Краткая биография писарев - Sogetsu-Mf.ru

Краткая биография писарев

(1840-1868) русский критик и публицист Дмитрий Иванович Писарев родился в родовом имении своего отца, обеспеченного, но не очень богатого помещика. До двенадцати лет Дмитрий не покидал родительского дома. С ним занималась мать, Варвара Дмитриевна, и приглашенные учителя. Когда же мальчику исполнилось двенадцать, мать переехала вместе с ним в Петербург и определила сына в

Краткая биография писарев

Писарев Дмитрий Иванович

(1840-1868) русский критик и публицист

Дмитрий Иванович Писарев родился в родовом имении своего отца, обеспеченного, но не очень богатого помещика. До двенадцати лет Дмитрий не покидал родительского дома. С ним занималась мать, Варвара Дмитриевна, и приглашенные учителя. Когда же мальчику исполнилось двенадцать, мать переехала вместе с ним в Петербург и определила сына в классическую гимназию.

Дмитрий Писарев прекрасно учился и в 1856 году закончил гимназию с золотой медалью. В том же году он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Правда, в это время Писарев мечтал быть философом, интерес к литературе появился у него лишь тогда, когда он стал сотрудничать в журнале для девиц «Рассвет».

По просьбе издателя, Дмитрий Писарев должен был рецензировать все выходившие в то время литературные произведения. В статьях, посвященных роману Ивана Гончарова «Обломов», произведениям Ивана Тургенева и рассказам Льва Толстого, молодой критик пытался показать своим юным читательницам своеобразие каждого из авторов. Он не просто представлял новинки, а анализировал каждое произведение, выявляя его достоинства и новизну, связывая их с современными проблемами общества.

Во время учебы на последнем курсе университета, Дмитрий Писарев влюбился в свою двоюродную сестру Л. Кореневу. Молодые люди собирались пожениться, но так и не смогли переступить через запрет родителей. Вынужденный разрыв с любимой вызвал у Писарева сильнейшее нервное потрясение, после которого он более полугода лечился в психиатрической клинике.

После выздоровления и отдыха он вернулся к занятиям в университете и в 1861 году закончил курс, защитив дипломную работу, посвященную учению римского философа Аполлония Тианского. Она была удостоена серебряной медали, и одаренный университант получил предложение остаться на кафедре при университете, однако отказался от научной карьеры и по приглашению своего знакомого Г. Благосветлова стал редактором популярного журнала «Русское слово».

Вскоре его статьи в этом журнале стали привлекать внимание читателей твердой авторской позицией, искренностью, остротой мысли, начали расти тиражи издания. Кроме создания публицистических статей он начал заниматься и литературным трудом. Так, опубликовал перевод на русский язык поэмы Генриха Гейне «Атта Тролль».

К этому времени изменилось и общественное сознание критика. Увлекшись философским материализмом, Дмитрий Писарев считает, что необходимо в первую очередь решить социально-экономические проблемы России. Придя к выводу, что просвещение народных масс может ускорить процесс революционного преобразования общества, он разрабатывает целую педагогическую систему, которая является продолжением демократических взглядов Виссариона Григорьевича Белинского, Николая Гавриловича Чернышевского и Николая Александровича Добролюбова. Писарев считает, что для молодых людей, стремящихся к знаниям и общественной жизни, «талантливый критик с живым чувством и с энергическим умом, критик, подобный В. Г. Белинскому, мог бы быть в полном смысле слова учителем нравственности».

Опубликованная в 1862 году статья Дмитрия Ивановича Писарева «Базаров» стала важнейшим литературно-критическим выступлением революционных демократов. Автор решил «обрисовать крупными чертами личность Базарова, или, вернее, тот общий, складывающийся тип, которого представителем является герой тургеневского романа». Считая, что главный герой может рассчитывать на читательские симпатии, Писарев в то же время отмечал, что его нигилистическая односторонность, неприятие им поэзии, музыки и других видов искусств является признаком «узкого умственного деспотизма».

Статья стала объектом ожесточенной полемики с Антоновичем, критиком журнала «Современник», а Дмитрий Писарев приобрел славу яркого, интересного полемиста, блестящего исследователя и глубокого мыслителя. Одновременно он вошел в число крупнейших русских критиков. Его статьями зачитывались по всей России, а выхода каждого номера журнала ждали с нетерпением.

Казалось, его жизнь складывается вполне благополучно. Дмитрий Иванович Писарев много работал и был буквально завален предложениями от различных изданий. Но внезапно спокойное течение жизни изменилось. В начале 1862 года он написал рецензию-памфлет на брошюру Ш. Фиркса, автор которой критиковал деятельность политического эмигранта писателя Александра Герцена.

Осознавая, что официальные издания не посмеют напечатать это произведение, Писарев передал рукопись в нелегальный студенческий рукописный журнал. Неожиданно в редакции журнала был проведен обыск, и рукопись попала в руки полиции.

Через несколько дней Дмитрий Писарев был арестован и посажен в одиночную камеру Петропавловской крепости по обвинению в государственной измене. Содержавшиеся в статье мысли были восприняты как призыв к свержению существующего строя. Только через год после ареста Писарев получил разрешение писать и печатать свои сочинения.

За эти годы Дмитрием Ивановичем Писаревым было написано более сорока статей, которые принесли ему истинную литературную славу. Огромная сила воли, материнская поддержка и участие сотрудников журнала «Русское слово» помогли ему выдержать тюремное одиночество. Большинство публицистических статей Писарева были посвящены социально-политическим, философским и педагогическим вопросам.

Среди литературно-критических работ этого периода следует отметить статью «Мотивы русской драмы», по оценке драмы Александра Николаевича Островского «Гроза» (1864). Статья была написана с целью опровергнуть взгляд Н. А. Добролюбова на образ главной героини пьесы. В своей работе «Луч света в темном царстве» Добролюбов указывал на благородство, страстность, честность и совестливость Катерины, называя ее «лучом света» в царстве невежества, самодурства и деспотизма. Он считал, что «Гроза» — «самое решительное произведение Островского». А Дмитрий Писарев в своей работе доказывал, что вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий. Она ежеминутно кидается из одной крайности в другую, и, наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством — самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданным для нее самой.

Осенью 1864 года в журнале «Русское слово» появилась знаменитая работа Писарева «Реалисты», в которой критик вновь проанализировал образ Базарова. Он считал, что Тургенев создал более жизненный тип, чем в свое время А. Пушкин. Конечно, оценки Дмитрия Писарева отличались известной категоричностью, вызванной тем, что он находился в тюрьме и был лишен возможности участвовать в живой полемике. Но тщательность и аргументированность анализа, а также простота и доступность изложения материала обеспечили популярность его статей в разных слоях общества.

Однако официальная оценка критических произведений Писарева была совершенно иной. После публикации его статьи «Мыслящий пролетариат», посвященной роману Н. Чернышевского «Что делать», власти поспешили закрыть журнал «Русское слово».

18 ноября 1866 года Дмитрий Писарев был освобожден из заключения. Получив разрешение на жительство в Петербурге, он вместе с небольшим кругом друзей основал новый литературный журнал «Дело». Финансовую сторону взял на себя Г. Благосветлов, который был связан с Писаревым многими годами дружбы и совместной работой в журнале «Русское слово».

После выхода из крепости критик переоценил многое из того, что было написано им в полемическом задоре. В частности, в статьях «Борьба за жизнь» и «Борьба за существование» он дал развернутый анализ романа Достоевского «Преступление и наказание» и показал, что Раскольников является своеобразным героем предостережения.

В своих последующих статьях Дмитрий Писарев изменил точку зрения и на образ Катерины, во многом согласившись с мнением Добролюбова. Неизменность революционных взглядов Писарева постепенно привела к разрыву с Благосветловым, который боялся, что власти закроют и его новый журнал.

В начале 1868 года Дмитрий Иванович Писарев принял предложение Н. Некрасова и стал заместителем главного редактора в журнале «Отечественные записки». Там он снова стал печатать рецензии на все литературные новинки, но налаженная работа неожиданно прервалась.

Выехав летом с женой и сыном в курортное местечко Дуббельн (Дубулты) под Ригой, Дмитрий Иванович Писарев утонул во время морской прогулки. Его похоронили на Волковом кладбище в Петербурге, которое было своеобразным некрополем деятелей русской культуры.

Краткая биография писарев

Литературный критик и публицист Д. И. Писарев родился 14 октября 1840 года в с. Знаменское Елецкого уезда Орловской губернии (ныне с. Писаревка Задонского района Липецкой области) в небогатой дворянской семье. В возрасте 10 лет вместе с семьей перебрался в имение Грунец Тульской губернии (ныне Орловской области). В доме царила атмосфера постоянного учения и культа знаний, поощрялись литературное творчество и чтение. С четырех лет Дмитрий Писарев читал по-русски и по-французски, свободно говорил на французском языке. Но творческой активности и самостоятельности мешали постоянная мелочная опека, семейный деспотизм со стороны родителей. Это наложило отпечаток на его дальнейшую творческую и личную жизнь.

Д. Писарев окончил гимназию в Петербурге (1856), историко-философский факультет Петербургского университета (1861). Студентом, с 1859 года, он вел отдел критики и библиографии в журнале «Рассвет», который стал для него хорошей журналистской школой. Его статьи о романах «Обломов» И. А. Гончарова и «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева были замечены в литературном мире.

Однако в 1859 году Д. И. Писарев пережил мировоззренческий кризис, сопровождавшийся утратой семейных авторитетов, крушением религиозных воззрений и веры в прежние идеалы. По воспоминаниям двоюродной сестры Дмитрия Писарева Раисы Гарднер, воспитывавшейся в их доме, одной из причин его глубоких переживаний могла стать и их сильная взаимная привязанность, которой воспрепятствовала мать. Кризис закончился психическим расстройством. Д. И. Писарев был помещен в психиатрическую лечебницу, где дважды пытался покончить с собой.

Читайте также  Краткая биография бергман

После лечения, с 1860 года Д. Писарев был ведущим критиком и помощником главного редактора журнала «Русское слово» (до его закрытия в 1866 году). Вершинным достижением его в этот период была статья «Базаров», один из первых откликов на роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Конфликт поколений в романе он трактовал как глубокий разлад, проникший во все сферы российского общества. По мнению литературоведов, в это время Писарев, с его поддержкой «новых идей» в науке, «новых людей» в жизни и «новых типов» в литературе, был негласным вождем молодежного движения протеста в русской культуре.

В июле 1862 года за статью-прокламацию «О брошюре Шедо-Ферроти», содержащую призыв к свержению правительства и физической ликвидации царствующего дома, Писарев был арестован и заключён на четыре года в одиночную камеру Петропавловской крепости. На годы заключения приходится почти сорок его публикаций: «Мотивы русской драмы» (1864), «Реалисты», «Пушкин и Белинский» (1865), «Мыслящий пролетариат» о романе Чернышевского «Что делать» и др. Еще во время пребывания Д. Писарева в Петропавловской крепости издатель Ф. Павленков приступил к изданию полного собрания его сочинений.

С ноября 1866 года Д. Писарев работал в журнале «Дело», с лета 1867 года сотрудничал с журналом «Отечественные записки». В эти годы он приходит к мысли о том, что мешать «естественному течению исторических событий» бесперспективно и что попытки «борьбы с целым обществом» обречены на поражение.

Д. И. Писарев умер 4 июля 1868 года в Дуббельне, недалеко от Риги, в результате несчастного случая (утонул). Есть предположения о том, что это было самоубийство. Похоронен на Волковом (ныне Волковское) кладбище в Петербурге.

Произведения автора

  • Полное собрание сочинений: в 6-ти т. – СПб., 1894-1907.
  • Избранные сочинения: в 2-х т. / общ. ред. и вступит статья В. Я. Кирпотина. – М.-Л., 1934-1935.
  • Сочинения: в 4-х т. / вступит. ст. и примеч. С. Сорокина. – М.: Гослитиздат, 1955-1956.
  • Избранные философские и общественно-политические / под ред. и с предисл. В. С. Кружкова. – М. : Госполитиздат, 1949. – 719 с.
  • Избранные педагогические сочинения. – М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1951. – 416 с.
  • Избранные педагогические сочинения / вступит. ст. В. В. Большаковой. – М. : Педагогика, 1984. – 367 с. – (Педагогическая б-ка).
  • Избранные педагогические высказывания / вступит. ст. В. В. Бобровниковой, С. А. Фрумова. – М. : Учпедгиз, 1938. – 464 с. – (Педагогическая б-ка).
  • Избранные произведения. – Л.: Худож. лит., 1968. – 615 с.
  • Литературно-критические статьи / под ред. Н Ф. Бельчикова. – М.: Гослитиздат, 1940. – 480 с.
  • Литературно-критические статьи. – Минск : Изд-во БГУ, 1976. – 255 с.
  • Исторические эскизы : избр. ст. – М. : Правда, 1989. – 608 с. – (Из истории отечественной философской мысли).
  • Пушкин и Белинский. – М.-Петроград : Госиздат, 1923. – 231 с.
  • Базаров / послесл. Ю. С. Сорокина. – М. : Гослитиздат, 1956. – 63 с.
  • Реалисты / полесл. К. И. Бонецкого. – М. : Гослитиздат, 1956. – 191 с.
  • Базаров : реалисты / послесл. Л. Г. Птушкиной ; примеч. Ю. С. Сорокина. – М. : Худож. лит., 1974. – 332 с.
  • Надо мечтать! / сост., авт. вступ. ст. и примеч. И. В. Кондаков. – М. : Сов. Россия, 1987. – 429 с. – (Б-ка русской художественной публицистики).
  • Добролюбов Н. А. Избранное / Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев ; сост., авт. вступ. ст. и коммент. О. В. Волобуев, д. ист. н., А. Ю. Морозов, к. ист. н. – М.: РОССПЭН, 2010. – 765 с. – (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).

Литература о жизни и творчестве

  • Гарднер Р. А. Варвара Дмитриевна Писарева : [скончалась] 15-го июля 1880 г. : [о матери Д. И. Писарева вспоминает ее племянница и воспитанница; в частности, рассказывает о драмат. истории взаим. привязанности между ею и Дмитрием Писаревым, которой воспрепятствовала мать] // Русская старина. — 1880. — № 12 — С. 1007-1014. — (Записная книжка «Русской старины»).
  • Логачев Г. В. Дмитрий Иванович Писарев / Г. В. Логачев. – Липецк : Кн. изд-во, 1960. – 22 с.
  • Плоткин Л. Д. И. Писарев: жизнь и деятельность / Л. Д. Плоткин. – М.-Л.: Гослитиздат, 1962. – 232 с.
  • Демидова Н. В. Писарев / Н. В. Демидова. – М.: Мысль, 1969. – 223 с.
  • Коротков Ю. Писарев / Ю. Коротков. – М.: Мол. гвардия, 1976. – 368 с. – (Жизнь замечат. людей).
  • Важинский В. М. Усадьба, в которой родился и провел детские годы Д. И. Писарев: (деревня Писаревка) // Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР: Липецкая область. – М., 1980. – С. 91-92. – (Труды НИИ куль туры; Т. 87).
  • Кузнецов Ф. Ф. Нигилисты? : Д. И. Писарев и журнал «Русское слово» / Ф. Ф. Кузнецов. – перераб. и доп. – М. : Худож. лит., 1983. – 598 с.
  • Прозоров В. В. Д. И. Писарев : книга для учителя / В. В. Прозоров. – М. : Просвещение, 1984. – 112 с.
  • Елизаветина Г. Г. Писарев – критик. Начало пути / Г. Г. Елизаветина. – М. : Наследие, 1992. – 176 с.
  • Мир Д. И. Писарева : исслед. и материалы. – М. : Наследие, 2000. – Вып. 2. – 256 с.
  • Яблонский А. «Разрешить навсегда вопрос о голодных и раздетых…» // Добрый вечер. – 2003. – 3 дек. (№ 49). – С. 19.
  • Мир Д. И. Писарева. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – Вып. 3. Исследования и материалы / [отв. ред. И. Б. Павлова]. – 158 с.
  • Осколков В. Реалист-мечтатель : [к 165-летию Д. И. Писарева] // Добрый вечер. – 2005. – 19-25 окт. (№ 42). – С. 22.
  • Писарев Дмитрий Иванович // Славься, земля Задонская!: летопись малой Родины. – Воронеж: изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2008. – С. 178-180.
  • Перцев В. Яркость короткой жизни // Красное знамя [г. Елец и Елецкий район]. – 2010. – 19 окт.: фото.

Справочные материалы

  • Энциклопедический словарь. – Репринт. воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон 1890 г. – М., 1992. – Т. 46. – С. 688-692.
  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 55-58.
  • Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. – Липецк, 2010. – С. 576.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 269-270.
  • История русской литературы XIX века: библиогр. указ. / ред. К. Д. Муратова. – М.-Л., 1962. – С. 539-544.
  • История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: аннотир. указ. кн. и публ. в журн. – М., 1979. – Т. 3. Ч. 1. – С. 172-173.
  • Русские писатели. 1800-1917: биогр. словарь. – М., 1999. – Т. 4. – С. 613-622. : портр.
  • Писатели Липецкого края: библиогр. указ. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1986. – Вып. 1. – С. 64-69.
  • Главная /
  • Персоналии /
  • Уроженцы Липецкого края
  • Персоналии

    Коротеев Владимир Тимофеевич (1956).

    Поэт, прозаик. Родился в селе Ровенка Добринского района.

    Румянцева Майя Александровна (1928–.

    Поэтесса. С 1961 по 1966 гг. жила в г. Липецке.

    Харин Иван Николаевич (1942).

    Поэт, член Союза российских писателей. Родился в с. Борисовка Добровского района.

    Памятные места

    Мемориальная доска М. И. Цветаевой .

    Установлена на здании железнодорожного вокзала.

    Мемориальная доска Л. Н. Завадовско.

    Установлена на доме, где жил и работал писатель.

    Памятник А. С. Пушкину (г. Елец).

    Памятник установлен в 1979 году в сквере им. А. С. Пушкина. Автор памятника: скульптор Дюжев Б. И.

    • Главная страница
    • Персоналии
      • Уроженцы Липецкого края
      • Жили, пребывали в Липецком крае
    • Географический указатель
    • Памятные места
    • Литературные премии
    • Литературные объединения
    • Литературные фестивали
    • Литературный журнал «Петровский мост»
    • О проекте
    • И. А. Бунин. Хроники

    © 2013-2021 Литературная карта Липецкой области. Все права защищены.

    Краткая биография писарев

    Писарев Дмитрий Иванович (1840/1868) — русский публицист и литературный критик. Проповедовал революционно-демократические взгляды, разделял идеи утопического социализма, вел революционную пропаганду, за которую был заключен в Петропавловскую крепость (1862/1866). Разработал «теорию социализма», суть которой сводилась к индустриальному развитию страны, высоко ценил естествознание, считая его средством просвещения и производительной силой. Активно сотрудничал с журналом «Русское слово». Наиболее значительные труды: «Генрих Гейне», «Разрушение эстетики», «Реалисты», «Очерки из истории труда».

    Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 219.

    Писарев Дмитрий Иванович (1840 — 1868), критик, публицист. Родился 2 октября (14 н.с.) в селе Знаменское Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы прошли в родительском доме; его первоначальным образованием и воспитанием занималась мать. Варвара Дмитриевна. В четыре года свободно читал по-русски и по-французски, затем овладел немецким.

    В 1952 — 56 учился в Петербургской гимназии, по окончании которой поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.

    Начиная с 1859 Писарев регулярно выступает с рецензиями и статьями в журнале «Рассвет» («Обломов». Роман Гончарова»; «Дворянское гнездо». Роман И.Тургенева»; «Три смерти». Рассказ графа Л.Толстого»). Неудовлетворенный университетской программой, целенаправленно занимается самообразованием.

    В 1860 в результате переутомления и личных переживаний на почве многолетней безответной любви к своей кузине Р.Кореневой Писарев душевно заболевает и четыре месяца проводит в психиатрической лечебнице. После выздоровления продолжает университетский курс и успешно заканчивает университет в 1861.

    Активно сотрудничает с журналом «Русское слово» (до его закрытия в 1866), становится его ведущим критиком и практически соредактором. Его статьи привлекают внимание читателей остротой мысли, искренностью тона, полемическим духом.

    В 1862 публикует статью «Базаров», которая обострила споры вокруг так называемого «нигилизма» и «нигилистов». Критик открыто симпатизирует Базарову, его сильному, честному и суровому характеру. Он считал, что Тургенев понял этот новый для России человеческий тип «так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов».

    В этом же году, возмущенный репрессиями против «нигилистов» и закрытием ряда демократических просветительских учреждений, Писарев пишет памфлет (по поводу брошюры Шедо-Ферроти, написанной по заказу правительства и обращенной против Герцена), содержащий призыв к свержению правительства и физической ликвидации царствующего дома.

    2 июля 1862 был арестован и заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где провел четыре года.

    После года, проведенного в заключении, получил разрешение писать и печататься.

    Годы заточения — расцвет деятельности Писарева и его влияния на русскую демократию. На это время приходится почти сорок его публикаций в «Русском слове» (статья «Мотивы русской драмы», 1864; «Реалисты»; «Пушкин и Белинский», 1865; «Мыслящий пролетариат о романе Чернышевского «Что делать?» и др.).

    Досрочно освобожденный 18 ноября 1866 по амнистии Писарев сначала работает со своим прежним соредактором, издававшим теперь журнал «Дело», но в 1868 принимает приглашение Н.Некрасова сотрудничать в «Отечественных записках», где публикует ряд статей и рецензий.

    Творческий путь Писарева на 28 году жизни внезапно оборвался: во время отдыха под Ригой он утонул, купаясь в Балтийском море. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

    Другие биографические материалы:

    Шикман А.П. Революционный демократ (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

    Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский общественный деятель (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

    Фролов И.Т. Русский революционный публицист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

    Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Русский философ-материалист (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

    Пустарнаков В.Ф. Публицист и литературный критик (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

    Пустарнаков В. Ф. Просветитель-материалист (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

    Володин А.И. Считал наиболее вероятным не «механический», а «химический» путь исторического движения (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

    Коротков Ю.Н. Был провозвестником социологического монизма в России (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 11. ПЕРГАМ — РЕНУВЕН. 1968).

    Далее читайте:

    Сочинения:

    Соч., т. 1–4, М., 1955–56;

    Избр. философские и общественно-политические статьи. М, 1949;

    Исторические эскизы. Избр. статьи. М., 1989.

    Литература:

    Плоткин Л.А. Д.И.Писарев. Жизнь и деятельность. М., 1962;

    Демидова Н.В. Писарев. М., 1966;

    Цыбенко В.А. Мировоззрение Д.И.Писарева. М., 1969;

    Беленкова Л.П. Д.И.Писарев как историк философской и общественной мысли. М., 1983;

    Володин А. И. Бедная русская мысль. Заметки о Дмитрии Писареве и не только о нем // Свободная мысль. 1992. N 5;

    Короткой Ю.Н. Писарев. М., 1976.

    Coquart A. Dmitri Pisarev (1840–1868) et idéologie du nihilisme russe. P., 1946.

    ПИСАРЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

    ПИСАРЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ — русский литературный критик, публицист.

    Дво­ря­нин; сын штабс-ка­пи­та­на в от­став­ке. Окон­чил Санкт-Пе­тербургский университет (1861 год).

    Де­бю­ти­ро­вал в 1859 году в жур­на­ле «для взрос­лых де­виц» «Рас­свет» ста­ть­я­ми «»Об­ло­мов». Ро­ман И.А. Гон­чаро­ва», «»Дво­рян­ское гнез­до». Ро­ман И.С. Тур­ге­не­ва», «»Три смер­ти». Рас­сказ графа Л.Н. Тол­сто­го», в ко­то­рых ак­цен­ти­ро­вал вос­пи­тательное зна­че­ние литературы.

    На фор­ми­ро­ва­ние взгля­дов Писарева оп­ре­де­ляю­щее влия­ние ока­за­ли гу­ма­ни­стические идеи К.В. фон Гум­больд­та, ес­тественно-на­учный ма­те­риа­лизм Л. Бюх­не­ра, Я. Мо­ле­шот­та, К. Фог­та, тео­рия Ч. Дар­ви­на, по­зи­ти­визм О. Кон­та. Дви­жу­щей си­лой об­ще­ст­ва счи­тал раз­ви­тие ум­ст­вен­ных спо­соб­но­стей, ес­те­ственные нау­ки и про­мыш­лен­ность. В 1860 году по­зна­ко­мил­ся с Г.Е. Бла­го­свет­ло­вым, на­чал пе­ча­тать­ся в журнале «Рус­ское сло­во». Ма­ни­фе­стом ле­во­го ра­ди­ка­лиз­ма, бес­ком­про­мисс­ной то­таль­ной кри­ти­ки су­ще­ст­вую­щих ус­та­нов­ле­ний яви­лась ра­бо­та «Схо­ла­сти­ка XIX века» (1861 год), сде­лав­шая Писарева ро­до­на­чаль­ни­ком отечественного ни­ги­лиз­ма. Оди­на­ко­во скеп­ти­че­ски от­но­сил­ся к сла­вя­но­фи­лам и за­пад­ни­кам, вы­сту­пая про­тив тех и дру­гих (ста­тьи «Рус­ский Дон-Ки­хот», «Бед­ная рус­ская мысль», обе 1862 года). В литературно-кри­тических стать­ях «Пи­сем­ский, Тур­ге­нев и Гон­чаров. Жен­ские ти­пы» (1861 год), «Ба­за­ров» (1862 год) в ду­хе «ре­аль­ной кри­ти­ки» Н.А. Доб­ро­лю­бо­ва трак­то­вал литературные ха­рак­те­ры как со­ци­аль­ные и пси­хо­ло­гические ти­пы, при­хо­дя к обоб­ще­ни­ям, вы­хо­див­шим да­ле­ко за рам­ки ана­ли­за литературные про­из­ве­де­ния.

    В ию­ле 1862 года аре­сто­ван за про­кла­мацию «О бро­шю­ре Ше­до-Фер­ро­ти» (опубликована в 1906 году), со­дер­жав­шую при­зы­вы к свер­же­нию ди­на­стии Ро­ма­но­вых, и при­го­во­рён к оди­ноч­но­му за­клю­че­нию в Пе­тро­пав­лов­ской кре­по­сти, где ему вско­ре бы­ло раз­ре­ше­но про­дол­жить литературные за­ня­тия (ос­во­бо­ж­дён в но­ябре 1866 года по ам­ни­стии).

    В тюрь­ме на­пи­са­на бо́ль­шая часть со­чи­не­ний Писарева, в том числе по­ле­ми­че­ски на­прав­лен­ные про­тив журнала «Со­вре­мен­ник»; их от­ли­чительная чер­та — уг­луб­ле­ние эс­те­тического ни­ги­лиз­ма. В статье «Цве­ты не­вин­но­го юмо­ра» (1864 год) кри­ти­ко­вал М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на за уме­рен­ность и ос­то­рож­ность, за «чис­то эс­те­тиче­скую точ­ку зре­ния» в наи­бо­лее ост­рых во­про­сах. В статье «Мо­ти­вы рус­ской дра­мы» (1864 год) об­ви­нил в эс­тет­ст­ве Доб­ро­лю­бо­ва, на­звав­ше­го ге­рои­ню пье­сы А.Н. Ост­ров­ско­го «Гро­за» Ка­те­ри­ну Ка­ба­но­ву «лу­чом све­та в тём­ном цар­ст­ве», и про­ти­во­пос­та­вил ей под­лин­но дея­тель­ные на­ту­ры: Ба­за­ро­ва (ро­ман «От­цы и де­ти» И.С. Тур­ге­не­ва) и ге­ро­ев ро­ма­на «Что де­лать?» Н.Г. Чер­ны­шев­ско­го — Ло­пу­хо­ва и Ве­ру Пав­лов­ну.

    Основные по­ло­же­ния сво­ей эс­те­ти­ки — «тео­рии реа­лиз­ма», ба­зи­рую­щей­ся на прин­ци­пах ан­ти­эс­те­тиз­ма и ути­ли­та­риз­ма, Писарев пред­ста­вил в про­грамм­ной статье «Реа­ли­сты» (цен­зур­ное название — «Не­ре­шён­ный во­прос», 1864 год). Нис­про­вер­же­ние эс­те­тических ав­то­ри­те­тов Писарев про­дол­жил в стать­ях «Пуш­кин и Бе­лин­ский» (1865 год), где раз­вен­чал А.С. Пуш­ки­на и от­нёс его твор­че­ст­во к «чис­то­му ис­кус­ст­ву», и «Раз­ру­ше­ние эс­те­ти­ки» (на­пи­са­на в свя­зи с вы­хо­дом в 1865 году второго издания книги «Эс­те­ти­че­ские от­ноше­ния ис­кус­ст­ва к дей­ст­ви­тель­но­сти» Чер­ны­шев­ско­го), где про­ти­во­пос­та­вил жизнь ис­кус­ст­ву как ори­ги­нал — ко­пии, ко­то­рая не мо­жет быть вы­ше ори­ги­на­ла, и от­ри­цал са­му воз­мож­ность эс­те­ти­ки как са­мо­сто­ятельной нау­ки, по­сколь­ку она «рас­тво­ря­ет­ся в фи­зио­ло­гии и ги­гие­не». В статье «Мыс­ля­щий про­ле­та­ри­ат» (впер­вые под названием «Но­вый тип», 1865 год) вы­со­ко оце­нил ро­ман «Что де­лать?», ин­тер­пре­ти­ро­вав его как при­мер раз­ру­ше­ния ста­рой эс­те­ти­ки во имя но­вой, за­ра­жаю­щей чи­та­те­ля стрем­ле­ни­ем к пре­об­ра­зова­нию жиз­ни. Сре­ди ста­тей позд­не­го пе­рио­да: «Борь­ба за жизнь» (1867 год) — раз­бор ро­ма­на «Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» Ф.М. Дос­то­ев­ско­го; «Ста­рое бар­ст­во» (1868 год) — от­клик на ро­ман «Вой­на и мир» Л.Н. Тол­сто­го.

    Стиль Писарева от­ли­ча­ют рез­кая по­ле­мич­ность то­на, иро­ния, склон­ность к па­ра­док­су, жи­вость и ост­ро­умие.

    Ав­тор на­уч­но-по­пу­ляр­ных ста­тей [«Фи­зио­ло­ги­че­ские эс­ки­зы Мо­ле­шо­та», «Про­цесс жиз­ни», обе 1861 года; «Фи­зио­ло­ги­че­ские кар­ти­ны (по Бюх­не­ру)», 1862 год]; ста­тей по пе­да­го­ги­ке; пе­ре­во­дов (11-я песнь «Мес­сиа­ды» Ф.Г. Клоп­што­ка, «Ат­та Тролль» Г. Гей­не).

    Тра­ги­че­ски по­гиб (уто­нул в Риж­ском заливе).

    Сочинения:

    Со­чи­не­ния. СПб., 1866-1869. Ч. 1-10;

    Ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка. Л., 1981. Т. 1-3;

    Избр. пе­да­го­ги­че­ские соч. М., 1984;

    Избр. ста­тьи. М., 1989;

    Полн. собр. соч. и пи­сем: В 12 т. М., 2000-2012-. Т. 1-11-.

    Российская педагогическая энциклопедия
    ПИСАРЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

    ПИСАРЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

    ПИСАРЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ — [2(14). 10.1846, с. Знаменское, ныне в Липецкой обл., — 4(16).7.1868, Дуб-бельн, ныне Дубулты, близ Риги, похоронен в Петербурге], публицист, лит. критик, философ-материалист. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1861). С 1859 вёл библ. отдел в журн. «Рассвет», предназначавшемся для «взрослых девиц»; выступил с рядом статей по вопросам жен. эмансипации. В 1861-66 ведущий критик и идейный руководитель журн. «Русское слово». В 1862-66 за выступление в защиту А. И. Герцена отбывал заключение в Петропавловской крепости, где написал более половины своих сочинений. В последние годы жизни сотрудничал в журн. «Дело» и «Отечественные записки».

    В идейной борьбе эпохи реформ 60-х гг. 19 в. сформировались «нигилистические», а по сути демокр., рев. и социали-стич. взгляды П. Опираясь на идеи Н. Г. Чернышевского, П. развивал преим. критич. сторону рев. идеологии (неприятие абсолютистского гос. строя, крепостничества, либерализма, ухода образованной части общества в цеховую науку и чистое иск-во). Видя гл. социальную задачу и цель собств. деятельности в разрешении вопроса о «голодных и раздетых», в перспективе П. считал возможным осуществление социалистич. идеала. По П., самой природе человека, на протяжении тысячелетий искажаемой «элементом присвоения», соответствует такой тип социально-полит. устройства, в к-ром воплотится человеческая солидарность и «общедоступное счастье». Будучи сначала сторонником рев. пути развития (прокламация против Шедо-Ферроти, 1862), в 1863-64 П. стал разрабатывать программу достижения социализма помимо «ист. событий», с помощью постепенных социальных изменений и подготовки сознания общества через просвещение народа («Реалисты», 1864). Большую роль в этом процессе П. отводил развитию опытной науки и знания («Цветы невинного юмора», 1864). Идеал П. предполагал коренное изменение человеческой личности, всемерное духовное развитие и развёртывание её свободы.

    В центре антропологич. концепции П. — борьба за освобождение человека от всех видов духовного подавления: гос. деспотизма, религ. верований, моральных кодексов, полит. и идеологич. догматов. По мысли П., до тех пор пока люди не научатся самостоятельно действовать во всех сферах жизни, они останутся несвободными. Ближайшей задачей П. считал подготовку образованных людей, способных стать проводниками передовой обществ. мысли в широкие нар. массы. В ст. «Народные книжки» (1861) П. сравнивал цели деятельности поэта и учителя: тот и другой призваны ликвидировать вековой разрыв между образованными классами и народом. Воздействие на общество, по П., состоит в выработке и пропаганде идеала нового обществ. устройства, к-рый сочетал бы особенности рус. нац. уклада с опытом европ. полит. жизни.

    Центр. место в программе П. занимает понятие «настоящего дела», включающее разл. пути «эмансипации человеческой личности» — пропаганду естеств.-науч. знаний и материалистич. идей (органичных, по мнению П., для трезвого рус. ума), а также пед. деятельность, ведущую к формированию нового поколения самостоятельно мыслящих людей («Схоластика XIX века», 1861). На этой основе строится пед. идеал П.: «Кто в молодости не связал себя прочными связями с великим и прекрасным делом или по крайней мере с простым, но честным и полезным трудом — тот может считать свою молодость бесследно потерянною, как бы весело она ни прошла и сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила» («Мысли о рус. романах», 1863). К осуществлению «настоящего дела» призвано только ещё формирующееся поколение, т. е. «новые люди» — «мыслящие работники, любящие свою работу». Представление о том, какими должны быть «новые люди», П. основывал на «теории разумного эгоизма»: человеческой природе свойственны «величайшие подвиги полезного труда» (так же, как и самые низкие проявления нравств. распущенности); при благоприятных условиях в человеке усиливаются и развиваются самые благородные стремления, и потому долг, труд и наслаждение составят единое целое («Разрушение эстетики», 1865). Уже в современном ему поколении П. видел людей, способных воспитать в себе твёрдую волю, способность к нетрадиц. мышлению и приобретению разносторонних знаний, что даёт им возможность отойти от общепринятых норм обществ. жизни и смотреть в будущее («Базаров», 1862).

    Формирование людей нового типа П. связывал с перестройкой всей системы ср. и высш. образования в направлении разностороннего развития подрастающего человека, подготовки его к дальнейшему самообразованию и практич. деятельности. В программных пед. статьях «Наша университетская наука» (1863) и «Школа и жизнь» (1865) П. выступил последовательным сторонником реального образования. Полемизируя с защитниками классич. школы (M. H. Катковым и др.), П. выдвинул следующие тезисы в защиту реализма: знания о природе соответствуют естеств. потребностям дет. ума; изучение естеств. наук, тесно связанных с живой действительностью, не может стать «мёртвым капиталом», чем бы человек впоследствии ни занимался; естеств. науки образуют сферу чистого знания, независимого от полит. и идеологич. установок; методы естествознания (наблюдение и опыт) наилучшим образом способствуют развитию мыслительных способностей. Все шк. дисциплины П. разделял на образовательные и прикладные. Среди первых ведущую роль он отводил математике, выступал за усиление её преподавания. Усматривая гл. задачу школы в развитии у учеников самостоят. мышления и привычки к систематич. труду, П. оказывался близким к сторонникам классич. образования, расходясь с ними в понимании способов достижения образоват. целей.

    Основой гимназич. курса П. предложил сделать изучение математики и естеств. наук, сохранив преподавание закона Божьего, рус. грамматики и иностр. языков. Опровергая аргументы в пользу изучения древних языков, П. утверждал, что новые языки также развивают ум, придают ему гибкость и способность проникнуть в мировоззрение другого народа. Для образованного рус. человека достаточно знания англ., франц. и нем. языков, открывающего возможности для приобщения к 3 богатейшим культурам.

    Большое внимание П. уделял соблюдению гигиенич. норм шк. жизни, считал совр. ему шк. программы чрезмерно перегруженными предметами, не способствующими умственной деятельности, что негативно отражается как на духовном, так и на физич. развитии ребёнка. П. предложил исключить из гимназич. курса историю, полит. географию, химию и естеств. историю, полагая, что эти дисциплины нужно осваивать самостоятельно, имея надёжный образоват. фундамент и владея методологич. аппаратом. Он отмечал, что в шк. преподавании этих предметов обычно преобладают фрагментарность и зубрёжка, ведущие к потере интереса к знанию как таковому. Преподавание отеч. истории П. связывал с курсом словесности с целью формирования истинного патриотизма, основанного на глубоком восприятии родной литры. Эстетич. вкус и любовь к отеч. словесности П. считал возможным привить посредством чтения и разбора лучших авторов, отказавшись от преподавания теории словесности и истории лит-ры. В состав общего образования, по мысли П., непременно должен быть включён физич. труд (к к-рому ребёнка необходимо приучать с малолетства). Программа шк. образования П. была призвана сократить разрыв между гимназич. курсом и новейшими науч. достижениями за счёт глубокого изучения сравнительно небольшого числа дисциплин. Важной стороной этой программы было чёткое разделение между общим образованием и специальностями, преподавание к-рых было подчинено в ней осн. направлению общего образования.

    Резкой критике П. подверг современное ему университетское образование. Университет, по мнению П., не даёт ни основательной науч. подготовки, ни практич. специальности. Жёсткое деление на факультеты, обязательные экзамены, а также служебные преимущества, предоставляемые выпускникам ун-тов, препятствуют самостоят. выбору предметов для изучения. П. полагал, что высш. образование получит практич. смысл, если оно станет результатом личного труда студента по освоению тех науч. дисциплин, в к-рых он заинтересован.

    Широкое образование, развитие познават. интересов и трудовых навыков П. считал осн. средствами воспитания. Главное, от чего следует уберечь подростка или юношу, — это превращение в «человека толпы». Не следует поражать слишком сильно воображение ребёнка, препятствуя тем самым постижению мира через его собств. опыт, воспитывать в нём слепые симпатии или антипатии, не основанные на самостоят. духовной работе («Образованная толпа», 1867). Много внимания П. уделял жен. образованию, призванному формировать у девушек сознательное отношение к своим семейным и гражд. обязанностям.

    Многие публицистич. выступления П. казались читателю парадоксальными и эпатирующими, они не укладывались ни в одну из существовавших фил ос., социо-логич., пед. систем, часто были полемически заострены. «Нигилизм» П. делал его принципиальным противником любой устойчивой доктрины, открывая этим возможности для поиска новых путей к выдвинутому им социально-полит. и нравств. идеалу.

    Соч.: Соч., т. 1-4, М., 1955-56; Избр. произв., Л., 1968; Избр. пед. соч., М., 1984 (библ.); Ист. эскизы, предисл. и коммент. А. И. Володина, М., 1989.

    Лит.: Соловьев Е. А., Д. И. Писарев, его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1899; Цыбенко В. А., Мировоззрение Д. И. Писарева, М., 1969; Новиков А. И., Нигилизм и нигилисты, Л., 1972; Володин А. И., Карякин Ю. Ф., Плимак Е. Г., Чернышевский или Нечаев?, М., 1976, гл. 6; Короткое Ю. Н., Писарев, М., 1976; Лебедев A. A., Мыслящий пролетариат Писарева, М., 1977; Кузнецов Ф. Ф., Нигилисты? Д. И. Писарев и журнал «Рус. слово», М. Ю. Н. Короткое.

Ольга Уварова/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с историей и биографией исторических личностей. Уверена вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Ольга Уварова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Sogetsu-Mf.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: