторая жена Рут Венгер

В 1924-м Герман женился второй раз на Рут Венгер, дочери писательницы Лизы Венгер. Рут была на 20 лет моложе, увлекалась пением и рисованием. Этот брак просуществовал три года, на протяжении которых, по воспоминаниям современников, фрау Гессе отдавала предпочтение возне с домашними животными, чем семейным заботам. При этом в гости регулярно наведывались родители Венгер, и писатель вскоре почувствовал себя лишним в собственном доме.

Герман Гессе и его третья жена Нинон Ауслендер

Идеал жены, хозяйки и подруги Гессе обрел в третьей супруге Нинон Ауслендер. С женщиной писатель долго переписывался – Нинон оказалась большой поклонницей творчества Германа. Позднее она вышла замуж за инженера Фреда Дольбина, с Гессе познакомилась в 1922-м, когда предыдущие браки у обоих разрушились. В 1931-м искусствовед и писатель оформили отношения.

Смерть

После издания «Игры в бисер» Гессе ограничился выпуском рассказов, стихов, статей. Вместе с Нинон Герман жил в местечке Монтаньола, пригороде Лугано, в доме, построенном для них друзьями Эльзи и Гансом Бодмерами.

Могила Германа Гессе

В 1962-м писателю диагностировали лейкемию, в августе того же года Герман Гессе умер от кровоизлияния в мозг. Похоронен на кладбище Collina d’Oro.

Краткая биография гессе

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 275 754
  • КНИГИ 649 040
  • СЕРИИ 24 720
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 607 610

Я родился под конец Нового времени, незадолго до первых примет возвращения средневековья, под знаком Стрельца, в благотворных лучах Юпитера. Рождение мое совершилось ранним вечером в теплый июльский день, и температура этого часа есть та самая, которую я любил и бессознательно искал всю мою жизнь и отсутствие которой воспринимал, как лишение. Никогда не мог я жить в холодных странах, и все добровольно предпринятые странствия моей жизни направлялись на юг. Я был ребенком благочестивых родителей, которых любил нежно и любил бы еще нежнее, если бы меня уже весьма рано не позаботились ознакомить с четвертой заповедью. Горе в том, что заповеди, сколь бы правильны, сколь бы благостны по своему смыслу они ни были, неизменно оказывали на меня худое действие; будучи по натуре агнцем и уступчивым, словно мыльный пузырь, я перед лицом заповедей любого рода всегда выказывал себя строптивым, особенно в юности. Стоило мне услышать «ты должен», как во мне все переворачивалось и я снова становился неисправим. Нетрудно представить себе, что свойство это нанесло немалый урон моему преуспеянию в школе. Правда, учителя наши сообщали нам на уроках по забавному предмету, именовавшемуся всемирной историей, что мир всегда был ведом, правим и обновляем такими людьми, которые сами творили себе собственный закон и восставали против готовых законов, и мы слышали, будто люди эти достойны почтения; но ведь это было такой же ложью, как и все остальное преподавание, ибо, стоило одному из нас по добрым или дурным побудительным причинам в один прекрасный день набраться храбрости и восстать против какой-либо заповеди или хотя бы против глупой привычки или моды – и его отнюдь не почитали, не ставили нам в пример, но наказывали, поднимали на смех и обрушивали на него трусливую мощь преподавательского насилия.

По счастью, еще до начала школьных годов мне удалось выучиться самому важному и незаменимому для жизни: мои пять чувств были бодрственны, остры и тонки, я мог на них положиться и ждать себе от них много радости, и, если позднее я безнадежно поддался приманкам метафизики и временами даже налагал на свои чувства пост и держал их в черном теле, все же атмосфера развитой чувственной впечатлительности, особенно по части зрения и слуха, никогда не покидала меня и явственно играет свою роль и в мире моего мышления, каким бы абстрактным этот мир подчас ни казался.

Итак, некоторой оснасткой для жизни я обзавелся, согласно выше сказанному, еще задолго до школьных годов. Я не был неучем в нашем родном городе, смыслил кое-что в птичниках и лесах, в виноградниках и мастерских ремесленников, я распознавал деревья, птиц и бабочек, умел распевать песни и свистать сквозь зубы, знал и другие вещи, не вовсе бесполезные для жизни. К этому добавились школьные предметы, которые давались мне легко и славно меня развлекали, я получал особенно удовольствие от латыни и начал сочинять латинские стихи почти так же рано, как немецкие. Что до искусства лжи и дипломатии, то ему я обязан второму школьному году, когда господин учитель и помощник учителя обогатили меня соответствующими навыками, между тем как до того я, по моей ребяческой открытости и доверительности, навлекал на себя одну неприятность за другой. Оба вышеназванных наставника сумели исчерпывающе разъяснить мне, что честность и правдолюбие суть свойства, отнюдь не желательные в школьнике. Они приписали мне один случившийся в классе пустячный проступок, в котором я был решительно неповинен; поскольку же им не удалось побудить меня сознаться в несодеянном, из сущей безделицы проистекло форменное судебное расследование, и оба совместными усилиями после долгого мучительства извлекли из меня если не желаемое признание, то последние остатки веры в порядочность учительской касты. Позднее мне встречались, благодарение богу, и настоящие учителя, достойные самого глубокого почтения, но непоправимое уже свершилось, и мое отношение не только к школьным педагогам, но и ко всякому авторитету было извращено и отравлено. В общем же, я, был на протяжении первых семи или восьми школьных годов хорошим учеником, по крайней мере место мое было всегда среди первых в классе. Лишь при начале тех испытаний, которых не минует ни один человек, обреченный стать личностью, я вступил в конфликт со школой, становившийся все тяжелее и тяжелее. Понять смысл этих испытаний мне удалось лишь два десятилетия спустя, тогда же они были голой данностью и отовсюду обступали меня против моей воли, как тяжкое несчастье.

Читайте также  Краткая биография грасс

Дело обстояло так: с тринадцати лет мне было ясно одно – я стану либо поэтом, либо вообще никем. Но к этой определенности постепенно прибавилось другое открытие, и оно было мучительно. Можно было стать учителем, постором, врачом, ремесленником, торговцем, почтовым служащим, даже музыкантом, даже архитектором или живописцем – ко всем на свете профессиям вела какая-то дорога, проходившая через подготовку, через школу, через обучение начинающих. Только для поэта не существовало ничего подобного! Что разрешалось и даже считалось за честь, так это быть поэтом, то есть получить в качестве поэта успех и признание-по большей части, увы, лишь после смерти. Но вот стать поэтом было немыслимо, а желать им стать было смешно и постыдно, как я очень скоро имел случай убедиться. В один миг вывел я тот урок, который только и можно было вывести из ситуации: поэт есть нечто, чем дозволено быть, но не дозволено становиться. И еще: наклонность к поэзии и личный к ней талант делают тебя в глазах учителей подозрительным и навлекают то неудовольствие, то насмешки, а то и смертельное оскорбление. С поэтом дело обстояло в точности так, как с героем и со всеми могучими или прекрасными, великодушными или небудничными людьми и порывами: в прошедшем они были чудны, любой учебник в изобилии воздавал им хвалу, но в настоящем, в действительной жизни их ненавидели, и позволительно было заподозрить, что учителя затем и были поставлены, чтобы не дать вырасти ни одному яркому; свободному человеку, не дать состояться ни одному великому, разительному деянию.

И вот я увидел между мною самим и моей далекой целью одни пропасти, все стало сомнительным, все потеряло цену, оставалось только одно: что я намерен стать поэтом, легко это или трудно, смешно или почетно. Внешние результаты этого решения – или этого несчастья – были следующими.

Когда мне исполнилось тринадцать лет и вышеозначенный конфликт только начался, поведение в родительском доме и в стенах школы оставляло желать столь многого, что меня отправили в изгнание в иногороднюю школу. Годом позднее я стал питомцем одной теологической семинарии, учился выписывать буквы древнееврейского алфавита и уже готовился узнать что есть «дагеш форте имплицитум», как вдруг внутри меня разразились бури, которые привели к моему бегству из монастырской школы, к наказанию строгим карцером, к прощанию с семинарией.

Некоторое время я силился продвинуть вперед мои знания в одной гимназии, однако и здесь скоро все окончилось карцером и расставанием. Затем я три дня пробыл учеником в торговом доме, снова сбежал и пропал на несколько дней и ночей, к немалой тревоге моих родителей. В течение полугода я был помощником моего отца, в течение полутора лет я работал ктикантом в механической мастерской и на фабрике башенных часов.

Короче говоря, более четырех лет все попытки сделать из меня что-нибудь путное кончались неукоснительным провалом, ни одна школа не хотела удержать меня в своих стенах, ни в какой выучке я не мог протянуть сколько-нибудь долго. Любая попытка сделать из меня общественно полезного человека оканчивалась неудачей, иногда позором и скандалом, иногда бегством и изгнанием – а между тем за мной признавали хорошие способности и даже известную меру доброй воли! Притом я всегда был довольно трудолюбив; к высокой добродетели ничегонеделания я неизменно относился с почтительным восхищением, но никогда не усвоил ее сам. В пятнадцать лет, потерпев неудачу в школе, я принялся сознательно и энергично работать над самообразованием, и для меня было радостью и блаженством, что в доме моего отца обреталась огромная дедовская библиотека, целый зал, наполненный старыми книгами и содержавший, в частности, всю немецкую литературу и философию восемнадцатого столетия. Между шестнадцатым и двадцатым годами я не только исписал кучу бумаги своими первыми литературными опытами, но и прочел за эти годы половину всей мировой литературы и занимался историей искусства, языками и философией с таким усердием, которого за глаза хватило бы для занятий по обычному школьному курсу.

Герман Гессе (Hermann Hesse)

Годы жизни: с 02.07.1877 по 09.08.1962

Немецкий романист, поэт, критик, публицист, художник. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Считается одним из крупнейших писателей XX в. Творчество Гессе стало своеобразным «мостом между романтизмом и экзистенциализмом».

Герман Гессе родился в семье миссионеров и издателей богословской литературы в г. Кальв, в Вюртемберге. Мать писателя была филологом и миссионером, многие годы прожила в Индии. Оотец писателя, в свое время также занимался в Индии миссионерской деятельностью.
В 1880 г. семья переехала в Базель, где отец Гессе преподавал в миссионерской школе до 1886 г., когда Гессы снова возвратились в Кальв. Хотя Гессе с детства мечтал стать поэтом, его родители надеялись, что он последует семейной традиции, и готовили его к карьере теолога. В 1890 г. он поступает в Латинскую школу в Гёппингене, а на следующий год, блестяще сдав экзамен, переходит в протестантскую семинарию в Маульбронне. 7 марта 1892 г. Гессе без всяких видимых причин бежит из Маульброннской семинарии. После проведенной в открытом поле очень холодной ночи беглеца подбирает жандарм, водворяет его назад в семинарию, где в качестве наказания подростка сажают на восемь часов в карцер. После этого пребывание в семинарии для Гессе становится невыносимым и в итоге отец забирает его из заведения. Родители пытались определить Гессе еще в ряд учебных заведений, однако из этого ничего не вышло и в итоге Гессе начал самостоятельную жизнь.
Некоторое время юноша работал подмастерьем в механической мастерской, а в 1895 г. устроился работать учеником книготорговца, а затем помощником продавца книг в Тюбингене. Здесь у него появилась возможность много читать (особенно юноша увлекался Гёте и немецкими романтиками) и продолжить свое самообразование. В 1899 г. Гессе опубликовал свои первые книги: томик стихов «Романтические песни» и сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи». В том же году он начал работать продавцом книг в Базеле.
Первый роман Гессе «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера появился в 1901 г., однако литературный успех пришел к писателю только через три года, когда вышел его второй роман «Петер Каменцинд». После этого Гессе оставил работу, уехал в деревню и стал жить исключительно на доходы от своих произведений. В 1904 г. он женился на Марии Бернуйи; у супругов было трое детей.
В эти годы Гессе пишет много очерков и эссе в различные периодические издания и до 1912 г. работает соредактором журнала «Март». В 1911 г. Гессе совершает путешествие в Индию, по возвращении откуда выпускает сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии».
В 1912 г. Гессе и его семья окончательно поселяются в Швейцарии, однако писатель не находит покоя: его жена страдает душевным заболеванием, а в мире начинается война. Будучи пацифистом, Гессе выступал против агрессивного германского национализма, что привело к падению популярности писателя в Германии и личным оскорблениям в его адрес. В 1916 г. из-за тягот военных лет, постоянных болезней сына Мартина и душевнобольной жены, а также из-за смерти отца у писателя произошел тяжелый нервный срыв, от которого он лечился методом психоанализа у ученика Карла Юнга. Полученный опыт оказал огромное влияние не только на жизнь, но и на творчество писателя.

В 1919 г. Гессе покидает семью и переезжает в Монтаньолу, на юг Швейцарии. Жена писателя уже находится к этому времени в психиатрической лечебнице, детей отдают кого в интернат, а кого оставляют у знакомых. 42-х летний писатель как будто начинает жизнь заново, что подчсеркивается использованием псевдонима для вышедшего в 1919 г. романа «Демиан». В 1924 г. Гессе женится на Руфи Венгер, однако этот брак продлился всего три года. В 1931 г. Гессе женится в третий раз (на Нинон Долбин) и в том же году начинает работу над своим наиболее известным романом: «Игра в бисер», который был опубликован в 1943 г. Кроме литературного труда, Гессе увлекается живописью (с 20-х г.) и много рисует.
В 1939-1945 г. произведения Гессе внесены в Германии в список нежелательных книг. Отдельные произведения даже подпадают под запрет публикации, выход в свет романа «Игра в бисер» запрещен в 1942 г. Министерством пропаганды.
В 1946 г. Гессе была присуждена Нобелевская премия по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».
После получения Нобелевской премии Гессе не написал больше ни одного крупного произведения. Продолжали появляться его эссе, письма, новые переводы романов. Последние годы писатель безвыездно прожил в Швейцарии, где и умер в 1962 г. в возрасте 85 лет, во сне, от кровоизлияния в мозг.

Интересные факты из жизни

В попытках «обуздать» своего сына родители Гессе помещали его даже в лечебно-исправительное заведение для эпилептиков и слабоумных.

Гессе был очень дружен с Р. Ролланом, с которым сблизился благодаря антивоенным выступлениям.

Гессе так писал о Ф.М. Достоевском: «Достоевского надо читать, когда мы глубоко несчастны, когда мы исстрадались до предела наших возможностей и воспринимаем жизнь, как одну-единственную пылающую огнем рану, когда мы переполнены чувством безысходного отчаяния. И только когда мы в смиренном уединении смотрим на жизнь из нашей юдоли, когда мы не в состоянии ни понять, ни принять ее дикой, величавой жестокости, нам становится доступна музыка этого страшного и прекрасного писателя».

Гессе вел обширнейшую переписку. По некоторым данных за свою жизнь он ответил более чем на 35 000 писем.

Судьба произведений Гессе оказалась очень непростой. После успеха первых романов, его популярность во время Первой мировой войны стремительно упала и столь же стремительно возродилась после выхода «Демиана». Однако в 30-х годах, с приходом к власти нацистов, о Гессе начинают забывать и его «Игра в бисер» осталась почти незамеченной читательской аудиторией в момент выхода в свет. После присуждения Нобелевской премии последовал новый всплеск популярности, а уже в 50-х годах о Гессе опять забыли. Все это время писатель был малоизвестен за пределами Германии, в год его смерти «Нью-Йорк таймс» отмечала, что романы Гессе для американского читателя «в целом недоступны». И всего через несколько лет Гессе стал самым читаемым европейским писателем в США – настолько его произведения оказались созвучны мировоззрению молодого поколения.

Награды писателя

Библиография

Основные прозаические произведения
Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера (1901) роман
Петер Каменцинд (1904) роман
Под колесом (1906) повесть
Гертруда (1910) роман
Росхальде (1912—1913) роман
Кнульп (1915) повесть
Демиан (1919) роман
Клейн и Вагнер (1919) повесть
Последнее лето Клингзора (1919—1920) повесть
Сиддхартха (1922) роман
Курортник (1925) повесть
Степной волк (1927) роман
Нарцисс и Гольдмунд (1930) роман
Паломничество в Страну Востока (1932) повесть
Игра в бисер (1943) роман

Сборники
Романтические песни (1899) стихотворения
Час после полуночи (1899) рассказы, стихи
Окольные пути (1912) рассказы
Из Индии (1913) рассказы, очерки, стихи
Утешение ночи (1929) стихотворения

Экранизации произведений, театральные постановки

Гессе неизменно отказывал в экранизации своих произведений, он считал, что «литературное произведение, работающее чисто литературными средствами, то есть исключительно словом, нельзя … эксплуатировать другому искусству своими средствами. Это, во всяком случае, деградация и варварство». После смерти писателя, на волне популярности Гессе у молодежи, выходят экранизации романов Сиддхартха и Степной волк. Ни одна из экранизаций не снискала заметного успеха.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: